Преподобный никон радонежский

День памяти преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия

17/30 ноября Русская Православная Церковь молитвенно почитает память преподобного Никона, игумена Радонежского, ближайшего ученика и преемника основателя Троицкого монастыря преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.

Св. преподобный Никон Радонежский, чудотворец.
Фреска Михеевской церкви Троице-Сергиевой Лавры  

Ближайший ученик и сподвижник преподобного Сергия родился в 1355 году в благочестивой семье купцов города Юрьева Польского. Отца звали Стефан, а мать — Фотиния. Рассказы о подвигах преподобного Сергия с детских лет приводили Никона в умиление. Горячо, со слезами молил он Господа Бога: «Царю вечный и благосердый, сподоби меня видеть сего святого мужа и последовать ему во всей своей жизни». 

Юношей преподобный Никон оставил родительский дом и пришел в Троицкий монастырь, чтобы принять монашеский постриг от руки преподобного Сергия и поступить в созданную им обитель.

Но случилось то, чего никак не ожидал юный богомолец: преподобный Сергий отказался выполнить его просьбу, считая, по-видимому, необходимым уготовить ему испытание.

Обратите внимание

Преподобный направил искателя монашеских подвигов к своему ученику Афанасию Старшему, настоятелю Серпуховского Высоцкого монастыря, славившемуся добродетельной жизнью, сказав: «Иди без всякого размышления, и если будет угодно Богу, ты примешь там иноческий образ».

Преподобный Никон, проявив истинное смирение и послушание, тотчас же отправился в Серпухов.Преподобный Афанасий также решил проверить, насколько основательно его желание принять монашеский постриг. «Иночество — дело великое, — сказал настоятель Высоцкого монастыря, — ты молод, а правила старцев суровы».

Юноша ответил: «Ты только прими меня, а время покажет, могу ли я переносить трудности иноческого жития».Видя его неотступное стремление всецело посвятить себя Богу, преподобный Афанасий сказал: «Господь наставит тебя на путь заповедей Своих. Ныне твое желание исполнится». Сотворив молитву, он облек юношу в иноческий образ.

Обратите внимание

Под водительством преподобного Афанасия новопостриженный инок преуспевал в подвигах монашеского делания. Два года пребывал он в Высоцком монастыре. По желанию настоятеля и братии Никон был почтен саном священства. Но чем дальше, тем больше им овладевало стремление вновь посетить Троицкую обитель и увидеть преподобного Сергия. Настоятель Высоцкого монастыря не стал удерживать молодого инока и отпустил его с миром. 

Прп. Никон Радонежский. 

Икона Духовского храма Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

В Троицкой обители иеромонах Никон со слезами припал к стопам преподобного Сергия и попросил у него благословения. Преподобный с радостью принял молодого инока и оставил его в своей обители.Никон со всем усердием выполнял монастырские послушания, неустанно упражнялся в молитве и бдении.

За благочестивое житие преподобный Сергий оказал Никону особую милость, разрешив ему пребывать с ним в одной келии. Беседы с богомудрым наставником были для инока училищем духовного возрастания, а пример молитвенного подвига Преподобного давал Никону силу противостоять искушениям.

Обратите внимание

Преподобный Сергий, прозревая благодатные дарования Никона, пожелал поставить его вместо себя настоятелем обители и поначалу возложил на него часть своих обязанностей; а за шесть месяцев до кончины Преподобный сообщил, что целиком передает в руки Никона управление монастырем.

Никон не хотел принимать на себя руководство братией, но ради послушания выполнил повеление Преподобного.

  
Церковь преподобного Никона. Вид с восточной стороны
В конце сентября 1392 года Никон горько оплакивал учителя, когда тот скончался. «В ком найду я после Бога прибежище и где найду утешение?» — восклицал новый игумен монастыря. Преподобный Никон с точностью исполнял все то, что заповедал основатель Троицкой обители. Новый игумен имел обыкновение обходить все места, где трудились иноки, и сам принимал участие в общих трудах. Своей кротостью, мудростью и отеческой заботой о насельниках монастыря он приобрел их уважение и любовь. За наставлениями к преподобному Никону устремлялось множество богомольцев. Это смущало нового игумена, который ценил безмолвие и молитву в уединении. В итоге он сложил с себя обязанности настоятеля и затворился в уединенной келии. В 1392—1398 годах вместо Никона игуменом Троицкого монастыря был его ученик — преподобный Савва, впоследствии игумен Сторожевский.

Шесть лет преподобный Никон пребывал в безмолвии.

Но когда преподобный Савва оставил настоятельство и по просьбе князя Юрия Димитриевича удалился в Звенигород, братия обратились к Никону с мольбой о том, чтобы он снова принял на себя управление монастырем.

«Не подобает тебе, отче, искать пользы себе одному, попекись и о спасении ближних», — говорили ему иноки. В 1398 году Никон уступил желанию братии, но с условием, что ему будет дана возможность часть каждого дня посвящать уединенной молитве. 

В 1401 году Никон приезжал в Кашин. Он способствовал примирению тверских князей, а в Кашине вместе с тверской великой княгиней Евдокией, вдовой великого князя Михаила Александровича, преподобный Никон крестил ее внука княжича Димитрия, сына кашинского князя Василия II Михайловича.

 
Внутренний вид церкви преподобного Никона и раки над мощами сего святого. Литография. 1864 г.

Важно

В 1408 году Русь подверглась нашествию ордынского князя Едигея. Преподобный Никон горячо молился об избавлении от страшного врага, о спасении Троицкой обители от разорения.

Однажды ночью он сел отдохнуть после молитвенных трудов и увидел, как в его келию вошли святители Московские Петр и Алексий в сопровождении преподобного Сергия, который, обратившись к Никону, сказал: «Так угодно Господу, чтобы случилось сие нашествие иноплеменников и коснулось сего места.

Но ты, чадо, не скорби, а мужайся, и да крепится сердце твое; искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится еще более». Преподав Никону благословение, святые стали невидимы.

Подойдя к дверям келии, он нашел их запертыми. Открыв двери, Никон увидел, как святые удалялись от келии к церкви. Тогда он понял, что все это происходило не во сне, а наяву.

Изображение иконы Святой Троицы с преподобным Никоном и преподобным Сергием
 над северным входом в Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры
Вскоре предсказание преподобного Сергия сбылось. Татары сожгли дотла Троицкую обитель.

Получив предупреждение свыше, преподобный Никон и братия заблаговременно покинули монастырь и захватили с собой святыни, часть книг и утварь основателя Троицкой обители.На восстановление монастырских зданий ушло менее трех лет. 25 сентября 1411 года, в день преставления преподобного Сергия, был освящен деревянный храм в честь Живоначальной Троицы.

Последним большим деянием преподобного Никона стало сооружение каменного Троицкого храма над гробом его учителя. В 1422 году в самом начале строительных работ совершилось обретение нетленных мощей преподобного Сергия, которые по окончании строительства были перенесены в новый храм.

Преподобный Никон проявлял заботу о благоукрашении каменной церкви.

Для этого им были приглашены два инока, славившиеся своим иконописным мастерством, — Андрей Рублев и Даниил Черный. Когда Никон увидел, что украшение храмов закончено, он с великой радостью возблагодарил Бога: «Славлю пресвятое имя Твое за то, что не презрел мое прошение, но даровал мне, недостойному, видеть все сие своими глазами».

Рака над могилой преподобного Никона Радонежского.
Никоновский придел Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

Особую заботу преподобный Никон проявлял о духовном возрастании иноков. При нем и по его указаниям в монастыре были переписаны «Лествица» Иоанна Синайского, поучения аввы Дорофея, «Диоптра» Филиппа пустынника, ответы преподобного Варсонофия, наставления преподобного Исихия.Во время мора, предчувствуя близкую кончину, преподобный Никон собрал братий монастыря и дал им последние наставления. Он призвал иноков соблюдать чин молитвы, дневной и ночной, не выходить из обители часто, быть терпеливыми в искушениях, повиноваться начальствующим, ненавидеть праздность, любить безмолвие. «Если возможно, — сказал преподобный, — не отпускайте никого от себя с пустыми руками, дабы незаметно не оказать презрения Самому Христу, явившемуся под образом просящего. Бодрствуйте и непрестанно молитесь, дабы Господь и вас сохранил невредимыми от врага». Еще до разлучения души с телом ему было показано место будущего упокоения рядом с преподобным Сергием. Блаженная кончина ближайшего ученика Игумена земли Русской наступила 17 ноября 1427 года. В должности настоятеля преподобный Никон пробыл около 30 лет.

За великие монашеские подвиги он при жизни был удостоен дара прозрения, а после кончины — дара чудотворения. Однажды Никон решил послать инока по имени Акакий в село, принадлежавшее обители преподобного Сергия.

Не желая повиноваться, Акакий сказал: «Я не для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села». Настоятель долго умолял Акакия, но он ни за что не хотел исполнить данное ему послушание.

Тогда преподобный Никон предрек: «Смотри, Акакий, как бы тебе по своей воле не пришлось быть там, и тогда получишь воздаяние за свое непослушание». 

  
Преподобный Никон Радонежский.
Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры  

Вскоре после того преподобный Никон преставился ко Господу. Акакий же предал забвению все, что было ему предсказано покойным настоятелем, и отправился в то самое селение, в которое его посылал преподобный Никон. Там его внезапно постиг суд Божий: он впал в умственное расстройство. Братия привели его обратно в монастырь. Здесь ему явился преподобный Никон с жезлом в руках и сказал с укоризной: «Разве ты для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села?»Тогда Акакия охватил великий страх, и он начал истово кричать. В таком тяжелом состоянии он находился несколько дней, пребывая у мощей преподобных Сергия и Никона и с плачем молясь об отпущении своего согрешения. Братия усердно молились за него. По благодати Божией и по молитвам святых Акакий получил исцеление. О случившемся он сам со слезами рассказывал многим вопрошавшим его. 

Совет

Духовная близость преподобных Сергия и Никона Радонежских, таким образом, проявилась и после их преставления. Оба неоднократно вместе являлись страждущим людям и творили чудеса. Однажды житель Москвы по имени Симеон заболел так сильно, что не мог ни двигаться, ни спать, ни принимать пищу.

Ночью в молитве он призывал на помощь преподобного Сергия. Вдруг пред ним предстали два старца — Сергий и Никон, которого Симеон знал лично. Преподобный Сергий осенил больного крестом и повелел ему взять икону, которую некогда подарил Симеону Никон.

Затем святые стали невидимы, а Симеон почувствовал, что совершенно выздоровел.

Преподобный Никон Радонежский.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

В 1608—1610 годах во время осады Троицкого монастыря польскими интервентами преподобные Сергий и Никон не раз являлись не только осажденным, ободряя и укрепляя их надеждой на помощь Божию, но и врагам, угрожая им карой Господней. Многие из казаков, воевавших тогда на стороне поляков, видели, как по монастырским стенам ходили два старца с седыми бородами и светозарными ликами. Один, как рассказывал казак Иван Рязанец, кадил обитель и осенял крестом стены монастыря. Другой держал в правой руке кропило, а в левой — чашу и кропил святой водой монастырские стены и все прочее в обители. При этом оба пели тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя» и кондак «Вознесыйся». Преподобный Сергий повернулся к казачьим полкам и сказал гневным голосом: «О окаянные законопреступники, зачем собрались вы разорить дом Пресвятой Троицы, осквернить в нем Божии церкви и погубить всех христиан? Не даст вам Господь покорить Свой удел».От лица Преподобного сиял неизреченный свет, словно палящий огонь. Осаждавшие монастырь стреляли по старцам из луков, но стрелы, отскакивая от них, возвращались обратно и многих ранили. Множество пораженных этими стрелами умерли. Когда среди осажденных от голода и других лишений начались болезни, преподобный Никон явился во сне пономарю Иринарху и велел передать страждущим: «В сию ночь выпадет снег, и пусть все, кто желает исцелиться от болезней, натираются им». Ночью действительно выпал снег, и все, кто с верою натирался им, выздоровели.В XIX веке в монастырской больнице жестоко страдал от горячки послушник Гавриил. Несколько дней он был без памяти, и многие думали, что он не выживет. В ночь перед днем памяти преподобного Никона он увидел, что душа его разлучается с телом и устремляется в бездну.Гавриил начал молиться преподобным Сергию и Никону о возвращении к жизни для покаяния. Вдруг двери отворились, и вошли два светоносных старца: в одном Гавриил признал Сергия, а в другом — Никона.

Преподобный Сергий указал жезлом на больного и сказал Никону: «Помоги!» Преподобный Никон подошел к больному и самим приближением наполнил его силой и радостью. Гавриил приподнялся, перекрестился, а святые отцы стали невидимы. Больной пришел в себя и начал выздоравливать.

Читайте также:  Молитвы о воспитании детей в христианском благочестии

Вид на церковь преподобного Никона Радонежского и Троицкий собор
Общецерковное почитание Никона Радонежского установлено в 1547 году. «Друг молчания, делатель бдения, образец целомудрия, неистощимое сокровище молитвы» — так говорится о нем в службе преподобному Никону.

Память преподобного Никона Радонежского совершается 7/20 июля, 27 сентября / 10 октября и 17/30 ноября.  

 
Преподобный Никон Радонежский. Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

ослуша́ния до́брый рачи́тель быв,/ преподо́бне Ни́коне приснопа́мятне,/ Це́рковь бо прекра́сну Святы́я Тро́ицы/ в похвалу́ отцу́ твоему́ воздви́гл еси́./ Те́мже и мы, ча́да твоя́, любо́вию вопие́м ти:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

ухо́вному твоему́ настоя́телю, о́тче Ни́коне, вся́чески прилепи́вся/ и от него́ наставля́ем,/ во всем Христо́ви порабо́тився,/ мона́хов был еси́ чинонача́льник и преподо́бных сожи́тель,// с ни́миже Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.    

Источник: Троицкий патерик. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. Стр. 104-111.     

30 Ноября 2018

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/pamyat-prepodobnogo-nikona-radonezhskogo

Преподобный Никон Радонежский

Память преподобного Никона Радонежского празднуется в Русской Православной Церкви два раза в год: 20 июля и 30 ноября по новому стилю.

Жизнеописание святого Никона Радонежского

Среди учеников преподобного Сергия Радонежского было множество людей, прославленных позже в лике святых. Покинув обитель преподобного Сергия, они основали новые монастыри и разнесли дух истинного иночества по всей Русской земле. Одним из ближайших учеников и последователей Сергия Радонежского был Никон, которому суждено было стать вторым игуменом Троице-Сергиевской лавры.

О жизни преподобного Никона сохранилось не так много сведений. Известно, что он родился около 1352 года в городе Юрьев-Польский Владимирского княжества. Согласно житию святого, стремление к монашеской жизни проявилось у него уже в юные годы, и он, услышав о подвигах преподобного Сергия и об основанном им монастыре, захотел войти в число братии.

Однако Сергий Радонежский направил его вначале к одному из своих учеников игумену Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасию. Именно в этой обители Никон принял монашеский постриг и прожил там до тридцатилетнего возраста. Позже он вновь пришел в Троице-Сергиев монастырь и на этот раз был принят преподобным Сергием Радонежским.

Вскоре Никон становится одним из самых близких учеников преподобного Сергия и находится при нем неотлучно на протяжении нескольких лет. Незадолго до своей смерти Сергий Радонежский ушел в затвор, поставив на место игумена Никона, и таким образом, он стал руководить обителью после кончины преподобного Сергия.

Обратите внимание

Однако игуменство Никона длилось не долго, и он, поручив управление монастырем святому Савве Сторожевскому, также ушел в затвор.В XIV веке на Руси был расцвет монашеской жизни, повсюду возникали новые обители, которые получали поддержку князей, желавших иметь на своих землях монастырь.

Звенигородский князь Юрий Дмитриевич попросил преподобного Савву переехать в его княжество и основать обитель, и потому Никону пришлось вновь вернуться в монастырь Сергия Радонежского, который он уже не покидал до самой своей смерти. В 1408 году монастырь ждало тяжелое испытание: он практически полностью был разрушен войсками хана Едигея, и лишь книги и церковную утварь удалось спасти.

Спустя некоторое время после этого преподобный Никон Радонежский начал строить Троице-Сергиев монастырь заново, заложив первым делом храм в честь Пресвятой Троицы, в который были помещены мощи святого Сергия Радонежского. Для росписей этой каменной церкви были приглашены лучшие в то время иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный.

Существует предание, по которому известная икона «Троица» Андрея Рублева была написана по просьбе святого Никона в память о его учителе и основателе монастыря святом Сергии Радонежском.Скончался преподобный Никон Радонежский в ноябре 1426 года и был погребен рядом с преподобным Сергием. Канонизация святого состоялась в 1547 году при митрополите Макарии.

Икона преподобного Никона Радонежского

На иконах преподобный Никон Радонежский нередко изображается с приподнятой в благословении рукой, пальцы которой сложены в виде букв I и X, что означает имя Иисуса Христа. Этот жест на иконописных изображениях имеют святители и преподобные, которые в земной жизни имели священнический сан.

Знак благословения говорит о том, что святые и после смерти продолжают благословлять каждого, кто обращается к ним с молитвенной просьбой.В руках у Никона Радонежского часто изображается храм, который напоминает о том, что преподобный являлся строителем Троице-Сергиева монастыря.

Обратите внимание

Тропарь, глас 1:

Послушания добрый рачитель быв,/ преподобне Никоне приснопамятне,/ Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 4:

Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився/ и от него наставляем,/ во всем Христови поработився,/ монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель,// с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Величание:

Важно

Ублажаем тя, преподобне отче Никоне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва:

Преподобне и преблаженне отче наш Никоне, подражателю и сподвижниче и наследниче дарований Богоноснаго отца нашего Сергия, иже честныя своя мощи в руках твоих, якоже Илия милоть свою в руках Елисея, оставил есть, тобою в землю сокрываемыя, не аки в погребение, но во удостоверение нетления, и тобою открываему в явление чудес и во обильнейшее излияние источника исцелений. К тебе, купно с ним на Небесех живущему и купно с ним на земли блаженне почивающему, с любовию простираем сердечныя желания и молебная словеса, тебе предлагающе наша немощи и скорби, и нужды, душевныя же и телесныя. Приими недостойная наша моления и твоею светлою и крепкою молитвою очисти, соверши и вознеси ко Многомилостивому и Великодаровитому Владыце нашему Господу и Богу Иисусу Христу, да благословит и сохранит страну нашу и святую Обитель твою в мире и тишине. Нам же всем да подаст благодатию своею грехов оставление, жития исправление, недугов исцеление, от бед избавление, от искушений избытие и освобождение, в скорбех утешение, в нуждах благовременну помощь, наипаче же в вере преспеяние, в надежде утверждение, в любви возрастание, душ наших спасение, яко да и во временном сем житии, совершеннее же в вечном его Царствии, вечную приносим ему славу, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/1011-prepodobnyj-nikon-radonezhskij

Преподобный Никон Радонежский

Икона Никон Радонежский

Никон родился в 1352 году в городе Юрьев-Польский.

Памятная табличка. Свято-Введенский Никоновский мужской монастырь Юрьев-Польского

С детства имел склонность к монашеской жизни и, узнав о Сергии Радонежском, захотел стать его учеником. Придя в обитель преподобного Сергия Никон не был принят в число братии, Сергий направил его к своему ученику Афанасию, игумену серпуховского Высоцкого монастыря. Никон повиновался и поступил в Высоцкий монастырь. Прп. Афанасий не без испытания принял Никона.

Духом Святым прозревая в нем будущее, святой старец устрашал его трудностями монашеского жития: «Иноки называются добровольными мучениками. Святые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания, не от мучителей, но внутри от естества собственной плоти и от врагов мысленных бывают боримы и до последнего издыхания страдают.

Чадо, если приступаешь работать Господу, уготовь душу свою терпеть искушения и страдания, и если это претерпишь, то получишь великое мздовоздаяние на небе». Но видя его твердую решимость на все требуемое и слезы, принял его и облек в иноческий образ. Прп. Никон следовал руководству опытного подвижника, как бы самого прп.

Сергия: учился умному деланию, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. По достижении совершенного возраста он был возведен в сан иеромонаха.

Блаженный Афанасий любил Никона, но душа Никона стремилась в пустынь великого Сергия.

Не более двух лет пробыл он в Высоцкой обители, как возникло в нем сильное желание видеть преподобного Сергия, получить его благословение и слышать его богомудрое наставление. То было сокровенное мановение благодати, зовущей его к предопределенному назначению. Он открыл свое желание прп. Афанасию и, получив благословение, пришел в лавру Сергия.

Угодник Божий не только с любовью принял его, как посетителя, но и оставил в своей обители. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи — в молитвенных беседах с Богом.

Преподобный Сергий утешался духовным преуспеянием смиренного послушника, который с усердием принимал наставления и поучения, ибо искренно желал быть подобным своему великому старцу. В лице своего учителя он видел образ Христа и всегда мыслил себя предстоявшим Богу, каждое послушание духоносного Сергия он принимал с верой и исполнял без промедления.

Совет

Предвидя особую благодать в любимом ученике, преподобный Сергий повелел ему пребывать с собой в одной келлии.

Здесь нашел для себя преподобный Никон и высшее училище духовного любомудрия, и новое поощрение к подвигам и добродетелям в близком его примере, и ограждение от искушений в его прозорливом руководстве, и подкрепление против немощей в его сильной молитве, и райское утешение в общении сей молитвы.

Желая видеть в подвижнике соучастника духовного делания, авва Сергий с любовью поучал его добродетели и разъяснял сущность духовной жизни. Любящее сердце прп. Сергия было для прп. Никона отверстой дверью, отколе исходил к нему благодатный свет и мир; верное сердце Никона к Сергию было также отверстой дверью для открытия помыслов и душевных движений, дабы никакая мгла сомнения или смущения не уменьшала чистоты совести. Уже одно открытие старцу худых помыслов, по свидетельству опытных подвижников, истребляет их и обессиливает страсти. Сколько же святого и духовного переходило с наставлениями прп. Сергия в открытую для них душу прп. Никона! Так почил на блаженном Никоне дух великого Сергия.

Преподобные Никон Радонежский, Сергий Радонежский, Афанасий Высоцкий и князь Владимир Андреевич Храбрый. Миниатюра вкладной книги Высоцкого монастыря.

За полгода до своей смерти в 1392 году, уйдя в затвор, Сергий поставил Никона игуменом Троицкого монастыря.

Никон недолго был игуменом и вскоре после смерти своего учителя ушёл в затвор, оставив руководство монастырём преподобному Савве Сторожевскому.

Шесть лет обителью руководил вновь избранный игумен преподобный Савва Сторожевский.

Сергий Радонежский и Никон Радонежский. Шамордино, вышитые иконы монастыря.

В 1398 году Савва Сторожевский по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича покинул монастырь и переселился в окрестности Звенигорода где основал свой Саввино-Сторожевский монастырь.

Тогда братия обители Сергиевой, как бы дав преподобному Никону отдохнуть от дел управления и насладиться вожделенным ему безмолвием, пришли к нему вновь и со слезами умоляли его паки вступить в должность игумена. «Неприлично, — говорили они, — тебе, отче, искать пользы для себя одного; попекись лучше и о спасении ближних».

Закон братолюбия победил, богоносный старец согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу. Никон, выйдя из затвора, вновь вернулся к управлению Троицким монастырём. Он назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу.

Обратите внимание

Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители.

В тонком сне ему явились святители Московские Петр († 1326) и Алексий († 1378) с Преподобным Сергеем и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище.

https://www.youtube.com/watch?v=h8GoDo0ZsDU

При Никоне Троицкий монастырь был полностью разрушен войсками хана Едигея в 1408 году, удалось спасти только книги и священные сосуды. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды.

Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления Преподобного Сергия, 25 сентября по ст. стилю. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца Преподобного Сергия.

Читайте также:  Пророк михей

Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа).

Обратите внимание

Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения храма им были приглашены иконописцы Даниил Чёрный и Андрей Рублёв.

Церковное предание, поддерживаемое большинством исследователей, приписывает Никону заказ Андрею Рублёву «в похвалу Сергию Радонежскому» знаменитой иконы Троицы.

До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с Преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления.

Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: “Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя”.

Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 (30 н.ст.) ноября 1426 года. Он был погребен близ раки Преподобного Сергия.

Троицкий собор (XV в.) с приделом преподобного Никона Радонежского

Важно

Над могилой преподобного Никона построен ок. 1560 г. каменный придел во имя его. Мощи преподобного Никона почивают здесь под гробницей. Рака великого Сергия отделяется одной каменной стеной от раки ученика его.

Близки были друг к другу в земной жизни преподобные Сергий и Никон; близкими остаются и в загробной жизни. Неоднократно они оба вместе являлись и совокупно чудодействовали.

Обратите внимание

При митрополите Ионе Московском иеромонахом Пахомием Логофетом были написаны житие и служба преподобному Никону, а в 1547 году митрополитом Макарием было установлено его общецерковное почитание.

Память

30 ноября Православная церковь чтит память преподобного Никона Радонежского, в день его преставления

См. Свято-Введенский Никоновский мужской монастырь Юрьев-Польского.

Собор Владимирских святых.
Сергий Радонежский.
Савва Сторожевский.
Святость.
Почитание святых мощей.
Православные святые.
Святые православной церкви, обратившиеся из ислама.
К какому святому обращаться.

Календарь православных праздников и дней памяти.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Источник: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/jurev/i/55-1-0-1387

Преподобный Сергий Радонежский и его ученики

Преподобный Никон Радонежский

О преподобном Никоне Радонежском известно из его Жития, составленного в середине ХV в. Пахомием Сербом. Никон родился в 1352 г. в Юрьеве-Польском. Когда он пришел в Троицкую обитель, преподобный Сергий Радонежский направил его к своему ученику Афанасию Высоцкому.

Достигнув 30 лет, Никон вновь пришел в Троицкий монастырь, и преподобный Сергий сделал его своим учеником. В 1392 г. Никон был поставлен Сергием, уже предчувствующим свою кончину, в игумены Троицкой обители.

Однако он недолго возглавлял монастырь и вскоре после смерти своего учителя ушел в затвор, оставив руководство преподобному Савве Сторожевскому. Когда в 1398 г. Савва покинул монастырь и переселился в Звенигород, Никон вновь вернулся к управлению Троицким монастырем. После того как в 1408 г.

обитель была разрушена войсками хана Едигея, Никон начал восстановление монастыря. Именно при нем была построена первая в монастыре каменная церковь, а 5 июля 1422 г., при закладке храма во имя Живоначальной Троицы, были обретены мощи преподобного Сергия.

Для украшения храма Никон пригласил иконописцев Даниила Черного и Андрея Рублева, руке которого принадлежит знаменитая икона Троицы. Никон отошел в мир иной в 1426 г. и был погребен рядом с ракой своего учителя. В 1547 г. митрополитом Макарием было установлено общецерковное почитание преподобного Никона.

Заботясь о процветании обители, Никон так наладил монастырское хозяйство, «что это наложило отпечаток даже на переписку книг» (Вздорнов 1966. С. 131). Безусловно, и при Сергии в монастыре иноки занимались книгописанием.

Однако гораздо большее число рукописей дошло до нас от времени игуменства Никона.

Теперь значительная группа иноков несла монашеское послушание исключительно по части книгописания, пополняя монастырскую библиотеку новыми списками произведений святоотеческой и аскетико-созерцательной литературы.

Непосредственно принадлежавшие и, как полагают исследователи, собственноручно написанные Никоном книги сохранились в разных московских собраниях (Вздорнов 1966. С. 132-136).

Однако и в ОР РНБ имеется один манускрипт, почерк и манера оформления которого роднит его с рукописями Никона Радонежского (Вздорнов 1980. С. 91, 97). Это Четвероевангелие конца ХIV в. из собрания М. П. Погодина (шифр: Погод. 21).

Оно написано на пергамене мелким каллиграфическим уставом, что является совершенно не характерным для рукописных Четвероевангелий, предназначенных для богослужения в церкви. Заставок немного: на л. 1 об. балканского и на л. 6 об. тератологического стилей в красках.

Совет

Заголовки, указания чтений на полях и небольшие инициалы в рукописи киноварные. На л. 64 подложная киноварная запись вязью: «При великом князе Василие Димитри…».

По художественному убранству Евангелие достаточно скромно, но исключительно изящно по графическому исполнению. Почерк рукописи красив и ясен. Выписывая каждую букву, писец проделал поистине ювелирную работу.

При Никоне, который был рачительным хозяином, в монастыре развилось книгописание, однако живописной мастерской еще не было. Поэтому главное внимание при создании книги было обращено не на декор, а на письмо.

«Совершенство графики всегда ставилось в заслугу каллиграфам, ибо оно придавало строгий, ясный вид и облегчало усвоение текста» (Вздорнов 1966. С. 143).

Источник: http://expositions.nlr.ru/ex_manus/Radonegsky/nikon.php

Преподобный Никон, игумен Радонежский

Родился Никон недалеко от пустыни Сергия Радонежского, в Юрьеве-Польском. Еще в ранней молодости он узнал об ангельской жизни Сергия и мечтал послушать его наставления.

По совету святителя отправился Никон в обучение  к его ученику, Афанасию Высоцкому, основателю Серпуховской обители. Святитель принял молодого человека, испытал и, увидев его твердую решимость служить Господу, постриг в иночество.

Никон ревностно выполнял все иноческие послушания и был удостоен священнического чана.

Блаженный Афанасий любил Никона, но тот душой всей стремился в пустынь великого Сергия. Не более двух лет пробыл он в Высокой обители и по благословению Афанасия отправился посетить святителя. Сергий, видя его искреннее желание совершать подвиги во имя Господа и чистоту помыслов, оставил Никона в своей обители.

Великий наставник сначала назначил ему служение по обители и познакомил с ним братию, потом принял в свою келью. Никон нашел в примере и наставлениях Сергия и духовную мудрость, и побуждения к высшим подвигам, и подкрепления в душевных скорбях. Сердце его было постоянно открыто для наставника.

В последние годы своей жизни Сергий возложил на Никона часть своих забот о братии, а за 6 месяцев до кончины совсем передал ему начальство над обителью.

Никон, став настоятелем (1392), с точностью выполнял все заповеди великого основателя обители и разделял с братьями их труды.

Обратите внимание

Но, тяготясь известностью и стремясь к безмолвию, он сначала уклонился от суеты начальствования в келью, а потом предоставил братии избрать другого игумена. В безмолвии он провел шесть лет.

Когда же настоятель Савва отказался от должности, братия убедили Никона опять принять на себя труды игумена.

«Неприлично тебе, – говорили они, – искать пользы для себя одного, позаботься и о спасении ближних». Никон расстался с любимым уединением, но с условием – ежедневно предоставлять ему немного личного времени.

Пустынная жизнь текла тихо и богоугодно. Но недолго длилась эта благодать – вскоре прошел слух о нашествии Едигея со свирепым войском. Ужас охватил Россию. Преподобный Никон день и ночь молил Господа о защите и призывал на помощь переселившегося на небо наставника, дабы не погибли плоды трудов его пустынных.

Раз после долгой молитвы сел он отдохнуть, и ему явились святители Петр и Алексий и с ними преподобный Сергий. «Так угодно судьбам Божьим, – сказал Сергий, – чтобы нашествие иноплеменников коснулось сего места.

Но ты, чадо, не скорби, не смущайся: искушение будет непродолжительно и обитель не запустеет, а распространится еще более».

Предсказание исполнилось: обитель была сожжена, но Никон и братья, предупрежденные высшими силами, успели ее покинуть и унести с собой некоторые святыни. Книги и утварь, в том числе и вещи, принадлежащие Сергию. В конце декабря Едигей отступил от Москвы и скрылся в степях.

Никон и братья возвратились на пепелище обители и после наставления небесного взялись за ее восстановление. Менее чем за три годы были построены здания для иноческого общежития; для общих молитв собирались в трапезной. Деревянный храм Святой Троицы был освящен 25 сентября 1417 г., в день преставления преподобного  Сергия.

Впоследствии на этом месте был построен храм Сошествия Святого Духа.

Блаженного Никона любили не только братья и ученики, но власть предержащие. По просьбе доброго князя Владимира Андреевича он свидетельствовал его духовное завещание о разделе удела между детьми.

Важно

Великий князь Василий Дмитриевич также почитал блаженного ученика преподобного Сергия, что видно из жалованных грамот князя – при Никоне Сергиева обитель приобрела несколько земель. Преподобный более всего заботился о душевном покое.

При нем и по его указаниям в Сергиевой обители были сделаны два списка «Лествицы» с главами Григория Синаита, списки с поучений аввы Дорофея, бесед Филиппа-пустынника с аввой Варсонофием и с наставлением Исихия, богослужебных книг.

«Друг молчания, образец целомудрия» преподобный Никон занимался преимущественно богослужением, келейной молитвой, чтением книг и призывал к этому братьев. Наградой за свои труды для обители преподобный считал открытие мощей великого учителя Сергия.

Это случилось при копании каменных рвов для каменного храма Святой Троицы. Святые мощи на время были определены в деревянный храм.

Каменный храм, будущее место упокоения мощей великого Сергия, строился и украшался с благоговейной любовью и усердными молитвами; святые мощи были перенесены в новый храм при его освящении.

До глубокой старости Никон оставался бодр и трудился на благо обители.

Почувствовав близость кончины, на одре болезни, призвал он братию и дал последние наставление: соблюдать чин молитвы, как можно реже покидать Божий дом, быть терпеливым в искушениях, слушать наставников, ненавидеть праздность, любить безмолвие, не пренебрегать бедностью. Скончался Никон 17 ноября 1426 года. 

29 ноябрь 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/4494-prepodobnyj-nikon-igumen-radonezhskij.html

Никон Радонежский

Сергий Радонежский – это имя многое может сказать православному христианину.

Впрочем, даже закоренелый атеист наверняка слышал о данном святом, поскольку на всю страну нашу знаменита обитель, именуемая Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой и расположенная в самом сердце города Сергиев Посад.

И та, и другой тесно связаны с личностью указанного выше преподобного. У Сергия Радонежского было при жизни земной немало учеников. Одному из них – Никону – Церковь посвятила отдельный христианский праздник, который положено отмечать каждый год 30 ноября.

Преподобный Никон Радонежский родился близ обители, основанной и возглавляемой святым Сергием – в городе Юрьеве-Польском. Данное событие имело место быть в XIV-м столетии.

Совет

Семья, в которой появился и вырос Никон, отличалась богобоязненностью, множеством добродетелей и творила благочестивые дела.

Естественно, что в такой «малой Церкви» ребенка воспитывали в соответствии с основными догматами христианства.

О детстве и отрочестве Никона мало что известно. Любовью же особенной к Богу сердце его воспылало, когда пришел будущий преподобный в юношеский возраст и прослышал о подвижнической жизни некоего Сергия, игумена Радонежского.

В принципе, об упомянутом выше человеке трудно было не услышать, поскольку молва о подвигах, им совершаемых во имя Иисуса Христа, облетела всю округу.

И зародилось в душе юного Никона страстное желание встретиться с преподобным Сергием лично, перенять правила жизни сего праведника и начать существование, подобное таковому его. О сем молил юноша неустанно со слезами на глазах Господа дни и ночи напролет.

Прошло немного времени, и Никон решился отправиться в путь, дабы самостоятельно достигнуть обители Сергия Радонежского. Он оставил родительский дом, любящих отца и мать без малейших раздумий.

Прибыв же в монастырь, возглавляемый преподобным Сергием, Никон бросился в ноги к настоятелю Лавры и обратился к тому с пламенной просьбой принять его иноком в данную обитель. Сергий насквозь видел сердца людей, а потому понял, что перед ним – юноша весьма благочестивый, честный и разумный не по годам.

Однако ни это, ни возникшая в сердце преподобного любовь отеческая к молодому человеку не заставили настоятеля монастыря пойти против правил: любой новичок должен был пройти испытания – главный показатель достойности или недостойности иноческого положения.

Обратите внимание

Потому Сергий отослал прибывшего к своему ученику Афанасию, жившему в далекой обители. Напоследок святой напутствовал юношу, сказав, что если на то будет воля Господня, он примет в результате иноческий постриг.

Читайте также:  Преподобная евфросиния суздальская

Источник: https://www.inmoment.ru/holidays/nikon-radonezh.html

День памяти преподобного Никона Радонежского

Православная церковь чтит память святого 30 ноября. Преподобный Никон Радонежский – ближайший ученик и преемник преподобного Сергия Радонежского. Родился преподобный Никон в 14 веке в Юрьеве-Польском. Преподобный Афанасий постриг его в иночество. По достижении совершеннолетнего возраста, Никон был возведен в сан иеромонаха.

     Предвидя особую благодать в любимом ученике, преподобный Сергий повелел пребывать ему с собой в одной келии, а позже поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления назначил его своим преемником.

     После блаженной кончины любимого учителя преподобный Никон с любовью поддерживал все, что было установлено преподобным Сергием. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона, и он оставил настоятельство, уединившись в особую келию.

     Однако, в 1400 году преподобный Савва основал свой монастырь под Звенигородом, и братия уговорила преподобного Никона снова принять настоятельство. Богоносный старец согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу.

     В 1408 году на Русскую землю обрушилось нашествие татарского хана Едигея, и обитель была разрушена. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Обитель постепенно восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца.

     Во время копания рвов для фундамента летом 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия и перенесены братией в новую, деревянную церковь, ныне на этом месте стоит храм в честь Сошествия Святого Духа, рядом с которой вскоре воздвигли белокаменный храм во славу Пресвятой Троицы.

     Для его украшения преподобный Никон пригласил лучших иконописцев: преподобных иноков Андрея Рублева и Даниила Черного. В это время преподобным Андреем была написана икона Живоначальной и Пресвятой Троицы, величайшее творение русского иконописца, воплотившее то, что было открыто преподобному Сергию.

Важно

     О благоустроении Троицкого храма преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. Накануне кончины Господь указал ему место будущего упокоения вместе с преподобным Сергием. Причастившись, преподобный Никон дал братии последнее наставление и благословение. К Богу преподобный отошел 30 ноября 1426 года, и после отпевания был погребен близ раки преподобного Сергия.

     Именины:

Михаил, Захар, Григорий, Иван, Геннадий.

Источник: https://ruspekh.ru/events/item/den-prepodobnogo-nikona-radonezhskogo

* Преподобный Никон, игумен Радонежский *

Преподобный Никон Радонежский, ближайший ученик и преемник преподобного Сергия Радонежского.

*

Преподобный 

Никон, игумен Радонежский Преподобный Никон, игумен Радонежский, ученик преподобного Сергия (1426 г.).

Ὁ Ὅσιος Νίκων ὁ Θαυματουργός μαθητὴς τοῦ Ἁγίου Σεργίου (Ρῶσος, † 1427 μ.Χ.)

*

Минея – Ноябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. 

Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

 *

Прп. Никон. Монахиня Иулиания. Икона. Сергиев Посад. Начало 1950-х годов. Икона находится на раке мощей преподобного. Никоновский придел Троицкого собора. Троице-Сергиева Лавра.

Преподобный Никон, игумен Радонежский Преподобный Никон, игумен Радонежский, ближайший ученик и преемник Преподобного Сергея Радонежского († 1392; память 25 сентября и 5 июля), родился в Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к Преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ. Преподобный Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и дал ему испытание – послал к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому († после 1401; память 12 сентября). Но и преподобный Афанасий не сразу принял его. Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в иноческий чин. Преподобный Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Когда он достиг совершеннолетия, то был рукоположен в сан священника. Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с Преподобным Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: “Хорошо, что ты пришел, чадо Никон”, и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи – в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, Преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником. После преставления Преподобного Сергия († 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал все, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем с Преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский (†1407, память 3 декабря). В 1400 году он основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу. Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр († 1326; память 21 декабря) и Алексий († 1378; память 12 февраля) с Преподобным Сергеем и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления Преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца Преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа). Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного). Тогда преподобный Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы, воплотив в ней то, что было открыто Преподобному Сергию. До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с Преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: “Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя”. Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года. Он был погребен близ раки Преподобного Сергия. При святителе Ионе (1448 – 1461) иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона, а в 1547 году ему было установлено повсеместное празднование. В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона. В 1976 году в Троице-Сергиевой Лавре торжественно отмечалось 550-летие преставления преподобного Никона.

http://iconsv.ru/

*

Икона Преподобного Никона Радонежского
из Минеи 1646 года

Тропарь преподобному Никону, игумену Радонежскому, ученику преподобного Сергия

Тропарь, глас 1:

     Послушания добрый рачитель быв, преподобне Никоне приснопамятне, церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси. Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Ин тропарь, общий преподобным Сергию и Никону Радонежским, глас 8:

     Яко трисветлаго солнца светозарные звезды, Троическим светом озаряете сердца верных, сосуды Света Пресвятыя Троицы явльшеся, и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие, и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем, вся бо демонския скверны отгнавше отсюду вашими чистыми учении и делы, добре упасосте стадо, собранное вами, но и ныне молим вас: посещайте чад своих, яко имущие дерзновение ко Святей Троице, Сергие с чудным учеником своим Никоном, и молите Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 4:

     Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився, и от него наставляемь, во всем Христови поработився, монахов был еси чиноначальник, и преподобных сожитель, с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Ин кондак, общий преподобным Сергию и Никону Радонежским, глас 8:

     В постницех приобщившеся Великому Антонию и Евфимию Иерусалимскому поревновавше в подвизех, яко ангели на земли явистеся, просвещающе, преподобнии, верных сердца Божественными знамении и чудесы повсегда. Сего ради радостно вас почитаем и любовию вопием вам: радуйтеся, преподобнии отцы Сергие и Никоне, постником удобрение и всея Российския земли великое утверждение.

Величание

     Ублажаем тя, преподобне отче Никоне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

*

Икона Преподобного Никона Радонежского
Симон Ушаков.

*
Прп. Никона, игумена Радонежского, ученика прп. Сергия. Тропарь, глас 1. Послушания добрый рачитель быв, / преподобне Никоне приснопамятне, / Церковь бо прекрасну Святыя Троицы / в похвалу отцу твоему воздвигл еси. / Тем- же и мы, чада твоя, любовию вопием ти: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления

Ин тропарь, общий, преподобным Сергию и Никону Радонежским, глас 8.

Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряета сердца верных,/ сосуды Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие,/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас: посещайте чад своих,/яко имущие дерзновение ко Святей Троице/, Богомудре, Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога да спасет души наша.

Ин кондак, общий, преподобным Сергию и Никону Радонежским, глас 8.

В постницех приобщившеся Великому Антонию/ и Евфимию Иерусалимскому поревновавше в подвизех,/ яко Ангели, на земли явистеся,/ просвещающе, преподобнии, верных сердца/ Божественными знамении и чудесы повсегда,/ сего ради радостно вас почитаем и любовию вопием вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы, Сергие и Никоне,/ постником удобрение и всея Российския земли великое утверждение.

Прп. Никона, игумена Радонежского, ученика прп. Сергия. Кондак, глас 4.

Духовному твоему настоятелю, отче Никоне,/ всячески прилепився/ и от него наставляемь,/ во всем Христови поработився,/ монахов был еси чиноначальник/ и преподобных сожитель,/ с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

*

Ὁ Ὅσιος Νίκων ὁ Θαυματουργός μαθητὴς τοῦ Ἁγίου Σεργίου (Ρῶσος, † 1427 μ.Χ.)
Преподобный Никон Радонежский Россия, XVI век, камка, золотные, серебряные и шелковые нити. 203,5 х 94  см Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Поступил в 1920 г. из Троице-Сергиевой лавры.

 —

Прпп. Сергий и Никон. Шитьё. Москва. 1569 г. 205 х 96. Из Троице-Сергиевой Лавры. “Ризница ТСЛ”.

Прпп. Сергий и Никон (фрагмент иконы). Русь. XVI в.

Преподобные Сергий и Никон Радонежские
Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Миниатюра Лицевого Жития прп. Сергия. Москва. Конец XVI в. 31.8 х 20. РГБ. Москва.
Прп. Сергий прощается с братией монастыря. Миниатюра Лицевого Жития прп. Сергия. Москва. Конец XVI в. 31.8 х 20. л. 281. РГБ. Москва.

Источник: http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2010/11/blog-post_8466.html

Ссылка на основную публикацию