Сретение Господне
Сретение Господне — это двунадесятый непереходящий праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля (2 февраля по старому стилю) и установлен в память принесения во храм Христа Спасителя в 40-й день по рождении для совершения установленной жертвы. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…».
Церковно-славянское слово «сретение» можно перевести на русский язык словом «встреча». Встреча Ветхого Завета с Новым, встреча Симеона Богоприимца и Анны пророчицы с Господом Исусом Христом. Слово «сретение» наиболее полно передает смысл этого события, ведь оно означает не просто встречу, а встречу меньшего с большим, человека с Богом.
Содержание
Подробности события Сретения Господня верующие узнают из Евангелия от Луки. По ветхозаветному закону Моисеову первенца, т.е. старшего сына, посвящали Богу.
Это было напоминанием о том, как в ночь перед выходом евреев из Египта Ангел Господень убил всех первенцев египетских, детей и животных, оставив невредимыми еврейские дома, в которых косяк был помазан жертвенной кровью.
Во времена рождения Господа было принято за первенца вносить в храм Иерусалимский символический выкуп. Также и женщине, родившей сына, положено было 40 дней очищения, после чего она должна была принести жертву — однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. Если семья была бедной, то в храм приносили пару голубей (Лев. 12:6-8).
По преданию, после Рожества Христова святое семейство жило в Вифлееме, в доме их родственницы Саломии. В 40-й день Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица с Младенцем Христом направились в Иерусалим, чтобы исполнить повеления Закона.
В храме их встретил старец Симеон, который ждал этой встречи долгие годы своей праведной и благочестивой жизни.
По преданию, он был одним из 72 еврейских толковников, переводивших Священное писание на греческий язык при царе Птолемее II Филадельфе (285 — 247 до Р. Х.
) Когда Симеон переводил слова пророка Исаии «Се Девая во чреве приимет родит Сына…», он решил, что это ошибка, и хотел написать «молодая женщина». В тот же миг явился Ангел Господень и удержал его руку. Симеону было обещано, что он не умрет, пока не дождется исполнения пророчества Исаии.
И вот наступило сретение, встреча Ветхого и Нового Заветов: Симеон взял на руки Господа, 40-дневного младенца. С радостью старец воскликнул:
Эта молитва читается теперь за каждой православной службой в конце Вечерни.
После вдохновенных слов, обращенных к Господу, Симеон приветствовал Богородицу и Иосифа. Затем, обратившись к Богородице, старец сказал:
Таким образом, праздник Сретения Господня напоминает нам и о наступающем вскоре Великом посте и Страстной седмице — времени воспоминания крестных страданий и смерти Господа. Именно тогда исполнились пророческие слова Симеона, ведь Пресвятая Богородица душой страдала вместе со своим Сыном.
Узнала Господа и Анна пророчица — вдова 84 лет, которая жила при храме и служила Богу постом и молитвой день и ночь, как говорит о ней евангелист Лука. Анна пророчествовала о Христе и говорила о нем всем людям, с верой и надеждой ожидавшим Его пришествия.
Вероятно, поклонение волхвов, которое вспоминается в праздник Рожества Христова, произошло после событий Сретения Господня. Ведь после этого святое семейство бежало в Египет… Только после смерти Ирода они вернулись в Галилею, в город Назарет.
Симеон Богоприимец умер, по преданию, на 360 году своей жизни. Он не боялся смерти, ведь обетование, данное ему и всем людям, исполнилось. Симеон держал на руках Мессию! И шел теперь рассказать всем праведникам Ветхого Завета, что Господь воплотился, пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха и смерти.
Ветхозаветный обычай 40-дневного очищения после рождения ребенка сохраняется и в Православии. Обычно в 40-й день или позднее мать с ребенком приходит в храм.
Женщине вычитываются молитвы «сорокового дня», после чего она уже может прикасаться к святыне и молиться в храме (до этого ей положено стоять в притворе). Младенца священник также вносит в храм, мальчика заносит и в Алтарь.
Этот чин может совершаться и ранее, в день крещения, если оно совершается ранее 40-го дня.
Праздник Сретения Господня — один из самых древних. Уже в IV веке он торжественно совершался в Иерусалимской Церкви, завершая 40-дневную праздничную череду от Богоявления, называемого также Эпифания. Об этом упоминает Этерия, паломница из современной Европы, совершившая путешествие на Святую Землю в конце IV века:
Затем праздник распространился во всех поместных Церквях, его стали совершать в Константинополе и Риме. Но, несмотря на свое древнее происхождение, он не относился к числу торжественных и великих. К двунадесятым праздникам его причислили в 544 году.
В VI веке, в правление императора Юстиниана (527–565), Византию постигло много бедствий. Сначала произошло землетрясение в Антиохии, сопровождавшееся многочисленными жертвами. Потом появилась моровая язва — эпидемия оспы, занесенной из Африки.
Предание говорит, что в тяжелые дни, когда весь народ переживал страшные беды и болезни, благочестивому христианину было видение: праздник Сретения Господня надо совершать более торжественно.
В этот день была совершена торжественная служба со всенощным бдением и крестным ходом.
О празднике Сретения Господня встречаются упоминания в проповедях священномученика Мефодия Патарского (ок.
260 — 312), святителя Кирилла Иерусалимского (315 — 386), святителя Григория Богослова (329 — 389), святителя Амфилохия Иконийского (около 340 — после 394), святителя Григория Нисского (ок. 335 — 394), святителя Иоанна Златоуста (ок. 347 — 407).
Сретение Господне — необычный праздник. Он одновременно Господский и Богородичный. Читая тропарь празднику, верующие обращаются к Пресвятой Богородице:
Тропарь празднику. Русский текст
В кондаке мы обращаемся к Господу:
Кондак празднику. Русский текст
Также и величание празднику, обращенное к Господу Исусу Христу, прославляет одновременно Богородицу:
Величaемъ тS, живодaвче хе7, и3 чтeм8 пречcтую м™рь твою2. є3ю1же по зак0ну нhнэ принесeсz в8 цRковь гDню.
Праздничные стихеры написаны известными церковными гимнографами — Анатолием, патриархом Константинаграда (V век); Андреем Критским (VII век); Космой Маиумским, Иоанном Дамаскиным, патриархом Константинопольским Германом (VIII век); Иосифом Студитом (IX век) и многими другими. Они не просто рассказывают нам о событиях праздника, но и объясняют их значение.
Стихеры на вечерни, написанные патриархом Германом, говорят о том, что Младенец, которого держит на руках старец, — Бог, принявший плоть для спасения людей:
Гlи, симеHне, кого2 носS на рукu2 в8 цRкви рaдуешисz; комY зовeши и3 вопіeши, нн7э свободи1хъсz, ви1дэхъ бо сп7са моегw2; сeй є4сть t дв7ы рождeисz. сeй є4сть t бGа бGъ сл0во, воплоти1выисz нaсъ рaди, и3 спасhи чlка. томY поклони1мсz.
«Вeтхіи дeньми мLньствовавъ пл0тію…», — поют верующие слова церковных песнопений и удивляются смирению Божию. Господа, давшего людям Закон, Богородица приносит в храм Божий, чтобы исполнить установленное: «…по зак0ну зак0ну творeцъ, законъ и3сполнsz, в8 цRквь прин0ситсz…».
Вот стихера Андрея Критского объясняет нам, что́ означают два молодых голубя, принесенных в жертву в день Сретения Господня: «…ћкw супрu1гъ г0рличища несквeрную цRковь, и3 t kзhкъ н0выz лю1ди. голуби1нна же двA птенцA, ћкw начaлнику вeтхому же и3 н0вому…»
Праздничный канон, написанный Космой Маиумским, имеет краегранесие: «Христа радостно старец объемлет». Это основная идея канона. В греческом оригинальном тексте первые буквы каждого стиха складывались в эту фразу.
Каждый стих канона не просто рассказывает какую-либо деталь праздничного события, но и объясняет его значение, символ. При этом вспоминаются и пророчества, например, Исаии, которому серафим подал горящий уголь, чтобы очистить уста.
Nчищaетсz и3сaіz t серафи1ма ќгль пріeмъ. стaрецъ вопіzaше б9іи м™ри, ты2 ћкw клещaми, рукaма просвэщaеши мS. подaвши ми2 є3г0же н0сиши, свёта невечeрнz, (т.е. негаснущего) и3 ми1ромъ њбладaюща (т.е. владычествующего).
Как правило, девятая песнь праздничного канона имеет припев — краткое хвалебное обращение ко Христу или Богородице, в зависимости от праздника. Хор повторяет его перед каждым стихом.
Канон Сретению и в этом отличается от прочих: он имеет не один припев для всех стихов, а 14 разных! Это позволяет молящимся глубже понять и прочувствовать события двухтысячелетней давности. «…БGон0се симеHне, пріи3ди2 подъи3ми2 хrтA, є3г0же роди2 дв7а чтcаz мRjz.
Nбьeмлетъ рукaма стaрецъ симеHнъ, содётелz зак0ну, и3 вLку всsческихъ. Не стaрецъ менE держи1тъ, но ѓзъ держю2 є3го2. т0й бо t менE tпущeніz пр0ситъ. …»
———————–
Библиотека Русской веры
Канон Сретению Господню →
Читать онлайн
————-
В паремиях: в 1-й паремии (из книг «Исход» и «Левит») напоминается ветхозаветный закон посвящать Богу первенцев; во 2-й паремии (Исаии I, 1-12) описывается видение пр.
Исаии, который узрел Бога Саваофа, седящего на Престоле и окруженного Ангелами; в Третьей паремии (Исаии XIX, 1, 3-5, 12, 16, 19-21) содержится пророчество о бегстве в Египет, о падении пред Господом идолов египетских и обращении египтян к Богу. События, предсказанные в этом пророчестве, не описаны в Евангелии.
Древнее предание повествует, что во время пребывания Спасителя в Египте, в г. Илиополе, языческие боги этого города пали перед Исусом Христом и разбились в прах.
В Апостоле (Евр. VII, 7-17) говорится о превосходстве первосвященничества Христа и жертв Им принесенных перед ветхозаветными жертвами и об отмене Ветхого Завета с пришествием Спасителя. В Евангелии (Лк II, 23-40) повествуется о внесении Христа младенца в храм.
Таким образом, люди, молящиеся не только за Литургией, но приходящие и за вечернюю службу, имеют возможность узнать не только описание, историю события праздника, но понять его смысл и значение для каждого человека.
Сретение Господне, пожалуй, единственный праздник, который по-разному празднуется старообрядцами и новообрядцами. Дело в том, что иногда Сретение совпадает с первым днем Великого поста.
В древних богослужебных Уставах, по которым до сих пор совершается богослужение у старообрядцев, такой случай предусмотрен. Праздничная служба совмещается с «постной». А новообрядцы в таком случае переносят праздник на один день раньше, на Прощеное воскресенье.
В старообрядческой периодике начала XX века это описано весьма подробно.
Другое отличие состоит в том, что новообрядцы в XVII веке заимствовали у католиков обычай освящать церковные свечи на праздник Сретения Господня. Этот чин содержится в потребнике митрополита Петра Могилы, он переписан из римского требника.
Дело в том, что на Западе этот праздник называется «Светлой обедней», во время мессы все держат в руках зажженные свечи. Вероятно, этот обычай происходит из древней Иерусалимской Церкви, где в середине V века совершался крестный ход и во время Литургии молящиеся держали в руках горящие свечи.
В Византии такого обычая уже не было, поэтому со времен Крещения Руси наши предки молились «со свечами» только во время полиелеоса.
И в настоящее время в старообрядческой Церкви накануне двунадесятых праздников, в середине вечерней службы, при пении величания (полиелеоса) молящиеся берут в руки горящие свечи и держат их почти до самого окончания вечернего богослужения.
Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. Очень часто крестьяне, в особенности неграмотные, даже не знали, какое событие вспоминает в этот день Церковь, а само название праздника — «Сретение» — объяснялось таким образом, что в этот день зима встречается с летом, т. е.
начинают ослабевать морозы и в воздухе чувствуется приближение весны. Приписывая Сретению лишь значение календарного рубежа, крестьяне соединяли с этим днем множество земледельческих примет: «На Сретеньев день снежок — весною дожжок», — говорили они, гадая о будущих дождях.
Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, пришедши от заутрени, «трясут деревья руками, чтобы были с плодами». Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны и прочее.
По погоде этого дня судили также об урожае трав, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т. е. травы будут дороги. Наконец, в Сретеньев день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы были носки.
Что касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их на всем пространстве Великороссии почти не существовало, лишь кое-где (например, в Вологодской губернии) крестьяне обходили свои дома с иконою Сретения Господня или Спаса, причем, когда икону приносили в дом обратно, то вся семья, с домохозяином во главе, падала ниц с возгласом: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас».
Один из самых древних и необычных по художественному замыслу образ Сретения Господня, датирующийся 432–440 гг., находим в мозаиках римской базилики Санта Мария Маджоре. Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения праздника Сретения еще только формируется.
Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема, на которой изображаются Богородица, Симеон, Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола. Богомладенец может изображаться как на руках Богородицы, так и на руках Симеона.
Среди русских иконописных памятников Сретения одной из самых древних является фреска церкви Спаса на Нередице, XII в.
Иконописцы не случайно вводят в композицию престол с киворием. Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона.
После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон.
На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках Иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами.
Праздник Сретения Господня известен нашим предкам со времени принятия христианства. По неизвестной причине храмов, посвященных этому празднику, было совсем немного.
Из древних, дораскольных, сохранилась трапезная Сретенская церковь Антониева монастыря в Великом Новгороде. Он был построен в 1533-36 гг., первоначально не имел алтарного выступа. Верхняя часть фасадов имела традиционные для Новгорода вкладные кресты.
Храм перестраивался в XVIII–XIX вв. Это один из первых бесстолпных новгородских храмов.
В настоящее время только одна старообрядческая церковь освящена во имя Сретения Господня — в селе Черкесская Слава Тульчинского уезда (Румыния). Поздравляем прихожан с престольным праздником!
Источник: http://ruvera.ru/sretenie
Сретение Господне 2019: история, значение и народные приметы – МК
Славянское слово «сретение» означает «встреча»
15.02.2019 в 11:47, просмотров: 135103
Сегодня, 15 февраля, или 2 февраля по юлианскому календарю, православные христиане отмечают Сретение Господне, один из основных религиозных праздников в году. В этот день верующие вспоминают принесение в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества Христова.
Сегодня, 15 февраля, или 2 февраля по юлианскому календарю, православные христиане отмечают Сретение Господне, один из основных религиозных праздников в году. В этот день верующие вспоминают принесение в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества Христова.
Сретение Господне в православной традиции входит в число двунадесятых праздников — двенадцати важнейших праздников после Пасхи. Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча».
Согласно евангельскому повествованию, на сороковой день после рождения Иисуса Христа Мария вместе с Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалимский храм и принесла с собой своего сына.
Сретение для христиан воплощает встреча человечества в лице старца Симеона с Богом.
Праведный Симеон Богоприимец — житель Иерусалима, упоминаемый в Евангелии от Луки.
По преданию, он переводил книгу пророка Исаии и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», и посчитал, что исправит явную описку, изменив слово «Дева» на слово «Жена», но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества. Как утверждают религиозные источники, старец Симеон жил около трех столетий, а в день, который впоследствии стал отмечаться как Сретение, по внушению Духа Святого пришел в храм.
Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима в IV веке и изначально воспринимался как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления, а не как самостоятельный праздник. Впоследствии его значение, особенно в православии, значительно выросло.
У славянских народов Сретенье считалось днём, когда «зима встречается с весной», и было связано со множеством примет.
В частности, предполагалось, звёздное небо говорит о позднем наступлении весны, капель предвещает урожай на пшеницу, а метель, напротив, может означать грядущий неурожай.
Также славяне считали, что чем раньше на Сретение пойдет снег, тем раньше уродятся хлеба, а если в этот день петух напьётся воды, то весна будет ранняя и теплая.
Католики отмечают Сретение 2 февраля по григорианскому календарю, и у них оно имеет статус праздника, более низкий по сравнению с «торжеством». Также в католической традиции его называют «Очищение Марии» и «день свечей», так как в этот день освящают свечи.
Читайте материал «Крещенский сочельник: традиции и запреты в канун праздника»
Источник: https://www.mk.ru/social/2019/02/15/sretenie-gospodne-2019-istoriya-znachenie-i-narodnye-primety.html
Сретение Господне: великий двунадесятый праздник
Есть церковные праздники, названия которых известны всем: и людям, посещающим церковь, и далёким от неё.
Рождество, Пасха, Крещение и другие праздники входят в жизнь и быт современных людей, иногда не в полной мере знающих, что стоит за каждым из этих торжественных названий.
Одним из таких праздников является Сретение Господне. И как во все свои праздники, Церковь вкладывает в него свой особый великий смысл.
Сретение — неподвижный великий праздник
Годовой круг состоит из богослужений на каждый день года и включает все праздники, самым великим из которых является Воскресение Христово или Пасха. Двенадцать великих праздников, посвящённых Христу и Божьей Матери, называются двунадесятыми. В свою очередь, некоторые из них празднуются каждый год в один и тот же день, например, Рождество Христово.
Так и Обрезание Господне, которое хотя и не относится к двунадесятым праздникам, но отмечается каждый год 14 января. Такие праздники называют неподвижными.
Празднование некоторых других событий переносится на разные даты. Таковы Пасха и все великие праздники, от неё зависящие: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и т. д.
И поскольку дата их празднования в каждом году различна — они носят название переходящих праздников.
Сретение Господне: что это за праздник и в чём его суть? Это религиозный двунадесятый неподвижный праздник, т. к. он всегда отмечается через 40 дней по прошествии Рождества Христова.
Этимология слова «Сретение»: перевод с церковнославянского буквально означает «встреча». Ударение при произнесении этого слова падает на первый слог.
Сретение празднуется от 1 до 7 дней: предпразднование 14 февраля, на дату с 16 по 22 февраля может приходиться попразднество и последующее отдание праздника.
Немного истории
История праздника Сретение Господне уходит к ветхозаветному обычаю приносить новорожденных младенцев на сороковой день их жизни в храм. При этом родители этого младенца обязаны были принести благодарственную жертву.
Этот обряд совершила и Пресвятая Дева Мария. В качестве ветхозаветной жертвы были принесены два птенца голубя. По обычаям того времени только бедным людям было позволено приносить такую малую жертву.
В храме Младенца Иисуса Христа встретил праведный старец Симеон, много лет ожидавший пришествия Мессии.
По преданию, Старцу Симеону на момент этой долгожданной встречи с Младенцем было более трёхсот лет, но за его праведную жизнь ему было Богом обещано увидеть своими глазами пришествие Спасителя.
И вскоре после этой свершившейся встречи старец перешёл в иной мир. В этом празднике старец Симеон олицетворяет ветхозаветное человечество, которому была обещана встреча со Спасителем мира.
Поэтому само название праздника в воспоминание об этом событии — Сретение или Встреча.
Когда Симеон принял от Девы Марии Младенца, он произнес слова, вошедшие в историю христианства как «Песнь Симеона Богоприимца»:
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».
Икона Сретения Господня
Икона Сретения Господня изображает равными по значимости и Младенца Христа, и Богородицу. Образ Спасителя мира, сидящий на руках Праведного Симеона, отображает преемственность Ветхого закона закону Новому.
И Богородица, передающая Своего Сына в услужение миру по воле Господа, очень ярко передаёт двойственный смысл этого праздника.
Это и радость Сретения, обещанного Господом через ветхозаветных пророков, но и последующая неизбежная великая скорбь.
Иконография Сретения имеет два варианта, отличающихся композиционно. Вариант симметричной композиции: в центре Богородица с Младенцем Иисусом и праведный Симеон. Несимметричный вариант изображает прошествие к храму участников Сретения — Божией Матери, пророчицы Анны и Иосифа Обручника.
В чём смысл празднования
Что может означать Сретение для христиан? Сообщение, которое несёт в себе этот праздник, состоит в разделении старого и нового понимания мира.
Границу между Ветхим Заветом и жизнью по Новому Завету пролагает Сретение. Текст службы этого дня прославляет равно и Иисуса Христа, и Его Святую Матерь. И в этом особенность богослужения этого праздника.
Этому поистине великому событию в жизни христианской церкви посвящено множество произведений искусства как церковных, так и светских. Не один доклад был подготовлен в честь этого события. А церковь Сретения Господня в наши дни можно найти практически в любой епархии России.
Особенности богослужения в этот день
Праздничное богослужение на Сретение очень символично и имеет глубокий смысл. Божественная литургия начинается в восемь часов утра. Священнослужители одевают облачения голубого или белого цвета.
Белыми они могут быть в честь Господа как на празднике, посвящённом Ему, а голубыми — как в Богородничные праздники. Во время праздничной службы освящаются свечи, которые потом раздают прихожанам. Их хранили и берегли в течение всего последующего года.
Издревле люди верили, что сретенские свечи хранят дом в сохранности и домочадцев в здравии.
И как радостно звучит тропарь праздника:
«Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ из Тебя бо возсия Солнце Правды — Христос, Бог наш,/просвящаяй сущия во тьме./ Веселися и ты, старче праведный,/ приемый во объятия Свободителя душ наших, /дарующаго нам Воскресение».
В песне 9 канона св. Косьмы Маимумского православные с надеждой и любовью прославляют Богородицу:
«Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.
Богородице Дево, миру благая помощнице, покрый и соблюди от всякия нужды и печали».
На Сретение читают три паремии — отрывки из Библии (часто из Ветхого Завета), которые раскрывают главную тему отмечаемого события.
Первая паремия повествует об установлении Ветхого Завета посвящать Богу первенцев. Вторая говорит о видении, которое было открыто пророку Исаии. В этом видении Исаия встретился с Самим Господом, который в окружении ангелов призвал его к пророческому служению. Третья паремия — это также рассказ из книги Исаии, в котором повествуется о бегстве Святого Семейства в земли Египта.
Сретение на Руси
Если посмотреть на календарь и отсчитать сорок дней от 7 января — Рождества Христова, то получится, что последним зимним праздником является Сретение Господне. Дата этого праздника всегда отмечена в календаре — 15 февраля, а это значит, что до конца зимы всего две недели. И конечно, это время традиционно связывали с проводами зимы и с наступающей весной.
Если праздник приходится на Великий пост, то отмечается он весьма скромно — день постный. Но часто его празднование совпадает с традиционными проводами зимы — Масленицей: неделей, которая предшествует Великому посту.
Употребление мяса уже не благословляется, но разрешены яйца, молоко, творог.
В России в течение масленичной недели было принято приглашать гостей, самим ходить в гости, печь блины, гулять и веселиться, с тем, чтобы отгуляв на Масленице, благоговейно войти в Великой пост.
Обычаи и традиции на Сретение
Существуют определённые обычаи празднования этого дня. Самая суть правильной жизни в этот день состоит в величании того значимого события, память о котором празднуется Церковью. Вот некоторые из традиций этого праздника:
- Очень желательно быть на богослужении в этот день, поисповедоваться и причастится. В этом случае необходимо прийти в церковь на ссенощное бдение — вечернее богослужение, накануне Сретения.
- Есть обычай крестить в этот день младенцев.
- В случае, если нет возможности посетить храм в этот день, необходимо прочесть дома тропарь и кондак Сретению Господню.
- Принято проявлять особенную заботу о близких людях.
- Сретение принято встречать в чистом, прибранном доме, но все домашние работы необходимо завершить до 15 февраля: в этот день работать запрещено.
- Крестьяне верили, что если на Сретение обильно покормить кур, то весь год будет хороший приплод и много яиц.
- Хлеб, блины, пироги на Сретение традиционно выпекаются круглыми, как прославление солнца.
Что запрещено делать
Традиция рекомендует воздерживаться от некоторых мероприятий и начинаний в этот божественный день. Существуют, например, такие ограничения:
- На Сретение не начинают путешествий: поездка будет неудачной.
- Не стоит в этот день ходить в баню. Это связано с необходимостью наколоть дрова, набрать воды и т. д. , что как раз и есть работа.
- В этот праздник нельзя ругаться, ссориться, обижаться.
- Плохое настроение в этот день также дурная примета.
- Запрещена всякая работа, в том числе рукоделие и шитьё.
- Запрещено употребление алкоголя т. к. алкоголь затуманивает разум и отвлекает человека от значимого смысла этого праздника.
Народные приметы
Русь всегда была очень наблюдательна. По тому, какая погода в этот праздник, крестьяне думали о предстоящих весне и лете, а также об урожае. Например, есть такие приметы:
- Какая погода на Сретение, такая и весна: если оттепель, то весна придёт рано и будет тёплой.
- Если похолодание, то весна будет холодной и наступит нескоро.
- Если снег выпал или метель метёт — к дождливой, холодной и поздней весне.
Сретенская вода
Эту воду ценили наравне с крещенской водой и употребляли с верой и благоговением. Сретенская вода широко применялась:
- при лечении недугов;
- для снятия порчи и «дурного глаза»;
- при кроплении помещений;
- также ею окропляли воинов перед боем.
Сретенскую воду на Руси собирали с тающих сосулек, а в наши дни в этот день воду освящают в церкви и верующие забирают её домой после церковной службы.
Источник: https://1001molitva.ru/prazdniki/sretenie-gospodne-velikij-dvunadesyatyj.html
15 ФЕВРАЛЯ ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Запись входит в топ 500 рейтинга
В этот праздник Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22–40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм – центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев.
12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву.
Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.
В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон (сведения о нем помещены в день памяти – 3 февраля). Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд.
Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29–32).
Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова (память 3 февраля), «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь.
И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 37–38). До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия.
Последние праведники уходящего Ветхого Завета праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.
Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский († 312), Кирилл Иерусалимский († 386), Григорий Богослов († 389), Амфилохий Иконийский († 394), Григорий Нисский († 400), Иоанн Златоуст († 407).
Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527–565), Антиохию постигло бедствие – землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое.
В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились.
В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.
Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке – святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке – святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IХ веке – святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.
С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», которую необходимо отличать от иконы »Семистрельная» (13 августа).
Икона «Симеоново проречение» символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35).
#inelisaveta #mon_sofia #православие
Источник: https://mon-sofia.livejournal.com/4197319.html
15 февраля 2019 – Сретение Господне – Православный журнал “Фома”
Есть христианские праздники, о которых знают буквально все. И могут в двух словах описать, что же, собственно, отмечают верующие. Рождество — Христос родился. Пасха — Христос воскрес.
А что такое Сретение Господне? Что вообще значит это непривычное современному человеку слово — «сретение»? Предлагаем вам познакомиться с хронологией событий Сретения и посмотреть, какой след этот день новозаветной истории оставил в мировой культуре.
Что значит слово «Сретение»?
Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. А что это такое?»
Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Правславной Церкви он отмечается 15 февраля.
В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча». День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку.
Пьетро Каваллини . «Цикл мозаик с шестью сценами из жизни Марии в церкви Санта Мария в Трастевере в Риме, Сретение»
Очистительная жертва от Пречистой Девы
15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.
У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.
Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все восемьдесят).
Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка.
Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».
Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.
И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия.
Встреча в Иерусалимском Храме
После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание».
Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).
По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285—247 до н. э.).
В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина).
Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем.
Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).
И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.
Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши».
«Тебе Самой оружие пройдет душу»
Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35).
Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына.
Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец».
Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.
Анна-пророчица
В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 – 38).
Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.
Смысл праздника Сретения
Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.
Сретение — это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем.
После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем! Праведный старец прожил долгую жизнь — по преданию, ему было больше трехсот лет.
Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, — сто двадцать лет.
Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло.
Что ты можешь сказать?» И она ответила: «За что на меня прогневался Господь? Почему Он меня не забирает?» Так и Симеон ждал избавления от бремени долгой жизни. И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался.
«Ныне отпущаеши раба Твоего» — говорит Симеон. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло. Настает время блаженства!
Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования.
Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем!
Песнь Симеона Богоприимца
Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.
Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают или поют в конце вечерни. Также они произносятся в Благодарственных молитвах по Святому Причащению.
Источник: https://foma.ru/15-fevralya-2013-sretenie-gospodne.html
Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника
СодержаниеЧто такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника Сретение Господне: встреча человека с БогомСретение Господне — что это за праздникЧто такое Сретение Господне
15 февраля все православные отметят Сретение Господне. Это один из двенадцати двунадесятых, то есть самых значительных праздников православного года. В этот день православная церковь отмечает важное событие, рассказывающее о земной жизни Иисуса Христа. Но в чем важность этого события – не всем и не сразу понятно.
Этот праздник отсылает нас к евангельскому рассказу о том, как младенец Иисус на сороковой день после своего рождения был принесен родителями в Иерусалимский храм, как того требовал ветхозаветный закон.
Принесен для того, чтобы в воспоминание об освобождении народа божьего из египетского рабства быть выкупленным подобно всем первенцам израильским. Чтобы милость Бога была на нем и на доме его».
На иконе «Сретение Господне» Святой Иосиф несет белых голубков. Это и есть жертва Богу.
На ступенях храма святому семейству встретился праведный старец Симеон. И вот, по внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда младенца Иисуса.
Он тут же узнал будущего Спасителя, взял на руки младенца (поэтому он и называется Симеон Богоприимец). Вторым участником встречи была праведная пророчица Анна. Она всю жизнь, как и другие праведники того времени, ждала исполнения пророчества о пришествии Мессии.
Именно Симеон и Анна – свидетели перехода от эпохи Ветхого завета к эпохе Нового завета.
Сретение Господне: встреча человека с Богом
«Евангелие замечательно открывает нам именно дух встречи. Так случилось, что в этот день встретились Ветхий и Новый Заветы, и соединились друг с другом, и как бы оттолкнулись друг от друга.
Младенец был исполнением Закона и пророчеств о пришествии Бога к своему народу, к людям, которые его ждут. Самая главная мысль праздника состоит в том, что у каждого человека происходит его собственная встреча с Богом.
Такая встреча всегда изменяет, преображает человека.
Сретение Господне — что это за праздник
В этот день Церковь вспоминает очень важное событие в жизни нашего Спасителя Иисуса Христа. Об этом можно прочесть в Евангелие от Луки:
«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм.
И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.
Тут была также Анна пророчица, дочь Фану́илова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем».
(Евангелие от Луки 2:22-40)
Что такое Сретение Господне
Сретение Господне — один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. Это не переходящий праздник — его всегда отмечают 15 февраля. Кроме того, это время, когда зима пересекается с весной и постепенно уступает ей свои права. Отсюда и многочисленные приметы на Сретение Господне, относительно которых люди строят даже долгосрочные прогнозы.
Двунадесятые праздники — это самые важные праздники для православных христиан. Все они тем или иным образом связаны с жизнью и деяниями Иисуса Христа. Некоторые праздники посвящены Деве Марии.
Большинство из данных праздников являются непреходящими, то есть не меняют дату своего празднования из года в год, как и Сретения.
Однако есть среди двунадесятых праздников и такие, чья даты меняются ежегодно.
Примечательно, что двунадесятые праздники существуют только в православии. Католики отмечают те же торжества, что и православные, но у них нет понятия двунадесятых праздников — это одно из отличий католицизма от православия.
Также весомы отличием двух вер является то, католики больше всего почитают Рождество Христово, которое считается главным праздников в году даже для неверующих в Западных странах. В православии главным праздником считается Пасха.
Источник: http://dettka.com/chto-takoe-sretenie-gospodne-i-v-chem-smysl-etogo-prazdnika/
Сретение Господне: история, традиции и смысл православного праздника
4 карточки© Александр Демьянчук/ТАСС15 февраля верующие отмечают один из главных христианских праздников
Сретение Господне входит в список 12 самых значимых — двунадесятых — праздников в году. Он относится к непереходящим, то есть всегда отмечается 15 февраля, на 40-й день после Рождества Христова. С древнецерковного языка «сърѣтение» переводится как «встреча». ТАСС рассказывает, почему этот праздник считается символической границей между Ветхим и Новым Заветами.
Почему Сретение празднуют на 40-й день после Рождества?
?
У древних иудеев была традиция: мать, у которой родился мальчик, приходила с младенцем в Иерусалимский храм через 40 дней после родов, чтобы принести очистительную жертву. Если рождалась девочка, то появиться в храме женщина могла только на 80-й день — до этого она считалась еще “нечистой”.
В жертву приносили годовалого ягненка и голубку, но если семья была бедной, то разрешалось заменить ягненка на второго голубя. Так как семья Иосифа испытывала нужду, Мария принесла в храм двух птиц.
Несмотря на то, что, согласно Писанию, Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия и его матери очищение не требовалось, Богородица проявила смирение и уважение к иудейскому обычаю и соблюла его.
На 40-й же день иудеи посвящали мальчиков-первенцев Богу. Это был Моисеев закон, который иудеи установили в память исхода евреев из Египта и освобождения от рабства.
“Сретение” означает “встреча”. Кто с кем встретился?
?
В Евангелии от Луки описывается, как после совершения обряда в храме к родителям Иисуса подошел глубокий старик по имени Симеон. Это был один из 70 ученых, который переводил Священное Писание с иврита на греческий.
По преданию, когда-то, во время работы над текстом, он принял за ошибку фразу “Се Дева во чреве приимет и родит Сына” и собрался исправить “дева”, то есть “непорочная девушка”, на “жена”, что означало “женщина”.
Но в этот момент к Симеону явился ангел и сказал, что он не умрет, пока не увидит своими глазами Младенца и не убедится в правдивости пророчества. С тех пор праведник ждал рождения мессии, тяготясь столь длинной жизнью.
Взяв на руки Иисуса, Симеон, согласно Писанию, произнес:
“Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…”
Вслед за Симеоном к родителям подошла пожилая женщина, праведная Анна, которая работала в храме. В Иерусалиме ее звали пророчицей за пламенные проповеди о Боге. Анна поклонилась Иисусу и пошла на улицу, чтобы рассказать горожанам о рождении избавителя Израиля, а Мария и Иосиф с ребенком отправились домой, в Назарет.
Какой смысл вкладывают в праздник Сретения верующие?
?
Философское значение праздника Сретения — встреча старого языческого мира и христианства, Ветхого Завета и Нового.
Верующие в этот день празднуют встречу с Богом. Смирение и радость, с которой приняли Иисуса праведные Анна и Симеон, являются для христиан примером того, как принять Бога всей душой.
Вскоре после встречи с Младенцем Симеон преставился: произошло столь желаемое им избавление от бремени земной жизни и обретение покоя.
Эта история также несет философский смысл: встреча с Богом несет освобождение и радость. Личное сретение, по мнению богословов, случается и в жизни каждого уверовавшего человека, когда он приходит впервые в храм.
Как празднуют Сретение в России?
?
Сретение стало государственным праздником в Византии в VI веке. Оттуда традиция празднования распространилась по христианскому миру. Известны сретенские проповеди Иоанна Златоуста, Григория Богослова, младшего брата Василия Великого — Григория Нисского.
В первые века в этот день славили Богоматерь, а позже — Иисуса Христа. Поэтому до сих пор во время праздничной службы священников можно увидеть и в голубом облачении (цвет, символизирующий непорочность и чистоту Девы Марии), и в белом (символ божественного света).
Есть несколько икон, посвященных Сретению: это икона Богородицы “Умягчение злых сердец” (ее еще называют “Сименово проречение”), на которой Мария изображена с семью вонзенными в сердце мечами — как символ предстоящих материнских страданий. Евангелист Лука написал, что Симеон, взяв на руки Иисуса, предрек его матери: “И Тебе Самой оружие пройдет душу”, — подразумевая, что женщина увидит крестные страдания своего ребенка. Число семь выражает чрезмерность материнских мук.
Перед этим образом верующие молятся о прекращении вражды или раздоров в семье, между супругами и родственниками, о защите от нападения во время войны.
Еще одна икона, связанная со Сретением, — Симеона Богоприимца. Святой изображен на ней с Младенцем. А на иконе Сретения Господня Симеон принимает Иисуса из рук Марии.
На Сретение в православных храмах служат праздничную литургию, иногда с крестным ходом. Свечи со сретенской службы верующие обычно забирают с собой, чтобы зажигать во время домашней молитвы.
Особо радостным и любимым праздник Сретения на Руси был еще и потому, что совпадал с окончанием жестоких холодов. В народе говорили: “Сретение — зима с летом встретились”. Поэтому последние морозы и первые оттепели называли сретенскими.
Карина Салтыкова
Источник: https://st-s.pro/sretenie-gospodne-istorija-tradicii-i-smysl-pravoslavnogo-prazdnika/