Пюхтицкий успенский монастырь, эстония, уезд ида-вирумаа, волость иллука, деревня куремяэ

Пюхтицкий монастырь

Пюхтицкий Успенский монастырь (эст. Pühtitsa Jumalaema Uinumise naisklooster) — православный женский ставропигиальный монастырь Русской православной церкви, расположенный в деревне Куремяэ волости Иллука (Ида-Вируский уезд Эстонии). Пюхтица (Pühtitsa) по-эстонски означает «святое место».

Основан в 1891 году. Монастырь никогда не закрывался. С 1990-х имеет статус ставропигиального.

История

До 1893 года

История создания обители связана с образом Успения Божией Матери: по преданию, в районе, где ныне располагается монастырь, местным жителям явилась Богородица, и на месте её явления была найдена Успенская икона Божией Матери. В XVI веке местные жители рядом с дубом, где была найдена икона, построили часовню иконы Божией Матери.

Благодаря упорной и неослабной энергии губернатора Эстляндии князя С. В. Шаховского и заботе княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской в 1885 году на Богородицкой горе был открыт Пюхтицкий православный приход и построен храм для обретённой ранее иконы. Позднее, после переноса иконы в собор этот храм стал кладбищенским и был переосвящён во имя святителя Николая и преподобного Арсения Великого.

В 1887 году по инициативе князя С. В. Шаховскаго было учреждено отделение православного прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери под председательством супруги князя — княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской, и открыты благотворительные учреждения в м.

Обратите внимание

Иевве: школа, лечебница с аптекой и приемным покоем для помещения амбулаторных больных, приют для сирот, рукодельная. Однако главной целью братство полагало устройство женской обители на Богородицкой горе в Пюхтице, куда со временем могли бы быть перенесены открытые в Иевве (г.

Йыхви) благотворительные учреждения.

Княгиня Е. Д. Шаховская лично обращалась ко многим людям с просьбами и письмами по вопросам устроения православия в Эстонии. В частности, в 1888 году княгиня переписывалась со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который прислал ей своё благословение и 200 рублей для Пюхтицкого монастыря и на просветительские цели. Ответ Елизавете Дмитриевне отца Иоанна от 26 сентября 1888 году:

Вот что пишет княгиня Шаховская юристу Ф. Н. Плевако:

29 апреля 1891 году последовало Высочайшее соизволение на отчуждение Богородицкой горы, вместе с недостроенной на ней лютеранской кирхой, в полное и исключительное владение православной церкви.

15 августа 1891 года епископ Рижский Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины. К этому дню заботами княгини Е. Д. Шаховской на Богородицкой горе был окончен новый деревянный дом для помещения сестёр.

В этот же день Александр III подарил богатые священнические облачения в пюхтицкую церковь. В том же году при общине открылся приют для детей бедных родителей, а в следующем году начался приём больных в устроенной при общине лечебнице.

К концу 1891 года община состояла из 21 послушницы, 22 воспитанниц приюта и 2 сестёр милосердия.

Прилив богомольцев на Богородицкую, или Святую гору стал день ото дня возрастать, и это послужило поводом к возбуждению братством, с княгиней Е. Д. Шаховской во главе, нового ходатайства о преобразовании общины в монастырь, что и было уважено Св. Синодом. Пюхтицкая Успенская женская община по определению Св. Синода от 23 октября 1893 года была преобразована в монастырь.

1894—1980 годы

Святые Врата (вход в монастырь)

Ансамбль монастырский построек спроектировал архитектор М. Т. Преображенский. Кроме келейных корпусов, он включает Трапезный храм свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895), ограду со Святыми воротами.

Здесь погребён один из благодетелей монастыря — русский государственный, общественный и культурный деятель, губернатор Эстляндии князь Сергей Владимирович Шаховской. Его вдова — княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская — поставила храм во имя преподобного Сергия Радонежского (1895) с усыпальницей князя. Спустя 45 лет она сама нашла здесь последний приют.

Главный Собор Успения Пресвятой Богородицы был возведен позже, в 1908—1910 годах (архитектор А. А. Полещук), на месте первоначального малого храма.

Важно

В 1920-1930-е годы обитель находилась на территории независимой Эстонии. После Второй Мировой войны власти СССР были вынуждены признать за монастырями право на существование. В первые послевоенные годы помощь монастырю оказывал митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков).

С 1961 года большую заботу о Пюхтицком монастыре проявлял епископ (с 1968 — митрополит) Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер). По его инициативе в монастыре построен дом для «представительских целей» с домовой церковью Свт. Алексия и вмц. Варвары (1986).

После избрания митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси и вторичным провозглашением независимости Эстонии монастырь получил статус ставропигиального.

1990 — настоящее время

В 1989 году открыто подворье Пюхтицкого монастыря в городе Когалыме.

В монастыре построен крестильный храм Иоанна Предтечи и священномученика Исидора Юрьевского (1990).

В Москве при храме Николая Чудотворца в Звонарях открыто подворье Пюхтицкого монастыря. В 2006 году в обители перезахоронены останки архиепископа Нарвского Евсевия (Гроздова)

В настоящее время (2012 год) в обители около 120 монахинь и послушниц.

Настоятельницы монастыря

  • Варвара (Блохина) (1892—1897)
  • Алексия (Пляшкевич) (1897—1921)
  • Иоанна (Коровникова) (1921—1943)
  • Алексия (Голубева) (1943—1946)
  • Рафаила (Мигачёва) (1946—1955)
  • Ангелина (Афанасьева) (1955—1967)
  • Варвара (Трофимова) (1968—2011)
  • Филарета (Калачёва) (c 2011)

Источник: https://tropki.ru/estoniya/ida-virumaa/pyuhtickiy-monastyr

Куремяэ. Успенский Пюхтицкий женский монастырь

Пюхтицкий Успенский монастырь, общежительный, в Везенбергском уезде, Эстляндской губернии, в 25 верстах от железнодорожной станции Иевве, в местности известной у местных православных жителей под именем «Богородицкой горы», а дэстов под именем «Пюхтица» (святое место).

Здесь, как гласит предание, 200 лет тому назад явилась чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. На месте явления ее, у подошвы Богородицкой горы, находилась небольшая деревянная часовня, построенная в XVIII веке, и в ней хранилась обретенная Пюхтицкая икона, а вблизи протекал живописный источник.

В 1818 году часовня была приписана к церкви села Сыренца (в 25 верстах от Пюхтицы), куда перенесена была и святая икона. В 1885 году часовня обращена была в храм, при котором в 1891 году положено было начало женской общине.

В 1892 году община возведена была в монастырь (по мысли и заботе бывшего тогда Эстляндским губернатором князя С.В. Шаховского). В новый соборный храм, освященный в 1892 году, возвращена была из Сыренецкого храма и чудотворная икона Успения Божией Матери.

Ежегодно в июле совершается торжественное перенесение ее в село Сыренец, где святыня остается до 13 августа. С 1896 года святая икона ежегодно приносится в город Ревель во 2-ю неделю по Пятидесятнице на 8 дней и в село Олешницы на время с 7 по 10 сентября.

Недалеко от монастыря находятся могилы, в которых, по преданию, погребены русские воины времен святого Александра Невского и Иоанна Грозного. В монастырь стекаются во множестве богомольцы из окрестных местностей, и служит светочем и центром православия в лютеранском крае.

На средства монастыря содержатся следующие учреждения: в Пюхтице — больница для женщин и детей, амбулаторная лечебница, община сестер милосердия, богадельня, приют для православных девочек, двухклассная школа для детей обоего пола, без различия вероисповедания, с общежитием для мальчиков и девочек; в местечке Иевве — бесплатная лечебница. Монастырю принадлежит подворье в городе Ревеле (на Шубинской улице) и часовня. К монастырю приписан находящийся в 25 верстах от него Гевсиманский скит, с храмом в честь Успения Божией Матери; здесь находится монастырская богадельня для сестер.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Хронология строительства Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря согласно «Летописи Пюхтицкой обители»:

  • 16 век. Явление Царицы Небесной пастуху-эсту. Обретение иконы Успения на источнике у подножия горы, в ветвях дуба. Возведение на горе, где являлась Божия Матерь, малой часовни, в которую помещен явленный образ.
  • 18 век. Часовня с чудесной иконой на Святой горе и источник у ее подножия стали местом особого почитания в народе.
  • 1842 год. Везенбергский купец Нестеров, исцеленный от тяжкой болезни, на месте ветхой часовни построил новую и украсил явленную икону серебряной позолоченной ризой.
  • 1876 год. Рядом с часовней Нестерова попечением церковного старосты из села Сыренец Андрея Томасова построена новая, более обширная часовня, в ней установлен иконостас из Сыренецкой церкви.
  • 1885 год. Часовня преобразована в приходскую церковь. Массовые паломничества на праздник Успения со всей России. Вступление на пост генерал-губернатора Эстляндии князя С. В. Шаховского.
  • 1890 год. Богородицкая гора вместе с недостроенной лютеранской кирхой выкуплена и передана в собственность Православного духовного ведомства.
  • 1891 год. Открыта Пюхтицкая Успенская женская община.
  • 1892 год. Преобразование общины в общежительный Пюхтицкий Успенский монастырь. Разработан проект архитектурного ансамбля Пюхтицкой обители (архитектор М. Т. Преображенский) и каменная недостроенная кирха перестроена в православную Успенскую церковь.
  • 1895 год. В трапезном корпусе устроена церковь во имя св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Над усыпальницей С.В. Шаховского по проекту М.Т. Преображенского сооружен деревянный храм во имя прп. Сергия Радонежского.
  • 1908 год. Разобрана Успенская церковь. На пожертвование московского генерал-майора И. Ф. Терещенко, по проекту архитектора А. А. Полещука начинается строительство новой соборной церкви.
  • 1910 год. Завершено строительство Свято-Успенского собора.
  • 1970 – 1981 годы. Завершено строительство ограды, возведены две угловые башни, возведены новые здания (Архиерейский дом, Дом для представительских целей, Иерусалимский корпус и др.), расписан Успенский собор и Святые врата.
  • 1986 год. Устроена домовая церковь свт. Алексия и св. вмч. Варвары.
  • 1989 год. Возведена часовня св. вмч. Георгия Победоносца.
  • 1990 год. Построен крестильный храм во имя св. Иоанна Крестителя и сщмч. Исидора, установлена новая купальня на источнике.
Читайте также:  Церковь иоанна лествичника с колокольней ивана великого, россия, город москва, кремль

Источник информации: «Обитель Божией Матери», Куремяэ, Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь, 2016.

В 1892 году адъюнкт-профессор Петербургской академии художеств, академик Михаил Тимофеевич Преображенский предложил генеральный план застройки монастыря, в основу которого была положена простая и ясная идея: церковь, находящаяся в центре обители, как бы собирает вокруг себя деревянные дома с келиями и Святые ворота со звонницей. Архитектурно-строительными работами руководил уроженец Сааремаа архитектор Александр Артемьевич Полещук. В том же году возводятся первые бревенчатые домики для келий, детского приюта. Закладываются главные Святые врата из гранита и кирпича с деревянной колокольней над ними. На средства Иеввенского Отделения Православного Прибалтийского братства приобретаются первые колокола: Большой весом 2648 кг, Полиелейный – 1326,8 кг и Малый – 350 кг, отлитые военным ведомством из Усть-Двинской крепостной артиллерии специально для первого в Эстляндии монастыря.

16 августа 1892 г. Высокопреосвященный Арсений, архиепископ Рижский и Митавский, освятил первый каменный соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1895 году был возведен трапезный корпус с церковью во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Число насельниц быстро росло. В обители был в полном объеме введен монастырский богослужебный круг, созданы два хора – один для пения на славянском, другой – на эстонском языке. Проповеди также читались на двух языках, что способствало популярности монастыря.

Важное значение для местного населения приобрела благотворительная деятельность обители. В приюте для бедных детей воспитанницы обучались чтению, письму и другим предметам по программе церковноприходских школ, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству.

В монастырской лечебнице больные бесплатно пользовались лекарствами и медицинским обслуживанием.

Совет

Игумения Варвара заботилась об обустройстве и благолепии храма. Она сама собирала пожертвования и приобретала церковную утварь. Из Нижнего Новгорода игумения привезла старинную икону (1782 г.

) на кипарисовой доске с серебряным золоченым крестом, в который вделаны 32 частицы святых мощей угодников Божиих.

По ходатайству настоятельницы Варвары монастырю были пожертвованы иконы Черниговской Божией Матери и Святого великомученика, целителя Пантелеймона, писанные на Святой Горе Афон.

А чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, благодаря стараниям петербургского золотых дел мастера Андреева, оделась серебряной позолоченной ризой, отделанной бриллиантами и жемчугом. В 1893 году обитель получила в дар святую плащаницу, вышитую золотом по бархату, два больших киота, богато украшенное старинное Евангелие.

15 августа 1893 года на праздник Успения Божией Матери поздно ночью прибыл архипастырь монастыря архиепископ Рижский и Митавский Арсений.

В торжественной проповеди владыка сказал: «Когда мы приближались к вашей обители, увидели освещенные храмы и услышали звон колоколов, то остановились, чтобы насладиться гармоничным гласом кампанов ваших, раздающихся на далекое пространство среди ночной тишины, и чудным видом иллюминированного и освещенного лунным светом монастыря. Невольно при этом пришло на мысль недавнее прошлое сей горы: давно ли было то время, когда на этом самом месте, именуемом от лет древних Святой горой, была дикая пустыня, по которой с шумом проносились одни только буйные ветры, пролетали хищные птицы и пробегали дикие звери. А теперь здесь высятся святые храмы Божии, и в церквах слышатся гимны Богу во псалмах и песнях духовных, и обитает в монастырских келиях целый сонм людей Божиих. Поистине теперь эта гора – гора Божия, место святое!»

В 1894 году на сорок втором году жизни скоропостижно скончался князь Сергей Владимирович Шаховской – один из покровителей и благодетелей Пюхтицкой обители. В память о нем вдова поставила на горе, рядом с княжеским домом, храм во имя Сергия Радонежского с усыпальницей князя, где спустя много лет и сама нашла последний приют.

В 1897 году игумения Варвара Указом Святейшего Синода была переведена в Казанскую епархию, а на ее место назначена монахиня московского Страстного монастыря Алексия (Анна Михайловна Пляшкевич).

Заветным желанием игумении Алексии стало строительство большого трехпрестольного собора, который был бы украшением обители и где нашла бы достойное место икона Успения Богоматери. На это требовались огромные средства. Сестры трудились не покладая рук, развивалось золотошвейное дело.

Обратите внимание

На Всероссийской выставке монастырских работ в Санкт-Петербурге в 1904 году плащаница пюхтицких мастериц, шитая серебром и золотом по бархату, была удостоена золотой медали, что, естественно, привлекло заказчиков.

Но наступили трудные времена – русско-японская война 1904-1905 годов внесла коррективы в планы монастыря. В Пюхтицкой лечебнице принимали раненых воинов, за ними усердно ухаживали монастырские сестры милосердия. Приходилось больше работать на полях, чтобы прокормить и насельниц, и обездоленных людей.

Игумения Алексия направляла монахинь за сбором благотворительных подаяний в Ригу, в Санкт-Петербург, в Москву.

«И вот сверх всякого ожидания, – свидетельствует летопись, – Господь Бог посылает монастырю помощь в лице нового благодетеля – московского генерал-майора Ивана Филипповича Терещенко, к которому пришла в 1905 году ездившая за сбором подаяний в столицу послушница Анна Абрамова.

Заинтересовавшись смиренным, ласковым видом старицы-послушницы, генерал стал ее расспрашивать о монастыре. Старушка добродушно рассказала про Пюхтицу, показала генералу фотографию обители.

Вглядываясь в снимок, Терещенко после некоторого раздумья сказал: «Я построю у вас настоящий соборный каменный храм», добавив, что готов немедленно пожертвовать капитал с условием, если в храме ежедневно будет совершаться на проскомидии поминовение его и его родных». Генерал пожертвовал на возведение храма 90 тысяч рублей. Завещание Терещенко выполняется и поныне.

Проект пятиглавого храма, выдер­жанный в том стиле, в каком возводили церкви в Москве и Ярославле в XVI-XVII веках, разработал петербургский архитектор А.А. Полещук. Старый храм разобрали весной 1908 года, причем, камень, из которого он был построен, лег в основание нового, и 15 июня того же года состоялась закладка трехпрестольного собора.

Минуло два года — и Успенский собор Пюхтицкой обители вознес к небесам все пять своих глав, увенчанных крестами. Ныне в величественном пятиглавом монастырском соборе пребывает главная святыня обители – явленная икона Успения Божией Матери, обретенная в XVI веке.

Главный престол соборного храма освящен во имя Преславного Успения Пречистой Богоматери, престол северного придела – в честь Святителя Николая Чудотворца и св. вмч. Димитрия Солунского Мироточивого, южного – в честь преподобных Иоанна Лествичника и Серафима Саровского.

Украшением Успенского собора является Пюхтицкая икона Божией Матери, история которой чудесным образом связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1894 году сестры монастыря написали и подарили в день Ангела горячо любимому пастырю икону, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы у источника в Пюхтице.

Важно

Внизу на иконе подпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенскаго женскаго монастыря на Святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября». Эта икона пребывала с о. Иоанном до самой его кончины. 

В июне 1990 года в статусе Пюхтицкого Успенского монастыря произошла кардинальная перемена: монастырь получил звание ставропигиального, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Второму (в миру Алексей Михайлович Ридигер). Почти полвека находилась под его окормлением Пюхтицкая обитель. Она обязана ему самим своим существованием. В начале 60-х годов по всей стране закрывались монастыри. Пюхтицкое подворье в Таллинне было сметено с лица земли. Подлежал закрытию и монастырь на Святой горе. Патриарх Алексий Второй, тогда епископ Таллиннский и Эстонский, приложил все усилия, чтобы подобный план не был претворен в жизнь. С его стороны это был настоящий подвиг, и пюхтицкие монахини безмерно ему благодарны за его подвижническое деяние.

Неразрывными узами связаны судьбы Патриарха и скромной обители. Сестры старшего поколения помнят его еще отроком, приезжавшим сюда с отцом – священником приходской церкви в Таллинне. В шесть лет будущий Патриарх, одетый в стихарь, прислуживал за богослужением в алтаре Пюхтицкого Успенского собора.

В 21 год, после окончания Ленинградской духовной семинарии, он стал настоятелем Богоявленской церкви в соседнем с Пюхтицей городе Йыхви и часто служил в монастырском храме. Особенно памятен и радостен для насельниц обители 1961 год.

3 марта в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексий был пострижен в монашество, а 3 сентября 1961 года архиепископ Никодим (Ротов) возглавил свою первую архиерейскую хиротонию, посвятив архимандрита Алексия в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина во епископа Таллиннского и Эстонского.

С этого момента и до последнего дня жизни Святейшего Патриарха Пюхтицкий Успенский женский монастырь находился под его непосредственным руководством и управлением. Поистине возрождение, укрепление и украшение монастыря свершилось благодаря постоянному отеческому попечению, вниманию, любви архипастыря.

3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) монахиня Варвара (Валентина Алексеевна Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители.

А 18 января, в канун праздника Богоявления, Высокопреосвященный архиепископ Таллиннский и Эстонский Алексий (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси), в Таллиннском Александро-Невском соборе возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день, 19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл.

В Москве в Свято-Троице-Сергиевой Лавре Святейший возложил на неё наперсный крест. Новая игумения стала третьей строительницей обители. За 43 года ее усердных трудов, перечислить которые просто невозможно, монастырь преобразился до неузнаваемости.

Совет

Игумения Варвара сразу же занялась благоустройством обветшавшего в те годы хозяйства. При помощи и по благословению Владыки Алексия в монастыре развернулось комплексное строительство: было оборудовано центральное отопление; проведены водопровод и канализационная сеть; установлена своя электромельница; возведены новые кирпичные келейные здания, каменные хозяйственные строения.

Читайте также:  Светлое христово воскресение (пасха), пасха

Архитектурный ансамбль пополнился Сергиевой колокольней, новой крестильной церковью в честь Иоанна Крестителя и священномученика Исидора Юрьевского, домом для представительских целей с современным конференц-залом, музеем и др. Старую бетонную ограду заменила мощная из гранитных валунов стена с угловыми башнями-домами. Отремонтированы и отреставрированы все храмы, позолочены кресты.

Заново расписан Успенский собор. Своды Святых врат украшены живописными картинами из истории обители. За оградой оборудована двухэтажная гостиница, возле Святого источника выстроена купальня, а на хозяйственной ферме освящена новая часовня Георгия Победоносца.

В богадельне, где живут престарелые или заболевшие монахини, открыта церковь в честь Святителя Алексия и великомученицы Варвары.

https://www.puhtitsa.ee/index.php/monastyr/istoriya-obiteli

Источник: http://sobory.ru/article/?object=00142

Эстонский Пюхтицкий Успенский женский монастырь

Оглавление:

Среди паломников и туристов, посещающих Эстонию, Пюхтицкий женский монастырь слывет местом почитания истории православного вероисповедания. Эта обитель никогда не прекращала богослужения. Как предрекал святой Иоанн Кронштадтский, данная православная святыня стоит нерушимая, не знающая ни гонений, ни осквернений. Все её архитектурное богатство постоянно облагораживалось и увеличивалось.

Легенда о возникновении Пюхтицы

Пюхтицкий монастырь стоит на холме Пюхтица возле деревни Куремяэ в Эстонии.

Чудодейственная реликвия хранилась в выстроенной здесь деревянной часовне. Стараниями князя Сергея Владимировича Шаховского, занимавшего пост губернатора Эстляндии, и его жены год 1885 ознаменовался строительством церкви с образованием православного прихода.

29.04.1891. Пюхтица передается под покровительство Московского патриархата. С 15 августа действует Успенская женская община. За следующий трехлетний период происходят большие преобразования, появляются новые постройки:

  • Святые врата;
  • Успенская церковь;
  • Богадельня для осиротевших;
  • Больница для неимущих.

По ходатайству Е.Д.Шаховской Святейший синод позволяет дать общине статус монастыря.

Достопримечательности монастыря

Местность, где находится Пюхтицкий монастырь, сложная по рельефу, гидрологическим свойствам. По архитектурному проекту М.Т. Преображенского центральным зданием окруженной стеной территории считается пятикупольный собор Успения (1910). По обеим сторонам основной дороги располагаются кельи, корпуса для рукоделия, служебно-хозяйственные помещения.

Позади соборного здания выстроены Трапезное помещение, церковь Симеона и Анны (1895). В правой части территории гости могут посетить Домовой храм при богадельне, освященный во имя святого Алексия, Митрополита Московского, и святой Варвары (1986). Там же располагаются Представительский Дом, гостиница.

Противоположно входу стоит действующая церковь Сергия Радонежского (1895), башня колокольни (1988), Крестьянская церковь Иоанна Предтечи и святого мученика Исидора (1990), ещё одна монастырская гостиница.

Посещающие церковный архитектурный ансамбль попадают на территорию через центральный вход, т.е. Святые врата обители со звонницей (1893). Нельзя пройти мимо Заповедного дуба, который по оценке дендрологов имеет возраст не менее одной тысячи лет. Около дуба расположены часовня, Николо-Арсениевский кладбищенский храм (1885). Спустившись по ступеням, можно попасть к святому источнику.

Слева желающие посещают подсобное хозяйство, скотный двор, Георгиевскую часовню (1989). За пределами огороженной площади у другого выхода туристы видят Часовню святого Николая.

Как самостоятельно добраться

Точный адрес нахождения Пюхтицкого монастыря – Ида-Вирумааский уезд, волость Иллука, деревня Куремяэ, как доехать до него, зависит от места отправки:

  • из Таллина автобусом до ст. Йыхви;
  • из Москвы железнодорожным транспортом «Москва – Таллин» до ст. Йыхви;
  • из Санкт-Петербурга автобусным или железнодорожным маршрутом до той же станции.

В дальнейшем от станции Йыхви можно воспользоваться автобусным маршрутом № 116 либо услугами такси. Длительность автобусной поездки – около 3 часов.

Паломники, желающие для визового оформления иметь пригласительный документ, могут подать заявку на электронный адрес монастыря, передав необходимые сведения о себе:

  • латинским шрифтом должны быть написаны фамилия, имя (по загранпаспорту);
  • указывается дата рождения (формат дд.мм.гггг);
  • предоставляется серия, номер загранпаспорта;
  • прописываются желаемые время, срок посещения;
  • предоставляется некоторая информация, в том числе, где живет человек, был ли уже в монастыре, цель визита.

В течение недели будет отправлено приглашение.

Экскурсии в монастырь

Несмотря на то, что Пюхтица – женский монастырь, допускаются лица обоих полов.

Экскурсии могут носить как паломнический, так и светский характер. Светская программа пребывания включает:

  • посещение музейного ансамбля, источника освященной воды;
  • присутствие на службах;
  • приобретение товаров, изготовленных монахинями.

При нахождении в пределах монастыря требуется соблюдение правил:

  • поведение должно быть благочестивым;
  • женщины должны носить длинные юбки и иметь покрытую голову;
  • мужчины не могут надевать шорты, майки с коротким рукавом;
  • запрещено употребление спиртного;
  • пища скромная, но вкусная;
  • соблюдается пост.

Стоимость экскурсионных поездок:

  • из Таллина – от 115 до 230 EUR (зависит от количества человек, выбранного транспортного средства);
  • из Москвы (8 дней) – 220 EUR;
  • из Санкт-Петербурга (4 дня) – 230 EUR.

Цена экскурсионного сопровождения монахиней по территории – 30 EUR.

Во время паломничества кров, пища бесплатны. Но принято вносить добровольные пожертвования на поддержку монастыря.

Человеку, почувствовавшему необходимость временно отойти от мирской суеты, насладиться атмосферой осмысления, уравновешенности, визит в Пюхтицкий монастырь поможет осуществить свои намерения.

Источник: http://SnovaDoma.ru/temples/Monasteries/Puhtitsa/

Пюхтицкий Успенский женский монастырь Kuremae Jumalaema Uinumise nunnaklooster

Регион:

Все, Вильянди, Выру, Вярска, Йыгева, Кохтла-Ярве, Курессааре, Лахемаа, Нарва, о.Сааремаа, о.Хийумаа, Пылва, Пярну, Раквере, Таллин, Тарту, Хаапсалу, Эстония

Пюхтицкий Успенский монастырь для православных женщин находится в деревне Куремяэ. В этом селении проживает всего 350 человек. Монастырь стоит на Богородицкой горе.

По легенде, где-то два столетия назад местный пастух на этой горе увидел прекрасную женщину, которая была облачена в лучезарное одеяние. Он хотел подойти поближе, но видение исчезло и появилось лишь тогда, когда пастух встал на прежнее место. Мужчина рассказал о случившемся всем жителям.

На следующий день несколько заинтересованных людей пошли вместе с ним, которые также увидели это прекрасное создание, но не могли подойти поближе. На третий день они решились подняться на гору, где был обнаружен древнейший образ. Жители этой деревни были лютеранами, поэтому свою находку они отдали православным русским из деревни Яамы.

По их рассказам православные тут же догадались о том, что образ может пренадлежать лишь Божьей Матери.

После этого на уступе горы была построена часовня. Явление образа Матери Божьей запечатлели в иконе, которая сейчас называется Похтицкой. Богоматерь на ней изображена стоящей на твердой земле.

Обратите внимание

Похтицкая святыня всегда оберегалась жителями, и каждый раз восстанавливалась после разрушений. Икону хранили в Нарве, а потом, после строительства церкви, перенесли в Сыренец.

Каждый год с тех пор 15 августа проводится день Пресвятой Богородицы, когда православные совершают к часовне Крестный ход, держа на руках икону.

В 1885 году учредили здесь православный приход, однако православных стали притеснять здешние помещики. На их защиту встал губернатор С.В. Шаховский.

В 1891 году в храме стала существовать женская община, которая в дальнейшем переросла в женский монастырь. Через год сюда вернули и Похтицкую икону с образом Богоматери. Однако она здесь находится не постоянно.

Каждый год икона переносится на несколько дней в Сыренец, Ревель и Олешницы.

Возле монастыря есть могилы русских воинов. Монастырь на свои средства содержит богадельни, больницы, общины милосердия, приюты и школы.

Во времена Советского Союза это был единственный женский монастырь. Она и сейчас действующая, в нем живут 150 послушниц и монахинь. Они проводят экскурсии по монастырю, знакомят с историей, показывают трапезные и кельи. Рядом есть целебный источник с купальней, где женщины купаются только в сорочках.

Эстония Кохтла-Ярве Пюхтицкий Успенский женский монастырь

Источник: http://discoveric.ru/mesta/estoniya/kohtla-yarve/pyuhtickij-uspenskij-zhenskij-monastur

Пюхтицкий Успенский монастырь – Нью-Йоркское благочиние

Пюхтицкий Успенский монастырь – женская обитель в Эстонии, которая находится в деревне Куремяэ. Этот монастырь особенный тем, что был одним из форпостов православия в Советском Союзе, ведь в отличие от тысяч церквей и монастырей никогда не закрывался, поддерживая веру в народе.

Интересно, что Пюхтица в переводе с эстонского языка обозначает Святое место, а название деревни Куремяэ — Журавлиная гора. Позже это место стали именовать Богородичной горой, поскольку в XVI веке тут было явление Божией Матери.

А случилось это так. Однажды утром пастухи увидели на горе Деву Марию в удивительно светлом одеянии. Когда они поднялись, то видение прекратилось, а когда стали отдалятся от этого места, то снова стало являться. Возвратившись домой, пастухи поведали односельчанам о произошедшем. На следующее утро местные жители направились на гору и также стали свидетелями чудесного явления.

На третье утро Пресвятую Деву уже видели крестьяне с соседних селений. Пречистая находилась у склона горы, где забил источник, а затем стала удаляться выше, и, остановившись у разлогого дуба, скрылась от взгляда наблюдавших.

На том дереве крестьяне обнаружили икону Успения Божией Матери и поскольку были по вероисповеданию лютеранами, то отдали образ православным, которые возвели часовенку на месте явления, где и поместили святыню. С того времени гору назвали Святой, т.е. Пюхтицкой. Ныне икону Успения украшает драгоценный оклад и находится возле центральной части Успенского собора монастыря.

Источник считается святым, ведь многие купавшиеся в нем исцелились от болезней, а вода не замерзает даже в суровые зимы. У старинного дуба, как и прежде, находится часовенка.

Летопись Пюхтицкого монастыря начинается в 1880-х годах. В 1887 году в нынешнем городе Йыхви, что в северо-восточной Эстонии, было создано отделение Прибалтийского братства.

Своими задачами организация определяла деятельность в нескольких социальных направлениях, а именно, создание больниц и приютов, медицинская помощь крестьянам, воспитание девочек-сирот православного исповедания. Для последней цели планировали открыть школу с церковью.

Читайте также:  Феодоровский монастырь, россия, ярославская область, город переславль-залесский

Созданная в Йыхви школа находилась в частном доме и поэтому была слишком малой, чтобы там занимались все желающие. Тогда было принято решение строить новый корпус, где могли бы учиться как минимум 150 детей.

В 1888 году в Йыхви прибыло пять сестер во главе с монахиней Варварой (Блохиной) и со временем здесь образовалась община. В 1890 году на базе церкви общины открыли самостоятельный приход.

Важно

Уже на следующий год женскую общину перевели в Пюхтицу, где создали Успенский монастырь. Таким образом, 1891 год считается датой основания обители.

Торжественное открытие монастыря произошло на праздник Успения Богородицы, ставший престольным днем

С самого создания обители в ней был введен строгий устав, напоминавший устав древних монастырей. Государь Александр III подарил обители богатые облачения для священнослужителей. Другими благодетелями были пожертвованы книги и различная драгоценная утварь.

Стоит упомянуть, что немалую роль в становлении Пюхтицкого монастыря сыграл святой Иоанн Кронштадтский, помогавший личными средствами и направлявший в общину новых сестер. Когда отец Иоанн посещал Успенскую обитель, то здесь собирались десятки тысяч верующих.

В 1892 году был предложен план застройки монастыря, в центре которого должен был стоять храм, а вокруг располагались бы прочие постройки.

Тогда же возвели первые деревянные корпуса келий и приюта, а также заложили каменные главные ворота с деревянной звонницей. Главное событие того года – закладка соборной Успенской церкви.

В 1895 году была завершена трапезная с церковью святых Симеона и Анны.

Тем временем Успенский монастырь рос – увеличивалось число сестер, началось совершение полного круга монашеских богослужений, учреждены два хора для пения на церковнославянском и эстонском языках. Последний фактор способствовал популярности Пюхтицкой обители на землях Эстонии.

Важную роль играла социально-благотворительная работа монастыря. В детском приюте девочки обучались читать и писать, изучали и другие предметы, обучались иконописи, золотошвейному делу и другим ремеслам. При монастырской лечебнице предоставлялась бесплатная помощь и лекарства.

Матушка Варвара с особым тщанием трудилась и над благоукрашением монастыря. На лично собранные пожертвования она приобретала утварь.

Совет

Так, из Нижнего Новгорода ею была привезена старинная икона с частями мощей 32 угодников. Пожертвовали обители несколько афонских икон.

А главная Пюхтицкая святыня – образ Успения Богоматери, благодаря столичным ювелирам была украшена серебряной золоченой ризой, инкрустированной драгоценностями.

В 1894 году ушел з жизни один из устроителей общины князь Сергей Шаховской. Супруга в память о нем построила храм Сергия Радонежского с княжеским склепом, где и сама была погребена.

В 1897 году настоятельницей Пюхтицкого монастыря назначили матушку Алексию (Пляшкевич), которая поставила целью возведение большого соборного храма, поскольку недавно построенный собор был небольшим. Но на строительство величественного храма требовались и столь же немалые средства, поэтому постройка растянулась на долгие годы.

Одним из источников финансирования строительства собора была золотошвейная продукция монастыря. Например, в 1904 году на Петербургской выставке вышитая плащаница пюхтицких умелиц завоевала золотую награду, что, разумеется, способствовало значительному увеличению заказов.

Ситуация осложнилась с началом русско-японской войной 1904-1905 годов, когда в обители принимали множество раненых. Насельницы в большей степени стали задействованы на полевых работах, чтобы прокормить себя и несчастный народ.

Тем временем матушка-настоятельница предприняла сбор средств на возведение Успенского собора, для чего направила монахинь в большие города: Ригу, Петербург и Москву. И тогда Господь послал монастырю благодетеля в лице генерала из Москвы Ивана Терещенко, пожертвовавшего на возведение соборной церкви необходимые средства.

По проекту архитектора А. Полещука Успенский храм был выдержан в стиле московских и ярославских церквей XVI-XVII столетий. В 1908 году демонтировали малую Успенскую церковь, причем его материалы легли в основу новой.

Спустя два года в Пюхтицах вырос пятикупольный собор.

Помимо центрального придела, куда была перенесена чудесно явленная икона, боковые приделы были посвящены: Николаю Угоднику и Димитрию Солунскому — северный, Иоанну Лествичнику и Серафиму Саровскому — южный.

Обратите внимание

В 1920-1930-х годах, когда в России уже была богоборческая большевистская власть, Пюхтицкая обитель оказалась в независимой Эстонии. После войны Эстонские земли были присоединены к СССР, но монастырь оставался действующим.

В 1960-х годах советские власти развернули очередную антицерковную волну, когда закрывались и разрушались сотни-тысячи храмов и монастырей.

То, что Пюхтицкая обитель не была закрыта, стало возможным благодаря будущему Патриарху Алексию II (Ридигеру). Монастырь он любил с детства, где пономарил с 6 лет, а позже служил священником в соседнем селе.

При его содействии был построен один из корпусов обители с домовым храмом святых Алексия и Варвары.

В 1990 году монастырю предоставили статус ставропигии, т.е. он стал непосредственно подчиняться Предстоятелю Русской Церкви.

При игумении Варваре (Трофимовой), управлявшей монастырем более четырех десятилетий, в 1968-2011 годах, в монастыре было сделано очень многое, так что он фактически изменился до неузнаваемости.

Была построена колокольня, возведены ряд жилых и хозяйственных корпусов, проведены коммуникации, построена новая мощная ограда, отреставрированы все церкви, а интерьер соборной церкви украсили новые росписи, построили крестильный Иоанно-Предтеченский храм.

За пределами обители построили паломническую гостиницу, оборудовали купальню на источнике, а на хоздворе устроили Георгиевскую часовню.

На 2012 год в монастыре подвизалось порядка 120 человек. В 2016 году заложили новый Алексиево-Варваринский храм с богадельней. 28 августа 2016 года прошли торжества в честь 125-летия Пюхтицкого женского монастыря.

Епархия: Ставропигия

Адрес: Эстония, уезд Ида-Вирумаа, вол. Иллука, д. Куремяэ.

Пюхтицкий Успенский монастырь обновлено: Сентябрь 29, 2017 автором: Alexander

Источник: http://nyblago.org/publikatsii/pravoslavnye-monastyri/pyuhtitskij-uspenskij-monastyr/

tūrisma aģentūra – Православная Эстония

Пюхтица – Нарва – Чудское озеро

2 дня

1 день

Рано утром выезд из Даугавпилса. Границы: Латвия, Эстония.

Приезд в Куремае.

Посещение  известного в Европе центра паломничества – Пюхтицкого  Успенского женского монастыря.

Здесь люди Богу муку поручали

Осмотр территории монастыря – православной жемчужины Эстонии. Пюхтицкий Успенский монастырь — православный женский монастырь Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Основан в 1891 году.

Находится в деревне Куремяэ волости Иллука (Ида-Вируский уезд Эстонии). С 1990-х имеет статус ставропигиального. Монастырь никогда не закрывался. Пюхтица (Pühtitsa) по-Эстонски означает «святое место».

История создания обители связана с образом Успения Божией Матери: по преданию, в районе, где ныне располагается монастырь, местным жителям явилась Богородица, и на месте её явления была найдена Успенская икона Божией Матери.

Важно

В XVI веке местные жители построили часовню для обретённой ранее иконы Божией Матери. Благодаря упорной и неослабной энергии губернатора Эстляндии князя С. В.

Шаховского и заботе княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской в 1885 году на Богородицкой горе был открыт Пюхтицкий православный приход.

Здесь погребён один из благодетелей монастыря — русский государственный, общественный и культурный деятель, губернатор Эстляндии князь Сергей Владимирович Шаховской. Его вдова — княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская — поставила храм во имя преподобного Сергия Радонежского с усыпальницей князя. Спустя 45 лет она сама нашла здесь последний приют.

Во время экскурсии по монастырю у Вас будет возможность узнать историю обители, помолиться в ее храмах, посетить музей.

У всех нас СЕГОДНЯ есть прекрасная возможность отвлечься от городской суеты, провести день в обители, освященной присутствием Божией Матери, не спеша побродить по монастырским дорожкам, полюбоваться окрестными далями с высоты Пюхтицкой горы, испить из святого источника, окунуться в его целебные воды.

Переезд в Нарву. Размещение в гостинице.

2  день

Завтрак. Освобождение номеров.

Обзорная автобусно-пешеходная экскурсия по старейшему городу Эстонии – Нарве.

Я грежу Нарвой, милой Нарвой,

Я грежу крепостью ее,

Я грежу Нарвой, – тихой, старой, –

В ней что-то яркое свое.

Игорь Северянин

Нарва имеет многолетнюю историю. Здесь соседствует старое и новое. Уникальность Нарвы в том, что она расположена на границе Запада и Востока, на границе Эстонии и России, в 210 км от Таллинна и в 130 км от Санкт-Петербурга.

По обеим сторонам реки вот уже века стоят две большие крепости: средневековый орденский замок на стороне Эстонии и более поздняя Ивангородская крепость на стороне России.

Своим неповторимым контрастным единством они образуют уникальный дла Северной Европы архитектурный ансамбль.

В мире это единственное место, где две вражеские крепости расположены так близко друг к другу, на расстоянии пущенной стрелы.

Побережье Чудского озера или как его называют Эстонским морем.

Совет

В Причудье сохранилась русская старообрядческая община с самобытными традициями и обычаями. Посещение староверского монастыря с колокольней,  где возникла в 1880 году Иконописная школа Гавриила Фролова.

Тарту. Эстонский  магазин.

Дорога домой. Поздно вечером прибытие в Даугавпилс.

Стоимость:  договорная

(зависит от количества человек в группе и от набора услуг: экскурсий, питания и др.)

Заявки принимаются на группы от 7 до 50 человек

В стоимость поездки входит:

  • Разработка и организация маршрута
  • Услуги автотранспорта
  • Услуги гида-руководителя группы

Дополнительные расходы:

  • Входные билеты в музеи, эдукационные программы, дегустации, питание

Возможны дополнения и изменения в экскурсионной программе по желанию заказчика.

Источник: http://www.gertruda.lv/lv/allbus/korp/estoniya/111-est2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector