Шамординский монастырь, россия, калужская область, козельский район, п/о каменка

Шамординский монастырь в Калужской области

Шамординский монастырь или Казанская Амвросиевская Ставропигиальная женская пустынь находится на холме. Монастырь окружён со всех сторон лесом. К нему ведёт одна дорога. Такое место часто выбиралось в старину для пустынь. Воссоединение с природой, удаленность от больших городов и промышленных центров – признак расположения монастырей.

Оглавление:

Контактная информация

Адрес монастыря: Калужская область, Козельский р-н, п. Каменка, с. Шамордино.

Телефон: +7(4844)226162 и +7(4844)21649.

Официальный сайт: shamordino-m.ru

Время работы Шамординского монастыря для посетителей: с 8.00 до 20.00 каждый день.

Фотогалерея

Правила поведения

За вход в обитель денег не берут, но в женской пустыне существуют определённые правила поведения, соблюдение которых в Шамординском монастыре обязательно:

  • Соблюдение чистоты и тишины;
  • Одежда мужчин: брюки, рубашка с длинным рукавом или костюм;
  • Одежда женщин: длинные рукава одежды, юбки ниже колена, платок на голову;
  • Нельзя входить в шортах, майках, открытой и вызывающей одежде;
  • Курение и употребление спиртных напитков, наркотиков запрещено;
  • Нельзя заходить в корпус проживания сестер, заводить с ними праздные разговоры;
  • Запрещено слушать мирскую музыку на территории обители;
  • Нельзя делать фото и видео запись в помещениях женской обители.
  • Запрещено фотографироваться с сестрами или делать снимки тайно.

Проезд в Казанскую Амвросиевскую Ставропигиальную женскую пустынь

На автомобиле:

Кратчайший путь может подсказать навигатор, если задать пункт назначения село Шамордино Козельского района Калужской области.

  1. Двигаясь из Москвы (путь займет 220км) по автодороге М3 свернуть на дорогу Р93 на указателе г.Калуга.
  2. Проехав по Р93 свернуть по указателю д. Каменка на дорогу Р92.
  3. Проехав Каменку, поверните направо по знаку с.Шамордино. Купола монастырь видно издалека, поэтому найти будет несложно.

Проезд к Шамординскому монастырю на общественном транспорте из Москвы

  1. Из Москвыдоехать до Калуги на электричке с Киевского вокзала или на автобусе;
  2. Любой автобус из автовокзала до: Козельска, Сосенского, Ульяново, Хвастовичей;
  3. Перед г. Козельск выйдите в с. Каменка.
  4. На такси или на автобусе доехать до с. Шамордино.
  5. Пройти до монастыря пешком (примерно 1км).

Советы посетителям

Осмотр Шамординского монастыря займет много времени. Но Вы не пожалеете. Если планируете экскурсию более 1 дня, заранее продумайте о ночлеге, питании. В Казанско-Амвросиевской пустыни есть гостиница при монастыре. В ней можно остановиться только по предварительной заявке организованной группе. В обители трапезная работает только для жительниц монастыря.

Путешественникам необходимо самим позаботиться о еде заранее. Можно перекусить в чайной на территории пустыни. Возле Шамординского монастыря имеются палатки. В них можно приобрести продукты.

Обратите внимание

Туристы для удобства обычно совмещают посещение обители с Оптиной пустынью, расположенной в 20 километрах.

Территория пустыни достаточно обширная. Использование схемы расположения зданий будет вам в помощь.

История женской пустыни

Создание

Александра Николаевна Ключарева, вдова богатого помещика, приняла постриг под именем Амвросии.

Она пожертвовала своё имущество и землю, где сейчас находится Шамординский монастырь, на создание небольшой монашеской общины.

Шамординская обитель создавалась с 1891 года старцем отцом Амвросием Оптинским. Амвросий принимал в обитель женщин независимо от сословия, возраста, без денежного внесения.

Чтобы прокормить обитателей пустыни развивалось монастырское хозяйство: гончарные, швейные, обувные, ткацкие мастерские, типография, иконописцы писали иконы, работали мастера по золочению, изготавливали чеканку.

Благодаря пожертвованиям Сергея Васильевича Перлова, купца, торговавшего чаем, и многих других знатных богатых людей, в Шамординском монастыре возводились здания:

  • в 1901 году возвели пятнадцатиголовый Казанский собор;
  • построили больничную церковь;
  • богадельню;
  • водонапорную башню;
  • трапезную.

Все постройки возводились в псевдорусском стиле 19–20 века одними мастерами и династиями. Поэтому получился достаточно слаженный комплекс. Он сохранил красоту в наше время.

В 1917 году в Казанской Амвросиевской женской пустыне проживало около 700 монахинь и послушниц. Руководила ими игуменья Валентина. В монастыре хранились чудотворные иконы “Спорительнице хлебов” и “Казанской божьей матери”. К ним приходили со всей России паломники.

Период застоя

После революции монастырь в Шамордино закрыли. Все ценности: драгоценные оклады икон, храмовые сосуды, одежда священников – вывезено и разграблено. Земельные угодья пустыни национализировали. Из послушниц и монахинь сделали сельскохозяйственную артель.

В здании Казанского собора разместили сельскохозяйственный техникум. При этом уничтожили росписи и изменили планировку помещений. В алтаре, в качестве учебного пособия, установили комбайн. Трапезную превратили в клуб и кинозал.

В богадельне сделали общежитие. Некоторые здания, в том числе усыпальницу настоятельниц и келью старца вовсе сломали. Даже надгробные плиты кладбища приспособили под строительный материал. Все это привело к быстрому обветшанию зданий.

Не пожалели и фруктовый сад – вырубили.

Во время войны устроили госпиталь для солдат. Случались настоящие чудеса: пациенты выздоравливали очень быстро после серьезных ранений.

Возрождение обители

Возрождение начало происходить в 1990 году. Сюда пришли 10 монахинь. Работа предстояла очень серьёзная. Первым делом отремонтировали богадельню с домовой церковью “Утоли моя печали”. По традиции старины духовником обители стал игумен из Оптинской пустыни Поликарп.

К настоящему времени восстановили большую часть строений обители:

  • мастерские, где монахини вышивают золотыми нитями и бисером, пишут иконы, чеканят;
  • пасека;
  • содержится скот;
  • возделывается земля;
  • собирается урожай;
  • открыта воскресная школа для детей;
  • построена маленькая церковь преподобного Амвросия Оптинского на месте его кельи.

Строится скит и церковь за кладбищем, планируют построить приют для девочек – сирот, восстановить усыпальницу настоятельниц и часовни возле святых источников.

В обители хранятся мощи Оптинских преподобных старцев, покровительствовавших монастырю и чудотворные иконы:

  • Божия Мать “Спорительница хлебов” (1890г.) – копия образа с чудотворной силой (оригинал обнаружен в Литве);
  • Казанская Божия Матерь – чудотворная икона с длинной историей.

Работы рукодельниц

Икона Беременной БогородицыИкона Божьей Матери Невеста НеневестнаяИкона Преподобного Амвросия ОптинскогоКалужская икона Божьей МатериКазанская икона Божьей МатериКалужская икона Божьей МатериКазанская икона Божьей МатериЛеушинская икона Божьей МатериНеупиваемая чаша Икона Божьей МатериИкона Святой Елизаветы Фёдоровны

Источник: https://kaluga-gid.ru/shamordinskij-monastyr

Шамординский монастырь: старинный женский монастырь

Шамординский монастырь расположен неподалеку от города Козельска в Калужской области. Это старинный женский монастырь, с красивой архитектурой и интересной историей. Находится в очень живописном месте, рядом со знаменитым мужским монастырем — Оптиной пустынью в деревне Шамордино.

Монастырь Шамордино на карте

Шамординский монастырь

Шамординский женский монастырь полное название имеет следующее: Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь. Сначала в деревне Шамордино в 1884 году была образована женская община,  после постройки и освящения храма была создана обитель. Днем ее основания считается 1 октября 1884 года.

Первой настоятельницей монастыря была Софья — духовная дочь старца Амвросия. Отец Амвросий  является  основателем Шамординского монастыря, принимал деятельное участие в его формировании и развитии. Без него не решался ни один вопрос в монастыре.

Шамординский монастырь знаменит тем, что сюда принимались женщины любого состояния, возраста и здоровья. Обычно же в монастырь принимались здоровые, не очень старые женщины с денежным или имущественным вкладом. Поэтому на момент революции 1917 года в монастыре было уже 800 сестер.

Важно

Во время советской власти в 1923 году монастырь был закрыт, руководство монастыря отправлено в тюрьмы и лагеря, часть расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря размещался госпиталь. После войны в Казанском соборе открыли сельскохозяйственный техникум.

В марте 1990 года монастырь вновь заработал. Сначала в монастыре было всего 10 сестер. На территории монастыря жили семьи, которые не имели к нему какого-либо отношения, им пришлось переехать.

Исторические личности в Шамордино

Лев Толстой

Шамординский монастырь связан с именем Льва Николаевича Толстого. Единственная и любимая родная сестра писателя Мария Николаевна постриглась в монахини в 1891 году. Ее духовником был преподобный отец Амвросий. Он сам подобрал место для ее кельи в Шамординском монастыре и нарисовал ее план.

Граф часто приезжал к сестре в Шамордино. После того, как Толстой навсегда ушел из дома, он последний раз приехал к сестре повидаться, через несколько дней он умер в дороге, на железнодорожной станции Астапово в Липецкой области.

Толстой не одобрял духовный путь сестры, сам он был отлучен от церкви в 1901 году. После его смерти монахине Марии не разрешили молиться за него. Только незадолго до ее смерти было дано благословение молиться за брата.

Булат Окуджава

После окончания литературного факультета Тбилисского института Булат Окуджава по распределению попал в Шамординскую среднюю школу, работать учителем русского языка и литературы.

Окуджава жил на территории монастыря вместе с первой женой Галиной и братом-школьником Виктором. Два годы работы здесь стали для Окуджавы испытанием: отсутствие дорог, электричества, водопровода, а также трудные отношения с директором школы. Был переведен в школу села Высокиничи, а потом в город Калугу.

Читайте также:  Святитель григорий двоеслов, папа римский

Природа

Женский монастырь в Шамордино расположен в очень красивом месте: на холме, на высоком берегу реки Серёны. Виды здесь просто замечательные.

Источник: https://dostop.ru/kaluzhskaya-oblast/shamordinskij-monastyr.html

Шамординский монастырь (Калужская область): настоятельница, иконы, как доехать. Казанская Амвросиевская пустынь :

В любые эпохи монастыри размещались в тихих уединенных местах, подальше от городской суеты. Ничто не должно было отвлекать монахов от служения Богу. В этом плане обитель в деревне Шамордино, о которой пойдет речь в данной статье, не является исключением.

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь находится на лесистой возвышенности. Вокруг нее открываются сказочной красоты пейзажи. Это и есть знаменитый Шамординский монастырь.

Как доехать?

Добраться до обители возможно на автомашине, проехав 220 километров от Москвы до поворота на Калугу. Далее следует проехать до деревни Каменка на Шамордино. Найти монастырь не составит ни малейшего труда, поскольку купола Казанского собора видны издалека.

Добраться до монастыря можно, проехав по железной дороге от столицы до Калуги, а затем воспользоваться автобусом или такси. При этом около километра придется пройти пешком.

Правила поведения в монастыре

Приехав в обитель, следует соблюдать правила поведения. Они типичны для православного храма. Кроме того, одежда не должна быть вызывающей. Мужчинам рекомендуется надеть брюки и рубашку с длинным рукавом или костюм. Женщинам нужно быть в длинной юбке, одежде с длинными рукавами и платке. Голова обязательно должна быть покрыта.

Посетителям запрещается употреблять спиртные напитки, курить и слушать популярную музыку. Нельзя заходить в жилые корпуса, отвлекать монахинь разговорами и фотографировать их.

Начало существования обители

Шамординский монастырь был основан в 1884 году. Землю предоставила известная своим благочестием помещица Ключарева. Она взяла на попечение несколько сирот и вдов, а позже сама приняла постриг под именем Амвросия.

Все свое имущество она пожертвовала церкви. Первая настоятельница Шамординского монастыря — София.

Совет

При основании монастыря старцем Амвросием было установлено правило о приеме женщин независимо от возраста, сословия и без внесения денежного взноса.

В монастыре велась разнообразная хозяйственная деятельность. В обители функционировали гончарная, швейная, ткацкая мастерская. Кроме того, работала типография, печатались фотографии, а работы золотошвеек были известны по всей России.

Непростая жизнь монастыря

В дальнейшем обитель развивалась и насчитывала к началу революции 1917 года более семисот послушниц и монахинь. В монастыре находился приют для девочек-сирот, работали богадельня и больница, осуществлялась разнообразная хозяйственная деятельность (работали несколько мастерских, развивалось производство сельскохозяйственной продукции).

Через год после революции Шамординский монастырь был закрыт новой властью. При этом церковные ценности были реквизированы и вывезены, а кресты и колокола сняты с куполов.

Однако монахиням было до 1923 года разрешено проживать на бывшей монастырской территории, организовав сельскохозяйственную артель.

Затем большинство монахинь подверглось репрессиям и высылке в отдаленные края по подозрению в контрреволюционной деятельности.

После того как монастырскую территорию покинули последние монахини, здания использовались не по назначению. В Казанском соборе размещался сельскохозяйственный техникум. В других помещениях было образовано общежитие и гараж. Часть построек была попросту разрушена.

При этом был нанесен непоправимый ущерб церковным интерьерам. Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря в Калужской области находился госпиталь.

По свидетельствам очевидцев тех событий, заживление ран у бойцов, находившихся здесь на лечении, происходило быстрее.

Возрождение монастыря

В 1990 году началось восстановление обители. В ней вновь поселились монахини. Поначалу их было всего десять. С этого времени началось восстановление монастырского комплекса. Козельская епархия приложила для этого немало усилий. К настоящему времени удалось восстановить многие сооружения. Продолжается строительство скита и новой церкви за кладбищем.

Восстановлены многие старинные монастырские промыслы. Монахини вновь занимаются вышиванием. При обители работает воскресная школа. Планы дальнейшего развития монастырского комплекса предполагают восстановление на территории построек, существовавших до революции.

Предполагается существенное расширение благотворительной деятельности общины (создание приюта для девочек).

Монахини свято чтят заветы преподобного Амвросия Оптинского и схимонахини Софии. В монастыре проводятся богослужения. Многочисленные паломники приезжают сюда для того, чтобы приложиться к мощам Оптинских преподобных старцев и чудотворным образам и исцелится от различных телесных и духовных недугов. Иконы Шамординского монастыря поистине обладают огромным могуществом.

Святые лики обители

Одной из чудотворных икон, находящихся в монастыре, является написанный в 1890 г. образ Божией Матери “Спорительница хлебов”. Основой для ее создания послужили видения преподобного Амвросия. Икона защищает от неурожаев и природных катаклизмов.

Списки с этой иконы распространялись среди паломников, посещавших обитель, а также в среде местных землевладельцев. Вскоре по всей Калужской губернии, а потом и по России пошла слава о чудотворной силе данной иконы.

В настоящее время в монастыре находится копия образа Божией Матери “Спорительница хлебов”, поскольку подлинник был утерян при закрытии обители в годы советской власти. Не так давно оригинал иконы был найден в Литве, где она находится в настоящее время.

Еще одним чудотворным образом, находившимся в монастыре, был образ Казанской Божией Матери. Данная икона первоначально пребывала в Белевском монастыре, куда была принята в качестве заклада на сумму десять рублей от неизвестной женщины. Поскольку за иконой никто не явился, она осталась в обители.

Вскоре выяснилось, что лампадное масло, взятое от нее, обладает целебными свойствами и может успешно лечить различные болезни. С этого времени масло для лампады перед иконой закупалось ровно на сумму десять рублей.

Позднее образ был передан в Шамординский женский монастырь, где и находился до передачи его в одну из деревенских церквей. Копия с иконы была вновь написана монахом Арсением, который являлся настоятелем скита на горе-Афон. В 1999 году образ был передан в Шамординский монастырь.

Казанский собор

Несмотря на то что здания, составляющие монастырский комплекс, возводились в разное время, они строились в едином стиле.

Казанский собор, построенный по проекту известного российского архитектора С. Шервуда, является главным храмом монастыря. Он поражает паломников своей красотой. Храм выполнен из красного камня в русском стиле. Его венчают пятнадцать куполов, покрытых золотом. Храм отличается узорными кирпичными наличниками над высокими арками, полуколоннами и другими декоративными элементами.

Внутри собор выглядит также очень впечатляюще. Особенностью его интерьера является отсутствие фресок на потолке, что придает ощущение легкости.

Обратите внимание

В церкви находится много икон, вышитых бисером и золотом местными монахинями. Снаружи собора находятся усыпальницы настоятельниц и купца С. Перлова, на чьи средства были возведены большинство построек.

Прежняя усыпальница, построенная по проекту Б. А. Савицкого, до наших дней не сохранилась.

К могиле первой настоятельницы, матушки Софии, почитаемой в качестве местной Святой, часто приходят паломники с просьбами об оказании помощи в исцелении от болезней. В настоящее время известно о некоторых случаях чудесного выздоровления людей.

Церковь Амвросия Оптинского

Еще одним замечательным архитектурным сооружением на территории монастыря является храм преподобного Амвросия Оптинского. Он представляет собой скромный домик-келью, в которой жил и умер старец.

Церковь Пресвятой Троицы является первым храмом, который был построен и освящен в 1884 году. Она первоначально располагалась на месте Казанского собора.

Храм «Утоли мои печали»

Церковь «Утоли мои печали» была построена на средства жены купца С. Перлова —Анны Яковлевны. Храм был пристроен к богадельне, в которой проживали около шестидесяти больных женщин. В настоящее время в здании бывшей богадельни находится трапезная, состоящая из кухни, обеденных залов для сестер и гостей.

За столовой находится построенная в 1906 году водонапорная башня. На территории также находится небольшая больница, состоящая из амбулатории, стоматологического и процедурного кабинетов. Имеется стационар, рассчитанный на десять мест. В больнице работают монахини, имеющие медицинское образование. На втором этаже здания лазарета находятся золотошвейная и швейная мастерские.

Административно монастырь расположен на территории Козельской епархии.
Еще одной из достопримечательностей обители является дом купца С. Перлова, который много времени проводил в монастыре.

После его смерти в обитель приезжала его супруга и подолгу останавливалась в доме с детьми и внуками. Незадолго до смерти Анна Яковлевна приняла постриг. В настоящее время дом купца С.

Перлова полностью отреставрирован.

Святые источники обители

Казанская Амвросиевская пустынь также широко известна благодаря священным родникам. До революции они бережно сохранялись монахинями. После закрытия монастыря многие ключи пришли в запустение и постепенно заболачивались.

Часть из них вообще исчезла. После возрождения монастыря монахини расчистили оставшиеся источники и привели в порядок ближайшие из них. Сейчас наибольшей популярностью пользуются два родника, вода из которых имеет целебные свойства.

Читайте также:  О развитии ума и учении детей

Расскажем о них подробнее.

«Живоносный источник» находится неподалеку от монастыря. Чтобы дойти до него, достаточно пройти немного по дороге и повернуть налево, следуя информации указателя. Температура воды в колодце составляет +4 градуса по Цельсию. Воду можно использовать для питья.

Казанский источник находится неподалеку. Чтобы дойти до него, необходимо спуститься по лестнице и свернуть затем влево. Далее придется идти по узкой тропинке, что после дождя представляет определенные неудобства из-за раскисшей почвы.

Желающим посетить родник необходимо надеть подходящую обувь. Нужно учесть, что у источника отсутствует оборудованная купальня. Паломники часто забирают воду из родника с собой, поскольку считается, что она помогает при глазных заболеваниях.

Внешняя проповедь

Шамординская обитель (Калужская область) представляет собой не просто уникальный образец дореволюционной церковной архитектуры, но и является действующим храмом, монахини которого осуществляют обширную и разнообразную хозяйственную и благотворительную деятельность.

Восстановление обители в тяжелых условиях конца XX века оказалось возможным благодаря подвижничеству и самоотверженному труду местных монахинь и иерархов Русской православной церкви. Обитель постоянно развивается и расширяет свою деятельность.

Ярким свидетельством известности и авторитета, которым пользуется монастырь среди верующих по всей России, является нескончаемый поток паломников, посещающих это уникальное место. Деревня Шамордино никогда не пустует.

Источник: https://www.syl.ru/article/332796/shamordinskiy-monastyir-kalujskaya-oblast-nastoyatelnitsa-ikonyi-kak-doehat-kazanskaya-amvrosievskaya-pustyin

Шамординский монастырь (Россия): фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь представляет собой православный монастырь для женщин, расположенный недалеко от деревни Шамордино, отсюда и происхождение его неофициального названия – Ша́мординский.

Калужская область подарила жителям России красивейший монастырь в 1984 году, основателем считают преподобного Амвросия Оптинского. Именно он установил порядки и строй обители. Его правой рукой и первой настоятельницей стала схимонахиня София.

Потребовалось совсем немного времени, чтобы монастырь превратился в самый известный духовный и культурный центр Российской империи, вплоть до 1923 года.

На службу в монастырь принимали женщин независимо от их статуса, возраста и состояния здоровья. Плюс ко всему, никаких денежных взносов служительницам вносить не требовалось.

Ни один из существовавших в то время женских монастырей не мог похвастаться данной особенностью.

Наличие фотомастерской, типографии, переплётной, обувной, гончарной делали Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь прекрасным местом для служения. Сюда стремилось множество женщин.

Строительство монастырского комплекса осуществлялось за счет пожертвований известнейшего торговца чаем – С. В. Перлова. Первые постройки обители были построены благодаря его денежной помощи. Если говорить об основных монастырских строениях, то можно сказать, что они выстроены в псевдорусском стиле из алого кирпича.

Не менее семи сотен монахинь проживали в монастыре в 1917 году, а управляла им в то время игумения Валентина. Коллекции храма располагали двумя чудотворными иконами Божией Матери: «Спорительница хлебов» и «Казанская».

В это же время в нем существовали приюты для девочек сирот, калек и убогих, а также госпиталь, аптечный пункт, отель для паломников.

В 1923 году закрыли монастырский комплекс, кельи отвели для сирот, изъяты колокола и кресты, основные ценности были расхищены, а иконы вывезли в иные церкви. Большая часть сестер в 1929 году были сосланы, причем некоторые из них в тюрьмы. Кто-то успел сбежать в родные края или поселиться в Козельске.

Когда в России правила советская власть, в Казанский собор поместили сельскохозяйственный техникум. Учебные классы занимали два этажа. Алтарь заменил комбайн, в трапезной создали клуб с кинозалом. Кельи заселили жильцами, разрушили усыпальницу настоятельниц монастыря. Участь надгробных плит была не лучше.

Их стали использовать как строительный материал.

Монашеская жизнь стала возрождаться только в 1990 году. Прошли восстановительные работы, заселились первые монахини, на тот момент не более десятка. Игумен Поликарп стал духовником обители. Монастырь хранит мощи преподобных Оптинских старцев, а недалеко от монастыря три святых источника.

Важно

Если прогуляться к восточной стене Казанского собора, можно рассмотреть могилы настоятельниц обители. В наши дни можно насладиться прежним обликом строений.

Немало бед испытала на себе Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь, но несмотря на это, её красота и сила духа не растворились во времени, а увеличилась в разы.

99 просмотров за февраль, 28 за январь, 952 всего

Источник: https://turizm.ngs.ru/russia/sights/hram-shamordinskij-monastir-5190/

Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь (ставропигиальный)

Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь (ставропигиальный)

Настоятельница:

Монастырь расположен в 15 километрах от г. Козельска на берегу р. Серены. Обитель основана преподобным Амвросием Оптинским в 1884 г.

в поместье, которое пожертвовала для этих целей владевшая им бывшая помещица монахиня Амвросия (Ключарева). Первоначально монастырь существовал в виде монашеской общины.

Первой ее настоятельницей была схимонахиня София (Астафьева, урожденная Болотова). В 1901 г. община была преобразована в монастырь.

По благословению старца Амвросия в монастырь принимали женщин любого звания, возраста, состояния здоровья и без денежных вкладов, чего не мог позволить себе в то время ни один женский монастырь в России. При монастыре действовали фотомастерская, типография, переплетная, обувная, гончарная и другие мастерские. Производились работы ткацкие и швейные, по живописи, чеканке, позолоте, золотому шитью.

10 октября 1891 г. преподобный Амвросий скончался в устроенной им обители. После его кончины духовниками в ней были Оптинские старцы –– преподобный Анатолий (Зерцалов), преподобный Иосиф (Литовкин) и преподобный Анатолий (Потапов).

Архитектурно монастырский комплекс сложился в конце XIX––начале XX вв. На средства благодетеля монастыря известного в России торговца чаем С.В.Перлова были построены основные здания обители. В 1901 г. по проекту С.В.

Шервуда был построен пятнадцатикупольный каменный Казанский собор вместимостью до 5000 человек с приделами: в честь святителя Николая Чудотворца; Игнатия Богоносца; иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; Амвросия Медиоланского; преподобного Сергия Радонежского и праведной Анны; великомученицы Варвары, праведной Елисаветы и мученицы Любови.

Совет

В то же время была построена богадельня с больничным храмом в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» по проекту калужского Губернского инженера Б.А.Савицкого. Тогда же по проекту московского архитектора Р.И.Клейна были построены трапезная палата, водонапорная башня, дом С.В.Перлова.

Все эти здания, а также больница, церковные мастерские, каретный сарай (ныне перестроенный) и две деревянные кельи XIX в. составляют сейчас уникальный архитектурный комплекс. Основные монастырские строения выполнены из красного кирпича в едином псевдорусском стиле, характерном для того времени.

В 1917 г. в монастыре проживало более 700 монахинь и послушниц. Управляла монастырем игумения Валентина. В монастырских храмах находились две чудотворные иконы Божией Матери: «Казанская» и «Спорительница хлебов». При монастыре существовали: приют для девочек-сирот, приют для калек и убогих, женская богадельня с домовым храмом, странноприимный дом, больница, аптека, гостиница для паломников.

С 1918 г. монастырь был закрыт. Кельи были заняты под детдом, иконы вывезены, серебряные и золотые оклады, облачения и другие ценности расхищены, сняты колокола и кресты. Монастырские земли, дачи и леса национализированы.

Служащий в обители священник Николай был арестован. Еще несколько лет насельницы жили при монастыре, образовав сельскохозяйственную артель, но и она в 1923 г. была упразднена «как рассадник контрреволюции в прилегающем районе».

В 1929 г. значительная часть сестер была отправлена в ссылку и места заключения: в Карагандинскую область и на Соловки. Часть сестер поселилось в Козельске и его окрестностях, а остальные разъехались по родным местам.

В годы советской власти в Казанском соборе размещался сельскохозяйственный техникум. Центральная часть храма была разделена на 2 этажа, в которых располагались учебные классы. В качестве наглядного пособия в алтаре стоял комбайн. В трапезной был оборудован клуб с кинозалом.

Здание богадельни использовалось под общежитие, для чего в домовом храме были устроены перекрытия. Келья, в которой жил и скончался преподобный Амвросий, была разобрана. В доме, выстроенном над кельей старца и сохранявшем его от разрушения, был устроен гараж.

Монашеские кельи заселились жильцами, была разрушена усыпальница настоятельниц монастыря. Надгробные плиты с сестринского кладбища использовались местными жителями в качестве строительного материала. Каретный сарай был перестроен под общежитие и столовую, фруктовый сад вырублен.

Без должного содержания монастырские постройки ветшали и разрушались

Весной 1990 г. началось возрождение монашеской жизни в обители. Тогда же первые насельницы монастыря приступили к восстановительным работам в передаваемых поэтапно зданиях. Первоначально в монастыре было 10 сестер.

Обратите внимание

Духовником обители был назначен насельник Оптиной Пустыни игумен Поликарп (Нечипорук).

Здание богадельни с домовым храмом в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» было отремонтировано первым (храм освящен 27 мая 1997 г.)

Читайте также:  Тихвинский успенский монастырь, россия, ленинградская область, город тихвин

В настоящее время большинству зданий возвращен прежний облик.

В сохранившемся доме, возведенном над кельей преподобного Амвросия, устроен первый в России храм в честь преподобного Амвросия Оптинского, который был освящен Святейшим Патриархом Алексием II 28 июля 1996 г.

В юго-западной части монастыря за кладбищем строится скит с храмом в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», равноапостольных князей Владимира и Ольги и Всех Святых, в земле Российской просиявших.

В монастыре хранится ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских старцев. Вблизи монастыря находятся 3 святых источника: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Амвросия; преподобных Оптинских старцев. На источнике Оптинских старцев возведена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и преподобных старцев Оптинских и оборудована купальня.

У восточной стены Казанского собора находятся могилы настоятельниц обители: схимонахини Софии, схиигумении Евфросинии, схиигумении Екатерины и захоронение жертвователя обители С.В.Перлова. Сохранилась также могила сестры Л.Н.Толстого –– Марии Николаевны Толстой (схимонахини Марии; †1912 г.).

Сейчас в обители подвизаются больше 110 насельниц.

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» была написана в 1890 г. по благословению преподобного Амвросия, старца Оптинского.

Пресвятая Богородица изображена на ней восседающей на облаках и благословляющей хлебное поле –– такой преподобный Амвросий видел Царицу Небесную во время молитвы.

Старец наименовал новый образ «Спорительница хлебов», «как Спасающей людей Своих от голода, дарующей земле плодоносие, посылающей дождь на нивы и поля, защищающей людей Своих от смертоносного вреда и пагубы» (Акафист иконе).

Важно

Списками с этой иконы преподобный Амвросий благословлял своих духовных чад, в основном землевладельцев. Он сам часто молился Богородице перед этой иконой, составив припев акафиста: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое».

Старец учил молиться перед этим образом и монахинь основанной им женской Казанской пустыни. За год до своей кончины преподобный Амвросий назначил совершать празднование иконе ежегодно 15/28 октября. На первое празднование иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» –– в 1891 г.

–– пришелся день его погребения.

По молитвам перед этой иконой милость Божия не оставляла Калужскую землю. 1891 год был неурожайным, но в пределах Калужской губернии хлеб уродился. К помощи «Спорительницы» стали прибегать верующие из других мест. Летом 1892 г.

список этой иконы был направлен в Пятницкую женскую общину в Воронежскую губернию. Там была засуха, и жителям Воронежской губернии грозил голод.

Перед иконой был отслужен молебен, вскоре после этого пошел дождь, и на Воронежской земле уродился обильный урожай.

Икона «Спорительница хлебов» очень чтится землевладельцами и крестьянами. 10 ноября 1993 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II день 15/28 октября был установлен, как общецерковный день празднования иконы «Спорительница хлебов».

Адрес :
Россия, 249706, Калужская обл., Козельский р-н, д. Шамордино.

Телефон(ы):
(48442) 2-61-62;

http://www.shamordino-m.ru

Фотографии: Дмитрия Филипова, Сергея и Марии Поповых

Источник: http://eparhia-kaluga.ru/kaluzhskaja-eparhija/monastyri/shamordinskaja-obitel.html

Святой источник преподобного Амвросия Оптинского деревня Шамордино – Святыни России

Калужская область » Козельский район » деревня Шамордино

Днем основания Казанской Амвросиевской женской пустыни, что в Шамордино, считается 1 октября 1884 года,когда обители, устроенной молитвами и трудами старца Оптинского Амвросия, была освящена первая церковь. Старец Амвросий принимал в Шамордино женщин любого звания, состояния, возраста и здоровья.

Стараниями и на средства известного московского чаеторговца Перлова Сергея Васильевича (владельцем всем известного “китайского чайного домика” на Мясницкой в Москве),и его супруги Анны Яковлевны построен Казанский собор, трапезная и другие прекрасные здания, открыты многочисленные мастерские: практически все необходимое сестры делали сами – от золочения иконостасов до пошива башмаков.В Шамординском монастыре Амвросий организовал благотворительные заведения: приют на 60 девочек-сирот, приют на 10 калек, женскую богадельню, больницу для бедных с бесплатным лечением и лекарствами, странноприимный дом. Здесь же, в своей келье, он и скончался 10 октября 1891 года. Всего же монастырь был рассчитан на 500 монахинь и на 700 послушниц.Вот как писал о расположении монастыря Владимир Солоухин: “Я вообще не видел нигде такого места, как в Шамордине. Ну, бывают пригорки, холмы, увалы и дали, бывают луга с извилистой через них рекой, но чтобы все это было представлено в таком исполнении – редко, исключительно. Я не видел”.Двадцать один год провела в Шамординском монастыре рясофорная монахиня Мария Николаевна Толстая – сестра Л.Н.Толстого, к которой он приходил в 1890 и 1910 годах.

После трагических событий 1917 г. Шамординский монастырь постигла общая участь русских монастырей.

Совет

Его сперва превращают в совхоз, земли и леса «национализируют»,драгоценную утварь, оклады расхищают, иконы сжигают, срывают кресты, переплавляют колокола. 1/14 октября1922 г.

, ровно через 38 лет после открытия, монастырь был окончательно ликвидирован «как рассадник контрреволюции». Большинство сестер приняли мученическую кончину: были расстреляны или погибли в советских лагерях, ссылках.

За годы советской власти монастырь и его основные постройки сильно пострадали. В его стенах расположили сельскохозяйственное училище; в 1950-х годах тут преподавал ссыльный Булат Окуджава. Келья Амвросия была разобрана и перенесена в соседнюю деревню, домик М.Н.

Толстой перевезен в Козельск. С 1990 года в монастыре возобновлена религиозная жизнь. В обители живут и трудятся свыше 100 насельниц (монахинь и послушниц).

У подножия склона, куда с территории монастыря вниз ведет длинная лестница со смотровыми площадками с которых открываются изумительные виды, находится источник с купелью над которой воздвигнута деревянная часовня.

Как добраться:Своим ходом: От станции метро Юго-Западная ежедневно выезжает автобус по маршруту Москва – Козельск. От автостанции в Козельске до монастыря около трех километров.

На автомобиле: Козельск расположен в 280 км к югу от Москвы. Выезжаете на Киевское шоссе в сторону Калуги. Проезжаете поворот на Калугу. По указателям таких поворота два, первый (направо) ведет на мост, а второй (налево) и есть основной.

Проехав поворот на Калугу, следите за автомобильными мостами, которые проходят над дорогой, вам нужен второй по счету, он находится на 186ом километре шоссе. Нужно проехать этот мост, после него сразу будет указатель на Оптину. В конце моста будет висеть указатель – Козельск.

Далее все время прямо и прямо, до некоего монумента, там по указателю, направо. Так добираетесь до Козельска. В Козельске доезжаете до светофора (похоже, единственного) и поворачиваете налево. После моста через реку – первый поворот налево (там есть указатель).

Дорога от трассы до Козельска большей частью неплохая, однако можно проехать и через Калугу, особенно на обратном пути, указатели на Москву как раз ведут через Калугу.

Казанская-Свято Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь, что в Шамордино расположена на высоком склоне над рекой Сереной.Чтобы попасть на источники нужно преодолеть 230 ступеней вниз и Вы придете к часовне в честь иконы Божией Матери “Живоносный источник”.Три святых источника в честь Оптинских старцев, Божией Матери “Казанская” и преп.

Обратите внимание

Амвросия Оптинского.Там, зайдя в купальню, можно омыться в целительной воде, температура которой около четырех градусов. Однако паломников это не смущает, и многие, погрузившись в студеную воду, пронизанную солнечным светом, получают облегчение в своих болезнях, а иногда, по вере своей, и полное исцеление.

У источника дежурит пожилая монахиня с добрым лицом и лучистыми глазами. Она помогает нам разлить целебную воду в бутылки. Мы пьем ее, ощущая радость и легкость в душе и теле. Нас ожидает нелегкий подъем наверх, по крутой тропе, обратно к монастырю.

Не торопясь, цепляясь за деревья, преодолеваем подъем и направляемся к небольшой церкви Преподобного Амвросия Оптинского, устроенной на месте дома, где старец скончался. Внутри храма стоит благоговейная тишина. У алтаря молятся несколько шамординских сестер. Здесь красиво и уютно – убранство храма полностью завершено.

В иконостасе – иконы современного письма. В местном ряду образы “Спорительницы хлебов” и преподобного Амвросия. Старинные иконы, украшенные расшитыми ризами, установлены у клиросов, помещены в киоты на стенах. Наверху, по периметру храма, укреплены деревянные хоры, на которые ведет лестница.

Поставив свечи и помолившись, мы выходим на монастырскую улицу, с одной стороны которой располагаются старинные кирпичные домики, а с другой – цветник и монастырский огород, где чернеют платки работающих монахинь.

Адрес: Калужская область, Козельский р-н, п/о Каменка, монастырь Шамордино. Проезд из Москвы от м.Теплый стан на автобусе остановить не доезжая до г. Козельска 20 км. Потом пешком 2 км.

Источник: https://www.ruist.ru/index.php/kaluzhskaya-obl/91-istochniki/3346

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector