Святитель кирилл иерусалимский

Святитель кирилл иерусалимский

Уже воня блаженства на вас, просвещаемые! Уже собираете вы духовные цветы для сплетения венцов небесных, уже благоухание Духа Святого излилось, уже вы в преддверии царских чертогов, о когда бы сам Царь и внутрь оных ввел вас! На древах теперь цвет, о когда бы и плод на них видеть? Уже перепись имен ваших была. Также и в воинство наречение, и брачные светильники. И желание небесного общежития, и намерение благое, и надежда последующая. Ибо не лжив изрекший: «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8:28). Хотя Бог и щедр во благотворении, однако же ожидает от каждого нелицемерного произволения. Потому-то Апостол присовокупляет: «сущим по предуведению званным». Намерение нелицемерное делает тебя званным. Ибо если ты находишься здесь телом, но не находишься духом, то сие бесполезно…

«Поучение предогласительное»

Дни памяти: 18 марта

Житие иже во святых отца нашего Кирилла архиепископа Иерусалимского

Святой Кирилл Иерусалимский, происходя от благочестивых родителей, получил строго православное воспитание, в царствование Константина Великого он принял монашество, а при сыне его Констанции был избран, по смерти архиепископа Максима, на иерусалимскую кафедру.

Ревнуя о сохранении в чистоте христианского учения, святой Кирилл, будучи архиепископом, деятельно и неустанно боролся с ересями Ария и Македония.

Обратите внимание

 Этим он возбудил против себя сильную вражду со стороны впавших в арианскую ересь епископов, между последними был и митрополит Кесарии Далестинской Акакий, явившийся впоследствии главным виновником первого изгнания святого Кирилла.

 Однажды в праздник Пятидесятницы около трех часов дня в Иерусалиме наблюдалось следующее чудесное знамение: на небе явилось начертание честного Креста, сиявшее ослепительным светом, начинаясь от Голгофы оно простиралось до горы Елеонской. Так как император Констанций, разделяя ересь Ария, притеснял православных, всячески помогая еретикам, то святой Кирилл сообщил ему о чудесном знамении, увещевал оставить путь заблуждения и обратиться в православие.

Между тем митрополит Акакий, пользуясь содействием императора, к которому был близок, восстал на святого Кирилла за то, что он обличал его в ереси и не повиновался ему, хотя Иерусалим в то время находился в подчинении у митрополита Кесарийского; это произошло вследствие упадка Иерусалима после разрушения римлянами. Святой же Кирилл не только не хотел подчиняться еретику митрополиту, в добавок низложенному поместным сардикийским собором, но и обличал его за злоупотребление не принадлежавшею ему по правилам церковным властью; по указанным причинам он не считал для себя возможным подчиняться митрополиту Акакию. Кроме того, святой Кирилл полагал, что, наоборот, Кесария Палестинская должна быть подчинена Иерусалиму, ибо Церковь Иерусалимская есть мать всех церквей, тем более, что и сардикийский собор, низложивший Акакия, принадлежавшее ему начальство передал предшественнику святого Кирилла, архиепископу иерусалимскому Максиму.

Проникнутый чувством неприязни к святому Кириллу, Акакий нашел повод к обвинению его, благодаря следующему обстоятельству. В Иерусалиме настал сильный голод. Народ, не находя средств для поддержания жизни обратился за помощью к своему архиепископу. Святой Кирилл по своему милосердию близко к сердцу принял просьбы пасомых и истратил на них всё свое имущество.

Но так как голод не прекращался, и помочь было уже нечем, то святой Кирилл начал продавать церковные вещи, — золото, серебро и ценные завесы, покупая на вырученные от продажи деньги пшеницу для голодающих. В это время появился слух, что будто бы в городе видели какую то женщину, плясавшую в священном облачении на улице.

На вопрос, откуда ею получена священная одежда, женщина отвечала, что она приобрела ее у одного купца, причем назвала и его имя. Спрошенный в свою очередь купец сказал, что одежду для продажи дал ему сам архиепископ.

Неизвестно, было ли всё это на самом деле или нет, но только слух дошел до митрополита Акакия, которой счёл его достаточным для обвинения святого Кирилла. На созванном им соборе он предложил извергнуть святого Кирилла, как обесчестившего продажею священный предмет, на что собор изъявил свое согласие.

Таким образом, при содействии еретичествующих епископов, низложенный еретик митрополит сверг с престола иерусалимского православного архиепископа и силою заставил его удалиться из пределов Иерусалима. Святой Кирилл сначала удалился в Тарс, где пребывал у епископа Сильвана.

Важно

Видя, что последний не совсем правильно понимает некоторые догматы веры, святой Кирилл указал ему на уклонение и утвердил в православии.

Услыхав об этом, Акакий написал Сильвану письмо, извещая о низвержении святого Кирилла и советовал ему или прекратить общение со святым Кириллом или, по крайней мере, запретить ему совершение Богослужения в находящейся под его управлением церковной области. Но Сильван не послушался Акакия: он почитал святого Кирилла как человека благочестивого, учением своим поддерживавшего и наставлявшего многих православных; о самом же изгнании Сильван знал, что оно произошло не по какой-либо вине со стороны святого Кирилла, а единственно по зависти и ненависти Акакия.

После этого в Селевкии был поместной собор, на который прибыло до 150 епископов, среди них находился и святой Кирилл. Прежде чем начались заседание собора Акакий стал настаивать на удалении отлученного им святого Кирилла. Многие епископы не согласились на подобный поступок.

Тогда Акакий, оставив собор, отправился в Царьград. Здесь пред императором и патриархом Евдоксием, тоже арианином, он оклеветал покинутый им собор, называл его скопищем злых людей, собравшихся не для пользы, но во вред церкви. Особенно сильное негодование сумел возбудить Акакий в императоре против св. Кирилла.

Он рассказал ему, что св. Кирилл продал драгоценную священную одежду, подаренную Константином Великим иерусалимскому архиепископу Макарию для облачения в нее во время совершения таинства Крещения, и что потом эту одежду видели на одном человеке, плясавшем на местах народных увеселительных собраний.

Император до того сильно разгневался, что подверг святого Кирилла заточению.

По смерти Констанция на престол вступил Юлиан Отступник. В первые годы своего царствования он под видом благочестия отменил все постановление Констанция, направленные ко вреду православных: по приказанию Юлиана были освобождены из заточения все ранее изгнанные Констанцием православные епископы.

В это время и святой Кирилл был возвращен на свою кафедру. Утвердившись на престоле, Юлиан открыто отрёкся от Христа. Противникам христиан евреям он дал большую свободу, между прочим, он не только дозволил им строить храм на месте разрушенного римлянами, но и уделил на постройку часть из государственных податей.

Когда еще только началось это богохульное по своим намерениям дело, святой Кирилл предсказывал своим приближенным, что слова Христовы о разорении самых камней храма: «придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено» (Лк.21:6), несомненно, исполнятся.

Святой Кирилл молил Владыку Христа, чтобы Он не попустил совершиться начатому предприятию, но разрушил его вместе с планами строителей. Господь услышал молитву раба Своего и осуществил предсказанное Им о непременном исполнении слов Своих.

Совет

В одну ночь случилось сильное землетрясение, так что сдвинулись с места даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма, не говоря уже о камнях только еще положенных евреями, и всё это, — остатки древнего храма и новые постройки, — действием невидимой Божией силы было развеяно как пыль.

При наступлении дня, все удивлялись совершившемуся чуду. Когда же евреи опять хотели взяться за дело, то тотчас спал с неба огонь и истребил рабочие орудия, великий ужас объял их. В следующую ночь на одеждах евреев появилось знамение креста, которое они не могли ничем уничтожить.

После этого святой Кирилл, предсказание которого об исполнении слов Христовых так торжественно оправдалось, опять подвергся изгнанию. Его заместителем, насколько с вероятностью можно полагать, был святой Кириак.

Он был иудей и носил имя Иуды, во время розысков царицею Еленою честного Креста Господня им было указано его сокрытое местонахождение, затем он крестился и получил имя Кириака.

 Впрочем, по изгнании святого Кирилла святой Кириак не долго занимал его место: он вскоре претерпел мученическую кончину за исповедание Христово от Юлиана.

 После погибели Юлиана святой Кирилл снова взошел на престол иерусалимский, но вследствие усиления ариан в царствование Валента, в третий раз подвергся ссылке за свое благочестие и твёрдую борьбу с еретиками. Наконец, при Феодосии Великом святой Кирилл с честью был возвращен в Иерусалим. В продолжение восьми лет он с истинно пастырскою ревностью управлял Церковью и мирно почил о Господе, оставив в наследие свои многополезные писания.

Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/kirill-ierusalimskij-zhitie.html

Икона Кирилла Иерусалимского — Иконописная мастерская Радонежъ

Рукописная икона Кирилла Иерусалимского. Иконописец: Осипов Александр. 2018 год. г. Сергиев Посад.

Согласно традиции Русской Православной Церкви святитель Кирилл Иерусалимский изображается в богослужебном облачении (подризнике, епитрахили, поясе, поручах, палице, фелони (простой или крещатой), омофоре. Белом клобуке (куколе), или без него. В сапожках. С благословляющей десницей и Евангелием в левой руке.

Икона Кирилла Иерусалимского, представленная на нашем сайте воплотила в себе наиболее характерный, канонический образ святого.

Обратите внимание

На золотом фоне иконы изображена поясная фигура святителя Кирилла Иерусалимского. Колористическое решение иконы подчиняется общей гармонии образа, удачно построенного на контрасте багрянца, белого и золотого цвета фона. В левой руке святитель Кирилл держит закрытое Евангелие. Правая длань сложена в благословляющем жесте.

Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителя.

Выражение лица строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывает отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лик написан нежными охристыми плавями.

Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность, мягкость и теплоту.

Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику Кирилла Иерусалимского.

Оформление иконы дополнено объемной гравировкой по левкасу. Изысканный узор орнамента дополняет и обогащает благородное сияние золотого фона.

Икона Кирилла Иерусалимского выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания.

При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке.

Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма.

Святитель Кирилл Иерусалимский, житие

Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, родился в Иерусалиме в 315 году и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 году стал пресвитером. В 350 году после смерти архиепископа Максима он стал его преемником на Иерусалимской кафедре.

В сане Иерусалимского Патриарха святитель Кирилл ревностно боролся против ересей Ария и Македония. Этим он возбудил против себя ненависть арианствующих епископов, которые добились его низложения и изгнания из Иерусалима.

В 351 году на праздник Пятидесятницы в Иерусалиме около 3 часов дня было чудесное знамение: на небе явился Честный Крест, сиявший ослепительным светом. Он простирался от Голгофы до горы Елеонской. Святитель Кирилл сообщил об этом знамении императору-арианину Констанцию (351–363), надеясь обратить его в Православие.

Важно

Низложенный Сардикийским Собором еретик Акакий, бывший митрополитом Кесарийским, решил изгнать святителя Кирилла, пользуясь содействием императора. Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество.

Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих. Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении.

Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя.

Святитель нашел приют у епископа Сильвана в Тарсе. После этого в Селевкии собрался Поместный Собор, на который прибыло около 150 епископов.

Среди них был и святитель Кирилл, которого митрополит Акакий хотел не допустить к заседаниям, но Собор не согласился.

Совет

Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом-арианином Евдоксием оклеветал и Собор и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению.

Когда воцарился император Юлиан-Отступник (361–363), он, якобы из благочестия, отменил все постановления Констанция, направленные против православных. Святитель Кирилл вернулся к своей пастве. Через некоторое время, когда Юлиан утвердился на престоле, он открыто отрекся от Христа.

Читайте также:  Саровская пустынь, россия, нижегородская область, город саров

Он позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей. Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Лк. 21, 6) несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах.

Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах. Когда иудеи все-таки снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия. Великий ужас объял всех.

Совет

На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить.

После этого Небесного подтверждения предсказания святителя Кирилла, его снова изгнали, а кафедру Иерусалимскую занял святой Кириак. Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину (+ 363, память 28 октября).

После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364–378) в третий раз был отправлен в ссылку.

Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом (379–395) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности.

В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский Символ веры.

Из творений святителя Кирилла особенно известны 23 поучения (18 огласительных для готовящихся принять Крещение и 5 для новокрещеных) и две беседы на Евангельские темы: “О расслабленном” и “О претворении воды в вино в Кане”.

В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры. Святитель предлагал христианину записать Символ веры “на скрижали сердца”.

“Члены веры, – учит святой Кирилл, – составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение.

Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета”. Скончался святитель Кирилл в 386 году.

В чем помогает икона кирилла иерусалимского

Через иконы своих угодником Господь посылает нам просимое, полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности.

Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искреннее будет наше обращение к ним. Икона Кирилла Иерусалимского помогает наладить молитвенную связь со святым заступником.

Имея перед собой зрительный образ Кирилла Иерусалимского, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. И по вере просящего Господь через Своих святых дает нам просимое.

Перед иконой Кирилла Иерусалимского молятся:

— Об укреплении веры — О помощи в устроение земных дел — Об исцелении телесных и духовных немощей.

Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи святого Кирилла! Откройте ему свое сердце в искренней молитве и он услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.

Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали.

Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.

Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что святитель Кирилл услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!

Купить икону Кирилла Иерусалимского

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Кирилла Иерусалимского. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка по Москве. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Образ святого Кирилла Иерусалимского выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Обратите внимание

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святой угодник Божий, Кирилл Иерусалимский, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

Источник: https://ikona-radoneg.ru/kirill-ierusalimskij/

Святитель Кирилл Иерусалимский

В середине 4-го века в христианском мире на какое-то время набрала силу ересь александрийского священника Ария.

Этот проповедник отрицал единство Сына Божия и Бога Отца, называл Иисуса Христа творением и не признавал в нем Божества, равного Отцу. На Первом Вселенском соборе в 325 году в городе Никее арианство было. Самого Ария отлучили от Церкви.

Но среди власть имущих, и даже среди епископов и священников, оставалось еще немало его тайных и явных последователей.

Святой Кирилл, будущий архиепископ Иерусалимский, родился в Иерусалиме в 315 году. Он был воспитан в апостольских правилах христианской веры и благочестия. Уже в возрасте 35 лет Кирилл был избран епископом Иерусалимским. В то время Иерусалимская епархия подчинялась Церкви Кесарийской.

И получилось так, что святого Кирилла рукополагал во иерусалимского архиерея не кто иной, как митрополит Акакий Кесарийский. Акакий открыто исповедовал арианскую ересь. Он сказал святому Кириллу: «Вот, я оказываю тебе великое доверие, посвящая в архиепископы.

Надеюсь, ты станешь моим верным соратником». Ничего не ответил святитель Кирилл, а вскоре Акакий понял, что просчитался. Всю свою жизнь, несмотря на перенесенные страдания, святой Кирилл боролся с арианской ересью и отстаивал чистоту апостольского вероучения.

И делал это бесстрашно, невзирая на чины и звания еретиков.    

Гонения на архиепископа Кирилла начались уже через год после занятия им иерусалимской кафедры. Тогда, в день празднования Сошествия Святого Духа на апостолов, произошло необычайное знамение, документально зафиксированное историками и астрономами того времени.

Важно

Около трех часов дня в небе над Иерусалимом появилось ослепительное начертание креста. Святой Кирилл написал об этом императору Констанцию, который притеснял православных и всячески поддерживал арииан.

Архиепископ Кирилл убеждал повелителя империи: «О, царь! Оставь свои еретические заблуждения и обратись в истинное православие!»  

Это была неслыханная дерзость со стороны Иерусалимского архиепископа.

Еретик митрополит Акакий был в дружеских отношениях с императором-еретиком.

Даже когда церковный собор низложил Акакия и лишил его митрополичьего звания, император Констанций отменил это соборное решение и восстановил Акакия в управлении Кесарийской Церковью.

После того, как святитель Кирилл отказался подчиняться незаконному митрополиту, Акакий стал искать повод низложить самого Кирилла Иерусалимского. И такой повод вскоре нашелся.

В Иерусалиме разразился страшный голод. Падающие с ног люди шли к своему любимому архипастырю, святому Кириллу. Они взывали:

«Спаси нас от голодной смерти, Божий человек Кирилл! Погибаем и мы, и дети наши». Святитель Кирилл раздал все свои скромные сбережения, доставшиеся от родителей, но этого было явно мало. И тогда, исполненный христианского сострадания к умирающим от голода людям, архиепископ купил на церковные деньги пшеницу и разделил ее среди нуждавшихся. Однако люди продолжали погибать от истощения.

И святой Кирилл, исполненный Божьего дерзновения, пошел на крайний шаг. Он стал менять на хлеб церковные сокровища, не имеющие богослужебного применения. Акакий, узнав об этом, возликовал: «Архиерей Кирилл продает священные предметы. Отныне он низвергнут с архиепископского престола и будет отправлен в ссылку».

Святой Кирилл поселился в городе Тарсе, на родине апостола Павла, где жил милостыней. 

После этого собрался поместный церковный собор, на который счел нужным приехать и святой Кирилл Иерусалимский. Незаконный митрополит Акакий потребовал удалить его с собора, однако большинство епископов не согласились с этим. Честные архиереи не видели за святым Кириллом никакой вины.

Совет

Ведь он спас множество людей от голодной смерти! Тогда Акакий поехал в Константинополь, к своему другу императору Констанцию и рассказал ему о мнимых преступлениях святого Кирилла.

Император пришел в бешенство: «Да этот Кирилл – настоящий злодей! Приказываю бросить его в темницу на вечное заточение!»

В каземате святитель Кирилл пробыл недолго: император Констанций умер, и гвардейцы возвели на престол нечестивого Юлиана Отступника. В первый год своего царствования он ради приобретения популярности отменил все антицерковные постановления Констанция. Оклеветанные православные епископы вышли из заточения. Святой Кирилл был возвращен на Иерусалимскую кафедру.

Однако вскоре Юлиан громогласно отрекся от Христа и принялся восстанавливать язычество по всей империи. Святитель Кирилл вновь был отправлен в изгнание, и место Иерусалимского архиепископа занял святой Кириак. Но уже через несколько месяцев святой Кириак был замучен по приказу Юлиана Отступника. А вслед за этим и сам нечестивый император погиб в походе против персов.

Святой Кирилл вновь стал архиепископом Иерусалимским, и опять – ненадолго: новый император Валент, будучи последователем Ария, в который раз отправил святителя Кирилла в ссылку за его смелые обличения еретиков.

Наконец, святой благоверный император Феодосий Великий окончательно восстановил святителя Кирилла на Иерусалимской кафедре, которой он мудро управлял вплоть до своей мирной кончины в 386 году.

В 381 году архиепископ Кирилл принимал участие во Втором Вселенском Соборе в Константинополе. Собор осудил еретиков и утвердил дополненный Символ Веры. Святитель Кирилл также внес вклад в соборные решения. Он определил христианскую Церковь как «единую, святую, соборную».

В своих проповедях святой Кирилл раскрывал смысл таинства крещения как уподобление смерти и Воскресению Спасителя. Он говорил тем, кто собирался креститься:

«Великое дело — предстоящее крещение. Оно — освобождение пленным, оставление прегрешений, обновление души, святая нерушимая печать, усыновление Богу. В крещении всё, что в действительности произошло со Спасителем, происхо­дит и с нами, но безболезненно, без мучений. И мы в крещении делаемся причаст­никами страданий Христа».

Источник: http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/20/svyatitel-kirill-ierusalimskij/

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский

31 марта день памяти святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского – выдающегося аскета, проповедника и церковного писателя.

Жизненный путь и служение

Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский родился в Иерусалиме в 315 году. Он был воспитан в строгом христианском благочестии. Его образование главным образом было направлено на изучение Священного Писания.

Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 году стал пресвитером.

В 348 году после смерти архиепископа Максима он стал его преемником на Иерусалимской кафедре.

В то время Иерусалимская епархия подчинялась Церкви Кесарийской.

Обратите внимание

Митрополит Акакий Кесарийский. исповедовал арианскую ересь. Арий утверждал, что Христос сотворён Богом, и, следовательно, во-первых, имеет начало своего бытия и, во-вторых, не равен ему.

Святительское служение св. Кирилла было исполнено тревог и бедствий. Всю свою жизнь, несмотря на перенесенные страдания, святой Кирилл боролся и отстаивал чистоту апостольского вероучения о полноте Божественности во Христе, как Боге и Сыне Божьем.

И делал это бесстрашно, невзирая на чины и звания еретиков.

В день празднования Сошествия Святого Духа на апостолов, произошло знамение, документально зафиксированное историками и астрономами того времени. Около трех часов дня в небе над Иерусалимом появилось ослепительное начертание креста. Святой Кирилл написал об этом императору Констанцию, который притеснял православных и поддерживал арииан.

Архиепископ Кирилл убеждал главу империи: «О, царь! Оставь свои еретические заблуждения и обратись в истинное православие!»

Это была, конечно же, дерзость со стороны Иерусалимского архиепископа.

За время служения три раза Иерусалимский епископ должен был удаляться в изгнание. Около семнадцати лет он проводит их вне непосредственного общения со своей паствой

Гонения на архиепископа Кирилла начались уже через год после занятия им Иерусалимской кафедры.

Митрополит Акакий был в дружеских отношениях с императором. И, когда церковный собор низложил Акакия и лишил его митрополичьего сана, император Констанций отменил это соборное решение и восстановил Акакия в управлении Кесарийской Церковью.

Читайте также:  Преподобный димитрий прилуцкий

После того, как святитель Кирилл отказался подчиняться незаконному митрополиту, Акакий стал искать повод низложить самого Кирилла Иерусалимского.

И такой повод вскоре нашелся.

Важно

Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество. Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих.

Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя.

Святитель нашел приют в Тарсе.

После этого в Селевкии собрался Поместный Собор, на который прибыло около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл, которого митрополит Акакий хотел не допустить к заседаниям, но Собор не согласился. Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом — арианином Евдоксием оклеветал и Собор, и святителя Кирилла.  После этого император подверг святителя заточению.

Когда воцарился император Юлиан-Отступник, он, якобы из благочестия, отменил все постановления Констанция, направленные против православных.

Святитель Кирилл вернулся к своей пастве.

Однако же, через некоторое время, когда Юлиан утвердился на престоле, он открыто отрекся от Христа. Он позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей.

Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Лк. 21, 6) несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах.

Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах.

Когда иудеи снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил инструмент рабочих. И тогда великий ужас охватил всех.

На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить.

После этого Небесного подтверждения предсказания святителя Кирилла, его снова изгнали, а кафедру Иерусалимскую занял святой Кириак

Но вскоре святой Кириак перенес мученическую кончину

После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру. Но в правление императора Валента в третий раз был отправлен в ссылку.

Совет

Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности.

В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский Символ веры.

Святитель Кирилл также внес личный вклад в соборные решения. Он определил христианскую Церковь как «единую, святую, соборную».

Скончался святитель Кирилл в 386 году.

Творческое наследие

Святитель Кирилл был замечательным учителем и свидетелем веры.

Из творений святителя Кирилла особенно известны 23 поучения (18 огласительных для готовящихся принять Крещение и 5 для новокрещеных) и две беседы на Евангельские темы: «О расслабленном» и «О претворении воды в вино в Кане».

Они дают обширную информацию по истории древней огласительной дисциплины и представляют краткий очерк общего вероучительного исповедания Иерусалимской Церкви, ибо произнесены они были в полноте учительной власти и от лица Церкви.

В древней христианской Церкви были два рода людей: крещеные (являвшиеся членами Церкви и на­зывавшиеся верными) и желающие принять Крещение (или оглашенные). Слово «оглашенный» происходит от слова «оглашение», по-гречески (катехизис), т.е.

первоначальное наставление в догматах веры для желающего быть христианином.

Оглашенные, в отличие от верных, не могли участвовать в церковных Таинствах, в особенности причащаться Святых Христовых Таин, слушать Символ веры, молитву Господню «Отче наш», и поучения о главнейших и сокровенных Таинствах христианской веры.

Принятие оглашенных в члены Церкви происходи­ло не сразу, но постепенно и последовательно.

Обратите внимание

После достаточного испытания искренности желания огла­шенных принять христианскую веру, им первоначаль­но разъяснялись пагубность языческого суеверия и православные догматы веры, с толкованием и свиде­тельствами Ветхого и Нового Заветов.

Их постепенно приобщали к церковной жизни: позволяли входить в собрания верных, но при них никакая тайна, а осо­бенно Евхаристия, не совершалась, по слову святителя Иоанна Златоуста: «При затворенных дверях слу­жим тайну, непросвещенным же вход возбраняем».

К оглашенным святитель Кирилл говорил свои первые поучения, названные огласительными.  Им давалось полное и точное изложение Символа веры и краткий рассказ о Таинствах. А члены Церкви, в свою очередь, молились о них, особенно усердно в дни Великого Поста вплоть до Великой Субботы, когда происходило Крещение оглашенных. 

А тайноводственные поучения, истолковывающие обряды совершения и смысл церковных таинств были адресованы уже новокрещенным.

Святитель предлагал христианину записать Символ веры «на скрижали сердца».

«Члены веры, — учит святой Кирилл, — составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение. Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета».

В своих проповедях святой Кирилл раскрывал смысл таинства крещения как уподобление смерти и Воскресению Спасителя. Он говорил тем, кто собирался креститься: «Великое дело — предстоящее крещение.

Оно — освобождение пленным, оставление прегрешений, обновление души, святая нерушимая печать, усыновление Богу. В крещении всё, что в действительности произошло со Спасителем, происходит и с нами, но безболезненно, без мучений.

И мы в крещении делаемся причастниками страданий Христа».

Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский так отзывается о святителе Кирилле: «Св.

Кирилл беседует спокойно, предлагает мысли свои просто, ясно; выражается точно; там, где одушевляется предметом, говорит живо… Описание священных обрядов в оглашениях его соединяет с внутренними достоинствами особенную важность для нашего времени… Обряды, описываемые св. Кириллом, поражают и радуют сына Православной Церкви».

Важно

Святитель Кирилл Иерусалимский своими поучениями преподал высоту и красоту православного веро- и нравоучения и другим показал образ преподавания христианских догматов.

Г.В. Флоровский. Восточные отцы IV века Париж,1931.orthlib.ru

Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский patriarchia.ru

Святитель Кирилл Иерусалимский.mir-slovo.ru

Источник: http://borisov-spas.by/sokolovskij-a-a/svyatitel-kirill-arhiepiskop-ierusalimskiy.html

Святитель Кирилл, Архиепископ Иерусалимский ( + ВИДЕО )

Сегодня, 31 марта, святая Церковь совершает память святителя Кирилла, Архиепископа Иерусалимского. 

Святитель Кирилл родился, по всей вероятности, в Иерусалиме около 315 года. Его родители были людьми православными и благочестивыми. Он был рукоположен в священника святым Максимом[1], который поручил ему наставлять оглашенных.

Кирилл был миролюбивым, смиренным и кротким человеком, более занятым обучением паствы, чем бесконечными богословскими спорами, которые вносили разлад в Церковь после Никейского Собора.

И хотя он избегал употреблять слово «единосущный» (омоусиос), однако полностью разделял православную веру.

Его сдержанность заставила ариан поверить, будто он принадлежит к их числу. После смерти Максима (347) народ избрал Кирилла на его место. Арианин Акакий, митрополит Кесарии Филипповой, которой тогда был подчинен Иерусалим[2], утвердил это избрание и рукоположил его в епископа.

Но вскоре он должен был с горечью признать свою ошибку[3], потому что новый епископ открыто разъяснял православное учение о Божественной природе Сына и Слова Божия, изложив для оглашенных Символ веры в «Огласительных поучениях»[4]. Будучи «пастырем добрым» (см.: Ин. 10: 11), Кирилл мудро управлял Святым Городом, который, благодаря строительству при Константине Великом, обрел новую славу и привлекал множество паломников со всех концов христианского мира.

В 350 году святитель Кирилл, как и все жители города, стал свидетелем удивительного явления в небе огромного светоносного креста, протянувшегося от Голгофы до Елеонской горы, и написал об этом императору Констанцию[5]. Он также способствовал учреждению праздников и процессий в святых местах, что заложило впоследствии основы некоторых главных церковных праздников.

Совет

Несколько лет спустя епископ Кирилл предоставил митрополиту Кесарии Акакию ходатайство, в котором просил признать апостольские преимущества Иерусалима, что уже сделали отцы Никейского Собора, однако не определив их точно. Эти притязания вызвали ненависть Акакия. Он решил добиться осуждения епископа и вызвал его на церковный суд.

Обвинением послужил тот факт, что во время голода Кирилл, дабы накормить бедных, продал священные сосуды и церковные облачения церкви Воскресения. Поскольку Кирилл не подчинился его неоднократным приглашениям, он низложил епископа и силой изгнал из Иерусалима, поставив на его место арианина.

Святитель Кирилл заявил протест, настаивая, что его дело подлежит ведению высшей церковной власти.

В ожидании ответа он нашел прибежище в Тарсе Киликийском у епископа Сильвана. Несмотря на угрозы Акакия, тот принял его как брата и попросил проповедовать народу, который слушал его с воодушевлением как мужа воистину апостольского.

Собор, созванный в 359 году в Селевкии, оправдал Кирилла и низложил Акакия. Однако решение так и не вступило в силу, поскольку митрополит Кесарии поспешил в Константинополь, где оказал давление на императора Констанция, дабы тот отменил решение собора.

Император повелел утвердить низложение Кирилла на собрании арианских епископов (360).

Когда немного времени спустя Юлиан Отступник пришел к власти, святитель Кирилл сумел воспользоваться политикой религиозной терпимости, проводимой императором с целью подготовить восстановление язычества. Он вернулся на свою кафедру, так же как и другие епископы, сосланные при Констанции. Но это было лишь затишье перед новыми бедствиями.

Язычники Газы, побуждаемые императором, подняли восстание против христиан, которое вызвало многочисленные жертвы, а затем разрушили монастырь преподобного Илариона Великого (память 21 октября) и изгнали его монахов. Юлиан Отступник хотел доказать ошибочность пророчества Христа об окончательном падении Иерусалимского Храма (ср.: Мф.

Обратите внимание

24: 2), разрушенного римлянами при императоре Тите, поэтому он позволил иудеям его восстановление.

Но, по пророчеству свяого Кирилла, работы были вскоре прекращены из-за ужасного землетрясения, которое разрушило даже фундамент древнего Храма, а огонь, вышедший из-под него, одни постройки уничтожил, а другие повредил, оставив очевидные для всех следы гнева Божия.

После смерти Юлиана (363) мир был восстановлен, и Кирилл смог продолжить пастырскую деятельность. А когда скончался Акакий, он добился избрания митрополитом Кесарии своего племянника. Но ариане интригами убедили императора Валента (364–378) низложить святого и осудить его на новую ссылку, так же как и остальных епископов, изгнанных при Констанции (367).

Через двенадцать лет, уже после смерти Валента, святитель Кирилл получил возможность вернуться в свою епархию. К своему прискорбию, он узнал, что некоторые православные под влиянием клеветы ариан отказываются признавать его законным епископом и вступать с ним в общение.

По этой причине Антиохийский Собор (379) направил святого Григория Нисского (память 10 января) в Иерусалимскую епархию для восстановления мира.

Григорий потерпел неудачу и возвратился смущенный и опечаленный, оставив Кирилла с верой и упованием в одиночку противостоять разделениям в доме Божием.

Кирилл принял участие во II Вселенском Соборе (381), созванном императором Феодосием, и внес свой вклад в окончательное осуждение арианства и его разновидностей. По завершении заседаний на соборе было торжественно выражено признание той борьбы за Православие, которую вел Иерусалимский епископ.

Вернувшись в Святой Град, Кирилл мог, хотя и недолго, насладиться миром, который он восстановил ценой многих трудов. Святитель преставился в 386 году, пробыв епископом 35 лет, из них 16 проведя в ссылке.

 ( Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. 

Важно

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря ).

Источник: http://chram.ortox.ru/2014/03/31/svyatitel-kirill-arxiepiskop-ierusalimskij-video/

Канон Святителю Кириллу архиепископу Иерусалимскому

Пѣ́снь а҃.

І҆рмо́съ: Трїста́ты крѣ́пкїѧ, рожде́йсѧ ѿ дв҃ы, безстра́стїѧ во глꙋбинѣ̀ дꙋшѝ трича́стное потопѝ, молю́сѧ: да тебѣ̀, ꙗ҆́кѡ въ тѷмпа́нѣ, во ᲂу҆мерщвле́нїи тѣлесѐ побѣ́дное воспою̀ пѣ́нїе.

Оу҆краси́въ дꙋ́шꙋ добродѣ́телей ви́ды, благода́тей прїѧ́тельнꙋ дх҃а сїю̀ ст҃а́гѡ соверши́лъ є҆сѝ: ѿню́дꙋже бе́зднꙋ премꙋ́дрости ѿры́гнꙋлъ є҆сѝ, є҆ресе́й пꙋчи̑ны и҆зсꙋша́ющꙋ, кѷрі́лле.

Превы́шшїй ᲂу҆́мъ ве́щныхъ содѣ́лалъ є҆сѝ, невеще́ственныхъ слꙋжи́телей соѻ́бщникъ показа́всѧ, ѻ҆гне́мъ же слове́съ твои́хъ всю̀ попали́лъ є҆сѝ ве́щь є҆ресе́й, кѷрі́лле, церко́вное свѣти́ло неꙋсыпа́ющее.

Глагѡ́лъ твои́хъ вонѧ́ми сладкодыха́тельными, неи́стовства тезоимени́тнагѡ, премꙋ́дре, є҆ресе́й всѣ́хъ нестерпи́мый ка́лъ ѿгна́въ, дале́че сотвори́лъ є҆сѝ, ꙗ҆́кѡ па́стырь и҆́стиннѣйшїй, ꙗ҆́кѡ хрⷭ҇то́во благово́нїе бы́въ.

Бг҃оро́диченъ: Ѿ тимѣ́нїѧ страсте́й, помышле́нїй треволне́нїѧ, ѿ стрѣ́лъ лꙋка́вагѡ, ѿ всѧ́кагѡ прило́га сопроти́внагѡ спасѝ, чⷭ҇таѧ бг҃ороди́тельнице, дꙋ́ши воспѣва́ющихъ твоѐ несказа́нное ржⷭ҇тво̀, всенепоро́чнаѧ.

Читайте также:  Молитвы перед созданием (написанием, вышивкой) иконы

Пѣ́снь г҃.

І҆рмо́съ: Ꙗ҆́кѡ непло́ды родѝ ѿ ꙗ҆зы̑къ цр҃ковь, и҆ мно́гое въ ча́дѣхъ и҆знемо́же со́нмище, чꙋ́дномꙋ бг҃ꙋ на́шемꙋ возопїи́мъ: ст҃ъ є҆сѝ, гдⷭ҇и.

Сїѧ́ѧ свѣтлостьмѝ дх҃о́вныѧ премꙋ́дрости, трисїѧ́нное бжⷭ҇тво̀ трⷪ҇цы, ѻ҆́ч҃е, свѣ́тлѡ сꙋ́щымъ на землѝ ᲂу҆ѧсни́лъ є҆сѝ, и҆́мже тмы̀ пре́лести и҆зба́вихомсѧ.

Цѣвни́ца ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ всест҃а́гѡ дх҃а, бг҃омꙋ́дре, возглаша́ющи пѣ́снь ꙗ҆вле́нїѧ хрⷭ҇то́ва: є҆го́же во двꙋ̀ є҆стества́хъ проповѣ́далъ є҆сѝ, ᲂу҆слажда́ѧ дꙋ́шы на́шѧ.

До́мъ ст҃ы́ни твоѧ̀ дꙋша̀ показа́сѧ, въ него́же ѻ҆ц҃ъ, и҆ сн҃ъ, и҆ дх҃ъ живонача́льный преесте́ственнѡ всели́сѧ, є҆мꙋ́же пое́мъ: ст҃ъ є҆сѝ, гдⷭ҇и.

Бг҃оро́диченъ: Нижѐ ᲂу҆́мъ нбⷭ҇ный, па́че ᲂу҆ма̀ рождества̀ твоегѡ̀ мо́жетъ сказа́ти, ѻ҆трокови́це: ᲂу҆ма́ бо пе́рвагѡ во ᲂу҆тро́бѣ сло́во, чⷭ҇таѧ, зачала̀ є҆сѝ, всѧ́чєскаѧ сло́вомъ соста́вльшаго.

Сѣда́ленъ, гла́съ и҃.

Премꙋ́дростїю сло́ва ѡ҆богатѣ́въ, ѿры́гнꙋлъ є҆сѝ ᲂу҆че́нїй рѣ́ки живѡ́тныѧ, и҆ всѧ́кꙋ напои́лъ є҆сѝ благочести́выхъ мы́сль, и҆ па́лицею бжⷭ҇твенною ᲂу҆па́слъ є҆сѝ ста́до на ѕла́цѣ, бж҃е́ственнагѡ напита́лъ є҆сѝ ра́зꙋма. Тѣ́мже ꙗ҆́кѡ па́стырѧ и҆ ᲂу҆чи́телѧ вели́ка, и҆ вѣ́рныхъ застꙋ́пника, восхвалѧ́емъ тѧ̀, кѷрі́лле ст҃и́телю, зовꙋ́ще: молѝ хрⷭ҇та̀ бг҃а, грѣхѡ́въ ѡ҆ставле́нїе пода́ти чествꙋ́ющымъ любо́вїю свѧтꙋ́ю па́мѧть твою̀.

Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ дв҃ꙋ и҆ є҆ди́нꙋ въ жена́хъ, тѧ̀ безъ сѣ́мене ро́ждшꙋю бг҃а пло́тїю, всѝ ᲂу҆блажа́емъ ро́ди человѣ́честїи: ѻ҆́гнь бо всели́сѧ въ тѧ̀ бжⷭ҇тва̀, и҆ ꙗ҆́кѡ младе́нца дои́ши зижди́телѧ и҆ гдⷭ҇а.

Совет

Тѣ́мъ а҆́гг҃льскїй и҆ человѣ́ческїй ро́дъ, досто́йнѡ сла́вимъ прест҃о́е ржⷭ҇тво̀ твоѐ, и҆ согла́снѡ вопїе́мъ тѝ: молѝ хрⷭ҇та̀ бг҃а, согрѣше́нїй ѡ҆ставле́нїе дарова́ти покланѧ́ющымсѧ вѣ́рою прест҃о́мꙋ ржⷭ҇твꙋ̀ твоемꙋ̀.

Крⷭ҇тобг҃оро́диченъ: А҆́гнца и҆ па́стырѧ, и҆ и҆зба́вителѧ, а҆́гница зрѧ́щи на крⷭ҇тѣ̀, восклица́ше пла́чꙋщи и҆ го́рькѡ рыда́ющи, вопїѧ́ше: мі́ръ ᲂу҆́бѡ ра́дꙋетсѧ, прїе́млѧй тобо́ю и҆збавле́нїе, ᲂу҆тро́ба же моѧ̀ гори́тъ, зрѧ́щи твоѐ распѧ́тїе, є҆́же терпи́ши за милосе́рдїе ми́лости. Долготерпѣли́ве гдⷭ҇и, ми́лости бе́здно, и҆ и҆сто́чниче неисчерпа́емый, ᲂу҆милосе́рдисѧ, и҆ да́рꙋй согрѣше́нїй ѡ҆ставле́нїе вѣ́рою пою́щымъ бж҃е́ствєнныѧ стра̑сти твоѧ̑.

Пѣ́снь д҃.

І҆рмо́съ: Нб҃са̀ добродѣ́тель твоѧ̀ покры́ла є҆́сть, и҆ землѧ̀ и҆спо́лнисѧ сла́вы твоеѧ̀, хрⷭ҇тѐ. Тѣ́мже вѣ́рнѡ вопїе́мъ: сла́ва си́лѣ твое́й, гдⷭ҇и.

Премі́рныѧ мꙋ́дрости стрꙋю̀, преподо́бне, твоѐ се́рдце прїе́мши, ѿры́гнꙋ ᲂу҆че́нїѧ бе́зднꙋ, ᲂу҆мы̀ нече́ствꙋющихъ погрꙋжа́ющꙋю.

Є҆ди́нꙋ крѣ́пость, є҆ди́но сꙋщество̀, є҆ди́нꙋ во́лю, трїѷпоста́снагѡ бжⷭ҇тва̀ проповѣ́далъ є҆сѝ: и҆ многобо́жїѧ, кѷрі́лле, пре́лести пото́къ и҆зсꙋши́лъ є҆сѝ.

Оу҆́мъ ка́льный и҆ пребезꙋ́мный ма́нентовъ, ꙗ҆́кѡ ᲂу҆́мъ и҆мы́й и҆ бг҃онаꙋче́нъ, бл҃же́нне, блиста̑нїи слове́съ твои́хъ попали́въ, ꙗ҆́вѣ ѡ҆бличи́лъ є҆сѝ.

Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ вы́шши всѣ́хъ тва́рей, чⷭ҇таѧ, творца̀ тва́ри зачала̀ є҆сѝ, и҆ па́че є҆стества̀ ро́ждши, є҆стество̀ на́ше ѡ҆бно́вльшаго.

Пѣ́снь є҃.

І҆рмо́съ: Ты̀, гдⷭ҇и мо́й, свѣ́тъ въ мі́ръ прише́лъ є҆сѝ, свѣ́тъ ст҃ы́й, ѡ҆браща́ѧй и҆з̾ мра́чна невѣ́дѣнїѧ вѣ́рою воспѣва́ющыѧ тѧ̀. Жезло́мъ честны́ѧ, свѧти́телю, премꙋ́дрости твоеѧ̀ ᲂу҆па́слъ є҆сѝ на водѣ̀ правосла́внагѡ слꙋже́нїѧ па́ствꙋ твою̀, блаже́нне.

Сло́во твоѐ свѣ́томъ бжⷭ҇твеннымъ ѡ҆блиста́емо, ѽ кѷрі́лле! просвѣще́нныхъ во і҆ерꙋсали́мѣ, мглꙋ̀ неразꙋ́мїѧ разрꙋши́лъ є҆сѝ.

Бг҃оро́диченъ: Но́щь, пречⷭ҇таѧ, страсте́й, и҆ ѕлы́хъ ѡ҆черне́нїѧ покрыва́етъ дꙋ́шꙋ мою̀, свѣтода́вца ро́ждшаѧ, ѡ҆зари́ мѧ, молю́сѧ.

Пѣ́снь ѕ҃.

І҆рмо́съ: Возопѝ, проѡбразꙋ́ѧ погребе́нїе тридне́вное, прⷪ҇ро́къ і҆ѡ́на, въ ки́тѣ молѧ́сѧ: ѿ тлѝ и҆зба́ви мѧ̀, і҆и҃се, цр҃ю̀ си́лъ.

Рѣка̀ ты̀ ꙗ҆́кѡ и҆зъ и҆но́гѡ є҆де́ма и҆зше́лъ є҆сѝ, жизното́чныхъ и҆спо́лнена во́дъ дх҃а, и҆ цр҃кѡ́вныѧ, ст҃и́телю, напоѧ́еши бразды̑.

Глагѡ́лъ твои́хъ лꙋче́мъ, ꙗ҆́кѡ ѿ бꙋ́ри морскі́ѧ нече́стїѧ спаса́еши лю́ди, ѡ҆свѧще́ннѣйше, къ ти́хомꙋ приста́нищꙋ правосла́вїѧ тѣ́хъ призыва́ѧ.

Бг҃оро́диченъ: Ѡ҆небеси́ла є҆сѝ ѡ҆зе́мльствованное є҆стество̀, всенепоро́чнаѧ, человѣ́ческое, и҆ и҆стлѣ́вшее сїѐ новосодѣ́лала є҆сѝ: сегѡ̀ ра́ди, ѻ҆трокови́це, всѝ немо́лчными гла́сы тѧ̀ сла́вимъ.

Конда́къ, гла́съ а҃.

Ѧ҆зы́комъ твои́мъ, мꙋ́дре, бжⷭ҇твенными вдохнове́ньми, просвѣти́лъ є҆сѝ твоѧ̑ лю́ди, є҆ди́нꙋ честѝ трⷪ҇цꙋ, є҆стество́мъ нераздѣ́льнꙋ, раздѣлѧ́емꙋ же ли́цы. Тѣ́мже ра́дꙋющесѧ, всест҃ꙋ́ю твою̀ па́мѧть пра́зднꙋемъ, и҆̀же къ бг҃ꙋ моли́твенника тѧ̀ предлага́ющїи.

Пѣ́снь з҃.

І҆рмо́съ: Ю́ношы трѝ въ вавѷлѡ́нѣ, велѣ́нїе мꙋчи́телево на бꙋ́йство прело́жше, посредѣ̀ пла́мене вопїѧ́хꙋ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, гдⷭ҇и, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Обратите внимание

И҆мѣ́ѧ ѻ҆́гнь во ᲂу҆мѣ̀, ѻ҆́ч҃е, стра́ха бж҃їѧ, ве́щь и҆спепели́лъ є҆сѝ сласте́й, воспѣва́ѧ: благослове́нъ є҆сѝ, гдⷭ҇и, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Слеза́ми страсте́й пла́мень погаси́въ, блаже́нне, свѣ́тлость сохрани́лъ є҆сѝ неꙋгаси́мꙋ твоеѧ̀ дꙋшѝ, взыва́ѧ: благослове́нъ є҆сѝ, гдⷭ҇и, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Стрꙋю̀ живꙋ́ю и҆мѣ́ѧ лїѧ́нїемъ дх҃а, въ дꙋшѝ, бг҃омꙋ́дре, и҆сточи́лъ є҆сѝ, ѻ҆́ч҃е, рѣ́ки ᲂу҆че́нїй, цр҃ковь напоѧ́ющыѧ, благоче́стнѡ тѧ̀ чествꙋ́ющꙋю.

Бг҃оро́диченъ: Всю́ тѧ̀ ѡ҆свѧща́етъ ст҃ы́й, ѿ твоеѧ̀ пло́ти заи́мствовавый пло́ть себѣ̀, бцⷣе, во ст҃ы́хъ гдⷭ҇ь живы́й бг҃ъ на́шъ.

Пѣ́снь и҃.

І҆рмо́съ: И҆зба́вителю всѣ́хъ всеси́льне, посредѣ̀ пла́мене бл҃гоче́ствовавшыѧ, снизше́дъ, ѡ҆роси́лъ є҆сѝ, и҆ наꙋчи́лъ є҆сѝ пѣ́ти: всѧ̑ дѣла̀, бл҃гослови́те, по́йте гдⷭ҇а.

Дрема́нїе небреже́нїѧ, блаже́нне, ѿ вѣ́ждей дꙋше́вныхъ ѿри́нꙋвъ, пра́вєднымъ прили́чнымъ ны́нѣ ᲂу҆снꙋ́лъ є҆сѝ сно́мъ, и҆ ко дню̀ невече́рнѧгѡ свѣ́та преше́лъ є҆сѝ.

Мо́лнїѧми слове́съ твои́хъ попали́лъ є҆сѝ хвра́стнꙋю є҆́ресь, приснопа́мѧтне, и҆ вѣ̑рныѧ просвѣти́лъ є҆сѝ, є҆ди́нꙋ честѝ трⷪ҇цꙋ начерта́ньми, во є҆ди́ницѣ сꙋ́щꙋю є҆стества̀.

Ѡ҆свѧти́въ себѐ поще́ньми, ме́ртвꙋ тебє̀ ра́ди бы́вшꙋ, ты̀ безкро́внѡ же́ртвовалъ є҆сѝ, ꙗ҆́кѡ свѧти́тель бжⷭ҇твенный, ꙗ҆́кѡ та̑инъ неизрече́нныхъ слꙋжи́тель, кѷрі́лле.

Бг҃оро́диченъ: И҆зба́вльшесѧ клѧ́твы прама́тернїѧ тобо́ю, чⷭ҇таѧ бг҃омт҃и, благослове́ннаѧ влⷣчце, благослови́мъ, дв҃и́це препросла́вленнаѧ, прест҃о́е ржⷭ҇тво̀ твоѐ, всечⷭ҇таѧ.

Пѣ́снь ѳ҃.

І҆рмо́съ: Є҆́ѵа ᲂу҆́бѡ недꙋ́гомъ преслꙋша́нїѧ клѧ́твꙋ всели́ла є҆́сть: ты́ же, дв҃о бцⷣе, прозѧбе́нїемъ чревоноше́нїѧ, мі́рови бл҃гослове́нїе процвѣла̀ є҆сѝ. тѣ́мъ тѧ̀ всѝ велича́емъ.

Ви́дѣти жела́ѧ хрⷭ҇то́вꙋ неизрече́ннꙋю, свѧти́телю, сла́вꙋ, потща́лсѧ є҆сѝ стра̑сти ᲂу҆мертви́ти дꙋшетлѣ̑нныѧ, прїѧ́телище се́рдце сотвори́ти премꙋ́дрости бо́льшїѧ и҆ лꙋ́чшїѧ. Тѣ́мже тѧ̀ вѣ́рою ᲂу҆блажа́емъ.

Ѕвѣздꙋ̀ многосвѣ́тлꙋю, хрⷭ҇то́съ сл҃нце, на цр҃ко́внѣй высотѣ̀ положи́ тѧ, кѷрі́лле, лꙋча́ми ᲂу҆че́нїй свѧще́нныхъ, ѡ҆зарѧ́юща сердца̀ вѣ́рнѡ соверша́ющихъ твою̀ свѣтоно́снꙋю па́мѧть, преподо́бне.

Важно

Собесѣ́дникъ и҆ сослꙋжи́тель бы́лъ є҆сѝ а҆́гг҃лѡмъ: ꙗ҆́кѡ бо безпло́тенъ, ѻ҆́ч҃е, на землѝ пожи́въ, прпⷣбнымъ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ соприча́стникъ, и҆ свѧти́телємъ равностоѧ́тель: съ ни́миже ликꙋ́ѧ, на́съ помина́й.

Бг҃оро́диченъ: Непло́дствꙋющее бжⷭ҇твенныхъ добродѣ́телей, пречⷭ҇таѧ бцⷣе, се́рдце моѐ покажѝ, дв҃о, плодоно́сно, ꙗ҆́же ѿ непло́дове ро́ждшаѧсѧ, во́лею всѧ̑ претворѧ́ющагѡ манове́нїемъ, да тѧ̀ пою̀ всепѣ́тꙋю.

Источник: http://akafistnik.ru/kanony-svyatym/kanon-svyatitelyu-kirillu-arkhiepiskopu-ierusalimskomu/

Кирилл иерусалимский

Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО».

Кирилл Иерусалимский ( 315 — 386 ), епископ , святитель .

Память 18 марта .

Родился в Иерусалиме в 315 году и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество , а в 346 году стал пресвитером. В 350 или 351 году после смерти архиепископа Максима он стал его преемником на Иерусалимской кафедре .

Живя во время наибольших смут в церкви от ариан , он трижды был свергнут ими с епископской кафедры.

Низложенный Сардикийским Собором еретик Акакий , бывший митрополитом Кесарийским, решил изгнать святителя Кирилла, пользуясь содействием императора (интересно, что именно Акакий Кесарийский в свое время поставил свт. Кирилла во еписопы).

Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество. Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих.

Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя.

Святитель нашел приют у епископа Сильвана в Тарсе. После этого в Селевкии собрался Поместный Собор , на который прибыло около 150 епископов.

Среди них был и святитель Кирилл, которого митрополит Акакий Кесарийский хотел не допустить к заседаниям, но Собор не согласился.

Совет

Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом-арианином Евдоксием оклеветал и Собор и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению.

Когда воцарился император Юлиан Отступник (361 — 363), он, якобы из благочестия, отменил все постановления Констанция , направленные против православных. Святитель Кирилл вернулся к своей пастве. Через некоторое время, когда Юлиан утвердился на престоле, он открыто отрекся от Христа.

Он позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей. Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Лк. 21, 6) несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах.

Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах. Когда иудеи все-таки снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия. Великий ужас объял всех.

Совет

На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить.

После этого небесного подтверждения предсказания святителя Кирилла, его снова изгнали, а кафедру Иерусалимскую занял святой Кириак . Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину (+ 363 , память 28 октября ).

После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364 — 378) в третий раз был отправлен в ссылку.

Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом (379 — 395) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности.

Обратите внимание

В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе , который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский символ .

Скончался святитель Кирилл в 386 году.

Был ли свт. Кирилл арианином?

Иероним Стридонский и др. его самого причисляют к арианам на том основании, что посвящение в епископы он получил от арианина — Акакия (епископа кесарийского) и затем долго дружил с полуарианами .

В пользу этого мнения говорит и то, что Кирилл не употреблял в своих сочинениях слова единосущный (όμοούσιος) об Иисусе Христе , как и слова ипостась , в смысле, установленном Никейским собором , и хотя принимал символ никейский , но в церковной практике предпочитал пользоваться древним местным символом церкви иерусалимской .

Однако, он присутствовал на II Вселенском Соборе как епископ православный, и в актах собора упоминается как «подвизавшийся против ариан»; Феодорит Кирский называет его «поборником учения апостольского».

По образу мыслей Кирилл Иерусалимский был, по-видимому, близок к знаменитому Евсевию , епископу соседней с Иерусалимом Кесарии Палестинской, сочинениями которого он пользовался в своих поучениях. Не обладая силой и глубиной ума великих отцов церкви IV в.

, Кирилл имел, однако, хорошее образование не только богословское, но и общее.

Труды

Из проповедей его (импровизаций, записанных его слушателями), огласительные (κατεκετικάι) и тайноводственные (μισταγωγικάι) поучения, в числе 24-х, имеют важное значение для истории христианских догматов, таинств и обрядов.

В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры . Святитель предлагал христианину записать Символ веры «на скрижали сердца».

«Члены веры, — учит святой Кирилл, — составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение.

Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета».

Важно

Некоторые протестантские богословы (в особенности Риве, Риффель и Уден) старались доказать, что автором этих поучений свт.

Кирилл не был, но в настоящее время принадлежность их Кириллу Иерусалимскому стоит вне всякого сомнения, хотя последние пять поучений (тайноводственные) сделались известными в литературе не ранее как два века спустя после его смерти.

Кроме поучений, известны еще следующие сочинения Кирилла Иерусалимского: послание к императору Констанцию о явлении в 351 г. креста под Голгофой, беседа «О расслабленном» и отрывки из беседы «О претворении Иисусом Христом воды в вино в Кане».

Издание сочинений свт. Кирилла Иерусалимского:

Morel (П., 1564);

Prévot (П., 1608);

Milles (Oxford, 1703);

Touttée (П., 1720 и Венеция, 1763, лучшее из всех);

Reisel et Kupp (1848);

Migne, в «Patrologia cursus» (ser. graeca, t. XXXIII, перепечатано издание Touttée; русский перевод, Москва, 1855).

Для установления подлинного греческого текста творений Кирилла Иерусалимского весьма важны древние славянские переводы их, хранящиеся в московской синодальной библиотеке (см. описание ее, Горского и Невоструева).

Литература

Н. И. Барсов, «Представители догматико-полемического типа проповеди в IV в.» (Харьков, 1886);

Touttée (при его издании сочинений Кирилла Иерусалимского), «De vita et rebus gestis, de scriptis et de doctrina Cyrilli»;

Tillemont, «Mémoires…» (т. VIII);

Oudin, «De script. eccesiast.» (т. I);

Ceiller, «Histoire générale des auteurs» (т. VI, по изданию 1860 г.);

монографии:

Plitt, «De Суrilli orationibus, quae exstant» (Гейдельберг, 1855);

Marquardt, «S. Cyrillus, baptismi, chrismatis, eucharistiae interpres» (Лейпциг, 1882);

Совет

архимандрит Порфирий, «Кирилл Иерусалимский», в «Прибавлениях к творениям св. отцов» (в русском переводе, 1855).

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/051/51358.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life665.htm

ДРЕВО — открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Источник: https://slovar.cc/rel/drevo/2301848.html

Ссылка на основную публикацию