Святитель иона московский, митрополит

Святитель Иона, митрополит Московский – Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

Святитель Иона, митрополит московский, память коего святая церковь совершает в настоящий день, с юных лет возлюбил уединение и труды монашеского жития.

Еще 12 лет он поступил в один из монастырей на своей родине, Костромской области, и потом продолжал иноческие подвиги в московском Симонове монастыре.

Однажды митрополит Фотий, посещая Симонов монастырь и обходя церкви и службы монастырския, нашел в пекарне спящаго с кротким величественным видом Иону и, заметив, что персты десной руки его сложены, как бы для благословения, сказал окружающим, что этот юный инок некогда будет первым святителем земли русской. Действительно, определение Божие о высоком служении Ионы в свое время постепенно приходило в исполнение. Избранием собора иерархов, утвержденным великим князем, св. Иона был возведен в сан епископа рязанского и муромскаго, потом в 1448 году он был поставлен на кафедру митрополии всероссийской.

Обратите внимание

Во время святительства Ионы церковь и отечество наше подвергались великим опасностям: с одной стороны в это время особенно усилились притязания папы римского подчинить своей власти русскую церковь и совершенно отторгнуть от единства церкви православной многия искони русские области, бывшия под властию польского короля, — с другой постоянную скорбь причиняли отечеству нашему татары, с огнем и мечем проходившие внутрь страны, пользуясь слабостию и усобицами князей русских. Свят. Иона, как неусыпный страж православия, зорко наблюдал козни римского папы и своими распоряжениями и посланиями старался охранить нераздельное единство церкви православной. Он даже сам отправлялся в литовские пределы для благоустройства дел церковных.

Теми же чувствами любви к православию св. Иона руководствовался при поддержании сношений с православною восточною церковию. В его время, с завоеванием турками Константинополя в 1453 году, совершилось окончательное падение греческого царства.

Православная восточная церковь, подавленная и уничтоженная дикими выходцами Азии — поклонниками Магомета, могла находить единственную поддержку только в православной России.

Первосвятитель русский горячо принял к сердцу скорбь православных востока: он делал воззвания ко всем князьям, епископам и всему православному христианству России оказывать вещественную помощь для облегчения участи страждущих христиан востока и искупления пленных турками. Так св.

Иона в самое благопотребное время поддержал готовую прерваться нить того союза отечества нашего с православною восточною церковию, который, в последствии, чрез ряд веков охраняемый промыслом Божиим, послужил залогом спасения угнетенных рабством христиан востока, помощию и оружием России.

Ревностно поддерживая православие, св. Иона питал в сердце своем глубокое чувство любви к отечеству. Он не только старался содействовать благоденствию России умиротворением и прекращением смут от гибельных междоусобий княжеских, но в тяжкие минуты ослабления отечества нашего от внешних врагов являлся, как истинный пастырь, готовый положить душу за паству свою.

Так в 1451 году, когда татары проникли до Москвы и осадили ее, а великий князь выехал из нея для собрания войск, потребных для отражения врагов, св. Иона остался в Кремле вместе с осажденными.

Татары зажгли посады московские и святитель при зное пламени, в облаках дыма и под стрелами неприятельскими, совершал крестные ходы по стенам осажденного Кремля для молитвенного ободрения защитников и умилостивил Бога к ниспосланию Его помощи. Молитвами святителя город был избавлен от страшной опасности.

Важно

После вылазки, во время которой ободренные защитники бились до вечера, татары утром неожиданно бежали, оставив тяжелые запасы в добычу осажденным. И после сего сколько ни было случаев нападений татарских, Господь, по молитвам угодника Своего, не оставлял отечество наше Своею всесильною помощию.

Совершив подвиг многотрудного служения церкви и отечеству на первосвятительском поприще, св. Иона скончался в глубокой старости в 1461 году и от небесного Пастыреначальника увенчан славным венцем нетления и чудотворения от мощей его, которыя и до ныне, почивая в московском Успенском соборе, служат немолчным свидетельством Божия благоволения к православному отечеству нашему.

Прославляя святителя Иону, будем, братия, подражать его св. жизни.

Его благочестивая жизнь, которую он в подвигах поста, молитвенного бдения и труда и монашеского послушания начал проводить с 12 летняго возраста, да напомнит и нам о необходимости скорее обратиться к Богу и служить Ему, ходя по стопам заповедей Его; не будем откладывать свое нравственное исправление до старости, ибо не только старость, но и следующий день не в нашей воле: «бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет»(Мф. 25, 13).

Будем, по примеру св. Ионы, отзывчивы на помощь всем несчастным нашим ближним, которым станем помогать не только словом и добрым советом, но и вещественными пожертвованиями.

Будем иметь любовь между собою, которая есть верный признак того, что мы истинные ученики И. Христа и христиане не по имени только, но и на самом деле.

В день страшного суда Божия дела нашего милосердия к ближним не будут забыты и привлекут к нам милость Божию по слову Господа: «блажени милостивии, яко тии помилованы будут»,»

Станем, наконец, по подражанию святителю Ионе, горячо любить свое отечество и не щадить никаких жертв для него. Если долг и присяга потребуют от нас пожертвовать нашею жизнию, защищая и охраняя св.

Совет

веру, царя и отечество, то не устрашимся этой жертвы, как бы она ни казалась велика: за временную жизнь мы наследуем вечную, за потерю земных и скоро преходящих благ мы сделаемся наследниками небесных и нескончаемых.

Исполняя не из страха только, но и по совести все свои гражданские обязанности, возложенныя на нас законами отечества, будем всегда помнить, что «худой гражданин царства земного и для небесного царства не годен», по мудрому выражению одного учителя отечественной церкви. Аминь.

Протоиерей Григорий Дьяченко

(Сост. с заимств. историч. части поуч. из № 21 Моск. Епарх. Вед. за 1879 г. свящ. Гр. Д-ко).

Источник: https://predanie.ru

Просмотры (25)

Источник: http://zachatevmon.ru/?p=35644

Азбука Спасения – Святитель Иона Московский и всея Руси, митрополит

СВЯТИТЕЛЬ ИОНА МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Дни памяти:

5 февраля – Собор Костромских святых

13 апреля

9 июня – Обретение и перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы

23 июня – Собор Рязанских святых

28 июня

6 июля – Собор Владимирских святых

23 сентября – Собор Липецких святых

18 октября – Собор Московских святителей

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОНЫ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

Свя­ти­тель Иона, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Ру­си, ро­дил­ся в по­след­ней чет­вер­ти XIV ве­ка в се­ле Один­цо­ве близ го­ро­да Со­ли­га­ли­ча, в Ко­стром­ской зем­ле. С ран­них лет маль­чик стре­мил­ся к ино­че­ской жиз­ни. В две­на­дца­ти­лет­нем воз­расте он при­нял мо­на­ше­ство в од­ном из Га­лич­ских мо­на­сты­рей, а за­тем пе­ре­шел в Мос­ков­ский Си­мо­нов мо­на­стырь.

Юный инок сми­рен­но и усерд­но ис­пол­нял раз­лич­ные по­слу­ша­ния, неукос­ни­тель­но со­блю­дая за­ве­ты пер­вых игу­ме­нов оби­те­ли – свя­то­го Фе­о­до­ра, ос­но­ва­те­ля мо­на­сты­ря, впо­след­ствии ар­хи­епи­ско­па Ро­стов­ско­го († 1394; па­мять 28 но­яб­ря/11 де­каб­ря), и пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла, впо­след­ствии игу­ме­на Бе­ло­зер­ско­го († 1427; па­мять 9/22 июня). Он под­ви­зал­ся в по­сте, мо­лит­ве, чте­нии сло­ва Бо­жия. Свя­ти­тель Фо­тий мит­ро­по­лит († 1431, па­мять 2/15 июля) од­на­жды по­се­тил Си­мо­нов мо­на­стырь. И ко­гда он при­шел в пе­кар­ню, то уви­дел уснув­ше­го от мно­гих тру­дов ино­ка Иону, пра­вая ру­ка утом­лен­но­го ино­ка бы­ла со­гну­та в бла­го­слов­ля­ю­щем же­сте. Свя­ти­тель Фо­тий про­сил не бу­дить его, бла­го­сло­вив спя­ще­го ино­ка, и про­ро­че­ски пред­ска­зал при­сут­ство­вав­шим, что он бу­дет ве­ли­ким свя­ти­те­лем Рус­ской Церк­ви и мно­гих об­ра­тит на путь спа­се­ния.

В 1431 го­ду свя­той Иона был по­став­лен епи­ско­пом на Ря­зан­скую и Му­ром­скую ка­фед­ру. Нема­ло тру­дов по­ло­жил он на то, чтобы об­ра­тить ко Хри­сту ино­вер­ных жи­те­лей сво­ей епар­хии. Вско­ре по­сле кон­чи­ны мит­ро­по­ли­та Фо­тия свя­ти­тель Иона воз­гла­вил Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь.

В 1432 го­ду он име­ну­ет­ся «на­ре­­чен­ным в свя­тей­шую мит­ро­по­лию Рус­скую».

Од­на­ко меж­до­усоб­ная борь­ба за ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия II Ва­си­лье­ви­ча и его дя­ди, Га­лиц­ко­го кня­зя Юрия Дмит­ри­е­ви­ча не поз­во­ли­ли свя­ти­те­лю вы­ехать в Кон­стан­ти­но­поль к пат­ри­ар­ху Иоси­фу II (1416–1439) для по­свя­ще­ния.

В это вре­мя Ли­тов­ский князь Свид­ри­гай­ло по­слал в Кон­стан­ти­но­поль для по­свя­ще­ния в мит­ро­по­ли­та Ли­тов­ско­го Смо­лен­ско­го епи­ско­па Ге­ра­си­ма (в на­ча­ле XV ве­ка Смо­ленск был вре­мен­но при­со­еди­нен к Ли­тов­ско­му кня­же­ству).

Епи­скоп Ге­ра­сим был воз­ве­ден в Кон­стан­ти­но­по­ле в сан мит­ро­по­ли­та всея Ру­си; в 1435 го­ду, за­по­до­зрен­ный кня­зем Свид­ри­гай­ло в из­мене, он был схва­чен и со­жжен. По­сле кон­чи­ны мит­ро­по­ли­та Ге­ра­си­ма в Кон­стан­ти­но­поль от­пра­вил­ся епи­скоп Иона.

Обратите внимание

Но, при­быв­ши в сто­ли­цу Ви­зан­тии, он узнал, что пат­ри­арх Иосиф уже по­ста­вил на Рус­скую мит­ро­по­лию неко­е­го Ис­и­до­ра. В 1439 го­ду Ис­и­дор при­нял унию на Фло­рен­тий­ском со­бо­ре и по воз­вра­ще­нии в Моск­ву в 1441 го­ду был за­то­чен в Чу­дов мо­на­стырь.

Немед­лен­но был со­зван Со­бор рус­ских иерар­хов, ко­то­рый осу­дил «Ис­и­до­ро­во все де­ло». Ко­гда ста­ло окон­ча­тель­но яс­но, что Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх со­гла­сил­ся на унию, Рус­ская Цер­ковь ста­ла на за­щи­ту чи­сто­ты пра­во­сла­вия.

В де­каб­ре 1448 го­да в Москве был со­зван цер­ков­ный Со­бор для из­бра­ния пред­сто­я­те­ля Рус­ской Церк­ви. Свя­ти­тель Иона был из­бран мит­ро­по­ли­том Все­рос­сий­ским с ти­ту­лом «Ки­ев­ский и всея Ру­си».

Ме­стом пре­бы­ва­ния он из­брал Моск­ву, по­это­му име­ну­ет­ся так­же мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским. Так пре­кра­ти­лась за­ви­си­мость Рус­ской Церк­ви от Кон­стан­ти­но­по­ля и бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло ав­то­ке­фа­лии.

Воз­глав­ляя Все­рос­сий­скую ка­фед­ру, свя­ти­тель Иона, преж­де все­го, по­за­бо­тил­ся об улуч­ше­нии от­но­ше­ний меж­ду Моск­вой и Ли­тов­ским кня­же­ством. Бла­го­да­ря это­му ему уда­лось при­со­еди­нить к Москве юго-за­пад­ные епар­хии.

Свя­ти­тель Иона по­ло­жил боль­шие уси­лия на бла­го­устрой­ство воз­вра­щен­ных епар­хий и на ис­ко­ре­не­ние в них уни­ат­ства.

Он при­зы­вал к ми­ру и пре­кра­ще­нию меж­до­усо­бия, объ­яс­нял вред яро­сти и гне­ва, учил по­ка­я­нию и по­слу­ша­нию.

Осо­бен­но за­бо­тил­ся свя­ти­тель Иона о ду­хов­но-нрав­ствен­ном со­вер­шенст­во­ва­ния сво­ей паст­вы. В учи­тель­ных гра­мо­тах он на­зи­дал пом­нить о спа­се­нии ду­ши, быть ми­ло­серд­ны­ми, доб­ро­со­вест­но от­но­сить­ся к сво­им граж­дан­ским обя­зан­но­стям.

Важно

Свя­ти­тель Иона стро­го тре­бо­вал со­блю­де­ния хри­сти­ан­ских за­по­ве­дей от свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Ука­зы­вая на ве­ли­чие свя­щен­ни­че­ско­го са­на, он при­зы­вал кли­ри­ков к до­стой­но­му про­хож­де­нию пас­тыр­ско­го слу­же­ния.

Осо­бое ста­ра­ние про­яв­лял свя­ти­тель Иона в вы­бо­ре до­стой­ных кан­ди­да­тов на ар­хи­ерей­ские ка­фед­ры.

Боль­шое вни­ма­ние уде­лял он мо­на­ше­ским оби­те­лям, за­бо­тил­ся об их нуж­дах, о стро­гом со­блю­де­нии ино­че­ских пра­вил. И при сво­ем вы­со­ком сане он по-преж­не­му не остав­лял лич­ных мо­на­ше­ских по­дви­гов.

Про­яв­ляя по­пе­че­ние о хра­мах Бо­жи­их, свя­ти­тель об­но­вил и бла­го­леп­но укра­сил пер­во­пре­столь­ный Успен­ский со­бор в Мос­ков­ском Крем­ле. Он при­дал осо­бую тор­же­ствен­ность бо­го­слу­же­ни­ям, уве­ли­чив чис­ло чте­цов и пев­цов.

В 1450 го­ду по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Ио­ны, бы­ли воз­двиг­ну­ты ка­мен­ные мит­ро­по­ли­чьи па­ла­ты.

Жи­вя по за­по­ве­дям Бо­жи­им и стро­го со­блю­дая мо­на­ше­ские обе­ты, свя­ти­тель Иона по­лу­чил от Гос­по­да дар чу­до­тво­ре­ний и про­зор­ли­во­сти. По его мо­лит­вам ис­це­ля­лись бо­ля­щие раз­лич­ны­ми неду­га­ми.

В 1451 го­ду та­та­ры неожи­дан­но под­сту­пи­ли к Москве, со­жгли окрест­но­сти и го­то­ви­лись к на­па­де­нию на го­род. Мит­ро­по­лит Иона с кли­ром со­вер­шал крест­ный ход по сте­нам го­ро­да, со сле­за­ми мо­ля Бо­га о спа­се­нии гра­да и лю­дей.

Уви­дев пре­ста­ре­ло­го мо­на­ха Ан­то­ния, ино­ка Чу­до­ва мо­на­сты­ря, ко­то­рый от­ли­чал­ся доб­ро­де­тель­ной жиз­нью, свя­ти­тель Иона ска­зал: «Сын и брат мой Ан­то­ний! По­мо­лись ми­ло­сти­во­му Бо­гу и Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­це об из­бав­ле­нии го­ро­да и всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан».

Совет

Сми­рен­ный Ан­то­ний от­ве­тил: «Ве­ли­кий свя­ти­тель! Бла­го­да­рим Бо­га и Пре­чи­стую Его Ма­терь: услы­ша­ла Она мо­лит­вы твои и умо­ли­ла Сы­на Сво­е­го, го­род и все пра­во­слав­ные хри­сти­ане бу­дут спа­се­ны по тво­им мо­лит­вам.

Читайте также:  Церковь михаила князя и боярина феодора, черниговских чудотворцев, россия, город москва

Вра­ги бу­дут ско­ро по­беж­де­ны, толь­ко мне од­но­му суж­де­но от Гос­по­да быть уби­то­му вра­га­ми». Ед­ва ста­рец ска­зал это, как вра­же­ская стре­ла прон­зи­ла его.

Пред­ска­за­ние стар­ца Ан­то­ния сбы­лось: 2 июля, в празд­ник По­ло­же­ния Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в ря­дах та­тар про­изо­шло смя­те­ние, и они в неве­до­мом стра­хе и ужа­се об­ра­ти­лись в бег­ство. В па­мять из­бав­ле­ния Моск­вы от на­ше­ствия но­гай­ско­го ха­на Ма­зов­ши свя­ти­тель Иона в том же го­ду со­ору­дил храм в честь празд­ни­ка По­ло­же­ния Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Свя­ти­тель Иона ото­шел ко Гос­по­ду в глу­бо­кой ста­ро­сти 31 мар­та 1461 го­да, в два ча­са дня во втор­ник Страст­ной сед­ми­цы. За несколь­ко дней до то­го он пре­дуз­нал от Гос­по­да вре­мя сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны. Свя­ти­тель был по­гре­бен в со­бор­ном хра­ме, за ле­вым кли­ро­сом.

27 мая 1472 го­да при пе­ре­строй­ке Успен­ско­го со­бо­ра со­вер­ши­лось об­ре­те­ние нетлен­ных мо­щей свя­ти­те­ля Ио­ны. По мо­лит­вам угод­ни­ка Бо­жия про­ис­хо­ди­ли ис­це­ле­ния.

Жи­тие свя­ти­те­ля и два ка­но­на (один – на об­ре­те­ние мо­щей) на­пи­са­ны иеро­мо­на­хом Па­хо­ми­ем Сер­бом, Ло­го­фе­том († по­сле 1484 г.). Об­ще­цер­ков­ное празд­но­ва­ние па­мя­ти свя­ти­те­ля Ио­ны уста­нов­ле­но на Мос­ков­ском Со­бо­ре 1547 го­да, при мит­ро­по­ли­те Мос­ков­ском Ма­ка­рии (1542–1563).

В 1596 го­ду пат­ри­арх Иов уста­но­вил празд­но­ва­ние свя­ти­те­лю Ионе в Со­бо­ре дру­гих Мос­ков­ских свя­ти­те­лей 5/18 ок­тяб­ря.

Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/iona-moskovskij-i-vseya-rusi-zhitie.html

Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОНЫ, МИТРОПОЛИТА

МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

(память 15/28 июня)

Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, родился в последней чет­верти XIV века в селе Одинцове близ, города Солигалича, в Костромской земле. С ранних лет мальчик стремился к иноческой жизни. В двенадцатилетнем возрасте он принял монашество в одном из Галичских монастырей, а затем перешел в Московский Симонов монастырь.

Юный инок смиренно и усердно исполнял различные послушания, неукосни­тель­но соблюдая заветы первых игуменов обители — святого Феодора, основателя монастыря, впоследствии архиепископа Ростовского (+1394; память 28 ноября/11 декабря), и преподобного Кирилла, впоследствии игумена Белозерского (+1427; память 9/22 июня). Он подвизался в посте, молитве, чтении слова Божия. Святи­тель Фотий митрополит (+1431; память 2/15 июля) однажды посетил Симо­нов монастырь. И когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от мно­гих трудов инока Иону, правая рука утомленного инока была согнута в благо­словляющем жесте. Святитель Фотий просил не будить его, благословив спящего инока, и пророчески предсказал при­сутствовавшим, что он будет ве­ликим святителем Русской Церкви и многих обратит на путь спасения.

В 1431 году святой Иона был поставлен епископом на Рязанскую и Муромскую кафедру. Немало трудов положил он на то, чтобы обратить ко Христу иноверных жителей своей епархии. Вскоре после кончины митрополита Фотия святитель Иона возглавил Русскую Православную Церковь. В 1432 году он именуется «на­ре­­чен­ным в Святейшую митрополию Русскую».

Однако междоусобная борьба за великокняжеский престол великого князя Василия II Васильевича и его дяди галицкого князя Юрия Дмитриевича не позволили святителю выехать в Кон­стантинополь к патриарху Иосифу II (1416—1439) для посвящения.

Обратите внимание

В это время литовский князь Свидригайло послал в Константинополь для посвящения в митрополита Литовского Смоленского епископа Герасима (в начале XV века Смоленск был временно присоединен к Литовскому княжеству).

Епископ Герасим был возведен в Константинополе в сан митрополита всея Руси; в 1435 году, заподозренный князем Свидригайло в измене, он был схвачен и сожжен. После кончины митрополита Герасима в Константинополь отправился епископ Иона. Но, прибывши в столицу Византии, он узнал, что патриарх Иосиф уже поставил на Русскую митрополию некоего Исидора.

В 1439 году Исидор принял унию на Флорентийском соборе и по возвращении в Москву в 1441 году был заточен в Чудов монастырь. Немедленно был созван Собор русских иерархов, который осудил «Исидорово все дело». Когда стало окончательно ясно, что Константинопольский патриарх согласился на унию, Русская Церковь стала на защиту чистоты Православия.

В декабре 1448 года в Москве был созван церковный Собор для избрания предстоятеля Русской Церкви. Святитель Иона был избран митрополи­том Всероссийским с титулом «Киевский и всея Руси». Местом пребывания он избрал Москву, поэтому именуется также мит­рополитом Московским.

Так прекратилась зависимость Русской Церкви от Кон­стантинополя и было положено начало автокефалии.

Возглавляя Всероссийскую кафедру, святитель Иона прежде всего позабо­тился об улучшении отношений между Москвой и Литовским княжеством. Бла­годаря этому ему удалось присоединить к Москве юго-западные епархии.

Святитель Иона положил большие усилия на благоустройство возвращенных епархий и на искоренение в них униатства. Он призывал к миру и прекращению междоусобия, объяснял вред ярости и гнева, учил покаянию и послушанию.

Особенно заботился святитель Иона о духовно-нравственном совершенст­вования своей паствы. В учительных грамотах он назидал помнить о спасении души, быть милосердными, добросовестно относиться к своим гражданским обя­занностям.

Важно

Святитель Иона строго требовал соблюдения христианских запо­ведей от священнослужителей. Указывая на величие священнического сана, он призывал клириков к достойному прохождению пастырского служения.

Особое старание проявлял святитель Иона в выборе достойных кандидатов на архиерей­ские кафедры.

Большое внимание уделял он монашеским обителям, заботился об их нуждах, о строгом соблюдении иноческих правил. И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов.

Проявляя попечение о храмах Божиих, святитель обновил и благолепно украсил первопрестольный Успенский собор в Московском Кремле. Он придал особую торжественность бого­служениям, увели­чив число чтецов и певцов.

В 1450 году, по благословению святителя Ионы, были воздвигнуты каменные митрополичьи палаты.

Живя во заповедям Божиим и строго соблюдая монашеские обеты, святитель Иона получил от Господа дар чудотворений и прозорливости. По его молитвам исцеля­лись болящие различными недугами.

В 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и гото­вились к нападению на город. Митрополит Иона с клиром совершал крест­ный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей.

Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетель­ной жизнью, святитель Иона сказал: «Сын и брат мой Ан­тоний! Помолись мило­стивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан».

Совет

Смиренный Антоний ответил: «Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам.

Враги будут скоро побеждены, только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами». Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его.

Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник Положения ризы Пре­святой Богородицы, в рядах татар произошло смятение и они в неве­домом страхе и ужасе обратились в бегство. В память избавления Москвы от нашествия ногайско­го хана Мазовши святитель Иона в том же году соорудил храм в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы.

Святитель Иона отошел ко Господу в глубокой старости 31 марта 1461 года, в два часа дня во вторник Страстной седмицы. За несколько дней до того он пре­дузнал от Господа время своей блаженной кончины. Святитель был погребен в соборном храме, за левым клиросом.

27 мая 1472 года при перестройке Успенского собора совершилось обретение нетленных мощей святителя Ионы. По молитвам угодника Божия происходили исцеления.

Житие святителя и два канона (один — на обретение мощей) напи­саны иеромонахом Пахомием Сербом, Логофетом (+после 1484 г.). Общецерков­ное празднование памяти святителя Ионы установлено на Московском Соборе 1547 года, при митрополите Московском Макарии (1542—1563).

В 1596 году патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в Соборе других Мос­ковских святителей 5/18 октября.

Источник: http://www.saints.ru/i/IoanaMo.html

Митрополит Киевский Иона

Московский период
1325—1461 гг.

Митрополит Иона

Митрополит Иона

Родился в 1390-х гг. в селе Одноушево близ Солигалича в семье служилого землевладельца по имени Феодор.

«Иона бысть родом от места города Галича, близ предел казанския земли, разстояния имея от солигаличския яко 6 верст на реке на Святице, родися от отца благочестива, именем Феодора, зовомаго Одноуша, идеже ныне погост по его имени Одноушево именуемое, его же той Одноуш дал в дом соборной церкви Пречистыя, иже на Москве».В 12 лет принял монашеский постриг в монастыре в селе Унорож близ Галича. Через несколько лет перешёл в Симонов монастырь (Москва) где исполнял послушание пекаря.

С 1431 г. по 1448 г. –

епископ Рязанский и Муромский.

Митрополит Киевский и всея Руси: 1448 – 1461 гг.

.Был избран на Соборе 15 декабря 1448 года митрополитом Киевским и всея Руси.

Боясь, чтобы патриарх не отклонил этого кандидата, великий князь избрание его обставил с особой торжественностью, привлёк к участию в избрании всех епископов, представителей белого духовенства, монашества, бояр и земских людей. Но епископу Ионе не удалось пойти в Царьград за посвящением довольно долгое время.

По-видимому, фигура митрополита Герасима, по непоследовательности Константинопольской патриархии (а отчасти и подкупности) требовала со стороны Москвы борьбы и устранения его с дороги своему кандидату. И бесспорно ещё великим препятствием был ряд неурядиц на московском великокняжеском столе.

Обратите внимание

Юрий Дмитриевич Звенигородский продолжал враждовать с Василием Васильевичем и в 1433—1434 гг. дважды одолевал его и занимал великое княжение. Только со смертью Юрия в 1434 году князь Василий крепко сел на великом княжении. Теперь, в конце 1436 г. или начале 1436 г. Иона отправляется в Константинополь.

Но излишняя медлительность была причиной того, что Иона не получил митрополии, так как ранее его прибытия (в половине 1436 г.) греки поставили на русскую митрополию своего Исидора.

Когда Исидор по принятии им унии был низложен, Иона был посвящен в митрополиты Киевские и всея Руси 15 декабря 1448 г. собором русских святителей в Москве. Посвящение его, по благословению Константинопольского патриарха Григория III Маммы, было впервые совершено русскими архиереями в Москве.

Постоянно проживал в Москве и стал последним святителем, имевшим кафедру в Москве, но носившим титул митрополита Киевского. Ввёл новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов – Собором русских епископов с согласия московского князя.

С избранием Ионы митрополитом Москва отвергла предложение Литвы, привезённое Ивашенцем, о кандидатуре на пост митрополита Григория Болгарина, ученика митрополита Исидора. Таким образом было положено начало фактической автокефальной Русской церкви, которая отвергла Флорентийскую унию.

Митрополит Иона имел большое влияние на великого князя Василия II, активно участвовал в его деятельности по объединению разрозненных русских княжеств.При митрополите Ионе был торжественно причислен к лику святых митрополит Алексий, мощи которого были обретены нетленными при перестройке Чудова монастыря, начатой в 1431 году.Иона скончался 31 марта 1461 года.

Через после смерти Пахомием Сербом была написана ему церковная служба, в 1472 г. были открыты мощи святителя (хранятся в Успенском соборе Московского Кремля) и установлено его местное почитание.В 1547 г. при митрополите Макарии он был прославлен для общецерковного почитания.

Память 31 марта, 27 мая (перенесение мощей), 15 июня и 5 октября (Собор Московских Святителей) по юлианскому календарю.

Собор Владимирских святых

Летописное известие 1446 г. о поездке рязанского епископа Ионы в Муром.

МОСКОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Феодосий (митрополит Московский)

Митрополит Феодосий (Бывальцев;? – 15 октября 1475) – митрополит Московский и всея Руси в 1461—1464 гг., церковный деятель и публицист.Был архимандритом Чудова монастыря (упоминается в этом сане в 1453 г.).23 июня 1454 г. хиротонисан во епископа Ростовского. Имел конфликт с митрополитом Ионой: в 1455 г.

Важно

Феодосий разрешил в навечерие Богоявления, которое пришлось на воскресенье, мирянам есть мясо, а монахам рыбу, сыр и яйца. Епископа вызвали на церковный суд, угрожали лишением сана, но после покаяния за ним сохранили кафедру.9 мая 1461 г. после смерти митрополита Ионы занял Московскую кафедру (Иона сам выбрал Феодосия себе в преемники).

Читайте также:  Феодоровский (романовский) собор, россия, город санкт-петербург

Феодосий стал первым московским митрополитом, которого утвердил московский князь, а не Патриарх Константинопольский.Однако положение Феодосия всё ещё было непрочным: его предшественника не признавали ни Западная Русь (где был свой митрополит), ни тверской епископ, ни ряд русских церковных деятелей.

С деятельностью Феодосия связана попытка повышения образовательного и нравственного уровня русского духовенства: «они были едва грамотны, полуграмотны или совсем безграмотны. Требовать от них можно было только одного – чтобы они не слишком соблазняли народ своей дурной жизнью».

Данная деятельность обернулась неудачей, когда многие из священников были Феодосием отстранены от мест, а ряд лишён сана, то многие приходы остались без духовенства.В 1464 г.

Феодосий оставил кафедру «ради тяжкого своего недуга», но летописец сообщает «многыя бо церкви без попов, и начата его проклинати; он же слышав се разболеся того ради, и здрав бысть и сниде в келию к Михайлову Чюду в манастырь».

В Чудовом монастыре Феодосий прожил 11 лет, перед смертью удалился в Троице-Сергиеву лавру, где скончался 15 октября 1475 г. Погребён в Архангельской церкви Чудова монастыря.

Литературное наследие

Феодосий является автором следующих сочинений:- Слово на Рождество Богородицы;- похвальное слово апостолам Петру и Павлу;- Сказание о чуде, бывшем при гробе святого Алексия;- кондаки и икосы на Успение Богородицы;

– послания в Новгород и Псков в 1463—1464 гг. о неприкосновенности церковного имущества.

Филипп I (митрополит Московский)

Митрополит Московский Филипп I

Митрополит Филипп I (ум. 18 апреля 1473 г.) – митрополит Московский и всея Руси.Избран на первосвятительскую кафедру в 1464 г. До этого он был епископом Суздальским. В течение десяти лет святитель Филипп I возглавлял Московскую митрополию, с его именем связаны важные церковные мероприятия.

Канонизирован Русской православной церковью.Память святителя празднуется 5 (18) апреля, в день его кончины.Происхождение его неизвестно. Первое умоминание о нём относится к 1452 г., когда он был хиротонисан во епископа Суздальского.В феврале 1459 г.

был участником хиротонии Новгородского архиепископа Ионы. В 1461 году участвовал в возведении на Московскую митрополию архиепископа Ростовского Феодосия (Бывальцева).В 1464 г. митрополит Феодосий (Бывальцев), вынужденный покинуть митрополичий престол, благословил на своё место преосвященного Филиппа.

Иван III и Собор единодушно избрали его митрополитом Московским и всея Руси.

При святителе Филиппе I в Московском Кремле началось строительство нового Успенского собора – главной святыни Русской Церкви. Во время строительства в 1472 г.

Совет

было совершено обретение мощей святителей Петра, Киприана, Фотия и Ионы и установлено празднование в память этого события.

Литературная деятельность

Автор ряда посланий: послания новгородцам о неотъемлемости церковных имуществ, послания в Вятку с призывом помочь Москве в казанских походах 1468—1469 гг., двух посланий в Новгород 1471 г.

против признания западнорусского митрополита и послания о помиловании новгородцев, подчинявшихся великому князю после поражения на Шелони, послание во Псков.

По инициативе Филиппа крещёный еврей Феодор перевёл с еврейского языка книгу «мирских псалмов» (сборник «Махазор»).

Геронтий (митрополит Московский)

Митрополи́т Геронтий (? – 28 мая 1489 г., Москва) – митрополит Московский и всея Руси с 29 июня 1473 г. Канонизирован Русской церковью в лике святителей, память совершается 28 мая по юлианскому календарю.Незадолго до 1445 г. стал настоятелем Симонова московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря.С 1447 г. – архимандрит.

Был участником Собора в Москве, направившего Дмитрию Шемяке грамоту с требованием примириться с Василием II и с угрозой отлучения от Церкви в случае неповиновения Собору.В 1453 г. хиротонисан во епископа Коломенского.29 июня 1473 г., по смерти митрополита Филиппа, был возведён в сан митрополита Московского и всея Руси.

Время его было ознаменовано интенсивным строительством храмов и иных зданий в ведомстве митрополичьей кафедры: был заново отстроен митрополичий дом; в 1484 г. был заложен каменный митрополичий собор Ризы Положения, который был освящён им в 1486 г.; было завершено строительство нынешнего здания Успенского собора.

Часто конфликтовал с Московским великим князем Иоанном Васильевичем по церковным вопросам, но поддерживал его военно-государственные предприятия. В октябре 1477 г. благословил карательный поход великого князя на Новгород.В 1487 г. новгородский архиепископ Геннадий доносил великому князю и митрополиту об открытой им ереси жидовствующих, но никаких серьёзных мер принято тогда не было.

Скончался 28 мая 1489 г.; погребён в Успенском соборе Московского Кремля.

Написанные им несколько грамот и посланий не имели успеха, так как не отличались ни глубиною мысли, ни красноречием.

Зосима (митрополит Московский)

Митрополит Зосима Брадатый (?—1496 г.) – митрополит Московский и всея Руси (1490—1494 гг.). У церковных историков XIX века имел репутацию тайного приверженца ереси жидовствующих.С 1485 г. – архимандрит Московского Симонова монастыря.Возведён на Московскую кафедру 26 сентября 1490 г.

, после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. До того, с 1485 г., был архимандритом Симонова монастыря в Москве.Находился в близких отношениях с Иваном III, вращался среди таких людей, как дьяк Фёдор Курицын, поп Алексей, Дионисий (см.

Обратите внимание

жидовствующие), высказывался против казни еретиков, и потому был заподозрен в еретичестве.Иосиф Волоцкий сообщает в «Просветителе» слухи, обвинявшие Зосиму в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни.

На основании этих «слухов», записанных Иосифом Волоцким, врагом Зосимы, установилось мнение, что Зосима был еретиком и только притворялся православным в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси.

Список «богоотметных» книг, составленный Зосимой, а также написанное на основании соборного приговора «Смиренного Зосимы поучение всему православному христианству», прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима – всё это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве Зосимы.В 1492 г. (соответствовавшем 7000 году «от сотворения мира») Зосима составил пасхалию на «осьмую тысящу лет». В предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» он впервые сформулировал основы концепции «Москва − Третий Рим», авторство которой длительное время ошибочно приписывается старцу Филофею.

В 1494 г. «своея ради немощи» или по свидетельству летописи вследствие того, что «непомерно держался пития и не радел о церкви Божией», Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевском монастыре, где в 1496 г., «причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину». Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества Зосимы.

Симон (митрополит Московский)

Митрополит Симон (? – 28 января 1512 г., Москва) – митрополит Московский и всея Руси (1495— 30 апреля 1511 гг.).С 1490 г., был игуменом Троице-Сергиева монастыря.Возведён на Московскую кафедру в 22 сентября 1495 г., после смещения митрополита Зосимы, по воле великого князя, собором русских епископов.

Во время его первосвятительства под его председательством неоднократно созывались Соборы для решения вопросов церковной жизни. Собор 1503 г. занимался вопросами дисциплинарного характера. Были рассмотрены вопросы о ставленнических пошлинах и «о вдовых попах».

Вместе с другими иерархами выступил против планов великого князя Ивана III секуляризации церковных земель. На Соборе в ноябре 1504 г. была окончательно осуждена ересь жидовствующих. На Соборе в июле 1509 г. по распре с преп.

Иосифом Волоколамским был осуждён, уволен от управления епархией и сослан в Андроников монастырь архиепископ Великоновгородский Серапион, имевший, видимо, лично неприязненные отношения с митрополитом. 30 апреля 1511 г. оставил митрополию.Скончался 28 января 1512 г.; был погребён в Чудовом монастыре.

Мощи его находятся в Московском Успенском соборе.

Остались два его учительных послания в Пермь, написанные 22 августа 1501 г., в которых он обращается к духовенству, ко всем православным христианам и новокрещённым.

Варлаам (митрополит Московский)

Сведения о митрополите Варлааме скудны, и о ранних годах его жизни ничего неизвестно. По всей видимости он был иноком Кириллова Белозерского монастыря. В июне 1506 г., после того как Вассиан (Санин), игумен московского Симонова Нового монастыря, был хиротонисан во архиепископа Ростовского, Варлаам в сане архимандрита стал настоятелем Симонова.

В том же году участвовал в числе духовенства во главе с митрополитом Симоном в ходатайстве перед великим князем за Константина Острожского.27 апреля 1507 г.

Важно

великий князь Василий III дал Варлааму грамоты, которыми предоставлялись определенные льготы владениям Симонова монастыря в Московском, Владимирском, Коломенском и Переславском уездах и на Белоозере, однако привилегии были незначительны – монастырь от уплаты налогов не освобождался. Щедрым пожалованием была выданная великим князем 8 января 1510 г.

проезжая грамота монастырю, давшая право безналогового провоза 20 видов товаров.Во время настоятельства Варлаама монастырь не приобрёл новых владений.В 1510 г. Варлаам вместе с Коломенским епископом Митрофаном сопровождал великого князя Василия III в походе на Псков.В годы настоятельства Варлаама в монастыре активно переписывались святоотеческие творения, богослужебные книги.

В обители жил вернувшийся (в 1509—1510 году) с Белоозера князь-инок Вассиан (Патрикеев).Через 3 месяца после кончины митрополита Симона Варлаам по воле великого князя был избран предстоятелем Русской Церкви, 27 июля наречён митрополитом, хиротонисан Собором русских епископов 3 августа 1511 г. с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси.

Интронизацию возглавляет архиепископ Ростовский Вассиан (Санин), брат преподобного Иосифа Волоцкого.Ко времени предстоятельства митрополита Варлаама относится возобновление прямых контактов Московской митрополии с Константинопольским Патриархатом (в 1517 г.), прерванных в сер. XV в. (после поставления Собором русских епископов на Московский митрополичий престол святителя Ионы).

Был близок к нестяжателям. В 1515—1517 гг. по благословению митрополита Вассиан (Патрикеев) составлял новую редакцию Кормчей книги. Князя-инока с митрополитом связывают доверительные отношения.«Несомненно, митрополит Варлаам знал о его (Вассиана) письменных трудах против преп. Иосифа», – отмечает архм. Макарий.

Впоследствии пытался защищать Максима Грека против обвинений его в ереси.

В декабре 1521 г. митрополит Валаам был вынужден оставить свой пост. Опальный владыка сначала удалился в Симонов монастырь, а затем по повелению Василия III был по существу сослан в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере.

Часто причиной опалы московского митрополита называют отказ благословить незаконный развод великого князя с Соломонией Сабуровой и женитьбе его на Елене Глинской. Однако дело со вторым браком Василия III относится к 1526 г., и влиять на него опальный митрополит уже не мог.

Имперский посол в России Герберштейн причиной смещения митрополита называет нарушение клятвы, данной Новгород-Северскому удельному князю Шемячичу, очевидно при посредничестве митрополита. По его словам, митрополит, возмущённый поступком государя, сам сложил с себя сан и был отправлен в оковах на Белоозеро. Архимандрит Макарий (Веретенников) считает, что возможной причиной опалы на предстоятеля Русской Церкви был отказ Василию III выдать «опасную» (охранную) грамоту. Очевидно, Варлаам отказался участвовать в заведомом обмане, чем и вызвал гнев великого князя.

После Варлаама на митрополию, тоже волей великого князя, был возведён игумен Волоколамского монастыря Даниил. Желаемую Василием «опасную» грамоту Дмитрию Шемячичу новый митрополит выдал, и обманутый князь в 1523 г. был схвачен. Митрополиты Киевские:
Михаил Киевский, Леон, Иоанн I, Феопемпт, Кирилл I, Иларион Киевский, Ефрем, Георгий, Иоанн II, Иоанн III, Николай, Никифор I, Никита, Михаил II, Климент Смолятич, Константин I, Феодор, Константин II, Иоанн IV, Михаил III, Никифор II, Матфей, Кирилл I (II), Иосиф, Кирилл III.

Читайте также:  Преподобный нектарий оптинский

Владимирский период:

Максим, Пётр.

Московский период:

Феогност, Алексий, Михаил (Митяй), Киприан, Пимен, Дионисий, Фотий, Герасим, Исидор Киевский, Иона
Митрополиты Московские:
Феодосий, Филипп I, Геронтий, Зосима, Симон, Варлаам, Даниил, Иосаф, Макарий, Афанасий, Филипп II (Колычёв), Кирилл, Антоний, Дионисий, Иов.
Патриархи Всея Руси:
Святитель ИОВ, ИГНАТИЙ, Священномученик ГЕРМОГЕН, ФИЛАРЕТ, ИОАСАФ I, ИОСИФ, НИКОН, ИОАСАФ II, ПИТИРИМ, ИОАКИМ, АДРИАН, Митрополит Ярославский СТЕФАН, Священный синод, Святитель ТИХОН, СЕРГИЙ, АЛЕКСИЙ I, ПИМЕН, АЛЕКСИЙ II, КИРИЛЛ.

ИСТОРИЯ Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Источник: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/moskva/m/57-1-0-1534

28 июня. День святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец, родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. Отца будущего Святителя звали Феодором. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания.

Однажды святитель Фотий, митрополит Московский (память 27 мая и 2 июля), посетил Симонов монастырь и, после молебна, преподав благословение архимандриту и братии, пожелал благословить иноков, исполнявших послушание на монастырских работах.

Когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука утомленного инока была согнута в благословляющем жесте.

Святитель Фотий просил не будить его, благословил спящего инока и пророчески предсказал присутствовавшим, что этот монах будет великим святителем Русской Церкви и многих наставит на путь спасения.

Предсказание Святителя исполнилось. Через несколько лет святитель Иона был поставлен епископом Рязани и Мурома.

В 1431 году скончался святитель Фотий. Через пять лет после его смерти за добродетельную и святую жизнь митрополитом Всероссийским был избран святитель Иона.

Совет

Когда новоизбранный митрополит отправился к Патриарху Иосифу II (1416 – 1439) в Константинополь, чтобы принять поставление на митрополию, то оказалось, что незадолго до того зломудренный Исидор, по происхождению болгарин, уже был посвящен на русскую митрополию.

Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский собор (1438), где принял унию.

Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора, и тот вынужден был тайно бежать в Рим (где умер в 1462 году). На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона.

Посвящение его по благословению Константинопольского Патриарха Григория III (1445 – 1450) впервые совершено русскими архиереями в Москве.

15 декабря 1448 года святитель Иона вступил на Митрополию и с архипастырской ревностью стал утверждать благочестие среди пасомых, словом и делом укрепляя православную веру в стране. И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов.

За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. В 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город.

Митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей.

Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона сказал: “Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан”.

Смиренный Антоний ответил: “Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги скоро будут побеждены. Только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами”. Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его.

Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы, в рядах татар произошло смятение, и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. Святитель Иона вскоре построил на своем дворе храм в честь положения Ризы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от врагов.

Блаженная кончина святителя Ионы последовала в 1461 году. При гробе Святителя стали совершаться многочисленные исцеления.

В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля (празднование перенесения святых мощей совершается 27 мая). Собор Русской Церкви 1547 года установил праздновать святителю Ионе, митрополиту Московскому, особую память. В 1596 году Патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в соборе других Московских Святителей, 5 октября.

Источник: https://3rm.info/publications/71837-28-iyunya-svyatitel-iona-mitropolit-moskovskiy-i-vseya-rossii-chudotvorec.html

Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси Чудотворец

Память 13 апреля (31 марта)

 «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.» (Гал., 6, 10)

Святитель Иона жил в одну из самых несчастных для России эпох.

Это было время последних беспощадных распрей, предворявших объединение страны; яростных набегов татар накануне свержения их господства; раскола Православия Флорентийской Унией и окончательного духовного подчинения южно-русских земель (ставших впоследствии Украиной) польским королям. Довершали эту трагическую картину эпидемии и неурожаи, мучившие народ. 

Царствовавший с 1425 года по 1462-ой на Московском престоле Великий Князь Василий II вел жестокую междоусобную борьбу со своими двоюродными братьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой, галицкими князьями. Словно определяя грядущее объединение этих земель, Господь положил родиться знаменитому московскому святителю в галицких владениях.

Здесь он принял постриг в Симоновом монастыре и был поставлен в Епископы на Рязанский и Муромский престол, прославился своими чудесами и подвигами. А когда в 1437 году на Поместном Соборе решено было просить в Константинополе о назначении русского митрополита, выбор пал на свт. Иону. Русская Митрополия все еще подчинялась Византийским Патриархам, и свт.

Иона отправился в путь за благословением.

Обратите внимание

Но в Константинополе в это же самое время готовилось объединение с Католической Церковью. Император Иоанн Палеолог и Патриарх Иосиф, изменяя Православию, надеялись получить от папы Евгения IV войска для защиты от турок, которые уже захватили почти всю Византию.

Контакты с Римом диктовали политику в России, куда был назначен митрополитом грек Исидор, активный поборник готовящейся Унии, так что посвящение свт. Ионы отложилось на несколько лет. Уния, заключенная во Флоренции на следующий год, в Москве была с гневом отвергнута.

Исидору пришлось тайно бежать в Рим. В Киеве же, находившемся под властью католической Польши, под давлением властей Уния утвердилась, и Митрополичий престол занял ученик Исидора Григорий Болгарин, преданный анафеме нашими святителями. В Москве в митрополиты отеческими иерархами выбирается свт.

Иона, хотя до времени Поместный Собор и не решается утвердить его.

Вскоре открылась новая вражда между Василием II и Дмитрием Шемякой. Великий Князь был захвачен, ослеплен и отправлен в заточение в Углич, дети его были спрятаны в Муроме князьми Ряполовскими. Свт. Иона, пользуясь давнишними правами галицкого пастыря, выступил в роли примирителя. Обманутый Шемякою, святитель съездил за детьми Василия и отвез их к отцу в Углич.

Однако, вместо того, чтобы освободить воссоединенную семью по данному им слову, Шемяка и детям уготовил участь родителя. Но Господь судил именно через Иону открыть путь для воцарения законного властителя: он дал ему силу убедить мятежника, что несчастный слепец и малолетние дети не могут быть никак опасны.

Шемяка выпустил Василия Темного, и к нему тотчас стеклись верные князья с дружинами, потеснившие захватчика престола.

В Москву, после торжественного возвращения Василия II, съехались все российские епископы и постановили утвердить свт. Иону митрополитом, положив с этого времени всегда поставлять митрополитов в Москве, укоряя греков за униатскую ересь.

За время своего руководства Митрополией свт. Иона прославился многими чудесами: Господь ссудил его даром исцеления и предвидения. Леча больных, свт. Иона не накладывал рук, не давал зелья, а прибегал к единой молитве, полагаясь на Божию помощь. Всякий же неверующий в чудесные исцеления, свт. Ионой строго наказывался как возводящий хулу на Святого Духа.

Важно

Однажды, например, митрополит вернул к жизни умирающую дочь Великого Князя Анну. Но нашелся скептический человек, который стал доказывать, что чуда никакого не было, и болезнь как сама началась, так и кончилась. «Чадо,— смиренно обратился к нему святитель,— не сомневайся ни в чем. Что не возможно человеку, возможно Богу.

Веры ради благочестиво царствующих ее родителей и их надежды даровал Бог отроковице исцеление». Но человек тот не унимался, посмеивался над доверчивостью Государя, и тогда свт. Иона в праведном гневе воскликнул: «Пусть онемеет лукавый твой язык и закроется хульный рот. Умрешь вместо девицы».

Дерзкий хулитель Святого Духа упал немой на земь и вскоре умер.

Самым же знаменитым чудом было избавление Москвы от татар. В 1451 году столицу осадил ногайский царевич Мазовша. Слепой Государь с женой и малыми детьми удалился к берегам Волги, вверив защиту Москвы митрополиту Ионе. Целый день бились москвичи, и с наступлением ночи стали готовиться к новому утреннему приступу. Свт. Иона на стенах Кремля служил молебен.

Обходя его кругом, он встретился с иноком Чудова монастыря Антонием. С поклоном обратился святитель к добродетельному старцу с просьбой помолиться за родной город, и в ответ узнал, что Богородица услышала его моления и помощь грядет. Наутро открылось, что неприятель в панике бежал, побросав добычу.

В летописи говорится, что татар испугал сильный шум, похожий на движение огромного войска.

Еще десять лет охранял своим престательством Россию митрополит. В 1461 году свт. Иона сподобился получить откровение о своей кончине, бывшее ключарю Успенского собора Иакову. Как-то, проходя мимо собора, ключарь увидел в нем странный свет.

Он открыл храм, приблизился к алтарю и услышал громкий голос: «Иаков, иди и скажи рабу моему Ионе, митрополиту, просит он у меня болезнь телу своему, чтобы душу спасти. Я услышал его моления и пошлю язву на ногу его. И в той болезни преставится». Ужас, охвативший ключаря, сковал его рассудок. Вопреки воле Господа, он решил ничего не говорить свт. Ионе.

Но Божией Благодатью святитель сам узнал об этом видении. Он призвал Иакова и горько укорил его. Ключарь упал на колени, заплакал, покаялся в малодушии, и святитель именем Господа простил ему.

Совет

Через несколько месяцев свт. Иона преставился и был похоронен под спудом в Успенском соборе. Десять лет спустя во время перестройки собора мощи святителя были обретены нетленными, и сразу же стали подавать чудеса исцеления.

Парализованного от рождения семилетнего мальчика поставили в открытую раку и велели молиться. Вдруг ребенок стал весело кричать: «Дождь идет! Дождь идет!» — указывая на маленькое облачко, и державший его священник почувствовал, что мальчик крепко опирается на свои ножки.

Оставленные открытыми в соборе мощи свт. Ионы многим еще, с верою прибегающим, помогли избавиться от разных телесных недугов, во славу Пресвятой Троицы.

Использование материалов с данного сайта разрешено только после согласования с администрацией ООО “Акимов”.

Источник: http://akimow.com/ru/articles/svyatitel-iona-mitropolit-moskovskiy-i-vseya-rusi-chudotvorec

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector