Преподобный паисий величковский

Преподобный Паисий Величковский

День памяти: 15 ноября

Преподобный Паисий Величковский

Архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Родился он в 1722 г. в городе Полтаве в семье протоиерея, 17-ти лет вступил в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда — в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни.

Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину — скит св. Илии. В 1758 г. в возрасте 36 лет был рукоположен в священный сан. В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию, в Валахию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и поставлен настоятелем монастыря Драгомирны.

За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину свв. Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской горы.

Обратите внимание

Основные идеи этого устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимница, церковные художества и др.). Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны (1774 г.) отошла к католической Австрии.

Авва Паисий, не видя возможности мира духовного Восточной Церкви в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию — 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлии, то ему было повелено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 г., оставив часть братии в Секуле.

Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула — общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам.

Паства преподобного умножилась, были иноки более чем 10 национальностей и число их к 1790 г. возросло до 10 тыс. человек. В то время это была самая многолюдная обитель Восточной Православной Церкви. В 1790 г.

преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты.

На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского.

Преподобный Паисий приводил многочисленные доказательства и свидетельства святоотеческого почитания умной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», которая есть и моление, и исповедание веры.

«Умно-сердечная молитва — для преуспевающих, для средних — пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных — послушание и труд», — поучал старец.

Важно

Многотрудная жизнь старца подходила к своему земному концу. Поболев перед кончиной, он с миром преставился в 1794 г., 15 ноября, пожив 72 года. Преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.

Его переводы с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду.

Так, им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, «Восторгнутые класы» — сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое.

Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6782.htm

Паисий величковский

Паисий величковский – архимандрит, переводчик святоотеческих и богословских текстов, аскетический писатель, богослов, православный святой.

В ми­ру Ве­лич­ков­ский Пётр Ива­но­вич. Сын со­бор­но­го про­тои­е­рея. Учил­ся в Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии (1735-1740 годы). Об­ще­ние с мо­на­ха­ми Кие­во-Пе­чер­ской лав­ры, изу­че­ние свя­то­оте­че­ских со­чи­не­ний по­бу­ди­ли его к мо­на­ше­ской жиз­ни.

В 1740 году по­ки­нул Ки­ев и по­сту­пил в Лю­беч­ский монастырь (город Лю­беч), от­ку­да ушёл в 1741 году в Мед­ве­дов­ский Ни­ко­ла­ев­ский монастырь (близ города Чи­ги­рин), где был по­стри­жен в ря­со­фор, по­лу­чив имя Пла­тон.

По­сле за­кры­тия мо­на­стыр­ско­го хра­ма униа­та­ми под­ви­зал­ся в Кие­во-Пе­чер­ской лав­ре (январь 1742 года – начало 1743 года).

В по­ис­ках мо­на­ше­ской жиз­ни пу­те­ше­ст­во­вал по мо­на­сты­рям и ски­там Мол­да­вии и Уг­ро­вла­хии, где по­зна­ко­мил­ся со стар­цем Ва­си­ли­ем По­ля­но­ме­руль­ским (около 1692 года – 1767 год). Ле­том 1746 года от­пра­вил­ся на Афон.

В по­ис­ках ду­хов­но­го ру­ко­во­ди­те­ля обо­шёл многие афон­ские мо­на­сты­ри и ски­ты, по­се­лил­ся в ка­ли­ве (от­дель­ной «хи­жи­не») близ монастыря Пан­то­кра­тор. В 1750 году во вре­мя по­се­ще­ния Афо­на Ва­си­ли­ем По­ля­но­ме­руль­ским по­стри­жен им в ман­тию с име­нем Паи­сий.

По­сте­пен­но во­круг Паисия Величковского об­ра­зо­ва­лась об­щи­на еди­но­мыш­лен­ни­ков. Около 1757 года он пе­ре­шёл в кел­лию Святого Кон­стан­ти­на. В 1758 году ру­ко­по­ло­жен в ие­ро­мо­на­хи.

Рост чис­ла бра­тии по­бу­дил Паисия Величковского пе­рей­ти в опус­тев­ший скит Про­ро­ка Илии при монастыре Пан­то­кра­тор. В 1763 году Паисий Величковский с бра­ти­ей пере­се­лил­ся в Мол­дав­ское княжество, на Бу­ко­ви­не им был пре­дос­тав­лен монастырь Дра­го­мир­на (близ города Су­ча­ва).

Совет

Вско­ре Паисий Величковский при­нял по­стриг в ве­ли­кую схи­му. Жизнь и бо­го­слу­же­ние в монастыре Дра­го­мир­на бы­ли уст­рое­ны по афон­ско­му чи­ну. Чте­ние и пе­ние за бо­го­слу­же­ни­ем – на славянском и румынском язы­ках. Ве­лась ра­бо­та по ис­прав­ле­нию пе­ре­во­дов свя­то­оте­че­ских книг.

В 1774 году по до­го­во­ру ме­ж­ду Рос­си­ей и Тур­ци­ей Бу­ко­ви­на бы­ла пе­ре­да­на Австрийской им­пе­рии. Не же­лая жить в ка­то­лической стра­не, Паисий Величковский пе­ре­шёл в молдавский Се­куль­ский монастырь, где обу­ст­ро­ил жизнь по дра­го­мирн­ско­му об­раз­цу.

В 1779 году гра­ж­дан­ские и цер­ков­ные вла­сти Мол­да­вии пе­ре­да­ли Паисию Величковскомму Ня­мец­кий монастырь (свыше 300 мо­на­хов), не­смот­ря на не­же­ла­ние стар­ца пе­ре­се­лять­ся в зна­ме­ни­тую и час­то по­се­щае­мую па­лом­ни­ка­ми оби­тель.

В Ням­це Паисий Величковский про­дол­жил тру­ды по пе­ре­во­ду свя­то­оте­че­ских книг; об­ра­зо­ва­лась шко­ла пе­ре­вод­чи­ков и пе­ре­пис­чи­ков.

В 1790 году, во вре­мя по­се­ще­ния Ням­ца русским ар­хи­епископом Ам­вро­си­ем (Се­реб­рен­ни­ко­вым) (1745-1792 годы), Паисий Величковский был воз­ве­дён в сан ар­хи­ман­д­ри­та.

Главное де­ло жиз­ни Паисия Величковского – ис­прав­ле­ние ста­рых пе­ре­во­дов и но­вый пе­ре­вод свя­то­оте­че­ских тек­стов на славянский язык.

В 1793 году в Мо­ск­ве был на­пе­ча­тан славянский перевод «Доб­ро­то­лю­бия», ос­но­ву ко­то­ро­го со­ста­ви­ли тек­сты, ис­прав­лен­ные или пе­ре­ве­дён­ные Паисием Величковским. Он пе­ре­вёл так­же многие др.

свя­то­оте­че­ские со­чи­не­ния, со­бор­ные до­ку­мен­ты и по­ле­мические про­из­ве­де­ния, в т. ч. XVIII века.

Обратите внимание

Соз­дал но­вые ре­дак­ции (по су­ти но­вые пе­ре­во­ды) «Слов» преподобного Исаа­ка Си­ри­на и «Ле­ст­ви­цы» преподобного Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка.

Паисию Величковскому при­над­ле­жат ас­ке­тические со­чи­не­ния («Сви­ток об ум­ной мо­лит­ве», «Сло­во на по­стри­же­ние мо­на­ше­ско­го чи­на»), мно­го­численные по­сла­ния (в т. ч.

Афа­на­сию и Ага­фо­ну в за­щи­ту ум­ной мо­лит­вы), го­ми­ле­тические и по­ле­мические со­чи­не­ния, ав­то­био­гра­фия (на­пи­са­на в по­след­ние го­ды жиз­ни, ос­та­лась не­окон­чен­ной).

Паисий Величковский ка­но­ни­зи­ро­ван в 1988 году РПЦ, в 1992 году – Румынской пра­во­слав­ной цер­ко­вью; служ­бы Паисию Величковскому со­став­ле­ны на славянском, румынском и греческом язы­ках. День па­мя­ти по ка­лен­да­рю РПЦ – 15(28) но­яб­ря.

Сочинения:

Жи­тие и пи­са­ния. М., 1847. М., 2001

Ав­то­био­гра­фия, жиз­не­опи­са­ние и из­бран­ные тво­ре­ния по ру­ко­пис­ным ис­точ­ни­кам ХVIII– ХIХ вв. / Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун. М., 2004

По­ле­ми­че­ские про­из­ве­де­ния, по­уче­ния, пись­ма / Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун. М., 2006.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Paisij, lo starec / Ed. A. Mai­nar­di. Magnano, 1997
  • Чет­ве­ри­ков С.И., прот. Мол­дав­ский ста­рец Паи­сий Ве­лич­ков­ский. 2-е изд. Па­риж, 1988
  • Tachiaos A.-E.N. The revival of byzan­tine mysticism among slavs and romanians in the XVIIIth century. Texts relating to the life and activity of Paisy Velichkovsky. Thessalo­niki, 1986

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/paisii_vielichkovskii

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

Иеросхимонах Паисий Величковский занимает в истории православного монашества особое место. В его лице удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к просвещению, организаторские способности и большое литературное дарование.

Преподобный Паисий родился в 1722 году в Полтаве. В семье он был одиннадцатым из двенадцати детей. Петр, так он был назван при крещении, рос очень молчаливым и глубоко религиозным мальчиком.

Его молчаливость была до того поразительна, что родная мать говорила о Петре: «Порой, по целым дням не слышно от него ни одного слова.

И если бы не та радость и приветливость, которые светились на его лице, когда кто-то обращался к нему с просьбой, я думала бы, что он психически нездоров». Раннее детство и школьные годы Петр провел на Украине.

Важно

Уже тогда он установил для себя следующие три правила: «ближнего своего не осуждать, хотя бы собственными глазами видел его согрешающим, ни к кому не иметь ненависти и от всего сердца прощать обиды». Эти три правила преподобный Паисий пронес через всю жизнь.

Он учился в Киевской духовной академии, затем странствовал по украинским монастырям в поисках духовного руководства. Его чуткая и чистая душа переживала любой маломальский проступок.

«Однажды, когда я был молодым и жил в одном из украинских монастырей, — рассказывал старец впоследствии, — я как-то раз так раз крепко уснул, что не слышал звона к утреннему богослужению. Когда я проснулся и пришел в церковь, то оказалось, что уже прошло пол службы.

 От стыда я не посмел остаться в церкви, а выйдя за ограду монастыря, сел на землю и горько заплакал. Заметив мое отсутствие, чего раньше никогда не бывало, игумен после службы велел разыскать меня. Нашедшему монаху с трудом, сквозь слезы я сумел объяснить причину своего горя.

Тот, утешая, уговаривал меня идти к настоятелю, а я твердил ему: “Как же я пойду к святым отцам и с каким лицом я покажусь им после такого великого греха!”. После этого случая я сделал себе лубяную коробку, которую с одной стороны выдолбил. Сидя на ней, я засыпал ненадолго.

Если же крепкий сон одолевал меня, коробка опрокидывалась, и я вместе с ней. Проснувшись, я бежал в церковь смотреть, не проспал ли утреню. Так приучил я себя спать не больше трех часов. А сейчас, — добавлял, смеясь, старец, — я и хочу поспать больше, а уже не могу и часа вздремнуть».

Когда Паисию исполнилось 24 года, он ушел на Афон, где прожил 17 лет. Сначала он жил в полном уединении, а затем к нему стали присоединяться другие иноки. Слух о доброй жизни подвижников распространился по Святой Горе, и многие, стали приходить в скит.

Братство под руководством Паисия постепенно возрастало так, что и келий уже не стало хватать для всех. Истинно монашеский уклад Паисиева братства был бы невозможен, если бы он сам не подавал ему примера. Во всем чувствовалась безграничная любовь старца к своим пасомым.

«Непрестанную скорбь и болезнь душевную имею о братии моей, — пишет Паисий в одном письме».

Вместе со своим братством, которое насчитывало уже более 60-ти иноков, Паисий переезжает в Молдавию, где и остается до конца жизни. Устраивая свою жизнь на новом месте, преподобный особо обращал внимание на порядок богослужения, который он велел совершать строго по афонскому чину.

Совет

Трепетно он относился и к строгому общежительному уставу, по которому никто из братии не имел своей собственности. Все послушания внутри монастыря выполняли сами иноки. Они же работали и на огородах, и в поле, и смотрели за скотом. «Во время работы на устах должно быть молчание, — наставлял старец Паисий, — а в сердце тайная молитва. Удерживайте язык, чтобы он не говорил пустых слов.

Кто бережет язык, оберегает душу от скорби. От языка — и жизнь, и смерть». Сам старец нередко выходил с братией на общее послушание и работал вместе с прочими. Когда же иноков стало более семисот, двери его кельи до поздней ночи оставались открытыми. Одни уходили, другие приходили по делам духовным или хозяйственным.

«Тридцать лет прожил я при нем, — вспоминает его келейник, — и не видел его скорбящим о нуждах материальных. Он только тогда сильно скорбел, когда видел нарушение заповедей Божиих».

Слух о высокой жизни в Нямецком монастыре и о мудром старце Паисии распространился по всему православному Востоку.

К тому же преподобный вел обширную переписку с многочисленными адресатами не только в Молдавии, но на Афоне, в Царьграде, России и в других местах.

 Он сделал свой монастырь центром православного монашества и школой подвижнической жизни и духовного просвещения для всего православного Востока. Его святоотеческие переводы до сих пор ценны не только в религиозно-назидательном, но и в научном отношении.

Предчувствуя свою кончину и не в состоянии преподать свое предсмертное благословение всем иноком его обители, Паисий призвал к себе двух старейших монахов, и через них благословил всё братство. После этого он тихо скончался у них на руках 15 ноября 1794 года.

Старца Паисия можно назвать обновителем духовной жизни православного монашества. Примером своей жизни, своими трудами он вызвал огромное духовное движение, особенно заметное в России, где оно охватило не только иноков, но и светское общество всех классов.

Нельзя представить себе духовное состояние русских обителей в XIX веке, не учитывая влияния преподобного Паисия. Более двухсот учеников старца и их преемников распространили его учение по русским монастырям.

Обратите внимание

Под их влиянием изменился облик самого русского иночества, возросло значение внутреннего духовного подвига, о чем можно судить по старчеству Оптиной Пустыни и по изображению его в русской литературе.

Читайте также:  Молитвы женщин о спасении от насилия

Знаменитейшие из русских писателей Гоголь, Достоевский, Толстой, Соловьев, Леонтьев и другие заметили это духовное движение в русском монашестве, изучали его и испытали на себе его благотворное влияние.

Источник: http://uspenie-kamishin.prihod.ru/istorija_cerkvi._i_xx_vv./view/id/1177045

Преподобный Паисий Величковский

15/28 ноября Церковь чтит память преподобного Паисия Величковского. Поистине, этого святого старца, жившего в XVIII веке, можно назвать не только духовным преемником великих исихастов древности, но и «вождем исихастов» своего времени.

Он был неустанным проповедником святоотеческого учения и подвижником, который в эпоху ложного «просвещения» создавал крупные монашеские обители — очаги церковной культуры, истинного, православного просвещения, центры молитвенного делания. Подражая древним святым отцам — наставникам иночества, старец Паисий возродил любовь к евангельскому духу общежития, указал цель аскетизма, заключающуюся в спасении души, и создал наилучшие условия для ее достижения.

Преподобный Паисий, в миру Петр Величковский, родился в 1722 г. в левобережной Малороссии, в благочестивой священнической семье. Петр отличался любовью к духовному чтению, церковной службе и молитве, проходил обучение в Киево-Могилянской академии, в ее начальном отделении.

В первой половине 1740-х гг. он нес послушание в малороссийских обителях, был пострижен в рясофор с именем Платон. Большое значение для него имело переселение в молдовлахийские земли, где монашеская жизнь находилась на должной высоте, издавна испытывая влияние афонских традиций.

Опыт иноческого подвига в скитах Трейстены, Кырнул, наставничество известного исихаста преподобного Василия Поляномерульского оказали значительное влияние на духовное формирование личности инока Платона. Важнейшим этапом в его восхождении по ступеням духовного совершенствования стал афонский период жизни (1746—1763).

Святая Гора и в Новое время, в эту эпоху относительного упадка, оставалась духовной школой подвижничества, в которой возрастали и достигали святости многие молитвенники-исихасты. На Афоне в 1750 г. инок Платон принял монашеский постриг с именем Паисий, в 1758 г. был рукоположен в иеромонахи.

Вначале он подвизался один, в пустынном безмолвии, но постепенно вокруг него собрались ученики.

Именно в святогорский период преподобный Паисий становится старцем — сначала наставником немногочисленной братии своей келлии, а потом духовным руководителем и настоятелем монашеского общежития, которое было им учреждено в Ильинском скиту, построенном собственными и братскими трудами.

Важно

В основу монашеского делания преподобный Паисий, последуя святым отцам, положил принципы нестяжания, послушания, отсечения своей воли, единомыслия, братолюбия, частой исповеди и причащения, откровения помыслов, непрестанной молитвы, глубокого изучения Священного Писания и Церковного Предания. Искренний мир процветал среди скитской братии, а отец Паисий постепенно приобретал все большую известность и духовный авторитет на Святой Горе.

Интерес к рукописному церковному наследию, желание как можно глубже его изучить, руководствоваться им, распространять его — отличительные черты практики исихастов.

Именно собирание, переписывание и перевод древних рукописей святоотеческих творений отныне становится главным трудом старца Паисия и его учеников.

На Афоне было положено начало книжной деятельности преподобного Паисия Величковского и одновременно подготовки к переводу на славянский язык текстов, вошедших в самую известную аскетическую книгу — Добротолюбие.

В 1763 г. старец Паисий и 64 инока, покинув Афон, отплыли в Молдавию. Старец увозил с собой, как великое сокровище, рукописные святоотеческие книги, а также и внутреннее духовное богатство — большой опыт подвижничества и знание глубинных основ монашеской жизни.

Промыслу Божию было угодно, чтобы преподобный Паисий, который оказал непосредственное влияние на развитие монашеской жизни на Афоне, в дальнейшем поспособствовал и расцвету монашества в России.

А это, в свою очередь, не могло не сказаться благотворно на укреплении религиозно-национальных основ всей российской жизни.

За последний период своей жизни, с 1763 г. до кончины в 1794 г., преподобный Паисий возобновил и отстроил в Молдавии три большие обители — Драгомирну, Секул и Нямец, в котором собралось до 400 иноков. Богослужения церковные стали там совершаться на языках церковнославянском и молдавском по афонскому уставу, а внутренняя жизнь устраивалась по общежительным правилам.

Совет

И хотя общежительная традиция издавна бытовала в молдовлахийских обителях, именно преподобному Паисию суждено было укрепить и развить ее, дать монашеской жизни устав и прочную организацию, возвести на высочайшую степень духовного совершенства.

Сам он как настоятель и старец был «примером смиренномудрия и во всем согласного и единомысленного союза любви духовной», умно-сердечного молитвенного делания.

В Нямецком монастыре в полную силу развернулась работа по выполнению новых, более точных переводов с греческого языка. Возникла хорошо организованная книжная школа со своим особым исихастским методом дословного перевода.

Иноки — переводчики, справщики, писцы — получали богословские знания, обучались языкам, искусству перевода и технике письма, но прежде всего они должны были опытно постигать духовную жизнь и участвовать в Таинствах церковных.

Списки со святоотеческих книг, выполненные школой преподобного Паисия, не только пополняли библиотеки молдавских обителей, но и распространялись в огромном количестве экземпляров далеко за пределами Молдавии, в особенности в России, что оказало огромное духовно-просветительное влияние на жизнь русского православного народа.

Старец Паисий Величковский внес решающий вклад в создание Добротолюбия на славянском языке (издано в 1793 г.), и в этом одна из его главных заслуг перед Церковью. Он оставил и свои собственные творения — поучения, послания, письма, — которые имеют большое богословско-аскетическое значение, поскольку раскрывают сущность духовной жизни и внутреннего делания.

Духовное влияние преподобного Паисия Величковского на жизнь Православия не только в Молдовлахии, но и в России чрезвычайно велико. После блаженной кончины старца его влияние продолжало крепнуть и распространяться повсеместно через его учеников и духовных преемников.

Исихастские традиции старчества и умного делания восприняли более ста российских обителей, ставших крупнейшими духовными центрами, как мы это видим на примере Оптиной пустыни.

Обратите внимание

В монастырях с большим успехом продолжалась книжно-просветительная деятельность, начатая преподобным Паисием.

Путем аскетического подвига иноки достигали высоких степеней совершенства и приобретали большое влияние не только на монашествующих, но и на мирян, искавших духовного руководства. Святые старцы — оптинские, глинские, площанские, валаамские — взрастили для Царствия Небесного множество духовных чад, всех уровней образования, всех званий и состояний — крестьян, сановников, ученых, писателей.

Так было в XIX веке. И в наше непростое время единственное, что может способствовать духовно-культурному обновлению и воцерковлению обмирщенной российской жизни, — это возрождение исихастских традиций, последователем и выразителем которых явился преподобный Паисий Величковский.

Игумен Петр (Пиголь)

Источник: https://cyrillitsa.ru/posts/323-prepodobnyy-paisiy-velichkovskiy.html

Житие преподобного Паисия Величковского

Преподобный Паисий (в миру Петр ) родился 21 декабря 1722 года на Украине в глубоко религиозной семье потомственных священников. Весь род Величковских и по мужской, и по женской линии служил Богу. С раннего возраста Паисий был человеком книжного духа.

В доме настоятеля Успенского собора Полтавы было много духовных книг. Мальчик рано начал читать Священное Писание и святых отцов. Древние подвижники, о которых Паисий узнавал из житийной литературы, стали его героями.

Им он хотел подражать, их путем идти во след Христу.

Поступив в 13 лет в Киевскую Академию, Паисий Величковский с радостью начал учиться, не забывая при этом о главном – о душе. Написав для себя короткое правило, мальчик стремился неукоснительно его соблюдать: не осуждать своих братьев даже тогда, когда собственными глазами видел их согрешения, никогда ни к кому не иметь ненависти и от всего сердца прощать ближним согрешения их.

С первых дней учебы Паисий мечтал о монашеской жизни. Посещая в свободное время Киево-Печерскую Лавру, Паисий Величковский непременно бывал в святых пещерах, пропитанных благодатным духом первых русских иноков.

Молодого Величковского не привлекала богатая и сытая жизнь некоторых монахов знаменитой Лавры, но скорее пугала и отталкивала. Паисий мечтал принять монашеский постриг непременно в бедной, удаленной от мирского шума обители.

Для человека первой половины XVIII века подобные мысли были большой редкостью.

Задыхаясь в чуждой атмосфере, Паисий начал скучать, томиться, пока окончательно не охладел к «языческой мудрости», как впоследствии он сам определил преподаваемую в Академии науку. Сложившаяся обстановка подтолкнула робкого и кроткого по природе отрока к дерзновенному шагу.

В 17 лет Паисий бежит из Академии, чтобы, наконец, осуществить свою тайную мечту – начать иноческую жизнь под руководством старца.

Важно

Паисий, юноша из знатной семьи, становится одним из нищих странников, бродивших в то время по бесконечным просторам России в поисках истинного духовного руководства.

Паисий шел из страны в страну, из города в город, из одной обители в другую, но нигде не находил мудрого и опытного наставника.

Приняв постриг в одном из украинских монастырей, прожив некоторое время в молдавских скитах, Паисий решился покинуть родину, идти на Афон, полагая там, в знаменитом монашеском царстве, достичь желаемой цели.

Душа инока ликовала при виде погруженного в лазурное море зелено-синего полуострова, на вершине которого, как на протянутой в небо ладони, величественно возвышался храм Преображения Господня. Афон в представлении Паисия ассоциировался с Фаворской горой, на которую он жаждал взойти, чтобы стать достойным учеником Спасителя.

Испытав великую радость от соприкосновения с древними святынями Афона, Паисий Величковский вскоре пережил и огромное разочарование. Святая Гора была уже не тем царством духа, о котором мечтал 24-летний инок.

Афон находился во владениях инославных турков, которые всячески притесняли монахов. Разоряемые турецкими властями, монастыри беднели и входили в неоплатные долги. Монахи расходились из своих обителей, и цветущие монастыри оставлялись на произвол судьбы.

Многое из богатой монашеской традиции было утеряно: Паисий не находит и на Святой Горе духоносного наставника.

Поселившись в убогой келии, питаясь хлебом и водой, да и то через день, Паисий провел четыре года в одиночестве и безмолвии. Его утешением и путеводной звездой становятся рукописи святоотеческих писаний, которые он находит в монастырских библиотеках болгарских и сербских обителей. Впитывая в себя опыт древних подвижников, Паисий постепенно превращается в мудрого наставника.

Когда в его одинокую келью пришел юный Виссарион, Паисию уже было что сказать новоначальному иноку. Через несколько лет рядом с первыми учениками жило уже 50 монахов. Уступая просьбе братии, Паисий принял сан священника, и стал настоятелем славяно-молдавского братства в Ильинском скиту.
Отец Паисий ввел в жизнь Ильинского скита забытую многими на Афоне практику «умного делания».

Монахи трудились, читали святых отцов, беспрекословно слушаясь старца и непрестанно повторяя Иисусову молитву, чем вызвали неодобрение некоторого афонского инока, который начал обвинять Паисия в ереси.

Совет

Взяв себе в помощь обширную святоотеческую литературу, отец Паисий ответил обвинителю первым трактатом, посвятив его раскрытию сути Иисусовой молитвы, послушания и чтения писаний святых отцов.

Сопоставляя славянские рукописи разного времени, Паисий Величковский неожиданно для себя обнаружил в текстах массу неточностей, описок и расхождений, что привело его в замешательство и недоумение.

Пытаясь внести необходимые поправки в славянские рукописи по другим славянским же рукописям, Паисий вскоре оставил бесполезный труд.

Он понял, что в деле исправления древних славянских переводов святоотеческих писаний ему нужны греческие оригиналы, но их нет ни в одной из известных библиотек Афона.

Старец Паисий ясно сознавал, что без опоры на святоотеческий духовный опыт идти незаблудным путем ко спасению и вести за собой многочисленную братию, вверившуюся ему, не представлялось возможным. Тогда подвижник обращается к Богу с пламенной молитвой. И Господь пришел на помощь.

Неожиданно в отдаленном ските во имя святителя Василия Великого отец Паисий обнаружил множество греческих первоисточников.

Радость обретения бесценных сокровищ оказалась столь велика, что никакие бытовые трудности не смогли поколебать решимости Паисия собирать древнегреческие рукописи святоотеческих писаний и идти вглубь духовного опыта древних отцов Восточной Церкви.

Испытав многократные притеснения со стороны инославных и узнав о значительном повышении арендной платы турецкими чиновниками отец Паисий принял мужественное решение вернуться в Молдавию. Митрополит Молдавии радушно встретил переселенцев, предоставив Паисию уникальную возможность организовать свой монастырь в Драгомирне – в Богохранимой и православной земле Молдовлахии.

На новом месте все радует и вдохновляет 42-летнего подвижника. В монастыре Святого Духа, живописно расположенном в Карпатских горах, Паисий пишет устав, в котором мирно соседствует жизнь трудолюбивая и жизнь созерцательная.

Обратите внимание

Восхищаясь устройством монашеской жизни в греческом монастыре Симеона Нового Богослова, погружаясь в богатейший духовный опыт русского старца Нила Сорского, Паисий Величковский сделал главный упор на внутреннем устроении души каждого инока.

Он непрестанно делился с учениками своим молитвенным опытом, после вечерней трапезы вел беседы с братией, читал им и комментировал святоотеческие труды.
Материалом для поучительных занятий с братией преподобному Паисию служат богодухновенные писания святых отцов Восточной Церкви.

Старец исправляет старые славянские переводы святоотеческих писаний и вновь переводит некоторые из них с древнегреческого языка.

Читайте также:  Святитель митрофан воронежский

Со временем он организовал настоящую переводческую школу, плодом работ которой явились переводы многих святых отцов на славянский и румынский языки, разошедшиеся в многочисленных списках по обителям Молдавии, Румынии, Украины, России и Афона.

Постепенно огромными совместными усилиями составилась целая библиотека, наиболее известным трудом которой явился сборник древних Отцов Церкви «Филокалия», известный на русском языке как «Добротолюбие». В XIX веке «Добротолюбие» стало настольной книгой не только русского монашества, но и многих мирян.

До конца своей жизни Паисий не прекращал переводческого труда, хотя трижды ему приходилось начинать свою деятельность на новом месте. Начавшаяся Русско-турецкая война и переход Драгомирнского монастыря вместе с частью Карпат во владение католической Австрии, вынудили монахов покинуть любимую обитель и переселиться в Секульский монастырь.

Когда число братии в новом монастыре достигло трехсот человек, живших в крайней нищете и стеснении, и не было никакой возможности принимать новых братий, правитель Молдавии принудил Паисия вновь переехать.

Старец Паисий, всю свою жизнь стремившийся к уединению, со слезами на глазах навсегда покинул и эту тихую обитель.

Важно

Последние 15 лет ему суждено было прожить в самом большом и знаменитом молдавском Нямецком монастыре.

700 монахов, многочисленные мастерские, сельскохозяйственные угодия, больница, дом для паломников – таково новое обширное хозяйство настоятеля. Управлять таким монастырем, а тем более довести его до идеала духовной жизни очень непросто. Но Паисий уже не был одинок.

Рядом с ним были его многочисленные ученики, ставшие опытными наставниками. Для них отец Паисий не просто учитель, а святой старец. Они хорошо знают, что стать старцем по собственной воле невозможно.

Старец всегда Божий избранник, его духовный опыт уникален, так как исходит прямо из преображенного сердца. Не раз на закате жизни старца, во время вдохновенной молитвы, ученики видели лик отца Паисия просветленным нездешним светом.

15 ноября 1794 года, на 72 году, старец тихо скончался, не назвав своего преемника, ибо знал, что преемников будет много.

Многочисленные ученики и сподвижники старца понесут живую веру во многие монастыри Молдавии, Украины, России, Греции. Более ста русских монастырей возродится к активной монашеской жизни. Поднимутся и достигнут расцвета древние северные обители – Валаам и Коневец, прославятся на всю страну Оптина и Глинская пустыни, возродится Троице-Сергиева Лавра.

Восстанавливая утраченные традиции в конце 20 века, Русская Православная Церковь – спустя 200 лет – в 1988 году причислила старца Паисия к лику святых.
Паисий Величковский Память его 15 (28) ноября

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Источник: http://afonit.info/biblioteka/podvizhniki-afona/zhitie-prepodobnogo-paisiya-velichkovskogo

Паисий Величковский – Творения

В библиотеке русского Свято-Ильинского скита на Афоне имеется рукопись, писанная на полуславянском наречии (подобно наречию Четий-Миней св. Димитрия Ростовского), церковно-славянскими буквами. Об этой рукописи сохранились следующие устные сведения.

В двадцатых годах прошедшего столетия молодой послушник одного из российских монастырей (крестьянин Орловской губернии) перешел в Немецкий монастырь в Молдавии, славившийся тогда высокою духовною жизнью своих иноков и аскетическими сочинениями бывшего в нем игумена — знаменитого старца Паисия Величковского, скончавшегося в нем в 1794 году. Этот послушник, принявши на новом месте жительства монашеский постриг с именем Софрония, долго пребывал в монастыре, в коем застал многих учеников великого старца Паисия, и в том числе инока краснописца Платона, переписывающего еще при жизни старца Паисия его сочинения и переводы с греческого языка. Краснописец Платон, по расположению к иноку Софронию за искусное его пение на клиросе, подарил ему переписанную собственной рукою означенную рукопись и при этом высказал, что помещенные в ней 45 аскетических слов, проникнутых строго святоотеческим подвижническим духом, составлены старцем Паисием.

В 1836 году инок Софроний, оставив Молдавский Немецкий монастырь, поступил на жительство в Свято-Ильинский скит на Афоне, основанный старцем Паисием Величковским, во время его жительства на святой горе. В этом скиту инок Софроний скончался в 1867 году, на 72 году жизни, оставив в сей обители принесенную им означенную рукопись, о которой выше объясненное он сообщил многим братиям скита.

Совет

По содержанию мыслей, проникнутых строгим святоотеческим духом, по характеру изложения, отличающегося простотою и в высшей степени убедительностию, рукопись весьма напоминает известные в печати сочинения старца Паисия, ревнителя словом и делом внутренней духовной монашеской жизни, что и служит подтверждением достоверности означенных библиографических устных сообщений о ней. Но нельзя положительно утверждать: принадлежит ли рукопись к самостоятельным произведениям отца Паисия, или к переводным, или даже к простой выписке из святоотеческих писаний, ибо всем этим он занимался, и все это можно заметить в рукописи, которую, в переводе на русском наречии, и издает Свято-Ильинский скит, для душевной пользы всех монашествующих, особенно ревнующих об уединенной аскетической жизни; а некоторые слова в ней весьма полезны и для светских лиц.

Слово 1. Краткое изложение мыслей, располагающих к покаянию

Вспомни душа моя, ужасное и страшное чудо, что твой Творец ради тебя стал человеком, изволил пострадать ради твоего спасение.

Его ангелы трепещут, Херувимы ужасаются, Серафимы страшатся и все небесные непрестанно славословят, а ты несчастная душа остаешься в лености; хотя от сего времени восстань и не отлагай душа моя любезная, святаго покаяния, сердечного сокрушения и удовлетворения (эпитимии) за твои грехи.

Отлагая же год за годом, месяц за месяцем, день за днем, совсем не захочешь от сердца покаятися и не найдешь сострадающего себе; о, с каковым терзанием начнешь каяться, но без успеха.

Имея возможность сегодня сделать какое-либо добро, не отлагай, любезная душа моя, на завтрашний день святаго покаяния, потому что не знаешь, что породит сегодняшний день, или, какая беда случится с тобою в эту ночь; ибо не знаешь, что тебе принесет день или ночь: долгая ли жизнь тебе предстоит, или вдруг неожиданно получишь бедственную и скорую смерть? Ныне, любезная душа моя, время терпения; ныне — время скорби терпеть; ныне — время хранить заповеди и добродетели исполнять; ныне — время плача сладостного и слезного рыдания. Если истинно хочешь спастись, душа моя, возлюби скорби, стенания, как прежде любила покой; живи как бы ежедневно умирая; скоро пройдет жизнь твоя, как обычная тень пред солнцем и останешься без вести; дни нашей жизни как бы на воздухе разливаются; не уступай и пред самою тяжелою скорбью. В отношении к людям, не говоря уже о неразумной, но и в разумной скорби, не предавайся печали, не смущайся, не убегай; но считай себя как за прах под ногами их. Без этого не можешь спастись и избежать вечной муки. Ибо скоро жизнь наша оканчивается, как один день проходит. Если человек не сокрушит себя благочестно чрез добродетели, или не пожертвует своею жизнью для исполнение заповедей Божиих и отеческих преданий, не может спастись. Итак, любезная душа моя, вспомни всех святых пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных, юродивых и всех от века благоугодивших Богу. Где ты нашла святых, которые не покорили бы плоть духу, или не пострадали бы в тяжелых бедствиях и жестоких скорбях? Они принимали тьмы бед, терпели алкание и жажду, совершая бдение и молитву днем и ночью, имели смирение и сокрушение сердечное, детское незлобие и всякое милосердие, помогали другим во всякой скорби и нужде, творили различные подаяния и милостыню, по силе возможности; чего себе не хотели и чего ненавидели, того и другому не делали, с послушанием, как купленные рабы работая не как человеку, но как Богу, с мудрою простотою, — являясь не мудрыми, ничего не знающими, но только внимающими своему спасению. О, человек! смерть предстоит тебе; если подвизаешься, то вечною жизнью почтен будешь в будущем веке. Всяческим понуждением себя приобретается добродетель. Поэтому, если хочешь победить страсти, то отсеки сласти; если же гоняешься за пищею, то будешь проводить жизнь в страстях; не смирится душа, если плоть не лишится хлеба, невозможно избавить душу от погибели, оберегая тело свое от неприятности. Посему обратимся к первому; если хочешь, душа моя, спастись, пройти прежде указанный тот прискорбный путь, войти в царство небесное, получить жизнь вечную, то утончи плоть свою, вкуси вольную горечь, понеси тяжелые скорби, как все святые вкусили и потерпели. Когда же человек приготовится и положит себе завет претерпеть Бога ради все находящие на него скорби, тогда болезненными показываются для него скорби и все неприятности и нападение от бесов и людей; не боится он смерти, и ничто не может разлучить такового от любви Христовой. Слышала ты, любезная душа моя, о том, как проводили свою жизнь святые отцы! Ах, душа моя! Хотя немного подражай им: не были ли у них слезы? Ох, горе, душа моя! Не были ли они печальны, худы и измождены телом? Ох, горе, душа моя! Не были ли у них телесные болезни, большие раны и душевное со слезами сетование? Ох, горе, душа моя! На такими ли, как и мы телом немощным обложены они были? Ох, горе, душа моя! Не было ли у них пожеланий прекрасного, сладостного и легкого в мире сем и всякого телесного покоя. Да, желали; и тела их поистине болели; но они изменяли пожелания на терпение и скорби на будущую радость. Они раз навсегда все отрезали, почли себя за мертвых, нещадно мучили сами себя в духовном подвиге. Видишь ли, душа моя, как трудились святые отцы, не имея покоя во всяком злострадании, покорили плоть духу, исполнили все прочие заповеди Божии и спаслись. Ты же, жалкая, нисколько не хочешь понудить себя, от малых трудов изнемогаешь, унываешь и никак не вспоминаешь смертного часа и не плачешь о своем согрешении; но привыкла, несчастная душа моя, объедаться, опиваться и лениться; разве не знаешь, что ты самовольно позвалась на мучения? И нисколько не терпишь; как же хочешь спастись? Хоть с сего времени восстань, любезная душа моя, сделай, что я тебе говорю. Если не можешь так как святые отцы трудиться, то хотя по силе твоей начни; со смирением в сердечной простоте послужи всякому; зазирая свою немощь и осуждая себя, говори: горе тебе душа моя, окаянная, горе тебе скаредная; горе тебе всескверная, ленивая, нерадивая, сонливая, жестокая; горе тебе погибшая. Итак, мало-помалу она умилится, прослезится, в себя придет и покается.

Источник: https://libking.ru/books/religion-/religion-rel/453680-paisiy-velichkovskiy-tvoreniya.html

Житие святого старца преподобного Паисия Величковского. (ВИДЕО)

Преподобный Паисий (в миру Петр Величковский) родился 21 декабря 1722 года на Украине в глубоко религиозной семье потомственных священников. Весь род Величковских и по мужской, и по женской линии служил Богу. С раннего возраста Паисий был человеком книжного духа.

В доме настоятеля Успенского собора Полтавы было много духовных книг. Мальчик рано начал читать Священное Писание и святых отцов. Древние подвижники, о которых Паисий узнавал из житийной литературы, стали его героями. Им он хотел подражать, их путем идти во след Христу.

 
Поступив в 13 лет в Киевскую Академию, Паисий с радостью начал учиться, не забывая при этом о главном – о душе.

Написав для себя короткое правило, мальчик стремился неукоснительно его соблюдать: не осуждать своих братьев даже тогда, когда собственными глазами видел их согрешения, никогда ни к кому не иметь ненависти и от всего сердца прощать ближним их согрешения.

С первых дней учебы Паисий мечтал о монашеской жизни. Посещая в свободное время Киево-Печерскую Лавру, он непременно бывал в святых пещерах, пропитанных благодатным духом первых русских иноков. Паисий мечтал принять монашеский постриг непременно в бедной, удаленной от мирского шума обители.

Все больше недовольный уровнем преподавания в Академии в 17 лет Паисий бежит из Академии, чтобы, наконец, осуществить свою тайную мечту – начать иноческую жизнь под руководством старца. Паисий, юноша из знатной семьи, становится одним из нищих странников, бродивших в то время по бесконечным просторам России в поисках истинного духовного руководства.

Духовная жизнь послепетровской империи находилась в глубоком кризисе. Церковная реформа не пощадила никого.

Начав с упразднения патриаршества, превратив священнослужителей в чиновничий класс, царь Петр обрушился и на монахов. В стране резко сократилось число монастырей. Многие из них были отданы под казармы и дома инвалидов.

Обратите внимание

К середине века иноческая жизнь, лишенная старческого руководства, совершенно оскудела даже в прославленных обителях.

Паисий долго странствовал из страны в страну, но нигде не находил мудрого и опытного наставника. Приняв постриг в одном из украинских монастырей, прожив некоторое время в молдавских скитах, Паисий решился покинуть родину, идти на Афон, полагая там, в знаменитом монашеском царстве, достичь желаемой цели.

Читайте также:  Церковь иконы божией матери «знамение», россия, город москва

Испытав великую радость от соприкосновения с древними святынями Афона, Паисий вскоре пережил и огромное разочарование. Святая Гора была уже не тем царством духа, о котором мечтал 24-летний инок.

Афон находился во владениях инославных турков, которые всячески притесняли монахов, из-за чего монастыри беднели и входили в неоплатные долги. Монахи расходились из своих обителей. Многое из богатой монашеской традиции было утеряно.

Паисий не нашел и на Святой Горе духоносного наставника.

Поселившись в убогой келлии, питаясь хлебом и водой, да и то через день, Паисий провел четыре года в одиночестве и безмолвии. Его утешением и путеводной звездой становятся рукописи святоотеческих писаний, которые он находит в монастырских библиотеках болгарских и сербских обителей. Впитывая в себя опыт древних подвижников, Паисий постепенно превращается в мудрого наставника.

Когда в его одинокую келлию пришел юный Виссарион, Паисию уже было что сказать новоначальному иноку. Через несколько лет рядом с первыми учениками жило уже 50 монахов.

Уступая просьбе братии, Паисий принял сан священника, и стал настоятелем славяно-молдавского братства в Ильинском скиту.

Евангельский дух любви прочно соединил разных по возрасту и языку иноков: молдаване, украинцы и русские жили единой душой и единым сердцем.

Отец Паисий ввел в жизнь Ильинского скита забытую многими на Афоне практику «умного делания». Монахи трудились, читали святых отцов, беспрекословно слушаясь старца и непрестанно повторяя Иисусову молитву.

Сопоставляя славянские рукописи разного времени, Паисий обнаружил в текстах массу неточностей, что привело его в недоумение. Пытаясь внести необходимые поправки в славянские рукописи по другим славянским рукописям, Паисий вскоре оставил бесполезный труд.

Он понял, что в деле исправления древних славянских переводов святоотеческих писаний ему нужны греческие оригиналы, но их нет ни в одной из известных библиотек Афона.

Старец Паисий ясно сознавал, что без опоры на святоотеческий духовный опыт идти незаблудным путем ко спасению и вести за собой многочисленную братию, вверившуюся ему, не представлялось возможным.

Тогда подвижник обращается к Богу с пламенной молитвой. И Господь пришел на помощь. Неожиданно в отдаленном ските во имя святителя Василия Великого отец Паисий обнаружил множество греческих первоисточников.

Радость обретения бесценных сокровищ оказалась столь велика, что никакие бытовые трудности не смогли поколебать решимости Паисия собирать древнегреческие рукописи святоотеческих писаний и идти вглубь духовного опыта древних отцов Восточной Церкви.

Испытав многократные притеснения со стороны инославных и узнав о значительном повышении арендной платы турецкими чиновниками отец Паисий принял мужественное решение вернуться в Молдавию. Митрополит Молдавии радушно встретил переселенцев, предоставив Паисию уникальную возможность организовать свой монастырь в Драгомирне – в Богохранимой и православной земле Молдовлахии.

На новом месте все радует и вдохновляет 42-летнего подвижника. В монастыре Святого Духа, живописно расположенном в Карпатских горах, Паисий написал устав, в котором мирно соседствует жизнь трудолюбивая и жизнь созерцательная.

Так Паисий поставил последнюю точку в мучительном и трагическом споре «стяжателей» и «нестяжателей», приведшем в XVI веке к разгрому старчества, последствия которого были сокрушительными для всей монашеской и духовной жизни России.

Восхищаясь устройством монашеской жизни в греческом монастыре Симеона Нового Богослова, погружаясь в богатейший духовный опыт русского старца Нила Сорского, отец Паисий сделал главный упор на внутреннем устроении души каждого инока.

Важно

Он непрестанно делился с учениками своим молитвенным опытом, после вечерней трапезы вел беседы с братией, читал им и комментировал святоотеческие труды.

Материалом для поучительных занятий с братией преподобному Паисию служат богодухновенные писания святых отцов Восточной Церкви.

Старец исправляет старые славянские переводы святоотеческих писаний и вновь переводит некоторые из них с древнегреческого языка.

Со временем он организовал настоящую переводческую школу, плодом работ которой явились переводы многих святых отцов на славянский и румынский языки, разошедшиеся в многочисленных списках по обителям Молдавии, Румынии, Украины, России и Афона. Постепенно огромными совместными усилиями составилась целая библиотека, наиболее известным трудом которой явился сборник древних Отцов Церкви «Филокалия», более известный на русском языке как «Добротолюбие».

До конца своей жизни Паисий не прекращал переводческого труда, хотя трижды ему приходилось начинать свою деятельность на новом месте. Начавшаяся Русско-турецкая война и переход Драгомирнского монастыря вместе с частью Карпат во владение католической Австрии, вынудили монахов покинуть любимую обитель и переселиться в Секульский монастырь.

Когда число братии в новом монастыре достигло трехсот человек, живших в крайней нищете и стеснении, и не было возможности принимать новых братий, правитель Молдавии принудил Паисия вновь переехать. Старец, всю свою жизнь стремившийся к уединению, со слезами на глазах навсегда покинул и эту тихую обитель. Последние 15 лет он прожил в самом большом и знаменитом молдавском Нямецком монастыре.

700 монахов, многочисленные мастерские, сельскохозяйственные угодия, больница, дом для паломников – таково новое обширное хозяйство настоятеля и очень не просто управлять таким монастырем, а тем более довести его до идеала духовной жизни. Но Паисий был не одинок – рядом с ним находились его многочисленные ученики, ставшие опытными наставниками.

15 ноября (28 ноября) 1794 года, на 72 году, старец тихо скончался, не назвав своего преемника, ибо знал, что преемников будет много.

Многочисленные ученики и сподвижники старца понесли живую веру во многие монастыри Молдавии, Украины, России, Греции. Более ста русских монастырей возродились к активной монашеской жизни. Поднялись и достигли расцвета древние северные обители – Валаам и Коневец, прославились на всю страну Оптина и Глинская пустыни, возродилась Троице-Сергиева Лавра.

Восстанавливая утраченные традиции в конце 20 века, Русская Православная Церковь –спустя 200 лет – в 1988 году причислила старца Паисия к лику святых. Преподобный Паисий вновь вошел в жизнь современного монашества, повторяя за Спасителем вечные слова: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

Жития Святых. Русские Святые

Источник: https://3rm.info/publications/60483-zhitie-svyatogo-starca-prepodobnogo-paisiya-velichkovskogo-video.html

Преподобный Паисий Величковский – Правми – авторские блоги священнослужителей

Портрет святого Паисия, XVIII век.

Преподобный Паисий  Величковский родился 21 декабря 1722 года в Полтаве в глубоко религиозной семье потомственных священников.

Поступив в 13 лет в Киевскую Академию, юный Пётр с радостью начал учиться, не забывая при этом о главном — о душе. С первых дней учёбы он мечтал о монашеской жизни, и именно принять монашеский постриг желал непременно в бедной, удалённой от мирского шума обители.

Недовольный уровнем преподавания в Академии, в 17 лет Пётр бежит из Академии, чтобы, наконец, осуществить свою тайную мечту — начать иноческую жизнь под руководством старца.

Духовная жизнь послепетровской империи находилась в глубоком кризисе. Церковная реформа не пощадила никого.

Начав с упразднения патриаршества, превратив священнослужителей в чиновничий класс, царь Пётр обрушился и на монахов. В стране резко сократилось число монастырей. Многие из них были отданы под казармы и дома инвалидов.

К середине века иноческая жизнь, лишённая старческого руководства, совершенно оскудела даже в прославленных обителях.

Поиск жизненного пути

Юноша долго странствовал из страны в страну, но нигде не находил мудрого и опытного наставника. Приняв постриг в одном из украинских монастырей, прожив некоторое время в молдавских скитах, инок Паисий решился покинуть родину, идти на Афон, полагая там, в знаменитом монашеском царстве, достичь желаемой цели.

Испытав великую радость от соприкосновения с величайшими древними святынями Афона, отец Паисий вскоре пережил и огромное разочарование. Святая Гора была уже не тем царством духа, о котором мечтал 24-летний инок.

Афон находился во владениях инославных турков, которые всячески притесняли монахов, из-за чего монастыри беднели и входили в неоплатные долги. Монахи расходились из своих обителей. Многое из богатой монашеской традиции было утеряно.

Он так и не нашёл и на Святой Горе духоносного наставника.

На святой Горе

Спасский храм Полтавы

Подвизаясь на Афоне, он основал скит пророка Илии. Там он приобщился к традициям Афонского монашества, умной молитве, строгому уставу местных обителей.

  Поселившись в убогой келии, питаясь хлебом и водой, да и то через день, отец Паисий провёл четыре года в одиночестве и безмолвии.

Его утешением и путеводной звездой становятся рукописи святоотеческих писаний, которые он находит в монастырских библиотеках болгарских и сербских обителей. Впитывая в себя опыт древних подвижников, отец Паисий постепенно превращается в мудрого наставника. 

Мудрый наставник

Через несколько лет рядом с первыми учениками жило уже 50 монахов. Уступая просьбе братии, он принимает сан священника и становится настоятелем славяно-молдавского братства. Отец Паисий ввёл в жизнь братства забытую многими на Афоне практику «умного делания».

Испытав многократные притеснения со стороны инославных и узнав о значительном повышении арендной платы турецкими чиновниками, отец Паисий принял мужественное решение вернуться в Молдавию.

Возвращение в Молдавию

Нямецкий монастырь

Митрополит Молдавии радушно встретил переселенцев, предоставив иеромонаху Паисию уникальную возможность организовать свой монастырь в Драгомирне — в Богохранимой и православной земле Молдовлахии.

Сопоставляя славянские рукописи разного времени, отец Паисий обнаружил в текстах массу неточностей, что привело его в недоумение.

Пытаясь внести необходимые поправки в славянские рукописи по другим славянским рукописям, он вскоре оставил бесполезный труд, так как понял, что в деле исправления древних славянских переводов святоотеческих писаний ему нужны греческие оригиналы, но их не было ни в одной из известных библиотек Афона.

Организация переводческой школы

Но, вскоре обнаружив множество греческих первоисточников, старец продолжает исправлять старые славянские переводы святоотеческих писаний и делает новые переводы некоторых из них с древнегреческого языка.

Со временем он организовал настоящую переводческую школу, плодом работ которой явились переводы многих святых отцов на славянский и румынский языки, разошедшиеся в многочисленных списках по обителям Молдавии, Румынии, Украины, России и Афона.

Постепенно огромными совместными усилиями составилась целая библиотека, наиболее известным трудом которой явился сборник творений древних Отцов Церкви «Филокалия», более известный на русском языке как «Добротолюбие».

Скорби и лишения

Начавшаяся Русско-турецкая война и переход Драгомирнского монастыря вместе с частью Карпат во владение католической Австрии вынудили монахов покинуть любимую обитель и переселиться в Секульский монастырь.

Когда число братии в новом монастыре достигло трехсот человек, живших в крайней нищете и стеснении, и не было возможности принимать новых братий, правитель Молдавии принудил Паисия вновь переехать. Последние 15 лет он прожил в самом большом и знаменитом молдавском Нямецком2 монастыре.

Устройство монашеской жизни в Валахии

Но основным делом жизни преподобного стало устройство монашеской жизни в Валахии, на территории нынешней Молдавии. В монастыре Драгомирны, а позже в Секуле и Нямецком монастыре преподобный ввел устав по чину Афона. Основные идеи этого устава: нестяжательность, послушание, умная молитва и чтение книг, труд и благотворительность.

От учеников святого Паисия Афонский опыт распространился по всем российским монастырям. По словам историка ФедОтова, «Паисий Величковский стал отцом русского старчества.

Непосредственно связанная с ним Оптина пустынь и Свято-Успенская Саровская пустынь сделались двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замёрзшая Россия».

Совет

15 ноября (28 ноября) 1794 года, на 72 году, святой старец тихо скончался. Погребён преподобный Паисий в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.

Мощи преподобного  Паисия Величковского

Преемственность традиций

Многочисленные ученики и сподвижники старца понесли живую веру и духовный опыт во многие монастыри Молдавии, Украины, России, Греции, что способствовало возрождению монашеской жизни.

Были устроены множество монастырей, а главное, в них были возрождены святоотеческие традиции, и в частности — старчество.

Такие обители, как Оптина и Глинская пустыни, стали духовными центрами, известными на весь православный мир.

[1] Богослужения в храме совершаются в воскресные и праздничные дни. Вечернее начинается в 16.00, утром с 7.30 служится Божественная Литургия. Исповедь — во время Литургии. Адрес храма: 36020, г. Полтава, ул. Октябрьская, 10. Телефон храма: +38 (05322) 286—29 Настоятель храма — Протоиерей Иоанн Корниенко.

[2] Нямецкий монастырь (Румынская Православная Церковь) расположен к северо-западу от румынского города Тыргу-Нямц. Монастырь был основан в XIV веке. В XV веке обитель становится центром книгописания.

В 1497 году молдавский господарь святой Стефан Великий возвёл на территории монастыря монументальный храм Вознесения Господня, ставший архитектурным образцом для многих церквей Молдовы. Преподобный Паисий Величковский переселился в монастырь вместе с учениками в 1779 году.

При преподобном Паисии в обители было 1100 монахов 23-х национальностей: греки, русские, румыны, болгары, македонцы и другие. Учениками святого Паисия было основано 110 монастырей по всему миру. В Нямецком монастыре самая большая и самая древняя библиотека в Румынии.

Она насчитывает 22 тысячи печатных и рукописных книг. В основном это духовная литература XVII и XVIII веков.

Источник: https://pravme.ru/2017-11-28-28-noyabrya-prepodobnyj-paisij-velichkovskij.html

Ссылка на основную публикацию