Равноапостольный константин великий

Византийский император Константин Великий – основатель Константинополя

История Стамбула насчитывает около 2.500 лет. В 330 году в Византий (именно так назывался изначально город Стамбул) императором Константином Великим была перенесена столица Римской империи.

Константин, принявший христианство способствовал укреплению христианской церкви, фактически занявшей при нем главенствующее положение и становлению Византийской империи, как приемника Римской.

За свои деяния причислен к лику равноапостольных святых в православной церкви.

Император Константин Великий получает знамение Креста Божьего

Константин Великий биография

Биография Константина Великого довольно хорошо изучена, благодаря многочисленным сохранившимся свидетельствам. Будущий император родился приблизительно в 272 году на территории современной Сербии. Его отцом был Констанций I Хлор (в последствии, ставший цезарем), а матерью — Елена (дочь простого трактирщика).

Она играла очень большую роль, как в жизни своего сына, так и в становлении христианства как государственной религии Византийской империи.

Обратите внимание

Елена, мать Константина Великого, была причислена православной церковью к лику равноапостольных святых за свое паломничество в Святую землю, во время которого было основано множество храмов и обретены части Креста Господня и другие христианские святыни.

Констанций, отец Константина вынужден был развестись с Еленой и жениться на падчерице императора Августа Максимилиана Геркулия Феодоре, от этого брака у Константина появились сводные сестры и братья.

Жизнь Константина Великого (Византийского)

В результате политической борьбы отец Константина Первого Великого, Констанций пришел к власти в статусе цезаря, а затем и полноправного императора западной части Римской империи наравне с императором Галерием, правившим тогда восточной частью.

Констанций был уже слаб и стар. Предчувствуя скорую кончину, он пригласил к себе своего сына – Константина.

После смерти Констанция, армия западной части империи провозгласила Константина своим императором, что в свою очередь, очень не понравилось Галерию, который официально не признал этого факта.

Константин Великий – первый христианский император

В начале IV века Римская империя представляла собой политически разрозненное государство. У власти, фактически, находились до 5 правителей, именовавших себя как августами (старшими императорами), так и цезарями (младшими императорами).

В 312 году Константин разгромил войска императора Максенция в Риме, в честь чего там была установлена триумфальная арка Константина.

В 313 году основной конкурент Константина – император Лициний победил всех своих противников и консолидировал большую часть Римской империи в своих руках. Константину теперь подчинялись Галлия, Италия, Африканские владения и Испания, а Лицинию – вся Азия, Египет и Балканы.

В течении последующих 11 лет Константин получил власть на всей территории империи, победив Лициния и 18 сентября 324 года был объявлен единоличным императором.

Важно

После того как Константин Первый Великий стал императором, он, в первую очередь изменил административную структуру империи и, как сказали бы в наши дни, усилил вертикаль власти, так как стране, которая пережила 20 лет гражданских войн нужна была стабильность.

Монеты Константина Великого можно найти в довольно хорошем состоянии и сейчас на международных аукционах.

Золотой солид императора Константина, 314 год

Константин Великий и христианство

При своем правлении император Константин Первый Великий, фактически, сделал христианство государственной религией. Он активно руководил воссоединением различных частей церкви, разрешая все внутренние противоречия, в частности собрав в 325 году знаменитый Никейский собор, осудивший ариан и устранивший намечавшийся раскол внутри церкви.

По всей империи активно строились христианские храмы, для их возведения, зачастую разрушались храмы языческие. Церковь была постепенно освобождена от всех налогов и повинностей. Фактически, Константин придал христианству особый статус, что положило бурное развитие этой религии, а Византию сделало – будущим центром православного мира.

Основание Константинополя императором Константином Великим

Империи под руководством вновь провозглашенного императора Константина нужна была новая столица, как по причине внешних угроз, так и по причине снятия проблемы внутренней политической борьбы.

В 324 году выбор Константина пал на город Византий, имевший отличное стратегическое положение на берегах пролива Босфор. В этом году начинается активное строительство новой столицы, в нее по приказу императора доставляются различные культурные ценности со всех концов империи.

Возводятся дворцы, храмы, ипподром, оборонительные стены. Именно при Константине было заложен знаменитый храм Святой Софии в Константинополе.

6 мая 330 года император официально перенес столицу в Византий, и назвал его Новым Римом, который почти сразу стал именоваться в его честь Константинополем, так как население города не приняло официальное название.

Константин Великий вручает город Константинополь в дар Богоматери. Фреска собора Святой Софии в Стамбуле

Смерть и причисление Святого Равноапостольного царя Константина к лику святых

Император Константин Великий скончался 22 мая 337 года в Никомедии (Измит) на территории современной Турции. Перед самой смертью, он принял крещение. Так получилось, что великий помощник и сподвижник Церкви Христовой, сделавший христианство государственной религией крупнейшей в то время страны в мире, сам был крещен в последние дни своей жизни.

Это не помешало ему за все свои деяния, направленные на укрепление могущества христианской церкви быть причисленным к лику святых в ранге равноапостольных — равных самим Апостолам Христа (Святой Равноапостольный царь Константин).

Причисление Константина к лику святых произошло уже после разделения церквей на православную и католическую, именно поэтому Римско-католическая церковь не включила его в список своих святых.

Совет

Совершенно ясно то, что как сам император Константин Первый Великий, так и его мать Елена внесли огромный вклад в становление Византийской цивилизации, культурными наследниками которой являются целый ряд современных государств.

Воздвижение Креста Господня. Император Константин и мать его Елена

Фильм Константин Великий

В 1961 году в Италии был снят фильм Константин Великий (Costantino il grande итал.). Картина повествует о молодости императора Константина. Действие фильма происходит до знаменитой битвы у Мильвийского моста.

Съемки фильма проходили в Италии и Югославии. Режиссер Лелнелло де Феличи (Lionello De Felice), в ролях Корнел Вильде (Cornel Wilde) – Константин, Белинда Ли (Belinda Lee) — Фауста, Массимо Серато (Massimo Serato) – Максентиус.

Продолжительность – 120 минут.

Источник: http://istanbulexpert.ru/vizantijskij-imperator-konstantin-velikij-osnovatel-konstantinopolya.html

Равноапостольный Константин Великий

«Константин Великий. Первый христианский император». 

Среди святых разных веков есть люди, изменившие своими деяниями ход истории…

Сегодня мы говорим о святом равноапостольном Константине Великом и документальном романе Джоржа Бейкера «Константин Великий. Первый христианский император».

Современный американский писатель Джорж Бейкер – признанный автор исторических документальных романов, прежде всего, по истории Древнего Рима и ранней Византии. Его перу принадлежат книги «Август: первый император Рима», «Тиберий – преемник Августа», «Юстиниан – великий законодатель».

Одна из самых известных книг Джоржа Бейкера называется «Константин Великий. Первый христианский император».

Джордж Бейкер написал увлекательную биографию римского императора Константина Великого – того самого, кто сделал христианство основной религией Европы и тем самым определил на последующие века развитие западной цивилизации.

Один из центральных эпизодов книги Джорджа Бейкера – видение императору Константину на небе креста. Это произошло накануне решающего сражения возле Мильвийского моста за Рим.

Древний церковный историк Евсевий Кесарийский в сочинении «Жизнь блаженного василевса Константина» приводит слова Константина Великого: «Я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: «Сим побеждай!»

Писатель Джорж Бейкер в своем документальном романе «Константин Великий. Первый христианский император» рассматривает это сверхъестественное явление объективно, с научной точки зрения.

Джорж Бейкер:

Обратите внимание

Не исключено, что это было не видение, а объективная реальность. Сам Константин не считал, что откровение снизошло на него одного, и ссылался на свидетельства всех своих спутников, видевших также крест.

Лишь одному Константину ведомо, в какой мере можно считать этот знак посланием свыше, символом его удивительной судьбы.

Но в то, что император и его воины реально могли видеть нечто подобное, поверить нетрудно…

Главная историческая заслуга Константина Великого заключается том, что он сделал христианство законной религией на всей территории Римской империи, которая в те времена простиралось почти на всю Европу, Малую Азию, часть Африки.

Джорж Бейкер обращает особое внимание на смягчение нравов в Риме во времена Константина Великого.

Джорж Бейкер:

Константин заново отстроил церкви, разрушенные во время гонений, и дал деньги на благотворительные нужды… Он ввёл в практику помощь беднякам, а также тем, кто когда-то жил богато, а потом скатился в нищету, – в частности, вдовам и сиротам-девочкам, которым обеспечивал приданое.

В начале 4 века во время правления императора Константина в христианском мире разгорелся богословский спор. Среди христиан получило распространение ложное учение александрийского пресвитера Ария, который дерзнул отрицать Божественность Христа.

Для разрешения этого спора в 325 году в городе Никея в Малой Азии, в царском дворце Константина Великого открылся Первый Вселенский собор. На древний христианский форум съехались 318 епископов из Италии, Египта, Палестины, Сирии, Месопотамии, Армении, Дакии и других уголков империи.

В книге Джона Бейкера выразительно показано, как император Константин появляется перед участниками Первого Вселенского собора в Никее…

Джорж Бейкер:

Мы вполне можем представить себе очарование момента, когда он, высокий, стройный, величественный, в пурпурной мантии и в тиаре, отделанной жемчугом, предстал пред ними. Стражи не было.

Важно

Его сопровождали только гражданские лица и христиане-миряне. Очевидно, сами собравшиеся были глубоко потрясены величием этого мгновения, ибо Константин даже слегка смутился.

Император покраснел, остановился и так и стоял, пока кто-то не предложил ему сесть. После этого он занял своё место.

Его ответ на приветственную речь был кратким. Император Константин сказал, что ничего так никогда не желал, как оказаться среди епископов, и что он благодарен Спасителю за то, что его желание осуществилось.

В документальном романе «Константин Великий. Первый христианский император» Джорж Бейкер постарался показать своего героя без ореола святости, а как реальную историческую личность.

Тем не менее, читателям становится ясно, что первого христианского императора Константина не случайно называют святым и равноапостольным. Исторический вклад Константина Великого в распространении по миру христианства, действительно, равен подвигам святых апостолов.

(3

Источник: https://dev.radiovera.ru/ravnoapostolnyiy-konstantin-velikiy.html

Константин i

Константин i (Flavius Valerius Constantinus) (ок. 285–337), первый римский христианский император, более известный как Константин Великий Святой, «Равноапостольный». Отцом Константина (полное имя Флавий Валерий Константин) был Констанций Хлор, матерью – его сожительница (конкубина) Елена (ум. ок.

327, причислена к лику святых), родился он в Наисе (совр. Ниш, Сербия) в провинции Верхняя Мезия. К 293, когда Констанций получил титул цезаря, он был уже женат на падчерице императора Максимиана. В ранней молодости Константин служил в армии при Диоклетиане в Никомедии, участвовал в походах в Персию и Египет.

Когда в 305 Диоклетиан и Максимиан сложили с себя власть, отец Константина сделался императором на Западе, куда он и вызвал к себе Константина, который присоединился к экспедиции отца в Британии против пиктов. В 306 Констанций умер в Эбораке (совр.

Йорк), и войска сразу провозгласили Константина августом, однако Галерий скрепя сердце признал его лишь цезарем (т.е. младшим императором).

Совет

Начался период политического неустройства, когда на власть в Римской империи претендовали сразу шесть соискателей. В 307 Константин, закрепившийся в Галлии, женился на Фаусте, дочери Максимиана, одного из своих соперников, который теперь признал его августом.

Однако в 310, в отсутствие Константина, Максимиан попытался устроить переворот, после чего тот принудил его покончить с собой. Когда в 311 Галерий умер, осталось всего четыре августа: Валерий Лициний и Максимин Даза на Востоке и Максенций (сын Максимиана) и Константин на Западе.

Константин заключил союз с Лицинием, выдав за него свою сестру Констанцию, и двинулся на Рим против Максенция. В 312, накануне битвы у Мульвиева моста возле Рима, Константину, по преданию, было видение.

Согласно историку церкви Евсевию, Константин увидел в небе огненный крест, под которым была надпись по-гречески «Сим знаменем победишь». Согласно же Лактанцию, Константину приснился сон, из которого следовало, что он должен поместить на щиты воинов греческую монограмму, означавшую имя Христа (буквы Х и Р).

Как бы то ни было, на следующий день Константин одержал победу, Максенций погиб вместе с сыном, и в качестве символа победы Константин поместил на своем лабаруме (императорском знамени) означенную монограмму.

В 313 Константин совместно с Лицинием издали Миланский эдикт, предоставивший гражданам империи свободу вероисповедания. Христианство по этому эдикту становилось «дозволенной религией», имущество, отобранное у церкви во время гонений, возвращалось.

Читайте также:  Церковь кирилла, архиепископа тамбовского, и луки, архиепископа, россия, город тамбов

В тот же году Лициний разбил Максимина Дазу, и в течение 10 лет зятья Лициний и Константин вместе управляли империей, Константин на Западе, Лициний на Востоке. Однако в 323 вспыхнул новый конфликт. Формальным предлогом явилось нарушение войсками Константина границ восточной части Империи при отражении набегов готов и сарматов. Лициний объявил войну.

Обратите внимание

Но и сам Константин, должно быть, ощущал необходимость окончательного решения вопроса о власти. К тому же с 321 Лициний возобновил в своей части Империи преследования христиан. В 324 Лициний был разбит в двух сражениях, вначале при Адрианополе (совр. Эдирна) на европейском континенте, а затем при Хрисополе (совр.

Юскюдар) в Малой Азии и отстранен от власти, а со временем казнен. Константин сделался единоличным влистителем всей Римской империи.

Правление Константина стало поворотным пунктом в истории Европы. Каковы бы ни были мотивы императора, Константин поощрял рост христианской церкви.

В 325 он созвал Никейский собор (Первый Вселенский собор) с тем, чтобы урегулировать разногласия относительно арианского учения и сформулировать христианское вероучение, и лично председательствовал на многих его заседаниях. В 330 он основал на месте древнего Византия Константинополь (совр. Стамбул) и перенес туда свою столицу.

Впоследствии Константинополь стал центром Восточной Римской (Византийской) империи, просуществовавшей до 1453. У Константина было множество превосходных качеств, однако убийство в 326 вначале сына Криспа, оговоренного мачехой Фаустой, а затем, когда выяснилась невиновность сына, – уже самой Фаусты, показывает его нам с другой стороны.

Константин умер в Ахироне, пригороде Никомедии, 21 мая 337, во время подготовки к войне с Персией; перед смертью он был крещен.

Константин заранее разделил Римскую империю между своими тремя сыновьями: Константин II (правил 337–340) получил Британию, Испанию и Галлию; Констанций II (правил 337–361) получил Египет и Азию; Констант (правил 337–350) получил Африку, Италию и Паннонию, а после смерти его брата Константина II в 340 к нему полностью отошел Запад.

Иллирик, Армения и Понт достались двум племянникам Константина, Делмацию и Ганнибалиану. Нельзя сказать, чтобы такое разделение было дальновидным: сразу после смерти Константина почти все его родственники были истреблены армией, которая желала оградить престол от новых претендентов. Столкновения между наследниками продолжались и дальше, до тех пор пока (в 350) не остался один император, Констанций II.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/religiya/konstantin-i

О жречестве равноапостольного константина великого

В своей статье, посвященной равноапостольному императору Константину, интернет-блоггер А.

Чивчалов пытается обращением к биографии крупного христианского просветителя доказать легкомыслие тех, кто причислил Константина к лику равноапостольных.

Оказывается, в шкафу православных есть скелеты, которые требуется извлечь наружу и показать общественности. Только в качестве аргументационной базы А. Чивчалов привлекает цитаты из православных источников, при этом достаточно известных.

Что нового смог обнаружить Антон Чивчалов в истории императора Константина, что могло быть препятствием для признания императора равноапостольным? Или православные причислили его к лику равноапостольных, не будучи осведомлены о жизни императора? Или все же зная о подробностях жизни Константина, причислили его к лику равноапостольных из меркантильных соображений, чтобы польстить своему благодетелю? Последний вывод Антон Чивчалов формулирует в своей статье весьма утвердительно, тем демонстрируя свое отношение ко многим поколениям христиан, приписывая им самые неблагонадежные мотивы.

Важно

Для прояснения сделанного вывода требуется проанализировать весь комплекс аргументов, которыми Чивчалов разоблачает императора.

Первый аргумент состоит в том, что император до конца своих дней оставался преданным язычеству и оставался pontifex maximus – верховным жрецом языческого культа Непобедимому Солнцу (Sol Invictus). Для этого Антон цитирует фрагмент из исторического очерка Александра Дворкина по истории Вселенской Церкви. Воспроизведем этот фрагмент полностью:

В результате всех этих событий Константин вошел в Рим — в подавляющем большинстве языческий город, во главе в основном языческой армии — и был провозглашен императором империи, где христиане составляли лишь незначительное меньшинство.

На его монетах по-прежнему изображалось «Непобедимое Солнце», и он остался верховным жрецом — «pontifex maximus» — римского языческого культа.

Римский сенат воздвиг арку в честь его победы (она и сегодня стоит близ Колизея), где изображены войска Максентия, тонущие в реке, и написано, что Константин победил с помощью божества. Имеется в виду Непобедимое Солнце.

Процитировав этот фрагмент, А. Чивчалов оставляет его голым. Логика его аргумента такова: сам православный автор признает, что до конца своих дней Константин оставался язычником. И нечего тут даже комментировать. Однако комментарии более чем востребованы. Действительно ли Дворкин отстаивает мысль о том, что Константин до конца своих дней оставался язычником?

Присмотримся: в цитате идет речь о завоевании Константином Рима, о победе над Максенцием.

События эти происходят в 312 году, и именно эти события в церковной истории связываются с первой близкой встречей Константина с христианством: видение им креста на небе на фоне «непобедимого солнца» и во сне с начертанием известной фразы «Сим победиши».

Совет

И именно этот символ – лабарум – император распорядится изобразить на щитах своей армии. С 315 (по некоторым сведениям — с 323) года этот же символ появляется и на монетах. Более того, сам император на монетах изображается с глазами, поднятыми вверх, т.е.

молящимся Богу, что для римских императоров было невероятным новшеством. Заметим, что до смерти императора от событий 312 года еще 25 лет.

И в течение 25 лет его солярный монотеизм, который он впитал в семейных традициях и который был сильно развит среди интеллектуальной элиты империи, переплавляется в глубокую христианскую позицию. Внешне могло бы казаться для язычников, что он по-прежнему чтит Непобедимое Солнце. Однако события его последующих 25 лет успешно доказывают, что этим Солнцем император видел Самого Господа, и жрецом (в римском смысле, разумеется) он выступал не языческой олицетворенной стихии, а Самого Христа.

Чтобы убедиться в этом, достаточно представить важнейшие события в означенную четверть века:

313 год – Медиоланский эдикт, предоставивший свободу христианам и знаменовавший открытие границ для свободной миссии христианства;

325 год – созыв Никейского собора;

326 год – возрождение Иерусалима;

330 год – основание Нового Рима, совершенное не только по политическим мотивам, но и по весомым религиозным, строительство в нем храма Двенадцати Апостолов;

337 год – крещение Константина[1].

Все эти события выпадают из версии о преданности Константина до конца своих дней солярному монотеизму или более раннему римскому пантеизму.

Возможно, есть основания для возмущения о длительности прихода Константина ко Христу, с 312 года по 337 год. Но, во-первых, важен сам факт прихода ко Христу и движения к Нему все эти годы.

А, во-вторых, не нам оценивать «скорость» отклика человека на Евангелие.

Далее Антон Чивчалов цитирует энциклопедию Брокгауза и Ефрона, из которой извлекается только один факт: крещение Константина на смертном одре.

И выводы, извлеченные из одного этого факта, впечатляющи: христианином Константин успел побыть всего несколько часов своей жизни, и при этом это решение, скорее всего, было продиктовано желанием уступить христианским богам как более могущественным по сравнению с римскими. Надо признать, что в этой части можно позавидовать фантазии Антона.

Обратите внимание

Из скупого факта извлечь такие далеко идущие выводы возможно только при полной неосведомленности о жизни императора.

Придется немного осведомить Чивчалова и его читателей о добрых поступках, которыми отличился император во время своего правления: он первый, вопреки устоявшейся римской практике, вводит строгий указ о запрете убийства новорожденных детей, а также о своего рода «господдержке» родителей, у которых родился слаборазвитый ребенок (Кодекс Феодосия, IX, 27, 2); в 336 г.

он издает указ о запрете на конкубинат, т. е.

незаконное сожительство, что сильно ударяет по сенаторам, любившим многоженство; он вводит скупой перечень оснований для разводов с целью сокращения разводов; он выступает против существующего в ту пору закона лишать бездетных граждан права на наследство; он вводит запрет на гладиаторские бои, хотя некоторое время он сохранял их в качестве наказания для гомосексуалистов; он вводит запрет на уродование лиц осужденных; он вводит запрет на убийство господином своего раба; от отменяет систему сложного платного судопроизводства, когда за каждую судебную операцию требовался налог, что ранее само судопроизводство делало недоступным малоимущим гражданам; он отменяет необходимость судебной пантомимы — обязательных действий истцов и обвиняемых по разыгрыванию меры своей заинтересованности в процессе. Не увидеть в этих поступках добрых мотивов требует большой нравственной близорукости[2].

Но все же следует остановиться на крещении императора подробнее. Ничто не извиняет императора за его позднее решение креститься, даже оттягивание этого решения в силу несовместимости быть императором и христианином одновременно.

И церковь, причисляя императора к лику равноапостольных, понимает это. Но одно является определенным: его решение не было спонтанным.

Император многократно высказывал свое намерение креститься в Иордане, он по многим признакам готовился к этому, и лишь болезнь не дала ему осуществить свое намерение.

Обсудив обстоятельства позднего крещения императора, Антон Чивчалов делает прыжок в прошлое – ко дням победы над Максенцием, цитируя энциклопедию Брокгауза и Ефрона:

Народ приветствовал победителя, который велел нести перед собой окровавленную голову Максенция.

Важно

Однако не ясно, чем вызвано такое возвращение к прошлым дням императора — к 312 году, когда император еще вполне себе язычник и его вовлечение в церковную жизнь еще впереди.

В стремлении опорочить императора Антон придумывает новые, доселе неизвестные мотивы его поступков. Он называет его мстительным, обсуждая печальные события убийством Константином своей жены и сына. Это поистине трагические события и спекуляции на них нисколько не красят Чивчалова.

Известно, что убийство своего сына Криспа Константин совершил в силу доноса на него со стороны своей второй жены – Фаусты. Та обвинила благородного юношу в покушении на ее целомудрие.  И император, привыкший верить своей жене, идет на казнь своего сына.

После того, как клевета была распознана, император не исправляет ситуацию, а усугубляет ее – расправой над Фаустой[3]. Аналогичным, даже комичным образом, обрисовывает ситуацию казни Константином Лициния – современного ему соимператора.

Выхватив из Дворкина упоминание о Лицинии как о коллеге Константина, Антон пишет о том, что Константин убивает своего коллегу и идет председательствовать на Никейский собор. Создается впечатление, что император – несдержанный человек, который в порыве своих эмоций расправляется со всеми, даже со своими коллегами.

Но стоит отнестись внимательнее к истории, чтобы узнать, что Лициний вовсе не собирался разделять императорский престол, и войны между Лицинием и Константином были продолжительны, пока Константин окончательно не разбил Лициния у Никомедии и по прошествии времени не приказал его казнить.

По свидетельству Аврелия Виктора («О жизни и нравах римских императоров», 41), Лициний был весьма суров и властолюбив. Этим и объясняются такие продолжительные войны между двумя «коллегами». Конечно, никакие убийства не извинительны для христианина, но они возможны, по словам апостола Павла, для «того, кто носит меч» (Рим. 13, 4) в качестве казни.

Теперь самый изящный жест, который себе позволяет Антон Чивчалов. Оказывается, православные причислили к лику равноапостольных человека, который и православным никогда не был. Дело состоит в том, что крестил Константина арианский епископ Евсевий Никомедийский.

И, стало быть, по каноническим православным правилам крещение императора было недействительным. Только при этом Антон не уточняет, какие канонические правила нарушил император в своем крещении, ведь это в согласии с донатизмом личные грехи священнослужителя делают недействительными его священнодействия.

Но донатизм был осужден при императоре в 314 году. Так что упрек несостоятельный. При этом надо признать, что речь идет о событиях, когда набирает ход арианская реакция. И сам император за два года до своей смерти собирает поместный собор – Тирский, где ариане находят большую поддержку.

Чтобы понять логику мышления императора, следует не сочинять его мотивы из обрывков цитат. У того же Дворкина подробно расписан двадцатипятилетний путь Константина ко Христу. Вырванные из контекста цитаты рисуют образ укоренившегося язычника, лишь формально знакомого с христианством.

Но стоит почитать доступные нам письма императора, можно обнаружить большую вовлеченность императора в церковную мысль, заботу императора о церкви и интерес его к подлинному Непобедимому Солнцу – Иисусу Христу. Сделанное им поистине оценено следующими за ним поколениями христиан как крещение Римской империи.

И христианство, вовсе не извиняя его плохие поступки и понимая его длительный путь ко Христу, по достоинству оценило то, что он сделал. А сделал он немало, следует лишь ознакомиться с его деяниями.

[1] Малер А. М. Константин Великий. М.: Вече, 2011. С. 314.

[2] Подробнее  о его реформах в главе 40 «Реформы Константина» книги Аркадия Малера «Константин Великий» (сноска выше). 

[3] Следует отметить, что по мнению Федоровой Е. В., исследователя римской истории, сведения об убийстве Фаусты настолько противоречивы, что у историков есть сомнения в том, была ли она убита.

Источник: https://stavroskrest.ru/content/constantine_great

Константин I Великий | Исторический документ

Диоклетиан был первым правителем, который абсолютизировал власть императора в Римской империи.

Этого он смог добиться, разделив власть между двумя императорами августами и их заместителями цезарями, создав тетрархию.

Но существовала эта форма власти недолго, уже через несколько лет после смерти Диоклетиана, на трон поднялся император, который победил всех претендентов на престол, объединил раздробленную империю и основал новую столицу.

Им стал сын Констанция I Хлора (или Бледного) Константин.

Ранние годы

В источниках указываются разные даты рождения Константина, в одних указан 282 год, в других – 285 год.

Его отец был заместителем при Максимиане, цезарем на западе, поэтому Константин всю жизнь жил при дворце и позднее служил высокопоставленным штатным офицером Диоклетиана.

Даже в юности была видна в этом человеке необузданная энергия.

Под протекторатом императора юноша четко уяснил, в чем главная задача императора – в защите государства от внешних воздействий и в создании справедливого и упорядоченного общества.

И он претворит в жизнь эти задачи, когда сам взойдет на трон империи.

После отречения Диоклетиана и Максимиана от престола в 305 году нашей эры, Галерий и Констанций стали августами, назначив своими цезарями Максимина II Дазу на востоке и Флавия Севера на западе.

Этим были недовольны и чувствовали себя преданными сын Максимиана Максенций и сын Констанция Константин, так как изначально им обещались титулы цезарей. И в будущем это сыграло немалую роль в истории, развязав долгую битву за контроль над частями империи.

Галерий разрешил Константину вернуться на запад для служения его отцу Констанцию I.

Вместе они проводили военную кампанию против пиктов в Британии.

А после смерти отца он показал себя, как решительный человек, способный на беспощадные действия в 307 году, когда совершил нападение на франков.

Тем не менее он был способен и на великодушные поступки, например, когда вернул конфискованное церковное имущество.

Обратите внимание

На смертном одре Констанций назвал своего сына в качестве преемника в титуле августа, его люди были с ним согласны. Но не Галерий, он оставался верным принципу тетрархии и назвал августом Флавия Севера, а Константину был предложен титул цезаря.

В это же время, воспользовавшись смутой, Максенций также объявил себя августом в октябре 307 года.

При протекции Рима он контролировал Сицилию, Корсику, Сардинию и часть Северной Африки.

В течение нескольких лет империю разрывала гражданская война. Против Флавия Севера Константин объединился с бывшим императором августом Максимианом.

В то же время Флавий Север безуспешно боролся с Максенцием, армия Севера была подкуплена противником и перешла на его сторону. Север бежал, но был захвачен и убит.

После его смерти Галерий был вынужден вторгнуться с армией на запад, а в 305 году был сформирован новая тетрархия с другом Галерия Лицинием в качестве нового августа и с Константином, который сохранял титул цезаря.

Между тем Максенций потерял свое влияние в Риме, совершив ряд политических ошибок.

Это привело к многочисленным беспорядкам, которые завершились гибелью многих тысяч римлян. Константин терпеливо ждал, когда ситуация на западе станет подходящей, а дождавшись, собрал армию и вторгся в Италию.

Константин становится императором

Максенций и Константин встретились в одном решающем сражении – в битве на Мильвском мосту в 312 году.

Константин легко победил противника, вынудив его бежать обратно в Рим, но Максенций не достиг города, утонув в реке.

По преданию, в ночь перед сражением Константину явился Христос, который велел ему нести знамя креста в бой. Историки рассматривают это сражение как переломный час в истории, объединение церкви и государства.

Одним из первых указов в Риме, где Константин принял правление западом в титуле августа, стал Миланский указ о терпимости всех религий.

После смерти Галерия Максимин Даза и Лициний сражались за власть над восточными провинциями империи, после чего поделили территории.

Хотя это продлилось недолго, и вскоре Лициний полностью захватил власть, заручившись при этом поддержкой христиан. После этого он устранил всех возможных наследников предыдущих императоров августов.

В течение последующих 10 лет между императорами, Константином и Лицинием, установился хрупкий мир, который был окончательно нарушен, когда Лициний начал гонения на христиан.

Важно

Это побудило Константина сражаться с Лицинием. По итогам двух битв – в Адрианополисе и Хризополисе – армия Константина одержала победу, а Лициний был повешен в 324 году.

Так Константин воссоединил империю, став единоличным правителем.

Византия

С приходом к власти Константина, в страну вернулось чувство стабильности.

Он посчитал, что необходимо было основать новую столицу империи и нашел подходящим для этого небольшой город — Византия, который стратегически удобно располагался и мог быть легко защищен со всех сторон.

Чтобы подготовить город, он привез со всей империи ремесленников и ресурсы. Он перестроил стены, установил статуи великих императоров на проспектах, построил церкви и языческие храмы.

Этот город обустроили в классической римской манере, но вместе с тем он был вдохновлен христианским богом.

В 330 году город нарекли столицей империи.

Константин и христианство

Во времена своих войн на западе Константин проявлял религиозную терпимость с обеими религиями.

Хотя он был поклонником языческого бога солнца в ранние годы, есть указания о том, что он был верующим христианином, как и его мать.

Он терпимо относился к некоторым языческим ритуалам, но принесение жертв было запрещено, а также были отменены гладиаторские бои, распятия, и были приняты законы против сексуальной аморальности, в том числе и ритуальной.

В 325 году Константин собрал Никейский собор, на котором было дано определение христианства, был определен символ веры и даты основных религиозных праздников, осуждалась арианская ересь и христианство окончательно отделилось от иудаизма.

Смерть

Константин правил 31 год и скончался в 337 году, оставив империю в руках своих сыновей.

Император, объединивший империю, обрел покой в церкви Святых Апостолов в Константинополе.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.Подписаться

Источник: http://history-doc.ru/konstantin-i-velikij/

Император Константин Великий: равный апостолам (+АУДИО)

1 мая 305 года император Диоклетиан, организатор самых жестоких в истории гонений на Церковь, после двадцати лет правления, как и обещал, вместе со своим соправителем Максимианом, императором Запада, отрекся от престола. Императору, показавшему достойный пример всем престарелым политикам, кстати, едва исполнилось в то время 55 лет.

Когда лет пять спустя Максимиан, пытаясь вернуться к власти, будет приглашать к тому же своего великого соправителя, тот прикажет ответить, что, если бы он, Максимиан, мог только видеть, какую превосходную капусту выращивает Диоклетиан у себя на огородах, в Сплите, то, конечно, не стал бы предлагать ему таких глупостей.

…Он был еще жив, когда, 30 апреля 311 года, его преемник, император Востока Галерий, пораженный неизлечимым недугом, за несколько дней до мучительной смерти издал эдикт о прекращении гонений.

«Пусть будут христиане», — как бы со вздохом, махнув в отчаянии рукой, провозглашает в своем указе зять Диоклетиана, который, по мнению историков, как раз и был непосредственным виновником и инициатором жестоких и бесполезных гонений.

Между тем на Западе империи в 312 году продолжалась борьба за власть. В октябре битва за Рим между императором Запада Константином и — тоже императором — Максенцием вступает в решающую фазу.

Наутро он приказывает изобразить крест и монограмму Христа на своем штандарте. Войска его одерживают победу, Максенций убит, а Константин с победой вступает в Рим.

А полгода спустя, в марте 313 года, Константин, император Запада, встретившись в Милане с Лицинием, преемником Галерия на Востоке, подписал вместе с ним так называемый «Миланский эдикт», провозгласивший свободу Христианской Церкви в Римской Империи и означавший историческую победу христианства над язычеством.

Но победа не была мгновенной.

Совет

Лишь через восемь лет, в 321 году, был издан закон о праздновании воскресного дня. «Все судьи, городское население и ремесленники в досточтимый День Солнца пусть покоются (т.е. не выходят на работу)».

Как и во многих других постановлениях Константина Великого, указ сформулирован так, чтобы нововведение было приемлемо как для христиан, так и для язычников.

Характерно, что во многих европейских языках, в частности в немецком и английском воскресенье и сейчас именуется «днем солнца». В других языках — греческом, итальянском, воскресный день называется «днем Господа».

В славянских языках удачно совмещены древнее языческое и новое евангельское значения праздника. «Воскресение» — это и восстание Христа из Гроба, и вос-кресение (воз-жигание нового Солнца).

Торжественное открытие собора под председательством императора состоялось в Никее 14 июня 325 года. Со всех концов ойкумены (Вселенной), совпадавшей отныне с пределами Империи, прибыли 318 епископов и священников.

Поводом для созыва Собора явились так называемые «арианские споры». Арий, священник из Александрии, учил, что Сын Божий — Иисус Христос, является хотя и высшим, но сотворенным Существом, что было будто бы время, когда Сына не было, и будет время, когда Его не будет.

Рационализм еретиков противостоял на Соборе духовному опыту Богообщения и обужения — главной цели христианской жизни. Если Сын не одной сущности, не одной природы с Отцом, то обужение человека во Христе и Его Церкви невозможно. И тогда, как сказал апостол Павел, «тщетна вера наша» и ложно упование.

Этим объясняется чрезвычайный накал страстей на Соборе, посвященном, казалось бы, абстрактным богословским проблемам.

Обратите внимание

Главным деянием Собора стало принятие обязательного для всех Символа Веры — краткого, в нескольких фразах, изложения христианского вероучения. Никейский символ веры вместе с дополнениями, внесенными на Втором Вселенском Соборе, доныне является главным вероучительным документом Православной Церкви.

Каждый день эта молитва звучит в храме на литургии. Ее называют, по первому слову, «Верую» (в латинском варианте «Credo», — откуда современное выражение «кредо» в значении личных убеждений.)

Это был первый — и редкий по удачности — случай прямого вмешательства высшей светской власти не только в дела Церкви, но и в обсуждение и решение собственно богословских вопросов.

«Арианская смута» продлится еще целых полстолетия, а в отдельных регионах, среди германских племен, арианские общины будут существовать до VII века. Но для Православной Церкви вопрос о единосущии был решен раз и навсегда.

Другим важнейшим решением Собора было определение времени празднования Пасхи — также единое для всех христиан Империи.

11 мая 330 года торжественно празднуется Рождение Константинополя — новой столицы Империи.

Древний город Византий на берегу Босфорского пролива, неоднократно разрушенный, был восстановлен и перестроен императором.

Так воплотилась идея исторической эстафеты центров Всемирной Империи: от Рима к Новому Риму — Константинополю. Пройдет тринадцать веков, и наследие Второго Рима перейдет к Третьему — Москве.

Читайте также:  Мученица вероника (виринея) едесская

Лишь перед самой смертью «благочестивый и самодержавный» принял крещение. Он все откладывал его, говорил, что хочет креститься лишь в священных водах реки Иордан.

Важно

Даже на Вселенском соборе император председательствовал, не будучи христианином. Но есть и другое объяснение.

Как мудрый политик, Константин не желал даже актом собственного публичного крещения оказывать давления на религиозную совесть своего народа. «Уверуют — крестятся сами», — считал он.

По материалам цикла программ «Мир. Человек. Слово» Радио России

Скачать Название Воспроизведение Размер Длительность
Равноапостольный Константин 13.4 MB 9:46 min

Источник: http://portal-logos.ru/index.php/mir-chelovek-slovo/istoriya-khristianstva/item/542

Константин I Великий, равноапостольный

Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константи́н, Константи́н Вели́кий (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus; 27 февраля 272, Наисс, Мёзия — 22 мая 337, Никомедия) — римский император.

После смерти отца, в 306 году, был провозглашен войском августом, после победы над Максенцием в 312 году в битве у Мульвийского моста и над Лицинием в 323 стал единственным полновластным правителем римского государства, христианство сделал господствующей религией, в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь), организовал новое государственное устройство. Константин почитается рядом христианских церквей как святой в лике равноапостольных (Святой Равноапостольный царь Константин).

Борьба за власть

В 285 году император Диоклетиан утвердил новую систему управления империей, согласно которой у власти находились не один, а сразу четыре правителя, двое из которых назывались августами (старшими императорами), а двое других цезарями (младшими).

Предполагалось, что спустя 20 лет правления августы отрекутся от власти в пользу цезарей, которые, в свою очередь, также должны были назначить себе преемников. В том же году Диоклетиан выбрал себе в соправители Максимиана, при этом отдав ему в управление западную часть империи, а себе оставив восток.

В 293 году августы выбрали себе преемников. Одним из них и стал отец Константина, Констанций, бывший тогда префектом Галлии, место другого занял Галерий, ставший впоследствии одним из жесточайших гонителей христиан.

В 305 году, спустя 20 лет после установления тетрархии, оба августа подали в отставку и Констанций I Хлор с Галерием стали полноправными правителями империи (первый на западе, а второй на востоке).

К этому моменту Констанций был уже очень слаб здоровьем и его соправитель надеялся на его скорую смерть. Почувствовав приближение смерти, Констанций пожелал видеть своего сына Константина, находящегося в этот момент, практически на правах заложника, в столице восточного августа Никомедии.

Галерий не желал отпускать Константина к отцу, так как боялся, что воины объявят его августом, что не входило в планы императора. Он хотел подчинить себе всю империю, поставив на место Констанция своего ставленника Флавия Севера.

Совет

Тайно во время отсутствия Галерия Константин сбежал из плена и отправился в Британию к своему отцу, который перед смертью успел передать ему власть над западом. Волей-неволей Галерию пришлось смириться с этим, но под предлогом, что Константин ещё слишком молод, он признал его только цезарем.

Августом же он назначил Севера. Формально Константин занимал положение подчинённого по отношению к Флавию Северу, но на самом деле это было не так.

В Галлии, где находилась резиденция Константина, стояли лично ему преданные легионы, население провинции, благодаря мягкой и справедливой политике его отца, доверяло ему. Флавий Север не имел такой прочной основы.

Восстание Максенция

В 306 году в Риме случилось восстание, в ходе которого Максенций, сын отрёкшегося Максимиана, пришёл к власти. Константин охотно пошёл на соглашение с ним, пытаясь использовать его для уничтожения Флавия Севера.

Пытаясь подавить восстание, Север осадил Рим, но взять его не смог и отступил в хорошо укреплённую Равенну. Максимиан, вернувшийся к власти после провозглашения сына цезарем, пошёл на хитрость.

Он убедил Севера, что среди его приближённых против него составлен заговор, и если он сдастся на милость Максимиану, ему сохранят жизнь. Когда Север сдался, его привезли в Рим и заставили покончить с собой. После его гибели сам император Галерий пытался подавить восстание.

Он вторгся в Италию, однако ничего не смог сделать с неприступными твердынями Рима и Равенны. В 308 году взамен Севера он объявил августом Запада Лициния, который реально контролировал лишь балканские провинции.

В этом же году цезарь Максимин Даза объявил себя августом, и Галерию пришлось присвоить Константину такой же титул (так как до этого они оба были цезарями). Таким образом в 308 году империя оказалась под властью сразу 5 полноправных правителей, каждый из которых не подчинялся другому.

Заговор Максимиана

Обратите внимание

Вскоре Максимиан, не желавший делить власть с сыном, покинул Рим и отправился в Арелат (современный Арль во Франции) к Константину, который приходился ему зятем. В 310 году Максимиан, живший на положении частного лица в Арелате, распустил слухи о его смерти и захватил власть. Но большая часть армии осталась верна Константину, который в этот момент был в походе против франков.

Вскоре услышав о восстании, он быстро вернулся. Максимиан бежал в Массилию, но местные жители открыли ворота войскам Константина. Император сохранил Максимиану жизнь, однако, потеряв надежду на обладание властью, тот покончил с собой. По другой версии, он был казнён Константином. После смерти Максимиана его имя было стёрто из всех надписей, а изображения уничтожены.

Война с Максенцием

В 312 году теперь уже Константин двинул свои войска против Максенция, чья власть к тому времени выродилась в жестокую тиранию. Порочный и праздный, он задавливал народ непосильными налогами, доходы от которых тратил на пышные празднества и грандиозные строительства.

Однако он обладал большим войском, состоящим из гвардии преторианцев, а также мавров и италиков. В нескольких сражениях Константин разгромил силы Максенция, который в этот момент давал в Риме игры в честь своего дня рожденья.

Наконец, когда войска Константина стояли уже у самого города Рима, он встретился с противником у Мильвийского моста, но войска того обратились в бегство, а сам он, поддавшись страху, бросился к разрушенному мосту и утонул в Тибре. 28 октября 312 года Константин торжественно вступил в Рим.

В честь этой победы в столице была поставлена грандиозная арка Константина. Но в империи оставалось ещё двое августов. Это были Максимин Даза и Лициний — ставленники Галерия (сам он к тому времени уже умер).

Война с Лицинием

В 313 году Максимин Даза был побеждён Лицинием, который присоединил его владения к своим. Таким образом он стал правителем большей части империи включающей в себя всю Азию, Египет и Балканские провинции, Константину же оставались Галлия, Италия, Африка и Испания.

В 314 году войска обоих августов встретились. Лициний потерпел поражение и по мирному договору отдавал победителю Паннонию, Далмацию, Дакию, Македонию и Грецию.

Важно

Однако спустя 10 лет в 324 году их войска опять сошлись, и в решительном сражение у города Адрианополя во Фракии Константин опять одержал победу. Лициний бежал в хорошо укреплённую Никомедию. Константин предложил ему отречься от власти в обмен на сохранение жизни. Лициний согласился.

18 сентября 324 года Константин был официально объявлен единым правителем империи. Лициния выслали в Фессалоники, где тайно убили.

Правление КонстантинаАдминистративная политика

Став полновластным правителем империи, Константин продолжил политику Диоклетиана по закреплению свободных земледельцев за их землёй, при этом сильно возросли налоги, так как государству нужны были средства на восстановление империи после почти 20 лет гражданских войн, также Константин развил бурную строительную деятельность, что также требовало дополнительных затрат. Государство было разделено Константином на 4 округа: Восток, Иллирию, Италию и Галлию, которые делились на более мелкие административные единицы — диоцезы. Он также учредил государственный совет при императоре — консисторий. При Константине продолжилась дальнейшая варваризация армии.

Религиозная политика

В начале своего правления Константин, как и все предыдущие императоры, был язычником. В 310 году после посещения священной рощи Аполлона, ему было видение бога солнца.

Однако уже через 2 года во время войны с Максенцием, по словам Константина, к нему во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска греческие буквы ΧΡ, а на следующий день Константин увидел в небе видение креста.

После победы над Лицинием в 313 году Константин настоял на принятии им свободы вероисповедания (см. Миланский эдикт). Сам Константин принял крещение только перед смертью от арианского епископа Евсевия Никомедийского.

При Константине христианство стало обретать статус государственной религии: эдиктом 313 года на имя Анулина, проконсула Африки, он освободил от податей и повинностей «клириков католической церкви, в которой предстоятельствует Цецилиан», в том же В 313 году он созвал собор в Риме под председательством папы Мельхиада, чтобы решить спор донатистов карфагенского епископа Цецилиана. На соборе было принято решение против донатистов, которые апеллировали к Константину; в результате по его указу епископы-донатисты были приговорены к изгнанию, их церкви — конфискованы.

Эдикт 313 года об освобождении от податей церкви Цецилиана был продолжен законом 319 года, которым он освободил церкви и клир от налогов и общественных повинностей.

Совет

Законом 321 года утвердил за церквями право приобретать недвижимое имущество и владеть им.

По всей империи возводились христианские храмы, подчас для их возведения разбирались храмы языческие, ряд известных языческих храмов был разрушен по велению Константина.

Предоставляя христианству особый статус и поддерживая церковь, Константин активно вмешивался в церковные дела, добиваясь единства кафолической (от греч. καθολικὴ — всеобщей) церкви как условия единства империи и выступая арбитром в межцерковных спорах.

Когда между александрийскими священником Арием и епископом Александром разгорелся христологический спор, грозивший церковным расколом, Константин созвал Никейский Собор 325 года, на котором он поддержал сторонников Александра против ариан.

На этом же соборе Константин заявил епископам «Вы — епископы внутренних дел церкви, я — поставленный от Бога епископ внешних дел» (греч. των εϊσω της εκκλησίας и των εκτός). На соборе арианство было осуждено, указами Константина Арий и ряд арианских епископов были сосланы.

На смертном одре Константин был крещен арианским епископом Евсевием Никомедийским

Возведение Константинополя

К IV веку город Рим перестал быть резиденцией императоров. В условиях постоянной опасности внешнего вторжения правитель должен был находиться ближе к границам империи. С этой точки зрения расположение столицы было неудобно.

Поэтому, начиная с Диоклетиана, императоры располагали свои резиденции в городах более отвечающим стратегическим целям обороны государства. Такими местами были Трир в Германии, Никомедия в Малой Азии, Аквилея и Милан в Северной Италии. Константин не был исключением из этого правила.

Первый раз он посетил Рим после победы над Максенцием, впоследствии побывав там только два раза. Константин загорелся мечтой создать новую столицу, которая символизировала бы начало новой эпохи в истории Рима. Основой для будущего города послужил древний греческий город Византий, расположенный на европейском побережье Босфора.

Обратите внимание

Старый город был расширен и окружён неприступными крепостными стенами. В нём возводятся ипподром и множество храмов, как христианских, так и языческих. Со всей империи в Византий свозились произведения искусства: картины, скульптуры.

Строительство началось в 324 году и спустя 6 лет 11 мая 330 года Константин официально перенёс столицу Римской империи в Византий и нарёк его Новым Римом (греч. Νέα Ῥώμη, лат. Nova Roma), однако это название вскоре было забыто и уже при жизни императора город стали называть Константинополем.

Итоги правления Константина

Константина можно назвать первым христианским императором, при котором произошёл перелом в жизни христиан. Язычество отошло на второй план.

Историки христианства, восхищавшиеся его деяниями, называют его Константином Великим, но, как бы ни был могущественен император, он не мог остановить упадок империи. Дальнейшая история Римской империи рассматривается как «христианская». При нём столицей стал Константинополь.

Константин I Великий заболел воспалением лёгких и умер 22 мая 337 года в городе Никомедии.

Источник: Энциклопедия Википедия

 

Источник: https://mission-center.com/orthodox-missionaries/319-1-4/6763-prav-miss-ravnoap-konstantin

Ссылка на основную публикацию