Рассказ о Тите и Евагрии: если мы не успели попросить прощения
Эта поучительная история особенно актуальна накануне Прощеного воскресенья.
Память преподобного Тита, пресвитера Печерского (ск. 1190) 27 февраля (11 марта по новому стилю).
Одно из слов древнего Киево-Печерского патерика, названное «О двух братьях Тите попе и Евагрии диаконе», учит любви и прощению. Преподобный Тит пресвитер, мощи которого покоятся в Ближних пещерах, входит в собор печерских святых. Посмертная участь Евагрия нам неизвестна – как написал автор патерика, «горе лютое ему, если он ради святых Антония и Феодосия, прощения не получит».
Некоторые повествования Киево-Печерского патерика кажутся нам очень далекими от нашей жизни и ее насущных проблем.
Мы живем в другую эпоху, не имеем веры святых отцов, не можем и представить себя подвизающимся в меру монахов древнего Печерского монастыря.
Однако души наши подвержены тем же грехам и страстям, и рассказ о враждовавших Тите и Евагрии звучит все так же актуально, как и 800 лет тому назад.
Печерские монахи Евагрий-диакон и Тит-поп были духовными братьями, имевшими единодушие и любовь между собой. Затем братская их любовь сменилась враждой и ненавистью.
В патерике не сказано о причине их раздора, но указан виновник – дьявол, ненавидящий всякое добро и вложивший в их сердца злобу. Враждовавшие братья не могли выносить даже вида друг друга.
«Когда Тит шел с кадилом, то Евагрий отбегал от фимиама; если же не отбегал, то Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени во мраке греховном: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь при причастии».
Смертельно заболев, Тит послал за Евагрием, говоря «Прости меня, брат, ради Бога, что я напрасно гневался на тебя». Диакона же привели насильно к умирающему, чтобы он помирился с братом. Тит обратился к нему со словами «Прости меня, отче, и благослови».
Евагрий сказал в ответ: «Никогда не захочу примириться с ним: ни в этой жизни, ни в будущей». Вырвавшись из рук старцев, он вдруг упал.
Присутствовавший при этом епископ Симон написал: «Хотели мы поднять его, но увидали, что он уже мертв, и не могли мы ему ни рук расправить, ни рта закрыть, как будто он уже давно умер. Больной же вскоре встал, как будто никогда и болен не был.
И ужаснулись мы внезапной смерти одного и скорому исцелению другого, и со многим плачем погребли мы Евагрия, рот и глаза у него так и остались открыты, а руки растянуты».
Тит рассказал братии, что, увидевши на одре болезни Ангелов, плачущих о его душе, и бесов, радующихся его гневу, он начал молить брата о прощении. Когда же тот не простил его, явился Ангел немилостивый с пламенным копьем, ударивший Евагрия. Титу же Ангел подал руку и поднял его.
Рассказ о Тите и Евагрии, имевших вражду между собою, завершается наставлением епископа Симона к брату Поликарпу: «Берегись ее и ты, брат, не дай места бесу гнева: кто подчинится ему, тот и порабощен им.
Но скорее пойди и поклонись вражду имеющему на тебя, да не будешь предан ангелу немилостивому, пусть и тебя Господь сохранит от всякого гнева. Он ведь сказал: “Да не зайдет солнце во гневе вашем”».
Наставление это обращено и ко всем нам, особенно в дни накануне Прощеного воскресенья.
старший научный сотрудник
Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника
Елена Лопухина
Источник: https://pravlife.org/ru/content/rasskaz-o-tite-i-evagrii-esli-my-ne-uspeli-poprosit-proshcheniya
11 марта. Преподобный Тит, пресвитер Печерский
Церковный календарь. 11 марта (27 февраля ст. стиль).
Идет неделя сырная, масленица. Всю неделю благословляется вкушение любой скоромной пищи, кроме мяса. По уставу Божественная литургия в этот день не совершается, а богослужение идет по постному чину с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина и земными поклонами.
Сегодня память: прп. Фалале́я Сирийского, подвижника V века. Прп. Прокопия Декаполита, исповедника VIII века. Прп. Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах подвизавшегося в XII веке. Прп. Тита Печерского, бывшего воина XIV века, в Дальних пещерах почивающего.
Святых XX века: сщмч. Сергия Увицкого и Петра Успенского пресвитеров и мч. Михаила Маркова.
Прославляется икона Божией Матери: Меже́тская.
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодня святитель Димитрий Ростовский предлагает нам для научения житие одного из подвижников Киево-Печерской Лавры XII века.
Преподобный Тит Печерский был иноком лавры в сане священника или иеромонахом. У него был друг в монастыре в сане диакона – иеродиакон Евагрий. Между ними была удивительная по своей силе и искренности дружба и братская любовь, так что все удивлялись их единодушию. Но дьявол сумел между ними посеять вражду.
Они ожесточились друг ко другу до такой степени, что не хотели даже смотреть друг на друга. И когда выдавалось им служить вместе, отворачивались друг от друга и во время каждения и в другие моменты службы. В таком пагубном состоянии они дерзали совершать Божественную литургию и причащались Святых Таин.
Много раз братья просили их примириться, но они не хотели и слушать. Однажды по Божиему Промыслу иеромонах Тит так сильно заболел, что уже не думал не остаться в живых.
Тогда он стал горько плакать о своем прегрешении и смиренно послал к диакону Евагрию братьев-иноков сказать ему: «Прости меня, брат, ради Господа за то, что я оскорбил тебя гневом своим».
Но тот не только не простил Тита, но стал еще более поносить его и даже проклинать. Однако братья, увидев, что Тит уже умирает, силою привели к нему Евагрия, чтобы он примирился с братом. Увидев его, больной, приподнявшись, упал к ногам Евагрия, говоря со слезами:
– Прости меня, отче, и благослови!
Но озлобленный и бессердечный Евагрий отвернулся от брата и перед всеми сказал полные ненависти слова: «Я никогда не хочу примириться с ним: ни в сем веке, ни в будущем!» Сказав это, он вырвался из рук братии и упал. Иноки хотели поднять его, но увидели, что он мертв.
Они не могли ни сложить ему руки, ни затворить уст, ни закрыть очей – словно он умер уже давно. В это время блаженный Тит встал совершенно здоровым, как будто никогда и не болел. Все ужаснулись, видя внезапную кончину одного и быстрое исцеление другого.
Они начали спрашивать блаженного пресвитера Тита, что это значило? Святой Тит поведал им то, что ему было открыто:
«Во время болезни, – так начал отец Тит свой рассказ, – я, еще одержимый гневом, увидел, как ангелы отступили от меня. Они рыдали о гибели моей души, а бесы радовались, что я имею гнев на своего брата.
Посему-то я и начал просить вас, чтобы вы пошли и испросили мне у брата моего прощения.
Когда вы привели его ко мне, и я поклонился ему, а он отвернулся от меня, я увидел одного немилостивого Ангела с пламенным копьем, коим он ударил непростившего меня, и тот упал мертвым. Тот же Ангел подал мне руку, поднял меня, и вот я выздоровел».
Устрашенные рассказом, иноки много плакали об умершем Евагрии. Они погребли его, но не смогли сложить ему руки крестообразно и закрыть глаза и уста.
Для них это было большим уроком, и они сами стали особенно беречься от гнева, прощая друг другу всякое слово обидное, помня слова Господа «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».
Преподобный Ефрем Сирин, чья молитва звучит сегодня в храме, сказал: «Если кому случится умереть во вражде, то такового ожидает неумолимый суд».
Но особенно изменился сам иеромонах Тит, видя, как за примирение со своим братом он получил примирение с Богом и был избавлен от смерти не только телесной, но и душевной, с того времени он даже и не думал гневаться на кого-либо, но, отбросив всякий гнев, приобрел постоянную любовь к братии. Блаженный подвижник с того времени всегда имел в своем сердце слова Писания: «Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4, 7–8).
Как пишет святитель Димитрий: «Посему и на небесах блаженный Тит удостоился получить упокоение, стремясь к которому, он после многих трудов и подвигов отошел к Господу. Святое тело его почивает в одной из печерских пещер, полной святых, как дольнее небо, духом же он присутствует на небе, куда вознесен руками явившихся ему Ангелов».
Братья и сестры, мы снова и снова возвращаемся к теме примирения с нашими ближними. Конечно, подчас это бывает очень трудно. Особенно же трудно, когда желание примириться есть только у одной из сторон.
Как обрести душевный мир и покой, когда ты весь исполнен желания разрешить затянувшуюся ссору, а твой ближний хочет ее продолжать? Главное – нам простить от всего сердца. Потом нужно приложить какое-то усилие для реального примирения.
Но если оно не выходит, нужно успокоиться и возложить на Господа свое упование. Нужно молиться за того человека, который находится в озлоблении. И со временем, если сердце ближнего оттает, Бог пошлет обстоятельства, в которых будет возможно полностью разрешить давнюю распрю.
И да поможет нам Господь молитвами преподобного Тита быть со всеми нашими ближними в мире и радости о Духе Святом.
Преподобне отче Тите, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-11-marta-2016g
Преподобный Тит Печерский
В Киево-Печерском монастыре жили два брата по духу – пресвитер Тит и черноризец Евагрий, дьякон. Их связывала такая искренняя дружба, что прочие братья только удивлялись. И вот ни с того ни с сего между ними словно кошка пробежала: братья так возненавидели друг друга, что старались даже не встречаться.
Если во время богослужения в храме один ходил с кадилом, другой отодвигался в сторону. Так продолжалось годами. Преподобные, тем самым совершая тяжкий грех, дерзали приносить Святые Дары и причащаться, не попросив друг у друга прощения. Братья старались примирить упрямцев, но они и слышать о том не хотели.
Между тем пресвитер Тит тяжело заболел и потерял надежду на выздоровление. В этой смертной опасности он осознавал свой грех и, раскаялся и послал к Евагрию с просьбой простить его, ради Господа, за оскорбление гневом. Но тот не только не простил, но и бранил его жестокими словами. Братья, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия для примирения и прощания.
Больной, увидев его, собрал последние силы, поднялся и припал к ногам своего недруга со словами о прощении.
Но Евагрий отвернулся от брата и сказал:
– Не хочу с ним мириться – ни в этом веке, ни в будущем.
И хотел было он выйти из кельи умирающего, но вдруг упал. .. Братья стали поднимать его, но обнаружили, что он мертв и даже окоченел – невозможно ни руки согнуть, ни уста и очи закрыть. Тит же внезапно встал с постели, как будто и не был болен.
– Что это значит? Что было с тобой? – спрашивали пораженные этим необычайным происшествием братья.
– Будучи тяжело болен, – отвечал им Тит, – и чувствуя гнев на брата, я видел ангелов, отступившихся от меня и плачущих о погибели моей души, меж тем как духи зла ликовали…
И я тотчас же пожелал просить брата о прощении.
Когда же его привели и он начал меня проклинать, я увидел как один грозный ангел поразил его пламенным копьем и брат пал мертвым, а мне тот же ангел подал руку и исцелил от болезни.
Тит прожил еще несколько лет после своего удивительного исцеления, отличался смирением и сподобился дара чудес. Он скончался около 1190 г.
Тропарь преподобного Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах, глас 3
Воинство тленное оставль,/ в нетленном ввоенился еси Христови,/ и оружием его крестным победив подземных ефиопов,/ победы венец от Христа, Тите, славно приял еси,/ Емуже молися даровати нам мир и велию милость.
Кондак преподобного Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах, глас 6
Воина Христова храбраго,/ щитом преподобия обложшагося/ и воев невидимых крепко победивша,/ приидите, вернии, восхвалим,/ Тита крепкодушнаго и возопиим:/ прииди, святе, к нам и никтоже озлобит ны.
10 март 2013 /
Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/3461-prepodobnyj-tit-pecherskij.html
Преподобный Тит, пресвитер Киево-Печерский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
Март 11th 2011 –
Как «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие» (Рим.1:18), и как нисходит «мир Божий», превосходящий ум (Флп.4:7), охраняющий тело и душу стремящегося к нему человека, всё это видим в житии блаженного Тита. Он был инок Печерского монастыря1, почтенный саном пресвитера.
На подвиги, достойные вечного блаженства, преподобный Тит был наставлен следующим обстоятельством: у него был брат не по плоти, а по духу, черноризец того же монастыря по имени Евагрий, по сану диакон. Великая и нелицемерная любовь соединяла двух иноков, так что все дивились их единодушию и взаимной любви.
Но ненавидящий всякое добро диавол, обыкший сеять плевелы среди пшеницы (Мф.5:22), и между ними посеял вражду.
Гневом и ненавистью он так омрачил их сердца, что они не могли даже взглянуть друг другу в лице, и поэтому всячески старались избегать один другого. Когда один шел в церкви с кадильницей, тогда другой убегал от каждения; если же один не отходил, то другой проходил мимо него, не покадив.
В столь греховном мраке они пребывали долгое время, так что, по диавольскому внушению, даже дерзали возносить Божественные дары и причащаться их, не примирившись друг с другом, не испросив прощения друг у друга. Много раз просила их братия примириться, но они и слышать не хотели.
Однажды, по Божиему смотрению, случилось преподобному Титу так сильно захворать, что он уже не думал остаться в живых. Тогда он горько стал плакать о своем прегрешении и смиренно послал к диакону Евагрию сказать ему:
«Прости меня, брат, ради Господа за то, что я оскорбил тебя гневом своим».
Но тот не только не простил Тита, но стал еще более поносить его и даже проклинать. Однако братия, увидев, что Тит уже умирает, силою привели к нему Евагрия, чтобы он примирился с братом. Увидев его, больной, приподнявшись, упал к ногам Евагрия, говоря со слезами:
— Прости меня, отче, и благослови!
Но немилостивый и бесчеловечный Евагрий отвратился от брата и пред всеми сказал полные ненависти слова:
— Я никогда не хочу примириться с ним: ни в сем веке, ни в будущем!
Сказав сие, он вырвался из рук братий и упал. Иноки хотели поднять его, и нашли его мертвым. Они не могли ни сложить ему рук, ни затворить уст, ни закрыть очей — словно он умер давно.
В это время блаженный Тит встал совершенно здоровым, как будто бы никогда не болел. Все ужаснулись, видя внезапную кончину одного и быстрое исцеление другого.
Они начали спрашивать блаженного пресвитера Тита, чтобы это значило? Блаженный Тит поведал им то, что ему было открыто о сем свыше:
— Во время болезни, — так начал блаженный Тит свой рассказ, — я, еще одержимый гневом, увидел, как ангелы отступили от меня. Они рыдали о гибели моей души, а бесы радовались, что я имею гнев на своего брата.
Посему-то я и начал просить вас, чтобы вы пошли и испросили мне у брата моего прощения. Когда вы привели его ко мне, и я поклонился ему, а он отвернулся от меня, я увидел одного немилостивого Ангела с пламенным копьем, коим он ударил непростившего меня, и тот упал мёртвым.
Тот же Ангел подал мне руку, поднял меня, и вот я выздоровел.
Устрашенные рассказом, иноки много плакали об умершем Евагрии. Они погребли его, но не могли сложить ему руки и закрыть глаза и уста.
Сами же особенно стали блюстись гнева, прощая друг другу всякое слово обидное, памятуя слова Господни: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5:22).
Также и святой Ефрем Сирин сказал: «если кому случится умереть в вражде, то такового ожидает неумолимый суд». И можно было сказать тогда о вразумленной братии: «Велик мир у любящих закон Твой» (Пс. 118:165).
Но особенно сам пресвитер Тит, видя, как за примирение с своим братом он получил примирение с Богом и был избавлен от смерти не только телесной, но и душевной, с сего времени даже и не думал гневаться на кого-либо, но, отбросив гнев, приобрел постоянную любовь к братии, которая, как корень мира, есть союз совершенства, она исходит от «чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим. 1:5), она «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует» (1Кор.13:4) содержит в себе все добродетели и особенно: пост, целомудрие, постоянную молитву. Блаженный с сего времени всегда имел в своем сердце слова Писания «будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1Пет. 4:7-8).
Принося бескровную жертву, пресвитер Тит исполнял и следующее Евангельское слово: «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мрк.12:33).
Он стяжал себе столь невозмутимый мир, что, пылая чувством совершенной любви, не мог, скорбя, сказать: «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих» (Пс. 37:4).
Совершенный мир души сего постника был таков, что на нем истинно исполнилось изречение Апостола: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).
Посему и на небесах блаженный Тит удостоился получить упокоение, стремясь к которому, он после многих трудов и подвигов отошел к Господу. Святое тело его почивает в одной из печерских пещер, полной святых, как дольнее небо, духом же он присутствует на небе, куда вознесен руками явившихся ему Ангелов.
Они могли сказать о сем прежде грешнике, потом же достойно покаявшемся праведнике только то, что сказал святой Павел о Апостоле Тите: «Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита» (2Кор.7:6).
Мы, также радуясь, можем сказать в ответ сим небесным жителям из того же Писания: мы утешились, видя ваше утешение и особенно возрадовались радостью Тита, упокоившегося среди вас.
Святыми молитвами преподобного Тита да сподобимся и мы, отложив всякий гнев, получить прощение грехов и восприять упокоение временное и вечное от Христа Иисуса Господа нашего, Который есть «Бог любви и мира» (2Кор.13:11). Ему же слава со Отцом и Святым Духом во веки2. Аминь.
********* 1 Киево-Печерский монастырь, основанный преподобными Антонием († 1073 г.) и Феодосием († 1074 г.).
2 Преподобный Тит жил в XII в.
Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnye/prepodobnyj-tit-presviter-kievo-pecherskij.html
Память преподобного Тита, пресвитера Печерского
Память преподобного Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах (†1190), празднуется 27 февраля (12 марта по н.ст.) и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.
Преподобный Тит был священноинок Киевского Печерского монастыря, известный своим чрезвычайно миролюбивым ко всем отношением. Особенно полюбил Тит миролюбие благодаря следующим обстоятельствам. У преп. Тита был друг черноризец Евагрий, по сану диакон. Все дивились искренней дружбе и любви, существовавшей между ними.
Но ненавидящий всякое добро диавол решил посеять между ними семя вражды. В своем замысле он успел: Тит и Евагрий так возненавидели друг друга, что не хотели смотреть один на другого и всячески старались избегать встречи между собою.
Когда они вместе служили в церкви, то у них не было согласия даже здесь, при богослужении: если один кадил перед иконою, то другой убегал от каждения; если же один не отходил от образа, то другой проходил мимо, не покадив. Их ненависть была столь сильна, что они имели дерзновение даже причащаться Св.
Таин, не примирившись друг с другом, не испросив прощения друг у друга. Братия обители, видя такую их сильную ненависть и понимая, что эта вражда губительна для их спасения, много раз принималась их мирить, но они и слышать об этом не хотели. И вот, по Божьему смотрению, пресвитер Тит серьезно заболел.
Думая, что настал часть отойти ему в иной мир, Тит начал горько плакать о своем прегрешении и затем послал сказать диакону Евагрию следующее: «Прости меня, брат, ради Господа за то, что я оскорбил тебя гневом своим». Евагрий, однако, не только не простил Тита, но и стал жестоко бранить его.
Братия, увидев, что пресвитер Тит уже умирает, решила насильно привести Евагрия к умирающему, чтобы примирить его с ним. Когда Евагрия привели к Титу, то последний упал к ногам своего прежнего врага и сказал со слезами:
– Прости меня, брат!
Но Евагрий отвратился от него и пред всеми произнес такие слова:
– Не хочу примиряться с ним ни в сем веке, ни в будущем.
Сказав эти бесчеловечные слова, Евагрий вырвался из рук братии и туг же упал. Его хотели поднять, но он был уже мертв. Ему не могли ни сложить рук, ни сомкнуть уст, ни закрыть очей: словно он умер уже давно. В то же время преп. Тит встал с постели совершенно здоровым. Когда его спросили, что с ним было за время болезни, он отвечал:
– Во время болезни я, еще одержимый гневом, видел, как ангелы отступили от меня. Они горько рыдали о гибели моей души, а бесы радовались, что я имею гнев на своего брата.
Посему-то я и начал просить вас, чтобы вы пошли и испросили мне у диакона Евагрия прощение.
Когда вы привели его ко мне и я поклонился ему, а он отвернулся от меня, то я увидел, что некий немилостивый ангел пламенным копьем ударил Евагрия и тот упал бездыханный. Тот же ангел затем подал мне руку, поднял меня, и я встал совершенно здоров.
Братия, услышавши такой рассказ из уст преп. Тита, в ужасе повторяла слова: «Оставите, и оставится вам, яко всяк гневайся на брата всуе повинен есть суду» (Мф. 5, 22). Много плакали также иноки о погибшем брате Евагрии.
После такого вразумления со стороны Промысла Божия иноки Печерской обители стали блюстись гнева прощая друг другу всякое слово обидное, памятуя слова Ефрема Сирина: «Если кому случится умереть во вражде, то таковаго ожидает неумолимый суд».
В особенности же сильно подействовал этот печальных случай на самого пресвитера Тита. Видя, как за примирение с братом своим он получил не только прощение греха своего, но и телесное здравие, он более уже не думал гневаться на кого-нибудь, но усвоил себе постоянную любовь к братии. Преп.
Тит после этого всегда помнил слова Писания: «Солнце да не зайдет во гневе твоем. Прежде же всех друг ко другу любовь прилежну имейте, зане любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4, 7-8).
Он стяжал себе такое миролюбие, что на нем истинно исполнилось изречение апостола: «Несть царствие Божие пища или питие, но правда и мир» (Рим. 14, 17).
Скончался около 1190 г. Святые мощи его почивают в Ближних пещерах.
ратолю́бне тя живу́ща ви́дев любве́ ненави́стник,/ победи́л тя во гнев,/ но, ве́дый твоя́ пре́жния труды́ любве́ исто́чник – Госпо́дь,/ преложи́ тя па́ки на братолю́бие,/ в не́мже ты про́чее пожи́в Богоуго́дне,// моли́ся о нас, я́ко да поживе́м братолю́бне.
мире́нию Госпо́дню подо́бяся,/ смири́лся еси́, свяще́нник сый пред лице́м го́рдаго диа́кона Ева́грия,/ беззло́бие Ти́те,/ за что прия́л еси́ не то́кмо вре́менныя жи́зни неотпаде́ние,/ А́нгелу тя воздви́гшу,/ но и ве́чныя наслажде́ние,// в не́йже лику́я, избавля́й нас лю́таго гне́ва и памятозло́бия.
Источник: Открытая Православная энциклопедия “Древо”12 Марта 2018
Источник: http://www.stsl.ru/news/all/pamyat-prepodobnogo-tita-pecherskogo-1190
Преподобного Тита, пресвитера Печерского
св. Димитрий Ростовский
Как “открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие” (Рим.1:18), и как нисходит “мир Божий”, превосходящий ум (Флп.4:7), охраняющий тело и душу стремящегося к нему человека, всё это видим в житии блаженного Тита. Он был инок Печерского монастыря1, почтенный саном пресвитера.
На подвиги, достойные вечного блаженства, преподобный Тит был наставлен следующим обстоятельством: у него был брат не по плоти, а по духу, черноризец того же монастыря по имени Евагрий, по сану диакон. Великая и нелицемерная любовь соединяла двух иноков, так что все дивились их единодушию и взаимной любви.
Но ненавидящий всякое добро диавол, обыкший сеять плевелы среди пшеницы (Мф.5:22), и между ними посеял вражду. Гневом и ненавистью он так омрачил их сердца, что они не могли даже взглянуть друг другу в лице, и поэтому всячески старались избегать один другого.
Когда один шел в церкви с кадильницей, тогда другой убегал от каждения; если же один не отходил, то другой проходил мимо него, не покадив. В столь греховном мраке они пребывали долгое время, так что, по диавольскому внушению, даже дерзали возносить Божественные дары и причащаться их, не примирившись друг с другом, не испросив прощения друг у друга.
Много раз просила их братия примириться, но они и слышать не хотели. Однажды, по Божиему смотрению, случилось преподобному Титу так сильно захворать, что он уже не думал остаться в живых. Тогда он горько стал плакать о своем прегрешении и смиренно послал к диакону Евагрию сказать ему:
“Прости меня, брат, ради Господа за то, что я оскорбил тебя гневом своим”.
Но тот не только не простил Тита, но стал еще более поносить его и даже проклинать. Однако братия, увидев, что Тит уже умирает, силою привели к нему Евагрия, чтобы он примирился с братом. Увидев его, больной, приподнявшись, упал к ногам Евагрия, говоря со слезами:
– Прости меня, отче, и благослови!
Но немилостивый и бесчеловечный Евагрий отвратился от брата и пред всеми сказал полные ненависти слова:
– Я никогда не хочу примириться с ним: ни в сем веке, ни в будущем!
Сказав сие, он вырвался из рук братий и упал. Иноки хотели поднять его, и нашли его мертвым. Они не могли ни сложить ему рук, ни затворить уст, ни закрыть очей – словно он умер давно.
В это время блаженный Тит встал совершенно здоровым, как будто бы никогда не болел. Все ужаснулись, видя внезапную кончину одного и быстрое исцеление другого.
Они начали спрашивать блаженного пресвитера Тита, чтобы это значило? Блаженный Тит поведал им то, что ему было открыто о сем свыше:
– Во время болезни, – так начал блаженный Тит свой рассказ, -я, еще одержимый гневом, увидел, как ангелы отступили от меня. Они рыдали о гибели моей души, а бесы радовались, что я имею гнев на своего брата.
Посему-то я и начал просить вас, чтобы вы пошли и испросили мне у брата моего прощения. Когда вы привели его ко мне, и я поклонился ему, а он отвернулся от меня, я увидел одного немилостивого Ангела с пламенным копьем, коим он ударил непростившего меня, и тот упал мёртвым.
Тот же Ангел подал мне руку, поднял меня, и вот я выздоровел.
Устрашенные рассказом, иноки много плакали об умершем Евагрии. Они погребли его, но не могли сложить ему руки и закрыть глаза и уста.
Сами же особенно стали блюстись гнева, прощая друг другу всякое слово обидное, памятуя слова Господни: “всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду” (Мф. 5:22).
Также и святой Ефрем Сирин сказал: “если кому случится умереть в вражде, то такового ожидает неумолимый суд”. И можно было сказать тогда о вразумленной братии: “Велик мир у любящих закон Твой” (Пс. 118:165).
Но особенно сам пресвитер Тит, видя, как за примирение с своим братом он получил примирение с Богом и был избавлен от смерти не только телесной, но и душевной, с сего времени даже и не думал гневаться на кого либо, но, отбросив гнев, приобрел постоянную любовь к братии, которая, как корень мира, есть союз совершенства, она исходит от “чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры” (1Тим. 1:5), она “долготерпит, милосердствует, любовь не завидует” (1Кор.13:4) содержит в себе все добродетели и особенно: пост, целомудрие, постоянную молитву. Блаженный с сего времени всегда имел в своем сердце слова Писания “будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов” (1Пет. 4:7-8).
Принося бескровную жертву, пресвитер Тит исполнял и следующее Евангельское слово: “любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв” (Мрк.12:33).
Он стяжал себе столь невозмутимый мир, что, пылая чувством совершенной любви, не мог, скорбя, сказать: “Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих” (Пс. 37:4).
Совершенный мир души сего постника был таков, что на нем истинно исполнилось изречете Апостола: “Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе” (Рим.14:17).
Посему и на небесах блаженный Тит удостоился получить упокоение, стремясь к которому, он после многих трудов и подвигов отошел к Господу. Святое тело его почивает в одной из печерских пещер, полной святых, как дольнее небо, духом же он присутствуете на небе, куда вознесен руками явившихся ему Ангелов.
Они могли сказать о сем прежде грешнике, потом же достойно покаявшемся праведнике только то, что сказал святой Павел о Апостоле Тите: “Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита” (2Кор.7:6).
Мы, также радуясь, можем сказать в ответ сим небесным жителям из того же Писания: мы утешились, видя ваше утешение и особенно возрадовались радостью Тита, упокоившегося среди вас.
Святыми молитвами преподобного Тита да сподобимся и мы, отложив всякий гнев, получить прощение грехов и восприять упокоение временное и вечное от Христа Иисуса Господа нашего, Который есть “Бог любви и мира” (2Кор.13:11). Ему же слава со Отцом и Святым Духом во веки2. Аминь.
1 Разумеется Киево-Печерский монастырь, основанный преподобными Антонием в 1073 г.) и Феодосием в 1074 г.
2 Преподобный Тит жил в XII в.
Источник: https://subscribe.ru/group/tainstva-pravoslavie/6238197/
Тит пресвитер Печерский
Тит Печерский (+ 1190), иеромонах, преподобный, в Ближних пещерах
Память 27 февраля, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских
Преподобный Тит был священноинок Киевского Печерского монастыря, известный своим чрезвычайно миролюбивым ко всем отношением. Особенно полюбил Тит миролюбие благодаря следующим обстоятельствам. У преп. Тита был друг черноризец Евагрий, по сану диакон. Все дивились искренней дружбе и любви, существовавшей между ними.
Но ненавидящий всякое добро диавол решил посеять между ними семя вражды. В своем замысле он успел: Тит и Евагрий так возненавидели друг друга, что не хотели смотреть один на другого и всячески старались избегать встречи между собою.
Когда они вместе служили в церкви, то у них не было согласия даже здесь, при богослужении: если один кадил перед иконою, то другой убегал от каждения; если же один не отходил от образа, то другой проходил мимо, не покадив. Их ненависть была столь сильна, что они имели дерзновение даже причащаться Св.
Таин, не примирившись друг с другом, не испросив прощения друг у друга. Братия обители, видя такую их сильную ненависть и понимая, что эта вражда губительна для их спасения, много раз принималась их мирить, но они и слышать об этом не хотели. И вот, по Божьему смотрению, пресвитер Тит серьезно заболел.
Думая, что настал часть отойти ему в иной мир, Тит начал горько плакать о своем прегрешении и затем послал сказать диакону Евагрию следующее: «Прости меня, брат, ради Господа за то, что я оскорбил тебя гневом своим». Евагрий, однако, не только не простил Тита, но и стал жестоко бранить его.
Братия, увидев, что пресвитер Тит уже умирает, решила насильно привести Евагрия к умирающему, чтобы примирить его с ним. Когда Евагрия привели к Титу, то последний упал к ногам своего прежнего врага и сказал со слезами:
— Прости меня, брат!
Но Евагрий отвратился от него и пред всеми произнес такие слова:
— Не хочу примиряться с ним ни в сем веке, ни в будущем.
Сказав эти бесчеловечные слова, Евагрий вырвался из рук братии и туг же упал. Его хотели поднять, но он был уже мертв. Ему не могли ни сложить рук, ни сомкнуть уст, ни закрыть очей: словно он умер уже давно. В то же время преп. Тит встал с постели совершенно здоровым. Когда его спросили, что с ним было за время болезни, он отвечал:
— Во время болезни я, еще одержимый гневом, видел, как ангелы отступили от меня. Они горько рыдали о гибели моей души, а бесы радовались, что я имею гнев на своего брата.
Посему-то я и начал просить вас, чтобы вы пошли и испросили мне у диакона Евагрия прощение.
Когда вы привели его ко мне и я поклонился ему, а он отвернулся от меня, то я увидел, что некий немилостивый ангел пламенным копьем ударил Евагрия и тот упал бездыханный. Тот же ангел затем подал мне руку, поднял меня, и я встал совершенно здоров.
Братия, услышавши такой рассказ из уст преп. Тита, в ужасе повторяла слова: «Оставите, и оставится вам, яко всяк гневайся на брата всуе повинен есть суду» (Мф. 5, 22). Много плакали также иноки о погибшем брате Евагрии.
После такого вразумления со стороны Промысла Божия иноки Печерской обители стали блюстись гнева прощая друг другу всякое слово обидное, памятуя словаЕфрема Сирина: «Если кому случится умереть во вражде, то таковаго ожидает неумолимый суд».
В особенности же сильно подействовал этот печальных случай на самого пресвитера Тита. Видя, как за примирение с братом своим он получил не только прощение греха своего, но и телесное здравие, он более уже не думал гневаться на кого-нибудь, но усвоил себе постоянную любовь к братии. Преп.
Тит после этого всегда помнил слова Писания: «Солнце да не зайдет во гневе твоем. Прежде же всех друг ко другу любовь прилежну имейте, зане любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4, 7, 8).
Он стяжал себе такое миролюбие, что на нем истинно исполнилось изречение апостола: «Несть царствие Божие пища или питие, но правда и мир» (Рим. 14, 17).
Скончался около 1190 г. Святые мощи его почивают в Ближних пещерах.
Источник: http://proroksamuil.prihod.ru/zhitiya-svyatyx/tit-presviter-pecherskij/
прп. Тит, пресвит. Печерский
Преподобный Тит был священноинок Киевского Печерского монастыря, известный своим чрезвычайно миролюбивым ко всем отношением. Особенно полюбил Тит миролюбие благодаря следующим обстоятельствам. У преп. Тита был друг черноризец Евагрий, по сану диакон.
Все дивились искренней дружбе и любви, существовавшей между ними. Но ненавидящий всякое добро диавол решил посеять между ними семя вражды. В своем замысле он успел: Тит и Евагрий так возненавидели друг друга, что не хотели смотреть один на другого и всячески старались избегать встречи между собою.
Когда они вместе служили в церкви, то у них не было согласия даже здесь, при богослужении: если один кадил перед иконою, то другой убегал от каждения; если же один не отходил от образа, то другой проходил мимо, не покадив. Их ненависть была столь сильна, что они имели дерзновение даже причащаться Св.
Таин, не примирившись друг с другом, не испросив прощения друг у друга. Братия обители, видя такую их сильную ненависть и понимая, что эта вражда губительна для их спасения, много раз принималась их мирить, но они и слышать об этом не хотели. И вот, по Божьему смотрению, пресвитер Тит серьезно заболел.
Думая, что настал часть отойти ему в иной мир, Тит начал горько плакать о своем прегрешении и затем послал сказать диакону Евагрию следующее: «Прости меня, брат, ради Господа за то, что я оскорбил тебя гневом своим». Евагрий, однако, не только не простил Тита, но и стал жестоко бранить его.
Братия, увидев, что пресвитер Тит уже умирает, решила насильно привести Евагрия к умирающему, чтобы примирить его с ним. Когда Евагрия привели к Титу, то последний упал к ногам своего прежнего врага и сказал со слезами:
— Прости меня, брат!
Но Евагрий отвратился от него и пред всеми произнес такие слова:
— Не хочу примиряться с ним ни в сем веке, ни в будущем.
Сказав эти бесчеловечные слова, Евагрий вырвался из рук братии и туг же упал. Его хотели поднять, но он был уже мертв. Ему не могли ни сложить рук, ни сомкнуть уст, ни закрыть очей: словно он умер уже давно. В то же время преп. Тит встал с постели совершенно здоровым. Когда его спросили, что с ним было за время болезни, он отвечал:
— Во время болезни я, еще одержимый гневом, видел, как ангелы отступили от меня. Они горько рыдали о гибели моей души, а бесы радовались, что я имею гнев на своего брата.
Посему-то я и начал просить вас, чтобы вы пошли и испросили мне у диакона Евагрия прощение.
Когда вы привели его ко мне и я поклонился ему, а он отвернулся от меня, то я увидел, что некий немилостивый ангел пламенным копьем ударил Евагрия и тот упал бездыханный. Тот же ангел затем подал мне руку, поднял меня, и я встал совершенно здоров.
Братия, услышавши такой рассказ из уст преп. Тита, в ужасе повторяла слова: «Оставите, и оставится вам, яко всяк гневайся на брата всуе повинен есть суду» (Мф.5:22). Много плакали также иноки о погибшем брате Евагрии.
После такого вразумления со стороны Промысла Божия иноки Печерской обители стали блюстись гнева прощая друг другу всякое слово обидное, памятуя слова Ефрема Сирина: «Если кому случится умереть во вражде, то такового ожидает неумолимый суд».
В особенности же сильно подействовал этот печальных случай на самого пресвитера Тита.
Видя, как за примирение с братом своим он получил не только прощение греха своего, но и телесное здравие, он более уже не думал гневаться на кого-нибудь, но усвоил себе постоянную любовь к братии. Преп.
Тит после этого всегда помнил слова Писания: «Солнце да не зайдет во гневе твоем. Прежде же всех друг ко другу любовь прилежну имейте, зане любовь покрывает множество грехов» (1Пет.4:7-8).
Он стяжал себе такое миролюбие, что на нем истинно исполнилось изречение апостола: «Несть царствие Божие пища или питие, но правда и мир» (Рим.14:17). Посему и на небеси преп. Тит сподобился получить успокоение, которое обещал Бог любящим Его и хранящим Его заповеди. Святые мощи его почивают в одной из Киевских пещер. Скончался преп. Тит около 1190 г.
Источник: https://elitsy.ru/info/saint/2790/