Собор воскресения христова в арзамасе, россия, нижегородская область, город арзамас

Православный Арзамас: храмы и достопримечательности, история города и духовная связь с Дивеево

Арзамас – старинный купеческий город, привлекающий к себе туристов. Здесь есть что посмотреть и верующему человеку, и тем, кто увлекается родной историей и культурой, ведь история Арзамаса вплетается в историю страны. Но не менее тесные узы связывают этот старинный город с Дивеево. Но обо всем попорядку.

Арзамас – город Церквей

Город Арзамас был основан в 1578 году. Иван Грозный проходил здесь со своим войском, когда шел походом на Казань.

Развивался город – по тем временам – стремительно, и уже в XVII столетии имел огромное торговое значение. Интересный факт, что даже для дореволюционного города, Арзамас был своего рода чудом. В нем было возведено более 30 церквей и открыто 4 монастыря! И это были не просто маленькие церквушки! Строительство велось с поистине столичным размахом. Вот что об этом говорят писатели.

– это изречение принадлежит князю Владимиру Соллогубу, современнику Пушкина, который был покорен Арзамасом. А вот что писал о городе в 1916 году К. Паустовский.

Сколько церквей в Арзамасе: главные храмы и монастыри

Спасо–Преображенский монастырь

Первый мужской монастырь в Арзамасе был основан царем Иоанном Грозным как миссионерский форпост на земле, где подавляющее большинство населения составляла языческая мордва. На территории монастыря построили Спасо-Преображенский собор (1638-1643), сохранившейся до наших дней. Это чуть ли не первое каменное строение в городе.

Воскресенский собор

Этот храм возведен в честь победы в войне 1812 года и является памятником героизму русских воинов.

Интересно, что собор полностью построен на энтузиазме и на пожертвования горожан без каких-либо указаний сверху. Примечателен и тот факт, что люди жертвовали не только деньги.

Почти каждый дееспособный гражданин старался поучаствовать в строительных работах: лепил или обжигал кирпичи, плавил руду, перевозил грузы.

Обратите внимание

Закладка собора произошла в 1814 году по проекту арзамасца Михаила Петровича Коринфского, талантливого архитектора. Он был слушателем Художественной Академии Петербурга и принимал участие в строительстве Казанского и Исаакиевского соборов. Неудивительно, что Воскресенский собор в Арзамасе так похож на храмы Петербурга.

Воскресенский собор – не отапливаемый и церковные службы там справляют в летний период – с Пасхи до Покрова. В зимнее время приход переходит в теплый храм – церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник».

Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник»

Церковь возведена в 1794 году на месте старого храма. Внешне лишенный пышных украшений, храм удивляет внутренней отделкой. Особенно поражает изящный резной иконостас, выполненный мастерами – братьями Мирящевыми.

Свято-Николаевский монастырь

Свято-Николаевский женский монастырь располагается рядом с Воскресенским собором. Его основание датируется 1580 годом. В XIX монастырь прославился женскими рукоделиями.

Около 1840 года там появился необычный промысел: вязаные ботинки и сапожки из разноцветной шерсти с узорами в виде цветов и листьев. Городские модницы были покорены новой обувью, в монастырь посыпались заказы.

Но монастырь с ними не справлялся и вскоре горожанки сами освоили новый промысел.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Это белый храм, построенный в стиле барокко в 1775-1784 годах. Высокая колокольня составляет единое целое с церковью.

Храм Рождества Христова

Церковь Рождества Христова является еще одним детищем «золотого века» Арзамаса. В 1845-1852 годах ее построили благодаря пожертвованиям арзамазского купца Заяшникова. Проект храма был составлен архитектором Константином Тоном. После долгих лет запустения в 1990 году церковь вновь была открыта.

На данный момент эту церковь, а также храм в честьСмоленской иконы Божией Матери, отдали Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. С 1998 монастырь восстанавливает разоренные церкви и устроил здесь свое подворье.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери была построена в 1802 году вместо пришедшей в негодность Зосимовской церкви. Выполненный в стиле классицизма, храм заметно отличается от церквей того же времени постройки. Он увенчан ротондой с круглыми окнами и высокой колокольней с широким шпилем.

Церковь святого Духа

Храм заложен в 1752 году, в 1766 году основные работы были завершены. Но несмотря на то, что спустя год освятили главный алтарь, отделочные работы продолжались еще 11 лет.

Из Арзамаса в Саровскую пустынь

Самая главная связь Арзамаса с Дивеевом не в основных туристических и паломнических маршрутах, ведущих из города в Дивеевскую обитель. Дело в том, что благодаря Арзамасу, а точнее, иноку Арзамаского Введенского монастыря, и зародилась Саровская пустынь, где впоследствии подвизался преподобный Серафим Саровский.

Вышеупомянутый инок, Иоанн Федоров, решил уединится в саровском лесу, где и подвизался в молитвенном подвиге 7 лет. Впоследствии он построил храм, в 1706 году основал монастырь, стал его настоятелем и в 1711 году написал общежительный устав.

Спустя столетие из Арзамаса вновь пришел в Саровскую пустынь человек, но на этот раз художник Осип Семенович Серебряков. За пять лет до кончины преподобного Серафима Саровского он нарисовал его портрет.

Родом из Арзамаса была и великая дивеевская подвижница – блаженная Пелагея Ивановна. Свой подвиг она начала еще в городе. Но в 1837 году ее забрали с собой в монастырь дивеевские монахини, чем и исполнили батюшкино пророчество о блаженной. В обители она прожила 46 лет, а ныне причислена к лику местночтимых святых. Ее мощи покоятся в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря.

Светский Арзамас и его достопримечательности

Исторический центр города практически сплошь занимают узкие улочки. От соборной площади идут торговые ряды, где почти каждое здание – памятник архитектуры или отголосок той, купеческой эпохи.

С 1802 году Профессор живописи А.В.Ступин основал в Арзамасе первую и единственную в России провинциальную школу живописи. В ней могли учится представители всех сословий, включая крепостных. Именно в этой школе учился замечательный русский художник В.Г Перов. Ученики Ступинской школы живописи принимали участие в росписи арзамаских храмов, писали картины.

Но город хранит и другие тайны. Здесь находился в ссылке писатель Горький. Отсюда родом Гайдар, и в Арзамасе есть музей его имени, где можно узнать историю семьи советского писателя и вехи его творчества.

Часть городского парка занимает дендрарий с разнообразными видами растений средней полосы.

В Арзамасе есть свой театр, причем очень хороший для провинциального города. В трупе играют настоящие артисты и энтузиасты. И горожане любят свой театр, практически все спектакли проходят при полных залах благодарных зрителей.

Как и в любом современном городе, в Арзамасе соседствует прошлое и настоящее. Новые районы разрастаются и поглощают историческую часть.

И сейчас здесь можно встретить весь набор большого города: кинотеатр, торговые центры, кафе и гостиницы, центры развлечений. Все, как и везде.

Важно

Но – удивительная вещь – атмосфера в Арзамасе особенная, как будто город окутан молитвой его прошлых насельников. Он уютный и добрый, гостеприимный.

Татьяна Страхова

Источник: http://mydiveevo.ru/pravoslavnyj-arzamas-hramy-i-dostoprimechatelnosti-istoriya-goroda-i-duhovnaya-svyaz-s-diveevo/

Воскресенский собор в Арзамасе

На Соборной площади Арзамаса, на вершине высокого холма стоит величественный храм. Воскресенский собор – главное украшение города, архитектурный памятник и первая достопримечательность Арзамаса.

Собор Воскресения Христова построен в знак благодарности Господу за избавление от нашествия французов и великую победу в 1812 году. Началось строительство храма в 1814 году и длилось долгих двадцать восемь  лет. Всего семь лет было потрачено на возведение кирпичных стен, и еще двадцать один год потребовался на внутреннее убранство и роспись собора.

Храм построен в форме греческого креста, который лежит на кубе, и увенчан пятью куполами. Монументальное строение создано как символ могучей и суровой силы русского православного народа, именно эта мысль отражена в облике храма.

Почти 64 метра в длину и ширину, высотой около 47 метров, Воскресенский собор в дни особых торжеств вмещал до 12 000 человек. Такая цифра сопоставима с праздничными богослужениями в столичных соборах.

Храм с шестью приделами, безусловно, является одним из самых больших в России.

Проект Воскресенского собора создал Михаил Коринфский. Он родился в Арзамасе и после учебы в Петербурге вернулся в родной город, чтобы воплотить в жизнь собственный проект великолепного храма. Обучал Михаила знаменитый автор Казанского собора – Андрей Воронихин. Ученик не посрамил учителя, современники сравнивали Воскресенский собор с петербургскими соборами Стасова.

Роспись стен в технике альфреско выполнили отец и сын Серебряковы. Тяжелый, кропотливый труд Осипа и Александра подарил нам возможность лицезреть и сегодня фрески ювелирной работы.

Библейские сюжеты написаны в светлых золотисто-коричневых тонах, что в сочетании с обилием дневного света из 24 окон создает необыкновенную воздушную атмосферу. В храме дышится невероятно легко, молитва идет от самого сердца.

Совет

Множество верующих приходит в собор ежедневно, чтобы заказать молебен или сорокоуст и поставить свечу перед иконой.

Иконы в соборе особенные. Главное достояние – икона XVI века, ее подарил городу царь Иван Грозный. Есть в храме две святыни: чудотворный Животворящий Крест Господень и чудотворный резной образ Николы Можайского XVI века.

Сохранить ценные иконы и святыни помогла, как ни странно, советская власть. После попытки взорвать храм в 1930-е годы большевики организовали в здании Музей атеизма. Внутреннее убранство и иконы служили музейными экспонатами, поэтому благополучно сохранились до 1944 года, когда храм вновь был передан Православной церкви и более не закрывался.   

Источник: https://rpconline.ru/list_of_churches/arzamas/voskresensky-sobor-v-arzamase/

Арзамас. Кафедральный собор Воскресения Христова

Арзамас. Воскресенский собор. Построен в 1842 г. Архитектор М. Коринфский. Действует.

Собор во имя Воскресения Христова города Арзамаса

В знак победы над Наполеоном и в память о погибших отважных сынах России, в 1842 году арзамасцы воздвигли величественный пятиглавый, с 48-колонными, кафедральный собор Воскресения Христова. Храм стоит на высоком холме Арзамаса, завершая ансамбль Соборной площади.

В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора безраздельно господствуют над застройкой, подчиняя себе все многообразие храмовых зданий города. Собор строился 28 лет с 1814 года, причем на средства, пожертвованные арзамасцами на строительство.

Проект собора выполнил Михаил Коринфский (1788-1851), местный уроженец, выдающийся мастер классицизма, ученик известного в России архитектора Андрея Воронихина. Роспись в соборе выполнена учениками школы академика А.В. Ступина. Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат.

Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста – 22 сажени (46 м 86 см).

На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: “Воскресение Христа” (восточный фронтон), “Явление св. Троицы Аврааму” (южный), “Собор всех святых” (западный), “Покров Пр.Богородицы” (северный).

По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский собор не имеет себе равного среди классических соборов Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова. Чтимые святыни: Животворящий Крест Господень, чудесным образом обретенный у Макарьевского монастыря; иконы вмч.

целителя Пантелеимона, святителя Николая Чудотворца, Казанской Божией Матери.

Воскресенский собор в городе Арзамасе был воздвигнут как благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года и как памятник героическим русским воинам. После триумфа над Наполеоном жители Арзамаса были единодушны в желании возвести новый храм: на центральной площади города был установлен ящик для сбора пожертвований.

Обратите внимание

В результате собор целиком построен на народные деньги, более того, каждый житель города считал своим долгом внести посильный вклад в строительство: кто-то лепил и обжигал кирпичи, кто-то добывал камень, кто-то плавил руду, а кто-то перевозил грузы. На здание ушло 5,5 млн.

штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.

Постройка собора была начата в 1814 году по проекту архитектора М.П. Коринфского, местного уроженца, выдающегося мастера позднего классицизма. Новый собор построен на месте ветхого летнего храма во имя Воскресения Христова с приделом великомученика Иоанна Воина.
Строительство продолжалось 28 лет, и неоднократно приостанавливалось из-за недостатка средств.

Так после возведения стен оказалось, что нет железа для кровли. Сумма для покупки необходимого количества материала была огромная, но нашли необычный для того времени выход: железо купили в кредит у московского купца Герцова. Отделочные работы и роспись храма длились 21 год.

Собор имеет пять куполов сферической формы, высокие фронтоны, украшенные живописью, четыре портика, опирающиеся в совокупности на 48 колонн.

Главный престол во имя Воскресения Христова освящен в 1840 году. Собор имеет еще четыре придела, освященные последовательно в 1832,1833, 1834 и 1842 годах. В храме празднуется 9 престольных праздников. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи А.С. Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром.

Фрески, за исключением центрального купола, выполнены в коричневых легких тонах без цветных красок, что располагает к особому молитвенному настроению. Художники работали тушью по сырой штукатурке. Основной трудностью при выполнении подобных работ является то, что штукатурка быстро высыхает, тогда художникам приходится сбивать высохший слой, наносить свежий и продолжать роспись.

Читайте также:  Спасо-каменный монастырь, россия, вологодская область

Все сюжеты фресок посвящены теме земной жизни Иисуса Христа.

Величественный иконостас резной работы выполнен братьями Василием и Климом Ломакиными. Все пять иконостасов обрамлены огромными деревянными колоннами с капителями, украшенными пилястрами с изящной резьбой. Алтарные врата главного престола украшены иконами Спасителя и Богоматери, которые изображены восседающими на царских тронах, в белых одеждах, с коронами на главах.

Это работа профессора живописи Алексеева (зятя А.В. Ступина), расписывавшего впоследствии Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. В храме пребывает много святынь: Животворящий Крест Господень, старинные иконы, образы золотого и серебряного шитья.

Важно

Одна из древнейших икон – «Воскресение Христово» – письма XVI века, упоминается в описи 1643 года как дар царя Ивана Грозного и называется «Государево данье». Резной образ святителя Николая Чудотворца, называемый Николой Можайским, упоминается в описи Никольской церкви в 1580 году. Много икон золотого и серебряного шитья работы золотошвеек Алексеевского монастыря г.

Арзамаса. Искусство золотого шитья было доведено до совершенства, изделия рукодельниц украшали храмы Иерусалима, Афона, Греции, Москвы.

Одновременно с Воскресенским собором была построена колокольня. Колоколов было десять. Самый большой весом более восьми тонн был отлит мастером Мартьеновым в Ярославле в 1849 году в память почетного гражданина Арзамаса П.И. Подсосова усердием его сыновей; второй по величине колокол весил около трех тонн.

У западных врат храма – две памятные доски с именами строителей и жертвователей. При холодном соборе была возведена теплая церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». Церковь вместе с колокольней построена в 1794 году на месте старого каменного храма. Архитектура церкви носит переходный характер от барокко к классицизму.

В плане представляет собой прямоугольник с полукружием алтаря. Храм имеет 22 окна, украшенные наличниками с лепниной.

«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с Петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Н.Н. Померанцев.

http://arzamas-vozrogdenie.ru/cserkvi_1_22/

Отшумела гроза двенадцатого года – не затронувшая глубоко-тылового Арзамаса впрямую, однако произведшая в нём, как и во всей стране, определённый патриотический подъём.

И уже в 1813 году арзамасские граждане решили “увековечить память грозного посещения Божия и великой милости Божией, явленной в избавлении России и православной Церкви от иноплеменного и безбожнического нашествия и порабощения”, то есть выстроить новый собор. Проект собора предоставили начертать арзамасскому же уроженцу М.П. Варенцову (Коринфскому).

А средствами к постройке послужили на первое время так называемые кормовые деньги – те суммы, которые правительство должно было выделить городу за продовольствие военных, проходивших через Арзамас в 1812-1813 годах.

О единовременной выдаче “кормовых” арзамасцы особо ходатайствовали через оберпрокурора Святейшего Синода, и ходатайство, “в уважение в Арзамасе новостроющегося каменного холодного собора”, достигло своей цели. И вот план собора “составился”, горожане на общем собрании подтвердили своё благородное намерение, и 17 февраля 1814 года соборный протоирей Стефан Пименов и староста В.И.

Подсосов отправились в Нижний Новгород, где представили епископу Моисею (Близнецову-Платонову) проект собора и соответствующее прошение. Проект владыке понравился и резолюция его была следующей: “Храм великолепный и прекрасный по приложенному при сем плану и фасаду начать строением благословляем, на что и выдать храмозданную грамоту.

Совет

При сем со Архипастырским нашим соуслаждением объявляем нашу Архипастырскую благодарность почтенным гражданам, любящим благолепие Дома Господня, и сию нашу Архипастырскую благодарность через протоирея объявить”.

Выдали старосте и книгу для сбора пожертвований на постройку (уже ясно было, глядя на проект, что одними только кормовыми деньгами не обойдётся) – с тем, чтобы: 1) сбор проводился по одному только Арзамасу, 2) сумму собранную представлял он староста в церковь в общую приходорасходную книгу к употреблению на означенное построение собора, 3) по окончании года оную книгу по надлежащим освидетельствованиям представить в консисторию”. Вскоре после этого должна была, конечно, состояться закладка собора, однако о том, как, когда и при каких обстоятельствах она совершилась, документы молчат. Одновременно начали разбирать старый собор; высвободившиеся таким образом строительные материалы немедленно поступали на новую строительную площадку. Что касается убранства прежнего Воскресенского собора, то его почти полностью, включая иконостас, продали в Успенский храм села Степанова, для будущего соборного храма оставив лишь две иконы – Иоанна Воина и Воскресения Христова, причём последняя издревле числилась в соборных описях как “государево данье”. Работы, при огромных масштабах постройки, шли небыстро.

В 1816 году соборный протопоп Стефан Пименов докладывал о сооружении “основания и цоколя”, а в 1818 году, не упоминая о том, какая именно часть собора уже построена, рапортовал, что в минувшем 1817 году “от добровольных здешними гражданами пожертвований поступило 10 768 р. 85 коп.

, кроме пожертвованного некоторыми кирпича, и вся сумма на означенный предмет употреблена, а кирпича всего за прошедшее лето положено 552 000, на наступающее же изготовлено 600 000″. Кирпич изготавливали тут же, близ арзамасского Тихвинского кладбища (характерно, что ещё в 1860-е годы здешние заводы назывались “соборными”).

А кладку завершили, по всей видимости, к началу 1820-х годов, употребив более пяти с половиной миллионов кирпичей. Не обошлось в процессе строительства без затруднений, грозивших – в прямом смысле – порушить всё дело. Когда уже были сложены своды и пришла пора возводить купол, дал трещину его юго-западный столп, приведя в немалое смущение строителей.

Да и весь город взволновался: это что же, придётся перестраивать? Призвали на совет местного Левшу – крестьянина Егора Михайлова. Полуграмотный, он тем не менее славился как искусный строитель и опытный подрядчик. Михайлов успокоил публику. Неблагонадёжный столп, по его мнению, следовало просто оковать железом. Так и сделали.

Но городничий решил перестраховаться – велел оклеить готовый уже столп бумагой и поглядеть некоторое время: если бумага не порвётся, то можно продолжать стройку. Бумага не лопнула, новых трещин не пошло, строительство возобновилось.

Но теперь уже, обжегшись на молоке, строители решили купол делать не кирпичным, как предполагалось изначально, а для облегчения конструкции, деревянным, обшитым снизу листовым железом. Так и поступили. А денег не хватало.

Иной раз случалось так, что совершать строительство было решительно не на что и нечем, и тогда посылали с кружкой по городу – и постройка продолжалась уже на собранные гроши и полушки. Вот уже стояли стены, а на кровельное железо взять было негде. И тогда его купили в кредит у московского купца Герцова в надежде изыскать средства к назначенному сроку уплаты. Но и к сроку денег не достали. И в 1823 году пришлось занять 15 000 рублей ассигнациями у жительницы Арзамаса Желтовой. Занимали на год, но, как следует из документов, ещё и в 1833 году долг этот выплачен не был.

Нет о том никаких достоверных сведений, но, вероятно – иначе и полагать нельзя, самым неблагополучным образом сказался большой арзамасский пожар 1823 года, когда в ночь с 6 на 7 августа выгорела почти вся нижняя часть города. Долго ещё старожилы вспоминали о нём, деля всю историю Арзамаса на до и после пожара.

Пожар изнищил многих арзамасских купцов, являвшихся главными благотворителями строящегося собора, и нечего удивляться тому, что освятили первый престол здесь только в 1832 году (в честь Покрова Пресвятой Богородицы). Дальше пошло быстрее.

Второй престол – Всехсвятский – освятили в 1833-м, а на другой год – третий, во имя Александра Невского и Митрофана Воронежского. Святителя Митрофана тогда только что канонизировали, и некие жители Арзамаса, воронежцы по рождению, внесли определённую сумму на украшение придела – с тем чтобы он был, хотя бы “отчасти”, посвящён новоявленному чудотворцу.

Обратите внимание

Посвятить же Александру Невскому этот (правый) придел предполагалось изначально – как тезоименитому святому Александра I. К 1834 году собор ещё не был должным образом убран внутри – иконостасы стояли без позолоты, росписи отсутствовали. Все эти работы совершались постепенно (и не без финансовых затруднений) в течение 1830-х годов.

В 1840 году, 15 сентября, состоялось, наконец, освящение главного престола. Рассказывали, что к торжеству в Арзамас приехали, не быв приглашёнными, многие священники из окрестных сельских приходов. Епископу Иоанну (Доброзракову) это не понравилось, и он смирил деревенщину: приказал незванным разоблачиться, дозволив сослужить себе только приглашённым.

Народу за богослужением было видимо-невидимо, не все и в собор то смогли попасть. После службы задались целью сосчитать свечные огарки: насчитали до 12 000. Последний пятый престол в соборе (как и в прежнем соборе, во имя Иоанна Воина), в 1842 году – и опять при огромном стечении народа.

Богомольцев, даже и во время всенощной, оказалось столько, что, когда все двинулись прикладываться к иконам, протоирей о. Стефан вынужден был ретироваться в алтарь – на своём месте посередине храма он, от напора богомольцев, устоять не смог.

Всегда Воскресенский собор составлял предмет особенной гордости арзамасцев. Во второй половине ХIХ века стараниями старосты храма Жевакина, на деньги благотворителей, были вызолочены кресты на куполах.

При нём же, и по его ходатайству 15 июня 1882 года арзамасская городская дума постановила ежегодно отпускать из городских средств на ремонт собора по пятьдесят рублей, поставив на первую очередь устройство вокруг собора хорошей железной ограды на цоколе из тёсаного камня. Ещё с 1870 года при Воскресенском соборе существовало Кирилло-Мефодиевское братство, ставившее своей целью содействие распространению просвещения. Братство предоставляло стипендии одарённым детям из бедных семей, помогало также одеждой, обувью, учебными пособиями. В 1903 году при соборе было учреждено общество хоругвеносцев.

После Октябрьской революции собор продержался довольно долго. Его закрыли в 1932 году, превратив в антирелигиозный музей. Благодаря этому перепланированию, в соборе сохранились многие святыни из разорённых арзамасских храмов, перенесённые сюда в качестве экспонатов. Вскоре собор поступил в ведение НКВД.

В течение нескольких лет в нём содержались заключённые, а в 1937 году храм приспособили под спортзал. Достойно удивления, что в эти самые мрачные в истории Воскресенского собора годы сохранились иконостасы, росписи и другие элементы убранства. Конечно, пребывали они не в лучшем состоянии, но всё же – пребывали.

Важно

В 1944 году православные жители Арзамаса обратились в исполком Горьковского областного совета депутатов с просьбой об открытии Воскресенского собора. “Наверху”, как обычно, с принятием решения тянули. И тогда арзамасцы написали прошение Патриарху Сергию (Страгородскому) – своему земляку.

В ноябре 1944 года, спустя несколько месяцев после смерти Предстоятеля, власти передали Воскресенский собор верующим, возложив на них обязанность отремонтировать “ценный памятник архитектуры”.

С того времени, когда собор превратили в музей атеизма, и по сегодняшний день главнейшей арзамасской святыней, пребывающей в стенах собора, является Животворящий Крест Господень. Этот Крест долгое время находился в Ильинской церкви (теперь в ней расположен исторический музей) и был окружён особым почитанием верующих всего Арзамаса.

До 1853 года этот крест находился в стенах Воскресенского собора, и каждое 9-е воскресение по Пасхе, при большом стечении народа совершался крестный ход из главного собора в Ильинскую церковь. В 1853 году архиепископ Нижегородский и Арзамасский Иеремия (Соловьёв) запретил эти крестные ходы, а святыня Арзамаса – Животворящий Крест был помещён в Свято-Ильинский храм, в котором и хранился до закрытия церкви.

Из журнала “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам”. Выпуск №130, 2015 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=00903

Воскресенский собор, Арзамас: описание, история и интересные факты :

Главным украшением Арзамаса, города с древней и богатой историей, является его Воскресенский кафедральный собор.

Расположенный на естественной возвышенности, он в ясные погожие дни виден за десятки километров, а благовестом своих колоколов оглашает раскинувшиеся со всех сторон просторы.

Судьба этого храма, как большинства российских святынь, тесно связана с событиями отечественной истории.

Идея постройки нового собора

По свидетельству сохранившихся исторических документов, при царе Фёдоре Иоанновиче в Арзамасе был построен и освящён храм Воскресения Христова, которому он пожертвовал крест с мощами святых мучеников.

Однако за два последующих столетия эта постройка весьма обветшала, и в начале XIX века было решено её разобрать и строить заново на более удобном для этого месте.

По замыслу создателей, Воскресенский собор в Арзамасе должен был стать памятником победы российских войск над Наполеоном.

Работа по составлению проекта нового храма, а также непосредственное руководство его строительством было поручено талантливому арзамасскому зодчему Михаилу Петровичу Каринфскому, являвшемуся учеником знаменитого архитектора А. Н.

Воронихина, обессмертившего своё имя созданием Казанского собора в Санкт-Петербурге. Кстати, М. П.

Коринфский помогал своему учителю в создании его знаменитого проекта, однако прослеживается определённое сходство Воскресенского собора в Арзамасе не с ним, а с другим петербургским шедевром храмового зодчества ─ Исаакиевским собором О. Монферана.

Читайте также:  Преподобный иларион оптинский

Начало подготовительных работ

Место для новой постройки выбрали на вершине холма, где когда-то, ещё во времена Ивана Грозного, размещался деревянно-земляной острог, весьма претенциозно именовавшийся кремлём. С годами он был разрушен и уступил место деревянным домикам местных обывателей, которые перед началом строительства скупались на слом городскими властями и употреблялись в качестве дров для обжига кирпичей.

О том, как строили Воскресенский собор в Арзамасе, сохранилось немало свидетельств, поскольку работы были развёрнуты с подобающим размахом. Прежде всего для возведения столь грандиозного сооружения неподалёку от него было открыто несколько кирпичных заводов, именовавшихся «соборными». На них, согласно архивным документам, произвели более 5,5 млн кирпичей.

Возведение стен будущего собора заняло семь лет (1814-1821) и явилось весьма затратным делом, поскольку, кроме огромного количества кирпичей, для сооружения фундамента потребовалось почти 10 тыс.

Совет

кубометров бутового камня и ещё 164 т. железа.

На покрытие столь значительных расходов, средств, выделенных из казны, не хватало, и их недостаток компенсировался за счёт добровольных пожертвований населения, всегда отзывчивого на богоугодные дела.

«Собор, скованный кандалами»

Строительство Воскресенского собора в Арзамасе не обошлось и без происшествия, ставшего впоследствии местной легендой и наглядно иллюстрирующего профессиональную смекалку рабочего люда.

Рассказывают, что однажды, когда уже всё было готово для монтажа главного купола, дал трещину один из четырёх столпов, поддерживавших своды собора. Положение сложилось поистине критическое, так как обнаружившийся дефект создавал угрозу обрушения всего здания.

Собранный в срочном порядке технический совет не мог предложить ничего лучшего, кроме демонтажа всей возведённой к этому времени постройки.

И тут в разговор учёных мужей вмешался крестьянин ─ опытный строительный подрядчик Егор Измайлов. Он предложил стянуть треснувший столп стальными обручами, а снаружи заштукатурить.

Так и поступили, а для проверки надёжности всю его поверхность оклеили бумагой и наблюдали за ней некоторое время. Лишь после того как убедились в том, что бумажный слой не лопнул, возобновили дальнейшие работы.

С тех пор в народе повелось говорить, что Воскресенский собор в Арзамасе «кандалами скован».

Внешний облик нового храма

Торжественный и поистине монументальный облик собора символизирует собой величие России, что вполне отвечает замыслу его создателя, перед которым, как уже было сказано выше, стояла задача создать памятник военной доблести русского народа. В плане он представляет собой греческий (равносторонний) крест, положенный на квадрат размером 64х64 мм. Вся постройка поднята на ступенчатое основание ─ так называемый стилобит – и имеет общую высоту почти 47 метров.

Кровлю Воскресенского собора в Арзамасе венчают 5 куполов сферической формы, из которых самый большой ─ центральный, украшен 12 вертикальными окнами.

Обратите внимание

Такое композиционное решение полностью соответствует традициям русской храмовой архитектуры. Основное здание окружено четырьмя портиками-колоннадами, имеющими высокие треугольные фронтоны и придающими ему строгий классический вид.

Каждый из фронтонов собора украшен фресками на сюжеты, заимствованные из Священного Писания.

Оформление внутренних помещений

Благодаря обилию света, проникающего в собор через 24 вертикально прорезанных окна, внутри него создаёт ощущение обширности и пространства. В целом оформление интерьера выполнено в приглушённых коричневых тонах, что способствует концентрации внимания и создания у присутствующих молитвенного настроения.

Кроме многочисленных фресок, на которых представлены эпизоды из земной жизни Иисуса Христа, а также традиционных для любого храма икон, внутренние стены собора украшает целый ряд живописных полотен, большинство из которых являются копиями работ известных европейских мастеров прошлого, писавших на библейские сюжеты.

Примером тому может служить помещённое над главным алтарём изображение «Тайной вечери», являющееся точным воспроизведением знаменитой картины Леонардо да Винчи.

Между окнами, прорезанными в главном куполе, помещены изображения 12 апостолов, а под ними на парусах- той части конструкции, которая является связующим звеном между плоскостями стен и окружностью купольного барабана, – написаны фигуры четырёх евангелистов.

Закрытие собора большевиками

История Воскресенского собора в Арзамасе после прихода к власти большевиков столь же печальна, как и большинства его собратьев, разбросанных по всей территории России.

Повезло ему лишь в том, что, в отличие от остальных 38 храмов и 5 монастырей, украшавших город в 1917 году, он не был разрушен, хотя новые власти и пытались это сделать.

Спасло его лишь всеобщее возмущение граждан, а также заступничество ряда видных советских деятелей культуры.

Тем не менее богослужения в нём были прекращены, а всё находившееся внутри имущество либо конфисковано, либо попросту разграблено. С 1921 года в здании бывшего Воскресенского собора (Арзамас) помещалось несколько сотен политзаключённых, свезённых в город для работы на одном из военных объектов.

Божий храм, превращённый в музей

В 30-е годы местному руководству пришла идея использовать собор для размещения в нём экспозиций незадолго до этого созданного музея религии и атеизма, как это было сделано в Ленинграде с Исаакиевским собором.

Следует признать, что это решение сыграло положительную роль в судьбе исторического памятника и уберегло его от неминуемых перестроек или полного разрушения.

Привычное для старожилов города, расписание богослужений Воскресенского собора в Арзамасе сменила вывеска с графиком работы музея и перечнем ближайших атеистических лекций, но в целом облик здания остался прежним.

Важно

В те годы созданный большевиками музей стал средоточием многих православных святынь, свезённых в него из разорённых храмов не только Арзамаса, но и многих других городов и сёл России.

Среди них, в частности, оказался весьма почитавшийся на протяжении веков напрестольный крест XVII века, находившийся более двух столетий в разрушенной большевиками Ильинской церкви, а также целый ряд икон, признанных уникальными памятниками древнерусской живописи.

Патриаршая инициатива

Возрождение арзамаского Воскресенского собора как духовного центра началось в 1944 году. Толчком к этому послужило обращение святейшего патриарха Сергия (Страгородского), являвшегося уроженцем этого города, к руководству Совета по делам РПЦ при ЦК КПСС.

В нём он просил рассмотреть вопрос о передаче храма верующим и возобновлении в нём богослужений.

Патриаршее ходатайство, хоть и не сразу, но было удовлетворено, поскольку события Великой Отечественной войны заставили правительство пойти на определённые уступки в религиозных вопросах.

Самый крупный действующий храм в СССР

В 1947 году Кафедральный Воскресенский собор в Арзамасе (этот статус он получил вскоре после своей передачи в ведение Московского патриархата) вновь открыл свои двери для прихожан и многочисленных паломников со всех концов страны.

В последующий период богослужения в соборе более не прерывались. В 1988 году он стал центром мероприятий, связанных с празднованием тысячелетия крещения Руси.

Это и неудивительно, поскольку тогда самым крупным из всех действовавших в Советском Союзе православных храмов являлся именно Воскресенский собор Арзамаса.

Расписание ежедневных богослужений

Все желающие посетить главный собор города Арзамаса должны учесть, что расписание его богослужений несколько отличается от стандартного графика, принятого в большинстве российских церквей.

Так, по будням они начинаются в 7:30 с молебна, посвящённого святому, чья память отмечается в тот день согласно церковному календарю. Затем в 8:00 следует Божественная литургия, а в 17:00 совершается всенощное бдение или вечерня и утреня.

В воскресные и праздничные дни общий порядок служб сохраняется, но ему предшествует начинающаяся в 6:00 ранняя Божественная литургия.

Источник: https://www.syl.ru/article/330126/voskresenskiy-sobor-arzamas-opisanie-istoriya-i-interesnyie-faktyi

Воскресенский Собор в Арзамасе: история храма, церкви города на Соборной площади

Воскресенский кафедральный собор Арзамаса является гордостью города, его главной святыней и жемчужиной. Чудом уцелевший во времена уничтожения храмов, он и по сей день украшает Соборную площадь, окруженную церквями.

История собора

Судьба собора очень тесно связана с событиями отечественной истории, она полна преданий и малоизвестных фактов.

Идея и проект постройки

При царе Федоре Иоанновиче в городе был возведен и освящен храм Воскресения Христова. Царь сделал пожертвование в виде креста с мощами святых мучеников. За два столетия здание обветшало, а в начале 19 века и вовсе решено было его разобрать и отстроить на новом, более подходящем и удобном, месте.

Воскресенский собор в Арзамасе должен был стать символом победы в войне 1812 года. Для этого установили ящик для сбора пожертвований на Соборной площади города. Каждый житель Арзамаса хотел внести посильный вклад в строительство.

Возведение и основание

Работа началась в 1814 году, проект выполнил талантливый архитектор Михаил Петрович Коринфский. До начала строительства был разобран прежний собор Воскресения Христова, стоявший в другом районе города. На месте нового храма располагались деревянные домики жителей.

Дома были скуплены на слом и для обжига кирпича. Кирпичные заводы открывали специально для строительства храма, называли такие заводы «соборные» и произвели в них 5,5 миллиона кирпичей. Стены укладывали семь лет, с 1814 по 1821 год. Также потребовалось 9718 кубометров бутового камня и 163,8 тонны железа.

Освящение церкви

В честь освещения храма 15 сентября 1840 года стеклось необычайное количество народа — так много было желающих стать свидетелями исторического момента в их городе. После освящения подсчитали количество свечных огарков, оно должно было совпадать с количеством богомольцев, присутствовавших на площади. Их насчитали целых 12 тысяч.

Главный престольный праздник в соборе проходит 13 сентября/26 сентября с 1887 года в память обновления царицей Еленой в 335 году Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Этот день называется «Воскресение словущее». На Литургии поются пасхальные антифоны, а на всенощном богослужении — стихиры и каноны Пасхи.

Историческая судьба

Храм строился в течение 28 лет, и еще многие годы продолжалось его благоукрашение на пожертвования жителей Арзамаса. Богатые граждане делали значительные вклады. Благодаря летописцу Н.

Щеголькову их имена сохранились для потомков. В ходе строительства случалось, что в казне недоставало средств.

Тогда кто-нибудь из строителей с кружкой шел по окрестным селам и деревням, собирая медяки у простых людей.

4 июня 1988 года в Арзамасе произошел взрыв двух вагонов взрывчатки, который смел целый жилой район. В храме ударной волной выбило все стекла. Окна на купольных барабанах были забиты фанерой. В таком виде храм и встретил праздничные торжества в честь 1000-летия крещения Руси.

Собор был одним из пяти центров празднования, так как это был самый большой действующий православный храм во времена Советского Союза. В Арзамас прибыл руководитель праздничных мероприятий Алексий, митрополит Ленинградский и Новгородский. Собор он описал как «жемчужину в грязи».

Закрытие и возрождение храма

В начале XX века старинный город содержал единый монастырский ансамбль. За годы безверия атеисты уничтожили 38 объектов, оставив всего два, одним из них был Воскресенский собор.

В эпоху воинствующего материализма храм мог быть разрушен, но спасла его именно атеистическая пропаганда. Собор собирались взорвать, но поддавшись сильному возмущению жителей, попросту закрыли.

В 1932 году храм был ликвидирован как молитвенное заведение. Сначала в нем располагалось общежитие для заключенных, позже он был превращен в музей атеизма.

Совет

Благодаря этому сохранилось уникальное внутреннее убранство и первозданный вид сооружения.

С храмом неразрывно связана жизнь Патриарха Сергия. Иван Дмитриевич Страгородский, его дед, служил в соборе старшим священником на протяжении 32 лет. И когда Сергия избрали на патриарший престол (в 1943 году), первое, о чем он попросил, было открытие в арзамасском благочинии богослужений. В 1944 году собор вновь был передан верующим.

Современное положение

В наше время Воскресенский собор нуждается в реставрации. До революции храм был обнесен красивой решеткой, и дважды в неделю проводились базарные дни на площади перед ним. Сейчас же на площади находится автобусная остановка и происходит активное транспортное движение вокруг храма, от этого осыпаются фрески.

Приход имеет четыре храма: кафедральный собор во славу Воскресения Христова, приписную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (крестильная), церковь в честь иконы Божией Матери, именуемую «Живоносный Источник» (зимняя). Ключарь прихода — благочинный округа города Арзамаса иерей Илия Трушкин.

Месторасположение церкви

Воскресенский собор расположен в городе Арзамасе Нижегородской области. Входит в состав благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви и является второй кафедрой правящего Нижегородского архиерея.

Как добраться

Жителем Нижнего Новгорода добраться проще всего (на поезде, автобусе и собственном автомобиле), так как Арзамас находится приблизительно в ста километрах от него. Из других городов можно попасть на поезде, станция в городе удалена от его центра, но можно воспользоваться общественным транспортом. Через Соборную площадь проложены все маршруты.

Архитектура и убранство сооружения

Монументальный и величественный вид храма символизирует величие и мощь России. Его облик гармонично сочетает симметрию, строгость и простоту.

Внешний вид

Собор имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Крест знаменует идею неизменности, устойчивости и равновесия. Все сооружение стоит на стилобате — высоком ступенчатом основании.

Ширина и длина здания равны (по 63,9 метра), высота до среднего креста — 46,86 метра. Храм обрамляют пять сферических куполов, четыре портика и высокие фронтоны, в совокупности образующие 48 ионических колонн (13 метров высота каждой).

Читайте также:  Святитель никита исповедник, ар­хи­епи­скоп апол­ло­ни­ад­ский

Внутренние врата здания сделаны из дуба, а наружные — отлиты из чугуна.

Расписные стены и своды

О.С. Серебряков и его сын Александр, ученики Арзамасской школы живописи имени А.В. Ступина, вместе с другими художниками-ступинцами по сырой штукатурке расписывали тушью стены и своды храма с 1834 по 1837 год.

Четырнадцать огромных полотен с изображением жизни Иисуса Христа украшают собор изнутри. Все фигуры выполнены в человеческий рост. Образцы были взяты из шедевров западной живописи.

Фигуры двенадцати апостолов расположены между окон в главном куполе, а чуть ниже — четырех евангелистов.

Внутреннее оформление

Внутреннее убранство выполнено в строгом стиле и гармонии с архитектурным обликом. Внутри создается ощущение обширности, света и легкости благодаря искусно сделанным окнам (их 24). Около каждого окна имеется откос, они не смотрят прямо внутрь. Это сделано для того, чтобы улица не мешала молитве.

Основным украшениями являются монохромные фрески местных мастеров. Иконы Иисуса Христа и Богоматери обрамляют алтарные врата главного престола. Работу над иконами выполнил профессор живописи Н.М. Алексеев, украшавший Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Полы выложены из деревянных брусьев.

Преобладают коричневые легкие тона, настраивающие на молитву.

Роспись фресок

На фресках можно увидеть земную жизнь Иисуса Христа, евангельские сюжеты изображают четырнадцать больших полотен. Ощущение цельности живописного и архитектурного облика располагает к молитвам.

В храме только две картины написаны масляными красками: Триипостасное Божество и Распятие. Местами можно принять за лепнину искусную роспись тушью.

На фронтонах сооружения расположены фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Собор всех святых» (западный), «Явление св. Троицы Аврааму» (южный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный).

Престолы и иконостас

Братья Клима и Василий Ломакины создали сохранившийся до наших дней прекрасный резной иконостас. Престолы в соборе освящались по мере строительства. Центральный престол освящен в честь Воскресения Христова.

Правый придел освящен в честь Митрофана Воронежского и Александра Невского, а в честь святого мученика Иоана-война — левый.

В честь Покрова Пресвятой Богородицы и Всех Святых имеются еще два придела с одноярусными иконостасами в полукруглых нишах портиков, справа и слева соответственно.

В Арзамасе в каждом приходе было принято иметь по два храма: летний («холодный») и теплый, с печами. Воскресенский собор – холодный. В нем богослужения совершаются в период от Пасхи до Покрова. А в холодное время года работает второе здание — отапливаемый храм во имя Пресвятой Богородицы, Ее Живоносного источника.

Святыни храма

Во времена, когда храм был музеем религии, в него были перенесены наиболее почитавшиеся святыни в Арзамасе. Главную святыню города — Честной Животворящий крест Господень — доставили из Ильинского храма, где сейчас располагается краеведческий музей.

Согласно летописному сказанию, крест принес купец Шаянский с Макарьевской ярмарки. Однажды он отправился на пристань после Литургии, и там внимание его привлекло одно красивое судно. Взойдя на корабль, он увидел Честной Крест Господень.

Юноша немедленно стал перед ним молиться, а за это время подошел и хозяин судна. Купец, испытывая благочестивый восторг, умолял того продать ему святыню.

Получив согласие, Шаянский побежал к братьям: те согласились ему помочь и дали нужную сумму.

Вернувшись на следующий день на пристань, купец не нашел никакого судна. Окрестный народ отвечал неоднозначно: одни вообще не видели корабля, другие говорили, что он отплыл еще пару дней назад. Юноша взял Крест и пешком отправился в Арзамас, неся его на себя.

Он прошел более ста километров за сутки, не чувствуя никакой усталости. Дойдя домой, купец внес распятие на крыльцо, но дальше пройти не смог. Он попросил приходского священника отслужить молебен, и во время пения увидел, как от Креста исходит свет.

Поняв, что не может хранить святыню дома, юноша пожертвовал ее храму.

До сих пор Крест являет чудесные знамения:

  • избавление от пожаров 1889 храма, где находился святыня;
  • люди неоднократно видели свет, исходящий от лика Распятого во время молебнов;
  • отмечены случаи исцеления младенцев и многое другое.

Животворящий Крест Господень от Пасхи до Покрова находит в Воскресенском соборе, и переносится в зимнюю церковь в холодное время, когда собор закрыт.

Икона Николы Можайского доставлена из Никольского монастыря. На ней святитель Николай в левой руке держит город, а в правой — меч. Согласно преданию, усердно молящиеся жители города Можайска увидели святого на небе именно в таком виде. В народе сама икона получила название «Никола-прощи», от слова «прощать».

Справа от Креста расположена самая древняя святыня храма — икона Воскресения Христова XVI века. По преданию, икону в подарок оставил государь Иоанн Грозный при основании города.

Обратите внимание

Среди наиболее почитаемых икон Воскресенского собора перечислим следующие: икона Покрова Пресвятой Богородицы, икона «Всех Скорбящих радость», образ страждущего Спасителя в терновом венце итальянского письма, древняя икона св.

Иоанна Воина, икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», Казанская икона Божией Матери, икона преподобного Серафима Саровского, икона святого благоверного и великого князя А. Невского, икона Божией Матери «Неопалимая купина», икона Божией Матери «Семистрельная».

Также в храм было перенесено большое количество деревянных резных скульптур.

Как проходят богослужения

Расписание богослужений немного отличается от графика, принятого в российских церквях. По будням оно начинается с молебна в 7:30 в честь святого, который отмечен в церковном календаре в этот день.

В 8:00 следует Божественная литургия, в 17:00 проходит всенощное бдение (или вечерня и утреня). В праздничные и воскресные дни к расписанию добавляется Божественная литургия, начинающаяся в 6:00.

Перед посещением следует уточнять расписание.

Значение собора

Самый величественный храм города — Воскресенский Собор возведен в часть победы в войне 1812 года (архитектор Коринфский). Вот уже почти на протяжении двух веков храм является символом героизма защитников Отечества, доблести русского оружия и воинской славы России.

Соборная площадь названа именно по нему. Даже в те времена, когда здание было ликвидировано как молитвенное место, люди все равно приходили молиться. Русское благочестие отразилось в истории храма, как в зеркале.

Хочется верить, что оно не иссякло, и прекрасный собор вновь засияет во всей своей красоте.

Другие храмы и монастыри Арзамаса

Город Арзамас является одним из центров русского православия. Действующих храмов Арзамаса на Соборной площади и на территории города в целом сохранилось немало, даже несмотря на годы революции. С течением времени увеличивается их количество: открываются старинные приходы, возводятся новые Божьи дома.

Сегодня в городе насчитывается десять действующих церквей и храмов, два монастыря — Спасо-Преображенский мужской и Свято-Николаевский женский. Церковь Сошествия Святого Духа была построена в 1776 году. В 1929 ее переделали под типографию, но в 1995 Епархия вернула храм себе. Сейчас здание является действующим и восстанавливается.

В 1793 построена церковь Андрея Первозванного. В ней расположен двухчастный двухаспидный алтарь. Аналогов такому чуду нет во всей Епархии. С 2004 года проводятся богослужения.

Также в Арзамасе расположены церкви Владимирской иконы Божьей Матери, Входа Господня в Иерусалим и многие другие. Над всеми ведутся восстановительные работы.

Видео о красотах храма

В видео можно полюбоваться красотами Воскресенского собора. 

Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/voskresenskij-sobor-v-arzamase.html

Воскресенский собор в Арзамасе. Здесь дышится легко..

Столь велико мое восхищение Воскресенским собором в городе Арзамасе, что я вынесла рассказ о нем в отдельный пост, хотя статья об Арзамасе уже написана и об этом соборе, как основной достопримечательности города, главной доминанте местных пейзажей, рассказано.

Но, как говорится, не могу молчать.

Лично меня потрясло в этом храме многое – и столичный масштаб этого нестоличного храма, и уникальные монохромные фрески, и большое количество красивых старинных икон, особенных святынь, и, конечно, его интересная история.

Сожалею только об одном – что пробыли мы там мало, осмотрели быстро, на одном дыхании, и поехали дальше…

Располагается собор  в историческом центре города – на Соборной площади. И, конечно, это первая достопримечательность Арзамаса, которую видит каждый, кто приезжает познакомиться с этим старинным русским городом. Впрочем, как можно не увидеть величественный собор, стоящий на высоком холме и заметный даже издалека?

Действительно, первое, что бросается в глаза, это его огромные размеры и монументальность. Собор достойный Петербурга, не меньше. Если говорить в  цифрах, то Воскресенский храм, который в плане составляет крест, стоящий на квадрате, имеет размеры 64 х 64 метра и высоту 47 метров.

В Советском Союзе Воскресенский собор в Арзамасе был самым большим действующим храмом. Полагаю и сейчас, у него немного конкурентов в этом вопросе, хотя в первую 10-ку самых больших храмов России он все-таки не входит.

В истории храма бывали торжественные события, когда в дни торжеств под его крышей собиралось до 12 000 человек – количество, сопоставимое с такими гигантами, как Храм Христа Спасителя в Москве.

Воскресенский собор не просто храм, это еще и памятник, потому что был построен в честь победы русского народа над Наполеона в 1812 году. Годы строительства: 1814-1842. В этом, 2014 году, исполняется 200 лет с того момента, как было начато строительство собора.

Из 24-х лет создания этого шедевра лет 7 ушло на строительство стен, кладку кирпича, а 21 год – на внутреннюю отделку и роспись. Автор Воскресенского собора, архитектор Коринфский, был уроженцем Арзамаса.

Успешно отучившись в Петербурге (один из учителей – знаменитый зодчий Воронихин, создавший Казанский собор), молодой талантливый архитектор приехал в родной город с проектом собора столичного масштаба, очень похожего на тот, который он строил со своим любимым учителем.

В Советское время храм хотели взорвать.

Важно

Поднялась большая шумиха, храм отстояли. Но здесь устроили Музей атеизма. К счастью, просуществовал он недолго. Уже в конце Великой Отечественной войны храм вернули церкви.

Роспись в храме особенная – и по своей технике и по масштабу полотен. На четырнадцати картинах с библейскими сюжетами изображены фигуры размером в человеческий рост и даже больше. 
Практически все фрески в храме монохромные, сделанные в технике альфреско. Техника эта предполагает работу тушью по сырой штукатурке.

Работа, можно сказать, ювелирная, на одном дыхании. Стоило упустить время, и дать штукатурке высохнуть, ее отбивали и всю работу повторяли вновь. Мастера, которые сотворили это чудо  – Осип и Александр Серебряковыми (отец и сын).

 Впоследствии Осип Серебряков написал портрет Серафима Саровского, ставший самым известным из всех известных его портретов.

Цветовая гамма фресок – светло-коричневая. Благодаря столь спокойным цветам, а также наличию 24 окон, храм смотрится изнутри просторно и светло. Это видно по фотографиям. Пожалуй, нигде я не встречала таких “воздушных” соборов. Здесь дышится легко.

В соборе огромное количество старинных икон: Казанская икона Божией Матери, мироточащая икона Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»), икона Божией Матери «В родах Помощница», икона святых благоверных князя Петра и княгини Февронии с частицами мощей,  несколько образов Серафима Саровского.

Почти все из них, как ни странно, сохранились благодаря тому, что находились в соборе в ту пору, когда здесь размещался Музей атеизма.
Главных святынь в Воскресенском соборе две:  чудотворный Животворящий Крест Господень и чудотворный резной образ Николы Можайского (одна из самых старых в Арзамасе – XVI век).

Самая древняя икона  в храме – икона Воскресения Христова (также XVI век)- подарок Ивана Грозного. Располагается она справа от Креста. Вот она на фотографии – встроена в большую икону.

Совет

Мне понравилось, как интересно охарактеризовал икону Nosikot, автор фотографии, на которой изображена икона Воскресение Христа (см. ниже) – русский “Босх” 16 века.

Хорошее определение, отражающее уровень произведения.

*****
Для себя я сделала вывод: посещая храмы такого уровня, надо быть все-таки готовым к тому, что там увидишь. Мне важно знать историю и ценность, значимость икон, хотя я понимаю, что каждый святой образ бесценен, и молиться можно у каждой иконы. Можно, искренняя молитва всегда будет услышана. И все-таки знать надо. Иконы – не только религия, иконы – история нашего Отечества. Какое же счастье, что историю мы можем изучать по таким образцам и в таком светлом месте…

Когда мы были в соборе, одна из непроходных дверей была открыта, можно было выглянуть наружу. Вот такой вид открывался оттуда. Слева – на Никольский монастырь и Соборную площадь,

справа – на Смоленскую церковь в селе Выездное.

С легким сердцем мы покидали Воскресенский собор. Впереди нас ждало Дивеево.
 

В статье использованы фотографии:
– Креста и иконы Николы Можайского с сайта arzblag.ortox.ru

– Креста и иконы Воскресения Христова c сайта nosikot.livejournal.com

Источник: https://galina-lukas.ru/article/526

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector