Преподобный моисей оптинский

Преподобный Моисей Оптинский: Испытание любви

Память 16 (29) июня

Вот уже несколько лет в конце июня Церковь прославляет одного из дивных старцев, заложивших основы духовной традиции Оптиной Пустыни – Преподобного Моисея. Его имя не так широко известно, как имена Преподобных Амвросия и Варсонофия, или отца Нектария.

И как будто нет каких-то особых, запоминающихся свидетельств о чудесах, совершенных по его молитвам, о благодатных дарованиях.

Внутренняя, духовная жизнь Преподобного Моисея во многом осталась сокровенной, однако прославленные оптинские старцы «второго поколения» всегда вспоминали о нем с благоговейным чувством как об учителе – о том, чьими трудами и молитвами Оптина из числа второразрядных монастырей поднялась до уровня духовного центра всероссийского значения.

У порога

«Спроси, что это за женщина? Что ей надо? Зачем она меня беспокоит?»- Келейник, не видя никакой женщины, подумал, что слова эти батюшка произнес в полу-сознании – старец тяжко болел. Каково же было его удивление, когда оказалось, что на крыльце, действительно, стояла крестьянка.

Получив благословение – образок для себя от настоятеля обители, незадолго до того принявшего великий ангельский образ – схиму, она надеялась, что найдется у батюшки – и для ее сына, и терпеливо ожидала, когда можно будет попросить об этом. Выбрав подходящую икону, келейник взял ее и поднес старцу, чтобы тот благословил образ своей рукой.

Возвращая его, о. Моисей промолвил: «Вот теперь я спокоен».

Обратите внимание

Стяжавший благодатные дары Духа Святого, Преподобный Моисей по смирению скрывал их. Послушание у него было не из легких – промыслом Божиим ему было определено быть настоятелем обители.

По занятости он не имел возможности так же как старцы Лев и Макарий встречать приезжающих и подолгу беседовать на духовные темы, и дар прозорливости, которым он, по-видимому, обладал, проявился явно лишь за несколько дней до его кончины.

Но главным итогом его жизни и служения стала сама Оптина.

Настоятельство

Возможно, наиболее примечательная сторона жития этого старца и наиболее интересная с точки зрения человека нашего времени связана с тем, что ему удавалось сохранять душевный мир и молитву среди суеты. Хлопоты по строительству и по хозяйству занимали значительную часть его дня на протяжении тридцати семи лет.

Жизнь монастыря, переживавшего до тех пор не лучшие свои времена (вплоть до закрытия при Петре I), в период его настоятельства совершенно изменилась. Приобрел нынешний вид Введенский собор, на месте прежнего трапезного зала поднялся храм, освященный в честь Преподобной Марии Египетской.

Кладбищенская церковь и новая трапезная, семь братских корпусов, гостиницы и библиотека, хозяйственные постройки и каменная ограда, – все это появилось в те годы.

Заботы о внешнем – о воздвижении стен и об уставной жизни – составляли лишь часть обязанностей Преподобного Моисея.

Он должен был следить и за тем, как формировалась библиотека, ставшая усилиями старца Макария (Иванова) одним из лучших собраний духовной литературы в России[1], и за переводом святоотеческих книг, и еще большее внимание – уделять духовному окормлению монастырской братии и мирян. «Венцом» всей деятельности Преподобного Моисея явилось оптинское старчество.

Не имея ни прославившихся благодатной силой икон, ни каких-либо других известных святынь, монастырь принес России особый дар – духовного руководства. Самим уставом Оптиной Пустыни было предусмотрено, что иноки должны были проходить наследие святых отцов не произвольно, а с соблюдением определенной последовательности.

Важно

Наставник – старец – следил за тем, что преподать ученику по мере его духовного возраста, потребностей и способности вместить. Вся монастырская жизнь была направлена к тому, чтобы чтение соединялось с внутренним деланием, опытным усвоением прочитанного.

Под руководством старцев иноки проходили и «науку из наук» – Иисусову молитву. Таким образом, отношения учителя и ученика положили конец прежней особножительной практике, соединив все взаимной обязанностью и взаимной любовью.

Благодать старчества и преемство в прохождении Иисусовой молитвы принесли плоды – целая череда святых на протяжении XIX века привлекала в Оптину Пустынь тысячи богомольцев.

Все, что явилось, как по мановению, в общей гармонии и красоте, стоило настоятелю больших усилий – общение с подрядчиками, изыскание средств на строительство, заботы о пасеках и о покосах, не говоря уже о духовном строе, – а между тем, отец Моисей с молодых лет был человеком всецело монашеского устроения…

Отшельник

По преданию, благословение на монашеский путь Тимофей Иванович Путилов – таково было имя будущего старца в миру – получил от известной и почитаемой подвижницы – инокини Досифеи, прожившей много лет в строгом уединении в стенах Московского Ивановского монастыря[2]. Она направила братьев Тимофея и Иону Путиловых к старцам Новоспасского монастыря Филарету и Александру, к ее совету прибегали они и впоследствии.

Первые три года иноческой жизни Тимофей провел вместе с братом в стенах Саровского монастыря. В обители жили тогда замечательные подвижники – схимонах Марк, восстановитель Валаама игумен Назарий, Преподобный Серафим. Послушания, назначенные Тимофею, требовали и физических сил, и прилежания: и в хлебне пришлось потрудиться, и научиться приемам ухода за больными.

Однако, присмотревшись к обстановке, Тимофей предпочел другое место – Свенский Успенский монастырь. Возможно, причиной тому послужило стремление к подражанию древним пустынникам. Неподалеку от нового места были Рославльские и Брянские леса, служившие пристанищем для монашеских келий.

Пройдя первые ступени монашества в монастыре, со временем Тимофей присоединился к отшельникам.

Совет

Жизнь монахов подвергалась опасности не только из-за капризов природы – случалось, бури с корнем вырывали вековые деревья, – но и от шалых людей. В лесу нет ни стен, ни надежной крыши, но полное доверие Промыслу давало мир душе и рождало молитву.

В строгом постничестве, в молчании, за переписыванием наставлений святых отцов провел он десять лет жизни, постигая суть монашества. За оказание милости странникам при постриге ему дали имя в честь Преподобного Моисея Мурина, прославившегося этой добродетелью.

В то время стал складываться и круг его духовных связей. Среди людей, близких ему по устроению, оказались свенские, белобережские, глинские подвижники и старцы. Ничего иного не желал для себя о.

