Преподобный патапий фивский

Преподобный Патапий Фивский

День памяти: 21 декабря

В Египте на реке Ниле был город, называвшийся Фивы [1]. В этом городе родился блаженный Патапий. Родители его были христиане и воспитали своего сына в благочестии и страхе Божием. Достигнув совершеннолетия, он презрел суету мира сего и, оставив дом свой, родителей и друзей, принял иночество.

Удалившись в пустыню Египетскую, он жил для Бога, подвизаясь в посте, молитвах и многоразличных отшельнических трудах. Когда о нем узнали и многие стали приходить к нему и прославлять его за добродетельную жизнь, он восскорбел, что безмолвие его нарушается и что его хвалят уста человеческие.

Оставив Египет, он пришел в Константинополь. Здесь он затворился в келии, устроив ее близ Влахерн [2], при городской стене, и пребывал в безмолвии, как бы в пустыне, никем неведомый, кроме Единого Бога, беседуя только с Богом в непрестанной молитве.

Обратите внимание

Но как не может укрыться город, стоящий на вершине горы [3], так не может находиться в неизвестности и человек добродетельный, достигший совершенной святости. Сам Бог прославляет прославляющих Его и исполнившихся благодати Его и открывает другим на пользу.

Так и сей муж, совершенный в святости и обильно наделенный благодатью чудотворения, открываемый и прославляемый Богом, скоро был обретен, как сокровище, сокрытое на поле [4].

Ибо один христианский юноша, будучи слеп от рождения, руководимый Самим Богом пришел к келии преподобного отца Патапия и просил блаженного помолиться Богу о даровании ему зрения, дабы видеть всё творение Божие и от него приходить в совершеннейшее познание Самого Творца и прославлять Его. Преподобный, видя его веру, умилосердился над ним и сказал:

– Во имя Иисуса Христа, дающего слепым свет, а мертвым – жизнь, прозри.

И тотчас раскрылись у слепорожденного глаза и он стал видеть, и прославил и возблагодарил Бога.

Юноша был известен многим; посему видя, что он прозрел, все удивились и стали спрашивать, как это случилось; он же не скрыл имени чудотворца и благодетеля своего, чрез коего получил от Бога исцеление.

Слава об этом чуде и о преподобном пронеслась в народе и с тех пор многие стали приходить к Патапию, испрашивая его молитв.

Один знатный Византиец страдал водянкой, и всё тело его опухло. Много тратил он на врачей денег, ища от них исцеление и не получая.

Услышав о святом Патапии, он повелел нести себя к нему и со слезами просил святого, чтобы он исцелил его телесную немощь целебною благодатью Божиею.

Важно

Безмездный врач сначала усердно помолился о нем Богу, затем осенил его крестным знамением и помазал святым елеем, и потом вся вода, отягчавшая его тело, вытекла естественными путями, вся внутренность его очистилась, и он стал совершенно здоров.

Другой юноша страдал от злого беса, который гонял его по горам и пустыням, то повергая в огонь и воду, чтобы погубить его, то низвергая его с высоких и крутых гор, чтобы разбить и сокрушить всё тело его. Он и погубил бы юношу, если бы укрепляющая сила Божия не предохраняла его от постоянной злобы врага и совершенной гибели.

Однажды бес со страшной быстротой гоня этого юношу на берег моря, с целью потопить его в пучине, встретил на пути преподобного Патапия, вышедшего для сего из своей келии, по Божию повелению, чтобы освободить творение, созданное по образу Божию, от рабства диавольского.

Увидев блаженного еще издали, бес устремился к нему, вращая глазами, испуская пену, скрежеща зубами и грозя избить его. Приблизившись к святому, он закричал:

– О горе! И здесь снова Патапий! что мне делать, куда деваться, где жить мне после стольких трудов? Едва обрел я себе жилище, и вот теперь меня силою гонят из него.

Поистине страшен ты, Назарянин [5], и власть Твоя повсюду и над всеми.

Куда мне идти? Если я пойду в пустыню, или в город, или куда либо еще, – ты там прежде меня и прогоняешь меня одним крестным знамением и единым твоим именем. Я побежден, сокрушен и изгнан!

Говоря это, нечистый бросил юношу на воздух, а чудотворец Патапий, изобразив в воздухе перстом крестное знамение, запретил духу, говоря:

– Изыди, нечистый дух, и удались в пустыню; так повелевает тебе чрез меня Христос, силу Которого ты невольно исповедал.

Как только святой произнес это, бес поверг юношу на землю и вышел из него чрез уста, как дым. Придя в себя, юноша плакал от радости и приписывал свое избавление от нечистого духа прежде всего Богу, а также и преподобному Патапию.

У одной женщины болела грудь. Признанная врачами безнадежною, она пришла к преподобному, когда болезнь ее усилилась и в ране появились во множестве черви. Припавши к ногам его, она с рыданием и усердной мольбой просила его об исцелении. Святой, осенив язву крестным знамением, тот час же исцелил ее.

Совет

Совершив множество других чудес, преподобный отец наш Патапий приблизился к блаженной своей кончине и в глубокой старости отошел к Богу, Коему угождал всю свою жизнь [6].

Погребен он был с честью в церкви святого Иоанна Предтечи, во славу Христа Бога нашего во святых Своих прославляемого, Ему же со Отцом и Святым Духом подобает честь и поклонение во веки. Аминь.

Кондак, глас 3:

Храм твой святе, духовное врачевство людие обретше, со тщанием к нему приходяще, цельбу недугов просят прияти, решение же в житии прегрешенных: ты бо всех сущих в нуждах предстатель явился еси Патапие преподобне.

Примечания:

[1] Фивы – древняя столица Верхнего (Южного) Египта.

[2] Влахерны – местность в Константинополе на западном углу города; во времена процветания Византийской империи славилась по всему Востоку своими святынями.

[3] Евангельское выражение. Мф.5:14.

[4] Выражение Евангельской притчи. Мф.14:44.

[5] Разумеется Господь наш Иисус Христос, Которому Евреи, а вслед за ними язычники усвоили это наименование.

[6] Преп. Патапий скончался в начале VII века. У св. Андрея Критского есть два слова на день Патапия и сказание о чудесах и успении его. Жизнь его написана св. Андреем вследствие явления ему Патапия во сне, так как св. Андрей сначала слыша много чудесного о Патапии, с пренебрежением и недоверием относился к сему.

Житие в изложении Святителя Димитрия Ростовского

Источник: https://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/biblioteka/articles/prepodobnyj-patapij-fivskij.html

Преподобный патапий фивский

Святитель Дмитрий Ростовский

Житие преподобного отца нашего Патапия

Память 8 декабря

В Египте на реке Ниле был город, называвшийся Фивы. В этом городе родился блаженный Патапий. Родители его были христиане и воспитали своего сына в благочестии и страхе Божием. Достигнув совершеннолетия, он презрел суету мира сего и, оставив дом свой, родителей и друзей, принял иночество.

Удалившись в пустыню Египетскую, он жил для Бога, подвизаясь в посте, молитвах и многоразличных отшельнических трудах. Когда о нем узнали, и многие стали приходить к нему и прославлять его за добродетельную жизнь, он восскорбел, что безмолвие его нарушается, и что его хвалят уста человеческие.

Оставив Египет, он пришел в Константинополь. Здесь он затворился в келлии, устроив ее близ Влахерн, при городской стене, и пребывал в безмолвии, как бы в пустыне, никем неведомый, кроме Единого Бога, беседуя только с Богом в непрестанной молитве.

Но как не может укрыться город, стоящий на вершине горы, так не может находиться в неизвестности и человек добродетельный, достигший совершенной святости. Сам Бог прославляет прославляющих Его и исполнившихся благодати Его и открывает другим на пользу.

Так и сей муж, совершенный в святости и обильно наделенный благодатью чудотворения, открываемый и прославляемый Богом, скоро был обретен, как сокровище, сокрытое на поле.

Ибо один христианский юноша, будучи слеп от рождения, руководимый Самим Богом пришел к келлии преподобного отца Патапия и просил блаженного помолиться Богу о даровании ему зрения, дабы видеть всё творение Божие и от него приходить в совершеннейшее познание Самого Творца и прославлять Его. Преподобный, видя его веру, умилосердился над ним и сказал:

– Во имя Иисуса Христа, дающего слепым свет, а мертвым – жизнь, прозри.

И тотчас раскрылись у слепорожденного глаза, и он стал видеть, и прославил и возблагодарил Бога.

Обратите внимание

Юноша был известен многим, посему видя, что он прозрел, все удивились и стали спрашивать, как это случилось, он же не скрыл имени чудотворца и благодетеля своего, чрез коего получил от Бога исцеление.

Слава об этом чуде и о преподобном пронеслась в народе, и с тех пор многие стали приходить к Патапию, испрашивая его молитв.

Один знатный Византиец страдал водянкой, и всё тело его опухло. Много тратил он на врачей денег, ища от них исцеление и не получая.

Услышав о святом Патапии, он повелел нести себя к нему и со слезами просил святого, чтобы он исцелил его телесную немощь целебною благодатью Божиею.

Важно

Безмездный врач сначала усердно помолился о нем Богу, затем осенил его крестным знамением и помазал святым елеем, и потом вся вода, отягчавшая его тело, вытекла естественными путями, вся внутренность его очистилась, и он стал совершенно здоров.

Другой юноша страдал от злого беса, который гонял его по горам и пустыням, то повергая в огонь и воду, чтобы погубить его, то низвергая его с высоких и крутых гор, чтобы разбить и сокрушить всё тело его. Он и погубил бы юношу, если бы укрепляющая сила Божия не предохраняла его от постоянной злобы врага и совершенной гибели.

Однажды бес, со страшной быстротой гоня этого юношу на берег моря, с целью потопить его в пучине, встретил на пути преподобного Патапия, вышедшего для сего из своей келлии, по Божию повелению, чтобы освободить творение, созданное по образу Божию, от рабства диавольского.

Увидев блаженного еще издали, бес устремился к нему, вращая глазами, испуская пену, скрежеща зубами и грозя избить его. Приблизившись к святому, он закричал:

– О горе! И здесь снова Патапий! что мне делать, куда деваться, где жить мне после стольких трудов? Едва обрел я себе жилище, и вот теперь меня силою гонят из него.

Поистине страшен ты, Назарянин, и власть Твоя повсюду и над всеми.

Важно

Куда мне идти? Если я пойду в пустыню, или в город, или куда-либо еще, – ты там прежде меня и прогоняешь меня одним крестным знамением и единым твоим именем. Я побежден, сокрушен и изгнан!

Говоря это, нечистой бросил юношу на воздух, а чудотворец Патапий, изобразив в воздухе перстом крестное знамение, запретил духу, говоря:

– Изыди, нечистый дух, и удались в пустыню, так повелевает тебе чрез меня Христос, силу Которого ты невольно исповедал.

Как только святой произнес это, бес поверг юношу на землю и вышел из него чрез уста, как дым. Придя в себя, юноша плакал от радости и приписывал свое избавление от нечистого духа, прежде всего Богу, а также и преподобному Патапию.

У одной женщины болела грудь. Признанная врачами безнадежною, она пришла к преподобному, когда болезнь ее усилилась и в ране появились во множестве черви. Припавши к ногам его, она с рыданием и усердной мольбой просила его об исцелении. Святой, осенив язву крестным знамением, тот час же исцелил ее.

Совершив множество других чудес, преподобный отец наш Патапий приблизился к блаженной своей кончине и в глубокой старости отошел к Богу, Коему угождал всю свою жизнь.

Погребен он был с честью в церкви святого Иоанна Предтечи, во славу Христа Бога нашего во святых Своих прославляемого, Ему же со Отцом и Святым Духом подобает честь и поклонение во веки. Аминь.

Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/patapij-fivskij-zhitie.html

Канон святому преподобному Патапию Фивскому, Константинопольскому

Пѣ́снь а҃.

Читайте также:  Преподобный филипп ирапский

І҆рмо́съ: Во глꙋбинѣ̀ постла̀ и҆ногда̀ фараѡни́тское всево́инство преѡрꙋже́ннаѧ си́ла, вопло́щшеесѧ же сло́во всеѕло́бный грѣ́хъ потреби́ло є҆́сть: препросла́вленный гдⷭ҇ь, сла́внѡ бо просла́висѧ.

Свѣ́тлагѡ твоегѡ̀ житїѧ̀, свѣ̑тлаѧ хотѧ́щꙋ и҆справлє́нїѧ похвали́ти, молю́сѧ тебѣ̀, прпⷣбне, лꙋчꙋ̀ богатода́тнꙋ съ нб҃се́ ми дарова́ти, гдⷭ҇ꙋ, помоли́сѧ, ѻ҆́блакъ ѿгонѧ́щꙋ невѣ́дѣнїѧ моегѡ̀, пата́пїе.

Є҆гѵ́птѧны пе́рвѣе глꙋбино́ю покры́вый бжⷭ҇твеннымъ манове́нїемъ, ꙗ҆́кѡ и҆зъ глꙋбины̀ мїрска́гѡ смѣше́нїѧ тѧ̀ воспрїи́мъ, просвѣтѝ бжⷭ҇твенными ѡ҆сїѧ̑нїи, и҆ всесвѣ́тлꙋ тѧ̀ показа̀ ѕвѣздꙋ̀, ѻ҆́тче прпⷣбне.

Разже́гсѧ, ꙗ҆́кѡ ᲂу҆́гль мы́сленный, теплото́ю дх҃а, мра́зъ де́мѡнскїй ты̀ растопи́лъ є҆сѝ: разжжє́нныѧ же стрѣ́лы грѣхѡ́вныѧ ᲂу҆гаси́лъ є҆сѝ, прпⷣбне, и҆ къ безстра́стїѧ высотѣ̀ возве́лсѧ є҆сѝ чистѣ́йшъ.

Совет

Дре́внїѧ и҆збавле́нїе клѧ́твы мі́рꙋ подава́ѧ и҆зба́витель, и҆зъ тебє̀, дв҃о, ражда́етсѧ, чл҃вѣ́къ бы́въ, и҆́же прпⷣбнаго пата́пїа показа̀ и҆сто́чникъ и҆сцѣле́нїй всѣ̑мъ, вѣ́рою къ немꙋ̀ прири́щꙋщымъ.

Пѣ́снь г҃.

І҆рмо́съ: Процвѣла̀ є҆́сть пꙋсты́нѧ, ꙗ҆́кѡ крі́нъ, гдⷭ҇и, ꙗ҆зы́ческаѧ неплодѧ́щаѧ цр҃ковь прише́ствїемъ твои́мъ, въ не́йже ᲂу҆тверди́сѧ моѐ се́рдце.

Сле́зъ тече́ньми напои́въ и҆зрѧ́днѡ дꙋше́внꙋю твою̀ браздꙋ̀, пшени́цꙋ бжⷭ҇твеннꙋю прине́слъ є҆сѝ дѣѧ́нїй, въ жи́тницахъ вы́шнихъ соблюда́емꙋ.

Любо́вїю воѡрꙋжа́емь, ꙗ҆́коже мече́мъ, прпⷣбне, и҆ щито́мъ покрыва́емь, бжⷭ҇твеннымъ твои́мъ смире́нїемъ де́мѡнѡвъ полкѝ потреби́лъ є҆сѝ.

Воздержа́нїѧ цвѣ́томъ, ꙗ҆́коже крі́нъ, процвѣ́лъ є҆сѝ, благово́нствꙋѧ, прпⷣбне, сердца̀ воспѣва́ющихъ тѧ̀, и҆ соверша́ющихъ вѣ́рою па́мѧть твою̀.

Бг҃оро́диченъ: На ѡ҆б̾ѧ́тїихъ носи́мь ро́ждшїѧ тѧ̀, гдⷭ҇и, є҆гѵ́петскїѧ і҆́дѡлы си́лою твое́ю сокрꙋши́лъ є҆сѝ, и҆зъ негѡ́же мно́жество прпⷣбныхъ прозѧбѐ.

Сѣда́ленъ, гла́съ и҃.

Воздержа́нїѧ пѡ́ты по́стническими ᲂу҆гаси́лъ є҆сѝ пла́мень страсте́й, всѣ̑мъ и҆сточи́въ чꙋде́съ пꙋчи́нꙋ, и҆ въ не́й, ꙗ҆́коже вторы́й мѡѷсе́й, потопи́лъ є҆сѝ лє́стнаѧ стремлє́нїѧ де́мѡнѡвъ полкѝ.

тѣ́мже, соше́дшесѧ, по до́лгꙋ почита́емъ всечестнꙋ́ю па́мѧть твою̀ моле́бнꙋю, прпⷣбне бг҃оно́се пата́пїе: молѝ хрⷭ҇та̀ бг҃а, грѣхѡ́въ ѡ҆ставле́нїе пода́ти чтꙋ́щымъ любо́вїю свѧтꙋ́ю па́мѧть твою̀.

Бг҃оро́диченъ: Ми́лостиваго сло́ва и҆ милосе́рдаго ꙗ҆́кѡ ро́ждшаѧ, влⷣчце всѣ́хъ, поми́лꙋй всѧ̑, къ тебѣ̀ прибѣга́ющыѧ, и҆ напа́стей и҆ болѣ́зней, и҆ всѧ́кагѡ ѡ҆ѕлобле́нїѧ, и҆ вѣ́чнꙋющагѡ пла́мене свободѝ: ꙗ҆́кѡ да благода́рственнѡ мно́гихъ щедро́тъ твои́хъ бога́тство просла́вимъ, и҆ безмѣ́рнꙋю ми́лость, и҆ вопїе́мъ тѝ всегда̀: молѝ хрⷭ҇та̀ бг҃а, грѣхѡ́въ ѡ҆ставле́нїе пода́ти покланѧ́ющымсѧ вѣ́рою ржⷭ҇твꙋ̀ твоемꙋ̀.

Крⷭ҇тобг҃оро́диченъ: Дв҃а и҆ мт҃и и҆зба́вителѧ крⷭ҇тꙋ̀ предстоѧ́щи, болѣ́зненнѡ со слеза́ми рыда́ющи, мт҃рски вопїѧ́ше: что̀ стра́нное сїѐ и҆ пресла́вное, сн҃е, и҆сточа́ѧй всѣ̑мъ человѣ́кѡмъ безстра́стїе посредѣ̀ ѡ҆сꙋждє́ною на крⷭ҇тѣ̀ распѧ́тсѧ, въ рє́бра пробода́емь и҆ же́лчїю напоѧ́емь ѿ рꙋ́къ, ꙗ҆̀же созда̀; но воста́ни, и҆ да́рꙋй прегрѣше́нїй ѡ҆ставле́нїе вѣ́рою пою́щымъ бжⷭ҇твєннаѧ твоѧ̑ страда̑нїѧ.

Пѣ́снь д҃.

І҆рмо́съ: Прише́лъ є҆сѝ ѿ дв҃ы, не хода́тай, ни а҆́гг҃лъ, но са́мъ, гдⷭ҇и, вопло́щсѧ, и҆ спа́слъ є҆сѝ всего́ мѧ человѣ́ка. тѣ́мъ зовꙋ́ ти: сла́ва си́лѣ твое́й, гдⷭ҇и.

Бе́здна те́плыхъ твои́хъ сле́зъ потопѝ де́мѡнскаѧ вѡ́инства и҆ грѣхѡ́вныѧ вѡ́лны: пꙋчи́на же чꙋде́съ сꙋ́щымъ во глꙋбинѣ̀ страсте́й показа́сѧ.

Смире́нїе, бдѣ́нїе, и҆ спротѧже́ннꙋю моли́твꙋ, и҆ любо́вь нелицемѣ́рнꙋ, и҆ вѣ́рꙋ и҆ наде́ждꙋ стѧжа́въ, бы́лъ є҆сѝ собесѣ́дникъ нбⷭ҇нымъ а҆́гг҃лѡмъ, ѻ҆́тче прпⷣбне.

Обратите внимание

Оу҆спи́лъ є҆сѝ страсте́й многоѻбра́зныхъ волнє́нїѧ бж҃е́ственными восхождє́нїи и҆ непреста́нными ѡ҆чищє́нїи. тѣ́мже къ невече́рнемꙋ сїѧ́нїю по ᲂу҆спе́нїи ѿше́лъ є҆сѝ.

Бг҃оро́диченъ: Возсїѧ́лъ є҆сѝ и҆зъ дв҃ы, ꙗ҆́кѡ и҆зъ ѻ҆́блака со́лнце, ѕвѣ́зды ѡ҆зарѧ́ющыѧ показа́въ прпⷣбныѧ твоѧ̑, мі́рꙋ и҆ страсте́мъ распе́ншихсѧ, ще́дре, си́лою твое́ю.

Пѣ́снь є҃.

І҆рмо́съ: Просвѣще́нїе во тмѣ̀ лежа́щихъ, спасе́нїе ѿча́ѧнныхъ, хрⷭ҇тѐ сп҃се мо́й, къ тебѣ̀ ᲂу҆́тренюю цр҃ю̀ ми́ра, просвѣти́ мѧ сїѧ́нїемъ твои́мъ, и҆но́гѡ бо, ра́звѣ тебє̀, бо́га не зна́ю.

Просвѣще́нїе во тмѣ̀ лежа́щихъ, возсїѧ́й мѝ зарю̀ бжⷭ҇твенными прпⷣбнагѡ твоегѡ̀ моли́твами, разорѝ ѻ҆́блаки ѻ҆каѧ́нныѧ дꙋшѝ моеѧ̀, ѡ҆дожди́ ми стрꙋю̀ ѡ҆ставле́нїѧ: и҆но́гѡ бо, ра́звѣ тебє̀ бо́га не вѣ́мъ.

Сквє́рны страсте́й ѡ҆чи́стивъ ѻ҆́ко мы́сленное, ѻ҆́тче бг҃оно́се, воздержа́нїемъ: бжⷭ҇твенною же моли́твою ты̀ ѿве́рзлъ є҆сѝ зѣ̑ницы ѡ҆слѣплє́нныѧ, и҆ разори́лъ є҆сѝ сїѧ́нїемъ и҆сцѣле́нїй лю́тыхъ ѡ҆мраче́нїе.

Здра́вїе дꙋше́вное, здра́вїе тѣле́сное, всѝ незави́стнꙋю бл҃года́ть прїиди́те, почерпе́мъ: ꙗ҆́кѡ ѿ и҆сто́чника бжⷭ҇твенныѧ ра́ки мꙋ́драгѡ пата́пїа: чꙋдеса́ бо и҆сточа́етъ, ꙗ҆́кѡ во́ды, вѣ́рою несомнѣ́нною къ немꙋ̀ притека́ющымъ.

Бг҃оро́диченъ: Да́телѧ жи́зни всѧ́ческихъ содержа́щаго родила̀ є҆сѝ неизрече́ннымъ ржⷭ҇тво́мъ, во ст҃ы́хъ сла́вимаго, ѻ҆трокови́це, и҆ на прпⷣбныхъ почива́ющаго, є҆го́же ѡ҆ на́съ молѝ, бг҃оневѣ́сто.

Пѣ́снь ѕ҃.

І҆рмо́съ: Въ бе́зднѣ грѣхо́внѣй валѧ́ѧсѧ, неизслѣ́днꙋю милосе́рдїѧ твоегѡ̀ призыва́ю бе́зднꙋ: ѿ тлѝ, бж҃е, мѧ̀ возведѝ.

Свѣтлѣ́йшими ᲂу҆́мъ просвѣща́ѧй, ѻ҆́тче, восхождє́нїи, ꙗ҆́коже безпло́тенъ съ пло́тїю по́жилъ є҆сѝ не ᲂу҆мокри́всѧ грѣхмѝ, пата́пїе.

И҆лїю̀ ѳесві́тѧнина подража́ѧ, и҆ послѣ́дꙋѧ і҆ѡа́ннꙋ прⷣте́чи, въ пꙋсты́ню пе́рвѣе всели́лсѧ є҆сѝ, безмо́лвїемъ ᲂу҆́мъ ѡ҆чи́стивъ.

И҆зъ є҆гѵ́пта свѣти́льникъ бг҃оза́рнѣйшїй, въ кѡнстанті́новѣ гра́дѣ сїѧ́нїемъ и҆сцѣле́нїй просвѣща́емь ѡ҆блиста́лъ є҆сѝ, свѣтлѣ́йшїй ѻ҆́тче пата́пїе.

Бг҃оро́диченъ: На ѻ҆́блацѣ ле́гцѣ сѣдѧ́й, дре́вле во є҆гѵ́петъ хрⷭ҇то́съ прїи́де, и҆ низложи́въ і҆́дѡлы, и҆ прпⷣбныхъ ли́ки собра̀.

Конда́къ гла́съ г҃.

Хра́мъ тво́й, ст҃е, дꙋхо́вное врачевство̀ лю́дїе ѡ҆брѣ́тше, со тща́нїемъ къ немꙋ̀ приходѧ́ще, цѣльбꙋ̀ недꙋ́гѡвъ про́сѧтъ прїѧ́ти, рѣше́нїе же въ житїѝ прегрѣше́нныхъ: ты́ бо всѣ́хъ сꙋ́щихъ въ нꙋ́ждахъ предста́тель ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, пата́пїе преподо́бне.

Пѣ́снь з҃.

І҆рмо́съ: Ѻ҆́бразꙋ злато́мꙋ, на по́лѣ деи́рѣ слꙋжи́мꙋ, трїѐ твоѝ ѻ҆́троцы небрего́ша безбо́жнагѡ велѣ́нїѧ, посредѣ́ же ѻ҆гнѧ̀ вве́ржени, ѡ҆роша́еми поѧ́хꙋ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Важно

Ѻ҆гне́мъ мы́сленнымъ разже́глъ є҆сѝ дꙋшє́внаѧ чꙋ̑вствїѧ, ѻ҆́гнь грѣхо́вный и҆спепели́лъ є҆сѝ содѣ́йствомъ дх҃а, и҆ свѣтови́дѣнъ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, воспѣва́ѧ, пата́пїе: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Слѣпы̑ѧ воѡчи́вый содѣ́йствомъ бжⷭ҇твеннымъ, бг҃облаже́нне, стра̑сти разли̑чныѧ и҆сцѣли́лъ є҆сѝ, и҆ бжⷭ҇твенными призыва̑нїи полкѝ лꙋка̑выѧ де́мѡнѡвъ ѿгна́лъ є҆сѝ, воспѣва́ѧ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Чꙋде́съ глꙋбина̀, врачева́нїй рѣка̀, и҆сто́чникъ непреста́ненъ, стрꙋѧ̀, ника́коже ѡ҆скꙋдѣ́ема, тво́й гро́бъ показа́сѧ, ѻ҆́тче, вѣ́рнѡ пристꙋпа́ющымъ и҆ те́плѣ взыва́ющымъ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Бг҃оро́диченъ: Ѡ҆божа́етъ мѧ̀ и҆зъ тебє̀, дв҃о, пребжⷭ҇твенный бг҃ъ, ра́бїй зра́къ прїе́мъ, ѡ҆бновлѧ́етъ же стєзѝ зна́нїѧ, ꙗ҆́коже предѣ́лы є҆стества̀, мно́жество мона́хѡвъ и҆ преподо́бныхъ приве́дъ пою́щихъ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Пѣ́снь и҃.

І҆рмо́съ: Въ пе́щь ѻ҆́гненнꙋю ко ѻ҆трокѡ́мъ є҆врє́йскимъ снизше́дшаго и҆ пла́мень въ ро́сꙋ прело́жшаго бг҃а, по́йте дѣла̀, ꙗ҆́кѡ гдⷭ҇а, и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Ѡ҆чи́стивъ тѧ̀ сама́го ѿ ти́ны страсте́й попече́нїемъ, свѣтлѣ́йше ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, ѻ҆́тче, прїѧ́телище бж҃їе, взыва́ѧ: по́йте гдⷭ҇а, и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Оу҆стро́ивъ твою̀ жи́знь бг҃олѣ́пнѡ, прпⷣбне ѻ҆́тче, строи́тель показа́лсѧ є҆сѝ, слꙋжи́въ до́брѣ потре́бамъ ст҃ы́хъ, прпⷣбне, съ ни́миже сподо́билсѧ є҆сѝ вы́шнѧгѡ наслѣ́дїѧ.

Ко гдⷭ҇ꙋ моли́твами ѡ҆чи́сти ны̀ ѿ всѧ́кїѧ скве́рны, те́плою твое́ю моли́твою ѿ треволне́нїѧ страсте́й и҆ болѣ́зней и҆ скорбе́й и҆зба́ви, тѧ̀ досто́йнѡ, пата́пїе, чтꙋ́щыѧ.

Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́же ѡ҆небеси́вшаѧ на́ше земно́е и҆ тлѣ́нное, чⷭ҇таѧ, сꙋщество̀, а҆́гг҃лѡвъ сла́ва и҆ прпⷣбныхъ ра́дость, є҆ди́на тва́рей влⷣчца, ꙗ҆́кѡ бг҃а ро́ждшаѧ, да пое́тсѧ во вѣ́ки.

Пѣ́снь ѳ҃.

І҆рмо́съ: Безнача́льна роди́телѧ сн҃ъ, бг҃ъ и҆ гдⷭ҇ь, вопло́щсѧ ѿ дв҃ы, на́мъ ꙗ҆ви́сѧ, ѡ҆мрачє́ннаѧ просвѣти́ти, собра́ти расточє́ннаѧ. тѣ́мъ всепѣ́тꙋю бцⷣꙋ велича́емъ.

Де́нь спаси́тельный па́мѧть твоѧ̀ возсїѧ̀, сꙋ̑щаѧ во тмѣ̀ сердца̀ просвѣща́ющїй, и҆ страсте́й мглꙋ̀ рѣша́щїй, сы́ны свѣ́та показꙋ́ѧй, ѻ҆́тче, ны́нѣ чтꙋ́щыѧ тѧ̀ гдⷭ҇нѧ ᲂу҆го́дника.

Ѳиве́анѡвъ прозѧбе́нїе, пꙋсты́ни хвале́нїе, мона́шествꙋющихъ сла́вꙋ и҆ благолѣ́пїе, вѷзанті́йскаго свѣти́льника, на землѝ а҆́гг҃ла ꙗ҆́вльшасѧ, пата́пїа всѝ досто́йнѡ ᲂу҆блажи́мъ.

Совет

А҆́гг҃лѡвъ собесѣ́дникъ, прпⷣбныхъ равностоѧ́тель, прⷪ҇ро́кѡвъ и҆ а҆пⷭ҇лѡвъ, мꙋ́ченикѡвъ, і҆ера́рхѡвъ, прпⷣбне, соприча́стникъ бы́въ, и҆ чⷭ҇тнѣ́й трⷪ҇цѣ слꙋжѧ̀ ᲂу҆ма̀ чистото́ю, ѡ҆ всѣ́хъ на́съ моли́сѧ.

Бг҃оро́диченъ: Вели́кое та́инство, є҆́же па́че ᲂу҆ма̀ ржⷭ҇тва̀ твоегѡ̀, ᲂу҆жаса́етъ а҆́гг҃лы, бг҃ора́дованнаѧ, ᲂу҆слажда́етъ прпⷣбныхъ собо́ры, чи́стаѧ свѧщє́нныѧ весели́тъ ѻ҆тцы̀, бжⷭ҇твеннѡ пою́щыѧ тѧ̀, бцⷣе неискꙋсобра́чнаѧ.

Источник: http://akafistnik.ru/kanony-svyatym/kanon-svyatomu-prepodobnomu-patapiyu-fivskomu-konstantinopolskomu/

Преподобный Патапий Фивский. Православный календарь на 21 декабря

21 Декабря 2018 00:10 / Церковь

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

21 декабря (8 декабря по церковному юлианскому календарю, более известному как «старый стиль»). Пятница 30-й седмицы по Пятидесятнице (тридцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы).

Рождественский пост, согласно церковному Уставу, сегодня благословляется только вареная пища без растительного масла. При этом важно помнить, что послабления в посте возможны, однако воцерковленным людям важно согласовывать их со своим духовником.

Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память множества святых, 11 из которых известны поименно. Далее коротко расскажем о них.

***

Преподобный Патапий Фивский. Константинопольский святой VIII столетия от Рождества Христова.

Уроженец египетского города Фивы, будущий святой, по достижении совершеннолетия оставил мир и удалился ради монашеских духовных подвигов в пустыню Египта, где жил в полной аскезе и постоянных молитвах.

Совет

Постепенно слава об этом подвижнике распространилась очень широко, и многие люди стали приходить к отцу Патапию за духовными наставлениями.

Ради монашеского уединения старец направился в Константинополь, где поселился в городской стене близ знаменитой Влахернской церкви, но и здесь о нем вскоре узнали христиане. К отцу Патапию стали стекаться верующие, многим из которых он помог, в том числе благодаря своему дару исцелений, которому старец сподобился от Господа.

Апостолы от 70-ти: Сосфен, Аполлос, Кифа, Тихик, Епафродит, Кесарь, Онисифор. Святые I (апостольского) века, ученики Самого Христа и первых 12-ти апостолов.

Апостол Сосфен изначально был начальником коринфской иудейской синагоги, был обращен в христианство первоверховным апостолом Павлом, после чего стал епископом в городе Колофоне.

Апостол Аполлос был родом из Александрии, проповедовал Слово Божие в Коринфе, где обратил ко Христу многих язычников, затем проповедовал на острове Крит и в конце жизни был епископом Кесарии Каппадокийской. Апостол Кифа возглавлял епископскую кафедру в городе Колофоне.

Апостол Тихик, ученик и спутник первоверховного апостола Павла, сменил апостола Сосфена на Колофонской кафедре. Апостол Епафродит, также ученик апостола Павла, был епископом в Адриаке Фракийской. Апостол Кесарь проповедовал Слово Божие и епископствовал в среднегреческой области Диррахия.

Мученики 62 иерея и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавшие.

В последней четверти V столетия в Северной Африке, в то время принадлежавшей Вандальскому королевству, правитель Гунерих, который, как и многие германские племена, исповедовал ересь арианства, уничижавший Божественную Природу Христа, начал страшные гонения против православных христиан.

Однажды, когда верующие собрались в одном из православных храмов этой области для тайного совершения Божественной литургии, в церковь ворвались варварские войска. Около 300 мирян и 62 архиерея добровольно приняли мучения. Триста мирян были обезглавлены, двое священников – сожжены, а шестидесяти усекли языки, после чего они чудесным образом продолжили проповедовать Слово Божие.

Мученица Анфиса Римская. Святая страдалица V столетия, супруга римского сановника, принявшая Святое Крещение от святителя Амвросия Медиоланского, чья память совершалась вчера. Отказавшаяся перейти в арианскую ересь, святая Анфиса была сожжена за верность Православию.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/prepodobnyj-patapij-fivskij-pravoslavnyj-kalendar-na-21-dekabrja_175237

Преподобный Патапий Фивский

    Святой Патапий, живший в IV веке, славен многими своими чудесами. До сих пор память о нем живёт в сердцах верующих и всех, кто приходит поклониться его мощам в монастырь, что находится неподалеку от городка Лутраки.

                                                                                      Жизненный путь Патапия

    В 380 году, в египетских Фивах, родился мальчик, которого нарекли Патапий. Его родители весьма благочестивые и образованные люди, с детства прививали ребенку любовь к знаниям. Так, когда Патапий подрос, к нему пригласили наставников, которые стали преподать ему философию, математику, риторику и естественные науки..

Обратите внимание

   Благодаря учению, у него сформировался свой, особый, взгляд на жизнь. Наибольшее же влияние на его сознание оказали учения Оригена и Климента, а также жития Антония Великого и Афанасия. Проникнувшись всей душой, он хотел уподобиться этим великим людям, а потому частенько уходил в пустыню.

Подросток понял, что все в этом мире непрочно и научился “слушать” движения души.

        Монастырь святого Патапия

    В возрасте 13 лет с ним произошел удивительный эпизод: гуляя по пустыне, он обнаружил упавшего со скалы мужчину с верблюдом.

Аммон (так звали пострадавшего) получил серьезные травмы и был на грани смерти, и Патапий остался рядом с ним, чтобы оказать посильную помощь. Лишь на рассвете их обнаружили слуги и родители.

Читайте также:  Святитель василий острожский

Только благодаря молитвам Патапия Аммон выжил. Примечательно, что полностью исцелился от ран и его верблюд.

    Спустя некоторое время отец отправил Патапия в известную Александрийскую катехизаторскую школу. Но ко времени окончания обучения отец Патапия скончался, а потому юноша должен был занять должность управляющего финансами в провинции.

Но, следуя своему желанию и получив на то благословение матери, Патапий отправился в монастырь Тавенниси, где и провел 10 лет, изучая жития святых и Священное Писание, а также посвящая все свое время молитве. Уже тогда весь Египет узнал его как великого ученого и чудотворца.

Но, получив однажды предложение стать епископом, он, опасаясь впасть в гордость, тайно покинул монастырь и отправился в пустыню.

                  Великие чудеса

    Однажды к святому пришел слепой человек с просьбой о прозрении, на что Патапий ответил, что не в его власти совершить сие, а лишь Творец способен на такое чудо. Но слепой умолял о заступничестве святого перед всевышним, и тот согласился. И едва Патапий закончил молитву, как человек прозрел. Стоворил Патапий чудо и для человека, больного водянкой.

Так, во время молитвы из того вышло огромное количество плохой жидкости, служившей источником болезни. Так он исцелился. Неоценима оказалась его помощь для молодого человека, одержимого бесом. Бес все норовил утопить беднягу. Завидев Патапия, он испугался и со всей силы швырнул парня о землю.

Важно

Но Патапий произнес молитву, осенил беднягу крестом и бес отступил, а юноша вернулся к семье.

              Монастырь святого Патапия

Источник: http://palomnikpoezdki.ru/molitvy_v_razlichnyh_skorbyah_i_nuzhdah/126/

День памяти преподобного Патапия Фивского, Константинопольского

Святой Патапий родился в египетском городе Фивы, вероятно, в V–VI веках и был воспитан в благочестивой семье. Возжелав всем сердцем достигнуть совершенства, он решил оставить родителей, богатства и все, что привязывало его к миру, и поселиться в пустыне, дабы там беседовать наедине с Богом.

Преподобный Патапий Фивский, Константинопольский

Со временем слава о пустынножителе, много лет избегавшем людей, несмотря на все старания Патапия, стала распространяться, подобно неудержимому свету горящего светильника.

Желая избавиться от множества посетителей, отвлекавших его от молитв и размышлений, святой покинул те края и поселился в Константинополе, близ Влахернской церкви.

Здесь ему легче было затеряться среди незнакомой разноликой толпы, чтобы всецело предаться скрытому от посторонних глаз духовному подвигу [1].

Обратите внимание

Постепенно через непрестанную духовную брань, сопряженную с богоугодной молитвой и размышлением, святой Патапий достиг совершенства, подобного ангельскому.

Уподобляясь небесному воинству, он ни днем, ни ночью не переставал славить Господа, Который по достоинству наделил Своего раба даром чудотворения [2].

Обратите внимание

Именем Христовым преподобный вернул зрение слепому от рождения, с верой припавшему к его стопам; исцелил человека, все тело которого раздулось от водянки, осенив его крестным знамением и помазав елеем из церковной лампады; изгнал бесов из одержимого юноши, как некогда делал Сам Господь.

По мере того как Патапий все более преуспевал в соблюдении заповедей Христовых и возрастал духовно, он получал от Господа дар творения тех самых чудес, о которых говорит нам святое Евангелие. По этой причине верующие во множестве стекались к жилищу отшельника, даже вопреки его желанию.

Сделавшись по воле Божией живым наставлением для всех верных и чудесами утвердив в вере многие души, святой Патапий почил в Господе, оплакиваемый монахами из окрестных обителей, которые пришли к его одру. Тело преподобного было погребено в монастыре Египтян, расположенном недалеко от его отшельнической кельи.

Этот монастырь носит с тех пор имя святого Патапия. И у его раки по-прежнему совершаются многочисленные чудеса. Много веков спустя после кончины святого его мощи были обретены нетленными во время работ в церкви небольшого монастыря, стоящего на горе Герания, расположенной на возвышенности Лутраки, примерно в четырех километрах от Коринфа [3].

тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со а́нгелы сра́дуется, преподо́бне Пата́пие, дух твой.

Совет

рам твой, свя́те, духо́вное врачевство́ лю́дие обре́тше,/ со тща́нием к нему́ приходя́ще,/ цельбу́ неду́гов про́сят прия́ти,/ реше́ние же в житии́ прегреше́нных,/ ты бо всех су́щих в ну́ждах предста́тель яви́лся еси́,// Пата́пие преподо́бне.

Примечания 

[1] Существует мнение, что он жил в начале V в., ранее основания храма Богородицы во Влахернах, когда этот квартал столицы еще не был заселен. Св. Иоанн Мавропод указывает, однако же, что св. Патапий прибыл из Египта между 475 и 518 гг.

вместе с двумя другими известными аскетами: св. Варой, основателем монастыря Петра, и св. Раввулой, основавшим монастырь, названный его именем. Впрочем, поскольку из других источников известно, что св.

Раввула был по происхождению сирийцем, достоверность этих сведений может быть поставлена под сомнение.

[2] Св. Андрей Критский посвятил св. Патапию три похвальных слова (PG 97, 1205–1253), которые приурочил к празднованию его памяти в монастыре Египтян. В них рассказывается о нескольких чудесах, произошедших от мощей преподобного.

[3] Существует гипотеза, согласно которой примерно в год падения Константинополя в 1453 г. Ангелис Нотара, племянник Мануила II Палеолога и родоначальник знатной фамилии Нотара, перевез в окрестности Коринфа часть ценностей, хранившихся в монастыре Петра, в том числе мощи св. Патапия.

В таком случае становится понятным, почему в крипте, где несколько веков спустя были обнаружены мощи святого, рядом с ними находилась также икона св. Ипомонии (в переводе с греч. – «терпение»).

Так в монашестве звали Елену Палеолог (Драгаш) и, предположительно, на иконе изображена сама Елена († 1450), супруга императора Мануила II Палеолога и дочь деспота Сербии Константина Драгаша. Ее прах покоился в монастыре Петра, поэтому обитель получила от этой семьи многочисленные вклады.

После перенесения из обители мощи прп. Патапия, по-видимому, были спрятаны в крипте от турецких набегов.

21 Декабря 2018

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/pamyat-prepodobnogo-patapiya-fivskogo-konstantinopolskogo

Патапий Фивский, Константинопольский, преподобный | СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

Со временем слава о пустынножителе, много лет избегавшем людей, несмотря на все старания Патапия, стала распространяться, подобно неудержимому свету горящего светильника.

Желая избавиться от множества посетителей, отвлекавших его от молитв и размышлений, святой покинул те края и поселился в Константинополе, близ Влахернской церкви.

Здесь ему легче было затеряться среди незнакомой разноликой толпы, чтобы всецело предаться скрытому от посторонних глаз духовному подвигу[1].

Обратите внимание

Постепенно через непрестанную духовную брань, сопряженную с богоугодной молитвой и размышлением, святой Патапий достиг совершенства, подобного ангельскому.

Уподобляясь небесному воинству, он ни днем, ни ночью не переставал славить Господа, Который по достоинству наделил Своего раба даром чудотворения[2].

Обратите внимание

Именем Христовым преподобный вернул зрение слепому от рождения, с верой припавшему к его стопам; исцелил человека, все тело которого раздулось от водянки, осенив его крестным знамением и помазав елеем из церковной лампады; изгнал бесов из одержимого юноши, как некогда делал Сам Господь.

По мере того как Патапий все более преуспевал в соблюдении заповедей Христовых и возрастал духовно, он получал от Господа дар творения тех самых чудес, о которых говорит нам святое Евангелие. По этой причине верующие во множестве стекались к жилищу отшельника, даже вопреки его желанию.

Сделавшись по воле Божией живым наставлением для всех верных и чудесами утвердив в вере многие души, святой Патапий почил в Господе, оплакиваемый монахами из окрестных обителей, которые пришли к его одру. Тело преподобного было погребено в монастыре Египтян, расположенном недалеко от его отшельнической кельи.

Этот монастырь носит с тех пор имя святого Патапия. И у его раки по-прежнему совершаются многочисленные чудеса. Много веков спустя после кончины святого его мощи были обретены нетленными во время работ в церкви небольшого монастыря, стоящего на горе Герания, расположенной на возвышенности Лутраки, примерно в четырех километрах от Коринфа[3].

[1] Существует мнение, что он жил в начале V в., ранее основания храма Богородицы во Влахернах, когда этот квартал столицы еще не был заселен. Св. Иоанн Мавропод указывает, однако же, что св. Патапий прибыл из Египта между 475 и 518 гг.

вместе с двумя другими известными аскетами: св. Варой, основателем монастыря Петра, и св. Раввулой, основавшим монастырь, названный его именем. Впрочем, поскольку из других источников известно, что св.

Раввула был по происхождению сирийцем, достоверность этих сведений может быть поставлена под сомнение.

[2] Св. Андрей Критский посвятил св. Патапию три похвальных слова (PG 97, 1205–1253), которые приурочил к празднованию его памяти в монастыре Египтян. В них рассказывается о нескольких чудесах, произошедших от мощей преподобного.

[3] Существует гипотеза, согласно которой примерно в год падения Константинополя в 1453 г. Ангелис Нотара, племянник Мануила II Палеолога и родоначальник знатной фамилии Нотара, перевез в окрестности Коринфа часть ценностей, хранившихся в монастыре Петра, в том числе мощи св. Патапия.

В таком случае становится понятным, почему в крипте, где несколько веков спустя были обнаружены мощи святого, рядом с ними находилась также икона св. Ипомонии (в переводе с греч. – «терпение»).

Так в монашестве звали Елену Палеолог (Драгаш) и, предположительно, на иконе изображена сама Елена († 1450), супруга императора Мануила II Палеолога и дочь деспота Сербии Константина Драгаша. Ее прах покоился в монастыре Петра, поэтому обитель получила от этой семьи многочисленные вклады.

После перенесения из обители мощи прп. Патапия, по-видимому, были спрятаны в крипте от турецких набегов.

Источник:
http://www.pravoslavie.ru/58269.html
http://days.pravoslavie.ru/Days/20171208.html

Источник: https://stjohndc.org/ru/list-of-relics/patapiy-fivskiy-konstantinopolskiy-prepodobnyy

Преподобный Патапий Египетский

Преподобный Патапий Египетский. Монастырь Лутраки.

    Неподалеку от Истмийского перешейка,  в Коринфской области, у подножия Геранских гор, находится небольшой курортный городок Лутраки, знаменитый своими лечебными минеральными источниками. В Лутраки съезжаются летом тысячи туристов, чтобы искупаться на прекрасном песчаном пляже и пройти курс лечения минеральными водами.

     Однако наибольшую славу стяжал этот городок по причине того, что неподалеку от него находится монастырь, в котором почивают мощи преподобного Патапия. Паломники с разных концов света призжают сюда для того, чтобы подняться в пещерку Преподобного и поклониться его нетленным мощам.

С балкона монастыря открывается потрясающей красоты вид на залив. 

    Монастырь располагается на высоте 700 метров на уровне моря, сейчас туда можно добраться даже на экскурсионном автобусе. В 50-е же годы XX столетия на месте нынешнего

монастыря был только крошечный пещерный храм, добраться в который возможно было только по узенькой тропинке, проложенной паломникам.

Важно

     История обретения мощей преподобного Патапия восходит к  1904 году. Небольшая пещерка с  алтарем, вероятно, еще и с XIV века была прибежищем подвизавшихся в Геранских горах аскетов. На мраморном иконостасе можно увидеть изображение преподобного Потапия, преподобного Никона Нового и преподобной Ипомонии.

    В начале XX века один священник, который совершал восхождения на гору к пещерному храму, с тем, чтобы отслужитье там Литургию, решил расширить пещеру. Он пригласил в помощники мастера по мрамору, который начал долбить стену в западной части пещерного храма.

Инструмент застрял в стене,  и перед глазами его открылся крипт, в котором были положены мощи преподобного Патапия. Под головой Святого находилось деревянное основание из кедра, а под ногами – плита из мрамора. Сверху мощи были укрыты глиняной черепицей.

В гробнице находились также деревянный крест, византийские монеты и пергамент с именем Святого.

     Весть об обретении мощей Святого быстро облетела жителей Лутрак, которые стали подниматься на гору, чтобы поклониться мощам Святого. Позже была построена рака Святого, и обустроен пещерный храм.

         Основание женского монастыря связано с архимандритом Нектарием Мармариносом, который, еще будучи мирянином, молил об этом преподобного Патапия. Вторая мировая война помешала быстрому воплощению его планов.

Читайте также:  Собор преподобных оптинских старцев, малый/средний

В 1948 году ему удалось построить три келии рядом с пещерным храмом, и некоторые девушки из его духовных чад изъявили желание послужить Богу в монашеском чине. С благословения митрополита Прокопия, в 1952 году в монастыре поселились первые насельницы. Жизнь сестер в первые годы была особенно тяжелой: не было ни дороги, ведущей к обители, ни воды.

Воду приходилось возить на ослике с источника, расположенного в нескольких км от монастыря. Материалы для строительства новых помещений также приходилось приносить вручную или доставлять с помощью животных. Также были большие трудности с продовольствием – не было денег на покупку, а также очень трудно было доставлять продукты по горной тропе.

  Но сестры всегда чувствовали покровительство и помощь Святого Патапия, который творил явные чудеса, посылая иногда сверх ожиданий все необходимое для обители.

Совет

     Сегодня в монастыре преподобного Патапия около 40 насельниц, которые всегда радушно принимают паломников, приезжающих к Преподобному со всех концов света.

Житие и чудеса преподобного Патапия.

     О жизни святого известно немного. Главные источники – это три текста, написанные святителем Андреем Критским, Житие, составленное Симеоном Метафрастом в XX веке, и труды Иоанна Мавропода (XI век).

     Преподобный Потапий родился в Египте,  в конце IV в городе Фивы. Родители его были богатые христиане копты, которые взрастили сына в благочестии, дали ему хорошее образование.

Но душа его с юности стремилась к монашескому житию, поэтому он покинул родительский кров, богатство и все мирские удобства и удалился в пустыню. Время, в которое жил преподобный Патапий Египетский, ознаменовалось для Египта небывалым расцветом христианства.

Именно в Египте появляются тогда первые общежительские монастыри, основателем которых был преподобный Пахомий. Однако преподобный Патапий избирает отшельническое житие в пустыне.

     В суровой пустыне Преподобный провел многие годы в молитвенном подвиге. Пламенная любовь к Богу и непрестанный подвиг возводят отшельника на вершину добродетелей. И тогда ко Святому начинают во множестве стекаться люди за советом и молитвенной помощью, так что пустыня становится похожей на город.

В 428 году Преподобный, оставив братию, отправился в Константинополь – возможно, потому что в пустыне он уже был лишен столь необходимого ему покоя и уединения.Путь святого Потапия в Константинополь был долгим и трудным. Нужно было пересечь Синайскую пустыню, пройти через Палестину и Газу, затем Финикию и современный Ливан.

По пути святой Патапий по промыслу Божию встретил исихаство Вара и Равула. Достигнув Константинуполя, святые мужи решили поселиться в тихом уединенном месте за  вратами Константинополя, с западной стороны, во Влахерне. Время их жизни в Константинополе приходится на правление императоров Зинона и Анастасия Дикора, то есть между 475 и 518 годами.

 Постепенно через непрестанную духовную брань, сопряженную с богоугодной молитвой и размышлением, святой Патапий достиг совершенства, подобного ангельскому. Уподобляясь небесному воинству, он ни днем, ни ночью не переставал славить Господа, Который по достоинству наделил Своего раба даром чудотворения.

Обратите внимание

Именем Христовым преподобный вернул зрение слепому от рождения, с верой припавшему к его стопам; исцелил человека, все тело которого раздулось от водянки, осенив его крестным знамением и помазав елеем из церковной лампады; изгнал бесов из одержимого юноши, как некогда делал Сам Господь.

Пожалуй, самым впечатляющим чудотворением преподобного Патапия было исцеление женщины, которая страдала от опухоли в груди. По мере того как Патапий все более преуспевал в соблюдении заповедей Христовых и возрастал духовно, он получал от Господа дар творения тех самых чудес, о которых говорит нам святое Евангелие. По этой причине верующие во множестве стекались к жилищу отшельника, даже вопреки его желанию.

     Среди его посетителей были такие, кто изъявил желание подвизаться рядом с ним в монашеском житии. Так постепенно вокруг святого Патапия сложился монастырь, и братия построила храм в честь честного Пророка Иоанна Предтечи. Монастырь тот вошел в историю как «монастырь Египтян» – нужно полагать, что рядом с преподобным Патапием поселились и другие его соотечественники. 

Кончина Преподобного 

   Земная жизнь преподобного Патапия приближалась к концу. У одра святого собрались ученики, скорбя о том, что его уже не будет с ними в этой жизни и некому будет укреплять и поддерживать их.

«Отче, для чего ты оставляешь чад своих сиротами? Почему должен ты отойти в свое Небесное Отечество? Кто теперь излечит нашу боль и исцелит раны душ наших?» Преподобный же, умирая, не имел ни страха, ни даже привязанности к земной жизни.

«Чада мои, – сказал он, – не печальтесь, не проливайте слез, расставаясь со мной, ведь этим вы вредите и себе, и мне. Лучше молитесь о моей душе, совершайте службы, поминая меня. Это принесет вам пользу». Так он прервал их стенания и направил их ум к помышлению о вечности.

Потом он начал молиться за них и, молясь, предал дух свой Богу. Ученики похоронили его в константинопольском храме снятого Иоанна Предтечи на Камне. 

Судьба мощей преподобного Патапия. 

     Некоторое время мощи преподобного Патапия хранились в монастыре Египтян, который со временем стал женским. Скорее всего, после запустения монастыря Египтян мощи были перенесены в соседнюю братскую обитель.

После падения Константинополя мощи святого Патапия были перенесены в Коринфский край, в Геранские горы, где,согласно одному из преданий, мог подвизаться в течение нескольких лет преподобный Патапий во время своего путешествия в Константинополь.

Перенесение мощей традицияя связывает со знаменитым  родом Нотарасов, и которого вышли святые Православной Церкви – преподобный Герасим Кефаллинийский и святитель Макарий Коринфский. Святые мощи, очевидно, были переданы аскетам, подвизавшимся в Геранских горах.

Важно

Место то было пустынное и безопасное для сохранения святыни от нависшей тогда над Пелопоннесом турецкой угрозы. Со временем ушли из жизни немногие люди, знавшие о пещере, в которой, как великое сокровище, были сокрыты святые мощи преподобного Патапия, и они на века, до времени своего нового обретения в XX веке, оставались святыней под спудом.

 Святая Ипомония.

     Святая Ипомония, чьи мощи также покоятся в этом монастыре и храме преподобного Патапия, была дочерью сербского князя Кон­стантина Драгаша.

Получив в крещении имя Елена, она в 1392 году вышла замуж за Императора Эммануила II Палеолога, отца последнего византийского императора Константина XI. Елена родила Эммануилу шестерых сыновей. Старший сын, Иоанн VIII, взошел на престол в 1425 году после смерти отца.

Иоанн умер, не имея наследника мужского пола, и в 1449 году его преемником стал брат Константин XI, а до тех пор, пока он прибыл из Мореи, чтобы предъявить свои права на престол, Елена выполняла функции регента.

В ее житии говорится, что после смерти мужа она приняла монашеский постриг с именем Ипомония и ушла в монастырь Кира Марфа, который в 1453 году (через три года после ее кончины) был разрушен после захвата турками Константинополя. 

     Ее сын Константин погиб, сражаясь на крепостном валу во время осады. Известно, что Императрица Елена оказывала помощь монастырю Иоанна Предтечи на Камне, в котором хранились мощи преподобного Патапия, предоставляя монастырю средства на благотворительную деятельность, в частности на богадельню.

Она умерла в 1450 году и, вероятно, была похоронена в монастыре святого Иоанна вместе со своим мужем, императором Эммануилом, который постригся в великую схиму с именем Матфей, чем мож­но объяснить тот факт, что после падения Константинополя ее мощи были перенесены в Лутраки вместе с мощами преподоб­ного Патапия. 

Мощи святой Ипомонии находятся в большом новом храме, что стоит во дворе ниже пещеры. День ее памяти празднуется 3 апреля.

Источник: https://www.corfugid.ru/pravoslavnyy-korfu/107-prepodobnyy-patapiy-egipetskiy.html

Преподобный Патапий Фивский. Православный календарь на 21 декабря

1:32, 21 декабря 2018 2   0   496

Фото: www.pravoslavie.ru

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

Автор:
Тюренков Михаил

21 декабря (8 декабря по церковному юлианскому календарю, более известному как «старый стиль»). Пятница 30-й седмицы по Пятидесятнице (тридцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы).

Рождественский пост, согласно церковному Уставу, сегодня благословляется только вареная пища без растительного масла. При этом важно помнить, что послабления в посте возможны, однако воцерковленным людям важно согласовывать их со своим духовником.

Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память множества святых, 11 из которых известны поименно. Далее коротко расскажем о них.

***

Преподобный Патапий Фивский. Константинопольский святой VIII столетия от Рождества Христова.

Уроженец египетского города Фивы, будущий святой, по достижении совершеннолетия оставил мир и удалился ради монашеских духовных подвигов в пустыню Египта, где жил в полной аскезе и постоянных молитвах.

Совет

Постепенно слава об этом подвижнике распространилась очень широко, и многие люди стали приходить к отцу Патапию за духовными наставлениями.

Ради монашеского уединения старец направился в Константинополь, где поселился в городской стене близ знаменитой Влахернской церкви, но и здесь о нем вскоре узнали христиане. К отцу Патапию стали стекаться верующие, многим из которых он помог, в том числе благодаря своему дару исцелений, которому старец сподобился от Господа.

Апостолы от 70-ти: Сосфен, Аполлос, Кифа, Тихик, Епафродит, Кесарь, Онисифор. Святые I (апостольского) века, ученики Самого Христа и первых 12-ти апостолов.

Апостол Сосфен изначально был начальником коринфской иудейской синагоги, был обращен в христианство первоверховным апостолом Павлом, после чего стал епископом в городе Колофоне.

Апостол Аполлос был родом из Александрии, проповедовал Слово Божие в Коринфе, где обратил ко Христу многих язычников, затем проповедовал на острове Крит и в конце жизни был епископом Кесарии Каппадокийской. Апостол Кифа возглавлял епископскую кафедру в городе Колофоне.

Апостол Тихик, ученик и спутник первоверховного апостола Павла, сменил апостола Сосфена на Колофонской кафедре. Апостол Епафродит, также ученик апостола Павла, был епископом в Адриаке Фракийской. Апостол Кесарь проповедовал Слово Божие и епископствовал в среднегреческой области Диррахия.

Мученики 62 иерея и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавшие.

В последней четверти V столетия в Северной Африке, в то время принадлежавшей Вандальскому королевству, правитель Гунерих, который, как и многие германские племена, исповедовал ересь арианства, уничижавший Божественную Природу Христа, начал страшные гонения против православных христиан.

Однажды, когда верующие собрались в одном из православных храмов этой области для тайного совершения Божественной литургии, в церковь ворвались варварские войска. Около 300 мирян и 62 архиерея добровольно приняли мучения. Триста мирян были обезглавлены, двое священников – сожжены, а шестидесяти усекли языки, после чего они чудесным образом продолжили проповедовать Слово Божие.

Мученица Анфиса Римская. Святая страдалица V столетия, супруга римского сановника, принявшая Святое Крещение от святителя Амвросия Медиоланского, чья память совершалась вчера. Отказавшаяся перейти в арианскую ересь, святая Анфиса была сожжена за верность Православию.

Преподобный Кирилл Челмогорский. Русский святой XIV столетия, православный просветитель финно-угорского народа чудь.

Пострижеником монашеской обители преподобного Антония Римлянина отец Кирилл в поисках монашеского уединения отправился на гору Челму, где в конце жизни устроил монастырь.

Отошел ко Господу в 1368 году от Рождества Христова глубоким старцем.

Священномученик Сергий Орлов, пресвитер. Православный священнослужитель, пострадавший за верность христианской вере в этот день в период советских богоборческих гонений в кровавом 1937 году, печально известном как время т. н. «большого террора». Прославлен в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

***

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам-Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Источник: http://advert-journal.ru/prepodobnyj-patapij-fivskij-pravoslavnyj-kalendar-na-21-dekabrya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector