Преподобный пимен многоболезненный

Преподобный Пимен Многоболезненный, Печерский в Ближних пещерах почивающий

Дни памяти: 7 августа, 28 сентября (Печер.(Б))

Пимен Многоболезненный

Приступая к повествованию о блаженном Пимене, остановим наше внимание на его великом мужестве в страданиях и отсюда научимся, что болезни должно переносить терпеливо и — что сила Божия в немощах совершается.

Блаженный Пимен родился на свет больным, больным он и вырос. Но сия телесная болезнь не дала в нем места болезни духовной: он был чист от пороков и соблюл девство от утробы матери.

Неоднократно просил он своих родителей, чтобы они позволили ему удалиться в монастырь для пострижения в иноческий образ, но из сильной любви к нему они не соглашались на эти просьбы, желая иметь его наследником по своей смерти. Однажды, по действию Божественного Промысла, устрояющего все к лучшему, блаженный Пимен особенно сильно заболел, так что даже не надеялся и на выздоровление.

Обратите внимание

Повинуясь необходимости, родители принесли его тогда в Печерский монастырь и просили живших в нем преподобных отцев помолиться об избавлении их сына от болезни. Но усердные молитвы иноков не принесли исцеление болящему, ибо молитва самого блаженного была сильнее молитвы их всех.

Он не просил себе здоровья у Господа, но, напротив, молил о продолжении болезни, зная, что если будет здрав, то родители возьмут его из монастыря и лишится он осуществления заветного желания.

Так как отец и мать были здесь и не давали возможности сыну принять пострижение, то блаженный впал в великую печаль и прилежно начал молиться Богу, чтобы Он исполнил его желание, какими Сам ведает путями.

И вот в одну ночь, когда родители его и рабы были погружены в глубокий сон, вошли к нему светлые Ангелы, одни из которых были в образе прекрасных юношей, другие как игумен и братия. Они несли в руках святое Евангелие, свечи, власяницу, мантию, куколь и все остальное, нужное при пострижении. «Желаешь ли, чтобы мы постригли тебя?» — спросили они преподобного.

Он с радостью отвечал: «Ей, хочу! Бог послал вас; молю: исполните желание моего сердца». Они тотчас же начали творить вопросы, совершая сполна все, что положено в уставе иноческого пострижения. Так они постригли его в великий ангельский образ, облекли в мантию и куколь, нарекши Пименом. Вручив же ему, по обычаю, свечу горящую, сказали: «Сорок дней и ночей не угаснет свеча эта». Вместе с тем они предсказали ему всегдашнее страдание от телесных болезней, заметив при этом, что получение здравия будет знамением наступления смерти. И целовав новопостриженного, они удалились в церковь, где положили на гроб преподобного Феодосия (1074; память 3 мая и 14 августа) волосы его, завернувши их в полотно.

Иноки, находившиеся в ближних келиях, слыша пение, разбудили прочих, полагая, что или игумен с некоторыми из братий постригает болящего, или он преставился. Все вместе они отправились в келию, где лежал преподобный. Но придя, нашли всех спящими: отец, мать и слуги также спали.

Между тем иноки заметили, что келия полна благоухания, а болящий полон радости и веселия и облечен в иноческую одежду. «От кого, брате, принял ты пострижение? И что за пение мы слышали здесь, которого, однако, не слыхали твои родители?» — спросили они, обращаясь к преподобному.

«Я так понимаю, — отвечал он, — что меня постриг, нарекши Пименом, игумен, пришедший сюда с братией; они-то и пели как вы слышали; они же мне дали и эту свечу, которую вы видите, сказав, что она будет непрерывно гореть в течение сорока дней и ночей.

Власы же мои, положив в убрус (полотно), они удалились с ними в церковь».

Услышав это, иноки тотчас поспешили в церковь, но она оказалась запертой, разбудив пономарей и дознавшись у них, что в церковь после вечерней молитвы никто не входит, так как и самые ключи от нее не у них, а у екклесиарха, иноки отправились к нему.

Важно

Но и екклесиарх никому не давал ключей и сам ни с кем не входил в церковь. Тогда, взяв ключи, они все вместе пошли в храм, где на гробе преподобного Феодосия, действительно, нашли лежащие в убрусе волосы. После этого о всем известили игумена.

Игумен же чрезвычайно удивился и старательно доискивался, кто бы мог постричь преподобного Пимена, но все розыски были напрасны. Тогда для всех стало очевидно, что пострижение, по повелению Божию, совершили святые Ангелы.

Долго рассуждали игумен и братия: вменять ли чудесное пострижение как обычное, совершенное по уставу.

Но так как имелись ясные доказательства действительности совершенного над ним: власы, чудесно перенесенные на гроб преподобного Феодосия и свеча, для которой было довольно суток, чтобы сгореть, а она не угасала в течение сорока дней и ночей, невзирая на все это, игумен с братиею признали излишним творить на преподобным свое пострижение, но только сказали: «Довольно, брат Пимен, тебе: ты от Самого Бога получил иноческий образ и нареченное имя».

Случилось как-то, что один больной, страдавший таким же недугом, как и преподобный Пимен, принесен был в Печерский монастырь и пострижен. Иноки, на которых лежала обязанность служить больным, внесли его к блаженному Пимену, чтобы служить обоим вместе и равномерно. Но, небрежно относясь к своим обязанностям, они часто забывали об них, так что больные по временам изнемогали от жажды.

Тогда блаженный Пимен сказал лежавшему с ним больному: «Так как прислуживающие нам гнушаются нами по причине смрада, исходящего от нас, то захотел ли бы ты, брат мой, нести их обязанности, если бы тебя восставил Господь?» Больной обещался преподобному с усердием служить до самой смерти.

Блаженный Пимен сказал на это: «Вот Господь отнимает болезнь твою от тебя и, сделавшись здравым, исполни обещание твое, служа мне и подобным мне. На нерадивых же о таковом служении Господь наведет болезнь лютую, чтобы они, наказанные так, получили спасение».

Больной тотчас поднялся совершенно здравым и начал служить преподобному Пимену, а прежние его прислужники, гнушавшиеся своего дела — служения больным, были объяты недугом, по слову блаженного. Исцелившийся от недуга брат служил усердно, но, побыв немного в таковом деле, и он уклонился от Пимена вследствие мерзкой его болезни, и оставил его без хлеба и воды.

Совет

Уйдя, он поселился в другой келии. И вот внезапно, как огнем, охватил его сильный жар, и не имея сил подняться, он три дня мучился от жажды и наконец стал кричaть: «Ради Бога сжальтесь надо мною, ведь я умираю от жажды!» Услыхав его, иноки, находившиеся в ближайшей келии, пришли к нему, и увидев его болезнь, сообщили о ней преподобному Пимену: «Брат, служивший тебе умирает».

— «Что сеет человек, — отвечал преподобный, — то и пожнет: он бросил меня голодного и жаждущего, и сам потерпел то же солгав Богу и призрев мое недостоинство. Но мы научены не воздавать за зло злом, поэтому идите и скажите ему: тебя зовет Пимен встань и иди к нему».

Когда заболевшему передали это он тотчас сделался здоров и, вставши, без всякой помощи пришел к преподобному. Блаженный Пимен долго увещевал его, говоря: «Маловер, вот ты здоров; смотри, опять не согрешай! Разве ты не знаешь, что равную награду будут иметь, как болящий, так и служащий ему.

Терпение униженных не останется бесплодно: испытывающие тут кратковременную скорбь и тяготу, будут испытывать радость и веселие там, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий, но жизнь бесконечная. Ради этого и терплю все.

Бог, через меня избавивший тебя от твоего недуга, может и меня восставить от этого одра и исцелить мою немощь, но я сам не хочу, ибо «претерпеваемый до конца спасен будет» (Мф. 10, 22), сказал Господь.

Лучше в этой жизни я сгнию весь, чтобы в будущей тело мое было нетленно; лучше здесь переносить смрад, чтобы там наслаждаться неизреченным благоуханием.

Величественно, брат мой, церковное служение в светлом, чистом и святом месте, где богоугодно и сладостно с невидимыми ангельскими силами возносить молитвы к Богу, почему церковь и называется земным небом, а стоящие в ней почитаются за стоящих на небе.

Это же темная и смрадная келия не прежде ли суда суд? Не прежде ли бесконечной муки мука? Но терпящий все это с благодарением может с правом сказать: «Терпя потерпех Господа, и внят ми»(Пс. 39, 2); утешая подобных страдальцев, апостол говорит: «аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог, аще без наказания есте, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове» (Евр. 12, 7-8), И Сам Господь увещевает нас, брат мой, говоря: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19). Наставленный таковым увещанием блаженного, брат был глубоко тронут и с тех пор неотступно служил святому Пимену.

Доблестный страдалец и достойный подражатель праведного Иова, воссылая непрестанные благодарения Богу, лежал одержимый страданиями своими в продолжении двадцати лет. Но вот приспел час и время преставления преподобного. Во святом Печерском монастыре явилось знамение.

Ночью над трапезною показались вдруг три огненные столпа, которые потом перешли на верх церкви. Бог весть о чем говорило сие дивное знамение! Но истинно то, что Бог, в Троице прославляемый, «творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный» (Пс.103,4), уже прислал Ангелов Своих за душой многоболезненного Пимена.

В тот день преподобный внезапно почувствовал себя здоровым и узнал час исхода своего, как предсказали ему постригавшие его. Восставши от одра своего, преподобный Пимен обошел все келии, поклонился всем и простился с братиею смиренно. Болящим же братьям сказал: «Друзья мои и братья! Встаньте и проводите меня».

Обратите внимание

И тотчас, по слову его, болезни их исчезли, и сделавшись здравыми, они пошли со своим благодетелем. Преподобный Пимен, войдя в Церковь, причастился Божественных Таин, и после этого, взявши погребальный одр, без постороннего указания пути понес его к пещере, в которой никогда не был и которую не видел от рождения своего.

Войдя в пещеру, он поклонился гробу преподобного Антония (1073; память 10 июля и 28 сентября) и указал место, где желал быть положенным.

Здесь в пещере преподобный Пимен сопровождавшей его братии поведал чудную тайну, указывая на гробы некоторых из братий, лежащих вблизи: «Вы положили в этом гробу двух братьев, одного без схимы, а другого в схиме. Первого инока, положенного без схимы, вы найдете в схиме.

Совет

Он при жизни неоднократно хотел принять ее, но все откладывал, дела же являл достойные этого образа, поэтому Господь даровал ему схиму по смерти. Другого же брата, положенного в схиме, найдете без нее: он не хотел схимы во время жизни, не показал и дел, достойных ее, а говорил только: «Когда увидите, что я покидаю этот мир, тогда, постригите меня в схиму».

Не помнил он слов, сказавшего: «Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси нисходящии во ад, но мы живии благословим Господа» (Пс. 113, 25-26). Поэтому и отнята у него схима и дана показавшему дела, достойные ее: «Имущему бо (добрые дела) везде дано будет и преизбудет, от неимущего же (добрых дел) и еже мнится имея. взято будет» (Мф. 25, 29).

Третий брат, — продолжал преподобный, — много лет положен здесь и весь истлел, но схима его осталась нетленной: она блюдется для его осуждения и обличения в день Страшного суда. Ибо он совершал дела, недостойные этого образа: всю жизнь провел в лености и грехах, не помня зов Господа: «Ему же дано будет много, много взымется от него» (Лк. 12, 48).

Пострижение в схиму не приносит никакой пользы тем, которые не совершают добрых дел, избавляющих от вечных мук».

Преподобный на время замолчал и потом, обратившись к братии, торжественно сказал: «Вот, братие, пришли постригавшие меня для принятия моей души», — и вслед за этими словами возлег на одр и успе о Господе. С великою честию братия возложили его на показанном месте в пещере.

Важно

После кончины преподобного братия убедилась в прозорливости его слов. Откопавши гробы, о которых рассказал преподобный, они нашли, соответственно его словам, трех черноризцев.

Погребенный в схиме из двух, недавно умерших, оказался лишенным ее, а на другого, не имевшего ее, она была возложена. Третьего же брата, уже давно умершего, нашли всего истлевшего, одна только схима его были цела.

И долго дивились неизреченному суду Божию, воздающему каждому по делам его.

Небесное знамение, явившееся в виде трех огненных столпов в день преставления преподобного Пимена, описано в летописи под 11 февраля 1110 года, когда игуменом Киево-Печерского монастыря был святой Феоктист (память свт. Феоктиста, епископа Черниговского, 6 августа 1123 года, совершается 5 августа). И день кончины преподобного Пимена поэтому предполагается 11 февраля 1110 года, совпавшие с небесным знамением.

Мощи преподобного Пимена почивают в Антониевой пещере. Вторично память святого празднуется 28 сентября с Собором преподобных Ближних пещер.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6799.htm

Парализованный святой: преподобный Пимен Многоболезненный | Милосердие.ru

Преподобный Пимен болел от рождения. Неизвестно, что именно за болезнь была у него.

По крайней мере, он не мог самостоятельно передвигаться, от его тела исходил сильный смрад (как это часто бывает с лежачими больными), а о Киево-Печерский патерик приводит его слова «Лучше мне в этой жизни всему сгнить, чтоб в той моя плоть была без тления». Семья его была не бедной: житие рассказывает о слугах, помогавших за ним ухаживать.

Мощи прп. Пимена Многоболезненного в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры

Святой был из тех подвижников, кто чувствовал монашеское призвание с детства, и часто просил родителей отнести его в монастырь. Родители противились этому желанию и не отпускали его до одного случая. Как-то больному стало так плохо, что думали, он и не выживет.

Тогда его принесли в Печерский монастырь, чтобы монахи помолились о выздоровлении юноши. Он же исцеляться не хотел, а просил Господа оставить его немощь при нем. Ведь пока он будет болеть, родители не заберут его домой. Естественно, о постриге речи не шло: родители ухаживали за больным и всегда были рядом.

Лишь однажды ночью, они заснули и тогда, как повествует Патерик: «вошли к нему светлые ангелы, одни в образе прекрасных юношей, другие в образе игумена и братии, неся в руках свечи, Евангелие, власяницу, мантию и все, что нужно для пострижения, и сказали ему: «Хочешь ли, чтоб мы постригли тебя?» Блаженный с радостью отвечал: «Да, хочу, Господь послал вас; прошу вас исполнить желание моего сердца». Они стали предлагать вопросы, и все по порядку, как написано в уставе иноческого пострижения. И так постригли его в великий ангельский образ, облачив в мантию, и нарекли его Пименом. Дав ему, по обычаю, горящую свечу, они сказали: «Сорок дней и ночей да не погаснет эта свеча». Они предсказали ему долгое страдание от болезни исцеление перед смертью. Совершив все, они дали ему целование и ушли в церковь, взяв в полотенце его волосы, которые положили на гроб преподобного Феодосия».

Преп. Пимен Многоболезненный. Гравюра из Киево-Печерского Патерика. К., 1661. Мастер Илия

Совет

Услышавшие пение ангелов монахи направились к прп. Пимену, думая, что он умирает, и игумен решил его постричь. Однако в келии все спали: отец, мать, слуги, не спал лишь сам Пимен. Он лежал радостный, в монашеской одежде и рассказал им о ночном чуде.

На гробе прп. Феодосия нашли волосы в полотенце. Игумен предпринял розыск — кто постриг больного, но результатов он не дал. Тогда братия стали размышлять, считать ли постриг действительным. Тут помогла свеча, которая горела сорок дней. Постриг был признан настоящим, и прп. Пимена приняли в число братии.

Читайте также:  Преподобный симеон новый богослов

Но в монастыре слуг и родителей у святого не было. Братия нередко оставляли его без пищи и воды на два-три дня. Так прожил Пимен больше двадцати лет: без упрека, благодушно перенося болезнь и даже исцеляя других.

Однажды в келию прп. Пимена принесли парализованного брата. Воды у лежачих не было. Тогда блаженный Пимен сказал своему товарищу по несчастью: «Брат, так как служащие гнушаются нами из-за смрада, бывающего от нас, то ты, если б Господь воздвиг тебя, захотел ли бы потрудиться в службе этой?»

Больной обещал потрудиться, и прп. Пимен исцелил его. А ухаживавшие за ними, напротив, тяжело заболели. Как предсказал прп. Пимен, чтобы спастись через покаяние и терпение болезни.

Выздоровевший монах немного поухаживал за прп. Пименом, а потом и ему стал неприятен смрад. Он бросил больного и ушел в другую келию. Внезапно он впал в горячку и не три дня остался один: без еды и воды. Не в силах терпеть жажду, он стал кричать: «Смилуйтесь надо мной ради Господа, я умираю без воды».

Братия пришли к нему, напоили, а прп. Пимену рассказали о горячке его бывшего попечителя. Патерик рассказывает: «Блаженный же Пимен сказал: «Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6:7): он оставил меня в голоде и жажде и то же испытал сам. Но так как нас учат не воздавать зла за зло, пойдите сказать ему: «Пимен зовет тебя — встав, приди к нему»».

Когда больному передали эти слова, он выздоровел и сам пришел к прп. Пимену. Блаженный ему сказал: «Маловерный, ты здоров теперь, больше не греши.

Обратите внимание

Не знаешь ли, что равную мзду будут иметь больной и служащий ему; не пропадет бесследно терпение убогих, но кому скорбь и туга здесь, где недуг в малой степени,- тем будет радость и веселие там, где жизнь бесконечная. И потому, брат, я и терплю болезнь».

Преподобный напомнил ему евангельские слова: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Брат с тех пор неотступно служил ему.

Перед смертью прп. Пимен встал на ноги, как предсказали ему ангелы. Он обошел келии: каждому поклонился, с каждым простился. Больным он сказал: «Братья и друзья мои, встаньте и проводите меня».

И вдруг, по его слову, болезнь отступила от них, и они, выздоровев, пошли за ним.

Он же вошел в церковь, причастился Божественных Тайн и потом, взяв погребальный одр, понес его (причем никто не указывал ему дороги) к пещере, в которой он никогда не был и которой никогда с рождения своего не видал.

Перед смертью прп. Пимен сказал братии: «Вот пришли постригшие меня, желая взять меня». И после этих слов он лег и умер, словно уснул.

Хотя память прп. Пимена празднуется 20 августа (7 августа по старому стилю), возможно, что история перепутала числа и святой отошел к Богу 11 февраля 1110 г. В этот день в монастырской летописи описано видение трех огненных столпов, которые видели насельники монастыря. Об этом чудесном явлении накануне дня смерти святого говорит Патерик.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/paralizovannyj-svyatoj-prp-pimen-mnogoboleznennyj/

Пимен Многоболезненный

Пимен Многоболезненный — русский святой XI-XII веков, монах Киево-Печерского монастыря.

О его жизни до монашеского пострига известно мало. Святой Пимен родился болезненным ребенком, с детства мечтал о жизни в монастыре. Родители, любившие и жалевшие сына, не отпускали его, но Господь исполнил его. Однажды Пимен сильно разболелся, не было надежды на помощь врачей.

Тогда родители решили просить о помощи Киево-Печерских святых и поехали в Киево-Печерский монастырь, взяв сына с собой. Они просили монахов обители помолиться о здоровье сына и молились сами, но молитва самого болящего была сильнее.

Он не хотел выздоравливать, понимая, что в случае исцеления его увезут и в монастырь ему уже никогда не попасть. Пимен просил у Господа возможность остаться и постричься в монахи. И его желание было исполнено Богом — ночью болящему явились ангелы и постригли его с именем Пимена.

Важно

Они предсказали, что болеть Пимен будет всю жизнь, а исцелится перед самой смертью, и дали ему свечу, горевшую после этого сорок дней.

Утром Пимена обнаружили исполненным неизреченной радости и одетым в монашеское облачение, а в келье его стояло дивное благоухание. Родители смирились и оставили сына в монастыре. По молитвам тяжело болевшего Пимена часто совершались исцеления.

Однажды в монастыре появился другой монах, страдавший тем же недугом, что и Пимен. Монахи, которым было поручено ухаживать за больными (положенными в одной келье) были нерадивы и забывали даже приносить им воду.

Пимен спросил больного, согласен ли он получить исцеление, но взамен ухаживать за ним? Тот согласился и по молитве Пимена мгновенно исцелился. Он и в самом деле стал прислуживать святому и помогать ему, но вскоре забыл свое обещание. Господь наказал его за это болезнью еще более страшной, чем прежде.

Когда Пимен узнал об этом, он помолился Богу и умирающий инок вновь исцелился. Он раскаялся в своем грехе и усердно служил Пимену до конца жизни.

Двадцать лет Пимен пробыл в монастыре, страшно страдая физически. И вот, исполнилось пророчество ангелов — он почувствовал себя совершенно здоровым. Пимен сам встал с постели, обошел келии всех монахов, примирился со всеми, а болевшим сказал: «Встаньте и проводите меня».

Они тотчас исцелились и пошли вместе с Пименом в церковь, над которой накануне были видны три сияющих столпа пламени. Пимен причастился, взял то, что нужно для погребения, и отправился в Ближние пещеры — место для захоронения монахов, которого он никогда не видел.

В пещере преподобный показал место, в котором желал быть положенным, и, указав на гробы трех монахов, сказал: «Вы положили в этом гробу двух братьев, одного без схимы, а другого в схиме. Первого инока, положенного без схимы, вы найдете в схиме.

Совет

Он при жизни неоднократно хотел принять ее, но все откладывал, дела же являл достойные этого образа, поэтому Господь даровал ему схиму по смерти. Другого же брата, положенного в схиме, найдете без нее: он не хотел схимы во время жизни, не показал и дел, достойных ее, а говорил только: «Когда увидите, что я покидаю этот мир, тогда, постригите меня в схиму».

Поэтому и отнята у него схима и дана показавшему дела, достойные ее. Третий брат много лет положен здесь и весь истлел, но схима его осталась нетленной: она блюдется для его осуждения и обличения в день Страшного суда.

Ибо он совершал дела, недостойные этого образа: всю жизнь провел в лености и грехах, не помня зов Господа: «Ему же дано будет много, много взымется от него» (Лк. 12, 48). Пострижение в схиму не приносит никакой пользы тем, которые не совершают добрых дел, избавляющих от вечных мук.

После этого он сказал: «Вот, братие, пришли постригавшие меня для принятия моей души», лег и скончался. Братия с честью похоронили его, а позже открыли гробы, о которых говорил святой и обнаружили все точно так, как он и предсказывал: на монахе-схимнике схимы не было, а обычный инок был облачен в нее. Другой же монах был найден истлевшим, а схима его была цела. При жизни преподобный Пимен говорил, что мог бы испросить у Господа исцеления, но не стал этого делать, ибо «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22)

Источник: http://rublev.com/sviatye/pimen-mnogoboleznennyi

Житие преподобного Пимена Многоболезненного

Приступая к повествованию о блаженном Пимене, заметим, что здесь мы познакомимся с великими его страданиями и узнаем о примере безропотного перенесения недугов и научимся, как переносить доблестно, с благодарением, болезни телесные и как в немощи совершается сила Божия.

Блаженный Пимен родился на свет больным, больным он и вырос. Но сия телесная болезнь не дала в нем места болезни душевной. Он был чист от всякого порока и от утробы матери не знал скверного греха.

Много раз молил он родителей своих отдать его в монастырь, где бы он мог принять пострижение в иноческий образ; но чадолюбивые родители не хотели расставаться с сыном.

Они желали иметь его наследником по смерти своей и потому отказывались исполнить его просьбу.

Однажды тяжко занемог блаженный. Казалось, что он уже был близок к смерти; все отчаялись в его жизни. Тогда, понужденные несчастием, родители принесли сына в Печерский монастырь и стали просить преподобных отцов молиться о болящем, чтобы Господь исцелил его от недуга.

Преподобные же отцы те, несмотря на продолжительную и усердную молитву, не могли оказать ни малейшей пользы болящему, ибо молитва его преодолела молитвы всех.

Сам болящий не просил себе здоровья у Господа, но, напротив, молился о продолжении болезни, зная, что если он был бы здрав, то родители взяли бы его из монастыря и лишили осуществления заветного желания.

Обратите внимание

Так как отец и мать были здесь и не давали возможности сыну принять пострижение, то блаженный впал в великую печаль и прилежно начал молиться Богу об исполнении желания своего и вот, в одну ночь, когда слуги и родители его спали, вошли к нему светлые ангелы, одни  в образе прекрасных юношей, другие в образе игумена и братии, неся в руках свечи, Евангелие, власяницу, мантию, куколь и все, что необходимо для пострижения, и сказали ему: «Желаешь ли, чтобы мы постригли тебя?» Блаженный же с радостью отвечал: «Ей! хочу! Бог послал вас, Господие мои; молю, исполните желание сердца моего». Тогда они начали предлагать вопросы, совершая все по порядку, как пишется в уставе иноческого пострижения.

Итак, постригли его в великий ангельский образ, облекли в мантию и куколь, нарекли его Пименом. Вручив же ему, по обычаю, свечу горящею, сказали: «Сорок дней и ночей пусть не угасает свеча эта».

Вместе с тем они предсказали ему всегдашнее страдание от телесных болезней, заметив при этом, что получение здравия будет знамением наступления смерти.

Совершивши все это, они лобзали его и ушли в церковь, взяв власы его в убрус, который положили на гроб преподобного Феодосия.

Братия же, находящаяся вблизи в келлиях своих, услышав глас пения, разбудила прочих, полагая, что игумен с некоторыми постригает болящего, или что болящий уже преставился, и поэтому все вместе пришли в ту келлию, где лежал блаженный. Но придя, нашли тут всех спящими; отец, мать и слуги также спали.

Между тем, всюду распространялось благоухание; болящий, находясь в бодрственном состоянии, был исполнен радости и веселия и облечен в иноческую одежду.

Братия тогда с удивлением спросили болящего: «От кого, брате, принял ты пострижение? и что за пение слышали мы здесь, коего, однако, родители, бывшие у одра твоего, не слышали?» Больной отвечал: «Думаю, что игумен, придя с братиею, постриг меня и назвал Пименом; те-то и песнопения совершали, что вы слышали, и свечу, которую вы теперь видите, дали мне, сказав при этом, что она будет гореть непрестанно в продолжение сорока дней и ночей. Власы же мои взяли они в убрус и отправились с ними в церковь». Слыша это, братия тотчас отправилась к церкви. Церковь оказалась запертой. Тогда разбудили пономарей и спросили их: не входил ли кто в церковь после повечерней молитвы? Они отвечали, что никто не входил, так как и ключи спрятаны у  экклесиарха. Разбудили и экклесиарха: тот взял ключи, которых не давал никому, и пошел в церковь, и вот на гробе преподобного Феодосия нашли власы, лежащие в убрусе. Тогда рассказали обо всем этом игумену. Игумен же, весьма удивившись, начал искать тщательно, кто бы мог постричь сего блаженного Пимена, но не находил такового. И всем стало понятно, что это совершилось по Промыслу и воле Божией свыше, чрез святых Ангелов Господних.

Игумен с братией рассуждали, можно ли вменить то пострижение блаженного во уставное пострижение? Но так как имели свидетельство, именно власы, найденные на гробе преподобного Феодосия и чудесно сюда перенесенные, а также свечу, неугасаемо горящую в продолжение сорока дней; взирая на все это, игумен с братиею признали излишним творить над преподобным свое пострижение, но только сказали: «Довольно, брат Пимен, тебе; ты от Самого Бога получил иноческий образ и нареченное имя. Но только скажи нам (спрашивал его игумен, придя с книгами пострижения): каковы были постригшие тебя? и не оставили ли чего-нибудь написанного в книгах этих?» Блаженный же Пимен сказал игумену: «Почто меня искушаешь, отче! Ты сам, со своею братиею, придя сюда, совершил надо мною все, что написано в книгах этих. При этом сказал мне еще и то, что во всю жизнь мне предстоит пребывать в болезни, и что здравие, дабы я мог своими руками понести свой одр, будет подано мне пред исходом моим. И теперь прошу, моли о мне, отче святый, да подаст мне Господь терпение». Слыша это, все оставили его с миром. Блаженный же Пимен, согласно пророчеству постригших его, много лет лежал в тяжкой и весьма мерзкой болезни, так что прислуживавшие ему гнушались, неоднократно оставляя его без пищи и пития в продолжение двух и даже трех дней. Он же с радостию все терпел и благодарил о всем Бога.

Важно

Случилось, некогда, что один больной был принесен в монастырь Печерский и пострижен.

Братия же, заботящаяся о служении больным, взяла и этого и принесла к блаженному Пимену, чтобы служить обоим вместе; но часто службой этой пренебрегала, оставляя забытыми обоих болящих; они изнемогали от жажды.

Тогда блаженный Пимен сказал другому болящему: «Брат! Так как прислуживающие нами гнушаются, то хотел ли бы ты быть на службе этой, если бы восставил тебя Господь?» Больной обещал блаженному, что он будет до смерти своей усердно служить болящим.

Блаженный Пимен сказал ему: «Вот, Господь отнимает болезнь твою от тебя и, сделавшись здравым, исполни обещание твое, служа мне и подобным мне. На нерадивых же о таковом служении Господь наведет болезнь лютую, чтобы они, наказанные так, получили спасение».

Больной тотчас поднялся совершенно здравым и начал служить преподобному Пимену, а прежние его прислужники, гнушавшиеся своего дела — служения больным, были объяты недугом, по слову блаженного. Исцелившийся от недуга брат служил усердно, но, побыв немного в таковом деле, и он уклонился от Пимена вследствие мерзкой болезни блаженного, и оставил его без хлеба и воды.

Удалившись же, лег в одной храмине для отдыха. И вот внезапно поразил его огненный недуг и, не в силах будучи встать и стерпеть трехдневной жажды, он начал кричать: «Спасите меня, ради Господа, ибо умираю от жажды». Братия, услышавши крик, пришла к нему и, видя его, одержимого лютым недугом, сообщила об этом блаженному Пимену, говоря: «Брат служивший тебе, умирает».

Блаженный же Пимен сказал: «Еже, аще сеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7). Так как оставил меня без пищи и пития, то и сам восприял это, солгавши Богу и презрев слабость мою. Но так как мы научены от Господа не воздавать зла за зло, то пойдите и скажите: «Пимен зовет тебя; вставай и иди».

Когда пришедшие произнесли это больному, он почувствовал себя здравым и, вставши, сам пришел к блаженному.

Блаженный увещевал его, говоря: «Маловерный! Вот ты теперь здоров; смотри, не согрешай больше. Не знаешь ли, что равную мзду иметь будут — болящий и служащий ему, ибо терпение убогих не погибнет до конца; но, получая здесь скорбь и тугу, они будут иметь радость и веселие там, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

Читайте также:  Святитель лев, папа римский

Ради этого, брате, я и терплю сие. Бог же, Который тебя исцелил, по моей молитве, от недуга твоего, может и меня восставить от одра сего и исцелить болезнь мою. Но сам я не хочу этого, ибо — «претерпевый до конца», сказал Господь, «той спасен будет» (Мф. 10, 22). Лучше в жизни этой я сгнию весь, зато в будущей плоть моя будет без истления.

Здесь потерплю смрад, зато там исполнюся неизреченного благоухания. Добро, брат, и великое счастье предстоять в светлом, чистом и пресвятом месте в церкви, где невидимо с ангельскими силами воссылается песнь Богу, ибо церковь — небо земное нарицается, и стоящие в ней, как бы на небеси предстоят.

Совет

И что значит эта темная и смрадная храмина, не прежде ли это суда — суд и прежде бесконечныя муки — мука. Но кто с благодарением и покорностью терпит здесь, тот достойно может сказать: «терпя потерпех Господа, и внят ми» (Пс. 39, 2).

Утешая таковых и апостол говорит: «аще наказания терпите, яко сыновом обретается вам Бог, аще ли без наказания есте, убо прелюбодейчище есте, а не сынове» (Евр. 12, 7). Увещевает нас, братие, к перенесению страдания и Господь, говоря: «в терпении вашем стяжите души ваша».

Наставленный таковым увещанием блаженного, брат был глубоко тронут и с тех пор неотступно служил святому Пимену. Доблестный же страдалец и достойный подражатель праведного Иова, воссылая непрестанные благодарения Богу, лежал одержимый страданиями своими в продолжение двадцати лет.

Но вот приспел час и время преставления преподобного. Во святом Печерском монастыре явилось знамение. Ночью над трапезною показалось вдруг три огненных столпа и отсюда простирались они вверх по направлению к церкви.

Бог весть, о чем говорило сие дивное знамение! Но истинно то, что Бог, в Троице прославляемый, творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный, уже прислал Ангелов Своих за душой Многоболезненного Пимена, ибо в тот день страдалец Пимен внезапно почувствовал себя здоровым и узнал час исхода своего, как предсказали ему постригшие его.

Воставши от одра своего, преподобный обошел все келлии, поклонился всем и простился с братиею смиренно. Болящим же братиям сказал: «Друзья мои и братия! встаньте и проводите меня», — и тотчас, по слову преподобного, болезни их исчезли, и встав на ноги свои здравыми, они пошли со своим благодетелем.

Он же, войдя в церковь, причастился Божественных Таин, и после этого, взявши погребальный одр, без постороннего указания пути понес его к пещере, в коей никогда не был и которую не видел от рождения своего.

Войдя в пещеру, он поклонился гробу преподобного Антония и показал место, где желал быть положен.

Обратите внимание

Затем, преподобный на время замолчал и потом, обратившись к братии, торжественно сказал: «Вот, братие, пришли теперь постригшие меня, чтобы взять меня с собою», и вслед за этими словами возлег на одр и успе о Господе.

Братия же с великою честию положила его на показанном месте в пещере и восхвалила Господа, дивного во святых Своих. Ему же слава, честь и держава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарьпреподобному Пимену Многоболезненному,

глас 5

Богоносного Антония смиренномудрием подражая, терпением Иову подобяся, не исцеления от болезни, но паче протяжения тоя желал еси себе, терпеливодушне Пимене, да не како здрав быв, и места сего родительми исторжен, сожития преподобных и чина их лишишася, тем паче надежды самих Ангел пострижен был еси, с нимиже моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Источник: http://www.daavdeev.ru/vestnik/dushepoleznoe-chtenie/zhitie-prepodobnogo-pimena-mnogoboleznennogo.html

Святитель Димитрий Ростовский — Жития святых

Память 7 августа

Приступая к повествованию о блаженно Пимене, остановим наше внимание на его великом мужестве в страданиях и отсюда научимся, что болезни должно переносить терпеливо и – что сила Божия в немощах совершается.

– Блаженный Пимен уже и родился больным; болезнь не оставляла его всю жизнь, но эта болезнь тела не дала в нем развиться болезни душевной: он был чист от пороков и соблюл девство от утробы матери.

Неоднократно просил он своих родителей, чтобы они позволили ему удалиться в монастырь для пострижения в иноческий образ, но из сильной любви к нему они не соглашались на эти просьбы, желая иметь его наследником по своей смерти.

Однажды, по действию Божественного Промысла, устрояющего всё к лучшему, блаженный Пимен особенно сильно заболел, так что даже не надеялся и на выздоровление; повинуясь необходимости, родители принесли его тогда в Печерский монастырь1 и просили живших в нем преподобных отцов помолиться об избавлении из сына от болезни.

Но усердные молитвы иноков не приносили исцеления болящему; молитва блаженного была сильнее молитвы их всех, – он просил себе у Господа еще большей болезни, так как опасался, что, по выздоровлении, родители опять возьмут его из монастыря и таким образом лишат его возможности получить пострижение.

Поэтому, когда отец и мать сидели около него, не допуская пострижения2, блаженный Пимен сильно печалился и молился Богу, чтобы он исполнили его желание, какими ведает путями. И вот в одну ночь, когда родители его и рабы были погружены в глубокий сон, вошли к нему светлые ангелы, одни – в образе прекрасных юношей, другие – игумена и братии; они несли в руках святое Евангелие, свечи, власяницу, мантию, куколь и всё остальное, нужное при пострижении:

– Хочешь ли, чтобы мы постригли тебя? – спросили они преподобного.

Он с радостью отвечал:

– Ей хочу; Господь послал вас, господие мои; исполните желание моего сердца.

Они тотчас же начали творить вопросы, совершая сполна всё, что положено в уставе иноческого пострижения; так они постригли его в великий ангельский образ, облекли его в мантию и куколь, нарекли Пименом. Дав ему, по обычаю, горящую свечу, они сказали:

– В течение сорока дней и ночей свеча не угаснет.

И вместе с тем предсказали ему постоянную болезнь, избавление от которой будет знаком для него скорого наступления смерти. Целовав блаженного Пимена, они удалились в церковь, где положили на гроб преподобного Феодосия3 волосы его, завернувши их в полотно.

Иноки, находившиеся в ближайших келиях, слыша пение, разбудили прочих, думая, что или игумен с некоторыми из братии постригает болящего, или он преставился; они все вместе отправились в келию, где лежал преподобный. Здесь они нашли всех спящими, – отца, матерь, рабов; иноки разбудили их и заметили, что келия полна благоухания, а болящий полон радости и веселия и облечен в иноческую одежду.

– Кем ты пострижен и что за пение мы слышали здесь, которого, однако, не слыхали твои родители? – спросили они, обращаясь к преподобному.

– Я думая, – отвечал он, – что меня постриг, нарекши Пименом, игумен, пришедший сюда с братией; они-то и пели, как вы слышали; они же мне дали и эту свечу, которую вы видите, сказав, что она будет непрерывно гореть в течение сорока дней и ночей; затем, положив мои волосы в убрус, они удалились с ними в церковь.

Важно

Услышав это, иноки тотчас поспешили в церковь, но нашли ее запертой; разбудив пономарей, они спросили их, – входил ли кто в церковь после вечерней молитвы. Те отвечали, что никто не входил, так как и самые ключи находятся у екклесиарха4.

Был разбужен екклесиарх (он никому не давал ключей и сам ни с кем не входил в церковь); взяв ключи, иноки вошли в храм и здесь на гробе преподобного Феодосия действительно нашли лежащие в убрусе волосы. После этого о всём известили игумена. Последний чрезвычайно удивился и старательно доискивался, кто бы мог постричь преподобного Пимена, но все розыски были напрасны.

Тогда для всех стало очевидно, что пострижение, по повелению Божию, совершили святые ангелы.

Долго рассуждали игумен и братия, вменять ли чудесное пострижение как обычное, совершенное по уставу, и пришли к мысли не повторять над блаженным Пименом пострижения, так как имелись ясные доказательства действительности совершенного над ним: иноки действительно нашли, как и говорил блаженный Пимен, волосы его на гробе преподобного Феодосия, и свеча, для которой было довольно суток, чтобы сгореть, в течение сорока дней и ночей горела, не угасая5, на что тоже указывал преподобный тотчас по своем пострижении. В виду этого они только сказали:

– Для тебя, брат Пимен, достаточно дарованного тебе Богом образа и имени.

– Но всё-таки открой нам, – говорил игумен, придя с книгою пострижения, – кто именно были постригавшие тебя и не опустили ли они чего, написанного в этой книге.

Блаженный Пимен сказал игумену:

– Что меня испытываешь, отче? Ты сам, придя сюда со всею братиею, совершил надо мною всё, что положено в этой книге, при этом ты сказал, что мне всю жизнь должно испытывать страдания от болезни и лишь пред смертью я буду избавлен от нее, так что буду в состоянии нести свой смертный одр; молись о мне, святой отче, чтобы Господь даровал мне терпение.

Выслушав это, все оставили его.

Блаженный же Пимен, по предсказанию постригших его, много лет лежал в тяжкой и возбуждавшей отвращение болезни: ею гнушались все прислуживавшие ему и часть дня по три не давали ему ни есть, ни пить, но он всё переносил с радостью, благодаря Бога.

Случилось как-то, что один больной, страдавший таким же недугом, как и преподобный Пимен, принесен был в Печерский монастырь и пострижен.

Иноки, на которых лежала обязанность служить больным, внесли его к блаженному Пимену, чтобы служить обоим вместе и равномерно, но, небрежно относясь к своим обязанностям, они часть забывали об них, так что больные по временам изнемогали от жажды. Тогда блаженный Пимен сказал лежавшему с ним больному:

– Так как прислуживающие нам гнушаются нами по причине смрада, исходящего от нас, то захотел ли бы ты, брат мой, нести их обязанности, если бы тебя восставил Господь?

Больной обещался преподобному с усердием служить до самой смерти. Блаженный Пимен сказал на это:

– Вот Господь отнимает болезнь твою от тебя, и ты, сделавшись здоров, исполни обещание твое, – служи мне и подобным мне, а на нерадиво исполнявших обязанности свои Господь наведет лютую болезнь, чтобы они, испытав наказание, получили спасение.

Совет

Больной тотчас встал и начал служить преподобному; нерадивых же служителей, по слову его, объял недуг.

Избавившийся от болезни брат не долго послужил преподобному Пимену: не выдержав смрада, он удалился и оставил его томиться голодом и жаждой; уйдя, он поселился в другой келии. И вот внезапно его, как огнем, охватил сильный жар; не имея сил подняться, он три дня мучился от жажды и наконец стал кричать:

– Ради Бога сжальтесь надо мною, ведь я умираю от жажды!

Услыхав его, иноки, находившиеся в ближайшей келии, пришли к нему; видя его болезнь, они сообщили о ней преподобному Пимену:

– Брат, служивший тебе, умирает.

– Что сеет человек, – отвечал преподобный, – то и пожнет (ср. Гал.6:7): он бросил меня голодного и жаждущего, и сам потерпел то же. солгав Богу и презрев мое недостоинство. Но мы научены не воздавать за зло злом, поэтому идите и скажите ему: «Тебя зовет Пимен, – встань и иди к нему».

Когда заболевшему передали это, то он тотчас сделался здоров и, вставши, без всякой помощи пришел к преподобному. Блаженный Пимен долго увещевал его, говоря:

– Маловер, вот ты здоров; смотри, опять не согрешай! Разве ты не знаешь, что равную награду будут иметь как болящий, так и служащий ему. Терпение униженных не останется бесплодно: испытывающие здесь кратковременную скорбь и тяготу, будут испытывать радость и веселие там, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная.

Ради этого я и терплю всё; Бог, чрез меня избавивший тебя от твоего недуга, может и меня восставить от этого одра и исцелить мою немощь, но я не хочу: «претерпевший же до конца спасется» (Мф.10:22), сказал Господь. Лучше мне в этой жизни превратиться в труп, чтобы в той тело мое было нетленно; лучше здесь переносить смрад, чтобы там наслаждаться неизреченным благоуханием.

Величественно, брат мой, церковное служение в светлом, чистом и святом месте, где богоугодно и сладостно с невидимыми ангельскими силами возносить молитвы к Богу, почему церковь и называется земным небом, а стоящие в ней почитаются за стоящих на небе.

Эта же темная и смрадная келия не прежде ли суда суд? Не прежде ли бесконечной муки мука? Но терпящий всё это с благодарением может с правом сказать: «твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой» (Пс.

39:2); утешая подобных страдальцев, Апостол говорит: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами… Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр.12:7-8), и Сам Господь увещевает нас, брат мой, говоря: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19).

Обратите внимание

Проникнувшись этим наставлением преподобного, брат не покидал его, служа ему; доблестный же страдалец и истинный подражатель праведного Иова, святой Пимен лежал двадцать лет на одре болезни, непрестанно благодаря Бога.

Когда же настало время отшествия его, в Печерском монастыре явилось знамение: над трапезною показались ночью три огненных столпа, которые потом перешли на верх церкви.

Один Господь знал истинное значение этого знамения, но не будет несправедливым предположить, что через него показывалось, что Бог-Троица, Который «творит ангелами Своими духов, служителями Своими – огонь пылающий» (Пс.

103:4), уже ниспослал Своих ангелов за душою многоболезненного Пимена, как за душою Лазаря: в этот день он внезапно выздоровел и узнал о наступлении своей смерти, вспомнив предсказание постригших его. Встав, он обошел все келии, всем кланяясь и прося прощения. Болящим же инокам говорил:

– Братья и друзья мои, встаньте и проводите меня!

Тотчас по слову его оставила их болезнь, и они, сделавшись здоровы, последовали за ним.

Преподобный же Пимен, войдя в церковь, приобщился Божественных Таин и после этого, взяв смертный одр свой, понес его, без всяких указаний к пещере, в которой никогда не был, которую никогда не видал со дня своего рождения.

Войдя в пещеру, он поклонился гробу преподобного Антония6 и указал место, где желал быть погребен. Перед смертью он поведал чудную тайну, указывая на гробы некоторых из братий, лежавших вблизи:

– Здесь, – сказал, – вы положили в этом году двух братьев, одного без схимы, а другого в схиме7; первого, положенного без схимы, вы найдете в схиме; он неоднократно хотел принять ее, но всё откладывал, но так как он явил дела, достойные этого образа, то Господь даровал ему схиму по смерти.

Другого же брата, положенного в схиме, найдете без нее: он не хотел схимы во время жизни, не показал и дел достойных ее, а говорил, когда увидите, что я покидаю этот мир, тогда постригите меня в схиму; не помнил он слов сказавшего: ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы будем благословлять Господа (Пс.113:25-26). Поэтому и отнято у него достоинство схимы и дано показавшему дела, достойные ее: ибо всякому имеющему (добрые дела) дастся и приумножится, а у неимеющего (добрых дел) отнимется и то, что имеет (Мф.25:29). Третий брат, – продолжал он, – много лет тому назад положен здесь и весь истлел, но схима его осталась нетленной: она блюдется для его осуждения и обличения, ибо он совершал дела недостойные этого образа, – всю жизнь провел в лености и грехах, не помня слов Господа: кому дано много, много и потребуется (Лк.12:48); пострижение в схиму не приносит никакой пользы тем, которые не совершают добрых дел, избавляющих от вечных мук.

Читайте также:  Преподобный паисий галичский

Открыв тайну, преподобный Пимен сказал братии:

– Вот пришли постригавшие меня для приятия моей души.

Важно

Тотчас после этих слов он возлег и преставился о Господе8. Иноки с великою честью положили его на указанном месте.

– Откопавши гробы, о которых рассказал преподобный, они нашли, соответственно его словам, трех черноризцев: из двоих, недавно умерших, один погребенный в схиме, был лишен ее, – она была возложена на другого, не имевшего ее; третьего же брата, уже давно умершего, нашли всего истлевшего; одна только схима его была цела. И долго дивились все неизреченному суду Божию, воздающему каждому по делам его. Богу слава, честь и держава подобает и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Примечания:

1 Киево-Печерский монастырь основан преподобным Антонием при великом князе Изяславе (1054-1068 гг.).

2 Пострижение в иночество с древних времен совершается св. православной Церковью по особому чину над избирающими путь подвижнической жизни и всецелого предания себя Богу в молитве и покаянии.

Решившемуся вступить на этот путь предлагается вопрос о том, по свободному ли произволению он избирает его, затем он обязан произнести три обета: девства, целомудрия и нищеты, после чего происходит, во имя Святой Троицы, крестообразное пострижение его власов и возложение на него одежд монашеских. Новопостриженному дается в руки Распятие и возженная свеча.

3 Прп. Феодосий, ближайший сподвижник прп. Антония, был впоследствии и игуменом Киево-Печерского монастыря. При нем особенно возрос и увеличился последний и духовная подвижническая жизнь иноков просияла, как светильник, поставленный на возвышенно месте.

4 Ключарь церковный, которому поручено хранение церковного имущества и на котором лежит обязанность наблюдения за исполнением устава церковного богослужения.

5 Число сорок имеет важное символическое значение. Оно означает переход от одного состояния к другому, обновление, перемену. По истечении сорока дней после рождения, младенец вносится в церковь для посвящения его Богу. В сороковой день после кончины, по верованию св.

православной Церкви, душа почившего христианина возносится на поклонение Богу. Так и при пострижении в монашество сорок дней новопостриженный должен особенно пребывать в подвиге молитвы, так как он как бы рожден для новой жизни, а для земного и преходящего как бы умер.

Совет

Это же означала и зажженная свеча, данная ангелами преподобному Пимену и горевшая сорок дней и ночей.

6 Мощи преподобного Антония (ум. 1073 г.) почивают под спудом в той пещере, где он подвизался (в так называемых Ближних пещерах).

7 Схима есть одеяние высшей степени монашеской, которая называется Великим Ангельским образом. При пострижении в схиму возлагаются на монаха и некоторые особенные одежды, а именно: куколь и аналав.

Куколь есть одеяние обнимающее голову и плечи со всех сторон: он имеет верх несколько остроконечный и украшается пятью крестами, вышитыми из шнуров красного цвета; кресты эти расположены: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. Аналав есть четвероугольный плат со шнурками пришитыми по углам.

Он, опускаясь с верху от шеи на шнурках и разделяясь на стороны, обнимает мышцы под руками и, располагаясь крестообразно на груди и раменах, теми же шнурками обвивает и стягивает одежду. И куколь, и аналав имеют духовное значение.

8 11 февраля 1110 года.

Источник: http://www.orthodox-books.info/literature/dimitrij-rostovskij/zhitija-svjatyh-avgust/page-14.html

Житие преподобного отца нашего Пимена Многоболезненного

Поиск Лекций

Память 7 августа (20 августа по новому стилю).

Приступая к повествованию о блаженном Пимене, заметим, что здесь мы познакомимся с великими его страданиями и узнаем о примере безропотного перенесения недугов и научимся, как переносить доблестно, с благодарением, болезни телесные и как в немощи совершается сила Божия.

Блаженный Пимен родился на свет больным, больным он и вырос. Но сия телесная болезнь не дала в нем места болезни душевной. Он был чист от всякого порока и от утробы матери не знал скверного греха. Много раз молил он родителей своих отдать его в монастырь, где бы он мог принять пострижение в иноческий образ; но чадолюбивые родители не хотели расставаться с сыном.

Они желали иметь его наследником по смерти своей и потому отказывались исполнить его просьбу. Однажды тяжко занемог блаженный. Казалось, что он уже был близок к смерти; все отчаялись в его жизни. Тогда, понужденные несчастием, родители принесли сына в Печерский монастырь и стали просить преподобных отцов молиться о болящем, чтобы Господь исцелил его от недуга.

Обратите внимание

Преподобные же отцы те, несмотря на продолжительную и усердную молитву, не могли оказать ни малейшей пользы болящему, ибо молитва его преодолела молитвы всех. Сам болящий не просил себе здоровья у Господа, но, напротив, молился о продолжении болезни, зная, что если он был бы здрав, то родители взяли бы его из монастыря и лишили осуществления заветного желания.

Так как отец и мать были здесь и не давали возможности сыну принять пострижение, то блаженный впал в великую печаль и прилежно начал молиться Богу об исполнении желания своего, и вот в одну ночь, когда слуги и родители его спали, вошли к нему светлые ангелы, одни в образе прекрасных юношей, другие в образе игумена и братии, неся в руках свечи, Евангелие, власяницу, мантию, куколь и все, что необходимо для пострижения, и сказали ему: «Желаешь ли, что- бы мы постригли тебя?» Блаженный же с радостью отвечал: «Ей! хочу! Бог послал вас, Господие мои; молю, исполните желание сердца моего». Тогда они начали предлагать вопросы, совершая все по порядку, как пишется в уставе иноческого пострижения. Итак, постригли его в великий ангельский образ, облекли в мантию и куколь, нарекли его Пименом. Вручив же ему, по обычаю, свечу горящую, сказали: «Сорок дней и ночей пусть не угасает свеча эта». Вместе с тем они предсказали ему всегдашнее страдание от телесных болезней, заметив при этом, что получение здравия будет знамением наступления смерти. Совершивши все это, они лобзали его и ушли в церковь, взяв власы его в убрус, который положили на гроб преподобного Феодосия.

Братия же, находящаяся вблизи в келлиях своих, услышав глас пения, разбудила прочих, полагая, что игумен с некоторыми постригает болящего или что болящий уже преставился, и поэтому все вместе пришли в ту келлию, где лежал блаженный. Но, придя, нашли тут всех спящими; отец, мать и слуги также спали.

Между тем, всюду распространялось благоухание; болящий, находясь в бодрственном состоянии, был исполнен радости и веселия и облечен в иноческую одежду.

Братия тогда с удивлением спросили болящего: «От кого, брате, принял ты пострижение? и что за пение слышали мы здесь, коего, однако, родители, бывшие у одра твоего, не слышали?» Больной отвечал: «Думаю, что игумен, придя с братиею, постриг меня и назвал Пименом; те-то и песнопения совершали, что вы слышали, и свечу, которую вы теперь видите, дали мне, сказав при этом, что она будет гореть непрестанно в продолжение 40 дней и ночей. Власы же мои взяли они в убрус и отправились с ними в церковь». Слыша это, братия тотчас отправилась к церкви. Церковь оказалась запертой. Тогда разбудили пономарей и спросили их: не входил ли кто в церковь после повечерней молитвы? Они отвечали, что никто не входил, так как и ключи спрятаны у эклисиарха. Разбудили и эклисиарха: тот взял ключи, которых не давал никому, и пошел в церковь, и вот на гробе преподобного Феодосия нашли власы, лежащие в убрусе. Тогда рассказали обо всем этом игумену. Игумен же, весьма удивившись, начал искать тщательно, кто бы мог постричь сего блаженного Пимена, но не находил такового. И всем стало понятно, что это совершилось по промыслу и воле Божией свыше, чрез святых ангелов Господних. Игумен с братией рассуждали, можно ли вменить то пострижение блаженного во уставное пострижение? Но так как имели свидетельство, именно власы, найденные на гробе преподобного Феодосия и чудесно сюда перенесенные, а также свечу, неугасаемо горящую в продолжение сорока дней; взирая на все это, игумен с братиею признали излишним творить над преподобным свое пострижение, но только сказали: «Довольно, брат Пимен, тебе; ты от Самого Бога получил иноческий образ и нареченное имя. Но только скажи нам (спрашивал его игумен, придя с книгами пострижения): каковы были постригшие тебя? и не оставили ли чего-нибудь написанного в книгах этих?» Блаженный же Пимен сказал игумену: «Почто меня искушаешь, отче! Ты сам, со своею братиею, придя сюда, совершил надо мною все, что написано в книгах этих. При этом сказал мне еще и то, что во всю жизнь мне предстоит пребывать в болезни, и что здравие, дабы я мог своими руками понести свой одр, будет подано мне пред исходом моим. И теперь прошу, моли о мне, отче святый, да подаст мне 1осподь терпение». Слыша это, все оставили его с миром. Блаженный же Пимен, согласно пророчеству постригших его, много лет лежал в тяжкой и весьма мерзкой болезни, так что прислуживавшие ему гнушались, неоднократно оставляя его без пищи и пития в продолжение двух и даже трех дней. Он же с радостию все терпел и благодарил о всем Бога.

Случилось некогда, что один больной был принесен в монастырь Печерский и пострижен. Братия же, заботящаяся о служении больным, взяла и этого и принесла к блаженному Пимену, чтобы служить обоим вместе; но часто службой этой пренебрегала, оставляя забытыми обоих болящих; они изнемогали от жажды.

Тогда блаженный Пимен сказал другому болящему: «Брат! Так как прислуживающие нами гнушаются, то хотел ли бы ты быть на службе этой, если бы восставил тебя Господь?» Больной обещал блаженному, что он будет до смерти своей усердно служить болящим.

Блаженный Пимен сказал ему: «Вот, Господь отнимает болезнь твою от тебя и, сделавшись здравым, исполни обещание твое, служа мне и подобным мне. На нерадивых же о таковом служении Господь наведет болезнь лютую, чтобы они, наказанные так, получили спасение».

Важно

Больной тотчас поднялся совершенно здравым и начал служить преподобному Пимену, а прежние его прислужники, гнушавшиеся своего дела — служения больным, были объяты недугом, по слову блаженного. Исцелившийся от недуга брат служил усердно, но, побыв немного в таковом деле, и он уклонился от Пимена вследствие мерзкой болезни блаженного и оставил его без хлеба и воды.

Удалившись же, лег в одной храмине для от дыха. И вот внезапно поразил его огненный недуг и, не в силах будучи встать и стерпеть трехдневной жажды, он начал кричать: «Спасите меня, ради Господа, ибо умираю от жажды». Братия, услышавши крик, пришла к нему и, видя его, одержимого лютым недугом, сообщила об этом блаженному Пимену, говоря: «Брат, служивший тебе, умирает».

Блаженный же Пимен сказал: «Еже, аще сеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7). Так как оставил меня без пищи и пития, то и сам восприял это, солгавши Богу и презрев слабость мою. Но так как мы научены от Господа не воздавать зла за зло, то пойдите и скажите: «Пимен зовет тебя; вставай и иди».

Когда пришедшие произнесли это больному, он почувствовал себя здравым и, вставши, сам пришел к блаженному. Блаженный увещевал его, говоря: «Маловерный! Вот ты теперь здоров; смотри, не согрешай больше.

Не знаешь ли, что равную мзду иметь будут — болящий и служащий ему, ибо терпение убогих не погибнет до конца; но, получая здесь скорбь и туту, они будут иметь радость и веселие там, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. Ради этого, брате, я и терплю сие.

Бог же, Который тебя исцелил, по моей молитве, от недуга твоего, тот может и меня восставить от одра сего и исцелить болезнь мою. Но сам я не хочу этого, ибо — претерпевый до конца, сказал Господь, той спасен будет (Мф. 10,22). Лучше в жизни этой я сгнию весь, зато в будущей плоть моя будет без истления.

Здесь потерплю смрад, зато там исполнюся неизреченного благоухания. Добро, брат, и великое счастье предстоять в светлом, чистом и пресвятом месте в церкви, где невидимо с ангельскими силами воссылается песнь Богу, ибо церковь — небо земное нарицается, и стоящие в ней как бы на небеси предстоят.

И что значит эта темная и смрадная храмина, не прежде ли это суда — суд и прежде бесконечные муки — мука. Но кто с благодарением и покорностью терпит здесь, тот достойно может сказать: терпя потерпе Господа, и внят ми (Пс. 39, 2). Утешая таковых, и апостол говорит: аще наказания терпите, яко сыновом обретается вам Бог, аще ли без наказания есте (Евр.

Совет

12, 7), убо прелюбодейчище есте, а не сынове. Увещевает нас, братие, к перенесению страдания и Господь, говоря: в терпении вашем стяжите души ваши. Наставленный таковым увещанием блаженного, брат был глубоко тронут и с тех пор неотступно служил святому Пимену.

Доблестный же страдалец и достойный подражатель праведного Иова, воссылая непрестанные благодарения Богу, лежал, одержимый страданиями своими, в продолжение двадцати лет. Но вот приспел час и время преставления преподобного. Во святом Печерском монастыре явилось знамение.

Ночью над трапезною показалось вдруг три огненных столпа и отсюда простирались они вверх по направлению к церкви.

Бог весть, о чем говорило сие дивное знамение! Но истинно то, что Бог, в Троице прославляемый, творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный, уже прислал ангелов Своих за душой Многоболезненного Пимена, ибо в тот день страдалец Пимен внезапно почувствовал себя здоровым и узнал час исхода своего, как предсказали ему постригшие его. Восставши от одра своего, преподобный обошел все келлии, поклонился всем и простился с братиею смиренно. Болящим же братиям сказал: «Друзья мои и братия! встаньте и проводите меня», — и тотчас, по слову преподобного, болезни их исчезли, и, встав на ноги свои здравыми, они пошли со своим благодетелем. Он же, войдя в церковь, причастился Божественных тайн, и после этого, взявши погребальный одр, без постороннего указания пути понес его к пещере, в коей никогда не был и которую не видел от рождения своего. Войдя в пещеру, он поклонился гробу преподобного Антония и показал место, где желал быть положен. Затем преподобный на время замолчал и потом, обратившись к братии, торжественно сказал: «Вот, братие, пришли теперь постригшие меня, чтобы взять меня с собою», и вслед за этими словами возлег на одр и успе о Господе. Братия же с великою честию положила его на показанном месте в пещере и восхвалила Господа, дивного во святых Своих. Ему же слава, честь и держава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Душеполезное чтение

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s46271t5.html

Ссылка на основную публикацию