Преподобный никита столпник

Преподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец

Дни памяти: 23 мая (Ростов.), 24 мая

Никита Переяславский столпник

Преподобный Никита Столпник Переславский был уроженцем города Переславля Залесского и заведовал сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место.

В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет.

Но Милосердный Господь, желающий всех грешников спасти, и Никиту привел к покаянию.

Обратите внимание

Однажды он пришел в церковь и услышал слова пророка Исаии: «Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших… научитеся добро творити… избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу» (Ис. 1, 16–17). Словно громом, был потрясен он этими словами, проникшими в глубину сердца.

Всю ночь Никита провел без сна, вспоминая слова: «Измыйтеся и чисти будете». Однако утром он решил пригласить друзей, чтобы в веселой беседе забыть ужасы прошедшей ночи. Господь, вновь, призвал Никиту к покаянию.

Когда жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое. Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и Никита ясно осознал, что своими поборами он поступает как убийца.

«Увы мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!» — с такими словами выбежал он из дома.

В трех верстах от Переславля стоял монастырь во имя святого великомученика Никиты, куда и пришел потрясенный страшным видением Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: «Спаси погибающую душу.

Тогда игумен решил испытать искренность его покаяния и дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем проходящим грехи свои. С глубоким смирением Никита принял первое послушание.

Через три дня игумен вспомнил о нем и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот. Но инок не нашел Никиту на прежнем месте, а обнаружил его лежащим в болоте; он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови.

Тогда сам игумен с братией пришел к добровольному страдальцу и спросил: «Сын мой! что ты делаешь с собой?» «Отец! Спаси погибающую душу», — отвечал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу, сам ввел в монастырь и постриг в монашество.

Всем сердцем приняв монашеские обеты, преподобный Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. По благословению настоятеля он возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих монашеских подвигов ископал два глубоких колодца.

Важно

Вскоре преподобный усилил свой подвиг — он выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву.

Только голубое небо да ночные звезды видел он со дна своего столпа-колодца, да узкий подземный ход вел под церковную стену — по нему преподобный Никита ходил в храм на Богослужение.

Так подвизаясь добрым подвигом в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной.

Однажды ночью родственники святого, приходившие к нему для благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные, и решили овладеть ими.

В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули их в грубую холстину и убежали.

Перед утренним Богослужением пономарь, пришедший за благословением к святому Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешил к столпу преподобного и увидел убитого святого, от тела которого исходило благоухание.

Между тем убийцы, остановившись на берегу реки Волги, решили поделить добычу, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо, и бросили вериги в Волгу. Господь прославил и эти видимые знаки тайных подвигов и трудов святого.

В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие».

Совет

С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены на гроб преподобного Никиты. При этом произошли исцеления. Около 1420–1425 гг. святитель Фотий, Митрополит Московский, благословил открыть мощи святого Никиты.

Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыли бересту, которой было обернуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землей и мощи остались под спудом. В 1511–1522 гг. был воздвигнут придел во имя преподобного Никиты, а в XIX веке протоиерей А. Свирелин составил акафист святому.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6759.htm

Преподобный Никита Столпник Переславский

На северной окраине города Переславля-Залеского, на берегу Плещеева озера, окруженный белыми стенами и блистая серебряными куполами, стоит Никитский мужской монастырь. Точная дата его основания не известна, но есть свидетельства, что монастырь берет свое начало от церквей, заложенных в самом начале XI века (примерно 1010 г).

Степенная книга гласит, что эти православные церкви, первые в здешних языческих краях, были заложены епископом Ростовским Иларионом и сыном князя Владимира Святославовича – Борисом Владимировичем.

Таким образом, Никитский монастырь является старейшим монастырем Переславля-Залесского и имеет более чем тысячелетнюю историю.

Монастырь был основан в честь великомученика Никиты (Никиты Готского), который распространял христианство среди своих соплеменников и принял мученическую смерть через сожжение.

Однако прославился монастырь благодаря молитвенным деяниям Переславского святого Никиты Столпника – раскаявшегося грешника, приобретшего дар исцеления.

Житие святого Никиты Столпника

Ученые относят период жизни святого ко второй половине XII века. В то время князь Юрий Долгорукий основал новый город Переславль-Залесский, и началось строительство Спасо-Преображенского собора. Никита был уроженцем Переславля и сборщиком казенных податей и налогов.

Так случилось, что на строительство города и храма потребовалось усилить сборы с местных жителей. Будучи жестоким и жадным, на протяжении многих лет он грабил жителей города, присваивая значительные суммы денег себе. Пришло время, и Господь призвал Никиту к покаянию.

Однажды, зайдя в тот самый Преображенский собор, он услышал слова пророка Исаии, произносимые священником, но как будто обращенные к нему самим Господом:

«Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших… научитеся добро творити… избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу».

Слова проникли в самое сердце грешника, и не было ему покоя той ночью. Однако на утро бы назначен пир, и вскоре, за веселой беседой с друзьями, он стал забывать свои терзания и ночные кошмары. Тем временем, его жена на кухне готовила угощение для гостей.

Когда она помешивала еду в котелке, то увидела там кипящую кровь, а в ней всплывающие человеческие головы, руки и ступни. В ужасе закричала она, и Никита бросился к ней, чувствуя, что это его касается ее крик. Заглянув в котелок, он увидел там то же самое. Никита понял смысл знамения, он – убийца и людоед.

Осознав всю бесчеловечность своих деяний, со словами «Увы мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!», ни с кем не попрощавшись, он покинул дом.

Раскаяние привело его в монастырь во имя святого великомученика Никиты, неподалеку от Переславля. Припав к ногам игумена монастыря, он просил спасти его душу.

Не сразу поверил настоятель в искренность кающегося, он знал кто такой Никита. И повелел ему стоять три дня у ворот монастыря и всем рассказывать о своих прегрешениях.

Обратите внимание

По истечении срока, игумен отправил одного инока посмотреть, что делает у ворот грешник. Но его на месте не оказалось.

Монахи нашли Никиту не у ворот, а в болоте, изъеденного комарами и мошками, которым он отдал себя на съедение, тело его было в крови. Игумен увидел глубину раскаяния просящего, ввел в монастырь и постриг в монахи.

Ни разу не отступил Никита от своего намерения. Он жил затворником, в строгом посте, дни и ночи проводил в молитве и бдении. С благословения игумена он возложил на себя тяжелые кованые вериги – железные цепи с тремя крестами, а голову покрыл каменной шапкой.

Но все это казалось Никите недостаточным для искупления своих грешных деяний, и он решается на нечто, до этого не принятое ни в обители, ни вообще на Русской земле. Вырыв в земле глубокую узкую яму, в которой можно было находиться только стоя, он проводил в ней время в молитвах.

День и ночь простаивал он в яме, от которой шел подземный ход в Никитский собор, довольствуясь только одной просфорой в сутки и несколькими глотками воды. За это его начинают звать Столпником.

Прошло много лет, Господь принял покаяние Никиты, и ниспослал ему дар исцеления. Слава о его деяниях разнеслась далеко за пределами города.

Одно из чудесных исцелений связано с именем черниговского князя Михаила Всеволодовича, который с детства тяжело болел. Предание гласит, что князь, прослышав про силу монаха Никитского монастыря, немедля отправился в Переславские земли.

Вблизи монастыря был разбит шатер, а к Никите было отправлено послание с просьбой явиться. Никита к князю не вышел, но направил ему свой посох. Князь оперся на посох и чудесным образом стал здоров.

Получив избавление от болезни, Михаил Всеволодович приказал поставить на месте своего исцеления памятный крест и выбить дату — 16 мая 1186 года.

Жизнь преподобного Никиты Столпника оборвалась мученической смертью. Однажды ночью родственники святого пришли к нему для благословения.

Железные вериги, столь долго носимые им, со временем натерлись до блеска, и были приняты пришедшими за серебряные.

Жадность овладела ими, они убили святого, забрали его кресты и вериги, завернули их в грубую ткань и убежали. Святой был похоронен на территории монастыря.

В настоящее время мощи святого Никиты Столпника находятся в Благовещенском храме Никитского монастыря.

История монастыря с XVI века до наших дней

Первоначально монастырь был деревянный, поэтому до сегодняшнего дня дошли только те постройки, которые были выполнены в XVI и более поздних веках в камне. Первой каменной постройкой монастыря стала одноглавая церковь, возведенная в 1528 году по приказу царя Василия III.

Однако большинство сохранившихся построек – стены, башни монастыря и Никитский собор (1561-1564) были построены по приказу Ивана Грозного. Отстраивая монастырь, царь обеспечивал себе резервную крепость на случай мятежа опричников в соседней Александровской слободе.

Важно

Другие сохранившиеся постройки монастыря – кельи монахов, Благовещенская церковь с трапезной палатой, часовня над местом столпничества святого Никиты и надвратная колокольня – построены в разное время и считаются более поздними (XVII-XIX век). Никитский собор является самой старой сохранившейся постройкой монастыря.

Освящение собора происходило при личном присутствии Ивана Грозного, а его жена преподнесла церкви вышитый собственноручно образ святого Никиты.

В 1611 году монастырь выдержал двухнедельную осаду польско-литовского войска под предводительством Яна Сапеги, после чего пал, был разграблен и сожжен. Восстановление монастыря проводилось на средства семьи Романовых. В 1643-1645 гг.

были восстановлены стены и башни монастыря, а также построена Благовещенская церковь с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней. В комнатах второго этажа трапезных палат останавливался царь Петр I, когда приезжал в Переславль строить свой потешный флот.

В 1702 году на месте исцеления князя Михаила была построена Черниговская часовня.

Время правления Екатерины II, когда многие святые обители пострадали, монастырь успешно пережил. В XVIII-XIX веках на территории Никитского монастыря продолжается строительство.

В 1768 году к трапезной Благовещенской церкви был пристроен придел во имя святого Николая Чудотворца. В XVIII веке была построена часовня над столпом Святого Никиты и некоторые служебные корпуса.

Уже в XIX веке на месте старинной надвратной церкви святого Архангела Михаила, возведенной во времена Ивана Грозного, была построена высокая колокольня.

Большой урон был нанесен монастырю в советское время. В 1923 г монастырь был ликвидирован. Все его хозяйство было национализировано, а постройки долгое время занимали школа, мастерские, дома научных сотрудников и даже женская колония.

Исчезли два плодовых сада и старое монастырское кладбище. Некоторые ценные предметы удалось передать в музей. Однако, были сняты колокола с колоколен и позолоченные кресты с Никитского собора. Иконостас XIX века был разрушен и сожжен.

В 1960-70-е годы под руководством архитектора Пуришева И.Б. проводились реставрационные работы Никитского собора. В 1984 году произошло обрушение его центральной главы, и собор долгое время находился в аварийном состоянии. С 1993 года монастырь вновь открыт для посетителей, в том числе и для женщин.

Сегодня в Никитский монастырь не прекращается поток паломников, которые хотят прикоснуться к религиозным святыням. В монастыре хранятся мощи святого Никиты Столпника, частицы облачений, вериги и крест-мощевик с частицами мощей. На территории монастыря находится могила святого Никиты, а часовня на месте его столпничества открыта для посетителей.

Источник Никиты Столпника

В километре от Никитского монастыря находится святой источник, выкопанный самим Никитой Столпником. Первоначально таких колодца было два, но один из них не сохранился, сейчас на том месте находится городское кладбище. Этот же колодец был выкопан у «Студеного потока» и действует по сей день.

Никита копал колодцы ночью, после дневных молитв и бдений, в тяжелых веригах и каменной шапке, таково было его искупление. Считается, что вода из святого источника помогает от многих болезней. «От них же человецы почерпающе с верою вкушающи, здравие приемлют». Рядом с источником стоит часовня и обустроены две купели.

Читайте также:  Праздничные посты и крещенский сочельник. богослужение

Источник этот довольно известен, и зимой и летом там много посетителей, которые приезжают, чтобы окунуться в холодную целебную воду и взять ее с собой.

По одной из легенд, когда царевич Иван (сын Ивана Грозного и Анастасии Романовны) тяжело заболел и никакие лекарства не помогали, его напоили и окропили водой из святого источника, и он выздоровел. К слову сказать, само рождение царевича было приписано молитвам царской четы перед могилой Святого Никиты, которого Иван Грозный очень почитал.

Переславская земля хранит в себе не только огромное количество памятников архитектуры и старины, но и является матерью многих чудес. Одно из них — житие преподобного Никиты Столпника, с именем которого связан Никитский монастырь в Переславле-Залесском.

Адрес: Переславль-Залесский, Никитская слобода, ул. Запрудная, 20

Время работы: 10.00-18.00

Источник: http://xn--24-6kcapm6bnz4c.xn--p1ai/bez-rubriki/prepodobnyj-nikita-stolpnik-pereslavskij.html

Азбука Спасения — Преподобный Никита Столпник, Переяславский

ПРЕПОДОБНЫЙ НИКИТА СТОЛПНИК, ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ


Святитель Димитрий Ростовский

Память преподобного отца нашего Никиты Столпника, Переяславского чудотворца

Память 24 мая

Сей преподобный отец наш родился и получил воспитание в городе Переяславле Залесском. С молодых лет он отличался жестоким и обидчивым характером, устраивал возмущения и причинял людям много зла, привлекая их к суду и производя грабежи. Таких же, подобных себе, он имел и друзей.

Однажды, окончив свои занятия, он во время вечернего богослужения пришел в церковь и услышал следующие прочтенные там слова пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло» (Ис.1:16), и проч.

От этих слов он тотчас же пришел в ужас и, возвратившись домой, всю ночь провел без сна, размышляя об этих словах. На другой день по своей привычке он отправился к друзьям своим, развеселился в их обществе и просил их обедать у него в этот день.

Совет

После сего он пошел на рынок купить провизии и, принесши ее домой, велел жене, чтобы она приготовила обед.

И когда жена стала мыть мясо, то заметила, что из него необычно течёт кровь, а потом, когда она положила его в горшок и стала варить, то увидела, что в горшке пенится кровь и выплывает на поверхность то человечья голова, то рука, то ступни ног. От этого она пришла в ужас и рассказала мужу. Когда же он пришел и сам увидел то, о чем рассказала ему жена, то на долгое время его объял ужас, а потом, пришедши в себя, он с глубоким сердечным вздохом сказал:

– Увы мне! много я согрешил.

После этих слов, молясь и заливаясь слезами, он вышел из дома и, отшедши на одно поприще от города, пришел в монастырь святого великомученика Никиты. Здесь он упал к ногам игумена сего монастыря и сказал:

– Спаси погибающую душу.

Изумленной такою необыкновенною переменою Никиты, игумен сказал ему на это:

– Испытай себя: пробудь три дня у монастырских ворот, плачь и исповедуй грехи свои пред всеми, кто будет входит в монастырь и выходить из него.

Никита так и сделал. Три дня он плакал и молился, исповедуя пред всеми грехи свои. После сего он увидел вблизи монастыря болотистое место, поросшее тростником, и множество летающих над ним мошек и комаров. Он пришел к этому месту снял с себя одежду и, вошедши совершенно нагим в болото, сел в тростник и стал молиться Богу.

По прошествии трех дней игумен послал инока посмотреть, что делает Никита. Инок пришел и, не найдя его у монастырских ворот, после недолгих поисков нашел его лежащим в тростнике. Мошки и комары огромным облаком кружились над ним. Вернувшись в монастырь, инок рассказал об этом игумену.

Тогда игумен вместе с братиею монастыря пришел к Никите и, увидев его в таком положении, что и тела его нельзя было разглядеть (так обильно текла из него кровь) сказал ему:

– Сын мой! что это ты делаешь с собою!

Никита же ничего другого не отвечал, а только говорил игумену:

– Отец! спаси погибающую душу.

После сего игумен ввел его в монастырь, постриг в иночество и поместил в тесную келлию, где он стал пребывать в постоянных молитвах и посте, проводя без сна дни и ночи.

В это время злокозненной враг стал наводить на него страх различными видениями, но он ограждал себя от этих видений крестным знамением, призывая на помощь святого великомученика Никиту, и никому об этом не говорил.

Обратите внимание

Вскоре Никита устроил себе близ церкви столп и выкопал узкую тропинку под церковную стену, которою и приходил в церковь на молитву. За такие подвиги он получил от Бога дар чудотворений, так как многие, одержимые различными недугами, приходя к нему, получали от него исцеление.

В это время благоверный князь черниговский Михаил заболел недугом расслабления. Услышав о святом Никите, он велел боярам своим свезти себя в город Переяславль к преподобному для исцеления.

Когда он был уже в пути, то встретил его демон в образе монаха и сказал о себе, что он из того же монастыря, где подвизался и святой Никита. Князь спросил его о преподобном, и демон сказал, что он – обманщик. Это сильно опечалило князя.

Через несколько времени тот же демон уже в другом образе снова встретил князя на пути и сказал ему:

– Напрасно ты, князь, утруждаешь себя, совершая такой длинной путь.

Когда же князь подошел на расстояние одного поприща к монастырю, где пребывал преподобный, то повелел поставить себе шатёр, чтобы отдохнуть от пути, и послал в монастырь одного из своих бояр известить преподобного о своем прибытии. Тогда тот же демон встретил посланного в образе слепого на один глаз монаха с лопатою в руках и сообщил ему, что преподобный умер и что он уже похоронил его.

Поняв обман, боярин возбранил демону молитвою святого, и демон остался совершенно недвижимым на том месте, где стоял. Боярин тогда пришел к столпу святого Никиты и сообщил ему о прибытии князя и о тяжком недуге его, после чего святой послал князю жезл свой.

Благоверный князь Михаил взял этот жезл в руку свою и стал на ноги совершенно здоровым, так что пришел пешком к столпу преподобного, принял от него благословение и рассказал ему всё о демонском искушении, случившемся с ним во время путешествия.

Важно

Тогда преподобный возбранил демону именем Божиим и повелел ему явно пред всеми в течение трех часов стоять неподвижно у своего столпа, после чего демон дал святому клятву никогда более не делать зла людям и немедленно исчез.

Получив исцеление, благоверный князь Михаил усердно возблагодарил Бога и святого старца и, дав богатый дар монастырю, возвратился в свой город.

Так святой отец наш Никита, пребывая в столпе своем и вознося постоянные молитвы Богу, подавал исцеление всем, кто приходил к нему для получения врачевства от недугов.

В одну ночь пришли к преподобному некоторые из его родственников, с просьбою помолиться за них и, увидев на нем тяжелые вериги, которые от долгого трения о тело вычистились и блестели, подумали, что они серебряные. Омраченные диавольским наущением, они задумали убить святого и, пришедши к столпу, разобрали бывший на нем покров, вошли в него и насильственно разлучили душу святого от тела его.

Взяв затем вериги, они завернули их в грубую холстину и убежали. Перед утренним богослужением параэкклисиарх по обычаю пришел к столпу святого, чтобы получить от него благословение, и, увидев, что покров столпа разобран, пошел к игумену и сообщил ему об этом.

Тогда пришли к столпу и нашли тело преподобного еще тёплым, причем от него исходило благоухание. Благоговейно взяв его из столпа, с каждением и пением псалмов торжественно похоронили его у церкви святого мученика Никиты с правой стороны вблизи алтаря.

При этом все недужные, какие случились в то время, получили исцеление.

Нечестивые же убийцы преподобного, думая, что они приобрели драгоценное сокровище, продолжали бежать и скоро достигли реки Волги.

Тут они развернули холстину и, увидев, что три честные креста и тяжелые вериги – железные, что от долгого трения они вычистились и от того блестели, бросили их в реку у города Ярославля близ монастыря святого Апостола Петра.

В первую же ночь после этого один инок этого монастыря, по имени Симеон, увидел на том месте недалеко от берега три ярко светящиеся столпа. Они поднимались от земли к небу и испускали лучи света.

Совет

Инок рассказал об этом архимандриту своего монастыря, а тот сообщил начальнику города и, сопровождаемые множеством народа, они отправились на это место, и нашли честные вериги преподобного, которые подобно сухому дереву чудесно плавали поверх воды.

Благоговейно взяв их, с пением псалмов понесли в город и, встретив на пути хромого, которой ползал на ногах по земле, осенили его крестами, бывшими на веригах, после чего укрепились ступни ног и колени его, и он стал на ноги, совершенно здоровый. Кроме сего много других больных, страдавших различными недугами, получили исцеление от вериг преподобного. Спустя некоторое время преподобный Никита явился вышеупомянутому иноку Симеону и сказал ему:

– Пусть сей честной знак моих подвигов в скором времени перенесен будет отсюда и положен на гробе моем.

После сего вериги преподобного с почестями были перенесены из города Ярославля в город Переяславль и положены на честном гробе его. Всем, приходящим с верою, они подают многие исцеления во славу Христа Бога.

Примечание

Переяславль Залесский, ныне уездной город Владимирской губернии, находился сперва на озере Клещино, близ верховьев притока реки Клязьмы Перми, а потом около 1152 года суздальским князем Юрием Долгоруким был перенесен на новое место, на 5 верст южнее Назван Залесским потому, что находился в дремучих лесах, отделявших его от других городов.

Никитский монастырь находился на поле в 3 верстах от города с северной его стороны. Он становится известным из жития преподобного Никиты. Время основания его неизвестно.

Столп, которой устроил преподобный для своих подвигов, находился не поверх, а внутри земли. Это была столпообразная круглая яма или просто пещера, так что столпничество святого Никиты было, в сущности, затворничеством.

Князь Михаил был сын Всеволода, князя черниговского. Исцеление его относят к 1186 году.

Преподобный Никита скончался в 1186 году, 24 мая.

Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/nikita-stolpnik-pereyaslavskij-zhitie.html

Мощи святых

В мае 2000 г. был произведен поиск и исследование места захоронения преподобного Никиты Столпника, одного из семи святых г. Переславля-Залесского.

Преподобный Никита, уроженец Переславля, жестокий и алчный сборщик податей при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском, раскаявшийся после услышанной проповеди и последовавших за этим видений, во второй половине XII в. стал насельником Переславского Никитского монастыря.

Искреннее покаяние, телесные подвиги, чудесный дар исцелений прославили преподобного еще при жизни, внезапно оборвавшейся от рук родственников в ночь на 24 мая 1186 г. По инициативе святителя Фотия, митрополита Московского, в начале XV в.

Обратите внимание

была предпринята попытка эксгумации мощей преподобного Никиты, которая не увенчалась успехом из-за грозных небесных знамений, и мощи остались под спудом.

Археологические раскопки позволили найти гробницу преподобного Никиты Столпника и выяснить, что перед погребением, согласно Студийскому уставу, на преподобного возложили схиму и кожаный парамандный крест, тело облачили в одежды из грубой шерстяной ткани, ноги обули в кожаные сандалии.

Погребение было совершено в нежилой части монастыря под открытым небом в деревянном гробу, покрытом по древнерусскому обычаю пластинами бересты. На дно гроба под голову преподобного положили каменное «возголовьице». Судебно-медицинская экспертиза, проведенная профессором В. Н.

Звягиным, подтвердила сведения «Жития» о насильственной смерти преподобного, на черепе которого обнаружены повреждения от сильного удара твердым зубчатым предметом. Были обнаружены и следы эксгумации начала XV в. Ее участники выкопали обширную яму, не совпадающую по ориентации с могильной.

Добравшись до гроба, удалив часть бересты и сняв часть крышки в изголовье, они достали череп и завернули его в плат из венецианского камчатного шелка. Внезапно налетевший ураган заставил прекратить эксгумацию. Череп был помещен обратно в гроб.

Для защиты от грунта его вновь прикрыли пластинами и лентами бересты и по афонскому обычаю обложили брусковыми кирпичами. Над могилой установили белокаменное надгробие.

После включения гробницы в структуру первого каменного соборного храма постройки 1528 г. над ней была установлена рака, на которой какое-то время лежал дошедший до наших дней шитый покров, выполненный в 1555–1560 гг. в мастерских царицы Анастасии Романовны.

Со временем древняя рака была утрачена, а точное местоположение гробницы забыто, и в XIX в. она оказалась застроенной кирпичным калориферным воздуховодом. Только детальное археологическое исследование позволило обрести и достоверно идентифицировать мощи преподобного Никиты Столпника спустя 814 лет после его кончины.

Следующим этапом работ была реставрация текстильных и кожаных изделий из гробницы. Почти полностью удалось восстановить облик куколя. Его очелье обрамляло вырез для лица, в центре были изображены три контурных косых креста, вышитых тамбурным швом красными нитями.

Важно

Нижний край очелья украшен полосой золотистого шелка и красными нитями. Над очельем и на его нижних оконечностях в квадратных клеймах, выполненных красными и золотистыми нитями, расположены прямые равноконечные кресты.

Оконечности завершаются горизонтальными прямоугольными клеймами, заполненными перекрещенным зигзагом, вышитым красными нитями.

Погребальное облачение (мантия) преподобного Никиты Столпника представлено остатками двухслойной верхней одежды из темной овечьей шерсти. Наружный слой сохранился в виде двух крупных и множества мелких разрозненных фрагментов грубой шерстяной ткани полотняного переплетения. Подкладка из тонкой шерстяной ткани саржевого переплетения сохранилась в виде отдельных фрагментов.

Читайте также:  Петров пост. богослужение

Мантия, сшитая из нескольких полотен ткани, была распашной, отрезной сзади по талии с «борами» на спине, то есть была скроена по типу кафтана или поддевки, которая и в наши дни является молитвенной одеждой старообрядцев Приуралья.

В частности, почти полностью сохранилась спинка с подшитым к ней присборенным низом.

Если руководствоваться этнографическими аналогиями, данный тип кроя позволяет заключить, что одежда имела подкладку только выше пояса, то есть так называемую подоплеку.

На черепе и под ним находились остатки шелковой венецианской камчатной ткани (пятинитное атласное переплетение репсовой структуры) золотистого цвета, в которую череп был завернут при попытке эксгумации мощей в начале XV в.

Ткань сильно истлела и сохранилась лишь в небольших фрагментах, что не позволило реконструировать ее крупный растительный рапорт. Тем не менее, ряд характерных элементов орнамента указывает на время и место изготовления ткани.

Совет

В области ног преподобного Никиты находились остатки двух сплющенных под тяжестью грунта сандалий, изготовленных из хорошо выделанной кожи, окрашенной в черный цвет.

Каждая сандалия представляет собой двухслойную подошву с открытым заостренным носком и закрытым задником, напоминающим нос ладьи.

В передней части сандалии имеется отходящий к внутренней стороне стопы язычок для прикрепления лямки, которой сандалия подвязывалась к ноге.

Сандалии чрезвычайно просты и архаичны. Помимо чисто утилитарных требований, сформулированных в IV в.

святителем Василием Великим, их специфический крой (подошва с закрытой пяткой и открытыми пальцами) полностью отвечает символическому значению сандалий монаха, объясненному в XV в. святителем Симеоном Солунским: «…

дабы не повредил он мысленных ног души, не был уязвлен мысленными змиями в пяту помыслов, но чтобы наступал на них…».

В области шеи преподобного Никиты найдены обрывки параманда, сплетенного из четырех узких полосок окрашенной в черный цвет кожи, так называемые «плетцы». Среди праха в срединной части гроба найден также небольшой фрагмент почти полностью истлевшего кожаного пояса, сохранивший тиснение в виде круглых розеток.

После полной реставрации текстильных и кожаных остатков они приобрели экспозиционный вид и были возвращены для молитвенного поклонения в Никитский монастырь.

Источник: https://tainadiveevo.ru/nikita-stolpnik-moshchi-grobnica

День преподобного Никиты Столпника 6 июня 2018 года: о чем молиться старцу

День Никиты Столпника является религиозным и народным праздником. В этот день православные верующие молятся святому для обретения ума и отказа от не благочестивых поступков.

Согласно сохранившимся документам Никита Столпник жил в двенадцатом веке в Переславле-Залесском. Начало его жизни не отличалось праведностью: рано женившись, он совершил множество злых поступков, притесняя бедных и собирая слишком большие пошлины.

Однако после посещения церкви Никита Столпник получил наказ от святого пророка Исайи перестать творить зло и оставить прежний образ жизни.

Слова пророка заставили Никиту Столпника одуматься и он решил оставить дом и семью, чтобы посвятить свою жизнь служению Господу.

В монастыре он неустанно молился, стараясь избавиться от грехов прежней жизни. Никита Столпник поселился в уединенном месте и слухи о его подвиге быстро дошли до людей. К нему начали стекаться паломники за советами.

Святой получил от Господа дар исцеления и помогал каждому, кто общался к нему за помощью. Погиб Никита Столпник от рук бандитов, решивших украсть цепи, которыми он сковал себя.

После обретения его мощей в 2000 году паломники продолжают посещать место его уединения, а также святой источник, вырытый святым.

О чем молятся Никите Столпнику

С молитвами обращаются к святому по разным причинам. Молитвы помогают исцелиться от множества болезней и недугов, в том числе от параличей, бессонницы, травм. Молитвы возносят и те, кто смертельно болен. Обращение к святому помогает очиститься от грехов перед кончиной и спокойно отправиться на милость Божьего Суда.

Святой источник, вырытый Никитой Столпником, обладает чудодейственными способностями. Вода, взятая из него, способна не только избавить от негативных мыслей и вернуть веру в Высшие Силы, но и помочь очистить дом от любого зла.

Посетите Никитский мужской монастырь, чтобы поклониться веригам Никиты Столпника. Святыня также помогает избавиться от болезней и негатива.

Молитва Никите Столпнику

Возносить молитву можно не только в храме или церкви, но и дома. Все, что вам потребуется, это правильный настрой и искреннее раскаяние. Просьбы можно выражать своими словами, которые обязательно найдутся сами при обращении к Никите Столпнику.

«Преподобный мученик Никита! К тебе обращаюсь с искренней молитвой. Ты, оставивший жизнь мирскую и отринувший негатив во славу Господа, спаси и сохрани раба Божьего (имя). Помоги исцелиться от недугов, плоть мою съедающих.

Не дай дьявольским проискам столкнуть пеня с пути истинного, помоги бороться с любым негативом и не дай творить бесчинства.

Благослови на дела праведные да дай сил сражаться с вероотступниками, не принимая их слов и помогая им обрести веру в Господа. Аминь».

Обратите внимание

В день памяти Никиты Столпника священнослужители призывают всей семьей отправиться в церковь, чтобы помолиться преподобному о здравии всех близких людей. В этот день откажитесь от ссор и бранных слов, начните новую жизнь, наполненную любовью и счастьем.

Источник: https://www.nalivka.net/post/den-prepodobnogo-nikiti-stolpnika-6-iyunya-2018-goda-o-chem-molitsya-startsu/

Преподобный Никита, Столпник, переяславский чудотворец

Никита, служивший сборщиком податей при князе Юрии Долгоруком, злоупотреблял доверием князя и беспощадно притеснял слабых и грабил бедных ради удовлетворения своей корысти.

В одно из посещений церкви он услышал чтение пророчеств Исаии: «Умойтесь, и чисты будете, отнимите лукавства от душ ваших, научитесь творить добро: ищите справедливость, защитите обиженного, пожалейте вдову.

И простятся вам грехи ваши. Если же не послушаетесь, то меч погубит вас…»

Каждое слово, подобно мечу, поражало грешника. Он чувствовал себя недостойным находиться среди молящихся, в благодатной церковной обстановке, и душа его наполнилась ужасом… Но вместе с тем в нее вошел и спасительный страх Божий.

И вот Никита вышел из церкви обновленным, отрешенный от всего прежнего, житейского. Он отказался от неправедно нажитого богатства  и поспешил в иноческую обитель, что в трех верстах от Переяславля-Залесского.

Представ перед игуменом, Никита чистосердечно покаялся и молил принять его в обитель.

— Но сможешь ли ты подчиниться иноческому послушанию, прожив столько лет в разнузданности? — возразил игумен.

— Я готов подчиниться тебе, отец, — отвечал Никита.

— Пробудь же три дня у монастырских ворот и исповедуй свои грехи, — предложил настоятель.

Сел Никита у монастырских ворот и перед всеми проходящими исповедовал грехи своей жизни. Потом, отойдя за обитель, снял с себя одежду и сел нагой в тростниковое болото. Здесь через несколько дней увидел его один из иноков — насекомые облепили его тело, покрытое кровоточащими язвами. Услышав об этом, игумен и братья пришли узнать, что сталось с несчастным человеком.

— Что это ты делаешь, сын мой? — спросил его игумен.

— Спаси, отец, погибающую душу… — едва мог проговорить Никита.

Тогда игумен, поняв, что его сокрушение искренне, взял его за руку и ввел в монастырь.

Важно

Затворившись в тесной келье, Никита углубился в молитву. Сокрушаясь о прежней жизни, он стремился загладить ее страданием, налагал на себя всякие лишения и труды, строго постился, носил тяжелые вериги. По ночам, выходя из обители, он выкопал два колодца. Воспламеняясь все большим и большим усердием, Никита возвел столб и прокопал подземный ход под церковь, чтобы проходить незаметно.

И бывший грешник заслужил Божье прощение. Никита получил дар исцелять от болезней, и велика была слава о творимых им чудесах.

Преподобного Никиту ждала мученическая кончина. Он был убит людьми, пришедшими  к нему за благословением. Они приняли его железные вериги, обтершиеся от времени, за серебряные и, польстившись на них, убили подвижника.

Это было около 1189 г. Погребен был преподобный Никита Столпник в Переяславском Никитском соборе. 

05 июнь 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/3855-prepodobnyj-nikita-stolpnik-pereyaslavskij.html

Святой: Никита Столпник

Никита Столпник (? — 24 мая 1186) — святой Русской церкви, почитается в лике преподобных. Прославился подвигом столпничества в Никитском монастыре близ Переславля. Память совершается (по юлианскому календарю) 23 мая (Собор Ростово-Ярославских святых) и 24 мая.

Честная жизнь

Преподобный Никита, уроженец Переславля-Залесского, жил в XII веке. Пришедши в возраст, он вступил в брак и с тем вместе предался многим порокам; был, как говорится в рукописном житии, другом мытарей; притеснял бедных, заводил ссоры с богатыми, взимая от них неправедную мзду и сим способом приобрёл себе богатое имение.

Однажды Никита пришёл в церковь, где на то время читано было при Богослужении из Пророка Исайи следующее: Тако глаголет Господь: измыйтеся и чисти будете, отъимите лукавства от душ ваших и прочее. (Ис.)

Эти пророческие слова до того тронули Никиту, что он тогда же решился оставить порочную свою жизнь и всецело посвятить себя на служение Богу. Оставив дом, семейство и большое имение, неправедно им нажитое, он ушёл в Никитский монастырь, где показал собою редкий пример самоотвержения и духовного подвижничества.

Возложив на себя тяжёлые железные вериги, он заключился в уединённый каменный столп, в котором до самой кончины своей день и ночь пребывая в трудах, посте и молитве, с сердечным сокрушением просил у Господа Бога прощения своих грехов, взывая непрестанно: «Владыко Христе Царю! помилуй мя падшаго; возстави на путь истинный погрязшаго в тине греховной».

Вериг было двое: одни из них полегче носил он на теле; другие, весом в два с половиною пуда, возлагал и носил поверх одежды.

Господь услышал покаянную молитву раба своего Никиты, простил ему все прегрешения и, дабы удивить милость свою над ним, ниспослал ему дар врачевания ещё при жизни.

Исцеление святого князя Михаила Черниговского

Слух о необычайном подвижничестве преподобного Никиты, а равно и о его чудотворениях далеко разнёсся. Отовсюду стали приходить к нему здравые и недужные или для получения назидательных наставлений, или для исцеления.

Из числа немощных, приходивших к преподобному Никите, было одно особенно замечательное лицо — Черниговский Князь Михаил Всеволодович (Чермный), впоследствии святой мученик и исповедник (отец преподобной Евфросинии Суздальской).

Страдая в юных летах телесным расслаблением и не ведая, какими врачевствами укрепить своё здоровье, Князь Михаил нарочито, по одному слуху о преподобном Никите и о его святой и чудодейственной жизни, прибыл из Чернигова в Переславль-Залесский.

Совет

Остановясь за версту от Никитского монастыря, Михаил послал одного из своих боляр к преподобному просить у него помощи в своей тяжкой болезни. Преподобный Никита, видя искреннее усердие Князя, дал посланному жезл, сказав, что шлёт его как врачевство для больного; пусть возьмёт его в руки и исцелеет.

Посланный возвратился, вручил Князю жезл и, лишь только он принял его в свои руки, тотчас ощутил себя совершенно здравым. В память сего события Князь Михаил тогда же повелел водрузить крест на том самом месте, где последовало исцеление, с означением года, именно: «лета 6694» (1186 год).

Об этом чудесном исцелении Черниговского Князя Михаила и о поставлении им креста в память сего события говорится в Степенной книге и, по свидетельству писателя оной, крест тот был ещё цел в конце XVI века. (Смотри часть 1, страницы 315 и 316.) Ныне на этом месте находится каменная часовня, расстоянием от монастыря Никитского в одной версте, возле Ростовского шоссе, и называется Черниговскою.

Кончина и почитание

Преподобный Никита Столпник скончался насильственною смертию. Однажды пришли к преподобному двое из его ближних за благословением. Железные вериги Никиты, от времени обтёршиеся и получившие блеск, родными его приняты были за серебряные. Желая воспользоваться ими, они лишили его жизни, — что случилось в 1186 году мая 24 дня.

Нетленные мощи преподобного Никиты обретены в XV веке и почивают под спудом в соборной монастырской церкви.

Память его празднуется 24 мая по старому стилю и 6 мая по новому.

Помощь от Никиты столпника

Ещё при жизни преподобный Никита приобрёл дар исцеления и стал помогать больным.

Около 1515 года переславский дьякон Евстафий лишился рассудка, однако исцелился, когда на него возложили железные вериги святого Никиты столпника.

В 1884 году Иван Фёдорович Турков после молитвы к святому Никите получил исцеление от телесной слабости.

В ответ на молитвы преподобный Никита помогает при параличе, при травмах с потерей конечностей, а также в случае бессонницы.

Ему также молятся, когда нет надежды на выздоровление, и когда надо облегчить мучения больного просьбой, чтобы тот скорее был призван к Богу.

Вериги святого Никиты, которые сохраняются в Никитском монастыре, паломники возлагают на бесноватых для изгнания демона.

Вода Никитского источника, который находится близ монастыря и был выкопан Никитой, считается святой и помогает от многих болезней.

Смотри также

  • Никитский монастырь
  • Святой Князь Михаил Черниговский
  • Святая Евфросинии Суздальской
  • Черниговская часовня

Ссылки

  1. ? Молитвы для защиты детей от невзгод и болезней. Составитель Т. Васильева. М., Гелеос, 2005. С. 103, 139.
  2. ? Ильинский П. В. Переславский Никитский монастырь и его подвижник, преподобный Никита Столпник. Владимир, 1898. С. 44—45, 54—56.
  3. Царская правда. М., Алгоритм, Эксмо, 2009.

Источник: http://adamovka.ru/saint/?id=1500

Акафист святому преподобному Никите Столпнику, Переяславскому чудотворцу

Взбрaнный чудотв0рче и3 вели1кій хrт0въ ўг0дниче! восхвалsемъ тS съ люб0вію, ч†да тво‰, тeпла предстaтелz къ бGу тебE стzжaвше. тh же моли2 прослaвившаго тS гDа t всsкихъ нaмъ бёдъ свободи1тисz, зовyщымъ:

Рaдуйсz, ніки1то прпdбне, ст0лпниче и3 чудотв0рче.

Јкосъ №

ҐгGлwвъ под0бника и3 бэсHвъ противоб0рца прови1дz тS всеS твaри зижди1тель словесы2 прbр0ческими: и3змhйтесz и3 чи1сти бyдите, на покаsніе њгласи1въ тS, ћкw вторaго пavла, человэколю1бнw къ себЁ призвA, нaсъ же научи2 ўблажaти тебE си1це:

Рaдуйсz, сосyде и3збрaнный, свhше бGwмъ пред8увёданный: рaдуйсz, въ хрaмъ д¦а всес™aгw пред8устaвленный.

Рaдуйсz, спод0бивыйсz бжcтвеннагw призвaніz: рaдуйсz, ўдост0ивыйсz t гDа њправдaніz.

Обратите внимание

Рaдуйсz, блгdть б9ію, ўмzгчaющую сeрдце твоE, получи1вый: рaдуйсz, њчисти1тельнагw покаsніz т0ки слeзъ и3сточи1вый.

Рaдуйсz, вёру въ призвaвшаго тS гDа несумнённу воспріsвый: рaдуйсz, всегw2 себE води1тельству б9ію предaвый.

Рaдуйсz, супрyжницу и3 клеврeтwвъ твои1хъ гDа рaди њстaвивый: рaдуйсz, невозврaтное твоE шeствіе къ снискaнію сп7сeніz напрaвивый.

Рaдуйсz, цrтвіz нбcнагw стzжaтелю: рaдуйсz, њ всёхъ къ тебЁ притекaющихъ тeплый ко гDу предстaтелю.

Читайте также:  Преподобный антоний печерский

Рaдуйсz, ніки1то прпdбне, ст0лпниче и3 чудотв0рче.

Кондaкъ в7

Ви1дz супрyжницу твою2, дивsщуюсz премэнeнію снёдныхъ мsсъ ћкобы въ человёчєскіz члeны и3 недоумэвaющую њ неисповэди1мыхъ судьбaхъ б9іихъ, свhше њзарeнъ, и3сповёдалъ є3си2, ћкw гDь на покаsніе тS призывaетъ, и3 ѓбіе познaлъ є3си2 сп7сaющему тS бGу пёти: Ґллилyіа.

Јкосъ в7

Рaзумъ недоразумэвaемый, въ ди1вномъ призвaніи твоeмъ проzвлeнный, разумёти и3щA, прпdбне џ§е ніки1то, помышлsлъ є3си2, кaкw њ гDэ возмощи2 мjръ и3 діaвола посрами1ти, къ лavрэ с™aгw великом§ника нікjты ѓбіе потeклъ є3си2, и3дёже и3 ѓгGльский w4бразъ на сS воспріи1мъ, д0бль в0инъ хrт0въ показaлсz є3си2. мh же, гDа, сп7сшаго тS, прославлsюще, рaдостнw вопіeмъ ти2:

Рaдуйсz, ћкw мытaрь, ко гDу њ поми1лованіи вопиsвый: рaдуйсz, ћкw заблyдшій сhнъ, nцA нбcнагw взыскaвый.

Рaдуйсz, ћкw хананeа, t хrтA нE tступaвый: рaдуйсz, ћкw блудни1ца, њ грэсёхъ рыдaвый.

Рaдуйсz, ћкw є3зекіа, ўми1льнw моли1выйсz: рaдуйсz, ћкw манассjа, въ покаsніи смири1выйсz.

Рaдуйсz, ћкw јwвъ, и3скушeніz крёпкw терпёвый: рaдуйсz, ћкw даніи1лъ, премyдрость б9ію разумёти вожделёвый.

Рaдуйсz, давjдово раскazніе kви1вый: рaдуйсz, петрHвы слeзы и3сточи1вый.

Рaдуйсz, пyть и4стинный къ животY вёчному њбрэтhй: рaдуйсz, ћкw крjнъ, люб0вію бжcтвенною процвэтhй.

Рaдуйсz, ніки1то прпdбне, ст0лпниче и3 чудотв0рче.

Кондaкъ G

Си1ла вhшнzгw њсэни2 тS, прпdбне џ§е ніки1то, є3гдA въ начaлэ не бhлъ є3си2 ўдост0енъ пріsтіz въ лavру великом§ника нікjты, и3 трехдневным твои1мъ пред8 враты2 џныz присэдёніемъ и3 всенар0днымъ грэхHвъ твои1хъ и3сповёданіемъ побэди1телz на діaвола тS kви2, научaz нaсъ даю1щему крёпость лю1демъ свои6мъ бGу пёти: Ґллилyіа.

Јкосъ G

И#мёzй бlгопріsтное стрeмленіе во с™ёй лavрэ великом§ника нікjты водвори1тисz, но t сеS бhвъ tрэвaемъ, въ ти1нное блaто нaгъ повeрглсz є3си2 на терзaніе мши1цемъ и3 гадHмъ. мh же толи1кw крёпкому твоемY терпёнію дивsщесz, вопіeмъ ти2:

Рaдуйсz, мjру є3ди1ножды навсегдA ўмeрый: рaдуйсz, нераскazннw вс‰ кр†снаz мjра сегw2 презрёвый.

Рaдуйсz, тщеслaвныz п0мыслы смири1вый: рaдуйсz, мhсль въ бз7э ўтверди1вый.

Рaдуйсz, сребролю1біе и3зсуши1вый: рaдуйсz, сластолю1біе ўмертви1вый.

Рaдуйсz, всsкій гнёвъ и3 и3збhтокъ ѕл0бы tложи1вый: рaдуйсz, смиренномyдріе возлюби1вый.

Важно

Рaдуйсz, дyшу твою2 по сл0ву хrтA возненави1дэвый: рaдуйсz, дёлы бlги1ми веліaра преwби1дэвый.

Рaдуйсz, пл0ть со страстьми2 и3 похотьми2 распнhй: рaдуйсz, по њбращeніи твоeмъ не себE, но є3ди1ному бGу живhй.

Рaдуйсz, ніки1то прпdбне, ст0лпниче и3 чудотв0рче.

Кондaкъ д7

Бyрю внyтрь и3мёz помышлeній сумни1тельныхъ, с™hz лavры и3гyменъ смzтeсz, зрS тебE, грэхолюби1ва бhвша, на п0двиги и4ночествующихъ толи1кw б0дреннw дерзaюща, въ мёстэ тёснэ тS затвори2 во и3спытaніе бlгaгw твоегw2 произволeніz: тh же на діaвола, ћкw давjдъ на голіafа, є3диноб0рствовати рaдостнw съ кaменемъ вёры потeклъ є3си2, поS гDу си1лъ: Ґллилyіа.

Јкосъ д7

Слhшавъ сказ†ніz житjй дрeвнихъ подви1жникwвъ, прпdбне, кaкw t гDа наставлsеми и3 ўкрэплsеми, труды2 ко трудHмъ прилагaху, тёмъ подражaти возревновaлъ є3си2, и3 т‰жкіz вери6ги, по бlгословeнію и3гyмена, на сS возложи1въ, дeнь и3 н0щь въ мlтвахъ пребывaлъ є3си2. мh же, ди1вное твоE подви1жничество прославлsz, зовeмъ ти2 таков†z:

Рaдуйсz, житіeмъ nцє1въ пустhнныхъ плэнeнный: рaдуйсz, люб0вію бжcтвенною распалeнный.

Рaдуйсz, произв0льное ќзничество возлюби1вый: рaдуйсz, во ўмерщвлeніе пл0ти желBза на себE возложи1вый.

Рaдуйсz, въ п0двизэхъ неутоми1мый: рaдуйсz, во благочeстіи неwхлади1мый.

Рaдуйсz, во пл0ти безпл0тныхъ ѓгGловъ сожи1телю: рaдуйсz, своегw2 произволeніz в0ли б9іей покори1телю.

Рaдуйсz, и3справлeніи твои1ми безпл0тныхъ ўдиви1вый: рaдуйсz, равноaгGльнагw житіS w4бразъ и4стинный нaмъ kви1вый.

Рaдуйсz, въ собесёдованіе съ бGомъ вhну ўглублeнный: рaдуйсz, блгdтію б9іею преобогащeнный.

Рaдуйсz, ніки1то прпdбне, ст0лпниче и3 чудотв0рче.

Кондaкъ є7

БGопeсненную pалти1рь къ достижeнію нбcнагw nтeчества, ћкw свэти1льникъ, во ќме твоeмъ вhну содержA, т0ю прославлsлъ є3си2 нбcнагw nцA, воспэвaz: Ґллилyіа.

Јкосъ є7

Ви1дэвше бли1жніи и3 дaльніи, є4же по бз7э житіE твоE, прпdбне, чyдному твои1хъ нрaвwвъ и3змэнeнію ўдивлsхусz, добродётєли же и3 п0двиги тво‰ прославлsху, съ ни1ми же и3 мы2 си1це вопіeмъ ти2:

Рaдуйсz, ћкw въ стaрости крёпость мyжескую показaлъ є3си2: рaдуйсz, ћкw nбётъ и4ночества дэлaми њправдaлъ є3си2.

Рaдуйсz, въ многострaстнэй пл0ти подвизaвыйсz, ћкw безпл0тный: рaдуйсz, благи1ми п0мыслы и3 дёлы многопл0дный.

Совет

Рaдуйсz, твои1ми п0двиги t њблэнeніz нaсъ возставлszй: рaдуйсz, твоeю жи1знію пyть ко сп7сeнію всBмъ из8zвлszй.

Рaдуйсz, люб0вь вeлію къ бGу показaвый: рaдуйсz, многоwбрaзнэ п0мощь б9ію и3спытaвый.

Рaдуйсz, б9іей любви2 къ кaющымсz зерцaло: рaдуйсz, подвизaющымсz на діaвола крёпкое забрaло.

Рaдуйсz, вhну њ нaсъ съ мlтвою бGу предстоsщій: рaдуйсz, и3 поднeсь њби1тель твою2 неруши1му хранsщій.

Рaдуйсz, ніки1то прпdбне, ст0лпниче и3 чудотв0рче.

Кондaкъ ѕ7

Проповёдаютъ т‰жкіz тво‰ вери6ги, смиренномyдре ніки1то, труды2 и3 болBзни, бGа рaди тоб0ю под8sтыz, и4хже рaди ди1внw прослaви тS гDь, њби6льныz и3сцэлeній струи6 тоб0ю и3сточaz нaмъ, да вhну поeмъ є3мY: Ґллилyіа.

Јкосъ ѕ7

Возсіsвшаz въ сокрушeннэмъ сeрдцэ твоeмъ блгdть всес™aгw д¦а прови1дца бyдущихъ и3 ск0раго навeтуемымъ t бэсHвъ свободи1телz показA тS, прпdбне, научaz всёхъ вопи1ти тебЁ си1це:

Рaдуйсz, прє1днzz, ћкw насто‰щаz прорекaвый: рaдуйсz, д†льнаz, ћкw бли1зъ с{щаz прозирaвый.

Рaдуйсz, ћкw кнsзю міхаи1лу винY разслаблeніz є3гw2 тэлeснагw њб8zсни1лъ є3си2: рaдуйсz, ћкw мyченическую кончи1ну є3мY и3 болsрину є3гw2 бhти предвэсти1лъ є3си2.

Рaдуйсz, со прbр0ки прослaвленный: рaдуйсz, чудотв0рцємъ сопричи1сленный.

Рaдуйсz, гордhни діaволей низложи1телю: рaдуйсz, бэсHвъ прогони1телю.

Рaдуйсz, си1лу врaжію попрaвый: рaдуйсz, въ си1лэ б9іей преспэвaвый.

Рaдуйсz, ћкw цrтвіе б9іе внyтрь себє2 стzжaлъ є3си2: рaдуйсz, ћкw хrтA навёки въ тебЁ жи1ти воспріsлъ є3си2.

Рaдуйсz, ніки1то прпdбне, ст0лпниче и3 чудотв0рче.

Кондaкъ з7

Хотsщу діaволу kвлeніемъ свои1мъ во w4бразэ дракона ўстраши1ти тS, стоsща на мlтвэ, nрyжіемъ крестA поражeніе всеконeчное нанeслъ є3си2, побэди1телю бGу воспэвaz: Ґллилyіа.

Јкосъ з7

Н0вую твaрь показA тS зижди1тель, t миролю1біz къ толи1кому бGолюбію сeрдце твоE њбрати1въ, прпdбне џ§е, ћкw ты2 на ст0лпъ, ѓки иліA на џгненную колесни1цу возшeдъ, бдёніе, п0стъ и3 мlтву, ѓки к0ни быстротeчныz t земли2 къ нб7си2 стzжaлъ є3си2, и3 тaкw ко хrтY предстaвъ, вhну ходaтайствуеши њ нaсъ, вопію1щихъ тебЁ:

Рaдуйсz, ћкw є4же по бз7э и4стинное житіE познaлъ є3си2: рaдуйсz, ћкw т0е и4щущымъ дэлaми показaлъ є3си2.

Рaдуйсz, велемyдрwвъ вёка сегw2 њбyивый: рaдуйсz, и4стинную мyдрость въ смиренномyдріи бhти kви1вый.

Рaдуйсz, и4го хrтA воспріsвый: рaдуйсz, бlгость џнагw житіeмъ њправдaвый.

Обратите внимание

Рaдуйсz, ћзвы гDA ї}са любeзнэ на тёлэ твоeмъ понесhй: рaдуйсz, всегw2 себE въ жeртву гDеви принесhй.

Рaдуйсz, земнhй стрaнниче: рaдуйсz, б9ій и3збрaнниче.

Рaдуйсz, монaхwвъ настaвниче: рaдуйсz, бGоприsтный њ нaсъ мlтвенниче.

Рaдуйсz, ніки1то прпdбне, ст0лпниче и3 чудотв0рче.

Кондaкъ }

Стрaнное и3 преслaвное чyдо ви1дитсz всBмъ, притекaющымъ къ тебЁ, џ§е ніки1то, ћкw и3 водA t изрhтыхъ тоб0ю кладенцє1въ, чeрплемаz съ вёрою, тэлє1сныz и3 душє1вныz недyги и3сцэлsетъ, научaz чудодёющему бGу пёти: Ґллилyіа.

Јкосъ }

Вeсь t всес™aгw бGа њблагодaтствованъ є3си2, прпdбне џ§е, ћкw дyхомъ пrт0лу б9ію предстои1ши, тёломъ же въ нёдрэ земли2 почивaz, t гр0ба твоегw2 подаeши цэльбы2. сегw2 рaди и3 взывaемъ ти2 такwвaz:

Рaдуйсz, вёрный рaбе вLки всебlгaгw: рaдуйсz, хрaмэ преукрaшенный д¦а всес™aгw.

Рaдуйсz, цRS нбcнагw предстоsтелю: рaдуйсz, ск0рый прошeній подaтелю.

Рaдуйсz, и3ст0чниче и3сцэлeній: рaдуйсz, сокр0вищнице чудотворeній.

Рaдуйсz, ви1димыми чудесы2 неви1димую бlгодaть, въ тебЁ сyщую, kвлszй: рaдуйсz, вёрныхъ дyшы знaменьми въ вёрэ ўтверждazй.

Рaдуйсz, чaдwмъ цRкве лучезaрный свэти1льниче: рaдуйсz, ди1вный хrт0въ ўг0дниче.

Рaдуйсz, ўвэнчaнный подви1жниче: рaдуйсz, бGу при1сный люби1миче.

Рaдуйсz, ніки1то прпdбне, ст0лпниче и3 чудотв0рче.

Кондaкъ f7

Всsкое є3стество2 ѓгGльское ўдиви1сz вели1кому свhше тебЁ даровaнію, прпdбне ніки1то, ћкw и3 древsный п0сохъ тв0й, стрaждущему телeснымъ разслаблeніемъ черни1говскому кнsзю міхаи1лу п0сланный t тебє2 и3 въ рyку и3мъ пріsтый, ѓбіе и3сцэлeніе томY даровa и3 научи2 є3гw2 пёти чудодёющему тоб0ю бGу: Ґллилyіа.

Јкосъ f7

Вэт‡и многовэщaнніи недоумёютъ по достоsнію восхвали1ти тS, достослaвне џ§е, ћкw пaче є3стествA си1лу врaжію преслaвнw низлагaеши.

є3щE бо въ тэлеси2 пребывaz, бёса, шeствовавшу къ тебЁ кнsзю міхаи1лу ћвльшасz во w4бразэ и4нока и3 бlг0е кнsже предпріsтіе воспzщaвша, ви1димw къ столпY твоемY и4менемъ хrтA пригвозди1лъ є3си2, и3 поднeсь тyюжде влaсть на бёсы kвлsеши, разрушaz злок0знєнныz дBйства и4хъ на человёкwвъ. сегw2 рaди и3 зовeмъ ти2 си1це:

Рaдуйсz, лжи2 діaволей њбличи1телю: рaдуйсz, прeлести бэс0вскіz посрами1телю.

Рaдуйсz, влaсть на дyхи нечи6стыz пріsвый: рaдуйсz, тyюжде и3 по смeрти ўдержaвый.

Рaдуйсz, ћкw дeмwни и3 гр0ба твоегw2 трепeщутъ: рaдуйсz, ћкw на ни1хъ и3 вери6ги тво‰ стрBлы палsщыz мeщутъ.

Рaдуйсz, ћкw бBсныz во њби1тель твою2 т0чію нyждею привлачaеми бывaютъ: рaдуйсz, ћкw nни2 здрaвіи и3 смhслzщіи тyю њставлsютъ.

Рaдуйсz, ћкw дeмwни здЁ и3 не хотsще себE tкрывaютъ: рaдуйсz, ћкw тоб0ю гони1ми, и3з8 њдержи1мыхъ и4ми ск0ро ўбэгaютъ.

Рaдуйсz, рэко2 и3сцэлeній быстротeчнаz: рaдуйсz, стрaжо њби1тели вёчнаz.

Рaдуйсz, ніки1то прпdбне, ст0лпниче и3 чудотв0рче.

Кондaкъ ‹

Спасти2 хотS дyшу твою2, бGомyдре џ§е, въ кр0тости и3 смиренномyдріи хrтовэ вhну поучaлсz и3 ди1внw преуспёлъ є3си2. тёмже и3 рабHмъ твои6мъ, хотsщымъ нyжднw и3з8sти дyшу твою2, ничт0же прерeклъ, нижE возопи1лъ є3си2: но, ћкw ѓгнецъ неѕл0бивый, главY подклони1въ, смeрть t тёхъ пріsлъ є3си2, поS бGу: Ґллилyіа. Јкосъ ‹.

СтэнA є3си2 всBмъ, воспевaющымъ тS и3 притекaющымъ съ вёрою къ заступлeнію твоемY, ніки1то ст0лпниче. тёмже и3 нaмъ, къ тебЁ прибэгaющымъ, бyди ст0лпъ непоколеби1мъ, t всsкихъ нaсъ бёдъ и3 напaстей вhну застэнsz и3 њграждaz, за є4же и3 поeмъ тебЁ такwвaz:

Рaдуйсz, пристaнище њбуревaемыхъ: рaдуйсz, п0моще њѕлоблsемыхъ.

Рaдуйсz, ск0рбныхъ ўтёшителю: рaдуйсz, немощнhхъ ўкрэпи1телю.

Рaдуйсz, грёшнымъ бGа ўмилостивлszй: рaдуйсz, бlги1хъ въ д0брэ ўтверждazй.

Рaдуйсz, кaющихсz свои1мъ примeромъ њбодрszй: рaдуйсz, њ сп7сeніи подвизaющымсz споборazй.

Рaдуйсz, мzтyщихсz п0мыслами ўмири1телю: рaдуйсz, врaжіихъ навётwвъ tрази1телю.

Важно

Рaдуйсz, нaшихъ царeй держaво и3 похвало2: рaдуйсz, грaда переслaвлz ўтверждeніе и3 красото2.

Рaдуйсz, ніки1то прпdбне, ст0лпниче и3 чудотв0рче.

Кондaкъ №i

Пёніе бlгодaрственное гDу прин0сzтъ вси2, пріeмлющіи, ви1дzщіи и3 слhшащіи многочи1слєннаz чудесA, t тsжкихъ вери1гъ и3 гр0ба твоегw2 быв†ющаz си1лою б9іею, ю4же ты2 вhну на нб7сёхъ прославлsеши, поS бGу: Ґллилyіа.

Јкосъ №i

Свэтозaрное свэти1ло, на твeрди цRк0внэй возсіsвшее, прпdбне џ§е ніки1то, показaша тS три2 огневи6дныz столпы2, ћвльшыzсz над8 повeрженными t ўбjйцъ твои1хъ, и3 ћкw дрeво, въ водaхъ в0лжскихъ плaвавшими твои1ми вери1гами, ±же и3 положи1ти здЁ на гр0бэ твоeмъ, ћкw п0честь трудHвъ твои1хъ, въ нощнёмъ видBніи повелёлъ є3си2. чесw2 рaди твоE водворeніе во свётлостехъ с™hхъ бhти ўразумёвше, тS воспэвaемъ:

Рaдуйсz, жи1телю бжcтвеннагw селeніz: рaдуйсz, дости1гшій вёчнагw ўпокоeніz.

Рaдуйсz, бл†гъ неизречeнныхъ наслаждаzйсz: рaдуйсz, лицезрёніz б9іz насыщazйсz.

Рaдуйсz, со ѓгGлы при1снw ликyющій: рaдуйсz, трис™yю пёснь нем0лчнw пою1щій.

Рaдуйсz, съ прпdбными ўбlжaемый: рaдуйсz, съ м§никами ўвэнчавaемый.

Рaдуйсz, рaдостію вёчною преисполнsемый: рaдуйсz, люб0вію бжcтвенною преуслаждaемый.

Рaдуйсz, ћкw тоб0ю вhшній на нб7си2 и3 на земли2 слaвитсz: рaдуйсz, ћкw и3 ты2 сегw2 рaди вhшнимъ на нб7си2 и3 на земли2 прослaвилсz є3си2.

Рaдуйсz, ніки1то прпdбне, ст0лпниче и3 чудотв0рче.

Кондaкъ в7

Бlгодaть чудeсъ твои1хъ, прпdбне џ§е ніки1то, въ сeрдцэ первос™и1телz фHтіа вeліе ко tискaнію многоцэлeбныхъ мощeй твои1хъ желaніе возжE.

тh же, бGомyдре, ѓще и3 попусти1лъ є3си2 tкопaти и3 ви1дэти нетлённое и3 чудесы2 бlгоухaющее тёло твоE: nбaче ћкwже и3 прeжде человёческіz слaвы ўбэгaвшій, всёхъ и3з8 хрaма, ѓки бyрею, и3зри1нувъ, пaки себE въ землю2 скрhлъ є3си2. чесw2 рaди ди1вному во с™hхъ свои1хъ бGу їaкwвлю воспэвaемъ: Ґллилyіа.

Јкосъ в7i

Пою1ще преслaвнw дёйствующагw тоб0ю чудесA цRS нбcнагw, тS, џ§е достослaвне, восхвалsемъ, ѓще и3 недост0йными ўстaми, nбaче ўсeрднw ўбlжaz тS си1це:

Рaдуйсz, честн0е прес™hz трbцы носи1ло и3 похвалeніе: рaдуйсz, с™hни д¦а чи1стое и3 непор0чное селeніе.

Рaдуйсz, чудeсъ пучи1но, бGомъ и3зліsннаz: рaдуйсz, мmровaрнице, на вс‰ нед{ги врачевaніzми преиз8wби1льнаz.

Рaдуйсz, w4бразе ѓгнцемъ и3 пaстырємъ: рaдуйсz, преукрaшенный всsкимъ бжcтвеннымъ даровaніемъ.

Рaдуйсz, прaвило вёры и3 w4бразе кр0тости дух0вныz: рaдуйсz, зри1телю красоты2 бжcтвенныz неизречeнныz.

Рaдуйсz, мЂра хrт0ва бlгоухaніе: рaдуйсz, многоцвётный крjне рaйскагw прозzбeніz.

Рaдуйсz, ћкw ѓгGли њ твои1хъ и3справлeніихъ рaдуютсz: рaдуйсz, ћкw мнHзи человёцы по твоемY примёру и3 предстaтельству спасaютсz.

Рaдуйсz, ніки1то прпdбне, ст0лпниче и3 чудотв0рче.

Кондaкъ Gi

Q преслaвный чудотв0рче и3 вели1кій хrт0въ ўг0дниче, ніки1то прпdбном§ниче! нhнэшнее нaше хвалeбное приношeніе пріeмъ, не њстaви при1снw ходaтайствовати њ нaсъ ў nц7A нбcнагw, да въ житіи2 сeмъ сэтeй врaжіихъ и3 прeлести бэс0вскіz и3збhвше, воздyшныхъ мытaрствъ и3 геeнны вси2 и3збёгнемъ, и3 всeльшесz въ г0рній їеrли1мъ, спод0бимсz съ тоб0ю пёти всебlг0му бGу нaшему вёчнw нем0лчное: Ґллилyіа.

Конда1къ се1й глаго1лн G-жды, таже i4косъ №-й, и3 кондaкъ №-й.

Моли1тва

њ всечестнaz главо2, прпdбне џ§е пребlжeнне, ніки1то прпdбном§ниче! не забyди ни1щихъ твои1хъ до концA, но поминaй нaсъ всегдA во с™hхъ свои1хъ и3 бlгопріsтныхъ мlтвахъ къ бGу и3 не забyди присэщaти чaдъ свои1хъ. моли2 за ны2, џ§е бlгjй и3 и3збрaнниче хrт0въ, ћкw и3мёzй дерзновeніе къ нбcному цRю, и3 не премолчи2 за ны2 ко гDу, и3 не прeзри нaсъ, вёрою и3 люб0вію чтyщихъ тS.

поминaй нaсъ, недост0йныхъ, ў пrт0ла вседержи1телева и3 не престaй молsсz за нaсъ ко хrтY бGу: тебЁ бо дaна бhсть бlгодaть моли1тисz за ны2. не мни1мъ бо тS мeртва сyща, ѓще бо и3 тёломъ престaвилсz є3си2 t нaсъ, но и3 по смeрти ќбw жи1въ пребывaеши.

не tступaй t нaсъ дyхомъ, сохранsz и3 соблюдaz нaсъ t стрёлъ врaжіихъ и3 всsкіz прeлести бэс0вскіz, застyпниче и3 мlтвенниче нaшъ д0брый. ѓще бо и3 мощeй твои1хъ рaка пред8 nчи1ма нaшима ви1дима є4сть всегдA, но с™az твоS душA со ѓгGльскими в0инствы, со безпл0тными ли1ки, съ нбcными си1лами ў пrт0ла вседержи1телz бGа дост0йнw весели1тсz.

Совет

вёдуще u5бw тS вои1стину и3 по смeрти жи1ва сyща, тебЁ припaдаемъ, и3 тебЁ м0лимсz, и3 ми1ли сz дёемъ, є4же моли1тисz њ нaсъ всеси1льному бGу њ п0льзэ дyшъ нaшихъ, и3 и3спроси2 нaмъ врeмz на покаsніе и3 невозбрaннw прейти2 t земли2 на нб7о, и3 г0рькихъ мытaрствъ, и3 воздyшныхъ кнzзeй, и3 вёчныz мyки и3збaвитисz нaмъ, и3 нбcному цrтвію наслёдникwмъ бhти со всёми прaведными, t вёка ўгоди1вшими є3мY, гDу нaшему ї}су хrтY. є3мyже подобaетъ всsкаz слaва, чeсть и3 поклонeніе со безначaльнымъ є3гw2 nц7є1мъ и3 с™hмъ д¦омъ, нhнэ и3 при1снw и3 во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Источник: http://akafistnik.ru/akafisty-russkim-svyatym/akafist-svyatomu-prepodobnomu-nikite-stolpniku-pereyaslavskomu-chudotvortsu/

Ссылка на основную публикацию