Собор архистратига михаила и прочих небесных сил бесплотных, малый/средний

Собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных

Содержание

Архангел Михаил Архангел Гавриил Архангел Варахиил Архангел Салафиил Архангел Иегудиил Архангел Рафаил Архангел Уриил Архангел Иеремиил  
 

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют “днем восьмым,” ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит “день осмый,” и тогда “приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним” (Мф. 25:31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы (Быт. 3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

Обратите внимание

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1Сол. 4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Архангел Михаил (кто как Бог), вождь небесного воинства.

Говорят, сатана ставит себе в большую заслугу, что заставил живописцев НЕ ИЗОБРАЖАТЬ себя поверженным под ногами Покровителя рода человеческого.

Празднование 8 ноября с.с, 21 ноября н.с.

Упоминается в канонических книгах:

Дан. 10:13, 12:1.

Иуд. 1:9.

Откр. 12:7-8.

В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом». (Академик В.Д. Фартусов, Москва, Синод. Тип., 1910, стр. 226).

Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: «Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ее.

…Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением» (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5-6).

Архангел Гавриил (с еврейского – муж Божий).

Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете – о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа.

Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан – от него Магомет получил свои откровения и им же унесён на Небо.

На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.

https://www.youtube.com/watch?v=ezG9FF5kDBw

Церковь прославляет его 26 марта и 13 июля (старый стиль).

Упоминается в канонических книгах:

Дан. 8:16, 9:21;

Лк. 1:19, 26.

Святой Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в левой каменное зерцало» (Фартусов, стр. 226).

Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества.

Имя Гавриил, полученное Архангелом от Бога, означает по-русски Крепость Божия или Сила Божия.

Архангел Варахиил (благословение Божие).

Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.

Важно

Переводится на русский язык имя сего Небесного посланника Варахиил – Благословение Божие.

В книге «Руководство к писанию икон» говорится о нем следующее: «Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном» (Фартусов, стр. 227). Эти белые розы означают благословение Божие. Что может быть чище и благовоннее белых роз, из которых добывается розовое масло? Так Господь через своего Архангела Варахиила посылает свое благословение из недр одежды его за молитвы и труды людям.

«Поелику благословения Божии различны, – пишет Святитель Иннокентий Херсонский, – то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие» (Цит. соч., стр. 14).

Архангел Салафиил (молитва к Богу).

Упоминается в неканонической книге: 3Ездр. 5:16.

«И вот господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, – пишет Херсонский владыка Иннокентий, – чтобы они чистым дыханием уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил» (Цит. соч., стр. 11-12).

В книге «Руководство к писанию икон» говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся» (Фарусов, стр. 226-227).

Архангел Иегудиил (хвала Божия).

Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.

Имя святого Архангела Иегудиила в переводе на русский язык Славитель Божий или Хвала Божия, ведь он действительно, как гласит надписание на фреске Благовещенского Собора, «имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние».

Как поясняется в «Руководстве к писанию икон», Архангел Божий Иегудиил «изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам» (Фартусов, стр. 227).

«Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией, – пишет Архиепископ Херсонский Иннокентий. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию» (Цит. соч., стр. 13).

Архангел Рафаил (помощь Божия).

Упоминается в неканонической книге: Тов. 3:16, 12:12-15.

«Кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим», – наставляет Архиепископ Иннокентий Херсонский (Цит. соч., стр. 9).

Рафаиил по-арамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие.

В «Руководстве к написанию икон» вкратце поясняется, что: «Святый Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран» (Фартусов, стр. 226).

Архангел Уриил (огнь Божий).

Упоминается в неканонической книге: 3Ездр. 4:1, 5:20.

Согласно Преданию православной Христианской Церкви, святой Архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По учению Святых Отцов, Архангел Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. А само имя Архангела, соответствуя его особому служению, означает Огонь Божий или Свет Божий.

По иконописному канону Православной церкви, святой Архангел по имени Огонь Божий «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень» (Фартусов, стр. 226).

«Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные», поясняет владыка Иннокентий, Архимандрит Херсонский (Цит. соч., стр. 10).

Архангел Иеремиил (высота Божия).

Упоминается в неканонической книге: 3Ездр. 4:36.

«В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается еще Архангел Иеремиил (высота Божия)», – пишет архимандрит Никифор в «Библейской энциклопедии» (М., 1891, стр. 63). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.

Имя святого Архангела Иеремиила означает по-русски Высота Божия или Возвышение Божие. Он посылается свыше от Бога к человеку, дабы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу.

Архангел Божий не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира, дескать, чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной (см. Ин. 12:24).

Изображается он, держащим в правой руке весы.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/sobor-arhistratiga-mihaila-i-vseh-nebesnyh-sil-besplotnyh/

Приход Скорбященского храма г.Мичуринска

23 января 2019 года в городе Мичуринске состоялось торжественное открытие и освящение памятной доски об утерянном Покровском Соборе…

 

Протоиерей Г.С. Дебольский, («Дни Богослужения Православной Церкви»): День Богоявления Господня издревле в числе великих и дванадесятых праздников. В постановлениях о дне Богоявления заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил вам Божество». Этот праздник в Прав. Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова…

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов): Братия, будем благоговейными и деятельными слышателями Слова Божия! Окажем повиновение Отцу Небесному, Который сегодня возгласил к нам из святаго Евангелия о всесвятом Своем Слове: «Сей есть Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих: того послушайте». Того послушаем! Того послушаем! и благоволение Отца Небеснаго почиет над нами во веки веков…
Читайте также:  Преподобный григорий декаполит

 

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким): Приняв Крещение, Христос приступил к подвигу поста и молитвы. Так Начало – вождь нашего спасения – показывает нам пример, как утверждать в себе крещенскую благодать. Постом мы приучаем грехолюбивое тело подчиняться Боголюбивой душе, молитвой мы обретаем милость у Бога Всещедрого…

 

Иеромонах Силуан (Межинский): Сегодня мы с вами празднуем праздник Навечерие Крещения Господня. Это величайшее событие, когда Господь явил Себя миру, и явил Себя миру не просто человеком, а именно Богом. Второе название сегодняшнего праздника — Богоявление…

 

Протоиерей Александр Шаргунов: Церковь говорит нам о тайне послушания. Мы все помним слова: «Послушание выше поста и молитвы». Но надо, как говорит преподобный Серафим Саровский, чтобы мы хорошенько поняли это…

 

Игумен Никон (Воробьев): …Многое, происходившее в Ветхом Завете, иногда явно, иногда прикровенно указывало на события, которые должны были совершиться в пришествие Спасителя нашего Господа Иисуса Христа и после Него. Так и обрезание телесное служило знаком нового обрезания в Новом Завете, обрезания уже не телесного, а духовного…

 

В преддверии Рождества Христова 2018 / 2019 гг. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием ко всей полноте Русской Церкви…

 

Протоиерей Александр Шаргунов: Святой Иоанн Предтеча возвещает Крещение Духом, бесконечно превосходящее его крещение водой. То, чем крестит Иоанн, – вода. То, чем будет крестить Христос, – Дух Святой. То, что мы принимаем в крещении, в Богоявленской воде, – Сам Дух Святой, Божественная любовь…

 

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: Снова порадуемся, дорогие братия и сестры, безмерной благости и премудрости Божией, чудно устроившей возрождение наше в водах Иордана, чрез погружение в них плотию Самого Господа славы…

 

Архиепископ Серафим (Соболев): Вот слова апостольского чтения в честь великого праздника Крещения Господня, на которых мне хотелось бы в данную минуту остановить ваше внимание, возлюбленные во Христе братия и сестры. Здесь говорится о явлении благодати…

 

Священномученик Фаддей (Успенский): … мы, долго ходя по разным распутиям удовольствий суетных, в дни святок обычно бывающих, от Христа так часто совсем удаляющих, должны употребить все усилия, чтобы собрать рассеянные мысли и чувства и привести в порядок, дабы явиться Христу в виде, который не оскорбил бы Его…

 

Преподобный Серафим, в мире носивший имя Прохора, родился в 1759 году 19 июля в городе Курске от благочестивых родителей Исидора и Агафьи Мошниных. Исидор Мошнин умер, когда Прохору минуло всего три года; воспитание малолетнего сына взяла всецело на себя мать — добрая, умная и боголюбивая Агафья Фотиевна. Исидор Мошнин, слывший в городе за весьма честного и ревностного человека, за несколько лет до смерти взялся построить в Курске храм во имя преподобного Сергия. Однако благочестивый строитель скончался, не довершив начатого дела…

 

Святитель Димитрий Ростовский: …Итак, Он был обрезан, чтобы явно было Его человечество. Ибо, если бы Он не облекся в нашу плоть, то как мог быть обрезан призрак, а не плоть? Святой Ефрем Сирин говорит: «Если Христос не был плотью, то кого обрезал Иосиф? Но как Он был воистину плотью, то и обрезан был как человек, и младенец обагрялся действительно Своею кровью, как сын человеческий; Он болел и плакал от боли, как подобает имеющему человеческую природу»…

 

7 января 2019 года, в Скорбященском храме города Мичуринска отметили праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа…

 

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким): Девятеро неблагодарных прокаженных, получив исцеление, тут же забыли об Исцелителе и тем сделали себя чуждыми Господу. Эти неразумные люди променяли временную болезнь на вечный недуг, бесконечные страдания. Вот так же и мы порой вспоминаем о Боге лишь во время скорби, а в радости забываем Творца…

 

Источник: http://www.hram-vsr.ru/index.php?id=1008catid=67&Itemid=112&option=com_content&view=article

Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Празднование: 21 ноября

Празд­но­ва­ние Со­бо­ра Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­ха­и­ла и про­чих Небес­ных Сил бес­плот­ных уста­нов­ле­но в на­ча­ле IV ве­ка на По­мест­ном Ла­оди­кий­ском Со­бо­ре, быв­шем за несколь­ко лет до Пер­во­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра.

Ла­оди­кий­ский Со­бор 35-м пра­ви­лом осу­дил и от­верг ере­ти­че­ское по­кло­не­ние Ан­ге­лам как твор­цам и пра­ви­те­лям ми­ра и утвер­дил пра­во­слав­ное их по­чи­та­ние.

Со­вер­ша­ет­ся празд­ник в но­яб­ре – де­вя­том ме­ся­це от мар­та (с ко­то­ро­го в древ­но­сти на­чи­нал­ся год) – в со­от­вет­ствии с чис­лом 9-ти чи­нов Ан­гель­ских.

Совет

Вось­мой же день ме­ся­ца ука­зы­ва­ет на бу­ду­щий Со­бор всех Сил Небес­ных в день Страш­но­го Су­да Бо­жия, ко­то­рый свя­тые от­цы на­зы­ва­ют «днем вось­мым», ибо по­сле ве­ка се­го, иду­ще­го сед­ми­ца­ми дней, на­сту­пит «день осмый», и то­гда «при­и­дет Сын Че­ло­ве­че­ский в Сла­ве Сво­ей и вси свя­тии Ан­ге­лы с Ним» (Мф.25:31).

Чи­ны Ан­гель­ские раз­де­ля­ют­ся на три иерар­хии – выс­шую, сред­нюю и низ­шую. Каж­дую иерар­хию со­став­ля­ют три чи­на.

В выс­шую иерар­хию вхо­дят: Се­ра­фи­мы, Хе­ру­ви­мы и Пре­сто­лы. Бли­же всех Пре­свя­той Тро­и­це пред­сто­ят ше­сто­кры­ла­тые Се­ра­фи­мы (Пла­ме­не­ю­щие, Ог­нен­ные) (Ис.6:2).

Они пла­ме­не­ют лю­бо­вью к Бо­гу и дру­гих по­буж­да­ют к ней.

По­сле Се­ра­фи­мов Гос­по­ду пред­сто­ят мно­го­очи­тые Хе­ру­ви­мы (Быт.3:24). Их имя зна­чит: из­ли­я­ние пре­муд­ро­сти, про­све­ще­ние, ибо через них, си­я­ю­щих све­том Бо­го­по­зна­ния и ра­зу­ме­ния тайн Бо­жи­их, нис­по­сы­ла­ет­ся пре­муд­рость и про­све­ще­ние для ис­тин­но­го Бо­го­по­зна­ния.

За Хе­ру­ви­ма­ми – пред­сто­ят Бо­го­нос­ные по бла­го­да­ти, дан­ной им для слу­же­ния, Пре­сто­лы (Кол.1:16), та­ин­ствен­но и непо­сти­жи­мо но­ся­щие Бо­га. Они слу­жат пра­во­су­дию Бо­жию.

Сред­нюю Ан­гель­скую иерар­хию со­став­ля­ют три чи­на: Гос­под­ства, Си­лы и Вла­сти.

Гос­под­ства (Кол.1:16) вла­ды­че­ству­ют над по­сле­ду­ю­щи­ми чи­на­ми Ан­ге­лов. Они на­став­ля­ют по­став­лен­ных от Бо­га зем­ных вла­сти­те­лей муд­ро­му управ­ле­нию. Гос­под­ства учат вла­деть чув­ства­ми, укро­щать гре­хов­ные во­жде­ле­ния, по­ра­бо­щать плоть ду­ху, гос­под­ство­вать над сво­ей во­лей, по­беж­дать ис­ку­ше­ния.

Си­лы (1Пет.3:22) ис­пол­ня­ют во­лю Бо­жию. Они тво­рят чу­де­са и нис­по­сы­ла­ют бла­го­дать чу­до­тво­ре­ния и про­зор­ли­во­сти угод­ни­кам Бо­жи­им. Си­лы по­мо­га­ют лю­дям в несе­нии по­слу­ша­ний, укреп­ля­ют в тер­пе­нии, да­ру­ют ду­хов­ную кре­пость и му­же­ство.

Вла­сти (1Пет.3:22; Кол.1:16) име­ют власть укро­щать си­лу диа­во­ла. Они от­ра­жа­ют от лю­дей бе­сов­ские ис­ку­ше­ния, утвер­жда­ют по­движ­ни­ков, обе­ре­га­ют их, по­мо­га­ют лю­дям в борь­бе с злы­ми по­мыс­ла­ми.

В низ­шую иерар­хию вхо­дят три чи­на: На­ча­ла, Ар­хан­ге­лы и Ан­ге­лы.

На­ча­ла (Кол.1:16) на­чаль­ству­ют над низ­ши­ми Ан­ге­ла­ми, на­прав­ляя их к ис­пол­не­нию Бо­же­ствен­ных по­ве­ле­ний. Им по­ру­че­но управ­лять все­лен­ной, охра­нять стра­ны, на­ро­ды, пле­ме­на.

На­ча­ла на­став­ля­ют лю­дей воз­да­вать каж­до­му честь, по­до­ба­ю­щую его зва­нию.

Учат на­чаль­ству­ю­щих ис­пол­нять долж­ност­ные обя­зан­но­сти не ра­ди лич­ной сла­вы и вы­год, а ра­ди че­сти Бо­жи­ей и поль­зы ближ­них.

Ар­хан­ге­лы (1Сол.4:16) бла­го­вест­ву­ют о ве­ли­ком и пре­слав­ном, от­кры­ва­ют тай­ны ве­ры, про­ро­че­ства и ра­зу­ме­ние во­ли Бо­жи­ей, укреп­ля­ют в лю­дях свя­тую ве­ру, про­све­щая их ум све­том Свя­то­го Еван­ге­лия.

Ан­ге­лы (1Пет.3:22) наи­бо­лее близ­ки к лю­дям. Они воз­ве­ща­ют на­ме­ре­ния Бо­жии, на­став­ля­ют лю­дей к доб­ро­де­тель­ной и свя­той жиз­ни. Они хра­нят ве­ру­ю­щих, удер­жи­ва­ют от па­де­ний, вос­став­ля­ют пад­ших, ни­ко­гда не остав­ля­ют нас и все­гда го­то­вы по­мочь, ес­ли мы по­же­ла­ем.

Обратите внимание

Все чи­ны Небес­ных Сил но­сят об­щее на­зва­ние Ан­ге­лов – по су­ти сво­е­го слу­же­ния. Гос­подь от­кры­ва­ет Свою во­лю выс­шим Ан­ге­лам, а они, в свою оче­редь, про­све­ща­ют осталь­ных.

Над все­ми де­вя­тью чи­на­ми по­став­лен Гос­по­дом свя­той Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил (имя его в пе­ре­во­де с ев­рей­ско­го – «кто как Бог») – вер­ный слу­жи­тель Бо­жий, ибо он низ­ри­нул с Неба воз­гор­див­ше­го­ся ден­ни­цу с дру­ги­ми пав­ши­ми ду­ха­ми.

А к осталь­ным Ан­гель­ским Си­лам он вос­клик­нул: «Вон­мем! Ста­нем доб­ре пред Со­зда­те­лем на­шим и не по­мыс­лим неугод­но­го Бо­гу!». По Цер­ков­но­му пре­да­нию, за­пе­чат­лен­но­му в служ­бе Ар­хи­стра­ти­гу Ми­ха­и­лу, он при­ни­мал уча­стие во мно­гих вет­хо­за­вет­ных со­бы­ти­ях.

Во вре­мя вы­хо­да из­ра­иль­тян из Егип­та он пред­во­ди­тель­ство­вал им в ви­де стол­па об­лач­но­го днем и стол­па ог­нен­но­го но­чью. Через него яви­лась Си­ла Гос­под­ня, уни­что­жив­шая егип­тян и фа­ра­о­на, пре­сле­до­вав­ших из­ра­иль­тян.

Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил за­щи­щал Из­ра­иль во всех бед­стви­ях.

Он явил­ся Иису­су На­ви­ну и от­крыл во­лю Гос­по­да на взя­тие Иери­хо­на (Нав.5:13-16). Си­ла ве­ли­ко­го Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия яви­лась в уни­что­же­нии 185 ты­сяч во­и­нов ас­си­рий­ско­го ца­ря Сен­на­хи­ри­ма (4Цар.

19:35), в по­ра­же­нии нече­сти­во­го во­ждя Ан­тиохо­ва Или­о­до­ра и в ограж­де­нии от ог­ня трех свя­тых от­ро­ков – Ана­нии, Аза­рии и Ми­са­и­ла, бро­шен­ных в печь на со­жже­ние за от­каз по­кло­нить­ся идо­лу (Дан.3:92-95).

По во­ле Бо­жи­ей Ар­хи­стра­тиг пе­ре­нес про­ро­ка Ав­ва­ку­ма из Иудеи в Ва­ви­лон, чтобы дать пи­щу Да­ни­и­лу, в ро­ве со льва­ми за­клю­чен­но­му (кондак ака­фи­ста, 8).

Ар­хан­гел Ми­ха­ил за­пре­тил диа­во­лу явить иуде­ям те­ло свя­то­го про­ро­ка Мо­и­сея для обо­же­ния (Иуд.1:9).

Свя­той Ар­хан­гел Ми­ха­ил явил свою си­лу, ко­гда он чу­дес­но спас от­ро­ка, бро­шен­но­го гра­би­те­ля­ми в мо­ре с кам­нем на шее у бе­ре­гов Афо­на (Афон­ский Па­те­рик).

С древ­них вре­мен про­слав­лен сво­и­ми чу­де­са­ми Ар­хан­гел Ми­ха­ил на Ру­си.

Важно

В Во­ло­ко­лам­ском Па­те­ри­ке при­во­дит­ся рас­сказ пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия Бо­ров­ско­го со слов та­тар­ских бас­ка­ков о чу­дес­ном спа­се­нии Нов­го­ро­да Ве­ли­ко­го: «А яко же Ве­ли­кий Нов­град ни­ко­гда же не бысть взят от ага­рян …

вне­гда по Бо­жию по­пуще­нию грех ра­ди на­ших без­бож­ный ага­рян­ский царь Ба­тый Ро­сий­скую зем­лю по­пле­ни и по­жже и по­и­де к Но­во­му гра­ду и по­к­ры его Бог и Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­ца яв­ле­ни­ем Ми­ха­и­ла Ар­хи­стра­ти­га, иже воз­бра­ни ему ит­ти на него.

Он же по­и­де на Ли­тов­ския гра­ды и при­и­де к Ки­е­ву и ви­де у ка­мен­ныя церк­ви над дверь­ми на­пи­сан ве­ли­кий Ми­ха­ил Ар­хан­гел и гла­го­ла кня­зем сво­им, ука­зуя пер­стом: „сей ми воз­бра­ни пой­ти на Ве­ли­кий Нов­го­род“».

Пред­ста­тель­ства за го­ро­да рус­ские Пре­свя­той Ца­ри­цы Небес­ной все­гда осу­ществ­ля­лись Ее яв­ле­ни­я­ми с Во­ин­ством Небес­ным под пред­во­ди­тель­ством Ар­хи­стра­ти­га. Бла­го­дар­ная Русь вос­пе­ла Пре­чи­стую Бо­го­ро­ди­цу и Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в цер­ков­ных пес­но­пе­ни­ях.

Ар­хи­стра­ти­гу по­свя­ще­но мно­же­ство мо­на­сты­рей, со­бор­ных, двор­цо­вых и по­сад­ских хра­мов. В древ­нем Ки­е­ве сра­зу по при­ня­тии хри­сти­ан­ства был воз­двиг­нут Ар­хан­гель­ский со­бор и устро­ен мо­на­стырь.

Ар­хан­гель­ские со­бо­ры сто­ят в Смо­лен­ске, Ниж­нем Нов­го­ро­де, Ста­ри­це, мо­на­стырь в Ве­ли­ком Устю­ге (нач. XIII в.), со­бор в Сви­яж­с­ке. Не бы­ло на Ру­си го­ро­да, где не су­ще­ство­ва­ло бы хра­ма или при­де­ла, по­свя­щен­но­го Ар­хи­стра­ти­гу Ми­ха­и­лу.

Один из глав­ней­ших хра­мов го­ро­да Моск­вы – храм-усы­паль­ни­ца в Крем­ле – по­свя­щен ему. Мно­го­чис­лен­ны и пре­крас­ны ико­ны Чи­но­на­чаль­ни­ка Выш­них Сил и его Со­бо­ра.

Од­на из них – ико­на «Бла­го­сло­вен­ное во­ин­ство» – на­пи­са­на для Успен­ско­го со­бо­ра Мос­ков­ско­го Крем­ля, где свя­тые во­и­ны – кня­зья рус­ские – изо­бра­же­ны под пред­во­ди­тель­ством Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла.

Совет

Из Свя­щен­но­го Пи­са­ния и Свя­щен­но­го Пре­да­ния из­вест­ны так­же Ар­хан­ге­лы: Гав­ри­ил – кре­пость (си­ла) Бо­жия, про­воз­вест­ник и слу­жи­тель Бо­же­ствен­но­го все­мо­гу­ще­ства (Дан.8:16; Лк.1:26); Ра­фа­ил – вра­че­ва­ние Бо­жие, це­ли­тель че­ло­ве­че­ских неду­гов (Тов.3:16, 12:15); Ури­ил – огонь или свет Бо­жий, про­све­ти­тель (3Езд.

5:20); Се­ла­фи­ил – мо­лит­вен­ник Бо­жий, по­буж­да­ю­щий к мо­лит­ве (3Езд.

5:16); Иегу­ди­ил – сла­вя­щий Бо­га, укреп­ля­ю­щий труж­да­ю­щих­ся для сла­вы Гос­под­ней и хо­да­тай­ству­ю­щий о воз­да­я­нии им за по­дви­ги; Вара­хи­ил – раз­да­я­тель бла­го­сло­ве­ния Бо­жия на доб­рые де­ла, ис­пра­ши­ва­ю­щий лю­дям ми­ло­сти Бо­жий; Иере­ми­ил – воз­вы­ше­ние к Бо­гу (3Езд.4:36).

На ико­нах Ар­хан­ге­лы изо­бра­жа­ют­ся в со­от­вет­ствии с ро­дом их слу­же­ния:

Ми­ха­ил – по­пи­ра­ет но­га­ми диа­во­ла, в ле­вой ру­ке дер­жит зе­ле­ную фини­ко­вую ветвь, в пра­вой – ко­пье с бе­лой хо­руг­вью (ино­гда пла­мен­ный меч), на ко­то­рой на­чер­тан черв­ле­ный крест.

Гав­ри­ил – с рай­ской вет­вью, при­не­сен­ной им Пре­свя­той Де­ве, или со све­тя­щим­ся фо­на­рем в пра­вой ру­ке и зер­ка­лом из яс­пи­са – в ле­вой.

Ра­фа­ил – дер­жит со­суд с це­ли­тель­ны­ми сна­до­бья­ми в ле­вой ру­ке, а пра­вой ве­дет То­вию, несу­ще­го ры­бу.

Ури­ил – в под­ня­той пра­вой ру­ке – об­на­жен­ный меч на уровне гру­ди, в опу­щен­ной ле­вой ру­ке – «пла­мень ог­нен­ный».

Се­ла­фи­ил – в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии, смот­ря­щий вниз, ру­ки сло­же­ны на гру­ди.

Иегу­ди­ил – в дес­ни­це дер­жит зо­ло­той ве­нец, в шуй­це – бич из трех крас­ных (или чер­ных) вер­вий.

Читайте также:  Мученик василий александрин

Вара­хи­ил – на его одеж­де мно­же­ство ро­зо­вых цве­тов.

Иере­ми­ил – дер­жит в ру­ке ве­сы.

Источник: https://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/biblioteka/articles/sobor-archistratiga-mihaila.html

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных

Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных – праздник молитвенного прославления Небесных Сил.

Во время пагубного впадения в гордость высшего ангела Люцифера (в переводе с латыни: Светоносный, или утренняя звезда: Денница), ставшего сатаной (противником Бога) и увлекшего за собою треть ангелов, ставших бесами, св.

Архангел Михаил, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул:

«Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками Божественного Света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от Света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница и сокрушилась на земле» (Св. Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие).

В битве с сатаной и его бесами верные Богу ангелы одержали победу, сатана был низвергнут с неба. За такую верность св.

Архангел Михаил и был поставлен Богом Архистратигом (по-гречески – верховным военачальником) вождем Небесных Сил, которые остались верны Господу и воспевают Его славу. Само имя Михаил означает по-древнееврейски «Кто как Бог».

И одно это уже говорит, сколь высоко он почитается Святой Церковью. Он обладает необыкновенной духовной силою, которой побеждает все козни диавольские.

https://www.youtube.com/watch?v=6yI_MYYtKlg

По этому поводу св. Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, Архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия. Почти все важнейшие события библейской истории происходят при участии Архангела Михаила.

Отцы Церкви писали, что именно св. Архангел Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24), он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он встал на пути Валаама (Числ.

22:22) и разгромил армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35).

В книге пророка Даниила читаем: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (10:13) И далее, в 12 главе: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (12:1).

Обратите внимание

Имя Михаила Архангела упоминается и в Откровении св. Иоанна Богослова: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них… И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы низвержены с ним» (12:7).

Исходя из таких мест в Священном Писании, св.

Архангел Михаил считается в Церкви покровителем и защитником народа Божия – сначала древнееврейского народа Израиля, в котором пророками возвещалось воплощение Спасителя.

После же отпадения евреев в служение их новому «отцу» – диаволу (Ин. 8:44) св. Архангел Михаил становится хранителем Нового  Израиля – всех христиан и православной Руси как наиболее христианского народа.

«С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига» («Минея»).

Так, согласно легенде, когда хан Батый в 1239 г. направлялся к Новгороду, св. Архангел Михаил явился ему и запретил входить в город. Войдя в Киев, Батый увидел над дверьми одной из церквей образ св.

Михаила и, показав на него, сказал своим каганам: «Сей возбранил мне идти на Великий Новгород».

Почитание Архистратига Михаила русскими князьями выражалось в молитвенном обращении о помощи в минуты опасности, перед началом решающих сражений и вообще в ходе войны. Наши предки создали множество храмов в честь Архистратига.

В Киеве сразу после Крещения Руси был создан Архангельский собор, затем почти во всех русских городах, князья испрашивали именно в этих храмах благословения при венчании на царство, при крещении наследников, перед своей кончиной. Изображения св.

Архистратига помещались на княжеских боевых шлемах, личных печатях, гербах, знамёнах. Всё это определялось особым отношением к Архангелу Михаилу как защитнику русской государственности. Для Успенского собора Кремля была написана икона «Благословенное воинство» (см.

Важно

ниже), где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

В иконографии Архангел Михаил изображается с мечом как воин-защитник, либо с копьем, поражающим змия-сатану.

Будучи сам воином против армии первого революционера – сатаны, особенную помощь Архангел Михаил оказывает тем, кто также активно противостоит силам зла и врагам Божиим. Поэтому он считается покровителем Русского воинства, бьющегося за правое дело.

Удерживающая православная Империя Третьего Рима более, чем кто-либо, заслуживала такой помощи св. Архистратига воинства Божия, потому он изображен на многих русских воинских знаменах.

Своим покровителем избрали св.

Архистратига Михаила и русские черносотенцы ХХ века, ставшие на путь решительного противостояния революционным силам зла, в котором и нам не обойтись без поддержки предводителя ангельского воинства.

В этот день был создан Союз Русского Народа в 1905 г. (и воссоздан в 2005-м). В 1921 г. этот день открылся I Всезарубежный Собор, на котором была образована Русская Зарубежная Церковь.

Для нас образ св. Михаила Архангела, попирающего сатану, является символом христианского оптимизма. Он указывает нам на то, что хотя мір во зле лежит – зло не всесильно. Ему можно и должно противостоять, это наша задача.

И мы верим и знаем, что в конечном итоге земной истории зло будет побеждено, а верные Господу люди будут спасены к жизни вечной в преображенном міре Царства Божия. И один из важнейших путей спасения – сопротивление злу.

Совет

Поэтому и наш сайт издательства «Русская Идея» – осенен образом Архистратига Михаила с такою молитвою к нему:

Буди вождь и соратай непобедим христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам яко с нами Бог и Святии ангелы Его.

М.Н.

О небесной иерархии

Апостол Павел был восхищен до третьего неба и там видел различие чинов святых Ангелов. Он объяснил это своему ученику – св. Дионисию Ареопагиту («Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает – восхищен был до третьего неба». – 2 Кор. 12:2), который написал работу «О небесной иерархии».

Девять чинов ангельских разделяются на три иерархии, — в каждой по три чина — высшую, среднюю и низшую.

Первую — высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: серафимы, херувимы и престолы.

Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоять боголюбивые шестокрылатые серафимы, как видел пророк Исаия, говорящий: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6:2).

Они огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: «потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:29).

Предстоя таковой славе, серафимы огнеобразны, по сказанному: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь» (Дан.

7:9); «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24:17). «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий» (Пс. 103:4). Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к таковой же любви, как показывает и самое имя их, ибо «серафим» с еврейского языка значить: пламенеющий.

После серафимов пред всеведущим Богом, живущим во свете неприступном, предстоять в несказанной светлости многоочитые херувимы, более иных низших чинов сияющие всегда светом богопознания, ведением таинств Божиих и глубины Его премудрости, сами просвещаемые и других просвещающие. Имя их — «херувим» — в переводе с еврейского языка значит: многое разумение или излияние премудрости, так как через херувимов другим ниспосылается премудрость и подается просвещение умных очес для боговидения и богопознания.

Затем пред Сидящим на престоле высоком и превознесенном предстоят богоносные (как называет их святой Дионисий Ареопагит) престолы, ибо на них, как на разумных престолах (как пишет св. Максим исповедник) разумно почивает Бог.

Обратите внимание

Богоносными же они называются не по существу, но по благодати и по своему служению, тогда как плоть Иисуса Христа (как пишет святой Василий Великий) называется богоносною по существу, так как она соединена нераздельно с Самим Богом Словом.

Престолы же называются богоносными не по существу, но по благодати, данной для их служения, – как таинственно и непостижимо носящие в себе Бога. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному Давидом: «ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный» (Пс. 9:5).

Посему чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие: они служат Его правосудию, прославляют оное и изливают силу правосудия на престолы земных судей, помогая царям и владыкам производить праведный суд.

В средней иерархии также заключается три чина святых Ангелов: господства, силы и власти.

Господства – называются так потому, что они господствуют над прочими, которые следуют за сими чинами Ангелов, будучи сами свободными. Оставив же, как говорит святой Дионисий Ареопагит, рабский страх, они добровольно и с радостью служат непрестанно Богу.

Также ниспосылают они силу к благоразумному владению и мудрому управлению поставленным от Бога на земле властям, дабы те хорошо управляли порученными им областями.

Затем они учат владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею и быть выше всякого искушения.

Силы, исполненные божественной крепости, исполняют немедленно волю Всевышнего и Всемогущего своего Господа, крепкого и сильного. Они творят и превеликие чудеса и ниспосылают ту же благодать чудотворение угодникам Божиим, достойным таковой благодати, чтобы те могли творить чудеса – исцелять всякие болезни и предвозвещать будущее.

Святые Силы помогают и людям труждающимся и обремененным в несении возложенного на них какого-нибудь послушания, чем объясняют свое имя – «силы» – и носят немощи немощных.

Они также укрепляют каждого человека в терпении, чтобы он не изнемогал в скорби, но с крепким духом и мужественно переносил все напасти, со смирением, благодаря за всё Бога, всё устрояющего к пользе нашей.

Власти называются так потому, что имеют власть над диаволом, чтобы укрощать власть бесовскую, отражать наводимые ими на людей искушения и не допускать бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали.

Важно

Власти утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия; борющимся же со страстями и похотями помогают отгонять злые помыслы, наветы вражии и побеждать диавола.

В низшей иерархии также три чина: начала, архангелы и ангелы.

Начала называются так потому, что имеют начальствование над низшими ангелами, направляя оных к исполнению божественных повелений.

Им поручено также управление вселенной и охранение всех царств и княжеств, земель и всех народов, племен и языков, ибо каждое царство, племя и народ, из небесного чина, называемого началами, имеют особого для себя хранителя и управителя всей своей страны.

Читайте также:  Равноапостольный кирилл, учитель словенский

(Учение о том, что каждый народ и каждое царство имеют своего Ангела, основывается на словах пророка Даниила (10:13), где говорится об Ангелах царства Персидского и Иудейского.) Затем служение этого ангельского чина (по объяснению святого Григория Двоеслова) состоит в том, чтобы наставлять людей воздавать каждому начальствующему честь, подобающую его званию.

Наконец, Ангелы этого чина возводят достойных людей на различные почетные должности и наставляют их, чтобы они принимали власть не ради своего прибытка и пользы, не ради любочестия и суетной славы, но ради чести Божией, ради распространения и умножения святой Его славы и ради пользы ближних, – служа общим нуждам всех своих подчиненных.

Архангелами называются великие благовестники, благовествующие о великом и преславном.

Служение их (как говорит великий Дионисий Ареопагит) состоит в том, чтобы открывать пророчества, познание и разумение воли Божией, что получают они от высших чинов и возвещают низшим чинам – Ангелам, – а чрез них – людям.

Святой же Григорий Двоеслов говорит, что Архангелы укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания святого Евангелия и открывая таинства благочестивой веры.

Ангелы в небесной иерархии ниже всех чинов и всех ближе к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога.

Они приставлены для хранения каждого из нас – верующих: людей добродетельных поддерживают от падения, падших – поднимают, и никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили, ибо всегда готовы помогать нам, если только мы сами пожелаем.

Но и все высшие небесные чины называются общим именем – Ангелы.

Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати и имеют разные наименования (серафимы, херувимы, престолы и прочие чины), однако все вообще называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не существа, но служения, по писанному: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14).

Служение же их различно и неодинаково, и каждый чин имеет собственное свое служение, ибо премудрый Создатель не всем в одинаковой мере открывает тайны Своего намерения, но от одних к другим, чрез высших просвещает низших, открывая им Свою волю и повелевая оную исполнять, как это ясно видно из книги пророка Захарии.

Там говорится о том, как один Ангел после беседы с пророком, встретил другого, который повелел ему опять идти к пророку и открыть будущую судьбу Иерусалима: «И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: [т.е.

Совет

пророку Захарии] Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него» (Захар. 2:3-5). Рассуждая об этом, св.

Григорий говорит: «Когда один Ангел говорит другому: «иди, скажи», – нет сомнения, что одни Ангелы посылают других, низшие посылаются, высшие посылают».

Точно также и в пророчестве Даниила находим, что один Ангел повелевает другому Ангелу истолковать видение пророку (Дан. 8:16). Отсюда ясно, что ангелы высших чинов открывают божественную волю и намерение Творца своего Ангелам чинов низших, просвещают их и посылают к людям.

Мы ежедневно молимся своему ангелу об укреплении наших сил, о защите и помощи. 8/21 ноября Церковь установила праздновать Собор всех ангельских чинов.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25112101Оставить свой комментарий

Источник: https://rusidea.org/25112101

21 Ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Установление праздника связывается с решением поместного Лаодикийского собора (ок.363 года), который осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

Совершается он в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же (по старому стилю) день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым».

Издревле, с самых первых времен, люди почитали святых Ангелов. Несомненно, ангельский мир сотворен Богом, потому что Им создано все, что есть на Небесах и на Земле, видимое и невидимое.

Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов святые отцы находят в 1-ом стихе 1-ой главы книги Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» разумеют мир духовный со всеми населяющими его существами, а под «землей» — мир вещественный, материальный. Относительно времени сотворения ангельского мира в Библии нет прямых указаний.

Большинство святых отцов считают, что к моменту сотворения видимого мира ангелы уже существовали: «Когда сотворены были звезды, восхвалили Меня громким голосом все Ангелы Мои». [Иов. 38:7] Сами же ангелы сотворены, как указывает преп.Исаак Сирин, «в молчании» — то есть в тайне, прежде слов и прежде времени.

Не только создание, но и отпадение части ангелов произошло до появления человека, поскольку искушение Адама и Евы совершил в образе змия уже падший к этому времени ангел. [Aug. De Gen.imp. XI 16]

Ангелы – служебные духи, бесплотные, обладающие умом и свободной волей, носящие в себе образ Божий. Прп.

Обратите внимание

Иоанн Дамаскин говорит о «легкости, пламенности, пылкости, проницательности и стремительности, с которой Ангелы желают Бога и служат Ему».

Он также называет Ангелов «вторыми светами, имеющими свет от первого, безначального Света». Находясь в непосредственной близости к Богу, они питаются Его светом и передают его нам.

«Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы было доступно нашему уму? – спрашивает нас архим. Иоанн Крестьянкин. —  Находясь в непосредственной близости к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовию Творца Вселенной к Своей твари. Некий Божественный свет широкой рекой свободно льется через них.

Но не просто протекает через них, как по свободному желобу, и, не задерживаясь, истекает и пропадает. А льется так, как льется, искрясь и сияя, свет, когда он попадает на драгоценный камень.

Дойдет свет до его середины и оттуда отразится ответным сиянием, и распространяется, и, множась, бьет во все стороны, преломляясь на гранях, окрашивается в изумительные цвета, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой. В этом образ подлинной святости. Небесные Силы восприняли в себя свет Божий.

Преломили его в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию.

И вот в этом отраженном сиянии Божественного света, сиянии неуменьшенном, непотемненном, но сиянии, приумноженном и радостотворном, приносящем жизнь, мы познаем Бога! Если бы не Ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать Божественный свет. Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию — нам нужны посредники, которые так преобразуют ее, что она становится доступной и нам. И вот Ангелы являются для нас этими посредниками.»

Святые Ангелы не только восхвалением служат Богу, но стремятся подражать Ему в действиях. Как говорится в Святом Евангелии, Сын Божий пришел на землю, чтобы послужить людям, спасти их. И Ангелы посылаются на землю с той же целью — служения людям. Слово «ангел»  означает «вестник», потому что Ангелы возвещают людям волю Божию.

Весь ангельский мир, по словам архим. Иоанна Крестьянкина, при сотворении был наделен великими совершенствами и благодатными дарами. И велико, и славно было его предназначение.

Важно

Но поскольку Ангелы, подобно людям, были наделены свободной волей, они могли злоупотребить свободой и впасть в грех.

Что и произошло с Денницей, одним из верховных Ангелов, который впал в гордость и восстал против своего Творца, пожелав быть самостоятельным, не зависящим от Бога. Мир духовный поколебался, часть ангелов последовала за ним.

В этот момент из ангельской среды выступил поборник славы Божией Архистратиг Михаил и перед всем Cобором ангельским властно произнес: «Кто как Бог!» — показывая этим, что признает только Единого Бога, Творца и Властителя всей Вселенной.

«Никто как Бог!» — смело и решительно заявил он, свидетельствуя о величии Божием.

В этом поступке проявилась его твердая вера, смелость и решительность в действиях, способность не только верить, но и свидетельствовать о Боге; излучая, распространять воспринятый им Божественный свет на весь мир.

Битва на небе была трудной, но силы добра превозмогли силы зла… Денница был свергнут с неба, а Архангел Михаил утвердился как вождь верного Богу ангельского мира.

С тех пор в руках Архистратига Михаила меч, ибо свергнутый с неба сатана не перестает воевать против небожителей.

Падшие ангелы не могут проникать в высшие области мироздания, поэтому всю злобу свою они устремили на людей, особенно — на всех, верующих в Бога.

Ангелы, оставшиеся верными своему Творцу и составившие воинство Архистратига Михаила, с течением времени настолько утвердились в добре, что грех для них сделался невозможным.

Совет

Не потому, что они, имея свободную волю, не могут преступить воли Божией, а просто потому, что они не хотят грешить.

Для человека не хотеть грешить — значит получить возможность приблизиться к Богу и видеть Его, как видят Его Ангелы, служить Ему и только Ему, исполняя Его повеления.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. (Греческое слово ‘ο ’άγγελος одинаково именует духов света и духов тьмы. В церковнославянском же языке различие ангелов и бесов выражено так: бесплотные небесные силы носят имя ангелы, а бесы – аггелы).

В трактате «О небесной иерархии», приписываемом сщмч. Дионисию Ареопагиту, чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы, в среднюю: Господства, Силы и Власти, в низшую: Начала, Архангелы и Ангелы.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил.

Ангельская иерархия, по Дионисию Ареопагиту, отражена в земной церковной иерархии: епископы, священники, диаконы.

Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после смерти. «Есть без сомнения и другие силы, — пишет свт.

Обратите внимание

Иоанн Златоуст, — которых мы не знаем по именам… Есть, конечно, ангелы и архангелы, престолы и господства, начала и власти, однако ж не они одни составляют всех жителей небесных; их – целые неисчислимые поколения, которые не может изобразить никакое слово».

Между миром земным и миром небесным существует глубокая молитвенная связь. Ангелы служат Богу [Откр 4.

6–8] и участвуют в богослужении земной Церкви: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат» (литургия преждеосвященных Даров).

И наоборот — земная Церковь при совершении Божественной литургии поет: «Иже Херувимы тайно образующе» (т.е. таинственно изображая Херувимов).

Сравнивая количество людей и ангелов некоторые отцы Церкви (свт. Кирилл Иерусалимский, свт. Григорий Нисский, свт. Григорий Двоеслов) прибегали к притче Спасителя об овцах [Лк 15.

3–7], из которой заключали, что 99 незаблудившихся овец символизируют собой количество Ангелов, а одна заблудившаяся – количество людей.

По мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы войти в Ангельский Собор и восполнить число отпавших ангелов.

При подготовке материала использована литература:

1) Минея, Октябрь

2) Архим. Иоанн Крестьянкин, «Слово в праздник Архистратига Михаила»

3) Сщмч. Дионисий Ареопагит, «О небесной иерархии»

4) Иеромонах Иларион Алфеев, книга «Таинство веры», Москва, 1996г.

5) «Православная энциклопедия», статья «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных»

Источник: https://vratarnica.ru/21-noyabrya-sobor-arxistratiga-mixaila-i-prochix-nebesnyx-sil-besplotnyx/

Ссылка на основную публикацию