Собор всех святых, в земле российской просиявших, триодь

Неделя всех святых в земле российской просиявших. утреня

Воднаго зверя во утробе / длани Иона крестовидно распростер, / спасительную страсть проображаше яве; / тем, тридневен изшед, / премирное Воскресение прописаше / плотию пригвожденнаго Христа Бога / и тридневным Воскресением мир просвещшаго.

Евангельски Христа возлюбивше, / преподобнии Зосимо, Савватие, Германе, Иринарше, Елеазаре и прочии Соловецтии чудотворцы, / мiра отвратистеся, в непроходимыя и пустыя островы Соловецкия зашедше, / всякия добродетели образу навыкосте, / мудрей пчеле подобящеся, / и селение, достойное прияти Духа Святаго, бысте, премудрии.

Великаго в чудесех преподобнаго Трифона воспоим, Лопарскаго просветителя, / в последних концех северныя страны от горькаго рабства бесовскаго люди избавльшаго / и святым крещением возродившаго.

Обратите внимание

Радуйся, пустыне, прежде безплодная и необитаемая, / послежде же, яко крин, процветшая и инок множество возрастившая! / Взыграйте, горы Валаама и вся древа дубравная, / хваляще с нами Сергия и Германа, вкупе же и Арсения со Александром Свирским, / отцы всехвальныя.

Жития сего непостоянную пучину немятежно прешел еси, преподобне Кирилле, / кормчую Матерь Божию имея, / и ты, Иосифе, Волоцкая похвало, и Ниле нестяжателю, / на воде покойне и на злаце воздержания ученик ваших стада мудре упасли есте, / и ныне с ними молитеся о чтущих память вашу.

Яко звезды великия, просияша в монашеских соборех / Антоний Сийский и Трифон Вятский, / Димитрий на Прилуце, и Амфилохий, и Дионисий, похвала Глушицкая, / Григорий Пельшемский, Павел, и Сергий, и Корнилий Вологодстии, / яко лучами, сияюще добродетельми жития своего, преподобнии.

Боговидно поживше, пустыни, яко грады, сотворили есте, / Макарие, Варнаво и Тихоне, Авраамие и Геннадие. / Темже вкупе с прочими отцы, в пределех Костромских и Ярославских просиявшими, / ублажаем вас и молим: / молите Господа, да не лишит и нас егоже ныне наслаждаетеся боговидения / в вечнем граде Небеснаго Царя.

Ликуй, Фиваидо Русская, / красуйтеся, пустыни и дебри Олонецкия, Белоезерския и Вологодския, / возрастившия святое и славное отец множество, / чудным житием всех наставляющее мiру не прилеплятися, / крест свой на рамена взяти и во след Христу шествовати.

Твоею всечестною иконою Тихвинскою, / юже великая Россия яко некий дар Божественный свыше благоговейно прият, / присно страну нашу, о Госпоже Царице Богородице, покрывай и заступай, / спасающи сию от всех навет вражиих.

Источник: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_tsvetnaya/zvet63u.shtml

Триодь Цветная. Песнопения в Неделю 2-ую по Пятидесятнице,Всех Святых в земле Российской просиявших

Прииди́те, собо́ри Росси́йстии, / су́щия в стране́ на́шей святы́я восхва́лим: / преподо́бныя, и иера́рхи, и кня́зи благове́рныя, / му́ченики и священному́ченики, / и Христа́ ра́ди юро́дивыя, и жен святы́х сосло́вие, / вку́пе имену́емыя и неимену́емыя, / си́и бо вои́стинну де́лы и словесы́, и многови́дным житие́м, / и от Бо́га дарова́нии / соде́лашася святи́и / и Руси́ тезоиме́ние свя́тости пода́ша, / и́хже и гро́бы Бог чудесы́ просла́ви, / и ны́не несре́дственне просла́вльшему их Христу́ предстоя́ще, / мо́лятся приле́жно о нас, / любо́вию соверша́ющих све́тлое их торжество́.

Прииди́те, правосла́вия люби́телие, / пе́сненными добро́тами похва́лим богому́дрыя святи́тели Росси́йския, / Христо́вы Це́ркве све́тлое украше́ние, / свяще́нства венцы́, благоче́стия пра́вило, / исто́чники Боже́ственных исцеле́ний неисчерпа́емыя, / проли́тие дарова́ний духо́вных, / ре́ки мно́гих чуде́с, / зе́млю Ру́сскую веселя́щия тече́нием, / благове́рным лю́дем те́плыя посо́бники, / и́хже ра́ди Христо́с враго́в возноше́ния низложи́, / име́яй ве́лию ми́лость.

Земля́ весели́тся и Не́бо ра́дуется, / отцы́ преподо́бнии, / восхваля́юще по́двиги и труды́ ва́ша, / душе́вное благомо́щие и ума́ чистоту́, / зако́ном бо естества́ не победи́стеся. / О собо́ре святы́й и по́лче Боже́ственный, / земли́ на́шея утвержде́ние вы есте́ вои́стинну.

Глас 8

Блаже́ннии богому́дрии кня́зие Росси́йстии, / правосла́вною му́дростию сия́ющии, / доброде́телей же све́тлостию блиста́ющии, / озаря́ете ве́рных исполне́ния, / бесо́в тьму отгоня́юще; / те́мже, я́ко прича́стники невече́рния благода́ти / и насле́дия ва́шего храни́тели непосты́дныя, / вас почита́ем, досточу́днии.

Му́ченицы Христо́вы преблаже́ннии, / на во́льное заколе́ние са́ми себе́ преда́сте, / и зе́млю Ру́сскую кровьми́ ва́шими освяти́сте, / и возду́х просвети́сте преставле́нием; / ны́не же живете́ на Небесе́х, / во све́те невече́рнем, / о нас всегда́ моля́щеся, богови́дцы.

Блаже́ннии Христа́ ра́ди юро́дивии и пра́веднии, / в Росси́и просия́вшии, / вы, отверже́нием себе́ Христу́ после́довавше, / мудре́йшим юро́дством прехи́трили есте́ диа́вола, / сего́ связа́вше по́двиги ва́шими, / и, бога́тство нося́ще в души́ некра́домо, / вся Христо́ва уче́ния де́лом испо́лнисте, / и, ны́не на Небесе́х лику́юще, / не преста́йте моли́тися о Ру́сстей земли́ / и о всех почита́ющих вас.

Важно

Сра́дуйтеся с на́ми, вси ли́цы святы́х / и вся а́нгельская чинонача́лия, / духо́вне совоку́пльшеся, / прии́дем и воспои́м благода́рную песнь Христу́ Бо́гу: / се бо безчи́сленный сонм сро́дников на́ших / предстои́т Царю́ Сла́вы / и моле́бно хода́тайствует о нас.

/ Си́и суть столпи́ и красота́ ве́ры правосла́вныя; / си́и уче́нии, и де́лы, и крове́й излия́нии / Це́рковь Бо́жию просла́виша; / си́и от всех преде́л земли́ на́шея возсия́ша, / и ве́ру правосла́вную в ней / чудесы́ и зна́мении утверди́ша, / и во ины́я страны́ пронесо́ша, / апо́стольски ревну́юще; / ини́и же пусты́ни и гра́ды оби́тельми святы́ми украси́ша, / а́нгельское житие́ показу́юще; / мно́зи руга́нии, и ра́нами, и лю́тою сме́ртию / от сыно́в ве́ка сего́ искуси́шася, / мно́зи же и ине́ми ви́ды, / во вся́цем чи́не подвиза́вшеся, / нам терпе́ния и злострада́ния о́браз пода́ша, / и вси вку́пе мо́лят ны́не Го́спода / от бед изба́витися оте́честву на́шему / и всем нам спасти́ся.

Глас 5

Хвали́те Его́ в тимпа́не и ли́це, / хвали́те Его́ во стру́нах и орга́не.

Ра́дуйся, Це́рковь Росси́йская ве́рная, / ра́дуйся, кня́же благове́рный Влади́мире пресла́вный, / ра́дуйся, О́льго избра́нная! / Вы бо есте́ ко Влады́це всех / пе́рвейшии на́ши хода́таи, / и нача́льницы правосла́вия, / и наста́вницы ко и́стинней ве́ре.

/ Ра́дуйся, вся́ко ме́сто, и страна́, и град, / гра́жданы воспита́вшии Небе́снаго Ца́рствия, / си́и свята́я свети́ла душа́м на́шим яви́шася, / си́и чуде́с заре́ю, и де́лы, и зна́мении просия́ша мы́сленно во вся концы́ / и ны́не Христу́ мо́лятся / пода́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Хвали́те Его́ в кимва́лех доброгла́сных, хвали́те Его́ в кимва́лех восклица́ния, / вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода.

Ра́дуйтеся, земли́ Ру́сския украше́ние, / Це́ркве на́шея непоколеби́мое утвержде́ние, / сла́во правосла́вных, / чуде́с исто́чницы, / любве́ струи́ неистощи́мыя, / свети́льницы многосве́тлии, / Ду́ха Свята́го орга́ни, / кро́тцыи и незло́бивии, / доброде́тельми укра́шеннии, / челове́цы небе́снии, / земни́и а́нгели, / Христа́ дру́зи и́скреннии! / Того́ приле́жно моли́те / пода́ти вас чту́щим ве́лию ми́лость.

Стих: Бог нам прибе́жище и си́ла, / Помо́щник в ско́рбех, обре́тших ны зело́.

Прииди́те, Небе́снии предста́телие на́ши к нам, / ва́шего тре́бующим ми́лостивнаго посеще́ния, / и изба́вите озло́бленныя мучи́тельскими преще́нии / лю́таго неи́стовства неве́рных, / от ни́хже, я́ко пле́нницы и на́зи, гони́мы есмы́, / от ме́ста на ме́сто ча́сто преходя́ще / и заблужда́юще в верте́пех и гора́х. / Уще́дрите у́бо, прехва́льнии, / и да́руйте нам осла́бу, / утоли́те бу́рю / и угаси́те е́же на ны негодова́ние, / Бо́га моля́ще, / подаю́щего ва́ми земли́ на́шей ве́лию ми́лость.

Глас 4

Стих: Госпо́дь сил с на́ми, / Засту́пник наш, Бог Иа́ковль.

Глас ева́нгельский услы́шавше / и апо́стольскою ре́вностию распали́вшеся, / в науче́ние неве́рных язы́ков устреми́стеся, / богоблаже́ннии равноапо́стольнии / Ку́кше, Лео́нтие, Стефа́не и Гу́рие, / Ге́рмане Аля́скинский, и святи́телю о́тче Нико́лае Япо́нский, / и досточу́дный Инноке́нтие, / вели́кия Сиби́рския страны́ апо́столе / и просвеще́ния за мо́рем су́щих но́вых стран во Аме́рице первонача́льниче. / Те́мже со все́ми про́чими, / во благове́стии Христо́ве потруди́вшимися, / досто́йно ублажа́етеся.

Слава, глас 1:

Весели́ся о Го́споде, Русь Правосла́вная, / ра́дуйся и лику́й, ве́рою све́тло оде́явшися, / телеса́ подви́жников ве́ры и свиде́телей и́стины / в не́дрех свои́х иму́щи, я́ко сокро́вище, / наслади́ся чуде́с, от них истека́ющих, / и, ви́дящи полк сей святы́й, / от ви́димых и неви́димых враго́в тя огражда́ющий, / благода́рно Спа́су возопи́й: / Го́споди, сла́ва Тебе́.

И ныне, глас 8:

Сра́дуйтеся с на́ми, у́мная чинонача́лия, / духо́вный совоку́пльше лик, / ви́дяще Цари́цу и Влады́чицу всех, / многоиме́нне ве́рными сла́виму: / ра́дуются же и ду́си пра́ведных, / су́щии зри́телие виде́ния, / на возду́се моле́бно простира́ющу всечестне́и Свои́ ру́це, / прося́щу умире́ния ми́ру, / и стране́ Росси́йстей утвержде́ния, / и спасе́ния душ на́ших.

Стихиры по гласам

Глас 1. Подобен: О, ди́вное чу́до:

О, ди́вное чу́до! / Исто́чницы благоче́стия / в Росси́и явля́ются, / и путеводи́телие к Небеси́ святи́и сро́дницы нам быва́ют. / Весели́ся, Русь Правосла́вная, / сих оте́чество земно́е. / Возопии́м, ве́рнии, / таковы́я иму́ще в беда́х засту́пники: / блаже́ннии и святи́и, / Бо́га не преста́йте о нас моли́ти, / подаю́щаго ва́ми земли́ на́шей ве́лию ми́лость.

Глас 2. Подобен: Егда́ от Дре́ва:

Све́тите оте́честву ва́шему всегда́, / сла́внии чудотво́рцы ру́сстии, / я́коже зве́зды све́тлыя, / покрыва́ете бо при́сно сие́ от па́губы враго́в / и избавля́ете озлобле́ния и бу́ри вся́кия. / Те́мже ра́достно пра́зднует, / ле́тнюю па́мять, блаже́ннии, соверша́юще, / ве́рою и любо́вию пою́ще Го́спода, / вас просла́вльшаго.

Глас 3. Подобен: Ве́лия му́ченик:

Ве́лия святы́х Твои́х, Христе́, си́ла: / во гробе́х бо лежа́ще, / ду́хи прогоня́ют / и упраздни́ша вра́жию власть, / ве́рою Тро́ическою подви́гшеся / во благоче́стии.

Глас 4. Подобен: Дал еси́:

Дал еси́ зна́мение / боя́щимся Тебе́, Го́споди, / Крест Твой честны́й, / и́мже ти́и, посрами́вше / нача́ла тьмы и вла́сти, / на Святе́й Руси́ правосла́вие утверди́ша. / Те́мже Твое́ человеколю́бное смотре́ние сла́вим, / Иису́се всеси́льне, / Спа́се душ на́ших.

Глас 5. Подобен: Ра́дуйся:

Прииди́те, Небе́снии предста́телие на́ши, к нам, / ва́шего тре́бующим ми́лостивнаго посеще́ния, / и изба́вите озло́бленныя мучи́тельскими преще́нии / и лю́таго неи́стовства неве́рных, / от ни́хже, я́ко пле́нницы и на́зи, гони́ми есмы́, / от ме́ста на ме́сто ча́сто преходя́ще / и заблужда́юще в верте́пех и гора́х. / Уще́дрите у́бо, прехва́льнии, / и да́руйте нам осла́бу, / утоли́те бу́рю / и угаси́те е́же на ны негодова́ние, / Бо́га моля́ще, / подаю́щаго ва́ми земли́ на́шей ве́лию ми́лость.

Глас 6. Подобен: Все отло́жше:

Все отложи́вше / жите́йское томле́ние и сла́дость теку́щую презре́вше, / крест взя́сте, я́ко и́го Боже́ственное, / и Христу́ после́довасте, / и к Небе́сному поко́ю чу́дно всели́стеся.

/ О дру́зи Христо́ви, сосу́ди честни́и, / святи́и вси, в Росси́и просия́вшии, / прииди́те посреде́ нас неви́димо, / предначина́юще торжество́ и пе́ние / и сподобля́юще даро́в невеще́ственных / ваш пра́здник соверша́ющих светоле́пно.

Глас 7. Подобен: Не ктому́ возбраня́еми:

Не лише́ни есмы́ наде́жди спасе́ния, / святы́я бо сро́дники на́ша и́мамы, / о нас моля́щияся. / Го́споди, сла́ва Тебе́.

Глас 8. Подобен: Го́споди, а́ще и суди́щу:

Го́споди, / а́ще и нам по всему́ подо́бни бы́ша святи́и, / но, пристра́стия земна́го отве́ргшеся, / любо́вию к Тебе́ кре́пко привяза́шася, / и, венча́вшеся ны́не / руко́ю Твое́ю, / предзащища́ют ду́ши на́ша.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 1:

Ка́мени запеча́тану от иуде́й / и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́, / воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се, / да́руяй ми́рови жизнь. / Сего́ ра́ди Си́лы Небе́сныя вопия́ху Ти, Жизнода́вче: / сла́ва Воскресе́нию Твоему́, Христе́, / сла́ва Ца́рствию Твоему́, / сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.

Слава, тропарь святых, глас 8:

Я́коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния, / земля́ Росси́йская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия. / Тех моли́твами в ми́ре глубо́це / Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

И ныне, Богородичен воскресен, глас тойже:

И́же нас ра́ди рожде́йся от Де́вы / и распя́тие претерпе́в, Благи́й, / испрове́ргий сме́ртию смерть, / и воскресе́ние явле́й, я́ко Бог, / не пре́зри, я́же созда́л еси́ руко́ю Твое́ю; / яви́ человеколю́бие Твое́, Ми́лостиве, / приими́ ро́ждшую Тя Богоро́дицу, моля́щуюся за ны, / и спаси́, Спа́се наш, лю́ди отча́янныя.

Ин тропарь святых, глас 4:

Иерусали́ма Вы́шняго гра́жданы, / от земли́ на́шея возсия́вшия / и Бо́гу во вся́цем чину́ и вся́ким по́двигом угоди́вшия, / прииди́те, воспои́м, ве́рнии: / о всеблаже́ннии земли́ Росси́йския засту́пницы, / моли́теся ко Го́споду, / да поми́лует сию́ от гне́ва Своего́, / исцеля́я сокруше́ние ея́, / и ве́рныя лю́ди Своя́ уте́шит.

Кондак, глас 3:

Днесь лик святы́х, в земли́ на́шей Бо́гу угоди́вших, предстои́т в Це́ркви / и неви́димо за ны моли́тся Бо́гу. / А́нгели с ним славосло́вят, / и вси святи́и Це́ркве Христо́вы ему́ спра́зднуют, / о нас бо мо́лят вси ку́пно / Преве́чнаго Бо́га.

Величание Пресвятей Троице:

Велича́ем Тя, / Триипоста́сный Влады́ко, / ве́рою правосла́вною зе́млю Ру́сскую озари́вшаго / и святы́х сро́дников на́ших / сонм ве́лий в ней просла́вльшаго.

Величание Пресвятей Богородице:

Досто́йно есть велича́ти Тя, / Богоро́дице, / земли́ Ру́сския Цари́цу Небе́сную / и люде́й правосла́вных / Влады́чицу Держа́вную.

Величание святым:

Ублажа́ем вас, / чудотво́рцы на́ши сла́внии, / зе́млю Ру́сскую доброде́тельми ва́шими озари́вшии / и о́браз спасе́ния нам / светоявле́нно показа́вшии.

Величание святым в земли Российстей просиявшим:

Велича́ем вас, / святи́и вси, в земли́ Росси́йстей просия́вшии, / и чтем святу́ю па́мять ва́шу, / вы бо мо́лите о нас / Христа́, Бо́га на́шего.

Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/cvet_tr/text/045.html

Собор Всех Святых, в земле Русской просиявших

О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставльшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне в день общаго вашего торжества мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение.

Читайте также:  О потерянных детях

Величаем ваша великия подвиги, духовнии воины Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наши умы и сердца богомудренно озаряющии.

Обратите внимание

Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии.

Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нанего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго Отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся,благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.

Совет

В праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, во всех русских храмах звучит любимая всем православным народом стихира «Русь Святая» (см. видео).

Правда, не все знают, что автором является старший регент хора Троице-Сергиевой Лавры и руководитель объединенного хора ТСЛ и МДАиС, заслуженный профессор Московской Духовной Академии архимандрит Матфей (Лев Васильевич Мормыль), который почил о Господе 15 сентября 2009 г. (см. илл.) С 1961 г.

он руководил пением в обители Святого преподобного Сергия, игумена Земли русской, при четырех Патриархах – Алексие I, Пимене, Алексие II и Кирилле. За это время им была создана своя школа церковного пения, переложено большое число песнопений на распевы, которые принято считать Лаврскими. По словам самого о.

Матфея, «Русь Святая» появилась при следующих обстоятельствах: «Напевы этого подобна у меня были разные. Наш местный напев, из Гефсиманского скита, который мы поем, я записал от схиархимандрита Иосии — старца, он был в скиту при последнем скитоначальнике о. Израиле (о. Иосия умер 17 мая 1970 г., через месяц после кончины Патриарха Алексия.

Был на встрече тела, изрядное время постоял в воротах на сквозняке и получил воспаление легких). Потом мне пришлось взять напев Киево-Печерский, но не в Оптинской редакции, а тот, что попался мне однажды на листочке. Когда я его положил на тексты, это меня заставило на все по-другому смотреть. Так возникла «Русь Святая» на новый напев «Доме Евфрафов».

 на новый напев «Доме Евфрафов». Первый раз мы пели «Русь Святую» со смешанным хором в 1963 г. на престольном празднике Русским святым, под Успенским собором, там, где находится храм в честь русских святых. Для меня это был один из самых счастливых моментов в жизни. Хор сделал то, что мне хотелось. И весь хор от умиления плакал».См.

подробнее статью «Русь Святая, храни веру православную!»: http://expertmus.livejournal.com/55574.html

Одновременно с составлением службы Всем Святым, в земле Русской просиявшим, владыка Афанасий (Сахаров) разработал композицию иконы Собора Русских Святых. Словесное изображение Святой Руси нашло свое иконописное воплощение.

По замыслу епископа Афанасия, группы святых должны были располагаться по кругу, по ходу солнца, по­следовательно отображая юг, запад, север и восток России, просвещенной светом православной веры. Круговая композиция, идеально отражая Божественную вечность и полноту церковной соборности, подчеркивается освящающей собор русских святых иконой Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, заключенной в круг.

В нижней части иконы — корень православной Русской державы, святой Киев со своими угодниками — просветителями Русской земли, ее первомучениками, на крови которых начинало возрастать древо Русской Православной Церкви.

Первый плод сеяния Христовой веры на Древнерусской земле — светоносные пещеры Успенской Киевской Лавры. С обеих сторон крестителя Руси князя Владимира окружает сонм киево-печерских угодников. Слева — подвижники ближних пещер во главе со своим начальником преподобным Антонием Печер­ским.

Справа — насельники дальних пещер с преподобным Феодосием. Живописный образ тесно связан со словесным. Созвучны иконе слова третьей песни канона: «Рай мысленный еси, Печерская святая горо…

» Слева от собора киево-печерских преподобных изображены святые южной Руси, черниговские князья-мученики Михаил и Феодор, переяславские и волынские чудотворцы с преподобным Иовом Почаевским.

Обратите внимание

Из зерна, посеянного святым великим князем Владимиром, выросло великое древо православной Русской державы, православной русской культуры, ветви которого унизаны многими плодами — святыми подвижниками и трудниками нашего Отечества.

Сердцевиной русского исторического древа является «славный град Москва», «корень Царства», говоря словами грамот Смутного времени XVII века (Гермоген Московский, сщмч. Творения Святейшего Гермогена, Патриарха Московского и всея России с приложением чина прославления Патриарха. М., 1912).

Под кровом Владимирской иконы Божией Матери, в молении у Престола Успенского собора Московского Кремля с возлежащей на нем Ризой Господней стоят московские святители Петр и Алексий, Феогност и Иона, Ермоген и Филипп, Фотий и Киприан.

Лик святых продолжают преподобные Савва и Андроник, благоверная княгиня Евдокия — жена святого князя Димитрия Донского, преподобный князь-строитель Москвы Даниил, святитель Тихон Калужский, Царевич-мученик Димитрий Угличский и другие.

Справа от Москвы — святая Троице-Сергиева Лавра с преподобным Сергием Радонежским и его ближайшими учениками. Центральная часть иконы соответствует четвертой песне канона русским святым: «Радуется славный град Москва, и веселия исполняется вся Россия…»

Ширилась и крепла Русская держава, все больше звезд загоралось на небе Русской Православной Церкви. Огоньки, зажженные в древности на юго-западе в Турове, Полоцке, вспыхивали в Смолен­ске, Бресте, Белостоке, далекой Литве.

Особенно яркими светильниками на северо-западе Отечества были Новгородская и Псковская епархии. Им посвящается пятая песня канона: «Едемскаго рая, приидите, видим цветы присножизненныя и богопрозябенныя, подвиги отец, в пределех Новгород­ских просиявших…

» Подобно Богородичну, над сонмом новгородских святых сияет древний образ Матери Божией «Знамение».

Крону великого русского древа образует чудная Северная Фиваида, воспетая в шестой песне: «Ликуй, Фиваидо Русская, красуйтеся, пустыни и дебри Олонецкия, Белоезерския и Вологодския, возрастившия святое и славное отец множество…

» Слева направо в верхней части иконы изображены петроградские, олонецкие, белозерские, архангелогородские, соловецкие, вологодские и пермские угодники Божии.

Важно

Сурова была жизнь бескровных мучеников, преподобных подвижников-просветителей Русского Севера.

Следуя седьмой песне канона, в правой части иконы предстоят в молении Христу все святые среднерусских земель: угодники Ростова и Яро­славля, Углича и Суздаля, Мурома и Костромы, Твери и Рязани, древнего Владимира и Переславля Залесского.

Ближе к востоку наш взор встречает тамбовских, сибирских и казанских чудотворцев. Казанская явленная чудотворная икона Богоматери осеняет восток Святой Руси.

Замыкает круговое движение изображение святых древних Церквей Кавказа: Иверии, Грузии и Армении, в правом нижнем углу. Иконописному образу соответствует восьмая песнь канона русским святым: «Красуйся, граде Казань…

Веселися, Сибирская страно… Радуйся, Иверие и вся земля Грузинская, торжествуй, Армение…»

Словесная богослужебная икона Русской Церкви, равно как и иконописное ее изображение, с возможной полнотой представляют единство разнообразного и безграничного множества путей достижения святости, служения Богу.

Преподобные и великие князья, святители и блаженные, праведные жены и мученики имеют равное достоинство перед Богом, Который взирает не на лица, а на горящие сердца человеческие.

Прекрасно духовное небо русской святости, светила отличаются множеством оттенков, яркостью горения, но все соединены светом Христовым, просветившим и освятившим Русь.

Совет

В верхней части иконы, словно под сводами незримого храма, изображен Деисусный чин. В центральном радужном медальоне — Святая Троица.

По обе стороны от медальона предстоят в молении Богу Троице Пречистая Богородица и святой Иоанн Креститель, святые архангелы Михаил и Гавриил, особенно чтимые и близкие Русской земле святые: апостолы Варфоломей и Андрей, святители Фотий и семь Херсонских священномучеников, великомученики Георгий и Димитрий Солунский, святитель Николай Мирликийский и просветители словенские Кирилл и Мефодий, а также множество иных угодников, так или иначе исторически связанных с Русской Церковью. Вспоминается молитва на литии службы Всем святым, в земле Русской просиявшим, последовательно перечисляющая вселенских святых, послуживших в пределах Русской земли и особо почитаемых русским народом.

Деисусный чин помогает уяснить глубинное содержание иконы Собор Русских Святых.

На огромных просторах великой Православной России, под благодатным покровом Святой Троицы незримо высится прекрасный храм святой Православной Русской Церкви, где единым сердцем и едиными устами все русские святые, именованные и неименованные, явленные и неявленные совершают Божественную Литургию на Престоле алтаря Святой Руси — Успенского собора Московского Кремля с великой святыней, Ризой Господней.

Словно три звезды сияют на иконе три чудо­творных образа Богоматери, Небесной Защитницы Русской земли: на северо-западе — новгородская икона «Знамение», на востоке — Казанская икона Владычицы, а в сердце России, Москве — Владимирская икона Пречистой.

Первая икона Собор Русских Святых, не вполне удовлетворявшая епископа Афанасия, была написана его близким другом и сокурсником, священником Старой Русcы, отцом Владимиром Пылаевым, погибшим в ссылке.

Вторая икона создавалась по просьбе и по замыслу Владыки известным иконописцем Троице-Сергиевой Лавры монахиней Иулианией (Марией Николаевной Соколовой). Ныне образ, написанный монахиней Иулианией, вместе со списком ее же работы хранится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры.

Другая икона ее работы находится в Патриаршей Резиденции, в храме Всех Русских Святых и еще одна в Воскресенском соборе города Романова-Борисоглебска Ярославской области.

Композиция иконы Русских святых соотносится с устойчивой церковной традицией изображения патрональных святынь и святых с предстоящими. В Церковно-археологическом музее Санкт-Петербургской Академии хранилась икона Всех Русских Святых, написанная Петром Тимофеевым в 1814 г., происходящая от старообрядцев. Проф. Н.В.

 По­кровский предполагал, что она была списана с более древнего образца (Покровский Н.В. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1879-1909. СПб., 1909. С. 131-144)..

Обратите внимание

В верхней части изображена Святая Троица, ниже — Престол уготованный и орудия страстей, затем — София, Премудрость Божия с предстоящими и, наконец, одиннадцать рядов русских святых, молитвенно предстоящих Святой Софии.

В собрании Третьяковской галереи хранятся трехстворчатые складни первой половины XVII ве­ка, средник которых представляет Владимирскую икону Богоматери, а на створках чинными рядами, в строгой иерархии, предстоят Царице Небесной лики святых. Святые каждого лика стоят в два ряда. Русские угодники, как правило, располагаются в нижнем ряду.

Особое внимание следует обратить на соборы святых, почитаемых в той или иной области или епархии, но это тема серьезного исследования, выходящая за рамки нашего сообщения.

В основе богослужебного последования Всем Святым, в земле Русской просиявшим, лежит служба Всем святым в первое воскресенье по Пятидесятнице, а также служба Всем преподобным отцам в субботу Сырной седмицы.

В синаксаре Недели Всех святых говорится о том, что Дух Святой, «освятивший и упремудривший» человеческие сердца, многие из них привел ко Христу, «в наполнение онаго чина ангельскаго». Способы и пути привлечения всех желающих добра к Богу совершенно различны: кого Дух Святой приводит чрез мученичество и пролитие крови, кого «добродетельным житием» (Триодь Цветная.

Неделя Всех святых. Синаксарь. М., 1992). Иконографически службы Всем святым и Преподобным отцам отображаются в иконе «Суббота Всех святых», а также в соборном изображении чтимых угодников.

На множество размышлений и сопоставлений наводит чудная двоица: служба и икона Всем Святым, в земле Русской просиявшим. Но лучше всего заключит наше слово священное песнопение: «Русь Святая! Храни веру православную, в нейже тебе утверждение!» (Стихира на стиховне службы Всем русским святым, на «Слава»).

Чинякова  Г.П.

Источник: https://expertmus.livejournal.com/105423.html

Собор всех святых, в земле российской просиявших

Собор всех святых, в земле российской просиявших

      Если в первое воскресенье по Пятидесятнице мы прославляем всех святых, то в следующее воскресенье – всех русских святых. Второе воскресенье по Пятидесятнице – это «Неделя Всех Святых, в земле Российской просиявших». Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.

Читайте также:  Молитвы об избавлении от искушений - против искушений, нечистой силы и душевных болезней

      Многие помнят, что когда-то Русь называли не иначе как Святой. Но немногие понимают, что наименование святости было усвоено нашей родине ради того неизчетного сонма святых людей, просиявших на этой земле.

 Русь называли Cвятой, и высшим идеалом для нее всегда были праведность и святость. Далеко не во всех христианских народах удалось сохранить такой идеал.

Например, народы Западной Европы, некогда христианские, давно уже утратили этот небесный идеал и заменили его земным, человеческим.

Важно

Не святость, а порядочность, честность, воспитанность и тому подобные человеческие добродетели вот уже много веков являются идеалом для Запада. Конечно, честный, хороший, воспитанный человек — это тоже неплохо, но разница между таким человеком и человеком святым — это как разница между землей и небом…

     Праздник появился в середине XVI века, при митрополите Макарии, но за 200 лет синодального правления, когда Церкви пришлось жить и без патриарха, и без Поместного Собора, о нем каким-то удивительным образом забыли.

Быть может потому, что, когда Церковь среди прочего становится государственным ведомством, главными в ней оказываются совсем не святые. За весь синодальный период было канонизировано только десять святых, причем большая часть – в царствование последнего императора.

Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших было восстановлено только в 1918 г., на волне великих трагических потрясений. 

      Центральным моментом праздника является, конечно же, прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним.

 Святые Церкви — наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина; тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что «наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих «любовию их светлый праздник».

     В ХХ веке, во времена атеистического беснования, в России просияли многие тысячи святых и праведников. Наша земля действительно освящена молитвами и жизнью святых. Она полита их слезами покаяния, потами подвигов и кровью свидетельств.

     XX век в России стал беспрецедентным в истории Церкви по масштабу воздвигнутых гонений. В Советском Союзе только Церковь была той единственной организацией, цель которой расходилась с официальной государственной идеологией. Ведь цель Церкви во все времена – это спасение человека для Царства Божьего, а не построение этого царства здесь, на земле.

Здесь, на земле, Церковь призывает человека помнить, что он таит в себе образ Божий, божественное достоинство и что призвание человека – это призвание к святости.

Совет

Но ни массовые убийства духовенства и верующих, ни глумление над святынями, ни разрушение того, что составляло многовековое культурное достояние страны, нельзя объяснить никакими политическими причинами, кроме как сатанинским характером власти и ее ненавистью к Богу, потому что ненависть к Церкви – это и есть плохо замаскированная ненависть к Богу.

Государством был взят курс на полное уничтожение Церкви, а «союз воинствующих безбожников» объявил о начале пятилетки уничтожения религии.

 Закономерности между историческими событиями и духовной жизнью открывает нам Библия, и еще в Ветхом Завете, через пророков, Бог говорит своему народу, что если люди будут хранить верность Богу, то Он избавит их от бед, и наоборот, забывая Бога, народ подвергнет себя нападению врагов. И даже в стране, которая от Библейского откровения отказалась, все равно действует библейская парадигма.

И в 1941 году подвижный праздник всех Святых, в земле Российской, просиявших пришелся на 22 июня – первый день самой страшной в истории войны. Эта война приостановила разрушение Церкви. Церковь же всегда разделяла судьбу страны и народа, и в первый день войны, когда политическое руководство страны молчало, будущий патриарх, митрополит Сергий, отслужив молебен о победе русского оружия, сказал в проповеди: «Пусть грянет буря. Мы знаем, что она принесет не только насчастье, но и облегчение; она очистит воздух и унесет ядовитые испарения».

     Руси достался трудный путь, на протяжении всей своей истории она была вынуждена воевать против многочисленных сильных и беспощадных врагов, часто грозящих ей полным уничтожением.

От этих врагов ее не защищали ни море, ни горы, ни пустыни — ведь Россия расположена на открытой со всех сторон широкой равнине. С востока на нее шли полчища Батыя и Мамая, с запада — поляков, Наполеона и Гитлера. С севера — шведов, с юга — турок.

Самые климатические и природные условия, в которых она жила, были условиями трудными: половина территории России — это вечная мерзлота, где невозможно земледелие.

Южная же ее часть, где земледелие возможно, была территорией, полностью открытой и не защищенной от военных нашествий и от набегов степных хищников. Поэтому люди всегда жили в России сравнительно небогато. Даже то, что удавалось накопить, часто уничтожалось, захватывалось, выжигалось дотла очередным нашествием или набегом.

Обратите внимание

      Да, жизнь в России не была безоблачной и легкой. Но ведь с христианской точки зрения именно такой и должна быть жизнь народа Божия. Ни один православный народ не жил безмятежной, безопасной и комфортной жизнью.

Причина этого ясна: человек слаб, и если дать ему все удобства и роскошную жизнь, то он легко забывает Бога, забывает все небесное и полностью обращается к земле, тонет в земном прахе. Потому Господь и не давал Своим народам такой жизни.

Преподобный Исаак Сирский говорит, что «тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях, а мир веселится в наслаждении и покое.

Ибо не благоволил Бог, чтобы возлюбленные Его покоились, пока они в теле, но паче восхотел, чтобы они, пока в мире, пребывали в скорби, в тяготе, в трудах, в скудости, в наготе, в одиночестве, нужде, болезни, уничижении, в оскорблениях, в сердечном сокрушении…» Таким путем Господь ведет всех Своих истинных последователей, как и Сам Он, став человеком, прошел в нашем мире именно таким путем — путем креста.

      Чтобы понять, почему Господь не попускает Своему народу слишком обогащаться и роскошествовать, следует еще вспомнить, на какой земле мы живем, вспомнить, что земля наша — не место развлечений и удовольствий, а место, куда нас изгнали из Рая, место нашего наказания и исправления.

Мы живем в мире тленном, падшем и поврежденном, в мире, где царствует смерть, где все ею пропитано, живем на оккупированной диаволом и смертью территории, живем короткое время, которое должны посвятить борьбе — борьбе за то, чтобы исполнить заповеди Божии. На земле мы живем как на войне, как на фронте.

Возможно ли поэтому для христиан устраиваться здесь со всеми удобствами и роскошью?

      Сказанное не означает, конечно, что народ Божий обречен на полную нищету и разорение, на жизнь оборванцев, бомжей и беспризорников, нет, все необходимое для земной жизни Господь нам дает, ибо, по Его собственным словам, Он знает, что мы имеем нужду в этом.

Важно

Но Господь не допускает Своему народу чрезмерно богатеть и доходить до излишества и пресыщенной жизни, потому что тогда народ перестает быть народом Божиим, перестает рождать святых. Господь премудро ведет Свой народ средним путем, путем умеренной бедности.

Таким путем Он вел в ветхозаветные времена народ Израиля, который никогда даже и близко не имел такого земного блеска и богатства, такой славной земной культуры, как, например, Египет, Греция или Рим. И этим же путем Он вел во времена Нового Завета все истинно христианские, то есть православные народы.

Он вел их так потому, что на этом пути народ Божий больше всего способен рождать святых и праведников.

      Таким путем шла и Россия, которая никогда не переставала рождать святых. В богослужебной минее перечень одних только имен русских святых занимает около тридцати страниц, и, конечно, еще несравненно больше святых не перечислено в этом списке, но имена их известны одному лишь Господу Богу.

      Наши русские святые близки к нам не только по духу, но и по крови — они в буквальном смысле являются нашими родственниками. Они вышли от нас, из нашей среды, родились вместе с нами, выросли в наших семьях, селах, городах.

Взять хотя бы последних по времени святых — новомучеников и исповедников российских: ведь они жили совсем недавно, и у большинства из них есть еще живые родственники — дети, внуки, племянники и другие, более отдаленные. Наверное, редко в каком другом народе в наше время можно увидеть родственников святых в таком количестве, как у нас, в России.

И это также говорит о том, что Отечество наше и сегодня, на пороге XXI века, продолжает оставаться, несмотря ни на что, православной страной и народом Божиим.

      Сегодня праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, в Русской Церкви является одним из наиболее торжественных дней всего церковного года.

Храм Святой Живоначальной Троицы

Источник: http://sobornevsky.by/azbuka/sobor-vseh-svyatyh-v-zemle-rossijskoj-prosiyavshih/

Собор всех святых в земле Российской просиявших

В это воскресенье, 22 июня, вся православная церковь празднует день называемый Собор всех святых в земле Российской просиявших. Богата земля наша на истинных подвижников благочестия, множество примеров нам она родила.

Приглашаем всех православных христиан города Березники на праздничное богослужение в храм святителя Луки Войно-Ясенецкого, к 8-30, в это воскресенье.

А ниже — предлагаем вашему вниманию отрывки из проповеди ко дню всех святых в земле Российской просиявших — прочтите, это будет очень полезно, напомнить себе смысл и значение предстоящего праздника.

Проповедь на день всех святых в земле Российской просиявших

Господь возлюбил, благословил русскую землю тем, что даровал на этой благословенной земле много святых из среды русских людей. Нигде нет столько святых, как на русской земле; и Божия Матерь также возлюбила русскую землю и русский народ, даровав на этой земле множество чудотворных икон для утешения страждущего русского народа.

К нам в Россию приезжает много иностранных гостей – дипломатические и духовные делегации, все они в один голос говорят, что нигде нет такой Церкви и такого благолепия в ней, как в России. Всем нравятся наши храмы.

Сергий Радонежский, икона

Есть много людей, которые в заблуждении говорят, что святые были слишком самолюбивы, они уходили из мира в леса, пустыни, потому что не любили людей. Это явная клевета на святых. Как раз наоборот – они уходили из мира, оставляли все свое вещественное богатство бедным для того, чтобы помочь братьям по вере.

Совет

Чем они могли помочь своим братьям, живя среди суеты мирской, не имея Святого Духа? Цель нашей жизни – стяжать Святого Духа. В ком пребывает Святой Дух, тому все возможно. Где-либо в лесу, пустыне, безмолвии постом и молитвой они побеждали свою плоть, а следовательно и диавола, который действует через нашу плоть.

В уединении и борьбе святые подвижники стяжали Святого Духа и были сильны, имея великое дерзновение к Богу, и своей дерзновенной молитвой они помогали своим братьям, живущим в миру. Многие из них, уже стяжавшие Святого Духа, приходили в мир, к князьям, которые угнетали народ, и испрашивали у этих князей послабления и милосердия к народу.

Они не только просили, но и требовали, так как были сильны Святым Духом, и князья слушали их и исполняли их требования во славу Божию и для своего спасения.

Святой Стефан Пермский, икона

Например, преподобный Сергий Радонежский много оказал помощи угнетаемому народу своим ходатайством перед князьями. Всем известно, что его братия, жившая после него в Троице-Сергиевой Лавре, оказала Отечеству великую помощь в Смутное время в 1612 году своими молитвами, своим мужеством, пожертвованием и воззваниями к народу на борьбу с поляками.

Наш с вами, дорогие мои, земляк Святой Стефан Великопермский много потерпел от язычников, но они, видя его незлобие, кротость и большое терпение, раскаивались в своих заблуждениях и обращались к православной вере.

А святой Серафим Саровский, сильный Святым Духом, сколько оказал помощи страждущим, скорбящим, заблудшим – этого невозможно перечесть!

Читайте также:  Пост в среду и пятницу. сплошные седмицы

Молитва ко всем святым в земле Русской просиявших

Святой преподобный Серафим Саровский, икона

О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставлъшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение.

Величаем ваша великия подвиги, духовнии воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии.

Обратите внимание

Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии.

Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.

Материал подготовил: Голоушкин Вадим
Использованы материалы с сайтов: Pravoslavie.ru, www.sedmitza.ru, и других открытых источников.

Источник: http://luka.rpcb.ru/sobor-vsex-svyatyx/

Собор русских святых

Празднование Собора всех святых, в земле Русской просиявших, совершается в Русской Православной Церкви во второе воскресенье после Пятидесятницы. В 2015 году этот праздник попадает на 14 июня по новому стилю.

История установления праздника

В Православной Церкви существует ряд праздников, получивших название Собора святых. В эти дни прославляются угодники Божии, являющиеся покровителями одной страны, города или те святые, которые вместе пострадали за Христа и приняли мученическую кончину. Некоторые дни Соборов святых являются непереходящими и празднуются в какой-то определенный день.

Однако ряд Соборов святых отмечается в зависимости от Пасхи и поэтому считаются переходящими праздниками.Люди, далекие от Церкви, нередко выражают удивление, что христиане молятся святым и усматривают в этом даже нарушение заповеди о поклонении одному лишь Богу.

Однако для верующего человека в этом нет никакого противоречия, поскольку поклонение святым основано на понимании того, как высоко поставлен Богом человек. Возможность для каждого единения с Богом говорит о том, как безгранично любит Творец Свое создание.

Призывая к поклонению святым, Церковь учит нас почитать их как сосуды Божии, поскольку они достигли во время своей земной жизни особой близости к Господу.

Для каждого верующего христианина очень важно молитвенно обращаться к святым, поскольку они, являясь людьми, прошли трудный путь ко спасению, и им известны все сложности, встречающиеся на пути каждого человека, стремящегося к Царствию Небесному. Именно поэтому они являются скорыми помощниками и ходатаями перед Богом за всех, обращающихся к ним с верой и надеждой.

Для нас очень важно почитание святых и по той причине, что они являются образцом для подражания, к которому каждый верующий призван стремиться.История установления праздника Собора русских святых восходит ко второй половине XVI века.

Важно

Хотя в то время в России еще не существовало патриаршества и канонический статус Русской Православной Церкви не был урегулирован, однако число русских святых было настолько велико, что возникла необходимость установить специальный день памяти для этих угодников Божиих. По инициативе митрополита Макария начали праздновать Собор русских святых, но во время церковных реформ патриарха Никона этот праздник упразднили и лишь после Поместного собора 1917-1918 годов он был восстановлен. Именно в это время была создана служба праздника, которая используется и в настоящее время.

Иконография праздника

Иконография любого праздника Собора святых имеет весьма сложную композицию и отличается от обычного образа большим количеством фигур, поскольку включает в себя множество изображений угодников Божиих и нередко даже некоторые события из их жизни.

Одним из авторов службы русским святых был святитель Афанасий Сахаров, и ему также принадлежала идея композиции праздничной иконы, которую воплотила монахиня Иулиания (Соколова), являющаяся одним из самых известных русских иконописцев XX века.

Центром образа является белый храм, в центре которого изображается икона Пресвятой Троицы Андрея Рублева. Церковь окружена большим количеством святых, в числе которых видны иноки, святители, юродивые и простые миряне, а также дети.

По идее святителя Афанасия, композиция иконы является круговой, указывая на то, что вся Русская земля освящена христианской верой. В нижней части образа пишутся киевские святые, подвизавшиеся в пещерах Киевской Успенской лавры.

Это напоминает молящимся о том, что свет Христовой веры просиял вначале в Киевской Руси. Кроме того, в композицию включены три иконы Пресвятой Богородицы, имевшие особое значение в русской истории: икона «Знамение», Казанский и Владимирский образы.

Тропарь, глас 4:

Иерусалима Вышняго гражданы,/ от земли нашея возсиявшия/ и Богу во всяцем чину/ и всяким подвигом угодившия,/ приидите, воспоим, вернии:/ о всеблаженнии земли Российския заступницы,/ молитеся ко Господу,/ да помилует сию от гнева Своего,/ исцеляя сокрушение ея,/ и верныя люди Своя утешит.

Кондак, глас 6:

Предстателие страны нашей неусыпныя,/ ходатаи о нас ко Творцу непрестаннии,/ не презрите молений наших,/ но, предваряюще на помощь, яко сродницы наши,/ ускорите на молитву/ и потщитеся на умоление,/ предстательствующе присно о чтущих вас.

Величание:

Совет

Ублажаем вас, / чудотворцы наши славнии,/ землю Русскую добродетельми вашими озарившии / и образ спасения нам / светоявленно показавшии.

Молитва:

О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставлъшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовнии воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/prazdniki/663-sobor-russkikh-svyatykh

Праздник всех святых, в земле Российской просиявших :: Издательство Русская Идея

28.05/10.06 (в 2018 г.). — Вторая неделя по Пятидесятнице. Праздник всех святых, в земле Российской просиявших

День Всех Святых, в земле Российской просиявших

В первую Неделю по Пятидесятнице Православная Церковь вспоминает Всех своих Святых, но во вторую Неделю отдельным праздником вспоминает всех Святых России, наших Святых, которые нам ближе всех.

Это один из примеров того, что национальный патриотизм в Православии не отменяется более высокой ценностью, как любят нам твердить либералы, а остается несомненной и важной ступенькой в иерархии ценностей, которая нуждается в уважении и защите.

День «Всех святых, в земле Российской просиявших» празднуется в первое воскресенье Петрова поста.

«В 1917 г. Великий Церковный Московский Собор восстановил праздник Всех святых, в земле Российстей просиявших. Установление этого праздника на роковой исторической грани между концом Святой Руси и началом богоборческого Советского Государства, в период пленения народа Русского слугами сатаны, – имело глубочайший религиозный и национальный смысл.

Перед страшной опасностью духовной смерти Русского народа, Православная Церковь установлением этого праздника обратила внимание всех истинно православных русских людей на единственную непреоборимую вечную защиту нашу, безценную сокровищницу Русского Православия – Собор всех его святых!

Этот итог духовных сил нашего исторического прошлого со дня Крещения Руси до революции 1917 года – Православная Церковь поставила на своих хоругвях борьбы с сатанинским злом, как залог будущего непременного возрождения России.

Окаянная смута, в которую Богом попущено было впасть нашей великой Родине, была одновременно и наказанием за все ее грехи, и испытанием всех ее духовных сил, и целебным очищением страстными муками, кровию и слезами омывающими лик народный от искажения образа и подобия Божьяго…

В этот день (во вторую неделю по Пятидесятнице) Православная Церковь неотступно обращается ко всем русским святым и молит их о помощи русскому народу. И святые – помогают! Таинственно и чудно помогают они совершенно необычным путем: они как бы снова идут на мученичество к нам, на землю!..»

Обратите внимание

Помогают нам и Новомученики ХХ века. «Многие из этих последних уже широко известны всему христианскому міру, но иные никому, кроме Бога, не известны, ибо совершали свои подвиги невидимо для міра…

Россия, обильно политая кровью и слезами невинно замученных в безчисленных концлагерях, рассеянных на безпредельных пространствах, – омывает все свои грехи и таинственно-чудно становится постепенно снова Святой Русью!..

И когда-нибудь христиане всего міра будут паломничать в освобожденную Россию и называть ее святой землей мук и крови!..»

В иконе Всех Святых, в земле Российской просиявших, «мы имеем как бы Время, вмещенное в Пространство; множественность святых ликов – превращенную в единство образа самой сущности Русского Православия… – дивную гармонию Соборной Целостности».

(Проф. И.М. Андреев. Джорданвиль, 1948)

+ + +

Один из светильников Сербской Церкви архим. Юстин (Попович) в статье «О рае русской души», написанной до Второй міровой войны, отмечал:

«У русской души есть свой рай и свой ад. Нигде нет ада более страшного, и нигде нет рая более дивного, чем в русской душе… Русская душа – самое драматическое поприще, на котором безпощадно борются ангелы и дьяволы.

За русскую душу ревниво бьются міры, бьются вечности, бьются Сам Бог и сам сатана. …Рай русской души представляют и составляют богоносцы и христоносцы земли русской, русские святые: от святого Владиміра до Патриарха Тихона исповедника.

Огромен, чудесен, безконечен рай русской души, ибо огромна, ибо чудесна, ибо безконечна святость славных святых русской земли».

Архимандрит Юстин (Попович)

Тропарь, глас 8-й

Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Кондак, глас 3-й

Днесь лик святых в земли нашей Богу угодивших предстоит в Церкви и невидимо за ны молится Богу; Ангели с ним славословят, и вси святии Церкви Христовой ему спразднуют: о нас бо молят вси купно Превечнаго Бога.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/26060610Оставить свой комментарий

Источник: https://rusidea.org/26060610

Ссылка на основную публикацию