Пророк михей

Пророк Михей (VIII в. до Р.Х.)

Святой пророк Михе́й — один из 12-ти малых библейских пророков, происходил из колена Иудина, родиной его было местечко Морасфи, находящееся к западу от Хеврона на юге Иудеи, вблизи города Елевферополя.

Имя Михей в переводе с еврейского языка означает «кто подобен Богу».

О его жизни известно очень немного. Судя по отсутствию упоминания о родителях, пророк Михей был выходцем из простого народа. Жил в Иудее в годы падения Самарии (ок. 720 г. до н.э.). Михей пророчествовал во времена царствований Иоафама (750—735 гг. до н.э.), Ахаза (735—715 гг. до н.э.) и Езекии (715—686 гг. до н.э.). Был современником пророков Амоса, Осии и Исайи.

Святой пророк Михей совершал свое пророческое служение на протяжении 50-ти лет. Предметом пророческих речей Михея была Самария и Иерусалим.

Пророк возвещал разрушение, предстоящее Самарии.

С такою же угрозою обращается он и к Иерусалиму и первым из пророков предсказал, что Иудея будет разрушена из-за нечестия её жителей, в особенности греховного поведения её политических и религиозных лидеров: «Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора Дома (Господа) будет лесистым холмом» (Михей 3:12).

В это время нарастало социальное неравенство, тесно связанное с возрастающей коррумпированностью власти. Михей убеждает людей изменяться как можно быстрее, ведь время уходит.

Проповедь Михея против несправедливости (Михей 3:8) привела к раскаянию Езекию и таким образом спасла Иерусалим (Иер. 26:17-19).

Когда Езекия раскаялся, Господь перестал гневаться на Иудею (Иер. 26:18,19).

Пророк Михей выступает перед народом. Гюстав Доре

Обратите внимание

Также святой пророк Михей обличал израильского царя Ахава за отпадение от Бога в идолопоклонство и предсказал ему гибель в войне с ассирийцами, за что был посажен в темницу, где кормили его только хлебом и водой. Царь Ахав действительно отправился на войну, где и был убит согласно пророчеству святого Михея (3 Цар.22:8-35).

Самария и Израиль еще при жизни пророка Михея закончили свое существование. Ассирийский царь Салманассар (727—722 гг. до н.э.) разрушил Самарию в 722 г. до н.э. (4 Цар.

17:1-6), а ассирийский царь Сеннахирим (705—681 гг. до н.э.) прошел через Шефелу (предгорье в западной части Иудеи) до самых ворот Иерусалима.

Жители были уведены в плен, земля их была опустошена, а города превратились в груды развалин.

О кончине святого пророка Михея ничего не говорится в Священном Писании.

Однако весьма вероятно, что святой пророк Михей умер мученической смертью от кого-либо из мучителей, ибо жена Ахава Иезавель, оставшаяся после мужа вдовой, и сын его Охозия, принявший после отца царство, и зять, царь Иерусалимский Иорам, – все они не могли чувствовать расположения к предсказавшему погибель Ахава. В других источниках говорится, что за обличение беззакония святой пророк Михей был убит и брошен в пропасть; ближние святого Михея извлекли его честное тело оттуда и предали погребению в своей земле. Его мощи, вместе с мощами пророка Аввакума, были обретены в IV веке н.э. в царствование византийского императора святого Феодосия Великого (379-395 г.) по откровению, полученному епископом Елевферопольским. В честь пророка Михея был построен храм.

Книга пророка Михея

Пророк Михей оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 7-ми глав. Она была написана в виде небольших свитков пророчеств (как было принято у всех пророков того времени), которые позже были объедены книжниками. Пророчества расположены, скорее всего, не хронологически, а систематически.

Книга пророка Михея — 33-я книга Библии, часть Ветхого Завета. Вошла в сборник Малых пророков. Книга пророка Михея отличается глубиной и живостью чувств, простотой, прямотой и образностью выражений.

Книга Михея затрагивает темы обычные для большинства пророческих книг: наказание за грехи народа, причиной которого стало коррумпированность и развращенность правителей; проповедь против социальной несправедливости; приход блаженного Мессианского Царства. Однако особенно ярко в нем выражается мысль, что верные должны возложить свои упования только на Бога и перестать надеяться на плоды своего труда и поклоняться им.

Книга пророка Михея имеет сходство с книгами пророков Амоса, Осии и Исайи (все они жили в одно время) и даже, как будто, дополняет книгу Исаии. В качестве иллюстрации такого сходства можно привести следующие отрывки: — пророчества о разрушении и запустении Иерусалима (Михей 3:12 – Ис.32:13-14); — о горе Господней (Михей 4:14 – Ис.2:2-4); — О Богородице (Михей 5:2 – Ис.7:14);

— а также Михей 2:2 – Ис.5:8, Михей 2:6,11 – Ис.29:9-11.

Содержание

По содержанию в книге пророка Михея принято различать 3 части:

1 часть (1-3 главы):
Грехи и наказание Израиля и Иуды

1-я глава начинается с обличения грехов Израильского общества, возвещение приближающегося суда над Израилем (Михей 1:2,5-6).

Во 2-й главе пророк говорит о конкретной вине людей (Михей 2:1-2) как о первой причине гибели Израиля.

Речь идет о конкретном обвинении в притеснении бедных и беззащитных: «замышляющие беззаконие» неправедно захватывают чужую собственность и разоряют её владельцев.

Господь за это накажет их пленом (Михей 2:3) и, как следствие, они потеряют свои земли, которые захватят вторгшиеся в страну враги (Михей 2:4) и грабители будут приговорены к вечной погибели (Михей 2:5).

3-я глава содержит обвинения против начальства и власти, притесняющих народ (Михей 3:1-4), корыстолюбивых лжепророков (Михей 3:5-7) и людей, что слушали их (Михей 2:11).

Важно

За все это предвозвещается «разорение страны» (Михей 2:10), разрушение города (Михей 1:6) и храма (Михей 3:9-12).

Слова угроз и обвинений чередуются с утешительными обетованиями о возвращении из плена, о спасении «остатка» (Михей 2:12-13).

2 часть (4-5 главы):
Пророчество о последних днях

Пророк начинает 4-ю главу с очередного утешительного обетования: все народы соберутся в Иерусалим и наступит время мира и закона (Михей 4:1-4). Одни толкователи говорят, что речь в этих стихах идет о Церкви Христовой, которая возвысится над миром (Михей 4:6-7). Прп.

Ефрем Сирин утверждал, что пророк имел в виду воссоздание храма после 70-летнего плена (кстати, за 150 лет до Вавилона, пророк уже конкретно предсказал его, хотя тогда еще господствовала Ассирия, а о Вавилоне мало кто слышал), а также – Самого Христа на Кресте.

Какова внутренняя связь угроз и утешений? Исследователи полагают, что пророк Михей хочет показать, что исцеление придет через наказание (Михей 4:10).

В 5-й главе содержится одно из наиболее известных пророчеств Михея – пророчество о месте Рождества Христова — грядущий царь придёт из Вифлеема: «И ты, Вифлеем – Ефрафа…из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле» (Михей 5:2). Вифлеем (прежнее название – Ефрафа – по имени одного из родоначальников, Ефрафы, правнука Иуды — 1Пар. 4:1-4) был одним из древнейших городов, родиной Давида. Он находился в 10 верстах южнее Иерусалима.

За 700 лет до Рождества Спасителя пророк Михей предсказывает это событие, чтобы дать надежду. Кроме того, указанный стих может служит основанием для утверждения предвечности Спасителя («…Которого происхождение из начала, от дней вечных» — Михей 5:2).

Далее пророк говорит, что спасение от Бога придёт, когда Его народ избавится от тщеславия и ложной надежды на силу оружия (Михей 5:10,11), от чародейства (Михей 5:12) и идолопоклонства (Михей 5:13) и таким образом обратит свои надежды только на Господа.

Бог очистит Свой народ и сокрушит языческие народы (Михей 5:15): «…истреблю коней твоих их среды твоей… разрушу все укрепления твои…истреблю истуканов…» (Михей 5:10-15). Согласно толкованиям блж. Феодорита и блж. Иеронима, «остаток Иакова» — это те, кто останутся верны Единому Богу, а в будущем – Церковь Христова.

А многочисленные истребления – это не наказания, а уничтожение уже ненужных «колесниц» (Михей 5:10), «укреплений» (Михей 5:11) (т.к. война окончится), «истуканов и кумиров…и священных рощ» (Михей 5:13) (т.к. люди уже не будут поклоняться идолам).

Совет

Пророк Михей остается верен надежде на грядущее торжество Царства Божия, на то, что цели Творца будут достигнуты вопреки всему и остаток будет спасен: «И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними отныне и до века» (Михей 4:7).

3 часть (главы 6-7):
последняя речь Господа из уст пророка

6-я глава построена в форме диалога и посвящена Суду, в котором Господь выступает как истец, Михей — как Его представитель, горы — как свидетели, а Израиль — как обвиняемый.

Господь выражает скорбь о нравственном состоянии народа, напоминает о милостях, на которых основан Завет, нарушенный ими (Михей 6:3-5).

Далее следует как бы ответ народа, попытка найти то, «чем угодить Господу» (Михей 6:7), дабы загладить свою вину, дать что-то «за преступление мое» в качестве выкупа. Но Богу неугодны такие дары.

Господь отвечает, что не жертвоприношений, а справедливость — условие искупления и дарования Его спасительной близости: «О, человек! Сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Михей 6:6-8).

Далее следует обращение к Иерусалиму (Михей 6:9), обвинение в использовании неточных мер (Михей 6:10, 11) и лживых речей (Михей 6:12), а затем говорится об осуждении на болезни и разрушение (Михей 6:13), телесные недуги (Михей 6:14) и разграбление урожая (Михей 6:15).

7-я глава начинается с плача (Михей 7:1-6), состоящего из обвинения народа в преступлениях и неправедной жизни: «Горе мне! Ибо со мною теперь…ни одной ягоды для еды, ни одного спелого плода…не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы…ставит брату своему сеть…». По предположению исследователей, эти слова описывают в то же время и людей в последние времена, накануне Последнего Суда, главной чертой которых, станет полная разделенность между людьми, даже там, где законы естества требуют единства (т.е. в семье): «Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей, враги человеку — домашние его» (Михей 7:5-6).

Пророк Михей

После мрачных обличений, пророк выражает надежду на милость Божию: «…Буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог услышит меня» (Михей 7:7).

Замыкает главу обещание прощения и спасения: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать.

Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши.

Обратите внимание

Мы явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых» (Михей 7:18-20).

Ксения созерцательКсения созерцатель

Источник: https://religiya.temaretik.com/1231334176061917856/prorok-mihej-viii-v-do-rh/

Михей пророк молитва

Полное собрание и описание: михей пророк молитва для духовной жизни верующего человека.

Среди книг, включённых в Ветхий Завет, есть одна, автором которой является святой пророк Михей, ставший символом обличения зла, творимого, прежде всего, теми, в чьих руках заключена власть.

Точная дата его рождения сокрыта от нас, но из библейских текстов явствует, что на свет он появился в первой половине VIII века до н. э.

, а своё служение вершил в период царствования иудейского царя Иосафата и израильских правителей Ахава и Иезавеля.

Распавшиеся колена Израилевы

Некогда единое и мощное Израильское царство вскоре после смерти царя Соломона разделилось на два независимых друг от друга государства.

Читайте также:  Преподобный серафим саровский

Одним из них стала Иудея со столицей в Иерусалиме, другое же, включившее в себя Самарию и окружающие её земли, стало именоваться царством Израилевым. Сепаратизм никогда не приносил добрых плодов.

Так случилось и с распавшимися двенадцатью коленами сынов Иакова, претерпевшими впоследствии из-за этого множество бед.

Обличитель царя Ахава

В житие пророка Михея говорится, что его род принадлежал к колену Ефремову, проживавшему в Израильском царстве. Известно, что родился он в Моришете – селении, расположенном к югу от Хеврона, и был сыном простого крестьянина по имени Иемвлай.

О его детских годах и периоде взросления ничего не известно. На страницах жития и в Священном Писании он сразу предстаёт перед нами, как грозный обличитель грехов и несправедливостей, творимых израильским царём Ахавом.

В частности, он обвинял его в отпадении от истинного Бога и поклонении идолам.

Однако при всей ненависти, которую царь Ахав питал к пророку Михею, он не смел его казнить, поскольку всерьёз опасался, что пророчества сбудутся, и его постигнет гнев Божий.

Кроме того, он чувствовал невольный стыд перед этим праведником, высказывавшим ему в глаза то, что он пытался спрятать в глубинах своей мрачной души.

Пророк же, зная, что Ахав бывает подвержен вспышкам слепой ярости и в эти минуты не владеет собой, временами удалялся в горы, чтобы там переждать опасные для его жизни моменты.

Военные планы иудейского царя

Одним из событий, описанных в Книге пророка Михея и во всей полноте представляющих его образ, является предсказание о трагическом исходе войны, затевавшейся иудейским царём Иосафатом против ассирийцев.

Дело в том, что в ту пору между правителями двух еврейских государств установились весьма дружественные отношения, и когда иудеи вознамерились отнять у сирийцев некогда принадлежавший им город Рамоф Галаадский, то Иосафат прибыл в Самарию просить военной помощи у Ахава.

Свидетельства лжепророков

Он был встречен со всем радушием и уверениями в вечной дружбе. Но прежде чем дать согласие на участие в военных действиях, Ахав, по обычаю того времени, созвал со всей страны пророков, которых набралось четыре сотни, и повелел им сказать, благословит ли Бог его намерение воевать с сирийцами. Пророка Михея между ними не было, поскольку он в это время находился в горах.

Все созванные во дворец мудрецы и прорицатели, поняв, что положительный ответ будет более приятен их повелителю, наперебой стали уверять его, что Господь благословит любое начинание Своего помазанника, в том числе и то, о котором идёт в данном случае речь.

Глава же этих лжепророков, Седекия, стал уверять, что Всевышний отдаст в руки Ахава и его союзника Иосафата не только город Рамоф, но даже и самого сирийского царя.

В своём усердии он дошёл до того, что изготовил из железа рога и заявил, что они являются подобием тех, коими еврейские цари повергнут во прах армию врагов.

Дерзостный пророк

Такой ответ пришёлся по нраву недалёкому и самолюбивому израильскому правителю, но повелитель Иудеи усомнился в искренности предсказателей, а заодно и в ясновидческом даре самих пророков.

Он пожелал узнать, нет ли в стране ещё кого-либо, кто наделён даром предвидения и способен предсказать исход будущей войны. Крайне неохотно Ахав назвал имя пророка Михея, добавив при этом, что тот весьма дерзостен и всегда предсказывает ему одни лишь беды.

Тем не менее Иосафат настоял на своём, и к опальному пророку тут же были направлены послы.

Важно

Прибыв во дворец и выслушав вопрос, заданный ему царями, пророк Михей сначала уклонился от прямого ответа, как бы желая ещё более возбудить любопытство своих слушателей.

Но затем он прямо и открыто заявил, что внутренним взором видит неисчислимые бедствия, которые повлечёт за собой неосмотрительное решение ввязаться в войну с более сильным противником, которым в те времена была Сирия.

Пророк обрисовал перед царями картину их будущего поражения, представив иудейских и израильских воинов овцами, лишёнными пастыря и разбредшимися по горам. Этими словами он предрёк гибель нечестивого израильского царя.

Исполнение пророчества

Подобное предсказание привело Ахава в страшный гнев. Видя же реакцию своего господина, лжепророк Седекия подбежал к Михею и ударил его по щеке, требуя признаться, какой дух вселил в его уста это пророчество. Святой пророк же на это изрёк, что все убедятся в правоте его слов, когда будут искать спасение от нахлынувших в их страну сирийцев и не находить его.

Желая покарать Михея за дерзновенные речи, царь приказал бросить его в темницу и держать там на хлебе и воде до тех пор, пока он, одержав победу, не вернётся с войны.

Так пророк Михей оказался за решёткой, а царь Ахав отправился на войну, где и был вскоре убит, что явилось точным исполнением пророчества.

Армия же его была разгромлена, и народ израильский после этого ещё долго пожинал горькие плоды иноземного порабощения.

Предсказание близости Божьей кары

Беря в свидетели горы, среди которых он нередко скрывался от гнева земных владык, пророк объявлял своему народу, что Господь будет судить его за вероотступничество и попрание Законов Моисеевых. Причём кара, по его словам, последует не только за нарушение религиозных установок, но и за отсутствие любви к ближнему.

Весьма характерно, что своим внутренним взором он смог провидеть и затем предсказать Вавилонское пленение, в котором еврейский народ пребывал в период с 598 по 539 год до н. э.

, то есть почти через два столетия после его кончины.

Совет

Причём его слова о Божьей каре, которой суждено обрушиться в будущем, полны столь реалистического описания грядущих бед, что не остаётся сомнения в даре прозорливости, которым был наделён пророк.

Он не только подробно рассказал обо всём, что было сокрыто от его современников, но даже точно указал на ассирийцев, которым суждено было стать орудием в руках Божьего гнева. Изучая историю еврейского народа, нетрудно убедиться в том, что все эти пророчества исполнились с поразительной точностью.

Главное предсказание пророка Михея

Толкование высказываний, вошедших в книгу этого великого еврейского пророка, во все века становилось темой работ наиболее выдающихся христианских богословов.

Многие из них видели в его словах о будущем явлении в мир Миссии, которому предстоит «пасти обновлённое стадо Израилево», предвидение грядущего через семь с лишним веков Рождества Иисуса Христа.

Этим он как бы обозначил связь между Ветхим и Новым Заветом.

Кончина святого пророка

Сведения о последних днях земной жизни пророка весьма противоречивы. В Святом Писании лишь вскользь упоминается о том, что он, возможно, был убит сыном и наследником царя Ахава – Иорамом.

Это вполне вероятно, поскольку и вдова царя Иезавель, и все многочисленные родственники питали ненависть к пророку, предсказавшему его гибель, и кто-то из них вполне мог предать святого мученической смерти.

В Четьи-Минеи – книге, содержащей жития святых на каждый день года, о кончине пророка говорится более подробно. Согласно, приведённой в ней версии, за обличение царских беззаконий он был брошен в пропасть, после чего благочестивые люди извлекли его честные останки и предали их земле согласно иудейской традиции.

Через полтора столетия после его кончины Господь послал еврейскому народу нового пророка, также носившего имя Михей.

В отличие от своего предшественника, он родился не в царстве Израилевом, а в иудейском селении Морасфи, за что и вошёл в священную историю как пророк Михей Морасфитянин.

По общности имён этих двух персонажей Ветхого Завета нередко путают и неверно указывают авторство тех или иных принадлежащих им высказываний.

День памяти пророка Божьего Михея

Русская православная церковь отмечает память пророка Михея ежегодно 14 (27) августа. Традиция эта сложилась в первые десятилетия, последовавшие за крещением Руси.

Поскольку он стал воплощением истинного борца с грехом и попранием Божьих заповедей, то проповеди в день пророка Михея, произносимые с амвонов российских храмов, полны призывов ко всеобщему покаянию и искоренению из нашей жизни всяческого зла. Во все века они не теряли своей актуальности.

Характерно, что, открыв Полный православный молитвослов, мы не найдём в нём какой-либо особой молитвы пророку Михею.

Поэтому каждый, кто желает испросить его ходатайства перед престолом Божьим, может воспользоваться текстом, носящим название «Молитва любимому святому», в которую можно включить его имя.

Нет сомнения, что молитва, прочитанная со смирением и глубокой верой в исполнение просимого, поможет избавиться от телесных и душевных недугов, дьявольских искушений и скорбей. Через неё сердца людские наполнятся любовью, кротостью и чистотой.

Источник: https://xn—-8sbfxoeboc6b7i.xn--p1ai/mihej-prorok-molitva/

Святой пророк Михей / Патриархия.ru

Пророк Михей, шестой из 12-ти малых пророков, происходил из племени Иудова и был родом из города Морасфи, к югу от Иерусалима, почему и называется Морасфитянином. Свое пророческое служение начал около 778 г.

до Рождества Христова и проходил его почти 50 лет при царях иудейских Иоафаме, Ахазе и благочестивом праведном Езекии (721-691 гг. до Рождества Христова, память 28 августа). Он был современником пророка Исаии. Обличения и предсказания пророка Михея относились как к Иудейскому, так и к Израильскому царствам.

Он предвидел бедствия, грозившие Израильскому царству при его разрушении и Иудее при нашествии царя Сеннахерима Ассирийского.

Ему же принадлежит пророчество о рождении Спасителя мира: «И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили, исходи же Его из начала от дний века» (Мих. 5, 2). Из слов пророка Иеремии (Иер.

26, 18-19) видно, что иудеи побоялись убить пророка Михея. Мощи его были обретены в IV в. по Рождестве Христовом в Варафсатии по откровению епископу Елевферопольскому Зевину.

Прор. Михей (фрагмент иконы пророческого ряда). Дионисий. Икона. Ферапонтово. 1502 г. Из пророческого ряда Ферапонтова монастыря.
Прор. Михей. Миниатюра. Византия. 950 г. Ватиканская библиотека. Рим.
Миниатюра из Толковний на Книги пророков В 12. Византия. Конец X — начало XI века. Национальная библиотека. Турин. Италия.
Икона из пророческого ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (фрагмент). 1497 г. 67.5 х 170.5. ГРМ. Спб.
Икона пророческого ряда. Русь. XVI в.
Прор. Михей. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.
Минея — Январь. Икона. Русский Север. 1-я половина XVI в. 55.9 х 40.2. Из коллекции Н.И.Репникова. В 1964 из собраним Ф.А. Калинина поступила в ГРМ. Санкт-Петербург.
Минея — Август (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/908271.html

Пророк Михей в Православии

Имя Михей в переводе с еврейского языка означает – кто подобен Богу.

Святой пророк Михей, один из 12-ти малых пророков, происходил из колена Иудина, родиной его было местечко Морасфи, находящееся на юге Иудеи, вблизи города Елевферополя. Уроженец Иудеи, Михей свое пророческое служение проходил в Иудейском царстве, во дни царей иудейских Иоафама, Ахаза и Езекии. В это время жил и святой пророк Исаия.

Предметом пророческих речей Михея была Самария и Иерусалим. Пророк возвещает разрушение, предстоящее Самарии. С такою же угрозою обращается он и к Иерусалиму, изображая в ряде образов грядущее бедствие (Мих. гл. 1).

Причиной божественного гнева против Иерусалима служит нечестие жителей Иудеи, в особенности преступления вельмож иудейских, священников, ложных пророков и судей (Мих. гл. 2-3).

Обратите внимание

За эти преступления, возвещает пророк «Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих. 3, 12).

Читайте также:  Молитвы о болящих - о здоровье и исцелении телесных недугов

Самария и Израиль еще при жизни пророка Михея закончили свое существование при нашествии царя Сеннахирима, жители их уведены были в плен, земля их была опустошена, и города превратились в груды развалин.

Но пророчество Михея представляет и подробное раскрытие утешительного обетования (Мих. 2, 12-13) и возвещение мессианских времен. В эти времена все народы обратятся к закону Иеговы, и настанет царство мира (Мих, 4, 1-5). Этому будет предшествовать восстановление народа (Мих. 4, 6- 8), и торжество его над врагами, злоумышляющими против Сиона (Мих. 4, 9-13).

Виновником этого славного будущего явится имеющий родиться в Вифлееме Владыка Израиля, «происхождение Которого от дней вечных»: «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2). Владычество Его доставит Израилю могущество над врагами и сделает его истинным народом Божиим, среди которого не будет уже ложного богопочитания (Мих. гл. 5).

Главы 6-7 являются эхом братских чувств, которые были вызваны падением десятиколенного царства в душах лучших представителей иудейского народа.

Святой пророк Михей совершал свое пророческое служение около 50-ти лет, преставился в глубокой старости и был погребен на своей родине.

Мощи святого пророка Михея были обретены в IV веке по Рождестве Христовом вместе с мощами пророка Аввакума епископом Елевферопольским Зевином близ Елевферополя во время царствования византийского императора святого Феодосия Великого (379-395 г.). Жил пророк Михей в VIII веке до Рождества Христова.

оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 7-ми глав. Речь пророка отличается глубиной и живостью чувств, простотой, прямотой и образностью выражений.

Память святого пророка Михея Православная Церковь празднует 14 (27) августа.

Email рассылкаTelegram

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Читайте также

Источник: http://vsemolitva.ru/prorok-mihej.html

Пророк Михей

Я всегда с большой любовью встречаю в календаре память ветхозаветных пророков. Поскольку мне прекрасно известно, что наш народ не только Евангелие плохо знает, не только Апостол редко читает, но к тому же еще совсем не знает старозаветное Писание.

Между тем, Писание богодухновенно, полезно для  научения, вразумления, наставления и праведности. Итак, сегодня мы с вами откроем для себя некоторые страницы Михея — одного из малых пророков.

Когда Господь Иисус Христос родился в Вифлееме иудейском, то пришли с Востока волхвы к Ироду, царю и спросили его: «Где Христос рождается?».

Важно

А он собрал иерусалимских книжников, они открыли перед ним книгу пророка Михея и сказали, что в Вифлееме иудейском, где же еще? То-есть книжники Израиля на вопрос: «где Христос рождается?», без всяких сомнений отвечали: «Ну, как где?! В Вифлееме».  Вот вождь — владыка в Израиле, которого происхождение изначала, от дней вечных.

Это Мессия, это мессианское пророчество. Они понимали, знали, читали всё это. И Михей нам интересен тем,  что в Евангелии от Матфея встречаются его слова, исполнившееся пророчество о Господе Иисусе Христе.  Но не только это. Что делали пророки вообще? Если мы подумаем, что пророки только предсказывали будущее, то  ошибемся.

  Мы смешаем несмесимое. Мы назовем тогда пророков прорицателями, а это разные вещи. То-есть человек, угадывающий будущее или повещающий будущее — не обязательно пророк. Это может быть лжепророк. Что пророк делает? Пророк возвращает народ к подлинному богопочитанию. И, соответственно, пророк сокрушает идолов, то есть разрушить ложь, оформившуюся как культ, и возвестить забытую истину – это и есть дело пророка.

Ну, скажем, разрушить Ленина сегодня нетрудно. Можно памятники рушить, идола валить —  это понятно. Но идол — он же духовен. Идол не истукан, не материальная фигура. Идол — это духовное состояние человека. Поэтому  гораздо большими капищами идолопоклонства являются не  мавзолей и статуэтки вождей, а, скажем, торговые центры.

Это капища, в которых совершаются таинства купли-продажи и развлечения. Кто их разрушит? — Никто. Пока никто не будет. Но в принципе это капища. Это полная замена храма.  Это место, где всем хорошо. Мороженое съел, купил, продал —  и всем хорошо. Потусовался. Утром зашел, вечером вышел. Больше ничего не нужно. Это новейшие капища. Оставьте в покое Ленина.

Его нужно похоронить, конечно, рано или поздно. Но в принципе он не страшен. Страшно другое. Вот пророки, вот например, если бы пророк Михей или Амос, или Исаия были бы сейчас здесь с нами. Они бы сказали: слушайте, да вы вообще утонули в блуде. Кинотеатры ваши, ваши модные магазины, места отдыха — это же просто  какие-то вертепы. Это все злодейство. Они бы все это рушили.

Не топором и палкой, они бы словами это рушили, они бы проповедовали, что это плохо. И люди бы их  за это убили опять. Все пророки были убиты. Ведь пророчества — это возвещение истины и указание на подлинное идолослужение. Этим же занимался и пророк Михей, которого память мы сегодня празднуем. У него есть много таких вещей, которые касаются нашей жизни.

Потому что пророки, всегда критикуя настоящее, говорили, что хорошо бы, что бы было по-другому. Но это-то понятно. Гадость плоха потому, что хорошо, чтобы вместо гадости было то-то и то-то. То- есть сам факт критики предполагает наличие позитивного идеала.  И, кстати говоря, это тоже очень важно — если человек критикует, не предлагая, то он тоже лжец. Т.е.

Совет

если ты критикуешь что-либо, не предлагая ничего взамен, то ты лжешь. Вот ты разрушишь это, а дальше что? Так наша страна пережила разрушение советской системы. Ну, ладно, плохая система, согласен. Но вы же когда рушили ее — ничего же не предложили. Вы только предложили нам что? – Ну, джинсы, концерты, диск и рок — звезд, пиво в банках. А что еще? А остальное все просело и упало.

Критиковать нужно предлагая. Критик без предложений — злодей. Это тоже пророческая мысль. Пророку надо сместить идола — лживого бога и сказать, что так нельзя, нужно вот так. То- есть он должен показать, что нельзя, а что можно и нужно, что самое главное. И вот Михей говорит 6 гл.

8 стих: Возникает вопрос у людей — а что ж мне сделать  Богу такое, чтобы Бог меня простил, помиловал, полюбил? Может быть, отдать моего первенца? Ведь были такие культы, когда люди из страха перед какими-то богами, существами жертвовали им своих детей-первенцев. Это не фантастика,  это реальные культы конкретных народов.

И вот Михей говорит (вот это надо выучить наизусть): «О, человек, сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь. Действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудро ходить перед Богом твоим». Вот! 6 глава Михея, 8 стих. Это нужно запомнить! – «Действовать справедливо». Например, ты продаешь сметану —  не разбавляй ее молоком.

Ты продаешь молоко —  не разбавляй его водой. Ты продаешь бензин — не разбавляй его ослиной мочой. То — есть, действуй справедливо. Если колбаса — пусть будет колбаса, а не туалетная бумага с наполнителями. Иначе не спасешься. Иначе тебе конец. Это касается и судей, и милиционеров, и учителей, и начальника ЖЭКа. Да кого угодно. То- есть действуй справедливо — это очень важно.

«Люби дела милосердия», то есть помогай несчастному человеку. Несчастный — это тот, кто не может помочь себе сам, но хотел бы. Он не лентяй, но он расслаблен, парализован, увечен из-за травм на производстве, он одинок, стар. То- есть ты  любишь таких людей,  помогаешь им жить. Есть же сайты, собирающие помощь, любую — денежную, вещественную, трудовую.

В общем, ты выполняешь заповедь  справедливо действовать, любить дела милосердия и «смиренномудрено ходить перед Богом твоим». То- есть при всем этом, что ты нищих жалеешь, бедным помогаешь, действуешь справедливо,  то есть ты здесь мог бы уже и возгордиться — вот я какой святой, я школу построил, храм отремонтировал, бедным помогаю.

  Всё — равняйсь, смирно! Я прошел. – Нет, в конце еще очень важная вещь – «смиренномудрено ходить перед Богом твоим», т.е. не дергайся — над тобой Господь. Вот такие великие вещи, нам, новозаветным людям, крещеным, искупленным, прощенным, помилованным возвещает пророк, живший за полтысячи лет до РХ.

И некоторые из нас еще спрашивают – а нужно ли нам читать Ветхий Завет? Кому он и зачем нужен? И всем этим вопрошающим можно сказать, что вы откройте и прочитайте, что история Израиля – это наша история. То — есть то, что было с Израилем давно, происходит с нами сейчас. То, что было раньше, продолжается.

Обратите внимание

И парадигму некую, матрицу, то есть некий эталон происходящего мы можем прочесть из старых книг. Поэтому, друзья мои, не пренебрегайте чтением Ветхого  Завета. Это чрезвычайно важно. У апостолов, Матери Божьей   не было других книг, кроме пророков и закона. И они Ветхий  Завет читали и там Бога находили. И мы тоже должны там Бога находить. Итак, Михей сказал.

Это уже наше: О, человек, сказано тебе, чего требует от тебя Господь – действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудрено ходить перед Богом твоим.

Вообще любой пророк   — он как Михей, т.е. он обличает, он грозит, учит и утешает. Книжки все эти очень короткие, т.е. Михея всего 3-4 страницы.

И я еще раз скажу, что мне грустно, что у нас нет храмов, посвященных ветхозаветным праведникам  Михею, Аммосу, Осии, Аввакуму, Исайе, Иеремии.

Почему? Потому что если бы мы эти храмы имели, мы бы тогда читали их чаще, думали об этом чаще и разбирались со смыслом сказанного ими чаще.

Источник: http://radonezh.ru/analytics/prorok-mikhey-161429.html

Святой пророк Михей

Страница 1 из 2

Святой Михей, первый пророк этого имени, происходил из колена Ефремова и был сын Иемвлая. Он жил во дни святого пророка Илии, когда над израильтянами в Самарии царствовали Ахав с Иезавелью, а над Иудеями в Иерусалиме – Иосафат.

В это время потомки двенадцати сынов Иакова разделились на два царства: одно называлось царством Иудейским, – в состав его входили колена Иудово и Вениаминово, а столицей был Иерусалим; другое же называлось Израилевым и включало в себя остальные десять колен еврейского народа; столицей этого царства служила Самария. В Израильском царстве находилось и колено Ефремово, к которому принадлежал по происхождению и святой пророк Михей. Он часто обличал израильского царя Ахава в тех же грехах, в каких и святой пророк Илия, т.е. или за отпадение его от Бога в идолопоклонство, или за содеваемые им неправды. Царь ненавидел пророка-обличителя, но не смел его убить: царя удерживали боязнь наказания Божия, стыд пред невинностью праведного мужа и страх, что сбудутся его пророческие предсказания. Впрочем пророк, уступая несправедливому гневу царя, удалялся из столицы и почасту жил в горах: он опасался, как бы, многократно являясь к царю и обличая его, не возбудить в последнем ни пред чем не останавливающегося гнева.

В эти дни между домом царя израильского Ахава и домом царя иудейского Иосафата завязались родственные отношения: Иосафат взял у Ахава дочь его Афалию за своего первого сына Иорама. Побуждаемый родственною любовию Иосафат из Иерусалима прибыл в Самарию к Ахаву.

Читайте также:  Молитвы супругов о даровании детей

Во время торжества в честь гостя Ахав просил Иосафата помочь ему на войне против ассирийского царя, чтобы отнять у него Рамоф Галаадский; этот город издавна был израильским, но царь ассирийский отнял его силою.

Иосафат, обещая сам идти на войну вместе с Ахавом, сказал:

– Как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ: иду с тобою на войну. Но сначала вопросим Господа Бога: будет ли для нас благополучна эта война?

И тотчас Ахав собрал своих нечестивых и ложных пророков, числом 400; главою этих лжепророков был Седекия, сын Ханаана. Все они ободряли Ахава надеждой на успех, говоря:

– Иди, – Бог предаст в твои руки не только город Рамоф, но и самого ассирийского царя.

Но царь иудейский Иосафат, как человек благочестивый и верный Богу, понял, что среди этих пророков нет ни одного истинного, но что все они льстецы и потаковника, поэтому Иосафат сказал Ахаву:

– Нет ли здесь хотя одного такого пророка Господня, которого бы мы вопросили и он ответил нам правду?

Ахав отвечал:

– Есть один муж, который может вопросить Господа и открыть нам истину, – это Михей, сын Иемвлая, но я ненавижу его, так как он всегда предсказывает мне одно только зло.

– Не говори так, – возразил Иосафат Ахаву, – но призови, послушай его и не гневайся на его обличения.

И тотчас Ахав послал за пророком Михеем, который в то время пришел из пустынных гор в Израиль. Оба же царя сидели во всём своем величии на престолах у ворот Самарии, а лживые пророки прорицали пред ними. Причем глава их Седекия сделал железные рока и, протрубив, сказал Ахаву:

– Так говорит Господь: этими рогами ты уничтожишь и истребишь Сирию.

Точно так же и остальные лжепророки говорили:

– Иди в Рамоф Галаадский и победишь ассирийского царя: Господь предаст его тебе в твои руки.

Между тем посол, отправленный к пророку Михею, сказал ему:

– Вот все пророки предсказывают царю доброе; прошу тебя, говори и ты то же с ними, чтобы твои слова не расходились с их словами.

– Жив Господь! – отвечал пророк Михей, – и что скажет мне Сам Господь Бог мой, то именно я и скажу царю.

И вот, придя, святой Михей стал пред израильским царем Ахавом, который спросил его:

– Послушай, Михей, – идти ли мне в Рамоф Галаадский на войну или должно удержаться?

Важно

Пророк, не тотчас отвечая на вопрос царя и желая его привлечь к более усердным вопросам, сказал:

– Идите, – будет вам успех, и они преданы будут в руки ваши.

Ахав, видя, что пророк говорит не с дерзновением, обратился к нему:

– Усиленно заклинаю тебя: скажи мне истину как пред Господом.

Тогда святой Михей сказал с дерзновением:

– Я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам как овец, у которых нет пастыря.

Этими словами пророк предсказывал, что войско израильское на войне лишиться своего пастыря, т.е. царя: он будет убит и все, как овцы волками будут разогнаны ассирийскими войсками по горам и пустыням. И сказал Ахав царю Иосафату:

– Не говорил ли я тебе, что он не пророчествует о мне доброго, а только худое?

Святой Михей продолжал:

Источник: http://kotovsk-istok.com.ua/zhitie-svyatykh/avgust/336-27-avgusta/1150-svyatoj-prorok-mikhej.html

Миха

Skip to main content

МИХА́ (מִיכָה; в русской традиции Михей) ха-Морашти (то есть из поселения Мареша или Морешет-Гат в Шфеле), пророк, современник Исайи, живший в годы падения Самарии (около 720 г. до н. э.). Книга Михи — шестая среди книг малых пророков.

Пророчества Михи открываются предсказанием близкой гибели Самарии и вторжения врага в Иудею: во 2–3 главах пророк обрушивается на «глав Иакова» и «князей дома Израилева», творящих беззаконие и притесняющих народ, и на лжепророков; отрывок завершается угрозой грядущей гибели Иерусалима. Главы об избавлении (4–5) открываются пророчеством о конце дней, в котором первые три стиха дословно совпадают с Ис. 2:2–4, причем их универсалистский характер, уместный у Исайи, мало соответствует национальному характеру пророчеств Михи. Следующие за ними пророчества-утешения предвещают возвращение в Сион из рассеяния и восстановление царства Давидова в Иерусалиме, победу над Ассирией и милость Бога к Своему народу. Далее следуют обвинения (подобно главам 2–3), которые завершаются вестью о грядущем прощении и возвращении милости Бога (7:8–20).

В пророчествах Михи нет прямых упоминаний об исторических событиях его времени, в частности, о походах ассирийских царей в Сирию, Эрец-Исраэль и земли филистимлян.

Перечень городов в Шфеле (1:10–15; 4:10–13), намекающий на вражеское вторжение, и упоминание Ассирии (в том числе как «страны Нимрода»; 5:6) носят весьма общий характер и связаны с идеей чудесного избавления.

Миха не критикует внешнюю политику иудейских царей; его критический пафос обращен против социальной несправедливости, и резкость его инвектив, их горечь и ирония не имеют себе равных у других библейских пророков. Миха бросает обвинения в адрес всего народа (7:2–7), однако его гнев обращен в первую очередь против богатых, вождей и лжепророков.

О пророчествах Михи упоминает спустя столетие Иеремия (26:18–19), сообщая, что, услышав эти пророчества, царь Хизкияху молил Бога о милости, и Он отвратил Свой гнев.

Некоторые исследователи усомнились в авторстве и времени создания пророчеств-утешений Михи, утверждая, что идея возвращения рассеянных в Сион вряд ли могла быть актуальна в его дни. Однако эта идея могла получить хождение после разрушения Самарии и, таким образом, связана с мечтой о возвращении из пленения ассирийского.

В отличие от концепций Исайи, у Михи возвращение рассеянных не связано с раскаянием и восстановлением правосудия и справедливости; избавление обусловлено исключительно милостью Бога, истоки которой — в Завете, заключенном Им с праотцами Израиля, и носит национальный характер, а не связано с избавлением всего человечества.

Совет

Миха трактует возрождение Израиля как восстановление его мощи под властью царя — грозного воителя.

Еще один, более ранний пророк по имени Миха (II Хр. 18:14), чаще называемый Михайаху, сын Имлы, известен своими обличениями царя Ахава и предсказанием его гибели (I Ц. 22:7–28; II Хр. 18:6–27).

КЕЭ, том: 5. Кол.: 368–369.

Издано: 1990.

Источник: https://eleven.co.il/bible/prophets/12789/

Святой пророк Михей | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Август 26th 2010 —

Пророк Михей
Икона из пророческого ряда церкви Преображения, Кижи, XVIII в

Память 14/27 августа

Святой пророк Михей1 родился в Моришете (Морасфи), к западу от Хеврона, в Иудее, вероятно, в крестьянской семье. Его служение проходило при правлении иудейских царей Иоафама (740–736), Ахаза (736–716) и Езекии (716–689).

Он был современником пророков Исаии (возможно, даже одним из его учеников), Амоса и Осии и, как они, «исполнен силы Духа Господня», подвизался, чтобы «высказать Иакову преступления его и Израилю – грех его» (Мих. 3: 8).

Беря в свидетели горы, бывшие местом великих Божественных откровений, он объявил, что Господь будет судить Свой народ и призовет его к ответу за неблагодарность: «Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется. Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне.

Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства…» (Мих. 6: 2–4). Господь считает народ виновным не только в неблагочестии и пренебрежении религиозными обязанностями, но и в нарушении закона о любви к ближнему: «Не стало милосердных на земле… Все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть…» (Мих. 7: 2).

Грех и нечестие распространились повсюду: скупщики на ложах своих придумывают злодеяния, которые совершают утром (см.: Мих. 2: 1), князья пожирают плоть народа, гнушаются правосудием и искривляют все прямое (см.: Мих.

3: 9), судьи судят за подношения, священники ожидают жалования, лжепророки за деньги предсказывают счастье и процветание… И все опираются на данные Богом в древности обещания, говоря: «Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!» (Мих. 3: 11).

Пророк предсказывает, что ему придется ходить по разрушенной и обнаженной стране (см.: Мих. 1: 6), стеная и плача, потому что нет защиты от ударов Господа.

Обратите внимание

Он сойдет со Своего святого Престола, чтобы воздать отмщение через пришедших с севера захватчиков – ассирийцев: Он «низойдет и наступит на высоты земли – и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны» (Мих. 1: 3–4).

Сначала Он поразит Самарию, а потом настанет черед Иерусалима, чтобы наказать народ за преступления, и прежде всего за самое тяжкое из них – раскол между Северным царством и Иудеей.

Предсказывая эти беды, пророк Михей презирал всякие земные почести, не боялся сильных мира сего, слушая только Господа и надеясь, что Бог, вначале наказав Свой народ, потом спасет его.

Несомненно, «Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих.

3: 12), но после этого испытания Господь примирится со Своим народом и будет вечно царствовать в обновленном Сионе: «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор… и потекут к ней народы» (Мих. 4: 1).

Вернувшиеся из изгнания иудеи, «оставшийся» Израиль, а также народы многие, все поднимутся к дому Славы Божией. И «перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их» (Мих. 4: 3–4).

Эта новая эпоха всеобщего мира и согласия начнется в Вифлееме – доме Ефрафы, меньшем между тысячами иудиными, во времена, когда родит Та, Которая должна родить, чтобы произвести на свет Царя-Мессию, Которого происхождение из начала от дней вечных (см.: Мих. 5: 1–3)2.

Ясно и четко объявляя о предстоящем рождении Мессии, пророк говорит, что именно Он будет пасти обновленное стадо силою Господа, ибо Он будет велик до окраин страны.

Важно

В этом новом Сионе духовный Иерусалим, обозначающий Церковь, границы которой простираются до края света, соберет все народы из Ассирии и городов Египетских, и от Тира до реки Евфрата, и от моря до моря, и от горы до горы (Мих. 7: 12), потому что Богу будет угодно еще раз явить Свою милость.

Пророк Михей заканчивает книгу, предсказывая милосердие Мессии: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7: 19).

Неизвестно, умер пророк Михей своей смертью или же был убит иудеями, которых обличал. Известно лишь, что он был похоронен около родного селения. Его мощи, вместе с мощами пророка Аввакума, были обретены в царствование Феодосия Великого по откровению, полученному епископом Елевферопольским, и в честь пророка Михея был построен храм3.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви»

1 Следует отличать его от пророка Михея, сына Иемвлая, жившего столетием раньше в царствование Ахава. См.: 3 Цар. 22 и 2 Пар. 18. 2 Это пророчество повторяется в Мф. 2: 6.

3 Это событие упоминается у Евсевия, Созомена и св. Иеронима. Развалины этого храма были обнаружены в месте Хирбет-эль-Басаль в 5 км к северо-востоку от Елевферополя.

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/proroki/svyatoj-prorok-mixej.html

Ссылка на основную публикацию