Преподобный мефодий пешношский

Преподобный Мефодий Пешношский — Николо-Пешношский монастырь

О дате рождения и о родителях преподобного Мефодия никаких сведений не сохранилось. Известно, что еще достаточно молодым человеком, в середине XIV века, он стал одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Мефодий провел у «игумена земли Русской» несколько лет, а затем возжелал уединенного и безмолвного жития. В 1361 году он, по благословению своего учителя, удалился в непроходимые леса и болота в окрестностях Дмитрова.

Там, на расстоянии 25 верст от города, у слияния Яхромы и небольшой речки, которая впоследствии будет названа Пешношей, святой устроил свою келью. Вскоре вокруг него стали собираться люди, жаждавшие иноческой жизни.

Обратите внимание

Когда речь зашла о сооружении церкви, преподобный Сергий навестил своего «собеседника и спостника» и указал, что место, на котором обосновался ученик, неудобно. Возможно, преподобный Сергий провидел возникновение большой обители.

Преподобный Мефодий исполнил волю святого наставника и перенес свою келью через реку. Здесь же была воздвигнута и деревянная церковь во имя глубоко почитаемого русским народом великого чудотворца святителя Николая Мирликиского.

Так началась Николо-Пешношская обитель, которая второе свое название получила потому, что святой Мефодий трудился на строительстве, «пеш ношаше» бревна через речку.

Преподобный Сергий не однажды посещал своего ученика. До революции в двух верстах от Николо-Пешношского монастыря почиталось место с часовней, называемое «беседным». Здесь, по преданию, молились преподобные Сергий и Мефодий. Ученик и учитель были и соработниками: известно, что они вместе устраивали кельи, выкопали два пруда и посадили аллею из вязов.

Преподобный Мефодий стал первым игуменом основанной им обители. Игуменский посох вручил ему если не сам святитель Алексей, митрополит Московский, то одним из архиереев по его благословению.

Он был первым среди братии и в подвигах поста, труда и молитвы, показывая пример насельникам монастыря.

Святой Мефодий прославился делами милосердия, всегда привечал сирот и нищих; строгий по отношению к себе, он был милостив к братии, снисходя к немощам своих учеников и предостерегая их от ошибок в будущем.

Древний источник рассказывает, что преподобный Мефодий был «сед, брада по меньше Никона чудотворца, ризы преподобнические». Есть в этом свидетельстве и уточнение: «У Никона чудотворца… брада доле николиной, меньше сергиевой». Преподобный Никон Радонежский, тоже ученик преподобного Сергия, за полгода до кончины последнего, был поставлен им игуменом Троицкого монастыря.

Более 30-ти лет преподобный Мефодий управлял основанной им обителью. Судя по тому, что до этого он некоторое время жил в пустыни, а ранее подвизался у преподобного Сергия Радонежского, можно предположить, что основатель Николо-Пешношского монастыря дожил до глубокой старости. Именно так — в образе старца — передают его облик иконописные изображения.

Важно

Преподобный Мефодий отошел ко Господу в 1393 году, ненадолго пережив своего учителя, который преставился годом раньше. Земные соратники и собеседники соединились и в обителях вечности. Нетленное тело преподобного Мефодия погребли у церкви святителя Николая.

Во время польского нашествия, для сохранения от поругания, мощи были перенесены в иное место. Над гробом его воздвигли часовню из дубового бруса, которая простояла более 300 лет.

В 1732 году вместо часовни была сооружена небольшая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.

После блаженной кончины преподобного Мефодия его почитали в Пешноше и в окрестных селениях как святого. Официальная канонизация преподобного состоялась на московском Соборе 1549 года. Интересно, что материалы для канонизации готовил другой прославленный настоятель Николо-Пешношского монастыря, святитель Варсонофий Казанский.

В 1859 году, по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, у самых мощей преподобного, почивающих под спудом под колокольней, был устроен алтарь с престолом во имя преподобного Мефодия. Место, где покоятся мощи святого, сейчас открыто для поклонения.

Память преподобного издревле празднуется 14 (27) июня, в день памяти тезоименитого ему святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского.

Похожее

Источник: http://peshnosha.com/saints-and-shrines/shrines/prepodobnyj-mefodij-peshnoshskij/

Преподобный Мефодий Пешношский

17 июня, 27 июня, 19 июля (Собор Радонежских святых) и в сентябре, в день Собора Московских святых Русская Православная Церковь чтит память преподобного Мефодия Пешнонского, который входил в число первых учеников широко почитаемого в России и близлежащих странах преподобного Сергия Радонежского.

Через некоторое время после усердного несения подвигов монашеской общежительной жизни угодник Божий Мефодий получил благословение от своего духовного наставника на совершение более высокого вида служения — пустынножительства, что свидетельствует о несомненном наличии великих духовных дарований от Господа у подвижника.

Жизнеописание преподобного Мефодия Пешнонского

Житие преподобного Мефодия Пешношского повествует о том, что местом для удаления от людских взоров и общения святой избрал окрестность реки Яхромы, расположенную на расстоянии 25 верст от Дмитрова: там он собственноручно построил скромную келью, в которой и стал совершать подвиги поста, непрестанной молитвы, трудничества.

Желающие посвятить свою жизнь служению Богу братия в скором времени узнали о новом подвижнике и стали к нему стекаться в великом множестве для получения душеспасительных наставлений, а также подражания его житию и несению подобных подвигов.

Чувствуя волю Божию в наставлении иноков и их духовном руководстве, преподобный Мефодий благословлял их на основание келий возле его жилища и с усердием наставлял ко спасению.Спустя некоторое время количество учеников святого Мефодия, населявших его обитель, стало настолько значительным, что возникла острая необходимость в строительстве церкви.

На такой ответственный шаг преподобный Мефодий попросил благословения у своего духовного наставника. Преподобный Сергий Радонежский согласился с тем, что нужно воздвигнуть храм и определил место для новой обители, на его взгляд более удобное по своему расположению: оно находилось на устье небольшой реки за Яхромой, которая со временем стала именоваться Песношей.

Совет

Такое название возникло благодаря тому, что монахи во главе со своим руководителем святым Мефодием пешью переносили через реку необходимые строительные материалы для основания храма и постройки келий. Таким образом, именование этой маленькой реки означает «пеш ноша».Новый монастырь был основан в 1361 году.

Житие преподобного Мефодия повествует об удивительном смирении подвижника, ярким свидетельством которого является его отказ от несения звания игумена в основанной им обители на протяжении трех десятков лет.

Угодник Божий, посвятив построенный под его руководством храм и монастырь святителю Николаю Чудотворцу, отвечал, что руководить иноков ко спасению будет сам святитель Николай, а сам согласился принять сан игумена только за год до окончания своего жизненного пути. Пустынь получила название в народе «Никола на Песнуше».

Заботясь о душевном спасении вверенной ему братии святой Мефодий хотел ввести строгий монашеский устав, но часто имел снисхождение к немощи насельников, постоянно предостерегал братий от духовных падений.

Известно, что преподобный любил посещать «ближнюю пустынь», находящуюся на расстоянии двух верст от новой обители, где уединялся для молитвы, встречался с духовным руководителем и беседовал с ним, благодаря чему это место стали называть «беседа».Упокоился преподобный Мефодий Пешношский 14 июня (по старому стилю) в 1392 году. Погребение было совершено в основанной им обители, где мощи преподобного были с благоговением положены иноками под спуд.Дивным образом Господь являет факт бессмертия человеческой души, благодатную силу помощи Своих святых угодников. После смерти святого Мефодия произошло много чудес по молитвам к нему, благодаря чему основанный преподобным монастырь постоянно посещали богомольцы, а благодарные жертвователи способствовали процветанию обители.