Моисей, как до конца дней пребывать в уединенной молитве, разрешившись от земных привязанностей и попечений.

Но вот в его жизни произошло событие неожиданное, и не каждый смог бы принять подобный поворот как изъявление Божией Воли. Во время одной из поездок, необходимых о.

Моисею, обстоятельства свели его с Калужским епископом Филаретом, оценившим подготовленность монаха и пожелавшим видеть его в качестве начальника отдельного скита по соседству с Оптиной Пустынью, скита, где был бы сохранен устав жизни рославльских отшельников.

Епископское благословение, преподанное с определенной тонкостью, не нашло возражений ни со стороны духовника о. Моисея – старца Афанасия, ни со стороны оптинского игумена Даниила.

Два года жизнь монаха, действительно, мало чем отличалась от прежней, но в 1822 году его ожидало, возможно, самое серьезное испытание иноческого послушания.

Обратите внимание

Он только подал прошение Преосвященному на принятие схимы, а в ответ вместе с росчерком: «Не убо прииде час», – получил предложение, не оставлявшее возможностей для маневра, – принять сан священника вместе с возложением на него обязанностей духовника Оптиной Пустыни…Еще три года, и во время поездки по делам скита в Москву о. Моисея настигло известие об избрании его настоятелем. Так молитвенник, молчальник, он был поставлен на место, не оставлявшее надежды на тихое, уединенное жительство.

Доверять Промыслу

Что помогло ему примириться с переменой условий, которые с молодости он почитал лучшими для себя? – Аскетическая сторона монашества – пост, бдения и молчание – это только средства, тренирующие волю, способные в той или иной мере подчинить тело потребностям духа, но истинная цель иноческого подвига – достижение совершенства в христианской жизни. Монах – это совершенный христианин, суть обетов – в возможно более полном исполнении заповедей Евангелия. Наверное, это и позволило отцу Моисею не стать заложником формы. Тот, кто любит Бога, имеет и доверие к Нему и Его Промыслу, а значит, и перемена обстоятельств не властна над сердечной молитвой. Ведь не могли же воспрепятствовать ее течению частые бури в окрестностях Свенского монастыря, падение деревьев вблизи от кельи или вторжения лесных «гостей»…

Любовь ко Христу была испытана благопокорностью, любовь к ближним – условиями монашеского общежития и тем, как нес старец Моисей возложенный на него крест. О сострадательности и нищелюбии настоятеля Оптиной Пустыни ходили легенды.

Часто «оставаясь в ущербе», он испытывал видимое удовольствие от того, что смог поддержать работников или выручил кого-то, кто не имел возможности найти другого покупателя.

После его кончины оказалось, что свободных средств в монастырской казне нет – все, что не было использовано на строительство и на хозяйственные нужды обители, роздано в виде милостыни или как помощь бедным семьям.

Преподобный Моисей не оставил обширных наставлений, но коротенькие заметки, написанные его рукой, надолго остаются в памяти.

Вот, например, одна из них, передающая то состояние внутренней требовательности, в котором он пребывал и которое святые отцы называют трезвением: «Во время трапезы блеснуло в уме разумение относительно братий, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные свои, дабы не судить их строго . Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои»[3].

К 1860 г. в монастырской библиотеке было 4 124 изданий. Настоятель передал обители и собранную им самим библиотеку, включавшую около 1500 книг, Оптиной Пустыни.

По преданию, она была дочерью императрицы Елисаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. – О ней и об истории благословения братьев Путиловых см.: Подвижница Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея.

// Русское Православное женское монашество XVIII – XX вв. Составила монахиня Таисия. Издание Троице-Сергиевой Лавры. 1992. (Печатается по: Russian Orthodox Womens’ Monastcism of the 18-20 Centuries by Nun Taisia. Издание Свято-Троицкого монастыря. Джоджанвилль. H.I. США.

1985). С. 19-22

Преподобные старцы Оптиной Пустыни. Жития. Чудеса. Поучения. М.: Православный приход Храма иконы Казанской Божией Матери в Ясенево, 2000. С. 94

  1. Преподобные старцы Оптиной Пустыни. Жития. Чудеса. Поучения. М.: Православный приход Храма иконы Казанской Божией Матери в Ясенево, 2000
  2. Концевич И. М. Оптина Пустынь и ее время. Серг. П., 1995
  3. Прот. Сергий Четвериков. Оптина Пустынь. Париж YMCA-PRESS 1988
  4. Душеполезные поучения Преподобных Оптинских старцев. Издание Введенской Оптиной Пустыни. 2006
  5. Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев Оптинских. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2007
  6. Преподобный Моисей Оптинский. // Православный календарь. http://days.pravoslavie.ru/Life/life4641.htm
  7. Преподобный Моисей Оптинский. Краткое житие. // Оптина Пустынь. Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь. Русская Православная Церковь. Московская Патриархия. Официальный сайт http://www.optina.ru/starets/moisey_life_short

Источник: https://www.pravmir.ru/prepodobnyj-moisej-optinskij-ispytanie-lyubvi/

Преподобный Моисей Оптинский

Память преподобного Моисея Оптинского совершается два раза в году: 29 июня и 24 октября по новому стилю.

Юность Моисея Оптинского

Один из великих старцев Оптиной пустыни, преподобный Моисей Оптинский, родился 15 января 1782 года в городе Борисоглебске, расположенном в Ярославской губернии. В миру его звали Тимофей Иванович Путилов, он происходил из купеческого сословия, славившегося своим благочестием.

Тимофей получил начальное образование под руководством отца, а когда достиг совершеннолетия, то был послан вместе с младшим братом в Москву, служить у купца-откупщика, и, хотя юноша добросовестно относился к своей работе, душа его стремилась к духовной жизни.

Важно

В Москве он часто вместе с братом Ионой посещал храмы и монастыри и общался с многими известными своей духовностью и благочестием людьми, все более укрепляясь в желании послужить Господу в монашеском чине.

Когда Тимофею исполнилось 22 года, а Ионе 18, то братья решаются оставить службу и уехать в какую-нибудь обитель, однако им пришлось делать это втайне от отца, который не желал отпускать сыновей в монастырь, видя в них своих преемников в торговом деле.

Годы послушничества

Выбор Тимофея и Ионы пал на Саровский монастырь, который в это время был уже известен по всей России. Там они имели счастье общаться с великим святым Серафимом Саровским, а также с другими преподобными, позже прославленными в лике святых. В монастыре Тимофею было дано одно послушание на кухне, где он выпекал хлеб.

Читайте также:  Храм христа спасителя в калининграде, россия, город калининград

Спустя четыре года послушничества и подготовки к принятию пострига Тимофей отправился в Москву для оформления нужных документов, после чего не вернулся в Саровскую обитель, а отправился по совету своего духовника в Свенский Успенский монастырь, поскольку он стремился к уединенной жизни.

В Свенском монастыре Тимофею было назначено послушание пономаря, кроме того он пел и читал в церкви.

Отшельнический подвиг

Спустя некоторое время послушник Тимофей покинул монастырь для того, чтобы присоединиться к числу пустынножителей, подвизавшихся в дремучих лесах. Там он в суровых условиях провел десять лет жизни и принял монашеский постриг с именем Моисей в честь святого Моисея Мурина.

Это имя было выбрано не случайно, поскольку из жития святого известно, что он отличался любовью к странникам и большим гостеприимством. Эти же качества имел и послушник Тимофей. Позже отец Моисей написал записки, в которых рассказал о жизни пустынников в лесах и о тех сложностях, с которыми им приходилось сталкиваться.

Это были не только суровые зимы и дикие животные, но и нападения разбойников, которые иногда случались в скиту. Отец Моисей занимался перепиской богослужебных и духовных книг и уже в первые годы своего монашества отличался большим смирением и духовной мудростью, так что вскоре к нему начали обращаться паломники, посещавшие иногда отшельников.

Совет

Несколько раз отец Моисей покидал место своего отшельничества, чтобы совершить паломничество. В одну из своих поездок он познакомился с епископом Филаретом Калужским. Эта встреча имела большое значение в жизни будущего Оптинского старца, поскольку он произвел на Владыку очень хорошее впечатление и понравился ему своим смирением и духовностью.

Когда епископ решил открыть скит при Оптиной Пустыни, то вспомнил о пустыннике Моисее и пригласил его переехать в монастырь, где отцу Моисею суждено было провести всю оставшуюся жизнь и войти в число известных Оптинских старцев.

Служение в Оптиной Пустыни

С 1822 года отец Моисей поселяется в Оптином монастыре, где был рукоположен в иеромонаха и занимался устроением скита. Спустя несколько лет его назначают игуменом обители, что для монаха, стремившегося к уединению, было большим испытанием.

Однако во время его настоятельства обитель расцветает: главный Введенский собор был расширен, построили кладбищенскую церковь и монастырскую библиотеку. Но на первом месте для игумена Моисея было духовное окормление: именно при нем начинается духовный расцвет обители.

Его любовь, мудрость и духовность привлекала в монастырь большое количество паломников, желавших получить от старца наставление и совет. Именно при игумене Моисее Оптина Пустынь стала духовным центром России, в котором просияли многие великие старцы.

Преподобный Моисей Оптинский скончался в 1862 году в возрасте 80 лет.

Тропарь, глас 8:

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо крест, последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобие Моисее, дух твой.

Кондак, глас 2:

Чистотою душевною божественно вооружився, / и непрестанные молитвы, яко копие, вручив крепко, / пробол еси бесовская ополчения, / Моисее, отче наш, / моли непрестанно о всех нас.

Величание:

Ублажаем тя, / преподобне отче Моисее, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов.

Молитва:

О священная главо, преподобие отче, преблаженне авво Моисее, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю; не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя; поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый, аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/743-prepodobnyj-moisej-optinskij

Житие преподобного Оптинского старца Моисея (1782-1862)

Преподобный отец наш схиархимандрит Моисей, настоятель и старец Оптиной Пустыни, родился 15 января 1782 года в г. Борисоглебске Ярославской губернии, получив в святом крещении имя Тимофей.

Будучи первенцем в семье благочестивого купца Ивана Григорьевича Путилова и получив свое образование как в родном доме, так и в храме Божием, он стал духовным наставником для своих братьев. Придя в совершенный возраст и видя сущую суету и пустоту житейских дел, влекомый подвижническим духом, Тимофей со своим младшим братом Ионой посещает ряд монастырей и известных старцев.

Живое и частое общение с духовными лицами дало для них свои добрые всходы — в них невидимо загорелся огонь монашеского делания. Начинание свое они положили в Саровской Пустыни, застав там великого старца преподобного Серафима. Через три года, «по неведомым для него судьбам», послушник Тимофей оказывается среди иноков Рославльских лесов.

Обратите внимание

Среди этих пустынножителей Тимофей прожил десять лет, получив иноческий постриг с именем Моисей. Но не укрыться граду, стоящему на горе, и преп. Моисей вместе со своим братом преп. Антонием был призван к новому подвигу…

Призванный в Оптину Пустынь изначально для создания и благоустроения Иоанно-Предтеченского скита, преп. Моисей вскоре становится настоятелем самой обители, с этого же времени начинается духовное возрастание и прославление обители. При преп. Моисее обитель преобразилась, расцвела благоухающим садом.

Старые храмы при нем поновлялись и благоукрашались, воздвигались и новые, вокруг них росли корпуса братских келлий, трапезной, библиотеки… Ничто не ускользало от внимания настоятеля: монастырские леса, луга, огороды, сады, пруды, скот и пчелы — все это находилось под его попечительным присмотром.

Но главным при этом оставалось попечение о братии, ее преуспеянии в благом и высшем из всех дел — деле спасения души. Сам остававшийся, несмотря на многочисленность своих забот, истинным подвижником и воином Христовым, преп.

Моисей умел и в душах вверенных ему Господом братий возжечь ревность по Богу, укрепить их в святом намерении «добрым подвигом подвизаться, течение скончать и веру соблюсти».

В годы его настоятельства в Оптиной Пустыни зарождается старчество, он приглашает в обитель старца Льва, он же возлагает бремя духовного окормления братии на его последователя — преп. Макария. При нем приходит в Оптину послушником будущий ее великий светильник — преподобный старец Амвросий.

Большое значение придает он и делу книгоиздания: за время его настоятельства издается шестнадцать томов святоотеческой литературы.

«Когда-нибудь, — говорил он, — кто-нибудь прочтет ту или иную книгу, и душевная польза одного человека вознаградит все наши труды, Бог даст, когда-нибудь будут плоды». Собрал он и богатейшую по своему содержанию монастырскую библиотеку. Преподобный Моисей все свои силы отдавал служению ближним.

Важно

Тяжкое бремя настоятельства, неустанные труды на благо братии, на благо обители, занятость ее неисчислимыми нуждами — все это заполняло весь его день. Изобиловавший благодатными дарами, он не имел возможности, так же как преп.

старцы Лев и Макарий, принимать откровение помыслов от братий, встречать и наставлять приезжающих. Но чудо его жизни и его служения — сама Оптина, процветшая и прославившаяся, ставшая, по существу, центром духовной жизни России.

Сподобился преп. Моисей, подобно многим оптинским старцам, принять 6 июня 1862 года, незадолго до своей кончины, великий ангельский образ. Весть о пострижении его в схиму и о его приближающейся кончине собрала к одру старца великое множество людей — монашествующих и мирских.

С плачем и благоговением подходили они к нему, чтобы принять последнее его благословение. Умирающий настоятель, держа крест в слабеющих руках, благословлял всех и дарил образки… В последние дни земной жизни преп.

Моисея открылось тщательно скрываемое им дарование прозорливости: больной старец, издавая болезненные стоны, подозвал к себе келейника и сказал: «Спроси, что это за женщина? Что ей надо? Зачем она меня беспокоит?» Келейник, не видя никакой женщины, подумал, что это бред.

Но потом оказалось, что на крыльце, за дверями, действительно долго стояла женщина, которая, получивши образок для себя, не хотела удалиться и настоятельно просила, чтобы ей дали образок и для ее сына. Узнав об этом, келейник взял образок, поднес его старцу для благословения.

Старец благословил его и промолвил: «Вот теперь я спокоен» — и келейник вынес образок дожидавшейся крестьянке.

Другому же посетителю, к немалому его удивлению, преподобный сказал, что в воскресенье надеется быть в церкви, и когда тот возразил, что ему по слабости сил никак нельзя служить, Всечестной отец наш Моисей прибавил к сказанному: «Служить нельзя, но быть можно». Слова эти сбылись в точности — в воскресенье гроб почившего о Господе старца был перенесен в церковь. Праведная кончина преподобного старца Моисея наступила 16/29 июня 1862 года, на 81-м году его земной жизни.

Но не оставил преподобный обители и по смерти своей явил чудеса.

Случилась в монастыре беда: девица Надежда, черпая горячую воду из котла для мытья белья, поскользнулась и упала в котел, сильно вся обварилась, но два дня еще была жива и в памяти и, напутствованная всеми Таинствами, тихо скончалась.

Совет

Перед погребением Надежды одна скотница в тонком сне видит преп. Моисея в мантии, с посохом, идущего в церковь, куда была вынесена новопреставленная. Принявши благословение у настоятеля, скотница спросила: «Куда вы, батюшка, так спешите?» А он отвечает: «Иду Надежду проводить».

Были явлены и его нетленные честные мощи. При захоронении новопреставленного преп. Антония схимонах Нестор и игумен Марк разломали склеп и обнаружили гроб преподобного отца нашего Моисея совершенно как новый, несмотря на сырость грунта, приоткрыв гроб, они увидели, что тело его осталось нетленным…

Источник: https://www.shamordino-m.ru/about/nebesnye-pokroviteli/zhizneopisaniya-optinskikh-startsev/zhitie-prepodobnogo-optinskogo-startsa-moiseya-1782-1862.html

29 июня – День преподобного Моисея Оптинского

Богата земля русская монастырями. Есть среди них обители неприметные, мало кому известные, но имеются и такие, что всегда у всех на слуху, куда десятки лет не зарастает тропа, протоптанная многочисленными паломниками.

Псково-Печерская Лавра, Троице-Сергиева Лавра, Покровский женский монастырь в Москве, монастырь в Дивеево – и не счесть этих жемчужин отечественного православия.

Одной из самых значительных является, конечно же, Оптина пустынь, прославившаяся подвизанием в ее стенах в свое время оптинских старцев. С данным монастырем тесно связано имя Моисея Оптинского.

Происхождение и детство святого Моисея Оптинского.

Моисей Оптинский, в миру – Тимофей Иванович Путилов, родился 15/28 января 1782 года в Ярославской губернии, городе Борисоглебске. Он появился на свет в семье благочестивых православных христиан Ивана Григорьевича и Анны Ивановны.

Отец будущего святого рано потерял собственных родителей, из-за чего быстро проникся любовью к Богу и молитве. Он трудился сборщиком налогов. Хозяева ценили честного работника.

Иван Григорьевич Путилов отличался острым умом, грамотностью и набожностью.

Мать Тимофея была очень добра. Особенно проявляла она милость к нищим и обездоленным людям. Анна Ивановна с раннего детства пришла к Богу, стала посещать храм. Этому способствовало влияние на девочку родного дедушки ребенка – иеродьякона монастыря.

Читайте также:  Правило амвросия оптинского, читаемое во время скорби

У Ивана Григорьевича и Анны Ивановны Путиловых росло 10 детей, трое из которых – сыновья. Моисей Оптинский являлся третьим среди отпрысков указанного семейства.

Обратите внимание

Он, как и его братья, воспитывался в монашеской строгости, посему ничего нет удивительного в том, что все трое с младых лет мечтали вести в будущем подвижническую жизнь.

Отец обучил сыновей грамоте, не доверяя детей опыту наставников в училище, а также из-за страха перед возможным пагубным влиянием сверстников.

Духовный путь святого Моисея Оптинского.

Когда юноше исполнилось 19 лет, он по наущению отца вместе с младшим братом Ионой отправился в столицу, где оба должны были поступить на работу к одному знакомому купцу.

Там, в условиях богатой духовности города, отроки почувствовали в сердцах своих еще большее рвение к тому, чтобы положить жизнь свою на служение Христу.

Тимофей и Иона запоем читали духовные книги, посещали местные монастыри, знакомились с подвижниками, проживавшими в обителях, с их бытом и устремлениями. Особенно большое значение для будущего святого имели беседы со старцами Александром и Филаретом, а также старицей Досифеей.

В 22-хлетнем возрасте (а Ионе тогда было 18 лет) Тимофей вместе с братом решили окончательно отойти от мира. Они выбрали свой путь – он лежал в Саровскую пустынь.

Молодых людей пугала вероятная реакция отца, посему юноши уже по прибытии в Саров известили родителя о своем общем твердом намерении стать монахами. Как они и предполагали, Иван Григорьевич страшно рассердился, получив письмо, и велел отпрыскам возвращаться тотчас домой.

Однако те проигнорировали ярость отца и остались при своем мнении, лишив его общения с собой на 2 с лишним года.

Важно

Все это время родитель провел на больничной койке. В итоге Тимофею сообщили, что Иван Григорьевич при смерти, и тот поспешил к отцу, дабы успеть попросить прощения за ослушание. Он получил-таки благословение родителя на ведение им жизни в монастыре.

В Саров после смерти отца Тимофей не вернулся, брат же его остался там. Моисей Оптинский стал послушником Свенского Успенского монастыря, что относился к Орловской епархии. Близ обители раскинулись леса, где проживало множество пустынножителей.

Тимофей присоединился к этим подвижникам в возрасте 29-ти лет, то есть в 1811 году.

Основание скита.

Десять лет провел святой в среде уединившихся пустынножителей. Он принял монашеский постриг с именем Моисей – был назван так в честь преподобного Моисея Мурина. Оба избранника Божия имели такие черты в своих характерах, как кротость, гостеприимство, любовь к одиночеству.

Моисей Оптинский вместе с единомышленниками обитал в лесу, проводил свои дни в беспрестанной молитве, соблюдал все посты, правил церковную службу, переписывал полууставом Священное Писание, занимался рукоделием и огородничеством.

Питались пустынножители скудно: их рацион составляли репа, ягоды, грибы, которые подвижники собирали и выращивали сами, да иногда крупа, хлеб, масло, что высылали им добрые люди.

В 1812 году отец Моисей временно покинул обжитые места, удалившись в Белые Берега и Свенск в связи с нападением французов.

В 1816-м к нему присоединился младший брат Александр, который стал спустя 4 года монахом с именем Антоний. Наставником новоиспеченного инока на протяжении всей жизни являлся Моисей Оптинский.

Совет

К слову, последний, за годы существования в пустыне, приобрел такие личностные качества, как терпение, внимание, сосредоточенность.

1820 год – отец Моисей посетил Оптину Пустынь, где познакомился с первосвященником и архипастырем Калужским Филаретом. Последний подал святому богоугодную идею: устроить при Оптиной пустыни скит.

Отец Моисей оценил по достоинству блестящую мысль и вскоре вместе с преподобным Антонием, своим братом, поселился при обители, на монастырской пасеке. Они стали рубить лес, подготавливая участок для будущего скита, затем поставили деревянную ограду, и через некоторое время на том месте вырос храм.

Церковь освятили в 1822 году, тогда же отец Моисей был рукоположен в иеромонахи. Так он стал духовником Оптины, а спустя три года – ее настоятелем.

Моисей Оптинский целых 37 лет служил в данном качестве и совершенно преобразил основанную им обитель. Монастырь был многонаселенным, земля при нем – удвоена. Рядом послушники развели фруктовые сады, устроили подсобное хозяйство.

Что касается непосредственно самой обители, то она обзавелась еще двумя храмами, гостиницами, монастырской библиотекой, корпусами с келиями, заводами, складами и даже мельницей.

Благодаря этому изобилию бедные люди могли зарабатывать себе на жизнь.

Отец Моисей принимал в монастырь нищих, больных и обездоленных – всех, кому требовалась помощь. Он много денег тратил на обустройство несчастных, посему к концу жизни совсем не имел сбережений. Отношения Моисея Оптинского братией были проникнуты взаимопониманием. Ко всем без исключения людям святой испытывал любовь, не заостряя своего внимания на их недостатках.

Кончина и мощи Божьего избранника Моисея Оптинского.

Так в тру­дах и мно­го­чис­лен­ных по­пе­че­ни­ях про­хо­ди­ла жизнь по­движ­ни­ка. Вес­ной 1862 го­да он за­бо­лел – на спине об­ра­зо­вал­ся кар­бун­кул, до­став­ляв­ший мно­го стра­да­ний стар­цу.

Обратите внимание

Это вре­мя бы­ло омра­че­но еще и до­но­сом на него, по­сту­пив­шим от неко­то­рых бра­тий. Узнал он об этом в мае, во вре­мя по­след­ней по­езд­ки в Ка­лу­гу для по­здрав­ле­ния прео­свя­щен­но­го вла­ды­ки Гри­го­рия, уже бу­дучи бо­лен.

Это горь­кое из­ве­стие по­вли­я­ло на со­сто­я­ние стар­ца.

В кон­це мая бо­лезнь уси­ли­лась, к ней до­ба­ви­лась во­дян­ка. Отец Мо­и­сей каж­дый день при­об­щал­ся Свя­тых Тайн. Со­сто­я­ние ста­но­ви­лось всё бо­лее тя­же­лым, но и то­гда на­сто­я­тель ста­рал­ся по ме­ре сил за­ни­мать­ся де­ла­ми оби­те­ли.

6 июня ар­хи­манд­ри­та Мо­и­сея по­стриг­ли в схи­му с со­хра­не­ни­ем преж­не­го име­ни. Весть о по­стри­же­нии в схи­му и о при­бли­жа­ю­щей­ся кон­чине от­ца Мо­и­сея со­бра­ла к од­ру стар­ца ве­ли­кое мно­же­ство лю­дей – мо­на­ше­ству­ю­щих и мир­ских. С пла­чем и бла­го­го­ве­ни­ем под­хо­ди­ли они к нему, чтобы при­нять по­след­нее бла­го­сло­ве­ние.

14 июня отец Мо­и­сей по­про­сил вы­не­сти из кел­лии все ве­щи и по­ста­вить пе­ред ним боль­шой об­раз свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­дон­ско­го, ко­то­рый так и на­хо­дил­ся пе­ред ним до са­мой кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей в день те­зо­име­нит­ства свя­ти­те­ля. 15-го ста­рец с тру­дом сде­лал бла­го­слов­ля­ю­щий жест осла­бев­шей ру­кой. В это вре­мя од­но­му из ду­хов­ных чад во сне бы­ло ви­де­ние, в ко­то­ром отец Мо­и­сей бла­го­слов­лял всех чле­нов его се­мьи.

По вос­по­ми­на­ни­ям, в эти по­след­ние дни «от­кры­лось тща­тель­но скры­ва­е­мое им да­ро­ва­ние про­зор­ли­во­сти: боль­ной ста­рец, по­до­звал к се­бе ке­лей­ни­ка и ска­зал: «Спро­си, что это за жен­щи­на? За­чем она ме­ня бес­по­ко­ит?» Ке­лей­ник, не ви­дя ни­ка­кой жен­щи­ны, по­ду­мал, что это бред.

Но по­том ока­за­лось, что на крыль­це, за две­ря­ми, дей­стви­тель­но, дол­го сто­я­ла жен­щи­на, ко­то­рая, по­лу­чив об­ра­зок для се­бя, не хо­те­ла уда­лить­ся и на­сто­я­тель­но про­си­ла, чтобы ей да­ли об­ра­зок и для ее сы­на. Узнав об этом, ке­лей­ник взял об­ра­зок, под­нес его стар­цу для бла­го­сло­ве­ния.

Ста­рец бла­го­сло­вил его и про­мол­вил: «Вот те­перь я спо­ко­ен», – и ке­лей­ник вы­нес об­ра­зок до­жи­дав­шей­ся кре­стьян­ке.

Дру­го­му же по­се­ти­те­лю, к нема­ло­му его удив­ле­нию, пре­по­доб­ный ска­зал, что в вос­кре­се­нье на­де­ет­ся быть в церк­ви, и ко­гда тот воз­ра­зил, что ему по сла­бо­сти сил ни­как нель­зя слу­жить, пре­по­доб­ный Мо­и­сей при­ба­вил: «Слу­жить нель­зя, но быть мож­но». Сло­ва эти сбы­лись в точ­но­сти – в вос­кре­се­нье гроб по­чив­ше­го о Гос­по­де стар­ца был пе­ре­не­сен в цер­ковь».

Важно

16 июня, в де­ся­том ча­су утра, ко­гда чи­та­лись сло­ва Еван­ге­лия от Мат­фея: «При­и­ти бо имать Сын Че­ло­ве­че­ский во сла­ве От­ца Сво­е­го, со Ан­ге­лы Сво­и­ми, и то­гда воз­даст ко­муж­до по де­я­ни­ем его» (Мф.16:27), отец Мо­и­сей ти­хо ото­шел ко Гос­по­ду.

Оби­тель, мно­го­чис­лен­ные бо­го­моль­цы про­ща­лись с на­сто­я­те­лем. 19 июня, по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, при боль­шом сте­че­нии на­ро­да со­сто­ял­ся чин от­пе­ва­ния, а за­тем по­гре­бе­ние ар­хи­манд­ри­та Мо­и­сея. Его по­хо­ро­ни­ли в Ка­зан­ском со­бо­ре.

Жизнь на­сто­я­те­ля ар­хи­манд­ри­та Мо­и­сея бы­ла еже­днев­ным по­дви­гом, это бы­ло оче­вид­но уже для его совре­мен­ни­ков, как ни ста­рал­ся он скры­вать свои доб­ро­де­те­ли.

В жиз­не­опи­са­нии, со­став­лен­ном по­сле кон­чи­ны стар­ца бра­ти­ей, го­во­рит­ся: «Всю жизнь от­ца ар­хи­манд­ри­та мож­но вы­ра­зить та­ки­ми сло­ва­ми: он жил со­кро­вен­но в Бо­ге. Как ни вы­со­ко это сло­во, для него оно бы­ло и де­лом.

Во всем – в по­пе­че­ни­ях об устрой­стве и со­дер­жа­нии оби­те­ли, в управ­ле­нии брат­ством и нрав­ствен­ной его под­держ­ке, во всех сво­их бла­го­на­ме­рен­ных пред­при­я­ти­ях, во всем воз­ла­гал­ся он на Гос­по­да с пол­ною ве­рою и упо­ва­ни­ем, все слу­чав­ше­е­ся с ним при­ни­мал как от Гос­по­да: скорб­ное – как по­слан­ное для поль­зы ду­шев­ной, уте­ши­тель­ное – как знак Оте­че­ско­го ми­ло­сти­во­го про­мыш­ле­ния. „От Него, Со­зда­те­ля, – го­во­рил он, – бы­тие на­ше, Им жи­вем и дви­жем­ся, и от Него вся­кое бла­го и вся­кий дар»». Эти сло­ва стар­ца – его жи­вой за­вет и всем нам.

Праведная кончина преподобного старца Моисея наступила 16/29 июня 1862 года, на 81-м году его земной жизни.

Но не оставил преподобный обители и по смерти своей явил чудеса.

Случилась в монастыре беда: девица Надежда, черпая горячую воду из котла для стирки белья, поскользнулась и упала в котел, сильно вся обварилась, но два дня еще была жива и в памяти и, напутствованная всеми Таинствами, тихо скончалась.

Перед погребением Надежды одна скотница в тонком сне видит преподобного Моисея в мантии, с посохом, идущего в церковь, куда была вынесена новопреставленная. Принявши благословение у настоятеля, скотница спросила: «Куда вы, батюшка, так спешите?» А он отвечает: «Иду Надежду проводить».

Совет

Были явлены и его нетленные честные мощи. При захоронении новопреставленного преподобного Антония схимонах Нестор и игумен Марк разломали склеп и обнаружили гроб преподобного отца нашего Моисея совершенно как новый, несмотря на сырость грунта. Приоткрыв гроб, они увидели, что тело его осталось нетленным…

Тропарь, глас 8:

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо крест, последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобие Моисее, дух твой.

Кондак, глас 2:

Чистотою душевною божественно вооружився, / и непрестанные молитвы, яко копие, вручив крепко, / пробол еси бесовская ополчения, / Моисее, отче наш, / моли непрестанно о всех нас.

Величание:

Ублажаем тя, / преподобне отче Моисее, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов.

Молитва:

О священная главо, преподобие отче, преблаженне авво Моисее, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю; не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя; поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый, аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Святитель кирилл туровский

Источник: http://polet-dushi.ru/duxovnye-praktiki/raznye-religii-i-filosofiya/pravoslavie/29-iyunya-den-prepodobnogo-moiseya-optinskogo/

[Праздник] День преподобного Моисея Оптинского

Моисей Оптинский (Тимофей Иванович Путилов; родился 15 (26) января 1782 года, Борисоглебск, Ярославская губерния – умер 16 (28) июня 1862 года) – настоятель, старец Оптиной Пустыни, схиархимандрит Русской православной церкви.

Биография

На свет Тимофей – будущий архимандрит и руководитель Оптиной Пустыни – появился в Борисоглебске Ярославской губернии. Батюшка его, Иван Григорьевич Путилов, будучи образцом благочестия и смирения, и детей своих воспитывал в строгости, дав им хорошее домашнее образование.

По достижении 18-тилетия Тимофей вместе с братом Ионою (ему было 14 лет) отправляется по указанию досточтимого отца в Москву на службу к откупщику Карпышеву.

Здесь они не только всецело отдаются работе, но ведут и духовную жизнь: присутствуют на церковных богослужениях, окормляются у знаменитых старцев.

Непреодолимое желание служения Богу направляет их на монашеский путь: Иона становится насельником Саровской Пустыни, а Тимофей – послушником Свенского Успенского монастыря. В стенах обители будущий игумен принимает ангельский чин с именем Моисей, в честь преподобного Моисея Мурина. Его духовным учителем и наставником становится старец Афанасий, ученик Паисия Величковского.

Во время войны 1812 года, отшельники ненадолго уехали из пустыни, отец Моисей отправился в Свенск и Белые Берега, но после окончания войны он вернулся.

В 1820 году, будучи проездом в Оптиной, он свел знакомство с Филаретом – представителем высшего духовенства Калужской епархии. Завязавшаяся между ними переписка и последовавшее в 1822 году приглашение приводит Моисея в Оптину обитель, где он принимает сан иеромонаха и становится духовным наставником братии.

Через 3 года он уже принял управление Оптиной, где под его руководством обитель не только приобретает внешнее благолепие, но и достигает небывалого духовного расцвета.

Он возрождает старчество: так, его приглашение на насельничество принимает старец Лев, а впоследствии духовным пастырем монастыря становится преподобный Макарий.

Обратите внимание

Именно здесь при игуменстве Моисея начнет свое великое подвижничество священнослужитель Амвросий Оптинский.

Всю свою жизнь он провел в непрестанной молитве и любви к Богу, не выставляя напоказ своих добродетелей. Лишь духовные мужи могли узреть в нем истинного светильника Божия, преисполненного великих дарований.

Свой мирской путь Моисей закончил в июне 16 (28) числа 1862 года.

Канонизация

В 1996 году подвижник удостоился причисления к лику местночтимых святых Оптиной Пустыни, а в 2000-м году Архиерейским собором РПЦ был представлен для общецерковного прославления.

Источник: https://www.samtulana.ru/48dfotm23mj3ints/

7 главных добродетелей преподобного Моисея Оптинского

29 июня 1862 года почил преподобный Моисей, настоятель Оптиной Пустыни, человек, во многом усилиями которого обитель превратилась в один из главных центров духовной жизни. В несколько раз увеличилось число послушников. Была накоплена богатейшая библиотека. Однако не только делами своими, но и добродетелями славен человек.

Всю жизнь преподобный питал склонность к уединению. Для этого он вопреки воле отца в 19 лет стал послушником Саровской Пустыни, а затем поселился среди пустынножителей в Рославских лесах.
Жизнь в лесах была и трудной, и опасной. Питались отшельники, в основном, репой, которую выращивали на огородах.

Летом собирали грибы и ягоды, которые раздавали благодетелям, присылавшим крупу, хлеб и постное масло. В лесах было много волков. К их зимнему вою отшельники привыкли, как к завыванию ветра. Были и медведи, которые порой разоряли огороды. Наведывалась полиция. Однажды напали разбойники. Но страшнее всего был ураганный ветер, который выкорчёвывал столетние деревья.

Одно дерево упало в нескольких шагах от обители преподобного.

После десяти лет отшельничества преподобный Моисей вместе с младшим братом и ещё двумя монахами переселился в Оптину Пустынь. Им было поручено Калужским архипастырем Филаретом устроить скит. Они срубили высокие сосны, поставили небольшую келью, а затем – и церковь в честь Иоанна Предтечи.

Преподобный Моисей был рукоположен в иеромонахи и стал духовником обители, а через три года, в возрасте 43 лет – настоятелем монастыря.
Подвиг настоятеля был не менее труден, чем подвиг отшельника: преподобному приходилось не только устраивать хозяйственную и духовную жизнь обители, но и бороться со страстями, которые питает всякая власть.

Отец Моисей был прост в обращении, жил в тех же условиях, что и братия. Несмотря на многочисленные протесты, он организовывал внутреннюю жизнь монастыря на основе святоотеческого учения. В Оптиной стали поселяться старцы, и игумен планомерно возрождал забытую традицию старчества как основы иноческой жизни.

Собственными действиями подавая пример, настоятель поселился в скиту старца Леонида и неуклонно подчинялся его наставлениям.

Важно

Иноки, жившие в Оптиной до приезда преподобного, часто оказывались недовольны его действиями. Первое время они старались бороться с ним, критиковали, даже писали доносы отцу Филарету. Но и доносы оставались без внимания, и сам преподобный своим смирением примирял братию.

Особенно любил критиковать и поучать архимандрита монах Вассиан, который был старше его и давно жил в Оптиной.

Обстоятельно выслушав критика, преподобный Моисей удалялся к себе в келью и выходил оттуда со связкой баранок, тем самым благодаря строптивого Вассиана за совет: «Ну, отец Вассиан, спаси тебя Господи, что потрудился посетить меня грешного, вот тебе за это и гостинец».

В 1835 году Калужским архипастырем был назначен Преосвященный Николай, за что-то невзлюбивший преподобного Моисея.

Он вмешивался в хозяйственные дела монастыря, переводил монахов в другие обители, запретил игумену самостоятельно назначать иноков и раздавать им должности. Продолжалось это 15 лет.

И настоятель, вспыльчивая натура, воспринимал эти препятствия как личное испытание, возможность бороться со страстями.

Насколько преподобный Моисей был требователен к себе, настолько же и всепрощающ. Когда кто-нибудь из иноков винился перед ним, что нарушил послушание, игумен не только не наказывал, но и благодарил, и приободрял его, вдохновлял взяться за дело с большим рвением.

Даже нарушителей и тех, кто злоумышлял против него, Моисей прощал и наказывал неохотно, всегда давая время раскаяться.

Как-то один из монахов усомнился в обоснованности и полезности некоторых распоряжений настоятеля, с чем после долгого колебания обратился к нему: «Батюшка, меня один помысл очень беспокоит». – «Что же тебе, брат, помысл говорит?», – спросил его преподобный.

– «А вот, батюшка, помысл мне говорит, что вы не так делаете то и то». И настоятель очень просто разрешил сомнения инока. «Скажи, брат, твоему помыслу, что это не его дело», – улыбаясь, ответил он.

При стремлении к уединению преподобный Моисей был всегда гостеприимен. Он был рад каждому новому послушнику, старался поговорить с ищущими встречи мирянами. Помогал беднякам и больным. В монастыре получал приют всякий, кто в нём нуждался. При этом платы за постой не было.

Висела лишь кружка, в которую, кто сколько сможет, предлагалось класть пожертвования. А не боится ли настоятель, что все будут жить бесплатно? – спросил его как-то один купец. «Девяносто девять не заплатят – Бог пошлет сотого, который за всех заплатит», – ответил преподобный, и с тех пор купец стал одним из благодетелей Пустыни.

Часто те, кому помогал преподобный Моисей, и не понимали этого. Он организовывал строительство часто для того, чтобы обеспечить заработком бедняков. В монастыре жило много сирот, занятие которых заключалось в том, чтобы отпугивать птиц и ловить грызунов.

Он часто покупал ненужные вещи, испорченные продукты, а когда его с недоумением спрашивали, зачем, настоятель сам удивлялся: «Ведь у него же пять детей, чем он будет кормить семью?»

Совет

С ранних лет в преподобном жила любовь к книгам. Когда он, ещё будучи Тимофеем Путиловым, работал в лавке, лишь покупатель мог отвлечь его от книги.

Став настоятелем, преподобный Моисей организовал библиотеку, которая пополнялась очень быстро: в Калуге даже говорили, что после него бессмысленно заходить в книжную лавку: всё самое интересное уже раскуплено.

При Моисее в обители была развёрнута и книгоиздательская деятельность.

О присущем игумену даре прозрения близкие ему люди узнали только перед самой его кончиной. Узнав о болезни преподобного, в Оптину Пустынь стали стекаться люди, чтобы проститься с ним.

Когда казалось, что все посетители прошли, лежавший на постели старец спросил келейника, что за женщина беспокоит его.

Келейник никакой женщины не увидел, но, выйдя за дверь, обнаружил, что, действительно, уже долгое время дожидается женщина, просит, чтобы преподобный освятил образок для её сына. Когда просьба женщины была уважена, старец сказал: «Вот теперь я спокоен».

Другому посетителю он сказал, что в воскресенье планирует быть в церкви, на что посетитель возразил: в таком состоянии игумену нельзя служить. Но преподобный ответил: «Служить нельзя, но быть можно». И в воскресенье гроб с его телом перенесли в церковь.

Григорий Саблин

Источник: https://russian7.ru/post/7-dobrodetelej-prepodobnogo-moiseya-optinskogo/

День преподобного Моисея Оптинского

29 июня 2017 г. 29 июня 2018 г. 29 июня 2019 г. 29 июня 2020 г.

Старчество, процветавшее в Оптиной, во многом обязано своим существованием схиархимандриту Моисею (1782-1862). Заслуга преподобного Моисея состоит в том, что именно благодаря ему, его совместной работе со старцами Львом и Макарием, стало возможным не только внешнее благоустройство Оптиной Пустыни, но и самый ее духовный расцвет.

Преподобный Моисей Оптинский, в миру Тимофей Иванович Путилов, родился в городе Борисоглебске Ярославской губернии. Его младший брат, тоже Оптинский старец, игумен Антоний, в конце своей жизни писал автобиографию «Келейная записка». Из его записей можно познакомиться с семьёй Путиловых «из первых рук».

Родители братьев были люди православные и благочестивые, купеческого звания: Иван Григорьевич и Анна Ивановна.

Отец его рано остался сиротой, и как-то, горько оплакивая свою сиротскую долю, молился Господу со слезами, просил о помощи, вразумлении и утешении.

По его рассказу, после этой смиренной и слезной молитвы, он стал благодушнее переносить свой сиротский жребий, уповая на милость Божию.

Тимофей был третьим из десяти детей Путиловых. Получив строгое, почти монашеское воспитание, сыновья этой семьи стремились к монашеской жизни, к духовному росту. Когда Тимофею исполнилось восемнадцать лет, его вместе с четырнадцатилетним братом Ионою отправили на службу в Москву к откупщику Карпышеву.

После 1811 года Тимофей был пострижен старцем Афанасием, учеником великого Паисия Величковского, в монахи, с именем Моисея, в честь преподобного Моисея Мурина.

Обратите внимание

Это имя было дано ему за сходство с преподобным в гостеприимстве и страннолюбии, которое, видимо, унаследовал Тимофей от матери.

Про Моисея Мурина широко известна история, когда он нарушил устав скита (не варить пищу) ради любви к странникам, и старец скита сказал, что он нарушил заповедь человеческую, но соблюл заповедь Божию.

В 1820 году, в возрасте тридцати восьми лет, отец Моисей проездом побывал в Оптиной Пустыни, и был представлен Калужскому архипастырю, преосвященному Филарету. Этот знаменитый подвижник всей душой с юности любил монашество.

Дикий сосновый бор, окружающий Оптину Пустынь, навёл его на мысль устроить при Оптиной скит. Он слыхал о рославльских пустынниках и именно им желал поручить устройство скита. Знакомство с отцом Моисеем утвердило его в этом намерении.

После переписки и приглашения преподобный Моисей с братом, преподобным Антонием, и ещё двумя монахами прибыли в Оптину и поместились на монастырской пасеке.

Когда преподобный Моисей после основания им Оптинского скита сделался настоятелем всей обители, в скит прибыл отец Леонид (старец Лев), положивший начало старчеству в Оптиной.

Благодаря тому, что преподобный Моисей прошел тот же духовный путь внутреннего делания, что и старец Лев, между обоими строгими подвижниками сложилось глубокое взаимное понимание, единодушие в полном смысле этого слова.

Сам строгий постник и подвижник, преподобный Моисей был преисполнен самой нежной любовью к людям и снисходителен к их погрешностям. Всю жизнь преподобного можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге среди непрестанных забот и попечений внешних.

Важно

Старец Моисей успел благополучно скрыть себя от людей, почему многие, не знавшие Оптинского игумена близко, считали его, хотя и хорошим, но обыкновенным человеком: только духовные мужи ощущали благоухание добродетелей преподобного Моисея и считали его высоко-духовным старцем.

Источник: http://allholidaytimes.com/pravoslavnyie-prazdniki/den-prepodobnogo-moiseya-optinskogo.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector