Собор преподобных оптинских старцев, малый/средний

Собор преподобных Оптинских старцев

Собор Оптинских старцев — праздник, посвященный памяти 14 монахов, проживавших в Оптиной пустыни в период XVIII-XX веков (Оптинских старцев). В этот день прославляются:

1. иеросхимонах Лев Оптинский (Наголкин), 1768-1841;
2. иеросхимонах Макарий Оптинский (Иванов), 1788-1860;
3. схиархимандрит Моисей Оптинский (Путилов), 1782-1862;
4. схиигумен Антоний Оптинский (Путилов), 1795-1865;
5.

иеросхимонах Иларион Оптинский (Пономарёв), 1805-1873;
6. иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков), 1812-1891;
7. схиархимандрит Исаакий I Оптинский (Антимонов), 1810-1894;
8. иеросхимонах Анатолий Оптинский старший (Зерцалов), 1824-1894;
9.

Обратите внимание

иеросхимонах Иосиф Оптинский (Литовкин), 1837-1872;
10. схиархимандрит Варсонофий Оптинский (Плиханков), 1845-1913;
11. иеросхимонах Анатолий Оптинский младший (Потапов), 1855-1922;
12. иеросхимонах Нектарий Оптинский (Тихонов), 1853-1928;
13.

иеромонах Никон Оптинский (Беляев), 1888-1931;
14. архимандрит Исаакий II Оптинский (Бобраков), 1865-1938.

Возникновение традиции оптинского старчества связано с возрождением православной жизни в Российской империи в конце XVIII — первой половине XIX веков. Именно в этот период монастырь Оптина пустынь, ранее переживавший период упадка, фактически стал неформальным центром духовной жизни России.

Этому способствовало то, что первые настоятели возрожденной обители, Моисей и Леонид (в схиме Лев), были последователями святого преподобного Паисия Величковского, возрождавшего традиции исихазма (православного аскетизма), ставшего основой Оптинского старчества.

Оптинские старцы следовали принципам послушания, глубокого смирения перед Богом, их образ жизни соответствовал тому, что старцы проповедовали.

Большой авторитет в общественном сознании Оптинские старцы приобрели на фоне начавшихся в 60-е годы XIX века преобразований в России.

Отмена крепостного права, зарождение интеллигенции, появление многочисленных революционных организаций — все это привело к том, что у старцев Оптиной пустыни стали искать ответы на духовные, мировоззренческие вопросы не только простые люди, но и известные представители творческих профессий. Для исповеди и бесед со старцами Оптину пустынь посещали Н.Гоголь, Л.Толстой, Ф.Достоевский, В.Соловьев и многие другие.

Сами старцы также оставили обширное литературное наследие, издающееся под названиями «Письма Оптинских старцев», «Поучения Оптинских старцев», «Беседы Оптинских старцев», «Молитвослов Оптинских старцев», «Оптинский цветник.

Важно

Изречения преподобных старцев Оптинских» и являющееся одним из памятников православной мысли XIX века.

Сохранились сведения о многочисленных предсказаниях Оптинскими старцами Первой мировой войны, гонений большевиков на православие, последующего возрождения церкви в России и других событий.

Один из старцев, Исаакий Оптинский младший, был расстрелян в годы Советской власти за «церковную деятельность» и прославлен как новомученик. Каноническое прославление Оптинских старцев началось на Поместном соборе Русской православной Церкви 1988 года.

В этом году был канонизирован иеросхимонах Амвросий (Гренков). Остальные старцы были прославлены поначалу как местночтимые (26 июля 1996 года), а в 2000 году — общецерковно.

25 декабря 2009 года служба Собору преподобных Оптинских старцев была утверждена Священным Синодом.

Мощи старцев Льва (Наголкина), Макария (Иванова), Илариона (Пономарева), Анатолия (Зерцалова), Варсонофия (Плиханкова) и Анатолия (Потапова) были обретены в 1998 году в Оптиной пустыни.

В память об Оптинских старцах освящена одна из церквей в Минске (Белоруссия).

Источник: http://rublev.com/prazdniki/sobor-optinskikh-startsev

Собор оптинских старцев — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Собор преподобных Оптинских старцев

Собор Оптинских старцев, церковное празднование памяти преподобных старцев Оптинских

Память 11 октября, 10 октября (РПЦЗ [1])

В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского.

В 1990 году «Со­бо­р пре­по­доб­ных отцев старцев, в Оптиной пустыни просиявших» был прославлен и внесён в календарь РПЦЗ [2]

26-27 июля 1996 года 13 оптинских старцев были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни. Общее соборное празднование им было установлено 11 октября.

Совет

10 июля 1998 года были обретены мощи преподобного Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.

В 2000 году преподобные оптинские старцы были прославлены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

В Собор входят:

  1. Прп. Лев, иеросхимонах (+ 1841, память 11 октября)
  2. Прп. Макарий, иеросхимонах (+ 1860, память 7 сентября)
  3. Прп. Моисей, схиархимандрит (+ 1862, память 16 июня)
  4. Прп. Антоний, схиигумен (+ 1865, память 7 августа)
  5. Прп.

    Иларион, иеромонах (+ 1873, память 18 сентября)

  6. Прп. Амвросий, иеросхимонах (+ 1891, память 27 июня, 10 октября)
  7. Прп. Анатолий Старший, иеросхимонах (+ 1894, память 25 января)
  8. Прп. Исаакий Старший, схиархимандрит (+ 1894, память 22 августа)
  9. Прп.

    Иосиф, иеросхимонах (+ 1911, память 9 мая)

  10. Прп. Варсонофий, схиархимандрит (+ 1913, память 1 апреля)
  11. Прп. Анатолий Младший, иеросхимонах (+ 1922, память 30 июля)
  12. Прп. Нектарий, иеромонах (+ 1928, память 29 апреля)
  13. Прп.

    Никон, иеромонах, исповедник (+ 1931, память 25 июня)

  14. Прмч. Исаакий Младший, архимандрит (+ 1938, память 26 декабря)

В Службе преподобным отцам Оптинским (1990 г., РПЦЗ) в четвертом тропаре первой песни канона упоминается ещё один подвижник — преподобный Феодор Свирский (+ 1822): «Слезáми мно́гими и ско́рбным житиéм Фео́дор, и́нок Сви́рский, зла́я претерпе́, обáче твeрд и кре́пок сый умо́м, в боле́знех сы́на Льва духо́вно породи́«. При этом его имя отсутствует в канонизационном акте [2].

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Правосла́вныя ве́ры свети́льницы,/ мона́шества непоколе́бимии столпи́,/ земли́ Росси́йския уте́шителие,/ преподо́бнии ста́рцы О́птинстии,/ любо́вь Христо́ву стяжа́вшии/ и ду́ши своя́ за ча́да полага́вшии,/ моли́теся ко Го́споду,/ да утверди́т земно́е оте́чество ва́ше в правосла́вии и благоче́стии// и спасе́т ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 4 (из службы, составленной в Оптиной пустыни)

Введе́ния пресла́внаго оби́тель,/ О́птина пу́стынь достоблаже́нная,/ при́сно упова́ющая на ми́лость Богома́тери,/ наполня́ема реко́ю, теку́щею в живо́т ве́чный,/ возрасти́вше чу́дное дре́во ста́рчества,/ уподо́билася еси́ гра́ду, соше́дшему с небе́с,/ иде́же Бог обита́ет с челове́ки,/ отира́я с оче́й их вся́кую сле́зу,/ те́мже возлику́ем, бра́тие,/ Христа́ Царя́ и Бо́га на́шего воспои́м/ и Влады́чицу Ми́ра Пречи́стую Де́ву воссла́вим,/ я́ко дарова́ нам приста́нище во спасе́ние// и наста́вников отце́в преподо́бных.

Кондак, глас 3

Вои́стину ди́вен Бог во святы́х Свои́х,/ Пу́стынь О́птину я́коже вертогра́д ста́рчества яви́вый,/ иде́же богопросвеще́нии отцы́,/ та́йная се́рдца челове́ческаго ве́дуще,/ наро́да Бо́жия печа́льницы до́блии яви́шася:/ си́и бо на путь покая́ния грехо́м отягоще́ннныя наста́виша,/ в ве́ре коле́блющияся све́том Христо́ва уче́ния просвети́ша/ и Бо́жии прему́дрости научи́ша,/ стра́ждующим и немощны́м спостра́даша и исцеле́ния дарова́ша./ Ны́не же, во сла́ве Бо́жии пребыва́ющее,// мо́лятся непреста́нно о душа́х на́ших.

Ин кондак, глас 1 (из службы, составленной в Оптиной пустыни)

Кре́пкаго ко́рене мона́шеского жи́тельства /о́трасли благоче́стия яви́лися есте,/ преподо́бнии отцы́ О́птины пу́стыни,/ и я́ко многопло́дный вертогра́д возрасли́ есте́,/ пита́юще дара́ми своея́ свя́тости/ а́лчущия и жа́ждущия пра́вды Бо́жия,/ осеня́юще Оте́чество на́ше правосла́вное/ моли́твами и предста́тельством пред Престо́лом Бо́га Вы́шняго./ Те́мже приле́жно взыва́ем вам си́це:/ не оста́вите нас в ско́рбех и боле́знех,/ ча́ющих от вас по́мощи// и избавле́ния от вся́ких бед и напа́стей.

Использованные материалы

[1]  Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2014 г. — Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр.

Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2013 // Напечатано по благословенію Высокопреосвященнѣйшаго ИЛАРИОНА Митрополита Восточно-Американскаго и Нью Іоркскаго. — С.

136; Календарь на официальном сайте Кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене (Русская Православная Церковь Заграницей), http://sobor.de/index.php?option=com_content&view=article&id…=ru.

[2]  «Диакон Максим Плякин, Агиологические и канонические последствия воссоединения с РПЦЗ», страница ЖЖ пользователя sobor_voronezh, https://sobor-voronezh.livejournal.com/75960.html.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/6305.html

24 октября — Собор преподобных Оптинских старцев / Статьи / Патриархия.ru

24 октября 2009 г. 00:00

Сердце наше наполняется неизъяснимой радостью, и от избытка сердца говорят уста (Лк. 6, 45) о величии духовного подвига, святости жизни и божественной славе, евангельской простоте и деятельной жертвенной любви старцев Оптиной обители, которая простиралась на всех приходивших к ним в скорбях и радостях за помощью и советом.

В течение целого столетия Оптина была источником духовного просвещения для всего русского общества: от некнижных простецов до философов и писателей, от крестьян до царственных особ, от монашествующих до церковных иерархов.

Для всех приходивших сюда монастырь был целебным источником, врачевавшим душевные раны; всякий паломник уходил отсюда просветленным и преображенным, укрепленным духовно, на всю жизнь записав на скрижалях своего сердца евангельскую любовь и святость жизни оптинских монахов. Воистину дивен подвиг их жизни, он вписан в летопись российской святости.

В прославлении… угодников Божиих мы усматриваем особое благословение Божие к нам, действие божественной благодати, укрепляющей каждого человека и проявляющейся видимым образом через свои избранные сосуды на земле. Мы видим свидетельство непрерываемой связи времен, которое проявляется через духовный опыт старцев Оптиной пустыни.

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768-1841) — первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления.

С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России.

Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782-1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью.

Совет

Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители.

Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795-1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова….

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812-1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805-1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824-1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей.

Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости.

Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810-1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845-1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца.

Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне.

Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855-1922), прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1856-1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих.

Иеромонах Никон (Беляев) (1888-1931) ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

Архимандрит Исаакий II (Бобриков) (1865-1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители.

Обратите внимание

Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви.

Этот святой старец четырежды претерпел тюремное заключение и увенчал свою исповедническую жизнь мученичеством за Христа.

Возлюбленные! В наши непростые дни, когда все мы ощущаем на себе сложности жизни и происходящие в Отечестве перемены, когда оскуде преподобный и умалишася истины от сынов человеческих (Пс.

11, 2), каждый христианин всем своим сердцем должен почувствовать, сколь благодатны и вдохновенны светлые образы великих Оптинских старцев, сколь яркий свет подлинно евангельской жизни излучают они на современную нам Русь, подавая пример искренней веры, надежды и любви, свидетельствуя, что Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8), пример жертвенного служения ближним и дальним, пример беззаветной преданности православному Отечеству нашему.

Памятуя евангельскую заповедь поминать наставников наших и подражать вере их (Евр.

13, 7), поспешим сегодня в молитве припасть к иконе старцев Оптинских, …которые молятся о всех нас, а наипаче о богохранимом крае, перед Престолом Всевышнего о даровании всем нам сил в несении жизненных испытаний, чтобы имели мы мир душевный, чистоту сердечную и проводили жизнь в целомудрии и святости, сохраняя единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3).

Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в день прославления Собора старцев Оптинских (Свято-Введенский собор Оптиной пустыни, 26 июля 1996 года)

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/478995.html

Собор преподобных Оптинских старцев

24 октября Православная Церковь установила торжество в честь празднования Собора благочестивых религиозных деятелей – Оптинских старцев. В составе собора состоит 14 священнослужителей, и некоторые из них очень популярны во всём мире, так как регулярно отправлялись с проповеднической миссией в другие страны.

Ежегодное почитание памяти преподобных Оптинских старцев

Например, нельзя не выделить игумена Антония или иеромонаха Никона — они посвятили всю жизнь служению Господу Богу, а также помогали нуждающимся людям.

На сегодняшний день многие люди идут в церковь, чтобы отдать дань уважения и почет старцам, а также стать участниками торжественного богослужения в их честь.

Если у вас не получается сегодня пойти в храм на службу, то рекомендуется помолиться дома, перед иконой святителей.

Состав собора Оптинских старцев

Из 14 святых, первым нужно выделить иеромонаха Льва, который стоит в верхней строке списка. Мужчина жил с середины 1788 года до 1841 года включительно. Почитают иеромонаха Льва за его проповедническую деятельность и многочисленные наставления, которые помогли многим грешным людям стать на путь истинный. Далее, важно отметить иеромонаха Макария (1788-1860 гг.

), который жил много лет в Оптиной пустыни, не пересекаясь с другими людьми. Он отличался от многих других святых тем, что всегда постился, любил уединенную жизнь, а также всегда давал ценные советы. Примечательно то, что люди отправлялись на поиски святого в Оптину пустынь, чтобы поговорить с ним, и перенять некоторые жизненные наставления.

Далее, в списке Оптинских старцев идут Архимандрит Моисей (1782-1862), Игумен Антоний (1795-1865), а также Иеромонах Иларион (1805-1873). Святые были настоящими подвижниками православия, так как не боялись давления со стороны властей, которые были против христианской религии.

Они, безо всякого страха, проповедовали Слово Божие даже тогда, когда власти бросали в тюрьму за веру в Господа Бога.

Стоит отметить и таких выдающихся чудотворцев, как иеромонах Амвросий и иеромонах Иосиф – они были действительно талантливыми целителями и чудотворцами, и не раз удостаивались чудесного видения Пресвятой Богородицы во снах и наяву.

Архимандрит Исаакий был самым известным среди всех управляющих Оптиной пустыни. В этот период про данное место узнало действительно много верующих людей и язычников, которые впоследствии массово стали принимать христианскую религию.

Известными проповедниками Оптиной пустыни были такие личности из списка, как иеромонах Анатолий, архимандрит Варсонофий, архимандрит Исаакий, а также иеромонах Анатолий II, занимаясь просветительством людей из различных городов и поселков.

Иеромонах Нектарий, вместе с иеромонахом Никоном были учениками архимандрита Варсонофия, а потому продолжали его благочестивое дело, проводя богослужения в Оптиной пустыни, и возвращая на путь истинный многие заблудшие души.

Источник: https://www.moleben-online.ru/novosti/1212-sobor-priepodobnykh-optinskikh-startsev

Собор преподобных Оптинских старцев

Пред Богом кающийся грешник любезнее,чем самомнящийся праведник.И потому берегись осуждать!преп. Анатолий

 Оптина Пустынь была одним из тех заветных святых мест, к которым за хлебом духовным шёл ищущий вечного спасения души русский человек.

Без преувеличения можно сказать, что это самый яркий духовный светильник Православной Руси XIX–нач. XX веков, возжжённый русскими людьми пред Богом и оказавший огромное влияние на судьбы России.

Конечно, и в других монастырях было немало святых, но трудно с уверенностью сказать, было ли когда-либо в России за всю её историю место, подобное Оптиной Пустыни, где родилось целое общество людей, обновлённых силой благодати Святаго Духа, которое так приблизилось бы к идеалу христианских отношений, к преддверию Царства Небесного уже здесь, на земле. Главной святыней обители были её прославленные боголюбивые старцы.

Старчество — это особый духовный союз, который состоит в добровольном и полном послушании духовных детей своему духовному отцу или старцу. Преподобный Иоанн Лествичник говорит:

Старцы — опытные подвижники и духовники — известны с самого начала монастырской жизни. Одними из первых старцев на Руси были преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Старцем был преподобный Сергий Радонежский. Спустя век после него — преподобный Иосиф Волоцкий, преподобный Нил Сорский.

Начало Оптинскому старчеству положил святитель Филарет, митрополит Киевский, бывший в то время Калужским архипастырем, обретение мощей которого также празднуется в эти дни. Он устроил скит при Оптиной Пустыни и пригласил сюда из Рославльских лесов отцов Моисея и Антония, последователей молдавского старца преподобного Паисия Величковского.

Немного позже к ним присоединился старец Лев, прибывший из Александро-Свирского монастыря. Мудрость преподобного Льва скоро сделала его известным и вне обители. Ради духовных советов начали приходить к дверям его келии из городов и сёл купцы, дворяне, мещане и простой народ обоего пола.

При преподобном Макарии старчество ещё более расцвело и укрепилось, и продолжало процветать при последующих великих преемниках по старчеству вплоть до окончательного закрытия обители после революции. Старцы имели особый дар сострадательной, жертвенной любви.

Важно

Полагая души свои за всех приходящих, они всеми силами старались наставить их на путь истинный. Чужие горести и падения они делали своими собственными. Умирали каждый день, до полного изнеможения принимая страждущих. Каждое слово старца было со властью, касалось сердца и орошало его неземной силой, устремляло к Небу, соединяло с Богом.

Возвращался богомолец из Оптиной, летел как на крыльях, неся в себе отблески того неземного света, который согрел и осветил его душу в маленькой келии старца.

Люди стремились попасть в Оптину даже в годы богоборческого лихолетья, стремились побыть на святой земле монастыря, поклониться могилкам Оптинских святых. Невидимая великая святость Оптиной, хотя разрушенной и осквернённой, притягивала многих. Старцы продолжали помогать людям своими молитвами.

Они и ныне, предстоя престолу Божию, молятся о нас, и готовы помочь и утешить каждого из нас.

Источник: optina.ru

Молитва собору Отцев и Старцев, в Оптиной Пустыни просиявших

Тропарь, глас 6

Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии Старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавши и души своя за чада полагавши, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в Православии и благочестии и спасет души наши.

Кондак, глас 4

Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещении отцы, тайная сердца человеческого ведущее, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощеннныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждующим и немощным спострадаша и исцеления дароваша. ныне же, во славе Божией пребывающее, молятся непрестанно о душах наших.

Молитва

О Преподобнии и Богоноснии Отцы наши, Старцы Оптинстии, Богомудрии учители веры и благочестия, столпи и светильницы всем взыскующим спасения и жизни вечнвыя: Амвросие, Моисее, Антоние, Льве, Макарие, Илларионе, Анатолие, Исаакие, Иосифе, Варсанофие, Анатолие, Нектарие, Никоне исповедниче и священномучениче Исаакие, молим вас присно мы, недостойнии, да сохранит Христос Бог предстательством вашим Церковь Свою Святую, страну Российскую, обитель Оптинскую и всякий град и страну, идеже славится и православно исповедуется имя Его Божественное.О Преподобнии, молите и Матерь Света, Царицу Небесную, ПречистуюБогородицу, да отверзет двери милосердия Сына Своего и Бога нашего, да узрим баззакония наша и принесем пред Ним покаяние многослезное, да очистит многие грехи наша и дарует нам времена мирныя и ко спасению благоуспешныя, да укротится суета века сего под крепкую руку Божию, дабы стяжать нам дух мира, кротости, братолюбия и милосердия к страждущим.О Преподобнии и верни угодницы Божии, Старцы Оптинстии, паче же молите Христа Господа да сподобит и нас добраго ответа на страшном Судищи Своем, вечных мук да избавит и купно с вами удостоит во Царствии Небесном славити и воспевати пречестное и великолепное имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Источник: http://www.vesta-m.info/optinskie_startsy/24_10_12

24 октября 2017 года — Собор Оптинских старцев

Сердце наше наполняется неизъяснимой радостью, и от избытка сердца говорят уста (Лк. 6, 45) о величии духовного подвига, святости жизни и божественной славе, евангельской простоте и деятельной жертвенной любви старцев Оптиной обители, которая простиралась на всех приходивших к ним в скорбях и радостях за помощью и советом.

В течение целого столетия Оптина была источником духовного просвещения для всего русского общества: от некнижных простецов до философов и писателей, от крестьян до царственных особ, от монашествующих до церковных иерархов.

Для всех приходивших сюда монастырь был целебным источником, врачевавшим душевные раны; всякий паломник уходил отсюда просветленным и преображенным, укрепленным духовно, на всю жизнь записав на скрижалях своего сердца евангельскую любовь и святость жизни оптинских монахов.

Воистину дивен подвиг их жизни, он вписан в летопись российской святости.

В прославлении… угодников Божиих мы усматриваем особое благословение Божие к нам, действие божественной благодати, укрепляющей каждого человека и проявляющейся видимым образом через свои избранные сосуды на земле. Мы видим свидетельство непрерываемой связи времен, которое проявляется через духовный опыт старцев Оптиной пустыни.

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768-1841) — первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления.

С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России.

Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782-1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью.

Совет

Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители.

 Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795-1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова….

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812-1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805-1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824-1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей.

Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости.

Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810-1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845-1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца.

Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне.

Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855-1922), прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1856-1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих.

Иеромонах Никон (Беляев) (1888-1931) ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

Архимандрит Исаакий II (Бобриков) (1865-1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители.

Обратите внимание

Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви.

Этот святой старец четырежды претерпел тюремное заключение и увенчал свою исповедническую жизнь мученичеством за Христа.

Возлюбленные! В наши непростые дни, когда все мы ощущаем на себе сложности жизни и происходящие в Отечестве перемены, когда оскуде преподобный и умалишася истины от сынов человеческих (Пс.

11, 2), каждый христианин всем своим сердцем должен почувствовать, сколь благодатны и вдохновенны светлые образы великих Оптинских старцев, сколь яркий свет подлинно евангельской жизни излучают они на современную нам Русь, подавая пример искренней веры, надежды и любви, свидетельствуя, что Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8), пример жертвенного служения ближним и дальним, пример беззаветной преданности православному Отечеству нашему.

Памятуя евангельскую заповедь поминать наставников наших и подражать вере их (Евр.

13, 7), поспешим сегодня в молитве припасть к иконе старцев Оптинских, …которые молятся о всех нас, а наипаче о богохранимом крае, перед Престолом Всевышнего о даровании всем нам сил в несении жизненных испытаний, чтобы имели мы мир душевный, чистоту сердечную и проводили жизнь в целомудрии и святости, сохраняя единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3).

Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в день прославления Собора старцев Оптинских (Свято-Введенский собор Оптиной пустыни, 26 июля 1996 года)

Тропарь преподобных Оптинских старцев:

глас 6

Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии, молитеся ко Господу, да утвердит земное Отечество ваше в православии и благочестии и спасет души наша.

Кондак преподобных Оптинских старцев:

глас 4

Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещеннии отцы, тайная сердца человеческаго ведуще, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждущим и немощным спострадаша и исцеление дароваша. Ныне же, во славе Божией пребывающе, молятся непрестанно о душах наших.

Величание преподобных Оптинских старцев:

Ублажаем вас, преподобнии отцы наши Старцы Оптинстии, и чтим святую память вашу, наставницы монахов, и собеседницы ангелов.

Молитва преподобным отцем и старцем, в Оптиной пустыни просиявшим:

О, велицыи угодницы Божии, столпи и светильницы Земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие, по закону Евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии; сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путем тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, темже убо благодатныя дары святаго Духа преизобильно стяжавшии; старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси Апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе. Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное, да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь.

Молитва:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.

Обратите внимание

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Взято здесь

Источник: http://polet-dushi.ru/duxovnye-praktiki/raznye-religii-i-filosofiya/pravoslavie/24-oktyabrya-2017-goda-sobor-optinskix-starcev/

Собор Оптинских старцев

«В Оптину за опытом», — говорили раньше в народе о паломничествах в эту обитель Калужской губернии.

Советы, исходящие из благодатного опыта духовной, да и практической жизни оптинских старцев, получали люди разных званий, в том числе и великие русские писатели, общественные деятели.

Монастырь в XIX-XX веках возрастил лествицу старчества, которая возводила целые поколения русских людей в Царство Небесное.

Оптинские старцы, связанные союзом любви, были разные, каждого из них можно просить о чем-то особом.

— богатырь духовный, нелицеприятный, иногда даже резкий в слове и юродствующий.

— сохранивший и в старческом служении особую деликатность, скромность характера, привлекшие в Оптину писателей.

— под шутливостью скрывавший великие духовные дарования, «столп старчества» Оптиной.

— в смирении и немногословии таивший Божии посещения и явления Божией Матери.

— совмещавший одаренность в практической хозяйственной деятельности с духовной мудростью.

— делатель Иисусовой молитвы («один из тысячи такой» — о нем говорили) и страстотерпец.

— умудренный долгой жизнью в миру, умевший видеть «знамения времени» и наставлять своих духовных чад в готовности «пострадать за веру даже до смерти».

— любвеобильный батюшка, успокоивший тысячи душ в неустанном общении и утешении в годы революционного лихолетья.

— в юродство облекавший свою прозорливость и рассуждения.

— исповедник веры, выросший в меру старца в тридцатилетнем возрасте.

— последний настоятель, новомученик.

В собор входят еще два настоятеля и скитоначальник, на которых зиждилось древо старчества в течение столетия: , , .

Православный народ всегда чувствовал соборность оптинского благочестия, недаром одна из любимых молитв, которая долго переписывалась верующими от руки, а теперь уже неоднократно издана, названа «Молитва оптинских старцев», без определения авторства.

И в этой молитве отразился особый «оптинский дух», который и сейчас жив в стенах обители.

Прежде всего, это отсутствие какого-либо показного благочестия, жизнерадостность в в отношениях с людьми при спрятанности внутренних борений; это святая простота, нелюбовь к «высокому штилю», житейская опытность и все покрывающая любовь, но при строгости к разрушителям Православия.

Важно

И еще одна черта, очень важная для нашего времени — «историческая жизнерадостность».

Все старцы оптинские говорили и писали о грядущих бедствиях, их пророчества были очень конкретные и многие из них уже сбылись, но тон пророчеств, общее настроение при разговорах об испытаниях и даже о конце времен непременно проникнуты упованием на милость Божию к верующим.

Старцы верили в будущее духовное возрождение России и повторяли, что при любых скорбях надо помнить, что «любящим Господа все содействует ко благу» и «вообще всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное», потому что «зло уже побеждено Самим Спасителем нашим Сыном Божиим Иисусом Христом».

Старцы на личном опыте и от знания многих судеб людских видели, как трудно стяжать упование на Бога в скорбях, поэтому в первую очередь просили у Спасителя именно этого дара: «Господи, дай мне вполне предаться воле Твоей святой. Господи, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня».

И сегодня Оптина по-прежнему созидает духовную судьбу России. Неслучайно именно оптинские иноки стали одними из первых новомучеников уже в наши дни. Пасха 1993 г. стала последней земной Пасхой для трех братий монастыря, убитых фанатиком-сатанистом.

Собор преподобных отцов Оптиной Пустыни, прославленных Церковью летом 1996 г. — это особенное явление милости и благодати Божией. Оптинское старчество, подобно могучему дереву, дало много плодоносных ветвей. Оно стало училищем благочестия и веры для всех, искренне ищущих спасения души.

И как завет звучат для каждого из нас слова преподобного старца Иосифа: «Не отбивайся от Оптиной.

Совет

Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение милостию Божией и за молитвы великих отец наших… Они весьма многих и многих воспитали духовно для Небесного Отечества.

Не перестают и теперь духовно воспитывать и призирать, особенно на тех, которые приходят в Оптину на поклонение их святым останкам».

Преподобные и Богоносные отцы наши,
старцы Оптинские, молите Бога о нас!

Молитва Оптинских старцев
О старце Амвросии Оптинском

Составлено по материалам книги: Л.Ильюнина. О святости. М., 2003. и сайта http://optina.org.ru

Источник: https://happy-school.ru/publ/sobor_optinskikh_starcev/50-1-0-717

Преподобным отцам старцам, иже в Оптине пустыни подвизавшимся. (Собору Оптинских старцев)

В моли́твах непреста́нных пребыва́юще, / благи́я же и злы́я любо́вию объе́млюще, преподо́бнии ста́рцы Оптинстии, / Бо́гу и бли́жним послужи́сте, / бде́нием, слеза́ми и поще́нием дарова́ние многоразли́чных чуде́с прия́сте. / Сла́ва Да́вшему на́м таковы́я хода́таи, / сла́ва Просла́вльшему ва́с, / сла́ва Бо́гу ди́вному во святы́х Свои́х.

Велича́ние:

Ублажа́ем ва́с, преподо́бнии отцы́ Оптинстии, и чте́м святу́ю па́мять ва́шу, наста́вницы мона́хов и собесе́дницы Ангелов.

Стихи́ра, гла́с 6-й:

Все́ отри́нувше стра́стное мучи́тельство, и вся́ко умышле́ние лука́ваго зми́я попра́вше о Христе́, преподо́бнии отцы́ Оптинстии, светообра́зни яви́стеся, я́ко свети́ла озаря́юще всю́ подсо́лнечную, тьму́ отгоня́юще, и неду́ги благода́тию врачу́юще, и все́м помо́щницы явля́ющеся, ве́рою творя́щим святу́ю па́мять ва́шу.

Кано́н преподо́бным, гла́с 8

Пе́снь 1

Ирмос: Во́ду проше́д я́ко су́шу, и Еги́петскаго зла избежа́в, Израильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.

Мона́шествующим вы́ пра́вило есте́, в неду́зех су́щим и скорбя́щим исцели́тели, и па́стырие заблужда́ющих ове́ц, ва́м научи́те пе́снь досто́йно принести́.

Наста́вники на́ша восхваля́юще зове́м: вы́ есте́ се́мя свя́то, преподо́бнии отцы́, земли́ Росси́йския хвале́ние, и ча́дом ва́шим утвержде́ние.

Стадонача́льниче мона́шеских дворо́в, чреды́ наста́вив и́ноков к небе́сней па́жити, ра́дуйся о́тче на́ш, Паи́сие честны́й, наста́вивый земли́ Росси́йския концы́.

Слеза́ми мно́гими и ско́рбным житие́м Фео́дор, и́нок сви́рский, зла́я претерпе́, оба́че тве́рд и кре́пок сы́й умо́м, в боле́знех сы́на Льва́ духо́вно породи́.

Богородичен: О, Ма́ти Де́во Богоро́дице, Христа́ моли́, вопло́щшагося из Тебе́, да сохрани́т Росси́йскую страну́, и ду́ши на́ша, я́ко ми́лостив, спасе́т.

Пе́снь 3

Ирмос: Небе́снаго кру́га верхотво́рче, Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты́ мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, еди́не Человеколю́бче.

Основа́ние тве́рдо по́двигом положи́л еси́, ка́мень краеуго́льный, Христа́, и бы́сть первонача́льник со́нму ста́рцев, о Льве́, и прия́т благода́ть отгоня́ти неду́ги от лю́те стра́ждущих.

Вопия́л еси́ си́це, о Льве́, ко оби́дящим: пою́ Бо́гу моему́ до́ндеже е́смь, кто́ мене́ разлучи́т от любве́ Его́? в не́йже пребы́сть до кончи́ны, соверша́я во́лю Его́ со дерзнове́нием.

Обратите внимание

Преподо́бный Мака́рий блаже́н бы́сть вои́стину, насы́ти бо а́лчущих ду́ши, ту́не пита́я все́х сло́вом испо́лненным благода́ти, потребля́я душе́вный гла́д, умиря́я ду́ши страстьми́ обурева́емыя.

Богородичен: От Тебе́, Богома́ти, истече́ Пото́к сла́дкий, вся́ напая́я лю́ди, скве́рны ду́ш измыва́я, о Богоро́дице Де́во, те́м же спаса́й от бе́д все́х и́же о́браз Тво́й честны́й почита́ющих.

Седа́лен, гла́с 4:

Яви́стеся Ду́ха Свята́го орга́ни, отцы́ преподо́бнии, и проро́чества да́ра сподо́бистеся, и́бо в ва́ших душа́х возсия́ Све́т непристу́пный.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Яко все́х еси́ творе́ний вы́шшая, воспева́ти Тя́ досто́йно недоуме́юще, Богоро́дице, мо́лим Тя́: ту́не поми́луй на́с.

Пе́снь 4

Ирмос: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́, и просла́вих Твое́ Божество́.

О, мудре́йший Мака́рие, ты́ восторга́л еси́ кла́сы духо́вныя от писа́ний святы́х оте́ц, и насы́тил еси́ ду́ши а́лчущих.

Ты́ наста́вник бы́в и́ноком во Предте́чи оби́тели, о Анто́ние, воздержа́тельным житие́м, помоли́ся о тя́ восхваля́ющих.

Моисе́е, Анто́ние, и по пло́ти и по ду́ху су́ще бра́тие, богому́дрии па́стыри, вы́ наста́висте о́вцы на па́жити.

Богородичен: Богоро́дице Чи́стая, цве́те боже́ственный и прозя́бший ко́реню, Ты́ о на́с непреста́нно моли́, Богоро́дицу Тя́ воспева́ющих.

Пе́снь 5

Ирмос: Просвети́ нас повеле́нии Твои́ми, Го́споди, и мыш́цею Твое́ю высо́кою, Твой мир пода́ждь нам, Человеколю́бче.

Прия́т Елисе́й от Илии́ благода́ть сугу́бую, на тебе́ же, о́тче Амвро́сие, благода́ть почи́ оте́ц Льва́ и Мака́рия.

О, Амвро́сие, ты́ любо́вь в себе́ стяжа́л еси́, соверше́ние доброде́телей, все́м бо вся́ бы́л еси́, и убо́гим прибе́жище.

Важно

О, Амвро́сие, ты́ боже́ственною пи́щею напита́л еси́ а́лчущия сердца́, о́вцы своя́ упа́с на слове́сней па́жити.

Богородичен: Ма́ти Бо́жия, и засту́пнице усе́рдная, просвети́ на́с моля́щихся Тебе́, при́сно моля́щи о на́с, недосто́йных рабе́х Твои́х.

Пе́снь 6

Ирмос: Моли́тву пролию́ ко Го́споду, и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зол душа́ моя испо́лнися, и живо́т мой а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли, Бо́же, возведи́ мя.

Сы́н и́стинный яви́лся еси́ Ио́сифе, стяжа́в роди́тельницу безстра́стия, нелицеме́рное послуша́ние, и я́ко кро́ток, чи́ст же и ми́лостив, смире́нно глаго́лал еси́: непотре́бен е́смь без отца́ моего́.

Ио́сиф целому́дренный ве́рно по стопа́м отца́ своего́ хожда́ше: да́же до сме́рти са́м себе́ смиря́ше, си́це Влады́це Христу́ подража́я, сего́ ра́ди мо́лим его́: научи́ и на́с гре́шных смире́нию.

Отца́ своего́ любо́вь стяжа́в, Анато́лие, с ни́м упа́сл еси́ слове́сное ста́до, и ны́не, о́тче, на́с не забу́ди, о́вцы своя́ помяни́ и наста́ви и́х, взыщи́ заблужда́ющих ча́д, наставля́я все́х на́с ко спасе́нию.

Богородичен: Засту́пницу Тя́ ве́м в животе́ мое́м, и храни́тельницу тве́рду Деви́це, и напа́стей реша́щу молвы́, и прило́ги бесо́в отгоня́ющу, и си́це молю́ся всегда́: от страсте́й мои́х мя́ да изба́виши.

Конда́к, гла́с 8

Иже от ми́ра су́етнаго уклони́вшеся, / и честны́м житие́м сокро́вище обре́тше, / попече́ния о гре́шных, су́щих в ми́ре, не оста́висте, / но я́ко су́ще заблужда́ющим наста́вницы, / и на́с от суеты́ мирски́я изба́вите, я́ко да зове́м: / ра́дуйтеся, ста́рцы богому́дрии.

Икос:

Ангелом поревнова́вше, устрани́стеся ми́ра, вожделе́вше в пусты́ню всели́тися, но и на́с, су́щих в ми́ре еще́, не забу́дите, мо́лимся мы́, гре́шнии, да пре́лести изба́вльшеся, к ва́м возглаго́лем си́це: ра́дуйтеся, вра́чеве душе́вных боле́зней; ра́дуйтеся, цели́тели неду́гов теле́сных; ра́дуйтеся, прему́дрых ра́зумом превосходя́щии; ра́дуйтеся, нему́дрых к ра́зуму наставля́ющии; ра́дуйтеся, непреста́нныя моли́твы де́лателие; ра́дуйтеся, о гре́шницех к Бо́гу хода́таи; ра́дуйтеся, ста́рцы богому́дрии.

Пе́снь 7

Ирмос: От Иуде́и доше́дше, о́троцы в Вавило́не иногда́ ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша пою́ще: отцев Бо́же, благослове́н еси́.

Отче Иларио́не, уклони́вся от ми́ра, и вся́ я́же в не́м оста́вль и уме́ты вмени́в, ста́рцем прилепи́ся, Леони́ду с Мака́рием, вла́сть от Христа́ прия́т бе́сы прогоня́ти.

Утеша́ше Исаа́кий сострада́тельный и́нок, и́же к нему́ приходя́щих, и си́лою моли́твы от злы́х и́х огражда́ше, заступа́я и́х вся́чески, я́ко оте́ц или́ ма́ти сы́й ча́дом свои́м.

Совет

Не́сть проро́ка без че́сти, но в дому́ свое́м то́кмо, все́х бо изгна́ша проро́к, и ты́ изгна́н бы́в, о́тче, сподо́бися блаже́нства, Варсоно́фие пра́ведне, изгна́ние претерпе́вый пра́вды ра́ди.

Богородичен: Под Твою́ ми́лость прибега́ющих ве́рно и покланя́ющихся Твоему́ Сы́ну Богороди́тельнице, помоли́ся Ему́ о на́с, я́ко да изба́вимся от бе́д и искуше́ний.

Пе́снь 8

Ирмос: Царя́ Небе́снаго, Его́же пою́т во́и Ангельстии, хвали́те и превозноси́те во вся ве́ки.

Сла́ве ве́чней прича́стник бы́сть Некта́рий, уклони́вся жите́йския сла́вы, вся́к бо смиря́яй себе́ вознесе́тся.

Да ублажа́тся отцы́ Анато́лий, Некта́рий, с ни́ми же Исаа́кий и Ни́кон, — зако́нно пострада́вше, лику́ют во вся́ ве́ки.

Бы́вше изгна́ни отцы́ от отсту́пник, не смути́шася, но возопи́ша: на́ше житие́ на Небесе́х е́сть.

Богородичен: По́мощи, я́же от Тебе́ тре́бующия, не пре́зри Де́во, пою́щия и превознося́щия Тя́ во ве́ки.

Пе́снь 9

Ирмос: Вои́стинну Богоро́дицу Тя испове́дуем, спасе́ннии Тобо́ю, Де́во Чи́стая, с безпло́тными ли́ки Тя велича́юще.

Вои́стину стяжа́сте вся́ку доброде́тель, дарова́ние же вся́ко дарова́ся ва́м, но спаси́те ста́до ва́ше, моля́щеся за ны́.

О все́м благодари́те, за́поведь прия́хом, да похва́лим Бо́га, я́ко дарова́л е́сть на́м ва́с, наста́вники святы́я во Ца́рствие Его́.

Обратите внимание

Предста́телие на́ши, о стране́ Росси́йстей помоли́теся приле́жно, и спаси́те все́х, и́же па́мять ва́шу ве́рно соверша́ющих.

Богородичен: Влады́чице Свята́я, помога́й на́м гре́шным, и злы́х враго́в изба́ви Оте́чество на́ше, Тебе́ мо́лим, сохрани́ на́с под кро́вом Твои́м.

Свети́лен

Ста́рцы почти́м богому́дрыя, свети́льники све́тлыя, подви́жники благоче́стия, доброде́телей учи́тели, о на́с моли́твенники ве́ры.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Сла́дость Ангелов, скорбя́щих Ра́дость, христиа́н Предста́тельнице, Де́во Ма́ти Госпо́дня, заступи́ на́с, и изба́ви ве́чных му́к.

Стихи́ры, гла́с 6:

Все́ отло́жше / о земны́х попече́ние, / и страсте́й мучи́тельство / дале́че от себе́ отри́нувше, / преподо́бнии отцы́ богому́дрии, / в пусты́ню всели́стеся, / и се́рдце очи́стивше, / просвети́стеся благода́тию, / и я́ко свети́ла возсия́вше, / просвеща́ете всю́ подсо́лнечную, / тьму́ отгоня́ще от чту́щих / святу́ю па́мять ва́шу.

Духо́вная свети́ла, / на тве́рди церко́вней возсия́вшая / в после́дняя времена́, / наставля́ют к ти́хому приста́нищу / обурева́емых в пучи́не / и жите́йскими сластьми́ погружа́емых, / грехо́вную мглу́ отгоня́ют, / и бу́рю страсте́й утиша́ют, / и от зла́го пути́ возбраня́ют, / приводя́щаго в па́губу, / и со дерзнове́нием мо́лятся / о спасе́нии ду́ш на́ших.

Не к тому́ в гада́ниих, / но и́стиною и лице́м к лицу́, / зерца́лом разре́шшимся, / зри́те сла́ву Госпо́дню, / и́хже о́чи не ви́деша / и у́ши не слы́шаша, / и на се́рдце челове́ческом не взыдо́ша, / я́же угото́ва Бо́г лю́бящим Его́. / Си́х благи́х сподо́бльшеся, / и на́с не забу́дите, / но моли́те и на́м спасти́ся, / соверша́ющим па́мять ва́шу.

Сла́ва, гла́с 8:

Воздви́гше кре́ст на ра́мена своя́, / и пло́ть распе́нше со страстьми́ и похотьми́, / сотро́сте зми́еву главу́, / и на́с яви́те победи́тели греха́, / и покая́ния досто́йныя плоды́ приноси́ти научи́те.

И ны́не, богоро́дичен, гла́с то́йже:

Влады́чице, приими́ моли́тву ра́б Твои́х, / и изба́ви на́с от вся́кия ну́жды и печа́ли.

Молитва преподобным отцем и старцем, в Оптиной пустыни просиявшим

О, велицыи угодницы Божии, столпи и светильницы Земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие, по закону Евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии; сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путем тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, темже убо благодатныя дары святаго Духа преизобильно стяжавшии; старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси Апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе. Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное, да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_oktabr/kan_24octabr_st_optinskim.html

Ссылка на основную публикацию