Тропарь, глас 8:

Божественною любовию от юности распаляемь, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа Единаго возлюбил еси, / и, сего ради в пустыню вселився, / в ней обитель сотворил еси, / и, собрав инок множество, / приял еси от Бога чудес дар, отче Мефодие, / и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию, / с нимже у Христа Бога испроси православным Христианом здравие, и спасение, / и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4:

Послушания добрый рачитель быв,/ безплотныя враги слезными молитвами твоими крепко посрамил еси/ и явился еси Пресвятыя Троицы жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,/ Богомудре Мефодие преподобне,/ чудес дар от Ней приял еси./ Темже исцелявши с верою приходящих недуги,/ утолявши скорби/ и молишися непрестанно о всех нас.

Величание:

Ублажаем тя, / преподобне отче Мефодие, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов.

Молитва:

О великий угодниче Христов и преславный чудотворче, преподобне отче наш Мефодие! Призри на ны грешныя, обуреваемыя треволнением житейских страстей, и к тебе вопиющыя: мы бо чада твоя духовныя, и ограды твоея словесныя овцы, на тя, по Бозе и Богородице, упование наше возлагаем, и тя со умилением просим; твоим ходатайством ко Господу Богу испроси нам мир, здравие, долгоденствие, воздуха благорастворение, земли плодоносие, дожди благовременны, и вся ны избави от всяких бед: града, глада, потопа, огня, меча, вредоноснаго червия снедающаго плоды земныя, тлетворных ветров, смертоносныя язвы и напрасныя смерти, и во всяких скорбех и печалех наших, буди нам утешитель благий и помощник скорый, сохраняя нас молитвами твоими от падений греховных, и сподобляя наследники быти Царствия Небеснаго. Да прославляем вкупе с тобою всех благ Подателя, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/752-prepodobnyj-mefodij-peshnoshskij

Преподобный Мефодий Пешношский

Пре­по­доб­ный Ме­фо­дий, игу­мен Пеш­нош­ский (XIV) был ос­но­ва­те­лем Пеш­нош­ско­го мо­на­сты­ря. В юно­сти он при­шел к пре­по­доб­но­му Сер­гию Ра­до­неж­ско­му и про­вел несколь­ко лет под его ру­ко­вод­ством, за­тем по бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Сер­гия уда­лил­ся в пу­стын­ное ме­сто и за ре­кою Яхро­мой в ле­су по­ста­вил кел­лию.

Вско­ре в эту глухую и бо­ло­ти­стую мест­ность к нему яви­лось несколь­ко уче­ни­ков, же­лав­ших под­ра­жать его жиз­ни. Пре­по­доб­ный Сер­гий по­се­тил его и дал со­вет по­стро­ить оби­тель и храм. Пре­по­доб­ный Ме­фо­дий сам тру­дил­ся при по­стро­е­нии хра­ма и кел­лии, «пеш» но­ся де­ре­вья через реч­ку, ко­то­рую с тех пор ста­ли на­зы­вать Пеш­но­ша.

Обратите внимание

С 1391 го­да пре­по­доб­ный Ме­фо­дий стал игу­ме­ном сво­е­го мо­на­сты­ря. По вре­ме­нам он уда­лял­ся за две вер­сты от мо­на­сты­ря и здесь под­ви­зал­ся в мо­лит­ве, сю­да же для ду­хов­ных бе­сед к нему при­хо­дил пре­по­доб­ный Сер­гий, по­че­му эта мест­ность и по­лу­чи­ла на­зва­ние «Бе­се­да».

Пре­по­доб­ный Ме­фо­дий был по­гре­бен († 1392) в ос­но­ван­ной им оби­те­ли. В 1732 го­ду над его мо­ща­ми бы­ла со­ору­же­на цер­ковь во имя пре­по­доб­ных Сер­гия Ра­до­неж­ско­го и Ме­фо­дия Пеш­нош­ско­го. На­ча­ло мест­но­го празд­но­ва­ния от­но­сят к кон­цу XVII – на­ча­лу XVIII ве­ка.

Полное житие преподобного Мефодия, игумена Пешношского

Пре­по­доб­ный Ме­фо­дий еще в мо­ло­дых ле­тах, в чис­ле пер­вых, при­шел к пре­по­доб­но­му Сер­гию и под ру­ко­вод­ством се­го ве­ли­ко­го на­став­ни­ка ино­че­ской жиз­ни про­вел несколь­ко лет. О его ро­ди­те­лях, вре­ме­ни и ме­сте рож­де­ния ни­че­го неиз­вест­но.

Рев­нуя жить в без­мол­вии, он по бла­го­сло­ве­нию прп. Сер­гия уда­лил­ся ис­кать пу­стын­ное ме­сто. И в глу­ши ду­бо­во­го ле­са за ре­кой Яхро­мой, в 25 вер­стах от Дмит­ро­ва, на неболь­шом воз­вы­ше­нии сре­ди бо­ло­та по­ста­вил он се­бе кел­лию для по­дви­гов от­шель­ни­че­ства.

В су­ро­вом по­сте и по­сто­ян­ных мо­лит­вах тек­ла жизнь пре­по­доб­но­го, и его ду­ша все бо­лее и бо­лее от­ре­ша­лась от ми­ра тлен­но­го и зем­но­го, стре­мясь в стра­ны гор­ние, небес­ные. Но как пла­мень ко­ст­ра про­све­чи­ва­ет­ся да­же и через лес­ную ча­щу, так и по­движ­ни­че­ское жи­тие св.

Ме­фо­дия не укры­ли бо­ло­та и ле­са от рев­ни­те­лей бла­го­че­стия, ко­то­рые не за­мед­ли­ли со­брать­ся, чтобы под его ру­ко­вод­ством сде­лать­ся до­стой­ны­ми бу­ду­щей на­гра­ды, обе­щан­ной Гос­по­дом всем вер­ным Его по­сле­до­ва­те­лям.

В это вре­мя пре­по­доб­ный Сер­гий, по­се­тив лю­би­мо­го уче­ни­ка, дал ему со­вет по­стро­ить оби­тель и храм на дру­гом, бо­лее су­хом и об­шир­ном ме­сте и бла­го­сло­вил то са­мое, где и бы­ла ос­но­ва­на оби­тель. Пре­по­доб­ный Ме­фо­дий, как по­слуш­ный сын, ис­пол­нил во­лю на­став­ни­ка.

Он сам тру­дил­ся при строе­нии хра­ма и кел­лий, «пеш» но­ся де­ре­вья через реч­ку, ко­то­рую от то­го на­зва­ли Пеш­но­шею, а за оби­те­лью оста­лось на­все­гда имя Пеш­нош­ской.

С 1391 го­да пре­по­доб­ный Ме­фо­дий стал игу­ме­ном сво­е­го мо­на­сты­ря. По­се­лив­ши­еся здесь ино­ки ве­ли тру­до­лю­би­вый об­раз жиз­ни, са­ми се­бе до­бы­вая про­пи­та­ние и ис­пол­няя все нуж­ные для оби­те­ли ра­бо­ты, так что эта оби­тель по пре­иму­ще­ству бы­ла оби­те­лью тру­до­лю­бия.

Важно

Толь­ко ча­стые по­сты и мо­лит­вы раз­но­об­ра­зи­ли жизнь пеш­нош­ских ино­ков. Сам игу­мен по­да­вал бра­тии при­мер во всем и был меж­ду ни­ми пер­вым по по­дви­гам тру­да, мо­лит­вы и по­ста и через это са­мое вос­пи­ты­вал мно­гих бла­го­че­сти­вых ино­ков. Но, стро­гий по от­но­ше­нию к се­бе, прп.

Ме­фо­дий был нетре­бо­ва­те­лен и ми­ло­стив к бра­тии, снис­хо­дя к их немо­щам и предо­сте­ре­гая от оши­бок в бу­ду­щем.

По вре­ме­нам пре­по­доб­ный, как лю­би­тель без­мол­вия, уда­лял­ся за две вер­сты от оби­те­ли и здесь уеди­нен­но под­ви­зал­ся в мо­лит­ве. Сю­да же при­хо­дил к нему для ду­хов­ных бе­сед пре­по­доб­ный Сер­гий. По­то­му эта мест­ность на­зва­на бы­ла «Бе­се­да».

Пре­по­доб­ный Ме­фо­дий был по­гре­бен († 1392 г.) в ос­но­ван­ной им оби­те­ли. В день пре­став­ле­ния его, как вид­но из со­став­лен­ной в честь его служ­бы, со­бра­лось мно­же­ство на­ро­да – стар­цев, си­рот и вдов – опла­ки­вать кон­чи­ну сво­е­го пи­та­те­ля.

Читайте также:  Пюхтицкий успенский монастырь, эстония, уезд ида-вирумаа, волость иллука, деревня куремяэ

По ру­ко­пис­ным свят­цам, «пре­по­доб­ный Ме­фо­дий, игу­мен Пеш­нош­ской оби­те­ли, уче­ник свя­то­го Сер­гия чу­до­твор­ца, пре­ста­ви­ся в ле­то 6900 (1392), ме­ся­ца июня в 14 день». Прп.

Ме­фо­дия убла­жа­ли на Пеш­но­ши как свя­то­го со дня его кон­чи­ны и па­мять его празд­но­ва­ли в оби­те­ли и в окрест­ных се­ле­ни­ях июня 14-го дня. По дру­гим ис­точ­ни­кам, пре­по­доб­ный Ме­фо­дий прес­та­вил­ся ме­ся­ца июня в 4-й день 1392 го­да, а па­мять празд­ну­ет­ся в один день с па­мя­тью свт.

Ме­фо­дия, пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, 14/27 июня. К ли­ку свя­тых прп. Ме­фо­дий при­чис­лен на Мос­ков­ском Со­бо­ре 1549 го­да.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/svyatie/prepodobnyy-mefodiy-peshnoshskiy/?from_monastery=31691

Преподобного Мефодия, игумена Пешношского

На 17 июня приходится день памяти преподобного Мефодия, который был основателем монастыря в Пешноше. Его мощи известны на всю страну, ведь они обладали чудотворной силой и были способны вселить веру в человека. Многие больные приходили в монастырь, чтобы излечить разнообразные изъяны на своём теле или в глубинах души.

Еще, будучи юношей, святой Мефодий обращался за житейскими советами к Сергию Радонежскому, впоследствии став его последователем. Преподобный Сергий был очень рад, что взял в ученики талантливого мальчика, искренне верившего в силу Господа Бога и православия в целом.

Примечательно, что о родителях игумена Пешношского не указано ни в одном историческом источнике, а потому о его дате рождения и детских годах не известно ничего. После встречи с Сергием, жизнь святого Мефодия кардинально поменялась.

Он переселился в небольшую лесную избушку, которая находилась возле реки Яхромы, в 25-ти километрах от ближайшего населённого пункта. Там он возвёл собственную маленькую церковь для молитв и прочих духовных подвигов. Долгие десять лет текла его жизнь в суровых постах, одиночестве и бесконечных молитвах.

Совет

Потому Мефодий всё больше и больше отрешался от обычного земного мира, стремясь к иночеству и проживанию в лесу или горах. Но, через некоторое время, к нему пришла группа людей, изъявившая желание учиться у святого, перенимая безмерное почитание и глубочайшую любовь к Господу Богу. Через некоторое время к Мефодию пришел его наставник – Сергий Радонежский.

После длительной беседы он дал несколько советов игумену: построить новый храм и переселиться в другое, более сухое и чистое место. Мефодий Пешношский послушался его, основав монастырь около реки Пешнош. Именно из-за этой речки к нему на всю жизнь и привязалось данное прозвище.

Начиная с 1391 года, монастырь Мефодия был освящен, а мужчину официально назначили игуменом и руководителем святыни. Ученики проповедника были приучены к трудолюбию, послушанию и духовной чистоте. Прислужники сами себе добывали пропитание, прибегали к суровым постам и ежедневным молитвам. Игумен всегда был примером для собственной братии и отличным руководителем.

Он отличался безмерной добротой даже в тех редких случаях, когда ученики делали что-то неправильное или ненужное. К примеру, однажды один из его учеников был уличен в краже, за что его хотели изгнать из обители. Но проповедник видел, что юноша искренне раскаивается, за что решил оставить его возле себя для перевоспитания.

За эти достижения его все любили, уважали и прислушивались к советам мужчины.

Иногда святой Мефодий, следуя зову сердца, отправлялся в одиночное странствие, подвизаясь в молитве Господу Богу. Время от времени к нему приходил Сергий Радонежский, с которым они вели долгие беседы о христианстве.

Однажды, перед тем как отправиться в очередное странствие, святому приснился вещий сон, где Творец запретил мужчине куда-либо уходить, сказав следующее: «Скоро ты будешь на Небесах, потому оставайся у себя дома и заверши все земные дела».

И вправду, через два дня, в конце 1392 года Мефодий преставился Господу в собственном монастыре. Во время погребения вокруг святыни собралось огромное скопление людей, которые оплакивали смерть талантливого и доброго наставника.

Через сто лет, в 1549 году, Мефодия Пешношского причислили к лику святых на ежегодном Московском Соборе. После этого Православная Церковь установила торжество в память святому, на котором проводится божественная литургия в честь перенесение чудотворных мощей Мефодия.

Источник: https://www.moleben-online.ru/novosti/725-prepodobnogo-mefodiya-igumena-peshnoshskogo

Преподобный Мефодий Пешношский

hram_sokolchtets_vladimir

Преподобный Мефодий Пешношский.

Преподобный Мефодий еще в молодых летах, в числе первых, пришел к преподобному Сергию и под руководством сего великого наставника иноческой жизни провел несколько лет. О его родителях, времени и месте рождения ничего неизвестно. Ревнуя жить в безмолвии, он по благословению прп. Сергия удалился искать пустынное место.

И в глуши дубового леса за рекой Яхромой, в 25 верстах от Дмитрова, на небольшом возвышении среди болота поставил он себе келлию для подвигов отшельничества. В суровом посте и постоянных молитвах текла жизнь преподобного, и его душа все более и более отрешалась от мира тленного и земного, стремясь в страны горние, небесные.

Но как пламень костра просвечивается даже и через лесную чащу, так и подвижническое житие св. Мефодия не укрыли болота и леса от ревнителей благочестия, которые не замедлили собраться, чтобы под его руководством сделаться достойными будущей награды, обещанной Господом всем верным Его последователям.

В это время преподобный Сергий, посетив любимого ученика, дал ему совет построить обитель и храм на другом, более сухом и обширном месте и благословил то самое место, где и была основана обитель. Преподобный Мефодий, как послушный сын, исполнил волю наставника.

Обратите внимание

Он сам трудился при строении храма и келлий, «пеш» нося деревья через речку, которую от того назвали Пешношею, а за обителью осталось навсегда имя Пешношской.

С 1391 года преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. Поселившиеся здесь иноки вели трудолюбивый образ жизни, сами себе добывая пропитание и исполняя все нужные для обители работы, так что эта обитель по преимуществу была обителью трудолюбия. Только частые посты и молитвы разнообразили жизнь пешношских иноков.

Сам игумен подавал братии пример во всем и был между ними первым по подвигам труда, молитвы и поста и через это самое воспитывал многих благочестивых иноков. Но, строгий по отношению к себе, прп. Мефодий был нетребователен и милостив к братии, снисходя к их немощам и предостерегая от ошибок в будущем.

По временам преподобный, как любитель безмолвия, удалялся за две версты от обители и здесь уединенно подвизался в молитве. Сюда же приходил к нему для духовных бесед преподобный Сергий. Потому эта местность названа была «Беседа». Преподобный Мефодий был погребен (ум. 1392 г.) в основанной им обители.

В день преставления его, как видно из составленной в честь его службы, собралось множество народа — старцев, сирот и вдов — оплакивать кончину своего питателя.Со дня кончины преподобного Мефодия ублажали его на Пешноше как святого, но до половины XVI века он не был канонизован Церковью.

В 1547 году митрополитом Макарием послана окружная грамота во все епархии собрать каноны, жития и чудеса новых чудотворцев, просиявших добрыми делами и чудесами, по свидетельству «местных жителей всякого рода и звания». Грамота получена и на Пешноше, при игумене Варсонофии, который в это время был направлен в Казань для основания там новой обители.

Любивший Пешношу, взявший с собою в новые места несколько иноков, мог ли игумен не благоговеть перед памятью преподобного Мефодия? Нет сомнения, он представил митрополиту Макарию самые полные и точные сведения о житии и чудесах преподобного Мефодия.

И вот Собор Московский 1549 года, свидетельствовав все эти каноны, жития и чудеса, «передал Божиим церквам петь, и славить, и праздновать новым чудотворцам».

Каким именно чудотворцам положено на этом Соборе праздновать — сведений не сохранилось, но судя по тому, что Собору были представлены сведения, по возможности, о всех местных чудотворцах, можно думать, что теперь было установлено чествование всем русским святым, какие подвизались до половины XVI в. и которым еще не было установлено чествование.

Что в числе канонизованных святых на этом Соборе был и преподобный Мефодий — видно из того, что в составленной в то время суздальским иноком Григорием службе всем российским новым чудотворцам в числе имен новых русских святых упоминается и преподобный Мефодий Пешношский.

С того времени имя преподобного Мефодия стали вносить в русские месяцесловы. Собственно на Пешноше память преподобного издревле праздновалась 14 июня, в день тезоименитого ему Мефодия, патриарха Константинограда, а служба совершалась по особенной тетради монаха Мисаила.


Рака над мощами преподобного Мефодия Пешношского, почивающими под спудом в Сергиевской церкви Николо-Пешношского монастыря.

По рукописным святцам, «преподобный Мефодий, игумен Пешношской обители, ученик святого Сергия чудотворца, преставися в лето 6900 (1392), месяца июня в 14 день». Прп. Мефодия ублажали на Пешноши как святого со дня его кончины и память его праздновали в обители и в окрестных селениях июня 14-го дня. По другим источникам, преподобный Мефодий преставился месяца июня в 4-й день 1392 года, а память празднуется в один день с памятью свт. Мефодия, патриарха Константинопольского, 14/27 июня.К лику святых прп. Мефодий причислен на Московском Соборе 1549 года. Мефодий был захоронен близ церкви святителя Николая. Учениками его над гробом была построена дубовая брусчатая часовня, которая существовала более 300 лет. В 1732 году на ее месте была построена небольшая церковь во имя преподобного Сергия, а часовня была перенесена в дубовую рощу, туда, где Мефодий срубил свою первую келью.

Источник информации: http://www.peshnoshamon.ru.

Брожу в стенах монастыря,Безрадостный и темный инок.Чуть брежжит бледная заря,-Слежу мелькания снежинок.Ах, ночь длинна, заря бледнаНа нашем севере угрюмом.У занесенного окнаУпорным предаюся думам.

Важно

Один и тот же снег — белейНетронутой и вечной ризы.И вечно бледный воск свечей,И убеленные карнизы.Мне странен холод здешних стенИ непонятна жизни бедность.

Меня пугает сонный плен

И братий мертвенная бледность.

Заря бледна и ночь долга,Как ряд заутрень и обеден.Ах, сам я бледен, как снега,В упорной думе сердцем беден…11 июня 1902, с. Шахматово

А.Блок

Источник: https://hram-sokol.livejournal.com/665686.html

Преподобному Мефодию, игумену Пешношскому, чудотворцу

Боже́ственною любо́вию от ю́ности распала́емь, вся́, я́же в ми́ре кра́сная, возненави́дев, Христа́ еди́наго возлюби́л еси́, и, сего́ ра́ди в пусты́ню всели́вся, в не́й оби́тель сотвори́л еси́, и, собра́в и́нок мно́жество, прия́л еси́ от Бо́га чуде́с да́р, о́тче Мефо́дие, и бы́л еси́ о Христе́ собесе́дник и спо́стник преподо́бному Се́ргию, с ни́мже у Христа́ Бо́га испроси́ здра́вие и спасе́ние, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кано́н свята́го, гла́с 8

Пе́снь 1

Ирмос: Мо́ре огусти́л еси́, погрузи́вый со ору́жием го́рдаго фарао́на, и лю́ди спа́сл еси́ немо́кренно, Го́споди, и вве́л еси́ я́ в го́ру святы́ни, вопию́щия: пои́м Тебе́, Бо́гу на́шему, пе́снь побе́дную, я́ко просла́вися.

Мо́ря страстна́го пучи́ною обурева́емы, к Тебе́, Иису́се Всеблаги́й, прибега́юще, вопие́м: от тиме́ния страсте́й на́с изба́ви, да в тишине́ ду́ха уго́днику Твоему́ пе́снь хвале́бную принесе́м, его́же чудесы́ сла́вно просла́вил еси́.

Мо́рю песо́к преде́л положи́вый Госпо́дь, тя́ избра́, преподо́бне о́тче Мефо́дие, от ю́ности Ему́ благоугожда́ти, и сего́ ра́ди к вели́кому Се́ргию тя́ наста́ви, от него́же подвиго́м духо́вным научи́вся, в ни́х сла́вно просла́вился еси́.

Мо́ря жите́йскаго треволне́ние не потопи́ ладьи́ твоея́, о́тче преподо́бне, но, ве́янием Ду́ха Бо́жия управля́емый, в ти́хое приста́нище спасе́ния вше́л еси́ и чудесы́ мно́гими от Го́спода просла́вился еси́.

Богородичен: Мо́ре сле́з испроси́ на́м, Влады́чице Преблага́я, у Ми́лостиваго Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да, и́ми угаси́вше пе́щь страсте́й, омы́ем скве́рну грехо́вную ду́ш на́ших и, спасе́ние ве́чное улучи́вше, воспои́м Христу́ пе́снь побе́дную, я́ко просла́вися.

Пе́снь 3

Ирмос: Утверди́ся се́рдце мое́ во Го́споде, вознесе́ся ро́г мо́й в Бо́зе мое́м, разшири́шася на враги́ моя́ уста́ моя́, возвесели́хся о спасе́нии Твое́м.

Утверди́л еси́ на ка́мени за́поведей Христо́вых се́рдце твое́, преподо́бне о́тче Мефо́дие, у́зким и приско́рбным путе́м ше́ствовал еси́, а́лчбою и жа́ждею пло́ть свою́ изнуря́я блаже́ннаго ра́ди бу́дущаго поко́я, его́же получи́в, весели́шися ве́чно со святы́ми.

Утвержде́нный благослове́нием и моли́твою преподо́бнаго Се́ргия, в пусты́ню удали́лся еси́, о́тче Мефо́дие, и, в не́й многоле́тне потруди́вся, оби́тель и́ноком возгради́л еси́, я́же спасе́ния хода́таица бы́сть мно́гим.

Совет

Утвержда́л еси́ словесы́ твои́ми душеспаси́тельными бра́тию твою́, преподо́бне о́тче, и бы́л еси́ о́браз благоче́стия твои́м ученико́м, и́же, тобо́ю наставля́еми, подража́тели бы́ша твоему́ житию́ свято́му и вку́пе с тобо́ю получи́ша спасе́ние.

Богородичен: Утвержде́ние на Тя́ наде́ющихся, Пресвята́я Богоро́дице Влады́чице, не посрами́ упова́ния на́шего, е́же по Бо́зе на Тя́ возлага́ем, но бу́ди на́м Засту́пница от нападе́ний диа́вольских, да, Тобо́ю помоществу́еми, возвесели́мся о спасе́нии на́шем.

Седа́лен, гла́с 4

Ско́рый помо́щник явля́ешися, преподо́бне о́тче Мефо́дие, с ве́рою в моли́твах тя́ призыва́ющим: даде́ся бо тебе́ от Го́спода благода́ть неду́ги врачева́ти и ско́рби утоля́ти, оби́тель же твою́ святу́ю и по сме́рти назира́ти. Сего́ ра́ди с любо́вию почита́ем святу́ю и всера́достную па́мять твою́.

Читайте также:  Святитель кирилл туровский

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Ско́рый Тво́й покро́в, и по́мощь, и ми́лость покажи́ на рабы́ Твоя́, и во́лны, Чи́стая, укроти́ су́етных по́мыслов, и па́дшую мою́ ду́шу возста́ви, Богоро́дице: ве́м бо, ве́м, Де́во, я́ко мо́жеши, ели́ко хо́щеши.

Пе́снь 4

Ирмос: Проро́к Авваку́м у́мныма очи́ма прови́де, Го́споди, прише́ствие Твое́, те́м и вопия́ше: от ю́га прии́дет Бо́г. Сла́ва си́ле Твое́й, сла́ва снизхожде́нию Твоему́!

Проро́ком Бо́жиим Илии́ и Крести́телю уподо́бился еси́, преподо́бне о́тче Мефо́дие, пусты́нный жи́тель бы́в, я́ко го́рлица уедине́нная, славосло́вия пе́сни еди́н Еди́ному Христу́ возноси́л еси́, воспева́я Того́ Боже́ственное снизхожде́ние.

Проро́чески прови́дев преподо́бный Се́ргий име́вшую устро́итися в пусты́ни твое́й оби́тель, прише́д к тебе́, о́тче Мефо́дие, избра́ и благослови́ ме́сто, на сооруже́ние оби́тели удо́бное, его́же посеще́нием обра́дован бы́в, вку́пе с ни́м воспева́л еси́ Спа́сово Боже́ственное снизхожде́ние.

Проро́ка и царя́ Дави́да словесе́м после́дуя, преподо́бне о́тче, жи́ти бра́тии вку́пе в оби́тели твое́й законоположи́л еси́ и о́бщаго жития́ ревни́тель бы́л еси́ вели́кий, приме́р собо́ю все́м подава́я и немо́лчно воспева́я Христо́во Боже́ственное снизхожде́ние.

Богородичен: Проро́ческая рече́ния на Тебе́ сбы́шася, Де́во Богоро́дице, Ты́ бо Сло́во Бо́жие нетле́нно воплоти́ла еси́, и Невмести́маго во утро́бе Твое́й де́вственней нете́сно вмести́ла еси́; те́м Тя́ хвале́бно ублажа́ем и воспева́ем спаси́тельное Христо́во снизхожде́ние.

Пе́снь 5

Ирмос: Го́споди Бо́же на́ш, ми́р да́ждь на́м, Го́споди Бо́же на́ш, стяжи́ ны, Го́споди, ра́зве Тебе́, ино́го не ве́мы, и́мя Твое́ имену́ем.

Го́спода Бо́га освяти́л еси́ в души́ твое́й, преподо́бне о́тче, и же́ртвенник мы́сленный ду́шу твою́ соде́лал еси́, на не́мже же́ртву хвалы́ Го́сподеви возноси́л еси́ во смире́нии ду́ха, немо́лчно призыва́я и́мя Бо́жие спаси́тельное.

Госпо́дни за́поведи животво́рныя име́л еси́ напи́санныя на скрижа́лех се́рдца твоего́, преподо́бне о́тче, и пропове́дник бра́тии твое́й бы́л еси́ ева́нгельскаго уче́ния, к небеси́ возводя́щаго челове́ки, и́же, послу́шающе сего́, моли́твенно призыва́ют Боже́ственное Христо́во и́мя.

Обратите внимание

Госпо́день ра́б бы́л еси́, Мефо́дие богому́дре, де́нь и но́щь труди́выйся во сла́ву Бо́жию и на по́льзу душе́вную бли́жних твои́х, и́хже, я́ко сама́го себе́, возлюби́в усе́рдно, гла́дныя пита́л еси́, ни́щия, сироты́ и вдови́цы удовля́л еси́, подвиза́я и́х сла́вити о тебе́ Христо́во и́мя.

Богородичен: Госпо́дня Ма́ти и Влады́чица всея́ тва́ри яви́лася еси́, Богоро́дице Мари́е, нетле́нно поро́ждши Еди́наго от Тро́ицы, Бо́га Сло́ва, Его́же моли́, Чи́стая, безслове́сных страсте́й на́с изба́вити, да в тишине́ безстра́стия се́рдцем и усты́ воспева́ем Его́ свято́е и́мя.

Пе́снь 6

Ирмос: Яко во́ды морски́я, Человеколю́бче, волна́ми жите́йскими обурева́юся. Те́мже, я́ко Ио́на, та́ко вопию́ Ти: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Благоутро́бне Го́споди.

Яко кипари́с высокове́рхий, возра́сл еси́, преподо́бне Мефо́дие, в пусты́ни непло́дней и плодоноше́нии духо́вными облагоуха́л еси́ Христо́ву Це́рковь, оби́тель созда́в, и, в не́й и́ноков мно́жество насели́в, и́хже сло́вом и приме́ром твои́м ко Христу́ наста́вил еси́.

Яко при́сный учени́к преподо́бнаго Се́ргия, о́тче Мефо́дие, в устрое́нии оби́тели ему́ подража́л еси́ то́щно, слеза́ми моли́твенными па́че, не́же бога́тством земны́м, сию́ созида́я и при́сно моля́ся ко Го́споду, да от тли́ грехо́вныя соблюде́т де́ло руку́ твое́ю.

Яко воево́да благоиску́сный, о́тче, во́ины духо́вныя в бране́х со врага́ми неви́димыми к побе́дам руково́дствовал еси́: искуше́н бо бы́в са́м в по́двизех пусты́нных, и искуша́емым удо́бно помога́л еси́ тли́ грехо́вныя избега́ти.

Богородичен: Яко вои́стинну прибе́жище непосты́дное христиа́ном, и щи́т, и покро́в, Ма́ти Бо́жия, воспева́ющия Тя́ бе́д и скорбе́й свободи́: Тя́ бо, еди́ну Благослове́нную в жена́х, Тобо́ю тли́ грехо́вныя изба́вльшиися, немо́лчными хвала́ми ублажа́ем.

Конда́к, гла́с 4:

Послуша́ния до́брый рачи́тель бы́в, безпло́тныя враги́ сле́зными моли́твами твои́ми кре́пко посрами́л еси́ и яви́лся еси́ Пресвяты́я Тро́ицы жили́ще, Юже зря́, блаже́нне, я́сно, богому́дре Мефо́дие преподо́бне, чуде́с да́р от Нея́ прия́л еси́. Те́мже исцеля́еши с ве́рою приходя́щих неду́ги, утоля́еши ско́рби и мо́лишися непреста́нно о все́х на́с.

Икос:

Возлюби́в Христо́вы Боже́ственныя за́поведи, возненави́дел еси́ ми́ра сего́ наслажде́ние: пло́ть твою́, преподо́бне, во вре́менней жи́зни посто́м, бде́нием и до́лу лега́нием изнури́л еси́ и в умерщвле́нном телеси́ пе́сни немо́лчныя, хвалы́ и славосло́вия Триеди́ному Бо́гу приноси́л еси́, Мефо́дие о́тче на́ш, от на́с же слы́шиши пе́сни таковы́я: ра́дуйся, Ангеле земны́й и челове́че небе́сный, Ангелы удиви́вый жития́ твоего́ чистото́ю и челове́ки научи́вый благоугожда́ти Бо́гу; ра́дуйся, свети́льниче немерца́ющий Боже́ственныя благода́ти, в животе́ и по сме́рти сия́яй чудесы́ и си́ми озаря́яй ду́ши и сердца́ челове́ческия. Ра́дуйся, при́сный на́ш засту́пниче и о душа́х на́ших ко Го́споду моли́твенниче: мо́лишися бо непреста́нно о все́х на́с.

Пе́снь 7

Ирмос: Халде́йская пе́щь, огне́м распала́емая, ороша́шеся Ду́хом, Бо́жиим предстоя́нием, о́троцы поя́ху: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

В пещи́ искуше́ний пусты́нных, о́тче Мефо́дие, благода́ть Госпо́дню, тя́ ороша́ющую, стяжа́л еси́, преподо́бне, те́мже непобеди́м враго́м неви́димым показа́лся еси́ и вся́ прило́ги диа́вольския кре́пко сокруши́л еси́, зовы́й немо́лчно: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Поревнова́л еси́, преподо́бне о́тче, в житии́ твое́м вели́ким во отце́х Анто́нию, Пахо́мию и Евфи́мию и, си́х нра́ву и чистоте́ вы́ну поуча́яся, я́ко безпло́тен, на земли́ подвиза́лся еси́, сего́ ра́ди сосу́д избра́н Ду́ху Свято́му сподо́бился еси́ бы́ти, Его́же де́йством чудеса́ пресла́вная соде́лал еси́ в житии́ и по сме́рти, о ни́хже ве́рнии благословля́ют Бо́га оте́ц на́ших.

Важно

Яко кри́н в пусты́ни, процве́л еси́, преподо́бне, и благоуха́ния Христо́ва испо́лнил еси́ оте́чество твое́ земно́е: све́том до́брых де́л твои́х озари́л еси́ сердца́ челове́ков, просвеща́я и́х уче́нии твои́ми и науча́я пе́ти Го́сподеви: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Богородичен: В пещи́ халде́йской та́инство рождества́ Твоего́ проразумева́я, Богоро́дице, ро́ждшимся от Тебе́ Искупи́телем спасе́ние обрето́хом и, подо́бно отроко́м богосло́вцем, Сы́ну Твоему́ и Го́споду благода́рно зове́м: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Пе́снь 8

Ирмос: Ангели и небеса́, на Престо́ле сла́вы седя́щаго, и я́ко Бо́га непреста́нно сла́вимаго, благослови́те, по́йте, и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Ангелы собесе́дники име́л еси́, преподо́бне о́тче, и, си́ми укрепля́емый, в пусты́ни безлю́дней многоле́тне пребы́л еси́, еди́н Еди́ному Бо́гу рабо́тая. Сего́ ра́ди ны́не со безпло́тными водворя́ешися и пое́ши хвале́бную пе́снь Триеди́ному Бо́гу, Препе́тому и Превозноси́мому во ве́ки.

Ангела тя́ плотя́наго ве́мы, преподо́бне о́тче Мефо́дие: ангелоподо́бно бо на земли́ пожи́л еси́, и чистоту́ души́ и те́ла ре́вностно соблю́л еси́, ны́не же водворя́ешися та́м, иде́же ничто́же скве́рно вхо́дит, и пое́ши немо́лчную пе́снь Бо́гу, Препе́тому и Превозноси́мому во ве́ки.

Ангелов Творе́ц и всея́ тва́ри Созда́тель подви́жника доброде́телей яви́ тя́, Мефо́дие, Его́же си́лою укрепля́емый, путе́м те́сным ше́ствуя, дости́гл еси́ соверше́нства духо́внаго, Ца́рствие же Христо́во унасле́довал еси́, и со святы́ми пое́ши ра́достно: Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Богородичен: Ангельское целова́ние прино́сим Ти́ с любо́вию, Богоро́дице Чи́стая: ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю. Ты́ же ра́дости нетле́нныя сподо́би Тя́ по до́лгу ублажа́ющия, Ро́ждшагося же от Тебе́ Го́спода пою́щия и превознося́щия во ве́ки.

Пе́снь 9

Ирмос: Чу́жде ма́терем де́вство, и стра́нно де́вам деторожде́ние, на Тебе́, Богоро́дице, обоя́ устро́ишася. Те́м Тя́, вся́ племена́ земна́я, непреста́нно велича́ем.

Чу́жд бы́л еси́, преподо́бне, превозноше́ния тщесла́внаго и в смире́нии глубо́цем житие́ твое́ препроводи́л еси́: о́браз смире́ния бы́л еси́ твои́м ученико́м, и́хже при́сно поуча́л еси́ бе́гати душепа́губныя горды́ни и во смире́нии ду́ха велича́ти Христа́ Жизнода́вца.

Чу́ждым прише́льцем и стра́нником убо́гим врата́ оби́тели твоея́ незатворе́на бы́ша, преподо́бне о́тче, но, Авраа́мово страннолю́бие стяжа́в, сия́ с любо́вию приима́л и упокоева́л еси́, зря́ в ни́х Самого́ Христа́, Его́же при́сно велича́л еси́.

Совет

Чу́жд пра́здности бы́л еси́, блаже́нне, но при́сно в моли́твах и труде́х теле́сных подвиза́лся еси́, при сооруже́нии же оби́тели твоея́ святы́я мно́гия вели́кия труды́ подъя́л еси́, си́лою Го́спода си́л укрепля́емый, Его́же гла́сы хвале́бными немо́лчно велича́л еси́.

Богородичен: Чу́ждых на́с яви́, Влады́чице, вла́сти лю́таго мироде́ржца и в ча́с кончи́ны на́шея на по́мощь ускори́ к на́м, безпомо́щным: мно́го бо мо́жет Ма́терняя моли́тва Твоя́ ко Го́споду, и трепе́щут пред Тобо́ю ду́си тмы́, и́хже наси́лия на́с изба́ви, Всеблага́я, да Тя́ славосло́вии ра́достными велича́ем.

Свети́лен:

Процве́л еси́ в по́стнических по́двизех, прехва́льне о́тче, и пло́д чудотворе́ния прине́сл еси́ Христо́вой Це́ркви, я́же и́мать тя́, я́ко шипо́к благово́нен, мѵ́ром Ду́ха Свята́го напо́лненный, и́мже злово́ние страсте́й упраздня́ется и исцеле́ния подаю́тся с ве́рою и любо́вию к тебе́ притека́ющим.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Тя́ пе́сньми немо́лчными ублажа́ем, Де́во, я́ко от Тро́ицы Еди́наго родила́ еси́, Богоро́дице, и яви́ла еси́ на́м, потемне́нным, све́т спасе́ния Боже́ственным и Пречи́стым Твои́м Рождество́м.

Молитва преподобному Мефодию, игумену Пешношскому

О, свяще́нная главо́, земны́й А́нгеле и Небе́сный челове́че, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Мефо́дие! Припа́даем к тебе́ с ве́рою и любо́вию, и мо́лимся приле́жно: яви́ нам, смире́нным и гре́шным, свято́е оте́ческое твое́ заступле́ние: се бо грех ра́ди на́ших не и́мамы свобо́ды чад Бо́жиих, проси́ти о потре́бах на́ших Го́спода и Влады́ку на́шего, но тебе́, моли́твенника благоприя́тнаго к Нему́ предлага́ем, и про́сим тя со усе́рдием мно́гим, испроси́ нам у бла́гости Его́ благопотре́бныя да́ры душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду спасе́ния несомне́нну, любо́вь ко всем нелицеме́рну, в искуше́ниих му́жество, в злострада́ниих терпе́ние, в моли́твах постоя́нство, душе́ и телесе́ здра́вие, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, жите́йских потре́б дово́льство, ми́рное и безмяте́жное житие́, благу́ю христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шном Суде́ Христо́ве. Испроси́, уго́дниче Бо́жий, у Царя́ ца́рствующих и Го́спода госпо́дствующих правосла́вным христиа́ном спасе́ние и на враги́ одоле́ние и всему́ оте́честву на́шему мир, тишину́ и благострое́ние. Не лиши́ нас по́мощи твоея́ Небе́сныя, но моли́твами твои́ми всех нас приведи́ в приста́нище спасе́ния и насле́дники яви́ нас бы́ти всесве́тлаго Ца́рствия Христо́ва, да пое́м и сла́вим неизрече́нныя щедро́ты Человеколю́бца Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ свято́е оте́ческое заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая преподобному Мефодию, игумену Пешношскому

О, вели́кий уго́дниче Христо́в и пресла́вный чудотво́рче, преподо́бне о́тче наш Мефо́дие! При́зри на ны гре́шныя, обурева́емыя треволне́нием жите́йских страсте́й и к тебе́ вопию́щия: мы бо, ча́да твоя́ духо́вная и огра́ды твоея́ слове́сныя о́вцы, на тя, по Бо́зе и Богоро́дице, упова́ние на́ше возлага́ем, и тя со умиле́нием про́сим: хода́тайством ко Го́споду Бо́гу испроси́ нам мир, здра́вие, долгоде́нствие, возду́ха благорастворе́ние, земли́ плодоно́сие, дожди́ благовре́менны, и вся ны изба́ви от вся́ких бед: гра́да, гла́да, пото́па, огня́, меча́, вредоно́снаго че́рвия снеда́ющаго плоды́ земны́я, тлетво́рных ветро́в, смертоно́сныя я́звы н напра́сныя сме́рти, и во всех ско́рбех и печа́лех на́ших бу́ди нам уте́шитель благи́й и помо́щник ско́рый, сохраня́я нас моли́твами твои́ми от паде́ний грехо́вных и сподобля́я насле́дники бы́ти Ца́рствия Небе́снаго: да прославля́ем вку́пе с тобо́ю всех благ пода́теля, в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_iun/kan_17iun_mefodii.html

Преподобный Мефодий, игумен Пешношский

Преподобный Мефодий, игумен Пешношский (+ 1392)

ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЯ 4/17 ИЮНЯ;ДЕНЬ ТЕЗОИМЕНИТСТВА 14/27 ИЮНЯ;СОБОР РАДОНЕЖСКИХ СВЯТЫХ;

СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ

Преподобный Мефодий был учеником и спостником преподобного Сергия Радонежского и несколько лет провел под его духовным руководством.

По благословению аввы Сергия в 1361 году преподобный Мефодий удалился для пустыннических подвигов в глухой дубовый лес, где за рекой Яхромой на небольшом возвышении среди болота поставил себе келию.

Когда же стали собираться к нему братия, то он по совету великого аввы Сергия оставил эту обитель и основал монастырь свой на другом, более сухом месте. Причем, трудясь с братией, он переносил бревна для новой обители через речку пешком («пеш нося»), почему монастырь его и стал называться Пешношским.

Братией он руководил примером своей жизни. Отличительной его добродетелью было милосердие. Каждый день монастырь его наполнялся толпой нищих и убогих, и он помогал им: кормил, лечил, одевал и всячески о них заботился.

Умирая, преподобный Мефодий завещал братиям не оставлять дел милосердия и хранить введенный им в обители общежительный устав Святой Горы Афонской. И заповеди его свято хранились до последнего времени, пока существовал монастырь.

А погребение его собрало великое множество калек, убогих, старцев, вдов и сирот, которые все горько оплакивали своего благодетеля.

Обратите внимание

Память его празднуется 4 июня в день преставления, 14 июня в день тезоименитства со святителем Мефодием, Патриархом Константинопольским, и в Соборах Радонежских и Московских святых.

Преподобне отче наш Мефодие, моли Бога о нас!

Тропарь, глас 8:

Божественною любовию от юности распалаемь, / вся яже в мире красная возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси, / и, сего ради в пустыню вселився, / в ней обитель сотворил еси, / и, собрав иноков множество, / приял еси от Бога чудес дар, отче Мефодие, / и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию, / с нимже у Христа Бога испроси православным христианом здравие и спасение, / / и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4:

Послушания добрый рачитель быв, / безплотныя враги слезными молитвами твоими крепко посрамил еси / и явился еси Пресвятыя Троицы жилище, / Юже зря, блаженне, ясно, богомудре Мефодие преподобне, / чудес дар от Нея приял еси. / Темже исцеляеши с верою приходящих недуги, утоляеши скорби / / и молишися непрестанно о всех нас.

Читайте также:  Святитель николай японский

Источник: http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=prepodobnii-mefodii-igumen-peshnoshskii

Преподобный Мефодий Пешношский

Преподобный Мефодий Пешношский

     Преподобный Мефодий еще в молодых летах, в числе первых, пришел к преподобному Сергию и под руководством сего великого наставника иноческой жизни провел несколько лет. О его родителях, времени и месте рождения ничего неизвестно. Ревнуя жить в безмолвии, он по благословению прп. Сергия удалился искать пустынное место.

И в глуши дубового леса за рекой Яхромой, в 25 верстах от Дмитрова, на небольшом возвышении среди болота поставил он себе келлию для подвигов отшельничества. В суровом посте и постоянных молитвах текла жизнь преподобного, и его душа все более и более отрешалась от мира тленного и земного, стремясь в страны горние, небесные.

Но как пламень костра просвечивается даже и через лесную чащу, так и подвижническое житие св. Мефодия не укрыли болота и леса от ревнителей благочестия, которые не замедлили собраться, чтобы под его руководством сделаться достойными будущей награды, обещанной Господом всем верным Его последователям.

В это время преподобный Сергий, посетив любимого ученика, дал ему совет построить обитель и храм на другом, более сухом и обширном месте и благословил то самое, где и была основана обитель. Преподобный Мефодий, как послушный сын, исполнил волю наставника.

Он сам трудился при строении храма и келлий, «пеш» нося деревья через речку, которую от того назвали Пешношею, а за обителью осталось навсегда имя Пешношской.

С 1391 года преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. Поселившиеся здесь иноки вели трудолюбивый образ жизни, сами себе добывая пропитание и исполняя все нужные для обители работы, так что эта обитель по преимуществу была обителью трудолюбия.

Только частые посты и молитвы разнообразили жизнь пешношских иноков. Сам игумен подавал братии пример во всем и был между ними первым по подвигам труда, молитвы и поста и через это самое воспитывал многих благочестивых иноков. Но, строгий по отношению к себе, прп.

Важно

Мефодий был нетребователен и милостив к братии, снисходя к их немощам и предостерегая от ошибок в будущем.

По временам преподобный, как любитель безмолвия, удалялся за две версты от обители и здесь уединенно  подвизался в молитве. Сюда же приходил к нему для духовных бесед преподобный  Сергий.

Потому эта местность названа  была «Беседа». Преподобный Мефодий был погребен (+1392 г.) в основанной им обители.

В день преставления его, как видно из составленной в честь его службы, собралось множество народа — старцев, сирот и вдов — оплакивать кончину своего питателя.

 
Со дня кончины преподобного Мефодия ублажали его на Пешноше как святого, но до половины XVI века он не был канонизован Церковью. В 1547 году митрополитом Макарием послана окружная грамота во все епархии собрать каноны, жития и чудеса новых чудотворцев, просиявших добрыми делами и чудесами, по свидетельству «местных жителей всякого рода и звания».

Грамота получена и на Пешноше, при игумене Варсонофии, который в это время был направлен в Казань для основания там новой обители.

Любивший Пешношу, взявший с собою в новые места несколько иноков, мог ли игумен не благоговеть перед памятью преподобного Мефодия? Нет сомнения, он представил митрополиту Макарию самые полные и точные сведения о житии и чудесах преподобного Мефодия.

И вот Собор Московский 1549 года, свидетельствовав все эти каноны, жития и чудеса, «передал Божиим церквам петь, и славить, и праздновать новым чудотворцам».

Каким именно чудотворцам положено на этом Соборе праздновать — сведений не сохранилось, но судя по тому, что Собору были представлены сведения, по возможности, о всех местных чудотворцах, можно думать, что теперь было установлено чествование всем русским святым, какие подвизались до половины XVI в. и которым еще не было установлено чествование.

Что в числе канонизованных святых на этом Соборе был и преподобный Мефодий — видно из того, что в составленной в то время суздальским иноком Григорием службе всем российским новым чудотворцам в числе имен новых русских святых упоминается и преподобный Мефодий Пешношский.

С того времени имя преподобного Мефодия стали вносить в русские месяцесловы. Собственно на Пешноше память преподобного издревле праздновалась 14 июня, в день тезоименитого ему Мефодия, патриарха Константинограда, а служба совершалась по особенной тетради монаха Мисаила

По рукописным святцам, «преподобный Мефодий, игумен Пешношской обители, ученик святого Сергия чудотворца, преставися в лето 6900 (1392), месяца июня в 14 день». Прп.

Мефодия ублажали на Пешноши как святого со дня его кончины и память его праздновали в обители и в окрестных селениях июня 14-го дня.

По другим источникам, преподобный Мефодий преставился месяца июня в 4-й день 1392 года, а память празднуется в один день с памятью свт. Мефодия, патриарха Константинопольского, 14/27 июня.

Совет

  К лику святых прп. Мефодий причислен на Московском Соборе 1549 года. Мефодий был захоронен близ церкви святителя Николая.

Учениками его над гробом была построена дубовая брусчатая часовня, которая существовала более 300 лет.

В 1732 году на ее месте была построена небольшая церковь во имя преподобного Сергия, а часовня была перенесена в дубовую рощу, туда, где Мефодий срубил свою первую келью. 

В 1549 году Московским собором Мефодий был канонизирован. День его поминовения 14 (28) июня. 

Глава из учебника Аллы Валентиновны Бородиной Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2003 г., Москва, Издательский дом «Покров».

Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное  место в мировой культуре, являясь  её значимой и неотъемлемой частью.

Величие русской культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и  истории христианства.

Духовный строй, а также и идеи, и образный язык лучших произведений современного искусства  России имеют под собой ту же основу.

Обратите внимание

Православие является традиционной и культурообразующей (образующей культуру) религией на Русской земле с 988 года.

Это означает, что с конца Х века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы.

Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе.

Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу; искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их.

Православная Церковь  объединяет народ в будни и  в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий  и духовного возрождения. У любого народа идеи государственного устроения  и общественные, гражданские, национальные идеалы неразрывно связываются с  идеалами духовно-нравственными. Об этом очень точно писал великий  русский писатель и философ Ф. М. Достоевский:

«При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и созидала ее. Исходила же эта идея всегда из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, а связан с другими мирами и вечностью.

Эти убеждения формулировались всегда и везде в религию, в исповедание новой идеи, и всегда, как только начиналась новая религия, так тотчас и создавалась граждански новая национальность.

Взгляните на евреев и мусульман: национальность у евреев сложилась только после закона Моисеева, хотя начиналась ещё из закона Авраамова, а национальности мусульманские явились только после Корана. (…

) И заметьте, как только после времён и веков (потому что тут тоже свой закон, нам неведомый) начинал расшатываться и ослабевать в данной национальности её идеал духовный, так тотчас же начинала падать и национальность, а вместе падал и весь её гражданский устав, и померкали все те гражданские идеалы, которые успевали в ней сложиться. В каком характере слагалась в народе религия, в таком характере зарождались и формулировались и гражданские формы этого народа. Стало быть, гражданские идеалы всегда прямо и органически связаны с идеалами нравственными, а главное то, что несомненно из них только одних и выходят».

Идеалы Православия  в русской культуре

У людей, не знакомых с основами православной культуры, возникает много  вопросов по поводу отношения русских  к другим народам и к материальному  миру.

Важно

Почему патриотизм и верность Православию у русского народа так  естественно сочетаются с терпимостью  к другим вероисповеданиям и с  некоторым равнодушием к материальным потерям? Почему Православие никого не принуждает к обращению в православную веру и вместе с тем так открыто? Почему православный русский народ  не закрывает себя от общения с  другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в  свою церковную, государственную и  гражданскую общность, несмотря на то что это чаще всего совсем «невыгодно»? Видимо, Православная Церковь и русский народ несут в себе идеалы, несравнимо более высокие и значимые, нежели сиюминутная выгода, материальные ценности и земное бытиё. Но понять это можно, лишь в достаточной мере изучив историю христианства и основы Православия.

Истоки уважительного  и доброжелательного отношения  ко всем людям и вместе с тем  готовности прийти на помощь нуждающимся  в защите восходят к учению Христа:

«…кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари[*]? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:40, 42 – 48). 
[*] — сборщики податей, налогов.

Эти великие христианские идеалы проносит русский народ через  все испытания, стараясь проявлять  милосердие и терпение к каждому  человеку, поступаясь материальными  благами ради блага высшего, всеобщего, всебратского во имя Христа.

Вместе с тем для  русских людей защита Православия  и Отечества всегда считались  священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни.

Достойно нести и воплощать  эти высочайшие идеалы в человеческом мире, где реализуется множество  иных личных, национальных, политических и социально-культурных идей, очень  непросто. По этому поводу Ф. М. Достоевский  писал:

«…народ русский в  огромном большинстве своём православен  и живёт идеей Православия  в полноте, хотя и не разумеет эту  идею отчётливо и научно. В сущности в народе нашем кроме этой «идеи» и нет никакой, и всё из неё одной и исходит, по крайней мере народ наш так хочет, всем сердцем своим и глубоким убеждением своим.

Он именно хочет, чтоб всё, что есть у него и что дают ему, из этой лишь одной идеи и исходило. И это несмотря на то, что многое у самого же народа является и выходит до нелепости не из этой идеи, а смрадного, гадкого, преступного, варварского и греховного.

Но и самые преступник и варвар хоть и грешат, а все-таки молят Бога, в высшие минуты духовной жизни своей, чтоб пресекся грех их и смрад и всё бы выходило опять из той излюбленной «идеи» их».

Совет

Здесь говорится о наличии  сил для возрождения народа и  каждого (даже погибающего) человека. Эти  силы — в правильном понимании  спасения как освобождения от грехов благодатью Божией, в способности  к покаянию как необходимом условии  спасения и в горячей молитве  как проявлении воли души ко спасению.

Православие и  государство

Наши предки до Х века были язычниками, но не христианами. Год 988 вошёл в историю русского народа как год крещения Руси.

С этого времени Православие  стало официально государственной религией на Руси.

Во главе государства мог стоять только православный монарх, венчанный на княжение или царствование по православной традиции.

Официальные акты государства (рождение, брак, венчание на царство, смерть) регистрировались только Церковью, в связи с чем совершались соответствующие Таинства (Крещение, Венчание) и богослужения.

Все государственные церемонии  сопровождались молебнами (специальными богослужениями). Православная Церковь играла важнейшую роль в государственных делах и в жизни народа.

В XVI – XVII веках в состав Российского государства вошли  многие иноверческие (исповедующие другие религии) и инославные (католики, протестанты) народы и государства.

Русская Православная Церковь не проводила насильственного обращения народов в Православие, однако переход в Православие поддерживался и поощрялся.

Крестившимся в Православной Церкви людям давали различные льготы, в частности снимали налоги.

Обратите внимание

Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX века были неразделимы  и означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре.

Православным, а значит принадлежащим  к русской православной культуре, мог стать человек любой национальности, готовый принять через Святое Крещение и веру во Христа православное мировоззрение и образ жизни.

И так случалось часто: представители  других национальностей и вероисповеданий  принимали Православие как веру, мировоззрение и, соответственно, христианское бытие и становились истинными  сынами нового для них православного  Отечества.

Нередко эти люди оставляли  яркий след в истории нашей  культуры, стремясь верой и Правдой  служить новой Родине во славу  Божию, как говорили на Руси, что  означало честное служение не ради личной корысти и собственных  интересов, а ради прославления Господа.

Таким образом, Гражданская общность в России формировалась не по национальному  признаку, а по принадлежности к  Православию и отношению к  православному государству.

После Октябрьской революции, 23 января 1918 года, новое советское  правительство приняло Декрет «Об  отделении Церкви от государства  и школы от Церкви».

Был провозглашён принцип «свободы совести и религиозных  убеждений», который на деле превратился  в настоящий террор против Православной Церкви, священнослужителей и прихожан.

Государство и общество были объявлены  атеистическими (атеизм — отрицание  Бога), а вместо обеспечения прав граждан на свободу совести и  религиозных убеждений проводилась  политика борьбы с религией. Храмы  закрывали и разрушали, священников  арестовывали, подвергали истязаниям, убивали.

Важно

В монастырях устраивали концентрационные лагеря. В 1930 году в Москве был запрещен колокольный звон. Такие страшные, жестокие и безнравственные страницы нашей истории были вызваны новой  атеистической идеологией, совершенно чуждой традиционной русской культуре, формировавшейся веками на православных идеалах любви, добра и смирения.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_05/prepodobnyj-mefodij-peshnoshskij/302989.2380778.page1.html

Ссылка на основную публикацию