Преподобный михаил клопский

Загадочный святой Михаил Клопский

?Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
2010-02-07 18:44:00Колотун-Бабай
v_murza
2010-02-07 18:44:00ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА ПРО ИЛЬМЕНСКОЕ ПООЗЕРЬЕ

«А пришел канун дни честнаго Рожества Иоанна в нощь. И поп Макарий, покадив во церкви на девятой песни, да пошел в келию. И прииде в келию, аже келиа отомчена.

И он войде в келию, аже старец седит на стуле, а пред ним свеща горит…. И поп воспятилъся, да пошол в церковь уполошився. Да пришед да сказал Феодосию игумену и черньцом.И игумен Феодосие возмя крест и кадило да прииде в келию и с черньци, аже сенци заперты. И он посмотрил в окно в келию, аже старець седя пишет.

И игумен сотвори молитву: «Господи Исусе Христе, сыне божие, помилуй нас грешных!» И он против сотворил молитву тако же. И игумен 3-жды створил молитву и он противу тако же сотворил 3-жды молитву, против игумена Феодосиа.

И Феодосии молвит ему: «Кто еси ты, человек ли еси или бес? Что тебе имя?» И он ему отвеща те же речи: «Человек ли еси или бес? Что ти имя?»


Вот так летней купальской ночью 1408 г. в монастыре, именуемом Клопским, что в 15-ти верстах от Великого Новгорода на берегу реки Веряжи, появился неизвестный.
Клопский монастырь. Современный вид (летний)

Много раз вопрошал его игумен Феодосий: «Как еси пришел к нам и откуду еси? Что еси за человек? Что имя твое?». И старец ему отвечал тем же: «Как еси к нам пришел? Откуду еси? Что твое имя?». И не могли у него ничего допытаться.

В конце концов изморенный этими непонятками Феодосий молвил такое слово: «Не бойтеся, старци, Бог нам послал сего старца» [1].

ЮРОДСТВО И ПРОРОЧЕСКИЙ ДАР

Обратите внимание

Время основания Клопского монастыря затерялось в веках. Название идет от холма, во время разлива реки Веряжи и ее притока речки Вдовы превращающегося в остров, формой похожий на клопа. В начале XV в. здесь уже были две деревянных церкви и трапезная.Загадочный старец поселился в монастыре. Всем понравилось, как он читает богослужебные книги.

Не всех радовал его суровый аскетизм. Питался он только хлебом и водой, почти не разговаривал, спал в келье на голом песке. «Зеркальные» его ответы раз и навсегда дали понять: не пытайтесь вызнать о юродивом правду, его внутренний мир для всех закрыт.Вскоре игумену и братии довелось убедиться в силе блаженного старца.

Раз говорит старец Феодосию: «Будут к нам гости». Отпели обедню, а на дворе трое неизвестных. Молвит старец: «Зови их хлеб есть». И Феодосий сказал: «Пойдем, дети, в трапезную поедим хлеба». А один из них ответил: «С нами, отче, есть еще люди, наши товарищи». Он пошел и позвал остальных.

Пришло аж тридцать «вежливых людей», все в доспехах и с оружием.Сели за столы и поели, а двое не стали есть. Тогда старец сказал: «Не сбудется ваш умысел, с которым сюда пришли!» И сразу же худо стало тем двоим, которые не ели.

Встали все от трапезы, а один из гостей дал денег и молвил: «Позаботьтесь, отцы, о наших товарищах — а мы с миром пойдем!» И лежали двое больных пять дней. Один из них, сильно занемогший, захотел постричься в чернецы. Феодосий не смел постричь его. Тогда сказал старец: «Постриги, отче, братом нам будет».

И постригли его и нарекли в монашестве Ерофеем. Другой раз пропала в монастыре драгоценная панагия. Михаил подходит к некоему попу Никифору и говорит ему четко и убедительно: «Ума лишишься». И тот немедленно и навсегда впадает в ступор. А Михаил монахам: «Раскопайте золу в печи его кельи, там найдете».

И точно…Архиепископ Евфимий I, пользуясь своим положением, стал тянуть деньги с монастыря (регулярная дань в конвертах, что-то очень знакомое…). Михаил ему строго сказал: «Мало тебе жить, а богатство здесь останется!» После этого Евфимий разболелся и вскоре умер (1429).

ОБ ИСТОЧНИКЕ

Три года подряд была засуха. Вода в Веряже высохла. Раз видит пономарь, старец пишет на песке: «Чашю спасениа прииму, имя Господне призову. Ту будет кладяз неисчерпаемый». И пономарь, как обедню отпели, рассказал об этом игумену Феодосию. Сотворили молитву, покопали немного — и ударила вода ключом. Так до сих пор на этом месте бьет источник, из коего новгородцы запасаются родниковой водицей.

О ПРИХОДЕ КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА И ОБ ОТКРЫТИИ ИМЕНИ СТАРЦА

Прошло 11 лет. В 1419 г. монастырь посетил младший сын Дмитрия Донского — князь Константин Дмитриевич (1389-1433). Он только что был лишен уделов Устюжны и Тошни своим старшим братом — великим князем Василием I и стал изгнанником. Ездил по новгородским монастырям молиться.

Важно

После причащения за трапезой услышал князь чтение книги Иова. Читал тот самый юродивый старец.Князь посмотрел ему в лицо и узнал его. Говорит: «Да ведь это Михаил, Максимов сын». А тот молвил князю в ответ: «Бог знает». Тогда Феодосий сказал: «Почему…

своего имени нам не назовешь?» А он в ответ: «Бог знает». И с той поры начали называть его Михаилом. Князь же сказал игумену и старцам: «Вы берегите его — этот человек нам родня».

Согласно мнению большинства историков Михаил Клопский принадлежал к роду Рюриковичей и был сыном Анны Ивановны, сестры Дмитрия Донского. Отцом его иногда называют боярина Боброка, воеводы засадного полка в Куликовской битве (но того звали Дмитрий, «Максимов сын» — не подходит).

Автору довелось слышать гипотезу, что старец был сыном Симеона Гордого, добровольно отказавшимся от московского великокняжеского стола. Но она представляется уж совсем фантастичной.

О ПРЕДСКАЗАНИЯХ СОГРЕШИВШИМ

Посадник Григорий Кириллович Посахно отнял у монастыря рыбные ловы и грозил монастырским рыбакам «ногы и руки перебити».

Михаил ему: «Будеши без рукъ и без ногъ, мало в воде не утонеши!». Так и получилось, у посадника отнялись руки и ноги. Больше года возили его по монастырям и церквам, давая милостыню. Исцелился он лишь в Клопском монастыре.

Дмитрий Шемяка, еще один великокняжеский родственник преподобного, ослепил в 1446 г. Василия II и сел на Московский престол. Но усидел на нем недолго, уже в феврале 1447 г. Василий Темный вернулся, а Шемяка в итоге династических разборок скрылся в Новгороде.

Конечно же, навестил своего родственника в Клопском монастыре. Подарил ему шубу со своего плеча, жаловался: «Михайлушка, согнали меня с великого княжения Московского». Просил походатайствовать за него перед Всевышним: «Помолись, чтобы Господь дал мне достигнуть своей вотчины — великого княжения». Блаженный ответил напрямик: «Добьешься трехлокотного гроба в Юрьевом монастыре».

Князь еще некоторое время бунтовал, собирал ополчения на Василия, а Михаил Клопский при встрече всё гладил его по голове и приговаривал: «Княже, земля по тебе стонет…». А в это время посланцы Василия II активно вербовали слуг Шемяки. Вскоре князь отведает курицы, приготовленной с мышьяком. Он будет похоронен в Георгиевском соборе Юрьева монастыря.

ПРОРОЧЕСТВО О ШЕЛОНСКОЙ БИТВЕ

Приехал в монастырь посадник Иван Васильевич Немир. Спрашивает его Михаил: «Чего ездишь?» Посадник ему отвечает: «Летом придет на нас князь великий, хочет подчинить себе землю нашу, но у нас есть князь Михаил Литовский».

И ответил ему Михаил: «То у вас не князь — грязь! Пошлите лучше послов к великому князю и бейте ему челом.

А не умолите князя, придет он с силами к Новгороду, и не будет вам помощи от Бога, станет князь великий в Бурегах и пустит силу свою по Шелоне и многих новгородцев покорит: одних в Москву уведет, других казнит, а с иных откуп возьмет. А Михаил князь вас бросит, и помощи вам от него не будет».

Совет

Был ли Михаил агентом Москвы? В современном смысле слова — нет. Олегу Давыдову [2] принадлежит интересная мысль, что он был плоть от плоти московских безумцев (если угодно – берсеркеров). Уже через месяц после кончины преподобного в феврале 1456 г.

под Русой двести молодцов Василия Темного разогнали пятитысячную новгородскую рать.Семейная война пассионарных потомков Дмитрия Донского, дошедших до каких-то запредельных степеней жестокости, со смертью Шемяки закончилась. Пришла пора Новгорода, как и предсказывал Михаил.

Но это другая история.

ПОСТРОЙКА КАМЕННОГО ХРАМА

Приехал еще раз в монастырь князь Константин. «Печален я ныне — братья мои не отдают мне вотчины». А Михаил ответил ему: «Князь, не горюй, будешь на своей вотчине. Послужи святой Троице, построй храм каменный». Заложили храм в 1423 г., 22 апреля. Камень возили водой.

И, как предсказал Михаил, дал Бог благоприятный ветер: за камнем поедут — по ветру, назад с камнем — ветер тоже попутный. Окончен был храм в 1424 г., 24 сентября.Вскоре говорит князь Константин игумену Феодосию и старцу Михаилу: «Вашими, отцы, молитвами пришла ко мне весть от старших братьев — дают мне вотчину мою».

И поехал князь в Москву к братьям, и приняли его с честью.

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Однажды Михаил исчез из монастыря и оказался в Новгороде, в притворе Софийского храма. Его узнал тот самый Посахно. «Посадник по заутреней да молвит: “Михаилъ, яжъ хлеба с нами в одномъ месте”. И он молвит: “Богъ знаетъ!”. И пристави к нему человека. И хватя, яжь Михайла ни бывало. И пойде попъ ис церкви на Клопске, ажь Михайла стоитъ в притворе у церкви. И мало хлеба отъели, аже Посахне человека прислалъ смотрети Михайла — есть ли в манастыре, ажь в манастыре».С точки зрения здравого смысла такие перемещения непостижимы и бесцельны. По-видимому, это еще один сигнал юродивого: не пытайтесь меня постичь таким путем!

КОНЧИНА ПРЕПОДОБНОГО

Прожил Михаил в монастыре 44 года. Как-то в декабре он разболелся и подолгу стоял справа у церкви, на дворе. На Феодосиев день Михаил принял святые дары, взял с собою кадильницу и фимиам, пошел в келью. Послал игумен ему от трапезы еды и питья.

И когда пришли к нему, открыли келью — и фимиам еще курился, а он был уже мертв. Хотели похоронить его в храме и не смогли — земля сильно промерзла. Тогда напомнили чернецы игумену — «посмотри то место, где стоял Михаил». Попробовали, а земля в этом месте талая.

Там и погребли Михаила 11(24) января 1456 г.

СУДЬБА МОНАСТЫРЯ

После кончины Михаила Троицкий храм, построенный кн. Константином Дмитриевичем, простоял 110 лет. В 1562 г. в Клопском монастыре «старую церковь каменную разобраша, где положены быша мощи преподобного отца нашего Михаила Клопскаго чудотворца, и вновь церковь построиша… повелением благочестваго государя царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России». Около этого же времени была построена и трапезная церковь во имя святителя Николая Чудотворца.Царь понимал, что на одних опричных погромах царство не стоит, и безошибочно нашел сильнейшее духовное звено (не хочу лишний раз поминать «скрепу»), связывающее Москву и Новгород. В архитектуре Троицкого собора черты новгородского стиля практически отсутствуют. Собор четырехстолпный с тремя апсидами. Основной объем завершен тремя главами. Были по два придела с севера и юга (во имя Иоанна Лествичника, Федора Стратилата, Покрова и Усекновения главы Иоанна Предтечи), пятый придельный храм во имя Михаила Клопского находился в дьяконнике. Асимметрию композиции усиливала нехарактерная для Новгорода шатровая колокольня в юго-западной части здания. В начале XIX в. стены собора были надложены, разобраны главы и своды приделов, исчезла колокольня, поновлению подверглась настенная живопись конца XVII-нач.XVIII вв. Тогда же были построены настоятельские покои, братские кельи, трехъярусная колокольня над восточными воротами и каменная ограда. В советское время монастырь был разрушен и осквернен. Сейчас он передан епархии, является действующим. В 2005 г. был построен теплый деревянный храм во имя Михаила Клопского. Понемногу ведутся реставрационные работы в Троицком соборе, который и в нынешнем виде поражает своим величием.Рака преподобного Михаила.Возле нее любят тусоваться монастырские котэ.Деревянный храм и колодец.Монастырская ризница.Настоятель Успенской церкви в поозерском селе Курицко о. Александр Фролов с иконой прп. Михаила Клопского.

Читайте также:  Церковь покрова на нерли, россия, владимирская область, суздальский район, поселок боголюбово

Источники:
1. Житие Михаила Клопского (первая редакция, 70-е гг. XV в.) — великолепная средневековая повестушка, совсем не похожа на жития святых.
2. Олег Давыдов. Места силы. Шестьдесят седьмое – Клоп .
В заголовке — Преподобный Михаил Клопский. Рельеф с крышки раки. Ок. 1670 г. Дерево, левкас, золочение. 169 × 51 × 14 см. ГРМ, Санкт-Петербург, Россия —

Источник: https://v-murza.livejournal.com/79683.html

Преподобный Михаил Клопский

Михаил, близкий родственник великого князя Московского Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского), с самой юности не любил суеты, окружающей по обыкновению лиц знатного происхождения; несмотря на свои молодые годы, он предпочел скрыться из мира.

В 1408 году в Клопской обители, что в 15 верстах от Новгорода, во время заутрени в одной из келий, примыкающих к храму, появился незнакомый инок. На вопрос игумена, кто он и откуда, он отвечал только тем. что повторял вопросы, которые ему задавали, и вообще вел себя как юродивый.

Во время литургии он пел вместе с остальными, а за обеденной трапезой читал жития святых. Ему выделили келью, и здесь он вел такую строгую жизнь, какую могут вести немногие. Только раз в неделю он ел хлеб и выпивал немного воды; не имел никакого имущества и спал на голом полу.

Так и прожил в Клопской обители никому не известный подвижник. Но однажды, в праздник Преображения, обитель посетил князь Константин Дмитриевич, лишенный своего удела братом великим князем Василием.

Обратите внимание

Он причастился, а затем, во время обеденной трапезы с братией, услышал, как неизвестный инок читал историю многострадального Иова.

Голос показался знакомым, и князь Константин, присмотревшись к чтецу внимательнее, внезапно встал, поклонился и сказал:

— Это Михаил, наш родственник!

— Один  Бог, создавший меня, ведает, кто я… — отозвался Михаил и только потом подтвердил правоту князя.

— Да будет тебе известно, — обратился князь к игумену, — что это близкий наш родственник…

С этих пор братия обители стала с большим почтением относиться к иноку, что очень смущало Михаила, желавшего оставаться безвестным. И он стал юродствовать пуще прежнего. Но вместе с тем, как он уничижал себя, Господь возвышал его благодатными духовными дарами. Действие которых видели все…

Его предсказания чудесным образом сбывались, и общее уважение к нему так возросло, что и князья не гнушались обращаться к нему за советами и указаниями в своих предприятиях. Между тем, божий человек не стеснялся обличать их — когда, например, посетил его Дмитрий Шемяка, Михаил не побоялся указать ему на недобрые поступки и пригрозил погибелью в случае, «если он натворит новых бед»…

И его слова сбылись. Также Михаил предсказал падение Новгорода в час рождения царя Иоанна Васильевича Грозного.

Обладал он и чудотворным даром. Во время гибельной засухи его застали пишущим на земле: «Чашу спасения приму. На этом месте явится источник…» Стали рыть землю, и в самом деле на этом месте оказался источник, свежий обильный родник.

Прожив 44 года в Клопской обители, Михаил мирно скончался в предсказанным им заранее день. 

23 январь 2014 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/3280-prepodobnyj-mixail-klopskij.html

Акафист святому преподобному Михаилу Клопскому

Возбранный угодниче Христов, иже яко Авраам изшел еси от земли твоея, и от рода твоего и от дому отца твоего, и пришел еси в землю, юже ти Христос показа, сотвори о нас мольбу к Нему, да взыдя на Гору Господню, и став на Месте Святем Его, рцем Ти: Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Икос 1

Ангелом бесплотным во плоти своей хотя подражати, себе самаго отреклся еси, яко в лепоту глаголати к тебе:

Радуйся, ангелоподобный мужу; радуйся от чрева матерняго в купели крещения, яко в мире священном омывыйся.

Радуйся, яко даны быста тебе два крила орла великаго, да париши от змия древняго; радуйся, двадесятих старцев от юности послушавый.

Радуйся, благочестия рачителю; радуйся, егоже благодетелей исчислити не можем.

Важно

Радуйся, яко велик еси родом и высок делы; радуйся, благочестие от прародителей яко предражайшее сокровище получивый.

Радуйся, яко богат еси невидимыми сокровищи; радуйся, от чрева матерняго Богу освященный.

Радуйся, от пелен соединение с Богом возымевый; радуйся, в поползновеннейшем к преткновению возрасте в добродетели укрепивыйся.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 2

Видящи умным оком, яко много вящше между последними быти у Бога, неже первенство у земнаго царя носити, взыскал еси еже предcтояти выну Богу и взывати: Аллилуия.

Икос 2

Разум Божий в душу твою прияв, возлюбил еси поношение Христово, паче великокняжеских почестей, и возрастил еси в сердце своем бисер духовных сокровищ, еже зря в тебе, преподобне отче Михаиле, вопием:

Радуйся, здешняя презревый, тамошняя же взалкавый; радуйся, Господа твоего паче всех возлюбивый.

Радуйся, добродетели высокия в сердце твоем вскоренивый; радуйся, в заповедях Господних вся дни живота твоего ходивый.

Радуйся, благодать Господню в сердце твое заключивый; радуйся, и тело твое тою просветивый.

Радуйся, благодать помощи нам грешным у Господа стяжавый; радуйся, оную и по смерти сохранивый.

Радуйся, мужеством украшенный; радуйся, смирением и кротостию Богу угодивый.

Радуйся, яко сердце твое Господу принесл еси; радуйся, Святыя Троицы селение.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 3

Сила Божия укрепляше тя на подвиги, блаженне Михаиле, егда из пределов московских изшед, всяку гордость мира презрев и временная оставив, взыскал еси вечная, воспевающе Богу: Аллилуия.

Икос 3

Имея всякое тщание ко спасению, вселися во обитель Живоначальныя Троицы, якоже бо в животе твоем всякие добродетели и благостыни исполнен был еси, сице и по смерти добро творити не престаеши всем с верою призывающим тя и вопиющим о Бозе сицевая:

Радуйся, постом и воздержанием плоть свою духу покоривый; радуйся, неисчерпаемый источник для жаждущей братии и для нас грешных из земли изводивый.

Радуйся, от источника Божественнаго напоенный; радуйся, вечною славою на небесех венчанный.

Радуйся, благодатию Божией насыщенный; радуйся, в ризу спасения облеченный.

Радуйся, брашно неисчерпаемое указавый; радуйся, манною слова Божия люди напитавый.

Радуйся, мудрый странниче, иский отечества горняго; радуйся, пришельче, знатность рода сокрывый глубиною смирения в мире дольне.

Совет

Радуйся, маслино благоплодная, на пажити Новаграда насажденная; радуйся, обители Клопския светлая похвало.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 4

Бурею многих бед и волнений житейских одержимым нам помогай, отче Михаиле, якоже и в море плавающим помогл еси, да вси тобою вспомоществуеми, благодарно о тебе поем Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слышаще и ведуще тя, премудре, сказателя Таин Божиих и истиннаго пророка, прихождаху к тебе князи и простецы, имже не токмо грядущее открываше, но и на путь истины Евангельския наставляше, сего ради, яко пастыря и отца нашего, ублажающе зовем ти:

Радуйся, почестей суетных избегавый; радуйся, юродство Христа ради на ся восприявый.

Радуйся, рабе благий и делателю добрый; радуйся, наказателю злых и прогонителю нечестия бодрый.

Радуйся, добродетельми небесныя дары стяжавый; радуйся, благим житием праотцем и пророцем подражавый.

Радуйся, яко Даниилово обиталище Духа Святаго был еси; радуйся, яко Ильину ревность по Бозе в сердце твоем носил еси.

Радуйся, кротости Христовы подражателю; радуйся, предивный нестяжателю.

Радуйся, богатство тленное презревый; радуйся, сокровище духовное возлюбивый.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 5

Боготечную стезю, еюже пройде великий Предтеча наш Иоанн, всегда зря, безпреткновенно поприще жизни сея шествовал еси, дондеже достигл еси града, в немже многия обители благословенныя уготованы у Отца Небеснаго от сложения мира, идеже восклицают друг ко другу: Аллилуия.

Икос 5

Видеша ангели и человецы, якоже сотвори тя Бог зело добра, отнюдуже и мы грешнии, не ведущи како нарещи тя восклицаем:

Радуйся, небо, благими детельми украшенное; радуйся, земле, хлеб сторичный приносящая.

Радуйся, светило, тьму безбожия прогоняющее; радуйся, былие, всякому угодное.

Радуйся, древо, посреде рая Христова посажденное; радуйся, человеколюбия бездно

Радуйся, сострадательства пучино; радуйся, страха ради благочестия не предавый.

Радуйся, яко мысли твоя страсти не предаде; радуйся, от странствия сего во иное жилище имения твоя предпославый. Радуйся, славу твою внутрь имевый; радуйся, не плотская, но духовная чада себе стяжавый.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 6

Проповедницы славы Божия быша твоя сладкоглаголивая уста, имиже всегда велегласно во храме Господнем слово Божие читающе, милость и суд Его возвещал еси и глаголал: Аллилуия.

Икос 6

Возсия в сердце твоем Свет истинный, Иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир. Ты же, яко мудрыя девы со светильники своими, сретил еси Его, отонюдуже глаголем ти:

Радуйся, яко общение твое со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом; радуйся, от юности храм Святаго Духа бывый.

Радуйся, Аврааме глаголяй Богу: Господи, не мини раба Твоего; радуйся, получивый верою обетование.

Радуйся, поруганием и ранами искушение приемый; радуйся, в милостех пришедый.

Радуйся, угасивый силу огненную; радуйся, Писаний Священных испытателю.

Радуйся, апостол подражателю; радуйся, Христово благоухание.

Радуйся, немощствующих душ приятелю; радуйся, нечестивых наказателю.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 7

Хотящу достойно почтити тя подобает подражати святому житию твоему: ничтоже бо благоугодно тебе, токмо хранити словеса Господни и глаголати: Аллилуия.

Икос 7

Новую заповедь написа нам Иоанн, яко тьма мимоходит и Свет истинный сияет, в Немже ты ходя, видел еси и дальняя яко ближняя. Сего ради вопием ти:

Радуйся, луче немерцающаго Солнца; радуйся, при потоце слова Божия воспитанный.

Радуйся, многия добродетели, яко в великий корабль, в свою душу собравый; радуйся, земле, в небо претворенная.

Радуйся, прилежащия путы расторгнувый; радуйся, непорочности хранителю.

Радуйся, добре во всем поживый; радуйся, яко тебе сущу на земли постави Христос храмину нерукотворенну на небеси.

Обратите внимание

Радуйся, Авелю, себе самаго Богу в жертву принесый; радуйся, новый Мафусаиле, не девять сот шестьдесят девять лет, но во веки живый.

Радуйся, Давиде, мысленного Голиафа победивый; радуйся, Илие, ревностию по Бозе ревновавый.

Читайте также:  Маринованная капуста с яблоками

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 8

Странное видение: яко ты, человек сый, творил еси паче человека. Все бо земное благородие оставив, Христа ради на земли юрод был еси, и сам отрывал еси от себе тщеславие: безчестие и укоризны претерпел еси, сего ради невозбранен восход к небеси обрел еси, глаголя: Аллилуия.

Икос 8

Весь Богу предався жертву живу себе самаго принесл еси Ему, Его же ради слышиши от нас:

Радуйся, Боговидцев нравом уподобивыйся; радуйся, ревнителю пророков.

Радуйся, словесы твоими Великий Новград облагоухавый; радуйся, небесных врат достигнувый.

Радуйся, будущее предсказавый; радуйся, алчущия души напитавый.

Радуйся, яко ты еси пищею нетленною в живот вечный многия руководствовал еси; радуйся, тьму нечестия прогоняяй.

Радуйся, яко песнь Богу безпрестанно воспевал еси; радуйся, яко слух твой к Нему преклонил еси.

Радуйся, рая красного крине святый, благоухание ему бывый; радуйся, благочестия учителю.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 9

Всякое житейское попечение отложив, узким и прискорбным путем шел еси, единожды в седмице вкушая хлеба и воды, и тако всю жизнь твою скончал еси, широкий же и пространный путь возненавидел еси, во еже звати Богу: Аллилуия.

Икос 9

Вития многовещанныя быша деяния жизни твоея: имиже, яко многочисленными устами научил еси взывати к тебе:

Радуйся, призванный во общение Господа нашего Иисуса Христа; радуйся, яко ты благовестия апостольскаго послушал еси.

Радуйся, яко тебе слово крестное, еже погибающим юродство есть, сила Божия бысть; радуйся, поправый премудрость мира сего.

Важно

Радуйся, обогативыйся благодатию Божиею; радуйся, слово Божие чернилом и тростию на хартии начертавый.

Радуйся, яко ты и сам спаслся еси и послушающии тебе; радуйся, не туне хлеб твой ядший.

Радуйся, при трудах своих непрестанно мысливый о Бозе; радуйся, за благодеяния Его благодарение воздаваяй.

Радуйся, во всем покоривыйся истине; радуйся, яко ты духом начен, духом и скончавался еси.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 10

Хотя спасти себе и нас от потопления лукаваго, якоже апостоли ко Христу, спящу на корабли, вопил еси молитвою: Господи, спаси ны, погибаем. Он же восстав, запрети злым помыслом, ветром и морю прелестей, и бысть в души твоей тишина велия. Мы же, чудящеся ветры и мореукрощающему, глаголем: Аллилуия.

Икос 10

Стена тебе бысть благодать Божия спасительная всем человеком, яко есть крепость, утверждение и прибежище наше. Ея же ради приветствуем тя:

Радуйся, яко избави тебе Христос от мысленнаго фараона; радуйся, яко проведе тебе чрез море искушений, яко по суху.

Радуйся, столпе неколебимый вражиими прилоги; радуйся, посрамивый терпением врага.

Радуйся, благочестия реко; радуйся, чудес тучами обогащенный.

Радуйся, сокровище некрадомое; радуйся, отчаянных заступниче.

Радуйся, Христа вселивый в душу твою; радуйся, Великаго Новаграда похваление.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 11

Пение и благодарение Владыце возсылаше человек, егоже ты в мори с кораблем потопляема по водам ходя избавил еси от потопления. Мы же удивляющеся таковому Божиему чудеси, вопием: Аллилуйя.

Икос 11

Светоприемную свещу во обители Святыя Троицы зрим тебе, идеже ты Духа Святаго имея в сердце твоем, волею в юродство преложился еси на пользу, яко глаголати к тебе:

Радуйся, истинный учениче Христов; радуйся, ум свой вперивый к Нему.

Радуйся, Ваалу мира сего не послуживый; радуйся, Евангельскому совету от юности повинувыйся.

Радуйся, наставниче монахом; радуйся, ангеле, плотию одеянный.

Радуйся, ласкательством мирских сынов не уловленный; радуйся, играние плоти обуздавый.

Радуйся, смирения Христова ревнителю; радуйся, яко ты постом своим и бдением многи удивил еси.

Радуйся, благословением своим тщия житницы хлеба исполнивый;

радуйся, светильниче светлейший солнца.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 12

Благодать возблагодать приявшая матерь наша Церковь водою и духом породи тебе, чадо свое, еже выну благодарити Богу и звати нам: Аллилуия.

Икос 12

Поющия твоя шествия к горним селениям, отче Михаиле, нектому в зерцале и гаданиих, но лицем к лицу зриши Святую Троицу, взываем ти:

Радуйся, яко ты достойную трудом своим почесть стяжал еси; радуйся, со Христом победивый мир.

Радуйся, яко смерть твоя не есть смерть, но преставление; радуйся, яко ты на небеса вшел еси.

Совет

Радуйся, яко ты в недрех Авраамлих воспочил еси; радуйся, яко горняго света исполняешися.

Радуйся, яко ты Великому Царю предстоиши выну; радуйся, яко ты к Самому Источнику красоты пришел еси.

Радуйся, тяжкаго узилища жизни избежавый; радуйся, яко ты за труды достойную мзду обрел еси.

Радуйся, яко ты чудным удовольствием наслаждаешися; радуйся, даров небесных вместилище.

Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов.

Кондак 13

О, всехвальне и преблаженне Михаиле, емуже Господь и Спас наш Иисус Христос со Духом Святым даде пред Престолом Своим предстояти! Помяни вся ны, верою память твою почитающия, и моли о мире всего мира, да святится выну имя Пресвятой Троицы егда глаголем: Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.

Сей акафист писан со скорописнаго грешным рабом Божиим Феодором 1869 Августа 13

Молитва святому преподобному Михаилу Клопскому

О, преподобне и преблаженне отче наш Михаиле, ты, возжелав усердно шествовати во след Господа нашего Иисуса Христа, вся плотская мудрования отринул еси: ты отечество свое, род и временное благородство и земнаго царствия наследие оставив, монашества и юродства путь ко спасению и к наследию Царствия Небеснаго предызбрал еси; пришед же дивне во обитель Пресвятыя Троицы, в ней трудолюбно и богоугодно подвизаяся, по премногу ко устроению ея споспешествовал еси и, от всех бед, от глада, вражняго нахождения, и огненнаго запаления, от всякаго зла оную сохраняя и защищая живущих в ней и к ней притекающих, пути Господню поучал еси; ты и ныне, Пресвятей Троице со всеми святыми предстоя и непрестанно насыщаяся зрения Божества Трисветлаго, поминай, молим тя, чтущих святую память твою, не премолчи, угодниче Христов, ко Господу моляся, да Он, благодатию своею приосеняя притекающих к тебе и мощи твоя устами и сердцем лобзающих, здравы и невреди мы сохранит и от всякия напасти свободит, подая путешествующим в пути благоспешество, болящим здравие, печальным утешение, сирым, вдовицам и всем напаствуемым скорое заступление и вспоможение и от вражиих наветов твердое ограждение и защищение. Не престай же моляся и о Богохранимей стране нашей, яко да, твоим предстательством и молитвами сохраняеми, вси возможем подвиг течения неблазненно совершити, славящее Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иная молитва

О, всехвальне угодниче Христов и чудотворче предивный Михаиле! Услыши убо ныне моление наше и милостив сотворися к нам грешным, с верою на честный образ твой взирающим и к раце святых мощей твоих припадающим. Ты аще и жил еси на земли, обаче дела ангельския творил еси. Неуклонно волю Божию исполняя многия добродетели стяжал еси и подвигом юродства Христа сугубо прославил еси.

Ныне же в царстве славы вечно пребываеши и молишися за ны, сродницы твоя земныя.

Молим тя, отче преподобне, воззри милостиво на ны, немощныя чада твоя духовныя, испроси нам на враги одоление, в скорбех заступление, Церкви Православной мир и утверждение, архипастырем крепкое в истине стояние и духовное прозрение, пастырем милосердие и долготерпение, пастве кротость и послушание, монашествующим смиренномудрие и истинное покаяние, помози сохранитися нам от всякаго прилога диавольскаго неврежденны и даже до конца молитвами твоими неосуженных нас свободи, яко да твоим заступлением и помощию спасаеми в любви и единомыслии прославим Бога, давшаго тебе крепость, Ему же покланяемся и благочестно воспеваем Триипостасную Державу Отца, и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Источник: http://akafistnik.ru/akafisty-russkim-svyatym/akafist-svyatomu-prepodobnomu-mikhailu-klopskomu/

Преподобный Михаил Клопский

Память 11 января с.с.

       В пятнадцати верстах от Великого Новгорода, на берегу реки Веряжи находился монастырь, именуемый Клопским, и в нем храм во имя Живоначальные Троицы1. В прежние годы монастырь этот мало кому был известен, впоследствии же получил широкую славу, благодаря чудесам святого Михаила. В обители этой игуменом был Феодосий, муж добродетельный; при нем и пришел в Клопский монастырь блаженный Михаил2.

        Осталось доселе неизвестным, откуда пришел в обитель святой Михаил, и кто были его родители.

Событие это совершилось летом, в то время, когда вся братия была на утрене; на девятой песни канона, иеромонах, совершавший божественную службу, окадил храм и пошел покадить в своей келии, которая находилась около храма; найдя келию открытой, между тем как он ее запер, уходя в храм, иеромонах вошел в нее и увидел сидящего человека в иноческой одежде; перед ним горела свеча, и он переписывал книгу Деяний святых апостолов. Возвратившись в храм, иеромонах сказал о виденном игумену и братии. Те по окончании богослужения пошли к келии и нашли ее запертой изнутри. Игумен сотворил молитву, но ответного возгласа из келии не последовало. Начали стучать в дверь; но она оставалась запертой. Тогда игумен приказал разобрать крышу над сенями; войдя в них, нашли запертой и внутреннюю дверь. Когда, по приказанию игумена, она была взломана, и все пошли в келию, то нашли там старца, который сидел и писал. Настоятель спросил его: «Скажи мне, человек ты или дух?» Старец повторил слова игумена. Игумен сотворил молитву, старец произнес те же молитвенные слова, что и игумен. Тогда настоятель стал осенять пришельца крестным знамением и окаждать ладаном; старец же уклонялся от каждения и вел себя, как юродивый.

         Вместе с братией святой Михаил вошел в храм к литургии, во время которой пел на клиросе с монастырскими певицами. Игумен поручил ему прочесть Апостол, и все были до глубины души утешены красотою и вдохновенностью его чтения.

По выходе из трапезы, на которой святой исполнял положенное чтение, игумен ввел преподобного Михаила в назначенную ему для жительства келию, и с того времени блаженный остался в монастыре Живоначальные Троицы, неся послушание чтеца в храме и на трапезе, и великое сердечное умиление испытывали все слушавшие его чтение.

Ни игумен, ни братия не могли узнать, однако, имени новоприбывшего брата, откуда он пришел и каково его происхождение. Однажды посетил Клопскую обитель князь Константин Димитриевич3; услышав во время трапезы чтение святого Михаила, князь подошел к нему близко, узнал его и сказал:

       — Это Михаил, сын Максимов.

      Преподобный ответствовал на это:

      — Один Создавший меня знает, кто я.

     Тогда игумен заметил:

      — Сын мой, отчего ты не скажешь своего имени?

      И святой подтвердил, что имя его — Михаил4.

      Во время жития своего в Клопской обители преподобный Михаил вкушал только хлеб и воду, притом один раз в неделю и в малом количестве.

Когда после великих молитвенных подвигов святой испытывал утомление, то отдыхал, лежа прямо на земле; в келии у него не было никакого имущества, ни одежды, кроме той, которая покрывала его тело.

Обратите внимание

Нет возможности рассказывать о тех великих трудах, которые подъял преподобный Христа ради; от подвигов и воздержания тело его уподобилось как бы тени.

Читайте также:  Преподобный антоний печерский

       В то время в великом Новгороде и его окрестностях была засуха, продолжавшаяся три года: пересохли не только ручьи, но и реки.

Тогда, по молитвам преподобного Михаила, близ монастыря произошло сотрясение земли и стал бить обильный водою ключ, который и доселе служит на потребу и братии, и пришлым людям5. После засухи настал в той области голод, во время которого толпы бедных стали приходить в обитель за кусками хлеба.

Игумен, опасаясь оскудения запасов, не знал, что делать; но преподобный Михаил, указав на то, что Господь напитал семью хлебами четыре тысячи человек, уговорил игумена кормить всех голодных.

Когда же братья возроптали на то, преподобный повел их с игуменом в хлебный амбар, и те с изумлением увидели, что запасы хлеба, по молитвам святого, не уменьшались. Много пророчествовал преподобный Михаил о взятии Великого Новгорода6 и, сотворив во имя Христово многие чудеса, мирно почил о Господе7.

Честное и многострадальное его тело предано было игуменом с братиею погребению в монастыре Живоначальные Троицы8, где подвизался преподобный Михаил, и положено в правой стороне соборного храма; здесь почивает оно и до наших дней, источая многоразличные исцеления с верою притекающим, во славу Христа Бога нашего.

 Тропарь, глас 8:

     Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився, мира сего красоты отнюд возненавидел еси: и плотская играния увядив постом и жаждею, и на земли леганием, от зноя же и студени, от дождя и снега, и от прочия воздушныя тягости никогдаже уклонился еси: душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, отче преподобне богоносне Михаиле, и ныне на небесех предстоиши престолу пресвятыя Троицы: но яко имея дерзновение многое, моли Христа Бога спастися душам нашым.

 Кондак, глас 8:

     Духа святаго силою уподобился еси богоглаголивым древним пророком, сказав безвестная и тайная, и еже годе судьбам Божиим в сбытие: и ина многа чудеса о Христе сотворив, и люди удивив, торжествовати устроил еси вопиющыя: слава Богу прославляющему святыя своя.

Важно

1 Время основания сего монастыря точно неизвестно; он находится к югу от Новгорода, в трех верстах от озера Ильменя.

2 Это было 23 июня 1408 г., при великом князе Василии Димитриевиче (1389 — 1425 гг.) и св. митрополите Фотии.

3 Младший сын великого князя Димитрия Иоанновича Донского родился в 1389 г., за четыре дня до кончины отца своего. Брат его, великий князь Василий Димитриевич, дал ему в удел Тошию и Устюжну, но в 1419 г.

, когда Константин Димитриевич ослушался брата, тот отнял этот удел, и Константин бежал в Новгород, где ранее, в 1408 г., был наместником великого князя.

В изгнании он пробыл два года; им построен в Клопском монастыре каменный храм во имя Живоначальные Троицы.

4 Преп. Михаил Клопский происходил из боярского рода.

5 Доселе в Клопской обители показывают колодезь, устроенный, по преданию, из того источника, который низведен молитвою блаженного Михаила во время засухи 23 июня, в день прихода преп. Михаила в монастырь, сюда бывает крестный ход из окружных сел.

6 Однажды блаженный Михаил был в Вяжицком монастыре. Вдруг он неожиданно очутился на колокольне и стал звонить во все колокола.

На вопросы народа, что это значит, блаженный, юродствуя, отвечал: Ныне в Москве радость, и прибавил, что у великого князя родился сын Иван, который будет грозою для соседей, завладеет Новгородом, изменит его обычаи, отберет у них золото и совсем покорит своей власти.

Действительно, 22 января 1440 г. родился князь Иван Васильевич, покоривший Новгород в 1471 г. Новгород был окончательно присоединен к Московскому государству в 1480 г.

7 В Клопском монастыре преп. Михаил прожил 44 года и преставился в 1452 г.

8 Память преп. Михаила положено праздновать всюду собором 1547 г.

Источник: http://kotovsk-istok.com.ua/zhitie-svyatykh/yanvar/198-11-yanvarya/369-mihail-klopskiw.html

Михаил Клопский с житием

  • Купец Михаил приходит в Клопский монастырь к преподобному Михаилу принести
    хвалу Богу.

    Преподобный Михаил Клопский (ум. 1453 или 1456) — блаженный, чудотворец, новгород­ский святой. Подвизался в Троицком Клопском монастыре, основанном в конце XIV — на­чале XV в.

    к югу от Новгорода, в трех верстах от озера Ильмень, на берегу р. Веряжи.

    Он никому не открывал своего происхождения и имени, но, по преданию, посетивший обитель князь Кон­стантин Дмитриевич, сын московского князя Дмитрия Донского, узнал в нем «своитина»: Михаил был сыном Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка, героя Куликовской битвы, и Анны Ива­новны, сестры Дмитрия Донского1. Уникальное по составу житие преподобного Михаила Клоп-ского представляет собранные в единое повествование устные рассказы о юродивом насельнике, духовном руководителе и прозорливом старце, записанные в монастыре.

    Преподобный пребывал в монастыре 44 года, принял на себя подвиг юродства Христа ради, стал примером аскетического монашеского подвига.

    По его молитвам во время засухи в мона­стыре забил источник (клейма 2—3), в голодный год в монастырских амбарах не переводился хлеб, раздаваемый для пропитания голодающим.

    Совет

    Блаженный имел дар прозрения, обличал корыстолю­бие бояр, предупреждая их о неминуемой расплате, предсказал упадок Новгорода и присоедине­ние его к Московскому княжеству.

    Житие преподобного Михаила содержит сведения о людях, игравших заметную роль в исто­рии Новгорода и Москвы XV в.

    На публикуемой иконе изображены реальные исторические лица: углический князь Кон­стантин Дмитриевич, младший сын великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского (клейма 4—5); посадник Григорий Кириллович Посахно, крупный землевладелец, заметная фи­гура в политической жизни Новгорода в 1430-е гг. (клейма 7—8); игумен монастыря Феодосии, занимавший владычный престол в Новгороде, позднее отстраненный боярами и вновь вернув­шийся в монастырь (клейма 1, 3,11); Олиферий Иванович и Иван Семенович Лощинские — нов­городские бояре2 (клейма 9—10).

    Преподобный Михаил Клопский, судя по количеству списков жития3, был очень почитаемым в Новгороде святым, но изображения его крайне редки. В иконописных подлинниках основное внимание изографами уделялось созданию образа монаха: «брада аки Варламова, надсед, в схиме, ризы преподобнические».

    Подчеркнут аскетизм его облика: «блед и худощав», «волосы просты»4. В некоторых случаях, чтобы выделить подвиг юродства святого, предписывалось изображать пре­подобного Михаила босым и в укороченной ризе5.

    В публикуемом памятнике очевидно стремле­ние иконописца передать узнаваемые черты внешнего облика святого, а в подборе клейм — под­черкнуть его роль как духовного отца и наставника, создателя устава обители6.

    Важное значение придается конкретным деталям топографии (почти в каждом клейме присутствует изображение реки Веряжи), а также особенностям архитектурных строений.

    Манера письма характерна для традиционного направления «поздней» Оружейной палаты: лики написаны с элементами светотеневой проработки; в фон введены «пейзажные» холмы, нов­городская архитектура с щипцовыми крышами; одежда бояр — расцвеченные орнаментом шубы, щеголеватые «голландские» воротнички и красные сапожки.

    Обратите внимание

    Декоративность цветового пятна, эмоциональная насыщенность и цельность образов сродни памятникам народного искусства. Обобщенные силуэты, традиционный рисунок разделок складок, намеренная скупость живо­писных приемов, монохромность свидетельствуют о консерватизме художественной традиции. Интересно, что в сюжетах клейм отсутствуют откровенные «промосковские» сюжеты.

    Новгородская поздняя иконопись мало исследована. Специалисты обнаруживают в памятни­ках рубежа XVII—XVIII вв. выраженное пристрастие к изображению местных святых, в чем про­является стремление возродить значимость древнего Новгорода, найти духовную опору в святых и святынях для русской государственности в период мировоззренческих изменений Нового вре­мени.

    Создание публикуемого памятника может быть отнесено к годам пребывания на новгород­ской кафедре митрополита Иова (1696—1716), его политика была направлена на возрождение основ духовной и художественной жизни, преемственность древних традиций7. Б этот период в Клопском монастыре проводились ремонтные работы, в частности, был расписан Троицкий храм, где покоились мощи преподобного Михаила.

    Видимо, тогда же, как список с более древ­него, храмового, образа собора XVI и. (построенного в 1562 г. при Иване IV), мог быть создан пуб­ликуемый памятник

  • Источник: http://icons.pstgu.ru/icon/3693

    Михаил Клопский, Новгородский, преподобный (ок.1453-1456)

    Заказать икону святого

    Дни празднования в 2019 году:

    глас 8

    Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився, / мира сего красоты отнюд возненавидел еси / и, плотская играния увядив постом и жаждею и на земли леганием, / от зноя же и студени, от дождя и снега / и от прочия воздушныя тягости никогда же уклонился еси, / душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, / отче преподобне Богоносне Михаиле, / и ныне на Небесех предстоиши престолу Пресвятыя Троицы. / Но яко имея дерзновение многое, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

    глас 8

    Духа Святаго силою уподобился еси Богоглаголивым древним пророком,/ сказав безвестная и тайная и еже годе судьбам Божиим в сбытие, / и ина многа чудеса о Христе сотворив,/ и люди удивив, торжествовати устроил еси вопиющия: / слава Богу, прославляющему святыя Своя.

    Житие

    В 1412 году на праздник Рождества Иоанна Предтечи иноки Клопского монастыря обнаружили в одной из келий незнакомого монаха, который сидел у стола и при свете свечи переписывал Послания апост

    ольские. Подойдя к неизвестному, иноки стали задавать ему вопросы, но он лишь повторял их. Держал себя незнакомец с благоговением, но, видимо, юродствовал. Тогда игумен обители понял, что неизвестный инок изображает безумие для того, чтобы скрыть добродетели и распорядился выделить ему келью, в которой тот и оставался всю жизнь.

    Инок этот жил строгой подвижнической жизнью, часто уходил спать в поля, по воскресеньям вкушал немного хлеба и воды. Ни имени его, ни рода никто не знал до того времени, пока в монастырь не приехал князь Константин Дмитриевич, брат великого князя Московского Василия I.

    Услышав во время трапезы, как неизвестный монах читает жития святых, князь по голосу узнал Михаила, сына своего двоюродного брата Максима. Преподобный Михаил прожил в Клопском монастыре 44 года. За свои подвиги он получил от Бога дар прозорливости.

    В те годы Клопский монастырь, находившийся в пятнадцати верстах от Великого Новгорода, был мало известен, но впоследствии получил широкую славу, благодаря чудесам святого Михаила.

    Так, во время засухи, продолжавшейся три года, по молитвам преподобного Михаила, близ монастыря забил источник воды, а во время голода, по его молитвам, запасы хлеба в монастырском амбаре не уменьшались, хотя зерно обильно раздавалось голодающим. В другой раз блаженный забрался на колокольню и стал звонить во все колокола.

    Когда его спросили, что это значит, он отвечал, что в Москве великая радость: у великого князя родился сын, который покорит Новгород, лишит его свободы и изменит все его обычаи. Действительно, в то время родился будущий великий князь Иоанн III Васильевич, покоритель Новгорода.

    Преподобный Михаил, Христа ради юродивый, мирно скончался в 1456 году. По кончине своей он явился на море новгородскому купцу и спас его от потопления; также спас и князя Белозерского во время бури на Ильменском озере; спас и обитель свою от пожара.

    Источник: https://icon-art.ru/calendar/saints/Mikhail_Klopskijj_Novgorodskijj_prepodobnyjj_ok.1453-1456.html

    Ссылка на основную публикацию