Преподобный никон печерский

Преподобный Никон Печерский

Блаженный Никон пришел к преподобному Антонию в пещеру уже иереем и иноком – вероятно, он был пострижен при кафедре – и под влиянием высоких подвигов Антония продолжал свое духовное совершенствование.

По воле святого старца Никон, уже стоявший твердой стопой на духовной лестнице, постригал приходивших подвизаться в той же пещере.

Когда по приказанию преподобного Антония были пострижены двое приближенных великого князя Изяслава, тот сильно разгневался и призвал Никона к себе.

– Ты ли их постриг без моего повеления? – спросил князь.

– Благодатию Божией я постриг, по повелению Царя Небесного, Иисуса Христа, призвавшего их на такой подвиг, – ответствовал старец.

– Так ступай, – повелел князь, – повелел князь, – и уговори их вернуться домой, иначе пошлю тебя и всех живущих с тобой в заточение, а пещеру велю разрушить.

– Твори что угодно, – ответил Никон, – но я не могу отнимать воинов у Царя Небесного.

Обратите внимание

Изяслав приказал было разогнать иноков, но потом, выслушав свою супругу, просившую не трогать Божьих людей, послал сказать Антонию, чтобы спокойно оставался в пещере.

Никон все же решил покинуть эти места, так как гнев князя еще не утих и не позволял предаваться безмолвию. Вместе с иноком монастыря Святого Мины он пошел в 1054 году искать другое пустынное место.

Дойдя до Азовского моря, Никон нашел неподалеку от Тамани полюбившийся ему уединенный уголок и остался здесь. Преподобный своей благочестивой жизнью снискал высокое уважение у таманцев.

Когда в 1065 году коварный грек убил доблестного князя Ростислава, таманцы просили блаженного Никона отправиться послом к князю Святославу в Чернигов, чтобы князь прислал к ним сына своего Глеба на княжение. Никон согласился. Исполнив поручение в Чернигове, он посетил Печерскую обитель.

Феодосий, постриженный преподобным Никоном, а теперь ставший игуменом Печерским, принял Никона с радостью и  глубоким уважением и просил остаться в обители. Никон дал слово, что  устроит все дела и вернется.

Проводив князя Глеба в Тамань, Никон сделал необходимые распоряжения в своей обители и затем прибыл в Киев. Но в 1068 году в Киеве поднялись гражданские тревоги и смуты: Изяслава прогнали, и престол великого князя занял его младший князь Святослав.

Это вызывало возмущение у многих. Никон, любивший тихую, недоступную для житейских тревог жизнь, с двумя иноками опять удалился в Тамань. Но тревоги князей и здесь не давали ему покоя.

В Тамани вспыхнули междоусобицы, и Никон, не дожидаясь печальных последствий мирского мятежа, вернулся в Печерскую обитель.

Важно

Братья, зная, как уважал Никона почивший к тому времени Феодосий, предоставили ему игуменство в обители. Под надзором преподобного великая Печерская церковь была украшена иконами и мозаикой.

В делах управления братией Никон старался в точности следовать уставу преподобного Феодосия.

При этом блаженному Никону приходилось терпеть немало обид от братии – против его строгостей восставали с ропотом и негодованием, – но он удержался в обители.

Блаженный Никон, после долгих и богоугодных подвигов, мирно почил весной 1088 года, в возрасте почти 90 лет. 

04 апрель 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/3527-prepodobnyj-nikon-pecherskij.html

24 декабря. Преподобный Никон Сухой, Печерский – Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

«Помните узников, как бы и вы с ними были в узах» (Евр. 13:3), — так заповедал узник в Господе, святой Апостол Павел. Следуя сей заповеди, воспомянем о чудесах блаженного узника Никона, в судьбах которого с несомненностью проявилась сила Господа, освобождающая от оков узников Своих.

Блаженный Никон был родом из города Киева и происходил от знатных родителей; придя в Печерский монастырь, он прежде всего добровольно предал разум свой и всего себя в послушание Христу и стал опытным иноком.

Затем, во время нашествия злочестивых половцев, он был пленен ими одновременно со святым Евстратием Печерским, уведен из монастыря в их страну и содержался там в заключении.

Один христолюбивый гражданин города Киева явился туда для выкупа пленных, но блаженный Никон уклонился от этого человека; христолюбец тот подумал, что он поступает так потому, что сам имеет в Киеве богатых родственников, которыми и желает быть выкупленным. Выкупив многих пленников, человек тот возвратился в Киев и рассказал о блаженном Никоне. Узнав это, родственники его прибыли к Половцам для выкупа Никона с большими сокровищами, но блаженный Никон сказал им:

— Не тратьте для меня понапрасну достояния вашего: если бы Господь желал моей свободы, то Он не предал бы меня в руки сих беззаконников: Он Сам отдает в плен тех, кого хочет. А мы «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иова 2:10).

Родственники укорили блаженного, но принуждены были, не выкупив его, вернуться назад со всем множеством захваченного достояния. После этого пленившие блаженного и другие Половцы, видя, что они не достигли своей цели, стали немилосердно мучить раба Божия.

И целых три года блаженный непрестанно был утесняем ими, связываем, окован по рукам и ногам, мучим огнём, терзаем ножами, томим голодом и жаждой, лишаем пищи в течение одного, двух, трех и более дней; летом по три дня держали его под палящими лучами солнца, а зимою выбрасывали на снег и на мороз. Все это нечестивые Половцы причиняли ему с той целью, чтобы он выкупил себя; но блаженный Никон за всё лишь благодарил Господа и непрестанно молился Ему. Через несколько времени он объявил своим мучителям, что Христос даром освободит его из их рук и что он получил уже об этом извещение.

— Явился мне, — говорил он, — брат мой Евстратий, которого вы предали жидам на распятие; за это они осуждены будут вместе с отцами своими, некогда кричавшими: «кровь Его на нас и на детях наших».

Вы же, нечестивые, будете мучиться вместе с Иудою, предавшим Господа на крестные страдания.

Явившийся же мученик сказал мне, что на третий день, по молитвам святых отец Антония и Феодосия и прочих Печерских угодников, я буду возвращен в обитель Печерскую.

Услыхав это, половчанин, взявший преподобного в плен, подумал, что он хочет убежать, а потому подрезал ему жилы под коленами, чтобы он не мог уйти и кроме того стал бдительнее стеречь его.

И вот на третий день, в шестом часу дня, в то самое время, когда вся стража окружала преподобного с оружием в руках, блаженный узник стал невидим, а стерегшие его услышали только его голос, воспевавший: «Хвалите Господа с небес»!

Так чудесно и ни для кого невидимо святой перенесен был в Печерскую церковь Пресвятой Богородицы в то самое время, когда на божественной литургии стали петь запричастный стих. И тотчас вокруг него собралась вся братия и стала вопрошать его, каким образом он попал сюда.

Совет

Сначала он хотел было скрыть это дивное чудо, но все окружавшие его, видя его связанным тяжелыми цепями, с неизлечимыми ранами, гнойными струпьями, покрывшими всё тело его, а особенно при виде крови, струившейся из разрезанных голеней, всячески заставляли его поведать истину.

Поэтому, вопреки своему желанию, он, наконец, рассказал им всё, как было, но не позволял снять оковы с рук и ног своих. На это игумен сказал ему:

— Брат! Если бы Господь желал сих уз твоих, то не освободил бы тебя от плена, а потому покорись нашей просьбе.

После сего, сняв с преподобного оковы, братия перековали их на вещи, необходимые для алтаря.

Спустя немного времени, когда уже с Половцами заключен был мир, прибыл в Киев тот самый половчанин, который держал блаженного Никона в плену. Прибыв в Киев, он вошел в Печерский монастырь.

Увидав здесь своего бывшего пленника, блаженного Никона, он узнал его и рассказал об нем всё подробно игумену и братии и уже не возвратился обратно в страну свою, но, умилившись от всего происшедшего, принял святое крещение и вместе с другими своими родичами — половцами, также пришедшими в Киев, сделался иноком и вместе с ними окончил жизнь в покаянии в том же Печерском монастыре, служа пленнику своему — блаженному Никону.

Было много и других удивительных чудес сего блаженного и святого отца нашего Никона, из которых мы упомянем о следующих.

Однажды, когда блаженный был еще в плену, разболелись пленники от голода и недостатка до такой степени, что едва не умерли; будучи вместе с ними, блаженный запретил им хотя что-либо вкушать из пищи нечестивых, и молитвою своею подал всем им выздоровление и возможность невидимо ни для кого освободиться от заключения.

В другой раз, когда блаженный еще был в плену, расхворался сам пленивший его половчанин; совсем приближаясь уже к смерти, он завещал своим женам и детям распять плененного им Никона над своею могилою.

Обратите внимание

Но блаженный сей пленник, провидя своими духовными очами, что на конце своей жизни половчанин этот покается, помолился о нем и исцелил его, избавив, таким образом, и себя от смерти телесной и того половчанина не только от телесной, но и от духовной.

Сей блаженный Никон называется «сухим» потому, что он еще заживо истек кровью, сгнил от множества ран и высох от мучений, так что мог сказать о своем здоровье, в плену потерянном, словами пророка Давида: «Сила моя иссохла, как черепок» (Пс.21:16), «кости мои обожжены, как головня» (Пс.101:4).

Что можем сказать об этом и мы, удивляясь его замечательной силе, не телесной, а той, которая свойственна бесплотным силам небесным, как не словами Апостола: «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Кор.4:7).

По истине узник сей, чудесно освобожденный от оков, при всей своей телесной немощи, горел огнём Божественным, светя своими добрыми и богоугодными делами.

Потому и освобожден он был от телесных оков, и, вместо скоропреходящего и быстро увядающего здравия в этой жизни, получил от Бога никогда неувядающее нетление своего тела, в котором и доныне пребывает оно в пещере; духом же своим он удостоился «наследия нетленного, чистого, неувядаемого, хранящегося на небесах» (1 Пет.

1:4), при источнике жизни вечной и получил неувядаемый венец славы. Сим венцем, по молитвам преподобного угодника Божия Никона, да сподобимся быть увенчанными и мы от Царя славы Христа Бога, Которому слава со безначальным Его Отцом и с Пресвятым, и Благим и Животворящим Духом теперь и всегда и в бесконечные веки. Аминь.

Тропарь преподобного Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах
глас 8

Бога Благаго возлюбив,/ иноческое приял еси житие/ и, добре в нем подвизався, / пленен был еси половцы,/ имиже много мучим, крепкодушне Никоне,/ благодатию Христовою свободился еси от них невидимо,/ и ныне во Свете пребывая неприступном,/ моли спастися нам, твою память почитающим.

Кондак преподобного Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах
глас 6

Первомученику подобяся,/ о мучителе твоем молился еси/ и, избавив того от смерти, привел еси ко Христу,/ преподобномучениче Никоне славне,/ темже, с первострадальцем зря Христа одесную Отца,/ молися о нас, да не пребудем вне чертога Христова.

Просмотры (52)

Источник: http://zachatevmon.ru/?p=16275

Никон, игумен Киево-Печерский, преподобный

ЖИтие ПРЕПОДОБНОГО НИКОНА, ИГУМЕНА КИЕВО-

ПЕЧЕРСКОГО

(память 23 марта/5 апреля)

Преподобный Никон пришел к св. Антонию в его монастырь уже иноком и иереем, а где принял пострижение, неизвестно. По воле преподобного Антония, Никон, как имевший священный сан, по­стригал приходивших в пещеры для ино­ческой жизни.

Пострижение знатных людей, придвор­ных, как то: Ефрема каз­начея великокняжеского и молодого боярина Варлаама Вышатина навлека­ло на обитель св. Антония и особенно на Никона сильное негодование великого князя киевского Изяслава. Изяслав послал воинов разогнать Киево-Печерских иноков.

Вместе с иноком монастыря св. Мины пошел он (1054 г.) искать другого без­молвного места.

Дойдя до моря Азовского, Никон полюбил близ Тмутаракани (Тамань) уеди­ненное место и здесь стал подвизаться. «Место это, — говорит прп. Нестор, — благодатью Божией процвело; великий Никон основал здесь церковь Пресвятой Богородицы, и составился великий монастырь, который и поны­не сохраняет сходство с Печерским монастырем». Прп.

Никон приобрел у таманцев высокое ува­же­ние. Когда коварный Грек убил доблестного князя Ростислава, что было в 1065 г., таманцы просили блаженного Никона отправиться послом их к князю Святославу в Чернигов, чтобы князь прислал к ним сына своего Глеба на княжение. Никон согласился. Исполнив поручение в Чернигове, он посетил Печерскую обитель. Феодосий, постриженный прп.

Никоном, а теперь игумен Пе­черский, принял Никона с духовной радостью и глубоким уважением; великие под­вижники при встрече пали друг другу в ноги, потом обнявшись долго пла­кали от радости свида­ния. Феодосий просил Никона не разлучаться с ним. Никон дал слово, устроив дела в своем монастыре, прийти в обитель Феодосия.

Важно

Про­водив князя Глеба в Тмутаракань, Никон сделал распоряжение в своей обители, и затем прибыл в Киев. Фео­досий оказывал Никону самую почтительную любовь, принимал его за отца. «Ког­да, — говорит Нестор, — отлучался он куда-либо, то Никону поручались все братия в ведение. Иногда представлял он великому Никону вместо себя предлагать поуче­ние братии.

Много раз, когда ве­ликий Никон сидел и переплетал книги, блаженный Феодосий сидел при нем и прял нитки, нужные для сего дела».

Читайте также:  Преподобный леонид устьнедумский

Вот высокий образец любви христианской и христианской простоты! Приятно было Никону жить с Феодосием; но в 1068 году, когда в Киеве начались смуты, окончившиеся изгнанием великого князя Изяслава, Никон удалился в Тмутаракань, где с почетом был принят князем Глебом и пользовался благорасположением преемника его Романа Свято­славича (брат Глеба).

По убиении князя Романа Олегом Черниговским, св. Никон в 1708 году снова возвратился в Киево-Печерскую лавру. Братия, зная, как ува­жал его Феодосий, предоставили ему игуменство в Феодосиевой обители. Здесь еще живы были великие ученики Антония и Феодосия: Исаакий затворник, Матфей прозорливый, Агапит врач, Григорий чудотворец. Авве Никону приятно было видеть подвиги их и беседовать с ними.

В 1083 году пришли к Никону из Константинополя иконописцы, нанятые, как говорили они, начальниками Печерской обители Антонием и Феодосием.

Никон, сказав им, что уже 10 лет, как эти начальники скончались, показал им изоб­ражения Антония и Феодосия. «Это они самые, которые наняли нас», — сказали иконопис­цы. Тогда же греческие купцы привезли мозаику на украшение храма.

Таким образом, под надзором прп. Никона великая Печерская церковь укра­ше­на была иконами и мозаикой.

По управлению братией преподобный Никон заботился сохранять в точ­ности все установленное преподобным Феодосием, и Господь благословил это усердие, дышащее высоким смирением.

«Для первой недели поста, — рас­ска­зывает преподобный Нестор, — по причине особенного воздержания, преподобным отцом нашим Феодоси­ем установлено было, чтобы в пяток предлагались добрым подвижникам самые чистые хлебы и еще приготовленные с медом и маком». Так приказывал исполнять и великий Никон.

Совет

Но раз, когда Никон велел келарю приготовить хлебы, келарь «ослушался и солгал, сказав, что нет муки для при­готовления таких хлебов. Бог не презрел труда и молитвы преподобных. После святой литургии, когда все шли на постный обед, привезли воз таких хлебов, откуда вовсе не ожидали.

Увидав это, братия прославили Бога. Потом спустя два дня келарь приказал (для воскресного дня) испечь хлебы из той муки, о которой прежде сказал, что нет ее. Пекари, когда месили тесто и лили теплую воду, увидели лягушку, варившуюся в той воде. Так было осквернено, что сделано по преслушанию».

Блаженному Никону приходи­лось терпеть немало скорбей от братии. И против него, как против блаженного Стефана, вос­ставали с ропотом и негодованием, но он удержался в обители.

Он был свидетелем завещания, показавшего последствиями, как страшно нарушать данное слово и клясться в неправде. Два киевлянина, Иоанн и Сергий, перед Печер­ской иконой Богоматери, тогда уже прославившейся, заклю­чили между собой духовное братство.

Спустя несколько времени Иоанн сделался болен и, чувствуя близость смерти, пригласил к себе блаженного игумена Никона; при нем, раздав много имения бедным, 1000 гривен серебра и 100 гри­вен золота передал Сергию; ему же поручил пятилетнего сына Захарию и завещал отдать сыну серебро и золото, когда тот достигнет зрелого возраста.

Достигнув 15 лет, Захария просил Сергия передать ему отцовскую собственность. «Отец твой, — отвечал Сергий, — отдал имение свое Богу, у Того и спроси; я же не должен ничем ни тебе, ни отцу; отец твой был так глуп, что раздал имение бедным и тебя оставил нищим».

Молодой человек долго плакал, выслушав такой оскорбительный отзыв об отце своем; потом сказал Сергию: «Дай мне по крайней мере половину оставленного отцом; а другая пусть будет твоею». Сергий отказал, осыпая отца и сына бранью. Захария просил третью часть, потом десятую. Сергий отказал и в этом.

«Если не взял ты ничего у отца моего, — сказал наконец Захария, — иди, поклянись в том перед иконой Богоматери, перед которой заключен тобой союз духовного братства с отцом моим». Сергий до того увлекся жадностью к деньгам, что пошел и перед иконой Богоматери сказал: «Не брал я 1000 гривен серебра и 100 гривен золота».

Но когда хотел он целовать святую икону, то не мог подойти к ней и, уходя, кричал: «Преподобные отцы Антоний и Феодосий! Запретите жестокому ангелу губить меня; молите за меня Пресвятую Богородицу, чтобы прогнаны были от меня нечистые духи; пусть возьмут серебро и золото в моей клети». Это навело на всех ужас. Послали в дом Сергия и нашли в запечатанном ящике 2000 гривен серебра и 200 гривен золота. Так Господь не остается в долгу ни перед кем.

Блаженный Никон после долгих и богоугодных подвигов мирно почил 23 марта 1088 года, прожив не менее 86 лет от роду. Погребен был преподобный Никон в обители же Печерской, где и почивают его нетленные мощи. Переселившись духом в обители Небесные, преподобный не оставил совсем своего монастыря, ибо много чудес совершилось от мощей его.

Вместе с препо­добным Антонием и Феодосием и блаженный Никон предстоит перед Престолом Трисиятельного Божества, и все они, как три светильника, просвещаемые вечной славой, молятся и о нас, своих чадах, как отцы. Мощи его поныне почивают в Антониевых (Ближних) пещерах Киево-Печерской лавры.

Память его празднуется также 28 сентября/11 октября (Собор преподобных Ближних пещер) и во 2-ю неделю Великого поста (Собор всех Киево-Печерских святых).

Источник: http://www.saints.ru/n/5_Prp_Nikon_Kievo_Pecherskii.html

Житие преподобного Никона, игумена Киево-Печерского

Когда Господу угодно было насадить в России многоплодную ветвь иноческого жития, Он, прежде других, привел к искусному и трудолюбному первоначальнику российского монашества святому Антонию, подвизавшемуся в пещере, преподобного Никона, который был ему добрым сотрудником в подвижничестве. Ревностно проходя степени иноческих добродетелей, подражая во всем наставнику и учителю своему, преподобный Никон являл в себе достойного вождя иноков и надежного руководителя их в мысленный вертоград постнического жития.

Когда приходили к Антонию лица, желающие принять равноангельский образ, он сам поучал их добродетелям, а преподобному Никону он повелевал постригать их. В деяниях этих двух подвижников можно было усматривать некоторый вид подобия Моисея и Аарона, ибо преподобный Антоний принес закон со св.

Афонской горы, как Моисей с Синайской, преподобный же Никон действовал по повелению Антония, как Аарон, почтенный саном священства. Все дела свои Никон совершал с благопокорностью, испытывая не только одни радости, но с терпением переносил и скорби, благодаря за все Бога.

Великой радости духовной сподобился он, когда постриг преподобного отца нашего Феодосия, оказавшегося вскоре великим наставником иноческого жития в России.

Обратите внимание

Возрадовался духом и тогда, когда постриг именитого боярина, блаженного Варлаама, а также заведующего всем хозяйством у князя и любимца его блаженного Ефрема-евнуха. Но за этих постриженников он потерпел и немалую скорбь.

Ибо, узнав об их пострижении, князь Изяслав сильно разгневался на преподобных и повелел одного из них, именно совершившего пострижение, тотчас привести к себе. Слуги тотчас же отправились и привели к нему блаженного Никона.

Посмотрев с гневом на святого, князь спросил:

– Ты ли постриг боярина и евнуха без моего повеления?

Преподобный Никон ответил с мужеством:

– Я постриг их благодатью Божьею по повелению Небесного Царя Иисуса Христа, призвавшего их на таковой подвиг.

Князь разгневался еще более и сказал:

– Или убеди их возвратиться в дом свой, или я пошлю тебя и сущих с тобой в заточение, а пещеру вашу велю раскопать.

Блаженный Никон отвечал:

– Владыка! Делай все, что тебе угодно! Мне же не подобает отвращать воинов от Небесного Царя.

После этого святой Антоний и бывшие с ним вышли из пещеры, намереваясь, по причине княжеского гнева и укоризн на блаженного Никона, отправиться в другую область.

Но вот один из отроков поведал об этом княгине. Она же, напоминая князю о гневе Божием, постигшем отечество ее, землю Ляхов, за изгнание отцом ее, Болеславом храбрым, черноризцев, постригших Моисея Угрина, сказала ему:

– Послушай меня, господин, и не гневайся. В нашей стране также изгнаны были такие же черноризцы и много пришлось потерпеть за них. Смотри, господин, чтобы не случилось того же и в области твоей.

Услыхав это, князь убоялся гнева Божия и отпустил блаженного, повелев ему возвратиться в пещеру; вместе с тем он послал с мольбою о возвращении в пещеру и к тем, которые удалились из нее.

И только по истечении трех дней, вняв просьбе князя, они возвратились в пещеру, как об этом говорится в житии преподобного Антония.

После такой напасти преподобный отец наш Никон проводил суровую жизнь в пещере; постом и молитвою он одержал много побед над злыми духами, показал себя единоправным с преподобными отцами Антонием и Феодосием; они были три светила, сияющие во мраке и разгоняющие тьму бесовскую.

После значительного умножения братии в пещере, блаженный Никон пожелал уйти в уединение и безмолвствовать.

Важно

Посоветовавшись с преподобным Антонием, поговорив с другим черноризцем, болгарином Святогорским из монастыря Святого Мины, он отправился с последним. Придя к морю, они разлучились.

Болгарин, отправляясь в Константинополь, нашел посреди моря остров, на котором и поселился. Прожив там много лет, терпя голод и холод, он с миром скончался; остров тот и доселе называется Болгаров.

Великий же Никон ушел на остров Тмутараканский и, обретши близ города незаселенное место, поселился там, безмолвствуя и служа Богу неленостно, прилагая труды к трудам и удивляя народ необычайным житием своим.

Слава о нем распространялась повсюду; к преподобному стали стекаться многие люди из города и других мест; они дивились его жизни, так как не были еще утверждены в вере и о монашеской жизни ничего не слыхали. Но потом, наставляемые Богом, желая наследовать иноческое благонравие, они молили преподобного Никона постригать их.

Святой поучал их и постригал и соорудил там церковь Пресвятой Богородицы. И вот, благодатью Божьею, по молитвам преподобного Никона, возросло место то, – возник славный монастырь, подобный монастырю Печорскому.

По смерти Ростислава Владимировича, князя Тмутаракани, преподобный отец наш Никон умолен был жителями той страны идти к Святославу Ярославичу, князю черниговскому, и просить его, чтобы он отпустил им на престол Тмутараканский сына своего Глеба. Дойдя до города Чернигова и исполнив благополучно возложенное на него поручение, преподобный отправился в город Киев и пришел в монастырь Печерский к блаженному игумену Феодосию.

Увидавшись, оба они пали вместе на землю и поклонились друг другу, а потом обнялись и много плакали от радости, так как долгое время не видались. После этого преподобный Феодосий умолял блаженного Никона, чтобы он не покидал его до тех пор, пока они живы.

Никон обещался ему, говоря:

– Я пойду и только управлю свой монастырь и потом, если Богу будет угодно, возвращусь опять.

Он так и поступил.

Дойдя до острова Тмутараканского с князем Глебом Святославичем, занявшим престол, преподобный, согласно своему обещанию, управил монастырь и возвратился к Феодосию.

Придя в Печерский монастырь, он предал всего себя преподобному Феодосию и со всякою радостью покорялся ему.

Совет

Преподобный же Феодосий очень любил его и считал как бы отцом своим; поэтому, когда сам отлучался куда из монастыря, он поручал тогда братию блаженному Никону, как старейшему из всех, чтобы поучать и хранить их.

Часто также преподобный Феодосий, сам наставляя братию духовным словом, повелевал делать тоже и блаженному Никону, начитанному в книгах.

Много раз, когда блаженный Никон сшивал и делал книги (так как был искусен в этом), сам преподобный Феодосий, садившись около него, приготовлял ему потребные для этого дела книги. Но вскоре блаженный безмолвник, преподобный Никон, пожелал снова возвратиться на свой остров.

Среди князей российских возник раздор вследствие захвата Святославом, изгнавшим своего брата Изяслава из Киева, его престола. Он не мог выносить волнений, возбужденных этим событием, при которых немыслимо было соблюсти безмолвие духа.

Преподобный же Феодосий умолял его, как и прежде, не покидать его, пока он жив; но блаженный Никон, испросив прощение (так как не мог терпеть мятежа, а привык к уединению), ушел с двумя черноризцами и прожил там несколько лет в обычном своем подвиге.

По преставлению преподобного Феодосия и после принятия игуменства блаженным Стефаном, преподобный Никон, побуждаемый братолюбием, пришел снова для посещения преподобного Феодосия; он сожалел о том, что не нашел в живых любимого своего друга и решил остальное время своей жизни провести в его монастыре. Часто приходил он ко гробу святого, проливал здесь скорбно-радостные слезы, частью печалясь о разлучении любимого своего брата, частию благодаря Бога, что в России просиял равноангельским житием такой светильник, на которого он, Никон, своими руками возложил святой ангельский иноческий образ.

После игуменства святого Стефана, братия, считая Никона за старейшего из всех, так как и сам преподобный Феодосий принял от него иноческий постриг, по изволению Божию и по общему согласию, избрала его себе игуменом как единонравного по житию отцам Антонию и Феодосию. Они любезно повиновались ему во всем и почитали его, как отца и наставника, видя в нем одном подобие тех обоих.

Читайте также:  Преподобный никита столпник

Много раз покушался враг и ненавистник добра диавол и сему преподобному как и блаженному, игумену Стефану, строить препятствия в деле попечения о душах врученного ему Богом стада, желая возмутить братию ненавистью против него, но никогда не успевал он в этом, оставался посрамлен и тьма его не покрывала света добрых дел преподобного Никона.

Обратите внимание

Блаженный игумен Никон так угодил Богу, будучи для своего стада образцом добродетелей, что во время его игуменства была чудесно украшена святыми иконами созданная Богом святая Церковь Печерская; ибо к земным молитвам сего блаженного строителя приложились своими небесными молитвами его друзья, преподобные Антоний и Феодосий, и прислали к нему иконописцев из Константинополя, дав им за наем золота.

Преподобный игумен Никон показал тем иконописцам образ любимых друзей своих, преподобных отцов Антония и Феодосия, скончавшихся 10 лет тому назад, и они тотчас же узнали в них тех, которые явились к ним, наняли их и послали к нему.

При этом они рассказывали и другие дивные чудеса: так, когда они хотели возвратиться, явилась им святая церковь Печерская и икона Пресвятой Богородицы, от которой слышали запрещение возвращаться обратно, как они чудесно приплыли в горе против течения, хотя сами стремились плыть вниз, по течению.

Пришедшие столь чудесно иконописцы при усердии и молитвах преподобного Никона старательно принялись за украшение святой Церкви Печерской, причем опять было немало чудес, ибо сама икона Пресвятой Богородицы в алтаре изобразилась чудесно мусиею и из уст ее вылетел голубь, как об этом пишется в пространном сказании о Церкви Печерской.

Все это было по небесным молитвам преподобных отцов Антония и Феодосия и земным блаженного игумена Никона.

Затем и сам приснопамятный игумен, преподобный отец наш Никон, украсив разнообразными подвигами своего равноангельского жития Печерскую обитель, после долговременных трудов, почил о Господе, от сотворения Мира в лето 6596-е, а от Рождества Христова – 1088-е, при великом князе киевском Всеволоде Ярославиче.

И тело его положено в той же обители Печерской, в родной ему пещере, где и доныне нетлением мощей своих он свидетельствует о своей святости, которою и по смерти чудотворно украшает свою святую обитель; духом же он переселился в небесные обители для неизреченного, вместе с единонравными своими друзьями, преподобным Антонием и Феодосием, – лицезрения Божия, – уже не в образах, но лицом к лицу (1 Кор 13:12), и там, осияваемые верною славою, они, как три светильника, предстоят престолу Трисиятельного Божества и, как отцы, молятся о нас, своих детях, чтобы мы явились наследниками их благодати и славы праведною жизнью для Бога, Ему же слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Свт. Димитрий Ростовский

Источник: http://mitropolia-lip.ru/journal/zhitiya-svyatyh/zhitie-prepodobnogo-nikona-igumena-kievo-pecherskogo

Преподобному Никону Сухому, Печерскому

Бо́га Блага́го возлюби́в, и́ноческое прия́л еси́ житие́ и, до́бре в не́м подвиза́вся, плене́н бы́л еси́ по́ловцы, и́миже мно́го му́чимь, крепкоду́шне Ни́коне, благода́тию Христо́вою свободи́лся еси́ от ни́х неви́димо, и ны́не во све́те пребыва́я непристу́пнем, моли́ спасти́ся на́м, твою́ па́мять почита́ющим.

Кано́н свято́му, гла́с 4

Пе́снь 1

Ирмо́с: Воспою́ Тебе́, Го́споди Бо́же мо́й, я́ко изве́л еси́ лю́ди из рабо́ты еги́петския, покры́л же еси́ колесни́цы фарао́новы и си́лу.

Припев: Преподобне отче Никоне, моли Бога о нас.

Воспе́ти ми́ всечестну́ю па́мять преподо́бнаго Твоего́ спосо́бствуй, Го́споди Бо́же мо́й, и песносло́вии почти́ти Ни́кона сла́внаго, посли́ Паракли́та Пресвята́го, да, бо́дростию препоя́сан, пе́снь Тебе́ принесу́, подаю́щему все́м си́лу.

Кто́ тя́ досто́йно восхва́лит, о́тче блаже́ннейший, от ю́ности возлюби́вшаго Го́спода своего́ и Тому́ во́льною нището́ю после́довавшего да́же до сме́рти? Те́м ны́не, живы́й со Ангелы, моли́ и на́м посла́ти к терпе́нию си́лу.

Важно

Тму́ и мра́к любостра́стнаго ми́ра любо́вию ко Христу́ пыла́ющею непреткнове́нно преше́д и све́тлости Ангельскаго о́браза приче́тся, а́ки вне́ пло́ти бы́л еси́, сего́ ра́ди пое́ши Пода́вшему ти́ си́лу.

Богоро́дичен: Тму́, ослепи́вшую страстьми́ мы́сленныя ми́ о́чи, молю́ся, прожени́, Чи́стая Де́во: Ты́ бо еси́ светоприе́мная свеща́ во тме́ су́щим, огне́м возжже́нная невеще́ственным, и наставля́еши на ра́зум Боже́ственный пою́щих: ра́дуйся, Свети́ло Незаходи́маго Све́та.

Пе́снь 3

Ирмо́с: Яко непло́ды, роди́ от язы́к Це́рковь, и мно́гое в ча́дех изнемо́же со́нмище, чу́дному Бо́гу на́шему возопии́м: Свя́т еси́, Го́споди.

Яко непло́ды ра́дуется, прие́мшая во утро́бе, та́ко весели́тся Пече́рская гора́, стяжа́вшая тя́ свети́льника преподо́бным, и с и́ноческими чи́нми пое́т: Свя́т еси́, Го́споди.

Пе́рвым отце́м подража́я, ра́достию кре́ст возложи́в на ра́мо, Ни́коне сла́вне, того́ великоду́шне носи́л еси́ да́же до сме́рти, любве́ ра́ди Го́спода своего́, Ему́же пое́ши ны́не: Свя́т еси́, Го́споди.

Кре́пкия ве́ры щито́м воору́жся, ше́л еси́ в пле́н, преподо́бне, и плени́ти хотя́щаго врага́ та́мо в развраще́ние великоду́шием связа́л еси́, наступи́в ного́ю, укрепля́ющему же тя́ Бо́гу воспе́л еси́: Свя́т еси́, Го́споди.

Богоро́дичен: Кре́постию страсте́й востаю́щаго на мя́ врага́ не моги́й одоле́ти, к Тебе́ прибега́ю, Ма́ти Бо́жия, помози́ ми, Ты́ бо еси́ сто́лп кре́пкий, ору́жие на бра́ни и непреобори́мая Воево́да.

Седа́лен, гла́с 8:

Ни́ву души́ своея́ хотя́ возде́лати, кре́ст, а́ки яре́м, во́льнаго терпе́ния возложи́л еси́ на ся́, и си́м, а́ки ра́лом, возде́лал еси́ непло́дствующую страсте́й зе́млю, се́яв слеза́ми, мета́ющи се́мя по́стнических трудо́в, из ни́хже ны́не ра́достныя пожина́еши рукоя́ти, предстоя́ Христу́ Бо́гу, Его́же моли́, Ни́коне сла́вне, я́ко при́сно сы́й моли́твенник о блажа́щих любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

Ра́дуйся, неора́нная Ни́во, возрасти́вшая Кла́с несе́янный, из Него́же хле́б спаси́тельный ми́ру сотвори́ся, си́м напита́й ду́ши любо́вию чту́щих непоро́чное зача́тие Твое́, Чи́стая Де́во.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Любве́ ра́ди, Ще́дре, Твоего́ о́браза на Кресте́ Твое́м ста́л еси́, и раста́яшася язы́цы: Ты́ бо еси́, Человеколю́бче, кре́пость моя́ и хвале́ние.

Любо́вь твоя́ бы́сть, о́тче, крепка́ к Бо́гу, за Него́же страда́ти от неве́рных жела́я, ника́коже искупле́н бы́ти восхоте́л еси́, возлюби́в бо возлюби́вшаго тя́ Го́спода, и на Того́ наде́яся, взыва́л еси́: Свя́т еси́, Го́споди.

Наказа́ние Госпо́дне прие́мь любе́зно, сла́дце искуше́ние боле́зней преше́л еси́, блаже́нне, глаго́ля с Дави́дом: блаже́н челове́к, его́же нака́жеши, Го́споди, те́м и зову́ Ти́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Совет

На бу́дущая взира́я, настоя́щия боле́зни ни во что́ же вмени́л еси́, Ни́коне чу́дне, а́ще и о́гнь, и мра́з, и желе́зо прирази́шася тебе́, но вся́ сия́ истаева́ху, ты́ же, а́ки адама́нт кре́пкий, пребы́л, реки́й: Свя́т еси́, Го́споди.

Богоро́дичен: На бу́дущая не взира́я, прильпе́ земли́ душа́ моя́ и уподо́бихся ското́м несмы́сленным, но Ты́, Чи́стая Де́во, отве́рзи ми́ мы́сленныя о́чи и удиви́ ми́лость Твою́ на мне́, да, разуме́я, вопию́: свята́ еси́ и ди́вна в пра́вду.

Пе́снь 5

Ирмо́с: Ты́, Го́споди мо́й, Све́т в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения, ве́рою воспева́ющия Тя́.

Ты́, о́тче, вся́чески от неве́рных озлобля́емь, неради́л еси́ о се́м, но, благода́рственная возсыла́я Бо́гу, глаго́лал еси́: спаси́ мя, Бо́же, я́ко внидо́ша во́ды до души́ моея́, Ты́ бо Еди́н еси́, изводя́й окова́нныя му́жеством, ве́рою воспева́ющия Тя́.

Терпе́ние твое́, преблаже́нне, смути́ плени́вшаго тя́ по́ловчанина, сего́ ра́ди три́ ле́та пребы́сть, му́ча тя́ на вся́к де́нь, озлобля́ющи гла́дом, жа́ждою, сту́дению и ва́ром, но ты́, свя́те, наде́жду име́л на Бо́га, я́ко То́й избавля́ет ве́рою воспева́ющия Его́.

Струи́ крове́й твои́х, подре́зания лы́стов и и́ныя му́ки ви́дя, вра́г мы́сленный наусти́ по́ловчанина, и́же слы́ша иму́щее тебе́ бы́ти свобожде́ние свы́ше, тя́жкия вери́ги возложи́ти на тя́, но ты́, о́тче, псало́мски взыва́л еси́: Бо́же, в по́мощь мою́ вонми́, Ты́ бо Еди́н еси́, спаса́яй ве́рою воспева́ющия Тя́.

Богоро́дичен: Струя́ми по́мощи Твоея́, Богоневе́стная Де́во, потопи́ неви́димыя враги́, влеку́щия вери́гами страсте́й ду́шу мою́ во а́дову про́пасть, да, свобо́дь сы́й от си́х, вопию́ Ти́: ра́дуйся, Мо́ре, потопи́вшее мы́сленнаго фарао́на.

Пе́снь 6

Ирмо́с: Возопи́, прообразу́я погребе́ние тридне́вное, проро́к Ио́на, в ки́те моля́ся: от тли́ изба́ви мя́, Иису́се, Царю́ си́л.

Желе́зо скорбе́й пронза́ше ду́шу твою́, Ни́коне сла́вне, до́ндеже Евстра́тий му́ченик даде́ извеще́ние свобожде́ния, по́сланнаго ти́ вско́ре от Бо́га, к Нему́же взыва́л еси́: на Тя́, Го́споди, упова́х, пра́вдою Твое́ю изба́ви мя́, Иису́се, Царю́ си́л.

Яко Авваку́ма, неви́димо восхи́ти тя́ Вы́шняго десни́ца, стрегу́щии же тя́ удиви́шася, гла́с свы́ше слы́шаще, и постыде́шася, неве́дуще Бо́га, я́ко То́й еди́н е́сть Ца́рь си́л.

Богоро́дичен: Изба́вительнице кре́пкая, изба́ви мя́ от ру́к сопроти́вных, се́ бо понре́т глава́ моя́ в про́пасть и не изы́ду от а́довых закле́п ве́чных, а́ще не Ты́ ми́ да́си по́мощь, су́щи Ма́ти Царя́ си́л.

Конда́к, гла́с 6:

Первому́ченику подо́бяся, о мучи́теле твое́м моли́лся еси́ и, изба́вив того́ от сме́рти, приве́л еси́ ко Христу́, преподобному́чениче Ни́коне сла́вне, те́мже, с первострада́льцем зря́ Христа́ одесну́ю Отца́, моли́ся о на́с, да не пребу́дем вне́ черто́га Христо́ва.

Пе́снь 7

Ирмо́с: Авраа́мстии иногда́ в Вавило́не о́троцы пе́щный пла́мень попра́ша, пе́сньми взыва́юще: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Стра́шнаго обще́ния Та́ин вре́мени су́щу в це́ркви, си́лою Бо́жиею восхище́н от пле́на, ста́л еси́ среди́ бра́тии, Ни́коне сла́вне и вси́, узре́вше у́зы твоя́ и кро́вь, ка́плющую от лы́стов, возде́ша ру́це о свобожде́нии твое́м, глаго́люще: Бо́же, благослове́н еси́.

Иже пе́рвее име́ тя, о́тче, в пле́не, се́ то́й последи́ узре́в тя́ свобо́дна десни́цею Вы́шняго среди́ бра́тии, умили́вся и крести́вся, плени́ себе́ в послуша́ние Христо́во, зовы́й: Бо́же, благослове́н еси́.

Обратите внимание

Блаже́нни пле́нницы, иму́ще тя́ спле́нника, му́дре, тобо́ю бо от неду́га свобожде́ни, от ру́к нечести́вых избего́ша, и испо́лнися рече́нное в Писа́нии: мно́го мо́жет моли́тва пра́веднаго поспешеству́ема.

Богоро́дичен: Плене́н сы́й от враго́в мы́сленных и свя́зан вери́гами страсте́й от лю́таго велиа́ра, к Тебе́ вопию́, Неискусобра́чная Ма́ти: исхи́ти мя́ от си́х, да, свобо́дь сы́й, воззову́: ра́дуйся, Ро́ждшая Свободи́теля плене́нным.

Пе́снь 8

Ирмо́с: Изба́вителю все́х Всеси́льне, посреде́ пла́мене благоче́ствовавшия, снизше́д, ороси́л еси́ и научи́л еси́ пе́ти: вся́ дела́, благослови́те, по́йте Го́спода.

Изба́вителя все́х и Спа́са своего́ нося́й незло́бие, не убоя́лся еси́, о́тче, мучи́теля, распя́ти тя́ хотя́ща, но, благи́м за зло́е воздава́я, исцели́л еси́ его́, в боле́зни лежа́ща, да и то́й, обра́щся, благослови́т Го́спода, и превозно́сит во ве́ки.

В скуде́льном те́ла твоего́ сосу́де, ко́ль мно́гое чте́м бы́ти сокро́вище чудотворе́ния, блаже́нне, и сла́вим Небе́снаго Отца́, да́вшаго ти́ сицева́я на по́льзу на́шу, си́м и на́с испра́ви, мо́лим тя́, да тобо́ю пресла́вная Де́ющаго воспое́м и превозно́сим во ве́ки.

Ста́л еси́ проти́ву ми́ру и пло́ти, и обоя́ связа́в, покори́л еси́ ду́ху, те́мже, к вы́шнему ми́ру возше́д, ра́дуешися, и со Ангелы пое́ши, и превозно́сиши Го́спода во ве́ки.

Богоро́дичен: Предста́ни на́м в по́мощь, ско́ро призыва́ющим Тя́, Пречи́стая Де́во, и укрепи́ ны́, проти́ву ми́ра и пло́ти на ду́ха похотству́ющия, се́ бо приво́дим Ти́ Ни́кона сла́внаго в моли́тву, его́же ра́ди да́ждь на́м во све́те святы́х превозноси́ти Тя́ во ве́ки.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Ева у́бо неду́гом преслуша́ния кля́тву всели́ла е́сть, Ты́ же, Де́во Богоро́дице, прозябе́нием чревоноше́ния ми́рови благослове́ние процвела́ еси́. Те́м Тя́ вси́ велича́ем.

Евин неду́г в души́ свое́й исцели́ти хотя́ще, собра́ся по́лк доблему́дрых оте́ц на горе́ Пече́рской, от ни́хже Ни́кон сла́вный, я́ко звезда́, просия́ и луча́ми свои́х моли́тв просвеща́ет на́с, те́мже его́ велича́ем.

Све́том мы́сленным озари́лся еси́, и́же пе́рвее отверже́нием страсте́й отврати́л еси́ о́чи твои́ не ви́дети суеты́, те́мже Поста́вльшаго рабу́ Своему́ сло́во Свое́ в стра́х Сво́й, Христа́ велича́ем.

Важно

Тро́ичен: Ди́вна дела́ Твоя́, Несозда́нная Тро́ице, и сла́вишися во святы́х Свои́х, Бо́же Изра́илев, мольба́ми уго́дника Твоего́ Ни́кона удиви́ и на на́с благода́ть Твою́, отвраще́нием от де́л неподо́бных, да Тя́ вы́ну велича́ем.

Богоро́дичен: Ди́вна дела́ смотре́ния Своего́ сотвори́ на Тебе́ Вы́шний, Безневе́стная Де́во, и велича́ют Тя́, блажа́ще от ро́да в ро́д, вся́ земноро́дных коле́на; мольба́ми преподо́бных Пече́рских да́ждь на́м, да и мы́ Тя́ во ве́ки велича́ем.

Свети́лен:

Воздержа́нием кре́пким и муче́нием от неве́рных блюду́щаго пяты́ твоея́ зми́я уби́л еси́, о́тче, по кончи́не свое́й вене́ц сугу́бый до́блестей твои́х прия́л еси́, и ны́не, живы́й на небеси́, я́ко преподо́бным сла́ва и му́чеником сы́й похвала́, моли́ся о на́с, да и мы́ прича́стницы сла́вы твоея́ бу́дем, Ни́коне му́дре.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

Невоздержа́нием во тму́ все́льшийся ро́д на́ш Рождество́м Твои́м приве́дшая к све́ту, на́с невоздержа́ния изба́ви и к све́ту за́поведей Сы́на Твоего́ наста́ви, да пое́м Ти́, Богоро́дице: ра́дуйся, воздержа́ния неувяда́емый ве́нче.

Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_dekabr/kan_24dek_nikon_suhoi.html

Преподобный Никон Сухой Печерский (XII в.) – Нью-Йоркское благочиние

Преподобный Никон Печерский, которого еще называют «Сухим», жил в кон. XI – нач. ХII столетия. Происходил из знатной киевской семьи. В определенный момент ради Иисуса Христа оставил светскую жизнь и принял монашеский постриг в Печерском монастыре.

В 1096 году в Киев вторглись половцы под предводительством хана Боняка, во время чего многие горожане и монахи были взяты в плен, в том числе и святой Никон. Некий человек отправился к половцам, чтобы выкупить пленников, и, уплатив необходимую сумму, многих возвратил домой.

Но среди них не было преподобного, не заботившегося о своем освобождении. Родители святого услышали о своем сыне и прибыли, чтобы с большим имением, чтобы вызволить его из плена.

Но монах сказал им, чтобы они попусту не тратили времени и силы, поскольку, если бы Бог хотел, то не отдал бы его в плен, поэтому смиряется перед Господней волей. Лишившись платы за выкуп, половцы стали его мучить.

Читайте также:  Преподобный мефодий пешношский

 Никона заковали в цепи, избивали, мучили голодом и жаждой, предавали огню и холоду. Так продолжалось на протяжении трех лет. Мучители полагали, что монах передумает и отправит родным просьбу о выкупе.

Преподобный все время молился и благодарил Господа, и Он наделил святого даром чудотворения. Никон исцелил нескольких пленников, а также своего хозяина, бывшего при смерти и сильно мучившегося. Половчанин призвал к себе родных и сказал, чтобы над его могилой распяли того монаха. Преподобный предвидел его будущее покаяние и помолился о его исцелении.

Однако, половчане не прекратили жестокого обращения со святым. Никон им сказал, что ему было явление преподобномученика Евстратия, которого половцы предали на смерть, возвестившего о скором освобождении. Хозяин решил, что монах совершит побег, поэтому усилил стражу и перерезал ему сухожилия в ногах. На третий день святой чудесным образом был перенесен в Успенский храм Печерского монастыря.

Братия окружила Никона, желавшего скрыть чудо, но монахи уговорили все рассказать. Подвижник был в оковах и не хотел, чтобы их сняли, но игумен сказал, что если бы Бог хотел оставить его скованным, то не освободил бы. К слову, из оков были сделаны принадлежности для алтаря.

Совет

С того дня прошло немало времени. Русь заключила мир с половцами, и однажды в стольный град прибыл бывший мучитель преподобного. Придя в монастырь он увидел истощенного от голода и пыток своего бывшего узника. Половчанин не возвратился домой – он крестился в Печерской обители, принял монашеский постриг и стал учеником Никона.

Преподобный упокоился в начале XII века и был похоронен в Ближних Антониевых пещерах. «Сухим» его именуют потому, что он сильно иссох от голодания и мучений за долгое время, проведенное в плену.

Несмотря на сухость телесную, при жизни его душа горела огнем любви к Богу и сияла добрыми делами, а после смерти Господь прославил угодника нетлением мощей, которые ныне покоятся близ Введенской пещерной церкви.

В Нью-Йорке этому святому можно помолиться в Иоанно-Предтеченском соборе Бруклина, где находится часть мощей.

Память прп. Никона Сухого отмечается 24 декабря.

Преподобный Никон Сухой Печерский (XII в.) обновлено: Декабрь 10, 2018 автором: Alexander

Источник: http://nyblago.org/publikatsii/zhitiya-svyatykh/prepodobnyj-nikon-suhoj-pecherskij-xii-v/

Житие Преподобного отца нашего Никона, игумена Печерского

(23 марта)

Он сперва при св. Антонии постригал братию в пещере, затем основал монастырь в Тмутаракани; потом же принял после святого Стефана игуменство Печерское и чудотворно украсил иконами святую Печерскую церковь.

Когда Господь благоволил сделать многоплодной насажденную в Руси ветвь жития иноческого, Он привел к искусному и трудолюбивому насадителю, копающему землю, этого доброго сотрудника прежде других; то есть, к святому первоначальнику Антонию, начавшему подвизаться в пещере, – преподобного Никона.

Успешно проходя степени иноческих добродетелей, он так подражал во всем наставнику и учителю своему, что преподобный Антоний нашел его достойным быть поставленным вождем, вводящим прочих делателей в мысленный виноградник постнического подвижничества.

Обратите внимание

Когда кто приходил, желая подражать их равноангельскому житию, сам преподобный Антоний поучал их добродетелям, преподобному же Никону как иерею и опытному черноризцу повелевал постригать.

И можно было видеть тогда Моисея и Аарона в мысленном винограднике, приносящем плоды покаяния, достойные перенесения из Египта – здешнего мира – в небесную обетованную землю. Ибо так Антоний принес закон со святой Афонской горы, как Моисей с Синайской, а преподобный Никон действовал от имени его, как Аарон, почтенный саном священства.

Действовал же он со всякой покорностью, получая от дел своих не только радостное, но терпя мужественно и скорби, благодаря за все Бога. Он сподобился великой духовной радости, когда постриг преподобного отца нашего Феодосия, который вскоре явился великим наставником иноческого жития на Руси.

Возрадовался духом и тогда, когда постриг родовитого боярина, блаженного Варлаама; также и заведовавшего всем у князя, им очень любимого, блаженного Ефрема. Но за них обоих претерпел он и немалую скорбь.

Когда князь Изяслав узнал об их пострижении, он разгневался на преподобных и повелел привести к себе того из них, кто дерзнул постричь их. И слуги вскоре привели к нему блаженного Никона.

С гневом посмотрев на святого, князь сказал ему: “Ты ли постриг боярина и Ефрема без позволения моего?” Преподобный Никон мужественно отвечал: “Благодатью Божиеи я постриг их, по повелению небесного Царя Иисуса Христа, призвавшего их на такой подвиг”.

Князь же, разгневавшись еще больше, сказал: “Или убеди их вернуться домой, или я тебя с монахами пошлю в заточение и велю раскопать вашу пещеру”. Блаженный Никон отвечал: “Сделай все то, что угодно тебе, а мне не подобает отвлекать воинов от небесного Царя”.

После этого события святой Антоний и его иноки вышли из пещеры, собираясь идти в иную область, так как князь продолжал гневаться и укорять блаженного Никона. И один отрок поведал то князю; слышала это и княгиня.

Важно

Она напомнила князю о гневе Божием, бывшем в отечестве ее, земле ляхов, когда черноризцы были изгнаны отцом ее, Болеславом Храбрым, за пострижение преподобного Моисея Угрина, и сказала ему: “Послушай меня, господин мой, и не гневайся; ибо также были изгнаны из страны нашей вот такие же черноризцы, и из-за того произошло много зла. Смотри, чтоб не было того же и в твоей области”. Слыша это, князь побоялся гнева Божия и отпустил блаженного Никона, велев ему идти в пещеру. А за покинувшими пещеру послал вслед, с мольбой, чтоб вернулись назад; едва упросили их через три дня, и тогда они вернулись в свою пещеру, – как о том было рассказано в житии преподобного Антония.

После такой напасти преподобный отец наш Никон жил в пещере жестокой жизнью и показал много побед над злыми духами, молитвой и постом, единонравно с преподобными отцами Антонием и Феодосием, так что были они тремя Троическими светилами, сияющими в том темном месте и разгоняющими тьму бесовскую.

Так как братия в пещере умножалась, блаженный Никон пожелал отойти в уединение и безмолвствовать. Тогда, по совету преподобного Антония, сговорясь с другим черноризцем (болгарином со Святой горы, из монастыря святого Мины), он ушел с ним; дойдя до моря, они расстались.

Болгарин, направясь к Константинополю, нашел остров посреди моря и поселился на нем, прожил там много лет, терпя стужу и голод, и с миром почил. И доныне называется тот остров Болгаров.

Великий же Никон удалился на остров Тмутараканский, и, найдя чистое место у города, поселился там, безмолвствуя и неленостно служа Богу, прибавляя труды к трудам и удивляя народ строгой своей жизнью, так что слава его распространялась повсюду, и приходили к нему многие и дивились.

Ибо они не были еще утверждены в вере, и о монашеской жизни даже не слыхали. Но, наставляемые Богом, они хотели последовать иноческому благонравию и молили преподобного Никона постричь их.

Он же поучал их и постригал, и соорудил там церковь Пресвятой Богородицы; и так благодатью Божией и молитвами преподобного Никона возросло то место и образовался там славный монастырь, во всем подобный Печерскому.

Когда же умер Ростислав Владимирович, князь того острова, люди той страны умолили преподобного отца нашего Никона пойти к Святославу Ярославичу, князю Черниговскому, и просить его, чтоб он отпустил к ним сына своего Глеба на престол Тмутараканский.

Совет

Благополучно и хорошо исполнив порученное ему дело в Чернигове, он пошел в Киев в Печерский монастырь к блаженному игумену Феодосию.

Когда они встретились – поклонились друг другу до земли, потом обнялись и много плакали, что долго не видались; потом преподобный Феодосий молил, чтобы блаженный Никон не разлучался с ним, пока они оба живы, и обещался тот игумену, говоря: “Я только пойду устрою мой монастырь и потом, с изволения Божия, вернусь назад!” Так он и сделал. Дойдя до острова Тмутараканского с князем Глебом Святославичем, который и занял престол, он, как обещал, устроил свой монастырь и возвратился назад.

Придя в Печерский монастырь, он отдал всего себя преподобному Феодосию и с радостью покорялся ему. Преподобный же Феодосий очень любил его и почитал его, как отца. Когда сам преподобный Феодосий уходил куда, то поручал братию блаженному Никону, чтобы поучать их и соблюдать, так как он был старейший из всех.

И, как сам преподобный Феодосий поучал братию духовными словами, так же приказывал блаженному Никону, читая книги, делать братии поучение. Часто, когда блаженный Никон сшивал и переплетал книги, – он был искусен в том ремесле, – сам преподобный Феодосий, сидя около него, делал веревки для этого дела.

Такое было их смирение и обоюдная любовь.

Потом блаженный безмолвник этот, видя смуту между князьями Русскими, наступившую после того, как Изяслав был изгнан из Киева и брат его Святослав сел там, тяготился тем и не мог переносить молвы житейской, боясь нарушить духовное трезвение свое, и пожелал вернуться на вышеназванный остров.

Преподобный же Феодосий много молил его, как и прежде, не разлучаться с ним, пока они живы; но блаженный Никон, испросив прощение (говоря, что молва больше всего вредит уму его, привыкшему к уединению), ушел с двумя черноризцами и прожил на острове несколько лет в обычных своих подвигах.

Когда же по преставлении преподобного Феодосия блаженный Стефан принял игуменство, опять пришел преподобный Никон, побуждаемый братолюбием, чтоб посетить преподобного Феодосия, и, пожалев, что не застал в живых любимого своего друга, решил прочее время жизни своей, до смерти, провести в его монастыре.

И, часто приходя к его гробу и скорбя о разлучении с любимым своим братом, он плакал радостными слезами и благодарил Бога, что просиял в Руси равноангельской жизнью такой светильник, на которого он руками своими возложил святой ангельский иноческий образ.

Обратите внимание

После блаженного игумена Стефана братия, зная, что преподобный Никон старше всех, и что преподобный Феодосий принял пострижение от его рук, изволением Божиим, по общему решению, избрали его себе игуменом как единонравного преподобным отцам Антонию и Феодосию.

В нем одном видели они образ тех двух, и с любовью покорялись ему, и во всем слушали его, как отца и наставника.

Часто покушался враг, ненавистник добра, как и блаженному игумену Стефану, помешать в попечении его о душах Богом врученного ему стада, и хотел возмутить его гневом на преподобного, но ничего не успел он, и, посрамленный, бежал. Не одолела его тьма света добрых дел блаженного.

Так угодил Богу этот блаженный игумен, который был стаду своему образцом чудных добродетелей, что во время трудов его чудотворно украсилась образами святая Богом созданная Печерская церковь.

К земной молитве этого блаженного строителя присоединились друзья его, преподобные отцы Антоний и Феодосий, своими небесными молитвами, и прислали к нему иконописцев из Константинополя, дав им при найме золота.

Блаженный игумен показал тем иконописцам образ любимых другов своих, преподобных отцов Антония и Феодосия, преставившихся за десять лет до того, и иконописцы признали, что именно они явились, наняли и послали их к игумену.

Вместе с тем поведали они и другие дивные чудеса: как, когда они хотели вернуться, им явилась святая Печерская церковь и икона Пресвятой Богородицы, от которой они слышали запрещение возвращаться, и как, направляя веслами ладью вниз по течению, они силой неслись вверх, против течения воды.

Иконописцы, явившиеся после такого чудотворения, поспешно, при усердии блаженного игумена, приступили тогда к делу украшения святой церкви, и чудеса все не оскудевали. Сама икона Пресвятой Богородицы изобразилась в алтаре её, просияла ярче солнца, из уст ее вылетел голубь, как подробно описано в сказании о церкви Печерской.

Важно

Все это было по небесным молитвам преподобных отцов Антония и Феодосия и – еще тогда по земным – блаженного игумена Никона.

Когда и сам приснопамятный игумен, преподобный отец наш Никон, различными подвигами равноангельского жития своего украсил уже всю Печерскую обитель, он, по долговременных трудах, почил в Господе, в год от создания мира 6596, от Рождества же Христова 1088, при великом князе Киевском Всеволоде Ярославиче.

И было положено тело его в той же святой Печерской обители, в пещере, где чудотворным нетлением мощей своих он свидетельствует о блаженстве своем, которым и по смерти чудотворно украшает свою святую обитель.

А духом переселился он к обителям небесным, чтоб наслаждаться пречудным зрелищем Бога, уже не в образах, но лицом к лицу, с единонравными своими друзьями, преподобными отцами Антонием и Феодосием, где они, как три светильника, предстоят престолу трисиятельного Божества, просвещаемые вечной славой, и молятся о нас, чадах своих, как отцы, да сподобимся мы быть наследниками их благодати и славы, будучи угодны Господу, Ему же слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: https://kievgid.org/literatura/paterik-pecherskiy/zhitie-igumena-pecherskogo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector