Преподобный пимен великий

Преподобный Пимен Великий

День памяти: 27 августа

Пимен Великий

Преподобный Пимен Великий родился около 340 г. в Египте. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг.

Братья настолько были строгими подвижниками, что, когда их мать пришла в монастырь, чтобы повидать детей, они не вышли к ней из своих келлий. Мать долго стояла и плакала.

Тогда преподобный Пимен сказал ей через закрытую дверь келлии: “Если ты перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!” Мать смирилась и возвратилась домой.

Обратите внимание
Важно

Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране. Однажды правитель области пожелал видеть его.

[/su_box]

Преподобный Пимен, избегая славы, рассудил: “Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией”. И передал он с посланным отказ.

Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других.

Один инок спросил: “Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?” Старец отвечал: “Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн”. Другой инок обратился к преподобному, сказав: “Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?” Старец отвечал: “Этого много”. Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным – год или сорок дней? Старец сказал: “Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние”. На вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, старец ответил: “Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу”.

Преподобный Пимен был суровым постником и не принимал пищи по неделе и более. Однако другим он советовал есть каждый день, но без пресыщения. Про одного инока, разрешавшего себе принимать пищу только на седьмой день и гневавшегося на брата, преподобный сказал: “Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день”.

На вопрос, что лучше – говорить или молчать, старец сказал: “Кто говорит Бога ради – хорошо делает, и кто молчит Бога ради – тоже хорошо поступает”. И еще: “Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда.

И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого”.

Преподобный говорил: “Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям”. “Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу”.

Важно

Однажды, когда преподобный с учениками пришел в египетскую пустыню (так как имел обыкновение переходить с места на место, чтобы избежать славы от людей), ему стало известно, что живший там старец недоволен его приходом и завидует ему. Чтобы победить злобу отшельника, преподобный отправился к нему с братьями, захватив с собой пищи для угощения. Старец отказался выйти к ним.

Тогда преподобный Пимен сказал: “Мы не уйдем отсюда, пока не сподобимся видеть и поклониться святому старцу”, – и остался стоять на солнечном зное у дверей его келлии. Видя такое терпение и незлобие преподобного Пимена, старец принял его с любовью и сказал: “Справедливо, что я слышал о вас, но вижу в вас добрые дела во сто раз большие”.

Так умел преподобный Пимен угашать злобу и подавал собою пример другим. Он имел такое великое смирение, что часто со вздохом говорил: “Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!”

Однажды к преподобному пришел инок издалека, чтобы послушать его наставление. Он начал говорить о возвышенном и труднопостигаемом. Преподобный отвернулся от него и молчал.

Обратите внимание

Изумленному иноку объяснили, что преподобный не любит разговоров о возвышенных предметах. Тогда инок стал спрашивать его о борьбе с душевными страстями.

Святой обратился к нему с радостным лицом: “Вот теперь ты хорошо сказал, и я стану тебе отвечать”, – и долго поучал, как следует бороться со страстями и побеждать их.

Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года. Вскоре же по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий – в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4529.htm

Преподобный Пимен Великий

 Дорогие братья и сестры!

27 августа по ст.ст./9 сентября по н.ст. Святая Русская Православная Церковь чтит память великого старца-подвижника, одного из столпов египетского монашества — преподобного Пимена. 

Святой авва родился около 340 г. в коптской семье и преставился ко Господу в преклонном возрасте, завершив свой земной путь с молитвою на устах.

Несмотря на чрезвычайную скромность и глубокое смирение старца, считавшим себя недостойным Царствия Небесного, Церковь причислила его к лику святых, память о нем живет в каждом поколении христиан, а большинство из дошедших до нас его поучений сохраняет актуальность и по настоящее время. К старцу приходили как духовные, так и мирские лица поучиться у него смиренномудрию, искусству духовного возрастания.

Из жития прп. Пимена Великого известно, что он вместе со своими родными братьями удалился в пустыню, где нес крест монашества в крайне тяжелых условиях в опасностях от природы, диких зверей, злых людей и желающих погибели рода человеческого падших ангелов. Преподобный до конца был верен монашеским обетам, отсекая от себя все то, что мешало молитве и умному деланию.

Совет

Он безпрестанно плакал о своих грехах. Результатом его подвижнической жизни стало то, что из стремящегося к христианской жизни он стал настоящим по духу, а не по форме, христианином. Господь поселился в его сердце и только стремление к Нему занимало ум старца.

Из этого проистекла настоящая христианская любовь к ближнему, не осуждение грешника, любовь к конкретному человеку.

Святитель Игнатий Брянчанинов в «Отечнике» так писал о древнем подвижнике: 

Святой авва всегда действовал с чрезвычайной рассудительностью, исходя из психологических особенностей личности и условий его жизни, не применяя «шаблонный» подход при разрешении вопросов духовного характера.

Высота христианской жизни преподобного стала очевидной не только его современникам, но и последующим поколениям христиан. Не случайно, что в дошедших до нас высказываниях Пимена Великого сквозит его любовь к человеку, в котором он всегда видел Образ Божий:

Авва также говорил:

Убиенный священник Даниил Сысоев говорил:

Лейтмотивом отношения прп. Пимена к ближнему можно выразить одним единственным словом: неосуждение. Снисхождение к чужим грехам и строгость к себе — отличительная черта настоящего, а не мнимого, христианина.

Суровая аскетическая жизнь, опасности, которые окружали старца повсюду, не ожесточили его сердце. Наоборот, чем больше он познавал Христа, тем большую любовь он испытывал к Его творению:

Накануне празднования памяти своего небесного покровителя Пимена Великого святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен в своей проповеди говорил:

Великий Пимен достиг таких высот в духовном делании, что даже воскресал мертвых. Однако, чем большие чудеса он творил, тем более возрастало в нем видение своих грехов. Он постоянно плакал о них и сокрушался о своей духовной немощи.

Дошедшие до нас высказывания преподобного — образец мудрости и смирения святого:

«В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем — молчание»;

«Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище»

«Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас, если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами»

«Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн»;

«Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу»

«Приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык твой»

«Употребляй все усилия, чтоб никому не делать зла и иметь чистое сердце ко всем человекам»

«Усильно домогающийся любви человеческой, лишает себя любви Божией. Нехорошо всем нравиться, ибо сказано: горе, егда добре рекут вам вси человеци (Лк.6:26)»

«Если человек не возненавидит двух страстей: то не возможет быть свободным от мира». Его спросили: «Каких?». Он отвечал: «Телесного упокоения и суетной славы»

«Наша воля есть медная стена между нами и Богом и не дает с ним сблизиться или созерцать Его милость»

Трощинский Павел

Источник: http://tihvinskiy.ru/prepodobnyiy-pimen-velikiy/

Преподобный Пимен Великий

Пимен Великий родился в Египте около 340 года. Уже в молодости он почувствовал тягу к уединённой монашеской жизни, увлёк этим двух своих братьев и они ушли в пустынный Скитский монастырь.

В 407 году набег берберов привёл к разрушению обители и монахи были вынуждены переселиться в развалины языческого храма Теренуфис.

Монастырь Дейр-Суриани в Вади-Натрун в Египте. В нём подвизался преподобный Пимен Великий до того как уйти в отшельничество.
Там они и провели остаток жизни. Насельники нового монастыря вели столь строгий и аскетический образ жизни, что этими своими подвигами добродетели привлекли к себе внимание и стали почитаемы окрестными народами.

К Пимену стали стекаться те, кто нуждался в помощи и добром совете. Так на свет появился сборник наставлений, известный под названием «Афоризмы». Он включает в себя примерно 1000 афоризмов, из которых примерно четверть принадлежит самому святому Пимену Великому. Вот некоторые из них:

Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн.

Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твоё добро победит его злобу.

Так же преподобный Пимен не смотря на свой очень строгий отшельнический образ жизни, отказываясь от встреч с матерью и не вкушая по 6 дней пищи, был известен своей добротой и ни когда не наказывал строго провинившихся . Наказывая епитимьёй во время исповеди, он всегда слово “год” заменял на слово “день”. И если епитимья требовала наказания три года отлучения от причастия, он три года заменял на три дня.

“Если человек от всего сердца покается и положит твёрдое намерение не возвращаться ко греху, то Бог примет и и трёх дневное покаяние”

Порой его даже не могли понять его ученики. Как-то один отшельник упрекнул преподобного Пимена, что он часто моет ноги и заботится излишне о ногах, на это преподобный Пимен ответил: ” Нас не учили убивать наши тела, а только убивать наши страсти”.

Однажды преподобный Пимен узнал, что его родной брат послушник , пребывающий рядом с ним влюбился в женщину и решился обзавестись семьёй.

Обратите внимание

Преподобный Пимен велел согрешившиму уже блудом брату-послушнику отнести бутылку вина со словами: “Отнесите , пусть наш брат отметит это событие!” Когда тот монах получил бутылку вина от преподобного Пимена, он изгнал женщину и стал монахом.

Порой таких аскетов преподобный Пимен сам укорял словами:

«Многие из наших отцов стали очень мужественными в аскетизме, но в тонкостях его восприятия понимают очень мало.».

Тем кто гордился своей учёностью и научными знаниями, преподобный Пимен говорил : “

Падайте в ноги пред Господом, а не измеряйте свой прогресс”.

Однажды к преподобному Пимену обратился один строгий игумен и спросил, что ему делать с монахами, которые плохо молятся и засыпают на богослужениях. Преподобный Пимен ответил на вопрос примером, сказав: “

Если когда мой монах засыпает на богослужении, я сажусь рядом, ложу его голову себе на колени и даю возможность ему отдохнуть”.

Преподобный Пимен не переносил осуждений других и говорил: “

Человек внешне может быть очень молчаливым, но если он в своём сердце осуждает других, то он болтает без умолку”.

Однажды к преподобному Пимену хотел придти в пустыню египетский вельможа для разговора и личного знакомства, но Пимен отказал ему :

“Если вельможи станут приходить ко мне и почитать меня, тогда и многие простые люди захотят придти ко мне и поговорить со мной, они будут мешать моему безмолвию и я лишусь благодати смирения, которую приобрёл при помощи Божьей”.

Прожив долгую жизнь, преподобный Пимен Великий скончался в возрасте около 110 лет.

Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках в Москве.

Храм расположен в историческом центре Москвы, в районе Тверской, Центрального административного округа (Нововоротниковский переулок, 3). Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы в честь Владимирской иконы Божией Матери, в честь преподобного Пимена Великого..Первоначально поселение московских ворот­ников (привратников при городских воротах) располагалось у стен Кремля. Их слобода Воротники находилась рядом с Тверской улицей. В честь храма покровителя ворот­ников Пимена Великого были названы соседние переулки — Воротниковский и Старопименовский.Приблизительно в 1672 году была построена новая церковь святого Пимена, с глав­ным Троицким престолом, в точности повторявшая их старый храм. Память о поселении стражников осталась в названии местного Нововоротниковского переулка.В 1691 году деревянная церковь сгорела. В 1696—1702 годах по благословению патриарха Адриана был выстроен новый каменный храм, который в те времена стоял на берегу большого пруда. В 1825 году была построена ограда храма, сохранившаяся до нашего времени.По преданию, некий слепой мальчик играл здесь и взял в руку какой-то предмет. В это время пыль и песок попа­ли ему в лицо, он потёр глаза этой рукой — и мгновен­но прозрел. Первое, что он увидел, была маленькая икона, вырезанная на камне, которую он и держал в руке, — это оказался образ Владимирской Богоматери. Эта камен­ная иконка долго хранилась в Пименовском храме.В советский период храм не был закрыт. В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов «церковных ценностей». В 1927—1932 годах регентом хора в Пименовском храме был инок Платон — будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совер­шал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день тезоименитства.С 1936 года Пименовский храм стал главным московским храмом обновленцев во главе с митрополитом Алек­сандром Введенским.

Через три с половиной месяца после смерти Алек­сандра Введенского, 9 октября, храм преподобного Пимена Великого перешёл в ведение Московской Патриархии. Патриарх Алексий I совершил в нём Божественную литургию в конце декабря 1946 года.

Мы именуем Пимена Великим, в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

  • (Открываем святого Исидора для себя по-новому) Большой почитатель Св.Иоанна Златоуста, происхождением из Египта. Широко-образованный…
  • Сретение в переводе на современный русский язык означает ” ВСТРЕЧА”. Сретать – значит встречать.. У католиков в дословном переводе,…
  • ТОРУНЬ – МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД ПОЛЬШИ (Торунь будет от сна готическим вкусом утреннего кофе) В Польше есть много городов, которые мне очень…

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/381379.html

9 сентября. Неделя 15-я по Пятидесятнице. Преподобный Пимен Великий

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 9 сентября, Православная Церковь совершает память преподобного Пимена Великого.

Преподобный Пимен родился около 340 года в Египте. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг.

Братья настолько были строгими подвижниками, что когда их мать пришла в монастырь, чтобы повидать детей, они не вышли к ней из своих келлий. Мать долго стояла и плакала.

Тогда преподобный Пимен сказал ей через закрытую дверь келлии: «Если ты перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!» Мать смирилась и возвратилась домой.

Обратите внимание
Важно

Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране. Однажды правитель области пожелал видеть его.

[/su_box]

Преподобный Пимен, избегая славы, рассудил: «Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией». И передал он с посланным отказ.

Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других.

Один инок спросил: «Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?» Старец отвечал: «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн».

Читайте также:  Праведный артемий веркольский

Другой инок обратился к преподобному, сказав: «Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?» Старец отвечал: «Этого много».

Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным – год или сорок дней? Старец сказал: «Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние».

На вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, старец ответил: «Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу».

Преподобный Пимен был суровым постником и не принимал пищи по неделе и более. Однако другим он советовал есть каждый день, но без пресыщения. Про одного инока, разрешавшего себе принимать пищу только на седьмой день и гневавшегося на брата, преподобный сказал: «Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день».

Совет

На вопрос, что лучше – говорить или молчать, старец сказал: «Кто говорит Бога ради – хорошо делает, и кто молчит Бога ради – тоже хорошо поступает». И еще: «Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого».

Преподобный говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям». «Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу».

Однажды, когда преподобный с учениками пришел в египетскую пустыню (так как имел обыкновение переходить с места на место, чтобы избежать славы от людей), ему стало известно, что живший там старец недоволен его приходом и завидует ему.

Чтобы победить злобу отшельника, преподобный отправился к нему с братьями, захватив с собой пищи для угощения. Старец отказался выйти к ним.

Тогда преподобный Пимен сказал: «Мы не уйдем отсюда, пока не сподобимся видеть и поклониться святому старцу», – и остался стоять на солнечном зное у дверей его келлии.

Видя такое терпение и незлобие преподобного Пимена, старец принял его с любовью и сказал: «Справедливо, что я слышал о вас, но вижу в вас добрые дела во сто раз большие».

Так умел преподобный Пимен угашать злобу и подавал собою пример другим. Он имел такое великое смирение, что часто со вздохом говорил: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!»

Однажды к преподобному пришел инок издалека, чтобы послушать его наставление. Он начал говорить о возвышенном и труднопостигаемом. Преподобный отвернулся от него и молчал.

Обратите внимание

Изумленному иноку объяснили, что преподобный не любит разговоров о возвышенных предметах. Тогда инок стал спрашивать его о борьбе с душевными страстями.

Святой обратился к нему с радостным лицом: «Вот теперь ты хорошо сказал, и я стану тебе отвечать», – и долго поучал, как следует бороться со страстями и побеждать их.

Преподобный Пимен скончался в возрасте ста десяти лет, около 450 года. Вскоре же по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий – в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Дорогие братья и сестры, сегодня также празднуется 

собор Нижегородских святых

и совершается память святых: 

прпп. сщмч. Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах;

свт. Осии исп., еп. Кордувийского;

свт. Ливерия исп., папы Римского;

прп. Пимена Палестинского;

мц. Анфисы;

прп. Саввы;

сщмч. Михаила Воскресенского пресвитера и с ним 28-ми мучеников, сщмч. Стефана Немкова пресвитера и с ним 18-ти мучеников; сщмч. Павла Фокина пресвитера, сщмчч. Иоанна Лебедева, Иоанна Смирнова пресвитеров и прмч. Мефодия Иванова, сщмч. Александра Цицерова пресвитера, сщмч. Владимира Соколова пресвитера, св. Димитрия Крючкова исп., пресвитера.

Всех, кто носит эти святые имена, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-09-09-2018

Преподобный Пимен Великий

Запись передачи от 9 сентября 2017 года.
Видео с сайта МУП РТРП «Ногинск» — www.tvnoginsk.ru

Преподобный Пимен Великий родился около 340 г. в Египте.  

Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране. Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других.

Один инок спросил: «Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?» Старец отвечал: «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн». Другой инок обратился к преподобному, сказав: «Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?» Старец отвечал: «Этого много». Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным — год или сорок дней? Старец сказал: «Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние». На вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, старец ответил: «Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу».

 

Преподобный Пимен был суровым постником и не принимал пищи по неделе и более. Однако другим он советовал есть каждый день, но без пресыщения. Про одного инока, разрешавшего себе принимать пищу только на седьмой день и гневавшегося на брата, преподобный сказал: «Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день».

На вопрос, что лучше — говорить или молчать, старец сказал: «Кто говорит Бога ради — хорошо делает, и кто молчит Бога ради — тоже хорошо поступает». И еще: «Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда.

И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого».

 

Преподобный говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям». «Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу».

 

Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года. Вскоре же по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий — в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Источник:
Ежедневная телепрограмма «Церковный календарь»
на МУП РТРП «Ногинск» от 9 сентября 2017 года

Источник: https://hram-chg.ru/pk-2017-09-09/

Преподобный Пимен Великий

Пимен, египтянин, родился около 340 года. Еще в молодости он дал обет отречения от мира и стал подвизаться в пустынном скиту, возле Диокла, вместе со своими братьями.

Строго соблюдая обет отречения от мира, Пимен отказывался от свиданий с родственниками, даже матерью. Не пожелал он также принять и правителя Египта, рассудив, что если его будут посещать высшие мирские лица, то и простой народ станет нарушать его уединение и подвергать его опасности утратить смирение и впасть в гордыню.

Правитель, возмущенный отказом, воспользовался случаем, чтобы заставить подвижника прийти к нему: заключив в темницу племянника Пимена, он сказал его матери, что если преподобный явится, то он освободит заключенного, если же нет – предаст казни. Женщина поспешила к Пимену, надеясь умолить его ходатайствовать за сына, но пустынник даже не допустил ее к себе.

Узнав об этом, правитель отправил к старцу гонца, повелев привезти письменный ответ. Пимен согласился и написал правителю: «Пусть властью твоей будет исследовано дело обвиненного, и если он окажется достойным казни, то пусть и примет временную казнь во избежание вечной; если же по степени вины он не подлежит казни, то, наказав его, отпусти…»

Видя разумное безпристрастие подвижника, правитель удовольствовался письмом и не пытался больше нарушить его уединения, а племянника освободил.

Между тем, Пимен, избегая нашествия почитателей, несколько лет скитался по разным местам. Вернувшись наконец в египетскую пустыню, жил там до самой кончины, продолжая суровое подвижничество и помогая страждущим наставлениями, многие из которых сохранились.

Однажды братья спросили Пимена: следует ли, видя согрешение брата, умолчать и покрыть его грех?

– Следует, – отвечал Пимен. – Если покроешь грех брата, то и Бог покроет твой грех…

– Я слышу дурное об одном нерадивом брате, – сказал однажды Пимену один из иноков, – и это меня так возмущает, что  я хочу покинуть обитель.

– А правда ли то, что ты слышал о брате? – спросил Пимен.

– Правда, потому что мне передал это один верный человек.

– Нет, он не верный человек, – возразил подвижник. – Будь он верным, то никогда бы не сказал худого о брате. А ты не верь в то, чего не видел сам; а если  и своими глазами увидишь, сначала подумай.

– Но какой же ответ ты дашь Богу за то, что, увидев совершающего грех, не обличил его?

– Я скажу: «Господи, Ты повелел прежде вынуть бревно из своего глаза, а потом извлекать сучок из глаза брата. И я исполнил Твое повеление».

На вопрос: «Что лучше – молчать или говорить?» – Пимен отвечал: «Кто говорит Бога ради, хорошо делает, и кто молчит Бога ради, хорошо делает». «Бывают люди, которые устами молчат, но сердцем осуждают ближнего: такие постоянно говорят. Бывают и такие люди, которые постоянно говорят языком и в то же время молчат: это – те, которые не осуждают ближнего».   

08 сентябрь 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/2682-prepodobnyj-pimen-velikij.html

Преподобный Пимен Великий

Преподобный Пимен Великий

Авва Пимен Великий – один из древних египетских святых IV века.
Родился он около 340 г. в Египте в многодетной семье.

С детства горело его сердце любовью ко Христу, и он посещал великих подвижников-пустынножителей Нитрийской пустыни, желая достичь совершенного спасения души c помощью их советов.

О юноше было открыто преподобному Паисию Великому, что многие при посредстве его сподобятся райских обителей: с ним рука Божия.

Важно

Братья преподобного Пимена по крови – авва Анув и прочие, числом пять, подвизались вместе с ним, удалившись в пустыню и приняв монашество. Известен их устав – в ночи спали 4 часа, 4 часа проводили в псалмопении и 4 – в рукоделии.

Днем занимались попеременно молитвою и рукоделием до 6-го часа, изготавливая различные предметы из пальмовых ветвей. До 9-го часа занимались чтением, а после этого готовили пищу из полевых трав.

 

В патериках есть сведения о матери преподобного Пимена, приходившей к ним в пустыню. Но они не вышли к ней из своих келлий. Мать долго стояла и плакала.

Тогда преподобный Пимен сказал ей через закрытую дверь келлии: “Если ты перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!” Мать смирилась и возвратилась домой.

Из существующих повестей о жизни братьев-подвижников очевидно, что хотя духовно первенствовал между братьями преподобного Пимен, – по смиренномудрию он отдавал во всем преимущество своему старшему брату авве Ануву и только после его кончины стал во главе своего монастыря.

Внутреннее делание преподобного Пимена, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, можно увидеть из следующего помещенного им в «Отечнике» примера – “брат спросил авву Пимена: что должно мне помышлять, безмолвствуя в келлии? Старец отвечал: я подобен человеку, погрязшему в болоте по шею, с бременем на шее – и вопию к Богу: помилуй меня!”. Этим изречением изображен покаянный молитвенный плач, которому он и учил приходящих.

Об отношении аввы Пимена к ближним ярко свидетельствует такой пример – «Пришли некоторые из отцов и сказали ему: если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли возбудить его, чтобы он не дремал на бдении. Он сказал им: что касается до меня, то я, если увижу брата моего дремлющим, – положу голову его на колени мои и успокою его».

Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года (память святого празднуется 27 августа (9 сентября). Вскоре по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий – в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Все учение великого аввы было весьма близко святому праведному Алексию и священномученику Сергию Мечевым, которые призывали своих духовных детей учиться у преподобного Пимена Великого неосуждению других и любви к ближнему. Священномученик Сергий не только руководствовался примером Пимена Великого, но молился ему и ввел пение припева ему после окончания вечернего богослужения.

Источник: http://www.klenniki.ru/svyt-pokrov/pimen-velikiy

Преподобный Пимен Великий. Память 27 августа / 9 сентября

Святой      Пимен жил на рубеже IV–V веков. Он родился в      Египте. В 15 лет Пимен присоединился к своим шести     братьям, которые подвизались в Скитской пустыне: авва Анувий был старшим, а Паисий младшим.   

Еще будучи молодым, Пимен пошел спросить одного старца о   трех помыслах, которые его беспокоили, но во время беседы   забыл об одном из них.

Вернувшись к себе и вспомнив о нем,   он тотчас вышел и пробежал большое расстояние, которое   отделяло его от старца, чтобы повергнуть перед ним свой   помысел.

Старец, удивленный его заботой о чистоте сердца,   предрек: «Пимен, твое имя будут произносить по всему   Египту, и ты действительно станешь пастырем1   огромного стада».     В 407 году варвары-мазики опустошили монашеские поселения   в пустыне Скит.

Семь братьев избежали смерти, уйдя по   дороге добытчиков селитры. Они поселились в Теренуфе, в   Верхнем Египте, на берегу реки Нил.     Пимен приобрел там большую славу, так что благочестивые   люди оставили старцев, у которых имели обыкновение   спрашивать совета, и приходили с вопросами к нему. 

Когда   некий посетитель пришел спросить авву Анувия, тот отправил   его к Пимену, понимая, что брат удостоился дара духовного   наставления.

Но Пимен никогда не брал слова в присутствии старшего брата и отказывался говорить при другом старце,   хотя и превосходил их всех.     Мать семерых братьев, узнав, куда удалились ее сыновья,   отправилась навестить их, но встретила решительный отказ.

  Поэтому она расположилась около церкви и стала ждать,   когда подвижники придут в нее на еженедельную службу.  

Завидев мать, сыновья тотчас пошли обратно. Она побежала   вслед за ними и, найдя дверь закрытой, начала жалобно   стонать.

Совет

Пимен отвечал ей изнутри: «Что ты   предпочитаешь: увидеть нас здесь или в грядущем   веке?» Она воскликнула: «Разве я не ваша мать?   Разве не я вскормила вас грудью? Ныне мои волосы поседели,   разве не могу я вас увидеть?» Он объяснил:   «Если ты заставишь себя не видеть нас здесь, ты   увидишь нас там, в вечности». И благочестивая мать   удалилась полная радости, говоря: «Если я   обязательно увижу вас там, то в таком случае я более не   хочу видеть вас здесь».    

Читайте также:  Мученик косма и дамиан аравийские, сирийские

Вначале Пимен много постился, проводя часто два или три   дня без пищи, подвергая тело крайне суровым ограничениям.

  Но со временем он приобрел большой опыт в духовной науке   и, став для обитателей пустыни врачом, кормчим и светочем   рассуждения, учил питаться умеренно каждый день, чтобы не   впасть ни в гордость, ни в чревоугодие и так следовать   царским путем, который легок и необременителен. Одному   брату, который соблазнился, застав его однажды моющим   ноги, он ответил: «Мы учились убивать не наши тела,   но наши страсти».

Он также часто говорил:   «Все, что превосходит меру, приходит от   бесов».     Умеренный в подвижничестве, он был, однако, крайне суров в   том, что касалось отношений с людьми. Он считал свою келью   могилой, в которой монах, как покойник, должен оставаться   чуждым любым земным привязанностям.

Однажды правитель той   области, желая его видеть, повелел арестовать его   племянника, чтобы старец пришел заступиться за юношу. Но   Пимен остался нечувствительным к мольбам сестры, сказав:   «Пимен не родил сына». И велел сказать   правителю, чтобы тот судил его согласно законам, если   юноша прегрешил.

    

Когда посетитель хотел побеседовать с ним о возвышенных   предметах, старец хранил молчание; но если его спрашивали   о страстях и о том, как исцелить душу, тогда он с радостью   отвечал.

Он давал собеседникам ответы, соответствующие их   пониманию и их возможностям, для того чтобы побудить к   успехам в добродетели.

Прежде всего он советовал не давать   места страстным помыслам, угождая им или пытаясь им   отвечать, и утверждал, что они тем самым исчезнут сами   собой: «Мы не можем помешать им приходить, чтобы нас   возмущать, но в нашей власти им сопротивляться». 

Обратите внимание

Он   учил, что повергаться пред Богом, не оценивать самого себя   и оставлять позади себя всякое собственное произволение   – все это является средствами для очищения души, но   главным образом благодаря самоосуждению и бодрствованию   она может воздвигнуться и продвигаться к совершенству.     Когда его однажды спросили, следует ли порицать брата,   которого мы увидели согрешающим, Пимен ответил: «В   тот час, когда мы утаим проступок нашего брата, Бог утаит   и наш, а в час, когда мы откроем проступок брата, Бог   откроет также и наш». 

И когда старец увидел, как   один брат заснул в церкви, он вместо того, чтобы обличить   его, предпочел положить его голову себе на колени и   позволил ему отдохнуть. Что же касается бдительности по   отношению к самому себе, он соблюдал ее строго в любое   время, зная, что начало всех пороков – рассеянность.

  Когда ему надо было выйти из кельи, он прежде проводил   час, сидя и исследуя свои помыслы.

     Он также говорил, что «человек нуждается в смирении,   как в дыхании, которое выходит из его ноздрей», и   что мы можем достичь этого смирения, дающего нам в любых   обстоятельствах покой, через самоуничижение, которое заставляет нас считать своего брата за начальствующего.  

Что касается него, то он достиг такой степени презрения к   самому себе, что чистосердечно заявлял: «Я повергаю   себя в то место, в которое был повержен сатана, и ставлю   себя ниже неразумных существ, потому что знаю, что они не   подлежат наказанию». Когда его спросили, как это   возможно – считать себя ниже всякой твари и даже   убийцы, старец ответил: «Он совершил только этот   проступок, но я убиваю каждый день».     

Увидев однажды женщину, которая плакала на могиле мужа и   сына, авва Пимен сказал брату Анувию, что если не стяжать   такое состояние скорби и постоянного умерщвления плоти,   невозможно стать монахом.

В другой раз он был восхищен в   присутствии одного из близких, который спросил, куда он   был перенесен.

Пимен ответил: «Моя мысль была там,   где находится святая Матерь Божия, плачущая у Креста   Спасителя, и я хотел бы плакать так все время».     

Важно

Однажды к святому из Сирии пришли знаменитые люди, чтобы   расспросить о чистоте сердца, но старец не знал   греческого, а переводчика не нашлось.

Заметив   затруднительное положение посетителей, Пимен внезапно   начал говорить по-гречески и сказал: «По природе   вода – мягкая, а камень – твердый; но бурдюк,   подвешенный над камнем, роняя воду каплю за каплей,   проделает в камне дырку.

Так обстоит дело и со словом   Божиим: оно – нежно, а наше сердце – черство,   но человек, который часто его слушает, открывает сердце   страху Божию».

     Авва Пимен долгие годы сиял как звезда в пустыне,   наставляя собственным опытом и став живым образцом всех   добродетелей. Он мирно почил некоторое время спустя после   святого Арсения (после 449 г.), так и не увидев вновь   Скитской пустыни.      

Пимен (potmen) по-гречески означает   «пастырь», «пастух». Более 200   изречений, изумительных по глубине и мудрости, делают   Пимена первостепенной фигурой в различных сборниках   апофтегм. Поскольку он часто передает изречения   предшествующих отцов, то считается, что первые сборники   апофтегм были составлены в кругу учеников аввы   Пимена.  

Из книги «Синаксарь:   

Жития святых Православной Церкви», вышедшей в   издательстве Сретенского монастыря

Источник: https://3rm.info/publications/72454-pimen.html

Прп. Пимена Великого

Преподобный Пимен Великий родился около 340 года в Египте. В молодых еще летах, дав обет безмолвия и отречения от мира, он стал подвизаться в пустынном скиту близ Диокла. С ним вместе подвизались и братья его: старший Анувий и младший, неизвестный по имени.

Искренность отречения преподобного Пимена от мира была так беспредельна, что он даже от свидания с матерью своей отказался, когда она пришла навестить свои детей в скиту.

Может быть, неуверенный в своей душевной твердости, опасался он не устоять перед матерью, если бы она стала просить его о возвращении в мир, и потому, чтобы не нарушить своего обета, предпочел не видаться с нею.

Может быть, побуждением к отказу принять в свою келию прибывшую к нему мать было и то, что полагая основанием отречения от мира — самопожертвование, Пимен рассудил пожертвовать самым для него дорогим, а именно — свиданием с матерью, еще более желанным после разлуки с нею и среди пустынного одиночества.

Совет

И вот, только по настоятельному убеждению братии Пимен, подойдя к двери, за которой стояла мать его, сказал ей: “Если ты благодушно перенесешь временную разлуку с нами здесь, то мы надеемся, что, по человеколюбию Божию, ты непременно в будущей жизни будешь видеть нас!” Утешенная этим обещанием мать оставила скит, не домогаясь более видеть детей своих и не отвлекая их от подвига избранной ими жизни.

Святой Пимен, проводя дни и годы в трудах постнических и непрестанно пребывая в молитвах, преуспевал в добродетелях иноческих и, при помощи Божией, мужественно ополчился на невидимого супостата.

Он умерщвлял свою плоть, истощал ее, как некоего пленника, великими трудами и покорял ее на служение духу.

Таким образом, он восшел на вершину бесстрастия и стал славнейшим из всех пустынных отцов, как наиболее совершенный в добродетелях.

Спустя некоторое время правитель страны той пожелал видеть преподобного Пимена и послал к нему вестника с просьбою дозволить ему придти к преподобному.

Старец же весьма опечалился, размышляя в себе так: “Если вельможи будут приходить ко мне, дабы оказать мне честь, то и из народа многие будут приходить ко мне и беспокоить меня; они помешают моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую я при помощи Божией стяжал с юности великими трудами; тогда я легко могу впасть в гордость”.

Рассудив в себе так, преподобный отказался видеть князя и просил его через того же вестника не приходить к нему, так как, сказал преподобный, он не увидит его: напротив, отгонит его с места того.

Недовольный отказом, властитель заключил в темницу племянника преподобного Пимена и сказал матери (сестре преподобного), что если Пимен придет к нему, то он освободит ее сына, если же нет, то предаст его казни. Мать поспешила обратиться к Пимену и умоляла его ходатайствовать за сына, но житель пустыни не допустил к себе сестру и отказался принимать участие в ее деле.

Обратите внимание

Узнав об этом, правитель сказал: “Пусть старец напишет мне”. Тогда святой Пимен написал ему: “Пусть властию твоею будет исследовано дело обвиненного и, если он окажется достойным казни, то пусть примет временную казнь во избежание вечной. Если же по степени вины он не подлежит казни, то, наказав его, отпусти”.

Когда князь прочитал такое послание старца, то удивился уму и добродетели мужа, поняв, что то был истинный угодник Божий; князь отпустил юношу; преподобный же Пимен, избегая суетной славы и почестей людских, ушел в другое место и скитался по разным странам долгое время.

Потом поселился снова в египетской пустыне и пребывал в ней до самой своей кончины, угождая Богу трудами постническими, но вместе с тем не оставляя людей своими наставлениями, отличавшимися великою рассудительностью, из которых многие сохранились в Отеческих книгах и до настоящего времени не утратили своего назидательного значения.

Некто спросил авву Пимена, говоря так: “Если я увижу брата моего, согрешившего, должен ли я скрыть грех его?” Пимен отвечал: “Если мы скроем грехи братьев наших, то и Бог скроет грехи наши”.

Некоторый брат сказал авве Пимену: “Отче! Я слышу неприличное об одном из братий и до такой степени соблазняюсь его жизнью, что хотел бы уйти отсюда”. Старец сказал: “А правда ли то, что ты слышал о брате?” Брат отвечал: “Правда, потому что мне передал о нем верный человек”.

“Нет, он не верный человек, — возразил подвижник, — если бы он был верный, то никогда не сказал бы тебе худого о брате. А ты, чего не видел сам, о том не верь и другому, да если и увидишь своими глазам, то не тотчас верь”.

“Но какой же ответ ты дашь Богу в том, что, увидев согрешающего, не обличил его?” “Я скажу: Господи! ты повелел прежде вынуть бревно из своего глаза, а потом извлекать сучек из глаза брата. Я исполнил повеление Твое”.

Однажды спросили преподобного Пимена: “Как должен вести себя человек, чтобы угодить Богу?” “Подобно пророку Даниилу, которого враги его не могли обвинить ни в чем, кроме того, что он служит истинному Богу”.

На вопрос “Как уберечься от искушений?” он отвечал: “Когда человек бодрствует над собою и упражняется в духовной деятельности, то враг не смеет приступить к нему.

А когда человек пребывает в лености и небрежности, то “лукавый” легко приступает к нему и действует смело — подобно тому, как муха садится и ползает по охладевшему котлу, но не смеет приблизиться к нему, когда он поставлен на огонь”.

Важно

На вопрос “Что лучше — молчать или говорить?” Пимен отвечал: “Кто говорит Бога ради, хорошо делает, и кто молчит Бога ради — хорошо делает”… “Бывают люди, которые внешне молчат, но сердцем осуждают ближнего. Такие постоянно говорят. Бывают и такие люди, которые постоянно говорят языком и в то же время молчат: это те, которые не осуждают ближнего”…

“Брат живущий с ближними, — говорил еще преподобный Пимен своим ученикам, — должен быть как каменный истукан: досаждаемый — не сердиться, проставляемый — не превозноситься”. “Злоба никогда не изгонит злобу, но если кто тебе сделает зло, ты ему сделай добро, и добро твое победит его злобу”…

Преподобный Пимен скончался 110 лет от рождения. Кончина его последовала ок. 450 г.

При подготовке материала были использованы

“Жития святых святителя Димитрия Ростовского”,

“Жития святых святителя Филарета Черниговского”

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Holidays/Get/189

Пимен Великий

В четвёртом столетии Египет переживал новый подъём культуры. На этот раз жители долины Нила уже не строили гигантских пирамид и не упражнялись в искусстве бальзамирования.

Однако наследие, оставленное потомками фараонов за несколько веков христианской эры, оказало даже большее влияние на человечество, чем затерянные в пустыне чудеса архитектуры. Египет – родина христианского монашества.

А коренные жители Египта – копты – основоположники этого удивительного явления.

По обе стороны великого Нила в пустынях и оазисах жили тысячи подвижников. Их духовный авторитет признавался по всей Римской Империи. А опыт духовной жизни; тонкое знание человеческой психологии и ответы, на главные вопросы человеческого существования стали достоянием всего христианского мира.

Преподобный Пимен Великий один из самых значимых египетских подвижников того времени. Он родился около 340 года в коптской семье.

Вместе с шестью родными братьями принял монашество и жил в пустыне именуемой Скит к западу от Александрии.

Однажды, когда кочевые ливийские племена совершили большой набег на скитских монахов, Пимену и его братьям едва удалось спастись. После этого они поселились на руинах языческого храма в древнем городе Теренутис на берегу Нила.

Много лет преподобный Пимен провёл в безмолвии, отсекая от себя всё, что отвлекает и расслабляет человека.

Совет

Родственные связи и житейские хлопоты; похвалу и почёт; назойливый шум и суету окружающих – весь поток эмоций, которые составляют нашу повседневность, преподобный воспринимал так, словно уже умер.

Всё его внимание занимали плач о своих духовных немощах и мысли о Боге, спасающем человека.

Этот трудный путь, доступный лишь немногим, не сломал его. Он не сделался чёрствым или чрезмерно суровым человеком, но благодать Духа Святого открыла в нём бездны любви к ближним. Зная о чьей-либо слабости, Пимен Великий всегда становился на сторону грешника, защищая его от осуждения окружающих, и исподволь показывая выход из греховного состояния.

Братья: Отец Пимен, дай нам совет. Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли разбудить его, чтоб не спал на молитве?

Пимен: Если я увижу брата моего дремлющим на молитве, — положу голову его на колени мои и успокою его.

Братья: А если увидим, что ближний наш согрешил, то полезно ли будет скрыть его согрешение?

Пимен: Когда мы прикрываем согрешения других людей, Бог покрывает наши согрешения. Если же мы обнаружим согрешение другого человека перед всеми, тогда Бог откроет и согрешения наши.

Пимен: Если человек согрешит, и будет отрекаться, говоря: я не грешен, – не обличай его; иначе ты отнимешь у него расположение к добру. Если же скажешь ему: не унывай, брат, не отчаивайся, но будь осторожнее, – чрез это возбудишь душу его к покаянию.

Обратите внимание

В те времена монахи совершали подвиги самоотречения и воздержания, которые поражают нас своей трудностью. Терпеть жару и жажду. Ограничивать себя в пище и сне. Ночи стоять на молитве.

Всё это могли египетские отцы, и всё это прошел Пимен Великий.

Но чем больше он преуспевал в монашеском искусстве, тем явственнее ему открывалось, секрет христианской жизни не в количестве поклонов и дней, проведённых без еды, а в сердце, которое отдаёт себя Богу. Этому он учил своих духовных детей.

Брат: Отец Пимен, я сделал великий грех, и хочу приносить покаяние в течение трех лет.

Пимен: Это очень много, брат.

Брат: Тогда в течение одного года.

Пимен: Что ты? И этого много!

Брат: Тогда сорок дней, как установлено святыми отцами.

Пимен: Я убеждён, что если согрешивший покается от всего сердца, и уже не будет более впадать в грех, то Бог примет покаяние его и в три дня.

Прожив 110 лет преподобный отошел ко Господу, около 450 года. Он оставил после себя краткие поучения-афоризмы, где найдутся слова и для монаха, и для мирянина. Учение преподобного отличает исключительный духовный реализм.

Вот только некоторые из его высказываний:

Читайте также:  Первомученица фекла иконийская

«Всё что выше меры – от бесов».

«Если мы гонимся за спокойствием, то оно бежит от нас; если же мы бежим от него, то оно само гонится за нами».

«Даже если человек сделает новое небо и новую землю, то и тогда не может остаться беспечальным».

Выдающийся российский наставник монашества святитель Игнатий Брянчанинов так писал о древнем подвижнике:

«Святой Пимен имел какую-то особенную природную основательность ума, чуждую легкомыслия, имел какое-то природное благоразумие, чуждое высокомудрия. Правильность и верность подвига, которого неуклонно держался преподобный Пимен, засвидетельствованы Богом, излившим на Пимена величайшие благода̀тные дары».

Источник: https://radiovera.ru/pimen-velikiy.html

Авва Пимен Великий

Авва Пимен Великий               

     1. Авва Пимен Великий выразил с детства особенное расположение к монашеству, как к духовной науке, как к науке из наук. Тщательное изучение глубоких изречений этого Отца, облеченных в необыкновенную простоту слова, доказывает, что он достиг самого правильного самовоззрения.

Достигал он его при свете Евангелия, стяжал он его при свете благодати Святого Духа, обильно осенившей его блаженный подвиг.

При посредстве этого подвига он увидел в себе падение человечества, состояние общения и плена, в которых оно находится по отношению к падшим духам, увидел в себе погибель человечества, необходимость Искупителя, и что этот Искупитель есть Господь и Бог наш, Иисус Христос.

Важно

Понуждая падшее естество к исполнению Евангельских заповедей, преподобный Пимен опытно узнал, что исполнение этих заповедей, противное и враждебное падшим воле и разуму человеческим, исцеляет наше естество от недуга и заразы, произведенных в нем падением, исцеляет с тою решительностию и силою, которая свойственна одному Божественному врачевству.

Никакое человеческое нравоучение, никакая человеческая мудрость не могут производить такого действия на человека, не могут производить тени того действия, какое производят Евангельские заповеди, когда человек исполняет их. Они изменяют ум, сердце, тело. В эту великую тайну проник преподобный Пимен, по всей справедливости названный Великим.

Он посвятил всего себя, все силы души и тела разумному монашескому подвигу, деланию душевному, дав значение подвигу телесному настолько, насколько он необходим для содействия подвигу душевному, отнюдь не в ущерб второму, отнюдь не для собственного его достоинства.

С самоотвержением, с попранием правды своей и человеческой, с решительным невниманием к мнению человеческому, Пимен всецело стремился к исполнению правды Божией, откровенной во Евангелии.

Он устранял от себя и от ближних, прибегавших к его советам все, чем нарушается правильность самовоззрения, даруемого истинным смирением, которым преисполнено и дышит Евангельское учение.

Без правильного самовоззрения, воззрение на ближних, на самые добродетели, на подвиг иноческий, на христианство не может не быть ошибочным или недостаточным в большей или в меньшей степени. Это докажется опытно многими случаями, которые здесь упомянутся, в которых проявлялось разногласие между Пименом Великим и некоторыми, современными ему отцами, святыми по жизни. Правильность и верность подвига, которого неуклонно держался преподобный Пимен, засвидетельствованы Богом, излившим на Пимена величайшие благодатные дары. Изречения его, его образ мыслей всегда всеми святыми иноками признавались драгоценным, бесценным сокровищем, духовным заветом и наследием православному монашеству. Святой Пимен имел какую-то особенную природную основательность ума, чуждую легкомыслия, имел какое-то природное благоразумие, чуждое высокомудрия: эта редкая черта заметна и в преподобном Феодосии Печерском.

     2. Авва Пимен жил в 5-м веке. В это время монашество в Египте достигло величайшего развития и совершенства. Еще дитятею Пимен беседовал с величайшими Отцами и напоявался их учением. Посещал он преподобного Павла; бывшего в дружеских отношениях с знаменитым Нитрийским пустынножителем Паисием Великим. Отрок возгорелся желанием видеть Великого и просил Павла доставить ему это.

Павел затруднялся. Ты молод, дитя, говорил он Пимену: и мы приходим к Великому безмолвнику не без предварительного обсуждения и лишь по существенной нужде. Пимен просил по крайней мере дозволения сопутствовать Павлу с условием, что он не обеспокоит Великого, не войдет к нему в келлию, а удовлетворится тем, что стоя вне, услышит звук его голоса.

Совет

На таком условии Павел согласился взять отрока. Они пришли к Паисию; Павел взошел в келлию, а Пимен остался вне. Паисий, приняв с любовию Павла, немедленно спросил о Пимене и повелел ввести его к себе.

Когда вошел Пимен к Великому, Великий заключил его в свои объятия, благословил и сказал Павлу: поверь мне, возлюбленный Павел, что это дитя спасет души многих и многие при посредстве его сподобятся райских обителей: с ним рука Божия.

     3. Невидно, чтоб преподобный Пимен в новоначалии своем находился в послушании у какого-либо старца; видно то, что он тщательно руководствовался советами многих великих иноков, которыми в те благословенные времена обиловал Египет.

Однажды он пошел к некоторому старцу с намерением вопросить его о трех помыслах. Пришедши к старцу, он забыл один из трех помыслов. После беседы с старцем, Пимен возвратился к своей келлии; только что он взялся за ключ, чтоб отпереть келлию, как вспомнил то, о чем забыл сказать старцу.

Оставив ключ в двери, он возвратился к старцу. Старец спросил о причине столь скорого возвращения. Я взялся за ключ, сказал Пимен, чтоб отпереть келлию, и вспомнил о забытом помысле: почему не отворив келлии, возвратился. Расстояние между келлиями было очень значительное.

Старец сказал ему: ты пастырь Ангелов, имя твое прославится во всей земле Египетской.

     Пимен – греческое слово, значит пастырь.

     4. Рассказывали об авве Пимене, что он безмолвствовал в Ските с двумя братиями своими по плоти. Меньший оскорблял его. И сказал Пимен другому брату: меньший брат возмущает наше безмолвие: встанем, уйдем отсюда. Не сказав ничего меньшему брату, они ушли.

Брат, заметив, что они долго не возвращаются, вышел из келлии посмотреть где они, и увидел, что они уже далеко. Тогда с криком побежал он вслед за ними. Авва Пимен сказал брату, шедшему с ним: пождем брата, потому что он трудится. Они остановились.

Обратите внимание

Меньший брат, настигши их, спросил: куда идете вы, оставя меня? Старец отвечал ему: мы уходим от тебя, потому что ты разрушаешь наше жительство. Меньший брат сказал на это: истинно, истинно говорю вам: куда вы не пойдете, пойду и я с вами.

Старец, видя незлобие его, сказал другому брату: он поступает так не намеренно; но враг употребляет его в свое орудие. И возвратились они в свою келлию.

     5. Меньшой брат аввы Пимена, Паисий завел знакомство с некоторыми монахами из других келлий, в противность желанию Пимена. Пимен пошел к авве Аммону и сказал ему: мой брат Паисий завел знакомство с посторонними лицами, от чего я не имею покоя. Авва Аммон отвечал ему: Пимен! и еще ли ты жив? поди пребывай в келлии твоей, и имей в сердце твоем, что протек уже год, как ты в могиле.

     6. Однажды Паисий поссорился с одним из посетителей своих и подрался с ним до пролития крови. Авва Пимен сидел тут и не сказал им ни слова.

В это время взошел к ним авва Анув, старший между братиями по годам, и, увидев случившееся, обратился с упреком к авве Пимену за то, что Пимен не позаботился о примирении поссорившихся. Пимен отвечал: они братия, и помирятся.

Анув повторил упрек; тогда Пимен отвечал: я положил в сердце моем, что меня здесь не было.

     7. После того, как авва Пимен и авва Анув удалились в пустыню, – мать их пожелала видеть их: она часто приходила к их келлии и уходила, не достигнув желаемого. Высмотрев удобную минуту, она неожиданно явилась пред ними в то время, как они шли в церковь.

Увидев ее, монахи поспешно возвратились в келлию и заперли за собою дверь. Она встала перед дверьми и с плачем призывала их.

Важно

Тогда авва Анув подошел к авве Пимену и сказал: что делать нам с материю нашею, которая плачет у дверей? Авва Пимен пошел к дверям: услышав, что она продолжает плакать, он, не отворяя дверей, сказал ей: зачем ты так кричишь и так плачешь, будучи уже истощена старостию? Она, узнав голос сына, закричала еще сильнее, говоря: потому что я хочу видеть вас, сыновей моих! Что из того, если увижу вас? не я ли мать ваша? не я ли родила вас? не я ли вскормила вас сосцами моими? Я уже вся в сединах! Когда я услышала твой голос, – возмутилась вся внутренность моя! Пимен сказал ей: здесь ли хочешь видеть нас или в будущем веке? Она отвечала: а если здесь не увижу вас, сыновей моих, то увижу ли там? Пимен: если с благодушием откажешься от свидания здесь, то наверно увидишь там. Этими словами она утешилась и пошла с радостью, говоря: если наверно увижу вас там: то здесь уже не хочу видеть.

     8. Паисий, брат аввы Пимена, нашел небольшой сосуд с златницами. Он сказал старшему брату своему Ануву: ты знаешь, что слово аввы Пимена очень жестоко: пойдем, выстроим себе келлию в другом месте и будем безмолвствовать спокойно.

Авва Анув отвечал ему: нам не на что выстроить келлию. Тогда Паисий открыл ему о своей находке. Это очень опечалило авву Анува, который понял, что находка может быть причиною душевной погибели для Паисия. Однако он сказал: пойдем, выстроим келлию на той стороне реки.

Авва Анув взял у Паисия сосуд с златницами и завил в куколь свой. Когда они переправлялись чрез реку и были на средине ее, – авва Анув представился, что он запнулся и выронил сосуд с златницами в реку.

Сделав это, он начал скорбеть, а авва Паисий утешал его, говоря: не скорби, авва, о златницах: пойдем опять к брату нашему. Они возвратились и жили в мире .

     9. Брат попросил наставления у аввы Пимена. Старец сказал ему: Доколе котел разогрет горящим под ним огнем: дотоле не дерзает прикасаться к нему ни муха, ни какое другое пресмыкающееся. Когда же котел остынет: тогда свободно садятся на него все гады. Подобное этому совершается и с иноком. Доколе инок пребывает в духовном делании: дотоле враг не находит возможности победить его.

     Таково свойство умной молитвы: она, наполняя человека, заграждает вход в него всем греховным помыслам. Когда же ум делателя впадает в расслабление и уныние: тогда греховные помыслы входят удобно, побеждают и увлекают подвижника.

По этой причине особенно важно для подвижника умной молитвы постоянно хранить ум в бодрости, в трезвении, не позволяя себе ничего такого, что приводит ум в расслабление, – ни многословия, ни многопопечительности, ни развлечения и рассеянности, ни излишества в пище, питии и сне, ни внимания к делам человеков и мира сего.

Совет

     10. Преподобный Пимен Великий говаривал: Монаху всего нужнее иметь постоянно трезвящийся ум.

     11. Он говорил: Начало зол – молва.

     Молвою названы здесь рассеянность, многословие и пустословие, многопопечительность, выходы из келлии, – состояние противоположное безмолвию, состояние, которым уничтожается трезвение и самовоззрение.

     12. Однажды авва Исаак сидел у аввы Пимена. В это время раздался голос петуха, и спросил авву Пимена авва Исаак: авва! здесь есть петухи? Пимен отвечал ему: Исаак! зачем ты принуждаешь меня говорить об этом? ты и подобные тебе слышат петухов, а тому, кто трезвится, нет дела до них.

     Таково свойство умного делания: им постепенно усиливается трезвение, и самовоззрение, наконец, достигает такой степени, что делатель теряет сочувствие ко всему вещественному, окружающему его. Он, слыша, не слышит, и видя, не видит того, что делается вокруг его.

     13. Авва Пимен, авва Анув и прочие братия их, числом пять, сыны одной матери, приняли монашество в Скиту. На эту пустыню сделало нападение варварское племя Мазики; они разорили хижины монахов и умертвили многих из отцов. В числе убитых был и преподобный Моисей Мурин. Пимен и братия его спаслись бегством из Скита.

Они пришли в место, называемое Ференуф, и все семь остановились на время там в опустевшем идольском храме, с намерением обсудить избрание места для постоянного жительства. При этом авва Анув сказал авве Пимену: сделай милость, ты и братия, исполните мою просьбу: в течении этой недели будем жить каждый отдельно в молчании, не сходясь для беседы.

Авва Пимен отвечал: сделаем по желанию твоему. Они и поступили так. В храме стояла каменная статуя. Анув, вставая ежедневно рано утром, кидал камнями в лицо статуи, а вечером подходил к ней и просил прощения. Так делал он в течении всей недели.

В субботу братия сошлись вместе, и сказал авва Пимен авве Ануву: видел я, авва, что ты в течении этой недели кидал каменьями в лицо статуи, а потом покланялся ей и просил у нее прощения: верующий во Христа не должен кланяться идолу. Старец отвечал: сделал это я для вас.

Обратите внимание

Когда, как вы видели, я кидал камнями в лицо статуи, произнесла ли она что? рассердилась ли она? Авва Пимен отвечал: нет. Анув: опять, когда я просил у нее прощения, смутилась ли она? сказала ли: не прощаю? Авва Пимен отвечал: нет.

На это сказал авва Анув: так и мы, семь братьев, если желаем проводить жительство вместе, – будем подобны этой статуе, которая от оскорблений, нанесенных ей, не возмущается гневом, а при смирении, оказываемом пред нею, не тщеславится и не надмевается.

Если же вы не хотите вести себя таким образом, – вот! четверо врат у этого храма: пусть каждый идет, куда хочет, и выбирает место для жительства, какое хочет. Братия пали ниц пред аввою Анувом, дали обещание поступать по его совету, и пребыли вместе в великом смирении и терпении многие годы, с одною целию стремления к христианскому совершенству.

В ночи они спали четыре часа, четыре часа проводили в псалмопении и четыре в рукоделии. Днем они занимались попеременно молитвою и рукоделием до шестого часа, выделывая разные вещи из пальмовых ветвей. До девятого часа занимались чтением, а после этого приготовляли себе пищу, собирая некоторые полевые травы. Впоследствии рассказывал авва Пимен: мы провели все время жизни нашей в труде, подчиняясь распоряжениям аввы Анува. Одному из нас он поручил хозяйство наше: мы ели то, что было предлагаемо нам; никто из нас не позволял себе сказать: дай мне чего-нибудь другого, или: я этого не хочу. Таким образом мы провели всю жизнь нашу в безмолвии и мире [11].

     Жительство свое проводил Пимен Великий в среде небольшого общежития, состоящего из родных братьев его. Находясь постоянно с ними, он уединялся в себе, и достиг совершенства постоянным и усиленным трезвением, устраняя все препятствия, которыми могло бы нарушиться его делание.

Очень верное средство к сохранению сердечного мира и безмолвия и неразлучной с ними умной молитвы преподает святой Апостол: друг друга тяготы носите, говорит он, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).

Люди наиболее устремляются в противное этому состояние: они ищут от ближних неупустительности и совершенства в добродетели, несвойственных и невозможных человеку, притом имея о добродетели самое недостаточное, даже превратное понятие.

Такое безрассудное стремление не допускает сердцу погрузиться в самовоззрение и истинное смирение, из которых истекают умная молитва и сердечное безмолвие; такое безрассудное стремление содержит сердце в непрестанном возмущении и приносит уму множество чуждых смысла помыслов и мечтаний. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов.

Важно

     В обширной пустыне Скит совмещалось разнообразное жительство иноческое. Там были и общежития, и жительство вдвоем или втроем, называемое царский путь, и отшельничество или жительство наедине.

Из оставшихся повестей о Пимене Великом очевидно, что по духовному преуспеянию он первенствовал между братиями, что для духовного назидания стекались иноки к нему, хотя он, постоянно смиренномудрый, отдавал преимущество по всем отношениям старшему своему брату авве Ануву.

В этих повестях имеется основание к догадке, что по времени Пимен стал в главе своего общежития, вероятно по смерти Анува. В повестях келлия Пимена Великого иногда называется монастырем, чем означается вообще уединенное помещение.

Источник: http://oz-gora.ru/avapimen

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector