Равноапостольный кирилл, учитель словенский

Святой равноапостольный Кирилл

Мало кто знает о существовании храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, но у всех четко эти два имени соотносятся с появлением старославянской азбуки и церковного языка.

Они были проповедниками, которые пытались донести основные догмы религии до тех, кто сбился с истинного пути.

Первый был более образованный и поэтому при упоминании его в некоторых научных трудах, он стоит на первом месте.

Житие святого учителя

В народе за мудрость и умение рассудительно растолковать любую тему его нарекли Философом. Многие считали равноапостольного Кирилла учителя Словенского византийским миссионером. Именно его перу принадлежит перевод Евангелии в греческого на церковно-славянский.

Рождение на свет го произошло в Фессалониках в семье полкового командира. В 12 лет его родителей не стало и его принял на попечение логофет Феоклист. Годы, проведенные у него не прошли зря.

Он обучался грамоте у лучших учителей. После окончания учебы ему было предложено заключить брак с крестнице своего приемного отца, но парень вежливо отказался.

Обратите внимание

После этого его назначили чтецом и приняли на службу в собор св.Софии в Константинополе.

Святой никогда не ставил выгоду превыше всего и отказавшись от данных почестей отправился в обитель на берегу Черного моря. Он там провел в затворничестве определенный период, но затем был силой возвращен для преподавания в Магнаврском университете. Популярность в столице святой равноапостольный Кирилл до принятия пострига получил в результате победы над вождем иконоборцев.

Он имел глубокие познания в Коране, что было отмечено мусульманскими богословами во время его визита в Багдад. В монастыре, где главой был Мефодий, вокруг него и Кирилла образовалась идейная группа, которая говорила о том, что стоит явить свету новую азбуку. Всю свою последующую часть жизни он посвятил образованию и обучению малограмотных.

В Моравии случился некий конфликт, так как было принято считать, что обращения к Господу можно делать только тремя языками:

  • греческим;
  • латинским;
  • еврейским.

Доводы братьев о проповедовании христианства были расценены как ересь и по приказу были отозваны в Рим. Изначально их точка зрения принялась в штыки, но после приподнесения папе Римскому мощей святого Климента, он дал разрешение на проведение служб на славянском языке. После данного случая его рукоположили в епископский сан.

Обязательно к прочтению:  Нектарий Эгинский

В 869 году ему стало нездоровится и совсем скоро он слег. После этого принял схиму и новое монашеское имя Кирилл. Прошло ровно 50 дней и он преставился. Мощи святого находятся в церкви святого Климента в Риме. За свое житие он сделал немало для продвижения христианства и развития словесности.

В чем помогает святой кирилл

Как и ко многим другим, к нему обращаются с просьбами о помощи. По своей сути он был просветителем. Деяния его принесли положительный результат в формировании культурного и религиозного наследства. Переводы текстов на понятный язык дали возможность понять их суть и еще больше углубится в изучение глубин православия.

Чаще всего к нему обращаются за:

  • дарованием успехов в учебе;
  • возможностью постигать новые знания;
  • здравием ребенка, который носит такое же имя;
  • защитой от бед в каждом доме;
  • победой над страхами;
  • защитой от врагов;
  • очищением душу;
  • открытием предназначения молящемуся.

Но чаще всего его просто просят отмолить грехи за них перед Господом. Особенно сильной считается молитва, которая читается в день рождения. Но можно использовать и другую.

Икона

В основном редко можно встретить изображенным его одного. Зачастую он написан вместе со своим братом. Она хранится в храмах многих стран. Большинство их датируется 19 веком. Самый же древний – 1893 год. Ее можно найти в храме Василия Великого в Талице. На территории России он есть как в Москве, так и в Санкт-Петербурге.

Обязательно к прочтению:  Собор Екатеринбургских святых

Есть большое количество проб написания его иконы и на каждой он выглядит немного по другому.

Стоит помнить, что проявить свои защитные качества может только намоленая и освященная икона. Если она не прошла данного таинства, то воспринимать ее стоит не более как часть интерьера.

Обращаться к ней стоит с искренней верой в сердце, иначе никакой пользы это не принесет.

Обращение к нему в большей части основано на получение какой-то информации. В основном поклонниками его есть интеллигенция. Важным аспектом есть то, что только сила веры у Вас способна подвигнуть святого на дарование своей благодати.

Многие годы жизни святой равноапостольный Кирилл потратил на то, чтобы люди могли полноценно принимать то, что изложено предыдущими поколениями. Именно поэтому он не оставляет без внимания всех, кто старается постичь что-то новое. Особой силой молитвенный текст обладает в дни почитания святых.

Дни памяти равноапостольного Кирилла учителя Словенского выпадают на:

  • 27 февраля;
  • 24 марта;
  • 23 октября.

Но если у Вас не вышло обратится именно в этот день, то это не повод расстраиваться. Помните, что только те, кто искренне верят, получат то, о чем просят.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Кирилле учителе:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/svyatoj-ravnoapostolnyj-kirill/

Равноапостольного Кирилла учителя Словенского

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы совершаем память святого равноапостольного Кирилла, учителя словенского. Что же это за человек, и какой след оставил он после себя в мировой истории и в истории православной Церкви?

Два брата Кирилл и Мефодий про происхождению были славянами, как и мы с вами, хотя родились в Македонии в городе Солуни. Получили они блестящее образование, и с четырнадцатилетнего возраста святой Кирилл воспитывался с сыном императора.

Позднее он принял сан пресвитера и по возвращении в Константинополь состоял библиотекарем Соборной Церкви и преподавателем философии.

Важно

Святой Кирилл очень сильно преуспел в науках и даже был послан на споры с еретиками, иконоборцами и мусульманами, доказывая истину нашей веры.

Каждый спроси сам у себя, сможет ли он доказать истинность своей веры, если будет говорить с кем-то на улице.

Что мы сам знаем о той вере, в которой мы находимся? Что мы для этого делаем, чтобы могли спокойно ответить на все вопросы не только наших детей: а зачем идти в церковь, а что такое вера, а кто есть Святая Троица, почему наш Бог Святая Троица? Что мы сами можем сказать, и что мы можем сказать на доводы тех людей, которые будут не просто с какой-то целью спрашивать, а именно при людях нас унизить, доказать их превосходство над нашей верой. А ведь в те времена, в давние времена тысячу лет назад любой разговор о вере заканчивался переходом из веры в веру. Тот человек, который оказывался сильным в споре, на правах сильного требовал от других перехода в веру.

Сейчас это заканчивается разговорами. У нас нет такого насилия духовного, а раньше было. И вот это отсутствие духовного насилия, пребывание в таком спокойном море (нас ничего не беспокоит, не трогает, мы живем в православной стране, у нас рядом церковь) делает из нас людей, которые ничего не делают для того, чтобы узнать, в чем мы живем. И мы зачастую людям проигрываем.

Начинаешь разговаривать с людьми, задаешь элементарные вопросы, и не могут люди дать элементарных ответов. Вот даже сейчас дети пели «Отче наш» на церковно-славянском языке, который был составлен святыми Кириллом и Мефодием. Они не пели на русском языке. Они пели именно на том языке, на котором был составлен в 863-м году от Рождества Христова.

Почему именно на том языке почему это важно, я скажу вам позднее.

Что же сделали святые Кирилл и Мефодий? Они были посланы в 867-м году императором Михаилом в миссионерское путешествие на проповедь у хазар, которые жили как раз на юго-востоке нынешней Руси, там, где Корсунь, где Херсон.

Остановившись в Херсоне, они сподобились обрести мощи священномученика Климента, святителя первого века. Убежденные проповедью святого Кирилла, хазарский князь и с ним весь народ приняли христианство.

А в Корсуне святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные русскими буквами и человека, говорящего по-русски. И он стал учиться у этого человека читать и говорить на этом языке, потому что в Македонии, где он жил, немножко другое славянское наречие.

Совет

После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, исповедуя евангельское учение.

В 867-м году началось самое главное дело братьев. Вскоре пришли послы к императору от Моравского князя Ростислава, который был притесняем немецкими миссионерами-епископами, которые требовали отправления всех служб в храмах на латинском языке.

И император попросил святых Кирилла и Мефодия, так как они обладали большими познаниями в науке, составить новую церковную письменность для славян. То есть до этого настоящей церковной письменности у славян не было.

Все писали как-то по-разному, были буквы, но не было церковного языка, именно того языка, за чистоту которого Церковь сейчас ратует. И всем поползновениям людей, требующих исключить из Церкви церковно-славянский язык и заменить его на русский, Церковь препятствует.

Потому что это тот богодухновенный язык, который нам дали святые Кирилл и Мефодий. Используя нашу славянскую письменность, они составили именно эту церковную азбуку, этот язык, на которой мы с вами говорим в храме.

Раньше говорилось на этом языке везде, но существует, асе знают, разговорный язык А есть именно церковный язык, он понятен для славян. Вот что сделали святые Кирилл и Мефодий — они создали богодухновенную церковную письменность. И отказываться от этого преступление.

С помощью своего брата святого Мефодия, учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра они составили церковную азбуку и перевели на церковно-славянский язык все книги богослужения: Евангелие, Апостолы, Псалтирь, избранные службы. Это произошло в 863-м году. Это вызвало очень сильную злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах богослужения на латинском языке.

И что сделали епископы Европы, они не стали придумывать нового языка. Латинский язык был до Рождества Христова. Они просто перевели на него с еврейских, греческих письмен церковные книги. Он и сейчас считается официальным языком, на котором проводятся службы. А что сделали Кирилл и Мефодий? Они создали новый язык.

Вот в этом как раз их величие и польза для всего нашего мира православного.

Святой Константин отвечал немецким епископам, которые требовали от него, что надо в храмах говорить на еврейском, греческом и латинском. Он так сказал: вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но святой пророк и царь Давид вопиет: пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вся языцы.

Обратите внимание

Всякое дыхание да хвалит Господа. И в Евангелии сказано: шедше научите все языки. Немецкие епископы конечно были посрамлены, но озлобились и подали жалобу в Рим на святых Кирилла и Мефодия. Они были призваны в Рим для решения этого вопроса.

Читайте также:  Страшно найти крестик

Взяв с собой мощи святого папы римского Климента, святые прибыли в Рим и встретились с Папой Адрианом. Он их с почетом встретил и утвердил богослужение на славянском языке. Потому что Церковь у нас одна, мы прославляем Бога неважно какой мы национальности и где мы живем. Поэтому все было принято и получено благословение на это.

Но уже после этого болезненный и слабый Кирилл заболел и принял схиму с именем Константин. Он скончался в возрасте 42-х лет.

Деяния святых Кирилла и Мефодия заложили основу всей культуры и духовной жизни русского и всех славянских народов. На церковно-славянском языке служат в Болгарии, в Сербии, в Румынии, в Молдавии.

Едва только появившаяся русская литература обогатила своей высотой, своей глубиной всю мировую письменность. Появились произведения митрополита Иллариона, игумена Даниила, князя Владимира Мономаха и других талантливых писателей.

Вклад святых братьев исключителен тем, что они своими трудами сблизили все славянские народы.

Это то малое, что можно сказать о памяти святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Эти святители не нуждаются, чтобы защищать их труды. Нам надо защищать самих себя, способны ли мы их величие уяснить. Как нам надо вести себя, чтобы не потерять то, что нам когда-то подарили святые Кирилл и Мефодий. Молитвами святых Кирилла и Мефодия, Господи, спаси нас всех грешных. Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)

27 февраля 2016 г.

Источник: https://www.optina.ru/sermon/ravnoap_kirilla/

27 ФЕВРАЛЯ – СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КИРИЛЛ, УЧИТЕЛЬ СЛОВЕНСКИЙ

Разговаривая сегодня на «великом и могучем» русском языке, задумываетесь ли вы о том, каков, собственно, возраст отечественного алфавита?

Вряд ли. Между тем, славянскую письменность народу даровали по разумению Божьему святые: равноапостольный Кирилл и его старший брат Мефодий. Эти имена знакомы всем со школьной скамьи. Но вот о жизни и судьбе братьев среднестатистический гражданин России мало осведомлен. В данной статье речь пойдет о равноапостольном Кирилле, учителе Словенском.

Детство и юность святого равноапостольного Кирилла:

Подвижник благочестия родился в Македонии, в городе Солуни в 827 году н.э. Семья, в которой он появился на свет, вела жизнь, исполненную многочисленными добродетелями, и воспитывала к тому времени шестерых детей. Родители дали мальчику имя Константин, а Кириллом тот стал, приняв впоследствии схиму.

Важно

Уже в детстве были подвижнику знамения от Господа о необычном предназначении. Так, в семь лет ребенок увидел сон: будто бы стратиг предложил ему выбрать из всех девушек города свою единственную. Ту, на которую указал подвижник, оказалось, зовут Софией.

Отец и мать, услышав от сына сие повествование, поняли: их чадо прославится умом и мудростью.

С детских лет Константин обладал выдающимися способностями к наукам. Родители рано отдали его в книжное учение, и подвижник показывал большие успехи, особенно в грамоте и иностранных языках, превосходя в этом других учеников.

Так как отец Константина Лев был богатого и знатного роду, с 14 лет мальчик получал образование при императорском дворе. Он рос вместе с цесаревичем Михаилом.

У будущего монаха была прекрасная возможность жениться на богатой невесте, но памятуя о чудесном пророческом сне, Константин отказался от данного предложения, не расставаясь с подругой своей — Премудростью.

Духовная деятельность Святого равноапостольного Кирилла:

Вскоре после данного происшествия праведник принял священнический сан и получил назначение на должность хранителя патриаршей библиотеки при храме св. Софии в Константинополе (Царьграде). Так Господь явил на своем избраннике знамение, уготовив Кириллу апостольскую миссию у славянского народа.

Надо сказать, это было неспроста, ведь в городе, где родился святой, было достаточно славяноязычного населения. Подвижник благочестия недолго служил на выгодной должности — его тянуло уединиться. И, в конце концов, Кирилл прислушался к велению собственной души. Никому ничего не сказав, ушел он на постоянное проживание в монастырь на черноморском побережье.

Императора расстроило исчезновение мудрого хранителя. Послал он людей на поиски монаха, которые увенчались успехом лишь спустя полгода. Правителю пришлось потратить немало сил прежде, чем получилось уговорить Кирилла вернуться в Царьград и принять на себя обязанности учителя философии. Место было выбрано императором вновь почетное: главное Константинопольское училище.

Совет

Этот момент можно считать точкой отсчета ревностного утверждения Кириллом Православия.

Борьба с еретиками.

В те времена Византия кишела противниками христианства и лицами, исповедовавшими другие вероучения, совершенно ложные с точки зрения Православия. Кирилл рьяно взялся за дело: его целью было победить исповедников еретических направлений. И намерения эти приняли успешные результаты.

Первая стычка состоялась с Аннием – вождем еретиков-иконоборцев. Несмотря на свою молодость, Кириллу удалось выйти победителем из напряженной дискуссии.

Потом было персональное задание от императора: правитель византийский поручил святому Кириллу отправиться на диспут, в рамках которого подвижнику предстояло переубедить сарацинов (ныне мусульмане) в их мнении о Святой Троице. 24-летний монах справился и с этой нелегкой миссией.

Правда, неистовые обличения сторонников лжеучения едва не стоили Кириллу жизни – непримиримые мудрецы, не могущие обосновать собственную точку зрения после речей святого, задумали отравить мудреца. Однако по милости Божьей монах избежал гибели.

Возвратившись в Царьград, Кирилл уединился на горе Олимп, в обители. Святой выбрал конкретный монастырь, поскольку в стенах его подвиг монашества нес брат Константина Мефодий. Жизнь на Олимпе текла мирно и тихо.

Кирилл проводил дни в молитве, а еще занимался изучением богословских трудов. Именно здесь будущий учитель Словенский стал постигать премудрость славянского языка, что наверняка являлось тоже промыслом Божьим.

Наступил 858 год. В столицу Византии прибыли гонцы от хазар. Те просили императора прислать им мудреца, способного своими речами убедить проповедников, распространявших на территориях хазарских иудейское и мусульманское вероучения. Выбор пал на святого Кирилла.

Но тот отправился к хазарам не один, а с Мефодием. На некоторое время братья остановились для подготовки к предстоящей проповеди в городе Корсунь. Там в руки Кириллу чудесным образом попали священные книги, написанные на русском языке, – Псалтирь и Евангелие.

Обратите внимание

А еще монах познакомился с русскоязычным славянином, у которого научился славянской речи и письму. Последовавшее вслед за этими событиями путешествие в царство хазар окончилось успешным разгромом убеждений сарацинов и евреев.

Мало того, весь народ хазарский и его правитель приняли христианство. По возвращении в Царьград Кирилл обосновался в столице.

Святой Кирилл и славянские народы.

Спустя 4 или 5 лет вновь в Константинополь пришли послы с просьбой о помощи. На этот раз от моравского князя Ростислава. Тот вместе с народом своим оказался в притеснении епископами немецкими.

Просьба князя, адресованная к императору византийскому, заключалась в том, чтобы прислали в Моравию учителей для проповедей на русском языке. И снова в качестве исполнителя предстоящей миссии избрали святого Кирилла.

Подвижника мучила болезнь, но это не помешало принять ему решение взяться за столь ответственное дело.

Выдержав 40-дневый пост и молясь беспрестанно, монах получил откровение от Господа, благодаря чему смог составить славянскую азбуку глаголицу. В последующем при помощи Мефодия и учеников он сумел переложить греческие богословские книги на русский язык. И только после этого братья отправились в Моравию, где по прибытии начали проповедовать на славянском языке.

Конечно, немецким священникам сие не понравилось. Они не признавали богослужений на языке славян и всячески препятствовали этому. Но благодаря силе убеждения и речам святого Кирилла священники оказались посрамлены.

Тем временем братья развернули в Моравии целую компанию по утверждению славянского Православия. Под их чутким руководством началось строительство храмов, обучение способных юношей славянской письменности и грамоте, а именно чтению богословских трудов, переведенных на русский язык.

Наконец, было положено начало возникновению самостоятельных славянских Церквей.

Умер святой равноапостольный Кирилл 14 февраля 869 года.

Важно

По природе болезненный и слабый, святой Кирилл от многих трудов вскоре заболел и, приняв схиму, скончался в 869 году 42-х лет.

Перед смертью он завещал своему брату продолжить христианское просвещение славян. Погребен святой Кирилл в римской церкви святого Климента, где почивают мощи этого священномученика, принесенные в Италию из Херсонеса словенскими учителями.

Церковь Православная понесла тяжелую утрату, лишившись одного из наиболее мудрых и ревностных учителей слова Божьего. Однако память о святом будет жить в веках.

Кондак на молебне равноапостольного Кирилла
глас 2

Твердаго и Богодохновеннаго учения/ просвещая мир пресветлыми зарями,/ обтече, яко молния, вселенную, Кирилле святе,/ разсевая Божие слово на западе, и севере, и юзе,/ мир просвещая учением, святе.

Ин кондак на молебне
глас 2

Пресветло житие возлюби, святе,/ зарями трисолнечными Божества освещаемь,/ прииде, яко молния, во всю вселенную,/ северную и южную земли просвещая,/ западным же свет незаходим явися./ Темже и ныне мрак греховный прогнав, святе,/ свыше испроси благодать духовную,/ имаши бо дерзновение к Богу.

Источник: http://regeneratione.ru/pravoslavie/voprosy-i-otvety/27-fevralja-svjatoj-ravnoapostolnyj-kirill-uchitel-slovenskij/

День памяти равноапостольного Кирилла Философа,. учителя Словенского

Ежегодно Православная церковь 27 февраля чтит память святого, равноапостольного Кирилла, в миру Константи́на, по прозвищу Фило́соф.

 Византийский миссионер, вместе с братом Мефодием является создателем перевода Евангелия с греческого на древнеславянский язык.

Родился в Фессалониках в семье полкового командира друнгария Льва, сына попавшего в опалу и сосланного в Фессалию столичного вельможи, но в 12 лет осиротел и стал воспитанником влиятельного логофета Феоктиста, опекуна малолетнего императора Михаила III.

     Проявив в детстве выдающиеся способности, обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также разным языкам.

По окончании учения, отказавшись заключить весьма выгодный брак с крестницей логофета Ириной, был посвящён во чтеца и поступил на службу хартофилаксом (буквально «хранителем библиотеки»; реально это равнялось современному званию академика) при соборе Святой Софии в Константинополе.

Читайте также:  Преподобный иоанн кассиан римлянин

Но, пренебрёгши выгодами своего положения, удалился в один из монастырей на черноморском побережье.

     Некоторое время жил в уединении.

Затем он насильно был возвращён в Константинополь и определён преподавать философию в том же Магнаврском университете, где недавно учился сам (с тех пор за ним и укрепилось прозвище Константин Философ).

Совет

На одном из богословских диспутов Кирилл одержал блестящую победу над многоопытным вождём иконоборцев, бывшим патриархом Иоанном VII «Аннием», что принесло ему широкую известность в столице.

     Примерно в 850 году император Михаил III и патриарх Фотий направляют Константина в Болгарию, где на реке Брегальнице он обращает в христианство многих болгар. В 852 году (по другим данным, в 855-м) был отправлен в Багдад ко двору аббасидского халифа Аль-Мутаваккиля для диспута с мусульманскими богословами, оказавшими ему уважение и отдавшими должное его учености и знанию Корана.

     В 856 году логофет Феоктист, бывший покровителем Константина, был убит. Константин вместе со своими учениками Климентом, Наумом и Ангеларием пришёл в монастырь, где был настоятелем его брат Мефодий. В этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников и зародилась мысль о создании славянской азбуки.

     В 860 году Константин направлен с миссионерскими целями ко двору хазарского кагана. Согласно житию, посольство было направлено в ответ на просьбу кагана, обещавшего, если его убедят, принять христианство.

Во время пребывания в Корсуни Константин, готовясь к полемике, изучил еврейский язык, самаритянское письмо, а наряду с ними какое-то «русьское» письмо и язык.

Диспут Константина с мусульманским имамом и еврейским раввином, состоявшийся в присутствии кагана, кончился победой Константина, однако каган веру не поменял.

     В 862 году в Константинополь явились послы от великоморавского князя Ростислава с такой просьбой прислать учителей, которые «могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке». Император и патриарх, призвав солунских братьев, предложили им идти к моравам.

     В Моравии Константин и Мефодий продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке.

Обратите внимание

Братья пробыли в Моравии более трёх лет, а затем отправились с учениками в Рим к папе Римскому.

Среди части богословов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском.

     Поэтому Константин и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности.

     По дороге в Рим посетили они ещё одну славянскую страну — Паннонию, где находилось Блатенское княжество. Здесь, в Блатнограде, по поручению князя Коцела братья обучали славян книжному делу и богослужению на славянском языке.

После того, как Константин передал папе Римскому Адриану II обретённые им в своём херсонесском путешествии мощи святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских церквях.

Мефодий был рукоположён в епископский сан.

     В Риме Константин тяжело заболел, в начале февраля 869 года окончательно слёг, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл, и через 50 дней скончался. Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь».

     Именины:

Исаакий, Федор, Кирилл, Рафаил, Константин, Георгий, Михаил

Источник: https://ruspekh.ru/events/item/den-pamyati-ravnoapostolnogo-kirilla-filosofa-uchitelya-slovenskogo

Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители словенские

Святой равноапостольный Кирилл учитель Словенский

Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.

Равноапостольные Мефодий и Кирилл

Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой.

Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян.

Важно

Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагав свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.

Мефодий Моравский

А брат его святой Константин с юности своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Он учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского.

Получив блестящее образование, он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, за что получил прозвание Философа (мудрого).

По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Но, пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в один из монастырей при Черном море.

Почти насильно он был возвращен в Константинополь и определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Аниния.

Святые Кирилл и Мефодий

Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка.

В обителях, бывших на горе, было много иноков-славян из разных соседних стран, почему Константин мог иметь здесь для себя постоянную практику, что для него было особенно важно, так как он, почти с детства, все время проводил в греческой среде.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди.

Здесь же святые братья узнали, что мощи священномученика Климента, папы Римского, находятся в море, и чудесным образом обрели их.

Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение.

Святители Кирилл и Мефодий

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой послать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке.

Совет

Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу.

С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы.

Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Это было в 863 году.

Кирилл, учитель Словенский

После завершения перевода святые братья отправились Моравию, где были приняты с великой честью и стали учить Богослужению на славянском языке.

Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев и подали жалобу в Рим. В 867 году св. Мефодий и Константин вызваны были папою Николаем I в Рим на суд для решения этого вопроса.

Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Когда они прибыли в Рим, Николая I уже не было в живых; его преемник Адриан II, узнав, что они несут с собой мощи св. Климента, встретил их торжественно за городом.

Папа Римский утвердил Богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать Литургию на славянском языке.

Святые Кирилл и Мефодий — учителя Словенские

Находясь в Риме, святой Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет.

Обратите внимание

Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».

Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

Кирилл и Мефодий

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Антродина.

При этом Мефодию немало приходилось переносить неприятностей от инославных миссионеров, но он продолжал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей.

В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии.

Читайте также:  Пророк михей

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.

Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.

Важно

В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских.

Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие.

Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду…».

Кирилл и Мефодий, учители Словенские

Указом Св. Синода (1885 г.) празднование памяти славянских учителей отнесено к средним церковным праздникам.

Тем же указом определено: в молитвах на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Для православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».

Тропарь равноапостольного Кирилла, учителя Словенского
глас 4

От пелен прилежно Премудрость сестру себе сотворив, Богогласе,/ пресветлую видев, яко девицу чисту,/ юже приемь, приведе,/ яко монисты златыми, сею украсив свою душу и ум,/ и обретеся яко другий Кирилл, блаженне,/ разумом и именем мудре.

Кондак равноапостольного Кирилла, учителя Словенскогоглас 2Твердым и Богодохновенным учением/ просвещая мир пресветлыми зарями,/ обтече, яко молния вселенную, Кирилле блаженне,/ разсевая пресветлое Божие слово,/ на западе, и севере, и юзе, мир просвещая чудесы.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/

Источник: http://club-vozrojdenie.ru/publ/apostoly_ravnoapostolnye/svjatye_ravnoapostolnye_mefodij_i_kirill_uchiteli_slovenskie/102-1-0-497

Равноапостольные Кирилл (†869) и Мефодий (†885), учители Словенские — Лампада

Кирилл (в миру Константин по прозвищу Философ, 827—869, Рим) и Мефодий (в миру Михаил; 815—885, Велеград, Моравия)  — братья из греческого города Солуни (Салоники) в Македонии, создатели славянской азбуки, создатели церковнославянского языка и проповедники христианства.

Происхождение

Кирилл и Мефодий происходили из византийского города Фессалоники (Салоники, славянск. «Солунь»). Их отец по имени Лев, занимал высокую военную должность при губернаторе Фессалоники. В семье было семь сыновей, причём Михаил (Мефодий) — старший, а Константин (Кирилл) — младший из них.

Фессалоники, в которых родились братья, были двуязычным городом. Кроме греческого языка, в них звучал славянский солунский диалект, на котором говорили окружающие Фессалоники племена: драгувиты, сагудиты, ваюниты, смоляне. Этот диалект, по исследованиям современных лингвистов, и лег в основу языка переводов Кирилла и Мефодия, а с ними и всего церковнославянского языка.

Совет

До пострижения в монахи Мефодий сделал неплохую военно-административную карьеру, увенчавшуюся постом стратега (главнокомандующий войском) Славинии, византийской провинции, расположенной на территории Македонии.

Константин был очень образованным для своего времени человеком. Ещё до поездки в Моравию (исторический регион Чешской республики) он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык.

Монашество

Константин Философ

Константин обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также многим языкам.

По окончании учения, отказавшись заключить весьма выгодный брак с крестницей логофета (глава господарской канцелярии и хранитель государственной печати), Константин принял сан иерея и поступил на службу хартофилаксом (буквально «хранителем библиотеки»; реально это равнялось современному званию академика) при соборе Святой Софии в Константинополе.

Но, пренебрегая выгодами своего положения, удалился в один из монастырей на черноморском побережье. Некоторое время жил в уединении. Затем он почти насильно был возвращён в Константинополь и определён преподавать философию в том же Манаврском университете, где недавно учился сам (с тех пор за ним и укрепилось прозвище Константин Философ).

На одном из богословских диспутов Кирилл одержал блестящую победу над многоопытным вождём иконоборцев, бывшим патриархом Аннием, что принесло ему широкую известность в Константинополе.

Примерно в 850 году император Михаил III и патриарх Фотий направляют Константина в Болгарию, где на реке Брегальнице он обращает в христианство многих болгар.

На следующий год Кирилл вместе с Георгием, митрополитом Никомидийским, отправляется ко двору эмира милитенского, чтобы познакомить его с основами христианства.

В 856 году логофет Феоктист, бывший покровителем Константина, был убит. Константин вместе со своими учениками Климентом, Наумом и Ангеларием пришёл в монастырь, где был настоятелем его брат Мефодий. В этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников и зародилась мысль о создании славянской азбуки.

Хазарская миссия

В 860 году Константин направлен с миссионерскими целями ко двору хазарского кагана. Согласно житию, посольство было направлено в ответ на просьбу кагана, обещавшего, если его убедят, принять христианство.

Хазарский каганат

Во время пребывания в Корсуни Константин, готовясь к полемике, изучил еврейский язык, самаритянское письмо, а наряду с ними какое-то «русьское» письмо и язык (полагают, что в житии описка и вместо «русьские» письмена следует читать «сурьские», то есть сирийские — арамейские; во всяком случае это не древнерусский язык, который в те времена не выделяли из общеславянского). Диспут Константина с мусульманским имамом и еврейским раввином, состоявшийся в присутствии кагана, кончился победой Константина, однако каган веру не поменял.

Болгарская миссия

В Константинополе находилась в качестве заложницы сестра болгарского хана Бориса. Она приняла крещение с именем Феодоры и была воспитана в духе Святой веры. Около 860 года она возвратилась в Болгарию и стала склонять своего брата к принятию христианства.

Борис крестился, приняв имя Михаил, в честь сына византийской императрицы Феодоры — императора Михаила III, в правление которой и произошло обращение болгар в христианство. Константин и Мефодий были в этой стране и своей проповедью много способствовали утверждению в ней христианства.

Из Болгарии христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию.

В 863 году с помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра Константин составил славянскую азбуку и перевел с греческого на славянский язык основные богослужебные книги: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово».

Моравская миссия

В 862 году в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с такой просьбой: «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей». Византийский Император Михаил III и патриарх обрадовались и, призвав солунских братьев, предложили им идти к моравам.

Моравская миссия

В Моравии Константин и Мефодий пробыли более 3 лет и продолжили переводить церковные книги с греческого на славянский язык. Братья  обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке.

Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев и подали жалобу в Рим. Среди части богословов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском.

Поэтому Константин и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны на суд для решения этого вопроса в Рим к папе Николаю I .

Обратите внимание

Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, обретённые  Константином в херсонесском путешествии, братья отправились в Рим.

По дороге в Рим они посетили ещё одну славянскую страну — Паннонию (территория современной западной Венгрии, восточной Австрии и частично Словении и Сербии), где находилось Блатенское княжество.

Здесь, в Блатнограде, по поручению князя Коцела братья обучали славян книжному делу и богослужению на славянском языке.

Когда они прибыли в Рим, Николая I уже не было в живых; его преемник Адриан II, узнав, что они несут с собой мощи св. Климента, встретил их торжественно за городом.

После этого Папа Римский Адриан II утвердил богослужение на славянском языке, и приказал положить переведённые братьями книги в римских церквях.

По велению Адриана II , Формоз (епископ Порто) и Гаудерик (епископ Веллетри) посвятили в священники трех братьев, путешествовавших с Константином и Мефодием, а последний был рукоположён в епископский сан.

Последние годы жизни

В Риме Константин тяжело заболел, в начале февраля 869 года окончательно слёг, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года,  равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Он был похоронен в Риме в церкви Святого Климента.

Источник: http://lampada.in.ua/2018/05/ravnoapostolnyie-kirill-dagger-869-i-mefodiy-dagger-885-uchiteli-slovenskie/

Ссылка на основную публикацию