Святитель димитрий ростовский

Святитель Димитрий Ростовский

Свя­ти­тель Ди­мит­рий, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский (в ми­ру Да­ни­ил Сав­вич Туп­та­ло), ро­дил­ся в де­каб­ре 1651 го­да в ме­стеч­ке Ма­ка­ро­во, неда­ле­ко от Ки­е­ва, в бла­го­че­сти­вой се­мье и вы­рос глу­бо­ко ве­ру­ю­щим хри­сти­а­ни­ном. В 1662 го­ду, вско­ре по­сле пе­ре­ез­да ро­ди­те­лей в Ки­ев, Да­ни­ил был от­дан в Ки­е­во-Мо­ги­лян­скую кол­ле­гию, где впер­вые рас­кры­лись да­ро­ва­ния и неза­у­ряд­ные спо­соб­но­сти та­лант­ли­во­го юно­ши.

Он успеш­но изу­чил гре­че­ский и ла­тин­ский язы­ки и ряд клас­си­че­ских на­ук. 9 июля 1668 го­да Да­ни­ил при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Ди­мит­рий – в честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ско­го. До вес­ны 1675 го­да он про­хо­дил ино­че­ское по­слу­ша­ние в Ки­ев­ском Ки­рил­ло­вом мо­на­сты­ре, где на­ча­лась его ли­те­ра­тур­ная и про­по­вед­ни­че­ская де­я­тель­ность.

Чер­ни­гов­ский ар­хи­епи­скоп Ла­зарь (Ба­ра­но­вич) ру­ко­по­ло­жил Ди­мит­рия 23 мая 1675 го­да во иеро­мо­на­ха.

Обратите внимание

В те­че­ние несколь­ких лет иеро­мо­нах Ди­мит­рий под­ви­зал­ся, про­по­ве­дуя сло­во Бо­жие, в раз­лич­ных мо­на­сты­рях и хра­мах Укра­и­ны, Лит­вы и Бе­ло­рус­сии.

Неко­то­рое вре­мя он был игу­ме­ном Мак­си­мов­ской оби­те­ли, а за­тем Ба­ту­рин­ско­го Ни­коль­ско­го мо­на­сты­ря, от­ку­да в 1684 го­ду был вы­зван в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру.

На­сто­я­тель Лав­ры ар­хи­манд­рит Вар­ла­ам (Ясин­ский), зная вы­со­кую ду­хов­ную на­стро­ен­ность сво­е­го быв­ше­го уче­ни­ка, его об­ра­зо­ван­ность, склон­ность к на­уч­но­му тру­ду, а так­же несо­мнен­ное ли­те­ра­тур­ное да­ро­ва­ние, по­ру­чил иеро­мо­на­ху Ди­мит­рию со­став­ле­ние Че­ти­их-Ми­ней (жи­тий свя­тых) на весь год.

С то­го вре­ме­ни вся даль­ней­шая жизнь свя­ти­те­ля Ди­мит­рия бы­ла по­свя­ще­на вы­пол­не­нию это­го по­движ­ни­че­ско­го, гран­ди­оз­но­го по сво­им мас­шта­бам тру­да.

Ра­бо­та тре­бо­ва­ла огром­но­го на­пря­же­ния сил, нуж­но бы­ло со­брать и про­ана­ли­зи­ро­вать мно­же­ство раз­роз­нен­ных ис­точ­ни­ков и из­ло­жить их язы­ком, до­стой­ным вы­со­ко­го пред­ме­та из­ло­же­ния и од­новре­мен­но до­ступ­ным всем ве­ру­ю­щим.

Бо­же­ствен­ная по­мощь не остав­ля­ла свя­ти­те­ля на про­тя­же­нии его два­дца­ти­лет­не­го тру­да.

По сви­де­тель­ству пре­по­доб­но­го, ду­ша его на­пол­ни­лась об­ра­за­ми свя­тых, ко­то­рые укреп­ля­ли его дух и те­ло, все­ля­ли ве­ру в бла­го­по­луч­ное за­вер­ше­ние его бла­го­род­но­го тру­да. Од­новре­мен­но с этим пре­по­доб­ный Ди­мит­рий был на­сто­я­те­лем несколь­ких мо­на­сты­рей (по­оче­ред­но).

Тру­ды по­движ­ни­ка об­ра­ти­ли на се­бя вни­ма­ние пат­ри­ар­ха Адри­а­на.

В 1701 го­ду ука­зом Пет­ра I ар­хи­манд­рит Ди­мит­рий был вы­зван в Моск­ву, где 23 мар­та в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля был хи­ро­то­ни­сан на Си­бир­скую мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру в го­род То­больск.

Важно

Но через неко­то­рое вре­мя из-за важ­но­сти на­уч­но­го тру­да и сла­бо­го здо­ро­вья свя­ти­тель по­лу­чил но­вое на­зна­че­ние в Ро­стов-Яро­слав­ский, ку­да при­был 1 мар­та 1702 го­да в ка­че­стве мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го.

Как и преж­де, он про­дол­жал неусып­но за­бо­тить­ся об укреп­ле­нии един­ства Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, ослаб­лен­но­го ста­ро­об­ряд­че­ским рас­ко­лом.

В его вдох­но­вен­ных тру­дах и про­по­ве­дях мно­гие по­ко­ле­ния рус­ских бо­го­сло­вов чер­па­ют ду­хов­ные си­лы для твор­че­ства и мо­лит­вы. Для всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан он оста­ет­ся при­ме­ром свя­той, ас­ке­ти­че­ской, нес­тя­жа­тель­ной жиз­ни. По его кон­чине, по­сле­до­вав­шей 28 ок­тяб­ря 1709 го­да, у него не на­шли ни­ка­ко­го иму­ще­ства, кро­ме книг и ру­ко­пи­сей.

При­чис­ле­ние свя­ти­те­ля Ди­мит­рия, мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го, к ли­ку свя­тых со­вер­ши­лось 22 ап­ре­ля 1757 го­да. Празд­не­ство ему уста­нов­ле­но так­же 21 сен­тяб­ря, в день об­ре­те­ния мо­щей.

Свя­ти­тель Ди­мит­рий, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский, при­быв в 1702 го­ду на Ро­стов­скую ка­фед­ру, преж­де все­го по­се­тил мо­на­стырь свя­ти­те­ля Иа­ко­ва, епи­ско­па Ро­стов­ско­го (па­мять 27 но­яб­ря и 23 мая).

В со­бор­ной церк­ви в честь За­ча­тия Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы он со­вер­шил ли­тур­гию, по­сле ко­то­рой при всех при­сут­ство­вав­ших в хра­ме опре­де­лил на пра­вой сто­роне ме­сто сво­е­го бу­ду­ще­го по­гре­бе­ния со сло­ва­ми: «Се по­кой мой, зде все­лю­ся в век ве­ка».

Пре­ста­вил­ся свя­ти­тель Ди­мит­рий 28 ок­тяб­ря 1709 го­да.

Несмот­ря на же­ла­ние свя­ти­те­ля, вы­ра­жен­ное в за­ве­ща­нии, ду­хо­вен­ство и жи­те­ли Ро­сто­ва про­си­ли при­быв­ше­го для по­гре­бе­ния ме­сто­блю­сти­те­ля пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла Ря­зан­ско­го мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на Явор­ско­го со­вер­шить по­гре­бе­ние в со­бор­ном хра­ме го­ро­да, ря­дом с пред­ше­ствен­ни­ком свя­ти­те­ля Ди­мит­рия, свя­ти­те­лем Иоаса­фом. Мит­ро­по­лит Сте­фан, со­блю­дая за­ве­ща­ние сво­е­го по­чив­ше­го дру­га, на­сто­ял на по­гре­бе­нии те­ла свя­ти­те­ля Ди­мит­рия в ука­зан­ном ме­сте.

Од­на­ко до при­бы­тия мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на ме­сто по­гре­бе­ния при­го­тов­ле­но не бы­ло, хо­тя со дня кон­чи­ны про­шло око­ло ме­ся­ца.

Совет

В свя­зи с неот­лож­ным отъ­ез­дом мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на из Ро­сто­ва в вы­ко­пан­ной мо­ги­ле был сде­лан на­ско­ро за­го­тов­лен­ный де­ре­вян­ный сруб, в ко­то­ром 25 но­яб­ря бы­ло по­гре­бе­но те­ло свя­ти­те­ля. Это об­сто­я­тель­ство, преду­смот­рен­ное Про­мыс­лом Бо­жи­им, при­ве­ло к ско­ро­му об­ре­те­нию мо­щей.

В 1752 го­ду про­из­во­дил­ся ре­монт в со­бор­ной церк­ви мо­на­сты­ря, и 21 сен­тяб­ря при по­чин­ке опу­стив­ше­го­ся по­ла бы­ло об­на­ру­же­но нетлен­ное те­ло свя­ти­те­ля Ди­мит­рия.

Ме­сто по­гре­бе­ния ока­за­лось сы­рым, ду­бо­вый гроб и на­хо­див­ши­е­ся в нем ру­ко­пи­си ис­тле­ли, но те­ло свя­ти­те­ля, а так­же омо­фор, сак­кос, мит­ра и шел­ко­вые чет­ки со­хра­ни­лись нетлен­ны­ми.

По­сле об­ре­те­ния у свя­тых мо­щей со­вер­ша­лось мно­же­ство ис­це­ле­ний, о чем бы­ло до­не­се­но Си­но­ду, по пред­пи­са­нию ко­то­ро­го в Ро­стов при­бы­ли Суз­даль­ский мит­ро­по­лит Силь­вестр и Си­мо­нов­ский ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил для осви­де­тель­ство­ва­ния мо­щей свя­ти­те­ля Ди­мит­рия и про­ис­шед­ших чу­дес­ных ис­це­ле­ний.

По­сле­до­вал указ Си­но­да от 29 ап­ре­ля 1757 го­да о при­чис­ле­нии к ли­ку свя­тых свя­ти­те­ля Ди­мит­рия, мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го и уста­нов­ле­нии празд­но­ва­ния 28 ок­тяб­ря (день пре­став­ле­ния) и 21 сен­тяб­ря (день об­ре­те­ния мо­щей).

Источник: https://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/biblioteka/articles/svyatitel-dimitrij-rostovskij.html

Факты из жизни святителя Димитрия Ростовского и его отношения императором Петром Первым

Святитель Димитрий Ростовский

Святитель Димитрий был по национальности украинец из местечка Макаров, которое в то время являлось территорией Польши (Речи Посполитой) и его  в миру звали Данила Савич Туптало.

Святитель Димитрий был сыном военного, владел греческим, латинским, польским и украинским языками. В 17 лет принял монашеский постриг, монахинями стали и его три родные сестры.

Отец святителя Димитрия

Димитрий Ростовский получил образование в Киево-Могелянской Академии. Эта академия считалась одной из лучших духовных школ и выпускники считались академии очень славились своим высочайшим по тем временам образованием.

Образование Киево-Магелянской Академии всё же было ориентировано на Запад, на Унию. А потому выпускники как бы считались «прозападными», может даже ближе к католичеству, чем к православию.

Но именно выпускники этого заведения могли иметь большое будущее при правлении и реформах императора Петра Первого, который как раз и ориентировался на Запад.

А потому эти  «прозападные» выпускники с самым на то время высоким образованием были сильно востребованы в России, где даже по письмам Димитрия Ростовского известно, что в России духовное образование было в то время крайне слабое. А потому, особенно кандидатов в епископы на русские кафедры приглашали с Южга и Запада.

Монашеский постриг

Будучи митрополитом Ростова, святитель Димитрий набрал свою школу из 200 мальчиков, чтобы подготовить из них благочестивых и начитанных священнослужителей. В этой школе святитель организовал даже театр, чего совершенно не бывало в практике православной Церкви. Но святитель для детей сам писал постановки и из-за неимением денег, театральные костюмы перешивались из старых епископских облачений!!! Через три года , эта школа к сожалению закрылась по причине финансовой. У Церкви не нашлось финансирования на школу Димитрия Ростовского.Как писатель, Святой Димитрий Ростовский больше всего прославился уже в Ростове, хотя писать начинал ещё на Украине, когда ему было чуть за 20 лет, а на Украине он прославился как великий оратор, украинский златоуст. В 18 лет он уже был рукоположен в диаконский сан, в 24 года в священники, в 26 лет уже начали выходить его письменные труды и это при том, что печататься в то время было очень сложно, шёл 17 век.Практически за три века, полное собрание письменных трудов Святителя Димитрия ни разу так и не издавалось. Но если бы такое издание увидело бы свет, то под подсчётам литературоведов, оно бы состояло из 30 томов и имело бы в каждом томк по 600-700 страниц).

Обратите внимание

В 30 лет святитель становится игуменом, а в 33 года святитель назначается, будучи ещё игуменом, проповедником в Киево-Печерскую лавру.

В то время в лавре, был весь цвет православия, было старчество и в столь молодом возрасте стать проповедником в таком месте, это было огромное доверие и признание Святого Димитрия со стороны церковных властей.

В то время лавра находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата и  там будущий Святитель получает послушание собрать во едино и издать книги жития святых. Это колоссальный труд святителя, за который он и был особо отмечен  в Церковной истории .

Хиротония во епископа

Святитель Димитрий Ростовский  является как бы связующим звеном, древнего православия до Петровского времени и православия нового Петровского времени. Отстаивая православие во всей чистоте и борясь против ересей и расколов, святитель не просто переиздаёт жития святых, а делает свой многолетний авторский труд используя западные книги католических богословов Польши, Голландии, Германии, всё анализирует по древним рукописям, собирает во единое целое и тем самым вносит нечто новое через свой труд в православие, что ранее для русских православных было закрыто и недоступно. Для многих святитель уже тогда был человеком нового времени.

Труд по написанию жития святых Димитрия Ростовского не сразу был  одобрен Русской Православной Церковью. Кое-что исправлялось, кое-что не пропускалось в печать, в Москве заменялись слова и вырожения.

Были даже возгласы в адрес святителя, что в его трудах много прозападного, католического. Проскальзовала такая линия святителя Димитрия, что Богородица была безгрешна, что является католическим догматом.

Однако сам труд, Святитель и ориентировал свой труд в том числе и  для Запада , так как на Украине в то время , где это всё и песалось, католическая религия (Уния) была главенствующая, а православие отходило на второй план.

Святитель хотел раскрыть глубину православие на понятном для запада языке. Он писал свой труд не на чисто славянском языке, а используя украинские и польские обороты речи, а в Москве это опять сочли как недопустимым вольнодумством.

Рукопись святителя Димитрия
Святитель Димитрий являлся большим противником старообрядчества.  Ведь сам раскол произошёл в 1666 году, когда святителю было  15 лет от роду и конечно он много знал, слышал о расколе и обличал раскол оставшись в своёй семье верным православию и реформам патриарха Никона. Раскол, при  святительском служении Димитрия уже не имел такого сильного проявления как при Патриархе Никоне, но святитель Димитрий в расколе всё ещё видел опасность. Причём опасность не за власть и деньги, а чисто духовную. Святитель видел в раскольниках опасность духовной жизни человека , что раскольники-староверы не спасуться, погубят свои души и святитель переживал и боролся с проявлением раскола.Вообще святителя Димитрия в нашей современности не легко понять даже историкам. Святитель был очень прямым человеком. Он в своём слове неоднократно критиковал власть и самого Петра Первого, но при этом он являлся сторонником Петра и поддерживал все его реформы. В том числе и касательно староверов, которых святитель считал, нужно выявлять и наказывать.

Надо заметить, что именно Пётр Первый очень ценил силу слова и проповеди, а так же учёность Димитрия и именно Пётр Первый пригласил в Москву будущего святителя чтобы предложить ему сан епископа и епископом отправить в Тобольск.

Важно

Конечно Димитрий принял сан епископа не переча императору, но в Тобольск он не поехал, а ещё год оставался в Москве по состоянию здоровья.

Святителю было 50 лет, но здоровье было подорвано и в Москве святитель пишет свои проповеди и благославляет их читать по храмам с амвона. Так те проповеди были полны критики Петра Первого от его нравственной стороны, до военной критики.

Святитель критиковал императора открыта как военного человека, за то, что в начавшейся Северной войне со Швецией он не находится со своими солдатами. И согласитесь, что это было очень смело со стороны святителя.

Обретение мощей святителя вышито на священнической фелони

Однако в целом отношения императора Петра Первого и Святителя Димитрия были вполне гладкими. Они между собой неоднократно встречались.  Причём волею судьбы святитель впервые оказался в Москве в то время, когда София  задумала гос. переворот свергнуть Петра и святитель своими глазами видел казни стрельцов. Так же император присутствовал на хиротонии святителя во епископы.
Личные вещи святителя

Император Пётр Первый видел в святителе Димитрие не только главу духовного на определённой кафедре, но и для Петра епископ, это ещё был политик , который обязан был исполнять волю государя и быть его правой рукой в определённой области, куда сам Пётр и назначал епископов! И вот при этом мы видим смелость святителя критиковать Петра! А что же Пётр? Через 8 лет после смерти святителя Димитрия Ростовского, Пётр приказывает издать завещание святителя к русскому народу. Мы видим, что император относился к святителю скак к человеку требующему к себе уважения. Он многое разрешал святителю видя в нём силу личности и силу праведного духовного лица.  Практически Пётр встретил равного по личности себе человека, только император был лицом политическим, а святитель духовным. Это были две сильные личности России в разных сферах, которым не надо было ни чего делить, так у них были разные сферы деятельности, светская и духовная, и которые за силу уважали друг друга и могли говорить и слышать друг друга. Однако Пётр и Димитрий были совершенно два разных человека. Пётр как император служил в миру и был нацелен реформировать и поднять светское общество и элиту России, а святитель Димитрий противодействовал ему, желая служить Церкви и  сохранить ортодоксальность на уровне низов общества, оставить обществу веру и Церковь ту чистую и не тронутую. Если Пётр забывая о Церкви стремился поднять народ на служение Отечеству, то святитель Димитрий постоянно всем напоминал, что есть ещё другой мир, духовный. И своими проповедями как великий оратор возвращал людей в храмы к Богу и народ его слышал и при этом он не мешал власти поднимать Россию через реформы. Всё это  заставило Петра Первого считать святителя выдающейся Церковной личностью!
Казалось бы, что любой правитель многоговорящего человека должен сослать и подальше. Но даже после критики, Пётр Первый меняет свой указ и отказывается посылать святителя в Тобольск, который впрочем за год туда и не отправился, а назначил его митрополитом в Ростов Великий. Официальная версия, святитель сам попросил императора не отправлять его в Сибирь из-за болезни, но есть и неофициальная версия, что не хотел Пётр Первый отрывать от себя такую личность и решил святителя держать на кафедре поближе к себе. И тут явная симпатия Петра Первого к митрополиту. Но тут уже личная тайна двух великих людей, что послужило изменением воли императора.
Место где был погребён святитель

Святитель 7 лет возглавлял кафедру Ростова и часто бывал в Москве у императора Петра Первого и был случай, когда митрополит целый год прожил в Москве у Петра не возвращаясь в Ростов. И тут вполне возможно, что император Пётр рассматривал кандидатуру митрополита Димитрия Ростовского как местоблюстителя московского патриаршьего престола. Но к сожалению жизнь святителя оказалась короткой, всего 57 лет. Но такова воля Бога.
Гробницы с мощами святителя 1911 и современная 2007 годаКстати мощи святителя были обретены нетленные, пролежав в земле пол века. Для людей и церкви того времени, когда вскрыли гроб и все увидели нетленное тело, это был серьёзный показатель святости. Святитель был сразу канонизирован и Димитрий Ростовский стал первым святым на Руси, которого прославил в лике святых не патриарх, а синод, синодальная церковь возглавляемая можно сказать светскими властями, императором. В то время патриаршества в России уже не было, Пётр Первый его отменил. В истории России только два правителя отменяли патриаршество, это Пётр Первый и Иосиф Сталин, это люди желающие сами контралировать Церковь самостоятельно влияя на неё.

Читайте также:  Церковь рождества христова (тотьма), россия, вологодская область, город тотьма

Таким образом, святитель Димитрий стал первым святым как бы новой православной церкви в новой Петровской России. А в 18 веке известно только о двух канонизированных русских святых и первым святым стал Димитрий Ростовский.

В монастыре Ростова, здесь находятся мощи святителя ДимитрияИ вот тут видим, что святителю Димитрию отдают должную дань памяти и уважения не церковное патриаршье правительство, а светское правительство России, мыслевшее по другому, не так как святитель. Святитель властей критиковал и критикуемые им некогда  власти его и  прославили. Но правительство реформаторов Петра Первого и в частности наследники Петра и причисляют к лику святых Ростовского Димитрия, как человека новой эпохи поддержавшей петровские реформы. Этот интектуальный и начитанный человек очень соответствовал той эпохи 18 века. Правителям России надо было показать людям пример нового русского митрополита оставашегося внутренне преданным старым канонам православия, но внешне внёсшего свою новизну , так сказать в ногу со временем и реформами Петра.

Сегодня святителя Димитрия трудно назвать чисто церковном человеком. Историки говорят о нём как об универсальном человеке, труды которого вышли далеко за пределы церковных рамок и он подарил русским людям своё культурное наследие прежде всего как писатель.

У входа в собор с мощами святого Димитрия

Когда святитель умирал, то всё что он не успел напечатать, но были наброски и черновики, он попросил вложить всё ему в гроб. Через пол века из земли тело было взято нетленно, но все бумаги истлели и считается, что тем самым многие его труды не напечатанные, но рукописные, оказались утрачены.

Академик Лихачёв, очень ценил святителя Димитрия Ростовского и считал его последним церковным писателем, который имел великое значение для всей Южной Православной Европы .

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/216109.html

Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь

СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ: ЖИЗНЬ В ПЕРЕЕЗДАХ

Что мы знаем о святителе Димитрии Ростовском?

Это был простой, но очень одаренный человек, человек со своими немощами, но необыкновенного смирения. Несмотря на незаконченное высшее образование — блестящий оратор и писатель, из-за чего его буквально разрывали на части: один монастырь задерживал, другой требовал, один город обижался, другой звал и звал к себе.

Он слагал с себя высокие звания и вновь был ими облекаем. Избегал комфортной жизни в богатых настоятельских покоях, а его снова и снова ставили во главе обители или епархии. Всю жизнь он переезжал от назначения к назначению, от Украины до Сибири, – и ни разу не возмущался этим.

Впоследствии его мощам пешком ходила поклоняться императрица, а он при жизни… кланялся в пол перед простым певчим.

Святитель Димитрий Ростовский

Будущий святитель Димитрий Ростовский (в миру — Даниил) родился в 1651 году на территории нынешней Украины. Его отец, Савва Григорьевич Туптало, был обычным казаком, но дослужился до должности сотника. Последние годы своей жизни Савва Григорьевич служил ктитором (старостой) в Киевском Кирилловом монастыре.

Кстати, последняя запись в дневнике святителя посвящена именно его отцу: тот умер в монастыре 103-летним старцем. Описав мирную смерть Саввы Григорьевича, святитель больше уже не прикасался к своим записям, которые вел всю жизнь.

Получить оконченное высшее образование будущему святителю не удалось. Его юность пришлась на время войны с поляками — Братское училище в Киеве, где обучался Даниил, был закрыто, когда город попал в руки поляков.

Совет

17-летний юноша ушел в монастырь, где служил его отец, и вскоре принял монашеский постриг. Впоследствии всю жизнь он стремился восполнить недостаток знаний, общаясь с образованнейшими людьми своего времени. К примеру, став настоятелем, принял в монастырь Адама Зерникава — западного богослова, обучавшегося в Кенингсберге, Лондоне и Оксфорде, бывшего лютеранина, принявшего православие.

Уже в 24 года Димитрия рукоположили в иеромонаха. Отсюда начались его странствия… Жизнь будущего святителя сложилась так, что он постоянно переезжал с места на место: за 30 с лишним лет своего служения побывал настоятелем пяти разных монастырей, епископом нескольких кафедр. Выражаясь на современном языке, география его служения – от Украины и Белоруссии до Сибири и Китая.

Однако ни о какой «церковной карьере» святитель никогда не заботился. Однажды он и вовсе сложил с себя звание игумена, отошел от церковного управления и переселился в Киево-Печерскую лавру, где писал Четьи-Минеи – Жития святых, труд, которому он отдал 20 лет жизни.

Четьи-Минеи святителя Дмитрия Ростовского

Спокойно работать ему дали только 1,5 года… Снова упросили стать игуменом и принять под свое начало Николаевскую обитель в Батурине (Украина). Отец Димитрий повиновался, но жил там не в настоятельских покоях, а маленьком домике, который называл своим скитом.

Святитель Димитрий Ростовский

Из дневников его, в частности, можно увидеть, что человек этот был «простым смертным» и так же, как все, боролся со своими недостатками:

«Августа десятого 1685 года, в понедельник, я услышал благовест к заутрени, но по обыкновенному моему ленивству разоспавшись, не поспел к началу, а проспал даже до чтения псалтири…» — не стеснялся писать о себе будущий святитель.

«…Думаю, это сказано мне для того, что я весьма ленив к молитве и уподобился в этом случае римлянам, у коих весьма краткое молитвословие, так как у меня краткая и редкая молитва»…

И при этом – в дневнике нет ни слова ропота на то, что нигде – ни в какой обители, ни в городе — ему не приходилось задерживаться надолго.

Апогеем его «странствий» стала Сибирь. В только-только присоединенные к России, можно сказать, дикие еще земли 50-летнего архимандрита Димитрия направили служить в 1701 году, возведя в сан митрополита Тобольского и всея Сибири.

Велели привезти с собой нескольких образованных иноков: изучив монгольский и китайский языки, они должны были служить в Пекине, в заново организованной там церкви (интересно, что святитель включен в Собор Сибирских святых).

Обратите внимание

Однако вскоре владыке Димитрию пришлось вернуться в центральную Россию – подвело здоровье. Здесь он был назначен на свою последнюю должность – митрополита Ростовского.

Где бы ни оказывался митрополит Димитрий, он принимался бороться с невежеством во всех его формах: от раскола и ереси до небрежного исполнения священниками своего служения. Святитель ужасался, что многие иереи не хранят тайну исповеди, не считают нужным готовиться к Литургии, хранят Святое Причастие где попало… И увещевал их со всей присущей ему энергией.

Благодаря ему в Ростове открылось училище, и митрополит лично занимался со своими воспитанниками, собирая их на службы, разбирая с ними Писание у себя в загородном доме и т.д.

Киево-Печерская Лавра, в которой записывал свои Четьи-Минеи святитель Дмитрий Ростовский

Для мирян святитель написал катехизис – в вопросах и ответах – чтобы на доступном языке преподавать своей пастве основы веры. Писал слова для тех, кто находится в унынии или смущении, писал о Причастии, об исповеди…

А последний его труд – «розыск о Брынской вере» — был посвящен обличению раскола. Св.Димитрий убеждал покоряться власти и не отпадать от единой Церкви.

Однажды он отрешил от должности священника своей епархии, проповедовавшего раскольнические идеи. Отрешил, но сана не лишил, а велел уехать в какой-нибудь монастырь. И даже ходатайство царицы не заставило святителя переменить своего мнения: он очень спокойно, но твердо ответил на ее письмо, что не может отменить своего решения.

Время Петра I было временем непростым: многих царские нововведения повергали народ в ужас, а то и в гнев. В один из дней к святителю подошли два молодых человека, смущенные повелением Петра I брить бороды и считавшие это искажением образа Божия.

— Лучше мы свои головы на плаху положим, чем бороды! – горячились они.

Святитель ответил, не раздумывая:

— Что отрастет – отсеченная голова или борода?

— Борода.

— Лучше не щадить бороды, которая все равно отрастет. А голова — только в воскресение мертвых…

Святитель Дмитрий Ростовский за работой

Последние дни жизни святитель Димитрий тяжело болел, его мучил постоянный кашель. Но и тут – ни капли саможаления. 58-летний пастырь уже не мог говорить проповедь перед народом после Литургии, но, несмотря на это, заставил себя присутствовать на общей трапезе, хотя сам ничего уже не ел.

На следующий день его просила прийти заболевшая инокиня, бывшая когда-то кормилицей царевича Алексея Петровича. Отказав сперва, на повторную просьбу святитель согласился, но уже еле-еле добрался обратно до своей кельи.

Перед самой смертью он позвал к себе певчих, одного из них просил остаться, ему стал рассказывать о своей жизни, юности и зрелости, а потом, отпуская, поклонился ему до земли и поблагодарил за все. Певчий ушел в слезах, прекрасно понимая, что это последние слова святителя. Утром святителя Димитрия нашли на коленях: он умер за молитвой.

Важно

Прощаться с ним пришел весь Ростов! Гроб с телом святителя почти месяц стоял в соборе, и признаков тления не было. Почему месяц? Ждали местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, близкого друга святителя Димитрия: Стефан дал обещание отпеть друга и сдержал слово.

Прошло 42 года после погребения митрополита Ростовского Димитрия. 21 сентября 1732 года, когда разбирали осевший помост в церкви, где он был похоронен, обрели его нетленные мощи. Годы спустя святитель Димитрий был причислен к лику святых чудотворцев. На поклонение его мощам императрица Екатерина шла из Ростова в Москву. Пешком…

Сегодня святыня хранится в Спасо-Яковлевом монастыре в Ростове, где и был похоронен по своему собственному желанию составитель Четий-Миней, смиренный архиерей.

Валерия Посашко

Православие и мир

Назад к списку

Источник: http://cspp.prihod.ru/articles/view/id/1172464

Дмитрий Филин. Святитель Димитрий Ростовский, митрополит

?Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
2017-10-04 22:57:00Михаил Маркитанов
mikhael_mark
2017-10-04 22:57:00О славном сыне украинского народа, подвизавшемся на ниве Господней в Великорусской глубинке, нашёл отличный материал в ЖЖ Дмитрия Николаевича Филина (filin_dimitry).

Святитель Димитрий Ростовский жил во времена Петра Великого, сочувствовал многим преобразованиям царя и пользовался всецелым его покровительством. Впрочем, обо всём по порядку. Оригинал  здесь.

Димитрий (Туптало) (1651 — 1709), митрополит Ростовский, церковный писатель, проповедник, святительПамять 21 сентября в день обретения мощей, 28 октября в день кончины, в Соборах Киевских, Ростово-Ярославских и Полтавских (Укр.) святых.

В миру Туптало Даниил Савич, родился в декабре 1651 года в небольшом местечке Макаров в благочестивой семье сотника Саввы Григорьевича и Марии Туптало.

Отец его, из простых казаков, дослужившись до звания сотника у гетмана Дорошенко, при смутных обстоятельствах того времени, в поздние годы бодро нес бремя воинской службы и скончался свыше ста лет в Киеве, куда переселился с семейством. Последние дни посвятил он служению Церкви в должности ктитора Кирилловской обители, где постригся впоследствии его сын и где сам возлег на вечный покой подле своей супруги. Более о них ничего неизвестно.

В 1662 г. он был отдан в Киевское братское училище, где наряду с другими знаниями Даниил получил развитие природной склонности к поэзии.Училища Даниил не закончил. В 1665 г. он ушел из школы и некоторое время жил в доме своих родителей.9 июля 1668 г.

18-летний Даниил в Киевском Кирилловском монастыре был пострижен в монашество с именем Димитрия. В этом монастыре он прожил около семи лет.

Весной 1669 г. он совершил поездку за границу в г. Канев, где митр. Иосифом был рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 г.

в Густынском Черниговском монастыре — во иеромонаха и назначен проповедником в г. Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 г. Димитрий в совершенстве владел даром слова, не случайно Церковь впоследствии назвала его «Российским Златоустом«.

В возрасте 25 лет он читал проповеди в кафедральном соборе Чернигова.

В Чернигове он начал писать свою первую книгу «Руно орошенное«, в которой описал чудеса, бывшие от чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре. Книга эта имела большой успех и несколько раз переиздавалась.

Из Чернигова иеромонах Димитрий уехал в Литву в Вильно, где совершенствовался в составлении и произнесении проповедей. Известно что он произнёс две проповеди в Свято-Духовом монастыре. Пребывание в Литве имело для него важное значение, так как скромный по природе Димитрий оказался в центре борьбы Православия с унией.

После Вильно он попал в Слуцк, где православное население особенно терпело большие притеснения от униатов. В Слуцке Димитрий прожил почти год в Преображенском монастыре, где был избран братским проповедником. Так тихий и скромный иером. Димитрий оказался активным защитником Православия.Через год он вернулся на Родину, которая в то время снова подверглась нападению турок и татар.

По прибытии на Украину Димитрий в течение двух лет жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679-1681 гг.).10 августа 1681 г. иером. Димитрий был возведен в сан игумена и назначен в Спасский монастырь в г. Чернигове.1 марта 1682 г. он был переведен по желанию украинского гетмана, уважением которого пользовался, в Батуринский Никольский монастырь вблизи Киева.26 октября 1683 г.

он отказался от игуменства в Батуринском монастыре и 23 апреля 1684 г., по приглашению архим. Варлаама, переехал в Киево-Печерскую Лавру. Здесь начался славный период в его жизни. На него было возложено послушание составлять жития святых. Димитрий с любовью принялся за порученное ему дело. Он приступил к работе 6 мая 1684 г. и в течение 20 лет нес безропотно благое послушание.В 1696 г.

Совет

ему предложили занять место игумена в Кирилловском монастыре, где в то время состоял его отец. После небольшого колебания он принял игуменство в указанном монастыре, но 20 июня 1696 г. с возведением в сан архимандрита Димитрия направили в Елецкий Успенский монастырь, оставив за ним в течение трех лет управление и Глуховским монастырем.В 1701 г. архим.

Читайте также:  Церковь троицы живоначальной в квартире иоанна кронштадтского, россия, город санкт-петербург, кронштадтский район, город кронштадт

Димитрий был вызван в Москву для назначения его на Тобольскую кафедру.23 марта 1701 года он был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Хиротонию совершали три митрополита: Крутицкий Трифиллий, Нижегородский Исаия и Рязанский Стефан.После посвящения митр. Димитрий в течение года жил в Москве в Чудовом монастыре, где находилось Сибирское подворье.

Нежелание ехать в далекую суровую Сибирь, стремление закончить свой труд по составлению житий святых вызвали у митрополита Димитрия тоску и болезнь. По причине болезни поездка его в Сибирь была отменена.

4 (2) января 1702 г. митр. Димитрий был назначен на Ростовскую кафедру.

1 марта по дороге из Москвы в Ростов Димитрий сначала заехал в Ростовский Спасо-Иаковлевский монастырь (на окраине Ростова) и совершив моление в Зачатиевской церкви, указал в юго-западном углу этот храма место для своего погребения, произнеся «се покой мой, зде вселюся во век века«.

Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырьВ 1702 г. им была основана первая ростовская школа, в которую принимались дети всех сословий. Обучение для всех было бесплатное. Митр. Димитрий влагал в это дело всю свою душу. Воспитание детей отличалось разнообразием и широтою, им была представлена большая свобода.

Школьники заменяли святителю семью и друзей. Расходы на школу покрывались из средств архиерейского дома. Но, к огорчению митр. Димитрия, школа просуществовала всего три года. Это объясняется тем, что период жизни и деятельности митр. Димитрия в Ростове, был периодом преобразования России на основе петровских реформ.

Все средства были брошены на войну, на развитие военной техники. Изыскивались всевозможные источники для пополнения государственной казны. Одним из таких источников было лишение монастырей и архиерейских домов большей части их владений. Из-за недостатка средств на военные расходы было найдено излишним выдавать деньги на учителей и учеников.

Поэтому первая ростовская школа так скоро прекратила свое существование.Несмотря на это, св. Димитрий не оставил дела просвещения. Он приказал священникам, чтобы они сами обучали своих детей грамоте. Впоследствии по примеру митр. Димитрия школы стали открываться и в других епархиях.

При своей разнообразной и многосторонней деятельности митрополит Димитрий не оставлял и любимого труда по составлению житий святых. Он трудился день и ночь, боясь не закончить любимого дела до своей кончины.

Труд его увенчался успехом. 9 февраля 1705 г. была закончена последняя книга «Жития святых«.

Обратите внимание

Все сознавали важность этого капитального труда не только для России, но и для всей восточной церкви. Несказанно радовался завершению своего дела и сам св. Димитрий.

Последние годы жизни митр. Димитрия были посвящены борьбе с расколом. Чувствуя, что раскол начал приобретать силу в епархии после введения петровских реформ, св.

Димитрий взялся — как за верное средство — за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличавших его.

Им написано доступным для простого народа языком сочинение против раскольников: «Розыск о раскольнической Брынской вере«.

Своей неустанной деятельностью по борьбе с расколом митр. Димитрий возбудил против себя среди раскольников ужасную ненависть. Эта ненависть свидетельствовала о действенности борьбы св. Димитрия, что подтверждали и сами расколоучители.Постоянные труды и заботы ослабили организм святителя, привели его к истощению.

Перо, по его словам, выпадало у него из рук, но он, преодолевая временную слабость телесную, не прекращал своей деятельности.До самого дня кончины митр. Димитрий сам совершал богослужения в храме. Последнюю литургию он отслужил в день своего Ангела 26 октября, за день до кончины, но был уже настолько слаб, что сам не смог произнести поучения.

Следующий день — 27 октября 1709 г.

— был последним днем его земной жизни. Вечером в этот день он пригласил к себе певчих, и они по его желанию пели излюбленные канты. Затем всех отпустил, оставив при себе только одного любимого Савву Яковлева, который помогал ему всегда в переписке бумаг. Святитель начал рассказывать ему о себе, о своей юности, как он жил, как всегда прибегал к молитве.

По окончании рассказа он сказал: «Вот и вы, дети, также молитесь!«. Помолчав, он добавил: «Пора и тебе, дитя, иди домой!«.

Певчий подошел к нему на благословение. Проводив его до двери, Владыка вдруг низко, чуть не до земли, поклонился ему, благодаря за всегдашние труды и переписку. Певчий вздрогнул и смотрел в недоумении на Владыку. «Благодарю тебя, дитя!» — повторил св. Димитрий и закрыл за ним дверь кельи.

Утром 28 октября 1709 г. вошедшие к нему в келью нашли святителя уже почившим в склоненном молитвенном положении на коленях.В 1752 г. при ремонте храма, где был погребен митр. Димитрий, тело его было найдено нетленным. Открытие нетленных останков сопровождалось чудесными исцелениями, происходившими при них.

Для временного хранения обретенных мощей на прежнем месте была устроена каменная гробница. Кроме того, во многих местах России исцеления происходили именем Димитрия, по молитве к нему.После проверки комиссией Св. Синода достоверности сведений о чудесах, бывших при гробе св.

Димитрия, он был причислен к лику святых и день памяти его был установлен 28 апреля 1757 г.

Важно

1 апреля 1757 года, в первый день Пасхи, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми, а день их обретения — 21 сентября, также, как и день кончины владыки — 28 октября, назначались днями празднования святому Димитрию Ростовскому.Службу, посвященную св.

Димитрию, Синод поручил составить Амвросию, епископу Переяславскому. Житие святителя написал Ростовский митрополит Арсений.С 10 ноября 1991 г. честные мощи святителя Димитрия пребывают в Иаковлевском храме, справа от царских врат.
Рака с мощами святителя Димитрия Ростовского

Тропарь свт. Димитрию Ростовскому

глас 8Православия ревнителю и раскола искоренителию, / Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, / списаньми твоими буих уцеломудрил еси, / цевнице духовная, Димитрие блаженне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Димитрия

глас 4Звезду Российскую, от Киева возсиявшую,/ и чрез Новград Северский в Ростов достигшую,/ всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,/ ублажим златословеснаго учителя Димитрия:/ той бо всем вся написа, яже к наставлению,/ да всех приобрящет, якоже Павел, Христу// и спасет правоверием души наша.

Молитва святителю Димитрию Ростовскому

О всеблаженный святителю Димитрие, великий угодниче Хрис¬тов, Златоусте Российский, услыши нас грешных, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики Ангелы предстоиши! Умоли Его благоутробие, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости Своей.

Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Щедрого Бога, но в славу Его и в прославление твоего заступления.

Даруй нам богоугодно прейти поприще временныя жизни; избави нас воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий в селения праведных, идеже празднующих глас непрестанный, зрящих Божия лица неизреченную доброту.

Церковь же Святую от расколов и ересей сохрани, верных укрепи, заблуждающих обрати и всем даруй вся, яже ко спасению и славе Божией подобающая; Отечество твое сохрани от врагов ненаветно, но поборай оружие Крестоноснаго воинства; и подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякия беды и напасти. Услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога, славимаго и поклоняемаго в Триех Ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Источник: https://mikhael-mark.livejournal.com/661770.html

Святитель Дмитрий Ростовский

Память святителя Дмитрия Ростовского совершается в Русской Православной Церкви несколько раз в году: 5 июня, 1 августа, 4 октября и 10 ноября по новому стилю.

Жизнеописание святого Дмитрия Ростовского

Митрополит Ростовский Дмитрий родился в 1651 в небольшом селении под Киевом. Его родители отличались большим благочестием и сумели передать глубокую веру своему сыну, поэтому будущий святитель с юных лет решил посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви.

Он закончил Киевскую Духовную Академию, после чего принял монашеский сан в Кирилловском монастыре Киева, где провел несколько лет. Там же он был рукоположен в диакона, а потом в иерея. Отец Дмитрий имел дар слова и потому был послан в Чернигов, где трудился проповедником, а после много путешествовал по другим украинским городам.

Совет

После возвращения из миссионерской поездки он был назначен игуменом одного из монастырей. Дальнейшая деятельность святителя протекала в Киево-Печерской Лавре, в которой он занимался составлением житийной литературы.

До 1697 года Киевская митрополия входила в состав Константинопольского патриархата, однако после воссоединения Украины с Россией, происшедшей по инициативе Богдана Хмельницкого, эта митрополия стала подчиняться Московскому патриархату. В связи с этим в жизни святителя Дмитрия произошли перемены.

Из Киево-Печерской лавры он переезжает в Москву, где совершается его хиротония в митрополита Тобольского, а в 1702 году переводится из Сибири в Ростовскую митрополию из-за ухудшения здоровья. В 1709 году святитель Дмитрий скончался и был погребен в Яковлевском монастыре.

Деятельность митрополита Дмитрия на Ростовской кафедре

Хотя святитель Дмитрий управлял Ростовской митрополией весьма непродолжительное время, он успел сделать многое для просвещения народа: им было основано славяно-греческое училище, в котором также преподавался латинский язык.

Большой заботой митрополита было тяжелое нравственное состояние народа, и он много усилий потратил на борьбу с пьянством и суевериями, обличая эти пороки в своих проповедях. Кроме того, святитель Дмитрий боролся с расколом старообрядцев и католическим влиянием.

Обретение мощей святого Дмитрия

Спустя почти полвека после кончины святого Дмитрия Ростовского его мощи были обретены. Поводом для этого стал ремонт Троицкого собора, в котором был погребен святитель.

Когда гробница была открыта, то обнаружилось, что мощи святого остались нетленными.

Вскоре по молитвам к святителю стали совершаться различные чудеса и исцеления, и спустя четыре года было принято решение о его канонизации.

Литературные труды

Обратите внимание

Святитель Дмитрий Ростовский оставил после себя богатое литературное наследие. Он начал писать еще во время своих миссионерских поездок по Украине. В своих записях он размышлял о состоянии народа, о будущем страны, а также о современных ему событиях.

Однако главным трудом, который по праву можно назвать делом жизни святителя, было составление житий святых. Сборник агиографической литературы, Четьи-Минеи, над которым он работал около 20 лет, состоял из четырех книг.

Этот труд имел огромное значение для русской Церкви, поскольку на Руси жития святых пользовались большой любовью и служили основным чтением для народа, после Евангелия. На книгах святителя Дмитрия выросло не одно поколение русских людей.

Помимо житийной литературы Дмитрий Ростовский писал книги на различные темы церковной и нравственной жизни, а также пьесы духовного содержания.В настоящее время книги святителя Дмитрия Ростовского продолжают переиздаваться и служить делу духовного просвещения людей.

Тропарь, глас 8:

Православия ревнителю и раскола искоренителию, / Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, / списаньми твоими буих уцеломудрил еси, / цевнице духовная, Димитрие блаженне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:

Звезду Российскую, от Киева возсиявшую,/ и чрез Новград Северский в Ростов достигшую,/ всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,/ ублажим златословеснаго учителя Димитрия:/ той бо всем вся написа, яже к наставлению,/ да всех приобрящет, якоже Павел, Христу// и спасет правоверием души наша.

Величание:

Величаем тя, / святителю отче Димитрие, / и чтим святую память твою / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Молитва:

О всеблаженный святителю Димитрие, великий угодниче Христов, Златоусте Российский, услыши нас грешных, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики Ангелы предстоиши! Умоли Его благоутробие, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Щедрого Бога, но в славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам богоугодно прейти поприще временныя жизни; избави нас воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий в селения праведных, идеже празднующих глас непрестанный, зрящих Божия лица неизреченную доброту. Церковь же Святую от расколов и ересей сохрани, верных укрепи, заблуждающих обрати и всем даруй вся, яже ко спасению и славе Божией подобающая; Отечество твое сохрани от врагов ненаветно, но поборай оружие Крестоноснаго воинства; и подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякия беды и напасти. Услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога, славимаго и поклоняемаго в Триех Ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/993-svyatitel-dmitrij-rostovskij

Святитель Димитрий Ростовский — Лампада

Святитель Димитрий родился в 1651 году, и во святом крещении его имя было Даниил. Детство его прошло в местечке Макарове, недалеко от Киева.

Отец будущего святителя, Савва Григорьевич Туптало, сотник войска Запорожского, и мать Мария Михайловна были людьми благочестивыми и глубоко религиозными.

Савва Григорьевич всегда пребывал по долгу службы в заботах, принимал участие в защите Православия от католического влияния, а последние годы своей долгой жизни посвятил Церкви, почив в звании ктитора киевского Кирилловского монастыря.

Важно

О доброй и примерной жизни матери свидетельствует святитель Димитрий в своем дневнике: «Да сподобит её Господь доброго ответа на Страшнем Своём Суде, хотя я не сомневаюсь в Божием милосердии и в её спасении, ведая постоянную добродетельную и набожную её жизнь».

Читайте также:  Мученик лонгин сотник

Без сомнения, христианский образ жизни родителей запечатлелся в сердце их сына и заронил в его душу семена благочестия. Святыни Киева, куда переселились они в 1660 году, еще более умножили желание и влечение Даниила к жизни богоугодной.

Обучение грамоте, начатое в доме родителей, он продолжил Киево-Могилянской академии, куда был определён на учебу в 1662 году во времена ректорства Иоанникия Галятовского, известного ритора и проповедника. О годах обучения святителя Димитрия подробных документальных сведений не сохранилось.

Схоластическое направление образования, существовавшее в стенах этого заведения, не могло не оказывать влияния на учащихся. Но такой метод, по мнению некоторых исследователей, отвечал насущным запросам того времени, давая необходимые знания и умения в борьбе за чистоту Православия против латинизации.

И это оправдывало негативные стороны (схоластики): невозможно усомниться в горячей любви питомцев школы к Православию, которую они засвидетельствовали своей ревностной борьбой за его чистоту.

По предположениям исследователей, святитель обучался в коллегии не более трёх лет и за это время имел возможность окончить курс обучения, получить знания в пределах программы . Необходимо отметить, что годы эти были очень сложными для Киево-Могилянской коллегии.

Упадок образования обусловливался неясностью политических событий и волнениями, которые переживали Киев и Украина, находившиеся и политически, и территориально между двумя сильными соперниками — католической Польшей и православной Россией, что накладывало отпечаток и на жизнь церковную.

Но и при всем этом святитель вынес из школы богатый запас знаний, прекрасно владел латинским языком, и благодаря своему трудолюбию и способностям, получил хорошую подготовку под водительством таких наставников, как ректор Иоанникий Голятовский, архимандрит Печерский Иннокентий Гизель, игумен Киевского Кирилловского монастыря Мелетий Дзик и другие, принявшие участие в его судьбе.

В 1668 году игумен Мелетий Дзик постриг Димитрия в иноческий чин. Почти семь лет прожил он в Кирилловском монастыре, поучаясь у опытных наставников смирению, послушанию и братолюбию.

Помимо иноческих трудов Димитрий занимался и науками: «в келлии писаше и сочиняше повеленная от игумена и от других высших начальников, прилежаше к чтению книг душеполезных».

Все эти обстоятельства позволили молодому иноку войти в круг наиболее образованных и передовых людей того времени, стоявших в центре общественно-культурной, политической и религиозной жизни Украины.

Совет

25 марта 1669 года он был посвящен в иеродиакона митрополитом Киевским Иосифом Тукальским, которого Иннокентий Гизель характеризовал, как «веры святыя, восточныя столб непоколебимый». Посвящение совершалось в одном из древних (ХІІ в.) монастырей г. Канева, находившегося под покровительством гетмана Дорошенко.

В 1675 году в Густинском монастыре города Прилуки архиепископ Черниговский Лазарь Баранович посвятил Димитрия в иеромонаха.

По рекомендации и при содействии Киево-Печерского игумена Мелетия Дзика будущий святитель, уже тогда отличавшийся ораторским мастерством, был оставлен Лазарем Барановичем проповедником в кафедральном соборе и других храмах города Чернигова.

По благословению Лазаря Барановича, занимавшегося литературной деятельностью, Димитрий составил в это время сборник сказаний о чудесах, явленных в Троице-Ильинском монастыре от чудотворного образа Божией Матери, именуемого «Руно орошенное».

В июле 1677 года святитель Димитрий уехал в Литву, где прожил до 1679 года.

За пределами Московского государства, в юго-западном крае, находившемся под гнетом панской Польши, он воочию увидел трудное положение украинского народа, претерпевавшего двойной гнет: социальный — со стороны шляхты, магнатов и духовный — со стороны Католической церкви.

Последствия освободительного движения украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого, завершившегося присоединением Левобережной Украины к России, не смирили гордыню польского дворянства.

Правительство и шляхта ещё ожесточённее проводили политику окатоличивания, совращая православных в унию и не гнушаясь при этом никакими методами и средствами. Польские короли Ян Казимир, Михаил Вишневецкий, Ян Собесский были покорными исполнителями воли магнатов и католического духовенства.

У православных отнимались храмы, монастыри, имущество; духовенство, не исключая иерархов, подвергалось насилиям и притеснениям. В сейме постоянно принимались законы, направленные против православных братств, являвшихся оплотом Православия в этой борьбе. Усилилась и литературная полемика.

Обратите внимание

Почти два года будущий святитель Димитрий прожил в Польском государстве, состоя народным проповедником при Слуцком церковном братстве, словом утверждая Православие, призывая не ослабевать духом в борьбе.

Общение с поборниками Православия, такими, как Феодосий Василевич, епископ Белорусский, Климентий Тризна, настоятель Виленского Свято-Духовского монастыря, усилили в нем желание послужить страждущему народу и родной Церкви.

В Польше святитель Димитрий изучил польский язык, здесь он познакомился с католическим богословием, с произведениями светских и религиозных мыслителей Запада, столкнулся с происками католической пропаганды.

Гетман Самойлович несколько раз приглашал Димитрия к себе, а посему он воспользовался такой возможностью и прибыл в город Батурин, где поселился в Николаевском монастыре. Здесь он начал писать свой «Диарий», дневник.

Но вскоре спокойная для него жизнь закончилась. В 1681 году архиепископ Лазарь Баранович производит иеромонаха Димитрия во игумена Максаковского монастыря.

Через пять месяцев его переводят настоятелем Батуринского монастыря.

Впрочем, настоятельство Димитрия продолжалось недолго. Имея от природы склонность к жизни созерцательной и богомыслию, святитель тяготился своим хлопотливым послушанием, поэтому в 1684 году, оставив игуменство, с согласия нового Печерского архимандрита Варлаама Ясинского он переселился в Лавру.

В Киево-Печерской Лавре Димитрий принял на себя новое послушание, на все времена прославившее его: составление Четьих — Миней.

Труд этот был начат ещё Петром Могилой, выписавшим для сего с Афона греческие рукописные Жития Святых Симеона Метафраста, но не успевшим совершить задуманное.

Важно

Лазарь Баранович тоже предпринимал попытку исправить положение дел, но она окончилась неудачно и принесла святителю лишь огорчения, послужив поводом к насмешкам от латинян.

Серьезно занимался этим делом Иннокентий Гизель и даже испрашивал патриарха Иоакима благословения прислать Макарьевские Минеи из Москвы. Его просьба была удовлетворена, но книги были переписаны скорописью, а потому отосланы обратно, ввиду «трудности скорописного писания».

Вновь за нелегкий труд принялись Варлаам Ясинский и другие духовные лица обители, но главным редактором был назначен Димитрий. Составление житий полностью увлекло его и отнимало так много времени, что часто он ложился отдыхать, не раздеваясь, за час до заутрени.

Вскоре состоялось избрание нового Киевского митрополита Гедеона (Святополк — Четвертинского), бежавшего от польского своеволия под защиту Самойловича, ходатайствовавшего о нем перед московским правительством.

И в январе 1686 года, когда Димитрий с Ясинским поехал поздравить нового митрополита, его вновь упросили принять игуменство в Батуринском монастыре, где он продолжал свои труды, и сам гетман содействовал ему, обращаясь в Москву к князю Б.В.

Голицыну с просьбой прислать Великие Четьи — Минеи.

С большими сложностями, возникшими из-за препирательств между представителями митрополии и патриархом Иоакимом, первая четверть Миней была напечатана в 1688 году иждивением Печерской обители. Изданная книга была передана на рассмотрение собора старцев и митрополита, а затем была отослана на одобрение патриарху.

К тому времени в Москве шли прения между Сильвестром Медведевым и братьями Лихудами по вопросу Святой Евхаристии, о времени пресуществления Святых Даров.

Ведая об особенностях и воззрениях украинского духовенства, подверженного западному влиянию в данном вопросе, а также и желая показать свои права в митрополии и подтвердить их, патриарх потребовал от митрополита прислать представителей духовенства для объяснения и разрешения спорных вопросов: «От лица вашего (малороссов) духовного чина мужа смиренномудра, приискренно восточныя Церкви сына, ведуща известно писания святых отец, древних учителей Святыя Христовы восточныя Церкви, а не силлогизмами и аргументами токмо упражняющася,… и тако всякое разногласие гонзнет».

Новый гетман Иван Степанович Мазепа в то время тоже собрался в Москву, чтобы выразить преданность царевне Софье и Голицыну.

10 августа 1689 года представители этого посольства, вместе с духовными лицами, в числе которых был Димитрий, прибыли в Москву. 11 августа они представились царевне Софье и Иоанну Алексеевичу, а затем и патриарху Иоакиму.

Совет

Через месяц Мазепа поспешил в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы убедить в своих добрых намерениях царя Петра, в силу стремительно развивающихся событий, опасаясь остаться в лагере Софьи.

И здесь духовные лица тоже посещали патриарха, обсуждали вопросы, которые его беспокоили.

В обители, по свидетельству святителя Димитрия, они часто навещали патриарха, который снисходительно отнесся к этому смиренному труженику, благословив его продолжать начатое дело и подарил образ Пресвятой Богородицы в окладе.

Ладья времени неуклонно плыла вперед, жизнь и события совершались своим чередом, о чём в 1695 году святитель писал в своем дневнике: «На самом початку месяца януария совершися книга Житий святых другая», т.е. на декабрь, январь, февраль.

Вместе с митрополитом Варлаамом о присылке Макарьевских Миней из Москвы просил и гетман Мазепа. Одновременно с изданием этих книг в 1696 году печатается первый сборник святителя «Руно орошенное».

В 1697 году Димитрий назначается игуменом Кирилловского монастыря, однако вскоре его вновь переводят и назначают архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, а затем передают в его ведение и Новгород-Северскую архимандрию.

Исполняя возложенные на него обязанности, он не оставлял и первого послушания: «Року 1700 в месяце январе третия книга Житий святых трудами богодухновенного мужа иеромонаха Дмитрия Савича Тупталенка составленная, на свет вышла и любопытствующих человеков книжных духовною радостью сердца наполнила».

Вскоре в жизни Димитрия начался новый период: Ростовский, и Господу было угодно прославить неутомимого труженика на поприще святительского служения. После болезни и смерти Игнатия Корсакова, митрополита Сибирского, на вакантную кафедру потребовался достойный кандидат, о чём проявил заботу сам царь Петр.

Обратите внимание

В 1700 году царь прислал указ митрополиту Киевскому Варлааму, которым повелевалось: «Для утверждения и приумножения в православную веру и проповедь святого Евангелия в идолопоклонных народах, также для приведения ясачных народов в христианскую веру — Великий Государь указал поискать в малороссийской области, городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков доброго, и учёного, и благого непорочного жития, которому бы в Тобольске быть митрополитом».

Патриарх Адриан тоже обращался с аналогичной просьбой к митрополиту.

В декабре 1700 года последовал именной указ «для избрания в Сибирские митрополиты, митрополита же на Игнатьеве место, в Москве быть… Черниговския области Новгородской архимандриту Димитрию»… 10 февраля 1701 года он прибыл в Москву и приветствовал Петра, а 23 марта на Крестопоклонной Неделе, на 51-м году жизни Димитрий был возведен в архиерейский сан. Посвящение совершали митрополит Сарский и Подольский Трифилий, митрополит Новгородский и Алатырский Исаия, митрополит Рязанский и Муромский Стефан. Весною ехать в Сибирь Димитрию не представлялось возможным по причине распутицы. Поэтому он временно поселился в Чудовом монастыре, где были причт, ризница и певчие Сибирского митрополита, прибывшие с митрополитом Игнатием на служебную чреду. Святитель занимался делами своей обширной епархии, совершал службы, благовествовал, принимал посетителей.

Летом его отъезду воспрепятствовала внезапная болезнь. О его здоровье справлялся сам Государь и лично навещал его. Стало ясно, что для Сибири с её суровым климатом у Димитрия слабое здоровье. Болезнь усугублялась ещё и внутренними переживаниями о недовершенном великом труде над составлением Миней.

Царь Пётр отменил свой приказ и позаботился о назначении в Сибирь Филофея Лещинского, будущего просветителя края, с которым Димитрий был связан узами дружбы. Российское государство переживало в то время сложный период своей истории — обновление.

Потребовалось колоссальное напряжение сил всего народа и всех сословий общества, чтобы выйти из застоя — патриархальной Руси стать одним из передовых государств мира, достичь уровня развитых держав Европы.

Продолжавшаяся война со Швецией поглощала огромные финансовые и материальные ресурсы, лежала тяжелым бременем на плечах трудового народа. Посему последовал ряд высочайших указов и повелений к изысканию средств в государственном бюджете.

Святитель Димитрий был свидетелем этой великой эпохи и соучастником подвига народного. После Нарвского поражения для литья пушек повелено было взять четвертую часть колоколов во всех епархиях. Был упразднён Патриарший разряд и приказано провести опись монастырских имуществ, учреждён Монастырский приказ, запрещалось набирать послушников.

На откуп были отданы оброчные статьи в вотчинах патриарших, архиерейских и монастырских. Вводился контроль над монастырскими доходами, а затем монахи были переведены на денежные оклады и годовые хлебные содержания, а остальные доходы поступали в казну.

Важно

К непродолжительному времени пребывания святителя Димитрия митрополитом Сибирским относится одно из преданий, свидетельствующее о его духовной и пастырской мудрости. Государь, желая испытать святителя, пригласил его к себе и усердно потчевал вином. Святитель повиновался воле Государя, но на все вопросы не отвечал, ограничиваясь только благословениями.

10 ноября 1701 года умер Иоасаф Лазаревич, митрополит Ростовский, и на его место по ходатайству Стефана Яворского 4 января 1702 года был назначен святитель Димитрий.

1 марта 1702 года Святитель прибыл в город Ростов. Его встречала паства с иконой Божией Матери Боголюбской с предстоящими Ей чудотворцами Ростовскими. Вступив в Спасо — Яковлевский монастырь, под сенью храма святой Анны, он пророчески предрек и указал на место своего погребения: «Се покой мой, зде вселюся в век века».

После совершения Литургии в кафедральном Успенском соборе он произнёс приветственное слово к пастве, в котором определил цель и характер своей дальнейшей жизни и пастырской деятельности: «Аз приидох не да послужите ми, но да послужу вам… не себе угождати, но вразумляти безчинныя, утешати малодушныя, заступати немощныя… добрыя любити, злыя с милованием наказывати, о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися».

В этой речи отражены и проблемы, с какими пришлось столкнуться святителю в своей епархии. О состоянии, в каком находились пасомые св. Димитрия, свидетельствуют его современники. Так, И.Т.

Посошков отзывается о духовенстве: «Нынешняя паства весьма неисправна… кии пресвитеры и во граде живут, и тии не весьма знают, в чём грех, в чём спасение, и того ради прихожан своих в покаяние не принуждают и как кому жить душеспасительно не наставляют.

Токмо тот пресвитер мало-мальски может прямо отправляти Литургию, кой довольное время в городе при соборе или при разумном пресвитере,… а буде кой не много побыл, то ничего по книгам отправити не может.

Источник: http://lampada.in.ua/2014/11/svyatitel-dimitriy-rostovskiy/

Ссылка на основную публикацию