Сентинский храм, россия, карачаево-черкесия, селение нижняя теберда

Сентинский храм: Живая история христианства

Проезжая в сторону Домбая, наблюдательный автолюбитель наверняка заметит руины храма, выстроенного высоко в горах в непривычном для жителя Центральной России византийском стиле.

Сентинский храм считается одним из старейших христианских храмов на территории современной России. Он был возведен в X веке еще до Крещения Руси князем Владимиром.

Археологи даже озвучили точную дату постройки — апрель 967 года, благодаря обнаруженной надписи на греческом языке под одной из фресок.

Обратите внимание

Ученые предполагают, что этот храм и широко известные зеленчукские храмы были построены на рубеже X-XI веков во время расцвета Аланского царства на территории Северного Кавказа.

Сентинский храм возведен на отроге горного массива Бурун-Сырт, возвышающегося над селением Нижняя Теберда и рекой Теберда. Это религиозное сооружение было построено на месте старого языческого капища – люди поклонялись здесь богам задолго до проникновения христианства в эти места.

Сегодня Сентинских храм заброшен и главными его посетителями являются местные коровы, чьими «лепешками» обильно унавожен пол здания и любознательные туристы. Кое-где на стенах аланской церкви проступают едва заметные фрески, но в основном, древние стены обезображены «петроглифами», оставленными современными варварами.

Кроме самого храма здесь же находится древняя гробница, также датируемая X веком – это уникальная для Северного Кавказа постройка. Наше внимание привлек замечательный каменный резервуар для сбора воды, вкопанный в землю. Поскольку храм находится высоко в горах его служители собирали дождевую воду, стекавшую по специальным желобам с крыш в подземное хранилище.

Главным ориентиром при посещении Сентинского храма является аул Нижняя Теберда, расположенный в 18 километрах от Карачаевска. Проехав аул, необходимо свернуть направо и переехать на левый берег реки Теберда (помните, что есть два моста старый — наиболее заметный и непригодный и новый — расположенный на 300 метров дальше).

Существует два способа подъема к храму, один из них на автомобиле по трудной горной дороге, с натяжкой проходимой для легковых автомобилей, а другой пешком через заброшенный пионерский лагерь и далее в гору, ориентируясь по едва заметным оранжевым стрелкам (в начале подъема тропа отсутствует и необходимо тщательно искать стрелки нанесенные на камни).

Эти и другие фотографии Сентинского храма можно посмотреть в нашей фотогалерее. Другие культурные и природные достопримечательности ищите на нашей карте!

Прочитано 4094 раз Последнее изменение Четверг, 25 Сентябрь 2014 13:35

Источник: http://www.treefrog.ru/caucasus/item/278-sentinskiy-church

Сетинский Храм

В Карачаево-Черкесской области находится Христианский Храм, возведенный в первой половине десятого столетия. Удивительное строение расположилось на левобережье р.Теберды. Оно получило название Сынты клиса, что переводится как Сетинский. Туристы могут посетить священные постройки в Нижней Теберде, на территории карачаевского аула.

В 18 километрах к югу от Теберды находится город Карачаевск. Тут когда-то проходил всеми известный Шелковый Путь.

Описание

Сетинский Храм сооружен из блоков песчаника, которые соединены при помощи известкового раствора. Стены Храма украшены фресками, относящимися к одиннадцатому столетию. Ширина строения составляет 8 метров, высота с куполом – около 10 метров.

Архитектура Сетинского храма безупречна. Опытные мастера выполнили огромную работу, тщательно подогнав блоки и плиты. Здание отлично сохранилось до наших дней благодаря чистоте кладки, правильно выложенному скальному основанию, на котором расположен фундамент. На нем нет ни одной трещины. Без сомнений, возведение Сентинского Храма было доверено большим мастерам.

Здание относится к довольно редкому типу храмов, в плане представляющих так называемый чистый (не осложненный пристройками) крест. На средокрестии покоится глава – цилиндрический барабан с восемью окнами и низкий полусферический купол, некогда увенчанный металлическим крестом.

Важно

Единственная полуциркульная апсида прорезана тремя окнами; она опирается на открытый снаружи многоступенчатый цоколь. Внутрь храма ведут три входа со световыми люнетами. Помещение в интерьере очень небольшое, длина здания без апсиды 8 м (апсида от др.-греч. свод, абсида (лат.

absis) – выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом) и равна его ширине.

Рядом с храмом стоит мавзолей, построенный в первой половине – середине Х в. архитектором из Константинополя или его округи для успокоения представителей местной социальной элиты – светской или духовной.

Юго-восточный угол мавзолея стоит поверх хорошо, но частично прослеживаемой апсиды более ранней капеллы – часовни. Следовательно, часовню снесли, а на уже освященном месте поставили мавзолей.

Что касается хронологического соотношения мавзолея и Сентинского храма, какое из этих сооружений построено первым и какова их иерархия, сейчас решить не представляется возможным.

По периметру Сентинской горы идет подпорная стена. Складывается впечатление, что строители стремились искусственно выровнять и снивелировать поверхность горы, чего и достигли.

Но в какую эпоху? Видимо, все же в древности, хотя в XIX веке монахи внесли свою лепту в благоустройство.

Они поставили на подпорную стену невысокий парапет (сейчас он разрушен), а северо-восточнее храма устроили бетонную цистерну для воды.

Сентинская гора

Ученые-археологи, благодаря проведенным исследованиям, пришли к выводу, что Сентинская гора было культовым местом до того, как в ней был построен храм.

Вокруг памятника и на горном склоне удалось обнаружить древнейшие погребения с предметами пятого – восьмого столетий. Храм же был возведен на месте древнеязыческого святилища.

Доказательством тому служит тот факт, что в его кладки найдены каменные блоки с петроглифическими рисунками змей и геометрическими узорами.

Совет

Так, во второй половине девятнадцатого столетия рядом с храмом был построен женский православный Спасско-Преображенский монастырь. В советские времена он был разрушен. Монастырские насельницы позднее выполнили реконструкцию храма, исказив его изначальную форму.

Читайте также:  Преподобная ангелина сербская

К сожалению, храм заброшен и в настоящее время не действует. Его интерьер утратился, однако до наших дней сохранились некоторые фрагменты древнейших фресок, считаемых основными достопримечательностями, покрывающими интерьер. Сегодня туристы могут увидеть отдельные фрагменты, покрытые автографами путешественников нашего времени.

С храмовой площадки (высота 1280 м) открывается великолепная панорама Тебердинского ущелья и снежных вершин Передового хребта.

Практическая информация

Добраться до Сентинского храма можно на автобусе или автомобиле по трассе “Черкесск-Домбай”. Храм расположен на отроге горного хребта на левом берегу Теберды, в окрестностях современного карачаевского аула Нижняя Теберда (ранее Сенты, карач.-балк. Сынты), в 18 км южнее города Карачаевск.

GPS-координаты:

Широта: 43.835043 (43° 50' 6.155″ N);

Долгота: 41.941681 (41° 56' 30.052″ E)

Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район.

0 -0

Источник: http://ToursLife.ru/europe/russia/karachaevo-cherkessiya/attractions/sentinskij-xram

Сентинский храм

Сентинский храм – древнейшее религиозное сооружение, одно из самых старых в России. Он появился раньше, чем была окрещена сама Русь. Известна даже точная дата постройки, благодаря найденной древнегреческой надписи – апрель 967 года.

Это говорит о том, что храм был возведен на территории Алании – могучего древнего царства, в период самого расцвета государства. Стоит храм на возвышении, представленном отрогом горы Бурун-Сырт. Внизу бежит река Теберда, а под горой раскинулось селение Нижняя Теберда.

Еще до того, как первые христиане построили это сооружение, на его месте находилось языческое капище. Получается, что земля возле храма была островком поклонения высшим силам более двух тысяч лет подряд.

Это известный факт, многие церкви строили на месте святилищ, а некоторые просто перестраивались из капищ в храмы.

Однако, именно этот уголок для постройки был облюбован древними христианами не только из-за живописных видов. Давным-давно здесь проходила ветвь Шелкового пути, соединявшего начало Кавказских плато и берег Черного моря. Аланы и византийцы строя здесь храм одновременно закрепляли свои позиции и обзаводились торгово-экономическим постом на важном участке дороги.

Современное состояние

Сейчас в храме не звучат песнопения, не горят свечи и не слышен шепот молящихся – он заброшен. Реликвия архитектуры и христианства находится в полном запустении.

Старинные фрески, сохранившиеся на некоторых участках полуразрушенных стен, обезображены надписями современных вандалов.

Сюда иногда заходят пасущиеся на горном плато животные, ну и, конечно, любознательные путники, которым хорошо видно византийское строение с проходящей внизу автодороги.

Обратите внимание

Недалеко от храма заметны остатки вкопанной в землю емкости – резервуара для сборки воды. К нему ведут желоба, отходящие от крыш постройки. Пользуясь такими каменными чашами, горные жители запасались дождевой водой, которая поступала в подземный прохладный погреб. Археологическую ценность представляет не только сам храм, но и расположенная рядом гробница.

Ее возраст – Х век, больше нигде в пределах Северного Кавказа таких построек не обнаруживалось. Возле стен храма найдены погребения со старинными предметами для проведения обрядов. Некоторые из находок отмечены изображением змей и четырехугольников.

По склону горы видны давние монастырские постройки, практически совсем разрушенные, когда-то здесь была обитель монахов.

Как добраться

Для тех, кто желает увидеть древнейшее строение, главным ориентиром служит горный поселок Нижняя Теберда. Путь к нему удобнее всего начать от города Карачаевска. Проехав 18 км до аула, нужно свернуть направо и пересечь реку Теберда по одному из мостов ближнему старому или новому, удаленному на 300 м.

К храму трудно, но возможно подъехать на автомобиле, дорога горная, труднопроходимая для обычного легкового авто. Можно подняться наверх пешком по маркированной тропе, однако маркировка плохо заметна, и нужно очень внимательно рассматривать оранжевые стрелки на камнях. Путь лежит мимо старого оздоровительного детского лагеря и дальше вверх по тропе.

Источник: http://rus-globus.ru/kavkaz/957-sentinskij-khram

Домбай-Карачаевск. Христианские храмы на скалах

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Домбай — сердце гор

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

В один из дней, помня вчерашний марш бросок по горам, гиды решили устроить нашим ногам отдых.

После завтрака, что-то колдуя у монитора и даже не глядя на практически радостную и улыбающуюся Суфруджу, призывно зовущую нас в горы, гид изрек: «Сегодня отправляемся вниз!» Нам эта фраза не говорила ни о чем и только после того, как он уточнил: «Не утепляемся!» мы поняли, что идем не в горы, а когда к нашему отелю подрулила старенькая, типичная в прошлом маршрутка ГАЗель, мы поняли, что едем вниз относительно высоты над уровнем моря. Забрав упакованные ланч-боксы, рассаживаемся в ГАЗели и направляемся в сторону Карачаевска, находящегося в часе езды от Домбайской Долины по прекрасно асфальтированной дороге на высоту 870 метров. Если вы помните-Домбай находится на высоте 1650 метров.

Что можно увидеть в окно маршрутки? Картинки мелькали, не успевая остановить мгновение: горы, стекающие с ледников тонкими струйками водопады, сопровождающая нас река Теберда,

яркие зеленые покрывала полянок, мирно пасущиеся на них лошади, коровы, овцы, одна деревенька плавно перетекала в другую и все было так красиво, что требовало более тщательно изучения и осмысливания.

В какой-то момент я уже не выдержала и выкрикнула: «А нам остановят когда-нибудь?», на что гид мгновенно отреагировал: «Конечно, а что же вы все молчите!», водитель — пожилой карачаевец, тут-же остановил свой раритет и вся группа высыпав на свежий воздух, разбрелась кто куда в поисках достойных кадров.

Читайте также:  Спасо-преображенский собор в санкт-петербурге, россия, город санкт-петербург

Как оказалось в нашей маленькой группе практически все были любители фотографировать. Я двинулась к реке

и сквозь ее шум успела услышать напутственные слова: «Близко не подходите, там могут быть большие собаки!», но разве может нас, вырвавшихся на простор, что-то или кто-то испугать? Слева были видны хозяйственные постройки,

Важно

это кошары- загоны для содержания овец, видимо об их охранниках и предупредил гид, но все было тихо-спокойно, никто нас не напугал, ну разве что водитель, который устав ждать на дороге, прямо по траве

вырулил к реке и сигналом стал созывать разбежавшихся туристов!

Рассевшись и угомонившись слушаем плавную речь гида: «В конце IX века византийские миссионеры принесли в этот горный край христианскую веру. В долине реки Теберды были построены уникальные христианские храмы: Шоанинский и Сентинский, сохранившиеся по сей день, которые мы с вами и посетим сегодня. Первым — Шоанинский храм

или храм Георгия Победоносца,

возведенный в первой половине X века на левом берегу реки Кубани, на юго-восточном отроге горы Шоана („Святилище“).»

В 7 км к северу от Карачаевска высоко над селом имени Коста Хетагурова, основанного осетинами в 1868 году- переселенцами из Нарского ущелья, что в Осетии и названным так в честь осетинского поэта и художника и возвышается Шаонинский храм.

Реки Кубань и Теберда сходятся в одно русло именно в Карачаевске и далее течет уже одна река — Кубань.

Транспортное средство типа ГАЗель под управлением седовласого горца, натужно хрипя поднимает нас по серпантину в гору.

Прекрасные картинки проплывают мимо, слева далеко внизу остается село и опять хочется выйти и всю эту красоту запомнить, рассмотреть каждый сантиметр прекрасного! Но потому как стояла невыносимая жара, гид рассудил верно-поднимаемся таким образом, а спускаться будем пешком, тогда и налюбуетесь, но высадили нас все же немного раньше, чтобы мы медленно подходили к горе

и храм появлялся перед нами постепенно!

И это тоже было правильное решение: гора, храм и вся окружающая его территория оказались настолько фотогеничные, что я не могла оторвать взгляд от этой красоты!

Скала, послужившая основанием для храма, была неровной и не могла вместить все сооружение. Прежде чем строить храм, с западной стороны пришлось пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание. Кладка подпорной стены заметно отличается от кладки храма: камни в ней мельче.

Совет

Храм построен в византийском архитектурном стиле. Представляет собой трёхапсидное и трёхнефное крестово-купольное здание с четырьмя квадратными столбами, несущими поддужную арку.

Высота храма — около 13 метров.

В свое время храм был центром Кубанской епископии. Рядом пересекались два важных торговых пути: один шёл вверх по Кубани и Теберде к Клухорскому перевалу и далее на Сухуми, другой — от Большой Лабы к Кубани. Неудивительно, что это место в то время было густо заселено. Защищала поселения могучая крепость, остатки которой сохранились до нашего времени.

На горе, неподалеку от храма, археологи обнаружили греческие захоронения X века.

В самом конце XIXвека на Шоане открыли мужской монастырь. От монастыря остались остатки строений: кельи, трапезная.

Существовал монастырь недолго — закрылся в начале XX века после событий 1917 года.
Шоанинский храм действующий. Первое богослужение в храме провел архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан.

6 мая, в день памяти святого великомученика и Победоносца Георгия, ежегодно отмечается здесь, как особый праздник. Эта традиция сохранялась даже в советский период и несмотря на запреты властей, люди и в то время приезжали в селение Коста Хетагурова и поднимались на гору Шоане, где расположен древний Георгиевский храм.

Я никогда не видела подобного сооружения-храма высоко горах, на скале, прошла через внутренние помещения на Южную сторону, там все желающие по узенькой тропинке над обрывами и по лесенке

могли пробраться на гору, находящуюся напротив храма

и увиденную нами в первые мгновения, когда мы вышли из машины. Вот там, на самом верху мы и стояли.

Глядя на Юг в сторону Домбая простирается зеленая долина реки Большая Шоана.

А левее далеко внизу долина реки Кубань и село имени Коста Хетагурова, через которое мы ехали сюда. Великолепно, потрясающе!

рассевшись в тени огромного дерева, мы устроили пикник и только опустошили наши ланч-боксы, как гид объявляет: «А сейчас едем обедать, кто хочет шашлык?» И смех и даже хохот раздается вокруг: да мы же только пообедали, да я не смогу съесть даже кусочка и я тоже, а я вообще сыта до утра! Но никогда не верьте туристам, находящимся на отдыхе, в горах, на свежем воздухе!

Обратите внимание

Вниз, почти до самого села мы спускались пешком, затраченная энергия вполне освободила место для потрясающего шашлыка из барашка, да под карачаевское холодное разливное пиво, которое мы предусмотрительно купили, да в кафе на берегу речушки!

Сорри за отсутствие подтверждающих фото, карачаи мясо едят руками-не могли же мы не есть его аналогично, посему технику пощадили. Вот только и успела снять чудо-печки!

Разомлевшие, подобревшие и расслабленные мы погрузились в наш раритет и дальше путь лежал к другому храму — Сентинскому. Наверх мы так же поднялись на машине, тем более, что пока мы трапезничали, уже вечерело и погода испортилась. Но все же пришлось немного пройти пешком

по очень красивой местности: слева возвышалась скала,

Сентинский храм, расположен на отроге горного хребта на левом берегу реки Теберды, в 18 км от Карачаевска в сторону Домбая. Он высится над аулом Нижняя Теберда («Сынты» по-карачаевски).

Как и для других, аналогичных этой аланских святынь, для него характерна крестово-купольная архитектура. Храм представляет собой композицию в виде «чистого» креста.

Здание сложено из тщательно оттёсаных блоков и плит песчаника на известковом растворе. Техника кладки Сентинского храма отличается замечательной чистотой и прочностью.

Он прекрасно сохранился, не дав ни одной трещины. На стенах сохранились следы фресковой росписи, датированной XI веком и которые почему-то удалось снять-сплошное размытие кадра!((((Высота от пола до пяты купола — 10 метров.

Сентинский храм считается одним из старейших христианских храмов на территории современной России. Он был возведен в X веке еще до Крещения Руси князем Владимиром.

Археологи даже озвучили точную дату постройки — апрель 967 года, благодаря обнаруженной надписи на греческом языке под одной из фресок.

Ученые предполагают, что этот храм и широко известные зеленчукские храмы были построены на рубеже X–XI веков во время расцвета Аланского царства на территории Северного Кавказа.

Важно

Храм и мавзолей рядом с ним построены на платформе, укреплённой каменной кладкой и повторяющей контуры скального отрога.

Читайте также:  Преподобномученица великая княгиня елисавета

Кроме самого храма здесь же находится древняя гробница, также датируемая X веком — это уникальная для Северного Кавказа постройка.

Так же внимание привлек замечательный каменный резервуар для сбора воды, вкопанный в землю. Поскольку храм находится высоко в горах, его служители собирали дождевую воду, стекавшую по специальным желобам с крыш в подземное хранилище.

Сегодня к большому сожалению Сентинский храм заброшен. На меня он произвел жуткое впечатление запущенности, все его древние стены обезображены нацарапанной мазней, оставленной современными с позволения сказать-туристами!

Как же может подняться рука, чтобы оставить свои инициалы на камнях древнейшего сооружения и все время возникал вопрос-ну почему же его не реставрируют, почему сейчас он никому не нужен, как не нужен и женский монастырь, который я обнаружила, пройдя за храм

и глядя вниз, на полянку.

Женский православный Спасо-Преображенский монастырь возвели близ храма (по разным источникам) в середине XVIII или во второй половине XIX века. Позднее, в годы советской власти, он был разрушен и заброшен.

Говорят, что монахини даже реконструировали храм, правда, при этом несколько исказив его изначальную форму.

Многочисленные постройки монастыря хорошо сохранились, но странно было видеть их, полуразрушенные, в обрамлении огромных цветущих кустов.

Я позвала всех полюбоваться видами на долину вдаль и монастырем, вечерело, все расселись на траве и затихли, тихо, как бы нехотя, переговариваясь.

Совет

У всей группы возникло одинаковое желание — остаться здесь еще и сидеть, наслаждаясь свежим воздухом, тишиной,

тем более, что ужин в отеле отложили на более позднее время, да и уместен ли он вообще после шашлыка?

Не знаю, сколько мы так сидели, как вдруг за спиной мне послышался шелест травы, я вздрогнула и резко повернулась: «Хожу, ищу вас, зову-зову, а вы вот где спрятались!» Это опять наш водитель не дождавшись, пошел на поиски неугомонных туристов. Пришлось вставать, идти вниз и конечно же снимать и снимать виды храма на высокой горе.

В отель мы попали уже затемно и, встречающий нас повар не дал никому ускользнуть на свой этаж, приглашая на дегустацию его творений! И вы не поверите — никто не отказался от ужина!

Домбай — сегодня мы отправимся к Чухчурскому водопаду

Фотоальбомы к рассказу

Христианские храмы на скалах.

Источник: https://www.tourister.ru/responses/id_12750

Путешествие в Нижнюю Теберду. Сентинский древнеаланский храм и монастырь. — Сообщество «Экспедиции по России» на DRIVE2

Пока на равнине жара и пыль, наш путь – в горы. Едем в ущелье Теберды. В историческое место. Путь мы выбрали нескучный — через перевал Гум-Баши, одну из лучших обзорных площадок региона. Здесь Эльбрус и отроги Западного Кавказа – как на ладони.

Полный размер

Эльбрус со смотровой

Спрос рождает предложение и харчевня, стоящая у обочины панорамного пункта обзавелась биноклем. Только просто так в него не заглянешь.

50 рэ в отверстие для купюр и тогда прибор заработает и покажет всё, чего вы не увидели невооруженным взглядом.
Спускаемся вниз в Карачаевск, а далее – поворачиваем налево в сторону Домбая.

Проезжаем насквозь аул Нижняя Теберда и переправляемся на противоположный берег реки. Дорога выводит нас к развалинам поселения.

Полный размер

Заброшенный Спасо-Преображенский монастырь

История оживает на глазах.Согласно документам, в конце XIX века в ущелье реки Теберды в Баталпашинском отделе Кубанской области, рядом с карачаевским аулом Сенты, был образован женский скит во имя Покрова Пресвятой Богородицы. А потом возникла иноческая обитель во главе с Евдокией Макаровой, сестрой милосердия, потрудившейся в русско-турецкой войне 1877-1878 годов.

В начале 20 века число послушниц и монахинь монастыря составило более 100 человек. Был разбит сад, пасека. Действовала школа для местной бедноты и госпиталь.

В советские годы школу и лазарет закрыли, приспособив монастырские постройки под хозяйственные службы местного колхоза. А в 30 годах здания забросили.
До сих пор в некоторых зданиях можно увидеть потолки с лепниной, целы наличники и полы. А вот каменные ступени частично обрушились и заросли сорняком.

Полный размер

Потолок в одном из корпусов, похоже, игуменском

Обратите внимание

Да еще местные коровы заминировали территорию и облюбовали бывшие сестринские корпуса.Спасо-Преображенский женский монастырь привлекал к себе массу паломников и путешественников. И не случайно. Наверху, на склоне горы возвышается древний византийский храм 10 века.Туда идет грунтовая дорожка в некоторых местам с подъемчиками на 30-40 градусов. Из-под скалы прямо на дорогу вытекает ручей .

Дорога огибает лощину и заканчивается на противоположном отроге. Дальше – только пешком по тропинке через реликтовый лес. Идти совсем недолго и вот перед нами поляна с храмом и мавзолеем.

Полный размер

Сентинский храм

Полный размер

Сентинский храм

Опять обратимся к документам.Сентинский храм привлекал к себе паломников не только красотой сохранившихся фресок, но и необычной акустикой. Слова молитв таинственным эхом многократно повторялись в сводаххрама. Об этом явлении рассказывал некогда известный историк, профессор А. Воскресенский в книге «Спасо-Преображенский женский монастырь», изданной в 1910 году: «В куполе древнего храма,

представлявшем из себя цилиндрический барабан с 8 узкими окнами и покрытом каменными вытесанными плитами, были устроены неприметные ниши с заложенными в них вытянутыми глиняными сосудами типа амфор для усиления звука — тайна акустики древних византийцев».

Всё это мы увидели под куполом, испробовали акустику. Фрески, конечно, еле читаются. Кстати, храм действует, в нем иногда проходят архиерейские богослужения. По – хорошему, здание требует ремонта. Говорят, что местные власти его запланировали в рамках проекта по восстановлению древнеаланских святынь.

Видео, наверное, лучше расскажет, чем фото:

Источник: https://www.drive2.ru/c/486754898201805609/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector