Преподобный нестор летописец

Нестор Летописец. Отец русской истории

08 ноября 2015 37927 просмотров

Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец (ок. 1056–114) — монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории.

9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие.

Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов.

Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.
 

Ученый монах Нестор

Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.

), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей.

К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых  и мог учиться Нестор.

В то время, по словам преподобного Нестора

И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим».

Обратите внимание

В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения.

Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.
 

Первые литературные труды Нестора Летописца

Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда».

В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией.

В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:

Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца — «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.

Несторова летопись «Повесть временных лет»

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет».

Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сводов:

  1. Лаврентьевской летописи (1377 г.)
  2. Первой Новгородской летописи (XIV в.) и
  3. Ипатьевской летописи (XV в.).

Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095).

В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы.

Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.

«Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории.
Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».

История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её.

Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью.

Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
 

Важно

Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени.

Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.

«Повесть временных лет». Исследования

Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев. Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву. Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.

Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания.

Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 год) и «Повесть временных лет» (1916 год).

По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г.

была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича.
 

Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.

Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего».

Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни.

Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года.

Совет

Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.

Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете» оковало серебром раку преподобного.

___________________________________________

Вниманию всех любителей русской истории
Лицевой летописный свод. Читать онлайн
___________________________________________

Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).

Источник: http://ruvera.ru/articles/marina_voloskova_nazvannyiy_otcom_istorii_drevneiy_rusi

Краткая биография Летописец Нестор самое главное для детей 4 класса

Неоценимый вклад в историю русской земли внес величайший сочинитель того времени, историограф, Нестор. Благодаря его работам, люди узнали, как жили их предки, как появилась Русь, какие нравы и обычаи существовали много лет назад.

 О жизни Преподобного Нестора мы можем узнать лишь малую часть благодаря его трудам. Точных данных о годах рождения нет. Принято считать, что летописец появился на свет в 1064 году в Киеве. По всей видимости, летописец был родом из зажиточной семьи, потому что в то время хорошее образование было недоступно простым людям. О его родных и близких нет никаких фактов.

Достигнув возраста 17 лет, Нестор стал послушником Киево- Печерского монастыря. Спустя какое-то время юноша принял постриг. В обители было много почтенных монахов. Нестору они стали хорошим образцом для подражания. Он упорно учился, занимался духовным саморазвитием.

Главной обязанностью, Нестора было составление летописей. Многие монахи занимались летописанием, так как были грамотными, но для Нестора – это стало делом жизни. Постоянно находясь в учениях и молитве, Нестор испытывал непреодолимое стремление к познанию истории.

Главным трудом великого писателя является работа «Повесть временных лет». Писать ее Нестор начал в 1112 году. Это произведение доныне представляет собой огромную историческую ценность. Нестор подробно и точно довел до нас информацию о становлении Руси.

Он был большим специалистом в этой области, то, что знал сам, о том и поведал миру.

Кроме «Повести временных лет» писатель сотворил не менее значимые произведения, такие как « Житие Бориса и Глеба», историю жизни первых святых на земле русской, а также «Житие преподобного Феодосия Печорского», нравоучителя самого Нестора.

Нестор жил в непростое время, на Русь постоянно нападали враги, разорители. Монастырь, в котором жил и трудился великий сочинитель, подвергся набегу кочевников, после этого разгрома, Нестор прибывал в печали, несмотря на неприятности, летописец не опустил руки и продолжил трудиться.

По некоторым данным Преподобный Нестор дожил до 58 лет, а по другим, более поздним,  до 65 лет, похоронен святой в пещерах монастыря, где прошел весь его жизненный путь. Мощи Нестора нетленны и чудотворны. Множество людей обращаются за помощью к Преподобному Нестору, чтят и поклоняются мощам мудрого старца.

Биография Летописец Нестор о главном

Нестор Летописец был рожден  в ХI веке. О его жизни известно с самой “Повести временных лет”. Будучи еще совсем юным, он обратился к преподобному Феодосию, с просьбой принять его в послушники. Со временем юный Нестор стал монахом Киево-Печерского монастыря.

Нестор всегда знал, что знание нужно ценить, именно оно соединяет человека с покаянием и смирением. Изучение книги приносит большую пользу. Духовная жизнь летописца была разнообразной.

До наших дней дошли сведения о том, что Нестор был в числе тех монахов, которые изгоняли бесов из затворника Никиты.

Обратите внимание

В монастыре, в котором жил и работал  Нестор, он был востребованным летописцем. Он описывал жизнь и смерть старцев Глеба и Бориса. Так же Нестор занимался составлением прожитых лет Феодосия Печерского. Получается, что летописец внес большой вклад в историю для будущих поколений.

Именно Нестор составил летопись под названием “Летопись временных лет”. Нестор обращается здесь к данным, к которым относится начало Русской земли. Обращается летописец, конечно же, ко многим источникам.

Это в свою очередь, монастырские записи, различные сказания, исторические сборники, рассказы старцев. Конечно, брал во внимание Нестор и сказания путешественников и воинов. Все это было связано с единой церковной точкой зрения.

Согласовав и дав добро, церковь разрешила Нестору написать такую трактовку исторических данных, которые стали частью изучения истории земель.

“Повесть временных лет” дает познания о том, когда появились первые упоминания о жизни русских людей. Рассказывает о создании первой славянской грамоты, авторами которой являются Мефодий и Кирилл. Нестор вписывает в исторический документ Крещение Руси, подвиги, возникновение первых православных храмов на Руси.

Это и сегодня достаточно значимый исторический документ, изучаемый в школах. Жизнь самого Нестора летописца припала на трудные времена. Русские земли подвергались набегам, велись княжеские междоусобицы. Набеги половцев уничтожали не только села и города, в рабство было угнано много русских людей. Нестор сам стал очевидцем созданной ним самим истории.

Читайте также:  Церковь усекновения главы иоанна предтечи под бором, россия, город москва

В 1096 году прямо на его глазах разгромили Печерскую обитель.

Жизнь Нестора оборвалась где-то в 1114 году. Его завещанием стала просьба, адресованная другим летописцам, чтобы те продолжили его работы. Приемниками Нестора стали игумен Сильвестр, который помог “Повести временных лет” преобразится в современный вид. А так же Моисей Выдубицкий и игумен Лаврентий.

Все они смогли достойно продолжить начатое дело Нестора. Преподобного похоронили в Ближних пещерах, каждый год церковь чтит его память. Его работы по сегодняшний день издавались много раз, помогая будущим поколениям познавать историю своей земли, помнить о том, что было раньше, будто переживая это заново.

В нескольких городах Украины были установлены в память о Несторе памятники. Их можно видеть как в столице Киеве, так и в Борисполе и Владимире. Может быть, если бы ни настойчивость и образованность Нестора, не дошло бы никаких записей о жизни тех времен, он проделал большую работу, передав знания будущим наследникам.

Для детей 4 класса

Интересные факты и даты из жизни

← Конюхов Федор↑ БиографииПоддубный Иван →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/nestor-letopisec

Преподобный Нестор Летописец

Дни памяти: 28 сентября (Печер.(Б)), 27 октября

Преподобный Нестор Летописец

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона.

О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием.

“Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души.

Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами”. В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал “Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба” в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая).

Важно

В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам “Повести временных лет”. “Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть” – так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор.

Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления.

Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе.

Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о “испытании вер” святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год).

Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви.

Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм ” Повести временных лет” ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда.

Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид “Повести временных лет”, игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших “Повесть” преподобного Нестора (“Лаврентьевскую летопись”).

Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель “Киево-Печерского Патерика”. Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Совет

Творения его издавались много раз. Последние научные издания: “Повесть временных лет”, М.-Л., 1950: “Житие Феодосия Печерского” – в “Изборнике” (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4600.htm

Преподобный Нестор Летописец: биография. Узнайте, чем прославился Нестор Летописец :

История любого государства немыслима без бесценных реликвий, блестящих творений человеческой мысли и духа. Для Древней Руси таким без преувеличения можно назвать знаменитую и фундаментальную «Повесть временных лет».

Она является ценнейшим источником исторических сведений и играет огромнейшую роль для всей славянской культуры.

В ней красочно, подробно и с блестящим мастерством описаны исторические события, происходящие с библейских времен и до начала XII века.

Ее автором традиционно называется инок Киево-Печерского монастыря Нестор Летописец. День памяти его принято отмечать 9 ноября.

Писатель, агиограф, исследователь, мыслитель, святой – имя его золотыми буквами вписано в историю Руси и навсегда останется в ней.

Попробуем вкратце рассказать о биографии и деятельности этого удивительного человека, без преувеличения называемого отцом русской истории.

Краткая биография

Итак, давайте узнаем, как жил и чем прославился Нестор Летописец. Краткая биография этого человека, вернее, некоторые сведения о нем могут быть почерпнуты из главного его труда – “Повести временных лет”.

Доподлинно мало известно о его детстве, так как по скромности летописец ничего не писал о своих родных. Можно предположить, что семья его слыла знатной и богатой, так как только в такой можно было в те годы получить достойное образование.

Известно только, что Нестор Летописец (годы жизни его также точно не определены: предполагается, что он появился на свет приблизительно в 50-х годах одиннадцатого века, а преставился в 1114 году), начал свой жизненный путь в городе Киеве.

Это становится понятно из его работ.

Обратите внимание

Всю взрослую жизнь он провел в трудах и неустанных молитвах в Киево-Печерском монастыре и там же скончался, дожив до 58 лет. О его судьбе нам известно не слишком много.

Кроме кратких автобиографических данных, почерпнутых главным образом из «Повести временных лет», о нем остались только небольшие сведения из «Киево-Печерского патерика». Там сообщается, что век его был достойным и долгим, проведенным в трудах во славу Бога.

Мощи его являются нетленными и бережно хранятся в Киево-Печерской обители, в пещерах.

Монастырская жизнь и стремление к знаниям

17-летним юношей Нестор обратился в Киево-Печерскую обитель к преподобному Феодосию и стал там послушником, а по истечении трехлетнего срока, как полагалось в те годы, принял постриг. Посвятил его в сан преемник преподобного Феодосия игумен Стефан.

Именно он и возвысил его до звания иеродиакона. Монах Нестор Летописец знаменит, главным образом, тем, что вместе с другими святыми отцами принимал участие в изгонении дьявола из Никиты Затворника.

Но основным послушанием, наложенным на него, стало летописание.

Отметим, что тогда монастыри являлись средоточием научной и культурной жизни. Обитавшие в них монахи были образованными, они учились грамоте и умели писать, тогда как простому народу это было недоступно. В Киево-Печерской обители многие иноки занимались летописанием и созданием житий святых.

Во время своего пребывания в монастыре Нестор постепенно обнаруживает неодолимую тягу к получению знаний. Он прилежно изучает Евангелие, а затем жития греческих святых. Нестор глубоко почитал истинное знание, объединенное со смиренностью.

Не мыслил свою жизнь без чтения, исследовал творения святых отцов и наставлял в этом других. Он высказывается о книге как о глубочайшем и чистейшем вечном источнике мудрости.

Несомненно, Нестор был одним из самых просвещенных и грамотных людей своего времени.

Его писательское дарование с течением лет оттачивается, совершенствуется и достигает уровня высочайшего мастерства. Уже в первые годы жизни в обители Нестор Летописец проявляет себя в роли блестящего агиографа. Он создает знаменитые свои труды, одним из которых было «Чтение о житии Бориса и Глеба».

Житие Бориса и Глеба

Этот труд был написан Нестором по причине перевоза мощей братьев Бориса и Глеба в город Вышгород в 1072 году. Он создан в соответствии со всеми церковными канонами. Житие начинается, как тогда было принято, обширным риторическим вступлением, после чего автор переходит уже непосредственно к описанию центральных событий.

В тексте даются жизнеописания русских царевичей Бориса и Глеба, сыновей великого князя Владимира, и то, как в ходе междоусобной войны они приняли смерть от руки своего старшего брата Святополка Окаянного.

Описывая эти события, Нестор Летописец не делает акцент на конкретных исторических событиях, но подчеркивает святость и христианское смирение и покорность братьев, которые с радостью принимают мученическую гибель и возносят ее до уровня торжества над греховной гордыней и междоусобной враждой.

Важно

Завершается текст жития пространным описанием невероятных чудес, говорящих о славе страстотерпцев, а также обращением-молитвой к святым. Произведение впечатляет красноречием и яркой выразительностью и, несомненно, обладает большой художественной ценностью.

Отметим, что князья Борис и Глеб признаны первыми русскими святыми. Они были канонизированы в лике мучеников-страстотерпцев. Данью их памяти являются многочисленные храмы и монастыри, рассеянные по всей православной земле.

Жизнеописание Феодосия Печерского

В 1080-х годах создается еще одно известное произведение, автором которого был Нестор Летописец.

Описание жизни преподобного Феодосия Печерского является ценнейшим источником сведений о судьбе этого необыкновенного православного святого подвижника. Это выдающееся произведение древнерусской письменности.

Говоря о композиции и содержании жизнеописания, нужно отметить, что оно было написано строго по существовавшим тогда канонам, но при этом обладало неоспоримой художественной ценностью.

В произведении показана судьба Феодосия Печерского от рождения и до самой кончины. Как это было принято, Нестор Летописец прославляет в нем христианское смирение, послушание и стойкость преподобного старца.

Образ Феодосия воплощает в себе истинное милосердие, сострадание и любовь к людям. Кроме непосредственно жизнеописания, в произведении описывается также быт раннего периода существования Киево-Печерской обители.

Добавим, что в 1091 году Нестору было дано особое поручение найти и откопать из земли святые мощи преподобного Феодосия Печерского, для того чтобы впоследствии перенести их в храм. По его рассказу, он и еще два монаха, выполняя эту почетную и ответственную задачу, оказались очевидцами необыкновенных чудес.

Читайте также:  Мученица софия египетская

Повесть временных лет

Но самым главным трудом, который создал преподобный Нестор-летописец, осталась составленная к 1112-1113 годам «Повесть временных лет». Отметим, что до ее появления русская культура не знала подобных произведений. Существовавшие записи носили отрывочный характер и не могли представить полной картины происходящих на Руси исторических событий.

«Повесть временных лет» же является цельным, единым, глобальным произведением, и потому ее автор глубоко почитается как первый летописец. Нестор замыслил колоссальный труд – свести воедино разрозненные списки, записи и исторические своды.

Поэтому в его состав входят не только его личные сочинения, но и работы его предшественников. «Повесть временных лет» можно назвать одним из основных источников по этнографии восточноевропейских народов того времени.

В ней содержится информация о быте, языке и верованиях разных славянских племен.

Повесть является неоднородной: в ней, помимо подробной описательной части, содержатся также жития святых, народно-поэтические предания, исторические записки и прочие вставные материалы, которые увековечил в своем труде Нестор.

Русский летописец вначале ведет повествование о библейских временах и о выделении славян в отдельную нацию.

Совет

После идет речь о многочисленных племенах, а также возникновении и судьбе нашего государства вплоть до самого начала XII века.

История Древней Руси органически вплетается в общемировую, становясь неотъемлемой ее составляющей. Из летописи мы черпаем сведения о правлении Рюриков, о жизни первых великих князей. Большое внимание уделяется пространным жизнеописаниям святых, а также различным историческим событиям – войнам, сражениям, походам.

Одно из центральных мест в произведении отведено выбору веры и крещению Руси. Можно сказать, что «Повесть» пропитана христианскими идеями и мотивами, что не удивительно, особенно если учесть, что ее автор был монахом.

Смысл крещения Руси в произведении заключается в спасении от языческого невежества и идолопоклонничества. Огромное внимание в «Повести временных лет» уделяется различным чудесным явлениям – прежде всего, небесным знамениям.

Кроме богатых исторических сведений в произведении содержатся также авторские рассуждения на тему добра и зла. Здесь Нестор проявляет себя не только исследователем и патриотом, но также и незаурядным мыслителем и философом.

Позже «Повесть временных лет» стала источником для дальнейших летописных сводов. Как видим, поистине грандиозный труд замыслил и совершил Нестор Летописец. Краткая биография его, отраженная в повествовании, хоть и является неполной, но все же проливает свет на характер самого автора.

Примечательными в этой связи являются отрывки, где Нестору приходится говорить о самом себе. В них он называет себя недостойным, грешным, худым. И, наверное, они являются не только данью времени, требующему подобных авторских характеристик, но и показателем смиренности и скромности Нестора.

Значение произведения

Значение труда невозможно переоценить. Это, без сомнения, главное произведение, которым занимался Нестор Летописец. «Повесть временных лет» и в наши дни остается важнейшим источником сведений по русской истории. Заметим, что не одни только ученые прошлых столетий, но и современные исследователи продолжают черпать из нее информацию.

Кроме того, произведение благодаря своим художественным качествам стало крупнейшим литературным памятником. Отметим также, что сей труд является еще и значимым юридическим документом, так как в его состав входят некоторые законы и наставления. «Повесть временных лет» стала кладезью информации и для более поздней художественной литературы.

В частности, на ее основе построена трагедия «Вадим Новгородский» Я. Б. Княжнина. Поэтичностью древних сказаний проникнута знаменитая «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

«Повесть временных лет» сыграла значимую роль в сотворении более поздних областных летописей. Она постоянно включалась в них, начиная собой историю Твери, Новгорода, а также и Московского государства.

Нельзя недооценивать и колоссальную воспитательную роль произведения. Из поколения в поколение оно учит патриотизму и гордости за свой народ и почтению к его славной истории.

Обратите внимание

При всем этом, заслуга Нестора в первую очередь в том, что, в отличие от большинства монахов, которые стремились всячески приукрасить события, он излагал только факты. Подобно Геродоту, историк хотел запечатлеть подлинную жизнь своего народа, обычаи, традиции, уклад.

Благодаря этому труду мы можем судить не только о великих подвигах князей, но и об их характере. Много знаем о дворцовых интригах и тайнах того времени.

Преемники

Умирая, старец завещал развитие своей грандиозной повести другим инокам Киево-Печерского монастыря. Его последователями были игумен Сильвестр, который оформил «Повесть временных лет» в ее современном облике, и игумен Моисей Выдубицкий, продолживший ее вплоть до тринадцатого века. И, кроме того, игумен Лаврентий.

Этот летописец в 1377 году создал так называемую «Лаврентьевскую летопись» – наиболее древний из сохранившихся до нашего времени списков, сберегших «Повесть», над которой работал преподобный печерский подвижник Нестор Летописец. Фото этой бесценной реликвии доступно для каждого, а сама она хранится в Российской национальной библиотеке в городе Санкт-Петербурге.

Наследником агиографической традиции Нестора был Симон, епископ Владимирский.

Нестор Летописец и Русская Церковь

В своих работах Нестор описывает основные вехи развития Русской Церкви с момента ее возникновения. Он повествует о сотворении славянской письменности святыми Кириллом и Мефодием, о Крещении княгини Ольги в городе Константинополе.

Нестор сообщает о первой записанной в церковных источниках информации о народе русском. Его труды сохранили историю первого Киевского храма, создание которого датируется приблизительно 945 годом.

Именно он повествует об образовании Печерской обители, а также о ее создателях и святых подвижниках.

Часы, когда жил и писал Нестор, были трудными для русских земель и церкви. Междоусобные бои и вражеские нападения разрушали города и поселения, сжигали православные храмы. И все же преподобный старец с гордостью и благородным трепетом за родную землю продолжал свой вдохновленный свыше труд.

Работы Нестора всегда вызывали интерес у исследователей. Без их изучения немыслимы ни история, ни литература. Творения его издавались множество раз. Работе преподобного Нестора посвящали свои труды многие исследователи разных веков. На эту тему издавались книги, проводились научные конференции и семинары. И она остается поистине неисчерпаемой и для потомков.

Память о Несторе

Спустя почти тысячелетие мы продолжаем бережно хранить память о преподобном старце. Нестор Летописец является одним из героев романа советского и российского писателя Михаила Казовского «Месть Адельгейды». Произведение повествует о жизни внучки Ярослава Мудрого Евпраксии Всеволодовны.

Сегодня в разных городах установлены памятники Нестору. Интересно, что в городе Любече подобный монумент носит объединяющий характер: он был воздвигнут там в 1997 г.

к годовщине первого знаменитого съезда князей Древней Руси, проходящего здесь в 1097 г. Украинская Православная Церковь МП утвердила орден, посвященный ему. Кроме того, в Киеве созданы два храма имени святого Нестора Летописца.

Также печатаются марки и чеканятся монеты с его изображением.

За величайшие заслуги его канонизировала Русская Церковь. И это заслуженно, ведь поистине великий труд совершил Нестор Летописец. День памяти святого по Юлианскому календарю – 27 июля.

Мощи преподобного старца сберегаются в Киево-Печерской Лавре, в Ближних пещерах.

Кроме того, под именем святой Нестор Летописец Печерский он занял почетное место в списке святых не только православной, но и римско-католической церкви.

Нестор как чудотворец

Говоря об этом великом человеке, нельзя не упомянуть о еще одной важной детали. Святой Нестор Летописец с давних времен почитается как чудотворец. Как мы уже упоминали, вместе с другими иноками Киево-Печерской обители принимал участие в изгонении дьявола из Никиты Затворника. Наиболее юный из них, он, тем не менее, пользовался большим авторитетом у остальных братьев.

Зафиксированы случаи, когда прикосновение к раке с его мощами исцеляло от разных болезней. Есть даже история о ребенке, который к четырем годам практически не умел говорить.

Обеспокоенные родители по совету знающих людей отнесли и приложили его к раке со святыми мощами. И ребенок начал говорить связными предложениями.

Важно

Как бы то ни было, но и сейчас люди обращаются с молитвой к преподобному старцу, с просьбой даровать мудрость, помочь в приобретении знаний и наставить на путь спасения.

Действительно великим подвижником был Нестор Летописец. Фото памятников и картины с его изображением передают глубину помыслов, чистый свет божественной искры в его глазах.

Но истинная мудрость заключена в его словах и бессмертных текстах, которые и теперь продолжают волновать сердца православного христианина.

История Нестора Летописца – это описание жизни благородной души, сполна наделенной божьим огнем, чтобы осветить им судьбу целого народа.

Источник: https://www.syl.ru/article/175130/new_prepodobnyiy-nestor-letopisets-biografiya-uznayte-chem-proslavilsya-nestor-letopisets

Преподобный Нестор Летописец

Всякое событие, если бы не было закреплено писанием, забылось бы и утратилось для знания. Так, если бы Моисей, наученный Богом, не оставил нам в своих книгах известий о самом начале и первом строении мира, а также о родоначальнике нашем Адаме, то все сие продолжительность времени покрыла бы, как тьмою, и привела бы в забвение.

Но Бог, сохраняющий в людях память о своих чудесах, в какое захочет время, воздвигает описателей, дабы последующие поколения, прочитав начертанное ими, могли сим воспользоваться.

Подобным образом Господь явил и в нашей, Русской земле, в святом Киево-Печерском монастыре, приснопамятного писателя, преподобного отца нашего Нестора, который просветил очи наши, изложив полезное для нас, и тем вызвал у нас благодарение Богу [1].

Он написал нам о начале и первом устроении нашего русского мира, не только внешнего, но и особенно внутреннего, духовного, – то есть об основании и благоустройстве на Руси иноческого жития, насажденного, как в раю, в святом Печерском монастыре, а равно о духовном родоначальнике нашем, преподобном Антоние [2], и о других последовавших ему и порожденных его духом Печерских святых. Одним из них был достохвальный сей писатель, который совершеннейшие жития их записал не только тростию на хартии, но и подобными же подвижническими деяниями на непорочной душе своей. Этим трудом он и самого себя вписал в книги живота вечного, так что и сам он достоин слышать о себе: “радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах” (Лк.10:20).

В то время, когда преподобный Антоний посвятил себя безмолвию в пещере, а блаженный Феодосий строил монастырь, пришел к ним, желая принять святой иноческий образ, сей блаженный отец наш Нестор, имевший тогда только семнадцать лет от рождения.

Еще не будучи иноком, он обнаружил навык во всех иноческих добродетелях, как-то: в заботливости о чистоте телесной и душевной, в добровольной нищете, глубоком смирении, беспрекословном послушании, строгом постничестве, непрестанной молитве, неусыпном бодрствовании и в других равноангельских подвигах, в коих он был усердным подражателем жизни первых святых Печерских – Антония и Феодосия.

От сей святой двоицы он принимал в своей цветущей красотою юности всякую заповедь с такою же любовью, как младенец – молоко от сосцов и как жаждущий олень – воду из двух источников, текущих среди гор, в пещерах.

И действительно, своими писаниями он обнаруживает, какую великую любовь питал он к сим преподобным основателям монастыря – любовь, являемую “не словом или языком, но делом и истиною” (1Иоан.3:18).

Совет

Видя сияющие добрые дела сих двух великих светил российского неба, он усердно прославлял Бога “в теле своем и в душе своей” (ср. 1Кор.6:20).

После честной пред Господом смерти преподобных отцов, Антония и Феодосия, блаженный отец наш Нестор и сам умер для мира не только мирскими делами, – что он сделал еще раньше, не пребывая в искусе, – но и мирским образом, приняв святой ангельский образ инока от преподобного Стефана, игумена Печерского.

Читайте также:  Усть-медведицкий спасо-преображенский монастырь, россия, волгоградская область, серафимовичский район, город серафимович

Потом им же был он возведен и в сан диакона. Тогда, видя на себе двоякий ангельский сан, иноческий и диаконский, он со дня на день увеличивал свои добродетели, умерщвляя все плотские страсти и соблюдая всякую истину, чтобы совершенно освободиться от власти плоти и стать вполне духовным, а равно истинным рабом и поклонником Бога.

Ибо он хорошо знал, что сказал Сам Господь: “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Иоан.4:24).

И подлинно: чем побеждал духа лукавого, чуждого всякой истины, Нестор достаточно ясно показывает в своем писании: он обнаруживает везде величайшее смирение и постоянно унижает себя, называя себя “недостойным, грубым, невеждою и исполненным множества грехов”.

Когда же по внушению Божию, братия решили на совете – выкопать честные мощи преподобного Феодосия и перенести их из пещеры в святую, Богом созданную, Печерскую церковь, первый принял на себя сие послушание блаженный Нестор.

Копая землю с великою верою и молитвою, он трудился всю ночь и ископал для святого Печерского монастыря многоценный бисер, – мощи преподобного Феодосия.

Он вынес их из пещеры и был очевидцем великих, совершавшихся при сем, чудес, о чем сам свидетельствовал.

И прожил он много лет, трудясь над составлением летописания. Памятуя о летах вечности, он благоугождал Творцу лет, к Коему перешел в вечность после своей временной жизни.

Обратите внимание

Он положен в пещере, где и доныне почивает его нетленное честное тело, источая чудотворения и тем свидетельствуя, что преподобный сей составитель житий святых и летописи приобрел для себя нетленное жилище на небе и удостоился нетленного венца в царстве Божием.

По молитвам преподобного сего писателя, да сподобимся и мы быть вписанными в книгах живота Агнца Божия, лета Коего не оскудеют. Ему с Богом Отцом и Животворящим Духом подобает от нас всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Примечания:

[1] Преподобный Нестор в 17-ти летнем возрасте постригся в Киево-Печерском монастыре, в 1091 году участвовал при открытии мощей преподобного Феодосия Печерского, трудился в составлении Русской летописи, жизнеописании Киевских и Печерских угодников. Из его творений, кроме летописи, дошли до нас: житие преподобного Феодосия Печерского и житие святых Бориса и Глеба. Преставился около 1114 г. 27 октября.

[2] Память преп. Антония Печерского празднуется 10 июля.

 Житие в изложении святителя Димитрия Ростовского

Источник: https://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/biblioteka/articles/prepodobnyj-nestor-letopisets.html

9 ноября – День преподобного Нестора Летописца

Дни памяти:

* 27 октября (9 ноября)

* 28 сентября (11 октября) — собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришёл к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан.

При нём же он был посвящён во иеродиакона. Нестор в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя), прельщенного в иудейское мудрствование.

В монастыре преподобный Нестор нёс послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году.

В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия.

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть..

, — определил цель своего труда преподобный Нестор.

Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах её исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе.

Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год).

Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о её основателях и подвижниках.

Время преподобного Нестора было нелёгким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и сёла, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители.

Важно

Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Преподобный Нестор завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда.

Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший её до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»).

Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский, спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Нестор-летописец представляет собою удивительное явление русской культуры, её гордость и славу, немеркнущие вот уже девять столетий. По степени гениальности исполнения из современных Повести произведений очень трудно (если вообще возможно) найти нечто сопоставимое — разве что «Слово о полку Игореве».

Однако надо сказать, что перед певцом Слова, посвятившим свое сочинение описанию похода князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году, стояла не столь грандиозная задача, нежели перед автором «Повести временных лет», который вознамерился ответить на вопрос: «Откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».

С этой задачей Нестор справился столь успешно, что его творение стало образцом для последующих поколений русских летописцев — не случайно поздние летописные своды начинались именно с несторовой «Повести».

Последующих летописцев, как и нынешних исследователей, привлекала и привлекает, прежде всего, широта исторического взгляда Нестора, а точнее сказать — широта его миропонимания.

Своё повествование он начинает с библейских времен, с Великого Потопа, вводя тем самым русскую историю в мировой исторический процесс, делая её причастной к мировой истории. Затем у него идёт рассказ об эпохе общеславянского единства.

Тем самым Нестор демонстрирует связь древнерусской истории со славянской историей. И лишь потом летописатель переходит к изложению исторического материала, относящегося к восточным славянам и людям Древней Руси.

Совет

Необходимо учесть, что эти построения становились особенно значимыми на фоне высказываний митрополита Илариона о Русской земле, которая «ведома и слышима всеми конци земли». Нестор-летописец, следовательно, закладывал первые основы идеи всемирности русской истории и русского народа, которая у наших мыслителей XIX века (в частности у Ф. М. Достоевского) приобретет мессианское предназначение.

Нестор творил, разумеется, не на пустом месте. В плане идейном он мог опереться, насколько мы только что убедились, на митрополита Илариона, на его блистательное «Слово о Законе и Благодати». Но и в летописном деле у него были предшественники, занимавшиеся летописанием далеко уже не одно десятилетие.

Поэтому «Повесть временных лет» создавалась в довольно насыщенной творческой среде, и её следует рассматривать как своего рода итог развития древнерусского летописания. Трудами А. А.

Шахматова была установлена предыстория «Повести временных лет»: благодаря глубокому проникновению в русские летописи, исследователь выявил ряд летописных сводов, ей предшествовавших, — это и свод 1039 года, и свод Никона Печерского, и Начальный свод конца XI века.

Стало быть, Нестор, приступая к составлению своей летописи, имел под руками обильные летописные материалы, на основе которых он создал новый монументальный свод — «Повесть временных лет».

Надо заметить, что русские летописцы начали своё дело с подражания греческой хронографии, которую знали прекрасно. Однако они вскоре вышли за рамки подражательства, приобретя опыт и умение создания оригинальных письменных памятников.

Ярким примером тому является «Повесть временных лет», представляющая собой цельное, пронизанное общими идеями произведение.

Это даёт основание некоторым исследователям называть Нестора первым русским историком, что верно, но лишь отчасти, поскольку «Повесть» имеет синкретический характер.

Обратите внимание

Нестор выступает в ней не только как историк, но и как богослов, философ, литератор и фольклорист.

Поэтому она имеет отношение не только к истории общества, но и к истории церковных учений, философии, литературы и устного народного творчества. Иными словами, перед нами энциклопедический памятник.

И его автор, преподобный Нестор, заслуживает, безусловно, имени первого русского энциклопедиста.

Смерть и прославление святого Нестора Летописца:

Этот бренный мир слуга Господень Нестор покинул приблизительно в 1114 году. Тело его предали земле в Ближних Пещерах Киево-Печерского монастыря.

В 1826 году над местом захоронения святого появилась медная дощечка с позолотой, на которой значилось имя лежащего здесь монаха. 80-е гг.

прошлого века ознаменовались изучением останков преподобного Нестора Летописца учеными и судмедэкспертами. Результатом этой работы стало изготовление бюста святого.

В свое время во имя преподобного Нестора было освящено несколько храмов Божьих. Два из них находятся на Украине, один – в России. Последний носит название Брянского храма, при духовном училище. Расположен он в озвученном городе. Две другие церкви: Семинарский храм в г. Полтава и Луганский храм.

Примечательно, что Нестор наравне с православными христианами почитается также и католиками. Имя данного слуги Господнего значится в перечне имен святых Римско-Католической церкви.

Важно

Памятуя о летах вечности, он благоугождал Творцу лет, к Коему перешел в вечность после своей временной жизни. Он положен в пещере, где и доныне почивает его нетленное честное тело, источая чудотворения и тем свидетельствуя, что преподобный сей составитель житий святых и летописи приобрел для себя нетленное жилище на небеси и удостоился нетленного венца в царстве Божием.

По молитвам преподобного сего писателя, да сподобимся и мы быть вписанными в книгах живота Агнца Божия, лета Коего не оскудеют. Ему с Богом Отцом и Животворящим Духом подобает от нас всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах почивающему
Тропарь, глас 4:

Великих князей русских деяния и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый, свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя написано на Небеси стяжавый, моли и нам написатися в Книги Животныя.

Ин тропарь, глас 4:

Времена и лета достопамятных деяний, подвиги и труды Богоносных отец, Несторе премудре, написуя, любовию возгорелся еси последовати стопам первоначальных, с нимиже не престай молитися Христу Богу спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик, и истинный жития того подражатель, первый честных его мощей самовидец быти сподобился еси, яже с прочими святолепно пренес, наследил еси с темиже Царство Небесное, еже получити и нам, чтущим тя, Господеви молимся.

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче Несторе, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Источник: https://poleznosti.mirtesen.ru/blog/43492232663

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector