Преподобный кирилл и мария радонежские

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского

(18) 31 января – день памяти преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия игумена Радонежского.

Все, что касается представления о детстве и родителях Варфоломея, в монашестве – Сергия, для нас, по выражению писателя Бориса Константиновича Зайцева «в тумане», только «общий некий дух» можно уловить их жития, вышедшего из под пера Епифания – ученика и первого биографа преподобного Сергия.

По древнему преданию, имение родителей Сергия, бояр Ростовских, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль.

Отец, хотя и «от славных и нарочитых боляр», жил со своей семьей, по-видимому, просто. Он не раз сопровождал в Золотую Орду князей Ростовских, и из-за тяжелых податей (даней) и хлебных недородов жил небогато. Ярким свидетельством тому является то, что отрок Варфоломей в одиночку был отправлен отцом на поиск потерявшегося скота.

О простоте жизненного уклада родителей, получивших наглядное доказательство необычности их еще не родившегося ребенка, трижды вскричавшего в утробе матери во время Божественной Литургии, Епифаний пишет совсем незамысловато: «Встретив рождение младенца, они позвали к себе родных и друзей, соседей и предались веселью, славя и благодаря Бога, давшего им такое дитя».

Обратите внимание

О нежной любви родителей своему необычному чаду, отказывавшемуся материнского молока в постные среду и пятницу, свидетельствуют слова агиографа о поисках, правда безуспешных, родителями кормилицы для него.

Принципы семейного воспитания троих сыновей – Стефана, Варфоломея и Петра также укладываются Епифанием в простую формулировку: «ихже воспита со всякым наказанием в благочестии и чистоте». Под наказанием здесь, естественно, следует понимать наставление, а не насильственное принуждение.

При этом родители проявляли некоторую снисходительность к затруднениям Варфоломея в обучении грамоте и изучению Священного Писания. От них он, по свидетельству Епифания, «много браним бываше», но более – от своего учителя.

В то же время сам отрок скорбел из-за невнимательности и не прилежания в учении, без неприязни к родителям за их укоры, и с чистым сердцем пригласил встретившегося ему при поисках пропавшего скота старца – странника иеромонаха к себе домой, поясняя, что «родители мои зело любят таковыя, якоже ты, отче».

С присоединением Ростовского княжества к Московскому и возникновении гонений на местные роды со стороны московских ставленников, все семейство было вынуждено переселиться из Ростова в селение Радонеж.

Получив в лесистом необжитом краю поселение на льготных условиях от сына Московского князя Ивана Калиты, глава семьи уже не мог управлять им по своей старости. Поэтому он возлагал надежды на своих сыновей, но Стефан и Петр, женившись, вынуждены были в большей степени заботиться о своих семьях.

Таким образом родители, спасшие от гонений будущего игумена земли Русской, сами нуждались в его непосредственной поддержке.

И не смотря на непреодолимую тягу к иноческой жизни, Варфоломей со смирением взял на себя заботу о родителях до того времени, как они сами приняли решение уйти в монастырь.

Важно

Иноческий выбор родителей святого Сергия представляет особый интерес. Прямого свидетельства, что Кирилл и Мария ушли в Хотьковский монастырь, нет. Но они там были погребены, из чего заключают, что в Хотькове они жили.

Древность знала общие монастыри для монахов и монахинь, только соборное определение 1504 года запретило такую практику. Родителям преподобного Сергия при их предсмертном пострижении в монашество, вероятно, были изменены имена.

Какие же имена родителей своего учителя упоминает преподобный Епифаний: мирские или монашеские? Известный историк церкви, автор специального труда о Сергии историк Русской Церкви, академик Евгений Евсигнеевич Голубинский считает, что вернее – монашеские.

До своих последних дней, а скончались супруги почти одновременно в 1337 году, они могли видеться, молиться за своих детей, сопереживать друг другу и уже без трепета смотреть в будущее. Их долг христианских родителей был исполнен.

С XIV века Кирилла и Марию почитали, и паломники, исполняя завет преподобного Сергия, прежде чем идти к нему в Лавру, посещали Хотьково, где в Покровском соборе покоились мощи святой четы.

После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован.

В 1981 году Кирилл и Мария были прославлены в Соборе Радонежских святых, празднуемом 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.

В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у гробницы.

В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 3 апреля этого же года, при праздновании 600-летия со дня кончины преподобного Сергия, состоялось общецерковное прославление его родителей, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Молитва преподобным схимонахам Кириллу и Марии,

родителем преподобнаго Сергия

О раби Божии, схимонаше Кирилле, схимонахине Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему, вы, преподобнии, вкупе с преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующий на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

все новости

Источник: https://hramsergiy74.ru/news/prepodobnye-kirill-i-mariya-radonezhskie-roditeli-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo.htm

Житие преподобных Кирилла и Марии

В 2017 году исполнилось 25 лет прославления и 680 лет преставления преподобных Кирилла и Марии

Икона преподобных Кирилла и Марии с житием

Преподобные Кирилл и Мария принадлежали к знатному боярскому роду. По древнему ростовскому преданию, боярин Кирилл происходил из старинного рода Симонови­чей, родоначальником которого был один из потомков варяжского князя Африкана – Симон (Шимон). Потомки Симона переехали на северо-вос­ток Руси в свите князя Юрия Владимировича Долгорукого.

В начале XIV века поместье преподобных Кирилла и Марии располагалось недалеко от Ростова Великого в селении Варницы. В 1427 году Ростовский архимандрит Ефрем основал здесь Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь. Так наши благочестивые предки увековечили в памяти грядущих поколений родину великого подвижника русской земли – преподобного Сергия Радонежского.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Колодец преподобных Кирилла и Марии

в Троице-Сергиевом Варницком монастыре

Совет

Боярин Кирилл состоял на службе у Ростовских удельных князей, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Это были опасные путешествия, из которых многие князья и бояре не возвращались, погибая за отеческую веру. Преподобная Мария и дети каждый раз прощались с ним, как перед смертью.

«Святый Кирилл советник был еси князю»

Жили Кирилл и Мария просто, их домашний быт был близок к крестьянскому и в высшей степени благочестив. Добрые родители воспитывали детей в смирении, целомудрии и любви, понимая, что иначе нельзя стяжать Небесное Царство.

Житие Преподобных особенно украшено свидетельством об их милосердии и страннолюбии, которое было увенчано посещением их дома Ангелом. И дети были достойны своих родителей.

Семья преподобных Кирилла и Марии – особая в Русской Православной Церкви: пять ее членов Господь прославил в лике святых.

                                «Святые Кирилл и Мария скромно живяху»                                    «Святые на всяк день усердно Бога моляху»

«Святые милостыне и страннолюбию прилежаху»

Варфоломей (будущий Великий Сергий) был вторым сыном Кирилла и Марии после Стефана. Перед его рождением (3/16 мая 1314 года) произошло чудо, указавшее, что он будет велик пред Богом и станет истинным служителем Живоначальной Троицы.

Когда мать его стояла в храме на Божественной Литургии, находившийся во чреве младенец трижды воскликнул громким голосом.

Первый раз пред чтением Евангелия, второй раз, когда начали петь Херувимскую песнь, и третий раз при возглашении священника: «Святая святым!» Преподобные Кирилл и Мария со смирением приняли это знамение Промысла Божия и с сердечной благодарностью дали обет посвятить Господу свое чадо.

И Господь принял его и взращивал как Свой священный сосуд. Уже с младенчества преподобный Сергий в среду и пятницу воздерживался от пищи и вовсе не прикасался к материнской груди, если мать вкушала мясо.

Обратите внимание

Поэтому и преподобная Мария совершенно отказалась от мясной пищи, поняв явленное ей Божественное промышление, и сообразно с этим повела дело воспитания своего дитя. Когда ребенок подрос, то в нем стали ещё более явно проявляться знаки богоизбранности: он любил молитву, духовные книги, труд, уклонялся от шалостей, чтил родителей и имел великое послушание и смирение, что есть корень всех добродетелей.

             «Егда крестили отроча пророчество о нем услышали»                              «Святые родители о чаде святом радовахуся»

В преклонных годах боярину Кириллу пришлось покинуть ростовскую землю и переехать в Радонеж. Во всех путях своих Преподобные хранили душевный мир и упование на Бога. Их семейный очаг был подобен монастырской обители, где все служило к утверждению в благочестии.

По старости лет боярин Кирилл больше не мог нести службы, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, который к тому времени женился. Младший сын Петр также избрал супружескую жизнь, а Варфоломей желал принять иноческий постриг.

Праведные Кирилл и Мария были усердными почитателями монашества, но просили Варфоломея подождать с исполнением своего намерения и упокоить их старость. С великой любовью согласился он еще остаться с ними, до времени томить себя неисполненным желанием и сохранить повиновение родителям, а через это наследовать их благословение.

Так раскрывается Божественная премудрость: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Исход, 20, 12).

«Святый отрок испросише благословение родительское

на житие иноческое»

В конце жизни преподобные Кирилл и Мария пожелали принять монашество и, оставив всякое попечение земное, ушли на жительство в Хотьков монастырь, чтобы навсегда стать хранителями и покровителями этой земли. Здесь провели они последние дни своей жизни в непрестанной молитве и богомыслии, приняв схиму – великий ангельский образ.

                   «Святые Кирилл и Мария прияша пострижение»                        «Святые скончали дни свои в монастыре иже в Хотьково»

«Преставление святых Кирилла и Марии»

Немного ранее (около 1334 года) стал иноком овдовевший брат Варфоломея Стефан. Похоронив супругу в Покровском монастыре на Хотькове, он уже не пожелал возвратиться в мир и вместе с братом послужил схимникам-родителям до их блаженной кончины, последовавшей в 1337 году.

Перед смертью святые Кирилл и Мария благословили Варфоломея на иноческий подвиг иконами Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая Чудотворца. В течение сорока дней братья оставались в монастыре, молясь об упокоении своих родителей и совершая дела милосердия в их память.

Важно

Русский народ всегда с благодарностью чтил это святое семейство – молитвенников за наше Отечество. Великий Сергий сохранил и преумножил главное сокровище – бессмертное Православие – в то время, когда силы народа были на исходе, и спас народную душу от гибели.

Читайте также:  Преподобный пимен многоболезненный

Примирив русских князей, он способствовал их объединению под знаменем благоверного князя Димитрия Донского.

И Господь явил милость, даровав вымоленную преподобным Сергием победу русскому воинству, и освободил Русь от тяжкого бремени татарского ига, простив ей грех междоусобных кровопролитий.

Настало время возрождения России. С тех пор никогда не забывали благодарные потомки родителей Игумена Земли Русской. Память преподобных Кирилла и Марии совершалась в Троице-Сергиевой Лавре и в Хотьковском монастыре 28 сентября/11 октября и 18/31 января.

У мощей Преподобных в Покровском соборе читалась Неусыпаемая Псалтирь и служились панихиды.

Канонизация святых в 1992 году достойно увенчала шестивековое почитание святых родителей, давших миру образец святости, христианского устроения семьи и благочестивого монашества.

Икона рода Сергиева

(на ней изображен преподобный Сергий Радонежский и его сродники — преподобные Кирилл и Мария,

преподобный Стефан и Петр — сыновья их — с женами, святитель Феодор Ростовский — сын Стефана)

Преподобнии Кирилле и Марие и преподобне отче наш Сергие, молите Бога о нас

Молитва ко преподобным Кириллу и Марии

О раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие!Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедям Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Тропарь, глас 3

Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,

праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии,

с ним же усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия,

да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную

Кондак, глас 4

Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную благовернаго Кирилла и Марию добронравную,

тыя бо молятся вкупе с возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу,

отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити,

старость укрепити и спасти души наша

Величание

Ублажаем, ублажаем вас, преподобнии Кирилле и Марие и преподобне отче наш Сергие,

и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов

Источник: http://khotkovmonastery.ru/shrines/life-cyril-and-mary

Святые Кирилл и Мария Радонежские

Православная церковь отмечает дни памяти Кирилла и Марии Радонежских 11 октября, 31 января, 19 июля. Эти угодники пример святости и уважения к христианской вере. Супружеская пара дала жизнь Сергею Радонежскому, создателю Свято-Троицкого монастыря.

Вблизи города Ростова располагалось поместье семейства Радонежских. Кирилл находился на службе у дворян, имел приличное состояние, но не гнушался любого труда.

Супруги были религиозными, справедливыми и истинно верующими людьми, не признавали распущенности и роскоши. Всегда давали милостыню нищим и приветствовали странников в собственном доме.

Совет

В семье уже был один сын Стефан, когда Мария забеременела вторым ребенком. Когда женщина была на церковной службе, малыш еще в утробе громко крикнул и удивил всех присутствующих. После этого случая она стала контролировать свое душевное состояние, чтобы выносить ребенка избранника Святого духа. Мария придерживалась поста:

Молилась Господу о сохранении ребенка. Родители решили, если будет мальчик, то посвятят его жизнь церкви и Господу. Это означало, выполнить Божью волю, о которой они уже имели представление.

Родился мальчик, которого через сорок дней принесли окрестить в храм. Священник понял, что это особенный ребенок и дал ему имя Варфоломей. День крещения был праздником святого Варфоломея, имя значит «Сын утешения», и мальчику предначертано свершить великое и благое дело в жизни.

Мать с самого начала стала замечать странности у ребенка. Если она кушала мясо, то малыш отказывался от материнского молока, а в среду и пятницу не кушал совсем. Выдержанный еще утробе матери к постам он и при жизни требовал этого.

Подрастая, сын по-прежнему не ел в положенные дни. Мать боялась, что это повлияет на его здоровье и уговаривала не проявлять суровость в питании. Но он настоял на своем, Мария не стала возражать.

Постоянные набеги монгол и татар привели семью к бедности. Мария и Кирилл покинули Ростов и поселились в селе Радонеж под Москвой. Согласно традициям тех времен Кириллу причиталось имение, но он не мог состоять на службе у дворян из-за преклонного возраста. Это обязательство взял на себя старший сын Стефан, у которого уже была семья.

Младший Петр также обзавелся семьей. Только Варфоломей продолжал свой духовный путь. Когда ему исполнилось двадцать лет, он просил родителей благословить на отшельничество. Они не препятствовали, но уговорили повременить до их кончины, им бы пришлось нелегко без поддержки. Сын подчинился родительской воле.

На Руси в те времена было нормальным явлением принять иночество на старости лет. Так делали дворяне, простой люд. Поэтому Кирилл и Мария решили стать иноками, а затем приняли схиму в Хотьковской обители. Прожили она там недолго и скончались. Перед смертью дали благословение сыну на иночество. Дети предали тела земле под сенью Покровской обители.

Обратите внимание

О начале обители нет данных, но она создана приблизительно в четырнадцатом столетии. В начале это был не монастырь, а церковный приход, в котором доживали старцы и старицы, что в те времена было нормальным. Обитель была общая для мужчин и женщин. Подтверждает этот факт свидетельство того, что мать и отец Сергея Радонежского жили в монастыре вместе до смерти.

В Покровской обители имеются сведения о том, что молебны Сергию Радонежскому и его родителям помогли людям при повальном море чумы и холеры. У мощей читали Псалтирь, возносили молитвы святым угодникам.

Мощи Кирилла и Марии Радонежских находятся в Покровском соборе. Прежде чем попасть в Свято-Троицкую лавру, паломники приходили в Хотьковскую обитель. Преподобный Сергей Радонежский постоянно навещал могилу матери и отца пешком из лавры.

После октябрьской революции 1917 года монастырь ликвидировали. В 1921 в здании расположилась сельхозартель, с 1928 года часть помещений отдали под жилье и школу механизаторов.

Только в восьмидесятые годы прошлого столетия Хотьковская обитель была возвращена православной церкви. В ней открыли женский монастырь.

В день почитания святого Сергия Радонежского в 1992 году родительские останки поместили в храм Пресвятой Богородицы. Праздновалось шестьсот лет со дня смерти Сергея Радонежского, проводилась служба во славу Кирилла и Марии, которая:

В начале девяностых годов прошлого века Российская православная церковь причислила Кирилла и Марию к числу святых угодников. Однако еще в шестнадцатом столетии на иконах их изображали с сияющими ореолами.

В 2014 года по программе строительства церквей Москвы началось возведение храма Кирилла и Марии Радонежских в Марьино. Здание представляет шатровое сооружение из клееного бруса с применением самых инновационных технологий. Храм обогревается, подведено водоснабжение. Строение просторное на 150 квадратных метров и 300 человек.

Важно

Молитвы верующие читают иконе Кирилла и Марии Радонежских о налаживании хороших отношений в семье, помощи в воспитании нравственного и религиозного характера.

В тяжкие минуты и день памяти святых, верующие читают еще и акафиста преподобным Кириллу и Марии Радонежским. Вот его текст:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/svyatye-kirill-i-mariya-radonezhskie/

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские – родители преподобного Сергия

Недалеко от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии.

Кирилл состоял на службе у ростовских князей, владел достаточным по своему положению состоянием, но, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами. Жестокий голод и монголо-татарское нашествие довели ростовского боярина до нищеты.

Возможно, что своевольные московские наместники, распоряжавшиеся в Ростове, приказали ему удалиться из города, и тогда семейство поселилось в селе Радонеж близ церкви Рождества Христова.

Кирилл и Мария были людьми добрыми и богоугодными: помогали бедным и больным, принимали странников. Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия.

Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием.

Однажды, когда Мария, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве во время литургии.

После этого Мария стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого.

Совет

Она блюла себя от всякой скверны и нечистоты, ограждала себя постом, избегала мяса, молока и рыбы, питалась лишь хлебом, овощами, и водой. Воздерживалась и от вина, употребляя вместо различных напитков только одну воду, и ту понемногу.

Часто втайне наедине, воздыхая со слезами, Мария молилась Богу, о сохранении себя и младенца.

И вот праведная Мария, подобно святой Анне, матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу. Это значило, что они сделают все, чтобы на их будущем дитяти исполнилась воля Божия, совершилось о нем предопределение Божие, на которое они уже имели некоторое указание.

И 3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В сороковой день по рождении младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним Крещение.

Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению — «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей.

Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

Родители стали замечать особенное в поведении младенца: если мать вкушала мясную пищу, младенец не пил материнского молока. По средам и пятницам он вовсе оставался без пищи.

Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста.

И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Обратите внимание

Подрастая, Варфоломей, как и в первые дни своей жизни, по средам и пятница не вкушал никакой пищи, а в остальные хранил воздержание. Мария опасалась, что суровый образ жизни может повредить его здоровью и убеждала сына уменьшить строгость поста. Однако сын просил не отклонять его от воздержания, и мать более не препятствовала.

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет, родители его из Ростовского княжества переселились в Московское княжество — в город Радонеж.

По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый.

Младший из сыновей Кирилла и Марии — Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество.

Кирилл и Мария не возражали, но просили подождать только до их смерти: с уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.

В то время на Руси распространен был обычай принимать иночество под старость. Так поступали простецы, князья и бояре.

Читайте также:  Святитель иннокентий херсонский

Согласно этому благочестивому обычаю Кирилл и Марию в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским. Утружденные болезнями, скорбями и старостью схимники-бояре недолго потрудились в новом звании.

В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг. Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Важно

Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов.

Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий — страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково.

У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. По преданию преподобный Сергий завещал — «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом».

Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».

Так же по преданию, преподобный Сергий нередко ходил на могилу родителей из своей Лавры.

В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени.

После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован. В июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Схимонахи Кирилл и Мария были прославлены в соборе Радонежских святых.

В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям.

В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января.

Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у гробницы.

В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, увенчавшее шестивековое почитание родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского

О раби Божии, схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо носити нам пособствующе. Се бо вкупе со преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, дерзновение ко Христу Богу и ко Пречистой Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных рабах Божиих (имена). Будите нам заступницы крепции, да верою живуще, заступлением вашим сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: https://www.pravmir.ru/prepodobnye-kirill-i-mariya-radonezhskie-roditeli-prepodobnogo-sergiya/

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские. Православный календарь на 31 января

31 Января 2019 00:10 / Церковь

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

31 января (18 января по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Четверг 36-й седмицы по Пятидесятнице (тридцать шестой недели после великого двунадесятого праздника Пятидесятницы — Святой Троицы). Поста нет. В Русской Православной Церкви сегодня совершается память 13 известных по именам святых. Далее коротко расскажем о них.

* * *

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского.

По дороге из Москвы в Сергиев Посад есть небольшой городок Хотьково, находящийся в непосредственной близости от села Радонеж, места, где провел свои детские годы игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский.

Своим основанием Хотьково обязано древнему Покровскому Хотькову монастырю. Обители, в которой в 30-х годах XIV века от Рождества Христова приняли монашеский постриг благочестивые родители преподобного Сергия — Кирилл и Мария Радонежские.

Совет

Родители преподобного Сергия: 31 января — память преподобных Кирилла и Марии Радонежских

Преподобный Кирилл состоял на службе у ростовских князей, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду.

Происхождение Марии доподлинно неизвестно, но существует версия, что она была родом из знатных ордынцев-чингизидов. Праведность родителей Сергия Радонежского была широко известна, они были строгими блюстителями церковных уставов, помогали бедным и странникам.

Монашеский дух сообщился родителям от сына, и под конец своей жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.

Поселившись в Покровской Хотьковой обители, в то время бывшей одновременно и мужской, и женской, святые мирно почили в 1337 году от Рождества Христова.

Подробнее об этих великих русских святых, а также о самой Покровской Хотьковой монашеской обители, где почивают их мощи, вы можете узнать из нашего материала «Родители преподобного Сергия», опубликованном на сайте телеканала «Царьград».

* * *

Святители Афанасий и Кирилл, архиепископы Александрийские.

Великие церковные учителя и богословы, авторы многочисленных духовных сочинений, Предстоятели Александрийской Церкви в 328-373 и 412-444 годах от Рождества Христова соответственно.

Оба святителя прославились как борцы с язычеством, иудаизмом и ересями. В силу последнего «нетолерантный» образ святителя Кирилла Александрийского был крайне тенденциозно представлен в фильме «Агора» (2009) испанского режиссера Алехандро Аменабара.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/prepodobnye-kirill-i-marija-radonezhskie-pravoslavnyj-kalendar-na-31-janvarja_181617

Святые преподобные Кирилл и Мария Радонежские

Память преподобных Кирилла и Марии совершается в Русской Православной Церкви несколько раз в году: 31 января, 5 июня и 19 июля (в числе собора Ростовско-Ярославских и Радонежский святых) и 11 октября.

Жизнеописание преподобных Кирилла и Марии

Преподобные Кирилл и Мария были родителями великого русского святого Сергия Радонежского, который жил в конце XIII – начале XIV веков в Ростовском княжестве. Известно, что святой Кирилл принадлежал к боярскому роду и был близким родственником ростовских князей, потому семья была достаточно богатой.

Однако жизнь в городе, вблизи княжеского двора, не прельщала благочестивых супругов, и они предпочитали скромную сельскую жизнь, где могли вести строгий образ жизни, проводя много времени в молитве и помогая нуждающимся людям.

У святых Кирилла и Марии было трое сыновей: Стефан, Варфоломей, ставший впоследствии великим святым Сергием Радонежским, и Петр.

Предание говорит о том, что когда Мария ожидала рождения среднего сына Варфоломея, то уже во время беременности проявлялись чудесные знамения, указывающие на его великую подвижническую жизнь, которую он будет вести в будущем.

После же своего рождения, еще во младенческом возрасте, он проявлял себя как великий постник, отказываясь в среду и пятницу от материнского молока. Указание на особое избранничество Варфоломея проявилось в случае явления ему монаха, по молитвам которого неспособный до тех пор к наукам отрок получил чудесным образом умение читать.

Обратите внимание

Рождение великого святого именно в этой семье свидетельствует об особой духовности его родителей, которые своим личным примером благочестия сумели передать сыну глубокую веру и с первых дней его жизни создали условия для его духовного роста.

Родители понимали, что их сыну уготована великая жизнь, и потому не были удивлены, когда Варфоломей в отроческом возрасте попросил их благословения на иноческий подвиг. Святые Кирилл и Мария были рады выбранному их сыном пути, однако просили его не уходить в монастырь до тех пор, пока они не скончаются.

Около 1328 года семья переселилась из Ростовского в Московское княжество, в город Радонеж. Там они проживали неподалеку от Покровского Хотьковского монастыря. В то время некоторые обители являлись одновременно и мужскими, и женскими, и потому в конце жизни святые Кирилл и Мария пожелали вместе принять монашеский постриг и закончить свои дни в Радонежском монастыре. Там же ими была принята схима. Скончались преподобные Кирилл и Мария в 1337 году, перед смертью дав Варфоломею благословение на монашеский постриг. Они были погребены в Покровском соборе, где их мощи находятся и по сей день.

Почитание преподобных Кирилла и Марии Радонежских

Причисление преподобных Кирилла и Марии к лику святых совершилось лишь в 1992 году, однако народное почитание этих святых началось, по-видимому, вскоре после их смерти.

В конце XIV века появились иконы с изображением жития преподобного Сергия Радонежского, на которых его родители писались с нимбами, что говорит об их почитании среди верующих как святых угодников Божиих.

Издавна православные паломники, отправляясь на поклонение святому Сергию Радонежскому в основанную им Троице-Сергиеву лавру, заходили в расположенный неподалеку Покровский Хотьковский монастырь, чтобы помолиться также родителям святого.

На иконах Кирилла и Марию всегда изображают вместе, поскольку они прошли всю свою долгую жизнь вместе, давая пример истинно христианской семьи, малой Церкви, смыслом существования которой является служение Богу. Таким образом, святых супругов можно почитать как покровителей христианского брака и обращаться к ним за помощью в устроении семейной жизни.

Тропарь, глас 3:

Блаженств Христовых причастницы,/ честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,/ праведнии Кирилле и Марие,/ плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии,/ с нимже усердно молите Господа/ низпослати нам дух любве и смиренномудрия,/ да в мире и единомыслии// прославим Троицу Единосущную.

Кондак, глас 4:

Важно

Днесь, вернии, сошедшеся,/ восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную,/ тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием,/ ко Единому во Святей Троице Богу,/ Отечество наше в правоверии утвердити,/ домы миром оградити,/ юныя от напастей и соблазнов избавити,/ старость укрепити// и спасти души наша.

Величание:

Ублажаем вас, преподобнии Кирилле и Марие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов.

Молитва:

О раби Божии, схимонаше Кирилле, схимонахине Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему, вы, преподобнии, вкупе с преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующий на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Церковь вознесения господня в муроме, россия, владимирская область, город муром

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/910-svyatye-prepodobnye-kirill-i-mariya-radonezhskie

Святые Кирилл и Мария Радонежские

Много святых явила нам земля русская. Но родители преподобного Сергия Радонежского, святые преподобные Кирилл и Мария Радонежские — это особые святые для каждой семьи.

Именно им мы молимся, чтобы воспитать своих детей в вере и благочестии.

Завтра 31 января православная церковь будет вспоминать их в своих молитвах.

Нам неизвестны сведения о их жизни до вступления в супружество. Известно лишь, что в начале XVI века они жили в своем поместье в селении Варницы, недалеко от Ростова Великого.

Преподобный Кирилл состоял на службе у ростовских князей. Это было время татаромонгольского ига. Князьям постоянно приходилось ездить на поклон в Орду, и боярин Кирилл не раз сопровождал своего князя в этих опасных поездках. Понятно, сколько скорбей приходилось переживать Марии, но ее молитвы хранили мужа.

Супруги вели благочестивый образ жизни и особенно много творили дел милосердия. Бедные странники всегда находили приют в их доме.

Несмотря на принадлежность к знатному боярскому роду, супруги вели очень простую уединенную жизнь, занимались сельским хозяйством.

Спустя много лет на том месте, где находился дом преподобных Кирилла и Марии, был основан монастырь с соборным храмом в честь Живоначальной Троицы.

У супругов было три сына, среди которых средний – молитвенник земли русской преподобный Сергий Радонежский. Необыкновенное событие предшествовало рождению этого ребенка, это было настоящее чудо Божие.

Однажды во время молитвы в храме, ребенок во чреве матери трижды громко воскликнул.

Совет

И своим внутренним чувством Мария поняла, что это было указание Божие, и ребенок, который должен вскоре родиться у нее не простой.

Понимая, что родители еще до рождения могут передать своим детям зачатки добра, она стала больше молиться, хранила себя от всякой скверны, избегала людских взоров, усердно соблюдала посты.

И вот 3 мая 1314 года Бог даровал благочестивым родителям сына. Мальчика назвали при крещении Варфоломеем.

Вскоре мать стала замечать в ребенке нечто необыкновенное: когда она вкушала мясо, ребенок отказывался от груди, то же было по средам и пятницам. Случалось, что малыш не ел по два дня.

Мария очень переживала, но сердцем поняла, что ребенок не хочет пить молоко, когда она питается мясом. Таким образом, Мария своим постом во время ношения во чреве и сыну передала любовь к воздержанию.

После Варфоломея у супругов родился третий сын Петруша. Дети в семье воспитывались в страхе Божием и целомудрии.

Когда дети подросли, боярин отдал их учиться. Под конец своей жизни боярин Кирилл стал терпеть немалую нужду. Ростовская земля была истощена частыми набегами татар, и многие жители стали переезжать в другие места. Вот и боярин Кирилл вместе со своим благочестивым семейством переселился из Ростова в Радонеж.

Старший сын Стефан, уже женившийся к тому времени, принял от отца его службу. Младший сын Петр тоже женился. Варфоломей же просил благословения своих родителей отпустить его в монастырь, на что престарелые родители просили его подождать немного и послужить им в их старости.

Обратите внимание

И сын повиновался. Со всей сыновней любовью старался он заслужить себе родительское благословение.

Желание сына пойти в монастырь передалось и его родителям. Недалеко от Радонежа стоял Покровский Хотьков монастырь. И Кирилл и Мария постриглись здесь в монахи, а затем приняли и великую схиму. Таким образом, свои последние дни преподобные Кирилл и Мария Радонежские провели в постоянной молитве и богомыслии.

В это же время их старший сын Стефан овдовел и решил больше не возвращаться в мир, а остаться в Хотькове, чтобы тоже послужить своим немощным родителям.

Недолго схимники-бояре подвизались в своем звании. Около 1337 года они почили. Дети похоронили их в этой же обители. Перед своей смертью они благословили Варфоломея иконой Божией Матери Одигитрия и святителя и чудотворца Николая.

Сорок дней провел будущий великий святой в Хотьковском монастыре, молясь за родителей. Оставшееся наследство оставил младшему брату Петру, а сам отправился искать уединения.

Святой Сергий оказался достойным сыном своих благочестивых родителей. Святые Кирилл и Мария Радонежские заложили в его душу любовь к Богу, к труду, милосердию и родной земле.

Все, кто обращается в своих молитвах к преподобному Сергию, верят, что и его родители стоят пред престолом Божиим. И поэтому перед тем, как побывать у преподобного Сергия в основанной им Троице-Сергиевой лавре, все паломники заезжают сначала на поклон к его благочестивым родителям  в Хотьковский Покровский монастырь.

свт. Платон

Святые Кирилл и Мария, молите Бога о нас!

Молитва святым преподобным Кириллу и Марии Радонежским

Источник: http://myhouse777.ru/duhovnaya-aptechka/svyatyie-kirill-i-mariya-radonezhskie

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского

Пре­по­доб­ный Ки­рилл со­сто­ял на служ­бе сна­ча­ла у Ро­стов­ско­го кня­зя Кон­стан­ти­на II Бо­ри­со­ви­ча, а по­том у Кон­стан­ти­на III Ва­си­лье­ви­ча, ко­то­рых он, как один из са­мых близ­ких к ним лю­дей, не раз со­про­вож­дал в Зо­ло­тую Ор­ду. Св. Ки­рилл вла­дел до­ста­точ­ным по сво­е­му по­ло­же­нию со­сто­я­ни­ем, но по про­сто­те то­гдаш­них нра­вов, жи­вя в де­ревне, не пре­не­бре­гал и обыч­ны­ми сель­ски­ми тру­да­ми.

В жи­тии пре­по­доб­но­го Сер­гия по­вест­ву­ет­ся о том, что за Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей еще до рож­де­ния сы­на пра­вед­ная Ма­рия и мо­ля­щи­е­ся слы­ша­ли трое­крат­ное вос­кли­ца­ние мла­ден­ца: пе­ред чте­ни­ем Свя­то­го Еван­ге­лия, во вре­мя Хе­ру­вим­ской пес­ни и ко­гда свя­щен­ник про­из­нес «Свя­тая свя­тым».

Пре­по­доб­ные Ки­рилл и Ма­рия ощу­ти­ли на се­бе ве­ли­кую ми­лость Бо­жию, их бла­го­че­стие тре­бо­ва­ло, чтобы чув­ства бла­го­дар­но­сти к Бо­гу бы­ли вы­ра­же­ны в ка­ком-ли­бо внеш­нем по­дви­ге бла­го­че­стия, в бла­го­го­вей­ном обе­те.

Важно

И пра­вед­ная Ма­рия, по­доб­но свя­той Анне – ма­те­ри про­ро­ка Са­му­и­ла, вме­сте с му­жем да­ла обе­ща­ние по­свя­тить ча­до Бла­го­де­те­лю всех – Бо­гу. Гос­подь да­ро­вал им сы­на, ко­то­ро­го на­зва­ли Вар­фо­ло­ме­ем.

С пер­вых дней жиз­ни мла­де­нец всех уди­вил пост­ни­че­ством: по сре­дам и пят­ни­цам он не при­ни­мал мо­ло­ка ма­те­ри, в дру­гие же дни, ес­ли она упо­треб­ля­ла в пи­щу мя­со, мла­де­нец так­же от­ка­зы­вал­ся от мо­ло­ка. За­ме­тив это, пре­по­доб­ная Ма­рия во­все от­ка­за­лась от мяс­ной пи­щи.

Пра­вед­ность Ки­рил­ла и Ма­рии бы­ла из­вест­на не толь­ко Бо­гу.

Бу­дучи стро­ги­ми блю­сти­те­ля­ми всех цер­ков­ных уста­вов, они по­мо­га­ли бед­ным, но осо­бен­но свя­то хра­ни­ли за­по­ведь свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла: стран­но­лю­бия не за­бы­вай­те, тем бо не ве­дя­ще неции стран­но­при­я­ша Ан­ге­лы (Евр.13:2). То­му же учи­ли они и сво­их де­тей, стро­го вну­шая им не упус­кать слу­чая по­звать к се­бе в дом пу­те­ше­ству­ю­ще­го ино­ка или ино­го уста­ло­го стран­ни­ка.

До нас не до­шло по­дроб­ных све­де­ний о бла­го­че­сти­вой жиз­ни этой бла­жен­ной че­ты, за­то мы мо­жем вме­сте со свя­ти­те­лем Пла­то­ном ска­зать, что сам про­ис­шед­ший от них плод по­ка­зал луч­ше вся­ких крас­но­ре­чи­вых по­хвал доб­ро­ту бла­го­сло­вен­но­го дре­ва.

Счаст­ли­вы ро­ди­те­ли, ко­их име­на про­слав­ля­ют­ся веч­но в их де­тях и потом­стве! Счаст­ли­вы и де­ти, ко­то­рые не толь­ко не по­сра­ми­ли, но и при­умно­жи­ли и воз­ве­ли­чи­ли честь и бла­го­род­ство сво­их ро­ди­те­лей и слав­ных пред­ков, ибо ис­тин­ное бла­го­род­ство со­сто­ит в доб­ро­де­те­ли!

Око­ло 1328 г. пре­по­доб­ные Ки­рилл и Ма­рия пе­ре­се­ли­лись из Ро­сто­ва в Ра­до­неж. Вер­стах в трех от Ра­до­не­жа был Хоть­ков­ский По­кров­ский мо­на­стырь, в то вре­мя од­новре­мен­но быв­ший и муж­ским, и жен­ским.

По рас­про­стра­нен­но­му на Ру­си обы­чаю под ста­рость ино­че­ство при­ни­ма­ли и про­сте­цы, и кня­зья, и бо­яре.

Дух ино­че­ства со­об­щил­ся от сы­на к ро­ди­те­лям: под ко­нец сво­ей мно­госкорб­ной жиз­ни пра­вед­ные Ки­рилл и Ма­рия по­же­ла­ли и са­ми при­нять ан­гель­ский об­раз.

Совет

В этот мо­на­стырь и на­пра­ви­ли они свои сто­пы, чтобы там про­ве­сти оста­ток сво­их дней в по­дви­ге по­ка­я­ния, го­то­вясь к дру­гой жиз­ни. Но недол­го схим­ни­ки-бо­яре по­тру­ди­лись в но­вом зва­нии. В 1337 г. они с ми­ром ото­шли ко Гос­по­ду.

3 ап­ре­ля 1992 г.

, в год празд­но­ва­ния 600-ле­тия со дня пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Сер­гия, на Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви со­сто­я­лось об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние схи­мо­на­ха Ки­рил­ла и схи­мо­на­хи­ни Ма­рии. Ка­но­ни­за­ция до­стой­но увен­ча­ла ше­сти­ве­ко­вое по­чи­та­ние ро­ди­те­лей ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка, дав­ших ми­ру об­ра­зец свя­то­сти и хри­сти­ан­ско­го устро­е­ния се­мьи.

Источник: https://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/biblioteka/articles/prepodobnye-kirill-i-mariya-radonezhskie-roditeli-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo.html

Преподобные Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского

Недалеко от Ростова Великого, по преданию, на месте будущего Варницкого монастыря, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии.

Кирилл состоял на службе у ростовских князей, владел достаточным по своему положению состоянием, но, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес «Святая святым».

Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете.

И праведная Мария, подобно святой Анне — матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех — Богу. Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем.

С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: страннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы (Евр. 13, 2).

Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника.

Обратите внимание

До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем, вместе со святителем Платоном, сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа.

Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!

Жестокий голод и монголо-татарское нашествие довели ростовского боярина до нищеты. Возможно, что своевольные московские наместники, распоряжавшиеся в Ростове, приказали ему удалиться из города, поэтому около 1328 г. преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж.

Верстах в трех от Радонежа был Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре.

Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.

В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу.

3 апреля 1992 г., в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Источник: https://varnicy.ru/prepodobnye-kirill-i-mariya/

Ссылка на основную публикацию