Святой Пафнутий Боровский
Пафнутий Боровский, он, как и прочие, заслужил свое причисление к списку святых, ценой своего жизненного пребывания. Он обладал даром прорицания и предвидел свою кончину. День памяти выпадает на 14 мая. Большое количество паломников стремятся попасть туда именно в этот день, для совершения чуда.
Житие святого
Рожден он был в 1394 году неподалеку от Боровска. Отец перешел от язычников татар в христианство. В 20 лет он решил покинуть дом и принять монашеский постриг. Так началось религиозное житие юноши. Около 30 лет он прожил в Покровской обители в ревностном служении Господу. В 51 год — тяжелое заболевание и прием схимы.
После отступления заболевания он самостоятельно отправился на приток Протвы, где и основался. Вскоре к нему стала собираться братия. Таки было положено начало будущего монастыря святого Пафнутия.
Изначально там был построен деревянный храм, который в последствии был заменен на каменный, и назван на честь Рождества Пресвятой Богородицы. Расписание его занимался Дионисий. Святой постоянно показывал пример правильности ведения всех правил и основ религии.
Он был почитаем не только представителями своей обители, но и прочих.
После его отхода в мир иной он был погребен. А в 2016 году неподалеку от храма Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком, был установлен ему бронзовый памятник.
В чем помогает молитва святому
Желательно, перед тем как обращаться к нему, нужно узнать больше о святом Пафнутии Боровском и о чем ему молятся, ведь творение чудес было еще при жизни. Есть несколько упоминаний о том, что он был способен своими молитвами вызвать снисхождение Господа на того, кому это необходимо. Чаще всего у него просят:
- избавить от голода;
- уберечь от врагов;
- защитить от негативных мыслей;
- решения материальных и житейских трудностей;
- исцелить от недугов.
Обязательно к прочтению: Святитель Феофан Затворник
Если сосредоточено прочитать текст молитвы перед его иконой, то можно рассчитывать на то, что часть дела уже выполнена. Но в данном случае важна еще и вера, которую Вы носите в сердце. Только ее непоколебимость поможет преодолеть все неприятности.
Святой источник
Помимо паломничества в монастырь, верующие еще посещают прочие места, которые связаны с ним. Они говорят, что там есть некая сила и успокоение. К таким относят святой источник Пафнутия и икону.
Есть различные мнения о том, был ли тут святой или нет. Но они не имеют никаких подтверждений. Поэтому в большинстве все основывается только на легенде. Над ним была построена часовня, а потом и купальня.
После революции место запустело.Только в 80-х годах его работа снова была восстановлена. Вскоре там было проведено освящение воды. Верить в это или нет – дело каждого. Но помните, что вера порой творит такие чудеса, которые невозможно объяснить никакими научными доводами.
Храни Вас Господи!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Панфутие:
Источник: https://ikona-i-molitva.info/svyatoj-pafnutij-borovskij/
Житие преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца
Удивительным фактом является то, что будущий православный святой: Преподобный Пафнутий Боровский был родом из татар. Его дедушка был поставлен Батыем властителем города (баскаком). Во время удачного русского восстания против оккупантов дед преподобного крестился, и получил имя Мартин.
У нового христианина появился на свет сын Иоанн. Повзрослев, он женился на благочестивой Фотинии. В этой нищелюбивой семье в 1394 году родился святой Пафнутий Боровский (в святом крещении Парфений). Он появился на свет в селе Кудинове, недалеко от Боровска.
Умный и настойчивый мальчик подрастал телесно, параллельно развиваясь духовно. Он отличался от своих сверстников в особой любви к основам грамоты и чтению Божественных книг. А еще Парфений постоянно упражнялся в одних из главных христианских добродетелей: незлобии, кротости, целомудрии. Всегда избегал многословия и праздности, беря себе в пример благочестивых людей.
Начало монашеского пути
Будучи двадцатилетним юношей, Парфений оставляет родительский дом и всех своих знакомых. Он поступает на послушание в Высокий монастырь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в пригороде Боровска. Это произошло в 1414 году.
От игумена монастыря Маркелла благочестивый юноша принимает постриг с именем Пафнутий. После этого он несколько лет пребывает под руководством священноинока Никиты Серпуховского, который являлся духовным чадом преподобного Сергия Радонежского. Находясь на беспрекословном послушании у старца, Пафнутий упражняется в монашеских добродетелях.
В 1434 году после смерти игумена Маркелла, а также после молитвенных просьб братии и князя Симеона Владимировича, преподобный Пафнутий Боровский становится настоятелем Покровской обители. Благословение на свое настоятельство он принял лично от святителя Фотия, митрополита Московского.
В образе нового игумена иноки увидели доброго пастыря и искусного хранителя их духовной жизни. Во славу Божью святой проводил день и ночь. День использовал для тяжелой работы в монастыре, а ночь – для непрестанной коленопреклонной молитвы Господу.
Вседержитель наделил преподобного Пафнутия даром прозорливости и рассудительности. По откровению Святого Духа он видел по лицу и взору человека скрытые немощи и страсти. Постоянно духовно опекая братию монастыря, он врачевал их души и носил тяготы немощных.
Болезнь и начало аскетического образа жизни
Преподобный провел 30 лет в Покровском монастыре, из них в течение 13 лет пребывал игуменом этой обители. Потом длительное время святой тяжко болел. Он вынужден был оставить игуменство и был посвящен в схиму.
23 апреля 1444 года, в день святого великомученика Георгия Победоносца преподобный Пафнутий был чудесным образом исцелен. Тогда же он начал отшельническую жизнь в трех верстах от Боровска. Вместе с еще одним иноком они поселились на левом берегу Протвы, где в нее впадает река Истерьма, в красивом и уединенном месте, поросшим густым лесом.
Но недолго продолжалась уединенная жизнь святого отшельника. Из разных мест притекала к нему братия, руководствуясь его душеспасительным примером, и с благословения преподобного строила кельи.
По волеизъявлению иноков обители и разрешению Пафнутия начали строить деревянную церковь. Она была воздвигнута в честь Рождества Богородицы.
