CВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ, АРХИЕПИСКОП ХЕРСОНСКИЙ
Как ни поверхностно обозревали мы… владычество смерти над родом человеческим, но и при сем не могли не видеть, как это владычество разрушительно и ужасно, — ужасно уже неизбежностью своею для всякого, ибо кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти (Пс.
88:49)? Ужасно неизвестностию часа смертного, ибо кто может знать и сказать, что он умрет не прежде, как тогда-то, ужасно предшествующими обыкновенно всякой смерти страданиями телесными и душевными, ужасно даже отсутствием всяких страданий, когда смерть постигает человека совершенно внезапно и нечаянно.
Хотите ли взглянуть еще вместе с нами на последствия смерти над человеком, дабы более и прочнее пробудить в себе спасительный страх смерти, столь нужный и благопотребный для нас в деле нашего покаяния и спасения? Если так, то да будет известно вам, что последствия смерти — во всех отношениях чрезвычайно важны и решительны, словом сказать, таковы, что кто раз вникнет в них и выразумеет вполне их силу и значение, у того никогда они не могут выйти из головы и мысли. Мы даже не разумеем при сем тех последствий, коим подлежит человек умерший в другом мире, куда он преходит от нас, и коих мы, при всей важности их, не можем видеть, а только можем и должны предполагать. Рассмотреть одни те последствия, кои касаются нашего мира и кои потому пред нашими очами и нашим судом. Эти последствия, говорю, чрезвычайно важны, неотразимы и решительно непреложны!
И, во-первых, в самом существе человека.
До смерти — как бы он ни страдал, в каком бы ни находился истощении и безобразии, хотя бы был подобен Иову на гноище, — он все еще человек, существо живое, чувствующее и разумное: приходит смерть — и этот человек, хотя бы за минуту до того был крепок и цветущ здравием, становится бездушным, у которого остается все, что было прежде, но без всякого действия: очи не видят, ухо не слышит, уста сомкнуты, руки и ноги, самое сердце недвижимы. И этот телесный остаток человека вскоре теряет свой вид более и более, и начинает разлагаться на части, после чего от человека остается, и то не навсегда, только несколько голых костей, несколько горстей праха. Можно судить по сему, какая ужасная перемена должна происходить с человеком после его смерти! Тут происходит более, гораздо более того, как если бы человек каким-либо чудом восхищен был с нашей земли и преставлен в какой-либо из небесных шаров; ибо, при всей разности образа существования там от нашего земного, преставленный туда, все еще оставался бы с своей телесностию и сретил бы себя среди вещественных стихий, подобных сколько-нибудь здешним. В смерти, напротив, оставляет человека все телесное: он остается и делается одним духом, не имущим вовсе плоти и крови; вместе с тем должен существенно измениться весь образ бытия человеческого и всех его отношений к подобным себе и ко всему миру.
Доколе человек в теле и жив, дотоле он занимается чувственным и телесным; телесное и видимое доставляет ему способы к поддержанию своего бытия и к занятию самых душевных способностей; с смертию этот союз с видимым и чувственным прекращается навсегда. Без тела человеку нисколько уже не нужно того, над приобретением чего он так должен был прежде трудиться и в чем полагал свое блаженство.
С другой стороны, и чем занята была душа его, как бы ни казалось то привычным, любезным, необходимым, все это должно оставить и навсегда, ибо без тела и чувств нет уже средства и возможности заниматься, чем занимался прежде.
Таким образом, у сожителя алтаря нет более ни алтаря, ни храма; у любителя наук и знаний нет более ни звезд на небе для наблюдения, ни трав и животных на земле для рассмотрения; у оратая — полей для возделания; у деющего куплю — предметов торговли. Для умершего нужна уже новая пища, новый круг занятий, сообразные его новому образу бытия в другом мире.
Говорить ли после сего, что смерть прекращает навсегда всякую деятельность человека, над чем бы ни застала его в приходе своем к нему.
Вы трудились над каким-либо великим и общеполезным делом, немного времени уже требовалось для окончания его, без вас даже, может быть, никто не в состоянии кончить его: смерти нет дела до сего, она приводит с собою конец самому вашему бытию земному, и недовершенное вами остается для вас таким навсегда.
Успели вы распорядиться вашим имуществом и объявить последнюю вашу волю — хорошо, не успели — оно пойдет без вашей воли, куда бы вы вовсе, может быть, не хотели. Вам крайне желалось бы переменить что-либо из ваших прежних действий, например, примириться по-христиански с таким и таким недругом, вознаградить кого-либо из обиженных вами, оставить кому-либо знак своей любви и уважения, если этого не сделано до смерти, то никогда уже не будет сделано. Смерть единожды и навсегда полагает конец нашей земной деятельности, в чем бы она ни состояла и чего бы ни требовала.
Если бы можно было умершим по крайней мере передавать каким-либо образом в наш мир свои желания! Многие, если не все, из сродников и ближних наших почли бы за долг для себя привести их в исполнение, но сие невозможно! Лишившись своего тела, человек вместе с ним теряет все средства к сообщению с сим миром и с оставшимися в нем, кои, со своей стороны, будучи облечены телесностию, не в состоянии проникать в область духов, где находятся умершие. Посему как бы вас ни продолжали любить здесь, как бы ни желали вам всякого блага за гробом, никто не в состоянии знать и исполнить вашу волю, ни вы передать ее им. О вас будут жалеть и плакать, о вас будут молиться и во имя ваше благотворить, к чему так располагает всех чад своих св. Церковь, но сообщения с вами ни у кого не будет. Все намерения, желания, нужды наши погребены будут навсегда с вами, и их никто не узнает на земле, разве Сам Господь благоволит открыть о том кому-либо особенным образом, что, как видим из св. истории, бывает крайне редко. Помыслите, братие мои, о всем этом и ужаснитесь! Помыслите и извлеките из сего сами правила для своего поведения в жизни. Они кратки и просты, ко столь же полезны и необходимы для каждого.
Если тело наше должно оставить нас в смерти и обратиться в прах, что, может быть, уже весьма близко к нам, то благоразумно ли заботиться непрестанно об одном теле и оставлять без внимания состояние нашей души, с коею мы останемся на всю вечность? Если мир, нас окружающий и нас всецело занимающий, должен в смерти исчезнуть для нас навсегда, то благоразумно ли ограничивать им всю деятельность нашего духа, привязываться к нему всеми силами сердца и не готовить себя к деятельности высшего рода, которая сретит нас за гробом, запасать благовременно то, что там будет нужно? Если деятельность наша в сем мире совершенно прекращается с смертию, и как невозможно по смерти не только совершить или докончить что-либо из дел наших, даже знать здесь кому-либо о наших желаниях, то не должно ли стараться каждому делать, что необходимо, заблаговременно, не ожидая часа смертного, который может постигнуть внезапно? Здесь-то можно повторить слова Спасителя: еже твориши, твори скоро: мирися с соперником твоим, то есть с правосудием Божиим и совестию твоею, дондеже ecu на пути. Уготовляй светильник и елей добрых дел, доколе не наступила полночь, не пришел внезапно жених и не затворились пред тобою двери чертога. Аминь.
«Беседы о смерти»
День памяти: 25 мая (7 июня)
Архиепископ Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился в городе Ельце в 1800 году в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.
В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь он предался изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей.
В 1823 году 23-летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха.
В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через несколько месяцев её инспектором и экстраординарным профессором.
В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита. В 1836 году 21 ноября в Казанском соборе Санкт-Петербурга в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского.
В марте 1840 года он назначается на кафедру епископа Вологодской епархии. Здесь он оставался 9 месяцев и затем был перемещён в Харьковскую епархию. Служение его в Харькове продолжалось около семи лет.
За этот срок он восстановил Ахтырский и Святогорский монастыри, открыл Никольскую женскую обитель.
Владыке принадлежит идея учреждения торжественного крестного хода в Харькове по случаю перенесения в город из Куряжского монастыря чудотворной иконы Божией Матери.
В 1845 году Владыка возводится в сан архиепископа. И через 3 года назначается в Херсоно-Таврическую епархию, где разноплеменная православная паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар, евреев и немецких колонистов.
В последние годы своего святительства преосвященный Иннокентий принимал самое живое архипастырское участие в бедствиях Крымской войны и имел в высшей степени благотворное влияние на воинов.
Величие духа Святителя Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов в лазаретах, свирепствовал заразительный тиф и где можно было видеть всю тяжкую скорбь, все страдания, порождаемые войной. В сражениях он обходил ряды войск, ободряя героев. И здесь мужественный пастырь-отец являлся ангелом-утешителем страждущих.
В коронацию Императора Александра II, архиепископ Иннокентий назначен был членом Святейшего Синода.
Усиленные труды и тревоги надломили здоровье славного архипастыря. Владыка заболел, находясь в Севастополе во время битвы русских войск с неприятелем, и на обратном пути в Одессу скончался в Херсоне 25 мая 1857 года в светлый праздник Живоначальной Троицы.
Канонизован Русской Православной Церковью в 1997 году.
Источник: http://www.azbukaspaseniya.com/biblioteka/innokentij-arhiepiskop-hersonskij-zhitie-2.html
Русский Златоуст. О Святителе Иннокентии Херсонском
Священный Синод Украинской православной церкви Московского Патриархата 27 октября благословил внесение имени святителя Иннокентия (Борисова) в месяцеслов УПЦ с установлением памяти в день обретения его мощей 5/18 июля. Напомним, что с 1997 г. святитель был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии с установлением памяти в день его блаженной кончины 25 мая/7 июня.
Кто-то, возможно, и удивится «новому имени», а кто-то, напротив, воскликнет: да разве прежде не было общецерковного почитания этого замечательного подвижника, которого мы зовем Иннокентием Херсонским?!
Имя Херсонского архиепископа Иннокентия остается одним из славнейших имен среди сонма славных иерархов XIX в. Он непосредственно участвовал в 349-дневной обороне Севастополя во время Крымской войны 1853–1856 гг.
, обладал обширнейшими, поистине энциклопедическими знаниями, что было отмечено избранием его членом Императорской Академии наук. Он основал ряд обителей, в частности, Святогорскую Cвято-Успенскую, которая уже в наши дни, в 2004 г., получила статус лавры. Образ святителя запечатлен скульптором М.О.
Микешиным в памятнике «Тысячелетие России» (Великий Новгород) среди самых значительных деятелей нашего Отечества.
Московский протоиерей А.И.
Стаднюк заметил: «По единодушному мнению его биографов, архиепископ Иннокентий является украшением нашей церковной истории, замечательным подвижником веры и благочестия, человеком гениальной натуры, во многих отношениях опередившим свое время, всесторонне образованным богословом, что давало повод современникам называть его «положительно живой энциклопедией». Это был блестящий проповедник — «русский Златоуст, пленивший своим словом сердца людей. Он был самоотверженный пастырь и горячий молитвенник, всегда готовый положить душу свою за вверенную его попечению паству».
Исключительное значение имела деятельность архиепископа Иннокентия в Крымскую войну, за которую историк М. Погодин назвал архиепископа Иннокентия «великим гражданином русской земли».
Владыка не только спокойно находился при обстреле неприятельской эскадры в своем архиерейском доме или на богослужении в храмах, но и ревностно проповедовал, утешал и ободрял раненых воинов, служил молебны о победе русского воинства, погребал убитых… Его часто можно было видеть на передовых позициях, под обстрелом противника он кропил солдат и матросов святой водой, личным примером воодушевлял на ратные подвиги.
Подвижничество святителя в той военной кампании не осталось не замеченным, и мы понимаем, какое впечатление произвела личность архипастыря на создателя памятника «Тысячелетие России», которому пришлось решать сложнейшую задачу по отбору персон для увековечения в грандиозном монументе.
Самым тяжелым днем для жителей Одессы стала Великая Суббота 10 апреля 1854 г., когда неприятельский флот подверг город особенно сильной бомбардировке. Архипастырь с обычной церковной торжественностью совершал Божественную литургию.
Во время пения запричастного стиха раздался страшный взрыв, крепкие стены соборного храма поколебались, стекла задрожали, молитвенные песнопения умолкли, и люди, пораженные страхом, пали на церковный пол. И в эти минуты едва ли не один архипастырь сохранял присутствие духа! Царские врата немедленно растворились.
Терпеливо выждав, пока испуганный народ ободрится и придет в себя, владыка вышел из алтаря, взял пастырский жезл и произнес: «Вы устрашились сего бранного звука, произведенного вражескою рукою и, стоя на молитве в этом святилище, не устыдились пасть на землю по маловерию.
Но какой страх и ужас обымет грешную душу, когда возгремит архангельский глас трубы, чтобы призвать нас на всеобщий Суд!».
Святитель Христов в Севастополе бесстрашно ходил под неприятельскими выстрелами по рядам войск, ободряя солдат и полководцев; ездил на буксире по бухте тогда, когда впереди и сзади сыпались бомбы. Промысел Божий хранил святителя — это тогда явно все чувствовали.
В те дни всеобщего уныния, когда казалось, что никакая сила не остановит грозную армаду, готовую стереть с лица земли беззащитный город, этот человек великой веры, со свойственной ему прозорливостью, предсказывал, что бомбардировка будет непродолжительной. И действительно, 11-го апреля неприятель огонь прекратил, а 14-го, в среду на Светлой седмице, совсем оставил Одессу.
Однако по прошествии 17 месяцев, 26 сентября 1855 г., неприятельский флот в составе 120 военных кораблей появился перед Одессой.
Во все время блокады преосвященный Иннокентий не переставал совершать покаянные молебствия, сопровождая их пастырскими приветствиями то на соборной площади, то в кафедральном соборе, перед Касперовской иконой Божией Матери.
2 октября неприятель покинул Одессу. Святителем было установлено по пятницам еженедельное моление перед Касперовской иконой, которое совершается и теперь.
Когда врагу был открыт путь в Симферополь, и Перекоп не мог считаться безопасным убежищем, святитель Иннокентий без сопровождающих прибыл с иконой Божией Матери сначала в Симферополь, а затем в осажденный Севастополь.
Православный народ говорил: «Если бы командование армией доверили Иннокентию, Россия выиграла бы Крымскую войну».
* * *
При крещении названный Иоанном, он родился 15 декабря 1800 г. в семье бедного священника Успенской церкви городка Елец Орловской губернии (ныне территория Воронежско-Липецкой епархии) Алексея Борисовича Борисова. О.
Алексей не имел богословского образования, однако был ревностным служителем Церкви, отличался молитвенностью, даром проповедничества. Его супруга Акилина Гавриловна была женщиной «в высшей степени нравственной и религиозной».
На Елецком городском кладбище, вблизи Казанского храма, сохранился скромный памятник с надписью: «Священник Успенской церкви о. Алексей и его супруга Акилина Борисовы, родители Иннокентия, архиепископа Херсонского».
Иван Борисов лишился отца в 11-летнем возрасте. Историк А. Воскресенский, на основании предания и свидетельств старожилов Ельца, утверждает, что будущий иерарх, помимо домашнего образования по псалтири и часослову, богословскую эрудицию и начальные церковные навыки воспринял от местного священника о. Василия Климентова, с коим сохранял дружбу затем долгие годы.
По окончании экстерном Воронежского духовного училища Иван Борисов закончил к 1819 г. и обучение в Орловской духовной семинарии, где очень дружил с Иродионом Соловьевым (впоследствии — епископом Нижегородским Иеремией, известным аскетом-подвижником).
В 1823 г. на выпускном академическом акте Иван прочел часть своего студенческого труда «О нравственном характере Господа нашего Иисуса Христа», который был высоко оценен присутствовавшими.
А Киевский митрополит Евгений (Болховитинов) прозорливо приветствовал юношу как «восходящее светило русской богословской науки».
Назначенный инспектором в Петербургскую духовную семинарию и профессором церковной истории и греческого языка, молодой богослов обратил на себя внимание начальства и вскоре был назначен на должность ректора Александро-Невского духовного училища. В том же году принял иноческий постриг и был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре — назначен инспектором Петербургской духовной академии, а в 1826 г. возведен в сан архимандрита.
Своей шестилетней ученой деятельностью он оказал огромное влияние на состояние всей академической жизни.
Проповеди иеромонаха, а затем архимандрита Иннокентия появлялись на страницах многих церковных журналов. В конце петербургской службы, в 1828 г.
, за сочинения «Жизнь святого апостола Павла», «Жизнь святого священномученика Киприана Карфагенского», «Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа» и др. он был удостоен степени доктора богословия, 3 сентября 1829 г.
получил докторский наперсный крест, а 12 сентября награжден орденом святой Анны 2-й степени, украшенным императорской короной.
В 1830 г. архимандрит Иннокентий был назначен ректором Киевской духовной академии и настоятелем Киевского Братского монастыря. Это время называют «блестящим периодом истории Киевской духовной академии».
За десять лет ректорства архимандрит, а затем епископ Иннокентий поднял академию из упадка, предприняв ряд важных и полезных преобразований, среди которых — отмена преподавания на латинском языке, державшем православное богословие «в рабской зависимости от католического богословия».
Архимандрит Иннокентий поддерживал тесные контакты с ученым миром России и Европы, стал почетным членом духовных академий, многих русских университетов и ученых обществ.
Хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии, состоялась 21 ноября 1836 г. в Казанском соборе Петербурга.
Святитель в своем служении охватил многие земли. Так, спустя шесть лет, в 1841 г., он был назначен на самостоятельную кафедру в Вологду, и в том же году возглавил Харьковскую кафедру. В харьковский период его жизни были изданы «Беседы на святую Четыредесятницу», «Падение Адамово», «Беседы на Великий пост», «Слова и речи к пастве харьковской», «Три слова о зиме».
«Не без горести для меня разлука с Харьковом. К Харькову привязан я многими узами веры и любви о Христе»,— писал потом владыка Иннокентий. В тот период его трудами были восстановлены Святогорский, Успенский и Ахтырский Свято-Троицкий монастыри, основан Верхне-Харьковский Николаевский женский монастырь.
С 15 апреля 1845 г. владыка Иннокентий был возведен в сан архиепископа. С 1 апреля 1847 г. он являлся членом Святейшего Синода, в котором состоял и митрополит Московский Филарет (Дроздов). А в тот же день через три года архиепископ Иннокентий был переведен на Херсоно-Таврическую кафедру, которую и занимал до своей кончины, последовавшей в 1857 г.
* * *
Здесь служение святителя началось в праздник Святой Троицы. Преосвященный Иеремия, епископ Нижегородский, свидетельствовал: «На день Святого Духа у Иннокентия были всегда проповеди, некою особенностью отличающиеся. На день Святого Духа он начал священнослужение свое в Одесском соборе. В день Святого Духа он скончался. Духу Святому он молился молитвою святого Симеона, Нового Богослова».
Благодать Святого Духа просвещала проповедника, даже как-то изменяла, просветляла его вид, что также отмечают очевидцы. С великим усердием владыка обустраивал Херсонскую епархию, куда входила и Таврия. Его трудами было восстановлено из развалин несколько иноческих обителей, построены новые и реставрированы старые храмы.
Современники изумлялись обширности и глубине познаний святителя в различных областях человеческой деятельности.
Военные утверждали, что он замечательный тактик, медики с удивлением отзывались о его сведениях по физиологии и патологии, а естествоиспытатели и физики — о его колоссальных познаниях в математике, астрономии, географии, статистике, химии и других науках.
Святитель Иннокентий бывал и на св. горе Афон, переписывался со святогорской братией и мечтал о создании Крымского Афона со старчеством. Это была бы, по его размышлениям, новая Оптина пустынь. Прямым следствием этих чаяний святителя стало открытие в 1850 г.
Бахчисарайского скита с киновиями.
15 августа, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, в скале, где была вытесана церковь Успения Божией Матери с множеством келий, святитель Иннокентий, несмотря на тяготившую его болезнь, возглавил Божественную литургию, с греческим митрополитом Агафангелом, представителем Афона.
Впоследствии святитель возродил древнюю греческую церковь с источником при ней между Чатырдагом и Бахчисараем, источник святых бессребреников Космы и Дамиана в урочище Кизим, пустынь Котерлезскую во имя святого Стефана исповедника, пустынь близ Керчи, где были явлены чудеса великомученика Георгия Победоносца, древнюю церковь святого Матфея, целебный источник Иоанна Предтечи, храм на горе Инкерман. Благодаря ему возникло скитское монашество в Херсоне. За год до своей кончины, в 1856 г., архиепископ Иннокентий возобновил близ Сурожи Кизилташскую киновию; в новейшие времена там возрожден Свято-Стефано-Сурожский монастырь.
Вот как рассказывает в своих воспоминаниях об архиепископе Иннокентии очевидец его трудов: «Мне казалось, что я вижу шествие необыкновенного земного существа, что от этого шествия веет каким-то необъяснимым дыханием, искрятся мириады звезд над вершиной Чатырдага, где около усталой лошадки стоит молящийся Иннокентий. Внизу мы видим клубящиеся облака, тишина невозможная… лицо убеленного видною сединою иерарха дышит каким-то светом…».
* * *
Проповеди святителя, переведенные на греческий, французский, немецкий, сербский, армянский, польский языки, поражали читателей ясностью мыслей, быстротой и легкостью богословской концепции, изумительной красотой слова.
Научно-богословские сочинения архиепископа Иннокентия — это золотой фонд русской религиозно-богословской мысли. Изданные в 12-ти томах в С.-Петербурге в 1871 и 1901 гг., они и поныне не утратили своего значения.
К слову, в 2005-м в петербургском издательстве «Русская симфония» вышла книга Иннокентия Херсонского «О великих Господских и Богородичных праздниках». Это — переиздание харьковской книги 1847 г.
Не столь давно опубликованы сочинения святителя в пяти и в шести томах.
Это он так ярко и назидательно писал о смерти: «Кто учит, что смерть не есть дань природе, а греху, что она в нашу бессмертную природу вторглась случайно — посредством отпадения нашего от Источника жизни — Бога, чрез нарушение Его животворной заповеди? Этому постоянно учит слово Божие; это внушали все пророки и все апостолы; это самое провозвещал Спаситель наш, и за Ним то же всегда принималось и ныне приемлется Церковью Христовою».
Говорят, некоторые на него ворчали, поскольку свт. Иннокентий любил острое словцо.
Например, он брал традиционный образ смерти, греха и воскресения во Христе и переворачивал: «Позвольте вопросить вас, братья, навсегда ли остался погребенным ветхий человек наш с его страстьми и похотьми? Не воскрес ли он и не действует ли в нас самовластно? И не погребен ли вместо него человек новый, с коим мы вышли из купели?» (Из слова на Крещение).
Говорил Иннокентий проповедь на день рождения Государя — и напоминал: и цари умирают, и важнее не благоволение земных царей, а Царя Небесного.
В крепостной России он говорил не о том, что Россия — страна свободных подданных великого монарха, а о том, что христианин может быть свободен и в неволе — а может даже и пожертвовать своей свободой: «История представляет немало примеров свободных людей, кои от преизбытка внутренней свободы о Христе отдавали себя в узы и рабство для блага ближних». Иннокентий призывал к «деятельному христианству» — не для того, чтобы закреплялось рабство, а чтобы торжествовала и «гражданская свобода».
Митрополит Московский Макарий (Булгаков) отмечал: «…Архиепископ Иннокентий был человеком в собственном смысле гениальным, он был великий проповедник, оригинальный и вдохновенный, и как писатель русский архиепископ Иннокентий по справедливости должен занять одно из первых мест в истории русской литературы, и как проповедник он займет одно из первых мест между духовными ветками не только нашего времени и Отечества, но и всех времен и народов. Имя архиепископа Иннокентия навсегда останется бессмертным».
Архипастырь-подвижник отошел ко Господу 26 мая 1857 г. и был погребен в Преображенском кафедральном соборе Одессы. Но накануне кончины, в течение последнего месяца, он объехал свои детища-обители епархии, принимал посетителей. Последние два с половиной часа жизни он был в совершенно ясном и полном разуме.
Умирал в Херсонском монастыре, в Троицкую родительскую субботу, и попросил сперва прочесть канон Святой Троице, затем лег на постель из свежего сена, по традиции приготовленной на полу.
Занималась заря дня Святой Троицы, когда Иннокентий подошел к окну и сказал: «Господи, какой день!». Потом, сказав поспешно: «Скорее поднимите меня»,— на руках двух келейников, молитвенно коленопреклоненный, отошел ко Господу.
К 30-летию кончины архиепископа Иннокентия известным харьковским профессором, протоиереем Тимофеем Буткевичем была написана первая биография иерарха-подвижника «Иннокентий Борисов, бывший архиепископ Херсонский» (СПб., 1887).
В предисловии сказано: «С именем Иннокентия, архиепископа Херсонского связывается одна из самых ярких страниц в истории духовной литературы и жизни русского общества.
Личность архиепископа Иннокентия представляет поистине изумительный образ духовного великана, который не только в проповедничестве (где он справедливо по заслугам приобрел название «Русского Златоуста»), но и во всех других сферах своей деятельности проявил поражающую силу ума и таланта, того духовного гения, который как озаряющий факел не только освещает целую эпоху, но и указывает дальнейшее направление…».
В 1936 г., после сноса Преображенского собора, останки архиепископа Иннокентия были перенесены на Одесское Слободское кладбище. В 1950 г.
заботами архиепископа Одесского и Херсонского Никона (Петина) останки святителя были перенесены на другое место, и на могиле были установлены надгробие и памятник, у которого постоянно горела лампада. В 1987 г.
захоронение было перенесено на кладбище Одесского Свято-Успенского мужского монастыря, где и находилось в ряду других архиерейских захоронений до пятницы 18 июля 1997 г., когда состоялось обретение честных мощей архиепископа Иннокентия.
«И ныне предстоит угодник Божий Иннокентий в лике святительском в незаходимой славе небесной, ходатайствуя в земном странствии сущих пред дивным во святых Своих Господом Богом, Которому подобает слава всегда, ныне и присно, и во веки веков».
Матвей Славко
Столетие
Источник: http://beregrus.ru/?p=5457
Аскания Православная-Святитель Иннокентий, Архиепископ Херсонский и Таврический
Дни памяти:
7 июня (н.ст.) – преставление;
18 июля (н.ст) – обретение мощей;
13 декабря (н.ст) – прославление
Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова.
Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексий Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей Церкви.
Мать преосвященного Иннокентия, Акилина, была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её мыслей, действий и поступков.
У неё была своя домашняя аптека, состоявшая из разных трав и цветов, росного ладана, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор и подобных сим священных предметов. Ими она врачевала себя и своих детей.
В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.
В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь он предался изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей.
В 1823 году 23-летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища.
Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через несколько месяцев её инспектором и экстраординарным профессором. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита.
Лекции свои отец Иннокентий обыкновенно преподавал наизусть. Он внимательно следил за современным состоянием и успехами естественных наук, и в его воззрениях эти знания не только не противоречили, но наилучшим образом служили богословию.
В свойствах своей любвеобильной души архимандрит Иннокентий черпал искусство скреплять в среде профессоров добрую общительность и повсюду вносил мир и успокоение. За девять лет ректорства отца Иннокентия академическая семья думала с ним одну думу, жила с ним одною жизнью.
Со студентами Академии отец ректор всегда обходился ласково и благородно. Особенно добрым и внимательным бывал он к ним тогда, когда их постигало какое-либо горе, например, серьёзная болезнь. Помочь в этой беде несчастному – составляло тогда для ректора всю его главную заботу.
Он жертвовал в этом случае не только своими средствами, но иногда даже и своими жизненными удобствами.
Особую славу отца Иннокентия составляет необыкновенный проповеднический талант. Впоследствии Владыку Иннокентия назовут «Русским Златоустом».
Как проповедник он отличался тем, что действовал по преимуществу на сердца слушателей и увлекал их ясностью и простотою слова, тонкими и остроумными сближениями предметов, искусством открывать в них новые и занимательные стороны и умением принять, как можно ближе, свои поучения к различным случаям и обстоятельствам. Таким образом, Владыка Иннокентий создал новую русскую школу проповедничества, далёкую всякой внешней эффектности и сухой учёности.
Кроме проповедей, Владыка оставил много замечательных научных произведений и переводов, таких как: «Жизнь сщмч. Киприана Карфагенского», «Жизнь св. Апостола Павла», «Памятник веры», «История Соборов Вселенских», перевод «Кормчей Книги» и многое другое.
Внешняя природа для отца Иннокентия была второю Библией, свидетельствующей о Божественном величии Творца. Этот взгляд на природу ясно проводил он в своих проповедях.
«Посмотрите, -говорил он, – на кипящее волнами море, или на тучу, рассекаемую молниями и громами: не образ ли это всемогущества Божия? Посмотрите на свод небесный, усеянный звёздами, на восходящее Солнце: не образ ли это премудрости Божией? Посмотрите на весну, украшенную цветами, ведущую за собою хоры пернатых: не образ это благости Божией? Что мешает тебе, смотря на свои картины, восходить мыслию к совершенствам Творца твоего»? При таком взгляде отца Иннокентия на природу понятна и особенная любовь его к ней и к естественным наукам. Императорская Академия наук и разные ученые общества почтили литературные заслуги проповедника принятием его в свои члены. Проповеди его были переведены в своё время на греческий, немецкий, французский и польский языки.
В 1836 году, 21 ноября, в Казанском соборе Санкт-Петербурга в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского.
В марте 1840 года он назначается на кафедру епископа Вологодской епархии. Здесь он оставался 9 месяцев и затем был перемещён в Харьковскую епархию. Служение его в Харькове продолжалось около семи лет.
За этот срок он восстановил Ахтырский и Святогорский монастыри, открыл Никольскую женскую обитель.
Владыке принадлежит идея учреждения торжественного крестного хода в Харькове по случаю перенесения в город из Куряжского монастыря чудотворной иконы Божией Матери.
В Харьковский период своего служения святитель Иннокентий составил акафист Божественным страстям Христовым, службу и акафист святому Архангелу Михаилу.
В 1845 году Владыка возводится в сан архиепископа. 1 апреля 1847 года, архиепископ Иннокентий назначен был членом Святейшего Синода.
24 февраля 1848 года святитель Иннокентий назначается в Херсоно-Таврическую епархию, где разноплеменная православная паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар, евреев и немецких колонистов.
Восстановить в Крыму древние христианские памятники, разрушенные татарами, и основать свой «Русский Афон», – вот главное, чего хотел достичь архипастырь во время своего управления Херсоно-Таврической епархией.
Желая сохранить развалины древнего Херсонеса, прославленного крещением великого князя Русского Владимира, преосвященный Иннокентий испросил себе у наместника Кавказского эти развалины и постарался устроить там, посреди пустыни, вблизи остатков бывшего соборного храма, небольшую церковь во имя святой княгини Ольги с небольшим помещением для иноков.
Затем он обновил иссечённый руками святого Климента в Инкерманской скале древний храм, освятил его в память двух священномучеников Климента и Мартина, пострадавших в Херсонесе, куда они посланы были на каменоломные работы, и устроил в этой же скале небольшой скит.
Во время своего путешествия по Крыму Владыка обычно оставлял спутников у подножия гор, а сам поднимался на их вершину для молитвы на местах подвигов древних подвижников.
При архиепископе Иннокентии произошло знаменательное событие – прославление чудотворной Касперовской иконы Божией Матери. Им же были установлены особые крестные хода с этим чудотворным образом. Святитель также составил акафист Покрову Пресвятой Богородицы для чтения перед Касперовской иконой.
В 1851 году указом святителя Иннокентия было установлено повсеместно в Херсонской епархии празднование дня памяти (7 марта) священномучеников Херсонесских, по примеру дней праздничных.
В последние годы своего святительства преосвященный Иннокентий принимал самое живое архипастырское участие в бедствиях Крымской войны и имел в высшей степени благотворное влияние на воинов.
Величие духа Святителя Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов в лазаретах, где свирепствовал заразный тиф и где можно было видеть всю тяжкую скорбь, все страдания, порождаемые войной. В сражениях он обходил ряды войск, ободряя героев. И здесь мужественный пастырь-отец являлся ангелом-утешителем страждущих.
Усиленные труды и тревоги надломили здоровье славного архипастыря. Владыка заболел, находясь в Севастополе во время битвы русских войск с неприятелем.
25 мая 1857 года в светлый праздник Живоначальной Троицы архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий мирно почил о Господе. Погребли святителя в Одесском Спасо-Преображенском кафедральном соборе.
В 30-е годы ХХ столетия останки святителя Иннокентия были перенесены на Слободское кладбище близ Одессы, а в 1987 году – на братское кладбище Одесского Свято-Успенского мужского монастыря.
Мощи святителя Иннокентия были обретены 18 июля 1997 года, после чего их перенесли в Успенский кафедральный собор города Одессы.
13 декабря 1997 года состоялось прославление архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия в лике угодников Божиих.
7 июня 2007 года мощи святителя Божия были перенесены из Успенского в восстановленный Спасо-Преображенский собор города Одессы, где они почивают и поныне.
Источник: http://ap-hram.org/svjatye-hersona/542-svjatitel-innokentij-arhiepiskop-hersonskij-i-tavricheskij
Святитель Иннокентий (Борисов), Херсонский, архиепископ
Житие
Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова.
Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцов и учителей Церкви.
Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её мыслей, действий и поступков.
У неё была своя домашняя аптека, состоявшая из разных трав и цветов, росного ладана, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор и подобных сим священных предметов. Ими она врачевала себя и своих детей.
В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.
В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличием и поступил в Киевскую духовную академию. Здесь он предался изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей.
В 1823 году 23-летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт-Петербургскую духовную семинарию на должность инспектора и профессора церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской духовной академии, а через несколько месяцев – её инспектором и экстраординарным профессором. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита.
Лекции свои отец Иннокентий обыкновенно преподавал наизусть. Он внимательно следил за современным состоянием и успехами естественных наук, и в его воззрениях эти знания не только не противоречили, но наилучшим образом служили богословию.
В свойствах своей любвеобильной души архимандрит Иннокентий черпал искусство скреплять в среде профессоров добрую общительность и повсюду вносил мир и успокоение. За девять лет ректорства отца Иннокентия академическая семья думала с ним одну думу, жила с ним одною жизнью.
Со студентами академии отец ректор всегда обходился ласково и благородно. Особенно добрым и внимательным бывал он к ним тогда, когда их постигало какое-либо горе, например, серьёзная болезнь. Помочь в этой беде несчастному – составляло тогда для ректора всю его главную заботу.
Он жертвовал в этом случае не только своими средствами, но иногда даже и своими жизненными удобствами.
Особую славу отца Иннокентия составляет необыкновенный проповеднический талант. Впоследствии владыку Иннокентия назовут «Русским Златоустым».
Как проповедник он отличался тем, что действовал по преимуществу на сердца слушателей и увлекал их ясностью и простотою слова, тонкими и остроумными сближениями предметов, искусством открывать в них новые и занимательные стороны и умением принять, как можно ближе, свои поучения к различным случаям и обстоятельствам. Таким образом, владыка Иннокентий создал новую русскую школу проповедничества, далёкую всякой внешней эффектности и сухой учёности.
Кроме проповедей, владыка оставил много замечательных научных произведений и переводов, таких как: «Жизнь св. Киприана», «Жизнь св. апостола Павла», «Памятник веры», «История Соборов Вселенских», перевод «Кормчей Книги» и многое другое.
Внешняя природа для отца Иннокентия была второю Библией, свидетельствующей о божественном величии Творца. Этот взгляд на природу ясно проводил он в своих проповедях.
«Посмотрите, – говорил он, – на кипящее волнами море, или на тучу, рассекаемую молниями и громами: не образ ли это всемогущества Божия? Посмотрите на свод небесный, усеянный звёздами, на восходящее Солнце: не образ ли это премудрости Божией? Посмотрите на Весну, украшенную цветами, ведущую за собою хоры пернатых: не образ это благости Божией? Что мешает тебе, смотря на свои картины, восходить мыслею к совершенствам Творца твоего?» При таком взгляде отца Иннокентия на природу понятна и особенная любовь его к ней и к естественным наукам. Императорская Академия наук и разные ученые общества почтили литературные заслуги проповедника принятием его в свои члены. Проповеди его были переведены в своё время на греческий, немецкий, французский и польский языки.
В 1836 году 21 ноября в Казанском соборе Санкт-Петербурга в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского.
В марте 1840 года он назначается на кафедру епископа Вологодской епархии. Здесь он оставался 9 месяцев и затем был перемещён в Харьковскую епархию. Служение его в Харькове продолжалось около семи лет.
За этот срок он восстановил Ахтырский и Святогорский монастыри, открыл Никольскую женскую обитель.
Владыке принадлежит идея учреждения торжественного крестного хода в Харькове по случаю перенесения в город из Куряжского монастыря чудотворной иконы Божией Матери.
В 1845 году Владыка возводится в сан архиепископа. И через 3 года назначается в Херсоно-Таврическую епархию, где разноплеменная православная паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар, евреев и немецких колонистов.
Восстановить в Крыму древние христианские памятники, разрушенные татарами, и основать свой «Русский Афон», – вот главное, чего хотел достичь архипастырь во время своего управления Херсоно-Таврической епархией.
Желая сохранить развалины древнего Херсона, прославленного Крещением великого князя Русского Владимира, преосвященный Иннокентий испросил себе у наместника кавказского эти развалины и постарался устроить там, посреди пустыни, вблизи остатков бывшего соборного храма, небольшую церковь во имя святой княгини Ольги с небольшим помещением для иноков. Затем он обновил иссечённый руками святого Климента в Инкерманской скале древний храм, освятил его в память двух священномучеников, Климента и Мартина, пострадавших в Херсоне, куда они посланы были на каменоломные работы, и устроил в этой же скале небольшой скит. Во время своего путешествия по Крыму владыка обычно оставлял спутников у подножия гор, а сам поднимался на их вершину для молитвы на местах подвигов древних подвижников.
В последние годы своего святительства преосвященный Иннокентий принимал самое живое архипастырское участие в бедствиях Крымской войны и имел в высшей степени благотворное влияние на воинов.
Величие духа святителя Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов в лазаретах, где свирепствовал заразительный тиф и где можно было видеть всю тяжкую скорбь, все страдания, порождаемые войной. В сражениях он обходил ряды войск, ободряя героев. И здесь мужественный пастырь-отец являлся Ангелом-утешителем страждущих.
В коронацию императора Александра II архиепископ Иннокентий назначен был членом Святейшего Синода.
Усиленные труды и тревоги надломили здоровье славного архипастыря. Владыка заболел, находясь в Севастополе во время битвы русских войск с неприятелем, и на обратном пути в Одессу скончался в Херсоне 25 мая 1857 года в светлый праздник Живоначальной Троицы.
Святитель Иннокентий канонизован Русской Православной Церковью в 1997 году.
Цитаты из труда «О Промысле или Провидении»:
Сотворенный Богом мир Им же и поддерживается. Это поддержание, это хранение обыкновенно называется Промыслом или Провидением. Это попечение о мире, по нашему понятию, слагается из двух частей: 1) из сохранения и 2) управления.
Сохранение есть такое действие Божия всемогущества, по которому мир, получив бытие свое от Бога, не теряет его, но продолжает существовать и действовать.
Точно ли мир поддерживается Божией силою? Не может ли он сам продолжать полученное им однажды бытие? Разум не может ничего решительного отвечать на это.
С одной стороны, он говорит, что мир может сам продолжать свое бытие.
Причина, побуждавшая его так думать, состоит в том, что мир получил уже бытие и, следовательно, может лишиться его или через себя, или через другое существо; но сам себя он не может уничтожить, так как не мог и создать себя, а другого существа, кроме Бога, вне мира нет; Бог однажды захотел, чтобы мир существовал, поэтому он и будет сам по себе существовать.
Но с другой стороны, разум видит, что поелику произведение мира было явление всемогущества, то и самое действие должно продолжаться для того, чтобы можно было миру продолжать свое бытие; иначе действие не будет иметь равносильной себе причины. Сей второй взгляд ведет к тому, что силы природы поддерживаются силою Божией.
Что же такое управление Божие? Есть такое действие всемогущества и премудрости Божией, по которому Он как бы смотрит и назирает за действиями тварей, особенно разумных, и по которому Он направляет их к целям, когда они уклоняются, исправляет их погрешности и недостатки и восполняет опущения.
Истина мироправления изложена в Священном Писании со всей ясностью. По учению его, Бог управляет всем от великого до малого.
Преимущественно изображено управление Божие в мире нравственном: все истории суть истории Божественного управления, и характеристическая черта сих историй есть та, что они управление Божие простирают до чудесностей с тем, чтобы внушить нам ту необходимую для нашей нравственности истину, что сила Божия мощна и тогда, когда бы силы физические ей противились.
Тропарь,
глас 4
От юных лет прилежа учению благочестия и страху Божию, во благодати Христовой преуспевая, стяжал еси словесная дарования и явился еси неутомимый проповедник спасения, души верных озаряя спасительными смыслы и приводя всех ко исправлению. Святителю отче Иннокентие, моли Христа Бога дати нам оставление грехов и велию милость.
Тропарь иной,
глас 4
Днесь град Херсонский радуется, веселится земля Таврическая, имуще молитвенника святителя Христова Иннокентия, пастыря добра и праведника изряднаго, иже Божия Матери образ Касперовский прославил еси, в крае Новороссийском веру правую утвердил еси. Темже святителю отче Иннокентие, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Дни памяти: 7 июня и в Соборе Липецких святых.
Источник: https://voskr.orthpatr.ru/node/221604