Рождество христово, двунадесятый

Рождество Христово

Главная » Календарь » Рождество Христово

Рождество Христово или Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – Великий двунадесятый праздник христианской церкви, 25 декабря / 7 января отмечается рождение Иисуса Христа. В православном календаре по значимости Рождество Христово является вторым праздником после Пасхи.

Празднование праздника Рождество Христово предшествует сорокадневный пост, являющийся подготовкой христианина к этому событию.

Пост установлен для единения с Богом, он служит для того, чтобы в день Рождества Христова, все христиане были очищены молитвою, покаянием и чтобы сердце их было очищено пред родившемся и появившемся в нашем мире – Иисуса Христа.

Икона Образ Рождество Христово

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина.

У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах.

В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства — родился Богочеловек, Спаситель мира.

Обратите внимание

Таинство странное вижду и преславное,— с удивлением воспевает Святая Церковь,— Небо — вертеп; Престол Херувимский — Деву: ясли — вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, повит Его и положи в яслех (Лк. 2).

Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада.

Им предстал Ангел Господень и сказал: Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велик), яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове, и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до рабия зрака. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам звездословцам, и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого — преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. войдя в храмину, где был Младенец, волхвы — падше поклонишься Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну (Мф. 2, 11).
На восьмой день после рождения Спасителя Матерь Его с Иосифом, согласно закону, дали Ему имя Иисус, которое указано было Господом через Ангела.

Установление празднования Рождества Христово относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождество Христово праздновался 6 января, был известен под именем Богоявление и вначале относился собственно ко Крещению Спасителя. Позже Рождество Христово было выделено как самостоятельный праздник.

Празднование Рождества Христово 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно – во второй половине IV века.

Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста.

Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

Рождество Христово издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным.

Важно

Святые отцы в своих писаниях именуют его началом и основанием для прочих праздников.

Празднование предваряет Навечерие или Рождественский сочельник — особая служба с чтением царских часов, на которых воспоминаются пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову.

Рождественский сочельник — день строгого поста, им заканчивается предшествующий празднику Рождественский пост. Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво». Это — особое постное блюдо, которое готовят в этот день, иначе называемое кутьей и представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами.

По давней традиции в этот день не едят до появления на небе первой звезды — в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту Рождества Христова.
В рождественскую ночь совершается праздничная Божественная литургия.

В самый день праздника Рождества верующие разговляются (вкушают не постную, а скоромную пищу).

Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Прославляя Божию Матерь, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.

Двенадцать последующих дней после Рождества Христова называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Рождество, открывавшее святки, было первым днем выполнения различных обрядов, которые должны были обеспечить благополучие в наступающем солнечном году, предохранить от бед и несчастий дом, семью, скот, узнать будущее.

В рождественский сочельник начинали колядовать (“кликать овсень”, “петь виноградье”, “звать Коляду”), гадать о судьбе.

13 января — отдание праздника Рождество Христово.

Молитва ко Господу Иисусу Христу …

Источник: http://vsemolitvi.ru/index.php?id=kalendar-prazdnikov/rozhdestvo-khristovo

Праздник Рождество Христово

Главная –> Разное –> Праздники –> Праздник Рождество Христово

Рождество Христово или Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – Великий двунадесятый праздник христианской церкви, когда отмечается рождение Иисуса Христа. По крестьянскому календарю знаменовал наступление Святок и начало роста светового дня.

Рождество Христово (Рождество по плоти Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) – один из двенадцати главных, так называемых двунадесятых, праздников христианской церкви. В православном календаре по значимости Рождество Христово является вторым праздником после Пасхи.

Оно приходится на 25 декабря / 7 января.

До IY в. н.э. Рождество отмечалось церковью вместе с Богоявлением как единое событие появления Бога на земле в облике человека. Позже Рождество Христово было выделено как самостоятельный праздник Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, являющийся подготовкой христианина к этому событию.

Пост установлен для единения с Богом, он служит для того, чтобы в день Рождества Христова, все христиане были очищены молитвою, покаянием и чтобы сердце их было очищено пред родившемся и появившемся в нашем мире – Иисуса Христа.

В канун Рождества в церкви совершаются службы Царские Часы (в три, шесть и девять часов утра и в три часа дня), во время которых исполняются псалмы, отражающие тему Страстей Христовых, и тропари, посвященные празднику Рождества Христова. В этот же день служится Литургия св. Василия Великого, соединенная с Вечерней.

Совет

На этих службах читаются ветхозаветные пророчества Мисхея о том, что Вифлеем станет местом рождения Спасителя, и Исайи, предсказавшего приход Мессии и его облик.
Великое Повечерие накануне Рождества соединяется с рождественской утреней, составляя всенощное бдение.

Повечерие начинается торжественным пением “С нами Бог” и пророчествами Исайи.

Во время рождественской всенощной исполняется тропарь и кондак празднику, совершается крестный ход и лития – торжественное благословение хлеба, пшеницы, вина, которые после службы раздаются молящимся, и елея (масло оливы или другое растительное масло), которым священник помазует прихожан в знак Божьего благословения.

Во время рождественской утрени, продолжающей всенощную, в Евангельском чтении от Матфея повествуется о Рождестве Христове, а также исполняются псалмы и песнопения, восхваляющие Иисуса Христа. На следующий день, начинаясь с псалмов восхваления празднику, совершается рождественская литургия.

В крестьянском календаре Рождество Христово знаменовало наступление главного зимнего праздника – Святок. В земледельческом календаре, ориентированном на цикличность “жизни” солнца, начало годового круга отсчитывалось от периода “роста” солнца, то есть увеличения светового дня, которым как раз и характеризовалось время Святок.

Основу празднования наступления нового года Рождество Христово было приурочено к моменту зимнего солнцестояния, то есть “рождения” солнца. Равновеликая значимость образов солнца и Богочеловека обусловили восприятие Иисуса Христа в христианской культуре как Солнца духовной жизни каждого верующего.

Подобное осмысление нашло отражение в тропаре праздника Рождества Христова: “Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды и тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе!”.

Рождество Христово почиталось по всей России и по своей значимости в православном календаре стояло на втором месте после Пасхи.

Празднование Рождества в кругу семьи начиналось с прослушивания всенощной в церкви. Посещение храма считалось у крестьян делом желательным, но не строго обязательным. Крестьянские семьи, не сумевшие попасть в церковь на рождественскую службу, молились в эту ночь перед домашними иконами.

Рождество также отмечалось двумя трапезами: в рождественский сочельник и непосредственно в Рождество. Трапеза, устраивавшаяся накануне Рождества, всегда носила семейный характер. Приход в дом во время трапезы посторонних людей или даже близких родственников, живших отдельно, не одобрялся.

В некоторых деревнях считалось, что это может принести несчастье дому, Трапеза начиналась с появлением на небе первой вечерней звезды. Хозяин дома, увидев ее на небе, читал молитву. Все члены семьи крестились и в торжественной тишине принимались за трапезу.

Обратите внимание

На стол подавали блины или оладьи с медом, постные пироги с грибами, картофелем, кашей, сочни – пресные пирожки с ягодами, а также кутью из крупных зерен пшеницы с ягодами. Во многих деревнях на стол ставили также кашу, сваренную на воде. Все эти блюда считались ритуальными.

Их подавали в самые важные моменты семейной жизни: во время свадеб, родин, поминок, в поминальные дни.

В глубокой древности застолье рождественского сочельника являлось поминальной трапезой и посвящалось предкам. Верили, что в этот день в доме собирались все умершие предки семьи для совместной трапезы с живыми.

Она скрепляла сакральный союз предков и потомков, была своеобразным обращением к умершим с просьбой о помощи.

Кроме того, трапеза рождественского сочельника завершала прошедший год, заканчивала строгий Рождественский пост и была своеобразным переходом к праздничному пиршеству следующих дней. Она осмыслялась и как повторение скромной трапезы Святого семейства в ночь рождение Иисуса Христа.

Трапеза, проходившая в день Рождества, после окончания всенощной, была уже скоромной и предполагала богатый и разнообразный обед, во время которого подавалось множество мясных и молочных блюд, пирогов, в изобилии ставилось пиво, брага, вино.

Рождество, открывавшее святки, было первым днем выполнения различных обрядов, которые должны были обеспечить благополучие в наступающем солнечном году, предохранить от бед и несчастий дом, семью, скот, узнать будущее.

В рождественский сочельник начинали колядовать (“кликать овсень”, “петь виноградье”, “звать Коляду”), гадать о судьбе.
Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Святки — это не только радость и веселье.

Читайте также:  Псково-печерский монастырь, россия, псковская область, город печоры

Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).

Рождественский сочельник Обрезание Господне. Васильев день. Старый Новый год

Рекомендуемый контент

• Обрезание Господне. Васильев день. Новолетие. Старый Новый год
• Рождество Иоанна Предтечи. Иван Купала или Иванов день
• Пасха. Светлое Христово Воскресение. Православный переходящий праздник
• День Святой Троицы. Пятидесятница. Троицын день
• Святое Богоявление.

Крещение Господа Бога Иисуса Христа
• Рождество Пресвятой Богородицы, Приснодевы Марии. Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Осенины, Аспосов день
• Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Воздвиженье, Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Капустки, Капустницы
• Крещенский сочельник канун Крещения. Навечерие Богоявления
• Праздник Семика, Троицы, Духов день
• Масленица. Народный переходящий праздник
• Чистый четверг.

Великий, страстной четверг

Далее: Все праздники …; Все народные праздники и приметы …

Источник: http://calendareveryday.ru/?id=raznoe/prazdnik-roqdestvo

Рождество Христово 2019: история и традиции праздника

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Его значение настолько велико, что даже летоисчисление ведется именно с момента появления на небе первой звезды, знаменующей Рождение Иисуса Христа.

Великий праздник начинается накануне, 6 января, со Святого Вечера. Для православных это последний день 40-дневного поста и период усиленного приготовления к празднованию Рождества Христова.

Католики встречают Рождение Христа 25 декабря.

Рождество

Праздник установлен в честь Рождения во плоти Сына Божьего Девой Марией. Согласно Евангелию, Иисус Христос родился во времена правления императора Августа в иудейском городе Вифлееме.

Согласно преданию Евангелия, мать Иисуса Христа Мария и ее муж Иосиф жили в Назарете, а в Вифлеем пришли, выполняя приказ правителя Августа явиться всему населению на перепись.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Православный греческий храм в городе Назарете

В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, и Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в пещере, предназначенной для стойла скота. Там Мария и родила Сына Божия. Пресвятая Дева спеленала Богомладенца и положила в ясли — кормушку для скота.

Среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, весть о рождении Спасителя мира услышали пастухи, сторожившие стадо. Им явился Ангел и сказал: “Не бойтесь: благовествую вам радость великую, которая будет всем людям.

Важно

Сегодня родился Спаситель мира — Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях”.

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Когда Ангелы исчезли, пастухи отправились в пещеру и первые поклонились младенцу. На небе засияла Вифлеемская звезда.

Следуя за путеводной звездой, волхвы (древние мудрецы) достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю и принесли дары Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).

Именно с тех давних времен пришла традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку. Традиция отмечать это событие как праздник появилась значительно позже. Одно из первых упоминаний о дне празднования рождения Иисуса Христа датируется четвертым веком.

История праздника

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах Рождество Христово соединялось с праздником Крещения и отмечалось 6 января, и было известно под именем Богоявления.

© photo: Sputnik / Рамиль Ситдиков

Работа итальянского художника Роберто Ванадиа “Как новый Вифлеем”

Основная и первоначальная цель установления праздника — воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия.

Рождество Христово было впервые отделено от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова.

С тех пор весь христианский мир отмечает Рождество Христово 25 декабря. Исключение составляет Армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления 6 января.

Перенесением праздника на 25 декабря Церковь хотела создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем.

Установление празднования рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. Отцы церкви считали, что 25-е число декабря месяца исторически более всего соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно — во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

© photo: Sputnik / В. Робинов

Икона “Рождество Христово”

Грузинская, Русская, Иерусалимская, Сербская и Польская православные церкви, а также афонские монастыри (в Греции), католики восточного обряда и некоторые протестанты, придерживающиеся юлианского календаря, также празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю, то есть 7 января.

Седьмого января Рождество Христово справляют также православные и греко-католики в Украине, Коптская православная церковь в Египте, православные Беларуси, Македонии, Казахстана и Кыргызстана.

Шоба

Рождество Христово в Грузии — как и во всем христианском мире, одно из главнейших торжеств и называется по-грузински “Шоба”. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй отслужит в Кафедральном Соборе Пресвятой Троицы — Самеба, в Тбилиси рождественскую литургию, которая начнется 6 января в 23:00.

В каждой части Грузии Рождество Христово отмечают по-своему, но традиционные шествия “Алило”, проводятся в каждом регионе страны. 

© video: Sputnik . Alexander Imedashvili

Патриарх всея Грузии поздравил страну с Рождеством

Грузинское “Алило” происходит от слова “Аллилуйя”, то есть восхваление Бога. Это древняя традиция рождественского шествия в честь рождения младенца Иисуса, которую в последние годы возобновила патриархия Грузии.

В Тбилиси шествие начинается с площади Роз и идет до кафедрального собора Самеба, где участников, по традиции, встречает Патриарх и передает подарки и сладости.

Совет

Участники “Алило” проходят по центру города, распевая рождественские народные и церковные песни. Костюмы участников шествия напоминают рождественских библейских персонажей: это ангелы с венками на головах — “махаробели”, то есть “вестники радости”, волхвы с подарками, а также пастухи.

В шествии также участвуют духовные лица, прихожане различных церквей. В сопровождающие участников шествия тележки, запряженные быками, все желающие складывают свои подношения — сладости, фрукты, игрушки, другие дары, которые после завершения “Алило” будут розданы детским домам, приютам для престарелых, больницам и нуждающимся.

Еще одна рождественская традиция, которую ввел в Грузии Илия Второй. В Рождественскую полночь в окнах домов каждый житель зажигает церковную свечу, призванную осветить Пресвятой Богородице и младенцу Иисусу путь в их дома и сердца.

© video: Sputnik .

Участники шествия “Алило” собирали подарки для сирот и неимущих

В каждом из регионов Грузии Рождество отмечают по-своему и готовят характерные именно для него праздничные блюда. Рождество Христово в разных регионах страны даже называют по-разному.

  В Самегрело, к примеру, этот праздник зовут “Христовым вечером”, в Раче и Нижней Сванетии — “Чантлоба”, в Верхней Сванетии — “Шоби” (Рождество), в Картли — “Христов Сочельник”, а в Мтиулети — “Тхилоба” (Время орехов).

Святки

На Руси Святки начинаются в канун великого праздника — в сочельник ужином с Рождественской кутьей и кашей, пирогом с кренделями. К Рождественскому сочельнику храмы украшают по-праздничному еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.

Во многих странах, как и в России, Рождество считали одним из главных семейных праздников. К празднику также пекли фигурки животных из пшеничного теста, которыми украшали столы, окна избы и которые посылали в подарки родным и знакомым.

Когда семья собиралась за столом, старшие вспоминали год — все хорошее и плохое в уходящем году. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также беднякам, чтобы и они могли отпраздновать Рождество.

К Рождеству Христову во многих семьях существует обычай наряжать елку, дарить друг другу подарки. Елочные ветви украшают различными сладостями и светящимися огоньками. После богослужения вкушали всевозможные мясные и рыбные закуски, запеченного гуся с яблоками.

© photo: Sputnik / Виктор Толочко

Празднование Рождества в белорусской деревне Погост

Жареная птица была украшением рождественского стола. Курицу подавали холодной, гуся или утку — горячими. Холодную птицу гарнировали солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую — жареным картофелем.

Народные традиции празднования Святок от Рождества до Крещения коренятся в славянских обычаях празднований зимнего солнцестояния. Обязательными атрибутами было переодевание и колядование.

В честь старинной традиции парни и девушки наряжались в устрашающие наряды, костюмы животных и ходили по домам с пением колядок — рождественских гимнов. Устраивали пляски в домах и на улицах, разыгрывали сценки и целые представления.

На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать — петь народные песни о Рождестве Христовом.

Старшее поколение тоже не скучало: старики воспоминали и рассказывали обычаи, женщины гадали.

Обычаи и приметы

По древнему обычаю, в рождественскую ночь вы должны загадать самое заветное желание, и оно обязательно сбудется. Именно в эту ночь, по старинным поверьям, вода, сама природа и воздух, становятся волшебными и это помогает сбываться вашим желаниям.

Рождественские традиции говорят и о том, что в праздники вы обязательно должны весело проводить время, никогда не грустить и наслаждаться жизнью.

© photo: Sputnik / A. Sverdlov

Чеканная икона “Рождество Христово”. XVII век. Национальный музей искусств Грузии

В народе считалось, что в канун Рождества выходит на свет вся нечисть и гуляет вплоть до Крещения Христова. Именно в этот промежуток времени становились популярными гадания, обряды и ритуалы.

В Рождественскую ночь обязательно нужно посмотреть на небо. Хорошей приметой является увидеть в эту ночь падающую звезду.

Обильный снег на рождественские праздники указывает на то, что будет теплая весна.

Обратите внимание

Если в праздники вы потеряли расческу, то рождественские приметы говорят, что найдете суженного.

На рождественские праздники обязательно посетите магазин и купите милые безделушки, которые станут вашими оберегами до следующего Рождества.

© photo: Sputnik / Александр Лыскин

Репродукция иконы “Рождество Господа Иисуса Христа”. XV век

Если кот спешит удрать утром в праздник, значит появится жених, кошка — невеста.

На Рождество следует сходить в гости или принять гостей у себя дома, тогда весь год к вам будут приходить только хорошие люди.

Если в праздники начинают звонить часы, которые вы не трогали уже долгое время, значит скоро отправитесь в путешествие.

Рождество следует встречать в одежде светлых и ярких тонах, так как печалиться в такой светлый и веселый день нельзя.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20170106/234459341/Rozhdestvo-Hristovo-2017-istorija-i-tradicii-prazdnika.html

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники — это двенадцать православных праздников, посвященных событиям земной жизни Исуса Христа и Богородицы. Все двунадесятые праздники входят в число великих праздников, однако уступают «празднику праздников и торжеству торжеств» — Пасхе.

По тематике все двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, а по времени празднования — на переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные). Непереходящих насчитывается девять праздников, переходящих — три.

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.

Все двунадесятые праздники имеют предпразднество, попразднество и отдание.

Значимость двунадесятых праздников в православии

Двунадесятые праздники для каждого верующего человека, регулярно посещающего старообрядческий храм и соблюдающего все посты, имеют важное значение. Данная важность была предопределена еще нашими далекими предками, со времен существования Богородицы и Исуса Христа.

Читайте также:  Преподобный никодим святогорец (агиорит)

В большинстве современных государств традиции культурные, народные и религиозные переплетены между собой довольно тесным образом. Даже несмотря на функциональные возможности электронного века, мы пока не можем отказаться от исторического наследия, хранящего множественные чудеса, секреты и тайны.

Важно

В России до 1925 года все двунадесятые праздники были также и государственными. Торжественность и соблюдение значимости таких праздников не утратило актуальности и в наше время. Некоторые из них официально отмечаются в большинстве стран мира, когда граждане освобождены от трудов и работ.

Утверждение на законодательном уровне взаимодействия Государства и Церкви в очередной раз подтверждает эту теорию.

Двунадесятые непереходящие праздники

Непереходящие, то есть неподвижные праздники из года в год, вот уже на протяжении многих столетий, имеют неизменную дату. Стоит отметить, что практически во всех православных календарях праздники отмечаются по новому и по старому стилю (пишется в скобках).

Рождество Пресвятой Богородицы принято почитать 21 сентября. Почему упоминаем этот праздник в первую очередь? Просто потому, что по старому стилю исчисление церковного календаря начинается именно с 1 сентября.

Так гласит предание, ведь утверждение этого праздника произошло еще в далеком четвертом веке. Пресвятая Богородица, она же Дева Мария, родилась в семье бедных и довольно престарелых, но от этого не менее счастливых супругов, 8 сентября (по старому стилю), то есть 21 сентября по новому, в далеком Назарете.

Девица стала матерью Исуса Христа в результате непорочного зачатия, и поэтому не могло быть иначе, как причисление ее к лику Святых.

Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября. Посвящение в определенном смысле кресту, как символу вечной и райской жизни, известно не только в христианстве, но и во многих других религиях. С крестом ознаменовывается великая жертва Исуса Христа, как искупление грехов всего человечества.

Следующую иерархическую ступень занимает праздник Введение Во Храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря. В этот день, впервые и особенно торжественно, в храм в городе Иерусалиме была введена трехлетняя Мария.

Рождество Христово, самый светлый, добрый и от этого не менее торжественный праздник, принято отмечать 7 января. Сверхъестественное рождение Богомладенца от непорочной Девы Марии делает его по-особенному благодатным и необычным.

Праздник Крещения Господня, или Богоявление, отмечается 19 января. В этот день происходит чудо явления Ликов Святой Троицы. Исус Христос был крещен в водах реки Иордан. Бог Отец голосом с небес, в присутствии множества людей, его благословляет. В это же время Святой Дух спускается к Исусу в образе белого голубя.

Православная Церковь, согласно евангельской истории, утвердила 15 февраля (по новому стилю) как праздник Сретение Господне. Старцу Симеону сам Бог, возвестившись в образе Святого Духа, пообещал жизнь на Земле, пока он не увидит Исуса Христа.

Неожиданную и чудодейственную Благую весть, по преданию Церкви, получает Дева Мария в день 7 апреля. Ее известил Святой Дух о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа. С этим днем связано много традиций и обычаев. В этот день празднуется Благовещение.

Преображение Господне (19 августа) связано с очередным знаменательным событием в истории Рождения и Воскрешения Исуса Христа. В этот день он явился своим ученикам в сияющем образе, как солнце, в белых одеждах, подтверждая тем самым, что есть конец каждому страданию, и жизнь вечная ожидает каждого уверовавшего в нее.

Особенно строгим является пост перед Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). Скорбный день принято поминать жалобными молитвами, с целью утешения и назидания для всех христиан.

Двунадесятые переходящие праздники

За одну неделю перед празднованием Пасхи принято отмечать переходящий праздник Вход Господень в Иерусалим, то есть Вербное воскресенье. В этот день Исуса Христа принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий.

Вознесение Господне отмечается на 40-й день после Пасхи. Согласно преданию, возносится Исус Христос на небо, к Богу Отцу, закончив тем самым служение земной жизни. Всегда праздник выпадает на четверг и отражает священность вхождения Сына в небесный храм к Своему отцу.

Святая Троица выпадает на воскресенье, на 50-й день после праздника Пасхи. Перед этим днем принято отмечать Троицкую Родительскую субботу и поминать усопших.

Православный календарь

Календарь на Руси называли месяцесловом. Он охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян, в нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления. Православный календарь подразделяется на две части по принципу подвижной и неподвижной его частей.

Наиболее значимые для христианина дни празднований и постов определяются пасхалией. Именно учитывая все факторы лунно-солнечного календаря, сначала высчитывается праздник Пасхи — самый важный и главный праздник по всех смыслах. Исчисление первого весеннего полнолуния следует сразу же за днем весеннего равноденствия.

Совет

Передвижение точной даты самой Пасхи происходит в пределах 35 дней, то есть в период с 4 апреля до 8 мая. Таким образом, дата этого праздника передвигается, а день недели, то есть воскресенье, остается неизменным.

Периоды постов и другие традиционно религиозные дни, связанные с празднованием этого уникального для верующих праздника, отсчитываются именно опираясь на этот принцип.

Двунадесятые праздники по хронологии церковного года
 

Источник: http://ruvera.ru/dvunadesyat

Рождество Христово: начало начал

История, традиции и смысл великого праздника

7 января православный мир празднует Рождество Христово — великий двунадесятый праздник, положивший начало новой эре в истории человечества. Что лежит в основе евангельской истории о рождении Спасителя, как вычисляли дату Рождества и почему о нем «забыли» в первый век христианства — разбиралась «Русская планета».

История

Евангелисты Лука и Матфей пишут о Рождестве Христовом так: в те дни во всей своей империи, к которой относилась  и Палестина, император Август повелел сделать перепись.

Записаться нужно было в том городе, откуда ты родом — и тогда Иосиф с Марией, которая уже была беременна в тот момент, пошли из Назарета в Вифлеем, город Давидов (потому что Иосиф был из дома и рода Давидова). Когда же они были там, наступило время Марии родить. Она родила Сына, и Иосиф нарек ему имя Иисус, как заповедал сделать ему ранее ангел.

Младенца спеленали и положили в  кормушку для скота, ясли — потому что им не было места в гостинице. По преданию, Мария с Иосифом были вынуждены остановиться в пещере, куда пастухи загоняли скот.

Ночью весть о рождении Спасителя донеслась до пастухов. Им явился ангел и сказал: «Не бойтесь: возвещаю вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира — Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Вслед ангелу явилось многочисленное небесное воинство, славящее Бога — и когда отошло оно обратно на небо, пастухи решили идти в Вифлеем. Там они нашли пещеру, где находились Мария, Иосиф и Младенец, и рассказали Святому семейству о том, что было возвещено им.

Евангелист Матфей приводит также историю с поклонением волхвов с востока. О рождестве Спасителя им сообщила звезда на востоке: придя в Вифлеем, волхвы преподнесли младенцу Иисусу дары — золото, ладан и смирну (золото — как Царю, ладан — как Богу, смирну — как знак предстоящей смерти, потому что было принято смазывать умерших маслом на смирне).

Обратите внимание

Тогда же о рождении мессии узнал Ирод, царь иудейский. Желая его уничтожить, царь Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Но Иосиф получил во сне предупреждение об опасности, и Святое семейство успело бежать в Египет, где и пребывало до смерти Ирода.

Установление праздника

Первые упоминания о Рождестве датируются началом III века. К тому времени уже сложилась традиция важнейших христианских праздников, среди которых были Воскресение Христа, Вознесение на небо, Крещение и Пятидесятница. То, что Рождества не оказалось в этой ранней традиции, связывают с иудейским мировоззрением, согласно которому рождение человека означало начало болей и скорбей.

Но, даже появившись в церковном календаре в III веке, Рождество не было тем праздником, которым является сегодня.

Изначально христиане имели  единый праздник Богоявления, где вспоминали сразу три евангельских события: Рождество, поклонение волхвов и крещение Спасителя.

 И только в IV веке Рождество и Крещение разделили по разным дням (при этом праздник Крещения до сих пор называют еще Богоявлением).

Источник: http://baznica.info/article/rozhdestvo-hristovo-nachalo-nachal/

«Дева днесь Пресущественнаго раждает…», — о празднике Рождества Христова

«- С Рождеством!», «- Счастливого рождества!» — можно часто услышать от расположенного к вам человека. Но с Рождеством Кого? Почему […]

«- С Рождеством!», «- Счастливого рождества!» — можно часто услышать от расположенного к вам человека. Но с Рождеством Кого? Почему этот праздник должен быть счастливым для нас? В чём его особенное значение? Да просто в том, что существование человечества в этот день наконец обрело смысл!

Значение праздника

Богочеловек Иисус Христос, Сын Божий родился дважды. Один раз он родился от Бога Отца без матери. Вернее не родился, а непрерывно рождается. Поскольку само время было сотворено Богом, а Святая Троица находится над временем и над пространством.

Книга Бытия сообщает нам о том, что однажды Богом был сотворён мир. Сотворён и наполнен живыми существами, которые могли бы получать радость от бытия. Венцом творения стал человек, объединивший в себе духовный и материальный миры и наделённый живой неуничтожимой душой.

Впоследствии человек преступил заповедь Божию и тем самым отделил себя от источника всех благ — Бога. Это пагубным образом сказалось на нём. Человек стал подвержен усталости, болезням и смерти и начал остро чувствовать свою оставленность Богом. На долгие века и даже тысячелетия мир замер в ожидании прихода великого Примирителя человечества со своим Создателем.

И вот приход обещанного Мессии состоялся. Пречистая Матерь Божия родила сына, зачатого без мужа, от Духа Святого. Так Бог Сын родился на свет вторично, вочеловечившись. И началась его земная жизнь. Путь на Голгофу, к смерти, воскресению и вознесению. Путь к примирению человечества с Богом. К усыновлению людей Творцу.

Важно

Именно это рождение, Рождество мы отмечаем 25 декабря по юлианскому календарю или 7 января по григорианскому. Наши предки лучше нас с вами понимали значение этого события, поэтому к нему было привязано всё летосчисление на планете. Само время разделилось на этапы: «до Рождества Христова» и «от Рождества Христова».

Предание о Рождестве Христовом

Сведения о Рождестве Христовом преимущественно содержатся в Евангелиях от Луки и от Матфея. Некоторые, признаваемые Церковью верными, подробности можно встретить в «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея» — известных апокрифических текстах первых веков.

Читайте также:  Молитвы о здоровье младенцев

Согласно Священному Преданию, воспитывавшаяся при иерусалимском храме Дева Мария дала Богу обет девства и была обручена пожилому праведному старцу Иосифу, чтобы он стал её опекуном.

Вскоре Иосиф понял, что Мария беременна, но ангел Божий рассказал ему о чуде, свидетелем которого он должен был стать: «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:20-21).

В тот же год императором Римской империи была объявлена перепись, для прохождения которой житель каждой провинции должен был вернуться в город, откуда был родом. Дева Мария и Иосиф Обручник происходили из рода царя и пророка Давида и должны были пройти перепись в Вифлееме.

Когда они добрались до города, то обнаружили, что все места в гостиницах и комнаты в домах горожан заняты, поэтому им пришлось остановиться в пещере, которая обычно использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.

В пещере Матерь Божия родила Спасителя. Ангелы разнесли весть об этом местным праведникам, первыми из которых были пастухи. Эти простые и чистые сердцем люди сразу же поспешили в пещеру, чтобы поклониться Господу.

Несколько позже поклониться Спасителю пришли мудрецы и аристократы с Востока, названные в Евангелии волхвами. Предание гласит, что их звали Мельхиор, Валтасар и Гаспар. Ведомые появившейся в небе особенной звездой, они принесли Господу символические дары: ладан, как Богу, золото, как царю и смирну, как человеку.

Совет

Ко времени прихода волхвов Святое семейство уже некоторое время находилось в Вифлееме и успело перебраться из пещеры в дом (по одной из версий они были в пути два года и к их приходу Иосиф и Мария уже успели принести Спасителя в иерусалимский храм и вернуться обратно в Вифлеем).

Сразу после поклонения волхвов Святое семейство было вынуждено бежать в Египет и жить там несколько лет, так как правивший в Иудее Ирод Великий видел в Мессии конкурента своей власти и, узнав от волхвов примерное время рождения Господа, распорядился уничтожить всех младенцев до двух лет в окрестностях Вифлеема. Так погибло 14 000 ни в чём не повинных детей.

После смерти Ирода Великого ангел явился Иосифу Обручнику и поведал о возможности вернуться на родину. По возвращении в Святую Землю Иосиф, Мария и Иисус поселились в городе Назарете. На этом библейский рассказ о Рождестве Христовом заканчивается.

Дата Рождества Христова

Основание традиции отсчёта времени от от Рождества Христова положил наш земляк (скиф из Причерноморья) Дионисий Малый — весьма образованный монах, живший в Риме. По поручению  папы римского Иоанна I в середине VI века он составлял пасхальные таблицы, переводил церковно-канонические сборники, жития святых и догматические сочинения с греческого на латынь и занимался другими научными трудами.

Дионисий вычислил и ввёл в широкий обиход дату Рождества Христова, исходя из того, что Господу, когда Он начинал Свою проповедническую деятельность, было около 30 лет (по Евангелию от Луки), что распят Он был в канун иудейской Пасхи при императоре Тиберии. Опираясь на Александрийскую пасхалию, Дионисий решил, что Воскресение Господа приходится на 25 марта 31 года от Его Рождества. С тех пор от этой даты ведётся мировое летосчисление.

Однако многие исследователи считают, что Дионисий Малый в своих расчётах допустил ошибку и что Спаситель родился ранее указанного Дионисием срока. Большинство современных историков и библеистов определяют дату рождения Спасителя как 5-й год до Рождества Христова. Такой получился исторический казус.

Становление и особенности празднования Рождества Христова

В 221 году реннехристианский историк Секст Юлий Африкан впервые указал на 25 декабря, как на дату Рождества Спасителя. В 337 г. папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. Сейчас это один из двенадцати наиболее значимых христианских праздников после Светлого Христова Воскресения.

В Константинопольской Церкви праздновать Рождество Христово стали несколько позже — около 377 года. Этому поспособствовали император Аркадий и святитель Иоанн Златоуст, бывший в то время архиепископом Восточного Рима. К концу IV столетия обычай отмечать Рождество Христово утвердился во всех крупнейших Православных Церквях.

Обратите внимание

25 декабря по старому стилю (7 января по новому стилю) Рождество Христово отмечают Русская, Сербская, Грузинская, Иерусалимская и Полская Поместные Церкви.

Константинопольская, Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие Православные Церкви отмечают Рождество Христово 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 2800 года будет совпадать с григорианским. В это же время рождение Спасителя отмечается католиками и большинством протестантов.

Рождество Христово отмечают в большинстве стран мира. При этом во многих из них оно имеет статус государственного праздника и является выходным днём.

Подготовкой к празднику служит строгий Рождественский (Филиппов) пост, продолжающийся в течение 40 дней, особая суббота перед Рождеством и рождественский сочельник — день особенно строгого поста, когда пища не вкушается «до первой звезды», то есть примерно до пяти часов вечера, а трапезу принято начинать с особого блюда из зёрен размоченной в воде пшеницы с мёдом и фруктами — сочива. Лучшие рецепты сочива вы можете узнать здесь.

Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. В состав всенощного бдения накануне праздника входит великое повечерие вместо Великой вечерни. В день празднования Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».

Период от Рождества Христова до Крещения Господня (19 января) считается святыми днями, «святками». В это время принято поздравлять друг друга, посещать больных, угощать нуждающихся, петь особые песнопения о Рождестве Христовом — колядки.

С XVIII века на Рождество при храмах устанавливают рождественские вертепы — макеты пещеры Рождества, обычно из снега, с установленными в них фигурами Богородицы, Иосифа Обручника, пастухов и животных, а также яслями с Богомладенцем.

Ещё в дохристианский период у германцев ель была символом вечной жизни, как дерево, никогда не теряющее листву. Ею украшали дома, чтобы привлечь к ним жизненную силу и удачу.

Важно

 В 1419 году во Фрейбурге пекари нарядили дерево вкусными украшениями, которые дети могли снимать и есть в Рождественскую ночь. С тех пор ель стала непременным атрибутом Рождества Христова.

В XVIII столетии рождественское дерево перекочевало и в Россию, где по указу императора Петра Великого им к празднику стали украшать дома и общественные места.

Русская Православная Церковь с 1814 года (согласно указу Александра I) в день Рождества Христова также вспоминает избавление нашей страны от нашествия армии французского императора Наполеона Бонапарта.

Ещё несколько интересных традиций, легенд и интересных фактов о Рождестве Христовом изложены здесь.

От редакции журнала «Православие.фм» поздравляем всех православных верующих с наступающим праздником Рождества Христова! Желаем каждому христианину радостно встретить пришедшего в мир Спасителя и следовать Его слову и примеру в своей внутренней жизни, дабы достигнуть Царствия Небесного!

Андрей Сегеда

Источник: https://pravoslavie.fm/interested/deva-dnes-presushhestvennago-razhdaet-o-prazdnike-rozhdestva-hristova/

Икона Рождество Христово

главная > иконы двунадесятых праздников > икона Рождество Христово

Рождество Христово – великий, светлый и чудесный праздник для верующих людей всего мира. Икона Рождество Христово рассказывает об одном из самых важных событий в жизни человечества – о рождении Иисуса Христа от Девы Марии.

Сюжет иконы Рождество Христово прост и торжественен – волхвы в воплощении трёх царей Бальтазара, Мельхиора и Каспара приносят с собой дары родившемуся Сыну Божьему. Ангел Господень удерживает в своих руках чудесную путеводную Вифлеемскую звезду, указавшую волхвам местонахождение младенца Иисуса.

Икона Рождество Христово обязательно показывает и Святого Иосифа Обручника – мужа Богородицы, сопровождавшего деву Марию в её поездке в Вифлеем. Красива, спокойна и умиротворяюща икона Рождество Христово.

 В те годы Римской империей правил император Гай Юлий Цезарь Август, пожелавший за время своего правления устроить перепись всего >подвластного ему населения. По бытовавшим тогда обычаям каждый подданный императора должен был встать на учёт по месту происхождения своего предка, давшего начало роду.

Предком Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа Обручника был царь Давид, родившийся в Вифлееме. Прибыв в Вифлеем, Дева Мария и Иосиф не смогли найти себе ночлега – все городские гостиницы уже были заняты и свободных мест не было.

Тогда, в холодную дождливую зимнюю ночь, Богородица и муж её Иосиф нашли себе пристанище в пещере, которую местные пастухи использовали в качестве хлева для животных. В ту ночь и родился у Девы Марии Сын Божий, и колыбелью Ему были ясли – кормушка для животных.

Иногда на иконе Рождество Христово изображается и повивальная бабка Саломея, за которой побежал Иосиф в тот момент, когда у Богородицы начались схватки. Саломея-повитуха известна тем, что она засвидетельствовала чудесное сохранение девственности Девы Марии после рождения Иисуса Христа.

Совет

 Сразу после рождения Сына Божьего, ангел Господень явился к пастухам, что недалеко от Вифлеема стерегли своё стадо и возвестил им о том, что родился “Спаситель, который есть Христос Господь” и указал на Его местопребывание: “Вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях”.

Удивлённые и испуганные пастухи отправились на поиски Младенца. Поклонившись младенцу Иисусу, лежащему в яслях (кормушке для животных), пастухи отправились рассказывать всем о чудесном рождении Спасителя, проповедуя и восхваляя веру христианскую.

Икона Рождество Христово не всегда включает в себя сцену поклонения пастухов, но сам эпизод является распространённым в иконографии и живописи.

 Не только простой люд – пастухи пришли поклониться младенцу Иисусу. С востока, ведомые чудесной Вифлеемской звездой, возвещавшей о рождении Царя Иудейского, дары новорожденному Спасителю принесли волхвы.  Волхвов было трое, они прибыли как цари восточных государств.

Самого младшего из них, юношу звали Бальтазар, зрелого мужа – Мельхиор, а почтенного старца – Каспар. Волхвы – обязательные участники иконы Рождество Христово, наряду с Девой Марией, Младенцем Иисусом и Святым Иосифом Обручником.

В дар Младенцу волхвы принесли:

  •  золото, как символ дара Царю;
  •  благовоние ладан, как символ дара священнослужителю;
  •  смолу для бальзамирования мирро, как символ будущего омывания тела Христа перед его погребением.

 Царь Ирод, повелевший волхвам после поклонения Младенцу вернуться к нему и рассказать, где родился новый Царь Иудейский, так и не дождался трёх царей.

Бальтазар, Мельхиор и Каспар покинули Иудею другим путём, увидев во сне откровение об истинном желании Ирода убить истинного Царя Иудейского. Раздосадованный царь Ирод повелел своим солдатам устроить избиение младенцев.

Спасая Богомладенца Богородица, сопровождаемая Иосифом Обручником, бежали в Египет; родственница Марии праведная Елисавета и сын её Иоанн Креститель спрятались в пустыне.

Обратите внимание

 Икона Рождество Христово и моление к образам Девы Марии и младенца Иисуса помогает в случае тяжёлой беременности и тяжёлых родах. 

 На этой странице Вы можете купить икону Рождество Христово.

Источник: http://spb-icon.ru/ikoni-dvunadesyatich-prazdnikov/ikona-rozhdestvo-christovo.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector