Светлое христово воскресение (пасха), пасха

Светлое Христово Воскресение – Пасха

Светлое Христово Воскресение – Пасха   

Христос Воскресе!

       8 апреля 2018 года наш приход, как и все православные христиане, встретил Светлое Христово Воскресение – Пасху. Пасха Христова, как поется в каноне Пасхи, — «сей нареченный и святой день, един суббот царь и господь, праздников праздник и торжество есть торжеств: воньже благословим Христа во веки!»

     Богослужения, посвященные Светлому Христову Воскресению, возглавил настоятель нашего храма протоиерей Владимир Ковтуненко.

     Песнопения, исполняемые хором нашего храма под управлением регента Алексея Ратникова, создавали особую торжественную обстановку переживания Пасхальной радости.

Обратите внимание

     Святая Церковь готовила нас к Пасхе Христовой сорокадневным постом, спасительными Великими днями Страстной седмицы, в каждый из которых были особые службы и особый смысл.

   В Великую Субботу, день, исполненный особого чувства надежды и ожидания Воскресения Христова, по окончании утрени и Литургии Василия Великого настоятель нашего храма протоиерей Владимир Ковтуненко освящал пасхальную снедь – куличи, яйца, пасхи, которые принесли прихожане храма в вере и надежде вечной жизни и спасения, которые дарует нам Воскресший Господь Иисус Христос.

     В святую и спасительную Пасхальную ночь в нашем храме были отслужены утреня и литургия свт. Иоанна Златоустого, которые возглавил настоятель нашего храма протоиерей Владимир Ковтуненко. Состоялся крестный ход, по окончании которого настоятель возгласил жизнеутверждающие великие слова тропаря Пасхи «Христос Воскресе!», на которые мы все радостно откликнулись «Воистину Воскресе!».

       Настоятель храма протоиерей Владимир Ковтуненко прочитал Пасхальное приветствие предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла, а по окончании службы поздравил всех прихожан с Воскресением Христовым и пожелал всем прихожанам сохранить память о встрече с воскресшим Богом в торжестве Церкви Небесной и Земной, в таинстве Святого Причащения и войти в радость Господа всем сердцем своим и всей душой и радостно устремиться к Богу, дарующему нам Воскресение.

     Обновленные пасхальной радостью, все понесли в свои дома, своим ближним весть Воскресения Христова, Который возвестил всем: «Дерзайте, ибо Я победил смерть».

                                                      Воистину Воскресе Христос!

Тропарь, глас 5

Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ, / и сущим во гробех живот даровав.

Кондак, глас 8

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, / но адову разрушил еси силу / и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, / женам мироносицам вещавый: радуйтеся, / и Твоим апостолом мир даруяй, / падшим подаяй воскресение.

История празднования

Праздник Пасхи установлен святыми апостолами.

             В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. Но на I Вселенском Соборе (325 г.) было определено праздновать Пасху повсеместно после весеннего равноденствия в первое воскресение после полнолуния, в пределах между 4 апреля и 8 мая по новому стилю, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Важно

           К празднованию Пасхи Церковь готовит верующих семинедельным Великим постом — временем покаяния и духовного очищения. Само празднование начинается с участия в пасхальном Богослужении. Слова «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» в дни празднования Пасхи заменяют обычное приветствие.

         По традиции празднования светлого Христова Воскресения верующие приносят на освящение пасхальные яйца, куличи и творожные пасхи. Празднование продолжается до сорокового дня — ровно столько, сколько Господь Иисус Христос являлся Своим ученикам до Своего Вознесения. В богослужебной традиции Православной Церкви каждый воскресный день отмечается как малая Пасха.

Значение праздника Пасха

       Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа – главный праздник Церкви. Слово «Пасха» происходит от еврейского песах (прохождение мимо). Этим словом именовался в Ветхом Завете праздник, посвященный исходу евреев из египетского плена.

       Воскресение Христово воспринимается христианами как Новая Пасха и Новый Исход: от смерти к Жизни, и от земли к Небу. Сойдя Своей Душой в ад (мир мёртвых), Сын Божий встретил там души первых людей – Адама и Евы, а также души всех, кто ожидал Его пришествия, и освободил их от власти смерти и ада, открыл им врата рая.

       Бог стал Человеком, умер на Кресте и воскрес во плоти, чтобы ни один человек не оказался вдали от Бога, чтобы вся жизнь людей, их страдания и даже смерть стали возможностью встречи с Богом, чтобы они наполнились смыслом и ценностью соучастия в Жизни, Смерти и Воскресении Спасителя.

                                                     Из Евангелия от Иоанна (1:1-17)

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2 Оно было в начале у Бога.

3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.

11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.

12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,

Совет

13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,

17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

П а с х а , Г о с п о д н я П а с х а ! От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. И вот Воскресение это «ангелы поют на небеси».

увидев светлость обоженного естества человеческого в предопределенной ему славе, в лице Господа Искупителя, во образе коего, силою Воскресения Его, имели претвориться все истинно верующие в Него и прилепляющиеся к Нему вседушно.

Слава Господи, преславному Воскресению Твоему! Ангелы поют, сорадуясь нам и предзря восполнение сонма своего; нас же сподоби, Господи, Тебя Воскресшего чистым сердцем славить, видя в Воскресении Твоем пресечение снедающего нас тления, засеменение новой жизни пресветлой и зарю будущей вечной славы, в которую Предтечею вошел Ты Воскресением нас ради. Не человеческие только, но вместе и ангельские языки не сильны изъяснить неизреченную Твою к нам милость, преславно Воскресший Господи!

Некоторые особенности богослужения

Пасха Христова — торжество из торжеств. Церковь в священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».

Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.

   С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие непреложные свидетельства Воскресения Христова, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы.

После 9-й песни, при пении (на катавасию) ирмоса: Не рыдай Мене, Мати бывает каждение вокруг Св. Плащаницы, затем священник поднимает ее на главу и уносит (Ликом к востоку) в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Св.

Плащаница полагается на престоле и находится там до отдания Пасхи — в воспоминание того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле 40 дней.

Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль – христианская Церковь — бодрствует «в священную и спасительную ночь» светлого Воскресения Христова — провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.

Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма (при пении стихиры Воскресение Твое, Христе Спасе, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима.

В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом Слава Святей и пением Христос воскресе со стихами по пасхальному чину.

Обратите внимание

При пении после Слава, и ныне второй половины тропаря Пасхи (И сущим во гробех живот даровав) церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм.

После великой ектении поется пасхальный канон, составленный св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и пением трижды тропаря Христос воскресе.

На каждой песни канона совершается каждение. Кадя народ, священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе!». Верующие отвечают: «Воистину воскресе!» и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением. По каждой песни — малая ектения.

После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи  Да воскреснет Бог предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста: Аще кто благочестив , в котором на основании притчи Христа Спасителя о работавших в винограднике (Мф.

20,1-16), все призываются насладиться пасхальным торжеством и войти в радость воскресшего Господа, после чего поется тропарь св. Иоанну Златоусту: Уст твоих якоже светлость огня (единственное песнопение святых в службе Пасхи).

Пасхальные часы  поются как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу. Часы Пасхи — это совершенно особый вид часов. Они состоят не из обычных псалмов, а из пасхальных песнопений, одинаковых для каждого часа, и поются.

Совершается Литургия св. Иоанна Златоуста

Литургия в первый день Пасхи бывает «порану, труда ради бденнаго».

Главной особенностью Пасхальной литургии является то, что Евангелие, 1-е зачало от Иоанна, повествующее о Божестве Господа Иисуса Христа («В начале бе Слово…») читается священнослужителями на разных языках, в особенности же на древних: еврейском, греческом и латинском, на которых была сделана надпись на Кресте Спасителя. Такое чтение напоминает, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов..

По заамвонной молитве освящается артос — хлеб с изображением Креста или воскресения Христова . Он символизирует невидимое присутствие Господа Иисуса Христа.

Артос носят во время крестных ходов, всю Светлую седмицу он стоит на особом столике перед иконой Христа Спасителя, справа от царских врат.

Важно

В пятницу вечером артос раздробляется и в Светлую субботу после Литургии раздается молящимся.

По окончании литургии бывает христосование священнослужителей с народом. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ жизни.

Яйцо же, окрашенное красной краской, напоминает еще о том, что наша жизнь обновлена в недрах Гроба Господня и эта новая жизнь приобретена Пречистой Кровью Христа Спасителя. Обычай дарить пасхальные яйца, по древнему церковному преданию, обязан своим началом св.

Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе!»

Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.

Вечером совершается вечерня. Вход с Евангелием, великий прокимен и чтение Евангелия иереем в Царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню в полном облачении.

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ, ДИАКОНАМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

От сердца, исполненного светлой радости о Восставшем от Гроба Спасителе, всех вас приветствую этими жизнеутверждающими словами и поздравляю с праздником праздников — Пасхой Господней.

Ныне мы призываемся на великий пир веры, на великое торжество духа.

Совет

Единородный Сын Божий, пришедший в мир, претерпевший страдания и смерть на кресте, велением Небесного Отца победоносно восстал от гроба! Иисус воскрес — и «поглощена смерть победою» (1 Кор.

15:54)! Он воскрес — и радуется вся Вселенная! Господь упразднил ад и сокрушил власть диавола. И все это совершил Человеколюбивый Бог, дабы усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Еф. 1:4-5; 7).

Победа Христа над смертью — это не только духовная, но и физическая реальность. Господь Иисус действительно воскрес телом ради спасения всех людей. С Его воскресением смерть потеряла свой необратимый характер, и для уверовавших во Христа стала рождением в вечную жизнь, дверью, открывающей путь к небу, к Царству Божию.

Неслучайно и мученики за Христа мужественно встречали любые страдания. И если раньше даже великие праведники скорбели по умершим, как о погибших, то по воскресении Господа Иисуса смерть более не пугала их.

Как замечательно пишет святитель Афанасий Великий, отныне все верующие во Христа попирают ее как ничто, зная вполне хорошо, что, когда они умирают, они не погибают, но живут и становятся нетленными через воскресение (Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти).

Яркий пример явили нам и новомученики Церкви Русской, бесстрашно принявшие исповеднические венцы в годы гонений на веру в XX веке.

Сегодня, когда мир все больше уподобляется неразумному богачу из евангельской притчи (см. Лк.

12:16-21), когда комфорт, успешность и долгая жизнь объявляются чуть ли не главными ценностями человеческого бытия, мы, ученики и последователи Спасителя, вслед за апостолом Павлом дерзновенно свидетельствуем: для нас жизнь — Христос (Флп. 1:21), а смерть — не конец бытия. Говорим и верим так, ибо знаем: Бог создал душу человека для вечности.

Читайте также:  Святитель нифонт печерский, архиепископ новгородский

Как часто нам, погруженным в суету и тревоги повседневности, недостает духовной зоркости, чтобы распознать преображающую силу Божественного присутствия в нашей жизни! Но пасхальный период — совершенно особая пора. В эти дни даже сам воздух как бы пропитан ни с чем не сравнимой пасхальной радостью, а любовь и милосердие Божии обильно изливаются на каждого человека.

Входя в торжество сего дивного и светозарного праздника, мы призваны не только словом, но и делом убедительно свидетельствовать о том великом даре, который получили люди через Воскресшего Господа Иисуса.

Обратите внимание

Поделимся же с окружающими радостной Евангельской вестью, подарим нашу любовь, заботу и внимание близким, сотворим добро тем, кто нуждается в нашей помощи и утешении.

Только так, благодарными устами и благодарным сердцем прославляя восставшего от гроба Спасителя, мы становимся наследниками свершившегося пасхального чуда и с дерзновением именуемся сынами и дочерями Бога Всевышнего, явившего безмерную любовь ко всем нам.

Сердечно поздравляя вас со светлым праздником Святой Пасхи, вновь и вновь обращаю к вам радостное приветствие:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ,
Москва, Пасха Христова, 2018 год

Патриархия.ru

8 апреля 2018 г.

Источник: http://svt-stefan.ru/2018/04/08/svetloe-xristovo-voskresenie-pasxa/

Пасха. Светлое Христово Воскресение / Православие.Ru

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. «Христос воскрес из мертвых, поправ смертью смерть

и даровав жизнь умершим».


Тропарь праздника

Праздник Воскресения Христова  называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства.

Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу. «Слово Пасха, – говорит святой Амвросий Медиоланский, – означает прехождение.

Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в знамение того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, пришел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, свободив и нас вечныя смерти и работы вражия и даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12)».

В ряду Господских праздников, праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских он «столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем.

Задолго до полуночи верующие в светлых, праздничных одеждах стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова.

Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, которые по утру пошли гробу, обходят во круг церкви с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон.

Важно

Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая этим духовную радость Светоносного Праздника.

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христва. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь трижды повторяется священнослужителями и хором.

Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества святого царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его…», а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»

Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма, они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом всех светильников и лампад, и оглашает ее песнью: «Христос воскресе из мертвых!»

Последующее Богослужение Пасхальной Заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Песни этого канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых!».

Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшесвиии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фемиамом, и радостно приветствуют всех словами: «Христос воскресе», на что верующие радостно отвечают: «Воистину воскресе!».

Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по воскресении.

При конце утрени, после пения: «друг друга объимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением» – все верующие начинают приветствовать друг друга.

Радостное Пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос воскресе!» и отвечали: «Воистину воскресе!» Взаимное лобызание есть выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с Богом смертью и Воскресением Иисуса Христа.

Затем читается слово Иоанна Златоуста.

Совет

После утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при отверстых Царских Вратах, которые открыты с начала Заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.

На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова, начинающееся словами «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…», в котором изображается Божественность нашего Искупителя.

Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на разных языках, в знак того, что всем народам на земле «изыде вещание» о Господе.

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса, «в честь и славу и воспоминание славного Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа.

Под именем артоса разумеется просфора с изображением на ней увенчанного тернием креста, как знамения победы Христа над смертью, или с изображением Воскресения Христова.

Слово «артос» – греческое; по переводу на русский язык оно значит «хлеб». Историческое происхождение артоса таково.

Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Воскресшим Господом, по Вознесении Его на небо, памятуя Его заветные слова: «Аз с вами во вся дни», ощущали живой верой невидимое присутствие Господа в своих собраниях.

Приступая к трапезе, они оставляли незанятым то место, на котором возлежал с ними Иисус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба, и каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе».

Обратите внимание

Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они, по возможности, старались соблюдать этот обычай: каждый из святых апостолов, в какой бы стране ни находился, в новом обществе последователей Христовых приступая к трапезе, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с ними прославлял Воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную на память о Нем. Так сохранился в Церкви этот обычай и через ряд веков дошел до нашего времени. Артос, полагаемый во Святую Пасху в храме пред взорами верующих, должен служить к такому же напоминанию невидимого присутствия с нами Воскресшего Господа.

Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос крестной смертию и воскресением сделался истинным хлебом животным. Такое значение артоса и раскрывается в молитве на его освящение. Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение Божие на освящаемый артос, просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим артос.

«Закон Божий», издательство «Новая книга»

Песнопения из службы праздника Святой Пасхи

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному.

Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем.

Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Воскрес Иисус из гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость.

Песнопение праздника

Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное.

«Небеса, как должно торжествуйте; земля пусть радуется; веселись и весь мир видимый и невидимый; ибо восстал Христос, вечная всем радость».

Тропарь

Пасха священная нам показася; Пасха нова, святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных; Пасха двери райския нам отверзающая; Пасха все освещающая верных.

Стихира

Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне, и веселися Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.

«Просвещайся, просвещайся, новый Иерусалим; ибо слава Господня воссияла над тобою; торжествуй теперь и веселись, Сион! А Ты, Пречистая Богородица, прославляйся чрез воскресение Рожденного Тобою».

Ирмос

Важно

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! И Твоим Апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

«Хотя Ты, Спаситель, и сошел во гроб, но разрушил силу адову, и воскрес, Христе Боже, как Победитель, говоря женам-мироносицам: радуйтесь! и мир даруя Твоим Апостолам, падшим подавая вокресение».

Кондак

Евангелие от Иоанна

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Ин.1, 1-18

О Святой Пасхе

Ныне спасение миру – миру видимому и невидимому.

Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, – восходите и вы; Христос из гроба, – освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый.

Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды.

Святой Григорий Богослов

Совет

Сего дня Воскресением Христовым открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо отверзается Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскрешаемых, отверстое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу.

Святой Амвросий Медиоланский

Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с неба на землю: ныне Небесный соделал и нас небесными. Тогда чрез грех воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество чрез правду.

Тогда один отверз вход смерти: и ныне единым же вводится снова жизнь. Тогда чрез смерть мы отпали от жизни: ныне жизнию упраздняется смерть. Тогда от стыда крылись под смоковницею: ныне со славою приблизились к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая: ныне за веру вводимся в рай.

Что же после сего нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно громам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: горы взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии. Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение креста, поразив противника.

Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных.

Святой Григорий Нисский

Читайте также:  Ореховый соус

Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола.

Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил.

Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном.

Святитель Иоанн Златоуст

Пасха – праздник всемирный и величайший… Ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо… На землю Воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову Церковь – столп и утверждение Истины, которая будет на земле до скончания века, и врата ада не одолеют ее… Во ад сошла душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и воскресла… На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников… Церковь соединила Небо и землю. У нас одна Церковь – земная и Небесная. Все сделал для нас Господь, не будем же предателями и убийцами самих себя. Очистим и освятим свои души в таинствах Святой Церкви.

Святитель Макарий, митрополит Московский

Слово святителя Иоанна Златоуста в день Святой Пасхи

Обратите внимание

Если кто благочестив и любит Бога, пусть насладится этим светлым торжеством. Если кто раб благоразумный, пусть исполнится радости Господа своего. Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду. Если кто с первого часа работал, пусть получит ныне должное вознаграждение.

Если кто после шестого часа явился, пусть не сомневается, потому что ничего не теряет. Если кто замедлил до девятого часа, пусть является без всякого опасения.

Если кто пришел только в одинадцатый час, пусть не страшится замедления, так как щедрый Владыка и последнего принимает наравне с первым; дает отдых в одинадцатый час пришедшему, равно как и работавшему с первого часа; и последнего милует, и о первом заботится; и тому платит, и этому дарит; и дело ценит и расположение хвалит.

Поэтому войдите все в радость Господа нашего: и первые и вторые мзду получите, богатые и бедные, друг с другом ликуйте.

Воздержаные и нерадивые день почтите! Постившиеся и непостившиеся – возвеселитесь сегодня! Трапеза полна пищи! Наслаждайтесь все! Телец огромный: пусть никто не уйдет голодным! Все пользуйтесь богатством благости! Никто пусть не плачет от бедности, потому что явилось общее царство! Никто пусть не оплакивает согрешений: прощение возсияло из гроба! Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спасителя! Схваченный ею попрал ее, сошедший во ад пленил ад, огорчил его, вкусившего от плоти Его. Это и Исаия предвидел, когда взывал: ад, говорит, огорчися (Ис. 14, 9). Встретив Тебя в преисподней, он огорчился, потому что потерпел поражение, огорчился, потому что потерпел посмеяние. Взял тело, а нашел Бога, взял землю, а встретил небо, взял то, что видел, а напал на то, чего не видел. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55) Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются Ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе! Христос, воскресший из мертвых, стал начатком умерших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

Источник: https://pravoslavie.ru/1705.html

Пасха или Светлое Христово Воскресение

Главная » Календарь » Пасха или Светлое Христово Воскресение

Пасха или Светлое Христово Воскресение — главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа.
Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю.

Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Если полнолуние падает на субботу или воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Праздник Пасха — отмечается в первое воскресенье после мартовского полнолуния, следующего за весенним равноденствием (в период между 4 апреля и 8 мая). И на этот период может попадать любой воскресный день, все зависит от того, на какой из этих дней попадает первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния.

Важно

Евангелия повествуют о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере, расположенной недалеко от места казни.

В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, поверившая в Христа грешница, и две женщины, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, обнаружили, что гроб пуст. «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.

И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24:4—5). Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству.

Апостол Павел в Первом послании коринфянам писал: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15: 13—14).

Свое название день Воскресения Иисуса Христа получил от еврейского праздника Пасхи, посвященного исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства. Заимствование названия иудейского праздника объясняется тем, что все трагические события земной жизни Иисуса Христа произошли перед еврейской Пасхой, а Его Воскресение — в ночь на Пасху.

В православной традиции праздник Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть называлась полунощница.

Она проводилась в память о ночной молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду, предшествовавшей преданию его в руки фарисеев. После чтения молитв и песнопений священник вместе с причтом вносили из середины храма в алтарь плащаницу, которая оставалась там до Вознесения.

В полночь раздавался колокольный звон (благовест), одновременно зажигались все свечи и паникадила, священники в светлом облачении, с крестом, светильниками и фимиамом выходили из алтаря и вместе со всеми присутствовавшими в храме пели стихарь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити», а затем под колокольный звон начинался крестный ход вокруг церкви. По возвращении в храм священник пел тропарь праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Затем открывались царские врата, что символизировало открытие Христом райских врат, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы, и начиналась заутреня. Исполнялся канон: «Воскресения день, просветимся людие…», а затем провозглашалась вечная победа Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе». После заутрени начиналась праздничная литургия, в конце которой освещался артос — специальный хлеб с изображением креста и тернового венца.

Совет

Нарядное убранство храма, множество зажженных восковых свечей, светлые облачения священников, запах ладана, радостные перезвоны колоколов, праздничные песнопения, торжественный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!» — все это вызывало у верующих людей радость, ощущение причастности к чуду. После окончания службы прихожане поздравляли друг друга со светлым праздником, трижды целовались и произносили слова, которые говорили друг другу апостолы, узнав о Воскресении Иисуса Христа: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», обменивались яйцами, окрашенными в красный цвет.

В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста. Как правило, это была семейная трапеза, на которой не появлялись гости.

На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич — высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) — сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу.

Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие.

Первым блюдом во время пасхальной трапезы было яйцо, которое разрезалось на кусочки по количеству людей, сидевших за столом. После этого каждый получал по куску кулича и ложке творожной пасхи. Затем на стол ставили остальную праздничную еду, приготовленную хозяйкой, и начиналось радостное застолье.

Пасхальный стол не имеет никаких запретов на продукты. Помимо ритуальных пасхи, кулича и яиц на столе могут быть любые мясные, молочные, рыбные блюда.

Пасхальный стол, так же как и поминальный стол сорока дней, накрывается на целый день, и все приходящие в дом приглашаются хозяевами к угощению. Хозяева пытались порадовать, чем могли.

Считалось, что пасхальные яства, освященные церковной молитвой, имеют сверхъестественную силу и могут помочь православным в трудные минуты жизни.

Обратите внимание

С праздником Пасхи связано множество различных поверий, с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год.
По поверию, на Пасху ранним утром сверкает солнце, тем самым как бы разделяя с людьми радость великого праздника.

Продолжением дня Пасхи была Пасхальная (светлая) неделя, длившаяся восемь дней, до Фомина воскресенья включительно.

Источник: http://vsemolitvi.ru/index.php?id=kalendar-prazdnikov/pasha

Светлое Христово Воскресение. Пасха

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.

Пасха священная нам днесь показася. Пасха нова, святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель. Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха двери райские нам отверзающая. Пасха всех освящающая верных. (Стихиры Пасхи)

Праздник Пасхи является самым главным праздником Православной Церкви – «праздников праздник и торжество из торжеств» – как поется в песнопениях этого дня. В этот день празднуется Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых на третий день после смерти на Кресте.

Евангельское событие

О событиях Воскресения Христова рассказывается в Евангелии (Мф. 28:1-15; Мк. 16:1-11; Лк. 24:1-14; Ин. 20:1-18).

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» (Мф. 28:1-15).

История праздника

Пасха является самым первым праздником, который стали отмечать христиане. Однако в первые века не было единой даты для праздника, и разные поместные Церкви отмечали его по-своему. На I Вселенском соборе в Никее в 325 году было решено отмечать Пасху только в воскресенье и установить общую для всех христиан дату.

Тогда же были установлены и правила для ее вычисления по юлианскому календарю — пасхалия. Дата праздника вычисляется исходя из солнечно-лунного календаря. Так как Пасха является переходящим праздником, то все связанные с ней праздники также меняют свою дату. Они составляют подвижный круг богослужений.

Праздники, не связанные с Воскресением Христовым, относятся к неподвижному кругу.

Неделя после Пасхи называется Светлой. Это – сплошная неделя, без поста в среду и пятницу. Всю Светлую неделю обычное чтение утренних и вечерних молитв заменяется чтением часов Пасхи.

Значение праздника

Иудейский праздник Пасхи, который был прообразом Пасхи Христовой, был установлен в честь исхода еврейского народа из египетского плена и освобождения от рабства. Ветхозаветный закон повелевал готовить пасхального агнца в качестве жертвы.

Когда иудеи в день своего праздника распяли на Кресте Мессию – Иисуса Христа, Он стал жертвой и заменил Собой пасхального агнца. Пасха в христианстве празднуется как победа над грехом и его следствием – смертью.

Христос, добровольно умерев за грехи людей на Кресте, сошел в ад и освободил людей от рабства греха и власти сатаны.

Вера в Воскресение Христово и в будущее всеобщее воскресение из мертвых является одним из основных догматов Православия.

Традиции Пасхи

Пасха – главный праздник всех верующих христиан, с которым связано множество традиций и обычаев. У русских перед Пасхой принято делать уборку в храмах и домах, готовить пасхальное застолье, красить яйца и печь куличи. Главное за домашними хлопотами не забывать о самом важном – о Боге и богослужениях в храме.

На Пасху, так же как и во все остальные церковные праздники, в первую очередь надо посетить церковь, побывать на богослужении и встретить Воскресение Христово в мире и любви со своими ближними.

Важно

Кроме того, лучший способ показать свою любовь к Богу и людям – это помочь тем, кто в этом нуждается.

Добрым делом в праздничные дни будет посетить пожилых, одиноких, больных – поздравить со светлым праздником Воскресения Христова и угостить тех, кто не может сам испечь куличи и покрасить яйца. По слову Самого Господа, то, что сделано для людей – сделано для Бога.

Читайте также:  Смольный собор воскресения христова в петербурге, россия, город санкт-петербург

Богослужение Пасхи

Богослужение праздника Пасхи – самая торжественная церковная служба года, которая начинается крестным ходом, сопровождается радостными песнопениями и возгласами «Христос Воскресе!».

По традиции, в русских храмах пасхальное богослужение совершается в ночь с субботы на воскресение.

Утром в воскресение точно такая же Литургия совершается для тех, кто не может прийти ночью – в первую очередь для маленьких детей и пожилых людей.

Особенностями пасхальной службы является то, что священники и диаконы несколько раз меняют цвет своего облачения.  На пасхальной Литургии Евангелие (Ин. 1:1-17) читают не только на церковно-славянском, а на разных языках. Все пасхальное богослужение совершается при открытых Царских Вратах, это означает, что Царство Небесное теперь открыто для всех.

Колокольный звон

В праздник Пасхи и в продолжение Светлой недели особое значение имеет колокольный звон. Это единственное время в году, когда Устав разрешает звонить в колокола любому желающему и в любое время дня, независимо от богослужений.

Христосование

Весь пасхальный период – 40 дней от Пасхи до праздника Вознесения Господня, у православных христиан принято «христосоваться». Христосование – это пасхальное приветствие, когда при встрече говорят друг другу «Христос Воскресе!» и отвечают «Воистину Воскресе!», сопровождая эти слова троекратным поцелуем. У русских так же принято при этом обмениваться крашеными яйцами и куличами.

Пасхальная трапеза

Празднику Пасхи предшествует долгий и очень строгий Великий пост, поэтому в этот день по традиции начинается «разговенье». После праздничной Литургии верующие устраивают обильное застолье – семейное или приходское. Трапезу обязательно начинают с вкушения освященных крашеных яиц, куличей и творожных пасх.

Пасхальный стол у русских принято делать обильным, а для приготовления куличей и пасх использовать только самые лучшие продукты. Пасхальный кулич символически предназначается Самому Господу, Который после Своего Воскресения, приходил к Своим ученикам во время трапез.

Куличи и творожные пасхи готовят только раз в год – на Пасху, в остальные дни их никогда не делают. Эта традиция у русских появилась очень давно, но когда точно – неизвестно.

А вот когда христиане начали красить яйца и дарить их друг другу на Пасху известно – еще в апостольское время. Святая равноапостольная Мария Магдалина, которая была преданной и верной последовательницей Христа, стала первой, кто узнал о Его Воскресении из мертвых.

По церковному преданию, Мария Магдалина вместе с апостолами стала проповедовать Евангелие и пришла к императору Тиберию. Когда она рассказала о Воскресении Христовом, император не поверил ей. Он сказал, что не может человек воскреснуть из мертвых, так же как яйцо не может стать из белого красным.

Тогда Мария Магдалина со словами «Христос Воскресе!» подарила ему яйцо, которое у него в руках стало красным.

Икона «Воскресение Христово»

Важнейшее событие Воскресения Христова нашло свое отражение сразу в нескольких иконографических сюжетах.

Главной иконой праздника Пасхи является образ «Сошествие во ад». Как учит Церковь, сошествие Иисуса Христа во ад произошло на второй день пребывания Тела Иисуса Христа во гробе.

Господь сошел в ад и разрушил его врата, после чего вывел оттуда всех праведников, живших на земле начиная с Адама и Евы.

Совет

Это было завершением искупления – воплотившийся Сын Божий Своей добровольной смертью на Кресте искупил грех первого человека и разрушил власть сатаны и ада над душами людей.

На такой иконе в центре изображается Господь Иисус Христос, держащий за руки Адама и Еву, по сторонам от которых — другие ветхозаветные праведники.

Среди праведников на иконе выделяются Иоанн Предтеча и цари – Давид и Соломон. Под ногами Спасителя помещается изображение разрушенных дверей ада.

Иконография «Сошествия во ад» иллюстрирует не сам сюжет Воскресения Христова, а скорее смысл праздника Пасхи.

Долгое время как таковой иконографии, изображающей непосредственно Воскресение Христово, в каноническом христианском искусстве не было. Связано это с тем, что событие Воскресения Господа из мертвых было сокрыто от человеческих глаз, его даже не описывают Евангелисты.

Это величайшее и непостижимое для человека чудо произошло не на глазах у людей, и изобразить его невозможно.

Поэтому в христианском искусстве существуют иконографии, рассказывающие о событиях, сопровождающих Воскресение Христово и описанных в Евангелии — «Жены-мироносицы у Гроба Господня» и «Явление воскресшего Христа женам-мироносицам».

Сюжет в искусстве, иллюстрирующий непосредственно момент Воскресения Христова называется «Восстание Христа из Гроба». Такие изображения распространяется с XIV века в западноевропейском искусстве. С XVII века этот сюжет под влиянием европейских образцов живописи и гравюр появляется и в русской иконописи.

Иллюстрация: Икона. Воскресение Христово. 1966 г. XX в. Мастер Л.А. Успенский

Христос Воскресе!

Узнать больше об истории, традициях, иконах и богослужении Пасхи, прочитать слова Святых отцов и послушать проповеди священников, можно на православном календаре.

Узнать о благотворительном фонде «Правжизнь» и пожертвовать на восстановление храмов и монастырей можно на сайте фонда.

Зарегистрируйтесь в Едином Личном Кабинете священнослужителя, чтобы объявить сбор пожертвований на свой храм и получить доступ к другим ресурсам для священников.

Источник: https://pravme.ru/2018-04-07-svetloe-hristovo-voskresenie-pasha.html

Светлое Христово Воскресение. Пасха

Святая Пасха — самый главный праздник года для православных христиан. День Воскресения Иисуса Христа, своею смертью искупившего людские грехи, открывшего врата рая, — торжество, смысл и основание христианской веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15, 14),- говорит Апостол Павел.

«Как пугает и страшит нас смерть! Человеку кажется, что с его уходом опускается черная непроницаемая завеса, наступает небытие и конец всему. А смерти нет — за ней — свет Воскресения. И Христос показал и доказал нам это. Зло — призрак, его сила бессильна, оно повержено.

За Крестом следует Воскресение. Христос воскрес из мертвых и тем самым победил зло.

Чтобы быть сопричастниками этой победы, мы должны быть вместе со Христом, и тогда за нашим крестом всегда будет воскресение, за призрачной победой зла — подлинная победа добра, за скорбью — радость», — пишет Патриарх Кирилл.

Господь Иисус Христос умер на кресте в пятницу, в тот же день вечером ученики Христа сняли с креста тело Иисуса, помазали его благовониями, обвили полотном и похоронили в каменной пещере.

На следующий день, иудейские первосвященники и книжники получив разрешение от Понтия Пилата, приставили ко гробу воинов и привалили камень ко гробу, так как они вспомнили слова Иисуса Христа, что Он воскреснет на третий день после Своей смерти.

Когда Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Обратите внимание

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем.

Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие, взявши приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами). Они говорили между собою: «кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик.

Подойдя ко гробу они увидели, что камень отвален от гроба, а на камне увидели светозарного ангела.

Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть». Мироносицы со страхом и великою радостью пошли возвестить ученикам Его. Но ученикам показались слова их пустыми, и они не поверили им.

По воскресении Христос явился Марии Магдалине, Марии Иаковлевой и Петру, а затем двум апостолам — Клеопе и Луке. И Мария Магдалина, и апостолы не сразу узнали Христа, только когда их духовные очи учеников отверзлись, они прозрели в случайном сотрапезнике Воскресшего Спасителя.

«Увидеть Его (Христа – прим. ред) присутствие стало возможно только посредством духовного зрения, подобно тому как и ныне в евангельском образе Иисуса из Назарета только силой веры, открывающей духовное зрение, можно увидеть и принять Спасителя, Сына Божия», — пишет Патриарх Кирилл.

«Господь Иисус Христос явил самое первое доказательство того, что страдания и смерть Его спасительны для людей, тем, что Он воскрес и этим положил основание и нашему блаженному воскресению.

Ныне же Христос воста от мертвых, Начаток умершим бысть (1 Кор. 15, 20).

Христос нисходил в ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и освободить души, которые с верой ожидали Его Пришествия» – говорится в Катехизисе.

Христос 40 дней – до Вознесения, пребывал с учениками. Поэтому и праздник Пасхи празднуется в течение 40 дней, и все это время православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»

Светлая седмица

Важно

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар.

И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Поминовение усопших в дни Пасхи

Великая Суббота и Пасха — это не время посещать кладбища, это время радости о Господе Воскресшем. В церковном календаре есть дни особой радости, есть дни поминовения усопших.

На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, победы Христа над смертью, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Даже отпевание умерших в пасхальные дни совершается по особому чину.

Поминовение усопших возобновляется с Радоницы — вторника второй недели после Пасхи, когда православные после церковной молитвы об усопших, посещают кладбища.

Песнопения Святой Пасхи

Стихира, глас 6.

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Тропарь, глас 5.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Кондак, глас 8.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! и Твоим апостолам мир даруяй, падшим подаяй Воскресение.

Как подготовиться к исповеди и святому Причащению

Исповедь – это таинство Церкви, в котором через молитву священника христианин, кающийся в своих грехах, невидимо получает прощение от Самого Господа Иисуса Христа.

Совет

Чтобы правильно исповедоваться, необходимо знать, что по правилам Православной Церкви является грехом — об этом можно прочитать в книгах «В помощь кающемуся» и подобным ей (они продаются в православных храмах).

В первую очередь, грех – это сделанное человеком зло, и это зло отлучает грешника от Бога. Таинство исповеди позволяет примирить человека с Богом и восстановить связь с Ним, разорванную грехом.

К исповеди должно готовиться заранее, вспоминая и, если есть необходимость, записывая свои грехи. О грехах, в которых Вы уже каялись на исповеди раньше, говорить не нужно, если только после покаяния эти грехи Вами больше не повторялись.

О времени совершения исповеди в храме можно узнать у священника или сотрудников храма. На первую исповедь лучше прийти на вечернее богослужение, возможно, в будний день, когда исповедников немного и у священника достаточно времени.

Причащение – это таинство Церкви, в котором верующий, под видом хлеба и вина, причащается ради вечной жизни Святых Тайн Христовых: Его Тела и Крови.

Желающий причаститься должен достойно приготовиться к этому Святому Таинству: постом, молитвой и покаянием.

Меру поста лучше определить со священником.

Кроме утренних и вечерних молитв необходимо прочитать дома каноны Спасителю, Богородице, Ангелу хранителю (в Пасхальные дни вместо этих канонов читается пасхальный канон, а вместо утренних и вечерних молитв – часы Пасхи) и Последование ко Святому Причащению (псалмы, канон и молитвы).

Принято приступать к таинству Причащения натощак: после полуночи воздержаться от еды и питья. Перед причащением необходима исповедь. Причащающемуся обязательно нужно иметь на себе нательный крест.

Женщины должны приступать к Святому Причащению с покрытой головой и ни в коем случае не с накрашенными губами.

Обратите внимание

Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди. К Причастию приступают со сложенными крестообразно на груди руками, перед Чашей не крестятся (Чтобы по неосторожности не задеть Чашу). После Причащения необходимо особенно хранить себя от рассеянности и праздных разговоров.

Источник: http://mihail-arhangel-hram.ru/index.php/novye-publikatsii/282-svetloe-khristovo-voskresenie-paskha

Ссылка на основную публикацию