По благословению владыки Ионы, митрополита Московского, храм освятили.
Пафнутий Боровский чудотворец получил от Бога дар прозорливости, используя его не для себя, а для духовных благ братии и мирян. По лицу человека преподобному были открыты его страсти, он узнавал от Бога давние грехи людей, которых видел впервые.
Строительство монастыря
Пафнутий был образованным человеком. Находил общий язык с монашествующими и мирянами. Говор у него был простой, лаконичный и приятный. Одинаково, без человекоугодия и лести общался он с богатыми и простыми людьми.
После беседы никто не чувствовал себя обделенным, не выходил обиженным. А наоборот, великое утешение испытывал каждый после общения со святым игуменом. Ведь каждому открывались сокровенные тайны его внутреннего бытия.
Со временем Пафнутий при содействии братии монастыря воздвиг каменный храм. Ради «вельми чудного» украшения церкви святой пригласил наилучших иконописцев, одним из которых был Дионисий вместе со своими учениками. Он украсил храм уникальными иконами и изысканной церковной утварью, так что даже привыкшие к изобилию знатные боярыни и князья удивлялись его благолепию.
Подвиги и стремление к Богу
Святой Пафнутий Боровский являлся для братии живой иконой. Он поучал безвозмездно подавать милостыню.
Еще на земле преподобный Пафнутий жил как в преддверии Царства Небесного. Он постоянно стремился к Богу. Его внутреннее покаяние выражалось в постоянном призвании Господа Иисуса Христа. Будучи духовным чадом преподобного Сергия, святой твердо стоял на пути умного делания (Иисусовой молитвы). Ибо в нем состоит основа монашества, а в монашестве – основа христианства.
Боровский игумен строго держал пост. По понедельникам и пятницам ничего не вкушал. по средам в его правилах было только сухоядение, а в остальные дни принимал умеренное количество пищи. Как говорили его ученики, что пищей преподобного было угождение братии обители.
И в еде, и в одежде выбирал себе все самое худшее. Вся его жизнь была препоясана непрерывным трудом и молитвой, скрывая от окружающих духовный подвиг и страдания. Преподобный с большим усердием выполнял самую тяжелую работу и при этом всегда самым первым приходил к церковным службам.
Он поучал братию в том, чтобы быть хорошим монахом необходимо постоянно трудиться, непрестанно бодрствовать, крайне воздерживаться, терпеть с радостью, смиряться без роптания, петь псалмы, переходя на душеспасительную молитву. Пребывая в подвиге, прп Пафнутий Боровский получал от Бога большую благодать, которая проявлялась в таких дарах Святаго Духа, как прозорливость, исцеления, откровения.
Слава о больших подвигах преподобного Пафнутия разнеслась по миру, и к нему стало приходить множество людей, желающих по примеру святого стать «ангелами во плоти». Среди них были преподобный Иосиф, основатель Волоколамского монастыря, старцы Исайя и Иннокентий, будущий владыка Вассиан, архиепископ Ростовский и другие.
Чудеса при жизни
Твердо веруя в помощь Всевышнего, Пафнутий Боровский смиренно переносил оскорбления и был незлобив, постоянно пребывая в молитве и уповая на волю Божью. А еще он прославился чудесами, которые совершались по его молитве.
Пасхальный улов
Подтверждением может служить случай из его жития. Однажды приближалась Пасха, а в монастыре вообще не было рыбы. Братия и послушники с большим роптанием на Пафнутия впали в уныние. На это он сказал, что Господь, который создал человека и просветил его своим Воскресением, подаст всем просящим и боящимся Его. И Господь услышал своего молитвенника.
В Великую Субботу пономарь пошел на источник набрать воды для литургии. Он удивился большому количеству рыбы. Узнав об этом чуде, Пафнутий воспел славу Богу и приказал рыбакам закинуть сети. Улов был такой большой, что рыбы хватило для целой обители на всю Светлую Седмицу.
Избавление от голода
В один год в Боровском крае случился голод. Преподобный благословил кормить всех, кто приходит к нему в монастырь. Иногда в день число насытившихся людей превышало 1000 человек. Вскоре запасы монастыря стали иссякать. Но милостью Божьей следующий год был урожайным, и монастырской братии удалось сполна восполнить продовольственный запас обители.
Вразумление воров
Однажды, злоумышленники решили похитить монастырский скот. Они отвязали трех волов и повели с собой. Неожиданно, похитители заблудились и словно слепые всю ночь ходили вокруг обители. Уже утром они решили, оставив украденных волов, хотя бы самим добраться до дому. Но и это им не удалось сделать, так как невидимая сила связала их, и никак не могли они отойти от украденного.
Монастырские работники увидели их и привели к преподобному. Пафнутий кротко поговорил с раскаявшимися преступниками, дал им наказ впредь не воровать, накормил и отпустил домой с миром.
Пафнутий и вороны
В лесу вокруг обители преподобного Пафнутия пребывало множество птиц, особенно ворон. Восхищаясь ими, святой дал приказ не губить их. Но однажды сын воеводы города, проезжая мимо увидел стаю птиц и убил стрелой одного ворона.
Его радость была кратковременной, так как его голова, повернутая в сторону птиц, так и осталась неподвижной. В один миг веселье сменилось на ужас, но в сердце юноши открылась истинная причина случившегося. С глубоким покаянием виновник пришел к Пафнутию, и преподобный Божьей силой, которая, по словам апостола Павла «выражается в немощи», исцелил юношу.
Неожиданный рыбный улов
Однажды Пафнутий попросил три дня половить рыбу во славу Божью на монастырь в выбранном месте Оки, принадлежавшем одному князю. Святой дал своему слуге денег для покупки сосудов для соления пойманной рыбы.
Служитель не захотел взять столько денег, не надеясь наполнить сосуды выловленной рыбой. Но, преподобный повелел строго исполнять то, что приказано. Посланный купил сосуды и поймал за три дня столько рыбы, сколько рыбаки князя не выловили за все лето. Поэтому предвидя хорошую ловлю, Пафнутий Боровский в монастырь приказал купить столько сосудов.
Кончина преподобного
Пафнутий прожил 83 года, из которых 63 – монахом. Душа его жаждала прейти от временного жития в жизнь вечную. Милосердный Бог за неделю открыл преподобному день кончины. Святой старец отошел на поклон к Богу в четверг 1 мая 1477 года.
Выполняя в точности последнее завещание преподобного, братия похоронила его сразу же на другой день в отсутствии мирян. Скорбь была такая большая, что от рыдания никто не мог ни петь, ни канонарить.
После смерти великого монаха монастырь святого Пафнутия продолжал развиваться. Из этой обители вышли св. Вассиан, епископ Коломенский, св. Нифонт, епископ Суздальский, св. Макарий, митрополит Московский, преп. Даниил, Переяславский чудотворец, преп. Давид Серпуховский, преп. Левкий Волоколамский и другие.
«Житие преподобного Пафнутия Боровского» составил в 16 веке брат преподобного Иосифа Волоцкого Вассиан Савин. А причисление старца к лику святых Русской Церкви состоялось в 1547 году на Московском Соборе.
Почитание святого
Святые мощи преподобного Пафнутия пребывают в главном храме обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе названном в память Пафнутия Боровского.
Пафнутьевский Боровский монастырь как во времена преподобного, так и в последующие годы являлся одним из духовных центров русского монашества. Эта традиция продолжается и в наши дни. Со всей страны приезжают паломнические группы, чтобы поклониться святым останкам боровского игумена, а также для духовного общения со священниками и старцами этой святой благословенной обители.
Месточтимое празднование памяти преподобного Пафнутия Боровского проходит 14 мая по новому стилю (1 мая по старому стилю).
О достопримечательностях Калужской области можно прочитать здесь.
Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/zhitie-prepodobnogo-pafnutiya-borovskogo-chudotvortsa/
Православная молитва – Православная книга
О чем молятся преподобному Пафнутию Боровскому
Преподобный Пафнутий (в Святом Крещении Парфений) родился в 1394 г. в селе Кудиново, недалеко от Боровска. В 20-летнем возрасте Парфений принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком, близ Боровска. После смерти игумена Пафнутий был избран настоятелем Покровской обители.
Святой Пафнутий сподобился духовных даров – рассудительности, прозорливости, дивных откровений. По лицу и взгляду человека святой видел его духовные страсти и немощи, многое открывалось ему в сновидениях. Тринадцать лет Пафнутий был игуменом обители и старцем-духовником; потом он сильно и долго болел и принял великую схиму.
По выздоровлении отказался от игуменства и около 1444 г. вместе с одним иноком уединился на берегу двух рек в трех верстах от Боровска. Через некоторое время к преподобному стали приходить братия. Они строили себе кельи и подвизались под руководством святого Пафнутия.
Так был основан Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, ставший важным центром духовной жизни нашей страны. Батюшка Пафнутий обладал даром чудотворений, имел власть изгонять бесов, даже находясь вдалеке от страждущего. За семь дней до смерти он прознал дату своей кончины и отошел ко Господу 1.05.1477 г.
Преподобного Пафнутия Боровского просят исходатайствовать у Господа для молящихся крепкую веру и благочестие, оставление и прощение грехов, душевное и телесное здоровье, тихую и богоугодную жизнь, благую христианскую кончину, добрый ответ на Страшном Суде и райское блаженство, а также мир и благочестие в нашем Отечестве.
Святому Пафнутию также специально молятся о даровании ребенка бездетным супругам (считается, что благодаря его молитвам был рожден царь Иоанн IV Грозный).
Молитва
преподобному Пафнутию Боровскому
О священная главо, земный Ангеле, небесный человече, великий чудотворче, преподобне отче наш Пафнутие! К тебе с верою и любовию усердно прибегаем и умиленно твоего заступления просим. Не дерзаем, грех ради наших, со свободою чад Божиих Господа и Владыку нашего о помиловании и прощении просити.
Но тебе молитвенника к Нему благоприятна предлагаем и молим, испроси нам у благости Его дары благопотребныя и спасительныя душам нашим: веру праву, во благочестии крепкое стояние, грехов прощение, жития совершенное исправление, да обратившеся от злых дел к богоугождению, прочее не прогневляем Господа святых Его заповедей преступлением.
Умоли, святче Божий, Всевышняго Творца даровати мир и благочестие Отечеству нашему православному, сохрани, угодниче Христов, святую обитель твою, тобою созданную, и вся живущися и подвизающияся в ней от всякаго зла ненаветны. Призри милостивно на люди, раце мощей твоих предстоящия, и вся прошения их во благое исполни.
Нам же всем здравие душевное и телесное, земли плодоносие, тихое и благоугодное житие, благую христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Суде у Всемилостиваго Бога исходатайствуй.
Ей, отче, вемы, яко много может молитва твоя пред лицем Вседержителя Господа и ничтоже невозможно есть ходатайству твоему, аще токмо восхощеши; сего ради крепце на тя уповаем и на твоя святыя молитвы вельми надеемся, яко ты приведеши нас предстательством твоим в тихое пристанище спасения и наследники явиши ны светлаго Царствия Христова.
Не посрами же упования нашего, чудотворче святый, и сподоби нас вкупе с тобою блаженства райскаго наслаждатися, да славим, хвалим и величаем великую милость к нам Человеколюбца Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое благое отеческое заступление во веки веков. Аминь.
© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2018.
▪ Православная книга почтой
pravmolitva.ru
Источник: https://elitsy.ru/communities/106593/1645073/
Преподобный Пафнутий Боровский
На фото: Икона преподобного Пафнутия Боровского.
В образе преподобного Пафнутия Боровского соединяется как будто несоединимое — суровость и доброта, любовь к устроению монастыря и непрестанная забота о небесном, какая-то «земная»рачительность и чудотворения…
По сути, он стоит у истоков разделения русского подвижничества на две ветви — условно говоря, на иосифлянство и нестяжательство. Но в нем самом еще не было никакого разделения; оба взгляда на монашеское призвание являют в этом святом гармоничное единство
Пафнутий Боровский начало жизненного пути
Преподобный Пафнутий Боровский родитлся приблизительно в 1394 году в родовом селе Кудинове, что неподалеку от Боровска, и был окрещен Парфением. Его дедом был татарский баскак.
Во второй половине XIV века, в пору русского национального подъема, апофеозом которого явилась победа русского воинства в Куликовской битве, институт баскачества приходил в негодность. Многие баскаки покидали русские земли — те же, кто оставался, принимали христианство.
Таким был и дед преподобного, в крещении получивший имя Мартин. Его сын Иоанн по достижении совершеннолетия женился на девице Фотинии. В их семье и появился на свет будущий великий подвижник.
В детстве Пафнутий Боровский был тихим и скромным ребенком, с ранних лет полюбил уединение и молитву. Еще отроком Парфений поступил в боровский Высокий монастырь Покрова Божией Матери, игуменом которого тогда был Маркел.
В двадцатилетием возрасте он постригся в монахи с именем Пафнутий. Около этого времени в Высоко-Покровскую обитель духовником был назначен преподобный Никита, ученик преподобного Сергия Радонежского.
Преподобный Никита до того настоятельствовал в серпуховском Высоцком монастыре, но с годами ослаб глазами и перебрался в Боровск.
Игумен Маркел определил Пафнутия к нему в ученики — таким образом, через преподобного Никиту Серпуховского к преподобному Пафнутию протянулась от «игумена земли Русской» особая духовная связь. Семь лет продлилось это ученичество, сыгравшее важную роль в судьбе боровского подвижника.
Назначение преподобного Пафнутия настоятелем Высоко-Покровского монастыря
В 1431 году, после смерти игумена Маркела, настоятелем Высоко-Покровского монастыря был избран преподобный Пафнутий. Согласился он взять на себя обязанности по руководству обителью лишь после настоятельных просьб братии и князя Боровского Симеона Владимировича.
На этом поприще святой трудился еще несколько лет, пока его не настигла тяжелая хворь. В болезни преподобный принял постриг в схиму и готовился к смерти.
Но не умер, а выздоровел и, увидев в этом испытании особый знак, тайно удалился из монастыря, желая поработать Господу в тишине отшельнической кельи.
Пафнутий Боровский основывает Боровский монастырь
В 1444 году Пафнутий Боровский вместе с еще одним иноком поселился на противоположном от Высокого монастыря берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истермы. Вскоре вокруг него собралась братия, и в 1448 году в новооснованном Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре уже был освящен деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Первые годы новой обители не были легкими.
Житие преподобного Пафнутия, составленное вскоре после его кончины святителем Вассианом (Саниным), постриженником святого, рассказывает о том, что ставший к тому времени воровским князем Василий Ярославич сильно гневался на преподобного, покинувшего пределы его города и косвенным образом вызвавшего оскудение братии Высоко-Покровского монастыря (многие уходили оттуда в Пафнутьев монастырь), и даже подсылал лихих людей, чтобы они сожгли новую обитель, но дурные замыслы всякий раз срывались. Позже князь Василий попал в татарский плен. Узнав же по освобождении, что преподобный Пафнутий молился о его разрешении от уз, просил прощения у святого и превратился в усердного его почитателя.
Каким был Пафнутий Боровский
Преподобный Пафнутий был суровым игуменом. Но суровость эта проявлялась прежде всего в отношении самого себя. Он работал на самых тяжелых работах, жил в бедной келье, носил самую худую одежду.
Был строгим постником: по понедельникам и пятницам не ел вовсе, а по средам разрешал себе лишь сухоядение. Неусыпно следил он за соблюдением устава — особенно церковного правила; к службе всегда приходил первым.
Прозорливость старца внушала ученикам благоговейный трепет, с почтением относились к нему и миряне. Прославился он и многими чудотворениями.
Преподобный был нищелюбив и всегда помогал страждущим. Когда в округе разразился голод, он взял на монастырское содержание до двух тысяч человек, чем совершенно истощил монастырские запасы и вызвал ропот братии.
Но на следующий год случился такой урожай, что потраченное вернулось сторицей. Принимал преподобный Пафнутий всех (не допуская в обитель лишь женщин) и многих дарил нравоучительной беседой.
Звания светского он не разбирал — если сильные мира сего были достойны осуждения, то он говорил им в лицо все, что думал.
По свидетельству знаменитого ученика Боровского игумена, преподобного Иосифа Волоцкого, его учитель бывал милостив и снисходителен, но иногда, напротив, гневался и бранился. Так, князь Дмитровский Георгий Васильевич рассказывал близким, что, когда шел на исповедь к старцу, у него подгибались колени.
В 1467 году, еще при жизни первоначальника Боровского монастыря, была предпринята постройка белокаменного Богородице-Рождественского храма взамен старого деревянного. Преподобный сам принимал участие в строительстве, и, видимо, именно по его приглашению над росписями новой церкви трудились «живописцы хитрые в Рустей земли». «Хитрыми живописцами» были Митрофан и знаменитый Дионисий.
Последние дни жизни и смерть преподобного Пафнутия
В обители, обзаведшейся каменным соборным храмом, преподобный Пафнутий жил еще десять лет. 1 мая 1477 года, вскоре после Пасхи, он скончался и был похоронен, по его собственному завещанию, у южной стены Богородице-Рождественского храма. Дубовый гроб себе покупать великий подвижник запретил:
Узнав о собственной кончине за неделю до нее, преподобный Пафнутий говорил:
Личности Калужской области.
Источник: http://posmotrim.by/article/prepodobnyj-pafnutij-borovskij.html
пафнутий боровский житие
Автор: В.Котарбинский. “Святой Пафнутий”.
Игумен одной обители, находившейся неподалеку от города Бо́ровск, тяжело заболел. 30 лет до того был он заботливым отцом для братии, но теперь решился оставить настоятельство и принять великую схиму – высшую степень монашества. В тишине и покаянии он собирался провести остаток дней.
Однако, неожиданно выздоровев, по велению самой Богородицы он поселился на другом берегу реки и основал новую обитель в честь Рождества Пречистой. Звали этого монаха Пафнутий. Монастырь очень быстро стал новым центром духовной жизни. Сюда стекался простой народ, приезжали бояре и князья, и все просили игумена о совете и о молитве.
И ко всем – независимо от звания, богатства и положения – он относился с любовью. И всем говорил правду.
Однажды некий гордый человек пришел за благословением святого и надменно спрашивал у братии, где найти старца. Он не знал преподобного в лицо и, случайно встретив, толкнул и стал грубо говорить.
Гордый человек:
– Эй, ты! Покажи мне, где здесь Пафнутий!
Преподобный Пафнутий:
– Постой, успокойся, что ты? Мне кажется, тобой овладел лукавый и гордый дух.
Гордый человек:
– Да тебе ли указывать мне?! Кто ты такой?! (вдруг меняет интонацию, догадывается, немного пугается) Так ты и есть Пафнутий?
Преподобный Пафнутий:
– Да, это я.
Горделивый человек был в смятении. Он вскочил на коня и поскакал прочь, то злясь на старца, то стыдясь своей грубости:
Гордый человек:
– О, не таким оказался тот, кого считал я великим… Да разве даст он мне теперь благословение? А нужно ли оно мне? Это просто нищий монах. Нет же, это чудотворец и святой. Что делать мне? Я так грешен, что даже у старца не будет для меня теперь теплого слова…
Вскоре к старцу прибежали люди и стали рассказывать о неком человеке, который прямо на лошади заехал в монастырский пруд и не хочет выходить, говоря, что здесь собирается утопиться. Старец вздохнул и начал молиться Богородице, прося у нее милости к несчастному. Через некоторое время тот человек, растрепанный и мокрый, но уже спокойный, вновь пришел к Пафнутию.
Гордый человек:
– Отче, дай припаду к твоим ногам. Прости меня, прости! Никогда еще не было мне так легко, так спокойно на душе! Благодарю тебя, отче Пафнутий!
Преподобный Пафнутий:
– Не меня благодари, дитя, благодари Пречистую, она избавила тебя от гордыни и уныния, съедавших тебя изнутри. Богородица здесь хозяйка. Все лишь ее молитвами.
Немало еще чудес было явлено святым. По его молитвам появлялась у голодных пища, разрешались безвыходные ситуации, исцелялись больные. Знаменитый иконописец Дионисий пришел делать росписи в монастырском соборе, но не мог начать – у него сильно болели ноги. Пафнутий благословил его, и когда тот взялся за работу, болезнь отступила.
Жизнь старца была проста и строга. У него были самая бедная келья и облачение, он мало ел и много постился, из общих работ выполнял самые тяжелые – носил камни, рубил дрова, копал огород, и в то же время он всегда первым приходил на молитву.
Последнюю неделю жизни святой провел в посте и молитве, выходя из кельи только ради церковной службы, и благодарил Бога за данные ему перед смертью шесть дней покаяния без суеты. Также он велел, чтобы на похоронах не было никого из мирских. Братия тихо и почти тайно похоронила его.
А когда стала распространяться весть о кончине старца, потянулся народ к обители святого, поклониться могиле его и попросить о небесном заступничестве.
Сейчас мощи преподобного покоятся в соборе Рождества Богородицы основанного им Свято-Пафнутьевского Бо́ровского монастыря. И по сей день, обращаясь к святому Пафнутию, многие верующие получают от Бога помощь и поддержку в добрых своих делах.
(27
Источник: https://radiovera.ru/pafnutiy-borovskiy-zhitie.html
Святые и чудотворцы. Пафнутий Боровский
Впрочем, спустя несколько лет Никита отправился на север и основал в Костроме Богоявленский монастырь.
В течение семи лет Пафнутий находился в послушании у благочестивого старца и научился от него всем иноческим добродетелям. Когда игумен Маркелл преставился, братия избрала его настоятелем обители.
Игумен Пафнутий возглавлял Боровский Высоцкий монастырь в течение тринадцати лет. Затем он сильно и надолго заболел, так что во время болезни принял схиму (высшую степень монашества). По выздоровлении, в 1444 году, преподобный решает покинуть обитель. Он отказывается от игуменства и переселяется с одним иноком на новое место, отстоявшее на три версты от Боровска. Оно находилось при впадении в реку Протву небольшой речки Истерьмы, на высоком, поросшем густым лесом берегу. Вскоре к преподобному переселяются и многие из прежних иноков Высоцкой обители. Строятся кельи, а затем и деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. (Впоследствии в монастыре ставится и каменная церковь; ее украсят иконы и росписи, выполненные знаменитым русским иконописцем Дионисием.) Так возник новый Рождественский монастырь.
Место, которое занимал монастырь, находилось уже вне пределов Боровского княжества. Прозябание прежнего Высоцкого монастыря и расцвет нового Рождественского вызвали гнев со стороны боровского князя Василия Ярославича.
Житие преподобного Пафнутия, написанное учеником святого, будущим архиепископом Ростовским Вассианом Саниным, рассказывает о том, что князь даже подсылал своих слуг разорить или сжечь обитель Пафнутия. Одним из таких злодеев был ново-крещенный татарин Ермолай.
Пафнутий, однако, ласково поговорил с ним, и нрав татарина чудесным образом совершенно переменился; он не причинил обители никакого зла.
Примирение между князем и игуменом произошло после 1445 года, когда в несчастном для русских сражении у Суздаля боровский князь Василий попал в плен к татарам вместе с великим князем Василием Васильевичем (будущим Василием Темным). Преподобный много молился об избавлении русских князей из плена; князь же Василий Ярославич, в свою очередь, раскаялся в прежней злобе.
Монастырь преподобного Пафнутия не отличала чрезмерная суровость аскетического жития, подобная образу жизни некоторых отшельников и пустынников того времени. Преподобный не требовал от братии невозможного, но зато чрезвычайно строго следил за соблюдением устава.
Сам он всегда предавался посту, в некоторые дни совсем отказываясь от еды, а в другое время вкушая лишь немного простой постной пищи, но братии старался угодить, часто повелевал приготовить для трапезы то, что могло понравиться инокам. (Впрочем, в монастыре, разумеется, никогда не ели мяса.) Да и во всем прочем преподобный довольствовался самым малым.
его была такою, замечает его ученик Иннокентий, автор «Сказания о преставлении преподобного Пафнутия», что мало кому из нищих пригодилась бы.
Внешность святого была не слишком выразительной: сгорбленный и малорослый, с большой седой бородой, в плохой одежде. Но он обладал поразительным даром воздействия на любого, с кем ему приходилось общаться.
«Беседа же его была проста, — продолжает свой рассказ Иннокентий, — усладительно беседовать с ним было не только инокам, но и мирянам и странникам. Не робел он никогда перед лицом княжеским, дары богатых не могли улестить его, и сильным мира сего он повелевал неукоснительно соблюдать законы и заповеди Божии.
С простыми людьми так же, как и с великими, беседовал и братьями их называл. И никто после беседы с ним никогда не уходил от него неутешенным».
Учениками преподобного Пафнутия были многие выдающиеся церковные деятели средневековой России — преподобный Иосиф Волоцкий, основатель Иосифо-Волоколамского монастыря, писатель и публицист, один из наиболее почитаемых русских святых; его брат Вассиан Санин, архимандрит Ростовский, списатель Жития святого Пафнутия; старцы Иннокентий, Исайя и другие. Непосредственное нравственное влияние Пафнутия испытал и прославленный иконописец Дионисий, однажды нарушивший запрет боровского игумена и из-за этого жестоко заболевший.
Две черты, прежде всего, отличают характер преподобного. Во-первых, это рачительность хозяина. Пафнутий неустанно заботится о монастыре, о монастырском хозяйстве.
Он и сам работает не покладая рук, с усердием исполняя самые тяжелые монастырские послушания: рубит лес, носит дрова, копает землю, занимается плетением рыболовных сетей.
Юный Иосиф Санин, придя в монастырь, застает игумена за рубкой дров в лесу, а рассказ о кончине преподобного начинается с того, что игумен указывает своему ученику Иннокентию, как именно следует поправить прорванную запруду в монастырском пруду. Эта рачительность станет отличительной особенностью русских монастырей более позднего времени.
Другая черта Пафнутия Боровского — его строгость, даже суровость, прежде всего, по отношению к власть предержащим. Он и ученикам своим внушал благоговейный страх, хотя как раз для братии всегда находил слово утешения.
Старец Досифей Топорков, племянник Иосифа Волоцкого, записал впоследствии некоторые рассказы преподобного Пафнутия о давно прошедших временах — например, о море в Москве в 1327 году или о великом московском князе Иване Даниловиче Калите.
Великий старец обладал способностью по лицу человека узнавать скрытые душевные страсти и помыслы, а потому ничто не могло укрыться от его взора. Преподобный Иосиф Волоцкий вспоминал о своем учителе, что он, когда нужно, бывал милостив и снисходителен, но подчас бывал суров и гневен.
Князь Юрий Васильевич Дмитровский, бывший духовным сыном преподобного Пафнутия, рассказывал, что когда он шел на исповедь к преподобному, его охватывал такой трепет, что подчас подгибались колени.
Игумен мог отослать даже очень богатый дар, принесенный в монастырь от князя или боярина, если тот чем-то вызвал его неудовольствие, мог не принять навестившего его властителя, не делая исключения даже для великого князя. Но при всем том он вызывал такое уважение у сильных мира сего, что обильные дары от бояр и князей щедро текли в его обитель. Покровителем Боровского монастыря был сам великий князь Иван III, «государь всея ».
Преподобный Пафнутий дожил до глубокой старости. Ему исполнилось 83 года, из которых 63 года он посвятил иноческим подвигам. Святой старец предвидел свою смерть за неделю. О его последних днях подробно рассказал его ученик Иннокентий, написавший «Сказание о смерти преподобного Пафнутия Боровского» — одно из лучших произведений древнерусской агиографической литературы.
Последние недели жизни старец посвятил исключительно молитве. Земные дела уже не могли занимать его. Когда он, вместе со своим учеником Иннокентием, видит непорядок в запруде, устроенной им же при монастыре, он дает поручения Иннокентию: «Я же не могу этим заниматься, потому что ждет меня другое, неотложное дело».
И это кажется удивительным Иннокентию, привыкшему к ежечасному вниманию святого ко всем необходимым в монастыре работам. Князю Михаилу Андреевичу Верейскому, постоянному милостиннику Боровского монастыря, он спешит передать, чтобы тот не приезжал в обитель, как было уговорено ранее, «ибо приспели мне иные заботы».
Несмотря на тяготы болезни преподобный выходит в церковь на святую литургию; он с трудом опирается руками на свой посох, приклонив голову, но отказывается сесть. В тот день по окончании вечерни священник начал читать панихиду, как было заведено в монастыре.
Братия хотели увести игумена, но тот решил остаться: «Я должен более других слушать, потому что мне это нужнее всего, впредь уже не смогу слушать». Старец исповедался и причастился Святых Тайн; все это время он проводил в жестоком посте и молитве.
Прослышав о болезни преподобного, в монастырь спешат посланцы от князей — от князя Михаила Верейского, от самого государя Ивана III, от митрополита Геронтия.
Старец отказывается принять их и даже не распечатывает присланную великим князем грамоту: «Уже ничего не хочу от мира сего: и почестей не желаю, и ничто не страшит меня в мире этом», — говорит он Иннокентию.
Тот пытается уговорить преподобного ответить хотя бы великому князю, ибо опасается его гнева. «Истинно говорю вам, — отвечает святой, — если не прогневаете Единого, ничего не причинит вам гнев человеческий. Если же Господа прогневаете, никто вам помочь не сможет».
В монастырь приносят дары — от тверских князей, от великой княгини Софьи Палеолог, жены Ивана, от многих бояр и даже от простых людей, но старец повелевает ничего не принимать, но отсылать обратно.
Иннокентий просит своего учителя дать завет монастырю: как гать после его смерти и кому быть игуменом.
После долгого молчания старец дал ответ, который дословно приводит Иннокентий в своем Сказании: «Блюдите сами себя, братья, если чин церковный и монастырские порядки хотите сохранить: церковного пения никогда не оставляйте; свечи возжигайте; священников держите честно, как и я, не лишайте их положенного им; пусть не оскудевают божественные службы — ведь ими все держится; трапезную от странников не затворяйте; о милостыни пекитесь, просящего с пустыми руками не отпускайте; бесед с приходящими мирянами избегайте; в рукоделье трудитесь; храните сердце свое с неизменным усердием от лукавых помыслов; после повечерницы в разговоры друг с другом не вступайте — пусть каждый в своей келье безмолвствует; от общей молитвы ни по какой причине, кроме болезни, не уклоняйтесь; весь устав монастырский и правило церковное блюдите со смирением и покорностью, и молчаливостью, и, попросту сказать, поступайте так, как видите меня поступающим. Если всем этим, заповеданным мной, не будете пренебрегать — не лишит Господь места сего всех благостей своих. Но знаю я, что по отшествии моем в монастыре будет смутьянов много, чувствую — душу мою смутят и среди братии раздор поднимут. Но Пречистая усмирит их, и бурю отвратит, и дому Своему и живущим в нем успокоение подаст».
Преподобный Пафнутий скончался 1 мая 1477 года, в четверг, за час до захода солнца. На следующий день братия похоронили его, как он и завещал, без мирян. Горе всех иноков обители преподобного было так велико, что никто не мог вымолвить ни слова от рыдания и даже пропеть полагавшиеся погребальные песни.
Лишь после того, как тело было предано земле, о смерти святого дали знать в город, в котором давно уже все находились в тревожном ожидании. Все пришли в движение: в течение всего дня народ приходил в монастырь, чтобы поклониться фобу святого. Местное празднование преподобному Пафнутию было установлено в 1531 году.
Его особо почитали в великокняжеской семье, он сделался как бы фамильным святым московских князей.
Царь Иван Грозный считался рожденным по молитвам святого Пафнутия (его отец, Василий III, долго не имел детей и объезжал разные монастыри, ближние и дальние, надеясь на заступничество их святых покровителей). Сам Иван Грозный называл имя Пафнутия Боровского в ряду величайших московских святых — Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского. Общецерковное прославление святого было установлено на соборе 1547 года.
Церковь празднует память преподобного Пафнутия Боровского в день его кончины 1 (14) мая.
Источник: http://domashnij-portal.ru/iz-gizni/1691-pafnutij-borovskij.html
Преподобный Пафнутий Боровский
Пафнутий, в миру Парфений, был внуком Батыева баскака, сборщика дани в Боровске.
После смерти татарского хана, когда многих баскаков выгнали из русских областей, дед Парфения остался в России и принял христианскую веру с именем Мартин.
Родители Парфения, Иоанн и Фотиния, были зажиточными людьми и имели несколько поместий. В одном из них, в селе Кудинове, что в трех верстах от Боровска, он и родился.
Обучившись грамоте, Парфений полюбил читать Священное Писание, и оно направило его на иноческий путь. К двадцати годам он поступил в Боровский Высокий монастырь Покрова Богоматери, приняв имя Пафнутий, и стал учеником преподобного Никиты, ученика святого Сергия Радонежского.
Он быстро созрел для духовной жизни под руководством слепого, престарелого, но умудренного опытом священноинока Никиты и был избран игуменом. Пафнутий обладал пророческим даром. Так, например, он узнал убийцу князя Димитрия Шемяки в незнакомце, пришедшем в иноческой одежде в обитель: «Этот человек не очистился от крови иночеством», – сказал о нем преподобный своим ученикам.
И в самом деле оказалось, что это был боярин Иван Котов, бывший любимец Димитрия Шемяки, давший князю отраву…
После тяжелой болезни Пафнутий оставил монастырь, принял схиму и поселился с одним иноком в густом лесу, в двух верстах от Боровска, на реке Истреме. Многие помещавшие его пожелали поселиться рядом. Со временем здесь возникла новая обитель и начала быстро процветать.
Это вызвало неудовольствие боровского князя Василия Ярославича, на земле которого находился монастырь Высокий, утративший свое значение с тех пор, как Пафнутий оставил его. Дело дошло до того, что князь Василий начал посылать своих слуг, чтобы поджечь обитель…
Это не удавалось, так как посланные всякий раз встречали у ворот самого Пафнутия. Нашелся, однако же, удалец, взявшийся исполнить волю князя.
– Зачем ты, друг мой, пришел сюда? – ласково спросил Пафнутий, когда увидел его.
Пораженный приветливостью старца, поджигатель сознался в своем дурном умысле. Но незлобивый инок простил и его, и князя. Всех и всегда он обезоруживал своей кротостью, и вскоре слава о его святой жизни распространилась по всем окрестным областям.
Число учеников приумножалось, и возникла надобность в другой обители. Пафнутий приступил к постройке каменного храма в честь Божьей Матери. Наряду с братией он носил кирпичи, воду, помогал растворять известь, таскал песок.
Во время голода в обители Пафнутия ежедневно питалось до тысячи человек, пока не истощились все запасы.
Но, несмотря на все свои заслуги, преподобный Пафнутий испытал много обид и огорчений от сильных мира сего, и в особенности от удельных князей.
За несколько дней до смерти Пафнутий почувствовал близкую кончину и втайне стал готовить к ней, но до самого конца не прекращал работать. Наконец, с молитвой на устах Пафнутий тихо отошел к Господу. При отпевании блаженного старца было пролито много слез о том, кто хотя и отрекся от мира, но не отрекся от любви к людям…
13 май 2013 /
Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/3728-prepodobnyj-pafnutij-borovskij.html
Преподобный Пафнутий, игумен и чудотворец Боровский. 1394-1477
Музей фресок | Ферапонтов монастырь |
Преподобный Пафнутий Боровский был учеником боровского игумена Никиты, ученика преподобного Сергия Радонежского, и в свою очередь был учителем Иосифа Волоцкого. Эта «генеалогическая» линия московских святых восходит к великому радонежскому старцу.
Родился преподобный Пафнутий Боровский (в миру – Парфений) в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска в семье крестившегося татарина Мартина, мать Парфения носила имя Фотиния.
Пращур преподобного был баскаком, что в переводе с татарского языка означает «давитель» – достаточно красноречивая характеристика его должности, которая состояла в сборе податей в пользу татарского хана.
Пути Господни неисповедимы: потомок баскака стал иноком и впоследствии прославленным святым.
Достигнув юношеского возраста, Парфений оставил родительский дом и принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком от настоятеля Маркелла. Было это в 1414 году. После принятия пострига Пафнутий находится в послушании у преподобного Никиты Серпуховского – ученика преподобного Сергия Радонежского.
Усердие преподобного Пафнутия в монашеском житии было столь велико и плоды его были столь явны, что в 1426 году, когда скончался настоятель Покровской обители, братия избрала его игуменом. Святитель Фотий, митрополит Киевский, рукоположил преподобного в священный сан.
Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником, имея дар пастырский попечительного служения братии монастыря, явив удивительные примеры любви и заботы о вверенном ему Богом братстве.
В одном из сновидений Господь открывает преподобному Пафнутию, что двое братий намереваются бежать из обители. Бесы в образе эфиопов швыряют зажженные головни им в кельи. И преподобный, зная, что речь идет о жизни вечной, обратился к намеревавшимся бежать и отвратил их от пагубного намерения.
В другом сне Пафнутий видит, что в монастырском саду его, который полон прекрасных плодов, появилось мертвое дерево. Пафнутий, оставив прочие труды, обращается к нему и со всем тщанием ухаживает за ним до тех пор, пока оно не возрождается к жизни. Оказалось, что один из братии, будучи в отъезде, согрешил.
Но вернулся, полон раскаяния, и так избег смерти греховной. Вот суть сна и самой жизни преподобного Пафнутия Боровского: он садовник в том саду, что насадил Господь на Своей земле.
В годы игуменства открылись в нем высокие дарования: умение привести людей к Богу, всепокрывающая милость и снисхождение к человеческим немощам, твердость и непреклонность по отношению к любому греху, удивительная проницательность и прозорливость.
Когда преподобному Пафнутию было пятьдесят лет, он впал в тяжкую болезнь и, не надеясь на выздоровление, принял схиму. Вскоре он выздоровел, но решил уже не возвращаться к игуменским трудам, а уйти в отшельничество, чтобы, не отвлекаясь ни на какие житейские волнения, посвятить себя подвигу молитвы и очищения души.
23 апреля 1444 года преподобный покинул Покровскую обитель и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы. Вскоре на новое место к нему стала собираться братия – число иноков быстро возрастало.
Есть предание, согласно которому преподобному Пафнутию в его отшельничестве было явление Матери Божией, которая повелела ему основать на этом месте монастырь и быть в нем игуменом.
Об этом явлении он по смирению открыл только на смертном одре: «Сама Пречистая Царица так решила и пожелала на этом месте прославить Свое имя, и храм свой воздвигла, и братию собрала, и меня, нищего, долгое время питала и охраняла вместе с братией».
Преподобный Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келья его была беднее всех, из пищи он брал худшее, в понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения.
Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород. На месте деревянного храма был возведен новый каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники.
Удивительно свидетельство самого подвижника о том, как строился его монастырь: «Не княжеской властью, не богатством сильных создавалось место сие, но волею Божьей и помощью Пречистой Матери Его. Не просил я и не принимал от земных князей никаких даров для монастыря, но всю надежду и упование о всем возложил на Пречистую Царицу до сего дня и часа».
Глубокой любовью и почитанием пользовался Пафнутий не только у братии своего монастыря, но в других обителях. Промыслом Божиим в обитель к преподобному был направлен двадцатилетний юноша Иоанн Санин, который, придя в Боровский монастырь, застает игумена за рубкой дров в лесу.
Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф (впоследствии – преподобный Иосиф Волоцкий). Вспоминая своего учителя и наставника, Иосиф Волоцкий писал, что тот мог быть не только милостив и снисходителен, но был подчас и суров, и гневен с нераскаянными грешниками.
Духовные ученики преподобного почитали и боялись его. У некоторых идущих на исповедь «подгибались колени».
Прозорливость преподобного Пафнутия, кажется, не оставляла в обиходе обители ни единой маленькой лазейки для лукавого.
Так, иконописец Дионисий, нарушивший запрет игумена на употребление мяса, обнаружил, что принесенная тайно в обитель баранина кишит червями, а сам он покрылся струпьями. Дионисий был исцелен лишь милостью преподобного.
Один инок, хуливший все распоряжения игумена, во сне был устрашен бесами и наутро явился просить прощения у преподобного. Своих учеников и продолжателей преподобный Пафнутий не оставлял своим молитвенным попечением и за гробом.
Преподобный Пафнутий провел в монашеском подвиге 63 года.
Незадолго до кончины, когда он полностью отказался от еды и уже почти не вставал с одра, отложил все попечения земные и целиком погрузился в покаяние, на вопрос, кому он оставляет обитель – братии или княжескому попечению,- старец ответил: «Пречистой».Потом Пафнутий призвал братию в чистоте и страхе Божием подвизаться во спасение, чтобы ради добрых дел братии он мог спокойно почивать по смерти. И заключил: «Спешите делать добро!».
Перед кончиной преподобного проходившие мимо его кельи слышали ангельское пение. Преподобный Пафнутий Боровский по собственному своему предсказанию преставился 1 мая 1477 года.
О жизни этого святого сохранилось два древних литературных памятника, написанных его учениками: «Житие преподобного Пафнутия Боровского», написанное Вассианом Саниным, епископом Ростовским, и «Сказание о кончине преподобного Пафнутия Боровского», написанное старцем Иннокентием.
Источник: http://www.dionisy.com/dionisy/57/