Преподобный савва сторожевский

Икона Саввы Сторожевского

Святой пришел в Свято-Троицкий монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским, очень юным. Дата рождения его и семья неизвестны – есть предположения, что он был сыном боярина из Смоленска. Пройдя обычные труды и испытания, он был пострижен в монахи самим святым Сергием.

Как и все насельники Сергиевой обители, он много трудился – носил воду, строил храмы и кельи, ухаживал за огородом обители, – а также совершал аскетические подвиги поста, бдения и молитвы. Братия и игумен любили Савву за многие добродетели, кротость и смирение, всегда мирное состояние души.

Он полюбил монастырские богослужения и всегда уходил из храма последним, а для уединенной молитвы избрал овраг неподалеку от монастыря. Сейчас неподалеку бьет источник, названный его именем.

Со временем святой был рукоположен со священника и назначен самим игуменом обители, преподобным Сергием, быть духовником братии и также исповедовать мирян, приходящих в обитель помолиться. В каждом монастыре это важнейшая роль и великая духовная ответственность. Советы святого Саввы были исполнены Божией благодати и назидания.

Обратите внимание

Посчитав Савву готовым к самостоятельной жизни и подвигам, преподобный Сергий благословил его стать игуменом Успенской обители на реке Дубинке, основанной святым князем Дмитрием Донским в благодарность Богу за победу на Куликовом поле.

В 1392 году, после смерти преподобного Сергия Радонежского и ухода в затвор (принятие подвига уединенной молитвы) престарелого святого Никона Радонежского, преемника святого Сергия, братия монастыря упросила преподобного Савву стать настоятелем Троице-Сергиевой лавры (тогда носившей название простого монастыря). На этом посту он пробыл около шести лет.

В 1399 году князь Звенигорода Юрий Димитриевич, бывший крестником преподобного Сергия, просил преподобного Савву стать своим духовником и поселиться в его владениях, основав там монастырь.

Оставив Троице-Сергиеву обитель на попечение учеников, святой отправился на пустынную Сторожеву гору, основав там храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и небольшую келию. Князь навещал там святого, прося благословения на важные дела правления – так, преподобный благословлял Юрия на победоносные походы против татар (в Волжскую Булгарию, на Казань).

Через время молитва Сторожевского старца помогла и сохранить Русь при нашествии Тамерлана. Преподобный Савва предрекал победу, и прозорливые слова его сбывались.

Со временем в Сторожевском монастыре также появилась братия. Несмотря на старость, святой Савва и здесь трудился в строительстве храмов и жилищ для братии. Он мирно скончался в 1407 г., в очень преклонном возрасте, дав перед смертью наставления братии. Церковь канонизировала его в лике преподобных подвижников Божиих через сто лет.

Увы, после смерти святого потомки князя Юрия и его братьев начали междоусобную брань, поэтому Звенигородский монастырь пришел во временный упадок.

Источник: https://www.o-vere.ru/ikona-savvi-storozhevskogo.html

Житие преподобного Саввы Сторожевского

Одним из самых почитаемых русских монахов был преподобный Савва Сторожевский, деяния которого по утверждению веры в душах монахов и мирян способствовали причислению его к лику святых. Он был одним из первых и любимых учеников преподобного Сергия Радонежского.

Житие Саввы Сторожевского, написанное Маркеллом Хутынским в XVI веке долгое время являлось настольной книгой не только для тех, кто желал принять монашеский постриг, но и для всех богобоязненных и добропорядочных жителей Киевской Руси.

Сохранившиеся до нашего времени источники, среди которых не последнее место занимают жития других монахов и святых людей не дают точного представления о месте и дате рождения Саввы.

Достоверно известно лишь, что преподобный Савва Сторожевский был одним из ближайших учеников Сергия Радонежского. Жил звенигородский Савва Сторожевский в конце XIV начале XV века и был, скорее всего, потомком одного из богатых боярских родов, проживающих в Смоленских землях. Обычай отдавать в монахи одного из своих сыновей в те времена был очень распространен.

Важно

Будучи иноком в Троице-Сергиевской Лавре, Савва стал свидетелем многих чудес, сотворенных по молитве его великим учителем Сергием Радонежским.

Одним из них были напутственные слова войску Дмитрия Донского, идущему на битву с врагами русских земель.

По возвращению из похода с победой, князь не забыл поблагодарить святого старца, выделив ему земли близ реки Дубенки для обустройства монастыря и скита, куда могли бы приходить жаждущие уединенной жизни монахи.

На подаренной земле Сергий Радонежский основал церковь Успения Пресвятой Богородицы, призвав туда множество монахов, воздвигнувших в пустынных местах прекрасный монастырь.

Но дела мирские и Божеские требовали от Радонежского больших забот, потому старец выбрал самого умного, трудолюбивого и отрешенного от мирской жизни ученика, коим оказался Савва Сторожевский, и поручил ему блюсти монашеские заветы и направлять паству, ему вверенную так, будто это делает сам Сергий.

Настоятель Троицкого монастыря

Савва был уважаемым и кротким монахом, все свои дни проводящим в молитвах перед образом Святой Богородицы. Монашествующая братия безмерно обрадовалась назначению такого настоятеля. И впоследствии, после преставления Сергия Радонежского, предложили Савве возглавить Троице-Сергиеву Лавру.

Это предложение это было принято Саввой с большой благодарностью, но с условием, что назначение его будет временным и закончится как только старец Никон, которому по праву наследования принадлежала должность настоятеля, вернется из безмолвного скитания по пустошам. Произошло это событие примерно между 1392 и 1393 годами (в летописных источниках указанными, как вероятное время кончины Сергия Радонежского).

В должности настоятеля Савва Сторожевский пребывал на протяжении шести лет, после чего решил оставить мир и удалиться в уединенные скиты, передав полномочия вернувшемуся из странствий Никону.

  За время нахождения на посту настоятеля Савва Сторожевский прославился благочинным нравом и снискал любовь не только простых мирян, приходящих искать благословения от рук святого старца, но и уважения со стороны сильных мира сего.

После смерти Сергия Радонежского Савва взял на себя опеку над всеми духовными сыновьями и дочерьми последнего, и на протяжении многих лет выступал в роли наставника вдовы Дмитрия Донского – Евдокии и его третьего сына Юрия.

Дружба с Юрием Донским

Юрий Дмитриевич Донской познакомился с Саввой еще при жизни своего великого родителя, глубоко чтившего насельников святой обители. После смерти Дмитрия Донского между его старшим сыном Василием и младшим сыном Юрием начался разлад, братья никак не могли поделить принадлежавшие им земли, никого не обидев.

Юрий был наиболее умным и способным из всех сыновей Дмитрия Донского, потому именно в нем жители Владимирских, Звенигородских и Галичских земель видели спасителя Руси.

Совет

Этой же позиции, по всей видимости, придерживался и Савва, благословив Юрия Дмитриевича в 1395 году на поход  в Волжскую Булгарию, завершившийся не только победой русского войска, но и предотвращением угрозы русским землям со стороны надвигающихся полчищ Тамерлана.

После того, как предсказание старца Саввы, данное им накануне похода сбылось, князь Юрий еще больше преисполнился к нему уважением и любовью и потому не пожелал отпускать от себя надолго, выделив земли вблизи Звенигорода для постройки монастыря, где Савва мог бы стать настоятелем. Видя в строительстве еще одной Божьей обители благое дело, Савва Сторожевский согласился покинуть Троицкую Лавру и основать монастырь на горе Стороже.

Строительство Звенигородского монастыря

Постройка монастыря была начата в 1396 году и завершилась ближе к 1405. На территории нового монастыря было воздвигнуто сразу несколько церквей, роспись которых была поручена тогда еще никому не известному Андрею Рублеву. С благословления самого Саввы Сторожевского Рублев написал «Спас Звенигородский», а также стал автором Звенигородского чина.

Влияние Саввы на молодого художника было столь велико и благотворно, что, по мнению, некоторых историков, именно Савва Строжевский стал тем, кто подвиг Рублева на написание его знаменитой «Троицы». Савва видел в молодом отроке немалый талант, потому незадолго до своей смерти препоручил его судьбу в руки своего духовного сына Юрия.

Благодаря усилиям Саввы Сторожевского, его неиссякаемой энергии и благочестию, Звенигородский монастырь превратился в своего рода Китиж-град, куда стремился попасть каждый православный христианин, на сердце которого лежал какой-нибудь грех, либо забота.

Савва Сторожевский принимал всех, кто приходил к нему со своими печалями, выслушивал и давал советы, поступая так, как это делал некогда великий его учитель Сергий Радонежский. Всю свою жизнь ни от кого не отворачивался монах, памятуя о том, что пути Господни неисповедимы, и не дано человеку судить о задумке Божией, а лишь направлять и смиренно молиться о судьбе грешников.

За свой долгий век старец благословил на святые брачные обеты немало пар, среди которых были также князь Юрий и его невеста Анастасия, прожившие счастливую и долгую жизнь.

И это несмотря на то, что брак был исключительно политическим, поскольку позволял князю Юрию претендовать на большую часть русских земель.

Обратите внимание

Вероятнее всего, что если бы задумка Юрия и в некоторой степени самого Саввы удалась, русские земли были бы объединены в одно государство намного раньше намеченного срока, но этого не произошло.

После смерти Саввы в декабре 1407 года, Звенигордский монастырь пришел в упадок, что было связанно с желанием потомков занявшего престол брата Юрия – Василия, стереть саму память о существовании преподобного, бывшего наставником ненавистного родственника.

Чудеса, связанные с образом Саввы Сторжевского

Житие Саввы Сторожевского, писанное Маркеллом Хутынским заканчивается историей о явлении святого Саввы игумену Звенигородского монастыря Дионисию, под впечатлением которого последний написал чудодейственный лик, славящийся своей способностью к исцелению страждущих.

Долгое время Савву Сторожевского почитали как местного святого, в 1547 году старец был канонизирован, а 1652 году произошло первое обретение мощей святого игумена в Звенигородском монастыре, совершенное по повелению Алексея Михайловича Романова, чтившего Савву как своего личного заступника, спасшего его от лап разъяренного медведя.

Другой удивительный случай помощи Саввы Сторожевского  был зафиксирован в 1812 году.

Преподобный явился одному из военачальников  Наполеона – Эжену Богарне и попросил его не причинять бедствий жителям Звенигорода и монастырским стенам, предсказав, что выполнив эту просьбу, он останется цел и невредим в войне, ничего хорошего французам не сулящей. После того как предсказание Савы сбылось небольшой монастырь, им основанный, возвысился и стал также популярен, как и сама Троицкая Лавра.

Но на этом чудеса Саввы Сторожевского не закончились. На сегодняшний день мощи Саввы Сторожевского находятся в Звенигородском мужском монастыре, куда они были перенесены в 1998 году, после окончания периода коммунистического запрета на церковную и монашескую деятельность. Рака с чудотворными останками преподобного хранится справа от алтаря в соборе Рождества Богородицы.

А недалеко от обители, возле пещеры, где жил преподобный Савва расположен целебный источник. Многие годы люди передают друг другу весть о великих чудесах, которые открываются каждому чистому душой человеку, посетившему это место и окунувшегося в купель Саввы Сторожевского.

Даже не зная в чем помогает Савва Сторожевский, к нему обращаются люди со всех уголков России, рассказывают о возникших у них трудностях, и им становится легче. Преподобный Савва незримой рукой помогает и направляет заблудшие души также, как делал это при жизни. Звенигородский святой слышит любую праведную молитву и обязательно помогает.

Подробнее о Саввино-Сторожевском монастыре можно прочитать в этой статье.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/zhitie-prepodobnogo-savvy-storozhevskogo/

Житие и чудеса Преподобного Саввы Сторожевского | След Веков

Преподобный Савва Сторожевский возлюбил Христа с малых лет. Постриг он принимал от преподобного Сергия Радонежского .

Уже будучи иноком, Савва с особенным рвением боролся с соблазнами и в добродетелях старался быть первым, зная о небесных благах уготованных Господом угодникам Его.

Инок Савва для всех выглядел простым и не образованным, но мудростью был выше многих считавших себя мудрыми, — первым в церковь входил и последним выходил из нее, — таково было его умиление, что не мог он сдерживаться от рыдания во время службы божественной. Отцы видя такое умиление удивлялись и славили Господню благодетель.

Важно

Благодаря высокой духовной опытности Савва снискал большое уважение окружающих. В скором времени его назначили духовником братии. Дополнительно, он иногда исполнял обязанности игумена Троицкой обители.

Утвердившись в своих добродетелях, игумен Савва стяжал себе уважение князей и известность по всей земле Русской. Боголюбивый князь Георгий (в миру Юрий) Дмитриевич приехал в монастырь преподобного Сергия к блаженному Савве и уговорил его образовать в своейвотчине на подобающем для того месте собственную обитель.

Читайте также:  Молитвы при недостатке материнского молока

Таким образом Савва покинул обитель преподобного Сергия и переселился в пустынное месте на возвышенности. Место это находилось в верховьях Москвы-реки, рядом с городом Звенигород и называлось Сторожи. Именно на этом месте преподобный и решил организовать обитель свою.

Жил святой Савва в полном безмолвии и отдалении от всех, стойко перенося все капризы природы в одиночку с Господом в сердце и молитвой на устах. Как водится молва о подвигах святого жития его быстро распространилась по округе и потянулись к святому иноки и миряне со всех окраин.

Желание у них было лишь одно, чтобы руководил преподобный Савва жизнью их духовной. Всех, кто приходил преподобный встречал с любовью, был примером смирения и трудолюбия. Савва сам носил воду с реки, поднимаясь в высокую гору и исполняя прочие труды по хозяйству.

Такими поступками он хотел приучить к труду братию, чтоб не теряли они дней отпущенных на земле в праздности, которая есть мать всех пороков.

Позднее, князь Георгий Дмитриевич, предложивший преподобному Савве саму идею создания обители выделил ему средства на воздвижение храма. И был построен храм, освещенный во славу Рождества Пречистой Богоматери.

Стала процветать обитель великая, направленная на спасение души всякого в ней пребывающего. Добрый пастырь был Савва в этой обители для паствы Христовой.

И взойдя на духовную пажить, утвердился он в добродетелях великих.

Совет

Вся жизнь святого просияла добродетелями, так что Богу угодно было во время земной жизни Саввы наградить его даром провидения. Князь Георгий Дмитриевич в 1399 году должен отправиться на войну супротив булгар.

До выступления в путь посетил он монастырь преподобного Саввы и испросил благословения его.

Старец, прочитав молитву благословил его крестом, и предсказал: «Иди, смело, благоверный князь, и прибудет с тобой Господь, помогая тебе! Всех недругов своих победишь и по волии Христовой здоровым в свое Отечество вернешься».

Взяв позднее командование над великокняжескими полками, Георгий благословенный старцем выступил на неприятеля. Три долгих месяца вел он сражения и из всех битв вышел победителем. Вернувшись домой первым делом Георгий поспешил в святое пристанище преподобного старца и вознес благодарение Богу, даровавшего победу ему по молитвам святого отца обители Сторожевской.

Дожив до седин, святой Савва Строжевский тяжело заболел и, собрав всю братию, довольно учил их в Писаниях Божественных, напоминая о важности хранить чистоту телесную и молиться неустанно.

Далее преподобный старец, назначил в игумены своего ученика, наказав всем быть у него в повиновении и послушании.

Преподав мир всем и прощальное целование, старец Савва, святой Богоугодник в добром исповедании отдал свою чистую душу в руки Господа в третий день от начала зимы.

Новость о преставлении преподобного мгновенно облетела все окрестности. Абсолютно все православные жители Звенигорода с любовью великой собрались на проводы в последний путь святого угодника, на руках неся больных и увечных. Проведя надгробное пение, с почестями упокоили Савву Сторожевского в храме Рождества Пресвятой Богородицы, созданным им при жизни.

Источник: http://SledVekov.ru/savva

Савва сторожевский — храм, икона, мощи

Многими молитвенниками богата была русская земля. Один из самых известных современников преподобного Сергия Радонежского — его ученик Савва Сторожевский. Он по сей день пользуется заслуженной славой и любовью верующих.

История жизни

Еще юношей пришел в монастырь, потому что всю свою жизнь решил посвятить Господу. Мысли его уже тогда пребывали только лишь в Царстве небесном, поэтому святой всегда выходил из храма позже всей братии. Такая преданность Христу не могла остаться незамеченной. Монахи сделали Савву Сторожевского своим духовником — это очень почетная обязанность и большая ответственность.

  • Очень быстро о духовных дарах инока стало известно окружающим. К нему стали приходить князья и простой люд — все просили мудрого совета в духовной жизни. Хотя монах любил молиться в уединении, это не всегда ему удавалось.
  • Преподобный постоянно находился в трудах — сам носил воду из реки, подавая пример другим жителям монастыря. Ведь лень и праздность являются началом многих грехов.
  • Князь поручил мудрому священнику основать новую обитель, что он и сделал. Монастырь был построен и освящен в честь Рождества Девы Марии.

Уже при жизни преподобный обладал даром предвидеть грядущие события. Например, он предсказал князю Георгию победу в сражениях с болгарами. Спустя несколько месяцев так и произошло, первым делом воины пришли благодарить своего наставника.

Скончался старец в преклонных летах. В летописях точно не указана дата его рождения. Умер он в 1407 г. Церковь прославила его как святого через сто с лишним лет. Мощи Саввы Сторожевского в настоящее время находятся в Саввино-Сторожевском монастыре, который был основан самим преподобным.

Святая обитель

Хотя в нашей стране великое множество монастырей, есть самые знаменитые. Они прославлены благодаря великим подвижникам, которые жили в их стенах. Такой обителью является Саввино-Сторожевский монастырь. Находится знаменитое место паломничества в Звенигороде, основана обитель в конце 14 в.

Начиналось все по просьбе местного князя с одной деревянной церквушки, которая стояла на горе Стороже. Поначалу Савва жил там один в своей пещерке, но вокруг него собирались единомышленники.

  • Монастырь находился в стратегически важном месте, являясь защитой Московской области с западной стороны. Здесь любили молиться многие представители царской семьи — Иван Грозный, Алексей Михайлович и др.
  • После кончины великого монаха сюда была проложена специальная дорога, по которой цари приезжали в обитель на моление. Сейчас это Рублево-Успенская трасса.
  • В монастыре хранились великие святыни — Иверская икона Божией Матери, Владимирский образ Богородицы.
  • Обитель благополучно пережила многие страшные времена, но в годы революции большевиков все же была закрыта.
  • Здесь находился огромный колокол, чей благовест было слышно даже в столице, но большевики уничтожили его.

Возрождение монашеской жизни началось в 1995 г., сегодня здесь проживают несколько десятков монахов.

Почитание

В православной культуре принято приобретать для дома лики святых. Люди верят, что эти святыни способны защитить их, подарить душевный покой. Икона Саввы Сторожевского пишется в традиционном восточном стиле.

Прямо на молящегося смотрит старец с длинной бородой, волосы с проседью немного вьются, лоб открыт.

  • Изображен монах на золотистом фоне — это символ райских обителей, где будут обитать души праведников. Православная Церковь верует, что там находятся святые, которые своими молитвами могут помогать живущим на земле.
  • Монашеская мантия накинута поверх облачения, она символизирует ангельскую душу тех, кто отрекается от грешного мира.
  • Правой рукой наставник благословляет верующих, в левой держит свиток (символ мудрости и просвещенности Духом Святым).

Перед образом можно не только произносить молитву святому, но и петь акафист Савве Сторожевскому. Это поможет преодолевать страсти, сосредоточиться на том, что действительно важно — жизни духа, его воспитания в христианских добродетелях.

Чтобы приложиться к святым мощам, верующие стараются совершить паломничество в храм Саввы Сторожевского, он находится в Звенигороде.

Там можно посетить скит, где который находится немного в стороне от монастыря, среди леса. Именно над оврагом, где совершались молитвенные подвиги, был возведен храм.

Это сделано ради сохранения памяти подвижника православной веры. Средства на строительство были пожертвованы одним достойным купцом.

Обратите внимание

Здесь была начата традиция крестного хода, который совершается в день церковной памяти преподобного. Сюда приезжали для молитвы многие известные люди.

Сегодня монахи стараются вести такую же строгую жизнь, образец которой показал преподобный Савва.

Считается, что по молитвам преподобному можно исцелиться от болезней тела, обрести душевный покой, найти правильный путь в жизни. Молитвами преподобного Саввы, помилуй нас, Господи!

Текст православной молитвы Савве Сторожевскому

Савва сторожевский — храм, икона, мощи was last modified: Июнь 6th, 2017 by Bogolub

  1. Главная
  2. /
  3. Описание икон
  4. /
  5. Савва сторожевский — храм,…

Загрузка…

Источник: https://bogolub.info/savva-storozhevskij/

Преподобный Савва Сторожевский

Память преподобного Саввы Сторожевского совершается в Русской Православной Церкви 1 февраля, 23 августа и 16 декабря по новому стилю.

Жизнеописание святого Саввы Сторожевского

Один из наиболее известных и почитаемых русских святых преподобный Савва Сторожевский родился около середины XIV века. Его жизнь не была богата внешними событиями. Из жития, составленного вскоре после смерти преподобного, известно, что большую часть своей жизни он прожил в Троице-Сергиевом монастыре, являясь близким учеником преподобного Сергия Радонежского.

После смерти преподобного Савва недолгое время являлся игуменом Троицкой обители, однако вскоре был вынужден покинуть монастырь, поскольку Звенигородский князь Юрий Дмитриевич пригласил его в свой удел для основания новой обители.

Благодаря преподобному Сергию Радонежскому на Руси начался расцвет монашеской жизни, так как его ученики разошлись по всей русской земле, закладывая новые обители. Русские люди с глубоким уважением и любовью относились к монашествующим, видя в них идеал христианской жизни.

Потому паломничество по святым местам и поддержка обителей считалось делом личного благочестия и верующие нередко давали средства для возведения новых монастырей. Многие из князей считали своим долгом основание хотя бы одной иноческой обители в своем уделе, поэтому число монашеских общин быстро росло.

С благословения преподобного Саввы началось грандиозное строительство монастыря на реке Стороже. Первые храмы, построенные в стиле раннемосковской архитектуры, были украшены фресками лучших иконописцев того времени, в числе которых находился Андрей Рублев.

Этот великий изограф, в то время только начавший свой творческий путь, создал для расположенного неподалеку от монастыря храма на Городке целый ряд уникальных икон, получивших позже название «Звенигородского чина». К сожалению, не все иконы этого мастера, созданные для обители, дошли до нашего времени, а оставшиеся образа требуют серьезной реставрации.

Важно

Преподобный Савва Сторожевский скончался в 1407 году и был погребен в основанном им монастыре. Местное почитание святого началось сразу после его смерти, а официальная канонизация состоялась в 1547 году на церковном соборе.

Инициатором церковного прославления являлся митрополит Макарий, а также царь Алексей Михайлович, глубоко почитавший преподобного Савву Звенигородского.После революции 1917 года Саввино-Сторожевский монастырь был закрыт, а святые мощи вскрыты и конфискованы. Позже святыня сохранялась одним из благочестивых жителей Звенигорода, который завещал передать останки Церкви при наступлении благоприятных времен. В 1984 году его родственники отдали святые мощи в Даниловский монастырь в Москве, но позже они были перенесены в Саввино-Сторожевский монастырь.

Чудеса святого Саввы Звенигородского

Сохранилось множество свидетельств о чудесах и помощи, которую преподобный Савва Сторожевский оказывал обращавшимся к нему с молитвой. В летописях монастыря сохранилось сказание о том, как святой спас царя Алексея Михайловича от медведя, напавшего на него во время охоты.

Второй известный случай связан с французским нашествием в 1812 году: пасынок Наполеона, полководец Эжен Богарне, участвовавший в походе на Москву, не стал подвергать разорению Саввино-Сторожевский монастырь и во сне удостоился явления преподобного Саввы, который обещал, что за это будет единственным из верховных полководцев, оставшихся в живых.

Так и произошло, и Эжен Богарне благополучно вернулся во Францию, а некоторые из его потомков остались в России, породнившись с царской семьей.

Тропарь, глас 8:

Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне:/ от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя,/ и того учением ум к Небесным вперив,/ и стаду твоему премудр наставник показался еси;/ тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати,/ Савво, отче наш,// моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Господним желанием распалився,/ страсти плотския воздержанием оттряс,/ Божественнаго света незаходимое светило явился еси,/ чудес лучами всех просвещаеши,/ притекающих к мощем твоим,// Савво преподобне, отче наш.

Величание:

Ублажаем тя, / преподобне отче Савво, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче Ангелов.

Молитва:

О пречестная и священная главо, Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея, и о всех, по духу, чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу, и не презри, верою и любовию чтущих тя. Испроси, предстательством твоим, у Царя царствующих мир Церкви, под знаменем Креста воинствующей, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение; болящим исцеление; малодушным упокоение; заблуждшим исправление; согрешающим дух сокрушения; бедствующим и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи, в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя; идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Читайте также:  Троице-сканов женский монастырь, россия, пензенская область, село сканово

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/944-prepodobnyj-savva-storozhevskij

Преподобный Савва Сторожевский

На фото: Икона преподобного Саввы Сторожевского.

Множество чудес и исцелений случилось у мощей преподобного Саввы Сторожевского. Приходящим к нему с верою людям подаются они по молитвам этого величайшего подвижника

Когда и где родился преподобный Савва Сторожевский, в точности не известно. Иногда в качестве даты рождения указывается 1327 год, однако эта датировка основывается лишь на более или менее вероятных допущениях. Скорее всего, происходил он из знатной семьи, ибо, по преданию, оставил имущество и сменил «мягкие одежды» на иноческое рубище.

Сергиев ученик

К преподобному Сергию Радонежскому святой Савва пришел в юном возрасте, явившись одним из первоначальников Радонежской обители. Впоследствии, когда он стяжал большой духовный опыт и дар рассуждения (но говорил при этом крайне редко и мало), преподобный Сергий сделал его духовником братии.

В 1380 году преподобный Савва стал первым игуменом основанного Радонежским чудотворцем Успенского Дубенского Шавыкина монастыря на реке Дубне и оставался в этом качестве больше десяти лет.

Шавыкин монастырь — наименее изученный из всех, связанных с именем преподобного Сергия.

Находился он на острове и со временем исчез (в середине XIX века в принадлежавшей тогда Петру Аксакову Шавыкиной пустоши сохранялись лишь две обветшалые часовни).

Когда преемник преподобного Сергия, преподобный Никон, ушел в затвор, святой Савва в течение шести лет настоятельствовал в Троицком монастыре. К этому периоду предание относит чудо изведения по молитвам преподобного Саввы водного источника, который и поныне истекает за северной стеной Троице-Сергиевой Лавры.

Сторожевский подвижник

Так совпало, что вскоре после того, как преподобный Савва сам возжелал пустыннического жития, князь Юрий Дмитриевич Звенигородский уговорил его поселиться возле Звенигорода. Место, предложенное князем, полюбилось святому, и вскоре он выстроил здесь небольшую деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а неподалеку — келью.

Перебравшись на звенигородскую землю, подвижник еще больше утруждал плоть свою постом и лишениями, подвизаясь в безмолвии. Скоро слух о его святой жизни привел в эти места многих искавших спасения. Преподобный Савва всех принимал с любовью и был образцом смирения и иноческих трудов. Когда собралось довольно братии, он устроил в новой обители общежитие.

В своих отношениях с насельниками монастыря святой старался подражать своему учителю, заветы которого хранил в сердце и соблюдал в своей подвижнической жизни.

Совет

Предание сохранило рассказ о том, как он на своих перетруженных подвигами и возрастом плечах носил воду на крутую гору, к обители, и все потребное для себя старался делать сам, чтобы научить братию не лениться и не губить дней в праздности.

В версте от монастыря, в глубоком овраге, под сенью густого леса, преподобный ископал себе тесную пещеру, где в совершенном уединении и покаянии со слезами молился Господу. Молитву он чередовал с рукоделием. Это место теперь известно как скит преподобного Саввы Сторожевского.

В 1399 году князь Юрий Дмитриевич должен был идти войной против волжских булгар. Перед походом он пришел в Сторожевскую обитель испросить благословения на брань у своего духовника. Святой помолился, осенил князя крестом и предрек победу. Предреченное сбылось.

Вернувшийся с победой князь поспешил к преподобному, сделал щедрые пожертвования и учредил трапезу братии. На княжьи пожертвования производилось благоустройство обители, был построен прекрасный белокаменный Богородице-Рождественский собор.

Совершенствуясь в духовной жизни, преподобный Савва достиг глубокой старости. Почувствовав приближение кончины, старец призвал к своему смертному ложу братию и, сделав последние наставления и назначив преемника, скончался 3 декабря 1407 года.

Тело преподобного Саввы было предано земле в соборе Рождества Пресвятой Богородицы.

Чудесные знамения и явления

Сохранилось немало рассказов о посмертных явлениях преподобного Саввы, о его помощи страждущим и вразумлении неразумных.

Особенно любопытен один такой рассказ, относящийся ко второй половине XV века. Речь в нем идет о видении тогдашнего настоятеля Сторожевской обители игумена Дионисия. Однажды, решив отдохнуть после обычного своего правила, Дионисий узрел перед собой благообразного старца, который повелел написать свой образ на иконе (а игумен тот был даровитым иконописцем).

Дионисий резонно вопросил, кого видит перед собой, на что получил ответ: «Я — Савва, начальник сего места». Воспрянув ото сна, настоятель призвал ветхого годами монаха Аввакума, видевшего в ранней юности преподобного Савву, и попросил его описать святого.

Обратите внимание

Описание в деталях совпало с образом старца, виденного Дионисием, который после этого и исполнил Саввино повеление.

Вскоре игумен на себе испытал милость основателя Сторожевского монастыря. Оклеветанный братией перед великим князем Московским Иоанном III Васильевичем и вызванный последним на суд, Дионисий просил заступления у преподобного Саввы.

Святой явился в следующую ночь настоятелю и впавшим в соблазн монахам.

Первого он ободрил, а иноков пристыдил, сурово вопросив: «Для того ли вы оставили мир, чтобы с ропотом проходить подвиг иночества?» На суде у князя отец Дионисий был оправдан.

Русская Церковь канонизировала преподобного Савву Сторожевского в 1547 году. В 1652 году состоялось обретение мощей святого. Перед открытием мощей было замечено особенно много чудесных явлений при гробе великого сторожевского подвижника.

Не иссякла его помощь страждущим и после 1652 года. Неудивительно, что слава о святом разошлась по всей Руси.

Любопытный факт: Житие преподобного Саввы Сторожевского в начале 1830-х годов перевел на современный ему язык (коего, впрочем, и сам в некотором смысле являлся создателем) Александр Пушкин.

Это был текст более поздний по отношению к Житию, созданному в середине XVI века игуменом Маркеллом Хутынским, и весьма отличный от Маркеллова.

Чтобы читатель составил представление о пушкинском переводе, приводим небольшой отрывок из него:

Святые Русские.

Источник: http://posmotrim.by/article/prepodobnyj-savva-storozhevskij.html

Преподобный Савва Сторожевский – Храм Великомученика и целителя Пантелеимона

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский в ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского, и был одним из первых его учеников и сподвижников. Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятовании суда Божия.

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский

Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще «в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным». Когда великий князь Димитрий Донской, в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери, ее игуменом, по благословению преподобного Сергия, стал Савва.

Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу.

В 1392 году братия Сергиевой Лавры, по удалении игумена Никона на безмолвие, умолила преподобного Савву принять игуменство в обители.

Здесь он «добре пасяше порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему». Предание относит ко времени его игуменства извещение водного источника за стенами Лавры.

Важно

С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия. Он избрал преподобного Савву духовником и упросил прийти дать благословение его дому.

Преподобный надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться и заложить «в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи», новую обитель. Стремясь к жизни уединенной и безмолвной, преподобный принял предложение звенигородского князя Юрия Димитриевича и перед иконой Божией Матери со слезами испросил Ее покрова пустынному месту.

На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, основал он небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1377), а недалеко от него поставил малую келию для себя.

В 1399 г. здесь же преподобный устроил монастырь, с любовью принимая всех ищущих безмолвного жития. Много потрудился преподобный Савва при устройстве своей обители. Сам выкопал колодец под горою, откуда носил на плечах своих воду, обнес монастырь деревянной оградой, а в версте от него, в овраге, выкопал себе келию для безмолвного жития.

Преподобный Савва Сторожевский

В 1399 году преподобный благословил своего духовного сына, князя Юрия, уходившего в военный поход, и предсказал ему победу над врагами. Молитвами святого старца войскам князя была дарована скорая победа. Трудами преподобного Саввы в обители был выстроен каменный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Скончался святой Савва в глубокой старости 3 декабря 1406 года.

Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народа, с великою любовью собрались на погребение почившего святого, неся с собою недужных и больных.

Совершив над почившим надгробное пение, с честью похоронили его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Честные мощи преподобного Саввы и доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим, во славу Христа Бога нашего, творящего чрез Своих угодников, и по преставлении их, преславные чудеса. Господу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Почитание преподобного местными жителями началось сразу по его кончине. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва «есть воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе».

Совет

В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший пешком на поклонение в обитель преподобного.

Предание сохранило для нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя. Как повествует житие преподобного Саввы, составленное в ХVI в.

, в конце ХV века (1480-1490 годах) игумену Саввинской обители Дионисию после вечернего правила явился старец и обратился к нему: «Дионисий! Вставай и напиши лик мой на иконе».

На вопрос Дионисия, кто он, явившийся ответил: «Я Савва, начальник сего места».

Ветхий старец обители Аввакум, видевший в юности преподобного, описал внешность святого. Точно таким явился он игумену Дионисию, который исполнил повеление и написал икону преподобного Саввы.

Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 г. на Московском Соборе. 19 января 1652 г. обретены нетленными мощи преподобного.

Сказание о чудесах преподобного Саввы

Спустя много лет по кончине святого Саввы, игумен его обители Дионисий, однажды ночью, совершив обычное правило, лег уснуть. И вот ему явился честный инок, благообразный и украшенный сединами и сказал ему: «Дионисий, встань скорее, и напиши мой образ».

Дионисий спросил старца:

— Кто ты, отче, и как твое имя?

Благолепный старец отвечал:

— Я — Савва, начальник места сего.

Пробудившись от сна, Дионисий немедленно позвал некоего старца, по имени Аввакума, который был один из учеников преподобного Саввы, и спросил, каков был собою блаженный Савва. Аввакум поведал игумену, каков был собою его авва и учитель и в каком возрасте он скончался. Игумен сказал ему:

— Именно таковым явился мне преподобный Савва в сию ночь и повелел изобразить себя на иконе.

Так как Дионисий был сам иконописец, то он поспешил написать икону преподобного Саввы.

В обитель преподобного Саввы был приведен бесноватой, по имени Иуда. Во время совершения молебна святому Савве, бесноватый закричал:

Читайте также:  Мученик василий александрин

— Тяжко мне: я сгораю, — и тот час же сделался здоров.

Когда его спросили, почему он так сильно закричал, — он сказал:

— Я видел благолепного старца. Он стоял на гробе преподобного Саввы, держал крест и осенил им меня. От этого креста явилось великое пламя и опалило меня всего. Вот отчего я закричал, и этим пламенем отогнан был от меня нечистой дух.

Однажды иноки обители святого Саввы возроптали на своего игумена Дионисия. Они составили на него ложный донос великому князю Иоанну. Князь поверил их клевете и велел игумену немедленно явиться к себе. Узнав об этом, игумен был в великой скорби. И вот ночью во сне ему явился блаженный Савва и сказал:

— Что скорбишь, брат: иди к великому князю, и смело говори ему, не предавайся сомнению, ибо Господь Бог будет с тобою и пошлет тебе помощь.

Угодник Божий явился также и некоторым из роптавших на игумена и сказал им:

— Для того ли вы удалились от мира, чтобы в роптании совершать свой подвиг? Вы ропщете, а игумен молится за вас со слезами: что одолеет, ваши ли клеветы, или молитвы отца вашего?

Когда игумен и братия явились пред князем и объяснились на суде, то клеветники были посрамлены, а игумен с честью возвратился в монастырь.

Один из иноков обители преподобного Саввы долго и тяжко страдал болезнью глаз, и совершенно не мог глядеть на свет. Он пришел ко гробу святого Саввы, пал пред ним на колена и со слезами просил исцеления. Свои же больные глаза стал он отирать покровом, лежавшим на гробе святого угодника. Увидев это, другой инок, стоявший тут, начал поносить его, говоря:

— Не получишь ты исцеления, а только запылишь свои глаза еще больше песком.

Икона преподобного Саввы Сторожевского

Инок, припавший с верою ко гробу святого Саввы, получил исцеление, а насмехавшийся над ним брат внезапно поражен был слепотою и услышал голос, говоривший ему:

— Ты получил, чего добивался, чтобы чрез тебя и другие были научены не смеяться и не хулить чудес, проистекающих от угодника Божия.

Тогда ослепленный с великим страхом и рыданием пал пред гробом преподобного Саввы и просил прощения, которое и получил, но не тотчас, а после многих молитв, слёз и покаяния.

Обратите внимание

Однажды, ночью, пришли в монастырь воры, намереваясь обокрасть церковь Пречистой Богородицы.

Но когда они подошли к окну над гробом преподобного, вдруг пред ними явилась огромная гора, на которую взойти было совершенно невозможно. Тотчас напал на них страх и трепет, и они ушли с пустыми руками.

Все это впоследствии рассказали сами воры, придя в обитель с раскаянием, и остальное время своей жизни провели в покаянии.

После того в обитель пришел некий боярин, Иван Ртищев, неся на одре больного сына своего, Георгия, который от великой слабости не мог уже говорить.

Совершив о здравии Георгия молебное пение, иноки влили больному в уста монастырского кваса. Больной тотчас заговорил, вкусил хлеба от трапезы иноков и стал здоров.

Сильно обрадованный исцелением сына, родитель его принес великое благодарение Богу и Его угоднику, святому Савве, и сказал преподобному, как бы живому:

— Преподобный отче! У меня в доме много рабов и рабынь, которые страдают различными недугами; верую, если ты захочешь, то и тех ты можешь исцелить.

Попросив у игумена кваса, боярин возвратился вместе с исцеленным сыном. Когда он прибыл в дом свой, то приказал привести к себе одну из своих рабынь, по имени Ирину, страдавшую глухотою и слепотою, влил ей в уши монастырского кваса и помазал им ее слепые очи. Тотчас Ирина стала видеть и слышать. Все в ужасе дивились величию Божию.

Также, призвав одного из своих рабов, Артемий, который семь лет страдал глухотою, боярин влил ему в уши того же кваса, и раб получил исцеление.

Важно

После сего он привел слепую девицу, именем Кикилию, и она получила исцеление, как только ее очи были помазаны квасом. Но все таковые чудеса совершались не от кваса, а по молитвам преподобного Саввы и по великой вере боярина Ивана.

Спустя несколько времени, заболел и сам боярин. Употребив то же лекарство, и он получил исцеление.

Игумен обители преподобного Саввы Сторожевского, Мисаил тяжко заболел и, потеряв всякую надежду на выздоровление, находился при смерти. Однажды пономарь обители, Гурий, шел звонить к утрени. Когда он проходил мимо дверей в церковь, его встретил благолепный старец и стал его спрашивать:

— Как здоровье вашего игумена?

Гурий рассказал ему о болезни игумена. Тогда благолепный старец сказал:

— Иди и скажи игумену, чтобы он обратился с мольбою о помощи ко Пресвятой Богородице и начальнику места сего, старцу Савве, — тогда он выздоровеет; ты же, брат, отвори мне двери, и я войду в церковь.

Рака с мощами преподобного Саввы Сторожевского

Гурий усумнился, и не хотел отворить двери раньше звона, но и не осмелился спросить старца, кто он и откуда. Явившийся старец, не говоря более ни слова, пошел к церковным дверям. Двери тотчас сами отворились, и старец вошел ими в церковь. Гурий в страхе возвратился в келлию и стал упрекать своего помощника:

— Почему ты вечером не запер дверей церковных? сейчас я видел, как неизвестный муж вошел в церковь через открытые двери.

Но помощник Гурия с клятвою утверждал, что он с вечера крепко запер двери в церкви. Тогда они зажгли свечи, поспешили к церкви, и нашли, что двери хорошо заперты, так как помощник Гурия действительно с вечера затворил двери и тщательно их запер.

По окончании утрени, Гурий поведал братии всё, что он видел и слышал. Все единогласно решили, что явившийся старец был сам святой Савва. Игумен Мисаил, услышав о сем, приказал нести себя ко гробу преподобного и усердно прося исцеления, и, по молитвам Пресвятой Богородицы и преподобного Саввы, стал совершенно здоровым.

Много и других чудес и исцелений совершилось от гроба угодника Божия. И ныне они подаются притекающим с верою, благодатью Божиею и по молитвам Пресвятой Богородицы и преподобного Саввы, коему будем молиться и мы, чтобы он уврачевал наши болезни душевные и телесные своим теплым предстательством ко Христу Господу Богу нашему, Ему же слава во веки. Аминь.

Источник: http://www.torirem.ru/prepodobnyj-savva-storozhevskij.html

Преподобный Савва Сторожевский (Звенигородский) чудотворец


Савва Сторожевский (Савва Звенигородский) — преподобный Русской церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец.

Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Считается одним из «первых» (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского.




Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского (1392 г.

), был некоторое время игуменом Троицкого монастыря (на период когда Никон Радонежский, которому преподобный Сергий передал игуменство, ушёл в затвор). Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского — Евдокии (в монашестве — Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования)Юрия Звенигородского.

Спорным является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Дубенского Успенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, так как его настоятелем в то время был другой Савва — Стромынский.

По новым сведениям первое строительство деревянного храма Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода было произведено ещё в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича.

Совет

Также скорее всего (по летописям) в 1395 году (а не в 1399-м) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14-ти городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань.

Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на Сторожи можно отнести к периоду 1396—1398 гг.

Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери.

В это же время полным ходом идёт строительство каменного храма на Городке в Звенигородском Кремле, а позднее (после кончины Саввы) Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где до сих пор находятся мощи святого) и Рождественского в Саввино-Сторожевском.

Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее было бы его называть — «звенигородском») стиле, был приглашён молодой иконописецАндрей Рублёв. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918—1919 гг. на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублёва на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 (16 по новому стилю) декабря 1407 года. Звенигородского чудотворца почиталиместно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года.

Особое значение монастырю придавал царь Алексей Михайлович, 19 января (1 февраля) 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В эти же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился с этого времени до наших дней.

 Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси.

Обратите внимание

С монастырём и именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое — это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты, а второе — явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году.

Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона остался живым (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России.

Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте после Троице-Сергиевой Лавры и Серафимо-Дивеевской обители.

После Октябрьской революции 17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты VIII-ым (ликвидационным) Отделом Народного Комиссариата Юстиции и изъяты. Сама обитель была закрыта.

До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода М.М. Успенскому, который завещал вернуть их Церкви.

Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Даниловский монастырь, в августе 1998 года их торжественно перенесены в родную обитель — в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.

Наиболее известным источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое Житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый). Краткое Житие игумена Саввы переложил в своё время на современный ему русский язык поэт Александр Пушкин.

Памятник преподобному Савве открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007 года.

Тропарь преподобному Савве Сторожевскому, Звенигородскому

Тропарь, глас 8

От юности божественною распаляемь ревностию, возлюбил еси чистое житие, презрев мира сего красная и суетная, последовал еси твоему Богомудрому учителю, преблаженному Сергию, в труде и бдении, в посте и подвизе: на Сторожи явлься безмолвия ради и стражи духовныя, недремленным на Божественней стражи предстоянием стяжал еси ум, зряй к Богу, и демонския козни и обстояния прозираяй: озарение Пресвятаго Духа в себе восприем, яко звезда пресветлая возсиял еси верным. Темже и премудр и светозарен предстоятель и пастырь стаду твоему явился еси, светом твоим просвещаяй и всех, приходящих тебе верою, отче наш Савво, и моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак 1 (из  Акафиста)

Важно

Избранный от Воеводы и Господа воинств небесных, преподобне отче наш Савво, силою креста Господня победивый напасти, яже от диавола, мира и плоти, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких искушений, бед и наветов вражиих молитвами твоими сохраняй нас, похвальная с любовию тебе воспевающих;

 Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Акафист преподобному отцу нашему Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу

Источник: https://orthodoxpantry.blogspot.com/2011/01/blog-post_31.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector