Преподобный шио мгвимский

Грузия, окрестности Мцхеты. Шио-Мгвимский монастырь

Шио-Мгвимский монастырь я планировал посетить еще в свой первый приезд в Мцхету, но тогда таксист отговорил нас под предлогом, что после дождя 10 км грунтовки будут совсем мучительны, и вместо Шио мы попали в крепость Ананури. В этот же раз я сам был на колесах, поэтому отговорить меня было некому.

Возле монастыря Самтавро, о котором был рассказ в посте про Мцхету, второстепенная дорога уходит в гору – это и есть единственный автомобильный путь к монастырю. 1.Дорога здесь одна, поэтому заблудиться не получится. Лишь в одном месте она раздваивается, но вторая часть ведет на какой-то режимный объект, огороженный шлагбаумом, это видно.

Не знаю как тут во время дождей, но в сухое время мы легко одолели все 10 км на малолитражке.Летом здесь, думаю, очень красиво:2.3.В какой-то момент дорога идет вдоль Куры:4.И вскоре заканчивается прямо у ворот монастыря.5.

Шио-Мгвимский монастырь — средневековый монашеский архитектурный комплекс, неподалеку от города Мцхета.

Он расположен в узком известняковом ущелье на северном берегу реки Мтквари (Кура), примерно в 30 км от Тбилиси. Первая монашеская община на этом месте была основана в VI веке монахом Шио, одним из тринадцати ассирийских отцов, которые прибыли в Грузию в качестве христианских миссионеров.

Обратите внимание

Святой Шио провел свои последние годы, отшельником в глубокой пещере возле Мцхеты, впоследствии названной Шиомгвиме (Пещера Шио). Шио-Мгвимский монастырь быстро превратился в крупнейшую монашескую общину Грузии, и к концу VI века его населяли более, чем 2000 монахов.

Монастырь стал оживлённым центром культурной и религиозной деятельности и находился под личным патронажем католикоса Грузии. Падение единого грузинского царства и непрекращающееся чужеземные вторжения привели монастырь в упадок.

Период относительного оживления наступил когда грузинский царь Георгий VIII (правил 1446-1465) предоставляет Шио-Мгвимский монастырь и его земли благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, которые до 1810-х гг. использовали его в качестве семейной усыпальницы. Несколько раз монастырь опустошался и разорялся, а в конце концов и вовсе был закрыт советской властью, хотя богослужения тайно продолжались. Сейчас монастырь действует и привлекает много паломников и туристов.

6.Уже на входе понимаешь, что монахи здесь не бездельничают. Словно в подтверждение этих мыслей я замечаю одного из них, несущего на себе в гору полную двадцатилитровую канистру.Плуг:7.Пасека:8.Овцы:9.

Начну с того, что сразу бросается в глаза – большая церковь, необычной для грузинских храмов архитектуры.

Верхняя церковь (Земо Эклесия) названная в честь Божией Матери является центральной частью Шио-Мгвимский монастыря и построена на рубеже XII века по приказу царя Давида IV.

Первоначально купольная церковь, она была впоследствии уничтожена иностранным вторжением и восстановлена в 1678 году, как базилика.

10.Вход. Внутри храма можно увидеть хорошо сохранившиеся фрески, но фотографировать там нельзя. Хотя запрет легко обойти, скрывшись за одной из колонн, я все же не стал этого делать.11.У церкви есть балкончик. Наверное, там какие-то бытовые помещения.12.В окне виден популярный в Грузии крест из виноградной лозы (крест Св. Нины) и терновый венок:13.К храму примыкает здание, похожее на резиденцию какого-нибудь высшего церковного чина. Здание спрятано за воротами и заходить туда нельзя.14.А напротив церкви, предполагаю, расположены кельи. Так я решил, потому что больше им просто негде быть. Интересно, а где в славные времена жили 2000 монахов, если сейчас места хватит от силы на несколько десятков?15.Здания на территории монастыря построены будто ступенями – Верхняя церковь соответственно на верху, если спуститься ниже, то можно увидеть небольшую и с виду невзрачную церквушку. На самом деле это один из древнейших храмов в стране, к тому же сохранившийся почти в первозданном виде.

Самая ранняя постройка на территории монастыря – храм Святого Иоанна Крестителя (построен в 560-580 годах). Это крестообразная в плане церковь, очень проста и строга по своей конструкции.

К тому же времени относятся и вырытые монахами пещеры и сейчас видимые вокруг монастыря и вдоль дороги ведущей к монастырскому комплексу. Церковный купол опирается на восьмиугольный барабан и покрыт конической крышей.

Важно

Внутри храма был размещён богато украшенный каменный иконостас со сценами жития преподобного Шио, находящийся сейчас в тбилисском Государственном Музее искусств Грузии. Колокольня храма возведена в 1733 году.

16.Роспись церкви. Здесь мне разрешили фотографировать.17.

Под решеткой – яма, в которой жил и умер святой Шио. Шио Мгвимский — анахорет, пустынник, один из наиболее почитаемых святых Грузинской церкви, основатель монашества в Грузии. Почитается как чудотворец в христианстве. Я не буду рассказывать о его жизни, иначе пост будет длинным и черезчур “религиозным”, но могу порекомендовать его историю – мне было интересно.

18.К храму примыкает трапезная, построенная между XII и XVII веками, и соединенная переходом с пещерой святого Шио. 19.Вид от трапезной:20.Украшение трапезной:21.

Вид на храм Иоанна Крестителя снизу, с “низшей ступени”. Здесь позволю себе высказать свое “фи” тем, кто проводил (а заодно тем, кто заказывал, оплачивал и принимал) реставрацию монастыря.

Черепица это, конечно, красиво, но здесь как раз тот случай, что не всегда: во-первых, такие объекты надо реставрировать в максимальном соответствии с тем, как оно было раньше (а было так, смотрим фотографию с Википедии.

), а, во-вторых, без этой черепицы церковь (как и остальные постройки) смотрелась куда солиднее и древнее.

22.”Домик” для свечей на могиле возле старого храма:23.Когда святой Шио появился в этих местах и о монастыре еще никто и не думал, он поселился в одной из пещер в северной части монастыря у самого основания навесающей скалы. Впоследствии многие его последователи и монахи брали с него пример и жили здесь в пещерах.24.Я думаю, что даже те пещеры, которые кажутся недоступными когда-то были заселены. 25.26.Если стоять лицом к монастырю, то на вершине горы справа есть небольшая часовня, построена она в 12-м веке и, говорят, сохранила фрески, но туда я не поднимался.27.Слева от ворот монастыря находится источник, если заглянуть внутрь, то видно, что вода берет свое начало не здесь, а приходит по специальному тоннелю откуда-то сверху:28.29.Дорога назад. Все теже горы в лучах заходящего солнца.3031.Сама дорога, как видите, все не так страшно:32.Такой вид открывается при подъезде к Мцхете: громадина собора Светицховели, за ним Арагви впадает в Куру (заметно, что реки разного цвета), чуть дальше национальный хайвей, пересекающий Грузию, и на вершине горы храм Джвари.33.10 марта 2012 г.

(Смотрим другие мои рассказы о Грузии.)

P.S. Текст-ссылка написан не мной, по ссылке можно ознакомиться с первоисточником.

Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты через Яндекс.Деньги или PayPal.

Источник: https://vartumashvili.livejournal.com/79414.html

Преподобный Шио Мгвимский

Преподобный Шио (Симеон) Мгвимский родился в Антиохии Сирской. Родители его были христианами и воспитывали своего сына как единственного наследника. Юноша получил хорошее образование, изучил Священное Писание.

Любовь к Слову Божию так глубоко внедрилась в сердце молодого Шио, что он постоянно держал его в уме своем и даже всегда носил при себе Евангелие, послания Апостола Павла и Псалтирь.

И уже в ранние годы был одарен способностью толкования Слова Божия.

Узнав о святом подвижнике Иоанне Зедазнийском, Шио тайно покинул родительский дом и направился к святому. Преподобный Иоанн возвратил юношу родителям, предсказав, что и они станут иноками.

Предсказание скоро исполнилось: Шио убедил их провести остаток их жизни в иночестве, а сам, употребив в пользу бедных и монастыря оставшееся после них имущество, пришел к преподобному Иоанну, сиявшему в то время в Антиохии и, получив от него пострижение в иночество, сделался его учеником.

Спустя 20 лет преподобный Шио, в числе 12 других избранных учеников святого Иоанна, отправился в Иверию (Грузию) для проповеди Слова Божия.

Совет

Послужив этому делу, распространения веры Христовой преподобный Шио пожелал жить отшельником. И по благословению Католикоса Евлалия и своего учителя преподобный Шио направил свой путь на запад от Мцхета в непроходимые дебри лесные.

Здесь в пустыне, защищенной отвесными и совершенно крутыми стенами песчаной горы от взора людского, Шио поселился в тесной пещере, им самим высеченной в скале, едва достаточной, чтобы укрыться в ней. И за суровый аскетический подвиг Шио удостоился чудных видений. В скале открылся родник, источающий для отшельника воду, а с пищей прилетал к нему голубь.

Этот-то голубь, по изволению Божию, определившему не оставлять под спудом благодатный светильник, открыл людям жилище Шио.

Некто — Евагрий, знатный царедворец, охотясь по обыкновению за рекой Курой, проследил за голубем, носящим пищу отшельнику, и нашел его, погруженного в молитву, с воздетыми к небу руками.

Он был так поражен встречей с этим укрывшимся от мира человеком молитвенно предстоящим в пустыне пред лицем Единаго Бога, что, пленившись этим, внезапно сознал и в себе отречение от всего мирского и стал просить дивного отшельника взять его под свое руководство и подвизаться в пещере, всецело предавшись Богу.

С этих пор о Шио стало известно и другим людям в окружности, которые стали селиться близ него, и таким образом собралось до 25 добровольных пустынножителей. На избранном по откровению блаженному Шио месте выстроили они церковь во имя образца пустынножителей — Иоанна Крестителя.

Молва о святом подвижнике распространялась, и место его уединенной жизни и подвига стало превращаться в обитель. Когда царь Парсман VI навестил бывшего любимого своего Евагрия в пустыне, то с благоговением отнесся к подвижнику Шио и подарил ему землю под монастырь, доставив значительные средства для построения храмов.

Главным из них был храм в честь Успения Божией Матери; второй — в честь Рождества Иоанна Крестителя, где впоследствии и почивали останки преподобного Шио. Все храмы были освящены Католикосом Макарием. Таким образом, преподобный Шио устроил обитель, которая некогда включала в себя множество иноков и называлась, по имени основателя, Мгвимскою (в 30 верстах от Тифлиса).

Обратите внимание

Здесь навестил его бывший учитель его Иоанн Зедазнийский и, погостив три дня, имел отраду удостовериться в высокой степени духовного совершенства новых иноков.

Но стремление к полному уединению преобладало в душе Шио. Он оставил основанную им обитель, простился с братией назидательнейшим словом, оставил для них 160 письменных поручений и, прервав всякое сообщение с миром, обрек себя на затворническую жизнь в темной, глубокой пещере. Пища святому спускалась туда по веревке.

Кто может постичь и исчислять несказанные подвиги этого ангела в человеческом теле! Предузнав по откровению час кончины и приобщившись Святых Тайн, преподобный Шио 9 мая кончил свое земное житие. Тело великого затворника, при напутственном пении собравшихся иноков, было погребено в основанной им обители.

Святые мощи его и доныне служат ограждением обители, которая одна из немногих уцелела посреди опустошений Грузии.

Источник: https://www.solun.gr/article/prp-shio-mgvimskiy

Преподобный Шио Мгвимский (VI век)

«Я странник, хвалю Бога в этой тесной пещере и желаю здесь окончить свои дни, чтобы быть приятным Богу», — так сказал о себе преподобный Шио Мгвимский (груз. შიო მღვიმელი), основатель отшельнического монашества в Грузии.

Шио (грузинский вариант имени Симеон) грузином не был, как и его предшественница равноапостольная Нина. Он происходил из Сирии, уроженец города Антиохии. С детства он отличался благочестием и чуждался красот мира сего.

К 16 годам Шио прекрасно изучил Священное Писание, молитвы и творения отцов Церкви. Многие тексты он знал наизусть. Опасаясь за здоровье сына родители однажды даже решились отобрать у него книги.

Однако, вняв его словам: «Кто не изучает Писания, тот отдаляется от Царствия Небесного и становится рабом диавола», родители вернули ему книги, и с тех пор не стесняли его свободы.

В то время близ Антиохии в безлюдной пустыне поселился великий сирийский подвижник, авва Иоанн Зедазнийский со своими учениками. К нему и пришел 20-летний Шио в поисках духовного наставника.

Как только родители Шио приняли монашеский постриг, юноша раздал все имение, оставшееся от них, – часть раздал нищим, часть пожертвовал монастырям и освободил рабов, а сам поспешил к преподобному Иоанну, который с радостью принял его и облек в иноческую одежду.

«Сын мой, блажен ты, ибо будешь ты велик пред Богом, — сказал ему св. Иоанн, — блажен буду и я, потому что назовусь отцом такого отца отцов».

Через 20 лет после призвания преподобному Иоанну было откровение свыше избрать из числа своих учеников 12 человек и с ними отправиться в страну Иверскую, а именно: Авива Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе Цилканского, Иосифа Алавердского, Исидора Самтавнели, Михаила (Микаэля) Улумбийского, Пира Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского.

В Иверии святые отцы первое время пребывали все вместе в молитве, богомыслии и суровых подвигах, служа Богу и людям.

Спустя два года святому Иоанну явилась Божия Матерь с равноапостольной Ниной и повелела ему, чтобы он разослал своих учеников по разным местам страны для проповеди. Каждый из них взял себе в помощь по одному иноку.

Только один святой Шио, любивший пустыню и уединенную жизнь, попросил своего учителя благословения на отшельничество.

Важно

Придя в пустынное место на берегу реки Куры, он вошел в глубокое, безотрадное, глухое, безводное ущелье, полное диких зверей и ядовитых змей, нашел себе тесную пещеру и в ней поселился, не имея заботы ни о чем телесном. Без пищи и пития он провел 40 дней, упражняясь в непрестанной молитве. На сороковой день диавол с яростью ополчился на него.

Читайте также:  Правило серафима саровского для мирян. краткое молитвенное правило

Не было такой язвы, которой он не пытался бы уязвить его, но все старания беса были напрасны. Однажды множество бесов с ужасным шумом и криком обрушились на святого, пытаясь поразить его раз и навсегда, но блаженный Шио, нисколько не смутившись, продолжал свою пламенную молитву всю ночь.

С рассветом необыкновенный свет осиял его, и он увидел у входа в пещеру Пресвятую Деву Богородицу со св. Иоанном Крестителем, и множеством небожителей. Пресвятая Богородица повелела ему питаться тем, что будет послано с неба, и пообещала, что больше ему не будут докучать демоны, а пустыня наполнится богоносными мужами, которые будут ублажать имя его вовеки.

После этого преподобный Шио, подобно святому пророку Илии, питался хлебом, который ему приносил голубь.

Вскоре стала собираться братия. Многие приходили к нему и вступали в его обитель и принимали ангельский образ, постригаясь в монашество. Каждый ученик преподобного высекал себе особую, отдельную от других, пещеру.

Святой Шио выходил из своей пещеры к братиям только по воскресеньям, и то для наставления их, все же прочее время проводил в уединении в пещере. Таким образом, их жизнь сочетала элементы отшельничества и общежития.

Однажды святой Шио увидел одного монаха, который нес издалека воду в кувшине и, упав на землю, разбил его и пролил воду. Инок глубоко опечалился.Святой Шио, обратившись к нему,сказал: «Бог за твои слезы и благочестие на этом месте через ангела источил воду. Ее достаточно будет для всей братии». После этого случая 25 братьев монастыря могли без всякого препятствия доставать себе воду.

Старая церковь… ШИО-МГВИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Число иноков все умножалось, но не было храма для совершения службы. Преподобный Шио, вняв просьбам братии, решил строить церковь. Он долго со слезами молился Богу, прося указать место для постройки храма.

Затем, попросив горячих углей, он положил их на ладонь левой руки, ознаменовал угли крестным знамением, потом велел всем стоящим инокам поднять к небу руки и петь: «Кириэ элейсон» (Господи помилуй). У святого Шио два часа курился ладан на руке.

Совет

Вскоре дым от ладана, подобно столпу, поднялся на высоту и пошел к ущелью, где стояли кельи иноков, и там остановился. Стало ясно, что место это избрал Сам Господь.

Затем, покадив братию, святой сложил с руки горячие угли, взял кирку и трижды ударил по земле под самым столпом фимиама и повелел построить на том месте церковь в честь Живоначальной Троицы. Позже были возведены храмы в честь Божией Матери и Иоанна Предтечи. Святого Шио просили, чтобы он принял на себя сан пресвитера, однако Шио решительно отклонил эту просьбу.

Вид Шио-Мгвимского монастыря

Шио-Мгвимский монастырь, храм Святого Иоанна Крестителя

Обитель все разрасталась. Однажды иноки пришли к св. Шио с жалобой на диких зверей, от которых никому в тех местах не было покоя. По молитвам святого звери собрались вокруг его кельи. Он обратился к ним с просьбой покинуть это место и только одному из них остаться, чтобы пасти ослов братии.

После чего все звери пустились бежать от него и остался один только волк, который по слову святого начал пасти ослов, питаясь пищей, которую вкушали сами иноки. Предание доносит до нас и такую историю. Однажды волк пригнал стадо, в котором не оказалось одного осла. Монахи решили, что это дело зубов «пастуха».

Но зверь привел людей на край горной пропасти, и «обвинители» увидели, что животное просто сорвалось вниз. «Пастух» был полностью оправдан и отпущен настоятелем к сородичам. «Иди к своим и не делай вреда братии моей.

Пусть они сами найдут пастуха для своих ослов, чтобы более не винили тебя,» – так напутствовал верного служаку Шио.

После посещения своего учителя святого Иоанна Зедазенского преподобный Шио решил удалиться в затвор. Получив наставление, святой Шио поцеловал ноги св. Иоанна, простился с братией и попросил поминать его в их молитвах. На прощание он изрек 160 поучений, среди них были следующие: «Любите нищету, чтобы наследовать вечное блаженство.

Презирайте попечение и суету этого мира, чтобы не соблазниться им. Воспитывайте себя в изучении Священного Писания, просвещающего ум и сердце». После чего св. Шио наконец спустился в мрачную и глубокую пещеру (или же просто яму, наподобие колодца).

В затворе тело его окончательно изнурилось от великих постов, трудов, бдений и от страшной сырости пещерной, лицо его почернело и изменилось до неузнаваемости.

Когда монахи несколько раз поднимали из колодца не тронутую старцем еду, они поняли, что Шио скончался. Это случилось 9 мая (по ст. стилю). Перед смертию св. Шио получил напутствие святыми дарами от священника, который спустился к нему в яме на веревке. Достаточно скоро он был прославлен в лике святых. В XI веке ему была составлена служба.

В Грузии был древний обычай: в праздник преподобного Шио после службы патриарх или епископ спускался в эту церковь, опускал руку в отверстие гробницы — и происходило чудо: одна из костей поднималась наверх сама собой. Ее выносили для поклонения народу.

В 1914 г. впервые достали голову. Это был знак. Начались первая мировая война, революции и новая волна гонений. Но монастырь жил.

Обратите внимание

Даже после его закрытия несколько старых монахов, устроившись сторожами, ютились в полуразрушенных холодных келиях и тайно совершали службы. Мощи Шио Мгвимского кем-то были сожжены.

Но сохранилась одна кость преподобного, как знак того, что его милость еще с нами.

Тропарь
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Шио, дух твой.

Кондак, глас 4
Житие твое служением Господним исправил еси/ и, взем крест, оставил еси вся житейская,/ красото пустыни, преподобне Шио./ Кого убо паче тя, и по смерти жива суща/ страна Иверская почитает/ и мощми твоими, от гроба явленными услаждается,/ темже не престай моляся о нас ко Господу.

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (62) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2017/05/22/prepodobnyj-shio-mgvimskij-vi-vek/

Преподобный Шио Мгвимский

Сегодня Грузинская Православная Церковь торжественно празднует память одного из самых почитаемых грузинских святых преподобного Шио Мгвимского, жившего в 6 веке.

Он является одним из основателей грузинского монашества и почитается как чудотворец.

В 6 веке будущий святой пришел в Иверскую землю из сирийской Антиохии вместе с еще одиннадцатью монахами, чтобы утвердить в вере народ, ранее обращенный в христианство святой Ниной.

Родился Шио в Сирии в семье благочестивых и богатых родителей, что, безусловно, сказалось на его воспитании и образовании.

К 16 годам он уже досконально изучил книги Ветхого и Нового Заветов, а к двадцати принял монашество от аскета и отшельника Иоанна, очень почитавшегося в Антиохи. По прошествии 20 лет вместе с Иоанном и другими монахами числом двенадцать, Шио отправляется в Грузию.

Пребывая некоторое время в Мцхете, они молятся и получают извещение свыше о том, чтобы разойтись в разные концы земли Иверской для миссионерской проповеди.

Для аскетических подвигов Шио выбрал себе место в пещере поблизости Мцхеты. Горы, стоявшие здесь полукругом, как бы защищали его новое жилище с трех сторон.

Важно

По преданию святой питался только небольшим количеством хлеба, который в клюве приносил ему голубь и родниковой водой.

Вскоре у него появились первые ученики, и постепенно уединенное место в горах превратилось в монастырь, доселе существующий и продолжающий традиции своего основателя.

Преподобный Шио еще при жизни прославился многими чудесами и почитался святым.

Будучи настоятелем монастыря, он, тем не менее, свою монашескую жизнь проводил в нищете, продолжал жить отшельником в пещере, тем самым подавая другим пример истинного отречения от мира.

После смерти Шио монастырь быстро стал оживленным центром культурной и религиозной деятельности, а число братии временами достигало 2000 человек.

В 17-18 веках обитель Шио Мгвимского была разрушена персами, позже восстановлена, но со временем так и не смогла возвратить свое прошлое значение в духовной жизни Грузии. Сейчас это действующий монастырь, куда попасть не так просто даже паломникам.

Транспорт туда ходит только частный, и добраться к месту аскетических подвигов Шио Мгвимского можно лишь попуткой.

Как гласит народная мудрость: «Не место красит человека, а человек место», поэтому, если вы имеете авантюрную натуру путешественника, непременно посетите этот уголок Грузии, чтобы прикоснуться к истории и культуре народа, который принял христианство еще в 5 веке.

Михаил Боков

Источник: https://www.kultoboz.ru/prepodobnyi-shio-mgvimskii

Житие преподобного Шио Мгвимского чудотворца, покровителя Грузинского царства | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Март 2nd 2011 –

Память: 28 февраля/ 13 марта; 9/22 мая; в числе 13 Сирийских отцов 7/20 мая и  и в четверток сырной недели

Святой и богоносный отец наш Шио 2 происходил из Сирийской страны, из города Антиохии, который был некогда славен многими великими и святыми мужами. Преподобный родился от благочестивых и богатых родителей, имена которых остались для нас неизвестны.

Совет

Других детей, кроме сего святого Шио, они не имели. Он был единственным утешением их старости и наследником их огромного имения.

Счастливые родители воспитывали этот плод своей благочестивой супружеской жизни с великим старанием: сами руководили его в изучении слова Божия и тщательно наблюдали, чтобы он хорошо понимал изучаемое.

Святой Шио охотно внимал благочестивым советам родителей и, как землю, удобрял душу свою наставлениями их, постоянно упражнялся в чтении Священного Писания и старался заучивать его на память.

Он всегда носил с собой Евангелие, послания апостола Павла и Псалтирь.

Достигнув шестнадцатилетнего возраста, блаженный Шио так хорошо понимал и толковал слово Божие, что многие удивлялись его необыкновенному разуму.

Успехи эти, однако же, не особенно радовали любящих его родителей. Они опасались, что сильное умственное напряжение может иметь худые последствия, и часто просили сына дать себе отдых. Они даже решились однажды отобрать у него книги, что сильно опечалило блаженного отрока.

Тогда Шио сказал родителям своим: «Почему прервали вы мои Божественные размышления? Кто не поучается постоянно закону Божию, тот весьма далек от царства небесного и делается рабом диавола. Вот видите, к чему ведете вы меня, добрые родители мои, отдайте мне мои сокровища».

Многое другое говорил он им, прося отдать ему Божественные книги.

После этого случая родители блаженного Шио не стесняли уже свободы своего сына, и он преуспевал с возрастом в страхе Божием и в изучении Священного Писания, и соделался полным благодати, как масличное дерево в дому Господнем.

Когда преподобному Шио было двадцать лет, явился великий Иоанн, подобно светлой звезде просвещающий всех антиохийцев. Он жил близ Антиохии в пустыне со многими учениками. К этому-то великому пастырю пришел св. Шио тайно от своих родителей.

Он пал ему в ноги, обнимал и целовал их. Святой Иоанн, познав духом благоразумие юноши, его смирение, силу и высоту ума, сказал ему.

«Чадо мое, Шио!» Юноша смутился, услышав свое имя, которое скрывал, и был рад, что нашел того, кого хотел найти, — своего будущего учителя и наставника.

Обратите внимание

Святой Иоанн снова сказал ему: «Сын мой Шио, отчего ты смутился? Оттого ли, что имя твое открыл мне Господь? Если веришь в святое Евангелие, которое ты таю любишь, то не сомневайся, что для веры все возможно». Затем св. Иоанн поднял его с земли, поцеловал и благословил его.

Потом обратился к ученикам своим и тихо сказал: «Вот, Господь избрал Себе отрока сего, исполнил его благодати Святого Духа, и будет он отцом многих, руководствуя их своими добродетелями. Он будет светильник, стоящий на свешнице, чтобы светить многим». Потом преп.

Иоанн обратился к святому Шио и сказал: «Сын мой, блажен ты, ибо будешь велик пред Богом, блажен буду и я потому, что назовусь отцом такого отца отцов». Эти слова долго занимали преподобного Шио.

Он радовался им и размышлял: «Что должно значить сказанное святым старцем?» На другой день святой Иоанн говорит преподобному Шио: «Сын мой, иди теперь домой, возьми у родителей своих благословение, а потом возвратись ко мне. Благодать Божия да сохранит и укрепит тебя».

Блаженный Шио сильно опечалился, опасаясь, что его родители не дадут ему благословения, когда узнают о намерении его принять монашество. Но святой Иоанн утешал его, говоря: «Поверь мне, Шио, что родители твои еще прежде тебя примут ангельский образ. Ступай. Бог да будет тебе Сопутником и Утверждением».

Святой Шио, получив благословение у святого Иоанна и братии, отправился в дом родительский. Приближаясь к дому, он думал о том, как бы оправдаться перед родителями, что без их ведома отлучался так надолго, а между тем радовался духом своему намерению.

В один воскресный день родители святого Шио пошли в церковь слушать Божественную Литургию. Преподобный также пошел за ними и, по своему обыкновению, встал рядом с отцом.

Когда диакон на Литургии начал читать Евангелие, блаженный Шио говорит своему отцу: «Господин мой, станем под святым Евангелием, ибо я слышал от духовных людей, что если кто-либо станет под читаемым Евангелием, тот бывает свободен от разных болезней и немощей». Отец согласился, пошел с преподобным и стал под Евангелием, наклонив голову.

Важно

Диакон читал следующие слова: Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14; 26).
Кончилась по чину Литургия, и святой Шио с родителями пошел домой.

Читайте также:  Церковь спаса преображения на ильине улице, россия, город великий новгород

Когда они сели за стол, во время обеда преподобный стал спрашивать отца: «Господин мой, что означают слова прочитанного сегодня Евангелия? И что препятствует нам быть учениками Господа Иисуса Христа, чтобы получить от Него сторицей в будущем веке за малое? И какая польза от этого мира, если приобретем и земные царства?» Слова блаженного подействовали на сердце отца, и он ответил; «Сын мой, ты видишь, что я и мать твоя уже стары, ты же — единственный наследник наш. Если хочешь, мы изберем монашескую жизнь, а ты женись и унаследуй все имение наше, — вот, оно все перед тобою, прими власть над ним».

Обрадовался этим словам блаженный Шио, сказав себе: «Когда родители мои примут иночество, я буду свободен и волен делать все, что хочу». Вспомнив предсказание святого Иоанна, преподобный отвечал добрым своим родителям: «Господа мои, добрую мысль внушил вам Бог.

Немедля принесите Ему эту благоприятную жертву, изберите себе монастырь, а в будущем году, если угодно будет Богу, я возьму себе жену».
Убедив в этом своих родителей, блаженный Шио отвел сначала мать свою в девичий монастырь, где она приняла иночество.

Святой дал ей следующее наставление: '”Мать моя, поучайся закону Господню и оставайся верной твоему обету, данному Иисусу Христу пред святым алтарем Господним. Меня более видеть ты не можешь, равно как и отца.

Будь покорна игумении и всем твоим сестрам, не печалься о мне, не забывай только меня и отца моего в молитвах своих”, — и т.п. Затем святой Шио со слезами простился со своей матерью, в последний раз поцеловал ее и ушел из девичьей обители.

Потом проводил и отца в монастырь, где тот облекся в святую схиму. Получив от отца благословение и в последний раз поцеловав его, и много сказав ему о терпении и подвигах духовных, св. Шио простился с ним.

После этого преподобный сделал много пожертвований от своих имений в оба монастыря, в которые вступили его родители. Так, св. Шио, едва получил свободу, раздал все имение, оставшееся от родителей его: часть раздал нищим, часть пожертвовал монастырям, освободил рабов.

Сам же взял только святое Евангелие и Псалтырь, оставил все свои дела, отрекся от всего Христа ради и поспешил к давно желаемой цели.

Совет

Наконец преподобный пришел к св. Иоанну и, поклонившись, принял его благословение. Св. Иоанн, видя юношу, возрадовался и сказал: «Сын мой Шио, блажен ты, что возложил руку твою на плуг и не оглядываешься назад3. Истинно говорю тебе и уверяю тебя, что ты без труда освободишься от нападений вражеских, потому что пламенно возлюбил ты Христа и твердой верой исполнил заповедь Его».

Затем св. Шио умолил св. Иоанна, чтобы тот постриг его в монашество и причислил к своим ученикам-инокам. Св. Иоанн, видя большую любовь юноши к монашеству, не медля более, возложил на него руки, надел на него святую схиму и, во время облачения блаженного в схиму, увидел, что лицо его сделалось светлым, подобно лицу Ангела небесного.

Новопостриженный преподобный Шио постепенно восходил от совершенства к совершенству. Он, как финиковое дерево, насажденное при потоках вод Божественного разума, обременен был сладкими и благоухающими плодами благодати. Слушая учение св. Иоанна, он узнал весь путь монашеской жизни и возшел на степень великих Отцов. Сам наставник его, св.

Иоанн, дивился блаженному Шио и столь сильно действующей в нем благодати Господней. Св. Шио все козни диавольские раздирал, как паутину, он получил от Господа благодать исцелений больных всякого рода недугами и одержимых духами нечистыми. Но при высоте подвигов и полноте в нем благодати Господней, св.

Шио был кроток, и в сердце его не было никакого следа высокомерия и гордости. Смирение сделало его таким, что он называл себя червем, а не человеком.

Когда прошло уже двадцать лет, после того, как св. Шио вступил в иночество, св.

Иоанн имел откровение свыше избрать из числа учеников своих двенадцать и с ними отправиться в страну Иверскую (Грузинскую), чтобы утвердить там в вере обращенных святой равноапостольной Ниной ко Христу грузин. 0б этом видении св.

Иоанн рассказал всем своим ученикам. После продолжительных молений он избрал двенадцать исполненных благодати Божией иноков, в числе которых был и блаженный Шио — крепость и утверждение Грузинского царства4.

Св. Иоанн отправился в далекий путь со своими богоизбранными учениками. Они достигли города Мцхета и были радушно приняты тогдашним католикосом Евлавием. Преподобный наставник иноков провел в городе Мцхета три года со своими учениками и с ними же затем взошел на гору Зедазен. После их двухлетнего пребывания на горе, в одну ночь явилась св.

Иоанну Царица неба и земли, Владычица Богородица Мария с равноапостольной Ниной и повелела ему, чтобы он разослал своих учеников по разным местам страны для проповеди. Проснувшись, он собрал учеников, объявил им приказание Богородицы и св.

Обратите внимание

Нины и затем повелел приготовиться исполнить волю Божию — отправиться туда, куда каждому из ник укажет сам Святой Дух. Тяжко было расставаться чадам со своим возлюбленным отцом, но никто не смел противиться ему, зная, что приказание его есть воля Господня. Прежде всего св. Иоанн представил учеников своих католикосу,.

испрашивая у него благословения на предлежащий им подвиг. Католикос, благословив их и сотворив о них молитву, повелел каждому взять себе в помощь по одному иноку.

Только один св. Шио, любивший пустыню и уединённую жизнь, просил своего учителя благословить его на отшельничество. Св. Иоанн позволил ему это, сказав: «Чадо мое! Ступай, куда поведет тебя Сам Господь.

Мне явил Владыка наш Господь Иисус Христос, что ты должен вести уединенную жизнь, а между тем будешь аввой великой лавры. Но прежде явись католикосу, получи его благословение, и да будет Господь с тобой всегда.

Он нигде не оставлял меня, смиренного, в борьбе с духом лукавым, Он будет твоим Покровителем и Утешителем и разрушит за тебя всякое коварство и ухищрение дьявольское».

Святой Шио, получив благословение от возлюбленного своего учителя, затем от католикоса Евлавия на пустынножительство, отправился на запад от города Мцхета, в места непроходимые для людей из-за дремучих лесов. Он прибирался ужасными и дикими скалами и вошел наконец в глубокое, безотрадное, глухое, безводное ущелье, полное диких зверей и ядовитых гадов. Когда св.

Шио осмотрелся кругом, ему понравилась эта совершенно уединенная пустыня, как бы нарочно защищенная отвесными и необыкновенно крутыми стенами песчаной горы от людских, взоров и от мятежа мирского. Он возвел очи и руки к небу и сказал: «Господи Иисусе Христе, Боже мой! На месте этом да обретет покой смиренный раб Твой.

Важно

укрепи меня благодатию Твоею молитвами отца моего Иоанна!» На северной стороне, над отвесной скалой крутого берега реки Куры св. Шио нашел тесную пещеру, достаточную, чтобы укрыть тело его. Там поселился он, предав себя воле Божией, не беспокоясь ни о пище, ни о питье, ни о каком либо утешении человеческом.

Он провел тут сорок дней в посте и молитве, не вкушая ни куска хлеба, ел только некоторые травы, и то самую малость их, и пил немного воды.

Так начал св. Шио свою отшельническую жизнь. Совершенно отрекшись от мира, он предал тело свое изнурению и болезням и, поработив его духу высокими подвигами, ожидая от одного Бога помощи и укрепления в борьбе с диавольскими кознями.

Трудно описать все нападения диавола на святого: враг спасения использовал все возможные способы уязвить отшельника. Видя же безуспешность своих попыток, диавол начал устрашать подвижника, принимая вид то какого-нибудь страшного зверя, то отвратительного гада. Однажды во время молитвы святого и преподобного Шио собралось к нему множество бесов.

С ужасным шумом и криком готовились они смертельно поразить его, но блаженный, нисколько не смутившись, окончил свою пламенную молитву.

Затем он вышел из пещеры, обратился к злым духам и сказал им; «Окаянные, разве не знаете, что там, где присутствует благодать Господня, вы совершенно бессильны? Много дней вы всячески пытаетесь уловить меня хитростью и лукавством, но что же вы могли сделать мне? Это потому, что Господь Бог — моя жизнь, крепость и пение мое.

Я не страшусь вас и говорю вам именем Господа нашего Иисуса Христа; отойдите и удалитесь от меня все делающие беззаконие». Бесы, оставляя его, сказали: «Гордый монах, вот, князь наш, который занят теперь убийством Иоанна, завтра придет сюда и погубит тебя».

Всю ночь после этого блаженный Шио провел в молитве снаружи пещеры. С воздетыми к небу руками молился он Богу, чтобы Господь свыше ниспослал ему помощь и даровал крепость на видимых и невидимых его врагов.

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnye/zhitie-prepodobnogo-shio-mgvimskogo-chudotvorca-pokrovitelya-gruzinskogo-carstva.html

Преподобный Шио Мгвимский | Официальный сайт о матушке Алипии

Преподобный Шио Мгвимский

Преподобный Шио Мгвимский [3] родился в конце V века в Антиохии в Сирии [4], в семье благочестивых и богатых родителей, чьи имена неизвестны.

Родители сами занимались образованием сына, воспитывали его в страхе Божием, в любви к Богу и людям, в усердии к церковным службам и изучении слова Божия. Вместе с ним они читали Писание. К 16 годам Шио прекрасно изучил Священное Писание, молитвы и творения отцов Церкви.

Многие тексты он знал наизусть. Родители, опасаясь, что сильное умственное напряжение может вызвать плохие последствия для здоровья их ребенка, часто просили сына дать себе отдых. Однажды они даже решились отобрать у него книги, что сильно опечалило Шио.

Совет

Однако они вняли его словам: «Кто не изучает Писания, тот отдаляется от Царствия Небесного и становится рабом диавола». Родители вернули сыну книги, и с тех пор не стесняли свободы своего сына.

Когда Шио было 20 лет, в Антиохию пришел просветитель антиохийцев святой Иоанн, позднее известный как преподобный Иоанн Зедазенский. Духовное образование преподобный Иоанн Зедазенский получил в Антиохии.

Еще в ранней молодости он принял постриг и удалился в пустыню, избегая мирских треволнений и еретических соблазнов, так как в это время Антиохийской Церковью управлял еретический патриарх Петр Валяльщик (Кнафевс). В пустыне преподобный Иоанн прославился подвигами и чудотворениями.

Когда слава распространилась о нем, то к нему устремилось множество народа, желавшего получить исцеление, духовное наставление и просто увидеть святого. Тогда святой Иоанн счел за благо удалиться подальше от мирской славы и смущения. Вместе с особо преданными и духовно опытными учениками он удалился в безлюдное место и, построив кельи, начал вести с ними отшельническую жизнь.

Однако затем он вышел из уединения ради пользы верующих и пришел в Антиохию. Встреча с ним поразила Шио, поскольку преподобный Иоанн сразу назвал его по имени еще прежде их знакомства. Преподобный предсказал ему, что он станет «отцом для многих отцов», и призвал его к монашеской жизни. Шио с радостью откликнулся на призыв преподобного Иоанна, но боялся огорчения родителей и их противодействия.

Однако преподобный Иоанн предрек ему, что они раньше, чем Шио, примут монашество. Во время литургии, на которой присутствовали Шио и его родители, были прочитаны слова из Евангелия от Луки (14: 26) об отвержении мира и ненависти к самой жизни своей. Опираясь на них, преподобный Шио завел со своими родителями речь о монашестве.

Они, полагая, что после их пострига сын женится, решили удалиться от мира, не желая препятствовать его семейному счастью. Но как только родители Шио приняли постриг, юноша раздал все имение, оставшееся от его родителей, – часть раздал нищим, часть пожертвовал монастырям и освободил рабов, а сам поспешил к преподобному Иоанну, который с радостью принял его и облек в иноческую одежду.

Преподобный Шио преуспевал в монашеских подвигах более всех учеников преподобного Иоанна, так что тот дивился столь сильно действовавшей в нем благодати Божией.

Обратите внимание

Через 20 лет после призвания преподобному Иоанну было откровение свыше избрать из числа своих учеников 12 человек и с ними отправиться в страну Иверскую (Грузинскую), чтобы утвердить там в вере обращенных равноапостольной Ниной в христианство грузин [5], вывести многих из мрака неведения, защитить от натиска огнепоклонников и оградить их от еретических соблазнов, поскольку на Кавказе в это время распространялась монофизитская ересь [6]. После продолжительных молитв преподобный Иоанн Зедазенский избрал следующих учеников для проповеди в Грузии: Авива Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе Цилканского, Иосифа Алавердского, Исидора Самтавнели, Михаила (Микаэля) Улумбийского, Пира Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского [7]. Когда преподобный Иоанн со своими учениками достигли Мцхеты [8], их гостеприимно принял католикос Мцхетский Эвлавий (533–544)[9]. Иоанн с учениками провели в Мцхете три года, пребывая в молитве и проповедуя слово Божие, а затем взошли на гору Зедазени. После их двухлетнего пребывания на горе святому Иоанну явилась Божия Матерь с равноапостольной Ниной и повелела ему, чтобы он разослал своих учеников по разным местам страны для проповеди. Проснувшись, святой Иоанн собрал учеников, объявив им повеление Богородицы и святой Нины, и затем призвал их приготовиться отправиться туда, куда каждому из них укажет Сам Святой Дух. Можно провести известную аналогию между этим явлением и Пятидесятницей, после которой святые апостолы разошлись для проповеди в разные страны. Святой Иоанн привел своих учеников к католикосу и попросил у него благословения на их грядущую проповедь. Католикос, благословив их и прочитав о них молитву, повелел каждому взять себе в помощь по одному иноку. Только один святой Шио, любивший пустыню и уединенную жизнь, попросил своего учителя благословить его на отшельничество. Святой Иоанн позволил ему это, сказав: «Чадо мое! Ступай, куда поведет тебя Сам Господь. Мне явил Владыка наш Господь Иисус Христос, что ты должен вести уединенную жизнь, а между тем будешь аввой великой лавры. Но прежде явись католикосу, получи его благословение, и да будет Господь с тобой всегда. Он нигде не оставлял меня, смиренного, в борьбе с духом лукавым, Он будет твоим Покровителем и Утешителем и разрушит за тебя всякое коварство и ухищрение дьявольское».

Читайте также:  Преподобный исаак сирин

Святой Шио, получив также благословение от католикоса Эвлавия на пустынножительство, отправился на запад от города Мцхета в непроходимые из-за дремучих лесов места. Он вошел в глубокое, безотрадное, глухое, безводное ущелье, полное диких зверей и ядовитых змей.

Но святому Шио это место понравилось, так как оно было как бы нарочно защищено отвесными и необыкновенно крутыми стенами песчаной горы от людских взоров и от мирского мятежа. На северной стороне, над отвесной скалой крутого берега реки Куры, святой Шио нашел тесную пещеру, достаточную, чтобы укрыться.

Там он поселился, не беспокоясь ни о пище, ни о питье, ни о каком-либо утешении человеческом. По преданию, он провел там 40 дней в посте и молитве, не вкушая ни куска хлеба, ел только некоторые травы и пил немного воды.

В сорокадневном посте он подражал Господу нашему Иисусу Христу, поскольку претерпел также искушение от демонов, неоднократно принимавших образ диких зверей и змей, чтобы устрашить его.

Но святой Шио, подобно святому Антонию Египетскому, начальнику пустынножительства, нисколько их не боялся и однажды вышел из пещеры и обратился к злым духом со словами: «Окаянные, разве вы не знаете, что там, где пребывает благодать Господня, вы совершенно бессильны? Я не страшусь вас и говорю вам именем Господа нашего Иисуса Христа: отыдите и удалитесь от меня все делающие беззаконие». После этого он всю ночь пребывал в молитве, а утром был утешен явлением Пресвятой Богородицы и святой Нины со ангелами. Пресвятая Богородица повелела ему питаться тем, что будет послано с неба, и пообещала, что больше ему не будут докучать демоны, а пустыня наполнится богоносными мужами, которые будут ублажать имя его вовеки. После этого преподобный Шио, подобно святому пророку Илии, питался хлебом, который ему приносил голубь.

Через некоторое время к нему присоединился первый ученик. Это был царедворец и начальник крепости Насдаки по имени Евагрий, христианин, воспитанный в благочестии, который вышел на охоту со своими детьми и рабами. Перейдя Куру, он направился в сторону, где жил святой Шио. Приблизившись к месту пребывания святого, он остановился, а спутников своих послал выгонять дичь.

Следя за тем, что делали охотники, он заметил голубя, несущего пищу в клюве и влетающего в пещеру. Евагрий запомнил это место. И в следующий раз, когда он охотился, повторилось то же самое. Тогда Евагрий приблизился к пещере. Он увидел человека, молящегося на коленях с воздетыми к небу руками.

На его вопрос преподобный Шио ответил: «Я странник, хвалю Бога в этой тесной пещере и желаю здесь окончить свои дни, чтобы быть приятным Богу»[10]. Евагрий воспламенился любовью к Богу и пожелал стать учеником преподобного Шио и быть вместе с ним. Тогда преподобный повелел ему своим жезлом ударить по воде реки и перейти ее[11], а затем раздать все свое имение и вернуться к нему.

Важно

Евагрий c верою и любовью исполнил послушание старца, перешел посуху через реку, раздал имение свое бедным и отошел от мира и родных. Святой Шио облачил его в схиму, наставил в монашеской жизни, указал Евагрию особую пещеру близ своей и повелел поселиться там и начать свой подвиг борьбы с диаволом. С этого времени имя святого Шио стало известным по всей окрестности.

Многие приходили к нему и вступали в его обитель и принимали ангельский образ, постригаясь в монашество. Каждый ученик преподобного высекал себе особую, отдельную от других, пещеру близ пещеры преподобного Евагрия. Святой Шио выходил из своей пещеры к братиям только по воскресеньям, и то для наставления их, все же прочее время проводил в уединении в пещере.

Таким образом, их жизнь сочетала элементы отшельничества и общежития: живя отдельно, монашествующие не лишались наставления старца.

Однажды святой Шио увидел одного монаха, который нес воду в кувшине и, упав на землю, разбил его и пролил воду. Это происшествие сильно опечалило монаха, ибо он с большим трудом принес воду издалека. Глубоко огорченный, он стоял над разбитым сосудом и горько плакал.

Святой Шио не мог не сочувствовать скорби брата и, к утешению своему, увидел ангела, стоящего у скалы и копьем как будто копающего землю для извлечения из скалы воды, которая и потекла тотчас. Святой Шио, обратившись к печальному брату, сказал: «Бог за твои слезы и благочестие на этом месте через ангела источил воду.

Ее достаточно будет для всей братии». Следует отметить, что в данном случае преподобный Шио уподобляется пророку Моисею, который источил для скорбевших и роптавших израильтян воду из камня. Однако здесь мы видим и иное – скорбь брата и его смирение, которое получает заслуженную награду.

После этого случая 25 братьев монастыря могли без всякого препятствия доставать себе воду.

Число иноков увеличивалось, но храма для общественного богослужения у них не было. Однажды все братья собрались к святому Шио и просили у него благословения построить у себя церковь. Шио, услышав просьбу всей братии, встал со своего места, вышел из пещеры, отправился с ними на восток и взошел на вершину близлежащей горы.

Совет

Здесь он встал на колени со всеми своими учениками и долго со слезами молился Богу, прося указать место для постройки храма для славословия святого Его имени. По окончании молитвы святой Шио встал и попросил горячих углей.

Он положил их на ладонь левой руки, ознаменовал угли крестным знамением, потом велел всем стоящим инокам поднять к небу руки и петь: «Кириэ элейсон» (Господи помилуй).

Иноки пели целый час, между тем столп дыма от курящегося ладана поднялся высоко вверх, затем пошел с востока на запад, к ущелью, где были пещеры иноков, а затем опять поднялся в вышину. На это место устремился преподобный Шио с учениками, неся в левой руке горячие угли с ладаном.

Придя туда, они поняли, что место это избрал Сам Господь для построения храма во славу имени Своего. У святого Шио два часа курился ладан на руке. Затем, покадив братию, святой сложил с руки горячие угли, взял кирку и трижды ударил по земле под самым столпом фимиама и повелел построить на том месте церковь [12].

Вскоре после этого Евагрия посетил царь Фарсман VI (542–557), который сильно скорбел об уходе своего верного храброго полководца, некогда по просьбе самого императора Юстиниана усмирившего воинственный народ таскуп. Однако встреча с преподобным Шио перевернула сердце царя: он снял свою корону, пояс и пал пред преподобным. Тот поднял его и благословил[13]. Царь подарил монастырю четыре деревни и дал денег на строительство храмов.

По окончании строительства храмов Евагрий сообщил об этом царю и попросил освятить их. Царь, в свою очередь, уведомил об этом католикоса Макария (553–569) и попросил его с епископами в день Пятидесятницы собраться в обители святого Шио для освящения церквей.

На освящение храмов собрались царь Фарсман VI, католикос Макарий с епископами, а также святой Иоанн Зедазенский со своими учениками. Главный храм был освящен во имя пророка Иоанна Предтечи. Торжество длилось неделю. Царь и все собравшиеся просили святого Шио, чтобы он принял на себя сан пресвитера[14].

Однако Шио решительно отклонил эту просьбу.

Святой Шио совершил множество чудес. В частности, он изгнал из пустыни диких зверей, вредивших братии, но оставил одного волка, для того чтобы тот пас монастырских ослов.

Обратите внимание

После посещения святого Иоанна Зедазенского, желавшего узнать степень духовного совершенства своих учеников, преподобный Шио решил удалиться в затвор. Он взял благословение своего духовного отца, а также патриарха и попрощался с братией.

На прощание он изрек 160 поучений, среди них были следующие: «Любите нищету, чтобы наследовать вечное блаженство. Презирайте попечение и суету этого мира, чтобы не соблазниться им. Воспитывайте себя в изучении Священного Писания, просвещающего ум и сердце».

Затем он удалился в затвор, где после многих подвигов скончался 9 мая, получив перед этим напутствие святыми дарами от священника, который спустился к нему в яме на веревке. Достаточно скоро Шио Мгвимский бы прославлен как святой. Ныне употребляемая служба ему была составлена в XI веке.

После смерти преподобного Шио монастырь быстро стал оживленным центром культурной и религиозной деятельности и находился под личным патронажем католикосов Грузии. Число братии временами достигало 2000 человек. Царь Давид IV Строитель (1089–1125) сделал Шио-Мгвимскую обитель царской и создал Типикон монастыря (1123)[15].

Падение единого Грузинского царства и непрекращающиеся чужеземные вторжения привели монастырь в упадок. Период относительного оживления наступил, когда грузинский царь Георгий VIII (1446–1465) предоставил Шио-Мгвимский монастырь и его земли благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, которые до 1810-х годов использовали его в качестве семейной усыпальницы.

Монастырь был опустошен в 1614–1616 годах вторжением персидских войск шаха Аббаса I. Князь Гиви Амилахвари восстановил обитель в 1678 году, но в 1720 османы в очередной раз разрушили ее. Монастырь, восстановленный Амилахвари в 1733 году, был снова разрушен персами менее двух лет спустя.

Впоследствии Шио-Мгвимский монастырь был восстановлен, интерьер его храмов обновили в XIX веке, но обитель так и не смогла возвратить свое прошлое значение в духовной жизни Грузии. При советской власти монастырь был закрыт. По некоторым свидетельствам, часть мощей святого Шио, хранившаяся в монастыре, была сожжена, но одна кость сохранилась[16].

Но хотя монастырь был закрыт, монахи все равно продолжали тайно совершать богослужения. В настоящее время в обители вновь возрождена монашеская жизнь.

[1] См. о нем, в частности: Квирила М. Преподобный отец наш Шио Мгвимский и его монастырь. 1902.

[2] Арсений Сапарели – грузинский церковный автор, антимонофизитский полемист. Житие преподобного Шио Мгвимского см. также: Памятники древнегрузинской агиографической литературы / Груз. текст перевел, снабдил исследованиями и примечаниями академик АН Груз. ССР проф. К.С. Кекелидзе. Тбилиси, 1956.

Важно

Литературу об Арсении Сапарели и его творениях см.: Алексидзе З. Арсений Сапарский // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2002. С. 439–440. На русский язык житие преподобного Шио перевел Михаил Сабинин. См.: Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви / Сост. Михаил Сабинин. СПб., 1871. С. 91–123.

[3] Имя Шио может восходить к имени Симеон (Шим он) и явиться результатом позднейшего сокращения на грузинской почве.

[4] О ней см.: Михаил Наджим. Сильвестрова Е., Казарян А. Антиохия // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 539–542.

[5] См.: Сабинин Гоброн (Михаил). История Грузинской Церкви до конца VI века. СПб., 1877.

[6] О распространении монофизитства в Грузии см.: Meyendorf John, fr.. Imperial unity and Christian divisions. N.-Y., 1989. P. 102–110.

[7] Примечательно, что в это же время в Эфиопии также проповедовало двенадцать сирийских отцов. Подобный образ проповеди, основанный на примере двенадцати апостолов, стал весьма актуальным для миссионерства VI века.

[8] См.: Кекелидзе К. К вопросу о прибытии сирийских отцов в Картли // Кекелидзе К. Этюды. Т. 1. С. 82–107 (на груз. яз.).

[9] Скорее всего, он был греком по происхождению. Датировка его правления вызывает определенные споры, поскольку, согласно ряду источников, с 523 по 552 год Грузинской Церковью управлял католикос Савва I, грузин по народности. См., в частности: Марр Н.Я. Исторический очерк Грузинской Церкви с древнейших времен // Церковные ведомости. СПб., 1907. Приложение 5. С. 110–120.

[10] См.: Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви. С. 95, 97, 99, 101, 103.

[11] Здесь трудно не увидеть аналогии со святым пророком Елисеем, учеником пророка Илии, который его милотью разделил Иордан (см.: 4 Цар. 2: 14).

[12] См.: Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви. С. 107, 110, 112.

[13] Возможно, благословение преподобного Шио несет в себе черты венчального чина: «Бог Авраама, Исаака и Иакова, избравший Давида, раба Своего, и помазавший его на царство избранному народу Своему, исполнивший Соломона великой мудрости, вооруживший раба Своего Константина знамением святого Креста да благословит царство твое невредимо».

[14] Сан диакона преподобный Шио принял еще в Сирии, в Антиохийской пустыне.

[15] См.: Гоголадзе А., Габидзашвили Э., Чичинадзе Э. Давид IV Строитель // Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2007. С. 569–571.

[16] Андрей Фомин. Преподобный Шио Мгвимский // http://www.kurier.lt/?r=13&a=739.

Прочитано: 239 раз.

Источник: http://www.alipiya.com.ua/prepodobnyj-shio-mgvimskij/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector