Смольный собор воскресения христова в петербурге, россия, город санкт-петербург

Смольный Воскресения Христова собор в Санкт-Петербурге

Смольный собор Северной столицы России впечатляет пышностью убранства и масштабностью. Это поистине уникальный памятник древнерусской и европейской архитектуры, который по историческим преданиям хотела сделать своей обителью дочь Петра I, Елизавета.

История постройки храма

Смольный храм органично вписался в окрестности левобережья реки Невы. В древние времена там варили смолу для кораблей. Строительные работы начались в 1748 году. Для возведения храма пригласили известного архитектора Бартоломео Растрелли. Высота здания достигает 93, 7 метра. Храм рассчитан на шесть тысяч человек.

Смольный собор в Санкт-Петербурге

По задумке Растрелли, рядом должны были построить колокольню из пяти ярусов. Проект предполагал, что её высота составит 140 метров. Но идея автора так и не была реализована. Архитектор умер, а преемники его дела решили, что шпиль колокольни не впишется в общую картину местности и отказались от этой затеи.

Работа по возведению сооружения продолжалась 87 лет. Отделка помещения изнутри завершилась только к 1835 году. Изначально собор назывался Воскресенским Новодевичьим. Со временем, для удобства, его стали именовать Смольным. В 1748 году Смольный освящали как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова. На торжестве присутствовала сама императрица.

Впоследствии в 1765 году на базе монастыря начало работать учебное заведение по воспитанию благородных девиц.

Обратите внимание

Почти на протяжении века в храме совершались богослужения. Когда наступили революционные годы, храм был закрыт, а все ценности из него изъяли.

Обращения православных прихожан с просьбами вернуть храм большевики оставили без внимания. Лишь в 2009 году здесь провели первую церковную службу после советской эпохи.

В 2013 году для храма привезли огромный 10-тонный колокол, изготовленный в городе Воронеже.

Важно! Под протекторат Русской православной церкви Смольный собор торжественно передали в 2013 году в день памяти святой мученицы Татианы.

Современное состояние

С 2010 года службы в храме проходят ежедневно. Из Екатерининского придела вынесли сиденья, чтобы там могли стоять 500 прихожан. Это произошло 7 апреля 2010 года. Божественную литургию в тот день в стенах собора отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Интерьер Смольного собора

От Казанского кафедрального собора города в Смольный собор передали, в качестве подарка, старинный престол для богослужений. Отреставрирован запрестольный образ Божией Матери. В южном приделе собора совершаются службы каждое воскресенье.

Как памятник архитектурного искусства, храм известен далеко за пределами Родины и имеет мировое значение. Смольный собор — это отделение музея-памятника государственного уровня «Исаакиевский собор». В этом месте проходят прекрасные концертные программы, выставляются талантливые художники, отдельно стоит упомянуть о научных и историко-художественных музейных выставках.

Описание

С высоты птичьего полёта монастырь напоминает греческий крест. В центре находится храм, а с четырёх сторон его окружают церкви. Постройка выдержана в стиле елизаветинского барокко. Храм имеет очень праздничный вид. В отделке использованы элементы лепнины, которые и придают храму особое великолепие. Здание выкрашено в небесный голубой цвет, а купола — светло-серого цвета.

Купольная часть по православной традиции пятиглавая. Так пожелала сделать в своё время Елизавета. Особенность заключается в том, что только центральный купол относится к самому храму. Остальные купола — это колокольни.

Главный купол по форме напоминает шлем. Колокольни увенчаны меньшими куполами луковичной формы.

Находясь в окружении учебных корпусов смольного института, храм в своей нижней части, а именно с фасада, больше схож с дворцом, чем с храмом. Здесь во всём присутствует роскошь и изящество. При этом здание собора выглядит очень величественно.

Церковный зал оформлен просто, но от этого не теряет своей торжественности. В отделке присутствует мрамор. Алтари отделены от остального помещения гранённой хрустальной балюстрадой. В зале есть три иконостаса. Отвечал за ведение работ в храме архитектор В. Стасов.

Деятельность прихода

Поскольку исторически так сложилось, что храм относится к учебным заведениям Санкт-Петербурга, то основная его деятельность направлена на духовное просвещение и воспитание юных парней и девушек в православных традициях.

Богослужение в Смольном соборе, Санкт-Петербург

Так, в любимый всеми молодыми людьми День студенчества, 25 января — в День св. мч. Татианы, студенты, которые проявили особое усердие в нравственно-образовательной деятельности, награждаются знаком св. мч. Татианы.

В воскресные дни в полдень все желающие могут прийти на духовную беседу. Также работает детская воскресная школа на территории храма.

На заметку! Для посещения прихожанами собор открыт с 7 часов утра и до 8 часов вечера.

Божественные службы проводятся каждый день в следующем порядке:

  • с 7:00 начинается литургия. В этом время служба проходит только в субботу, воскресенье и праздники;
  • с 9:30 — Божественная литургия в будни. После этого читаются псалмы;
  • в 14:00 начинается молебен;
  • в 16:00 батюшка служит панихиду по усопшим;
  • в 17:00 начинается вечерняя служба;

В соборе совершают таинство Крещения. Молодожёны могут укрепить свои семейные узы венчанием. В период Великого поста расписание служб может меняться, поэтому лучше заранее разузнать его.

Святыни и престольные праздники

В Смольном соборе хранится частица мощей святой мученицы Татианы. Из уцелевших ценностей, которые остались после разрухи революционных лет, в храме занимают своё почётное место иконы «Введение во храм Пречистой Девы Марии» и «Воскресение Христово».

В храме особенно почитается день Воскресения Господа Иисуса Христа. Каждый год Пасха празднуется в разные дни. Поэтому определённой даты престольного праздника собора нет.

Как добраться

Собор Воскресения Христова находится в городе Санкт-Петербурге по адресу: Центральный район, пл. Растрелли, 3/1.

Добраться все желающие могут двумя маршрутами:

  1. На остановке метро «Чернышевская» совершить пересадку на троллейбус № 1. Также в этом направлении следуют маршрутные такси № 22 и № 46.
  2. Со станции метро «Площадь Восстания» пересесть на троллейбус № 5 или 7. Туда же едет маршрутка № 22.

Пеший поход в храм займёт немного — максимум полчаса от станций метро, указанных выше. Зато доставит истинное удовольствие иногородним гостям Питера, которые смогут осмотреть по пути местные достопримечательности.

Смольный собор. Экскурсии по Петербургу

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/smolnyj-voskreseniya-hristova-sobor-v-sankt-peterburge.html

Смольный собор

Смольный собор.

Одно из самых красивых культовых зданий России — Смольный Воскресения Христова собор – православный храм Санкт-Петербурга, который входит в архитектурный ансамбль первого в городе женского монастыря.

По древней русской традиции храмы возводили на высоких берегах рек, органично вписывая в пейзаж. Возведенный у излучины Невы Смольный собор стоит на земле, в средние века принадлежавшей новгородскому дворянскому роду, где была разрушенная шведами церковь Спаса.

Важно

На отвоеванной у шведов территории градостроительство Санкт-Петербурга ввело свои новшества – замыкать далекую перспективу прямых широких улиц монументальными сооружениями. И эту роль выполняет Смольный собор, формируя площадь Растрелли.

Не потому ли в нем столь удачно сочетаются строгая петербургская симметрия и регулярность с нарядным и богатым убранством, близким по духу древнему русскому зодчеству…

Историческая справка

По преданию императрица Елизавета Петровна желала завершить свой жизненный путь, удалившись в монастырь, в качестве настоятельницы в окружении молодых воспитанниц из благородных семей. Для осуществления заветного плана она предусмотрела построить женский монастырь, с домом для себя и отдельными апартаментами для проживания 120 девиц, в одном из самых красивых районов Северной столицы.

На месте сгоревшего Смольного дворца, где прошли годы юности дочери Петра Великого (будущей императрицы Елизаветы) в 1748 году было начато строительство по проекту придворного архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Название местности закрепилось со времен основания города: когда-то здесь находился Смоляной двор, где варили деготь и хранили смолу для Адмиралтейской верфи.

Макет спроектированного ансамбля хранится в Академии художеств и свидетельствует не только об императорском великолепии будущей постройки, но и об изменении первоначального замысла. Растрелли планировал возведение над въездом в монастырь грандиозной колокольни высотой 140 метров, но впоследствии от этой идеи отказался. В результате доминантой комплекса выступает Смольный собор.

Семилетняя война (1756-1763) приостановила строительство из-за нехватки средств. Да и Елизавета была полна решимости вести войну с Пруссией до победного конца, и ее желание уйти в монастырь постепенно угасло. Она продолжает править до самой своей кончины в 1761 году, так и не дождавшись освящения собора.

Смена правителей, изменение назначения постройки, архитектурной моды и архитекторов превращает Смольный собор в самый длительный долгострой Петербурга.

Взошедшая на престол Екатерина II отстранила Растрелли от должности обер-архитектора в 1762 году, отправив его сначала в отпуск для лечения, а затем на пенсию. Строительство собора передали его помощнику Ю. Фельтену, вступившему в должность главного архитектора Канцелярии от строений.

Монастырь, в котором к концу XVIII века не осталось ни одной монахини, прекратил свое существование, а на его территории разместили два учебных заведения: Воспитательное общество Благородных девиц (1764) и Мещанское училище (1765), которые позднее были преобразованы в Смольный и Александровский институты.

Возобновлен Воскресенский Новодевичий монастырь был по указу Николая I от 14 марта 1845 года, обитель построили на Царско-Сельской дороге (Московский проспект), но это уже совсем другая история.

В 1806 году для Смольного института итальянский архитектор Джакомо Кваренги выстроит замечательное здание в стиле классицизма. Именно здесь в 1917 году помещался штаб революции — Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Завершение строительства Смольного собора осуществляет архитектор В. П. Стасов, спроектировавший внутреннее убранство, площадь перед главным входом и изумительной красоты высокую ажурную ограду.

Совет

После освящения в 1835 году храм приобрел статус Собора всех учебных заведений. К этому периоду специально для храма были написаны иконы. Большой запрестольный образ Богородицы принадлежит кисти замечательного русского живописца, члена Петербургской академии художеств, — А. Г. Венецианова.

Как большинство культовых зданий после Октябрьской революции Смольный собор был закрыт и превратился в склад, в годы Великой Отечественной войны сильно пострадал.

После реставрации в 1990 году в нем открыли Концертно-выставочный комплекс. Специально для зала был приобретен орган, здесь проводились концерты классической музыки и различные выставки.

Архитектура Смольного собора

Построенный в стиле позднего барокко Собор удивительно гармонично сочетает в себе традиции древнего русского зодчества и европейской классики. Совершенство пропорций, изящество декора, легкость и величие вызывают восхищение.

Смольный собор.

«Вот это Храм!» — так всякий раз, проходя мимо, восклицал знаменитый архитектор Кваренги. Приверженец совершенно иного архитектурного стиля, он, тем не менее, снимал шляпу перед гениальным творением Растрелли.

Композиция Смольного собора устремлена ввысь, пронизана вертикальной энергией, которая струится по граням стен, выбрасывая пышные волны узоров. Ажурный рисунок арочных окон дополняют собранные в пучки трехчетвертные колонны, двухцветное многоярусное сооружение очерчено сложным контуром.

Благодаря этим деталям, характерным для светских построек Растрелли, нижние два яруса больше напоминают дворец. В отличие от европейских культовых зданий с одним нарядным фасадом, храм имеет равноценный вид со всех сторон.

Здание высотой 93,7 метра обладает иллюзией уменьшения размеров при приближении к нему.

Смольный собор.

Создавая свой последний архитектурный шедевр, Растрелли проектировал сооружение с одним куполом по типу католических храмов Европы, но желание Елизаветы было непреклонным: она хотела русский пятиглавый собор.

Решение получилось оригинальным. Выпуклый массивный центральный купол с луковичной главкой венчает собор, а расположенные симметрично вокруг него четыре колокольни вогнутой формы увенчаны небольшими луковичными куполами.

Со Смольной звонницы, расположенной во втором ярусе колокольни, с высоты 50 метров открывается панорама монастыря, Смольного института и живописный вид на Неву.

Смольный собор с высоты птичьего полета.

Смольный собор и весь ансамбль монастыря – замечательный образец Елизаветинского барокко, историко-архитектурный памятник мирового значения.

Обратите внимание

Стены монастыря, которые построены как жилые помещения, спланированы в форме греческого креста с встроенными домовыми церквями по углам.

Праздничный и живописный вид всему комплексу придает сочетание небесно-голубых стен с белой декоративной отделкой и позолотой.

Жизнь собора в наше время

Удивительное совпадение: Собор строился 87 лет (1748-1835) и столько же времени (1923-2010) был закрыт для проведения богослужений. Божественная литургия вновь зазвучала под сводами собора после столь длительного перерыва в праздник Благовещения 7 апреля 2010 года, а в честь 175-летия Собора в том же году выпустили памятную медаль.

Читайте также:  Школа веры: бог

С 2015 года здание собора окончательно было передано Русской православной церкви. Здесь регулярно проходят службы, совершаются таинства крещения, венчания.

Следует отметить, что в помещениях бывших монастырских зданий находятся факультеты политологии и международных отношений Государственного университета СПБ.

Сохраняется историческая традиция, по которой Воскресенский Смольный собор является храмом учебных заведений Санкт-Петербурга. Кульминацией деятельности священнослужителей храма по духовно-нравственному просвещению молодежи стала торжественная служба в Татьянин день – день студенчества, которая завершается награждением памятным знаком наиболее достойных студентов.

Для маленьких граждан открылись «Школа смолянок» и «Пажеский корпус», где большое внимание уделяется воспитанию в детях любви к Отечеству и интереса к наукам, которые отсутствуют в школьных программах: геральдика и этикет, старинные танцы и верховая езда, а также уроки медицины и милосердия.

По-прежнему все желающие могут совершить подъем в 277 ступеней на одну из высочайших смотровых площадок города — соборную звонницу, а по выходным дням посетить экскурсию и осмотреть собор. Вход в собор свободный, а рекомендуемое пожертвование, взимаемое с участников экскурсий и посетителей колокольни, идет на восстановление интерьера храма.

Где находится и как добраться

Источник: http://spbguidebook.ru/smolnyj-sobor/

Собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург – один из красивейших городов России. Туристы приезжают в этот северный город, чтобы осмотреть достопримечательности, которых в городе очень много. Одной из красивейших достопримечательностей жители города называют Собор Смольного монастыря в Петербурге.

Соборный комплекс расположился на левом берегу реки. Смольный собор выполнен в стиле барокко. Здесь можно наблюдать сочетание архитектуры Европы и русского зодчества. Высота монастыря достигает почти 94 метров, что только подчеркивает его величие.

История возведения собора

История появления этого архитектурного памятника уходит в 1740 год, когда действующая императрица Елизавета Петровна приняла решение оставить престол и уйти в монастырь.

Елизавета решила возвести монастырские стены на территории, где стоял дом, в котором прошла ее юность.

Помимо самого монастыря, императрица планировала построить здесь же колокольню, домовые церкви и институт для молодых девушек, которые имеют дворянские корни.

Важно

Смольный собор, архитектором которого стал Ф. Б. Растрелли, начали строить в 1748 году. Но неожиданно начавшаяся война заставила отложить строительство на неопределенный срок. В связи с недостатком финансирования строительные работы шли очень медленно. Достроить Смольный собор удалось архитектору В. П. Стасову в 1835 году.

В 1922 году все имущество церкви изъяли, что в итоге привело к закрытию Собора Смольного монастыря в Петербурге в 1923 году. Тем не менее, спустя несколько лет его все-таки открыли, в то время как другие церкви и сегодня стоят закрытые. В 1990 году главным событием стало открытие концертного зала, функционирующего и сегодня.

Смольный собор в Петербурге — видео

Режим работы Смольного собора

В Питере Смольный собор расположился вдали от исторического центра города, поэтому многие туристы попросту не добираются до этого удивительного места. Собор стоит в очень живописном месте недалеко от набережной.

Добраться до собора можно на метро. Для этого нужно доехать до станции «Чернышевская». Однако путь до собора от станции не близкий. Поэтому лучше воспользоваться маршрутным такси номер К-76, которое довезет вас непосредственно до площади Растрелли.

При посещении Смольного собора необходимо уточнить режим работы. В летнее время собор работает ежедневно с 10.00 до 19.00. В среду собор закрыт для посещений. Зимой собор открывается в 11.00, а закрывается в 19.00. Среда по-прежнему остается единственным выходным днем. Вход в храм свободный.

Отправляясь в Смольный собор, необходимо также знать расписание богослужений. Утренняя божественная литургия начинается каждый день в 7 часов утра. Окончание вечерней литургии приходится на 20.00.

Не менее красив, популярен и величественен Казанский собор в Петербурге. Большое количество туристов посещают его ежедневно, наслаждаясь прикосновением к прекрасному.

Вид собора в наши дни

Собор Смольного монастыря в Петербурге в наши дни сохранил свое первоначальное обличие. Стены окрашены в белые и голубые тона. В соборный комплекс входят:

  • Четыре церкви, которые располагаются вокруг храма;
  • Жилые помещения, украшенные великолепными аркадами;
  • Домовые церкви;
  • Четыре колокольни.

Изначально архитектор Растрелли, который занимался строительством собора, хотел возвести однокупольный храм. Однако Императрица Елизавета настояла на том, чтобы церковь была пятиглавой.

В итоге пришли к компромиссу, и построили храм с одним большим куполом и четырьмя маленькими куполами, которые служат колокольнями. Эти четыре купола имеют два яруса.

На нижнем ярусе расположена непосредственно звонница.

Одной из главных достопримечательностей собора является ажурная ограда необыкновенной красоты. Эта ограда является высокохудожественным произведением искусства, созданная по проекту архитектора Стасова.

Совет

Внутренняя отделка собора Смольного монастыря в Петербурге имеет величественный вид. Зал, в котором проходят ежедневные богослужения, отделан мрамором. У алтаря находится хрустальная балюстрада. В наше время в храме сохранены главные иконы, которыми украшен главный зал собора. Это оригинальные иконы «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

В Питере Смольный собор считается великим памятником архитектуры. В наше время здесь проводят концерты и выставки, связанные с историей города. Кроме того, здесь организовывают выставки художественно-прикладного искусства.

Источник: https://spbinteres.ru/smolnyj-sobor-spb.html

Смольный собор в Санкт-Петербурге: фото, история, режим работы, экскурсия

Смольный историко-архитектурный комплекс в Санкт-Петербурге признан памятником архитектуры всемирного значения. Особое место в ансамбле занимает Смольный собор Воскресения Христова – уникальный образец русского православного зодчества, гордость города.

Найдите время посетить собор, осмотреть величественный шедевр, испытать эстетическое удовольствие от духовной красоты, ознакомиться с его нелегкой судьбой. Чем же примечателен храм?

Вехи истории монастыря и Смольного собора

Его создание начато в 1748 г. Царица Елизавета Петровна выбрала район, где в начале XVIII столетия изготовляли смолу для верфи, а позже в возведенном здесь дворце она жила в молодые годы.

Строительство Воскресенского Новодевичьего монастыря поручили придворному зодчему Б.Ф. Растрелли.

Закладка нового объекта проводилась с помпезным церемониалом:

  • молебен;
  • красиво оформленный помост;
  • более 100 залпов из двух десятков пушек.

Завершилось торжество праздничным угощением на 56 персон. В общем, начали по русскому обычаю, за здравие.

Работы велись по модели. Мастера сооружали ее на большом столе в том порядке, в каком должен создаваться оригинал. В замысел архитектора входило создание 5-ярусной колокольни, высота которой (140 м) превышала бы шпиль Петропавловской крепости. Этот план не осуществился. Война, недостаток финансов, утрата интереса к Смольному собору, организационные сложности замедлили стройку.

Елизавета предусматривала назначение монастыря в обучении девиц богатого происхождения. Позднее Екатерина II основала здесь Общество благородных девиц и училище для девушек мещанского сословия.

Воспитанницы Общества впоследствии стали обучаться в Смольном институте, великолепном здании классического стиля, построенном Д. Кваренги.

Тем самым, который всякий раз, оказавшись перед собором, почтительно приподнимал шляпу и говорил, что это настоящий храм!

При Николае I в 1835 году, через 87 лет после начала, строительство собора завершил В.П. Стасов.

Собор во мраке XX столетия

Октябрьский переворот начала века открыл трагическую страницу в истории монастыря. На территории бесцеремонно хозяйничали революционеры. Участь Смольного собора при советской власти стала плачевной:

  • 20-е годы — изящное сооружение превращено в склад.
  • 1931 — собор по решению большевиков был закрыт, а церковная собственность расхищена.
  • 1972 — вынесен иконостас, оставшиеся вещи стали достоянием музеев.
  • 1990 — отделение музея истории города.
  • 1991— начал функционировать концертный зал, восстановлен Камерный хор.

Весной 2009 года в многострадальном соборе впервые за долгие годы отслужили молебен, а в апреле 2010 года начаты регулярные богослужения. Это был торжественный день с поздравлениями и подарками, выпуском памятной медали и праздничного конверта.

В 2015 году храм перешел в управление РПЦ, его орган был демонтирован. Камерный хор упразднен и лишен названия. Наконец, зимой 2016 года собор поступил в безвозмездное владение Санкт-Петербургской епархии.

Драматическая история получила завершение окончанием реставрации куполов, фасадов, кровли и крестов в 2016 году.

Пышный наряд храма

Непревзойденное творение Мастера относится к стилю роскошного барокко с позолотой, росписями, тонкой резьбой и обилием деталей.

Ансамбль составляет единое целое в гармоничном сочетании белого и голубого цветов, символа чистоты и непорочности. Смольный собор устремлен ввысь и словно парит в облаках.

Вход оформлен портиками и колоннадой, ажурный рисунок ограды выполнен по эскизам В. П. Стасова.

Обратите внимание

Главный купол окружен четырьмя церквями. Это колокольни с куполом и луковкой, несущей крест. Архитектор планировал храм с одним куполом, как в Европе. Императрица приказала построить традиционный православный пятиглавый собор.

Сейчас комплекс является культурным и общественным центром СПб. Территорию украшает сад партерного типа с клумбами, цветниками и фонтанами. Стоящий у входа в собор массивный колокол, планируется со временем поднять наверх.

Художественное убранство интерьера

Отделка помещения внутри Смольного собора осуществлялась под руководством В. П. Стасова. Он старался не нарушать первоначальные планы великого зодчего, но популярным уже стал рациональный классический стиль.

Использовались только лепка, чугунное литье, изысканные капители колоннады и декор купола. Лаконичный и торжественный интерьер включает в себя:

  • обширный зал, вмещающий 6 тыс. человек;
  • иконостасы, богато декорированные под мрамор;
  • хрустальная балюстрада у алтарей;
  • помост искусной работы.

В дополнение к этому, драгоценными святынями стали две иконы художника А. Г. Венецианова на темы воскресения Христа и введения во храм. В концертном зале проходят слушания хоровой музыки.

Оставьте суету повседневности, приходите на экскурсию!

Гид излагает посетителям подробную, интересную и живую историю собора с учетом возраста и уровня аудитории. Рассказ наглядно дополнен видео. Со смотровой площадки высотой 50 м открывается панорама города и Невы, отсюда можно сделать отличные фото. Подъем на звонницу по 277 ступеням происходит в сопровождении музыки периода забытого барокко.

Храм находится на набережной Невы. Адрес:пл. Растрелли, 1, Санкт-Петербург, Россия, 191060.

Удобно добираться следующим образом:

  • от метро «Чернышевская» рейсовыми автобусами или троллейбусом 15;
  • от «Площади Восстания» автобусом 22 или троллейбусами 5, 7.

Пешком от этих станций можно дойти за 30 мин.

Режим работы собора в 2017 году: служба с 7:00 до 20:00 ежедневно, экскурсии с 10:00 до 19:00. Цена посещения 100 руб., для дошкольников бесплатно. Строгого расписания экскурсий для одиночных туристов нет, группы формируются по мере сбора.

Два часа в соборе пролетают незаметно, одухотворенные посетители уносят в сердце память о выдающемся произведении искусства.

Источник: https://www.miroworld.ru/smolnyj-sobor/

Смольный собор в Санкт-Петербурге

Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт Смольного собора

Фото Смольного собора

Возможно вы ищете информацию про: Смольный (колыбель революции / Смольный институт / резиденция губернатора Санкт-Петербурга)

Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и  европейской архитектуры.

История строительства Смольного собора в Санкт-Петербурге

По преданию дочь Петра Первого Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность.

Читайте также:  Преподобный павел ксиропотамский

Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь.  Здание вмещает до 6000 человек.

По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России (140 метров, на 18 метров больше высоты шпиля колокольни Петропавловского собора). Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде.

А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж.  Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.

Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости – Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году.

С 1765 года в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Позже Екатерина II учредила училище для девиц низших сословий, располагавшееся в здании, построенном рядом и названном Александровским институтом.

Выполнено оно было в стиле раннего классицизма по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Третья часть ансамбля – это торжественное здание Смольного института, построенное в классическом стиле по проекту архитектора Дж. Кваренги (1864 год).

Важно

Центральную часть этого здания украшает величественный восьмиколонный ионический портик с фронтоном. Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

После революции в 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались под склад. Иконостас храма был демонтирован только в 1972 году. В 1990 году  открылся концертно-выставочный комплекс, который располагается здесь и сейчас.

Наружное убранство Смольного собора в Санкт-Петербурге

В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.

Первоначально Растрелли планировал построить однокупольный храм по образцу европейских храмов, но по желанию императрицы Елизаветы храм построили пятиглавым.

Но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — это колокольни. Они  имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов.

Наверху – маленький луковичный купол, а ниже – во втором ярусе располагается звонница.

Ажурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики-павильоны – пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.

Внутреннее убранство Смольного собора в Санкт-Петербурге

Внутренней отделкой руководил архитектор В. Стасов. Интерьер был прост, но имел торжественный вид. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор.

Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.

Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Ансамбль монастыря – это историко-архитектурный памятник мирового значения. В настоящее время комплекс является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводятся концерты, организуются выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_456.htm

Смольный собор

Официальное название: Смольный собор Воскресения Христова

Адрес: площадь Растрелли, дом 1

Годы постройки: 1748-1835

Архитектор: Б.Ф. Растрелли

Стиль: Елизаветинское барокко

О происхождении названий в Санкт-Петербурге

Очень многие названия различных мест Санкт-Петербурга восходят ко времени основания города. Многие из этих названий напоминают о городе, рожденном под грохот пушек, в огне сражений Северной войны, начинавшемся с военного лагеря, который превращался в столицу Русского государства, в котором рождался его крупнейший морской порт.

Верфи, на которых строили корабли Балтийского флота и «партикулярные суда, пороховые и пильные мельницы, заводы, работавшие в основном для нужд войны и строительства города, вырастали в нем по соседству с дворцами и палатами знати.

На левом берегу Невы, за Летним дворцом Петра на месте теперешнего въезда на Литейный мост, выстроили Литейный «анбар» – завод, на котором отливали пушки. Вокруг него вскоре появились кузница, лафетная, столярная и другие мастерские, сараи и склады. Все это вместе стало называться Литейным двором.

Совет

Тогда всякое казенное или общественное заведение называли двором (Гостиный двор, Монетный двор , Печатный двор). За Литейным двором на набережной построил себе дом его главный начальник, генерал-фельдцехмейстер Я.В. Брюс.

После царского указа 4 апреля 1714 года, коим повелено было «всем царедворцам жить в в Петербурге», это место стало аристократическим районом города. Неподалеку возвели дворцы для «особ царского семейства»: вдов умерших братьев Петра Прасковьи Федоровны и Марфы Матвеевны.

Сестры Петра Натальи Алексеевны и наследника – царевича Алексея; поблизости разместились дома приближенных и дворцовых служителей. Улица, на которой стоял дом Натальи Алексеевны, сначала называлась Береговой линией, а потом стала называться Шпалерной, так как тут был возведен «мануфактурный двор», шпалерная и штофная фабрика.

За дворцом царевича Алексея вверх по Неве располагались дома невесток Петра и придворной знати. Там были и палаты сподвижника Петра, адмиралтейств-советника Кикина, ведавшего всеми материальными складами флота. Кикин поблизости от своего дома, на мысу, омываемом с востока и севера Невой, устроил Смольный двор, «в котором лежала смола, приготовляемая про весь корабельный флот». Смолу, из которой вываривали деготь, привозили крестьяне деревень, специально приписанных к Адмиралтейству.

За Смольным двором в 1714 году построили небольшой деревянный дом с садом (смольный дом) для Петра. После смерти Петра, Екатерина I распорядилась на этом месте возвести загородный летний дворец, перешедшйи потом к ее дочери Елизавете Петровне.

В Смольном дворце Елизавету держали под неусыпным надзором вдали от центра столицы, вплоть до вступления на престол (в 1741 г.). Как выглядел Смольный дворец, сведений не сохранилось.

В 1744 году во дворце случился пожар, а в 1746 году дворец сломали, участок расчистили и подготовили для нового строительства.

Смольный монастырь

Начало строительства Смольного монастыря

В 1748 году было официально объявлено, что «ея императорское величество намерены при С.

Петербурге, на том месте, где ея императорского величества дворец, называемый Смольный… воздвигнуть вновь, девичий монастырь с церковным и прочим принадлежащим монастырским зданием…» Императрица собиралась под старость удалиться в эту обитель и быть её настоятельницей в окружении послушниц.

30 октября под пушечную пальбу и звон колоколов был торжественно положен закладной камень собора Воскресенского Новодевичьего монастыря. Проектировал и строил монастырь обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли. Растрелли (по меткому замечанию Б.Р. Випера) превратил город-порт, город-верфь в город-дворец.

«Архитектура – это искусство вписывать линии в небо». Возведенный в излучине Невы неподалеку от воды Смольный продолжает древний русский обычай ставить церкви и соборы на берегах рек, вписывая их в окружающий пейзаж.

В то же время собор, как и многие Петербургские сооружения, замыкает далекую перспективу широкой и прямой улицы и формирует площадь Растрелли. Композицию ансамбля монастыря в целом и его центрального звена – Воскресенского (Смольного) собора пронизывает устремленность ввысь.

Ансамбль монастыря дает понимание, что подлинная монументальность – это не тяжесть и массивность, а соразмерность, легкость и сила.

Крестообразный в плане монастырь обнесен невысокой глухой стеной с башенками по углам. За стеной расположены двухэтажные корпуса келий и других монастырских помещений. Фасады этих корпусов прорезаны ритмично повторяющимися арками.

Первый этаж обработан рустами, придающими сооружениям тяжесть и мощь, а окна углублены в стены. Второй этаж значительно легче, благодаря большим окнам-аркам, разделенным сдвоенными полуколоннами. Нарастание вверх продолжают башни-церкви, расположенные на четырех внутренних углах «креста». Это церкви во имя св.

Обратите внимание

Захария и Елизаветы, св. Екатерины, св. Александра Невского и св. Марии Магдалины.

Они имеют то же поэтажное членение, но у них уже три этажа, над которыми возвышается барабан, перекрытый куполом, увенчанным главкой с крестом. Угловые церкви подготавливают переход от двухэтажных построек к девяностадвухметровому взлету собора.

Его нижние два яруса словно постамент, на котором возносится барабан центрального купола и почти прижатые к нему башни-звонницы, завершенные луковичными главками.

Пятиглавие собора становится центром другого пятиглавия, образованного собором и угловыми церквями.

В проекте Воскресенского собора Растрелли связал архитектурные традиции Московского государства и европейское барокко. Интерпретируя традиционную для русской архитектуры тему пятиглавия (вновь ставшую обязательной при Елизавете Петровне), архитектор создал великолепную, совершено оригинальную композицию.

Непостроенная колокольня Смольного собора

План Растрелли не был реализован полностью. В середине западного корпуса келий должна была быть возведена колокольня над въездом в монастырь.

Ее высота – сто сорок метров была бы в полтора раза больше высоты собора и на восемнадцать метров больше шпиля Петропавловской крепости.

Важно

Растрелли создал модель колокольни, в которой нижние два яруса наиболее массивны и пышно украшены Каждый последующий ярус уже и легче предыдущего и настолько слит с ним, что кажется вся колокольня «на одном дыхании» взмывает ввысь.

Белоствольные колонны и постепенно сужающиеся арки задают ритм этого стремительного взлета. В верхней столпообразной части колокольни он становится более замедленным и более дробным, благодаря трем близко поставленным круглым окнам. Модель колокольни Смольного монастыря сейчас хранится в Академии художеств.

Как и когда достраивали Смольный собор

К 1761 году, когда умерла Елизавета , успели закончить и отделать лишь большую часть келий и трапезную. Строительство было приостановлено почти на 70 лет.

И только во второй половине 1820-х годов был объявлен конкурс на проект достройки Воскресенского собора. Достраивали собор по проекту Стасова, которому удалось сохранить гармонию целого при всех изменениях и приближениях к вкусам и требованиям времени.

Снаружи собор оставили без изменений, только вновь побелили стены и окрасили купол и главы.

Внутри собора основная мысль Растрелли сохранена в общем архитектурном решении: в сияющей высоте семидесятидвухметрового подкупольного пространства, в импозантности белоснежного интерьера, вмещающего шесть тысяч человек.

Приведя «изломанные линии в прямые», уменьшив количество «входящих частей», Стасов создал интерьер собора в духе своего времени. Здесь все сдержаннее, строже лаконичнее, чем внешнее убранство собора.

От жизнерадостной декоративности Растрелли сохранились пышные капители колонн, крылатые головки херувимов, да гирлянды из плодов и цветов.

От постройки гигантской колокольни отказались, так как это требовало огромных денег и колокольня закрыла бы вид на собор. Двенадцать колоколов отлили в городе Валдае и повесили в боковых башнях собора.

Колокол — «дар Валдая»

Один из колоколов Смольного собора весил шестьсот семь пудов. Для того, чтобы перевезти его из Валдая в Петербург пришлось поломать голову. Способ его доставки был придуман ямщиком Саблуковым. Колокол упаковали в цилиндр из толстых бревен, надежно скрепленных обручами.

На железные стержни, приделанные к концам цилиндра, надели кольца рычагов, служащих оглоблями и впрягли двенадцать лошадей. В бревенчатом цилиндре, имеющем вид дорожного катка, этот «дар Валдая» катился до Петербурга «скоро и безопасно».

Читайте также:  Преподобномученица анастасия римляныня

За изобретательность Саблукова наградили мелалью.

Благоустройство территории Смольного монастыря

Одновременно с достройкой собора Стасов завершает ансамбль всего монастыря, и прежде всего перепланирует лежащую перед собором территорию.

Он уничтожает длинный жилой корпус, построенный в 1802 году и открывает свободный подъезд к собору, перед которым создает обширную городскую площадь (с 1923 года – площадь Растрелли).

По обеим сторонам возводятся трехэтажные флигеля для «жительства духовенства … и воспитания сирот личных дворян». Стасов замкнул пространство предсоборной площади великолепной полукруглой оградой.

Совет

Ажурные пилястры решетки Смольного заполнены виноградными листьями и колосьями; вертикальные стержни звеньев – более частые внизу и более редкие в верхней части – завершены пальметтами; идущий по верхнему краю фриз составлен из густых веночков, сплетенных из ветвей и цветов.. красота каждого орнаментального мотива акцентирована и усилена его многократным ритмическим повтором.

Достройка собора заняла три года. В память о завершении строительства была выбита медаль с изображением собора и датами закладки и окончания: «1748 – 1835» Освященный 22 июня 1835 года собор был «наименован собором всех учебных заведений» .

Смольный институт благородных девиц

Еще до окончания строительства собор оказался в центре большого учебного комплекса. В 1764 году в южном корпусе монастыря разместилось Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), а в 1765 году в северном корпусе открыли «училище для малолетних девушек не дворянского происхождения (Мещанское училище).

Но во исполнение воли Елизаветы Екатерина распорядилась учредить в Смольном общину монахинь. Для этой общины с трудом нашли четырнадцать монахинь, которые «грамоте умеют». Довольно скоро и они исчезли из монастыря. Учебные заведения просуществовали до Октябрьской революции.

С ними связано появление двух первоклассных памятников архитектуры (собственно комплекс Смольного монастыря, построенный по проекту Растрелли, и комплекс зданий Смольного института благородных девиц, построенный по проекту Джакомо Кваренги специально для учебного заведения, ибо кельи монастыря мало подходили для учебных целей).

Эти учебные заведения положили начало женскому образованию в России.

В наши дни в Смольном соборе не проводятся богослужения, он используется, как концертно-выставочный комплекс.

Фотографии Смольного собора

Смольный собор на карте

Источник: https://guida-spb.com/smolnyj-sobor.html

Смольный собор в Санкт-Петербурге

Смольный Воскресения Христова собор (Смольный собор) входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной. Является также концертной площадкой классической музыки. (пл. Растрелли, 3/1)

История

Смольный монастырь, фотография 1852 года

В 1740-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество.

В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора — Бартоломео Франческо Растрелли. Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. С 1749 года работами руководил Христиан Кнобель — архитектор, работавший вместе с Растрелли.

К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты. Началось возведение самого собора. Вскоре началась Семилетняя война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. С 1762 года отделку собора ведёт архитектор Ю.М. Фельтен.

Обратите внимание

Открытие Смольного института состоялось 27 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.

Смольный собор был закрыт в 1931 году, однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 года из него было изъято всё церковное имущество.

Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже — только в 1972 году. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга, Смольный собор не был открыт для богослужений.

В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.

24 мая 2009 г. епископ Гатчинский Амвросий отслужил в соборе первый, после длительного перерыва, молебен, а с 2010 года Смольный собор вновь был открыт для богослужений.

7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения, спустя 87 лет, были вынесены кресла из правого Екатерининского придела собора, освободив место для полутысячи молящихся. Божественную литургию в этот день отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров).

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга подарил для богослужения старинный престол. К этому дню восстановлен запрестольный образ Богородицы — копия картины Алексея Венецианова, хранящейся в Государственном Русском музее.

После этого Богослужения в южном приделе собора стали совершаться регулярно по воскресным дням. 6-7 января 2011 года в соборе прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение.

В 2010 г. в честь 175 — летнего юбилея Смольного собора Санкт-Петербургский монетный двор выпустил памятную медаль. Также к юбилею был выпущен специальный конверт.

В 2014 г. со стороны набережной ведётся строительство жилого комплекса, который перекрывает исторический вид на собор со стороны Невы и набережных. На данный момент вид со Свердловской набережной окончательно испорчен, видны лишь верхушки куполов и отчасти центральная часть. Строительство продолжается.

Проект колокольни

Согласно макету ансамбля Смольного монастыря (хранится в музее Академии художеств) должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня.

Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, и могла бы стать самым высоким зданием в Европе.

Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом.

Однако, вопреки сложившемуся мнению, ансамбль Смольного монастыря остался без колокольни по воле самого Растрелли[источник не указан 707 дней], а не из-за нехватки средств (строительство колокольни приостановлено в 1756 году, до вступления России в Семилетнюю войну), хотя и оба эти факта могли стать решающими. Благодаря упомянутому макету зодчий понял возможную ошибку и сохранил доминирующее влияние единственно здания самого собора[источник не указан 707 дней]. Архитектурно-конструктивные решения также отличаются от представленных в макете.

  • Раскрытый макет Смольного собора
  • Макет, созданный бригадой Я. Лоренцо под руководством Х. Кнобеля

Архитектура

В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93.7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый.

Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни.

Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер.

Важно

Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм.

Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь. Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров.

По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности. Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства.

Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).[источник не указан 707 дней]

Источник: https://tropki.ru/rossiya/leningradskaya-oblast/sankt-peterburg/smolnyy-sobor

Look My Trips

Во время прогулок по набережной Невы в Санкт-Петербурге взгляд притягивает величественный храм небесно-голубого цветас позолотой.

Смольный Воскресения Христова собор – это известный архитектурный памятник города с трагической историей, о котором посетители неизменно отзываются с теплотой и воодушевлением.

Смольный собор славится своей пятидесятиметровой звонницей. Поднявшись туда, можно насладиться захватывающей дух панорамой города.

Добраться до собора можно от станций метрополитена «Площадь Восстания» или «Чернышевская». Если ехать от станции «Площадь Восстания», подойдут троллейбусы №5 и 7, а также автобус №22.

От станции «Чернышевская» к храму следует троллейбус №15, а также автобусы №22 и 46. Пешая прогулка от метро до собора занимает приблизительно полчаса. Адрес достопримечательности: г. Санкт-Петербург, пл.

Растрелли, 1.

Собор открыт для посетителей в любой день с 7:00 и приблизительно до 20:00 (это время окончание Вечерней службы). Вход в храм бесплатный. Стоимость посещения смотровой площадки звонницы для взрослых составляет 150 рублей, для детей – 50 рублей. Для гостей проводятся экскурсии (цена – 200 рублей).

Оплата принимается в виде пожертвований на восстановление этого величественного архитектурного памятника. На смотровой площадке звонницы работает аудиогид и установлена обзорная труба. Наиболее сильные впечатления от панорамного вида на город и Неву можно получить при условии хорошей погоды.

Уточнить детали посещения собора можно по телефону: (812) 900-70-15.

Предыстория знаменитого храма связана с императрицей Елизаветой Петровной, которая в 1740-х годах приняла решение о постройке монастыря на месте дворца «Смольный дом».

В этом дворце императрица провела юношеские годы, поэтому была связана с ним сентиментальными чувствами. В монастырский комплекс планировалось включить собор с колокольней и учебное заведение для девушек-дворянок.

Создание проекта монастыря поручили известному архитектору Бартоломео Франческо Растрелли.

30 октября 1748 г. состоялась торжественная закладка фундамента собора. Однако строительные работы продолжались целых 87 лет. Только в 1835 г. была завершена отделка внутренних помещений монастырского комплекса. Архитектор Растрелли не смог увидеть свое творение в завершенном виде, так как умер в 1771 г.

Совет

Согласно изначальному замыслу Растрелли, колокольня Смольного собора должна была достигнуть высоты 140 м. Но в ходе строительства было принято решение отказаться от такой задумки. Якобы слишком высокая звонница могла испортить городской пейзаж.

В 1917 году Смольный институт, который входил в монастырский комплекс, стал одним из символов Октябрьской революции. В 1920-е годы из собора изъяли имущество. В 1931 г. его полностью закрыли. В 1970 – 1980-е гг.

храм вошел в состав Государственного музея истории. С 1990 до 2015 года в помещении собора функционировал концертно-выставочный комплекс. Однако еще с 2010 года в храме проводились богослужения.

Сейчас здание принадлежит русской православной церкви.

Источник: https://LookMyTrips.com/countries/russia/sankt-peterburg/saint-petersburg/place/smolnyi-sobor

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector