Преподобный мартирий зеленецкий

Преподобный Мартирий Зеленецкий

Дни памяти: 1 марта, 11 ноября

Преподобный Мартирий Зеленецкий

Преподобный Мартирий Зеленецкий, в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.

Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.

В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирии. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.

Обратите внимание

По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа.

Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, “в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены”.

В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа).

В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, “где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит”.

Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения.

И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня.

Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы – Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской – и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.

Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца.

Важно

Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз – плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу.

После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.

Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним.

Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы.

Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.

Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю – “Зеленой Мартириевой пустыни”. Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений.

Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель.

На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.

От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы.

Совет

“Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне.

Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей”, – вспоминал преподобный.

Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.

Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя.

В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному.

На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста – Небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.

В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.

Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там.

Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее.

Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами: “Мир всем православным”, – в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.

Обратите внимание

Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий (+ 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life538.htm

Преподобный Мартирий Зеленецкий

Жизнь преподобного Мартирия Зеленецкого полна чудес и тонких видений. Случались в ней и скорби и сомнения — но только до того, как святой пришел на Зеленый остров, скрытый среди бескрайних болот. Основав Зеленецкый монастырь, он исполнил предначертанное ему дело.

В миру преподобный Мартирий звался Миною.

Из Жития святого известно, что юношеские годы его пришлись на царствование великого князя Московского Иоанна IV Васильевича (в будущем Грозного царя), то есть даже если считать, что это был ранний период Иоаннова правления, когда он пребывал в младенческих летах, то получается, что родился Мина не ранее 1520-х годов. Произошло это в Великих Луках.

Своего духовного отца, монаха Боголепа, преподобный Мартирий знал еще белым священником, когда тот был настоятелем городского собора.

Позже Мина вслед за ним ушел в монастырь, где принял монашеский постриг с именем Мартирий, поселившись с Боголепом в одной келье.

Вскоре у него появился духовный друг, боярский сын Афанасий, ставший по прошествии некоторого времени монахом Авраамием.

В 1556 году Авраамий ушел в Тихвин помолиться Тихвинской иконе Божией Матери, да и остался там — спустя четыре года на месте, где стоял Успенский собор, в котором хранился чудотворный образ, был основан монастырь — Авраамий вступил в его братию.

Между тем преподобный Мартирий, тяготившийся «шумностью» и «мятежностью» своего пребывания в великолуцкой обители, мечтал об отшельнических подвигах. Решив совершить пробный опыт такой жизни и одновременно сомневаясь, не противно ли «воле Божией исполнение сего желания», он дал обет безмолвия, отошел на 60 верст от Великих Дук и, ископав в лесной чаще пещеру, предался непрестанной молитве.

Важно

Святого Мартирия смущало при этом, что сделал он это самочинно, не получив благословения на пустынножительство от Боголепа. В конце концов, инок написал письмо своему учителю.

Ответом ему было: «Возвращайся в общежительство».

Преподобный оказался на распутье: с одной стороны, совет старца призывал Мартирия вернуться в обитель, с другой — принятое на себя обязательство безмолвия повелевало искать уединенную пустынь для исполнения обета.

Не зная, как разрешить эту дилемму, Преподобный Мартирий отправился в Смоленск — помолиться Смоленской иконе Божией Матери и преподобным Авраамию и Ефрему Смоленским. Последние явились ему в тонком видении и поддержали святого в его стремлении к пустынножительству. Ободренный Мартирий пошел после этого в Тихвин, где его с радостью принял ранее обосновавшийся там Авраамий.

В долгих беседах, которые они вели, преподобный Мартирий говорил о том, что ищет уединенное место, где смог бы исполнить волю Божию, и однажды его собеседник признался ему, что знает такое место:

Помолившись Тихвинскому чудотворному образу, преподобный Мартирий испросил настоятельского благословения на отход к указанному месту.

Получив таковое, он изготовил две иконы — Божией Матери «Тихвинскую» и Святой Троицы, которые отныне всегда пребывали при нем, и вскоре уже был на затерявшемся среди топких болот Зеленом острове, положив тем самым начало славному в будущем Зеленецкому монастырю.

«Жестоко, многоболезненно и всецело посвящено было Богу житие Мартирия в этой дикой и угрюмой пустыне, — сообщает жизнеописание святого. — Ни дикость места и суровость хладных здесь испарений, ни лишения в самонужнейшем, ни дикие звери этой местности, ни козни врага не могли поколебать доблестного воина Христова… Пустыня просветлела святою жизнию отшельника».

Шли 1560-е годы. Вскоре к Мартирию стали собираться ученики — так образовался монастырь. Построили «убогую» Троицкую церковь. Позже появились благотворители, прослышавшие о подвижнике, поселившемся на Зеленом острове.

Совет

Одним из них был богатый новгородский купец Федор Сырков, построивший в обители теплый Благовещенский храм с трапезой. В какой-то момент, дабы иноки нового монастыря не остались без духовного окормления, преподобному Мартирию пришлось принять от новгородского архиерея сан священства и игуменства.

Точной даты этого события мы не знаем, но Писцовые книги 1583 года уже называют Мартирия игуменом, добавляя, что в его обители подвизаются 12 монахов.

В 1595 году святой игумен ходил в Москву. Путь его лежал через Тверь, где тогда княжил Симеон Бекбулатович, прежний правитель «карманного» для Москвы Касимовского ханства, тот самый, который в 1575—1576 годах, в пору устроенных Иваном Грозным административных игр, 11 месяцев значился русским царем.

Во время появления преподобного Мартирия в Твери умер после тяжелой болезни сын Симеона Бекбулатовича Иоанн — видя безутешное горя отца, святой возложил на грудь умершего юноши бывшие при нем Тихвинскую икону Божией Матери и образ Святой Троицы и совершил молебен, после чего Иоанн восстал со смертного одра живым и здоровым.

По возвращении из Москвы, где святой игумен получил жалованную грамоту государя Феодора Иоанновича на земли и рыбные ловли, он на средства князя Симеона Бекбулатовича возвел в монастыре каменную Тихвинскую церковь, а также храм Иоанна Златоуста.

Вступив в преклонные лета, преподобный Мартирий «ископа себе ров глубок и гроб тамо своими руками устрой постави, и хождаше во оный яко-же хотяше, седя при гробе умиленно и жалостно плачися, — чрез лето и шесть месяцев сице препроводи».

В марте 1603 года зеленецкий чудотворец, преподав научение братии («Со всем временным разлучаюсь, — говорил он, — а вам, о отцы и братья, напоследок еще обещаю: хоть ныне телом и отхожу от вас, но духом всегда пребуду с вами»), «почил о Господе светлою кончиною праведника».

Погребли его возле Тихвинской церкви.

Святые Русские.

Источник: http://posmotrim.by/article/prepodobnyj-martirij-zeleneckij.html

Молитвы преподобному Мартирию Зеленецкому

Тропарь преподобному Мартирию Зеленецкому, глас 2-й

От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив, отечество оставил еси, и всех мирских мятежей уклонився, в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси, отонудуже уведев непроходную пустыню, крестовидною зарею показанную, желательне ю обрел еси, и в ней вселився, иночествующих собрал еси, и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо, трудолюбно тщался еси возводити к Богу Емуже молися, богомудре Мартирие, даровати душам нашим велию милость.

Кондак преподобному Мартирию Зеленецкому, глас 8-й

Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа, уклонитися возжелел еси, и, в пустыню вселився, тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси, и чада послушания и смирения в нем возрастил еси.

Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице, еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси, и о всех правоверных, да зовем ти: радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любителю.

Величание преподобному Мартирию Зеленецкому

Обратите внимание

Ублажаем тя, преподобне отче Мартирие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Молитва преподобному Мартирию Зеленецкомуот бесовских искушений и злых людей, всякой скорби и болезней

О, пастырю добрый, наставниче наш, преподобне отче Мартирие! Услыши еже к тебе ныне приносимое моление наше. Вемы бо, яко духом с нами пребываеши.

Ты убо, преподобне, яко имея дерзновение ко Владыце Иисусу Христу, Богу нашему, и к Пречистей Богоматери, буди ходатай и молитвенник теплый о обители сей, юже возградил еси, и о нас, недостойных рабех, живущих в ней, – ея же ты просветитель сый и начальник, богособранному твоему братству помощник и заступник присно являешися, – яко да твоим предстательством и молитвами невредимы на месте сем пребудем: от бесов же и злых человек ненаветованны от всех бед и напастей свободни сохранимся. Всем же отовсюду приходящим во святую обитель твою, и молящимся тебе с верою, и поклоняющимся раце мощей твоих, о еже избавитися от всякия скорби, болезни и напасти, милостивне поспеши, – даровати же православным мир, тишину, благоденствие и изобилие плодов земных. И о всех нас теплый предстатель ко Господу и помощник душам нашим буди, еже отпуститися нам согрешениям нашим и молитвами твоими, святе, избавитися нам вечнаго мучения и сподобитися Царствия со всеми святыми, да славу, благодарение и поклонение возсылаем Единому Богу, в Троице славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Собор спаса нерукотворного образа в эрмитаже, россия, город санкт-петербург

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон.

Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.

today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

Источник: https://molitvoslov.today/molitvyi-svyatyim/molitvyi-prepodobnomu-martiriyu-zeleneczkomu.html

Преподобный Мартирий Зеленецкий

Преподобный Мартирий, в миру Мина, родился в Великих Луках. Ему шел десятый год, когда умерли родители. Иерей Благовещенской церкви любил доброго сироту, часто бывавшего в храме, и учил добру.

Спустя несколько лет овдовевший священник постригся в обители безсеребренников; Мина посещал его и здесь. Затем он принял постриг в Великолуцкой Сергиевой обители, где выполнял обязанности церковного ключника.

Спустя несколько лет Мартирий пожелал жить в уединении и удалился в пустынное место за 60 верст от Лук. Ему советовали возвратиться в обитель, чтобы приносить пользу нуждающимся. Не зная, как быть, Мартирий отправился на поклонение Смоленской иконе Богоматери и чудотворцу Авраамию.

Важно

В Смоленске ему явился во сне преподобный Авраамий со своим учеником преподобным Ефремом и сказал: «Ты должен жить в пустыне, где укажут Господь и Его Пречистая Матерь».

В Тихвинской обители он, к своей радости, встретился со своим учеником, который в свое время заменил его в Сергиевом монастыре. Вскоре, устав от многочисленных богомольцев, приходящих в Тихвин, Мартирий просил Господа указать ему уединенное место для подвигов.

Такое место было указано ночью ученику Мартирия: он увидел знамение на острове, исстари называвшемся Зеленым. Здесь, в тихом угрюмом месте, Мартирий и поставил себе хижину.

На десятки миль вокруг простирались мхи, болота и топи, и только место, где поселился Мартирий, находилось на возвышенности, покрытой радующей глаз зеленью. Отшельник нашел как раз то, чего искал, и возблагодарил Господа.

Благочестивый поселянин Иосиф иногда приносил ему пищу, но бывало, что и забывал, занятый суетными помыслами, и Мартирий надолго оставался без еды. Не сетуя, он продолжал молиться.

Спустя некоторое время люди узнали об отшельнике с Зеленого острова. В глуши, где поселился Мартирий, не было иноческих обителей, поэтому подвижники стали стекаться к нему.

Мартирий построил часовню и кельи с оградой.

Узнал о преподобном и благочестивый новгородский боярин Феодор Сырков; благодаря ему в Мартириевой пустыни в 1570 году был построен храм Благовещения, и братья упросили старца быть игуменом.

Блаженному Мартирию в его глуши долго пришлось бороться с нуждами и бедностью, но он терпел всё. Вот что рассказывает преподобный о небесном утешении, посетившем его. «Спал я в своей келье, в чулане, и увидел во сне Пресвятую Богородицу в девичьем образе.

Совет

Она была прекрасна. На голове у Нее был золотой венец, украшенный разноцветными каменьями. Сидит Она в келье моей, на лавке, в большом углу, где стоят иконы. А я будто вышел из чулана и стою перед Ней, не в силах отвести взгляд.

Она же, Царица и Богородица, взирает на меня, а очи полны слез. И вдруг Она стала невидима. Я в ужасе проснулся, встал и, выйдя из чулана, зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, сидит ли Она в келье.

Я подошел со свечой к образу Одигитрии и понял, что явилась мне Пречистая Богородица в том виде, как писана Она на моей иконе».

В последние годы жизни блаженный прославился даром исцелений. В 1595 году по дороге в Москву он остановился в Твери. У жившего тогда в Твери царя Симеона Бекбулатовича был тяжело болен сын. Царь, узнав  о Мартирии, просил его прийти помолиться за умирающего. Преподобный возложил на грудь больного Тихвинскую икону Богоматери, и тот выздоровел.

После этого признательный царь был самым усердным благотворителем Мартириева монастыря. За полтора год до кончины святой старец посвятил себя безмолвию и молитве; выкопав своими руками могилу и поставив  в ней гроб, приходил сюда плакать и молиться вплоть до последнего дня. Преподобный Мартирий Зеленецкий тихо и мирно почил в 1603 году.

      

13 март 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/3469-prepodobnyj-martirij-zeleneckij.html

прп. Мартирий Зеленецкий

Молитва преподобному Мартирию, Зеленецкому чудотворцу

О, пастырю добрый, наставниче наш, преподобне отче Мартирие! Услыши еже к тебе ныне приносимое моление наше. Вемы бо, яко духом с нами пребываеши.

Ты убо, преподобне, яко имея дерзновение ко Владыце Иисусу Христу, Богу нашему, и к Пречистей Богоматери, буди ходатай и молитвенник теплый о обители сей, юже возградил еси, и о нас, недостойных рабех, живущих в ней, – ея же ты просветитель сый и начальник, богособранному твоему братству помощник и заступник присно являешися, – яко да твоим предстательством и молитвами невредимы на месте сем пребудем: от бесов же и злых человек ненаветованны от всех бед и напастей свободни сохранимся. Всем же отовсюду приходящим во святую обитель твою, и молящимся тебе с верою, и поклоняющимся раце мощей твоих, о еже избавитися от всякия скорби, болезни и напасти, милостивне поспеши, – даровати же православным мир, тишину, благоденствие и изобилие плодов земных. И о всех нас теплый предстатель ко Господу и помощник душам нашим буди, еже отпуститися нам согрешениям нашим и молитвами твоими, святе, избавитися нам вечнаго мучения и сподобитися Царствия со всеми святыми, да славу, благодарение и поклонение возсылаем Единому Богу, в Троице славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во секи веков. Аминь.

АКАФИСТ СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ МАРТИРИЮ, ЗЕЛЕНЕЦКОМУ ЧУДОТВОРЦУ

Кондак 1

Избранниче благодати Божией, преподобне отче наш Мартирие, от юности твоея Христа возлюбил еси и Тому невозвратно последовал еси. Обитель Зеленецкую создав, в той многия к спасении управил еси.

Обратите внимание

Чудесы украсився в житии, в маститей старости преставился еси и, днесь на небесех ликующе выну молишися за ны.

Мы же, светло память тою празднующе, тако тя величаем:Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

Икос 1

Ангели и архангели и вся воинства небесная Христа песньми превозносят.

Сим же и духи праведник совершенных сликовстуют, в них же лице тя зряще, тако хвалим достойно, нашего заступника:Радуйся, от юности небеснаго отечествия взыскавый!Радуйся, вся мира сего красная ни во что же вменивый!Радуйся, Христови единому послуживый!Радуйся, сего ради крест жития иноческаго приемый!Радуйся, обитель Зеленецкую устроивый!Радуйся, создавый иноком виталище безпечальное!Радуйся, братии ради многи труды претерпевый!Радуйся, еще в житии чудесы от Бога прославленный!Радуйся, царевича от смертнаго одра воздвигнувый!Радуйся, в житии явления Матере Божия удостоенный!Радуйся, лику праведных вчиненный!Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

Кондак 2

Видел еси, преподобне Мартирие, смерть родителей твоих, и от сего еще в младости познал еси, яко странники и пришельцы есмы в юдоли сей земной. Море же житейское зря напастей, бурею воздвизаемое, к тихому пристанищу устремился еси. В церковь бо, яко в корабль, притекл еси и небесным кормчим Христом в селения горняя управлен был еси, идеже днесь радостно вопиеши Богови: Аллилуиа!
Икос 2

Уразумел еси пути спасительныя, отче наш Мартирие, егда, иерея Благовещенския церкве Бориса посещая, поучениям его внимал еси. И, тому последовав, в великолуцкую обитель Сергиеву преселился еси и вся иноческаго жития тяготы понесл еси.

Темже тако ти рцем:Радуйся, Великих Лук произрастание дивное!Радуйся, сирото, сохраненное Богом от напастей всяческих!Радуйся, яко посла ти Господь родителя нова иерея праведна!Радуйся, яко любовию той благому игу Христову тя покори!Радуйся, сладце послушавый того от писания назидания!Радуйся, часте входивый в храм Благовещения Пречистыя!Радуйся, молитвою тамо умудрявыйся!Радуйся, приятием Пречистых Таин укреплявыйся!Радуйся, прочее дня проводивый в трудех всяческих!Радуйся, целомудрие душевное и телесное нерушимо соблюдый!Радуйся, достойно на подвиг иноческого жития вшедый во обитель Великолуцкую!Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

Кондак 3

Силою благодати Божией снабдеваем, седмь лет со наставником твоим пребыл еси, преподобне, иже многим полезным тя научи. Наипаче же учаше болящих поскору Святых Таин сподобляти, зане по смерти той душе, яко несущей святая, демони никако же могут касатися, ангели же ю сретают с песнию: Аллилуиа!
Икос 3

Имений не стяжав, стяжал еси мудрость жизни по Бозе, преподобне Мартирие, яко бо семя, в землю вметаемо, новы класы возращает, тако и поучения наставника твоего быша души твоей семенем жизни вечныя.

Важно

Сего ради тя ублажаем:Радуйся, послушанием украсивыйся!Радуйся, постом истончивый плоти страстная!Радуйся, препобеждавый сон молитвенным бдением!Радуйся, трудом земледелия укрепивый силы своя!Радуйся, послуживый больным во врачебнице!Радуйся, омывавый струпы гнойная и язвы неисцельныя!Радуйся, поскорбевый с скорбящими!Радуйся, немощных роптания кротце понесый!Радуйся, заповедь Христову деянием совершивый!Радуйся, милостиве, яко вечное помилование стяжал еси!Радуйся, тако себе предуготовавый к пострижению иноческому!Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

Кондак 4

Буря греховная многи люди погуби. Обаче силою благодати Христовы мнози спасение улучают, живуще благочестне, монаси и мирстии. Кийждо приемлет, еже по мере сил обретает, ов о чадех спасается, ов же иночестии приемлет обеты и Богови деннонощно поет песнь серафимскую: Аллилуиа!
Икос 4

Слышав Иисуса Христа, рекша о иночестем житии: «могий вместити, да вместит», и зря себе к оному преклоненна, усердно молил еси, преподобне, наставника, да желание твое освятит и укрепит пострижением, еже и получил еси.

Тем же тебе вопием:Радуйся, яко остригл еси власы главы твоея в знамение мироотречения!Радуйся, яко облеклся еси в хитон вольныя нищеты!Радуйся, приемый рясу аки одежду веселия!Радуйся, препоясавый бедра свои яко силою истины!Радуйся, мантиею, аки бронею правды, одеявыйся!Радуйся, покрывый главу свою покрывалом смирения!Радуйся, с одеянием сандалий не скор бывый на творение воли своея!Радуйся, глаголом Божиим, аки мечем вооруживыйся в всегдашней молитве Иисусовой!Радуйся, крест, щит веры приим, с любовию облобызавый и!Радуйся, свещу взем, свещею благочестия явивыйся последи!Радуйся, приятый в воинства противу мира, плоти и диавола!Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

Кондак 5

Боготечная звезда древле приведе мудрецы восточныя к яслям Вифлеемским, идеже тии обретоша Царя царствующих и Господа господствующих. Тако и тя, преподобне Мартирие, путь иноческаго жития приведе последи в селения горняя, идеже рожденному от Девы выну приносится спасенными песнь великая и хвалебная: Аллилуиа!
Икос 5

Врагу, присно на пустынных мужей страхованиями многими нападающу, житием молитвенным противустал еси, преподобне, и жестоким страстей умерщвлением.

Мы же, чудящиеся твоему терпению брани, от того воздвигнутыя, умиленно поем ти хвалы:Радуйся, добре преуспевый в иночестих подвизех!Радуйся, пустыннаго жительства возжелевый зело!Радуйся, молитвою на сие Божия благословения просивый!Радуйся, удостоивыйся явления преподобнаго Михаила Клопскаго!Радуйся, яко той благослови твое изволение!Радуйся, за шестьдесят поприщ от обители наченый пустынное жительство!Радуйся, яко велию брань воздвигоша противу тя зде злии демоны!Радуйся, яко множицею воплями в время полунощи устрашаху тя!Радуйся, избити мняще, ничтоже ти зло сотворити можаху!Радуйся, яко прогонял еси я молитвою, аки пламенным мечем!Радуйся, силою креста Христова посрамивый силу вражию!Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

Кондак 6

Проповедниче благочестия, егда узрел еси, преподобне Мартирие, образ Владычицы нашея Богородицы в столпе огненне и светле в стране Тихфинстей, зело умилился еси Божию к себе милосердию. Егда же в град Смоленск богомоления ради вшел еси, явишася ти преподобнии Авраамий и Ефрем и паки пустынное ти прорекоша житие, сладце воспел еси: Аллилуиа!
Икос 6

Совет

Возсия благодать Божия в обители Тихфинстей, егда тамо пожил еси с учеником своим Авраамием, иже и сподобися зрети крест звезден, назнаменующ место твоея обители.

Тем же ти рцем тако:Радуйся, на Господа возложивый все свое упование!Радуйся, исшедый на поклонение святым мощем преподобных Авраамия и Ефрема!Радуйся, преподобне, преподобных собеседниче!Радуйся, незримый днесь споспешниче ко святым местом шествующим!Радуйся, пришедый на поклонение иконе Богоматери Тихфинстей!Радуйся, яко тамо добродетельным житием просиял еси!Радуйся, ключехранителю, отверзавый и затворявый двери храмовныя!Радуйся, днесь вводяй в врата небесныя молитвою за немощную братию!Радуйся, прославивый приявшую тя обитель равноангельным житием!Радуйся, исшедший из тоя на подвиг устроения новыя!Радуйся, вожегий светильник во спасение немощным!Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

Кондак 7

Хотяй един Богови молитися и быти в безмолвии, отшел еси, преподобне, в место, над ним же Авраамий крест виде звезден, и обрел еси тое, яко остров зелен посреде вод блатных, лес же, аки страж ночный, покой его от пришествия мирских людей храняше. Вельми ти любезна обретеся пустыня сия прегорчайшая, юже видящи, умиленно воспел еси: Аллилуиа!
Икос 7

Новая купель Силоамская бысть ти, преподобне, Зеленецкая пустынь, в той бо от немощных и страстных естества очистил еси себе бдением и постом и деланием духовным, и угоден Господеви явился еси, сего ради и мы тако ублажаем:Радуйся, обретый место, ти Богом на вселенне уготованое!Радуйся, не убоявыйся пустыннаго одиночества!Радуйся, памятовавый, яко с тобою бе присно Господь!Радуйся, яко Илия на Кармиле, молился еси ту!Радуйся, яко Иоанн в Иорданской пустыне постом украсился еси!Радуйся, ревнителю преподобных Онуфрия, Макария и Антония, великих отцев!Радуйся, проразумевый абие бывшую кознь диавола!Радуйся, предрекий приведшу тя мужеви Иосифу дщери смерть диавлим ухищрением бывшую!Радуйся, открывый, яко утопшая лику мученичу причтеся Божией милостью!Радуйся, вола погибша в ветвех древесных диавольским кознованием объявивый томужде!Радуйся, тако от уныния мужа благоговейна спасый!Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

Кондак 8

Странники и пришельцы есмы на земли сей, преподобне, присно ны враг искушает, страсти возмущая, уныние вселяя, и многи поставляет препоны текущим по пути в горний Иерусалим. Аще же что и благо сотоворим ближнему, тщится, да погибнет мзда, скорбьми абие нама отмстити. Бог же сия терпит, якоже древле Иовле поругание, дя вящее дасть утешение последи поющим: Аллилуиа!
Икос 8

Всяк в житии крест скорбей и печалей, его же кому даде Господь, преносит, и аще в уныние не впадет, последи сугубо прославляется.

Читайте также:  Собор преподобных оптинских старцев, малый/средний

Тако и ты, отче, вся претерпев, милостей Господних сподобился еси, сего ради тя ублажаем:Радуйся, изначала соградивый часовницу и малу хижину!Радуйся, ту сладце деннонощно моливыйся Богови!Радуйся, Христа ради претерпевый зной и мразы многие!Радуйся, питавыйся, яже точию ти приношаху окрестнии!Радуйся, вскоре утешенный видением огненного столпа с рукою, искры разметающею!Радуйся, яко сия знаменаше обилие благодати, от тебе исходити имущия ко братии!Радуйся, светильниче, его же познаша вскоре вернии!Радуйся, яко не отгнал еси жаждавших с тобою пожити!Радуйся, яко приимал еси от мира к тебе притекающих!Радуйся, пастырю словесных овец!Радуйся, послуживый немощному человечеству до скончания живота!Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

Кондак 9

Всего себе принесл еси в жертву, Богови угодную.

Многие труды, скорби и печали понесл еси, устрояя обитель и служаще братии, иже от язв мирския суеты мудре в чистоту жития богоугоднаго влекл еси, словеса и деяния молитвою укрепляяй.

Обратите внимание

Два же храма и келлии соградил и обитель стеною древяною оградил еси, да яко же в вертограде цветы источают благоухания, иноцы зде угодне Богови поют: Аллилуиа!
Икос 9

Ветвьми древо благосеннолиственное прикрывает многия, и ты, преподобне, многия прикрыл еси от наветов вражиих и моря житейскаго бурь. Мнози бо к тебе притекоша во обитель Зеленецкую, их же ради игуменства сан многопопечительный и священство приял еси и в царствующий град потребных ради обители пешешествовал еси.

Сего ради ублажаем тя:Радуйся, светильниче, осиявый темную страну!Радуйся, создателю храмов, в нихже имя Божие прославляется!Радуйся, аки сокровище велие внесый в оныя святыя иконы, от настоятеля ти прежде вданныя!Радуйся, постом, слезами и молитвою создавый основание обители непоколебимое!Радуйся, благочестием привлекий многие щедродатели!Радуйся, к тебе бо, яко пчела ко улию, приношаху боголюбцы сокровища своя!Радуйся, вероваху бо. Яко тако творяще взаим даяху Богови!Радуйся, яко един благий Феодор согради ти вся потребная!Радуйся, поучаяй, яко обителей лепота молитвою иноков стяжавается!Радуйся, яко за добро, ти данное, молился усердно сам и вся братия твоя!Радуйся, образе истиннаго иноческаго жития!Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

Кондак 10

Спасительныя милости сподобился еси, преподобне отче Мартирие. Единожды по молитве мало уснувшу ти, узрел еси Матерь Божию. В девичьем образе бе Пречистая, умиленна лицем и прекрасна, бровьми черна. На главе бяше златый венец, от камений многоценных светящий зело. Ты же, Ю узрев, с слезами умиления преклонився, воспел еси: Аллилуиа!
Икос 10

Стена ти нерушимая бысть, преподобне, икона Тихфинская, ею же благослови тя настоятель, егда в Зеленецкий оток отхождал еси. Егда же Пречистую зрети удостоился еси, абие невидимей бывшей, на икону сию воззрел еси и познав еси, яко в подобии тоя иконы бе Владычица.

Яже памятующи, тако ти рцем:Радуйся, истинный Пречистыя святых икон чтителю!Радуйся, истиннаго святых икон почитания научителю!Радуйся, Пречистыя Владычицы лик, слезами исполненный и прекрасный видети удостоенный!Радуйся, яко келейнии иконы твои и днесь осеняют гроб твой!Радуйся, яко покланяющеся им, честь не древу, но на нем изображенным воздаем!Радуйся, яко не доскам и вапам, но написанному Божеству на них поклонение приносим!Радуйся, яко лики святых и твой лобызающе, аки нози ваша лобызаем!Радуйся, яко фимиамом молитву нашу знаменуем!Радуйся, свещи возжигающе, о свете, в нем же Бог живет, памятуем!Радуйся, яко от икон твоих исходит сила целебная!Радуйся, яко возложением их мертва воскреси Господь!Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

Кондак 11

Песни надгробныя и последнее целование сменися пением хвалебным милости Божией и слезами радости, егда, в Москву ти шествующу, во Твери, у царя Симеона сына Иоанна воскресил еси молитвою и святых икон твоих возложение по силе благодати Христовы, ти данныя. Сего ради зело возлюби Сиемеон обитель твою, преподобне, и три новы храмы ту согради, да о чудеси сем выну Богови возносится песнь хвалебная: Аллилуиа!
Икос 11

Яко светильника тя благочестия почитающий царь Симеон много потребными обитель твою снабде. Егда же скончался еси, преподобне, чтый вельми память твою святитель Корнилий, Новуграду владыка мудрый, зело возлюби и преукраси, идеже и место упокоения си избра.

Важно

Яже памятующи и обитель твою ради веры и терпения украшену видящи, тако тебе вопием:Радуйся, искателю царствия Божия, емуже вся земная приложишася!Радуйся, яко обитель твоя потребными не оскуде!Радуйся, яко тремя храмами, яко купель тремя свещи, осияся сия!Радуйся, яко недужнии душею ту оздравляхуся!Радуйся, яко царие и простии, богатии и убозии, досезающие ю, во спасение назидахуся!Радуйся, яко умершего отрока в утешение родителема воскресил еси!Радуйся, яко тем силу благодати Божия явил еси!Радуйся, научаяй тем, яко в Бозе живот наш и смерть скончаваются!Радуйся, проповедниче Божия всемогущества!Радуйся, благодати сосуде преисполненный!Радуйся, от гроба твоего источаяй многообразная исцеления!Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

Кондак 12

Благодати Божией избранниче, преподобне отче наш Мартирие, егда состарелся еси и остави тя крепость твоя, сам рукама своима место упокоения и гроб соделал еси. Провидя же кончину свою, добре поучал еси братию твою, еже жити и достойно пети выну Богову: Аллилуиа!
Икос 12

Поем твоя милости и чудеса, преподобне отче наш Мартирие, выну бо и по преставлении твоем нас не оставляеши и молитвами твоими у Господа потребная, яже к животу и благочестию, исходатайствуеши, егда тя с верою и любовию призываем, и молишися, во еже спастися всем.

Сего ради от благодарных сердец ти вопием усердно:Радуйся, молитвенниче наш усердный!Радуйся, помощниче наш скорый!Радуйся, мир всем православным пред кончиною твоею завещавый!Радуйся, о мире всего мира незримый ходатаю!Радуйся, на суше и в мори от всех оставленным помощь подаваяй!Радуйся, недугующих от смертнаго одра к жизни возвращаяй!Радуйся, всех душевных и телесных недугов врачю!Радуйся, от злых духов мучимых избавителю!Радуйся, скорбных сердце незримое умиротворение!Радуйся, покрове к тебе притекающих!Радуйся, о спасении всех теплый молитвенниче!Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

Кондак 13

О, преподобне и богоносне отче наш Мартирие! Приими малое со умилением ти приносимое нами моление сие, и со Пречистою Материю Господа и всеми святыми молися Господу Иисусу Христу, да избавит нас от всяких бед и скорбей, от враг видимых и невидимых, от напрасныя смерти и будущих мук, и сподобит со избранными Его воспевати Троице Святей во веки: Аллилуиа!
Сей кондак глаголется трижды и паки икос 1 и кондак 1

Источник: https://elitsy.ru/info/saint/1975/

Преподобный Мартирий Зеленецкий

Преподобный Мартирий, в мире Мина1, родился в Великих Луках от знаменитого гражданина Стефана. Едва выучил он псалтирь, как на 10 году его скончались родители его. Благоговейный иерей Благовещенской церкви любил доброго сироту, часто видя его в храме, и учил его добру.

Спустя несколько лет овдовевший священник постригся в обители бессребреников; Мина посещал его и здесь, — посещал и тогда, как Боголеп поставлен был в строителя Великолуцкой Сергиевой обители. В этой обители Мина, раздав все имение, принял пострижение от наставника своего и назван Мартирием.

Строитель поручил Мартирию церковные ключи и потому Мартирию надлежало являться в храм первым и выходить последним. Великолуцкий житель Афанасий, постриженный с именем Авраамия, поручен был руководству Мартирия и заменил труды его по храму. Прожив 7 лет при наставнике Боголепе, Мартирий пожелал жить в уединении в пустынном месте, за 60 верст от Лук.

Совет

Наставник прислал ему совет возвратиться в общежитие, так как здесь может он быть полезным и для других. В недоумении отправился он на поклонение Смоленской иконе Богоматери и чудотворцу Авраамию. В Смоленске явился ему в сонном видении преподобный Авраамий с учеником своим преподобным Ефремом и сказал: “ты должен жить в пустыне, где укажет Господь и Его Пречистая Матерь”.

В Тихвинской обители обрадован он был свиданием с учеником своим Авраамием, который, быв болен, исцелен Богоматерью и оставался в Тихвине2. Соскучив в Тихвине многолюдством приходящих богомольцев, Мартирий просил Господа указать ему уединенное место для подвигов. Такое место указано было ночью ученику Мартириеву знамением крестовидной зари на острове, издавна называвшемся Зеленым.

— Мартирий поставил себе здесь хижину. Окрестность острова, как нельзя более, была дика и угрюма. Кругом мхи, болота, топи, и они тянутся почти от самого Новгорода. Только место, где поселился Мартирий, составляло значительную возвышенность, покрытую приятною зеленью, и она-то дала месту название Зеленого. Строгий отшельник нашел, чего искал, и благодарил Господа.

Благочестивый поселянин Иосиф по временам приносил ему пищу, а иногда, смущаемый помыслами и суетой, надолго оставлял без нее. Мартирий постился и молился. По времени узнали и об отшельнике Зеленого острова. Как ни много тогда было в Новгородской области иноческих обителей, но в глуши, где поселился Мартирий, их не было3.

Потому, узнав о Мартирии, с особенным жаром стремились в его пустыню искренние подвижники. И было чему учиться у строгого отшельника. Мартирий построил часовню и кельи с оградой.

Узнал о преподобном и благочестивый Новгородский боярин Теодор Сырков; его усердием построен был в Мартириевой пустыни храм Благовещения, а братия упросили старца принять на себя сан священства и начальство над ними со званием игумена. Это было не позже 1570 г.

В этом году благотворитель Мартириевой обители боярин Сырков, построивший на свое иждивение до 12 монастырей и снабдивший их доходами, приял за любовь свою к Господу венец мученический, умерщвленный царем Грозным. В Зеленую пустыню с любовью приходили близкие и дальние, слушать наставления преподобного Мартирия.

Но блаженному Мартирию в его глуши долго пришлось бороться с нуждами и бедностью. В писцовой книге 1582 г. читаем: “в Михайловском погосте на Ладожском подгорье монастырь называемый Зеленая пустынь, на острове, вновь строится в черном лесу.

В монастыре церковь живоначальной Троицы, другая церковь — Благовещение с трапезою, обе деревянные; в монастыре игумен Мартирий и 12 старцев; ограда вокруг монастыря — деревянная; за монастырем двор коровий и конюшенный; пашни нет”4. Как видите, богатство — не великое. Мартирий терпел нужды и рос в жизни духовной.

Обратите внимание

По слову Апостола, от скорби рождалось в нем терпение, терпением приобреталась опытность, опытностью образовалась надежда, та надежда, которая никого не оставляет в стыде (Рим. 5:3—4). Вот что рассказывает преподобный о небесном утешении, посетившем его.

“Спал я в своей келье, в чулане, пишет он, и увидел во сне Пречистую Богородицу в девичьем образе; благолепна была Она на вид: не видел я между людьми такой красивой девицы; умиленна лицом и прекрасна; брови черные, нос средней величины, нагнутый (похил). На голове у нее был золотой венец, украшенный разноцветными каменьями.

Невозможно человеческому уму постигнуть красоты ее, ни выразить языком. Сидит же в келье моей, на лавке, в большом углу, где стоят иконы. А я будто вышел из чулана и стою пред Нею, смотрю на Нее прилежно, не сводя очей с красоты ее. Она же, Царица и Богородица, взирает на меня. Очи ее были полны слез, чуть не канут на ее пречистое лице. И вдруг стала Она невидима.

Я проснулся и был в ужасе. Встал и вышел из чулана; зажег свечу от лампады и хотел видеть Пречистую Деву, не сидит ли Она в келье, где сидела. Я подошел со свечой к пречистому образу Одигитрии и понял, что истинно явилась мне Пречистая Богородица в том виде, как писана Она на келейной иконе моей”5. — В последние годы жизни блаженный прославился даром исцелений. В 1595 году в проезд свой в Москву остановился он в Твери. У жившего тогда в Твери царя Симеона Бекбулатовича был весьма болен сын, и царь, узнав о Мартирии, просил его придти помолиться за умирающего сына. Преподобный возложил на грудь Иоанна Тихвинскую икону Богоматери, и больной исцелел. После того признательный царь был самым усердным благотворителем Мартириева монастыря6. За полтора года до кончины святой старец посвятил себя безмолвию и молитве; выкопав своими руками могилу и в ней поставив гроб, приходил сюда плакать и молиться. Наконец причастясь св. Тайн, мирно почил он 1-го марта 1603 года. Мощи преподобного Мартирия почивают в гробнице, устроенной Новгородским митрополитом Корнилием, бывшим прежде того Зеленецким игуменом, который, почитая сего угодника Божьего, описал житие его и сочинил службу ему7.

1 Ркп. житие, писан. митр. Корнилием в 1695 г. Это житие составлено при пособии записок самого пр. Мартирия.

2 Тихвинский монастырь основан февраля 11, 1560 г. архиеп. Пименом; Авраамий исцелен Богоматерью в присутствии архиеп. Пимена, бывшего в Тихвине по случаю устроения монастыря, и Авраамий был затем первым свечным монахом в Тихвине; след. исцеление Авраамия было в 1560 или 1561 г. См. опис. Тихвинского монастыря, стр. 14, т. 53. 54. Спб. 1859 г.

3 Гостинопольский монастырь Михайловского погоста в 1582 году стоял почти пустой. Писцевая книга у Неволина (о пятинах, суб. 1853 г.) стр. 142.

4 У Неволина, о пятинах, стр. 142, о Теодоре Сыркове ист. иер. 4. 158. В 1662 г. у Зеленой пустыни — 5 дворов поселенцев.

5 У Буслаева словесн. и искус. 2, 392.

7 Ист. иер. 4, 155 — 170. Собр. л. 3, 174. По ркп. святцам общ. ист. преп. Мартирий Зеленецкий новый чудотворец. Словарь святых, стр. 180, говорит о м. Корнилии: “его старанием дана пустыни 1642 г. грамота на вотчинные земли”. В 1642 г. не было в Новгороде митр. Корнилия. Корнилий был митрополитом Новгородским 1674 — 1695 г.

Источник: http://kotovsk-istok.com.ua/zhitie-svyatykh/mart/374-1-marta/1923-prepodobnyj-martirij-zelenetskij.html

11 (24) ноября 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

filin_dimitryПродолжение…

Преподобный Мартирий Зеленецкий

Родом из Великих Лук, Псковской губернии, святой с юных лет подвизался в Великолуцкой Сергиевой обители. Желая уединенных подвигов, он поселился на острове Зеленом и основал там монастырь. Преподобный Мартирий прославился даром чудотворения. Скончался он в глубокой старости в 1603 г.

Читайте также:  Мученик аникита, фотий и другие

Преподобный Мартирий Зеленецкий, в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.

Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы.

Важно

Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирий. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии.

Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.

По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери.

Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук.

Как пишет сам преподобный в своих записках, “в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены“. В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии.

Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, “где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит“.

Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня.

Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы – Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской – и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.

Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз – плывущий по морю.

Совет

Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.

Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы.

Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.

Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастыря – “Зеленой Мартириевой пустыни“. Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом.

Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.

(Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь, восстанавливается)

От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы.

Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне.

Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей“, – вспоминал преподобный.

Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя.

В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному.

На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста – Небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.

Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там.

Обратите внимание

Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами: “Мир всем православным“, – в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.

Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова.

Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий (+ 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.

Тропарь преподобного Мартирия Зеленецкого

глас 2От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/ отечество оставил еси/ и, всех мирских мятежей уклонився,/ в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси:/ отнюдуже уведев непроходную пустыню,/ крестовидною зарею показанную,/ желательне ю обрел еси,/ и, в ней вселився,/ иночествующих собрал еси,/ и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/ трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/ Емуже молися, Богомудре Мартирие,/ даровати душам нашим велию милость.

Кондак преподобного Мартирия Зеленецкого

глас 8Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/ и, в пустыню вселився,/ тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/ и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./ Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/ еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/ и о всех правоверных, да зовем ти:/ радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель.

Преподобный Антоний Новый, Киосский


Память 11 ноября (Греч.), 1 декабря (Греч.)

Родился около 785 года в Палестине, недалеко от Иерусалима, и был наречен при крещении Иоанном. Некий отшельник предсказал ему, что он будет управлять многими городами Византии, а затем сам станет отшельником. После смерти матери Иоанн с братом переселился в Атталию.

Император Михаил II назначил его управителем фемы Кивирриотов. Иоанн участвовал в подавлении мятежа Фомы Славянина. В возрасте 40 лет принял постриг с именем Антоний. После долгих скитаний святой поселился на горе Олимп в Вифинии.

Прожив многие годы отшельником, он поступил в общежительный монастырь в Киосе (Вифиния). Настоятель подвергал Антония суровым испытаниям и поручал самую тяжкую работу, которую он послушно исполнял. Через некоторое время Антоний вернулся на Олимп, а затем был послан своим духовным наставником в Константинополь.

7 лет Антоний прожил в полном уединении и прославился чудесами и исцелениями, например вылечил брата императрицы Феодоры Петрону, после чего стал его духовным отцом.

Антоний предсказал Петроне, что тот одержит выдающуюся победу над арабами, и тот в 863 году в битве при Посонте действительно разбил неприятеля и вернулся в столицу с триумфом. Вскоре святой тяжело заболел и около 864 года умер.

Священномученик Евгений Васильев, пресвитер

Память священномученика Евгения совершается в день его смерти – 11 (24) ноября, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

Важно

Священномученик Евгений родился в Москве 20 декабря 1892 г. в семье священника Василия Васильева. Получив начальное духовное образование, он поступил в Московскую Духовную академию, но окончить ее ввиду захвата власти безбожниками не успел и продолжил обучение в частном порядке, сдавая экзамены профессорам академии.

Евгений Васильевич был рукоположен во священника и через некоторое время назначен настоятелем Успенской церкви в селе Косино Ухтомского района Московской области и помощником благочинного. Дом его был на севере села. Когда он приехал в Косино, жители отметили, что у нового батюшки вещей почти не было, и самым главным в его багаже было фортепиано.

Отец Евгений хорошо пел, до семинарии он окончил музыкальное училище. Служил он всегда истово, даже если в храме было только два человека, служил Богу.В 1936 г. До секретного отдела НКВД стали доходить сведения об увеличении числа паломников в Успенский храм и на Святое озеро.

Паломники, отслужив молебен в церкви, шли на озеро, откуда брали воду, и некоторые из них купались. Были часты случаи исцелений, о которых знали как сами верующие, так и священник. Предположив, что все это происходит благодаря активной деятельности настоятеля о. Евгения, власти решили его арестовать. 31 марта 1936 г.

Отец Евгений был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

– Следствие располагает данными, что Вы в контрреволюционных целях распространяли ложные слухи о якобы имевших место случаях чудесного исцеления на Святом озере от различных болезней.

– Я не отрицаю, что ко мне в церковь в село Косино приезжали верующие из различных мест, служили в церкви молебны, после этого из церкви уходили на Святое озеро за водой, купались в нем с целью получить исцеления от болезней. В летнее время бывали отдельные дни, когда ко мне в церковь приезжало по 10—15 человек верующих.

Допрошенные свидетели показали, что видели за службой в церкви в селе Косино много приезжих верующих из разных районов Московской области, которые специально приезжали к священнику Евгению Васильеву отслужить молебен и на Святом озере набрать известную целебной силой и помогающую от различных болезней воду.

Верующие по окончании церковной службы по указанию священника шли на озеро купаться, пили воду, набирали ее с собой и расходились по домам, рассказывая при этом, что они получили исцеления от болезней, которыми страдали продолжительное время.(Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Косине, Москва.

Рядом Тихоновский храм (деревянный))

«Священник Евгений Васильев на мой вопрос, почему он дает указания верующим пить грязную воду из озера, ответил: «Что вы говорите? Это Святое озеро раньше очень почиталось верующими, на озеро приезжало много народу со всех концов, было много случаев чудесных исцелений от различных болезней, и сейчас снова верующие стали приезжать отслужить молебен, набрать воды, а некоторые выкупаться. Я лично знаю несколько человек, которые получили исцеление после купания в Святом озере. Правда сейчас власть очень преследует за это, все приходится делать очень скрытно. В этом году немного стало проще, а то попросту поставили сторожей. До революции на Святое озеро стекалось несколько тысяч богомольцев, среди которых были различные больные, и многие по вере уходили вполне здоровыми. Так и сейчас многие в это лето, помолившись в нашем храме, и выкупавшись в озере, исцелились. Вот вам доказательство того, как еще крепко народ верит в Бога… многие из них обошли все больницы, и пришли сюда».

«В феврале 1936 года, – утверждал свидетель, – священник Васильев пригласил меня из церкви в дом, где в моем присутствии говорил: «Коммунисты и молодежь постановили закрыть нашу церковь и засыпать ее хлебом, но я сумел организовать верующих, и мы снова отстояли наш храм.

Конечно, это не надолго, но возможно, Бог смилуется над нами, будет война, и тогда мы отмучаемся от этой проклятой власти».

Верующие после окончания церковной службы и молебна по указанию священника Евгения Васильева шли на озеро – купаться, умываться, пить воду, отдельные верующие во время купания пели молитвы, плакали по выходе из озера и распускали слухи, что они исцелились от болезней, чем еще больше привлекали паломничество верующих на Святое озеро.

Совет

Мне лично священник Васильев говорил, что за лето 1935 года на Святом озере было несколько случаев чудесного исцеления от болезней, и при этом привел пример двенадцатилетней девочки, дочери цыганки, которая была совершенно слепой и впоследствии получила исцеление».

(Священник Евгений Васильев Москва. Бутырская тюрьма. 1936 год)Этих обвинений для властей было достаточно и 2 июля 1936 г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило священника к трем годам заключения в исправительно–трудовом лагере. Отец Евгений был выслан сначала в Мариинский лагерь в Новосибирской области, а потом в Хабаровск.Священник Евгений Васильев скончался 24 ноября 1937 г. В исправительно-трудовом лагере в г. Хабаровске и был погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 25 марта 2004 г. для общецерковного почитания.

Источник: https://ljubov-i-svet.livejournal.com/1069254.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector