Святитель Кирилл Туровский
Память святителя Кирилла Туровского совершается в Русской Православной Церкви 11 мая и 14 июля по новому стилю. Кроме того, он поминается в день Собора Белорусских святых 14 июля.
Жизнеописание святителя Кирилла
В числе русских средневековых богословов и церковных деятелей имя святителя Кирилла Туровского является одним из наиболее известных. Этот святой жил и трудился на благо Церкви во второй половине XII века. К сожалению, до нас дошло очень мало сведений о жизненном пути этого угодника Божия.
Известно, что вся его жизнь была связана с городом Туровом, расположенном в Полесье на реке Припять (территория современной Беларуси). По-видимому, святитель происходил из достаточно богатой и знатной семьи, поскольку получил прекрасное образование, интересовался наукой и искусством, любил византийскую культуру.
В достаточно юном возрасте он решается посвятить всю свою жизнь служению Богу, и для этого принимает монашеский постриг в одном из монастырей Турова. Кроме аскетических трудов и молитвы, святой взял на себя подвиг столпничества. В истории Русской Церкви было не так много угодников Божиих, которые совершали этот подвиг, проводя время в затворе и непрестанной молитве.
Святитель Кирилл Туровский провел много времени в своей келье, где молился за весь мир. Кроме того, во время затвора он начал писать свои первые богословские и духовные сочинения, которые принесли ему в последующем большую известность.
Литературные труды ученого монаха стали заметным явлением в духовной и культурной жизни Древнерусского государства, и поэтому по настоянию князя Турова и жителей города он был рукоположен в епископа.
В средние века Туровское княжество являлось одним из самых крупных на западе Древнерусского государства, через него проходили важнейшие торговые пути, а сам город Туров являлся крупным христианским центром. На территории княжества было возведено множество храмов и два монастыря, а так называемое «Туровское Евангелие», считается самой древней книгой, созданной в Беларуси.
Поэтому туровская епископская кафедра считалась очень почетной, и назначение святого Кирилла говорит о том, что он пользовался большим уважением и авторитетом среди современников.
О деятельности святителя Кирилла Туровского во время его управления епархией нам ничего не известно, лишь в летописях сохранилось упоминание об участии святого в церковном соборе 1169 года, созванного в связи с желанием одного из епископов отделиться от Киевской митрополии. Однако он не долго занимался делами управления, поскольку вскоре ушел на покой для того, чтобы продолжить литературную деятельность.
Литературные труды святителя Кирилла Туровского
Святитель Кирилл Туровский считается одним из самых значительных духовных писателей и проповедников, благодаря чему современники называли святого «русским Златоустом». За свою жизнь он создал большое количество литературных произведений различных жанров.
До нас дошло около семидесяти канонов и молитв, написанных святителем во время его затвора. Им были созданы также так называемые «Слова», посвященные Господским праздникам.
Эти праздничные дни посвящены главным событиям земной жизни Господа Иисуса Христа, и поэтому отличаются особой торжественностью, что и нашло отражение в проповедях святителя, в которых он прославляет Спасителя за совершенное дело Искупления человечества.
За время своего епископского служения святитель Кирилл Туровский написал также множество поучений, обращенных к его пастве. Благодаря своим трудам на благо Церкви святитель считается одним из просветителей Беларуси. В его память было поставлено несколько памятников, а Минская духовная академия носит имя этого святого.
Благочестия ревнителю и рачителю, / иноков и столпников похвале, / святителю Туровския паствы, преславне,/ златословесный учителю, / светлым учением богоразумия своего просветивый концы русския, / в молитве к Богу благодатный грешников споспешниче, / Кирилле Богомудре, моли Христа Бога / утвердитися нам, соотечественником твоим, // во Православии, благочестии и единомыслии.
Кондак, глас 5:
Бодрствуя в молитвах, / послушания и благочестия добрый рачитель быв, / терпению и смирению научал еси паству свою, / добродетельми преподобия и правды стадо Христово озаряя, / и медоточными словесы всю землю Русскую питая, / на правый путь заповедей Господних силою духа твоего наставлял еси всех, / и ныне просвети, яко солнце, люди омраченныя грехьми // и к покаянию нас приведи.
Величание:
Величаем тя, / Туровский подвйжниче и святителю Кирилле, / златословесный Российский учителю, / и чтим святую память твою, / ты бо еси усердный пред Богом предстатель за род наш // и теплый молитвенник о спасении душ наших.
Молитва:
О предивный подвижниче, преславный святителю, златословесный Российския земли учителю, великий угодниче Божий, Кирилле! Измлада Вышних благ взыскуя, знатность рода и земная богатства, яко уметы, вменил еси, блаженне, возлюбил же есй всем сердцем нищету, бдение, пощение, смирение, скорбь и тесноту иночества, еще же и вящший Христа ради подвиг подъял еси, восшед на столп, досточудне! Мудрствуя Горняя, испытуя, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная, непрестанно душу и сердце питал еси Божественными ученьми. Умолен быв архипастырем быти, воистинну добре упасл еси Туровскую паству твою, питая ее здравыми ученьми Православныя веры и приводя к Царствию Небесному. Темже явился еси иноков вождь, подвижников слава, Православия столп, Церкви российския светило, пастырем и архипастырем образ, всем верным добрый руководитель к истине и правде. Велиим показался еси в Царствии Божием, вся бо заповеданная Богом сам неленостно сотворив, и предков наших научил еси творити. Сего ради, к тебе, Богомудре Кирилле, воспевая прославльшагося в тебе Бога, прибегаем и, чтуще твою память, молимся: буди ходатай за нас, недостойных, пред Господом Богом. Твоими молитвами и заступлением да утвердится в нас истинный дух живой веры и святаго благочестия, да сохранимся все мы благодатию Божиею от неверия, неправоверия и суеверия, от нравственнаго шатания и духовной немощи. Великий угодниче подвижниче Христов! Моли Милостиваго Бога, да издревле изобильно обитавшия в России стремление к высшему нравственному совершенству, любовь к иночеству, забота о благосостоянии церквей и благолепии храмов, ревность о благочинии богослужения церковнаго выну пребывают достоянием нашим не ослабевая, не умаляясь, но укрепляясь, возрастая и преуспевая. Святителю Кирилле! Да будут молитвами твоими в отечестве твоем пастыри словеснаго стада Христова духом горящий, Господеви работающий, а не себе угождающий, паству, а не себе пасущий. Да будут они добрыми пастырями, душу свою полагающими за овцы паствы своей, а не наемниками, небрегущими о овцах и при виде волка бегающими и оставляющими овцы на расхищение. Ты, блаженне Кирилле, и словом и писанием учил еси древле князей и всех людей Российския земли ходити достойно звания своего. Призри и на нас, потомков твоих, чад и учеников, и умоли Бога, да низпошлет стране нашей твердость и благоустроение, законам нашим святость и силу, правителем и судиям мудрость, усердие, безкорыстие и нелицеприятие. Испроси у Всещедраго Бога всем нам и коемуждо порознь благопотребная, яже к животу и благочестию: немощным в вере и добрых делех укрепление, падшим восстание, подвизающимся добре преуспеяние. Да не оскудевают в родителех согласие, любовь, взаимное уважение, друг о друге благопопечение, в рождении чад Божие благословение. Чада, воспитанныя в страхе Господнем, да уразумеют премудрость Божию и да младенствуют злобою, а не умом. Детоводители и наставники да избыточествуют в ведении и во всяком чувстве, паче же да изобилуют благочестием и о благе истиннем детей попечением. Пречудный святителю Кирилле! Сам зриши страну, в нейже родился еси и в нейже много потрудился еси; зриши народ, егоже древле просветил еси. Сам веси, яже требуем, веси наша немощи и согрешения. Буди же нам помощник, покровитель, заступник и управитель жизни нашея. Да под твоим покровом и заступлением достойно будем славить Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/610-svyatitel-kirill-turovskij
Святитель Кирилл Туровский. Слово о расслабленном – Ветрово
Главная › Иной взгляд › Святитель Кирилл Туровский. Слово о расслабленном
Святитель Кирилл Туровский. Слово о расслабленном
Сладко бо медвеный сот и добро сахар, обоего же добрее книжный разум: сия убо суть сокровища вечныя жизни.
Святитель Кирилл Туровский. Притча о душе и теле
Имя святителя Кирилла Ту́ровского (+ 1183) сияет золотыми буквами на скрижалях древнерусской литературы.
Некогда сочинения этого церковного писателя почитались среди русских книжников наравне с творениями других святых отцов Церкви, некогда он был почтен славой «паче всех на Руси» как «второй златословесный вития» (после Иоанна Златоуста). Именно поэтому его произведения переписывали из века в век и передавали от поколения к поколению.
«Слова и поучения» святителя Кирилла Туровского, «Русского Златоуста», как его называли, — одна из вершин древнерусской литературы, свидетельство учительства ранней эпохи Русской Церкви.
Святитель Кирилл Туровский был первым столпником на Белой Руси, затворившимся в столпоподобной келии на Туровской земле, учителем и просветителем. Послушать его приходили целыми селениями. По преданию, только когда народ коленопреклоненно просил его принять Святительское служение, он оставил затвор и принял епископский сан как Волю Господню.
По своему смирению он никогда не считал себя создателем своих творений, только компилятором, передающим святоотеческое наследие людям. Слова его творений поэтичны и прекрасны, многосложны, полны аллегорий и скрытых символов. Говорить об их красоте можно бесконечно, лучше просто обратиться к чтению.
«…ДНЕСЬ ВЕСНА КРАСУЕТСЯ, ОЖИВЛЯЮЩИ ЗЕМНОЕ ЕСТЕСТВО, И БУРНИИ ВЕТРИ ТИХО ПОВИВАЮЩЕ, ПЛОДЫ ГОБЗУЮТ, И ЗЕМЛЯ СЕМЕНА ПИТАЮЩЕ, ЗЕЛЕНУЮ ТРАВУ РАЖДАЕТ.
ВЕСНА УБО КРАСНАЯ ВЕРА ХРИСТОВА, ЯЖЕ КРЕЩЕНИЕМ ПАКИ ПОРОЖДАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВО.
БУРНИИ ЖЕ ВЕТРИ ГРЕХОТВОРНИИ ПОМЫСЛЫ, ИЖЕ ПОКАЯНИЕМ ПРЕТВОРИШАСЯ В ДОБРОДЕТЕЛЬ, ДУШЕПОЛЕЗНЫЯ ПЛОДЫ ГОБЗУЮТ.
ЗЕМЛЯ ЖЕ ЕСТЕСТВА НАШЕГО, АКИ СЕМЯ СЛОВО БОЖИЕ ПРИЕМШИ, И СТРАХОБОЛЯЩИ ДУХ СПАСЕНИЯ РАЖДАЕТ».
(Из «Слова на Антипасху»)
В эти святые Пасхальные дни нам хотелось бы предложить Вашему вниманию «Слово о расслабленном», которое посвящено центральному событию этой седмицы.
Марина Наследникова
Неизмерима высота небес, неизследима глубина преисподней, непостижимо и таинство Божественнаго смотрения; ибо велика и неизреченна милость Божия к роду человеческому, коею мы помилованы.
Посему, братия, мы должны хвалить и петь и прославлять Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, исповедуя сотворенные Им великие чудеса, неисповедимые ни для Ангелов, ни для человеков.
Ныне же побеседуемъ о разслабленном, которого днесь сам Бог вспомнил, призрел и помиловал, но которого врачи оставили в небрежении, и ввергавшие (болящих) въ купель презрели. Ибо, когда вода была возмущаема, все, заботясь о здравии богатых, сего человека обходили.
Но его-то ныне Христос, Благий Человеколюбец, яко врач душ и телес наших, исцелил словом; и слово Его стало делом. Ибо Евангелист говорит: взыде Іисусъ во Іерусалимъ (Іоан.
5, 1), в преполовение Иудейского праздника; то есть, когда из всех городов собралось, по обыкновению, в Іерусалим множество народа: тогда и Господь пришел, угождая всячески своим рабам, и вместе обличая неистовство враждовавших на Него Иудеев. Ибо поистине Он пришел взыскать заблудших и спасти погибших; много творил и чудес по всей Палестине; но Ему не веровали, и изрыгали хулу против благодати, называя Его льстецом и обманщиком.
Для того Он ныне и пришел, при множестве народа, к Соломонову водохранилищу, называемому Вифезда, то есть, овчая купѣль, поелику там омывали внутренности приносимых на жертву овец. Над сим водохранилищем была палатка, состоявшая из пяти крытых ходов, и здесь лежало множество больных, хромых, слепых и другими недугами одержимых, кои ожидали возмущения воды.
Ибо Ангел Господень, приходя, возмущал воду, и кто первый по возмущении входил в оную, тот выздоравливал. Но эта купель была только образом святаго крещения; поелику вода ея не всегда исцеляла, но только тогда, когда возмущал ее Ангел. Ныне же к купели крещения сам Владыка Ангелов, Святый Дух, приходя, освящает ее и подает здравие душам и телам и очищение грехов.
Слеп ли кто умом, или хром неверием, или изсох от отчаяния по причине множества грехов: вода крещения всех творит здравыми.
Оная купель хотя многих принимала, но исцеляла только одного, и то не всегда, а однажды в год: но купель крещения, всякой день приемля множество ко крещению, всем подает жизнь; ибо если и со всей земли придут люди, благодать Божия не умалится, всем даруя исцеление от недугов греховных.
Скажем же о благости Господа, как Он пришел к купели овчей, и узрев человека разслабленнаго, долгое время лежащего на одре в недуге, вопросил его: хощеши ли цѣлъ быти (Іоан. 5, 6)? Ей Господи, ответствовалъ тот, хотел бы я, но человѣка не имамъ (Іоан. 5, 7), который бы, по возмущении Ангелом воды, вверг меня в купель.
Но если уже Ты, Владыко, вопросил меня о здравии, то с кротостию выслушай мой ответ, в котором я изъясню Тебе тяжесть моей болезни. Тридцать восемь лет лежу я на одре сем, пригвожденный к нему недугом; грехи мои разслабили все члены моего тела, а душа, еще прежде сего недуга, поражена срамом оных. Я молюсь Богу, и не внемлетъ мне; ибо беззаконія моя превзыдоша главу мою (Псал.
37, 5); врачам раздал я все свое именіе, но помощи от них не получил; ибо нет такого врачевства, которое бы могло воздействовать против Божеского наказания; знакомые мои гнушаются мною, потому что смрад мой лишил меня всякой утехи, и ближние мои стыдятся меня, ибо я, по причине болезни моей, стал чужд братии моей; все люди надо мною ругаются, и ни в ком не нахожу себе утешителя.
Назову ли себя мертвым? Но чрево мое просит пищи, и язык мой изсыхает от жажды. Сочту ли себя живым? Но не только встать с одра, но и двинуться не могу; не могу ступить ногами, а руками не только действовать, но и осязать себя. Я мертвец непогребенный, и одр сей — гроб мой; я мертвый в живых, и живый в мертвых; ибо, как живый, питаюсь, а как мертвый, не действую.
И к сему еще мучусь, как во аде, от безстыдства ругающихся надо мною: ибо я служу посмешищем юношам, которые друг друга укоряют мною, и притчею старцам в их разговорах. Все гнушаются мною. Сугубо я страдаю: внутри снедает меня болезнь, отвне пронзают досаждения ругателей: ибо от всех приемлю оплевания.
К усугублению же скорби, голод больше болезни изнуряет меня; ибо если и увижу пищу, то не могу рукой вложить ее в уста; всех прошу, чтобы кто-нибудь накормил меня, и бедный укрух мой разделяю с питающим меня. Стону со слезами, томимый болью моего недуга, и никто не придет посетить меня; стражду один, без свидетелей.
Когда принесут сюда остатки от трапезы богобоязненных людей, тотчас приходят приставники овчей купели; и не так псы облизывали струпы Лазаря, как они пожирают поданную мне милостыню. Нет у меня богатства, чтобы нанять кого-нибудь попещись о мне; ибо я зле расточил данное мне в раю богатство; змием в Едеме похищено у меня одеяние чистоты, и здесь лежу я, обнаженный Божия покрова.
Человѣка не имамъ, который бы, не гнушаясь, послужил мне. Енох и Илия уже не обретаются на земле; ибо взяты на колеснице огненной, и пребывают, идеже Бог весть. Авраамъ с Іовомъ, немногое время послуживши подобным мне, преставились в жизнь безконечную. Господи! человѣка не имамъ верного Богу.
Моисей, Боговидец и законодатель, и он после согрешил пред Богом, и не взошел в землю обетованную; Соломон премудрый, трикратно беседовавшій с Богом, в старости согрешил пред Ним, прельстившись женами. Господи! человѣка не имамъ, который бы опустил меня в купель: ибо вси уклонишася, неключими быша, и нѣсть творяй благое, нѣсть до единаго; и не разумѣютъ вси творящіи беззаконіе (Псал. 13, 3-4).
Все сие из уст разслабленнаго услышавши, благий врач наш, Господь Іисус Христос, ответствовал ему: что ты говоришь — человѣка не имамъ? Я, как щедрый и милостивый, ради тебя сделался человекомъ, не изменив обетованию о Моем вочеловечении; ибо ты слышал Пророка, который говорит: яко отроча родися намъ, Сынъ Вышняго, и дадеся намъ (Ис. 9, 6); и: той недуги наша пріятъ и болѣзни понесе (Матф.
8, 17). Ради тебя оставивши скипетр горняго царства, Я обхожу здесь, служа дольним: не пріидохъ бо, да Ми послужатъ, но да послужу (Матѳ. 20, 28).
Ради тебя Я, безплотный, облекся плотию, дабы исцелить недуги всехъ душевные и телесные; ради тебя Я, и Ангельскими Силами невидимый, явился человеком: ибо не хочу, чтобы мой образ (человѣк) лежал в тлении, но желаю его спасти и привести в познание истины: и ты говоришь — человѣка не имамъ? Я стал человеком, да сотворю человека Богом: ибо сказано: бози есте и сынове Вышняго вси (Псал.
81, 6); и кто другой вернее Меня может послужить тебе? Тебе на служение Я создал всю тварь: небо и земля тебе служат, — то влагою, а сия плодом. Ради тебя солнце разливает свет и теплоту, а луна со звездами освещает ночь; ради тебя облака напаяют землю дождем и земля на службу тебе произращает всякую траву, содержащую семя, и всякое древо, приносящее плод.
Ради тебя реки содержат в себе рыб и пустыни питают зверей: и ты говоришь — человѣка не имамъ? И какой человек вернее Меня? Ибо Я не изменил обетованию о Моем вочеловечении. Я клялся Аврааму: о сѣмени твоемъ благословятся вси языцы (Быт. 22, 18); и: во Исаацѣ наречется тебѣ сѣмя (Быт. 21, 12).
И въ семъ племени воплотившись, я отлагаю ныне обрезание, и вместо его уставляю воду, порождающую множество чад крещением, о которой говорит Исаия: яко проторжеся вода въ пустынѣ (Ис. 35, 6), и: жаждущіи, идите на воду живу (Ис. 55, 1). Я — море жизни, а из уст моих изливаю на тебя источник райский, а ты жаждешь купели, которая вскоре изсохнет. Возстани, возми одръ твой (Іоан. 5, 8).
Да услышит меня Адам, и обновится ныне с тобою от истления: ибо в тебе Я исцеляю проклятие первого преступления Евина. Лазаря, уже возсмердевшего и четыре дня бывшего мертвым, Я оживотворил словом: и тебе ныне говорю: востани и возми одръ твой, и иди въ домъ твой. И разслабленный тотчас встал с одра, здравый всеми членами тела и крепкий силою, и, взявши одр, на котором лежал, стал ходить посреди народа.
В тот день была суббота, и Иудеи, увидевши его, не возрадовались о исцелении больного, не воздали хвалы Богу, воздвигшему разслабленнаго от одра болезни, и не сказали: как у тебя, брат, укрепились жилы и утвердились члены? Напротив, как звери, напавшие на вооруженнаго, побежали прочь и изрыгали богохульные слова, которые, впрочем, как стрелы, пускаемые в каменную скалу, сокрушались. Они возлюбили неправду более, нежели истину, и носящему одр стали претить, говоря: суббота есть и не достоитъ ти взяти одра твоего (Іоан. 5, 10). Зачем ты возстал от немощи? Зачемъ исцелел от недуга? Зачемъ освободился от болезни? Не должно тебе ныне носить одра своего. Тогда исцелевший от недуга сказал им: что вы говорите, фарисеи? Считая себя мудрыми, вы обезумели от злобы. Ужели вам не довольно того, что вы видели меня в продолжение тридцати осьми лет лежащего на одре полумертвым? И ныне, когда я встал по слову Божию, вы ослепли умом, и, хромая своею неправдою, спотыкаетесь. Если не добро, то конечно и не зло мое исцеление; если вы не радуетесь преславному чуду, то по крайней мере не завидуйте дарованному мне здравию. Не будьте, как меск и конь, не имеющие разума. Господь помог мне на одре болезни моей, и недуг мой пременил во здравие. Скажите же мне, старейшины и судии Израилевы, из чьей клети похищено у вас дарованное мне здравие, что вы так гневно претите мне? Никто из вас не обижен; ни у кого из вас не взял того, что дал мне сотворивший меня здравым; Он только сказал мне: востани, и возми одръ твой, и ходи, — и вот я здрав! Книжники отвечали ему: кто же тот, который сделал тебя здравым? Носящий же одр не знал Его, потому что Іисусъ тотчас уклонился от народа; впрочем сказал: Он не волхв, ни чародей, даже ни ходатай, ни Ангел, но сам Господь Бог Израилев: ибо Он ни руками не осязал меня, ни пластыря не прилагал к ранам моим, но все произвел одним словом; только сказал мне: востани и ходи, — и за словом последовало исполнение и исцеленіе. Посему не лицемерьте и не хулите Божией благодати, но судите справедливо; рцыте Богу: яко возвеличишася дѣла Твоя во Израили; и, признав чудо Господа, сим почтите субботу, прославьте Бога и праздник украсьте. Но Иудеи не преставали говорить: кто это исцелил тебя в субботу? Покажи нам повелевшего тебе носить одр в праздник!
Иисус паки нашел его в церкви и сказал ему: се здравъ еси и ктому не согрѣшай, да не горше ти что будетъ (Іоан. 5, 14). Но да не подумаем, что Христос сказал сие ему одному: Он говорит сие всем нам, приявшим благодать крещения, коим мы очистились от прародительской скверны и исцелились от растлевающего нас греха.
Господь как бы так сказал оному исцелевшему: вот Я в тебе исцелил болезни Адама, и падшаго преступлением возставил, и проклятие, поражавшее весь род его, ныне уничтожил, и скверну всякаго греха омыл крещением; взыскал и обрел уклонившегося на злые пути идолослужения, обвязал раны уязвленного бесами-разбойниками, возлиял на язвы его вино и масло моей крови и, подъяв его на теле Моем, внес въ гостинницу, — святую Церковь, дал два сребренника гостиннику, Новый и Ветхий Завет — Святителям, да прилежно учат людей; обещалъ и мзду, по возвращении моем, тем, которые спасут грешниковъ! Се здравъ еси и ктому не согрѣшай; ибо сказано: горе согрѣшающему въ разумѣ.
Итак разумейте все силу слова, что Господь повелевает нам не грешить по крещении, да не растлим опять обновленное Богом человечество.
Горе же согрешающему по восприятии всякого священного сана, как то монашества и иерейства; горе и в самом Епископском сане не боящимся Бога! Оный разслабленный был веренъ: ибо, по исцѣлении, не вдался в скверны телесные, и не произнес хулы на Иисуса пред Иудеями, но пребывал въ церкви, где и обрел его Христос; и познав исцелившего его, он сказал: праведен еси, Господи, и слово твое истина; отныне я причастник всем боящимся Тебя и хранящим заповеди твои. И пошел он по всей стране, поведая, яко Іисусъ есть, Иже мя сотвори цѣла (Іоан. 5, 15). И мы, братия, прославим Иисуса Христа, Бога нашего, исцелившего нас от недугов греховных, и припадем к Нему верою, говоря: прежних беззаконий наших не помяни, и нынешние грехи очисти: ибо Ты Бог всех, небесных и земных, Творец человеков, создатель Ангелов, Царь всего міра, Владыка Архангелов, Содетель Херувимов, Украситель Серафимов: помилуй нас, на Тебя уповающих, да спасенные Тобою, славим Тебя, со Отцем, и с Пресвятым Духом ныне, и всегда, и во веки. Аминь.
Сайт «Ветрово»
Источник: http://vetrovo.ru/inoi/svt-kirill-turovsky/
Кирилл Туровский
Кирилл Туровский является одним из самых значимых просветителей и церковных деятелей Древней Руси. Большая часть его деятельности приходится на земли, в нынешнюю пору принадлежащие Беларуси.
Значительную часть жизни церковный служитель прожил именно в Турове, поэтому епископ и стал именоваться соответствующим образом. В то время поселение было совсем небольшим.
Его даже трудно было именовать городом, однако деятельность священника оказалась настолько выдающейся и опередившей свое время, что созданные им писания использовались в православии на протяжении длительного времени. В настоящее же время его лик по праву причислен к святым.
Рождение богослова пришлось на далекий 1130 год. Туровское вняжество, существовавшее в X-XIV веках, в то время располагалось в граница между средним и нижним течением Припяти. Появление на свет долгожданного наследника стало знаменательным событием для состоятельной семьи.
Религиозное образование считалось одним из самых достойных. Поэтому достойное положение общества для будущего богослова было предопределенным вопросом. Помимо изучения церковных писаний он обучался красноречию, письменности и каллиграфии.
В совершенстве овладел основными древнерусскими языками, а также византийской историей. Примечательной особенностью стало довольно раннее осознание отсутствия тяги к роскошной и праздной жизни, которую вели его родители и родственники.
Во многом поэтому решил стать послушником туровского монастыря. Присяга и посвящение произошло примерно в 1161 году.
Довольно быстро Кирилл Туровский осознал, что стандартное служение в церкви недостаточно для него. Желание послужить Господу в более значимом виде сподвигло его на своеобразное решение о затворничестве. В то время уединенные священники затворялись в так называемый «столп», которым по обыкновению являлась башня здания.
Сделано было это для того, чтобы лучше познать себя, а также все свое время посвятить духовному самосовершенствованию, разговору с Богом и литературным знаниям. В этот период Туровским создаются первые значимые божественные писания.
Особенностью его работ является не простое цитирование Ветхого и Нового Заветов, а дополнение религиозных текстов своими комментариями и появлениями.
Крайне быстро его работы обрели широкую известность. Стали настолько распространены, что их стали включать в церковные сборники. Молитвы стали использоваться не только в местных храмах, но и в соседних княжествах.
Спустя некоторое время (примерно в 1169 году) Кирилл Туровский за свою деятельность, а также обретенный авторитет, получает почетный титул епископа от правившего в то время князя Юрия Ярославича. Литературная деятельность хоть и была ключевой, часто Кирилл принимал участие в церковных соборах, на которых решались основные вопросы православия.
Так, к примеру, в 1169 году ему удалось разоблачить деятельность епископа Федора, который призывал к отделению от Киевской метрополии. Известно о том, что проклял священника и направлял ему тематические послания. Авторитет Туровского позволил прислушаться и предотвратить раскол.
Работы в виде молитв и прочих писаний оказались настолько значимыми, что в последующем постоянно печатались в том же «Евангелии учительском» не территории современной Беларуси в XVI-XVII веках. В XIX веке издавались памятные сборники основных работ Кирилла Туровского, что позволило их сохранить фактически в полном объеме до наших дней.
Своей яркой и значимой деятельностью после смерти был назван «вторым Златоусом», который ярче других просиял на Руси. Что важно: основная часть созданных произведений Туровского дошла до современников. Изучение религиозных текстов позволяет сделать вывод о том, что выдающийся богослов был не только значимым священником, но и мыслителем, и даже философом.
Несмотря на ключевое влияние в формировании его мировоззрения пришлось на византийский священнописателей, ему удалось выработать собственный стиль, актуализированный к древнерусской действительности. В настоящее время его имя почитается, в честь Туровского установлены памятники в Минске, Гомеле и Турове, названа Духовная академия в Минске.
Причислен к одному из самых значимых белорусских святых наравне с Ефросиньей Полоцкой.
Источник: http://problr.by/kirill-turovskij.html
Святитель Кирилл Туровский
Имя Кирилла Туровского хорошо известно не только в нашей стране, во всех православных странах. Церковный деятель, проповедник, просветитель, мыслитель, писатель— все это в нем воедино и органично.
Имя Кирилла Туровского хорошо известно не только в нашей стране, во всех православных странах. Церковный деятель, проповедник, просветитель, мыслитель, писатель— все это в нем воедино и органично.
Отдавая дань глубокого почтения и преклонения перед святителем, мы должны проникнуться его духовным подвигом, его вдохновению и желанию трудиться во славу Божию, беспримерной любви к Спасителю и готовностью пожертвовать собой, чтобы нести людям слово Господа.
Кирилл Туровский был одним из выдающихся личностей своего времени. С одной стороны, из скупых сведений о его жизни перед нами предстает образ покорного монаха — отшельника.
С другой , мы видим человека, который своими знаниями превосходил многих своих современников. Он был видным богословом того времени, когда богословская мысль в Беларуси делала только первые шаги.
Слава Кирилла как духовного наставника разошлась в Древней Руси еще в годы его жизни.
Святитель Кирилл родился в Турове в семье богатых родителей примерно в 30 -е годы XII века. Можно полагать, что первоначальное образование, по обычаю состоятельных родителей, он получил дома, а затем учился в школе.
Есть известия о том, что в «Туровской епархии с самого начала оной, возникло в Турове училище, которое никогда не закрывалось, даже в период Унии».
Данный факт весьма важен для истории белорусского образования — выходит, что почти за четыре века до эпохи Возрождения в Беларуси постоянно существовали школы, готовивших грамотных людей.
Кирилл в молодости, по сведениям летописцев, отверг «богатство и славы тленные мира сего, приобщившись божественных писаний и святых книг поучению». Он был знаком также с произведениями византийских отцов Церкви.
В его произведениях видно влияние таких известных греческих богословов, как Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, Георгий Амартол, Прокл и др. Этих авторов он мог прочитать и на греческом, и на славянском языках. Можно предположить, что греческий язык он знал хорошо.
Туровско-Пинское княжество входило тогда в состав Киевской Руси, которая имела тесную связь с Византией. Туров был одним из богатых культурных центров. Здесь была епископская кафедра, несколько монастырей. В Турове жила княгиня Варвара, по происхождению гречанка.
В ее окружение входило много ученых особ, которые могли оказать влияние и на Кирилла. Тем более, отец Кирилла, как многие считают, был приближенным к княжескому двору.
Уже в зрелые годы Кирилл решил полностью посвятить себя Богу и ушел в монастырь, отказавшись от обеспеченной жизни в миру и родительского наследства.
Он принял монашеский постриг и священный сан и через некоторое время стал настоятелем одного из туровских монастырей, где вел строгий образ жизни.
Обладая огромными творческими способностями, Кирилл начинает в монастыре свою наставническую деятельность, обучал монахов ( «поучая мних», как говорится в летописи), а также светских людей, ибо летописец не забывает добавить, что Кирилл «мнозем на ползу бысть».
Кирилл учил монахов «быть подобными ризе: по своей воле творить, пока ее не надели, а после уже не мыслить своего, даже если разорвут ее на тряпье; быть может, как свеча, творящая по воле своей только до врат церковных, а потом не раздумывать, кто и как ее употребит».
Сохранилось три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из которых — «Сказание о черноризском сане от Ветхого Закона и от Нового» — может быть отнесено ко времени пребывания его в монастыре.
Великий подвиг требует великой жертвы. Стремясь к благоверному служению Церкви Христовой, и не удовлетворясь обычными монашескими тяготами, он через некоторое время покидает обитель и затворяется «в столп», то есть в полное уединение.
Добровольно закрывшись в монашеской келье, предается духовному самосовершенствованию, молитвам и письменному творчеству. Именно в это время он написал большинство своих молитв и книг о духовной жизни, «многа Божественна Писания изложи».
Но, как часто бывает в подобных случаях, поиски одиночества имели совсем иной результат. Авторитет туровского затворника был столь велик, что, по инициативе местного князя.
Юрия Ярославича, Кирилл возводится в сан епископа (это произошло до 1169). Как епископ, Кирилл Туровский, согласно слов летописца, «трудился много для Церкви Божьей».
Новопоставленный иерарх умело управлял епархией, заботился о церковном благоустройстве, поучал в своих проповедях мирян и священников».
В 1169 году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро — Суздальскую кафедру и попытался отделиться от Киевской митрополии. Кирил Туровский обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому, в которых поучал его и наставлял по поводу церковных настроений в Ростовской земле.
И все же жизнь богослова и просветителя ему была более близкой, чем главы епархии. Может поэтому он покинул епископскую кафедру ( до 1182 года, под которым упоминается уже епископ Туровский Лаврентий) и целиком посвятил себя написанию духовных сочинений.
Кирилл Туровский оставил бесценное богословское и литературное наследство, несравнимое с наследием иных отечественных просветителей того времени. Большое количество произведений Кирилла Туровского, дошедших до нашего времени, свидетельствует о значительной популярности сочинений этого мыслителя в русском обществе.
Кирилл Туровский, яркий, талантливый художник слова, великолепно владевший образом, стилем, умел так излагать свои мысли, что на протяжении всего времени чтения внимание читателя не ослабевало.
Сочинения Кирилла Туровского пользовались такой популярностью и авторитетом, что включались в рукописные сборники наряду с творениями отцов Церкви.
Его перу принадлежат слова — сказания, притчи про душу и тело, послания Василию, игумену Печерскому, каноны, исповедальные молитвы, проповеди на церковные праздники.
Огромную духовную ценность представляют молитвы на всю седмицу: в порядке ежедневных церковных служб, на каждый день от трех до шести молитв — после утрени, после часов, перед вечерней и после вечерни. Каждая из этих молитв приурочена к святым лицам и событиям, воспоминаемым на ежедневных церковных службах.
За свои таланты он был прозван «вторым Златоустом», «просиявшим на Руси». Сам он о себе смиренно говорил: ” Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных делах” — всегда, однако, сознавая высоту святительского служения, на которое поставил его Господь: «Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм.
Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову…Я раздаю слова Божии, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь…, но вас, приходящих, хвалю и благословляю».
Скончался святитель Кирилл, как полагают, около 1183 года. Но его духовное наследие продолжало жить — переписывались притчи, сказания, заучивались наизусть молитвы.
В 1569 году в Заблудове в «Евангелии учительном» напечатали «Слово на Вознесение», а в 1596 г. в Вильно выходит печатное издание молитв святителя Кирилла.
Наиболее полное собрание сочинений Кирилла Туровского было издано Туровский епископом Евгением в 1880 году.
Русской Православной Церковью Кирилл Туровский причислен к лику святых.
История не оставила нам его портрета. Но в наставлении живописцам сказано «Преподобный отец наш Кирилл, епископ Туровский подобием надсед, власы с ушей, брада с Николину, но не курчевата, проста, ризы святительския, в омофоре, в руках книга» Именно такой облик святителя вошел в века.
Александр Медельцов
Источник: http://www.blagobor.by/article/saint/kirill
Святитель Кирилл, епископ Туровский – МолитвослоВ
МолитвослоВ
Дни памяти: Апрель 28, Июнь 4 (Белорус.)
Святитель Кирилл, епископ Туровский, родился в 30-х годах XII века в городе Турове на реке Припяти у богатых родителей.
С малых лет святой Кирилл с усердием читал Священные Книги и достиг глубокого понимания их. Он учился не только у русских, но и у греков.
В зрелом возрасте святой Кирилл отказался от наследства и принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре.
Он много подвизался в посте и молитве и учил иноков полному послушанию игумену: инок, который не находится в послушании у игумена, не исполняет своего обета и потому не может спастись.
Сохранилось три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из которых — “Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового” — может быть отнесено ко времени пребывания его в монастыре.
Через некоторое время святой Кирилл удалился в затвор на столп, где еще более усилил подвиги и “многа Божественна Писания изложи”. Многие обращались к нему за советом в духовной жизни.
Явление Божией Матери князю Андрею Боголюбскому
Святость жизни и высокая просвещенность святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру.
В 1169 году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от Киевской митрополии.
Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому (память 4 июля), в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле.
По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру (до 1182 года, под которым упоминается уже епископ Туровский Лаврентий) и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. Он составил, вероятно, слова на весь годичный круг Господских праздников, но не все они сохранились. Поучения святителя Кирилла помещались в сборниках наряду с древними святоотеческимп творениями.
Иоанн Златоуст
Скончался святитель Кирилл 28 апреля около 1183 года. От современников он получил именование русского Златоуста.
Сам святитель о себе смиренно говорил: “Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных делах”, — всегда, однако, сознавая высоту святительского служения, на которое поставил его Господь: “Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм.
Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову… Я раздаю слова Божий, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь,.. но вас, приходящих, хвалю и благословляю”.
Источник: http://www.molitvoslov.by/2015/svjatitel-kirill-episkop-turovskij.html
Святитель Кирилл, епископ Туровский
Святители всегда занимали особое место в бытии Православной Церкви. Многие из них ставали епископами и проповедовали слово Божье до самой смерти. Одним из таких епископов был святитель Кирилл, который появился на свет в тридцатых годах 12 века.
Знаменательное событие случилось в городке с названием Туров, находящимся на берегу широкой реки Припять.
Младенцу повезло – его родители были благочестивыми, добрыми, верующими и богатыми людьми, а потому Кириллу с самого детства прививали эстетические качества и любовь к православной религии.
Уже в четыре года он самостоятельно прочитывал множество Священных книг и достигал глубокого осознания их скрытого смысла. Стоит отметить, что святитель ходил в две школы – русскую и грецкую.
В 25 лет Кирилл потерял своих родителей. Осиротев, он целиком отказался от наследства и постригся в монахи у священнослужителя Туровского Борисо-Глебского монастыря.
После пострига он чинно следовал христианским догматам, в которые входило: следование абсолютно всем церковным постам, соблюдение Божьих заповедей, углублённое изучение Священных книг и так далее. Через некоторое время он сумел образовать вокруг себя небольшое сообщество, состоящее из иноков.
Он учил их религии и много рассказывал о Боге. Также он рекомендовал всем инокам слушаться игумена, ведь Иисус сказал, что только так можно обрести Спасение.
В один день к нему во сне пришел архангел Гавриил, который сказал, что Кириллу нужно на некоторое время отречься от всего мира и пойти в одинокое путешествие, взяв с собой лишь Евангелие. Мужчина так и сделал, отправившись в дальнюю дорогу лишь с двумя кусочками просфоры, водой и Святой Книгой.
За это время он сумел составить молитвословия на годичный Божий круг, а это значит, что по прибытию он мог вести все торжественные богослужения без предварительной подготовки. Также он придумал множество поучений, которые изложил в одной огромной книге. Со временем их поместили на один ряд с величайшими религиозными произведениями древности.
Что касается его творчества, то многие из его произведений стали основой современной религии. Полное собрание его сочинений издал в 1880 году епископ из городка Туров – Евгений. Данное событие произвело фурор среди прихожан Туровской церкви, которые начали массово читать эту литературу, а также изучать её, в целях духовного просвещения.
Не прошло и несколько месяцев, как о литературе узнали жители всей России, так же желавшие получить книгу в свой дом. После смерти епископа Евгения, сборник был дополнен и переиздан. Также у него появилось название: «Слова на Великое Просвещение Бога всей планеты – Иисуса Христа».
В дополнение к основному сборнику было составлено и молитвословие, носившее название: «Величайшие каноны о Таинстве Покаяния Иисусу Христу. Информация по главам азбуки».
Жизнь святого Кирилла Туровского обрела настоящий смысл после длительных скитаний. Во время путешествия он понял, что пришел в этот мир для того, чтобы объяснять людям скрытый смысл того или иного сочинения в Священном Писании. До самой смерти он неустанно трудился, а потому сумел объяснить многие непонятные моменты в Библии.
Этим мужчина завоевал благосклонность христиан и вечную память. Епископ Туровский скончался на утро 28 апреля (11 мая), в 1183 году. Смерть его была спокойная и мирная, а потому погребение его было наполнено особой торжественностью и скорбью.
Стоит отметить, что современные христиане часто называют его русским Златоустом, ведь писания епископа дали яркий луч знаний и понимания Православной Церкви.
Источник: https://www.moleben-online.ru/novosti/674-zhiznennyj-put-svyatitelya-kirilla-episkopa-turovskogo
Святитель Кирилл, епископ Туровский / Мудрый затворник
Ещё из религиозных биографий здесь, здесь и здесь, а также Основатели учений в реальностиКирилл Туровский: русский Златоуст
Он был еще жив — но его уже равняли со святыми отцами древности / День памяти святого Кирилла Туровского / Цикл «Наша вера»
11 мая Православная церковь чтит память святителя Кирилла Туровского. ©
Ещё в «Нашей вере»
Святитель Кирилл, епископ Туровский, икона
Его называли Русским Златоустом, но он сам не видел собственной заслуги в умении сочетать слова — и говорил о себе лишь как о проводнике «слов Божиих».
Столпник«Сей блаженный Кирилл родился и вырос в городе Турове. Сын состоятельных родителей, он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира; но прежде всего старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания», — так сообщает житие о начале подвижнического пути Русского Златоуста.
Он обучался богословию дома от приглашенных греков и, достигнув зрелости, решил посвятить себя Богу. Его постригли в монахи приблизительно в 1161 году в Туровском монастыре (ныне — Гомельская область).
Житие говорит: обычных монашеских трудов ему вскоре стало мало, и он затворился на столпе — отказавшись от людского общения, проводил свои дни на каменной башне с выстроенной наверху шаткой хижиной.
Традиция столпничества пришла на Русь с Востока: Кирилл, как считают историки, стал первым русским столпником.
Епископ
Уже в затворе Кирилл стал писать первые слова-проповеди. Усилиями переписчиков они распространялись в Турове и его окрестностях, чем снискали автору большую славу. Житие говорит, что туровчане просили князя поставить затворника Кирилла им во епископы — пораженные мудростью написанных им слов.
Князь испросил на то разрешения Киевского митрополита и получил положительный ответ. Так затвор в жизни подвижника сменился попечением о пастве целого города и окрестностей.В годы епископства Кирилла случилась и первая попытка северной Руси отделиться от церковного влияния южной, пишет историк Петр Знаменский.
При великом князе Андрее Боголюбском северо-восточная Русь усилилась и стала заводить у себя новые самодержавные порядки. Владимирский князь был сильнее киевского, но в Киеве был митрополит, а во Владимирском княжестве только епископ.
Стремясь иметь и церковную власть себе по статусу, князь Андрей отправил посла в Константинополь с просьбой поставить ему во Владимир особого митрополита — у него имелся уже и кандидат, некий монах Феодор. Византия отказала в просьбе русскому князю и посвятила Феодора только во епископа.
Феодор, удрученный отказом, впал в настоящее безумие: он самовольно провозгласил себя митрополитом и попытался освободиться от подчинения Киеву. Тех же, кто увещевал его покаяться, он взялся «обирать, казнить и мучить».
В 1169 году Собор епископов осудил Феодора — одним из тех, кто выступил против его преступной деятельности, был святитель Кирилл, епископ Туровский. Феодора выдали Киевскому митрополиту, где «обвинили его всеми винами и велели отвезти на Песий остров, где урезали язык, руку правую отсекли и глаза выкололи», — сообщают летописные источники.
Златоуст
На исходе жизни святитель Кирилл вернулся к уединенной жизни, с которой начал свое монашество. Он оставил Туровскую кафедру и посвятил себя написанию духовных сочинений — проповедей, притч, толкований на Евангелие и молитв.На Руси сочинения Кирилла пользовались огромной популярностью: уже при его жизни их включали в рукописные сборники вместе с творениями святых отцов.
Обученный в детстве учителями-греками, святитель усвоил от них и греческую традицию литературного мастерства. Он свободно обращался ко многим источникам — от Ветхого Завета до малоизвестных тогда на Руси работ египетских подвижников.
Оттуда он черпал свои сюжеты, облекал их в причудливую аллегорическую форму, но в тоже время мысль его была ясна и понятна, отмечают исследователи его творчества. За умение слагать слова Кирилла прозвали Русским Златоустом. Спустя много веков, его даже прочили в авторы «Слова о полку Игореве», впрочем, эту версию современная наука считает несостоятельной.
Подобно святым отцам русский Златоуст наставлял: прежде всего, нужно искать ответов в священном Писании. «Это и душу делает целомудренной, и к смирению направляет ум… и к духовным трудам тело укрепляет, и пренебрежение к этой земной жизни, и богатству, и славе дает, и все житейского мира печали отводит.
Потому и прошу вас, постарайтесь прилежно читать святые книги, чтобы, Божьим насытясь словом, вечной жизни несказанного блаженства достичь… Давайте не просто проговорим, языком написанное произнося, но, с рассужденьем вчитавшись, постараемся делом исполнить это». Эти слова, сказанные девять веков назад, нередко звучат в пастырских проповедях и сегодня.
Святитель закончил земную жизнь в 1183 году, завещав похоронить себя в родном Туровском монастыре. Русский Златоуст, он до последнего дня отрицал наличие у себя особого проповеднического дара: «То не от себя говорю, но раздаю слова Божии…»
Михаил Боков
«Русская планета», 11 мая 2016
Источник: https://mamlas.livejournal.com/6005604.html
Святитель Кирилл Туровский
В числе русских средневековых богословов и церковных деятелей имя святителя Кирилла Туровского является одним из наиболее известных. Этот святой жил и трудился на благо Церкви во второй половине XII века. К сожалению, до нас дошло очень мало сведений о жизненном пути этого угодника Божия.
Известно, что вся его жизнь была связана с городом Туровом, расположенном в Полесье на реке Припять (территория современной Беларуси). По-видимому, святитель происходил из достаточно богатой и знатной семьи, поскольку получил прекрасное образование, интересовался наукой и искусством, любил византийскую культуру.
В достаточно юном возрасте он решается посвятить всю свою жизнь служению Богу, и для этого принимает монашеский постриг в одном из монастырей Турова. Кроме аскетических трудов и молитвы, святой взял на себя подвиг столпничества.
В истории Русской Церкви было не так много угодников Божиих, которые совершали этот подвиг, проводя время в затворе и непрестанной молитве. Святитель Кирилл Туровский провел много времени в своей келье, где молился за весь мир.
Кроме того, во время затвора он начал писать свои первые богословские и духовные сочинения, которые принесли ему в последующем большую известность. Литературные труды ученого монаха стали заметным явлением в духовной и культурной жизни Древнерусского государства, и поэтому по настоянию князя Турова и жителей города он был рукоположен в епископа.
В средние века Туровское княжество являлось одним из самых крупных на западе Древнерусского государства, через него проходили важнейшие торговые пути, а сам город Туров являлся крупным христианским центром.
На территории княжества было возведено множество храмов и два монастыря, а так называемое «Туровское Евангелие», считается самой древней книгой, созданной в Беларуси.
Поэтому туровская епископская кафедра считалась очень почетной, и назначение святого Кирилла говорит о том, что он пользовался большим уважением и авторитетом среди современников.
О деятельности святителя Кирилла Туровского во время его управления епархией нам ничего не известно, лишь в летописях сохранилось упоминание об участии святого в церковном соборе 1169 года, созванного в связи с желанием одного из епископов отделиться от Киевской митрополии. Однако он не долго занимался делами управления, поскольку вскоре ушел на покой для того, чтобы продолжить литературную деятельность.
Святитель Кирилл Туровский считается одним из самых значительных духовных писателей и проповедников, благодаря чему современники называли святого «русским Златоустом». За свою жизнь он создал большое количество литературных произведений различных жанров. До нас дошло около семидесяти канонов и молитв, написанных святителем во время его затвора.
Им были созданы также так называемые «Слова», посвященные Господским праздникам. Эти праздничные дни посвящены главным событиям земной жизни Господа Иисуса Христа, и поэтому отличаются особой торжественностью, что и нашло отражение в проповедях святителя, в которых он прославляет Спасителя за совершенное дело Искупления человечества.
За время своего епископского служения святитель Кирилл Туровский написал также множество поучений, обращенных к его пастве. Благодаря своим трудам на благо Церкви святитель считается одним из просветителей Беларуси. В его память было поставлено несколько памятников, а Минская духовная академия носит имя этого святого.
Литература о жизни Кирилла Туровского
Бутрамееў, У. Кірыла Тураўскі / У. Бутрамееў // Вялікія і славутыя людзі зямлі Беларускай / У. Бутрамееў. – Мінск : Бел. энцыкл., 2005. – С.47 – 49.
Дубянецкі, Э. Кірыла Тураўскі / Э. Дубянецкі // Асветнікі Беларусі. Ефрасіння Полацкая. Кірыла Тураўскі. Францыск Скарына : для сярэд. і ст. шк. зросту / Э. Дубянецкі. – Мінск : Бел. энцыкл. імя П.Броўкі, 2016. – С. 4 – 27.
Марціновіч, А. Залатавуст з Турава альбо якая яна старажытная Тураўшчына? : нарыс / А. Марціновіч. – Мінск : Юнацтва, 2000. – 127 с.
Марціновіч, А. Залатавуст з Турава : Кірыла Тураўскі / А. Марціновіч // Зерне да зерня : гісторыя ў асобах, эсэ, нарысы. – Мінск : Юнацтва, 1996. – С. 44 – 54.
Мясникоў, А. Кірыла (1130 – 1182) : златавуст з Турава / А. Мяснікоў // Сто асоб беларускай гісторыі : гістарычныяпартрэты / А. Мяснікоў. – Мінск : Лите-ратура и Искусство, 2008. – С. 17 – 20.
Источник: http://libfilial40.blogspot.com/p/blog-page_49.html