Преподобный зосима соловецкий

Преподобный Зосима Соловецкий

Память преподобного Зосимы Соловецкого совершается в Русской Православной Церкви 30 апреля по новому стилю. Кроме того, его чествуют вместе с Карельскими святыми 21 августа.

Жизнеописание преподобного Зосимы Соловецкого О жизни святого Зосимы сохранилось очень мало сведений. Из жития, составленного его учениками и последователями, нам известно, что он происходил из Новгородской республики.

Это средневековое русское государство хотя и просуществовало не так долго, но было достаточно могущественным и богатым. Преподобный Зосима, оставив родное селение Толвуя на берегу Онежского озера, вместе с иноком Германом отправился на Соловецкие острова, где до этого уже жил преподобный Савватий, почитающийся основателем Соловецкой обители.

Ко времени прибытия Зосимы и Германа на острова, там еще не было никаких монастырских построек, и поэтому иноки воздвигли первый храм и келью. Вскоре к ним стали стекаться новые насельники, которые также искали уединенной монашеской жизни. Жизнь преподобного Зосимы на архипелаге была полна лишений и тяжелого труда.

Обратите внимание

Суровый климат Северной Руси и отсутствие сообщения с материком приводили нередко к тому, что святой иногда не имел самого необходимого для жизни. Однако Бог не оставлял Своего угодника, и из жития преподобного мы узнаем о случаях чудесной помощи, которую он получал.

Так, однажды живший вместе с ним святой Герман отправился за пищей в Новгород, но из-за непогоды и бурного моря не мог возвратиться в монастырь до наступления зимы, однако произошло чудо: преподобному Зосиме явилось два незнакомца и принесли все необходимое для того, чтобы он смог перезимовать.

Игуменство и труды на благо монастыря Преподобный Зосима пользовался большой любовью и уважением у всех иноков, и поэтому его попросили стать игуменом. За время своего управления Соловецким монастырем святой Зосима сделал очень многое для обители, которой впоследствии суждено было стать одним из главных духовных центров Северной Руси.

Кроме работ по возведению первых строений и храма, преподобный позаботился также о духовном укреплении молодого монастыря. По его инициативе мощи преподобного Савватия были перенесены с места погребения святого основателя монастыря у реки Выги в саму обитель, став главной святыней Соловецких островов.

Игумен создал для обители достаточно строгий устав, по которому Соловецкий монастырь стал общежительным, а насельники не имели никакого собственного имущества. Нередко преподобный Зосима отправлялся в Новгород, чтобы решить хозяйственные вопросы монастыря.

В летописях сохранился рассказ о том, как игумен встречался с фактической правительницей Новгорода Марфой Посадницей, с которой монастырь вел тяжбу по поводу права на рыбную ловлю возле островов. Марфа выгнала преподобного Зосиму из своего дома, и тогда он предсказал ей печальную кончину.

Это сбылось после падения Новгородской республики, когда правительница была казнена. Скончался преподобный Зосима Соловецкий в 1478 году и был погребен возле основанной им Преображенской церкви. После канонизации мощи святого были перенесены в главный храм Соловецкого монастыря, где и находятся в настоящее время. Сохранилось множество свидетельств о том, как преподобный Зосима спасал от неминуемой гибели рыбаков, трудившихся в суровом Белом море, и поэтому ему особо молятся во время путешествия. Святой считается покровителем пчеловодов, благодаря

чему в народе его даже именуют святым Зосимой Пчельником. Однако не ясно, откуда происходит такое народное поверье, поскольку в начале своего основания Соловецкий монастырь был бедной обителью, которая не занималась пчеловодством и закупала мед и воск в Новгороде.

Важно

Тропарь, глас 4:
Изволением Божественного разума/ вселился еси в пустыню/ и тамо, вперив ум твой в Небесныя обители,/ равно Ангелом житие на земли пожив,/ в молитвах, и трудех, и пощениих/ образ был еси твоим учеником.

/ Отонудуже Бог, видя твое благое изволение,/ умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей.

/ Но, яко имея дерзновение к Богу,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудре,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,/ Зосимо преподобне, отче наш. 

Кондак, глас 8:
Христовою любовию уязвися, преподобне,/ и Того Крест славный, на рамо взем,/ понесл еси, божественне вооружився,/ и непрестанныя молитвы, яко копие в руце, имый,/ крепко ссекл еси бесовская ополчения.// Тем зовем ти: радуйся, преподобне отче Зосимо, монахов удобрение. 

Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче Зосимо, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов. 

Молитва (преподобным Зосиме и Савватию Соловецким): О Преподобнии и Богоноснии отцы наши Зосимо и Савватие, земнии ангели и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, обители вашея славо и украшение, всея же северныя страны, паче и всего православнаго отечества нашего необоримая стено и великое заступление! Се мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию ко святым мощем вашим припадающе, духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вас: молите непрестанно благосердаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко дерзновение велие к Тому имущии, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на месте сем да пребудет, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощеньми, токи же слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и моленьми начало иноческому житию положисте. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла: да непрестанно на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится Пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущие Его. О преблаженнии отцы наши, Зосимо и Савватие! Услышите ны грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующыя, и благомощными вашими к Богу ходатайствы испросите душам нашым грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии: всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию во обитель вашу притекают, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою святую и все наше православное Отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, в правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/583-prepodobnyj-zosima-solovetskij

Преподобный Зосима игумен Соловецкий

Преподобные Зосима и Савватий

Холодные берега Белого моря, заселенные языческими племенами карелов, чуди, лопырей, —— не самое подходящее место для возведения храма. Кто будет в нем служить? Да и кто —— молиться? Так рассуждали еще в начале пятнадцатого века. Но однажды все изменилось.

Святому Зосиме, отправившемуся на безлюдные острова в Белом море искать уединения для общения с Богом, Господь явил видение —— в небесном сиянии в воздухе парила прекрасная церковь. И святой, нисколько не испугавшись предстоявших трудностей, решился строить в этом безлюдном месте монастырь, чтобы открыть жителям Поморья путь ко Христу.

Преподобный Зосима построил на Соловецком острове церковь —— и вокруг него стала собираться община иноков, которые хотели найти здесь праведную жизнь и трудиться во имя Господа. Конечно, враждебность окружения на материке расстраивала игумена.

И тогда Зосима стал совершать путешествия из монастыря в карельские деревни, чтобы открыть иноверцам Истину о Христе. Его примеру последовала и братия.

Со временем иноки стали отплывать все дальше от монастыря и добирались даже до самого севера современной Финляндии, до берегов Лапландии, где жили племена лопырей.

Помимо миссионерской деятельности иноки много трудились: удили рыбу, возделывали землю, заготавливали лес, собирали грибы и ягоды, варили соль, которую они обменивали на материке на необходимые им для зимовки вещи. Жители поморского берега часто общались с выходцами из монастыря и дивились трудолюбию монахов.

Кроме того, в этом общении для них открывался неизвестный доселе мир Православной веры и культуры. Приплывая на Соловецкие острова для рыбного промысла, некоторые рыбаки заходили в храм и слышали пение монахов за служением Литургии, прекрасное и необыкновенное.

Совет

Таким образом, многие поморские язычники устремляли свой взор к Православию и даже присоединялись к Соловецким монахам.

Многие Новгородские бояре, которым принадлежали практически все земли русского Севера, жертвовали монастырю часть своих вотчин. Привлекая местных крестьян для обработки земли, святой Зосима беседовал с ними и крестил желающих.

За двадцать шесть лет игуменства святого Зосимы Соловецкий монастырь стал духовным центром и экономическим двигателем Поморья.

Одним из важнейших решений Зосимы в качестве игумена было перенесение в монастырь мощей преподобного Савватия Соловецкого. Благодаря исцелениям у мощей святого, в монастырь потянулись паломники, а язычники, увидев совершавшиеся чудеса, принимали Православную веру.

Однако и враги не дремали: монастырь часто притесняли жители Поморья, большая часть которых все еще оставалась языческой. Но это только укрепляло в святом решимость свидетельствовать о Христе в этих местах.

Впоследствии Соловецкий монастырь сыграл важнейшую роль не только в религиозном, но и в культурном и хозяйственном развитии Русского Севера.

(6

Источник: https://radiovera.ru/prepodobnyiy-zosima-igumen-solovetskiy.html

Молитва зосимы соловецкого

Религиозное чтение: молитва зосимы соловецкого в помощь нашим читателям.

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, чудотворец. Преподобному Зосиме молятся в болезнях: множество больничных храмов, посвященных ему, свидетельствует о великой целительной силе его молитв пред Богом. Покровитель пчеловодов, рыбаков.

Преподобные Зосима (слева) и Савватий (справа) с житием. Икона, конец XVI века

Тропарь преподобному Зосиме Соловецкому, глас 4

Изволением Божественного разума вселился еси в пустыню и тамо, вперив ум твой в Небесныя обители, равно Ангелом житие на земли пожив, в молитвах, и трудех, и пощениих образ был еси твоим учеником.

Отонудуже Бог, видя твое благое изволение, умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей.

Но, яко имея дерзновение к Богу,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудре, и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих, Зосимо преподобне, отче наш.

Кондак преподобному Зосиме Соловецкому, глас 8

Христовою любовию уязвися, преподобне, и Того Крест славный, на рамо взем, понесл еси, божественне вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие в руце, имый, крепко ссекл еси бесовская ополчения. Тем зовем ти: радуйся, преподобне отче Зосимо, монахов удобрение.

Молитва первая преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам

О преподобнии и Богоноснии отцы наши Зосимо и Савватие, земнии ангели и Небеснии человецы, ближнии друзи Христови и угодницы Божии, обители вашея славо и украшение, всея же северныя страны, паче и всего Православнаго отечества нашего, необоримая стено и великое заступление! Се мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию к ракам честных мощей ваших припадающе, духом сокрушенным и смиренным прилежно вас молим: молите непрестанно Благосердаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко дерзновение велие к Тому имущии, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на месте сем да пребудет, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, Богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощении, токи же слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и молении начало иноческому житию положисте. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла, да непрестанно на месте сем в мире и безмолвии благочестно славится пресвятое Имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущии Его. О преблаженнии отцы наши Зосимо и Савватие! Услышите ны, грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующия, и благомощными вашими к Богу ходатайствы испросите душам нашим грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии; всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление и иже с благоговейною любовию во обитель вашу притекают, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите Премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою святую и все наше Православное отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, в правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Преподобный феодосий тотемский

Вторая молитва преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам

О преподобнии отцы, велицыи заступницы в скорби и услышателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отыдосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете.

Молим убо вы, о преподобнии: избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров, и от напрасныя смерти, и от всех прилогов бесовских, находящих на ны.

Услышите нас, грешных, и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодну, и души наша, злыми делы и советы и помыслы умерщвленныя, оживите, и, якоже умершую отроковицу востависте, якоже неисцельныя раны многих исцелисте, от духов нечистых зле мучимых избависте, тако и нас, содержимых в узах вражиих, измите, и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите, и милостивым вашим посещением и ходатайством от врагов видимых и невидимых оградите ны благодатию и силою Всесвятыя Троицы, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Зосиме Соловецкому:

  • Молитва преподобному Зосиме Соловецкому. Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, чудотворец. Преподобному Зосиме молятся в болезнях: множество больничных храмов, посвященных ему, свидетельствует о великой целительной силе его молитв пред Богом. Покровитель пчеловодов, рыбаков.

Акафист преподобному Зосиме Соловецкому:

Канон преподобному Зосиме Соловецкому:

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Зосиме Соловецком:

  • Преподобный Зосима Соловецкий – Православие.Ru

Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

Источник: https://xn——6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/molitva-zosimy-solovetskogo/

Преподобный Зосима, Соловецкий игумен

Преподобный Зосима, поселившийся вслед за Савватием на диком, необитаемом острове Белого моря, был основателем Соловецкой обители, одной из древнейшей и знаменитейшей в России.

О преподобном Зосиме известно, что родом он из Новгородской области, из села Толвуя близ Онежского озера. С молодых лет Зосима полюбил отшельническую жизнь и, оставив родину, отправился к Белому морю. Здесь он встретился с иноком Германом, который до этого жил с преподобным Савватием на одном из Соловецких островов.

Зосима узнал от Германа, что тот остров, что тот остров, на котором подвизался Савватий, находится в двух днях плавания от берега и только летом его посещают рыбаки — в остальное время он недоступен из-за бурь.

Такое уединенное место с лесами и озерами, показалось Зосиме пригодным для отшельнической жизни, и он упросил старца Германа отправиться с ним туда. И вот, помолившись, они устроили там себе шалаш из древесных ветвей и начали свою суровую иноческую жизнь, возделывая землю для пропитания и часто страдая от холода и голода.

Обратите внимание

Но еще тяжелее стало Зосиме, когда ему пришлось на целую долгую зиму остаться в одиночестве, так как Германа, отправившегося на берег, задержала осенняя непогода, когда ветер нагнал скопища льда и сообщение с островом не прекратилось. Однако подвижник не смутился духом на пустынном острове, молитва и упование на Бога подкрепляли его.

Не поддался Зосима унынию и тогда, когда у него истощились запасы пищи. И Господь отозвался на чудную веру в Него. Два незнакомых человека принесли Зосиме пищу и сказали:

— Возьми и ешь, а мы, если Бог велит, опять приедем к тебе…

И так питался он до наступления весны, а там возвратился на остров Герман  с рыбаком Марком, пожелавшим разделить уединение подвижников. Они привезли запасы пищи и снасти для рыбной ловли.

Со временем имя Зосимы стало известным. К нему начали приходить страждущие, и когда людей собралось множество, Зосима приступил к построению небольшой деревянной церкви во имя Преображения Господня. Это и стало началом известной Соловецкой обители.

Храм был освящен по благословению новгородского владыки, приславшего все необходимое с поставленным сюда на игуменство иноком Павлом. Однако игумен оставался здесь недолго; ему не под силу были трудности суровой, пустынной жизни на отдаленном острове, и он возвратился в Новгород. Недолго оставались поставленные после него игумены Феодосий и Иона.

Тогда братья Соловецкого монастыря решили не брать себе игуменов из других монастырей и попросили возглавить обитель Зосиму. Когда же преподобный отказался принять на себя такое высокое звание, они втайне от него отправили в Новгород посла с той же просьбой к архипастырю.

Их желание было уважено, и Зосима, рукоположенный в Новгороде, был с великой честью отпущен в устроенную им обитель, взяв с собой богатые пожертвования новгородских жителей. С радостью был встречен по своем возвращении новый игумен, и при нем обитель стала быстро процветать.

Нашлись средства и для построения новой большой соборной церкви в честь Успения Божьей Матери. Число братии значительно увеличивалось. Перенесены были в монастырь мощи преподобного Савватия из часовни у реки Вага, где он скончался и был погребен, а останки его оказались нетленными.

Важно

Между тем для обители настали не лучшие времена. Ее тревожили местные жители, придерживавшиеся иной веры. Кроме того, слуги новгородских бояр  и карельских землевладельцев с завистью и недоброжелательством относились к поселению на острове иноков, поскольку право на владение им присваивали себе — приплывали сюда в озерах ловить рыбу. Инокам же препятствовали в этом и угрожали, что разгонят.

Тогда Зосима отправился в Новгород с просьбой о помощи. Городское вече решило передать Соловецкие острова во владение зосимовой обители. Кроме того, бояре одарили подвижника новыми пожертвованиями и обещали и впредь помогать обители.

Рассказывают, что в то время, как новгородские бояре уважили просьбу преподобного Зосимы, одна богатая и влиятельная боярыня, Марфа Борецкая, к нему отнеслась недоброжелательно.

А в ее-то помощи он и нуждался больше всего, так как именно ее рабы и поселенцы, жившие на землях, близких к острову, особенно рьяно обижали и оскорбляли монастырских послушников.

Наслушавшись наговоров на преподобного от своих приближенных, боярыня приказала выгнать его из своего дома. Раб Божий смиренно принял это бесчестье, но отходя от порога Марфы, вздохнул и сказал:

— Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору. Двери дома затворятся и уже не отворятся… этот двор запустеет…

Вскоре, впрочем, Мафра осознала, что была не права, и стала усердной покровительницей Зосимы, дала ему грамоту на землю и рыбную ловлю. Перед отъездом преподобного она позвала его к себе на обед и посадила на почетное место.

Незлобивый старец принял ее приглашение, но едва касался пищи и был молчалив. Вдруг, взглянув на гостей, он закрыл лицо руками  прослезился…

на вопрос своего ученика Даниила о причине его внезапной скорби Зосима отвечал:

— Я вижу шесть главнейших бояр сидящими без головы…

И объяснил, что предвидит их печальную участь. И в самом деле это предсказание исполнилось. При усмирении Новгорода великим князем Иоанном Васильевичем, дедом Грозного, в 1471 году шестеро бояр, привидевшихся Зосиме, как главные участники бунта, были казнены… Боярыня же Марфа с сыном Феодором, дочерьми и внуками была сослана в заточение в Нижний Новгород, и дом Марфы запустел…

Под руководством преподобного Зосимы в обители жили многие и строгие подвижники — его ученики: Иоанн, Василий, Онуфрий, Герасим и другие.   

Верша богоугодные дела, преподобный Зосима никогда не забывал о смерти. Достигнув глубокой старости, он приготовил себе гроб и, часто глядя на него, представлял себя лежащим в нем, готовился к переходу в вечность. И эта блаженная для праведника минута наконец наступила.

Совет

Почувствовав приближение кончины, Зосима созвал братию, избрал для нее игумена Арсения, заповедовал ему соблюдать введенный устав, помолился о благоденствии обители, благословил всех и сказав: «Телесно мы разлучаемся. Но духом с вами пребывать буду», — предал душу Господу.

 

29 апрель 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/3685-prepodobnyj-zosima-soloveckij-igumen.html

Святые Соловки. День памяти Зосимы и Савватия Соловецких

21 августа, день святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Родился в Новгородской республике, в селе Толвуя, на берегу Онежского озера.

Спасаясь на поморье, на устье реки Сумы, встретился с иноком Германом, который до того жил с преподобным Савватием на Соловецком острове. Прибыв на этот остров в 1436 году, они построили себе келью.

Вскоре к Зосиме стали стекаться ученики, которые построили храм и обитель и избрали Зосиму своим игуменом.

В 1465 году преподобный Зосима перенёс мощи преподобного Савватия с реки Выги в свою обитель. По делам обители Зосиме приходилось ходатайствовать в Новгороде, в том числе и перед знаменитой Марфой-посадницей.

Она принимала его в своём доме и дала монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли).

Впоследствии появилось мнение, что данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой соловецких монахов.

Зосима умер в 1478 году; канонизован церковным собором 1547 года.

Житие не сообщает о происхождении и годе рождения Савватия. Также неизвестна дата принятия им монашества. Согласно житию, во времена митрополита Фотия Саватий уже подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре.

Узнав, что на острове Валааме есть монастырь, где иноки ведут жизнь более строгую, Савватий перебрался туда. Удивляя братию своим терпением и смирением, он искал место для совершенного уединения и безмолвной молитвы.

Савватий узнал, что в двух днях плавания от берега в Белом море стоит большой остров, никем не населённый, и ушёл из Валаамского монастыря.

Обратите внимание

Сначала он поселился у часовни на реке Выг, где встретил инока Германа, одиноко жившего в лесу. Герман согласился сопровождать Савватия на остров и остаться с ним там.

Оба старца в 1429 году благополучно прибыли на остров и, не доходя 13 км до места современного монастыря, они близ озера водрузили крест и поставили келью.

Постепенно, уже после смерти Савватия, на острове поселились другие отшельники и возник монастырь, получивший название Соловецкого.

Мощи преподобного Савватия были перенесены в Соловецкий монастырь в 1465 году при игумене Зосиме, и положены в землю за алтарём Успенского собора, где находились до 1566 года. В этом году, 8 августа, они, вместе с мощами преподобного Зосимы, были перенесены в придел Спасо-Преображенского собора, устроенный во имя этих соловецких святых.

На московском соборе, бывшем при митрополите Макарии, в 1547 году, установлено наряду с другими отечественными святыми совершать память преподобного Савватия 27 сентября (по юлианскому календарю).

В 1861—1925 годах мощи находились в Свято-Троицком соборе монастыря. С 1992 года его мощи покоились в Благовещенском храме Соловецкого монастыря, в богато украшенной раке.

В настоящее время мощи Савватия, Зосимы и Германа Соловецких покоятся в Филипповском храме монастыря. Летом переносятся в Спасо-Преображенский собор.

Зосима и Савватий сильно почитаются старообрядцами.

Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. Основатели — Герман и Савватий. До марта 1682 года, когда была учреждена Архангельская епархия (Холмогорская), монастырь находился в пределах Новгородской епархии.

Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычёва) будущего Филиппа святителя Московского, избранного в 1548 году монастырским собором и возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием.

Важно

Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря — святых Зосимы и Савватия.

Благодаря образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья.

Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел.

Читайте также:  Церковь троицы живоначальной в квартире иоанна кронштадтского, россия, город санкт-петербург, кронштадтский район, город кронштадт

Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.

Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь. Противостояние приняло форму осады (т. н. Соловецкое сидение), которая продлилась с 1668 по 1676 год. В 1676 крепость была взята в результате предательства одного из монахов. Почти все мятежные монахи были убиты.

К XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян. Монастырь посещал император Пётр Первый, так как

Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией.

17 августа 1902 года

В XVI—XVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах).

Позднее, в 1854 году, монастырь был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда».

После девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям (что отчасти объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел — бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна), англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.

С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой.

Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр. По разным подсчётам, со времён Иоанна Грозного до 1883 г.

через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников, среди которых такие заметные личности, как П. А. Толстой, В. Л. Долгоруков, П. И. Калнышевский, Ф. П. Шаховской.

Соловецкая тюрьма существовала до 1883 г., когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 г. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви, что подтверждает газета «Правда» от 1912 года: .

В январе 1908 года газета «Русь» писала:

Совет

Для всех желающих приехать в святое место паломникам, Соловки были открыты, но монахи при входе в монастырь обыскивали каждого прибывающего.

В октябре 1910 года в газете «Русское слово» находим интересную статью под заголовком «Женщина монах». :

Вместе с тем в 1912 году можно найти такую запись:

В 1920 году монастырь был окончательно ликвидирован: приказ о ликвидации отдал М. С. Кедров, который в 1941 году сам был ложно обвинён своими однопартийцами и расстрелян по приказу Берии. Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были  по приказу Кедрова реквизированы.

Гробницы с мощами святых Зосимы и некоторых других были поставлены в Преображенском соборе… Чтобы не оскорблять религиозных чувств читателей описанием гнусного фарса… ограничусь одним моментом.

Когда вскрывали мощи св.

Зосимы, то отделили голову от туловища… Будто бы Коган спросил архипастырей: „Это ваш главный святой? Вот ему…“ — и с силой ударил носком по черепу, который, отлетев, ударился о стену .

В 1920 году на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек.

В 1923 был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения — СТОН, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли т.

 н. «политические» — духовенство, офицеры белого движения, эсеры, интеллигенция.

Про ужасы и зверства над заключёнными Сталинского лагеря  на Соловках писал в «Архипелаге ГУЛЛАГ» Солженицин.

Здесь в монастыре, а вернее в Сталинском лагере

с 1924 по лето 1928 года,   арестованному духовенству ещё разрешали сохранять рясы, бороды, длинные волосы, какой-нибудь требник, псалтырь или евангелие, но ни иконы, ни лампады не допускались.

В ноябре 1925 года в Соловках содержалось более ста двадцати церковных людей, включая сюда 24 епископа и архиепископа, белое и черное духовенство (священники, игумены, архимандриты и др.), а также мирян, осужденных за участие в церковных делах.

Обратите внимание

В 1926 и в 1927 годах на Соловки продолжали посылать дополнительные партии осужденного духовенства, но все же численность этой группы соловчан никогда не превышала двух-трех процентов от общего числа заключенных на острове: одни убывали окончив срок, или шли в ссылку, других привозили им на смену.

Летописцы упоминают о  пяти умерших на Соловках заключённых   священниках:

Петра Зверева, архиепископа Воронежского (умер 25 января 1929 г),

Петр, епископ Тамбовский (  в конце 1925 г.,  ) и отец Никодим —  . А так же ещё два замерзших священника.

На Соловках заключение отбывали :

Архиепископ (Иларион (Троицкий), викарий Московский и бывший профессор Московской Духовной Академии и один из ближайших помощников патриарха Тихона;
«…и в часы, когда Ленина хоронили в Москве — передает отец Польский, соузник архиепископа — мы должны были здесь, в лагере, простоять пять минут в молчании.

Владыка Иларион и я лежали рядом на нарах, когда против нас посреди барака стоял строй наших отцов и братии разного ранга… „Встаньте, все-таки великий человек, да и влетит вам, если заметят“ — убеждали нас. Глядя на владыку, и я не вставал. Так благополучно и отлежались.

А владыка говорил: — Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество!..»

Архиепископ Евгений (Зернов) Приамурский и Благовещенский, признанный всеми епископами на Соловках за первого среди них . Позже в 1937 году был расстрелян.

Профессор Московской Духовной Академии Иван Васильевич Попов, также из ближайших сотрудников Патриарха Тихона. Профессор Попов отличался строгим образом жизни, почти монашеским: воздерживался в пище, безропотно трудился и оставался безбрачным. В Соловецком кремле доктор богословия и профессор академии и университета обучал грамоте уголовников.

Оставшиеся на службе лагеря монахи-инструктора молились в кладбищенской церкви после работы: вечером по субботам и в воскресные дни. Доступ в церковь до 1925 года был запрещен всем заключенным, даже высшему духовенству..

С 1942 года по октябрь 1945 года в монастыре в течение 3 лет базировалась часть Соловецкой школы юнг, при учебном отряде Северного Флота, готовившихся к боевым действиям, открыта 25 мая 1942 года по приказу наркома ВМФ СССР Кузнецова Н. Г..

В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монашеской общины.

Что касается новейшей истории монастыря, то в декабре 1988 года был создан церковный приход, куда был назначен иеромонах Герман (Чеботарь). 4 июля 1989 года он освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрожденный храм Соловков.

Как сказал паломник Илья, побывавший на Соловках в 2006 году : —
Соловки — это такое место, что ради посмотреть на него не жаль не только проехать несчастные полторы тысячи километров, но даже и пройти их пешком. Я бы пошёл.

Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/135633.html

Соловецкие чудотворцы Савватий и Зосима

Стремление к основанию новых монастырей путем отшельничества, показавшее себя в XIV столетии, направилось в XV столетии на крайний север.

Обители возникали за обителями, передавая в грядущие поколения память о святости и подвигах своих основателей.

Но ни одна из обителей того времени не достигла такого важного значения для русского народа, как соловецкая. Ее основание относится к половине XV века.

Важно

На севере Руси, при немноголюдном и рассеянном населении, в некоторых деревнях возник обычай строить деревянные часовни с образами, где народ молился за неимением церквей.

Иногда в такую часовню приезжал издалека священник или иеромонах со святыми дарами, исповедывал и причащал народ.

Близ такой часовни обыкновенно проживал какой‑нибудь благочестивый старец, внушавший к себе уважение своим постничеством и благочестием.

У одной из таких часовен при устье реки Выга, на месте, называемом Сороки, жил старец по имени Герман, который прежде бывал на Белом море и знал Соловецкий остров или Соловки, куда жители поморья приезжали летом ловить рыбу. К этому старцу, после многих лет его уединенной жизни, прибыл другой старец.

Назывался он Савватий. Происхождение его неизвестно.

Он давно уже постригся в Кирилло‑Белозерском монастыре, но недовольный житием тамошних монахов, ушел на каменистый остров на Ладожском озере, где уже существовала Валаамская обитель, в которой иноки отличались чрезвычайным постничеством и терпением в лишениях.

Савватий пожил там некоторое время и задумал, по примеру многих подвижников, уйти в совершенное уединение и вести «безмолвное» житие. Он направился к северу и сошелся с Германом. Узнавши от него о Соловецком острове, он подал ему мысль идти вдвоем на отшельнический подвиг.

Старцы отправились туда на лодке и достигши Соловецкого острова, построили себе хижину на версту от моря, близ озера, богатого рыбой.

До тех пор на Соловки только наезжали временно рыбаки, но теперь два семейства с поморья близ Кеми, узнавши, что на Соловках поселились постоянные обитатели, задумали основаться рядом с отшельниками близ озера.

Храм преподобных Зосимы Савватия и Германа Соловецких чудотворцев
Совет

Это было не по душе старцам, и впоследствии сложился такой рассказ: один раз в воскресенье Савватий вместе с Германом отправлял всенощную и вышел покадить крест, который они воздвигли близ озера.

Вдруг услышал он женский вопль, сказал Герману, Герман пошел на голос и увидел плачущую женщину. Это была жена одного из поселившихся на острове рыбаков. «Мне, – говорила она, – встретились двое светлых юношей и сказали: сойдите с этого места.

Бог устроил его для иноческого жития, для прославления имени Божьего. Бегите отсюда, а не то – смерть вас постигнет».

После этого рыбаки удалились с острова, и уже никто не осмеливался заводить поселения на Соловках. Через некоторое время, однако, старцы оставили Соловецкий монастырь один за другим.

Сначала Герман отошел на реку Онегу, а затем и Савватий отправился на устье Выга к часовне, куда в это время прибыл один игумен, ездивший со святыми дарами по деревням. Савватий причастился Св. Тайн и на другой день скончался.

Причастивший его игумен и какой‑то новгородец Иван, ездивший по торговым делам и случайно попавший сюда, похоронили его.

Между тем Герман перешел на устье реки Сумы и там поселился. Туда пришел к нему новый подвижник. Это был Зосима, сын богатых земцев (собственники земельных участков) Гаврила и Марии, из селения Толвуй, на берегу Онежского озера.

Будучи еще молодым, он лишился родителей и роздал нищим все свое имение, а сам обрек себя на пустынное житье. Скитаясь по северным странам, он нашел Германа и, услышавши от него о Соловецком острове, уговорил его опять идти с ним туда.

Они обходили остров; у Зосимы явилась мысль основать тут со временем монастырь.

Они выбрали место близ озера, неподалеку от морского берега, построили келью, ловили рыбу и молились Богу. Мало‑помалу начали приходить к ним еще такие же труженики, строили кельи и также занимались рыбной ловлей.

Обратите внимание

Наконец, когда их число увеличилось, они построили деревянную церковь во имя Преображения Господня, отправили одного из своей среды в Новгород к архиепископу Ионе просить у него антиминс, церковную утварь для новой церкви и просили назначить им игумена для обители. Зосима принял монашество.

Двое игуменов, посланных один за другим из Новгорода, не ужились на пустынном острове. Потом братия упросила Зосима принять игуменство. Он долго отрекался, наконец отправился в Новгород и был рукоположен.

Тогда многие из новгородских бояр пожертвовали в новый монастырь серебряные сосуды, богатые церковные ризы и съестные припасы. Вскоре монастырь начал входить в славу именно потому, что был основан в таком необитаемом месте, которое казалось неприступным.

Читайте также:  Саввино-сторожевский монастырь, россия, московская область, город звенигород

В монастырь стали стекаться богомольцы, давать вклады, а Зосима отличался гостеприимством и этим еще более привлекал посетителей.

Через несколько времени сооружена была новая, более простая, церковь Преображения, а потом другая – Успения.

Вспомнили они тогда Савватия; Зосима слышал о нем от Германа, но никто не знал, где он похоронен, как неожиданно кирилло‑белозерский игумен известил их об этом, узнавши о кончине Савватия от того новгородского Ивана, которому случилось похоронить преподобного.

Сам Зосима отправился на Выг, отрыл тело Савватия и перевез в Соловки. Говорили, что мощи Святого Савватия не только оказались нетленными, но источали из себя благовонное миро.

Монастырь не избег столкновений: монастырь считал остров, на котором находился, своим достоянием, а жители поморья, привыкшие приезжать временно на остров для рыбной ловли, продолжали свои посещения.

Важно

В числе посетителей, оспаривавших монастырское достояние, были люди знаменитой посадницы Марфы Борецкой.

Зосима сам отправился в Новгород хлопотать у веча о грамоте на неприкосновенность владений острова, являлся по этому делу к владыке и к разным важнейшим лицам.

Когда он пришел к боярыне Марфе жаловаться на ее людей, она не приняла его и велела прогнать. Тогда Зосима покачал головою и сказал сопровождавшим его ученикам: «Вот наступают дни, когда на этом дворе исчезнет след жителей его, и затворятся двери дома сего и уже никогда не отворятся, и будет двор этот пуст».

Тем временем владыка выхлопотал ему грамоту на владение островом за печатями: владыки, посадника, тысячского и пяти концов Великого Новгорода. Бояре щедро одарили соловецкого игумена. Тогда раскаялась и Марфа: «Я напрасно на него гневалась, – сказала она, – мне наговорили, что он мою вотчину отнимает».

Она послала просить прощения у Зосима и умоляла прибыть к ней в дом на обед. Преподобный согласился.

Марфа по этому поводу устроила пир и назвала гостей. Она встречала преподобного с большим уважением, принимала от него благословение вместе с сынами и дочерьми. Марфа посадила Зосима на первое место.

Вдруг, посреди пира, Зосима взглянул на шестерых бояр, сидевших за столом, затрепетал и заплакал. Можно было понять, что он видел что‑то страшное. Он больше не принимал пищи.

По окончании стола Марфа еще раз просила у него прощения, завещала ему молить Бога за нее и за детей, поднесла ему дары и пожертвовала на монастырь свою деревню на реке Суме. Зосима простил Марфу, благодарил ее, но был очень грустен.

Совет

По выходе из дома Марфы, один ученик, по имени Даниил, спросил его: «Отче! Что значит, что ты, взглянувши на бояр, ужасался, плакал и не вкушал пищи?»

«Я видел страшное видение, – сказал Зосима. – Шестеро этих бояр сидели за трапезой, а голов на них не было; и в другой раз я взглянул на них и то же увидел, и третий раз взглянул – и все то же.

С ними сбудется это в свое время, ты сам еще увидишь это, но никому не разглашай неизреченных судеб Божиих!» Один из обедавших у Марфы бояр, по имени Памфилий, пригласил Зосиму к себе на другой день обедать. Он также заметил смущение Зосимы.

Он спрашивал Зосиму о причине.

И ему открыл преподобный тайну видения. Памфилий принял иночество, убегая от беды, угрожавшей Великому Новгороду. Через некоторое время в уединенную обитель Зосимы дошли страшные вести.

Новгородцы, защищавшие свою свободу, были поражены на Шелони; бояре, сидевшие с ним за столом у Марфы, были обезглавлены. Прошло еще несколько лет.

Зосима, чуждый всего земного, ослабевал и уже заблаговременно сделал себе гроб; новая, еще страшнейшая, весть возмутила его покой: Великий Новгород лишился своей самостоятельности; его богатства были разграблены; владыка Феофил был низложен; множество бояр и богатых жителей, лишившись своего состояния, были взяты в неволю и отправлены на чужбину. В их числе отвезли из Новгорода в оковах боярыню Марфу с детьми. Пророчество Зосимы сбылось: ее двор опустел и пропал след его обитателей.

Недолго пережил Зосима горе, постигшее Новгород в начале 1478 года. В тот же год 17 апреля он скончался, завещавши братии мир и соблюдение устава, назначивши после себя игуменом одного из братии по имени Арсений. Зосима был погребен за алтарем церкви Преображения, и его гроб сделался предметом поклонения благочестивых людей. Составилась целая книга о чудесах Зосимы.

Монастырь его всегда имел важное значение в истории. Он был распространителем христианства между поморскими язычниками. В половине XVI века игумен Филипп Колычев, впоследствии бывший митрополитом при Иване Грозном, построил в Соловецком монастыре каменные здания и своими стараниями привел хозяйство острова в процветающее состояние.

При царе Феодоре Соловецкий монастырь был обнесен крепкими каменными стенами и бойницами. При Алексее Михайловиче Соловецкий монастырь играл важную роль в истории раскола: в нем старообрядцы долго защищались от царских войск.

Обратите внимание

По своей отдаленности от средоточия государства этот монастырь постоянно был местом заключения опальных.

Но тем не менее, благодаря щедрости царей и частных лиц, Соловецкий монастырь всегда отличался богатством и гостеприимством к многочисленным богомольцам, стекавшимся в него ежегодно со всех концов России.

Имена Савватия и Зосимы сделались одними из особенно известных и уважаемых всем русским народом. Неизвестно почему, в народном благочестии оба эти святые считаются покровителями пчеловодства.

Материал создан: 19.08.2014

Русофобия во власти или кто правит Россией

Источник: http://iamruss.ru/solovetsky-wonderworkers-savvaty-and-zosima/

Зосима соловецкий

Один из основателей Соловецкого монастыря, игумен Соловецкого монастыря, святой Русской Православной церкви. Почитается в лике преподобных. При Зосиме Соловецком в обитель стала притекать братия, был выстроен Преображенский храм. Зосима перенес мощи преподобного Савватия с реки Выг на Соловки.

Происхождение

Согласно «Житию и подвигам преподобного и богоносного отца нашего игумена Зосимы, основателя Соловецкого монастыря», Зосима происходил из достаточно знатной семьи.

Из Новгорода Великого родители будущего подвижника – Гавриил и Варвара, перебрались на Онежское озера в село Шуньга, а по версии «Летописца Соловецкого» начала ХVIII века местом рождения Зосимы является село Толвуй, также расположенное на Онежском берегу недалеко от Рождества-Богородицкого Корнилиева Палеостровского монастыря, одного из четырех древнейших островных монастырей Северной Фиваиды.

Выбор монашеского пути

Место монашеского пострига Зосимы не уточняется в его житии, однако можно предположить, что он принял постриг именно в Палеостровской обители, где и прошел монашеское новоначалие.

Впрочем, существует и другая версия, согласно которой Зосима был пострижен неким священноиноком (иеромонахом), который служил в местном приходском храме, после чего юный отшельник покинул село и жил вдали от родительского дома в кельи на берегу озера.  В поисках же места более уединенного и дикого Зосима добрался до Поморского берега Белого моря, вышел к устью реки Сума, где и встретил преподобного Германа.

Герман поведал Зосиме о Соловецком острове, о том, как спасался там вместе с блаженным Савватием, как Савватий окончил свой земной путь.

«Зосима же, слушая рассказ о святом, и о расположении острова, и о местах, пригодных для создания монастыря: о земле для возделывания, и о деревьях для строительства, и о множестве рыбных озер и мест для лова морской рыбы», возгорелся мыслью отправиться на остров.

Эта встреча произошла в 1436 году. В этом же году, немногим позже, заболел горячкой и скончался отец Зосимы.

Мать Зосимы ушла в монастырь, Зосима же все родительское состояние и немалую часть имения раздал нуждающимся и «сам же возвратился к прежним подвигам — и второе отречение от мира совершил: ранее — родителей и родственников своих оставил и отверг все услады мирской жизни, (а теперь) род и отечество свое покинул и от всех знакомых удалился».

Основание Соловецкого монастыря

Важно

Вместе с Германом Зосима отправился на Соловецкий остров. Прибыв туда, монахи обошли остров в поисках удобного для устроения монастыря места.

И оно было найдено Зосимой: на небольшом перешейке между морем и пресным озером. Старцы поставили шалаш и всю ночь провели в бдении, молясь и поя псалмы.

Наутро Зосима вышел из шалаша и увидел световой столп, внутри которого простиралась над землей церковь.

Конечно же этим местом является современная бухта Благополучия, пресным озером – Святое озеро, а монастырь стоит на том самом месте, которое осветил «пресветлый луч» в видении преподобного Зосимы.

Зосима и Герман начинают возводить деревянные кельи, обрабатывать землю и занимаются рыбным ловом, благо к тому располагали и пресное озеро, и защищенная от штормов бухта.

Видя растущую потребность в братии, Герман вновь отправляется на материк, а Зосима остается один на острове. Возвратившись с материка в 1437 году, Герман провидит с собой ученика по имени Марк, который был искусен в рыбной ловле.

Немногим позже на остров приходит инок Феодосий и приводит с собой ещё несколько человек. Общими усилиями возводится Преображенский деревянный храм.

Зосима, посоветовавшись с братией, отправляется в Новгород к архиепископу Ионе за антиминсом и всеми необходимыми для проведения Божественной Литургии церковными святынями. Иона выдает требуемое соловецким посланникам и отправляет с ними иеромонаха Павла, которого благословляет на игуменское служение.

Совет

Монастырская братия к тому моменту составляла 22 человека. Игумен Павел спустя несколько лет ушел, не вынеся тягот пустынножительства. Тогда по научению Зосимы был избран новый игумен – Феодосий, но он и он не смог вынести возложенных на него трудов и ушел.

Игуменство

После ухода Феодосия братия решила избрать новым игуменом Зосиму, несмотря на его всяческое сопротивление. Несколько монахов отправились к архиепископу Ионе, и тот утвердил кандидатуру Зосимы.

Новый игумен продолжил активнейшим образом развивать обитель и начал возведение большого Преображенского храма на том месте, где ему было видение. Однако от костров, разведенных для разгона мошки и комаров, возник пожар, и стройка сгорела.

Зосима же остался крепок в вере и повелел заново начинать возведение храма, который в скором времени был построен. Затем была выстроена Успенская церковь и трапезная, в монастыре был принят Иерусалимский устав, соблюдение которого строго контролировалось.

В 1465 году Зосима перенес мощи преподобного Савватия на остров, где они были погребены за алтарем Успенской церкви.

При Зосиме монастырь получил грамоту о правах на Соловецкий остров, Анзер, Муксалму, Заяцкие и малые острова. В 1478 году Зосима скончался.

Житие. Канонизация

Житие преподобного Зосимы и Савватия написано соловецким игуменом Досифеем, частично по собственным воспоминаниям, частично по рассказам инока Германа. Литературную обработку жития в 1503 году сделал митрополит Киевский Спиридон (Сатана), и в таком виде оно почти без изменений вошло в состав печатной Четьи-минеи.

В 1547 году Зосима был канонизирован, 8 августа 1566 года его мощи были перенесены в придел Преображенского храма, посвященного Зосиме и Савватию Соловецким.

Литература

  • Досифей (Немчинов), архимандрит. Летописец Соловецкий на четыре столетия от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени, то есть с 1429 по 1833 год. 3-е изд. М., 1833.

  • Житие и подвиги и некоторые из чудес преподобного и богоносного отца нашего игумена Зосимы, основателя Соловецкой обители, и о пришествии его на остров Соловецкий, и о начале монастыря его. // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб., 2005. Т. 13: XVI век.
  • Жития Зосимы и Савватия Соловецких.

    // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб., 2005. Т. 13: XVI век.

  • Ключевский В.О. «Древнерусские жития». М., 1871.
  • Мельник А. Г. Гробницы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в ХV–ХVI вв. // Соловецкое море: историко-литературный альманах / Вып. 4. Архангельск; М., 2005.
  • Минеева С.

    В. Ранние старообрядческие чудеса преп. Зосимы и Савватия Соловецких //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 3(5).

  • Cоловецкий патерик. Репр. с изд. 1906. М., 1991.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/zosima_solovietskii

Ссылка на основную публикацию