Преподобный никита мидикийский, исповедник

Никита Мидикийский

Никита Мидикийский (Никита Исповедник) — преподобный, исповедник, византийский церковный деятель, борец против иконоборчества. Дата рождения неизвестна, умер в 824 г. Выходец из благочестивой семьи, проживавшей в г. Кесария, в Вифинии, на северо-западе Малой Азии. Мать Никиты умерла на 8-й день после его рождения, и вскоре его отец принял монашеский постриг.

Ребенок остался на попечении бабушки, воспитавшей его в истинно христианском духе. С юношеских лет Никита прислуживал в храме и находился в послушании у отшельника Стефана. Повзрослев, Никита, по благословению своего наставника отправился в Мидикийский монастырь, где игуменом был преп. Никифор.

Через семь лет добродетельной жизни в этом небольшом монастыре, славившемся строгостью устава, Никита был рукоположен в сан пресвитера. Никифор, зная святую жизнь молодого инока, поручил ему управление обителью, так как сам был тяжело болен. Не жалея сил, Никита стал заботиться о процветании и благоустройстве монастыря. Личным примером строгой монашеской жизни он наставлял братию.

Обратите внимание

Вскоре слава о Мидикийской обители привлекла туда многих, ищущих спасения. Через несколько лет число монахов увеличилось до 100 человек. После кончины преп. Никифора насельники обители избрали Никиту своим игуменом, прославившегося на этом посту многочисленными чудесами и исцелениями.

В те годы, в правление императора Льва V Армянина (813-820), в империи усилилась иконоборческая ересь, ужесточились гонения на святые иконы, православных епископов изгоняли с кафедр и отправляли в ссылку. Император, призвав к себе игуменов византийских монастырей (среди которых был и Никита Мидикийский), лично склонял их к ереси, но многие предпочли верность Богу.

В числе твердых приверженцев православия Никита и еще целый ряд настоятелей монашеских обителей были брошены в темницу. Там Никита мужественно претерпевал все испытания и поддерживал твердость духа в других заключенных.

Через некоторое время император пообещал даровать им свободу при условии вступления прощеных игуменов в церковное общение с тогдашним еретическим патриархом Константинопольским — Феодотом I Мелиссином Каситерой (815-821). Никита первоначально не хотел идти на уступку, но его товарищи по несчастью умолили его согласиться принять причастие от иконоборческого патриарха.

Уступив их мольбам, Никита пошел в храм, где для обмана исповедников были выставлены иконы, и принял причастие. Но когда он вернулся к себе в монастырь и увидел, что гонение на иконы продолжается, то раскаялся в своем поступке, вернулся в Константинополь и стал безбоязненно обличать иконоборческую ересь. Все последующие уговоры императора были им отвергнуты. Преп.

Никита вновь был заточен в темницу, где пробыл 6 лет, до кончины Льва V. В заточении он неоднократно совершал чудеса силой своей молитвы. Через 4 года после освобождения Никита умер, и тело его было с почестями погребено в Мидикийском монастыре. Впоследствии его мощи стали источником исцелений для приходящих поклониться святому исповеднику. День памяти преподобного — 3 апреля по церковному календарю.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.109-110.

Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам – | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_n/nikitamidik.php

Преподобный Никита Исповедник

День памяти: 3 апреля

Преподобный Никита Исповедник, игумен обители Мидикийской, родился в Кесарии Вифинской (северо-запад Малой Азии) в благочестивой семье. Мать умерла на 8-й день после его рождения, и отец, по имени Филарет, постригся в монахи.

Ребенок остался на попечении бабушки, воспитавшей его в истинно христианском духе. С юношеских лет святой Никита прислуживал в церкви и находился в послушании у отшельника Стефана.

По его благословению святой Никита направился в Мидикийский монастырь, где игуменом был святой Никифор (память 13 марта).

Важно

Через семь лет добродетельной жизни в монастыре, славившемся строгостью устава, преподобный Никита был рукоположен во пресвитера. Преподобный Никифор, зная святую жизнь молодого инока, поручил ему управление обителью, так как сам был тяжело болен.

Не жалея сил, преподобный Никита стал заботиться о процветании и благоустройстве монастыря. Личным примером строгой монашеской жизни он наставлял братию. Вскоре слава о высокой жизни насельников обители привлекла туда многих, ищущих спасения. Через несколько лет число монахов увеличилось до 100 человек.

Когда преподобный Никифор в глубокой старости отошел ко Господу, братия единодушно избрала игуменом преподобного Никиту.

Господь удостоил святого Никиту дара чудотворения. По его молитве глухонемому отроку возвратился дар речи; две бесноватые женщины получили исцеление; лишенному рассудка вернулся разум, и многие другие больные исцелялись от своих недугов.

В те годы при императоре Льве Армянине (813 – 820) возобновилась иконоборческая ересь и усилилось гонение на святые иконы. Православные епископы изгонялись и ссылались.

В Царьграде в 815 году был созван собор еретиков, на котором они свергли с престола святого Патриарха Никифора (806 – 815; + 828), а на его место избрали еретика из мирян Феодота. На место сосланных и заключенных православных епископов были также поставлены еретики.

Император призвал к себе игуменов всех монастырей и пытался привлечь их к иконоборческой ереси. В числе призванных был и преподобный Никита, который твердо стоял за православное исповедание. По его примеру все игумены остались верны почитанию святых икон.

За это их посадили в темницу. Преподобный Никита мужественно претерпевал все испытания и поддерживал твердость духа в других заключенных.

Совет

Тогда император и лжепатриарх Феодот решили хитростью уловить упорствующих. Им объявили, что император дарует всем свободу и разрешает поклонение иконам при одном условии: если они примут Причащение от лжепатриарха Феодота.

Долго сомневался преподобный, может ли он вступить в церковное общение с еретиком, но другие узники умолили его причаститься вместе с ними. Уступая их мольбам, преподобный Никита пошел в храм, где для обмана исповедников были выставлены иконы, и принял Причастие.

Но когда он вернулся к себе в монастырь и увидел, что гонение на иконы продолжается, то раскаялся в своем поступке, вернулся в Константинополь и стал безбоязненно обличать иконоборческую ересь. Все уговоры императора были им отвергнуты.

Читайте также:  Преподобный григорий декаполит

Преподобный Никита вновь был заточен в темницу, где пробыл шесть лет, до кончины императора Льва Армянина.

Там, перенося голод и скорби, преподобный Никита силой своих молитв совершал чудеса: по его молитве Фригийский царь без выкупа отпустил двух пленников; три человека, потерпевших кораблекрушение, о которых молился преподобный Никита, были волнами выброшены на берег. В 824 году при новом императоре Михаиле (820 – 829) преподобный Никита отошел ко Господу. Тело преподобного было с почестями погребено в монастыре. Впоследствии его мощи стали источником исцелений для приходящих поклониться святому исповеднику.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life767.htm

Никита Исповедник, Мидикийский игумен

Мать Никиты умерла в первые дни после его рождения, а отец, сломленный горем, поступил  в монастырь, и мальчика воспитывала благочестивая бабушка. Христианские внушения, полученные в детстве, глубоко запечатлелись в его душе, и сделался он таким исповедником правды Божьей, что стал неподвластен силе земной.

С юности Никита посвятил себя служению Господу, изучил Священное Писание. Духовное поприще свое начал с пономарской службы, потом поступил в Мидикийский монастырь, что на берегу Пропонтиды.

Здесь, превзойдя всех подвижничеством, был поставлен пресвитером, а затем, хотя и против своей воли, игуменом. В это время возобновилась иконоборческая ересь, и Никита, твердый защитник поклонения святым иконам, сильно пострадал от гонителей иконопочитания.

Сначала он был заключен в темницу, где его морил голодом, а затем сослан в заточение и много вытерпел в пути от стужи и дурного обращения проводников.

После такого же мучительного обратного пути Никита был снова брошен в тесную и смрадную темницу в Константинополе, где в пищу заключенным давали гнилой хлеб и негодную воду, чтобы или уморить их, или тяжестью мучений победить их сопротивление.

Никита видел, что узники держатся из последних сил, и решил им помочь, согласившись вместе со всеми принять причастие из рук единомышленника еретиков патриарха Феодота. Истомившихся узников освободили, но Никита не смог простить себе даже такой малой уступки и задумал удалиться от мира, чтобы в уединении оплакивать свой поступок.

По некотором же размышлении он счел это малодушием и решил исправить свою ошибку там же, где она была совершена. Для этого Никита начал открыто ходить по городу и проповедовать твердо держаться православных постановлений. При этом он прямо заявил, что хотя и приобщился от лжепатриарха, тем не менее не хочет иметь ничего общего с еретиками.

Обратите внимание

За это Никита был снова заключен в темницу, но, к счастью, под присмотр благочестивого вельможи Захарии, который облегчал, насколько мог, его участь.

Впрочем, это продолжалось недолго, так как отсюда Никита был сослан в заточение на отдаленный островок и попал под надзор жестокого человека, который всячески притеснял его и держал в темнице под замком, надеясь таким обхождением вынудить мученика склониться к ереси.

Так исповедник протомился шесть лет. Только с воцарением Михаила он был освобожден из заточения и поселился в уединенном месте неподалеку от Константинополя, где и скончался в 824 году. Тело преподобного Никиты было перенесено в его прежнюю, Мидикийскую обитель, и при этом совершились многие чудеса и исцеления.

Даром чудотворения Никита прославился еще при жизни. Так, по его молитве чудесным образом был освобожден из плена благочестивый вельможа Захария, покровительствовавший Никите во время заключения в константинопольской темнице. Находясь на острове, исповедник узнал, что Захарий, отправившийся на войну с варварами во Фракию, попал в плен.

Всю ночь преподобный молился, а когда прилег отдохнуть, ему привиделось, что Захария скоро получит свободу. Так и сбылось. Несмотря на то, что царствовавший до Михаила Лев Армянин, узнав, что Захария – сторонник Православия, не захотел возвращать его из плена, сам предводитель варваров предложил вельможе без всяких условий идти куда желает…

Молитва праведника оказалась чудодейственной… 

15 апрель 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/3604-nikita-ispovednik-midikijskij-igumen.html

Канон святому преподобному Никите Мидикийскому

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Во глубине́ постла́ иногда́ фараони́тское всево́инство преоруже́нная си́ла, вопло́щшееся же Сло́во всезло́бный гре́х потреби́ло е́сть, препросла́вленный Госпо́дь, сла́вно бо просла́вися.

Све́том Боже́ственнаго блиста́ния, о́тче, озаря́емь, твою́ жи́знь Бо́гу освяти́л еси́, изде́тска избра́в де́вства светоно́сную све́тлость, е́юже уподо́бился еси́ безпло́тных чистоте́.

Наста́вником Боже́ственным и Честны́м Ду́хом пома́зан Богови́дным, мона́шествующих о́бразом чи́сто бесе́довал еси́ и пребы́л еси́ многосве́тлою осия́емь заре́ю, богоно́се, житие́ чисте́йшо стяжа́в.

Укрепи́вся си́лою Креста́, стра́сти увяди́л еси́ плотски́я и у́м просвети́л еси́, о Ники́то всему́дре, прилежа́нием уче́ний духо́вных, Боже́ственнаго зре́ния бога́тство неиждива́емо пло́дствовав.

Важно

Целому́дрием, блаже́нне, просве́щся и чистото́ю, ко свяще́нному возведе́н бы́л еси́ нача́льству: свяще́нства бо светле́йшею украси́лся еси́ оде́ждею, Боже́ственных та́инств, преподо́бне, хода́тай познава́емь.

Богоро́дичен: Превы́шши яви́лася еси́, Чи́стая, вся́кия ви́димыя и неви́димыя, Присноде́во, тва́ри, Зижди́теля бо родила́ еси́, я́ко благоволи́ воплоти́тися во утро́бе Твое́й, Его́же со дерзнове́нием моли́ спасти́ пою́щия Тя́.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Процвела́ е́сть пусты́ня, я́ко кри́н, Го́споди, язы́ческая неплодя́щая це́рковь, прише́ствием Твои́м, в не́йже утверди́ся мое́ се́рдце.

Небе́сное стяжа́в жи́тельство, преподо́бне, светови́ден и све́тел, благоче́стия, о Ники́то, бы́л еси́ свети́льник, мно́гими укра́шен дарова́ньми.

Умертви́в мудрова́ния пло́ти твоея́, преподо́бне, доброде́телию оживи́л еси́ богому́дренно души́ боже́ственное и жи́зни нетле́нныя сподо́бился еси́.

Ра́дуяся, препроводи́л еси́ твое́ житие́, сла́вне, преиспещре́н добро́тами и кра́сными богате́я дарова́ньми, в ни́хже утверди́ся се́рдце твое́.

Возсия́л еси́, я́ко со́лнце, мона́шествующих чино́м, доброде́тельми украша́емь, о Ники́то богому́дре преподо́бне! Те́м тя́, ра́дующеся, ублажа́ем.

Богоро́дичен: Просвеща́ющаго концы́, Пресвята́я, родила́ еси́, пло́тию несозда́ннаго и пре́жде все́х Отцу́ Собезнача́льнаго, те́мже Тя́, Богоро́дицу, ве́рою чти́м.

Седа́лен, гла́с 4.

Водвори́лся еси́ в гора́х безмо́лвия, му́дре, воспита́лся еси́ во граде́х воздержа́ния я́ве, возвы́сився обою́ду, оста́вил еси́ долере́тныя сла́сти, жи́знь дости́гл еси́ небе́сную, во оби́тель всели́вся, в не́йже мо́лиши о на́с Бо́га.

Читайте также:  Феодоровский монастырь, россия, ярославская область, город переславль-залесский

Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен: Де́во Всенепоро́чная, Я́же Пресу́щнаго Бо́га ро́ждшая, со безпло́тными Того́ непреста́нно моли́ оставле́ние прегреше́ний и исправле́ние жития́ да́ти на́м пре́жде конца́, ве́рою и любо́вию пою́щим Тя́ по до́лгу, еди́на Всепе́тая.

Крестобогоро́дичен: Де́во Пренепоро́чная, Ма́ти Христа́ Бо́га, ору́жие про́йде Твою́ пресвяту́ю ду́шу, егда́ распина́ема ви́дела еси́ во́лею Сы́на и Бо́га Твоего́, Его́же, Благослове́нная, моля́щи не преста́й проще́ние прегреше́ний на́м дарова́ти.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Прише́л еси́ от Де́вы, не хода́тай, ни а́нгел, но Са́м, Го́споди, вопло́щся, и спа́сл еси́ всего́ мя челове́ка. Те́м зову́ Ти́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Кореносе́чец страсте́й, богоно́се, показу́емь, души́ чистото́ю богобо́рных исто́ргнул еси́ вся́кую душегу́бную пре́лесть, священнотаи́нниче прече́стне.

Взе́м побе́ды, пребога́те, вене́ц, в се́лех небе́сных ны́не почива́еши, блаже́нне, стра́сти оттря́с и в безстра́стие, о́тче, оде́явся.

Совет

Же́ртву я́ко непоро́чну, о́тче, житие́ твое́ Христу́ прине́сл еси́, Боже́ственныя любве́ испо́лнен и по́стничества украша́емь добро́тою, преблаже́нне.

Вити́йства душетле́нныя, богому́дре, е́реси я́сно изобличи́л еси́, Христо́ву чту́щ боже́ственную ико́ну, и Богома́тере, и святы́х все́х, свяще́ннейший.

Богоро́дичен: Я́ко похвалу́, я́ко держа́ву ми́ра и утвержде́ние, я́ко приста́нище благоути́шно, я́ко весе́лию вино́вну, Тя́, Пречи́стая, сла́вим, крася́щиися вси́ в сла́ве Твое́й.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Хода́тай Бо́гу и челове́ком бы́л еси́, Христе́ Бо́же: Тобо́ю бо Влады́ко, к светонача́льнику Отцу́ Твоему́, от но́щи неве́дения, приведе́ние и́мамы.

Я́ко кро́ток, в земли́ кро́тких всели́лся еси́, Ники́то му́дре, побо́рник бы́в по и́стине, всеприснопа́мятне, и испове́дания венце́м све́тло украша́емь.

К Боже́ственному Све́ту ны́не преста́вился еси́, преподо́бне, Све́та бы́в сы́н возлю́блен, в ра́дости и красоте́ с ли́ки а́нгельскими ра́достно веселя́ся.

Неизрече́нныя сла́дости ра́йския бы́л еси́ ны́не прича́стник, приста́нище бо всеблагоути́шное обурева́емым показа́лся еси́ и а́лчущих, блаже́нне, препита́тель бы́л еси́.

Богоро́дичен: Глаго́лы Твоя́ помина́юще, ны́не Тя́ ублажа́ем: Тобо́ю, Пренепоро́чная, блаже́нство несказа́нное и жи́знь нестаре́емую и́стинно восприя́хом.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же, мя́ возведи́.

Блаже́нных наде́жд получи́л еси́, о́тче всеблаже́нне, блаже́нства Влады́чня бы́в насле́дник и Боже́ственнаго осия́ния.

Светоно́сныя свещи́ име́я сугу́бы испове́дания твоего́ и по́стничества, в небеса́ вмести́лся еси́, богоно́се Ники́то пребога́те.

Наслажда́яся безконе́чныя и Боже́ственныя сла́дости в небе́сных ны́не, о́тче, ски́ниих, о на́с моли́ все́х Влады́ку и Го́спода.

Богоро́дичен: Ны́не к Тебе́ прибега́ю, Пречи́стая, спаси́ мя мольба́ми Твои́ми и соблюди́, ели́ка бо хо́щеши, мо́жеши, я́ко Ма́ти Всемогу́щаго.

Конда́к, гла́с 2.

Обратите внимание

Небе́сный у́м и житие́ стяжа́в, сия́еши я́сно, я́коже со́лнце, све́тлостию де́л, просвеща́еши су́щия во тме́ жите́йстей, о́тче Ники́то, и, приводя́ все́х к Бо́гу, моли́ непреста́нно о все́х на́с.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Богопроти́вное веле́ние беззако́ннующаго мучи́теля высо́к пла́мень вознесло́ е́сть: Христо́с же простре́ Богочести́вым отроко́м ро́су духо́вную, Сы́й Благослове́н и Препросла́влен.

Твоя́ кро́тость вельми́ в пе́рсть смири́ мучи́теля суровство́, ча́стыми мольба́ми сего́ умори́вши, ве́сть бо во́лю твори́ти боя́щихся Его́ Госпо́дь.

Гро́м догма́тов твои́х и светоно́сная мо́лния жития́ твоего́ ми́р уясни́, ве́рныя озаря́ющи боговеща́нными сия́ньми, словесы́ же и дея́нии све́тло, священнотаи́нниче богоблаже́нне.

Кре́постию вжиля́емь Уте́шителя, де́монских полко́в и се́тей ерети́ческих, богому́дре, избежа́л еси́ и к небе́сней высоте́ возше́л еси́, с ли́ки безпло́тных ны́не водворя́яся.

Богоро́дичен: Хра́м была́ еси́ свяще́н вся́ хоте́нием, Де́во, Созда́вшаго, Того́ бо вмести́ла еси́, все́ми Невмести́маго, ми́р обновля́юща. Те́мже Тя́, Богоро́дицу, пропове́дуем.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Пе́щь иногда́ о́гненная в Вавило́не де́йства разделя́ше, Бо́жиим веле́нием халде́и опаля́ющая, ве́рныя же ороша́ющая, пою́щия: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.

Вся́ко превозше́д чу́вство, треблаже́нне, мы́сленному ны́не прибли́жился еси́ Све́ту, всече́стне, боговиде́ния сподобля́емь и просвеще́ния исполня́емь, зовы́й: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Ме́ртвостию страсте́й я́ве облече́н, к живоно́сному изше́л еси́ ликова́нию, всеблаже́нне, благоче́стием разжиза́емь и доброде́тельми осия́емь, зовы́й: превозноси́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Вся́ку доброде́тель, богому́дре, от младе́нства извы́к, при кончи́не по́двиг твои́х венце́м украша́емь благода́тным показа́лся еси́ и по́честь прия́л еси́, поя́: превозноси́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Свы́ше на́с ны́не назира́еши, о́тче, твоему́ Влады́це предстоя́, побе́ды, тезоимени́те, дерзнове́ние мно́го име́я и душе́внаго прося́, сла́вне, спасе́ния, священноявле́нне, ста́ду твоему́.

Богоро́дичен: Ты́ Отцу́ неразлу́чнаго, в ложесна́х богому́жно пожи́вша, безсе́менно зачала́ еси́ и несказа́нно родила́ еси́, Богороди́тельнице Пречи́стая: те́мже Тя́, спасе́ние все́х на́с, познава́ем.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Безнача́льна Роди́теля Сы́н, Бо́г и Госпо́дь, вопло́щся от Де́вы, на́м яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная. Те́м Всепе́тую Богоро́дицу велича́ем.

Важно

Боже́ственныя све́тлости, я́ко чи́ст, сподо́бился еси́, доброде́телей ви́ды облиста́яся и испове́дания венце́м я́ве украша́емь, те́мже всепра́зднственный пра́здник тво́й ублажа́ем.

Смы́сленно, блаже́нне, твою́ жи́знь соверши́л еси́, повеле́ньми Спа́са управля́емь, ны́не же, се́ни преше́дшей, прера́достно жи́знь ве́чную досто́йно получи́л еси́, богоявле́нно, свяще́ннейше.

Теку́щих бы́стро прете́кл еси́ мяте́ж, к ти́хому же, Ники́то, Ца́рства Христо́ва, ра́дуяся, устреми́лся еси́ приста́нищу, к нему́же на́с наста́ви, о́тче, тя́ блажа́щия и твою́ па́мять почита́ющия.

Богоро́дичен: Тя́ свиде́ния се́нь прообразова́, в не́йже скрижа́ли, и ста́мна, и златы́й ковче́г, я́коже бо она́ о́ныя, та́ко и Ты́ Безнача́льнаго Сло́ва во утро́бе вмести́ла еси́, Богоро́дице, воплоща́ема.

Источник: http://akafistnik.ru/kanony-svyatym/kanon-svyatomu-prepodobnomu-nikite-midikijskomu/

Преподобный Никита Исповедник. Православный календарь на 16 апреля

16 Апреля 2018 07:03 / Религия

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

16 апреля (3 апреля по “старому стилю” — церковному юлианскому календарю). Седмица 2-я по Пасхе (вторая неделя после Светлого Христова Воскресения). Поста нет. Сегодня совершается память 7 святых, а также празднование в честь одной святыни, о которых далее будет коротко рассказано.

***

Преподобный Никита Исповедник. Это святой второй половины VIII – первой четверти IX столетий был родом из малоазийской Кесарии Вифинской.

Сразу же после рождения он потерял мать, а благочестивый отец будущего старца принял монашеский постриг, отдав сына на попечение бабушки, которая и воспитала преподобного Никиту в истинном благочестии и чистоте.

Читайте также:  Мученик орест тианский

С детских лет он прислуживал в храме и был духовным чадом отшельника Стефана, который спустя несколько лет благословил подросшего юношу отправиться в Мидикийский монастырь, чьим настоятелем был святой Никифор. Вот как описывает Житие преподобного Никиты его дальнейшую историю:

В дальнейшем преподобный Никита немало пострадал от еретиков-иконоборцев. За твердое исповедание Православной веры он был посажен в темницу, где пробыл много лет вплоть до смерти нечестивого императора-еретика Льва Армянина. В 824 году от Рождества Христова святой Никита отошел ко Господу.

***

Мученики Елпидифор, Дий, Вифоний и Галик. Эти святые страдальцы приняли мученические венцы за верность Христу и Его Церкви в III столетии. Из их Жития мы знаем, что мученику Елпидифору отсекли голову мечом, Дия побили камнями, Вифония утопили в море, а Галика отдали на съедение диким зверям.

Мученица Феодосия Тирская. Одна из раннехристианских мучениц, пострадавших во времена гонений около 307-308 года от Рождества Христова. Святые останки страдалицы были перенесены в Константинополь, а затем в Венецию во времена, когда Западная Церковь еще не отдалилась от Православия.

Преподобный Иллирик чудотворец. Святой, совершавший монашеские духовные подвиги на горе Марсион в Пелопоннесе. Время жизни этого христианского подвижника, а также подробности его Жития не известны.

Икона Божией Матери “Неувядаемый Цвет”. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, на котором Небесная Владычица держит Богомладенца на правой руке, а в левой руке – цветок белой лилии. Этот символ непосредственно связан с православным молитвенным песнопением, в котором есть такие слова, обращенные к Божией Матери: “Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты”.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: “Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!”

Христос Воскресе!

Источник: https://tsargrad.tv/articles/prepodobnyj-nikita-ispovednik-pravoslavnyj-kalendar-na-16-aprelja_125705

Никита Мидикийский преподобный игумен. Икона на холсте

Икона преподобного Никиты Мидикийского игумена – именная икона мужчин по имени Никита. День памяти 16 апреля.

Пре­по­доб­ный Ни­ки­та Ис­по­вед­ник, игу­мен оби­те­ли Ми­ди­кий­ской, ро­дил­ся в Ке­са­рии Вифин­ской (се­ве­ро-за­пад Ма­лой Азии) в бла­го­че­сти­вой се­мье. Мать умер­ла на 8-й день по­сле его рож­де­ния, и отец, по име­ни Фила­рет, по­стриг­ся в мо­на­хи.

Ре­бе­нок остал­ся на по­пе­че­нии ба­буш­ки, вос­пи­тав­шей его в ис­тин­но хри­сти­ан­ском ду­хе. С юно­ше­ских лет свя­той Ни­ки­та при­слу­жи­вал в церк­ви и на­хо­дил­ся в по­слу­ша­нии у от­шель­ни­ка Сте­фа­на.

Совет

По его бла­го­сло­ве­нию свя­той Ни­ки­та на­пра­вил­ся в Ми­ди­кий­ский мо­на­стырь, где игу­ме­ном был свя­той Ни­ки­фор (па­мять 13 мар­та).

Через семь лет доб­ро­де­тель­ной жиз­ни в мо­на­сты­ре, сла­вив­шем­ся стро­го­стью уста­ва, пре­по­доб­ный Ни­ки­та был ру­ко­по­ло­жен во пре­сви­те­ра. Пре­по­доб­ный Ни­ки­фор, зная свя­тую жизнь мо­ло­до­го ино­ка, по­ру­чил ему управ­ле­ние оби­те­лью, так как сам был тя­же­ло бо­лен.

Не жа­лея сил, пре­по­доб­ный Ни­ки­та стал за­бо­тить­ся о про­цве­та­нии и бла­го­устрой­стве мо­на­сты­ря. Лич­ным при­ме­ром стро­гой мо­на­ше­ской жиз­ни он на­став­лял бра­тию. Вско­ре сла­ва о вы­со­кой жиз­ни на­сель­ни­ков оби­те­ли при­влек­ла ту­да мно­гих, ищу­щих спа­се­ния. Через несколь­ко лет чис­ло мо­на­хов уве­ли­чи­лось до 100 че­ло­век.

Ко­гда пре­по­доб­ный Ни­ки­фор в глу­бо­кой ста­ро­сти ото­шел ко Гос­по­ду, бра­тия еди­но­душ­но из­бра­ла игу­ме­ном пре­по­доб­но­го Ни­ки­ту.

Гос­подь удо­сто­ил свя­то­го Ни­ки­ту да­ра чу­до­тво­ре­ния. По его мо­лит­ве глу­хо­не­мо­му от­ро­ку воз­вра­тил­ся дар ре­чи; две бес­но­ва­тые жен­щи­ны по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние; ли­шен­но­му рас­суд­ка вер­нул­ся ра­зум, и мно­гие дру­гие боль­ные ис­це­ля­лись от сво­их неду­гов.

В те го­ды при им­пе­ра­то­ре Льве Ар­мя­нине (813–820) воз­об­но­ви­лась ико­но­бор­че­ская ересь и уси­ли­лось го­не­ние на свя­тые ико­ны. Пра­во­слав­ные епи­ско­пы из­го­ня­лись и ссы­ла­лись.

В Ца­рь­гра­де в 815 го­ду был со­зван со­бор ере­ти­ков, на ко­то­ром они сверг­ли с пре­сто­ла свя­то­го пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра (806–815; † 828), а на его ме­сто из­бра­ли ере­ти­ка из ми­рян Фе­о­до­та. На ме­сто со­слан­ных и за­клю­чен­ных пра­во­слав­ных епи­ско­пов бы­ли так­же по­став­ле­ны ере­ти­ки.

Им­пе­ра­тор при­звал к се­бе игу­ме­нов всех мо­на­сты­рей и пы­тал­ся при­влечь их к ико­но­бор­че­ской ере­си. В чис­ле при­зван­ных был и пре­по­доб­ный Ни­ки­та, ко­то­рый твер­до сто­ял за пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние. По его при­ме­ру все игу­ме­ны оста­лись вер­ны по­чи­та­нию свя­тых икон.

Обратите внимание

За это их по­са­ди­ли в тем­ни­цу. Пре­по­доб­ный Ни­ки­та му­же­ствен­но пре­тер­пе­вал все ис­пы­та­ния и под­дер­жи­вал твер­дость ду­ха в дру­гих за­клю­чен­ных.

То­гда им­пе­ра­тор и лже­па­три­арх Фе­о­дот ре­ши­ли хит­ро­стью уло­вить упор­ству­ю­щих. Им объ­яви­ли, что им­пе­ра­тор да­ру­ет всем сво­бо­ду и раз­ре­ша­ет по­кло­не­ние ико­нам при од­ном усло­вии: ес­ли они при­мут При­ча­ще­ние от лже­па­три­ар­ха Фе­о­до­та.

Дол­го со­мне­вал­ся пре­по­доб­ный, мо­жет ли он всту­пить в цер­ков­ное об­ще­ние с ере­ти­ком, но дру­гие уз­ни­ки умо­ли­ли его при­ча­стить­ся вме­сте с ни­ми.

Усту­пая их моль­бам, пре­по­доб­ный Ни­ки­та по­шел в храм, где для об­ма­на ис­по­вед­ни­ков бы­ли вы­став­ле­ны ико­ны, и при­нял При­ча­стие.

Но ко­гда он вер­нул­ся к се­бе в мо­на­стырь и уви­дел, что го­не­ние на ико­ны про­дол­жа­ет­ся, то рас­ка­ял­ся в сво­ем по­ступ­ке, вер­нул­ся в Кон­стан­ти­но­поль и стал без­бо­яз­нен­но об­ли­чать ико­но­бор­че­скую ересь. Все уго­во­ры им­пе­ра­то­ра бы­ли им от­верг­ну­ты.

Пре­по­доб­ный Ни­ки­та вновь был за­то­чен в тем­ни­цу, где про­был шесть лет, до кон­чи­ны им­пе­ра­то­ра Льва Ар­мя­ни­на.

Там, пе­ре­но­ся го­лод и скор­би, пре­по­доб­ный Ни­ки­та си­лой сво­их мо­литв со­вер­шал чу­де­са: по его мо­лит­ве Фри­гий­ский царь без вы­ку­па от­пу­стил двух плен­ни­ков; три че­ло­ве­ка, по­тер­пев­ших ко­раб­ле­кру­ше­ние, о ко­то­рых мо­лил­ся пре­по­доб­ный Ни­ки­та, бы­ли вол­на­ми вы­бро­ше­ны на бе­рег.

В 824 го­ду при но­вом им­пе­ра­то­ре Ми­ха­и­ле (820–829) пре­по­доб­ный Ни­ки­та ото­шел ко Гос­по­ду. Те­ло его бы­ло пе­ре­ве­зе­но на ко­раб­ле в Ми­ди­кий­ский мо­на­стырь епи­ско­пом Ефес­ским Фе­о­фи­лом и ар­хи­епи­ско­пом Со­лун­ским Иоси­фом.

Важно

На пу­ти в мо­на­стырь по­гре­баль­ную про­цес­сию встре­тил епи­скоп Плу­си­ад­ский Па­вел с мно­же­ством ино­ков и ми­рян. От гро­ба пре­по­доб­но­го Ни­ки­ты со­вер­ша­лись мно­гие ис­це­ле­ния. Он был по­гре­бен в гроб­ни­це сво­е­го на­став­ни­ка пре­по­доб­но­го Ни­ки­фо­ра.

По­сле по­гре­бе­ния у гроб­ни­цы свя­то­го так­же со­вер­ша­лись чу­де­са.

Источник: http://shop-pobedinedug.ru/product/nikita-midikiyskiy-prepodobnyy-igumen-ikona-na-holste

Ссылка на основную публикацию