Святитель иов московский, патриарх

Иов, Патриарх Московский и всея Руси / Персоналии / Патриархия.ru

Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов был исключительной личностью, отличался высокой образованностью и многими дарованиями.

Будущий Патриарх происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии, где родился в 30-e годы ХVI столетия. В миру носил имя Иоанн. Его отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его для получения первоначального образования. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе.

Но около 1553 года, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, отец решил его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество. «Иоанн изволи мира сего суетнаго отлучитися и восприяти святый ангельский образ …

И наречен бысть во иноцех Иов».

Обратите внимание

Более 15 лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля.

Под руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту.

Вместе с тем святой Иов отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием. Будучи настоятелем, святой Иов словом и жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.

Около 1569 года Старицкую обитель посетил царь Иоанн Грозный; инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита.

В 1571 году архимандрит Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполнял он возложенное на него послушание. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени, святой Иов принимал участие в делах Русской Церкви, а нередко и государства. В 1572 году, а позднее и в другие годы, он был участником церковных Соборов.

В 1575 году святитель Иов был назначен настоятелем Ново-Спасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель.

В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году — митрополитом Московским.

23 января 1589 года при участии Патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси.

Важно

Патриарх Иов снискал горячую любовь народа своим глубоким благочестием и праведностью, строгим соблюдением церковного Устава; ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», — отмечает его жизнеописатель.

Главной целью всей деятельности Патриарха Иова было укрепление в России Православия и духовной мощи Русской Церкви.

По инициативе святителя Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Mocковский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Святитель Иов с усердием благоустраивал церковную жизнь.

Он провел ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на улучшение их нpaвственности и поддержание благочиния в храмах. Немало трудов святителя было направлено на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг.

Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях — в Казани, Астрахани, Сибири.

По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. Святитель предпринял также нeкоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах. Сопоставляя древние списки, он отбирал лучшие, как образец для печатания. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

До нас дошло несколько произведений Патриарха Иова, написанных им очень искусно. Одно из них — «Повесть О честнем житии царя Феодора Иоанновича», вошедшая в Никоновскую летопись. В этой повести описываются важнейшие события времени царя Феодора: учреждение Патриаршества, покорение Сибири, шведские войны, войны с крымскими татарами.

Совет

При Патриархе Иове были прославлены новые русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Heкоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.

Свои личные средства и богатые царские подарки Патриарх Иов употреблял на милостыню и на строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год было построено 12 храмов.

Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Особенно эти черты проявились в его миссионерской деятельности, направленной на укрепление православной веры в отдаленных районах государства (в Сибири, на русском Севере), а также в Грузии.

По просьбе царя Кахетии Александра (единоверная Грузия уже в то время искала союза с Россией и просила о протекторате) Патриарх Иов отправил туда нескольких священнослужителей и иконописцев.

По его благословению православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России. Несколько новых обителей было основано и в европейской части страны, а в Москве был создан Донской монастырь.

Семена Православия, посеянные Патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. В эти тяжелые времена святитель Иов coxpaнил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество.

Он фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам, рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества.

Грамоты эти отрезвили многих здравомыслящих людей, но Лжедмитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещав ввести в России унию, и вступил в пределы России с немалым войском. В январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников.

Обратите внимание

Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию.

Между тем Лжедмитрий быстро продвигался к Москве. 13 апреля 1605 года после внезапной кончины царя Бориса Гoдyнова в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию, был низложен.

В июне сторонники самозванца разнесли Патриарший двор и ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить Патриарха.

В это время святитель, став на колени перед чудотворной Владимирской иконой Богоматери, молился со слезами: «О, Пречистая Владычица Богородица! Сия панагия и сан святительский возложены на меня, недостойного, в Твоем храме, у Твоего чудотворного Образа.

И я, грешный, 19 лет правил слово истины, хранил целость Православия; ныне же, по грехам нашим, как видим, на Православную веру наступает еретическая. Молим тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами твоими Православие!».

Бунтовщики набросились на Патриарха, coрвав с него святительское облачение и не дав окончить Литургию, били его, трепали, и с бесчестием вытащили на Лобное место.

Претерпев множество поношений, святитель Иов, измученный, в простой черной рясе был сослан в Старицкий монастырь, где он когда-то начинал свой иноческий подвиг. Патриарх Иов два года прожил в обители.

Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве.

После свержения Лжедмитрия I святитель Иов из-за немощи не мог возвратиться на Первосвятительский Престол. На свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена.

Важно

Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа (1634-1640).

От мощей святителя Иова происходило множество исцелений. По благословению Святейшего Патриарха Пимена (1971-1990) и Священного Синода имя святителя Иова было внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года.

Для всероссийского почитания святитель Иов был канонизирован на Apхиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7-14 октября 1989 года.

Память его совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля и 19 июня/2 июля.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/547358

Святитель Иов — первый патриарх Московский и всея Руси

28 октября 2016 2420 просмотров

«…Еретики, перетолковывая Писания на свою голову и изыскивая всегда доводы против своего спасения, не чувствуют, как они толкают сами себя в пропасть погибели…»

Святитель Иоанн Златоуст

Противостояние Церкви и еретиков было всегда, и каждому христианину необходимо быть искушенным в учениях, а всё несогласное с Христовым учением отметать, ибо не всякие рассуждения или учения о Боге являются истиной.

Одно из таких еретических учений, появившееся совсем недавно, можно сформулировать так: «Русская Церковь впала в ересь в 1589 году, когда вступила в евхаристическое общение с Греческой Церковью, приняв от Константинопольского патриарха Иеремии поставление первого Московского патриарха Иова, тогда как греки так и не отвергли Ферраро-Флорентийскую унию и, по сути, оставались в единстве с латинами».

Исторические же факты свидетельствуют о том, что никаких оснований считать в то время греческую церковь униатской не было.

Необходимо отметить, что и до публикации этой статьи Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПсЦ) и её священнослужители неоднократно выступали с печатными и видео-обращениями в отношении недавно возникшего ложного, еретического учения о «впадении Русской Церкви в ересь в 1589 г.». Однако на адрес редакции сайта «Русская вера» продолжают поступать недоуменные письма и вопросы о событиях ХV века. Ответом на них и служит данная статья.

 

* * *

Со времен принятия Русью христианства Русская Церковь подчинялась греческому патриарху, жившему в Царьграде, который назначал митрополита — главу Русской Церкви. Часто это были греки по происхождению, утверждённые на служение в Константинополе. Однако всего за несколько веков своего существования Русская митрополия окрепла и приобрела самостоятельность.

6 апреля 1443 г.

, сразу после подписания Ферраро-Флорентийской унии, состоялся Иерусалимский собор, в котором участвовали вселенские патриархи, кроме Константинопольского: Александрийский Филофей, Антиохийский Дорофей, Иерусалимский Иоаким, а также представитель Византии — митрополит Кесарии Каппадокийской Арсений, который в документах Собора назван «экзархом всего Востока»:

На этом Соборе отвергли Ферраро-Флорентийскую унию и отлучили всех ее приверженцев от Православной Церкви, а сам епископат и прочих священнослужителей, получивших рукоположение от новоявленных униатов, объявили «праздными и несвященными… покуда не будет общим и вселенским образом изследовано их благочестие».

С 1451 г. в Константинополе вообще не было патриарха, так как патриарх-униат Григорий II Мамма бежал на Запад, в Рим, от гнева православных.

Необходимо отметить, что через 15 лет после заключения унии Константинополь будет уничтожен сарацинами — и в том народное сознание усмотрит прямое наказание Божие за отступление от Православия, что еще более подвигнет народ Руси стоять за веру насмерть.

Вселенские патриархи подписали соборное послание к императору, в котором назвали Флорентийский собор мерзким и разбойничим, а подписавшего унию Константинопольского патриарха Митрофана II — «матереубийцей и еретиком».

Иными словами, ни о каком «вселенском впадении в ересь», как мы видим, речи идти не может.

Тем более, что к тому времени под властью императора находился только Царьград, а в Малой Азии лишь небольшая часть с Халкидоном — вся остальная часть Империи уже была захвачена агарянами, и фактически уже и церковная власть патриархов-еретиков, за эти считанные годы пребывания Константинопольского престола в унии, на эти области не распространилась.

Совет

В 1454 г. патриархом в уже занятом турками Царьграде становится всем известный противник унии, бывший государственный судья и член Верховного Совета Империи, Геннадий Схоларий, который на протяжении десятилетия вместе со святителем Марком Эфесским был лидером антилатинской партии.

Читайте также:  Пост в среду и пятницу. сплошные седмицы

Геннадий Схоларий был избран народом и поставлен на патриаршую кафедру Константинополя, согласие на его избрание дал и сам захватчик султан Махмет II, объявивший себя «покровителем православных» и давший новому патриарху Геннадию большие судебные и административные функции.

При этом магометанское право на православных подданных Оттоманской Порты не распространялось. Махмет II считал себя не только повелителем мусульманского государства, но и преемником Византийского императора. Султан Махмет II хорошо знал о тех трудностях, которые возникли в Греческой церкви при попытке навязать ей унию с Римом.

Нужно было найти нового патриарха, и вскоре, после поисков, Махмет II решил, что им должен стать Георгий Схоларий, известный теперь как монах Геннадий. Он был не только самым выдающимся ученым в Константинополе, жившим там в момент захвата города, но и ревностным христианином.

Он пользовался всеобщим уважением за безукоризненную честность и был вождем партии противников унии и Запада в Церкви.

Султан разрешил возродить в Константинополе церковь, которую в 1454 году по решению выживших иерархов возглавил патриарх Геннадий Схоларий. Таким образом, в Константинополе после пленения появилась уже не униатская церковь, а православная.

Махмет II мог ожидать, что падение Константинополя не остановит в Западной Европе движение против турок, что пропаганда о крестовом походе не затихнет, напротив, получит новый толчок и силу.

Поэтому Махмету II выгодно было иметь в среде восточно-христианского населения партию, неприязненно настроенную против католицизма. Именно поэтому султан являлся покровителем православных — тех из них, которые не терпели папастического Запада.

Поэтому только православие, а не латинство продолжало существовать в странах, порабощенных магометанами. В то время вселенские патриархи (Иерусалима, Антиохии, Александрии) были под их властью.

В этот период последствия унии ещё раз дали о себе знать, на этот раз в отношениях Константинопольской кафедры с Русью. В посланиях митрополита Киевского и всея Руси святителя Ионы во второй половине 50-х гг. XV в.

упоминается протодиакон Григорий Болгарин — ученик предателя и униата Киевского митрополита Исидора.

Григорий Болгарин сопровождал Исидора в поездке на Ферраро-Флорентийский собор и затем вернулся вместе с ним в Москву.

Через 30 лет после падения Византии, в 1484 году, патриарх Симеон в свое третье и наиболее стабильное патриаршество созвал «Большой поместный собор Православной церкви» с участием представителей патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского для решения вопроса о чине принятия в Православие тех униатов-флорентийцев, которые на тот момент ещё оставались. Этот собор проходил под статусом Вселенского и провозгласил, что Флорентийский собор не был канонически правильно созван и проведен, и, следовательно, заключенная на нём уния — недействительна.

Обратите внимание

Таким образом, не могло быть и речи о том, что к тому моменту Константинопольская кафедра находилась в латинской ереси.

Согласно творениям святителя Марка Эфесского против Флорентийской унии, на вопрос: «Каким чином принимать бывших греков-католиков в Православие — через крещение или через миропомазание?» — было решено, что во всех случаях достаточно миропомазания и отречения от «латинской ереси», то есть принимать их нужно вторым чином. Всех униатов приняли через чин отречения от ереси и миропомазание.

В Константинополе в 1583 г. патриарх Иеремия II собрал так называемый «Большой собор», в котором участвовали также Иерусалимский и Александрийский патриархи.

Большой Собор анафематствовал все нововведения латинян, включая только что введённый в Риме тогда «григорианский календарь», а также «филиокве» — учение об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».

26 января (5 февраля) 1589 года в Москве патриархом Иеремией II и русскими епископами был поставлен первый русский патриарх Иов. Его поставление утвердили в 1593 году восточные православные вселенские патриархи, о чем письменно оповестили русского царя.

Патриарх Иов родился около 1525 года в Старице, в семье посадских людей. Обучался в школе при Старицком Успенском монастыре, где в 1556 году принял монашеский постриг с именем Иов, в честь Иова Многострадального.

В обители Иов был духовно «воспитан и грамоте, всему благочинию и страху Божию добре обучен». Впоследствии стал игуменом (1566—1571 гг.) Старицкого Успенского монастыря, а в 1571 году его перевели в Москву на ту же должность в Симонов монастырь.

В 1575 году он стал архимандритом царского Новоспасского монастыря в Москве, а с 1581 года — епископом Коломенским. В Коломне владыка Иов пробыл до 1586 года, когда был назначен архиепископом Ростовским.

В 1589 году в Москве он был поставлен первым патриархом Московским.

Важно

По отзывам современников, он был «прекрасен в пении и во чтении, яко труба дивна всех веселя и услаждая», наизусть читал Псалтырь, Апостол, Евангелие. Был традиционалистом и консерватором. После него остались написанные им «Завещание» и «Повесть о царе Фёдоре Иоанновиче».

Патриарх Иов умер в 1607 году, над его могилой была устроена часовня. В 1652 году при патриархе Иосифе (1642—1652 гг.) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Успенский собор Московского Кремля и положены около гробницы патриарха Иоасафа (1634—1640 гг.).

От мощей святителя Иова происходили исцеления.

Греческие патриархи и впоследствии неоднократно выступали против унии и формулировали неприятие к римско-католической церкви, как, например, в документе от 1662 года «Православное исповедание Кафолический и Апостольской Церкви Восточной», подписанное всеми восточными патриархами и прочими восточными епископами.

Таким образом, от времен равноапостольнаго князя Владимира до патриарха Никона в России была одна вера, одна Церковь, спаянная одним народным православным сознанием. Была Церковь, воспитавшая и давшая бесчисленный сонм великих святителей, славных подвижников, мужей святых и чудотворцев. Она преизобиловала благодатию Божию и проявлением чудес.

А сколько в XV веке было в Русской Церкви святых, сколько было святых архиереев на кафедрах, сколько святых угодников создавали, окормляли и возглавляли монастыри! XV век — время необыкновенного расцвета русской святости.

Вопросы устроения церковной жизни, её канонического преемства, её законности и вероисповедной чистоты были первостепенны для христиан того времени и были более значимы, чем политические и военные вопросы. И если военный плен можно было потерпеть «за грехи наши», то отношение к чужеземному игу — духовному порабощению, — терпеть было нельзя.

Поэтому весь сонм церковнослужителей того времени внимательно следил за чистотой веры, за ее непорочной сохранностью от апостольских времен и не смог бы допустить поставления первого Московского патриарха Иова от еретика-униата. Этому свидетельствуют неоспоримые исторические факты.

Старообрядцы обоих течений, как поповцы, так и безпоповцы, однозначно признают законным и каноничным факт поставления патриарха Иова, не находя нарушения апостольских, канонических, догматических Правил, что подтверждают бесчисленные исторические свидетельства.

Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПсЦ) в Постановлениях Освященного Собора 16-18 октября 2012 г., состоявшегося в Москве, установила общецерковное почитание святителя Иова патриарха Московскаго и всея Руси.

Память патриарху Иову совершается в день его преставления 19 июня (ст. ст.), как четверичному святому.

«Возвещать повсюду благочестие, не смущаясь ради истины лица императора или патриарха, неправильно мыслящего и действующего, ни богатого и знатного или имеющего власть человека, но с дерзновением бесстрашно и безупречно держаться веры и православия по заповеди, иметь дерзновение ради благочестия укорять, наказывать и исправлять превратно мыслящих во всяком месте, неподкупно и правильно сохранять благочестие…», — именно так написано в постановлениях Иерусалимского Собора 1443 года, отвергнувшего Ферраро-Флорентийскую унию с латинскими еретиками. И пусть эти слова- наставления в то время были обращены к «экзарху всего Востока», они актуальны всегда. Еретические учения возникали во все времена существования Церкви, а наш христианский долг — защищать чистоту и непоколебимость своей веры, обличая ереси и утверждая истинную христианскую веру.

Источник: http://ruvera.ru/articles/patriarh_iov

Святитель Иов Патриарх Московский

На фото: Патриарх Иов отказывается признать в Лжедмитрии I сына Ивана IV.

Патриарх Иов успел сделать немало полезного для Церкви: при нем — наконец! — было как следует налажено в Москве книгопечатание, построено множество храмов; кроме того, состоялась канонизация некоторых святых, широко почитаемых в народе (Василия Блаженного, прп. Иосифа Волоцкого и других).

Когда настала тяжелая для Русского государства пора, Патриарх всемерно старался поддержать власть законного государя, каковым на тот момент являлся Борис Годунов.

Гришка Отрепьев находился еще в Польше, а свт.

Иов уже писал к высшей раде Короны Польской и Великого княжества Литовского, к арцибискупам, бискупам и всему духовенству, и удостоверял их в своей грамоте, что выдающий себя за царевича Димитрия — обманщик, бывший монах, диакон Григорий Отрепьев, и просил ему не верить; писал также к знаменитому воеводе киевскому князю Константину (Василию) Острожскому, лично знавшему Отрепьева, и во имя Православия убеждал князя обличить обманщика и схватить, однако его увещания не достигли цели.

Совет

Отрепьев собрал рать и вступил в пределы Московии. В это же время, 13 апреля 1605 года, скоропостижно умер царь Борис. По инициативе Патриарха весь Освященный Собор, бояре и жители Москвы присягнули царевичу Федору Борисовичу, но уже к лету стала очевидной готовность москвичей изменить данной присяге и принять Лжедмитрия I.

Русская Смута набирала обороты. После расправы с семьей Годуновых толпа изменников ворвалась в кремлевский Успенский собор. Святителя Иова злодеи буквально выволокли из алтаря, не дав ему кончить литургии, он же в это время только молился. Молитва его, видно, еще более озлобила мятежников.

Они повлекли престарелого Патриарха к Лобному месту, по дороге били его и ругались над ним. Очевидно, лишь присутствие множества народа не позволило им убить его. В простой телеге, в смиренной монашеской рясе он был отправлен в Старицкий монастырь, откуда когда-то началось его восхождение.

Около двух лет прожил свт. Иов в Старице. Старицкий архимандрит Дионисий старался умягчить страдания Патриарха, однако скорбь последнего о творящемся на Руси злодействе была неисцелима.

В 1607 году, после того как Лжедмитрий I был свергнут, москвичи вновь призывали Иова занять первосвятительский престол, но он, будучи стар и болен, не согласился, благословив на Патриаршество митрополита Гермогена. Все же, по настоянию бояр и народа, ему пришлось побывать в Москве, где в Успенском соборе святой принял покаяние от москвичей.

Умер свт. Иов в Старицком монастыре 19 июня 1607 года и был с честью погребен архимандритом Дионисием.

Источник: http://posmotrim.by/article/svyatitel-iov-patriarh-moskovskij.html

Святитель Иов, Патриарх Московский

2 июля – память святителя Иова, Патриарха Московского

На Западе Москвы на Можайском шоссе совсем недавно была возведена церковь святителя Иова, Патриарха Московского. Храм является Патриаршим подворьем Старицкого Успенского монастыря – обители, непосредственно связанной с именем этого великого иерарха, внесшего огромный вклад в дело укрепления Русской Церкви и одоления Смуты началаXVIIвека.

ИЗ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОВА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО

“Патриарх Иов родился в 30-х годахXVI века в городе Старице под Тверью. Ранние годы будущего святителя прошли в Старицком Успенском монастыре. Замеченный царем ИваномIV, молодой отец Иов оказался в Москве, где в 1581 году был рукоположен во епископа Коломенского. Шесть лет спустя он был избран митрополитом Московским, а в 1589-м стал первым русским Патриархом…

В годы Смуты святитель Иов смело обличал самозванца Лжедмитрия и даже предал его анафеме, после чего был незаконно низложен изменниками. Последние годы святитель провел в изгнании в родном ему Старицком Успенском монастыре, где и скончался в 1607 году”.

А в 1652 году нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были торжественно перенесены в Патриарший Успенский собор Московского Кремля, где почивают и сегодня. И в 2012 году, совершая богослужение в этом храме, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей проповеди особо остановился на исторических последствиях подвига святителя Иова:

Читайте также:  Преподобная марфа дивеевская

“Мы знаем, что произошло со всеми обидчиками святителя Иова, со всеми соблазнителями народа нашего, с теми, кто принес смуту в русское государство, стремясь подчинить его иной воле и иной власти. Гнев Божий пролился на всех, а народ наш и Церковь наша вышли из потрясений Смутного времени еще сильнее.

И мы знаем, что в результате этой победы над смутой, над нестроениями человеческими народом нашим был обретен внутренний духовный импульс, который дал возможность многократно расширить пределы Отечества нашего – и Сибирь, и (позже) Дальний Восток были присоединены именно как результат Божиего промысла и победы над врагами Руси в тяжкое Смутное время…”

Обратите внимание

И сейчас, спустя четыре столетия после упокоения святителя Иова, его житие являет всем нам, православным христианам, пример кроткого, но мужественного свидетельствования истины. Как в вопросах веры, так и в преданном служении родной земле – государству российскому.

Подписывайтесь на канал Царьград в Яндекс Дзен, чтобы не пропускать интересные новости и статьи

Источник: https://tsargrad.tv/saint/svjatitel-iov-patriarh-moskovskij-3_14919

Житие краткое житие святителя иова, патриарха московского и всея руси патриарх иов (в миру иоанн) родился в 30-е годы хvi в. в семье посадских л..

ЖИТИЕ

КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОВА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в 30-е годы ХVI в. в семье посадских людей города Старицы Тверской губернии. Отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов.

Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный, инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571—1572 годах он — настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575—1580 годах — Новоспасского.

В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году — митрополитом Московским. 23 января 1589 г.

 при участии патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси.

Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», — отмечает его жизнеописатель.

Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедимитрий назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца.

Эти грамоты отрезвили многих, но Лжедимитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещая ввести в России унию. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам.

Важно

Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Святитель молился в это время перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали с патриарха архиерейское облачение и не дали окончить литургию. Он претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь.

В конце дней своих он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена.

Через два года, 19 июня 1607 года, патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре. В 1652 г. мощи святителя перенесены в Москву в Успенский собор. Прославлен святитель в 1989 г.

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОВА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

Первый российский патриарх, святитель Иов Московский (в миру Иоанн) родился во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старице в семье благочестивых горожан. В детстве Иоанн обучался грамоте у настоятеля Успенского Старицкого монастыря архимандрита Германа.

Отрок любил читать Священное Писание и знал некоторые тексты Библии наизусть. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. По окончании обучения (около 1553 года) отец захотел его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем.

Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество.

Более пятнадцати лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля.

Под руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. Святой Иов отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием.

Он никогда никого не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал, а будучи настоятелем, не столько словом, сколько самой жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.

Совет

В 1571 году святой Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполняя возложенное на него послушание, святой Иов как настоятель одного из важнейших монастырей того времени принимал участие в делах Церкви, а нередко и государства. С 1575 года в течение шести лет святой возглавлял Новоспасский монастырь.

16 апреля 1581 года митрополитом Московским Дионисием в сослужении других русских архиереев архимандрит Иов был рукоположен во епископа Коломенского.

9 января 1586 года святитель был перемещен на древнюю Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, а 11 декабря 1587 года собором епископов поставлен первосвятителем Русской Церкви — митрополитом Московским и всея России.

26 января 1589 года, по благословению и при личном участии Константинопольского патриарха Иеремии II, митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен патриархом Московским и всея России.

Весь народ с радостью воспринял это знаменательное событие в истории Русской Церкви и государства. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Русскому патриарху было определено пятое место в диптихе патриархов — после Иерусалимского.

Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Святитель с усердием благоустраивал церковную жизнь, заботился о нравственном состоянии клириков, поддержании благочиния в храмах. Немалые его труды были направлены на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг.

Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях Поволжья и Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602).

Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

При святителе Иове были прославлены многие русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоцкий (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий Комельский, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий.

Обратите внимание

Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на дела милосердия и строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год были построены двенадцать храмов, основаны Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри. Строились храмы и монастыри в Сибири и других епархиях.

При святителе Иове проводилась активная миссионерская деятельность в отдаленных районах государства, были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Карельская епархии.

Семена православия, посеянные патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

В трудные времена государственной смуты начала XVII века святитель Иов сохранил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Он всеми силами пытался пресечь действия Лжедмитрия. Однако не все поддержали святителя, поэтому через некоторое время Лжедмитрий захватил Москву.

Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию. Большую часть времени он проводил в молитве в Успенском соборе.

Однажды во время Божественной литургии сторонники Лжедмитрия схватили святителя, бесчестили, били, а затем отвезли в заточение в Успенский Старицкий монастырь, где он начинал когда-то свой иноческий подвиг. Святой Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве.

После свержения Лжедмитрия святитель Иов не мог из-за немощи возвратиться на первосвятительский престол и на свое место благословил митрополита Казанского Ермогена.

Святитель Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня.

Важно

В 1652 году при патриархе Иосифе (1642−1652) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы патриарха Иоасафа (1634−1640).

От мощей святителя Иова происходили исцеления.

Почитание патриарха Иова в лике святых отмечается в различных дореволюционных рукописях и агиографических изданиях. Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение Патриарха Иова.

В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии (Самбикине) день кончины патриарха Иова воспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. Тогда же по благословению архиепископа Димитрия была написана икона Тверских святых, на которой был изображен святейший патриарх Иов.

Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло в наши дни.

Сначала по благословению святейшего патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было включено в Собор Тверских святых (1979), а на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года было установлено общецерковное почитание святого.

azbyka.ru/days/sv-iov-moskovskij-i-vseja-rossii

Источник: https://www.inpearls.ru/1023122

Память святителя Иова, первого Патриарха Московского и всея Руси :: Издательство Русская Идея

19.06.1607 (2.07). – Память святителя Иова, первого Патриарха Московского и всея Руси

Первый Патриарх Русской Церкви

Святитель Иов, первый патриарх Московский и всея Руси, родился во второй четверти XVI века в городе Старица в семье благочестивых горожан.

Отрок Иоанн любил читать Священное Писание и, обладая прекрасной памятью, знал некоторые тексты Библии наизусть. Около 1553 г., когда Иоанн окончил обучение в монастыре, отец хотел его женить.

В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы со старцем и упросил его постричься в монашество, приняв имя Иов.

Более 15 лет провел Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника до настоятеля. Под руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе безкорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту.

Совет

В 1571 г. Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве, одного из важнейших монастырей того времени, почему Иов принимал участие в делах Русской Церкви, а нередко и государства. В 1572 г. и позднее он был участником Церковных Соборов. В 1575 г.

святой Иов стал настоятелем Новоспасского монастыря, а в 1581 г. был рукоположен во епископа Коломенского. С 1586 г. святитель был перемещен на древнюю Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, 11 декабря 1587 г.

собором епископов поставлен первоиерархом Русской Церкви — Митрополитом Московским и всея Руси.

26 января 1589 г., по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II, Митрополит Иов в Успенском соборе московского Кремля был поставлен Патриархом – первым Патриархом Русской Церкви.

Это знаменательное событие означало, что даже формальная подчиненность нашей Церкви Константинопольской окончилась. В 1590 г.

каноническая самостоятельность Русской Церкви, к тому же и как Церкви Третьего Рима была подтверждена на соборе восточных иерархов.

Окрыленный полученной автокефалией и сознавая ответственность предстоятеля Третьего Рима, святитель Иов с усердием благоустраивал церковную жизнь. Он повел ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на улучшение их нравственности и поддержании благочиния в храмах.

Читайте также:  Пророк моисей

Немало трудов святителя было направлено на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг.

Обратите внимание

Особенно важно было поставленное святителем на широкую основу печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, особенно в новопросвященных землях — в Казани, Астрахани, Сибири.

По благословению святителя Иова впервые были изданы Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602). Святитель также предпринял некоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах.

При святителе Иове были прославлены некоторые русские святые: Василий блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и “исправил службу”), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Некоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.

Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на милостыни и на строительство храмов. Только в Москве в период 1592 по 1600 гг. святитель построил 12 храмов.

По благословению святителя Иова в Москве были построены Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри, во Владимірской епархии построена Лукианова пустынь, а в Вятской епархии – Богоявленский Слободской монастырь.

Строились монастыри в Сибири и в других епархиях: Курской, Новгородской, Псковской, Казанской, Астраханской, Тверской, Вологодской.

Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и умным пастырем. Особенно эти черты проявлялись в его миссионерской деятельности, направленной на укрепление православной веры в отдаленных районах государства, а также в Грузии. При святителе Иове были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Карельская епархии.

Семена Православия посеянные Патриархом Иовом принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

После смерти последнего Царя из царствовавшей линии Рюриковичей Феодора Иоанновича Патриарх, видя честолюбивые амбиции и споры бояр, ослаблявших государственный порядок и желавших наделить верховной властью Боярскую думу по польскому шляхетскому образцу, поддержал тогдашнего уже имевшего власть реального правителя государства Бориса Годунова как наиболее приемлего в тех условиях единоличного монарха, к тому же близкого к трону – шурина почившего Государя. С этой целью Патриарх Иов созвал Земский Собор для законного призвания Царя, хотя противоборство с Думой потребовало от Годунова немало “избирательных ухищрений”, не украшающих его царское достоинство. В трудные времена последовавшей потом государственной смуты начала XVII века святитель Иов сохранил свое истинное христианское терпение, безстрашие и мужество, всегда стремясь к восстановлению государственного порядка и спокойствия и не идя на поводу у незаконных притязателей на престол. Стремясь пресечь действия Лжедмитрия, он направлял патриотические воззвания в русские полки, боярам и воеводам. Среди всеобщего народного смятения святитель Иов сохранял твердость духа и стремился внести организованность в сложной обстановке. Стремясь к устойчивой преемственности власти, после смерти Бориса Годунова Патриарх первым выразил верность вдовствующей царице Марии и наследнику Феодору. За ним присягнули бояре и все жители Москвы. Однако не все поддержали святителя, Царь Феодор Годунов и его мать были убиты. Через некоторое время Лжедмитрий захватил Москву.

Важно

Святитель Иов не смирился с беззаконием и безстрашно обличал разрушителей государственного порядка. Большую часть времени он проводил в молитве в Успенском соборе.

Однажды во время Божественной Литургии сторонники Лжедмитрия с позором вывели святителя из собора и повели на Лобное место, по дороге безчестили и били.

Через некоторое время святитель Иов, измученный, в простой черной рясе был посажен на телегу и отвезен в заточение в Успенский Старицкий монастырь. Святой Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве.

После свержения Лжедмитрия Патриарх Иов не мог из-за немощи возвратиться на патриарший престол. На свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена, сыгравшего решающую роль в преодолении смуты.

Святителя Иова отличали глубокая, чистая вера, любовь к ближним и Отечеству, утверждение и защита Православия, жертвенное служение Церкви Христовой, подтвержденное его исповедничеством. Он мирно скончался 19 июня 1607 г. и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня. В 1652 г.

при Патриархе Иосифе (1642–1652) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы патриарха Иоасафа (1634–1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления.

Почитание Патриарха Иова в лике святых отмечается в различных рукописях и агеографических изданиях: в “Полном месяцеслове Православного Востока”, “Источниках русской агеографии”, “Месяцеслове русских святых”, “Книге, глаголемой описание о Российских святых”, в старинном месяцеслове в числе святых города Москвы.

Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение Патриарха Иова. Историки Церкви полагают, что его полному официальному прославлению помешала лишь отмена патриаршества Петром I, после чего прославлять первого русского Патриарха казалось неуместным.

Тем не менее, например, в конце XIX века день кончины Патриарха Иова вспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. В 1907 г.

, через 300 лет со дня блаженной кончины первого Патриарха, в “Тверских епархиальных ведомостях” было выражено пожелание духовенства Тверской епархии продолжить дело, начатое Патриархом Иосифом, по прославлению Святейшего Иова. Однако революционная смута опять-таки помешала этому.

Совет

Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло лишь на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1989 г., когда праздновалось 400-летие установления Патриаршества.

+ + +

Справка. С момента учреждения патриаршества на Руси и до его отмены Петром I и учреждения Св.

Синода Русскую Церковь возглавляли следующие Патриархи (в скобках годы патриаршества): Иов (1589–1605), Игнатий (1605–1606, законность его патриаршества при Лжедмитрии не признана Церковью), Гермоген (1606–1612), Филарет (1619–1633), Иоасаф I (1634–1640), Иосиф (1642—1652), Никон (1652–1667), Иоасаф II (1667–1672), Питирим (1672–1673), Иоаким (1674–1690), Адриан (1690–1700). После восстановления патриаршества Поместным Собором 1917–1918 гг. единственным Патриархом, чье избрание не нарушало каноны, был свт. Тихон (1917–1925).

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25070202Оставить свой комментарий

Источник: https://rusidea.org/25070202

Святитель Иов, Патриарх Московский и всея России

Святитель Иов, Патриарх Московский и всея России (+ 1607)

ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЯ 19 ИЮНЯ / 2 ИЮЛЯ;ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ 5/18 АПРЕЛЯ;СОБОР РОСТОВО-ЯРОСЛАВСКИХ СВЯТЫХ;СОБОР ТВЕРСКИХ СВЯТЫХ;

СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ

Святитель Иов (в миру Иоанн) родился во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старица, в семье благочестивых горожан. Отроческие годы его прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал мальчика на воспитание.

Там же Иоанн был обучен грамоте настоятелем монастыря архимандритом Германом. Отрок любил читать Священное Писание, монастырское воспитание пробудило в нем желание служить Богу в иноческом образе.

Около 1553 года, когда отец хотел женить его, Иоанн поступил в монастырь и там принял постриг с наречением имени Иов.

В Старицкой обители отец Иов провел более 15 лет, пройдя путь от послушника до настоятеля. Под руководством опытного духовника он воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. Будучи настоятелем, святой Иов словом и жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.

Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный. Отец Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571 году он был переведен в Москву настоятелем Симонова монастыря и с этого периода принимал активное участие в делах Русской Церкви, был членом Церковных Соборов.

16 апреля 1581 года архимандрит Иов был рукоположен в епископа Коломенского, а через 5 лет продолжил свое святительское служение на древней Ростовской кафедре в сане архиепископа; 11 декабря 1587 года собором епископов святитель Иов был избран митрополитом Московским и всея России, главой Русской Православной Церкви.

Обратите внимание

26 января 1589 года по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II митрополит Иов был поставлен Патриархом Русской Православной Церкви. Это было начало патриаршества в России, канонически определенное на церковном Соборе 1590 года.

Главной целью Патриарха Иова было укрепление в России Православия и духовной мощи Русской Церкви. Первосвятителем был проведен ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на распространение Священного Писания и святоотеческих книг.

Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых не хватало в новопросвещенных землях – в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова были впервые изданы Триодь постная, Триодь цветная, Минея общая и другие.

Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную литургию, причем читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол, коленнопреклоненные молитвы на Троицын день. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», – отмечает его жизнеописатель.

При святителе Иове были прославлены некоторые русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский, святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский и некоторые другие подвижники веры и благочестия.

Все средства и богатые подарки святитель Иов употреблял на милостыню и храмостроительство. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год было построено 12 храмов, монастыри – Донской, Ивановский; во Владимирской епархии – Лукианова пустынь, в Вятской епархии – Богоявленский слободской монастырь. Строились церкви и монастыри в это время и в других епархиях.

В трудные времена государственной смуты начала XVII века святитель Иов сохранил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Стремясь пресечь действия Лжедмитрия, он обращался с патриотическими воззваниями к русским полкам и воеводам, обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь. Много времени святитель проводил на молитве в Успенском соборе.

Святителя Иова отличали глубокая, чистая вера, любовь к ближним и к Отечеству, утверждение и защита Православия, жертвенное служение Церкви Христовой, подтвержденное его исповедничеством.

Важно

В январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедмитрию и был низложен.

Слуги Лжедмитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить Патриарха. Святитель молился в это время перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали с Патриарха архиерейское облачение и не дали окончить литургию. Его выволокли из храма и повели на Лобное место, по дороге бесчестили и били его.

Он претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь. В конце дней своих он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена. 19 июня 1607 года Патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре.

В 1652 году нетленные и благоухающие мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены в Успенском соборе. От мощей святителя происходили исцеления.

Почитание Патриарха Иова отмечается в различных рукописях и агиографических изданиях, например, в Полном месяцеслове Православного Востока, Месяцеслове русских святых. В XVIII веке появляются настенные изображения святого Патриарха, в XIX веке он изображается на иконе Тверских святых.

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в октябре 1989 года святитель Иов был причислен к лику святых.

Святителю отче наш Иове, моли Бога о нас!

Тропарь, глас 3:

Да торжествует Церковь Христова / и да радуется град Москва, / яко возсия светильник земли Российския, / во исповедании Истины непоколебимый Иов Патриарх, / егоже молитвами, Господи, / вся соблазны мира сего и ереси искорени, / люди во благочестии настави / / и утверди в Православии.

Кондак, глас 7:

В годину лютых искушений / многострадальному Иову подобяся, / в жертву живу и непорочну / себе Христу принесл еси, / обратив паству к покаянию, / терпеливе Иове святителю, / моли и нам за вся благодарити Господа / и всегда воздавати / / славу Богови.

Источник: http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=sviatitel-iov-patriarh-moskovskii-i-vseia-rossii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector