Рождество пресвятой богородицы, двунадесятый

Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — первый двунадесятый (от славянского «дванадесять» — двенадцать) православный праздник церковного года.

Первый он и по хронологии событий новозаветной истории, и по церковному календарю, который начинается с сентября и потому называется в богослужебных песнопениях «началом нашего спасения». Рождение Божией Матери явилось исполнением пророчеств о том, что вскоре придет на землю Христос, Спаситель мира.

 Праздник Рождества Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю), является непереходящим и имеет 1 день предпразднества и 4 дня попразднества.

Содержание

Из Евангелия мы узнаем только основные, самые главные события жизни Богородицы, но там не сказано ни об обстоятельствах Её рождения, ни о дальнейшей Её жизни. Эти подробности доносит до нас церковное предание, то есть древние сказания, церковно-исторические сочинения, а также гимнографическое богослужебное наследие, то есть тексты церковной службы.

Родителей Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анну, Церковь называет «богоотцами». Иоаким был потомком царя Давыда, Анна происходила из рода первосвященника Аарона. Они вели жизнь праведную и благочестивую.

Предание говорит о том, что для себя они оставляли только третью часть доходов — остальное раздавали нуждающимся и жертвовали на храм. Достигнув преклонных лет, супруги оставались бездетными. Следует сказать, что бесчадие считалось в еврейском народе наказанием за грехи, и потому Иоаким и Анна терпели несправедливые обвинения в тайных грехах.

Обратите внимание

Но они не отчаивались, а надеялись на милость Божию и верили, что Господь и в старости может послать им дитя, как некогда Аврааму и Сарре.

В один из великих еврейских праздников Иоаким пришел в храм Иеросалимский, чтобы по закону Моисееву принести жертву Богу. Но первосвященник не принял даров Иоакима, обвиняя его в грехах, за которые Господь наказывает бесчадием. Опечаленный Иоаким не вернулся домой, а пошел в пустыню, где паслись его стада.

Анна, узнав о том, что произошло в храме, также опечалилась. Однако они не роптали на Господа, а горячо молились, прося у Него милости. Их молитва была услышана Господом. По преданию, Иоакиму в пустыне, а Анне в саду было явление Ангела с радостной вестью, что у них родится дочь.

Оба тотчас же пошли в Иеросалим и встретились у Золотых ворот. В положенное время у них родилась дочь, Которую назвали Марией. Иоаким и Анна с радостью благодарили Господа и обещали посвятить свое чадо служению Богу.

 Дата Рождества Богородицы отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия святой Анны (22 декабря).

Одно из первых упоминаний о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439–446).

У иаковитов и несториан, отделившихся от Православной Церкви в V веке, также 8 сентября есть праздник под названием «Рождество Владычицы Марии». В VII–VIII веках в Греческой Церкви праздник уже отмечается с большой торжественностью.

Официальное утверждение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию.

———————–
Библиотека Русской веры
Поучение на Рожество Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале
————-

Храмы и монастыри в честь Рождества Богородицы строились в XII–XIV веках в Боголюбово и Владимире, в Суздале, Новгороде, Пскове. Покровительство Богородицы в освобождении русских земель от татаро-монгольского ига было отражено в массовом строительстве храмов, посвященных богородичным праздникам.

Рождеству Богородицы был посвящен собор Бобренева монастыря (1381) близ Коломны и надвратная церковь Андроникова монастыря.

Вдовой великого князя Димитрия Донского княгиней Евфросинией в 1392 году в Московском Кремле был основан Вознесенский монастырь и возведена белокаменная церковь в честь Рождества Богородицы в традициях владимиро-суздальского зодчества. Церковь была расписана в 1395 году выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным.

В службу праздника входят творения преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) — первый канон; святителя Андрея Критского (VII век) — второй канон; Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) — стихеры на стиховне; Анатолия, епископа Солунского (IX век) — некоторые стихиры на литии; Стефана и Сергия Святоградцев (IX век) — стихеры на «Господи воззвах» и некоторые на литии и стиховне. В стихерах празднику Рождества Богородицы содержится вероучительная мысль, что в лице Девы Марии Господь приготовил Себе земной Престол и Царский чертог; что Матерь Божия Своим величием превосходит всех жен, потому что от Нее родился Сын Божий; что, разрешив неплодие родителей Матери Божией, Господь может разрешить и наше духовное неплодие, т.е. дать нам силу делать добро. В то же время в тех же стихерах все люди и ветхозаветные и новозаветные (присутствующие в храме) приглашаются возрадоваться и прославить Матерь Божию, потому что через Нее небо соединилось с землею, ад посрамился, двери рая, т.е. Царства Небесного, снова открылись людям, мы обновились и «обожились», т.е. сделались причастными Божией благодати.

В паремиях, читаемых в праздник Рождества Богородицы, в первой (Быт. XXVIII, 10–17) говорится о видении Иаковом лестницы, которая прообразовала собой Божию Матерь, соединившую небо с землею; во второй паремии (Иез.

XLIII, 27; XLIV, 1–4) содержится пророчество Иезекииля, назвавшего Матерь Божию вратами, чрез которые прошел Святой Старейшина и Святой Домостроитель; в третьей (Притч. IX, 1–11) говорится о Доме, уготованном для себя Ипостасной Премудростью, т.е.

Исусом Христом (Дом этот, построенный Премудростью — Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария, в которую вселился Господь).

———————–

Библиотека Русской веры
Канон Рожеству Пресвятой Богородицы →

Читать онлайн
————-

Мысли канона празднику близки к мыслям стихер. В Апостоле (Филипп.

II, 5–11) говорится о самоуничижении и смирении Сына Божия, принявшего зрак раба, смирившего Себя до смерти крестной, и за это препрославленного выше всякого имени. В Евангелии (Луки X, 38-42.

XI, 27–28) говорится о пребывании Христа в доме у Марфы и Марии. Самое древнее песнопение праздника, составленное, вероятно в V–VII веках, — это тропарь.

Церковно-славянский текст

Важно

Ржcтво2 твоE, бцdе дв7о, рaдость возвэсти2 всeй вселeннэй. и3з8 тебE бо восіS сlнце прaвдэ хrт0съ бGъ нaшъ, ра€руши1въ клsтву, дaстъ блгcвeніе. и3 ўпраздни1въ смeрть, даровA нaмъ жив0тъ вёчныи.

Русский текст

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Їwаки1мъ и3 ѓнна поношeніz безчaдства, и3 адaмъ и3 є4вва. t тли2 смeртныz  свободи1стасz, пречcтаz с™hмъ ржcтв0мъ твои1мъ. то2 прaзднуютъ и3 лю1діе твои2, вины2 грэх0вныz и3збaвльшесz вопію1ще ти, непл0ды раждaетъ бцdу и3 питaтельницу жи1зни нaшеz.

Русский текст:

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы именуется также «Малая Пречистая», «Аспосов день». По народному преданию, время, ближайшее к этому дню, называли Оспожники, Спожинки или Госпожинки. Размах праздничных гуляний зависел от того, каким выдался урожай в новом году.

При хорошем урожае Госпожинки праздновали в течение целой недели: чем урожайнее лето, тем дольше праздник. Деревенское «пировство», приуроченное к празднествам церковного цикла, проходило в период от Успения Богородицы и до Покрова.

Пир разворачивался по всем законам гостеприимства: варили пиво согласно количеству гостей, резали овцу или барана, готовили яства из говядины, голову и ноги быка использовали для студня, доставали рыбу из кулебяки, а также, несмотря на то, что праздничный день был скоромным, пекли пирог из домашней пшеничной муки с примесью купленной крупчатки. За день или за два до праздника дети созывали родственников на пир, отдавая предпочтение тем, кто готов оплатить угощение на своем празднике. Исключение делалось для зятьев, особенно молодых: ни тесть, ни теща не обходили их приглашением, даже если сами не рассчитывали на ответное. Было очень важно, чтобы между зятьями и свекром и свекровью дочери существовали добрые отношения, как в  пословице:

Сват и сватья у тестя и тещи их сына были самыми важными гостями, которые и садились за стол в передний угол, под самые образа. Более широким и разнообразным деревенское веселье было в той местности, где были храмы в честь Рождества Богородицы, тогда в этих селениях проходили различные ярмарки, приуроченные к празднику.

Древнейшие изображения праздника Рождества Богородицы известны с VI века и получают широкое распространение в византийском и русском искусстве в XI–ХII веках.

К этому времени восходят основные элементы иконографии: Анна в красном мафории на высоком ложе, поддерживаемая служанкой; справа или слева внизу — сцена омовения младенца. К Анне подходят три женщины с дарами.

Из окна палаты выглядывает отец Богоматери, праведный Иоаким.

Традиция освящать храмы во имя богородичных праздников, в том числе Рождества Богородицы, сохранилась и в старообрядчестве.

Во многих общинах Русской Православной старообрядческой Церкви на Рождество Богородицы отмечают храмовый (престольный) праздник: в Новосибирске, Орехово-Зуево, Павловском Посаде, п. Тураево и п.

Селиванихе Московской области, селе Дворищи и Дурасово Костромской области, с. Сосновая Маза Саратовской области и ст. Ханская респ. Адыгея и других. 

Совет

Храмовым является праздник и для многих зарубежных старообрядцев: приходов РПсЦ в г. Вилково Одесской области и г. Каменец-Подольского Хмельницкой области (Украина) и с. Егоровка (Молдова), белокриницких приходов Румынии в с. Сарикей и г. Ботосаны.

Многие общины и другого старообрядческого согласия — Древлеправославной Поморской Церкви — также сегодня «именинники»: в Уфе, Великом Новгороде, п. Утечино Нижегородской области, Орехово-Зуево Московской области, селе Красногвардейское Ставропольского края. За рубежом — общины 1-я Даугавпилсская (Новостроенская) в Латвии, Масалишская, Римковская, Шлижишская и Нечанская в Литве.

Источник: http://ruvera.ru/rojestvo_bogorodicy

Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий, Раздел 2 – читать, скачать – Гермоген Иванович Шиманский

mobi epub fb2 pdf Оригинал: pdf

Гермоген Иванович Шиманский

Тропарь (глас 4)

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселённей: из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак (глас 4)

Иоаким и Анна поношение бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим Рождество Твое.

Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание о нем есть уже в IV веке. По свидетельству древнего предания, святая равноапостольная царица Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождения Божией Матери.

Об этом событии повествуют святители Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский, а также блаженные Августин и Иероним. В честь праздника святыми песнотворцами (в V в. – Антонием, архиепископом Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским; в VII в. – святым Андреем Критским; в VIII в.

– святыми Иоанном Дамаскиным и Германом, Патриархом Константинопольским; в IX в. – Иосифом Студитом) составлены многие песнопения, которые и ныне поются за богослужением в праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

Так, с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии Богоневесты».

Для Своего воплощения «во исполнение Божественнаго смотрения (домостроительства)»5 Сын Божий избирает Чистую и Пренепорочную Деву, происшедшую по отцу Своему Иоакиму из царского рода Давидова6, а по матери Анне – из первосвященнического рода Ааронова7.

«Пронареченная от родов древних»8 и «от всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога»9, Пресвятая Дева Мария была дочерью целомудренных и праведных родителей, плодом горячей веры и молитвы, испрошенной у Бога престарелыми и бездетными Иоакимом и Анной10.

Обратите внимание

Рождество Пресвятой Девы Богородицы, по выражению церковной песни, было радостью для всего мира, для всей вселенной – «Ангелов и человеков»11, ибо из Нее воссияло для всех «Солнце Правды – Христос Бог наш».

Это – «день Господень»12, «Начало нашего спасения»13, начало явления на земле воплощенного домостроительства Божия, ибо уже с Рождения Богоматери начинается Боговоплощение14.

«Предопределенная скиния нашего примирения с Богом начинает ныне бытие, имея родить нам Слово, явившееся в твердости («дебельством явльшася») плоти15.

Пресвятая Дева, «пронареченная», предызбранная от всех родов, «премногия ради чистоты Своей»16 и смирения, послужила великой тайне спасения людей через Боговоплощение, ибо Она была Матерью Творца всех – Христа Бога17, «присносущнаго Существа Божественное пребывалище» – Божие обиталище18, храм Божий и небо одушевленное, «Престол свят на земли предуготованный»19, «Питательница жизни нашея»20.

Читайте также:  Правило серафима саровского для мирян. краткое молитвенное правило

«Всепетая Дева» явилась «Едина воистину Богородица» (Великая вечерня, 2-я стихира на стиховне), «храм святый, Божества приятелище,

Святой Андрей Критский в Слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам преп.

Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость»23. «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется»24. В лице Пречистой Девы Богородицы вся тварь участвует в спасении, как Богочеловеческом деле.

Сама Она есть лучший «начаток» человеческого рода и человеческого естества. Пресвятая Богородица явилась «начатком нашего спасения»25, Она – «всех жизнь и очищение»26, «радости и спасения Ходатаица»27, «Еюже земная с небесными»28 соединяются.

Она – «клятвы отъятие, благословения подание»29, «Адамово обновление, и Евино воззвание, и нетления источник, тли пременение: Еяже ради мы обожихомся, и от смерти избавлени быхом»30.

Святая Церковь в богослужебных песнопениях праздника прославляет высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию «мановением всех Создателя и Вседержителя»31.

«Днесь всемирныя радости провозвещение, Днесь возвеяшася ветри, спасения провозвестницы: естества нашего разрешается неплодство.

Неплоды бо (Анна) мати показуется (Материю Марии Девы) Девствующия (Которая остается Девой) и по рождестве Зиждителеве.

Важно

Из Нея же чуждее (человеческое естество) присвояет, и заблуждшим плотию спасение содевает, Иже (есть) естеством Бог – Христос Человеколюбец и Избавитель душ наших»32.

На великой вечерне после входа – чтение трех паремий, которые читаются и на других Богородичных праздниках.

В первой паремии (Быт. 28, 10–17) говорится о лествице (лестнице), которую видел Патриарх Иаков. Эта лествица духовно и преобразовательно знаменует Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и соединился с человеческим естеством Сын Божий.

Во второй паремии (Иезек. 44, 2–4) сказано о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но пройдет Господь Бог Израилев и «будут (они) затворены». Эти затворенные врата являют собой преобразование Приснодевства Девы Марии Богородицы.

В третьей паремии говорится о Премудрости, создавшей себе дом, и ясно указывается на Пресвятую Деву Марию, от которой воплотился и родился Христос Спаситель.

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника.

На утрене на полиелее поется величание. После величания, малой ектений и седальна праздника поется первый антифон 4 гласа.

Этот антифон («От юности моея»), как правило, поется по полиелее на всех двунадесятых Господних и Богородичных праздниках, бываемых в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа.

В воскресенье первый антифон 4 гласа поется только при совпадении с двунадесятыми Господскими праздниками: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Неделей Ваий (Входа Господня во Иерусалим), Пятидесятницы, а также в Неделю Апостола Фомы – праздника, имеющего многие особенности богослужения двунадесятого праздника.

Совет

В праздник читаются два канона. Первый канон – святого Иоанна Дамаскина (VIII в.); второй – святого Андрея Критского (VII в.).

Второй канон посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову.

Катавасия – это ирмосы ближайшего великого праздника Воздвижения Креста Господня: «Крест начертав Моисей» (исходя из такого принципа катавасию положено петь и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение Господне и др.). Ирмосы обоих канонов по Уставу положено петь дважды. На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поются припевы праздника. Обычно вместо «Честнейшую Херувим» поется первый припев и ирмос второго канона.

Припев: Величай, душе моя, преславное Рождество Божия Матере.

Ирмос: Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем.

Затем указанный припев поется к тропарям первого канона33.

На Литургии вместо «Достойно» поется задостойник – ирмос «Чужде матерем девство» с припевом. Тот же задостойник поем на каждой Литургии в попразднство до отдания праздника.

Обычно задостойник праздника поется на Литургии до отдания включительно и во все другие великие Господские и Богородичные праздники.

Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9 песни канона с припевом или без припева.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7/20 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12/25 сентября.

Обратите внимание

На следующий день после праздника (9/22 сентября) совершается память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.

* * *

5

Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах».

6

Утреня, 2 канон, 1 песнь, 1 тропарь (далее – п. 1, 1).

7

Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне», срав.: 2-й канон, п. 4, 2.

8

Великая вечерня, 1 стихира на литии.

9

Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах» и 4-я стихира на стиховне великой вечерни.

10

Утреня, 1-й канон п. 6, 1; великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах» и 2-й канон, п. 9, 3. Икос праздника.

11

Утреня, светилен на «Слава, и ныне».

12

Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах».

13

Великая вечерня, 1 стихира на литии.

14

Утреня, 2-й канон, п. 5, 1: «Пречистое Гвое рождество, Дево Непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанно и рождение Гвое, Невесто Неневестная: Бог бо бе весь в мя облекийся» (ибо Бог всего меня воспринял).

15

Утреня, 1-й канон, п. 8,1 – русский перевод проф. М. Скабаллановича. (Здесь и далее цит. по книге: Скабалланович М. Христианские праздники. Киев, 1916).

16

Великая вечерня, 1 стихира на стиховне.

17

Малая вечерня, стихира на «Господи, воззвах» на «Слава, и ныне».

18

Великая вечерня, 4 стихира на литии.

19

Великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах».

20

Малая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах». (Ср.: кондак праздника).

21

Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне.

22

Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах».

23

Слово в день Рождества Богородицы.

24

Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне», срав.: 1 канон, п. 1,3.

25

Малая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах».

26

Малая вечерня, 3 стихира на «Господи, воззвах»

27

Малая вечерня, 1 стихира на стиховне.

28

Великая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах».

29

Великая вечерня, 2 стихира на стиховне.

30

Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на литии.

31

Утреня, 2 стихира на хвалитех.

32

Великая вечерня, 5 стихира на «Господи, воззвах». (Ср.: тропарь праздника).

33

К тропарям же второго канона другой припев: Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/2

Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

Главная » Календарь » Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

Рождество Пресвятой Богородицы – великий двунадесятый непереходящий праздник. Церковью он был установлен в IV веке и отмечается этот праздник – 21 Сентября (8 сентября по ст.ст.), имеет один день предпразнства 20 сентября и четыре дня попразднства, а также отдание праздника 25 сентября.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Икона Образ Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

История праздника Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

Согласно преданию, родителями Девы Марии были праведные Иоаким, который происходил из города Назарета в Галилее (северная часть Палестины), из царского рода Давида, из мессианского “колена” Иуды, и Анна – из Вифлеема, из архиерейского рода Аарона, из священнического “колена” Левия.

Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама.

Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.
Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников.

Важно

В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти.

Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие.

Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию – быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.

Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, “Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших” (2-я стихира на “Господи, воззвах”, глас 6).

Рождество Пресвятой Богородицы ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола.

Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни.

С первых дней рождения Марии, Иоаким и Анна старались обогреть теплотой и добром Ее детскую душу, и всем тем, что говорило Ее душе о Боге.

Когда же Марии исполнилось три годика, Иоаким и Анна принесли Ее в Иерусалимский храм, исполнения обета, который дали Господу Богу. В этот то и день, Церковь празднует праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Первые свидетельства об этом двунадесятом празднике относятся к V в. Это Слова Прокла, патриарха Константинопольского (439–446 гг.) и сакраментарий папы Геласия I (492–496 гг.), хотя древнейшие списки последнего датируются лишь VIII в.

Совет

В пользу раннего появления праздника Рождества Богородицы в Восточной Церкви говорит и тот факт, что этот праздник есть под той же датой (8 сентября) у иаковитов и несториан, отделившихся от Православной Церкви в V в., под названием «Рождество Владычицы Марии».
В VII–VIII вв.

в Греческой Церкви праздник уже отмечается с большой торжественностью. Св. Андрей Критский († ок. 712 г.), составил на него два слова и канон.

В настоящее время Рождество Пресвятой Богородицы, до сих пор отмечается Церковью 8 (21) сентября, имеет один день предпразнства 7 (20) сентября и четыре дня попразднства, а также отдание праздника 12 (25) сентября.

Почитание Пресвятой Богородицы воплотилось в чествование ее в дни “богородичных праздников” – Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы, а также и в другие дни, связанные с событиями из жизни Богородицы или прославляющие ее:
Собор Пресвятой Богородицы, т.е. всенародное торжественное собрание для прославления Матери Божьей (26 декабря / 8 января);
Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в особом храме, построенном императором Львом Великим в V в. (2 / 15 июля);
Положение честного пояса Пресвятой Богородицы – в честь того события, что императрица Зоя, супруга Льва Мудрого, получила исцеление от этой святыни (31 августа / 13 сентября);
Покров Пресвятой Богородицы (1 Октября / 14 Октября).

В праздник Рождества Богородицы все русские люди обязательно шли на праздничное богослужение в храм. В этот день не рекомендовалось выполнять какие-либо работы. Во многих деревнях на этот день приходились престольные праздники.

День праздника Рождество Пресвятой Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: “Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое”. Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название “Богородичны”, они входят в состав всех ежедневных служб.

Читайте также:  Святитель константин киевский, митрополит

В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.

В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа.

Богородица считалась покровительницей рожениц и являлась заступницей детей на этом и том свете. В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах.

Нередко призывалась Матушка Пресвятая Богородица в наговорах и молитвах при излечении от болезней.

Молитвы к Пресвятой Богородице …

Обратите внимание

Молитвы исцеляющие в различных нуждах и немощах к Пресвятой Богородице и святым …

Источник: http://vsemolitvi.ru/index.php?id=kalendar-prazdnikov/rozhdestvo-presvyatoj-bogoroditsy

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы (Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии) – религиозный праздник христианской церкви в честь Богородицы Девы Марии, матери Иисуса Христа, является одним из двунадесятых праздников.

Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы – Богородичный праздник.

Празднуется ежегодно православными 21 сентября, католиками – 8 сентября.

В день Рождения Богородицы подчеркивается, что Божия Матерь является большой праведницей, помощницей и заступницей людей, покровительницей сельского хозяйства, которая рождением Христа сделала первый шаг к вечному спасению всех людей.

История праздника. Согласно общепризнанному переводу, которого все едино придерживаются православные и католики, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима.

Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, у Львиных ворот. Однако точное место православные и католики указывают по-разному, и эти места отдаленные друг от друга примерно на 70 метров.

На православном месте построен монастырь святой Анны, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, которая была, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.

Католики указывают место дома в непосредственной близости от Вифезды и построили там базилику святой Анны, в крипте которой также находятся древние подземные помещения.

Сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы не описаны в Новом Завете. Евангелия не дают сведений о том, кто были родители Девы Марии и при каких обстоятельствах она родилась. Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно – Протоевангелие Иакова – было написано во II веке.

Согласно данному рассказу, у благочестивой семейной пары из Иерусалима – Иоакима и Анны – долгое время не было детей. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна – дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.

Однажды, когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он “не создал потомства Израилю”. Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась.

Важно

В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что “Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире”.

Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима. После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, “прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила”. Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

Как и прочие Богородичные праздники, установление относится к сравнительно позднему времени. Официальное введение праздника Рождения Пресвятой Богородицы в Византийской империи приписывают предположительно императору Маврикию в конце VI или в начале VII века.

А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века.

Об этом мы, например, читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин.

Обратите внимание

А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Икона Рождества БогородицыСамые древние изображения событий Рождества Божией Матери датированы X-XI веком. Это иконы и фрески. Например, роспись грузинского храма VII века в Атени. Весь храм посвящен Богородице (празднику Успения Богородицы).

Есть и другие древние изображения праздника Рождения Девы Марии: фрески в Киевском Софийском соборе (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), композиция в церкви Иоакима и Анны сербского монастыря Студеница (1304 год).

Традиционно на ранних иконах и фресках иконописцы изображали в центре композиции праведную Анну – мать Девы Марии. Роженица полулежит на высоком ложе, перед ней стоят женщины с дарами, акушерка и служанки, которые омывают Богородицу в купели.

Народные традиции. У восточных славян день посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна.

В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай. Считалось, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

В некоторых местах отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу. 

Источник: https://file.liga.net/holidays/rozhdestvo_presvyatoy_bogoroditsy_

Рождество Пресвятой Богородицы – Твоя Фантазия – исполнение желаний

Рождество Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник в честь рождения Пресвятой Девы Марии. Для рождения Иисуса Христа, Спасителя мира, избрана была Богом достойнейшая из дев в еврейском народе, святая Дева Мария. Родители Марии – праведные Иоаким и Анна – долгие годы были бездетны.

Не иметь детей считалось немилостью Божией, но они не отчаивались и молились, чтобы Господь послал им ребенка. Когда они пребывали уже в преклонном возрасте, у них родилась дочь. Имя ее было предуказано ангелом, предвозвестившим родителям и ее рождение.

В память о дне рождения Пресвятой Девы христианская церковь и установила свой праздник Рождества Богородицы, или, как его порой называют, Вторая Пречистая или Малая Пречистая. (Большая Пречистая – праздник Успения).

Праздник этот был установлен церковью в IV в.

, но прошло еще семь столетий, прежде чем Рождество Богородицы заняло свое место среди главных праздников Православной Церкви.

В честь Богородицы воздвигнуто множество храмов, ее изображение – одно из наиболее часто встречающихся на иконах, ей посвящены 4 из всех двунадесятых праздников.

Как правило, в этот праздник – Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) – женщины, которые из-за какой-либо болезни не могут иметь детей, молятся Пресвятой Богородице о своем исцелении и о скором зачатии детей. Но кроме этого, в этот день можно обращаться также с любым молитвенным прошением о помощи и покровительстве.

Молитва первая

О Пресвятая Богородице! Призри благосердием на моления нас, грешных и смиренных рабов Твоих, и умоли Бога Сына Твоего, да ниспослет нам и всем, притекающим к Тебе, здравие душевное и телесное и вся, яже к вечной и временной жизни потребная, да простит нам всякое согрешение вольное и неволь­ное; да избавит нас от всяких скорбей и болезней, и напастей, и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша Преблагая, Надеждо наша несокрушимая и Заступнице необоримая! Не отврати лица Твоего от нас, за множество прегрешений наших; но про стри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение во благо. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом; от всякаго же начинания греховнаго и промышления лукаваго отврати нас, да выну славим Пречестное имя Твое и поклоняемся честному образу Твоему, и величаем Бога Отца, и Единороднаго Сына Его, Господа на шего Иисуса Христа и Святаго Духа со всеми святыми, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Богорадованная Владычице, Препрославленная Мати щед рот и человеколюбия, Всемилостивая о всем мире Ходатаица, прилежно раби Твои, к Твоему Божественному предстательству прибегающе и пречудному образу Твоему со умилением припадающе молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице и Владычице, да всяких болезней и печалей нас, Тебе ради, избавит и грехов всяких свободит. Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет, велие бо и неизреченное, яко Мати, имаши дерзновение к Нему и вся можеши, елико восхощеши, едина во веки Благая и Бла гословенная. Аминь.

Молитвенное прошение

(прошение об исцелении от неплодства и зачатии ребенка)

О Пресвятая Владычице моя Богородице, надежда моя не сокрушимая, прими молитвы сии с великой надеждой и верой на Твое безмерное милосердие возносимые, смилуйся над ра бой Божьей (имя) и даруй мне исцеление от неплодства моего и возможность зачать ребенка от мужа моего.

День Рождества Пресвятой Богородицы почитается в Русской Церкви еще и потому, что именно в этот день русское воинство под предводительством святого князя Димитрия Иоанновича одержало победу на Куликовом поле.

Этот день известен и как (по В. Далю): спожа, спожка, споженка, госпоженка, большая спожка, день Рождества Богородицы (День Успенья Богородицы, малая спожка – /28/15 авг./. Успенский пост, он же – споженки; по созвучию и совпадению времени смешивается со спожинками – осенины, именинный сноп, окончание и празднование конца жатвы).

Спожинки, госпожинки – праздник урожая. Спожинки справлялись с давних пор и длились иногда целую неделю. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством. Обязательным считалось приглашение молодых к родителям. Нередко внуки оставались у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника.

Совет

К новобрачным же сходилась вся родня “навестить молодых, посмотреть их житье-бытье, поучить разуму”. Все это сопровождалось поднесением пива с прибауткой: “Аспасов день – поднесеньев день. Лей, лей, кубышка! Поливай, кубышка! Пейте, гости, пейте – хозяйского добришка не жалейте!”

По русскому календарю, 21 сентября – еще и Аспасов день. На него встречали матушку-Осенину.

Осенина в Древней Руси праздник не только урожая, но и Лады и Лели, матери и дочери – богинь плодородия, любви, брака. Ходили к берегам рек, озер и прудов овсяным хлебом встречать матушку-Осенину.

Старшая стояла с хлебом, а молодые пели вокруг нее обрядовые песни. Хлеб разламывали и раздавали всем присутствующим.

Как и в день весеннего равноденствия, в этот день обновлялся в избах огонь – старый гасили, а новый зажигали.

Во избежание порчи от дурного глаза и болезней жгли старую одежду и обувь. Детей обливали на пороге водой.

Источник: https://youfantasy.ru/publ/narodnye_primety_obrjady/narodnye_primety/rozhdestvo_presvjatoj_bogorodicy/112-1-0-1904

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

В начало

     Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (др.-греч. Γενέθλιον τῆς ὑπεραγίας δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου καὶ ἀειπαρθένου Μαρίας, церк.-слав. Ржcтво2 пресôhz вLчцы нaшеz бцdы, и3 пrнодв7ы мRjи., Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны, праздник в исторических церквях. В православных церквях относится к числу двунадесятых (Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии); в католической церкви имеет ранг «праздника» (festum)

     Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и некоторые иные празднуют Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы по юлианскому календарю (старому стилю) — 8 (21) сентября. Католическая церковь, Элладская и ряд иных поместных православных церквей празднуют его по григорианскому календарю (новому стилю) – 8 сентября.

Читайте также:  Церковь екатерины великомученицы на васильевском острове, россия, город санкт-петербург

     Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7/20 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12/25 сентября. На следующий день после праздника (9/22 сентября) совершается память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.

     Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св.

Обратите внимание

равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь Рождества Божией Матери.

Официальное введение этого праздника в Византийской империи приписывают предположительно императору Маврикию в конце VI или в начале VII века.

     Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке на Востоке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439—446), а на Западе — в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492—496). Но все эти упоминания являются недостоверными.

Слова лишь приписаны Проклу, а сакраментарии написаны лишь в VIII веке и естественно не принадлежат Геласию. В месяцесловах начала V века нет ни одного Богородичного праздника.

По мнению автора статьи англоязычной Католической энциклопедии (1913 год) первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы это гимны Романа Сладкопевца, написанные в период с 536 по 556 год.

Появление праздника связано, вероятно всего, с усилением почитания Богородицы после Эфесского собора под влиянием поздних апокрифов. Праздник возник, по-видимому, в начале шестого века, первоначально в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на их дочерние церкви.

     Несмотря на упоминания о Рождестве Пресвятой Богородицы в латинских источниках VII века, праздник не был распространён на Западе и не имел торжественной службы вплоть до XII—XIII веков.

Лишь на Лионском соборе папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей западной Церкви, а папа Григорий XI (1370—1378) установил для праздника бдение (vigilia) с постом и особую службу литургии.

Важно

     В современную православную службу праздника входят творения следующих песнописцев:
святителя Андрея Критского VII век — второй канон;
преподобного Иоанна Дамаскина VIII век — первый канон;
Германа, патриарха Константинопольского VIII век — стихиры на стиховне;
Анатолия, епископа Солунского IX век — некоторые стихиры на литии;
Стефана и Сергия Святоградцев IX век — стихиры на «Господи воззвах» и некоторые на литии и стиховне;
Иосифа Песнописца IX век — канон на предпразднство.

     Предлагаем Вам ознакомиться с книгой “Рождество Пресвятой Богородицы” профессора Киевской Духовной Академии М. Н. Скабаллановича 1871-1931 гг.: он излагает историю празднуемого события, приводит текст богослужения праздника на церковнославянском и русском языках, рассматривает историю этого богослужения и сравнивает его с практикой других Церквей.

     Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – первый двунадесятый праздник. Первый и по хронологии событий Священной истории, которые вспоминаются во время праздников, и по дню празднования в церковном году, начинающемся 1 (14) сентября

     Согласно учению Церкви, Рождество Пресвятой Богородицы – событие не случайное. Ей была отведена важнейшая роль в реализации замысла спасения человечества.

     Существует ряд ветхозаветных пророчеств и прообразов, которые традиционно считаются указаниями на рождение Девы Марии:
– «Семя жены сотрет главу змия» Быт.

3:15
– сон Иакова, в котором, по изъяснению Церкви, Матерь Божия символически образует лестницу, простертую до небес, по которой снидет Господь
– притча Соломонова, начинающаяся словами: «Премудрость созда Себе дом».

Дом, созданный Премудростью – это Матерь Божия, ставшая жилищем ипостасной Премудрости, Бога Слова.

      В богослужебных текстах Богородица именуется Храмом Божиим, Божиим Жилищем. Матерь Божия остается чистейшим и совершеннейшим образом Церкви.

      Пророку Моисею в видении купины, горевшей в огне, но не сгорающей Исх. 8:1-5, было указано на Рождество Пресвятой Богородицы:

     Существуют и другие указания в Ветхом Завете, которые являются, по мнению ряда богословов, указанием на грядущее событие Рождества Богородицы.

Источник: http://bogoslov-kubansobor.ru/rozhdestvo-presvyatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii.php

Двунадесятый праздник Рождество Богородицы

(Б3) Просвещение

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном Предании. Мы расскажем об истории, смысле и народных традициях, связанных с праздником.

Что такое Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это один из двунадесятых православных праздников.

Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение — Богородичный праздник.

Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Совет

Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно — Протоевангелие Иакова — было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Об этом мы, например, читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы).

Когда празднуется Рождество Богородицы

Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.

Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Что можно есть на Рождество Богородицы

В этот день поста нет, то есть верующим разрешается есть любую пищу.

События Рождества Пресвятой Богородицы

В Новом Завете мы не найдем практически ничего о земной жизни Богородицы. Евангелия не дают сведений о том, кто были родители Девы Марии и при каких обстоятельствах она родилась.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковной Предании. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке.

В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна — дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны.

Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.

Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, первосвященник не разрешил ему принести жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». После этого безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.

После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

История празднования Рождества Богородицы

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку.

Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин.

Обратите внимание

А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

21 сентября 2018: Рождество Богородицы

Источник: http://klise.ru/2011-04-16-16-37-52/1220-2013-09-23-10-25-44.html

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября

1638 просмотров

21 сентября (8 сентября по старому стилю) — Рождество Пресвятой Богородицы, Святой Девы Марии. Матери нашего Спасителя и человека по имени Иисус Христос.

В Православии это один из основных двунадесятых (двенадцати) праздников, является непереходящим. То есть празднуется всегда строго в одно и то же время и имеет один день праздненства и 4 дня попраздненства.

В Рождество Богородицы в храмах проходят утренние литургии и вспоминают о Деве Марии, читается молитва Песнь Богородице другие прославляющие её и Господа молитвы .

История жизни девы Марии

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»

Точная дата рождения Девы Марии неизвестна, называет примерно 16-20 годы до н. э. Мария — в переводе с еврейского значит «госпожа» или «надежда».  Эта изумительно скромная женщина, которая  смотрит на нас с икон христианских храмов и истончает великий свет добра и благодати, сама стала олицетворением всего самого святого прожила около 75 лет .

Обращаясь к ней с молитвами, верующие порой видят в ней самой Божество. И это понятно, ведь она родила нашего Бога, в нём течёт и её кровь.

Мария проживала в Назарете близ Иерусалима, мать её звали Анной, отца  Иоакимом.

Оба её родителя были выходцы из почтенных семей, среди которых были патриархи, первосвященники и правители иудейские из ветвей мудрого Соломона и могущественного Давида.

Семья не относилась к зажиточным, но жила безбедно, занимаясь разведением баранов. Предание гласит, что большую часть своих доходов Анна и Иоаким раздавали бедным. Прожив до почтенных лет, супругов стала угнетать их бездетность. Они стали просить в своих молитвах у Бога милости стать родителями.

Господь услышал их каждодневные мольбы и избрал чету для высшей миссии — стать прародителями Спасителя Мира. Их дочь Мария, спустя годы родила сына своего 24 декабря, по новому стилю — 7 января — мы и празднуем Рождество Христово.

Весь  облик и достойный путь этой святой женщины является примером кротости, добропорядочности,  послушания как дочери, благочестивой жены, так и сердобольной матери. Этот пути подражания для любой из женщин.

Всю свою жизнь Мария, посвятила служению Богу, с самого детства была набожной и помогала всем кто рядом и кому нужна помощь. Она дала клятву, что и сына своего посвятит вере и служению Богу.

Важно

Мария следовала без устали за своим сыном в его странствиях, беспокоясь и тревожась за него, как делала бы это каждая мать. Осознавая, кто есть её ребёнок, какая миссия ему уготовлена, она прикладывала массу усилий по заботе об его отдыхе и покое. На что всегда получала несогласие самого Иисуса. Так он заботился о своей матери.

Каждую секунду своей жизни она посвятила служению сыну, от рождения до его распятия и вознесения.

И не смотря, на всю тяжесть пережитого ей горя, болью разрывавшей её сердце, когда невежественная толпа измывалась над самой святостью, и кровь застывала на челе её сына, она не проронила слова.

Ни слова укора судьбе, ни одного проклятия не слетело с её уст. Она все предает на суд Божий — самый справедливый суд.

И после Вознесения и Воскрешения Христова земной путь Богородицы был еще достаточно долгим и плодотворным. Она несла учение сына своего людям и словами, и своими делами.

Что делают в Рождество Богородицы

Верующие люди одеваются в этот день в чистые нарядные одежды и отправляются в Храм Божий. Читают молитвы, восхваляя светлый день — появление на свет Царицы Небесной.

Молитвы на Рождество Пресвятой Богродицы

К празднику Рождества Богородицы завершаются все работы на полях. Дома украшают калиной, защищая от нечисти, в храмах ставят свечи, молятся Пресвятой Богородице.

Молодые девушки в своих молитвах в этот день обращаются к образу за помощью. Молятся о замужестве, зачатии, лучшей доли себе, своему чадо.

Не следует  в праздник работать, начинать тяжёлую грубую работу, заниматься уборкой, ремонтом, резать, пилить. Но ещё больший грех затевать злобные разбирательства, грубить, врать, сквернословить.

Совет

Царица Небесная учит нас человечности, стойкости и стремлению проявлять добродетель в любых, даже кажущихся самыми сложными жизненных ситуациях. Пречистая указывает нам, как со смирением переносить все трудности и испытания, дабы иметь возможность даже во грехе покаяться и вернуть себе Божественную благодать.

Источник: https://OZagovorah.ru/svyatye-ikony-prazdniki/rozhdestvo-presvyatoj-bogoroditsy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector