Собор спаса нерукотворного образа в эрмитаже, россия, город санкт-петербург

Собор Спаса Нерукотворного

Закладка храма была произведена 14 октября 1753 года на месте ранее существовавшей придворной церкви. К отделке храма приступили через шесть лет. Его автором стал придворный архитектор Бартоломео Растрелли, которому волей судьбы выпало строить четвертый по счету Зимний дворец. Купола были расписаны итальянцами Карло Цукки и Франческо Мартини, алтарная часть – Джованни Венерони.

С особым вниманием Растрелли сочинял эскизы иконостаса, сеней и кафедры. В работах принимали участие великолепные резчики и художники, такие как Иван Дункер, Иван Иванович Бельский с братьями и Иван Яковлевич Вишняков. Неповторимый по своей красоте плафон написал итальянец Франческо Фонтебассо.

К концу строительства Зимнего дворца храм готов еще не был, поэтому вместе с дворцом, 6 апреля 1762 года была освящена Воскресенская церковь. Собор же был освящен год спустя, 12 июня 1763 года и назван он был в честь образа Спасителя.

Обратите внимание

Сильных морозов купол не выдерживал и достаточно сильно промерзал. Это стало причиной дополнения внутренней отделки храма потолком, над художественной росписью которого трудились Антонио Перезинотти и Иван Бельский.

Через некоторое время, из московской оружейной палаты, поступили несколько золотых крестов и сосудов 17 века, ранее принадлежавшие русским царям, позолоченные кресты-мощевики, и серебряный крест с частью Ризы Господней, Животворящего Древа и тернового венца Спасителя.

Восстановление

Пожар 1837 года нанес существенный урон строению. Его восстановлением занимался Василий Петрович Стасов. Требования к восстановлению были лаконичны и просты «…возвести в прежнем виде».

На этот раз большую часть убранства выполнили не из дерева, а из папье-маше. Сохранилось много икон, которые были помещены на полагающиеся им места.

25 марта 1839 года митрополит Московский Филарет в присутствии Императорской семьи освятил обновленный однопрестольный собор.

Благодаря царской семье в соборе было собрано немало святынь и ценных художественных произведений: десница св.

Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней, которые осенью на месяц переносили в Гатчинский собор.

Греческий монастырь Влатес, в 1850 поднес в дар Императрице Александре Феодоровне часть чаши Господней с Тайной вечери, заключенную в серебряную оправу, которую она передала в собор. В 19 веке соорудили звонницу с пятью колоколами, которые настраивал сам протоирей Аристарх Александрович Израилев.

Этот собор был построен исключительно для членов царской семьи и посторонние люди туда не допускались. Здесь проходили радостные и печальные события: венчания, крестины, панихиды. Исключением являлся престольный праздник. Именно во время этого праздника, из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ.

Важно

Среди настоятелей собора выбирались императорские духовники. Их называли протопресвитерами и они возглавляли придворное духовенство. Большую роль в жизни Августейших особ сыграл Иоанн Иоаннович — духовника Екатерины II.

Революция 1917 года привнесла свои коррективы в духовную жизнь собора. Предпоследний настоятель Александр Петрович Васильев был расстрелян большевиками в 1918 году. Последним из настоятелей стал Николай Григорьевич Кедринский.

При штурме Зимнего собор существенно пострадал. В апреле 1918 года храм для богослужений был закрыт большевиками.

На сегодняшний день храм Спаса Нерукотворного образа находится под юрисдикцией музеев Эрмитажа.

Интересные факты истории

Как известно, Петр ІІІ в Зимнем дворце практически не жил. Но сохранились легенды о его непристойном поведении во время церковных служб. Не скрывая, он насмехался над священнослужителями, ходил по церкви и пытался остричь бороды дворцовому духовенству. Также ходили слухи, что он устроил в Зимнем нечто подобное лютеранской церкви.

Собор был названный во имя образа Спасителя, написанного в 1693 Ф.Ф. Ухтомским. По легенде, этот образ принадлежал Петру I. Он находился в молельне при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами. Согласно легенда именно перед этим образом Петр І «испрашивал благословение Божие на новую столицу». С этим образом он никогда не расставался и на смертном одре он стоял у его изголовья.

При Павле І была заведена традиция присутствия военных у церкви при выходах Императорской семьи, а со временем Николай І продолжил эту традицию. При нем опоздание на церковную службу считалось тяжким «придворным грехом».

Екатерина ІІ демонстрировала свою приверженность к православию, однако это не помешало ей устроить свою мыльню прямо под алтарем собора, на первом этаже. Также в ее окружении злословили о фаворитах, сопровождавших ее даже туда.

Источник: http://Peterburg.center/maps/sobor-spasa-nerukotvornogo

Санкт-Петербург. Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце

Санкт-Петербург, 9 декабря 2014г. Государственный Эрмитаж во вторник открыл после ремонта Большую церковь Зимнего дворца, сообщает «Интерфакс-Религия». Там будет размещаться постоянная экспозиция русского церковного искусства. Работы по реставрации предметов декоративного и прикладного искусства велись с декабря 2013 года по октябрь 2014-го.

Общая площадь отреставрированных помещений составляет 525 кв. метров.В ходе ремонта выполнены работы по реставрации гладкой штукатурной поверхности стен, профилированных и лепных элементов, гладкой и профилированной золоченой поверхности оконных и дверных откосов.

Совет

Отреставрированы также каменные подоконные доски и золоченые скульптурные композиции из папье-маше. Специалисты воссоздали предметы декоративно-прикладного искусства и отреставрировали иконостас с сохранением отдельных элементов.

Перед открытием церкви в Большом тронном (Георгиевском) зале Зимнего дворца прошла торжественная церемония по случаю Дня святого Георгия. В зал внесли исторические знамена полков русской армии, играл праздничный оркестр.

Большая церковь Зимнего дворца построена в 1753-1762 годах одновременно с возведением самого дворца по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. В первоначальном виде церковь сохранялась до пожара 1837 года.

В 1839 году ее восстановил архитектор Василий Стасов в приближении к первоначальному виду. Долгие годы церковь являлась домашним храмом императорской семьи.

С 1917 года этот храм использовался как музейное помещение.

Собор Спаса Нерукотворного Образа с церковью Сретения Господня при Императорском Зимнем Дворце

По стародавнему обычаю, при дворах русских Государей всегда имелся храм, украшенный благолепно и богато. Этот обычай сохранился и после переноса столицы в Петербург, поэтому, когда Б.

Растрелли разрабатывал проект нового, четвертого по счету Зимнего дворца, он разместил придворную церковь в юго-восточной части второго этажа, на месте существовавшей в третьем дворце, которую 19 октября 1735 г.

освятил архиепископ Феофан (Прокопович).

Закладка увенчанного куполом храма состоялась 14 октября 1753 г., но к отделке его долго не приступали. Только через шесть лет зодчий подал чертеж „лепному и живописному убранству“, выдержанному в барочном стиле. За роспись купола взялись итальянцы К. Цукки и Ф. Мартини, алтарной части – Д. Венерони, за лепку – Дж.Б. Джани.

С тщательностью проектируя все детали отделки, Растрелли с особым вдохновением сочинил эскизы иконостаса, сени и кафедры, по которым работали резчики И. Дункер и Л. Роллан. Образа в трехъярусном иконостасе исполнил И.И. Бельский с братьями и И.Я. Вишняков.

Обратите внимание

Евангелистов в парусах и плафон „Воскресение Христово“ в притворе написал незадолго до этого приехавший из Италии Ф. Фонтебассо.

Когда архиепископ Новгородский Димитрий 6 апреля 1762 г. освящал законченный дворец, собор не был еще готов, и потому вместо него освятили временную Воскресенскую церковь. Только через год, 12 июля 1763 г.

, архиепископ Гавриил освятил собор, который свое название получил во имя образа Спасителя, написанного в 1693 г. Ф.Ф. Ухтомским. Он находился в моленной при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами.

Из-за промерзания купол внутри храма заменили в 1764–1765 г. плоским потолком, который украсили иллюзорной живописью А. Перезинотти и И. Бельский с „командою“.

Вскоре в собор поступили из Оружейной палаты в Москве несколько золотых крестов и сосудов, принадлежавших в XVII веке русским Царям, позолоченные кресты-мощевики (в том числе крест, которым митрополит Филарет благословил на царство боярина Михаила Романова) и серебряный крест с частью Ризы Господней, Животворящего Древа и тернового венца Спасителя. В 1831 г. плащаницу „по образу старой“ написал акад. А.Е. Егоров.

Так как собор в основном использовался для торжественных служб, то 10 января 1768 г. архиепископ Новгородский Димитрий для частного обихода освятил в северо-западной части дворца малую придворную церковь Сретения (первая церковь с таким названием появилась еще при Екатерине I). Лепкой ее украсил вышеупомянутый мастер Джани.

После опустошительного пожара 1837 г. эта церковь была восстановлена В.П. Стасовым на том же месте и освящена 1 февраля 1839 г. митрополитом Киевским и Галицким Филаретом. Во время восстановления дворца службы шли в походной церкви, установленной в Шепелевском доме. В двухъярусном иконостасе работы В.

Читайте также:  Молитвы в случае рака и неизлечимых болезней - о здоровье и исцелении телесных недугов

Бобкова были поставлены спасенные от огня образа, на стенах повешены новые, исполненные академиком Т.А. Неффом. Золоченый барочный орнамент в малой церкви выполнил И. Дылев, скульптуры – И. Герман, плафон по рисунку Т.А. Неффа написал Н.А. Майков.

В конце XIX века в ризницу малой церкви поступил золоченый серебряный крест с мощами Трех Святителей и частицей Животворящего Древа, происходивший из афонского монастыря Пантакратор.

Важно

Большой собор после пожара восстанавливал тоже В.П. Стасов, которому было велено сделать это „с возможной точностью… в прежнем виде“, хотя нужных для этого чертежей оказалось ничтожно мало. Значительная часть убранства была на сей раз выполнена не из дерева, а из папье-маше скульпторами Д.

Аджом и Ю. Штрейхенбергом, кариатиды и статуи – В.И. Демут-Малиновским и П.В. Свинцовым. Золоченый иконостас, сень и кафедру вырезал по рисункам зодчего мастер П. Кретан. Иконы были в основном взяты прежние, спасенные при пожаре, живопись в плафоне возобновил П.В.

Басин, евангелистов на парусах написал Ф.А. Бруни, роспись „под лепку“ – П. Медичи. Посреди храма было повешено прежнее серебряное паникадило, дополненное и отремонтированное Дж. Банистером. 25 марта 1839 г.

митрополит Московский Филарет в присутствии Императорской семьи освятил обновленный однопрестольный собор.

Благодаря Августейшим хозяевам в соборе было собрано немало святынь и ценных художественных произведений. Это прежде всего святыни, подаренные Павлу I Мальтийским орденом: десница св.

Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней, которые осенью на месяц переносили в Гатчинский собор. В 1850 г.

греческий монастырь Влатес поднес Императрице Александре Феодоровне часть чаши Господней с Тайной вечери, заключенную в серебряную оправу, которую она передала в собор. Здесь же хранилась левая рука мч. Марина, присланная из Грузии, ковчежцы с мощами свт. Спиридона и вмч. Георгия, с мощами ап.

Иоанна Богослова, с мощами киево-печерских угодников, а также ряд замечательных икон начала XVII века из родового имущества Романовых, редкая плащаница 1602 г. Александр I подарил храму Острожское Евангелие 1580 г. издания. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил известный знаток колокольного дела прот. А.А. Израилев.

С собором связаны многие события в жизни Императорской семьи: венчания, крестины и панихиды. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарем.

Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I.

Такое же богослужение в присутствии Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в Юрьев день.

Совет

С 1798 г. настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777–1794 гг.), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918 г., последним – Николай Григорьевич Кедринский.

Собор пострадал при штурме Зимнего большевиками, и богослужения в нем прекратились. В начале 1918 г. храм был вновь открыт, но в апреле его закрыли окончательно. 29 мая 1918 г. Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал в ходатайстве Братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма.

Ныне обе церкви заняты выставками Эрмитажа. Образованная еще в 1991 г. община тщетно пытается вернуть собор верующим – администрация его не отдает, ссылаясь на музейные правила.

http://www.encspb.ru/object/2805467476

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце 9 декабря 2014 года, спустя многие годы, открыта для посетителей. Это событие было приурочено к 250-летию Государственного Эрмитажа. Возрожденный храм стал частью экспозиции «Русская культура второй половины XVIII века».

Реставраторы в точности воспроизвели интерьер и отдельные элементы храмового убранства. Восстановлен иконостас. Часть икон сохранилась, а на месте недостающих — серое полотно: реставраторы надеются, что образа будут найдены, и не заменяют их копиями.

В храме выставлены некоторые святыни, связанные с царской семьей — например, принадлежавшие императору Александру II иконы святого Александра Невского, преподобного чудотворца Тита и мученика Поликарпа, а также хранившийся в храме с 1763 года напрестольный крест «Кунерсдорфский» (изготовленный после победы русского оружия под Кунерсдорфом, в ключевом сражении Семилетней войны).

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что церковь до революции являлась домовым храмом семьи Романовых.

Если с комплексом в Екатеринбурге связаны трагические страницы истории царской семьи, то с церковью Зимнего дворца связаны радостные, светлые события в жизни русских царей и их домочадцев: здесь они венчались, крестили детей, отмечали торжественные даты. По мнению Пиотровского, храм должен нести «прежде всего мемориальную функцию».

Обратите внимание

Богослужения в нем будут совершаться лишь несколько раз в году. В открытии принял участие глава объединения семьи Романовых князь Дмитрий Романович. «В этом месте, связанном с историей моей семьи, я испытываю замечательные чувства», — сказал гость.

Настоятель собора протоиерей Владимир Сорокин передал храму поминальный «Синодик собора Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце» с 5747 именами, состоящий из разделов — «О здравии» и «Об упокоении».

В первый включены имена Святейшего Патриарха Кирилла, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, настоятеля храма, руководителей государства и города, директора и сотрудников Государственного Эрмитажа.

Во второй — имена всех почивших руководителей и ключевых сотрудников музея, настоятелей и клириков собора, руководителей государства, начиная с Рюрика, петербургских градоначальников и глав основных министерств и ведомств дореволюционной России.

Над созданием синодика помимо отца Владимира трудились заведующая отделом рукописей и документального фонда Эрмитажа Елизавета Яковлева, помощник директора Эрмитажа Мария Халтунен, заведующая канцелярией Князь-Владимирского собора Екатерина Карловская.

Придворный собор Зимнего дворца, домовой храм императорской семьи был построен в 1753-1762 годах по проекту Франческо-Бартоломео Растрелли. Храм был освящен 25 июля 1763 года. Икона Спаса кисти Феодота Ухтомского, написанная в 1693 году, находилась в моленной при алтаре.

С 1799 года в соборе хранились десница святого Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери и золотой ковчег с частью ризы Господней. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил протоиерей Аристарх Израилев.

Последним настоятелем собора (и духовником царской семьи) в 1914-1918 годах был протоиерей Александр Васильев. Храм был закрыт в 1918 году, а в 1922-м передан Эрмитажу. Церковный интерьер был разобран, частично уничтожен в конце 1930-х, помещение храма использовалось как музейная зала.

Реставрационные работы велись с 2008 года.

«Вода живая», 09.12.14

Источник: http://sobory.ru/article/?object=13366

Спустя сто лет: в домовом храме Эрмитажа совершена первая после революции архиерейская Литургия / Православие.Ru

Санкт-Петербург, 12 мая 2017 г.

    

С наступлением нового времени практически все столичные императорские дворцы Старого Света сменили свое назначение и стали крупнейшими мировыми музеями. В их число входит и главная резиденция русских императоров в Санкт-Петербурге – Эрмитаж.

Даже в самые тяжелые годы – время блокады – музей был свидетелем высокой культуры. Тогда в Эрмитаже остались только пустые глазницы-рамы, которые говорили, что некогда здесь висели картины.

По этим пустым рамам, по памяти расписывая детали живописных произведений, проводил экскурсии Павел Губчевский.

Важно

Впрочем для одного места такое блокадное состояние продолжалось значительно дольше. Как пустая рама без картины, долгие годы существовал и разрушенный домовый храм русских императоров. У него не было экскурсовода, который бы своим талантом создавал в фантазии гостей музея величие и красоту этого дома Божия.

Читайте также:  Преподобный варлаам хутынский

Но блокадная пора храма в честь образа Спаса Нерукотворного подошла к концу и руководство Эрмитажа воссоздало его интерьеры.

А уже 11 мая 2017 года ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил в нем первую в новейшей истории архиерейскую Литургию, сообщает сайт Санкт-Петербургской духовной академии.

Архиепископ Амвросий: «В эти пасхальные дни мы восславили Воскресшего Господа в храме, посвященном Его Нерукотворному образу. Здесь чувствуется связь времен и сопричастность истории нашего великого Отечества.

Хотя это возобновленный храм, в нем все равно присутствует дух прошлого, потому что невозможно убрать из памяти вечности молитвы и воздыхания всех людей, которые приходили под эти своды для того, чтобы брать благословение на очень трудное, но великое дело управления Российским государством».

    

Утро 11 мая останется в исторической летописи императорского храма Зимнего дворца как день первой после революции 1917 года архиерейской Божественной литургии. Богослужение совершил архиепископ Петергофский Амвросий. В храме молились студенты Духовной Академии и прихожане храма из числа сотрудников Государственного Эрмитажа.

За богослужением духовенство и прихожане молились об упокоении великих государей, императоров и императриц, почивших руководителей и сотрудников музея, а также о здравии нынешнего руководства и всех, трудящихся в Эрмитаже.

После Литургии владыка ректор и настоятель храма протоиерей Владимир Сорокин поблагодарили директора музея М. Б.

Пиотровского за приглашение и возможность совершать богослужения в таком значимом месте, где особым образом чувствуется связь поколений и причастность историческому наследию России.

От лица директора Государственного Эрмитажа отец Владимир подарил ректору Духовной Академии книгу об истории храма Спаса Нерукотворного Образа.   

«Сегодняшний подарок Господа – богослужение в этом храме – особенно трепетно будут переживать учащиеся Духовной Академии. Ведь все то, что происходит в молодом возрасте, особенным образом запечатлевается в памяти и в сердце.

Совет

Церковь – это живой организм, а живой организм развивается по своим законам. И невозможно как-то насильно развивать Церковь, невозможно ускорить все то, что нам хотелось бы ускорить по нашим человеческим соображениям. Невозможно ускорить рождение ребенка.

Если это сделать, то совершится трагедия. Так же и церковный организм – он живет и действует наитием Святого Духа.

Именно Святой Дух направляет нас по дороге жизни и вразумляет, как поступить, чтобы не помешать всеблагому Промыслу Божию, пекущемуся не только о каждом из нас, но и о наших народах, о нашей Церкви, о нашем Отечестве и о наших храмах», – сказал в своем слове архиепископ Амвросий.

    

Благодаря сотрудников музея за их труд, владыка подарил каждому икону и сказал, что именно они помогают духовенству поддерживать огонь молитвы в эрмитажном храме и освящают это пространство своей верой.

    

Источник: https://pravoslavie.ru/103416.html

Энциклопедия Санкт-Петербурга

Статьи / Собор СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА с церковью СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ при Императорском Зимнем дворце

Рубрикатор / Святыни Петербурга/Соборы
По стародавнему обычаю при дворах русских Государей всегда имелся храм, украшенный благолепно и богато. Этот обычай сохранился и после переноса столицы в Петербург, поэтому, когда Б.

Растрелли разрабатывал проект нового, четвертого по счету Зимнего дворца, он разместил придворную церковь в юго-восточной части второго этажа, на месте существовавшей в третьем дворце, которую 19 октября 1735 освятил архиепископ Феофан (Прокопович). Закладка увенчанного куполом храма состоялась 14 октября 1753, но к отделке его долго не приступали.

Только через шесть лет зодчий подал чертеж „лепному и живописному убранству“, выдержанному в барочном стиле. За роспись купола взялись итальянцы К. Цукки и Ф. Мартини, алтарной части – Д. Венерони, за лепку – Дж. Б. Джани. С тщательностью проектируя все детали отделки, Растрелли с особым вдохновением сочинил эскизы иконостаса, сени и кафедры, по которым работали резчики И. Дункер и Л. Роллан.

Образа в трехъярусном иконостасе исполнил И. И. Бельский с братьями и И. Я. Вишняков. Евангелистов в парусах и плафон „Воскресение Христово“ в притворе написал незадолго до этого приехавший из Италии Ф. Фонтебассо. Когда архиепископ Новгородский Димитрий 6 апреля 1762 освящал законченный дворец, собор не был еще готов, и потому вместо него освятили временную Воскресенскую церковь.

Только через год, 12 июля 1763, архиепископ Гавриил освятил собор, который свое название получил во имя образа Спасителя, написанного в 1693 Ф. Ф. Ухтомским. Он находился в моленной при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами. Из-за промерзания купол внутри храма заменили в 1764–1765 плоским потолком, который украсили иллюзорной живописью А. Перезинотти и И. Бельский с „командою“.

Вскоре в собор поступили из Оружейной палаты в Москве несколько золотых крестов и сосудов, принадлежавших в XVII веке русским Царям, позолоченные кресты-мощевики (в том числе крест, которым митрополит Филарет благословил на царство боярина Михаила Романова) и серебряный крест с частью Ризы Господней, Животворящего Древа и тернового венца Спасителя.

Обратите внимание

В 1831 плащаницу „по образу старой“ написал акад. А. Е. Егоров. Так как собор в основном использовался для торжественных служб, то 10 января 1768 архиепископ Новгородский Димитрий для частного обихода освятил в северо-западной части дворца малую придворную церковь Сретения (первая церковь с таким названием появилась еще при Екатерине I). Лепкой ее украсил вышеупомянутый мастер Джани.

После опустошительного пожара 1837 эта церковь была восстановлена В. П. Стасовым на том же месте и освящена 1 февраля 1839 митрополитом Киевским и Галицким Филаретом. Во время восстановления дворца службы шли в походной церкви, установленной в Шепелевском доме. В двухъярусном иконостасе работы В.

Бобкова были поставлены спасенные от огня образа, на стенах повешены новые, исполненные академиком Т. А. Неффом. Золоченый барочный орнамент в малой церкви выполнил И. Дылев, скульптуры – И. Герман, плафон по рисунку Т. А. Неффа написал Н. А. Майков.

В конце XIX века в ризницу малой церкви поступил золоченый серебряный крест с мощами Трех Святителей и частицей Животворящего Древа, происходивший из афонского монастыря Пантакратор. Большой собор после пожара восстанавливал тоже В. П. Стасов, которому было велено сделать это „с возможной точностью… в прежнем виде“, хотя нужных для этого чертежей оказалось ничтожно мало.

Значительная часть убранства была на сей раз выполнена не из дерева, а из папье-маше скульпторами Д. Аджом и Ю. Штрейхенбергом, кариатиды и статуи – В. И. Демут-Малиновским и П. В. Свинцовым. Золоченый иконостас, сень и кафедру вырезал по рисункам зодчего мастер П. Кретан. Иконы были в основном взяты прежние, спасенные при пожаре, живопись в плафоне возобновил П. В.

Басин, евангелистов на парусах написал Ф. А. Бруни, роспись „под лепку“ – П. Медичи. Посреди храма было повешено прежнее серебряное паникадило, дополненное и отремонтированное Дж. Банистером. 25 марта 1839 митрополит Московский Филарет в присутствии Императорской семьи освятил обновленный однопрестольный собор.

Благодаря Августейшим хозяевам в соборе было собрано немало святынь и ценных художественных произведений. Это прежде всего святыни, подаренные Павлу I Мальтийским орденом: десница св.

Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней, которые осенью на месяц переносили в Гатчинский собор.

Важно

В 1850 греческий монастырь Влатес поднес Императрице Александре Феодоровне часть чаши Господней с Тайной вечери, заключенную в серебряную оправу, которую она передала в собор. Здесь же хранилась левая рука мч. Марина, присланная из Грузии, ковчежцы с мощами свт. Спиридона и вмч. Георгия, с мощами ап.

Иоанна Богослова, с мощами киево-печерских угодников, а также ряд замечательных икон начала XVII века из родового имущества Романовых, редкая плащаница 1602 года. Александр I подарил храму Острожское Евангелие 1580 года издания. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил известный знаток колокольного дела прот. А. А. Израилев.

С собором связаны многие события в жизни Императорской семьи: венчания, крестины и панихиды. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарем.

Читайте также:  Упаковка от святыни

Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в Юрьев день.

С 1798 настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777–1794), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918, последним – Николай Григорьевич Кедринский. Собор пострадал при штурме Зимнего большевиками, и богослужения в нем прекратились. В начале 1918 храм был вновь открыт, но в апреле его закрыли окончательно. 29 мая 1918 Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал в ходатайстве Братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма. Ныне обе церкви заняты выставками Эрмитажа. Образованная еще в 1991 община тщетно пытается вернуть собор верующим – администрация его не отдает, ссылаясь на музейные правила. Архивные источники РГИА. Ф. 805. Оп. 2. Д. 7. Литературные источники Башуцкий А. П. Возобновление Зимнего дворца… СПб., 1839. С. 88–92, 99–101. ИСС. 1883. Т. 7. С. 58–87. ЛМХ. Вып. 2. С. 91–92. Успенский А. И. Императорские дворцы. М., 1913. Т. 1. С. 1–242. Эрмитаж. История и архитектура зданий. Л., 1974. С. 55–59, 73, 140–145. ПАЛ. С. 52–62. Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 115.

Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце… СПб., 1998.

Авторы

Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны

Адж Д.

Банистер Джон
Басин Петр Васильевич
Бельский Иван Иванович
Бобков Василий
Бруни Федор (Фиделис) Антонович
Васильев Александр Петрович
Венерони Джузеппе
Вишняков Иван Яковлевич
Гавриил (Кременецкий), архиепископ
Герман Иосиф
Демут-Малиновский Василий Иванович
Джани Джованни-Батиста
Димитрий (Сеченов), митрополит
Дункер Иоганн Франц
Дылев И.
Егоров Алексей Егорович
Израилев Аристарх А.
Кедринский Николай Григорьевич
Кретан П.
Майков Николай Аполлонович
Мартини Франческо
Медичи Пьетро
Нефф Тимофей Андреевич
Панфилов Иоанн Иоаннович, протопресвитер
Перезинотти Антонио
Растрелли Франческо де
Роллан Луи
Свинцов Петр Васильевич
Стасов Василий Петрович
Ухтомский Ф.Ф.
Феофан (Елеазар Прокопович), архиепископ
Филарет (Амфитеатров), митрополит
Фонтебассо Франческо
Цукки Карло
Штрейхенберг Ю.

Адреса

Дворцовая наб./Санкт-Петербург, д. 36

Предметный указатель

Источник: http://www.encspb.ru/object/2805467476

Хранители памяти. Большой собор Зимнего дворца. Часть 2

Это очередной выпуск нашей программы из Государственного Эрмитажа. Мы продолжаем рассказ из церкви Спаса Нерукотворного Образа (Большого собора Зимнего дворца). Особое внимание в новом выпуске будет обращено на реликвии, которые представлены в находящихся в храме витринах.

– В эфире передача «Хранители памяти». Наш сегодняшний выпуск из Государственного Эрмитажа – об экспонатах, которые можно увидеть в Большом соборе Зимнего дворца.

Солин Александр Альбертович, научный сотрудник, хранитель фонда драгоценных металлов Государственного Эрмитажа:

– В храме имелась богатейшая ризница, в которую, в частности в конце XVIII века, были помещены уникальные реликвии, поступившие в царствование Павла I.

Это часть Животворящего Креста Господня, Филермская икона Богоматери, а также Десница Иоанна Предтечи, которые прибыли в Петербург с острова Мальта после того, как Павел I стал гроссмейстером Мальтийского ордена.

Эти уникальные реликвии поступили в Россию без драгоценных окладов, которые были сняты при Наполеоне. И для них были изготовлены новые оклады – из золота и драгоценных камней.

Эти реликвии находились в Большом соборе до 1918 года, когда были перемещены в Гатчинский собор святого Павла, а оттуда были вывезены генералом Н.Н.

Юденичем и отданы как реликвии, принадлежавшие именно Дому Романовых, вдовствующей императрице Марии Федоровне. После ее кончины реликвии находились в Белграде.

Во время Второй мировой войны они были потеряны и сейчас чудесным образом обретены в Черногории.

Совет

Помимо этих уникальных предметов в соборе находились памятники, связанные с династией Романовых. В частности, Евангелие в жемчужном окладе, которое по традиции передавалось старшему царскому сыну. Первым владельцем Евангелия был рано умерший сын Петра I Петр. Затем Павел I подарил его Александру I. Затем Евангелие перешло к Николаю I, который подарил его сыну Александру.

В соборе находится несколько предметов, связанных с личностью императора Александра II, который, к сожалению, был убит. Это мундир, в котором он был в день покушения на Екатерининском канале.

Мы видим, что данный мундир практически наполовину обрезан. Это говорит о чудовищных ранах, которые были нанесены императору террористом. Фактически у него были раздроблены ноги.

Это было последнее покушение, которое увенчалось успехом.

В соборе мы можем также видеть Корсунскую икону Богоматери, которая была преподнесена императору дворянами города Торжка в честь чудесного избавления императора от покушения террориста Каракозова, совершенного около Летнего сада. Крестьянин Осип Комиссаров отвел руку стрелявшего. За это крестьянину было пожаловано потомственное дворянство.

Икона является списком с чудотворной Корсунской иконы Богоматери, которая  находилась в кафедральном соборе города Торжка. Этот список был сделан девяностолетним старцем Федором Клюквиным. Икона помещена в драгоценный серебряный позолоченный оклад.

Оклад был изготовлен фирмой Павла Акимовича Овчинникова в Москве.

Эта фирма являлась, пожалуй, наиболее известной среди русских ювелирных фирм, изготовлявших как церковные предметы, так и вообще предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов.

Вторая большая икона – «Святой благоверный князь Александр Невский, святые Тит и Поликарп». В день святых Тита и Поликарпа на Александра II было совершено еще одно покушение. Император опять же чудесным образом был спасен. И в честь этого императору была преподнесена данная большая храмовая икона, которая находилась здесь до 1918 года.

Икону украшает эмалевый оклад очень тонкой работы. Он также исполнен фирмой П.А. Овчинникова. И эта икона, я не побоюсь этого слова, является, наверное, одной из самых больших подобных икон в мире. И тем более очень ценно, что данный памятник, так тесно связанный с императором Александром II – царем-мучеником, опять находится в этих благословенных стенах.

Обратите внимание

Храмовой была драгоценная икона Спаса на убрусе, которая была утрачена в советское время. И в настоящее время в витрину помещена икона, которая поступила в собрание Эрмитажа в начале 1980-х годов. Таким образом мы пытались сохранить некоторую преемственность.

Сейчас в экспозиции в церкви Зимнего дворца представлены предметы, связанные с ризницей храма, а также реликвии Дома Романовых.

Среди реликвий Дома Романовых стоит отметить наперсный крест патриарха Филарета (отца первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича) и настольную икону, которая принадлежала императору Николаю II и находилась в его кабинете в Александровском дворце в Царском селе.

Также в витрине представлена панагия, которая принадлежала одному из настоятелей собора Зимнего дворца (пока не удало определить, кому именно). Интересно, что оборотную сторону панагии украшает награда – крест Георгия Победоносца. Это говорит о том, что священник участвовал в боевых действиях и служил на поле битвы.

Также среди памятников, представленных сейчас в соборе, находится напрестольный Кунерсдорфский крест, который был изготовлен в честь победы над прусскими войсками в 1759 году под предводительства фельдмаршала П.С. Салтыкова. В крест помещены частицы мощей апостола Матфея и апостола Луки.

Также в витрине находятся небольшие кресты и иконы в золотых обрамлениях, которые принадлежали императрице Анне Иоанновне.

В большой крест-мощехранительницу, исполненный в знаменитой петербургской мастерской Федора Верховцева, помещены частицы мощей, которые были привезены из иерусалимского путешествия великим князем Константином Николаевичем.

Бархатная подушечка с крестами и образками была преподнесена императору Николаю II в честь его коронации. Она интересна тем, что кресты и образки нашиты на подушку в виде так называемого Константинова креста – символа императорской власти. Это подношение свидетельствовало о признании за императором высшего права на престол.

– Наш рассказ из Большого собора Зимнего дворца подошел к концу.

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Аксиния Шмонденко

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/hraniteli-pamyati-bolshoy-sobor-zimnego-dvortsa-chast-2

Ссылка на основную публикацию