Преподобный мартиниан кесарийский

Святые преподобные Мартиниан (†422), Зоя и Фотиния (†428)

Святой преподобный Мартиниан почитается церковью как избавитель от блудной страсти. Его житие неразрывно связано с житием преподобных Зои и Фотинии (Светланы).

С юного возраста он возлюбил Бога и стал проводить иноческое житие. Прекрасный собою Мартиниан, 18 лет от роду, оставил город, сродников, отрекся от мирской суеты и пришел в Палестину на гору, называемую «Ковчежное место» для безмолвного и пустынного жития. Пробыв здесь 25 лет он удостоился получить от Бога дар исцелять недуги и болезни.

Слава о его добродетельный жизни распространилась далеко за пределы той страны; все, слышавшие о нем, приходили к нему ради пользы душевной. Но враг рода человеческого диавол не мог стерпеть этого и решил изгнать подвижника из его пустыни.

Явившись к нему в виде гигантского змия он пригрозил святому: «Я наведу на тебя такое искушение, какого ты не можешь вынести; исторгну я тебя из твоей келлии, брошу тебя, как лист, гонимый ветром…»

Обратите внимание

После сего случилось следующее. Некая жена блудница услышав о добродетельном житии Мартиниана поспорила, что соблазнит его: «Нетрудно быть бесстрастным не видя ни одной женщины. Без огня сено не горит. Но если я пойду к нему, и он не соблазнится красотой моей, тогда он будет велик».

Она сняла свою богатую одежду, кольца и серьги, золотые перстни, мониста и всё, что прельщает ум и глаза юношей и вложила в мешок. Затем, взяв его с собою, она надела разорванное рубище, и в бурную, ненастную ночь подошла к келье пустынника, попросив укрыть ее от непогоды и диких зверей.

Преподобный сжалился над странницей, принял ее, а сам затворился в другой половине кельи, где обычно всю ночь молился и пел псалмы.

Наутро женщина переоделась в красивую одежду, так что преподобный даже сразу не узнал ее. Она же стала говорить ему о мире и его радостях, убеждая нарушить воздержание. Смутился праведник красотой и речами женщины.

Внезапной волной нахлынуло на него искушение… Со словами: «пережди немного, пойду и погляжу, нет ли кого, чтобы нас не увидели. От Бога не можем мы утаить греха нашего; утаим его, по крайней мере, от людей», он вышел из келлии и начал внимательно осматривать дорогу.

Но Человеколюбец Бог оказал ему Свою помощь ради его подвигов и злой помысл его пременил на добрый.

Святой разжег лежащий на земле хворост и вступил в огонь голыми ногами, говоря себе: «Ну, что Мартиниан, как тебе этот огонь вечный и боль от него? Сможешь ли вытерпеть терзания вечные? Тогда поступи, как говорит эта женщина». Наконец от нестерпимой боли он упал на землю и воскликнул: «Господи, Боже мой, милостив буди мне грешному!».

От этого крика, как от страшного сна, пробудилась душа блудницы. Она содрогнулась, осознав всю глубину своего падения. «Научи меня, как спастись!», — воскликнула женщина, бросая в огонь свои роскошные одеяния и драгоценности.

Важно

Он же отвечал: «Иди в Вифлеем, отыщи там святую деву, по имени Павла, которая построила там святую церковь, расскажи ей всё случившееся и спасайся у нее. Смотри, не возвращайся назад: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лук.9:62).

Наблюдай за собою, чтобы тебе опять не быть поруганной врагом, неослабно пребывай в покаянии, ибо Бог приемлет кающихся.»

Женщина поступила так, как сказал ей святой. Блаженная Павла с радостью приняла ее в свой монастырь и каждый день наставляла на путь спасения. Сия жена стала усердно подвизаться и поститься, не ослабляя своих подвигов. Незадолго до кончины, блаженная Зоя — такое имя носила та женщина — просила у Господа, чтобы Он открыл ей, принято ли ее покаяние.

Во извещение Своей милости, человеколюбивый Бог дал ей дар исцеления. 12 лет блаженная Зоя подвизалась в постничестве и с миром предала Господу свою душу. Во всё время своего покаяния она не вкушала вина, ни масла, ни овощей, но только немного хлеба и воды. Она принимала пищу только раз в день к вечеру, а иногда и через два дня, ложем ей была голая земля.

Такова была подвижническая жизнь святой, такова была ее кончина.

Преподобный Мартиниан только через 7 месяцев исцелился от ожогов. Он решил удалиться в такое место, куда бы вовсе не было доступа женщинам. Помолившись, блаженный поселился посреди моря на высокой каменной скале. Один богобоязненный корабельщик 2 — 3 раза в год доставлял ему еду и питье по его просьбе; также пальмовые ветви для плетения корзин.

Живя на этом камне под открытым небом, блаженный терпеливо переносил и дневной жар и ночной холод. Он днем и ночью восхвалял Бога и беспрестанно поучался в Богомыслии. 6 лет здесь прошли для него мирно, и он был свободен от искушений, но на седьмом году покой его уединения был нарушен. Лукавый враг не захотел оставить святого и старался ему всячески досадить.

Однажды диавол увидел, что в море плывет корабль, где находились и мужи и жены. Он воздвиг бурю, и сильный ветер, пригнав корабль к одному камню, разбил его.

Все бывшие на нем потонули, лишь только одна отроковица успела ухватиться за доску и на ней приплыла к той скале, где жил Мартиниан и воззвала к нему о помощи.

Совет

Немного поколебавшись, он подал ей руку, но увидев, что девица весьма красива, понял, что должен покинуть это место, ибо воистину, не может быть вместе сено и огонь. Оставив отроковицу на скале до приезда корабельщика, блаженный, осенив море крестным знамением, бросился в воду со словами:

«Господи Иисусе Христе не дай мне погибнуть. Во имя Твое я ввергнусь в море, ибо лучше мне умереть в волнах, чем разжигаться телесной страстью к женщине». По смотрению Божиему, два дельфина подняли его на свои хребты и понесли его к берегу.

С тех пор блаженный начал переходить из одного места в другое, из одного города в другой и говорил так: «Бегай, Мартиниан, чтобы тебя не постигла напасть». Он проводил свою жизнь, не имея при себе ни жезла, ни мешка, ни хлеба, ни двух одежд, ни денег. Ночевал он там, где застигала его ночь.

За два года он посетил сто шестьдесят четыре города и наконец пришел в Афины. Чувствуя приближение своей кончины, святой вошел в церковь, лег на землю и призвал епископа. Со словами «Предай погребению меня, отче, Господа ради!», он испустил дух. При этом лице блаженного озарилось улыбкой.

Епископ с великою честью предал погребению его святое тело в той церкви.

Но обратимся к той девице, оставленной Мартинианом на скале. Оставшись на скале, Фотиния — таково было имя сей девицы, — питалась хлебом и водой, как указал ей блаженный. По обычаю, через два месяца корабельщик направился к скале, везя для преподобного хлеб и воду.

Приближаясь к скале, он увидел девицу вместо инока, подумав, что это привидение, испугался. Однако Фотиния успокоила его, рассказав все, что произошло. Она попросила принести ей мужскую одежду из власяницы, шерсти для рукоделия, а также хлеба и воды, как он делал сие для блаженного мужа, ибо нет разницы между мужским полом и женским.

«Пусть с тобой приедет сюда и твоя жена: она облечёт меня в мужскую одежду, и я буду работать то, что она мне прикажет».

Корабельщик исполнил все, как она просила. Спустя два дня, он приехал опять сюда вместе с женою, которая, поцеловав ее и поклонившись до земли, принесла ей из корабля одежду и хлеб. Блаженная Фотиния совлекла с себя женскую одежду, отложив вместе с сим и женскую немощь, и облеклась в мужское одеяние и препоясалась мудростью и мужественной силой.

После сего она с миром отпустила их. На третий же месяц корабельщик вместе с своей женою снова приехали к Фотинии, и привезли ей с собою хлеба. Пребывая на острове, блаженная дева восхваляла Господа за свою жизнь.

Обратите внимание

Ежедневно она возносила 12 молитв Богу, а каждую ночь она усугубляла сие благочестивое дело и двадцать четыре раза молилась Господу. Фунт хлеба служил для нее пищей на два дня. Так, при помощи Божией, она достигла конца своей жизни.

Когда она поселилась на сей скале, ей было двадцать пять лет, а на скале она подвизалась 6 лет; посем с миром предала Господу чистую и святую душу свою.

Святая Фотиния (Светлана)

Через 2 месяца после ее смерти, когда в положенный срок прибыли корабельщик вместе с женою, они нашли блаженную Фотинию усопшей; руки ее были крестообразно сложены, лице ее было светло: она имела вид как бы спящей.

Поклонившись ее святому телу и взяв его, они положили его в корабль и отплыли к городу Кесарии Палестинской. Здесь корабельщик отправился к епископу Кесарийскому и рассказал ему всё о добродетельный жизни святой Фотинии.

Со всем клиром епископ с честью предал погребению ее тело, с пением боговдохновенных псалмов и пений, воздавал честь и славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Советы святых, как бороться с соблазнами

Преподобный Мартиниан есть превосходный учитель борьбы с соблазнами. Вот советы, которые можно предложить тем, кои поставлены бывают в необходимость бороться с соблазнами.

Удаляйся от соблазняющей обстановки, как сделал это праведник Мартиниан, сначала живший в пустыне и отсюда перешедший на уединенный остров.

«Внешние соблазны так сильны, — говорит преподобный Нил, — что живущие в мире иногда как бы против своей воли увлекаются ими.

И посему-то нужно оставить мир и искать покоя и тишины в пустыне, где ничто души не уязвляет, не поражает воображения, не раздражает страстей.

Там око не видит соблазна, а чего не видит глаз, то не приходит на мысль, а чего нет в мысли, то не трогает воображения и не возбуждает страсти. Не развлекаемый ничем, пустынножитель имеет время и удобство для нравственного самонаблюдения и усовершенствования; он истребляет грех на самом корне, уничтожая помыслы и вожделения прежде, нежели они обнаружатся в действиях».

Читайте также:  Преподобный феодор санаксарский

Избегай людей порочных, как избегал их ныне прославляемый угодник Божий Мартиниан. «Как тела погибают от заразы испорченного воздуха, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными.

Также и в притчах много говорится об этом и убедительно внушается всем, что нужно не только уклоняться, но и бежать от людей, советующих злое, и не обращаться с ними, ибо если предметы вещественные часто повреждаются у нас от прикосновения к чему-нибудь худому, то не тем ли более существа свободные?»

Обуздывай похоть очей, чрез которую приходит соблазн в душу. Послушаем, что, в научение нас, говорит святой Ефрем Сирин: «Великое дело воздержание очей. Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стязей целомудрия.

Не позволяй глазам своим кружиться туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой.

Если по увлечению даешь волю глазам смотреть на суету, то скорее останови их, чтобы не впасть в срамоту плотоугодия».

«Презри мир этот с прелестью его, и возлюби единого Бога и вечный живот: и будешь жить в мире, как Лот в Содоме, невредим» (Св. Тихон Задонский).

Наконец, вспоминай о вечных муках и огне геенском, и ты, подобно преподобному Мартиниану, победишь всякое искушение. Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними.

Важно

Святитель Тихон Задонский так говорит о благотворности памяти о вечных геенских мучениях: «Видишь человека огневицею или горячкой мучима, или вшедши в баню чувствуешь жар великий, или видишь пещь, огнем раскаленную. От сего огня прийди умом до огня геенского, в котором некающиеся грешники без конца будут страдать.

Сие рассуждение научает тебя покаянием и слезами умилостивить благость Божию, чтоб от той беды избавиться».

Да послужат нам эти наставления богомудрых святых отцев руководством избегать соблазнов!

Тропарь прп. Мартиниану, глас 8:
Пламень искушений слез теченьми погасил еси блаженне, и морская волнения, и зверей стремления обуздавый, взывал еси: препрославлен еси всесильне, огня и бури спасый мя.

Кондак прп. Мартиниану, глас 2:
Яко подвижников благочестия искусна, и страдальца произволением честнаго, и пустыни жителя и всельника, в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго: той бо змия попра.

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (1653) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2014/02/22/martinian-zoya-i-fotiniya/

Преподобный Мартиниан, и святые жены Зоя и Фотиния | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Февраль 25th 2011 –

Преподобный Мартиниан Кесарийский Афон  монастырь Дионисиат. 1547 год.

Тзортзи (Зорзис) Фука.

Память 13/26 февраля и в Сырную субботу.

В Палестине, близ города Кесарии1, находится гора, называемая “Ковчежное место«. Много пустынников подвизалось на ней, и между ними блаженный и достохвальный инок, исполненный Божественной благодати — святой Мартиниан.

С юного возраста он возлюбил Бога и стал проводить иноческое житие. Прекрасный собою Мартиниан, восемнадцати лет от роду, оставил город, своих сродников, отрекся от мирской суеты и пришел на сию гору для безмолвного и пустынного жития. Проводя жизнь, подобно бестелесным Ангелам, он пробыл здесь 25 лет.

За свою добродетельную жизнь он удостоился получить от Бога дар исцелять недуги и болезни. Многие, по его святым молитвам, исцелялись от различных недугов; многие, одержимые злым духом, приходя к нему на гору, освобождались от козней лукавого. Много других чудес Бог творил по молитвам Своего угодника.

День ото дня всё более и более преуспевал Мартиниан в своих подвигах; слава о его добродетельной жизни распространилась далеко за пределы той страны; все, слышавшие о нем, приходили к нему ради пользы душевной.

Но враг рода человеческого диавол не мог стерпеть такой добродетельной жизни юного подвижника, столь украсившего себя духовными подвигами. Сначала он стал всячески искушать блаженного Мартиниана и старался различно устрашить его.

Потом древний завистник рода человеческого употребил то оружие, коим некогда изгнал Адама из рая, желая и сего подвижника изгнать из его безмолвной пустыни и лишить вечного блаженства.

Однажды, когда блаженный Мартиниан воспевал псалмы Давидовы, диавол принял на себя образ великого змея и, приблизившись к стене келлии святого, начал сильно копать землю. Он хотел подкопать землю и обрушить келлию на блаженного. Но Мартиниан без страха и смущения, окончив пение, выглянул в оконце келлии и сказал тому змею:

— Воистину, тебе подобает ползать по земле; зачем напрасно ты трудишься? не устрашат меня твои козни. Ибо Господь мой Иисус Христос помогает мне: Он победит твои козни и посрамить твою силу.

Услышав сие, диавол, изменившись в мрачный вихрь, побежал со стыдом, говоря:

— Погоди, погоди; знаю, как тебя победить. Сделаю я тебя своим рабом, развею я все твои надежды. Я наведу на тебя такое искушение, какого ты не можешь вынести; исторгну я тебя из твоей келлии, брошу тебя, как лист, гонимый ветром. Тогда посмотрю, кто поможет тебе.

Сказав сие, диавол исчез. Мартиниан же был столь крепок в вере, что пребывал без всякой боязни и страха, как будто он не видал никакого привидения. Он только восхвалял Господа, упражняясь в Богомыслии и в чтении и разумении Божественного Писания.

Совет

После сего случилось следующее. Некоторые жители Кесарии однажды беседовали между собою о добродетельном житии Мартиниана. Они много дивились его мужеству и терпению. Некая жена блудница случайно услышала сию беседу. По диавольскому наущению, она приступила к сим мужам с такими словами:

— Почему вы так дивитесь житию этого подвижника? разве уже он столь твёрд в добродетели? Если только захочу, я могу поколебать его, как ветер колеблет лист на дереве.

И что достойное хвалы нашли вы в нем? Уж не то ли, что он, подобно дикому зверю, удалился в пустыню, не будучи в состоянии бороться в городе с похотью плоти и мирскими соблазнами? И что удивительного, если он бесстрастным остается, не видя никогда ни одной женщины.

Вы сами хорошо знаете, что без огня сено не горит; но то было бы весьма удивительно, если бы не загорелось сено, положенное близ огня. Так следует рассуждать и о сем человеке. Если я пойду к нему, и он останется столь же бесстрастным, и не соблазнится красотой моей, тогда он будет велик не только пред людьми, но и пред Богом и Ангелами Его.

После сих слов она поспорила на деньги с теми мужами и отправилась к себе в дом. Здесь она сняла свои богатые одеяния, облеклась в худые и разодранные одежды, покрыла себе голову рубищем и опоясалась верёвкой.

А всю свою богатую одежду, кольца и серьги, золотые перстни, мониста и всё, что прельщает ум и глаза юношей, — она вложила в мешок и взяла его с собою. Вечером она вышла из Кесарии и ночью пришла на ту гору в пустыне, где жил преподобный. Ночь была дождливая и бурная.

Приблизившись к келлии Мартиниана, та жена притворно со стоном стала просить святого :

— Помилуй меня, раб Божий! не оставь меня, окаянную, на съедение зверям. Я заблудилась в пустыне и не знаю, куда идти. Умилосердись, сжалься надо мною в такой беде, и не возгнушайся меня грешницы, ибо и я — создание Божие. Молю тебя, святой отче, не оставь меня без помощи.

Сие и многое подобное она говорила с плачем и воплем. Блаженный Мартиниан открыл свое оконце, поглядел, и, увидев ее в таком плохом одеянии, стоящую под сильным дождём, помыслил в себе:

— О, горе мне, окаянному грешнику. Се ныне предстоит мне искушение: или я должен исполнить заповедь Божию, повелевающую быть милосердным, или должен нарушить свой иноческий обет.

Обратите внимание

Если я не приму в келлию сию жену, находящуюся в таком бедственном состоянии, ее пожрут звери, или она умрет от великой стужи. Тогда я оскверню свою душу, и буду подобен убийце. Если же я введу ее в свою келлию, то боюсь, как бы не постигло меня искушение.

Тогда я оскверню и свое тело и свою душу, и буду нечистым блудником пред моим Господом. Не знаю, как поступить мне.

И воздев руки к небу, блаженный Мартиниан воззвал:

„К Тебе, Господи, возношу душу мою“ (Пс.24:1), не попусти мне впасть в искушение и сделаться рабом льстивого диавола. Но сохрани меня в час сей и покрой от навета врага, ибо Ты благословен во веки.

Помолившись, он открыл двери, ввел в келлию ту женщину и, разведя огонь, предложил ей обогреться, затем принес финиковых плодов, которые сорвал с дерева, стоящего недалеко от его келлии, дал ей их и сказал:

— Женщина! ешь, и грейся здесь у огня, утром же с миром оставь мою келлию.

После сего он оставил ее во внешней половине келлии, а сам ушел во внутреннюю и запер за собою двери. В третьем часу ночи он, по заведенному им обычаю, стал воспевать псалмы и молитвы. После сего он лёг на землю и уснул. Но сатана смутил его в ту ночь похотью плотскою.

В полночь жена, встав, вынула из мешка все свои украшения и надела их на прельщение святого. Убрав в мешок свое бедное одеяние, она ждала, пока Мартиниан не выйдет к ней. Утром святой вышел из своей половины, желая отпустить женщину из своей келлии. Увидав ее в богатой одежде и украшенную, он не узнал ее.

В ужасе он остановился и долгое время молчал. Наконец сказал ей:

— Кто ты и откуда пришла, и откуда на тебе такие бесовские одеяния?

Она отвечала ему, что она та самая женщина, которую он сам впустил в свою келлию.

— Зачем же ты переменила свои одежды? — спросил ее Мартиниан. — Вечером ты была в бедном рубище, теперь же в богатой одежде.

Тогда она сказала:

Яиз Кесарии Палестинской; я много слышала о тебе, о твоей красоте, и сердце мое воспылало любовью к тебе. Ясовершила такой далекий путь ради тебя.

К чему твое воздержание, к чему удручать тебе свое тело столь строгим постом. В каких книгах нашли вы, чтобы ни пить, ни есть, ни жениться.

Разве не сказал Апостол Павел: „Брак у всех да будет честен и ложе непорочно“ (Евр.13:4).

Читайте также:  Акафист святым бесплотным силам

Кто из пророков лишился царствия небесного лишь за то, что имел жену? Разве великий и дивный Енох не был женат? А он взят на небо и не вкусил смерти даже до сего дня (Быт.5:24; Евр.11:5).

Праотец Авраам имел трех жен, и был наречен даже другом Божиим; мало того, он даже сподобился принять в своей сени Самого Бога в трех Лицах (Быт.18). Был женат и Исаак, сей прообраз Христа (Быт.24:67).

Важно

У Иакова были две жены и две наложницы, а он мог бороться с Ангелом и удостоился зреть Божию славу (Быт.22). Великий Моисей, верховный пророк и служитель Божий, разве не был женат (Исх.

2)? А ведь он беседовал с Богом, освободил народ Еврейский от тяжкого рабства иноплеменников и сподобился небесного царства. Также Давид, прочие пророки и святые мужи имели законных жен, чад — и все они водворяются в Небесном Царствии».

Говоря так, грешница старалась смутить святого и поколебать его; она хватала его за руки и начала увлекать святого к погибели.

— Но если я сделаю тебя своей женой, — сказал Мартиниан, — как мне быть с тобою? Чем мне содержать тебя, когда у меня ничего нет? Ты видишь мою жизнь, с юности я ничего из тленных благ не старался приобрести.

На сие та жена отвечала:

— Господин, ты только пребудь со мною и позволь мне насладиться твоей красотой, а о прочем не заботься. У меня есть дом, много имения: и золота и серебра и рабов и рабынь. Всему этому ты будешь господином.

Слыша слова, какие говорила сия жена или, лучше сказать, сам диавол, древний человекоубийца ее устами, Мартиниан начал колебаться, помышляя о совершении греха. Наконец, он сказал жене:

— Пережди немного: некоторые обыкновенно приходят ко мне ради благословения. Я пойду и погляжу, нет ли кого, чтобы нас не увидели. От Бога не можем мы утаить греха нашего; утаим его, по крайней мере, от людей, чтобы нас не хулили и не поносили.

Сказав сие, он вышел из келлии, и став на находившемся там камне, начал внимательно осматривать дорогу. Но Человеколюбец Бог никому не хочет погибели. Он не пренебрег и трудами святого Мартиниана, подъятыми им с юности, вспомнил о молитвах его, оказал ему Свою помощь и злой помысл его пременил на добрый.

Сходя с камня, Мартиниан нашел иссохший хворост, взял его и внес в свою келлию. Положив его посредине келлии, он зажёг его. Когда огонь сильно разгорелся, святой, сняв свои сандалии и вступив в огонь, стоял там до тех пор, пока огонь не начал опалять всё его тело.

После сего он вышел из пламени и сказал, как бы укоряя самого себя:

— Что, Мартиниан, хорош ли сей временный огонь? приятно ли сие мучение? если можешь ты его вытерпеть, то тогда и приступи к сей жене. Она, или диавол чрез нее, приуготовит для тебя вечный огонь. Нет, виновна не она, а диавол, внушивший ей сию мысль, — сие делает он потому, что хочет вовлечь тебя в погибельную пропасть.

Помысли, недостойный Мартиниан, о предстоящей тебе муке, вспомни о вечном огне; сей временный огонь можно угасить водой. В нем есть и свет. Адский же огонь не имеет никакой светлости, не могут угасить его все моря и реки, сколько их ни существует под небом.

Если ты можешь терпеть сей неугасимой огонь, то приступай к жене и соверши свое желание.

Так он говорил сам с собою. Когда же боль его начала немного утихать, он снова стал в огонь и стоял там долго, до тех пор, пока возможно было сие. Выйдя из костра, он пал на землю и с сердечным сокрушением, вздыхая и плача, он воззвал к Господу:

— Господи, Боже мой, милостив буди ко мне грешному, прости омрачение ума моего и мое поползновение ко греху. Ты, испытующий сердца и внутренние помышления, знаешь и мое сердце, Ты ведаешь, что я возлюбил Тебя с ранней юности и ради Тебя опалил огнём мое тело. Прости меня, Владыка мой Господи, ибо Един Ты благ и милостив, яко благословен еси во веки.

Так молился святой, лежа лицом к земле: от сильных ожогов он не мог стоять. После сего он начал воспевать: “Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои“2 (Пс.72:1-2).

Видя cиe, жена удивилась, как святой, ради спасения своего, сам подверг себя огненному пламени. И сама она вспомнила о своих согрешениях и воспрянула духом, как бы пробудившись от сна. Она сорвала свои одежды и все украшения, бросила их в огонь и, облекшись снова в бедное рубище, упала к ногам святого Мартиниана и со слезами начала говорить ему:

— Прости меня окаянную и грешную, раб Божий; тебе, господин, известно, как сильны и многообразны козни и прелести диавола. Он и мне внушил мысль искусить тебя. Помолись за меня, святой отче, чтобы по твоим молитвам могла получить спасение и я — великая грешница.

Совет

Знай же, отче, что я уже не возвращусь более в город, не войду в дом мой, не увижу моих родных и знакомых. Нет, я твердо решила оставить мои скверные дела, я буду лишь заботиться о спасении моей окаянной души.

Знай и то, господин мой: во имя Господа нашего Иисуса Христа я буду вести с диаволом борьбу тем же самым способом, каким он внушил мне восстать на тебя. И надеюсь посрамить его: сей древний льстец, восставляя меня на тебя, восставил меня на себя самого.

Он хотел через меня одолеть тебя, но с помощью Владыки нашего, Который призывает к покаянию и блудниц, он сам побежден будет мною.

Сие сказала она, проливая слёзы. Блаженный же отвечал ей:

— Господь мой и Бог да простить тебе, жена, грех твой. Иди с миром и позаботься, как ты говорила, о спасении души своей. Веди борьбу с страстями, налагая на себя покаяние, и так сможешь ты посрамить лукавого.

В ответ на сие, она сказала блаженному:

— Прошу и умоляю тебя, отче, наставь меня на путь спасения; скажи, как мне получить спасение?

Он же отвечал:

— Иди в Вифлеем, отыщи там святую деву, по имени Павлу3, которая построила там святую церковь. Пришедши к ней, расскажи ей всё случившееся и спасайся у нее.

Жена, вставь, поклонилась ему и сказала:

— Молись, отче, за меня грешницу!

Pages: 1 2 3

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnye/prepodobnyj-martinian-i-svyatye-zheny-zoya-i-fotiniya.html

Читать

Наверное, вы удивитесь, услышав, что святые были такие же люди, как и каждый из нас.

Они испытывали те же чувства, что и мы, их души посещали как радость, так и разочарование, не только надежда, но и отчаяние, как вдохновение, так и угасание.

Более того, святые испытывали точно такие же искушения, что и каждый из нас, а льстивые соблазны, словно сладкозвучные сирены, манили каждого из них своей пленительной, гипнотической силой.

Что же подвигло их к тому удивительному, что исполняет душу неизреченным светом и что мы называем святостью?

Преподобный Ефрем Сирин

В начале IV века в Сирии жил некий юноша Ефрем. Его родители были бедные, однако искренно верили в Бога. А Ефрем страдал раздражительностью, мог из-за пустяков вступать в ссоры, предавался худым замыслам, и главное, сомневался в том, что о людях заботится Бог. Однажды Ефрем запаздывал домой и остался ночевать возле стада овец с пастухом. Ночью волки напали на стадо.

А утром Ефрема обвинили, что он подвел к стаду воров. Его посадили в темницу, куда заключили еще двоих: одного обвиняли в прелюбодеянии, а другого – в убийстве, причем также безвинно. Ефрем много размышлял над этим. На восьмой день он услышал во сне голос: «Будь благочестив, и уразумеешь Промысл Божий.

Перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал, и по себе дознаешь, что эти люди страждут не несправедливо». Ефрем вспомнил, как некогда со злым умыслом он выгнал из загона чужую корову, и она погибла. Заключенные с ним поделились, что один участвовал в обвинении женщины, оклеветанной в прелюбодеянии, а другой видел тонувшего в реке человека и не помог.

Обратите внимание

В душе Ефрема наступило прозрение: оказывается, в нашей жизни ничто не совершается просто так, за каждый поступок человек несет ответственность перед Богом, – и с этой поры Ефрем решил изменить свою жизнь. Все трое вскоре были отпущены на свободу. А Ефрем во сне вновь услышал голос: «Возвратись в место свое и покайся в неправде, убедившись, что есть Око, над всем надзирающее».

Отныне Ефрем был крайне внимателен к собственной жизни, он много молился Богу и достиг святости (это преподобный Ефрем Сирин, день памяти – 10 февраля).

Итак, святые потому и стали святы, что, во-первых, увидели свою неправедность, удаленность от Бога (не надо думать, что каждый угодник Божий был изначально святым). А во-вторых, они глубоко ощутили, что никакое добро невозможно совершить без Бога. К Нему они обратились всей душой.

Им пришлось много бороться со злом, и прежде всего в самих себе. В этом – их отличие от обыкновенных героических личностей. Земные герои пытаются изменить мир путем внешней борьбы за справедливость. А святые влияют на мир путем внутреннего его преображения, и начинают это преображение с самих себя.

Если Петр I, хотя и был волевым человеком, сокрушался: «Усмирил стрельцов, осилил Софью, победил Карла, а себя превозмочь не могу», то святые сумели победить себя. Потому что они полагались на Бога.

А кто может быть сильнее Бога? Его благодать искореняла в их душах все темное, а затем просветила их ум и сердце к видению удивительных тайн.

Валерий Духанин,

кандидат богословия

День памяти 1 января

Достоверных сведений о житии преподобного Илии Муромца Печерского, жившего в XII веке, сохранилось мало.

Читайте также:  Мученица александра анкирская (коринфская)

Родиной его считается существующее доныне село Карачарово под Муромом во Владимирской области. Отцом был крестьянин Иван, Тимофеев сын, а мать – Евфросинья. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины.

С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев – калик перехожих (нищих странников), – которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана».

Взяв родительское благословение, Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Клеве», не знавший поражений.

Важно

Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, грозили хазары…

Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович. Худ. В. Васнецов

Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Клево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в посте и молитве ради уже не земного, но Небесного Царства. В иноческих подвигах святой воин успел провести немного времени.

Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его нетленные мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Клево-Печерской лавры. Левая рука его пробита в боях копьем, а пальцы правой сложены для крестного знамения.

Результаты исследований святых мощей Ильи Муроица в 1988 году подтверждают факты жизни былинного богатыря: определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца.

Дни памяти 15 января и 1 августа

Прохор Мошнин, будущий преподобный Серафим, родился в середине XVIII века. Его отец, Исидор, был купцом и в конце своей жизни начал постройку Казанского собора в родном Курске, которую завершила мать Прохора, Агафия. Собор этот и ныне украшает город.

Бог с детства хранил жизнь великого подвижника Русской Церкви.

Однажды Агафия взяла с собой на строительство маленького Прохора; запнувшись, он упал с высокой колокольни, но остался невредим. Спустя время мальчик опасно заболел, и однажды во сне он увидел Божию Матерь, Которая обещала посетить и исцелить его.

Преподобный Серафим Саровский

Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, он приложился к святой иконе и после этого стал быстро поправляться. Юный Прохор, имея прекрасную память, выучился грамоте и часто читал своим сверстникам Священное Писание и жития святых, любил он посещать церковные службы и молиться в уединении.

Когда в семнадцать лет юноша твердо решил стать монахом, мать благословила его на этот путь своим медным крестом. Материнский крест как святыню преподобный хранил до конца жизни.

Совет

Прохор отправился в Клев на богомолье: у древнейших русских святынь хотел он узнать, есть ли воля Божия на его выбор и в какой обители следует принимать постриг.

Киевская старица Досифея благословила Прохора идти в Саровскую пустынь Тамбовской губернии, известную строгой жизнью монахов.

С самого начала пребывания в Саровском монастыре Прохор выделялся среди послушников. На церковные службы он приходил раньше всех и неподвижно выстаивал длинные богослужения. Вне церкви любил он уединяться в своей келье.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=208992&p=5

Преподобный Мартиниан

Главная –> Святые Угодники Божьи –> Преподобный Мартиниан

Молитва | Житие

Преподобный Мартиниан

празднуется 13 / 26 февраля. Среди русских святой Мартиниан считался “избавителем от блудной страсти”. В “Сказании о святых” приводится особая молитва “во избежание блудного соблазна”.

26 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО МАРТИНИАНА.

Преподобный Мартиниан был пустынником, подвизавшимся сперва в окрестностях Кесарии Палестинской, а потом на каменистом острове. Скончался он в Афинах в начале V в. Одна блудница, пытавшаяся соблазнить праведника, была обращена им к добродетельной жизни и, под именем Зои, 12 лет провела в суровых подвигах в Вифлеемском монастыре. Произошло все так.

Надев разорванное рубище, эта женщина в бурную, ненастную ночь подошла к келье пустынника и попросила укрыть ее от непогоды и диких зверей. Преподобный сжалился над странницей, принял ее, а сам затворился в другой половине кельи, где обычно всю ночь молился и пел псалмы. Наутро женщина переоделась в спрятанную в мешок красивую одежду, так что преподобный даже сразу не узнал ее.

Она же стала говорить ему о мире и его радостях, убеждая нарушить воздержание. Смутился праведник красотой и речами женщины. Внезапной волной нахлынуло на него искушение … Но всего лишь на короткий миг.

Святой разжег лежащий на земле хворост и вступил в огонь голыми ногами, говоря себе: “Ну, что Мартиниан, как тебе этот огонь вечный и боль от него? Сможешь ли вытерпеть терзания вечные? Тогда поступи, как говорит эта женщина”. Наконец от нестерпимой боли он упал на землю и воскликнул: “Господи, Боже мой, милостив буди мне грешному!”.

От этого крика, как от страшного сна, пробудилась душа блудницы. Она содрогнулась, осознав всю глубину своего падения. “Научи меня, как спастись!”, – воскликнула женщина, бросая в огонь свои роскошные одеяния и драгоценности. Преподобный сказал ей, куда идти и что делать.

Сам же, когда ожоги его зажили, удалился на необитаемый остров и до конца жизни подвизался здесь в полном уединении. Мы видели, что блудница, чтобы вернее достигнуть своей цели, то есть соблазнить старца, нарядилась в роскошные, красивые одежды. Когда же раскаялась, то бросила их в огонь.

Обратите внимание

Задумаемся же и мы: как одеваемся и что значат для нас наряды? Среди людей укоренилось много обычаев, которые вначале были необходимы, но затем, по прихоти человеческой, стали вредными для души и тела. К числу их относится все более и более распространяющийся обычай украшать свое тело дорогими, изысканными одеждами.

Конечно, человеку нельзя пренебрегать приличием и пристойностью в одежде. Если Господь благословил состоянием, богатством, то нельзя ходить в убогой, драной одежде: это можно расценить как беспечность и лень или же, как предельную скупость. Святой апостол Павел советует христианам, чтобы все в них было “благопристойно и чинно” (1 Кор. 14, 40).

Это относится ко всему их внешнему поведению, как в церкви, так и в домашнем быту. Следовательно, не должны быть отвергаемы христианами благопристойность и благообразие и в одежде. Но когда человек в украшении себя одеждой переходит рамки нужды и пристойности, то тогда уже появляется опасность излишним попечением об одежде повредить своей душе, а также ввести в соблазн многих других.

В житии преподобного Памвы содержится очень поучительный для нас урок, как нужно смотреть на излишние телесные украшения. Однажды этого великого подвижника пригласил к себе для духовной беседы Александрийский епископ. Идя по городским улицам со своими учениками, старец вдруг увидел женщину в весьма роскошных одеждах.

Взглянув на нее, он увидел под богатой одеждой душевную нечистоту и горько заплакал. Когда его спросили, о чем он плачет, преподобный ответил: “По двум причинам я плачу: я плачу о погибели души сей великолепно нарядившейся женщины и вместе с тем плачу о том, что я, грешный, не имею такого попечения о душе своей, какое она имеет о теле своем.

Эта женщина наряжается, чтобы понравиться людям, – а я ничем не хочу украсить души моей, чтобы угодить Богу”. Поистине достойна великого сожаления и оплакивания бесполезная и суетная забота человека об украшении своего тела.

Что значит оно в сравнении с бессмертной душой нашей? Тело – временная храмина для души, которая в определенное время разрушится, и все украшения станут ей не нужны. Душа же имеет вечное назначение, и только украшенная брачным одеянием, то есть добрыми делами, она может получить доступ в небесный чертог и присутствовать на вечери Христовой в Царстве Небесном.

Не лучше ли позаботиться о вечном своем счастье и спасении, чем о временном, скоропреходящем удовольствии? Не лучше ли стараться угодить красотой добродетели Богу, чем думать, как украшениями угодить людям? Конечно, можно исполнить и то и другое – и душу и тело украшать свойственным им образом. Но так бывает очень редко.

Важно

Обычно же у нас – обнова за обновой, наряд за нарядом и постоянные новые выдумки в украшении себя развиваются даже среди людей небогатых. А о новых успехах в нравственности, об умножении в обществе любви, честности, благотворительности слышно не много. И неудивительно, что излишнее попечение о теле не оставляет человеку времени позаботиться о своей душе. “Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”, – говорит Спаситель. Кто думает больше о земном, тому трудно возвышаться духом. Как часто бывает, что даже в храм идут как на показ мод, обязательно в обновке, или на молитве стоят, рассматривая, кто во что одет. Придя же домой, обсуждают увиденное и вряд ли могут вспомнить, какое было евангельское или апостольское чтение. Нередко жалеют помочь нищему копейками, а на модные одежды тратят баснословные суммы. Что же говорить о тех случаях, когда украшаются для того, чтобы соблазнить, и тогда не столько прикрывают, сколько обнажают тело.

Будем же остерегаться, чтобы не вступить на скользкий и опасный путь потворства своим страстям и прихотям, которые приводят к погибели. Казалось бы, что особенного – наряды, но пристрастие к ним может причинить вред душе человеческой, как и любая другая страсть.

И поскольку, в особенности и преимущественно, такое пристрастие имеют женщины, именно к ним обращается апостол Петр: “Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом” (1 Петр. 3, 3-4).

Молитва | Житие

Источник: http://pro-everyday.ru/index.php?id=molitva/ugodniki/martunuan1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector