Пророк Аввакум
Святой пророк Аввакум был восьмым из 12 малых пророков (малых не потому, что они менее значимы, а просто потому, что их книги меньше по объему, чем произведения великих пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила).
Имя «Аввакум» в переводе с еврейского означает – любовь Божия, или обнимающий, обхватывающий, сильный борец, подвижник.
Родиной пророка Аввакума было небольшое селение Вифзахир (Вифхозир), иначе называемое Бетзохар. Он был сыном Асафата и происходил из колена Симеонова.
Местом проповеди Аввакума считается Иудея, возможно Иерусалим. Время его служения около 650 года до Р.X. в эпоху нечестивых иудейских царей Манассии и его сына Амона.
Манассия совершал множество беззаконий и убийств невинных людей, убил он и пророка Исайю. Впоследствии царь Манассия, наказанный Богом и взятый в плен Ассирийцами, раскаялся и обратился к Истинному Богу.
Но зло, посеянное им, пустило уже глубокие корни среди народа, сын же Манассии Амон еще больше соблазнил иудеев идолопоклонством.
Праведному Аввакуму довелось жить и служить Господу в то тяжкое время, когда последний оплот государственности народа Божия, так называемое Южное царство оказалось на грани банкротства политического, экономического и, что самое страшное, банкротства духовно-нравственного. Ранее Господь отдал в руки врагов-ассирийцев северную часть когда-то единого еврейского царства. Однако южная половина, Иудея со столицей в святом граде Иерусалиме, сохранила независимость.
По повелению Божию, пророк Аввакум предсказал евреям такое страшное событие, которому в его время даже трудно было поверить, — а именно, разрушение храма и самого Иерусалима халдеями, Вавилонское пленение и возвращение пленных на родину.
Храм Божий всё ещё возносился над непокорённым Иерусалимом. Там, как и прежде, шли богослужения, совершались церемониальные жертвоприношения за грехи народа Божия. Внешне жители Южного царства, как и раньше, чтили Закон Божий. Но на поверку всё было не так благочинно. По выражению современника Аввакума пророка Иеремии «Бог был близок на устах людей, но страшно далёк от сердец их».
Иными словами, в последние дни Южного царства его жители преуспевали в религиозных беседах о Господе. Однако искренняя, богоугодная вера стала редкостью. Нечестивые укоренились на Святой земле, выросли и стали приносить свой омерзительный «плод».
Южное царство преисполнилось злодеяниями, междоусобной враждой и нечестием. Сменявшие друг друга иудейские цари делали «неугодное в очах Господних во всём», а простой народ, не задумываясь, следовал пагубному примеру своих духовно слепых вождей.
Пророк Аввакум видел всё это, и ему было нестерпимо больно. Душевная мука праведника была столь велика, что он буквально кричал свою молитву Господу: «Для чего даёшь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстаёт вражда и поднимется раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет…» (Авв. 1:3-4).
Пророк поднимает один из самых мучительных для религиозного сознания вопросов: почему Бог допускает зло в мире?
Прямого ответа пророку не дается. Более того, Бог открывает ему, что новые бедствия посетят землю, что по высшему попущению поднимается народ «жестокий и необузданный», которому будет дано попирать царей и разрушать крепости. По замыслу Божьему халдеям предстояло захватить Южное Царство, разорить Святой Град и разрушить Иерусалимский храм.
Аввакум впал в ещё большую печаль. Почему для наказания народа Своего Бог избрал халдеев? Да, нравы в Иудее действительно царили дикие, но ведь халдеи были много хуже! Но пророк верит, что Господь посылает невзгоды лишь для исправления, и поэтому снова спрашивает: почему вообще в жизни торжествуют нечестивец и притеснитель?
Пророк мучительно и неотступно ждет ответа: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей».
(Воин, стоящий на страже и внимательно вглядывающийся в темноту, не имеющий права ни на мгновение ослабить бдительность, — поразительный поэтический образ, показывающий неутолимую жажду, присущую человеку, встретиться с Богом лицом к лицу, найти выход из трагических противоречий бытия.
Об этой «божественной страже» поется в гениальном пасхальном каноне, Иоанна Дамаскина, самом важном и прекрасном за весь церковный год: «На божественной страже богоглаголивый Аввакум, да станет с нами и покажет светоносна ангела ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен».)
И опять Бог не дает прямого ответа, а открывает лишь одну тайну: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет». В этих словах заключена сама суть книги. Зло порождается злом. Род человеческий пожинает то, что посеял сам. Но это не значит, что Промысл Божий бездействует. Он непостижимым образом ведет людей через страдания к высшей цели.
Человек не может охватить разумом всю необъятность путей Сущего. Бог лишь ждет от верных полного доверия к Себе. В бурях жизни сможет устоять только тот, кто сохранил веру. Уповающие на силу, на идолов, не верящие в нравственный миропорядок будут посрамлены.
Рухнут грады, построенные «на крови», восторжествует правда Божья: «Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море».
В конце концов, надменные халдеи, преклоняющиеся пред идолом своей военной мощи, будут жестоко наказаны. Настанет время, и народ этот почти полностью исчезнет с лица земли. А люди праведные, всем сердцем уповающие на Господа, верующие в Него — они выживут! Разумение Божие превыше разумения человеческого.
Когда вавилонский царь Навуходоносор подступал к Иерусалиму, то, по свидетельству предания, пророк Аввакум удалился из города.
Зная, что бедствие уже неотвратимо, и что сопротивление столь сильному завоевателю будет бесполезно, пророк с горестью оставил свое отечество, чтобы не видеть разорения его и избежать жестокости победителя.
По указанию Божию, Аввакум поселился в земле Аравийской, в городе Остракине (на границе с Египтом) и жил здесь добровольным изгнанником до самого удаления врагов из его отечества.
Вавилоняне под предводительством Навуходоносора в 586 год до н. э. захватили Иерусалим и полностью разрушили Храм Соломона до самого основания. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Ковчег Завета был при этом утерян.
По удалении Халдеев, Аввакум возвратился в землю свою, оплакал бедствие ее и вместе с уцелевшими из народа стал заниматься земледелием. В молитве к Богу за народ свой ожидал он возвращения плененных из Вавилона.
Однажды во время жатвы пророк Аввакум сварил похлёбку, накрошил в него хлеба и отправился в поле, чтобы накормить обедом жнецов. По дороге он встретил Ангела Господня, который сказал ему: «Отнеси этот обед в Вавилон к Даниилу, в ров львиный.
» В это время, действительно, пророк Даниил, живший при дворе царя Вавилонского, по ненависти нечестивых вавилонян, был ввергнут в львиный ров. Но Аввакум, не зная города Вавилона, отвечал Ангелу: «Господи! Вавилона я никогда не видал и рва львиного не знаю.
» Тогда Ангел Господень силою своего духа мгновенно перенес Аввакума в Вавилон, где в это время томился в темнице пророк Даниил. И воззвал Аввакум: «Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе.» И сказал Даниил: «Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя».
Таким образом, гонимый пророк утолил голод пищей, которая предназначалась для жнецов. А Ангел Господень мгновенно возвратил Аввакума на то место, откуда его взял. Этим чудом Бог открыл Аввакуму, что иудейский народ возвратится из плена Вавилонского.
Но сам Аввакум не дожил до того. Он умер в старости и был с честью погребен на собственном поле.
Мощи святого пророка Аввакума были обретены в царствование императора Феодосия II Младшего (408-450).
Книга пророка Аввакума
Пророк Аввакум оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 3-х глав. Его богодухновенная книга уникальна тем, что в ней записан откровенный разговор между искренне верующим человеком и Богом. Это не монолог (как это было у других ветхозаветных пророков), но диалог.
Книга Аввакума состоит из двух частей:
Первая часть книги — 1-я и 2-я глава, представляют собой диалог между Аввакумом и Богом. Пророк размышляет о причине страданий и зла и вопрошает Бога о насилии и несправедливости и задает Господу вопрос о причинах Его безучастности (Авв. 1:2).
Бог отвечает, что орудием наказания будут халдеи, которые опустошат Иудею и будут судьёй народу Божьему (Авв. 1:5). Халдеи представлены как народ могущественный, но нечестивый. Особенно указывается на то, что они поклоняются своей силе (Авв. 1:11), которая на самом деле является даром Бога, а не их достижением.
Такой выбор судьи шокирует пророка, зачем нужно нашествие нечестивых, которые не знают Бога. Всё-таки израильтяне немного праведнее халдеев (Авв. 1:13).
Пророк с трепетом и нетерпением ожидает ответа (Авв. 2:1). Бог отвечает: «праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4). Такой ответ не объясняет причин решения Бога, а даёт универсальное правило жизни людей верующих в Бога.
Вторая часть второй главы представляет собой пророчество об участи надменных, жестоких и нечестивых поработителей. Оно исходит от Бога и имеет достаточно язвительный характер. Основное содержание: Бог управляет человеческой историей, идолопоклонство является тяжким грехом.
Вторая часть книги — 3-я глава, представляющая собой псалом восхваления Бога. Псалом — пример истинной радости в Боге, это псалом абсолютной веры в Бога (Авв. 3:17-18).
В завершающем книгу псалме рисуется грозное Богоявление, описанное как очистительная буря, сметающая зло с лица земли. Надеждой на эту бурю праведник спасается от отчаяния, живет верой в небесную правду, за которой — рано или поздно — останется последнее слово.
Если прежде знаком милости Божьей ветхозаветный человек считал земное благоденствие, то пророк Аввакум поднимается на новую ступень духовного сознания. Жизнь для него не в этих знаках, а в Самом Господе, Которому он доверяет безраздельно. Вера и любовь поглощают все, преображая дух человека.
Пусть, говорит пророк, лозы не дают плодов, пусть засохли маслины и исчезли стада, Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.
Это сказано еще до того, как была открыта тайна воскресения и вечной жизни. Поэтому несокрушимая вера Аввакума приобретает характер героического самоотречения ради любви к Господу.
Значение книги пророчеств Аввакума
Вера Аввакума послужила исходной точкой для учения апостола Павла о спасающей вере в Иисуса Христа.
Для понимания связи обоих Заветов следует подчеркнуть, что евр. слово אמונה, ЭМУНА́ (Вера) означает не просто убеждение, а верность, преданность, доверие (от евр. אמון, АМУ́Н — надежный, ср. евр. аме́н — верно, церк.
слав. — аминь). Эта верность-доверие есть главное средство для единения с Богом как в Ветхом, так и в Новом Завете. Вера дает жизнь. В широком понимании она есть не только жизнь века сего, но и жизнь вечная.
В заключительной главе своей книги пророк поясняет о какой вере в данном случае идет речь: «Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!»
Свет, о котором предвозвещает Аввакум, — это свет воскресения Христова, «просвещающий всех», который и воспевается Иоанном Дамаскиным. Именно вера в Спасителя человечества, Иисуса Христа, Мессию, во времена Аввакума только ожидаемого, а для нас уже явившегося, — то, чем жив будет праведник, чем он спасется от зла и смерти. Это самое важное в пророчестве Аввакума.
Святая Церковь под горою приосененною (Фаран) разумеет Божию Матерь, как бы некую гору добродетелей, осененную Святым Духом.
Ввиду такого ясного мессианского значения пророчеств Аввакума Церковь христианская усвоила ему наименование «Богоглаголивого» (пасхальный канон, песнь 4-я, ирмос).
Молитвенная песнь пророка Аввакума служит основанием 4-й песни церковных канонов, изображающей всемогущество Бога и непостыдную надежду на Него.
«Господи, услышал слух Твой и убояхся.»«Покрыло небеса величие Его.»«Изшел еси во спасение людей Твоих, спасти помазанная Твоя, пришел еси.»
Эти фразы пророка Аввакума святые отцы относят к Мессии. Пророк Аввакум видел то далекое будущее, когда «земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Авв. 2:14).
Память пророка Аввакума празднуется в Христианской Православной Церкви 2 (15) декабря.
Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.
Кондак, глас 8
Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме Богоглаголиве, и на Божественной страже предстоянием слышания от светоносна Ангела Христово Воскресение возвестил еси миру; сего ради весело зовем ти: радуйся, пророков светлая доброто.
Ксения созерцательКсения созерцатель
Источник: https://religiya.temaretik.com/1311726833315612745/prorok-avvakum/
Только правдивые прогнозы в гороскопах на Mail.ru Леди
Имена: происхождение и формы
Аввакум — (от древнееврейского) обнимающий.
Тайна имени oculus.ru
Аввакум – обнимающий (древнееврейское). Имя страстное, сразу вспоминается мятежный протопоп Аввакум. После него детей называли этим именем и сейчас оно перешло в разряд устаревших.
Зодиак имени: Стрелец.
Планета: Юпитер.
Цвет имени: багровый.
Благоприятное растение: пальма, гвоздика.
Покровитель имени: тигр.
Камень-талисман: опал.
Счастливый день: среда.
Счастливое время года: осень.
Основные черты: страстность, фанатизм.
ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ
Аввакум, Персиянин мученик, 19 (6) июля.
Аввакум, пророк, 15 (2) декабря, один из двенадцати так называемых малых пророков. Жил за 600 лет до рождения Христова и возвестил миру Воскресение Христово.
Книга Аввакума пророка состоит из трех глав, некоторые ее места являются высокими образцами как по высоте и простоте слога, так и по силе благочестивого настроения в них содержащегося. Пророк Аввакум начинает свою книгу сетованием на войны, которые должны прийти на его отечество и очевидцем которых ему суждено быть.
Отвращая свое лицо от кровавого зрелища, он взывает к Богу: “Для чего даешь, мне видеть злодейство и смотреть на бедствие. Грабительство и насилие предо мною; и возрастает вражда и поднимается раздор”.
На вопрос сей Бог ответствует, что праведник не должен смущаться, видя торжество беззаконных, что всякая “душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет”. Эти слова трижды приводятся в Евангелии. Последняя глава похожа на молитву и была назначена для пения.
Это возвышенная песня, величественный образец священной поэзии, воспевающий могущество и величие Божие, предавая себя на Его волю, возлагая свою надежду на Него и готовность без уныния встретить день горести. Эта песня служит основанием IV-й песни церковных канонов в нашей Православной Церкви.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ
На 19 июля, на мученика Аввакума, если облака желты, как медь, – к дождю.
ИМЯ И ХАРАКТЕР
Уже в детстве Аввакум выглядит вполне взрослым, не по годам серьезным и порой пугающе мудрым. Родителям необходимо дать ему больше самостоятельности, порой ослабить контроль, в чем-то пойти на поводу.
В юности Аввакума обуревает желание что-то начать и осуществить. Он творческая личность, всегда устремленная в грядущее. Имеет склонность к риску и романтике.
Характер Аввакума подвижный и неутомимый, не знает золотой середины, предпочитает крайности во всех делах.
Аввакум стремится стать лидером и мог бы им быть, имея исключительные способности организатора, но слишком резок, вспыльчив, конфликтен. Лучше всего энергия нашла бы применение в спорте и туризме.
Аввакум отдает себе отчет в своей несдержанности, он склонен к самоанализу, неплохо разбирается в психологии. У Аввакума активное воображение, он сопереживающий, высокоинтеллектуальный человек. Любит и понимает природу и животных, стремится подняться на более высокий духовный уровень. Но он строит утопические планы и не понимает, что не всякую правду можно оглашать на каждом перекрестке.
Отчество: Аввакумович, Аввакумовна.
ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ
Знаменитый протопоп Аввакум родился в селе Григорово Нижегородской губернии. В юности из-за строптивого характера его изгнали из родного села. Поселился в другом селе той же губернии, где был посвящен сначала в дьяконы, потом в священники. Но и здесь ему спокойно не служилось, он отправился в Москву.
Церковные реформы Патриарха Никона, происходившие в это время, вызвали протест Аввакума, яростного ревнителя “старого обряда”. Он восстал против Патриарха, против церковных нововведений. И начался его путь мытарств и испытаний, описанный им самим в книге “Житие протопопа Аввакума”, которая характеризует его как самого замечательного русского писателя XVII века.
С цепью на шее он был отвезен в Андроников монастырь и заточен в погреб. Три дня и три ночи не дают ему пищи, на четвертый архимандрит с братией уговаривают его смириться, но перенесенные истязания лишь укрепляют Аввакума в бунте.
Он, несломленный, отправлен в Тобольск. Немало лишений и нужды терпит в пути. Из Тобольска его гонят дальше, на Лену, потом в даурию под начало воеводы Пашкова. Столкновения с Пашковым превратились в шестилетнюю войну. “Он меня мучил или я его, не знаю, – признавался Аввакум. – Бог разберет”.
Неуемного протопопа вызывают на Собор в Москву. Вселенские патриархи, высочайшие чины церкви уговаривают его смириться. Он тверд в своем бунте.
В 1644 году сослан в Мезень, затем в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал “Житие” и другие произведения.
Язвительный протопоп, со свойственными ему наблюдательностью и образностью речи, очень ярко охарактеризовал состояние русской жизни той поры, истории быта и нравов, психологии личности.
1 апреля 1681 года около Пустозерска протопопа Аввакума сожгли на костре. На этом месте стоит крест, называемый Аввакумовым.
Источник: https://horo.mail.ru/namesecret/avvakum/
Пророк Аввакум в Православии
Имя Аввакум в переводе с еврейского языка означает – любовь Божия, или обнимающий, обхватывающий, сильный борец, подвижник.
Святой пророк Аввакум, один из 12-ти малых пророков, сын Асафата, происходил из колена Симеонова. Родиною пророка Аввакума было небольшое селение Вифзахир (Вифхозир), иначе называемое Бетзохар.
Пророческое служение он проходил в царстве Иудейском, в VII веке до Рождества Христова. Начало пророческой деятельности Аввакума относится к годам царствования Манассии, продолжение пророческой деятельности – во времена царствования благочестивого царя Осии.
предсказал о разрушении Иерусалима халдеями [Халдеи произошли от Хеседа (Кеседа), сына Нахорова, брата Авраама (Быт. 22, 22), расселились по течению реки Евфрата, на юг и восток по всей Месопотамии и Вавилонии. Халдеи отличались крайней жестокостью и воинственностью. Халдеи – народ свирепый и необузданный].
Пророк от имени Божия угрожает (Авв. 1, 5-6) своим современникам, иудеям, за их нечестие (Авв. 1, 3-4) неожиданным и изумительным бедствием – нашествием невиденного ими дотоле народа – халдеев. Бедствие это еще не наступило, пророк лишь предвидит его приближение (Авв. 3, 2, 16), Иерусалим и храм еще существуют (Авв.
2, 20), и в храме надлежащим образом отправляется богослужение (Авв. 3, 1-19), хотя в общественной жизни царит бесправие и всякого рода нечестие (Авв. 1, 2-4), богопоставленная царская власть тоже существует (Авв. 3, 13), и поэтому предсказание пророка о нашествии халдеев современникам пророка представлялось невероятным (Авв. 1, 5).
Особенную силу и остроту недоумениям придавало то, что халдеи, избранные Богом для наказания иудеев и других народов, были сами нечестивее иудеев, превозносились собственною силою, поставляя ее вместо Бога и совершали ничем необуздываемые злодейства (Авв. 1, 9-16).
Неужели Бог не может положить конец одному злу иначе, как посредством другого? (Авв. 1, 12-17).
Но далее дается ответ на эти недоумения пророка и народа. Сущность этого ответа составляет мысль, что «душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв.
2, 4), откуда следует и неизбежность ожидающей халдеев гибели по суду Божию (Авв. 2, 8-17), чем будет обеспечено спасение Израиля (Авв. 2, 20).
Далее пророк пять раз произносит «горе» по поводу гибели халдеев и перечисляет их преступления (Авв. 2, 5-20).
Цель пророчества Аввакума – установить правильный взгляд на пути Промысла Божьего, поддержать и утешить верующих.
Аввакум первый из пророков называет халдеев врагами иудеев. Вероятно, он-то и разумеется в числе пророков, предсказавших иудейскому царю Манассии «такое зло, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того» (4 Цар. 21,12). Несчастье это – разрушение Иерусалима и погибель Иуды.
, в озарении свыше, предвещал, что Иегова явится в мир для суда над врагами Его царства и для спасения Своих избранных во главе с помазанником Своим, и наступит такое время, когда вся земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море (Авв. 3, 13).
Здесь не только предрекается избавление евреев из плена Вавилонского, но и спасение рода человеческого.
Таким образом, это пророчество мессианского характера – взор пророка провидел избавление еще от другого рабства – греховного рабства всего рода человеческого и его обновление.
Святая Церковь под горою приосененною (Фа-ран) разумеет Божию Матерь, как бы некую гору добродетелей, осененную Святым Духом.
Ввиду такого ясного мессианского значения пророчеств Аввакума Церковь христианская усвоила ему наименование «Богоглаголивого» (пасхальный канон, песнь 4-я, ирмос).
Молитвенная песнь пророка Аввакума (Авв. гл. 3) служит основанием 4-й песни церковных канонов, изображающей всемогущество Бога и непостыдную надежду на Него.
По преданию, святой пророк Аввакум умер в старости и погребен был на собственном поле. Мощи святого пророка Аввакума были обретены в царствование императора Феодосия II Младшего (408-450).
оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 3-х глав. Книга пророка Аввакума отмечает начало халдейского влияния в истории библейского Израиля и отличается чистотою и правильностью языка, живостью образов, возвышенной простотой, его взгляд и изложение носит отпечаток самостоятельной силы и современной красоты.
Память святого пророка Аввакума Православная Церковь празднует 2 (15) декабря.
Email рассылка Telegram
© Михаил Чернов vsemolitva.ru
Читайте также
Источник: http://vsemolitva.ru/prorok-avvakum.html
Книга пророка Аввакума. Религии — Путеводитель по Израилю
Первый стих книги указывает на авторство Аввакума, однако о самом Аввакуме практически ничего не известно.
На основе литургического характера книги, особенно третьей главы, можно сделать предположение, что Аввакум мог быть храмовым пророком либо левитом-певцом.
Его имя (Хаваккук) возможно произошло от ивр. «хибук» — объятия, либо от аккадского названия растения.
Время написания
Точное время написания книги доподлинно неизвестно, однако на основании её содержания можно сделать предположение о периоде, к которому она относится.
Описание народа халдеев указывает на период подъема Вавилонского царства, то есть на конец VII в. — начало VI в. до н. э.
Возможно она была написана незадолго до первого захвата Иерусалима царём Навуходоносором в 597 г. до н. э. во время правления иудейского царя Иоакима.
Содержание
Книга Аввакума является не совсем типичной для книг Малых пророков, что в частности, проявляется в её структуре. Книга состоит из двух частей:
Первая часть книги — первая и вторая глава, представляют собой диалог между Аввакумом и Богом.
Пророк размышляет о причине страданий и зла.
Вторая часть — псалом восхваления. Есть мнение что псалом (третья глава) является позднейшим добавлением, однако обе части книги, несомненно, тесно между собою связаны.
В первой главе пророк вопрошает Бога о насилии и несправедливости и задает Господу вопрос о причинах Его безучастности (1:2).
Бог отвечает, что орудием наказания будут халдеи, которые опустошат Иудею и будут судьёй народу Божьему (1:5). Халдеи представлены как народ могущественный, но нечестивый. Особенно указывается на то, что они поклоняются своей силе (1:11), которая на самом деле является даром Бога, а не их достижением.
Такой выбор судьи шокирует пророка, зачем нужно нашествие нечестивых, которые не знают Бога. Всё-таки израильтяне немного праведнее халдеев (1:13).
Пророк с трепетом и нетерпением ожидает ответа (2:1). Бог отвечает: «праведный своею верою жив будет» (Авв.2:4). Такой ответ не объясняет причин решения Бога, а даёт универсальное правило жизни людей верующих в Бога.
Вторая часть второй главы представляет собой пророчество об участи надменных, жестоких и нечестивых поработителей. Оно исходит от Бога и имеет достаточно язвительный характер. Основное содержание: Бог управляет человеческой историей, идолопоклонство является тяжким грехом.
Третья глава представляет собой литургический псалом, восхвалюящий Бога. Псалом — пример истинной радости в Боге, это псалом абсолютной веры в Бога (3:17-18).
Глава 1
1 Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум.
2 Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? 3 Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. 4 От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный.
5 Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали. 6 Ибо вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. 7 Страшен и грозен он; от него самого происходит суд его и власть его.
8 Быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков; скачет в разные стороны конница его; издалека приходят всадники его, прилетают как орел, бросающийся на добычу. 9 Весь он идет для грабежа; устремив лице свое вперед, он забирает пленников, как песок. 10 И над царями он издевается, и князья служат ему посмешищем; над всякою крепостью он смеется: насыплет осадный вал и берет ее.
11 Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его — бог его. 12 Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святый мой? мы не умрем! Ты, Господи, только для суда попустил его. Скала моя! для наказания Ты назначил его.
13 Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, 14 и оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя? 15 Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и оттого радуется и торжествует. 16 За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его. 17 Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть и непрестанно избивать народы без пощады?
Глава 2
1 На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей? 2 И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, 3 ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. 4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. 5 Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена. 6 Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь: «горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, — на долго ли? — и обременяет себя залогами!» 7 Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение? 8 Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем.
9 Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья! 10 Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей.
11 Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им: 12 «горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!» 13 Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно? 14 Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море.
15 Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его! 16 Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, — обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою.
17 Ибо злодейство твое на Ливане обрушится на тебя за истребление устрашенных животных, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех живущих в нем.
18 Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? 19 Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. 20 А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!
Глава 3
1 Молитва Аввакума пророка, для пения. 2 Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости. 3 Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.
4 Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! 5 Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его — жгучий ветер. 6 Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные. 7 Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской.
8 Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки — негодование Твое, или на море — ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? 9 Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю.
10 Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; 11 солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих. 12 Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы.
13 Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. 14 Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно.
15 Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод. 16 Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его.
17 Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — 18 но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. 19 Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! [Начальнику хора.]
Источник: https://guide-israel.ru/religions/7765-kniga-proroka-avvakuma/
Аввакум
ПодробностиКатегория: Мужские именаАввакум – обнимающий (древнееврейское). Имя страстное, сразу вспоминается мятежный протопоп Аввакум. После него детей называли этим именем и сейчас оно перешло в разряд устаревших.Зодиак имени: Стрелец.
Планета: Юпитер.
Цвет имени: багровый.
Благоприятное растение: пальма, гвоздика.
Покровитель имени: тигр.
Камень-талисман: опал.
Счастливый день: среда.
Счастливое время года: осень.
Основные черты: страстность, фанатизм.
ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ
Аввакум, Персиянин мученик, 19 (6) июля.Аввакум, пророк, 15 (2) декабря, один из двенадцати так называемых малых пророков. Жил за 600 лет до рождения Христова и возвестил миру Воскресение Христово.
Книга Аввакума пророка состоит из трех глав, некоторые ее места являются высокими образцами как по высоте и простоте слога, так и по силе благочестивого настроения в них содержащегося.Пророк Аввакум начинает свою книгу сетованием на войны, которые должны прийти на его отечество и очевидцем которых ему суждено быть.
Отвращая свое лицо от кровавого зрелища, он взывает к Богу: “Для чего даешь, мне видеть злодейство и смотреть на бедствие. Грабительство и насилие предо мною; и возрастает вражда и поднимается раздор”.
На вопрос сей Бог ответствует, что праведник не должен смущаться, видя торжество беззаконных, что всякая “душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет”. Эти слова трижды приводятся в Евангелии. Последняя глава похожа на молитву и была назначена для пения.
Это возвышенная песня, величественный образец священной поэзии, воспевающий могущество и величие Божие, предавая себя на Его волю, возлагая свою надежду на Него и готовность без уныния встретить день горести. Эта песня служит основанием IV-й песни церковных канонов в нашей Православной Церкви.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ
На 19 июля, на мученика Аввакума, если облака желты, как медь, – к дождю.
ИМЯ И ХАРАКТЕР
Уже в детстве Аввакум выглядит вполне взрослым, не по годам серьезным и порой пугающе мудрым. Родителям необходимо дать ему больше самостоятельности, порой ослабить контроль, в чем-то пойти на поводу.В юности Аввакума обуревает желание что-то начать и осуществить. Он творческая личность, всегда устремленная в грядущее. Имеет склонность к риску и романтике.
Характер Аввакума подвижный и неутомимый, не знает золотой середины, предпочитает крайности во всех делах. Аввакум стремится стать лидером и мог бы им быть, имея исключительные способности организатора, но слишком резок, вспыльчив, конфликтен. Лучше всего энергия нашла бы применение в спорте и туризме.
Аввакум отдает себе отчет в своей несдержанности, он склонен к самоанализу, неплохо разбирается в психологии. У Аввакума активное воображение, он сопереживающий, высокоинтеллектуальный человек. Любит и понимает природу и животных, стремится подняться на более высокий духовный уровень.
Но он строит утопические планы и не понимает, что не всякую правду можно оглашать на каждом перекрестке.
Отчество:Аввакумович, Аввакумовна.
ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ
Знаменитый протопоп Аввакум родился в селе Григорово Нижегородской губернии. В юности из-за строптивого характера его изгнали из родного села. Поселился в другом селе той же губернии, где был посвящен сначала в дьяконы, потом в священники. Но и здесь ему спокойно не служилось, он отправился в Москву.
Церковные реформы Патриарха Никона, происходившие в это время, вызвали протест Аввакума, яростного ревнителя “старого обряда”. Он восстал против Патриарха, против церковных нововведений.
И начался его путь мытарств и испытаний, описанный им самим в книге “Житие протопопа Аввакума”, которая характеризует его как самого замечательного русского писателя XVII века.С цепью на шее он был отвезен в Андроников монастырь и заточен в погреб.
Три дня и три ночи не дают ему пищи, на четвертый архимандрит с братией уговаривают его смириться, но перенесенные истязания лишь укрепляют Аввакума в бунте.Он, несломленный, отправлен в Тобольск. Немало лишений и нужды терпит в пути. Из Тобольска его гонят дальше, на Лену, потом в даурию под начало воеводы Пашкова.
Столкновения с Пашковым превратились в шестилетнюю войну. “Он меня мучил или я его, не знаю, – признавался Аввакум. – Бог разберет”.Неуемного протопопа вызывают на Собор в Москву. Вселенские патриархи, высочайшие чины церкви уговаривают его смириться. Он тверд в своем бунте.
В 1644 году сослан в Мезень, затем в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал “Житие” и другие произведения. Язвительный протопоп, со свойственными ему наблюдательностью и образностью речи, очень ярко охарактеризовал состояние русской жизни той поры, истории быта и нравов, психологии личности.
1 апреля 1681 года около Пустозерска протопопа Аввакума сожгли на костре. На этом месте стоит крест, называемый Аввакумовым.
Источник: http://ProstoLana.ru/tajna-imeni/121-muzhskie-imena/810-avvakum