Святитель алексий, митрополит московский

Святитель Алексий митрополит Московский

Этот человек занимал достаточно серьезное место в политической деятельности того времени. Его считали покровителем правящей династии и всей державы.

Казалось бы, что могилу такого почитаемого человека мы должны были бы найти в Успенском соборе Кремля, где покоятся не менее важные его предшественники, но нет же.

Для того, чтобы поклонится и прочитать молитву святителю Алексию Митрополиту Московскому, нам нужно будет отправится в Елоховский Богоявленский собор.

Житие святого

Его жизнь не просто пересказать в нескольких словах, так как она была наполнена различными событиями. За весь свой земной путь он был удостоен чести соприкасаться с влиятельными представителями христианства, отыгравшие в ней значительную роль.

Относительно даты рождения, то нет точных сведений. Известно, что случилось это в конце 13 века в Москве в семье боярина Бяконта. Еще в раннем возрасте Господь послал ему известие про истинное его предназначение. В 15 лет он определился с решением идти в монахи.

С тех пор житие святителя Алексия Московского было связано с Московским Богоявленским монастырем. Тут он провел около 20 лет, мирно следуя всем православным канонам и традициям иноческих подвигов. Начальниками данной обители были достаточно известные люди, которые не раз доказывали свою преданность Господу.

Обратите внимание

В сан митрополита его возвели в качестве исключения за его духовные достоинства и добродетельную жизнь. Это был период смуты, но он не оставлял свою паству, постоянно о ней заботился. Для того, чтобы хоть как-то унять народ, он не раз обращался за помощью к высшим духовным наставникам.

Был случай, когда он возвращался по морю, то буря чуть не разрушила его корабль и не потопила всех. В тот момент он дал обет о том, что построит храм в случае благоприятного исхода ситуации. Буря утихла и корабль пристал к берегу. Длительное время он проводил работу и по обустройству новых мест пребывания монахов:

  • Чудов в Московском Кремле;
  • монастырь Спаса Нерукотворенного Образа на Яузе;
  • Константино-Елинская обитель во Владимире;
  • Нижне-Новгородская Благовещенская.

Прожил он 78 лет и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. День памяти святителя Алексия Митрополита Московского выпадает на несколько дат. Вот они:

  • 25 февраля;
  • 2 июня;
  • 6 июля;
  • 12 августа;
  • 9 сентября;
  • 23 сентября;
  • 18 октября.

Многие верующие идут именно в эти дни к святому для того, чтобы попросить о самых заветных желаниях. Есть мнение, что молитвенные обращения в эти дни имеют особую силу.

Обязательно к прочтению:  Икона «Спас в силах», значение

О чем молятся алексию московскому

В большинстве случаев он помогает не зависимо от того, знаете ли Вы молитву ему или нет. Важно, чтобы слова были от чистого сердца и с глубокой верой. Чаще всего у него просят верующие помощи в:

  • житейских проблемах;
  • решении материальных споров;
  • исцеление глазных недугов;
  • защиты от нападения врагов;
  • поиске правильного решения.

Не важно, будет прочитан Вами специальный текст из молитовника или Вы проговорите то, что Вас беспокоит от души. Стоит предварительно проговорить благодарственные слова святому за то, что Вы уже имеете. Вот текст молитвы к нему.

Лик святого

Икону святителя Алексия митрополита Московского можно найти во многих православных храмах. Есть некоторые списки оригинального творения, которым также присущи чудотворные способности. К наиболее популярным и часто посещаемым относят:

  • храм святителя Алексия в Рогожской слободе;
  • московский храм пророка Ильи в Черкизово, с ним связано нахождение редкого изображения, на котором проходил процесс исцеления ханши Тайдулы;
  • Никольский храм в Хамовниках;
  • храм-часовня святого;
  • Спасо-Андрониковом монастыре;
  • церковь святителя Николая в Заицком;
  • сооружение святого Николая в Троекурове;
  • собор Рождества Христова в Митино;
  • в Богородском Спасо-Преображенском соборе .

Обязательно к прочтению:  Собор Екатеринбургских святых

На ней он изображен в виде пожилого мужчины с длинной бородой. Правая рука его поднята, а пальцы сложены. В левой руке находится священная книга.

Она провоцирует нас на размышления о том, какой подвиг он совершил для земли русской.

Но перед тем, как предстать перед ней, внести ее в дом или приняться за молитву, стоит ознакомится с тем, за какие именно заслуги его было причислено к перечню святых.

Знание таких особенностей поможет лучше узнать о том, к кому Вы обращаете свои прошения и тексты молитв будут запоминаться немного легче. Многие обращаются к нему для того, чтобы укрепить свою веру и попросить благословения на подвижническую жизнь.

Основное почитаемое место

Паломники и туристы, приезжающие в столицу России, считают за честь и необходимость посетить храм-часовню святителя Алексия митрополита Московского Чудотворца. Тут постоянно находятся целые толпы туристов, которые не только созерцают красоту сооружения, но и принимают участие во многих интересных событиях. Ее считают одним из образцов архитектурных и культурных достопримечательностей.

https://www.youtube.com/watch?v=q1B4zpUWaCM

Туристические агентства включают его в список местных достопримечательностей, которые стоит обязательно посетить. Более подробно о времени работы его и месте расположения можно на сайте обители.

Стоит помнить о том, что посещение святого места должно проходить по определенным правилам. Старайтесь придерживаться спокойствия и тишины, чтобы не мешать другим посетителя. Порой шум и вспышки фототехники способны отвлечь от молитвы, а ведь может именно в этот момент человек нуждается в помощи святого.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще видео рассказ о святом митрополите:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/svyatitel-aleksij-mitropolit-moskovskij/

Святитель Алексий Митрополит, Московский и всея России чудотворец

празднование святому 12/25 февраля, 20 мая/2 июня, 5/18 октября

Великий светильник земли Русской святитель Алексий, митрополит Московский, родился на рубеже XIII и XIV веков, около 1300 года в тяжкую для русского народа эпоху татарского ига, когда вся Русская земля уже 150 лет стонала в порабощений, постоянно подвергаясь хищническим набегам завоевателей, избивавших русских людей, уводивших их в тяжкий плен, оставлявших после своих набегов одни развалины и пожарища.

Положение усугублялось непрестанными междоусобицами удельных князей. Русская земля была раздроблена на отдельные враждующие княжества, без объединения которых нельзя было бороться против общего врага.

В это тяжелое время единственная сила, скреплявшая русский народ в одно целое, была Святая Православная Церковь.

Важно

Из недр ее возникли великие светильники, которые своим высоким духом и примером жизни подавали соотечественникам надежду на возможность освобождения и воодушевляли их на борьбу с жестокими поработителями.

Такими светильниками были и святитель Петр, первый Московский митрополит, и его преемник — святитель Алексий, и «Игумен земли Русской»—преподобный Сергий Радонежский.

Святитель Алексий происходил из знатного рода Черниговских бояр Колычевых. Родители его Феодор (по прозванию Бяконт) и Мария, спасаясь от татарских набегов, переселились в Москву, где и родился будущий святитель.

При святом Крещении ему дано было имя Елевферий, восприемником его был князь (сын святого благоверного князя Московского Даниила Александровича) Иоанн, будущий великий князь Московский (1328—1340), прозванный за щедрую раздачу милостыни Калита (т. е. «мешок с деньгами»).

Предание повествует, что еще в отрочестве Господь открыл будущему Святителю его высокое предназначение. Стремясь к уединению, отрок Елевферий любил ловить сетями птиц в окрестностях города.

Однажды, подстерегая их, он задремал и в тонком сне услышал голос: «Алексие, что трудишься напрасно? Ты будешь ловцом человеков». Голос был столь явственным, что отрок тотчас пробудился.

Но вокруг никого не было.

С того времени отрок Елевферий все более стремился к духовной жизни, к углубленному изучению Священного Писания. Через несколько лет он испросил у родителей благословение поступить в монастырь.

В 1320 году Елевферий принял монашеский постриг в Московском Богоявленском монастыре с предвозвещенным ему в сновидении именем Алексий.

Совет

Более 20 лет святой Алексий подвизался в той обители, смиренно проходя иноческие послушания под руководством опытного в духовной жизни старца Геронтия.

В Богоявленском монастыре святой Алексий был связан глубокой духовной дружбой с иноком Стефаном, старшим братом Преподобного Сергия Радонежского.

Как сын знатного боярина, святой Алексий получил лучшее по тому времени образование. В монастыре он занялся изучением греческого языка, а затем сличил и исправил славянский перевод Новозаветных книг по греческим подлинникам.

Благочестивая жизнь и высокий ум инока Алексия привлекли к нему внимание митрополита Феогноста, святителя Московского (+1359; память 14 марта). Он поручил святому Алексию заведывание судебными делами Церкви, и тот в течение 12 лет исполнял эту должность со званием митрополичьего наместника.

В конце 1350 года святитель Феогност рукоположил святого Алексия во епископа Владимирского, предполагая впоследствии назначить его своим преемником.

Так как святой Алексий пользовался большим уважением у великого князя и бояр за свои мудрые советы не только в церковных, но и в гражданских делах, то великий князь вместе со святителем Феогностом стал ходатайствовать об этом у Константинопольского Патриарха.

Весной 1353 года от моровой язвы умерли митрополит Феогност и великий князь Симеон Гордый. Но ходатайство их было удовлетворено. Святой Алексий стал преемником святителя Феогноста на Московской митрополичьей кафедре.

В 1354 году он совершил путешествие в Константинополь и получил там от Патриарха Филофея благословение и утверждение на кафедру митрополита Киевского (фактически Московского) и всея Руси.

На обратном пути из Константинополя корабль, на котором возвращался святитель Алексий, попал в сильную бурю, но, по молитвам святителя, плавание прошло благополучно. Святитель дал обет построить храм во имя того святого, память которого придется в день благополучного возвращения.

Во исполнение этого обета святителем Алексием в 1361 году был сооружен храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя, память которого празднуется 16 августа. При храме был основан Новоспасский монастырь, игуменом которого был поставлен ученик Преподобного Сергия— преподобный Андроник.

Возвратившись в Москву, которая со времени святителя Петра была резиденцией Всероссийских митрополитов, святитель Алексий принял на себя управление Русской Церковью и неустанно трудился на этом поприще 24 года: поставлял епископов, заботился об упорядочении иноческой жизни, устройстве общежительных монастырей, примером для которых была обитель Святой Живоначальной Троицы, основанная Преподобным Сергием.

Слава о мудром святителе и молитвеннике далеко распространилась за пределы России.

Обратите внимание

В 1357 году хан Джанибек прислал великому князю Московскому Иоанну Иоанновичу (1353 —1359) требование, чтобы тот отпустил в Орду святителя Алексия для исцеления его ослепшей жены, ханши Тайдулы, угрожая, в случае отказа, разорением всей Русской земли.

«Если ханша получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мной мир. Если же не пошлешь его мне — я разорю огнем и мечом твою землю»,— передал хан великому князю.

Смиренный святитель не считал себя достойным совершить чудо исцеления, но, имея твердую веру в Господа, для Которого все возможно,— он не отказался ехать в Орду ради блага и спокойствия своей Родины и паствы, за которых готов был принять и мученическую смерть. «Прошение и дело превышает меру сил моих,— сказал святитель Алексий,— но я верю Тому, Который дал прозреть слепому,— не презрит Он молитвы веры».

Перед отъездом в Орду святитель Алексий вместе с духовенством совершил молебное пение в Успенском соборе, у раки святителя Петра и Господь дал ему знамение, укрепившее его дух: свеча у гроба святителя Петра возгорелась сама собой. Святитель взял часть этой свечи и отправился в Орду.

Еще до прибытия святителя Алексия Тайдула видела его во сне в архиерейской одежде. Когда святой приблизился к Орде, Джанибек вышел ему навстречу и ввел его в свои покои. Святитель, начав молебное пение, велел возжечь малую свечу, привезенную от раки святого митрополита Петра. После долгой молитвы он окропил освященной водой Тайдулу, и та тотчас прозрела.

Хан и все бывшие при славном исцелении изумились и восславили Бога. Хан Джанибек с великим почетом и дарами отпустил митрополита в обратный путь. Ханша Тайдула пожаловала святителю в Кремле участок земли, на котором святитель Алексий воздвиг в 1365 году Чудов монастырь, в память чуда архистратига Божия Михаила в Хонех.

В этом монастыре святитель завещал себя похоронить.

После смерти Джанибека святителю Алексию вновь пришлось ехать в Орду для ходатайства о Русской земле перед свирепым ханом Бердибеком, убившим своих 12 братьев и грозившим полным опустошением Русской земле.

Великий печальник Русской земли святитель Алексий не побоялся идти в Орду на угрожавшую ему смерть. Нося в сердце слова Господа Иисуса Христа: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10,11), он отправился к грозному хану и с Божией помощью сумел своей Богодухновенной беседой укротить его ярость и получить от хана заверение о мире для христиан.

После смерти великого князя Иоанна Иоанновича (+1359) святитель Алексий был духовным наставником десятилетнего благоверного князя Димитрия — наследника великокняжеского престола.

Важно

Благодаря мудрым действиям святителя Алексия ордынский хан передал малолетнему Димитрию ярлык (грамоту) на великое княжение. Святитель Алексий был первым руководителем, первым вдохновителем, первым помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства.

Читайте также:  Преподобномученик тихон (кречков), архимандрит

Подвижнические усилия таких делателей земли Русской, какими были святитель Алексий, Преподобный Сергий Радонежский и благоверный великий князь Димитрий Донской, сплотили вокруг Москвы большинство русских княжеств.

Объединение их легло в основу великой победы русского народа на Куликовом поле в 1380 году.

В своей многообразной святительской деятельности митрополит Алексий неустанно заботился о благоустроении Российской паствы и духовном ее просвещении.

С этой целью он восстановил в Москве прежние обители и создал новые, в том числе женские обители Алексеевскую и Зачатьевскую (где подвизались две его сестры — игумения Иулиания и монахиня Евпраксия).

Им также были основаны обители — Благовещенская в Нижнем Новгороде и в честь святых равноапостольных Константина и Елены во Владимире.

Святитель Алексий прожил около 80 лет.

Приближаясь к концу своего жизненного подвига, он желал видеть преемником на Всероссийском Митрополичьем престоле своего давнего духовного друга Преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Совет

Однако Преподобный, по своему великому смирению, уклонился от этой чести. Святитель Алексий не стал настаивать, провидя великое значение для Русской Церкви Преподобного Сергия как «Игумена всей Русской земли».

Святитель Алексий почил 12 февраля 1378 года и был погребен, согласно завещанию, в Чудовом монастыре.

Выдающийся Первосвятитель Русской Церкви оставил потомкам великое сокровище — собственноручно написанное Евангелие, переведенное им с греческого языка. Это Евангелие благоговейно хранилось в Чудовом монастыре несколько столетий.

Более чем через 50 лет честные мощи святителя Алексия были обретены нетленными, когда крыша деревянного храма, в котором был погребен святитель Алексий, во время Божественной литургии обрушилась. Никто из молившихся и служивших не пострадал. Когда стали возводить фундамент нового, каменного храма, то обнаружили его нетленные мощи, которые положили в Благовещенском приделе нового храма.

Прославление святителя Алексия совершилось 20 мая 1431 года.

В течение всей истории России святитель Алексий почитался как великий заступник и молитвенник Земли Русской. Благодарные потомки заботились об украшении его раки. В Чудовом монастыре был построен храм в честь святителя Алексия. В этот храм святые мощи были торжественно перенесены в 1485 году.

В настоящее время мощи святителя Алексия почивают в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве, где еженедельно по воскресеньям читается акафист Святителю.

В конце XVI века при царе Феодоре Иоанновиче было установлено празднование в честь Московских святителей Петра, Алексия и Ионы (5/18 октября). Позднее, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского, перед Святейшим Синодом в число поминаемых в этот день Московских святителей вошел святитель Филипп, а с 1913 года священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси.

Источник: https://akafist.ru/saints/svjatitel-allexij/

Митрополит Истринский Арсений совершил освящение московского храма святой равноапостольной княгини Ольги в Останкине / Новости / Патриархия.ru

17 февраля 2019 г. 16:52

17 февраля 2019 года, в Неделю о мытаре и фарисее, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г.

Москве, совершил чин великого освящения храма святой равноапостольной великой княгини Ольги — Патриаршего подворья в Останкине (Троицкое благочиние Северо-Восточного викариатства г. Москвы) и Божественную литургию в новоосвященном храме.

В этом году отмечается 1050-летие преставления святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Обратите внимание

Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам; архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Северо-Восточным викариатством г.

 Москвы; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Климов, благочинный храмов Троицкого округа г. Москвы; священник Филипп Пономарев, и.о.

настоятеля храма святой равноапостольной княгини Ольги в Останкине г. Москвы; духовенство Северо-Восточного московского викариатства.

На богослужении присутствовали: председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; депутат Государственной Думы ФС РФ А.Г. Ярошук; депутат Государственной Думы ФС РФ В.В.

 Чайка; председатель Московского городского суда О.А. Егорова; префект Северо-Восточного административного округа г. Москвы А.А. Беляев; заместитель префекта Северо-Восточного административного округа г. Москвы Е.Д. Каданцев; глава управы Останкинского района г. Москвы Г.М. Горожанкин, первый заместитель главы управы Останкинского района г. Москвы А.А.

 Кучма; строители и благотворители храма.

Богослужебные песнопения исполнил хор московского Данилова ставропигиального мужского монастыря (регент Г.Л. Сафонов).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция богослужения.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам по строительству храма святой равноапостольной великой княгини Ольги — Патриаршего подворья в Останкине г. Москвы священник Филипп Пономарев был удостоен права ношения наперсного креста золотого цвета.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении митрополит Арсений прочитал молитву о мире на Украине.

Важно

Проповедь перед причастием произнес священник Иоанн Коваль, клирик храма апостола Андрея Первозванного в Люблине г. Москвы.

По окончании Литургии митрополита Арсения и участников богослужения приветствовал настоятель храма священник Филипп Пономарев. Святейшему Патриарху Кириллу настоятель передал вышитую икону святой равноапостольной княгини Ольги.

Митрополит Истринский Арсений обратился к собравшимся в храме с архипастырским словом. В дар новоосвященному храму митрополит Арсений передал Патриарший дар — икону с изображением святого апостола Андрея Первозванного и святого равноапостольного великого князя Владимира.

«Надеюсь, отец Филипп, что под Вашим руководством здесь будет создана сильная община», — сказал митрополит Арсений, передавая икону.

Первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве поблагодарил настоятеля, приходскую общину и всех потрудившихся в деле строительства храма.

«Я благодарен тем людям, которые стояли у истоков строительства этого храма. Конечно, в первую очередь, хотелось поблагодарить отца Алексия Яковлева (настоятель храма в 2013-2015 гг. — ред.

), который первоначально положил здесь труды при владыке Тихоне, который ныне находится в Берлине (управляющий Берлинской епархией архиепископ Подольский Тихон, в 2011-2018 гг. — управлявший Северо-Восточным викариатством г. Москвы. — ред.

), а также всех тех, кто понес крест храмостроительства», — сказал митрополит Арсений.

Затем во внимание к помощи в строительстве храма святой равноапостольной княгини Ольги в Останкине первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве вручил церковные награды:

  • депутату Государственной Думы ФС РФ В.В. Чайке — орден преподобного Серафима Саровского III степени;
  • президенту группы компаний «Техстрой» С.В. Крючкову — медаль ордена преподобного Серафима Саровского;
  • заместителю префекта Северо-Восточного административного округа г. Москвы Е.Д. Каданцеву — медаль ордена святого благоверного князя Даниила Московского;
  • главе управы Останкинского района г. Москвы Г.М. Горожанкину — медаль святого равноапостольного князя Владимира.

Патриаршие грамоты были вручены главному бухгалтеру ООО «КНК-Консалтинг» М.А. Золотухиной, В.А. Жуковой, генеральному директору ЗАО «Калибр-Технопарк» С.А. Севастьянову, заместителю директора компании «Forttrent» И.К. Прохорову, первому заместителю главы управы Останкинского района г. Москвы А.А. Кучме.

***

Храм святой равноапостольной великой княгини Ольги в Останкине (г. Москва, ул. Новомосковская, д. 4) — первый храм в столице в честь этой святой. Возведен в рамках Программы строительства православных храмов в г.

Москве в центре Останкинского сквера, находящегося между Новомосковской и Аргуновской улицами.

 Комплекс, состоящий из двух храмов (деревянного в честь священномученика Иоанна Восторгова и каменного в честь равноапостольной княгини Ольги), а также приходского дома, является украшением Останкинского района и духовным центром его жителей.

Для строительства храмового комплекса был выбран живописный участок земли, окруженный зеленью, при этом находящийся вблизи густонаселенного жилого района с хорошей транспортной доступностью. Храм с пятью куполами, шатровым завершением и звонницей построен по индивидуальному проекту, в котором нашли воплощение лучшие традиции древнерусского зодчества.

Источник: http://xn--80aaxb5ahcm5a5h.xn--p1ai/db/text/5374218.html

Святитель Алексий, митрополит Московский

Дни церковной памяти святителя Алексия, митрополита Московского: 12 (25) февраля, 20 мая (2 июня), а также 5 (18) октября в день общей памяти святителям Московским Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Гермогену.

В середине XIV в. впервые за предшествующие сто лет появилась возможность освобождения Руси из-под ордынского ига. Этому способствовала усобица в Золотой Орде, во время которой за 30 лет сменилось около тридцати ханов. Сама Золотая Орда начала разваливаться на отдельные улусы.

Но в эти же годы резко усилилось Литовское княжество.

В XIV веке Литва подчинила русские земли до Днепра и повела наступление на Смоленск и княжества по верховьям Оки («верховские княжества»), а также на земли Пскова и Новгорода.

Совет

И потому Литва стала серьезным соперником Московского княжества в борьбе за объединение Русской земли. Более того, литовские князья начали вмешиваться во внутренние русские дела.

И неизвестно еще как бы повернулось дело, неизвестно, сохранило бы независимость само Московское княжество, если бы не твердая позиция, которую занял тогдашний русский митрополит Алексий (ок. 1293 – 12.02.1378).

Будущий русский митрополит родился в Москве около 1293 года в семье боярина Федора Бяконта и его жены Марии, выходцев из Чернигова. В конце XIII в. боярин Федор с семьей переехал в Москву и вошел в число ближайших бояр московского князя Даниила Александровича.

По некоторым сведениям князь, а затем и его сыновья не раз поручали Федору Бяконту управление Москвой во время своих отлучек. Сыновья боярина (братья митрополита Алексия) стали основателями известных боярских фамилий — Игнатьевых, Жеребцовых, Фоминых, Плещеевых.

При крещении своего сына Федор Бяконт назвал Елевферием (по некоторым данным его имя было другим — Симеон). Крестным отцом младенца стал сын Даниила, юный княжич Иван, будущий князь Иван Данилович Калита.

В Житие святого рассказывается, что в возрасте двенадцати лет с отроком произошел чудесный случай. Однажды мальчик расставлял в поле силки для ловли птиц. Он случайно уснул и во сне услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом человеков».

Пробудившись, отрок очень удивился, но с этого времени задумался над своей жизнью и решил стать монахом. Он выучил грамоту и греческий язык, хорошо изучил Священное Писание. В двадцать лет он принял иноческий постриг в московском Богоявленском монастыре.

В монашестве ему было дано то имя, которое он слышал во сне — Алексий.

Двадцать лет провел Алексий в монастыре. Около 1333 года московский великий князь Семен Иванович и тогдашний русский митрополит Феогност привлекли его к управлению Русской Церковью. В 1340 году Алексий был поставлен митрополичьим наместником во Владимире, где он и пробыл двенадцать лет и три месяца.

В 1352 году Алексия возвели в сан епископа Владимирского. Тогда же великий князь и митрополит направили к константинопольскому патриарху грамоту, с просьбой поставить Алексия в митрополиты Киевские и всея Руси после смерти митрополита Феогноста.

Через год послы вернулись с положительным ответом. Но к этому времени, великий князь Семен Иванович и митрополит Феогност уже умерли от эпидемии чумы.

Обратите внимание

По завещанию великого князя Алексий был назначен советником его братьев Ивана Ивановича Красного, который стал великим князем, и Андрея Ивановича.

В 1353 году Алексий отправился в Константинополь, где провел около года в ожидании утверждения на митрополичьем столе. 30 июня 1354 года константинопольский патриарх Филофей утвердил Алексия в сане митрополита Русского. Но уже тогда Константинополь проводил двойственную политику по отношению к Руси.

Чуть ранее другим патриархом на русскую митрополию был утвержден еще один митрополит — Роман, сына тверского боярина. В 1355-м или 1356 гг. Алексий снова ездил в Константинополь для решения споров с Романом. В результате единая некогда русская митрополия оказалась разделенной надвое.

Было решено, что Алексий останется митрополитом «всея Руси», а Роману достались литовские и волынские епархии с центром в Киеве. Впрочем, распри с Романом продолжались до его смерти в 1362 году.

На обратном пути из Константинополя корабль Алексия попал в жестокую бурю на Черном море. Алексий усердно молился и дал обет: если он спасется, то построит в Москве церковь. Буря прекратилась и путешественники смогли достичь берега.

А в 1360 году митрополит Алексий исполнил обет: на берегу реки Яузы он устроил храм и монастырь в честь Спаса Нерукотворного.

В создании монастыря ему помогал ученик Сергия Радонежского Андроник, а монастырь по его имени с тех пор называется Спасо-Андрониковым.

Уже при жизни Алексий прославился как чудотворец. В 1357 году митрополит Алексий ездил в Орду по приглашению хана Джанибека. Дело в том, что ордынская царица Тайдула лишилась зрения и пожелала, чтобы Алексий исцелил ее.

Важно

Житие митрополита рассказывает, что 18 августа, в день отъезда, в Москве случилось чудо: в Успенском соборе перед гробом святого митрополита Петра сама собой загорелась свеча. Алексий разделил свечу и одну часть ее раздал народу, а другую взял с собой.

В Орде, возле больной царицы, он помолился и зажег привезенную из Москвы свечу. Затем окропил Тайдулу освященной водой — и та тотчас прозрела.

Читайте также:  Преподобный иларион оптинский

А в память о чудесном исцелении царицы Тайдулы, в 1365 году митрополит Алексий заложил в московском Кремле монастырь во имя Чуда архистратига Михаила, бывшего в Хонех. Этот монастырь, известный под именем Чудова монастыря, просуществовал до 30-х гг. XX в., когда был взорван безбожными большевиками.

Вскоре Алексию вновь пришлось ездить в Орду. Пришедший в результате переворота к власти хан Бердибек потребовал от русских князей огромной внеочередной дани. Митрополит постарался укротить ярость хана. До сего дня сохранился ярлык, выданный Бердибеком Алексию, подтверждающий освобождение Русской Церкви от даней и поборов.

В начале 1359 года митрополит Алексий отправился в Киев, но был схвачен литовским князем Ольгердом. Ольгерд заключил Алексия под стражу, отнял все имущество и даже грозился убить. Однако Алексию удалось бежать. В Москву он вернулся в 1360 году.

За время его отсутствия, в 1359 г. умер великий князь Иван Красный, завещав престол девятилетнему сыну Дмитрию Ивановичу. Опекуном над сыном он назначил митрополита Алексия.

В течение последующих лет Алексий был  фактическим руководителем московского правительства.

Дмитрия Ивановича он воспитывал как смелого воина и мудрого политика, способного объединить русские земли и организовать отпор Орде.

Совет

В начале 1360-х гг. митрополит Алексий сделал все, чтобы Дмитрию Ивановичу достался ярлык на великое княжение. Алексию удалось убедить нижегородско-суздальского князя Дмитрия Константиновича отказаться от претензий на великокняжеский стол. И в 1362 году Дмитрий Иванович стал великим князем. Позднее митрополит поддержал великого князя в его борьбе с Тверью.

Алексий увещеваниями или же решительными действиями мирил враждующих князей. Когда князь Борис отнял у своего брата Дмитрия Константиновича Нижний Новгород, Алексий потребовал от него приезда в Москву. Тот отказался. Тогда священники, посланные Алексием, «затворили церкви» в Нижнем Новгороде и вынудили Бориса вернуть брату город.

Значительную роль сыграл митрополит Алексий в установлении духовного единства Руси. В этом отношении он особую роль придавал учреждению и распространению общежительских монастырей. Еще в 1353—1354 гг.

, при поддержке константинопольского патриарха Филофея Алексий предложил инокам подмосковного Троицкого монастыря, основателем которого был преподобный Сергий Радонежский, принять общежительский устав.

Выдвижение на первый план в XIV веке монастырского «общежития» предполагало принципиально иной взгляд на само назначение монастыря.

По мысли митрополита Алексия, озабоченного установлением на Руси духовного и политического единства, общежительские монастыри должны были стать центрами, из которых на всю Русь проливался бы свет христианского благочестия.

В монастырях, устроенных на правилах «общежития», отменялась частная собственность, вводились общие молитвы, общие трапезы и обязательный труд для каждого инока. Кроме того, ориентированные на Москву, эти монастыри способствовали бы усилению политического единства.

К тому же, распространение общежительских монастырей должно было способствовать возрождению общинных идеалов и, следовательно, распространению идеи единства. А устроенные как настоящие крепости, монастыри выполняли и военно-оборонительные функции. Как показала дальнейшая история, митрополит Алексий оказался прав — духовно-политическая жизнь Русского государства во многом строилась вокруг вновь основанных монастырей.

Впрочем, вопрос о первых шагах монастырской реформы, благодаря которой на Руси в большом числе возникли общежительские монастыри, не до конца ясен.

Обратите внимание

Так, в летописном изложении «Повести о Митяе» на первое место вынесен «архимандрит Иван Петровьскый», о котором говорится: «Се бысть перъвый общему житию началник на Москве».

При втором упоминании Ивана Петровского «Повесть» также подчеркивает его значение как «архимандрита, Московьскаго киновиарха, началника общему житию». Слово «начальник» имело значение и близкое к современному, и, чаще, значение «зачинатель», «зачинщик».

При одном толковании, можно предполагать, что в Москве было специальное учреждение, ведавшее общежительскими монастырями, которое возглавлял Иван Петровский. При другом толковании, получается, что именно Иван Петровский и был первым зачинателем «общежительских» монастырей в пределах Московской Руси.

В самой Москве Алексий основал четыре новых монастыря: Чудов, Андроников, Алексеевский и Симонов. Затем монастырская колонизация двинулась на север и способствовала экономическому освоению края. Ученики Сергия Радонежского во второй половине XIV — начале XV вв.

основывают несколько новых монастырей, самыми известными из которых стали Высоцкий в Серпухове, Саввино-Сторожевский в Звенигороде, Благовещенский на Киржаче, Кирилло-Белозерский и Ферапонтовский под Вологдой. Всего же, по подсчетам В.О. Ключевского, в конце XIV—XV вв.

возникло 27 пустынных и 8 городских монастырей.

В то время как митрополит Алексий последовательно готовил победу на Куликовом поле и объединял все политические и духовные силы Руси, Константинополь продолжал политику разделения русской митрополии на две части.

В 1375 году из Константинополя, еще при живом Алексии, был прислан в сане митрополита Киприан, откровенно ориентировавшийся на Литву и далекий от интересов Москвы.

Киприан получил титул митрополита Киевского и входивших в состав Литвы и Польши русских епископств, с перспективой занятия митрополичьей кафедры «всея Руси» после смерти престарелого Алексия.

И здесь следует учитывать один очень важный момент. Митрополит Алексий понимал, что объединить все русские земли (в пределах Древнерусского государства) — задача нереальная в тех конкретно-исторических условиях. Поэтому он собирал тот кулак, который мог стать основой и для освобождения от ордынского ига, и для будущего нового возрождения Руси.

Этим кулаком стали Северорусские земли, для которых смягчение ордынского ига или даже полное освобождение от него и было первостепенной задачей. Если бы Алексий придавал первенствующее значение задачам объединения митрополии «всея Руси» под своей властью, то он бы не смог решить главную проблему — объединения Северорусских земель для борьбы с Ордой.

Поэтому митрополит Алексий и не противился самому факту разделения митрополии.

Важно

В целом, духовная и политическая деятельность митрополита Алексия в значительной степени способствовала объединению сил Северной Руси накануне решающего сражения с татарами на Куликовом поле в 1380 г.

Под мудрым руководством митрополита Алексия возрос государственный и полководческий талант московского князя Дмитрия Ивановича (1350—1389).

Уже в начале 70-х годов он сумел отразить три разорительных похода литовского князя Ольгерда на Москву, которые вошли в летописи под названием трех «литовщин». В боях с литовцами впервые проявились и полководческие таланты его двоюродного брата, юного Владимира Андреевича (1353—1410).

В это же время Дмитрий Иванович выиграл и дипломатическую битву — сумел отстоять в Орде свое право на великое княжения, на которое претендовал тверской князь Михаил.

Решительный настрой Дмитрия Ивановича свергнуть ордынское иго — это тоже несомненная заслуга митрополита Алексия. На протяжение всех 70-х годов Дмитрий Иванович активно поддерживает любые проявления антиордынской борьбы, а в русских землях все более крепнет надежда на защиту московского князя в случае столкновения с ордынцами.

Так, в 1374 году нижегородцы уничтожили «посольство Мамая» и тысячу татар с ним, видимо, надеясь на поддержку Москвы, в случае если Орда попыталась бы наказать их за дерзость. В 1376 году войско под водительством воеводы Боброка Волынца взяло бывшую столицу Волжской Булгарии, получив 5 тысяч рублей «окупа».

Но в 1377 году последовало чувствительное поражение от татар на реке Пьяне (притоке Суры, впадающей в Волгу, в Мордовской земле), явившееся следствием халатности воевод. Однако осознание способности противостоять Орде на Руси сохранялось.

Это убеждение значительно укрепила победа над ордынским войском во главе с Бегичем на реке Воже в 1378 году, одержанная московскими и рязанскими силами. И недаром в следующем году Мамай опустошит Рязанскую землю, но не осмелится вступать в московские пределы.

Совет

Так, у русских людей произошел важнейший психологический перелом в сознании. Со времени монголо-татарского нашествия на Руси сменилось три поколения. В прошлое ушли страх и растерянность перед завоевателями.

Зато в общественном сознании сформировалась воля к освобождению и укрепилось убеждение в возможности победы.

Более того, русские князья, воодушевленные подобным народным настроем, были готовы к совместным действиям под руководством московского князя.

Но деятеля, подготовившего победу на Куликовом поле, уже не было в живых: 12 февраля 1378 года митрополит Алексий скончался.

После смерти митрополита Алексия похоронили в церкви Архангела Михаила в основанном им Чудовом монастыре. Уже в 1448 году он был канонизирован Русской Православной Церковью, а в 1484 году мощи святого перенесли в церковь, основанную в его честь и построенную в Чудовом монастыре. Ныне мощи святителя Алексия почивают в Свято-Богоявленском Елоховском соборе в Москве.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Источник: https://portal-slovo.ru/history/35220.php

Святитель Алексий, митрополит Московский

 Дорогие братья и сестры!

В сонме московских святителей, память которых Русская Церковь отмечает 5 (18) октября, особое место занимает святитель Алексей, при святом крещении нареченный именем Елевферий

Московские святители своей жизнью явили пример истинного христианства, проявляя неустанное попечение о церковном и государственном устроении.

Власть, которой по роду своего служения они обладали, послужила им не в осуждение, а в прославление: они заботились не о своих интересах, а о вечном спасении вверенной им паствы.

Бремя огромной ответственности за судьбу Родины не только не сломило их, а наоборот, мобилизовало на борьбу за правду Христову.

Духовный писатель и историк Русской Церкви А. Н. Муравьев писал: «Величественно лицо святителя Алексия, в сонме прославленных иерархов наших Петра, Ионы и Филиппа, по церковной и государственной важности его деяний; так светло сияет лик его, из глубины XIV века, рука об руку со смиренным лицом преподобного Сергия, осеняя своим духовным союзом царствующий град.

Если святитель Петр положил основание его величию перенесением своей кафедры в новую столицу всея Руси и прозрел ее будущую славу, …то святитель Алексий довершил благое начало, упрочив за славным внуком Иоанновым княжение Московское, ибо он был опекуном его детства, умиротворителем князей и священным щитом их от насилия Орды» (Предисловие к Житию святителя Алексея, митрополита Киевского и всей Руси чудотворца).

Святитель Алексий, митрополит Московский (празднование святому 12/25 февраля, 20 мая/2 июня — обретение мощей, 5/18 октября), неустанно заботился об усмирении распрей, терзавших русских князей и народ.

Обратите внимание

Святому неоднократно приходилось ездить в Золотую Орду с ходатайством о защите Руси от истребляющих все на своем пути татарских набегов.

Московскому княжеству и святителю лично противостояло крепкое Литовское княжество во главе с воинствующим князем Ольгердом, Тевтонский орден и Польша. Усиливавшиеся Тверское и Суздальское княжества также не давали покоя Москве.

Иными словами, время служения святого отличалось особой сложностью и драматичностью происходящих событий, сменяющих друг друга с каледоскопической скоростью. Было место всему: молитвенному подвигу, чудотворениям, политике, конфликтам, войнам.

Нередко жизнь святителя подвергалась смертельной опасности со стороны недоброжелателей укрепляющегося государства российского и Христовой Церкви.

В лице святого мы видим не только образец монашеской подвижнической жизни, но и верного Отечеству дипломата, труженика на благо своего государства и народа.

В тяжелых политических условиях святой Алексий принимает на себя управление Церковью. Святитель становится защитником державы, покровителем правящей династии. Ему удавалось умело сочетать церковное и государственное служение. Его святость освящала все московское княжество, а полученные от Бога дары приносились на пользу не только конкретному человеку, но и всему государству, обществу.

Известна история с ослепшей княжной Тайдулой: татарский хан Джанибек обратился с просьбой об ее исцелении. Отказать в ее исполнении значило вынести смертный приговор московскому княжеству. Джанибек так говорил князю Димитрию Иоанновичу: «Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир.

Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю».

Святой на это ответил: «Прошение и дело превышает меру сил моих, но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, — не презрит Он молитвы веры».

Важно

По молитвам святителя женщина была исцелена. Свершившееся чудо уберегло русский народ от гибели, а московскую землю от разорения. И в последующем митрополит Алексий умело выстраивал дипломатические отношения с Ордой, благодаря его политики московское княжество продолжало укрепляться.

Отметим следующее обстоятельство: княжна Тайдула не простая фигура в судьбе Москвы. Ее слепота, а затем чудесное исцеление, вне всяких сомнений, произошли по особому Промыслу Божиему. Существует даже предание, согласно которому по своему происхождению княжна была русской, взятой в плен после разорения татарами рязанской губернии и подаренной хану.

Исцеление Тайдулы произошло 6 сентября 1357 г., в Михайлов день, когда Православная церковь вспоминает чудо Архистратига Божия Михаила в Хонех (в Колоссах).

В память чуда, совершившегося над ордынской царицей, Алексий решил построить на пожалованном ордынской царицей посольском участке земли в Кремле святую обитель, которую впоследствии назовут Чудов монастырь.

Жизнь святого постоянно находилась в опасности, но Господь хранил своего служителя.

Одна из поездок в Константинополь чуть не стоила митрополиту Алексию жизни: на обратном пути его корабль попал в бурю, святитель чудом уцелел, дав обет выстроить монастырь в честь того праздника, в который он ступит на землю. Во исполнение этого обета святителем Алексием в 1361 г.

был сооружен храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя, память которого празднуется 16 августа. При храме был основан Новоспасский монастырь, игуменом которого был поставлен ученик Преподобного Сергия — преподобный Андроник.

Такова история основания Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В 1359 г. во время смоленско-московско-литовских военных действий, митрополит Алексий отправившись в Киев, был захвачен Ольгердом, ограблен и заточен. Милостью Божией святителю тогда удалось бежать в Москву.

Совет

Не менее важным делом в жизни святого стала его опека над осиротевшим малолетним великим князем Димитрием Иоанновичем.

Митрополиту удалось примирить его с претендовавшим на Владимирское княжение князем Димитрием Константиновичем Суздальским посредством династического брака между отпрысками княжеских родов: Димитрием Московским и Евдокией Суздальской, дочерью князя Димитрия Константиновича.

Этот политически необходимый брак впоследствии дал Руси двух святых, составивших одну из самых прекрасных многодетных семей в нашей истории. Благодаря мудрым действиям святителя Алексия ордынский хан передал малолетнему Димитрию ярлык на великое княжение.

Читайте также:  Мученик кодрат коринфский и его ученики

Святитель Алексий заложил основы русского государства, сформировав из малолетнего Димитрия могучего патриота Руси — князя Димитрия Донского, выигравшего впоследствии Куликовскую битву, ставшим собирателем русских земель, положившим начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига.

Святитель Алексий был первым руководителем, первым вдохновителем, первым помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства. Подвижнические усилия таких делателей земли Русской, какими были святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский и благоверный великий князь Димитрий Донской, сплотили вокруг Москвы большинство русских княжеств.

Святитель усмирил противников московского князя, погасил княжеские конфликты.

Святителя Алексея по-праву можно признать выдающимся государственным деятелем, созидателем и защитником земли Русской, дипломатом, реформатором, переводчиком. Его перу принадлежит уникальный перевод текста Нового Завета с греческого на славяно-русский язык. Бесценный труд святителя Алексия являлся образцом для всей дальнейшей справы славяно-русского текста Новозаветных Писаний.

Получивший в дар фотокопию собственноручного перевода святителя Алексия, святой праведный Иоанн Кронштадтский писал:
«Сердечно благодарю Вас за великий и священный дар — Евангелие от Иоанна, Св.

Алексием, митрополитом Московским, списанное и воспроизведенное способом фототипии. Дивный памятник трудов великого Святителя, который нашел время заняться этим трудом (переписки) среди многих других святительских занятий.

Да воздаст он Вам за этот дар неоцененный!».

После своей кончины святитель был захоронен в основанном им Чудовом монастыре. Вплоть до 1920-х гг. мощи святителя Алексия покоились в Алексиевском храме Чудова монастыря, разрушенного в 1929 г. большевиками.

Обратите внимание

Петру Барановскому, известному архитектору и реставратору древнерусского зодчества, удалось перед сносом храма перевезти мощи святого на телеге в Успенский собор Кремля. По ходатайству святейшего патриарха Алексия I в. октябре 1947 г.

мощи святителя были перенесены в Елоховский собор, где они почивают и до настоящего времени.

По молитвам у мощей святителя Алексия со времени их открытия совершались многочисленные чудеса, отмеченные в летописи. В 1522 г., во время нашествия крымского войска хана Мехмед-Гирея, святитель Алексий вместе с другими российскими чудотворцами явился жителям Москвы в видении крестного хода с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, знаменуя небесное заступничество от врагов.

Святителя Алексия особо почитал патриарх Московский и всея Руси Алексий II: он желал быть погребен в Елоховском соборе, чтобы находиться ближе к мощам своего небесного покровителя. Воля святейшего была исполнена.

Напомним, что в 1961 г.

протоиерей Алексий Ридигер, будущий патриарх, принял иноческий чин: 3 марта в Троице-Сергиевой лавре был совершен его монашеский постриг с именем в честь святителя Алексия, митрополита Московского.

Отметим и другой интересный факт: 1 марта 2014 г. на встрече с руководством и сотрудниками ГУП «Московский метрополитен» патриарх Кирилл благословил коллектив предприятия иконой митрополита Алексия; при этом святитель Алексий был объявлен небесным покровителем столичного метрополитена.

Завершим наше небольшое повествование цитатой из Православной Энциклопедии:

Что стало бы с русской землей, если бы не труды святителя?! Нас бы могли либо полностью уничтожить либо оставшихся в живых обратить в инославную веру. А это привело бы к полной потери самостоятельности и, как следствие, невозможности создания одного из самых могущественных государств в истории человечества, явившего миру стольких великих святых.

За стойкую веру и любовь к Отечеству жизнь святителя постоянно подвергалась опасности, его ненавидели и преследовали. Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из своих проповедей говорил: «Горе вам, если о вас все говорят хорошо.

Важно

Эти слова из глубочайшей древности с Божественной силой врываются и в нашу жизнь, и в нашу действительность. И ничего не изменилось со времен святителя Алексия.

Как он боролся за духовное единство Руси и подвергался нападкам и угрозам физического уничтожения, так и сегодня все те, кто молится и трудится для духовного сохранения единой Святой Руси, подвергаются тем же нападкам».

Не будем же бояться людей, их мнения и преследований от них. Будем, по примеру святителя, более любить Бога, Его Святую Церковь и родную Отчизну. И Господь сохранит нас, как сохранил Он своего верного служителя — святителя Алексия — для Царствия Небесного

Трощинский Павел

Источник: http://tihvinskiy.ru/svyatitel-aleksiy-mitropolit-moskovskiy/

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, чудотворец

25 февраля празднуется память святителя Алексия — митрополита Киевского и всея Руси, Предстоятеля Русской Православной Церкви с 1354 по 1378 год, основателя московских монастырей: во имя Чуда святого Архистратига Михаила в Московском кремле (Чудов монастырь) (1365) и Спаса Нерукотворного Образа на Яузе (Андроников, Спасо-Андроников) (1361), основоположника строительства каменного Московского кремля, воспитателя и наставника св. блгв. князя Дмитрия Донского и фактического правителя Московского княжества при трёх князьях.

Происхождение

Святитель Алексий родился около 1300 года в семье боярина Феодора Бяконта, представителя родовитой черниговской фамилии, который вместе со своей женой Марией перебрался из разоренной татарами Черниговщины в набиравшую силу Москву, ко двору св. князя Даниила Александровича.

Феодор Бяконт стал впоследствии родоначальником многих знатных русских фамилий: Плещеевых, Бяконтовых, графов Игнатьевых и других. Боярин пользовался такой благосклонностью св.

князя Даниила, что крестным отцом одного из его сыновей, нареченного — Елевферием, стал молодой княжич Иоанн Данилович, будущий Калита. Впоследствии крестного и крестника связывали тесные узы дружбы.

Уже в молодые годы Елевферий (в древнерусской транскрипции — Алферий), получивший блестящее образование и даже знавший греческий язык, проявил склонность к монашеству.

В двадцатилетнем возрасте он стал монахом в Богоявленском монастыре, который находился в Китай-городе. Обитель эта впоследствии стала местом упокоения Феодора Бяконта и его многочисленных потомков, почитавших за честь быть ктиторами Богоявленского монастыря.

Свыше двадцати лет провел будущий святитель простым монахом в этой московской обители. Он отличался аскетическим и воздержанием. Здесь же он продолжал совершенствовать свое образование.

Служение

О молодом подвижнике узнали и за стенами монастыря. Московский князь Симеон Гордый (сын Ивана Калиты) и митрополит Феогност привлекли его к управлению Русской церковью.

Алексей был назначен митрополичьим наместником в городе Владимире; именно его видел Феогност своим преемником на митрополичьей кафедре, и митрополита поддерживал в этом князь Семен.

В таком качестве Алексей пробыл двенадцать лет и три месяца.

Совет

Незадолго до своей смерти, в декабре 1352 года, митрополит Феогност возвел Алексея в сан епископа города Владимира. Тогда же от имени митрополита и князя Симеона были отправлены послы в Константинополь, к патриарху, с просьбой поставить Алексея в митрополиты Киевские и всея Руси после смерти Феогноста.

Послы вернулись на Русь с положительным ответом во второй половине 1353 года, но за время их отсутствия в Москве произошли трагические события.

Начавшаяся эпидемия «черной смерти» (чумы) унесла жизни уже давно тяжело болевшего митрополита Феогноста, а также совершенно здоровых и полных сил великого князя Симеона, двух его сыновей и брата Андрея.

Московским князем (а затем и великим князем Владимирским) сделался последний брат Симеона князь Иоанн II Добрый. В своем завещании Симеон наказывал брату слушаться «отца нашего, владыку Алексея».

В том же году Алексей отправился за посвящением в Константинополь. Вероятно, он ехал через Орду, где получил ярлык от ханши Тайдулы.

В Константинополе Алексей провел около года.

30 июня 1354 года патриарх Филофей издал грамоту, которой утверждал его в сане митрополита Русского. Официально был подтвержден и давно свершившийся факт — перенесение резиденции русских митрополитов из Киева во Владимир (хотя именовался Алексей по-прежнему «митрополитом Киевским»).

В середине XIV века тяжелые времена переживала не только Русь, томившаяся под гнетом Орды, но и сама Орда, раздираемая противоречиями, и Византийская империя, в которой шла настоящая гражданская война.

В этих условиях распалась и некогда единая Русская митрополия, земли которой давно уже поделили между собой княжества Северо-Восточной Руси, с одной стороны, и Литва и Польша, с другой. Начались церковные смуты и нестроения.

Обратите внимание

Вскоре после отъезда Алексея в Константинополе был поставлен еще один митрополит на Русскую кафедру — некто Роман, сын тверского боярина и, по некоторым данным, родственник тверского князя, ставленник могущественного литовского князя Ольгерда, не желавшего, чтобы входившие в состав Великого княжества Литовского земли, населенные православными, подчинялись митрополиту из Москвы. Поставление Романа, вероятно, было совершено Константинопольским патриархом Каллистом, сменившим Филофея после отречения от власти императора Иоанна VI Кантакузина.

Распря с Романом вынудила Алексея осенью 1355 (по иным данным 1356) года вновь отправиться в Константинополь. Было решено, что Алексей останется митрополитом «всея Руси»; Роману же достались литовские (Полоцкая и Туровская) и волынские епархии.

Но, это решение не удовлетворило Романа. Он пытался подчинить себе Киев, захватил Брянскую епархию, а в 1360 году даже приезжал в Тверь, вероятно, надеясь склонить на свою сторону тверских князей.

Распри с Романом продолжались в течение нескольких последующих лет, до смерти Романа в 1362 году.

На обратном пути митрополита Алексея из Константинополя на Русь корабль попал на Черном море в жестокую бурю, так что все отчаялись уже спастись.

Святитель усердно молился Богу, причем дал обет: соорудить храм во имя того святого или того праздника, который будет праздноваться в день, когда он высадится на берег. Буря прекратилась, и путешественники благополучно достигли берега.

Впоследствии митрополит Алексей исполнил свое обещание: около 1360 года на берегу реки Яузы им был построен храм и монастырь во имя Спаса, Нерукотворного Его Образа (этот праздник отмечается 16 августа). В деле создания монастыря много участвовал преподобный Андроник, ученик святого Сергия Радонежского, ставший первым игуменом обители. По его имени монастырь получил название Спасо-Андроникова.

Исцеление Тайдулы

Слава о святителе Алексии как великого молитвенника и чудотворца распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных магометан, которые не знали Христа. Супруга хана татарского Джанибека Тайдула три года назад лишилась зрения.

Важно

Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, Джанибек послал к великому князю московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой, чтобы он прислал к нему этого человека Божия, дабы он, помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение.

При этом Джанибек заявил: «Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю».

Святой Алексий в данной ситуации глубоко задумался и помрачнел, считая это делом выше своих сил. Но князь и бояре стали умолять святителя не отказываться от опасного поручения.

Иного выхода не было, и он стал готовиться к отъезду. И в 1357 году святителю пришлось ехать в Орду.

В Успенском соборе в Кремле он с духовенства отслужил при раке чудотворца митрополита Петра молебен Божией Матери. И во время этого молебна сама собой загорелась свеча.

Эту свечу святитель Алексий раздробил на маленькие части и раздал их присутствовавшим, прося их молитв, а из оставшейся у него части сделал небольшую свечу и взял ее с собой в опасный путь.

Перед самым его приездом Тайдула увидела во сне, что ее исцеляют христианские священники в блестящих ризах, и, проснувшись, велела изготовить такие ризы. Хан встретил святителя с честью и ввел его к своей супруге.

Святитель облачился в поданную ему ризу, зажег чудотворную свечу, отслужил молебен и окропил Тайдулу святой водой. И чудо совершилось: она прозрела.

Совет

В ризнице Успенского собора до наших дней хранилось драгоценное кольцо, подарок благодарного хана святителю Алексию. А Тайдула подарила ему принадлежавший ей в Кремле участок земли, на котором святитель Алексий основал Чудов монастырь в честь чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех.

Христианский политик

Великий князь Иоанн II умер молодым, и митрополит Алексий стал опекуном его наследника, восьмилетнего князя Димитрия (будущий вел, князь Димитрий Донской), и в то же время главой боярской думы, которая правила княжеством.

Таким образом, святитель фактически был главой не только Церкви, но и всего государства, явив собою яркий образец христианского политика.

Основы его политики были следующими: мир с татарами (поскольку они, хотя и обложили завоеванную Русь данью, тогда не посягали на свободу Православия), борьба с латинским Западом (который стремился духовно подчинить себе Русь), концентрация всех национальных сил вокруг Москвы.

В отстаивании русских национальных интересов митрополит был очень строг: так, за союз с Литвой, гибельный для русского дела, святитель Алексий даже отлучил от Церкви князей Тверского и Смоленского.

Много пришлось святому владыке потрудиться, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы.

Святитель Алексий предвидел, что по смерти его будут церковные нестроения, и, чтобы избежать их, хотел поставить во главе Церкви прп. Сергия Радонежского. Но смиренный подвижник решительно отказался.

«От юности моей, владыко, я не был златоносцем», — сказал он. Святитель понял его и не стал настаивать.

Но нестроения все же произошли и окончились только в 1390 году, с возведением на митрополичий престол святителя Киприана.

Скончался святитель Алексий в 1378 году и был погребен в Чудовом монастыре.

Обратите внимание

В 1929 году монастырь был разрушен. Мощи святителя Алексия были перенесены в Архангельский собор, а в 1947 году, в связи с подготовкой к празднованию 800-летия Москвы, по просьбе Патриарха Алексия I перенесены в кафедральный Богоявленский собор в Елохове, где они покоятся и ныне.

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России.days.pravoslavie.ru

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России.www.sedmitza.ru

Святитель Алексий Московский www.azbyka.ru

Святитель Алексий Московский: www.pravmir.ru

                          Александр А. Соколовский

Источник: http://borisov-spas.by/sokolovskij-a-a/svyatitel-aleksiy-mitropolit-moskovskiy-i-vseya-rossii-chudotvorets.html

Ссылка на основную публикацию