Константин, митрополит Киевский, святитель
ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ КОНСТАНТИНА, МИТРОПОЛИТА
КИЕВСКОГО
(память 5/18 июня)
В 1155 году ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий вступил в первопрестольный град Киев и стал великим князем. Объединив почти всю Русскую землю, Юрий Долгорукий приступил к разрешению церковных дел, требовавших устроения с 1145 года, когда митрополит Киевский Михаил оставил кафедру и удалился в Константинополь.
В 1147 году великий князь Изяслав Мстиславич и собор русских епископов поставили митрополитом Киевским Климента Смолятича без участия Константинопольского патриарха, но не все епископы согласились с этим, и в Русской Церкви началась смута.
По инициативе князя Юрия Долгорукого были проведены успешные переговоры с Константинополем. В январе 1156 года в Константинополе получил посвящение на Киевскую кафедру митрополит Константин, который в том же году приехал в Киев.
Перед отправлением в свою северную митрополию он в январе того же года участвовал в Константинопольском Соборе, обсуждавшем вопрос о Евхаристической Жертве.
Церковный Собор Русской Церкви в составе митрополита Константина и епископов Космы Полоцкого и Мануила Смоленского приступил к восстановлению канонических норм церковной жизни: священнодействия митрополита Климента были «испровергнуты», а князь Изяслав Мстиславич подвергнут строгому сообрному осуждению.
Митрополит Константин замещал архиерейские кафедры епископами-греками, стремясь тем самым сделать невозможным повторение Собора 1147 года.
В Суздаль на место лишенного кафедры Нестора был назначен грек Леон, в Чернигов — грек Антоний. По всей вероятности греком был и Косма, поставленный епископом на вновь учрежденную кафедру в Галиче.
В Переяславле Залесском был поставлен епископ Василий. В Новгороде Великом на вече был избран епископом Аркадий.
У князя Юрия Долгорукого с митрополитом Константином установились добрые отношения, и князь прислушивался к его мнению в государственных вопросах. 15 мая 1158 года Юрий Долгорукий скончался.
Не любившие его киевляне начали грабить княжеское имущество и «избивать» суздальцев по городам и селам.
Смерть Юрия Долгорукого позволила захватить великокняжеский стол Изяславу Давидовичу, но в конце 1158 года он был изгнан из Киева Ярославом Галицким и Мстиславом Изяславичем, решившими передать столицу князю смоленскому Ростиславу.
Мстислав, сын преданного анафеме князя Изяслава, требовал при возведении на киевский престол дяди своего Ростислава Смоленского, чтобы низверженный митрополит Климент снова управлял Российской Церковью, ибо пришелец греческий, говорил он, клял будто бы память отца его.
Но Ростислав не хотел слушать о Клименте, избранном, по его мнению, неправильно собором русских епископов без соизволения патриарха Царьградского. Князья согласились наконец между собою, чтобы не быть митрополитом ни тому, ни другому, а призвать нового из Царьграда.
И митрополит Константин, стремясь избежать мести Мстислава, удалился в Чернигов, где княжил Святослав Ольгович, друг и союзник Юрия Долгорукого, а епископом был грек Антоний. Здесь митрополит Константин внезапно заболел.
Тогда он стал сожалеть и раскаиваться в излишне строгом наказании участников постановления на Киевскую митрополию Климента. Митрополит Константин призвал епископа Антония и вручил ему свое завещание, взяв обязательство исполнить все, что в нем написано.
Когда, после кончины митрополита Константина, епископ Антоний распечатал перед князем Святославом завещание и прочел его, все присутствовавшие были поражены: «По умертвии моем не погребите тела моего, но повергше его на землю и поцеплеше ужем за нози и извлекше из града, поверзите на оном месте, имя нарек ему, псом на расхищение».
Изумились князь и епископ великому его смиренномудрию, и Антоний, хотя с ужасом и многими слезами, исполнил, клятвы ради, его завещание. Ужаснулся и народ неслыханному делу. Самоосужденное тело лежало три дня и три ночи невредимым; никакой зверь не мог к нему прикоснуться, и каждую ночь видимы были над ним огненные столпы.
Тогда князь Святослав, проникнутый страхом суда Божия, послал сказать о том в Киев великому князю Ростиславу, а между тем велел поднять святителя Христова и с великой честью нести в город в Спасо-Преображенский собор. Там положено было в теремце тело его, подле князя Игоря Ярославича.
Во все сии три дня в Киеве бушевала буря, а также и в иных местах, так что шатер Ростислава, стоявший на поле под Вышгородом, был сокрушен. При неумолкающих громах молния поразила двух пресвитеров, одного диакона и четырех мирских людей.
Но в Чернигове во все эти дни ярко светило солнце, и как только было погребено священное тело, повсюду наступила тишина.
Умилился великий князь Ростислав и послал по всем церквам творить поминовение по усопшем святителе, явно исповедуя, что Господь послал кару сию ради его собственного жестокосердия.
Подобно тому, как Господь не оставил раскаявшегося разбойника, так милосердный Владыка принял и плоды покаяния, принесенные митрополитом Константином — у его мощей стали совершаться многочисленные чудесные исцеления. Память святого совершается в день его кончины — 5/18 июня.
Источник: http://www.saints.ru/k/18insvtKonstantinKievskii.html
Митрополит Киевский Константин II
Константин II (митрополит Киевский)
Митрополит Константин II – митрополит Киевский и всея Руси (1167—1169 гг.). По происхождению грек.В 1167 г. Константинопольским патриархом Лукою Хрисовергом поставлен на Киевскую митрополию и в том же году прибыл в Россию.
В 1167 г.
умер в Киеве святой Ростислав, двоюродный брат Андрея, умевший вносить умиротворение в сложную политическую и церковную жизнь того времени, а из Царьграда был прислан новый митрополит Константин II. Новый митрополит потребовал, чтобы епископ Феодор явился к нему для утверждения.
Владимирский князь Андрей Боголюбский вновь обратился в Царьград за подтверждением самостоятельности Владимирской епархии и с просьбой об отдельной митрополии.
Сохранилась ответная грамота патриарха Луки Хризоверга, содержащая категорический отказ в устроении митрополии, а также требование принять изгнанного епископа Леона и подчиниться Киевскому митрополиту.
Андрей убедил епископа Феодора с покаянием поехать в Киев для восстановления канонических отношений с митрополитом. Покаяние епископа Феодора не было принято. Без соборного разбирательства митрополит Константин, в соответствии с византийскими нравами, осудил его на страшную казнь: Феодору отрезали язык, отрубили правую руку и выкололи глаза.
После этого он был утоплен слугами митрополита.В 1159 г. Изяслав Давыдович был изгнан из Киева Мстиславом Изяславичем Волынским и галицким войском, киевским князем стал Ростислав Мстиславич, чей сын Святослав княжил в Новгороде.
В том же году Андрей захватил новгородский пригород Волок Ламский, основанный новгородскими купцами, и праздновал здесь свадьбу своей дочери Ростиславы с князем вщижским Святославом Владимировичем, племянником Изяслава Давыдовича.
Изяслав Андреевич вместе с муромской помощью был послан на помощь Святославу под Вщиж против Святослава Ольговича и Святослава Всеволодовича.В 1160 г.
новгородцы пригласили на княжение племянника Андрея, Мстислава Ростиславича, но ненадолго: в следующем году Изяслав Давыдович погиб при попытке овладеть Киевом, и в Новгород на несколько лет вернулся Святослав Ростиславич.
Мстислав (князь Киева и сын Изяслава) продолжил семейную традицию, собрав ранней весной (по примеру Мономаха) 1169 г.
войска двенадцати князей – все наличные силы Южной Руси в один из самых масштабных походов на кочевников. Увенчавшийся почти бескровной победой на устье р. Орели, где снова освободили множество рабов. Половцы не пытались сопротивляться и бежали. Легкая конница черных клобуков под командованием своего воеводы Бастыя преследовала их на огромном расстоянии, захватывая толпы пленных. Приднепровская группировка вновь была существенно ослаблена, но начавшаяся очередная усобица не позволила закрепить успех.
Взятие Киева
В марте 1169 года войска союзных князей во главе с сыном Андрея Боголюбского Мстиславом осадили Киев. В это время в Киеве правил князь Мстислав Изяславович. Союзники Мстислава Киевского (Ярослав Осмомысл галицкий, Святослав Всеволодович черниговский и Ярослав Изяславич луцкий) не предприняли деблокирующего удара под осаждённый Киев.8 марта город был разгромлен и сожжён.
Участвовавшие в походе половцы не щадили даже церковные сокровища. Русские летописи рассматривали это событие как заслуженное возмездие: “се же здеяся за грехи их, паче же за митрополичью неправду”. Город был взят приступом “на щит”, чего прежде русские князья никогда не делали по отношению к Киеву. Киевский князь Мстислав бежал.
Победители два дня грабили его, не было ничему и никому помилования. “Были в Киеве тогда,- говорил летописец,- на всех людях стон и тоска, плач неутешный и скорбь непрестанная”. Множество киевлян были уведены в плен. В монастырях и церквах воины забирали не только драгоценности, но и всю святость: иконы, кресты, колокола и ризы. Половцы подожгли Печерский монастырь.
«Митрополия» Софийский собор был разграблен наравне с другими храмами.В Киеве вокняжился младший брат Андрея Глеб, сам Андрей остался во Владимире.
Вследствие строгого толкования необходимости постов в среды и пятницы по господским праздникам Константин II и черниговский епископ Антоний вступили в конфликт с влиятельным Киево-Печерским монастырём; наивысшего накала он достиг на Рождество 1168 года, которое приходилось на среду, когда Константин подверг епитимье печерского игумена Поликарпа.
Эта мера вызвала такое раздражение против него, что разграбление Киева войсками Андрея Боголюбского в марте 1169 г. рассматривалось как божественное возмездие за «неправду митрополичью».Жёсткий курс Константина II угрожал церковно-политическим интересам Византии, и потому он был отозван патриархом.
Скончался в 1177 году.
Иоанн IV (митрополит Киевский)
Митрополит Иоанн IV – митрополит Киевский и Всея Руси.Он был одним из первых, величавшихся титулом митрополита «всея Руси». После преодоления церковного раскола Иоанн IV был вторым после Феодора киевским митрополитом, распространившим свою юрисдикцию de facto на «всю Русь».
После смерти Феодора в июне 1163 года, когда обсуждался вопрос о его преемнике, шла речь и о повторном поставлении Клима. Сторонник такого решения киевский князь Ростислав отправил весной 1164 году в Константинополь посольство, чтобы склонить на свою сторону императора Мануила I Комнина.
Но весть о планируемом восстановлении Клима достигла берегов Босфора ещё раньше; здесь, не теряя времени, поставили в митрополиты Иоанна IV и вместе с императорским посольством отправили его на Русь. В Олешье близ устья Днепра произошла неожиданная встреча обоих посольств, после чего они вместе двинулись в Киев.
В Киев Иоанн IV прибыл в 1164 г., но великий князь Ростислав I Мстиславич велел ему возвратиться и принял только после долгих убеждений со стороны византийского императора. Отмечают, что митрополит Иоанн был известен учёностью и мудростью.
Он вёл переписку с римским папою Александром III и убеждал последнего обратиться к древнему благочестию и соединению с восточной Православной Церковью.
Михаил III (митрополит Киевский)
Митрополит Михаил III (XII век) – митрополит Киевский (1170-е годы).В синодальном постановлении константинопольского патриарха от 24 марта 1171 года о принесении присяги императору Мануилу I Комнину и его сыну Алексею II, родившемуся в 1169 г.
, среди 24 присутствовавших митрополитов двенадцатым, в полагающейся последовательности, значится Michail Rosias. В дореволюционной историографии это свидетельство не учитывалось, поскольку считалось, что Константин II пребывал на кафедре минимум до 1174 года. К тому же поименованный Михаил русским источникам неизвестен.
Новый патриарх Михаил III (с января 1170 года) покровительствовал монашеству и пользовался его поддержкой, будучи противником унии; у него были все основания поддерживать мир в Русской Церкви и поощрить переданный Православию монастырь.
Вследствие этого его настоятель получил преимущество перед прочими игуменами русских монастырей; возможно, именно в это время, учитывая новый титул игумена, Печерский монастырь получает название лавры.
Таким образом, можно предполагать, что почётное звание архимандрита, в качестве которого Поликарп впервые публично выступает во время торжеств в июле 1171 года, было доставлено именно новым митрополитом, прибывшим в Киев приблизительно в июне 1171 года (этот месяц является наиболее благоприятной порой для путешествия по морю и Днепру из Константинополя в Киев).
Как долго занимал кафедру Михаил III, неясно.
Никифор II (митрополит Киевский)
Митрополит Никифор II – митрополит Киевский (1182—1198 гг.).Сведений о жизни и деятельности митрополита Никифора II почти не сохранилось. Известно, что по происхождению он грек.Прибыл в Россию в 1182 г.
Первые сведения о его деятельности датируются 1183 годом: 29 июля или 5 августа этого года Никифор совершил постриг в монашество новоизбранного настоятеля киевского Печерского монастыря священника Василия.В 1195 г.
предотвратил кровопролитие при возникшей распре между киевским князем Рюриком и великим князем суздальским Всеволодом мудрым наставлением и советом.
Управлял Киевской митрополией до своей кончины в 1198 г.
Матфей (митрополит Киевский)
Митрополит Матфей (XII век – 19 августа 1220 г.) – митрополит Киевский и всея Руси (1200-е – 19 августа 1220 гг.).По происхождению грек. Посвящение на русскую митрополию принял в Царьграде. Был преемником Никифора II, который скончался, возможно, вскоре после 1201 г.
В таком случае он мог быть посвящен ещё патриархом Иоанном X Каматиром, который после падения Константинополя в 1204 г. и до самой своей кончины в начале 1206 г. имел местопребывание во Фракии. Допустимо и предположение, что вследствие крушения Византии киевская кафедра несколько лет пустовала.
Если так, то Матфей мог быть поставлен только новым никейским патриархом Михаилом IV Авторианом, вступившим в должность весной 1208 г., и прибыл в Киев не ранее 1209 г.
Скончался 19 августа 1220 года.
Митрополиты Киевские:
Михаил Киевский, Леон, Иоанн I, Феопемпт, Кирилл I, Иларион Киевский, Ефрем, Георгий, Иоанн II, Иоанн III, Николай, Никифор I, Никита, Михаил II, Климент Смолятич, Константин I, Феодор, Константин II, Иоанн IV, Михаил III, Никифор II, Матфей, Кирилл I (II), Иосиф, Кирилл III.
Владимирский период:
Максим, Пётр.
Московский период:
Феогност, Алексий, Михаил (Митяй), Киприан, Пимен, Дионисий, Фотий, Герасим, Исидор Киевский, Иона
Митрополиты Московские:
Феодосий, Филипп I, Геронтий, Зосима, Симон, Варлаам, Даниил, Иосаф, Макарий, Афанасий, Филипп II (Колычёв), Кирилл, Антоний, Дионисий, Иов.
Патриархи Всея Руси:
Святитель ИОВ, ИГНАТИЙ, Священномученик ГЕРМОГЕН, ФИЛАРЕТ, ИОАСАФ I, ИОСИФ, НИКОН, ИОАСАФ II, ПИТИРИМ, ИОАКИМ, АДРИАН, Митрополит Ярославский СТЕФАН, Священный синод, Святитель ТИХОН, СЕРГИЙ, АЛЕКСИЙ I, ПИМЕН, АЛЕКСИЙ II, КИРИЛЛ.
ИСТОРИЯ Владимирской области.
Copyright © 2015 Любовь безусловная
Источник: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/kiev/p/40-1-0-1537
Святитель Константин, митрополит Киевский (+1159) – Нью-Йоркское благочиние
Память святителя Константина, митрополита Киевского отмечается Церковью 18 июня. Во время служения митрополита Константина I, Киевская кафедра находилась в юрисдикции Константинопольской Церкви, а титул именовался «Киевский и всея Руси». Епископы на митрополичий престол в то время присылались из Греции.
Когда в 1155 г. на Киевский великокняжий престол воссел Юрий Долгорукий, он сообщил Патриарху о готовности принять новопоставленного митрополита. До своего прибытия на Русь, Константин инициировал проведение Собора в Царьграде в 1156 г., на котором дискутировался вопрос о Евхаристии. Таким образом, новый Киевский митрополит приехал на свое место служения только к окончанию 1156 г.
Приняв дела Русской Митрополии, святитель Константин сразу же низложил епископов, рукоположенных митрополитом Климентом Смолятичем.
Дело в том, что владыка Климент стал заложником политических междоусобиц, примкнув на сторону князя Изяслава Мстиславовича, и по смерти последнего, вынужден был оставить митрополичью кафедру.
Однако новый глава Киевской епархии разрешил служить рукоположенному Климентом духовенству, взяв у них обещание не подчиняться бывшему митрополиту.
Серьезным шагом стало придание анафеме святым Константином покойного князя Изяслава.
Святитель управлял Русской Церковью недолго и также стал жертвой княжеских междоусобиц. Юрий Долгорукий умер в 1157 г., а его преемник, непродолжительно пробыв на великокняжеском троне, был выдворен детьми Изяслава.При двух живых Киевских митрополитах, князья решили просить у Патриарха нового Первосвятителя для Русской Церкви.
Митрополит Константин покинул Киев и переехал в Чернигов. По прибытии он вручил запечатанное письмо епископу Антонию, попросив исполнить все что там написано. Святитель отошел ко Господу в 1159 г. Когда же вскрыли завещание, то люди были удивлены его содержанием.
В письме святитель просил не погребать его тела, а выбросить в поле на съедание псам. Это объяснялось тем, что митрополит Константин видел в себе причину продолжавшимся в державе неурядицам. Владыка Антоний не посмел ослушаться и тело святителя пролежало три дня за городом.
Три ночи были отмечены сиянием трех огненных столпов, достигавшим неба. Черниговский князь Святослав, видя эти знамения, повелел похоронить Киевского Первосвятителя с полагающими почестями в Преображенской церкви города.
У мощей почившего митрополита стали совершаться чудесные исцеления.
Святитель Константин, митрополит Киевский (+1159) обновлено: Сентябрь 28, 2015 автором: maximus
Источник: http://nyblago.org/publikatsii/zhitiya-svyatykh/232-svyatitel-konstantin-mitropolit-kievskij-1159/
Житие священномученика Константина, митрополита Киевского, экзарха Украины
Митрополит Koнcтaнтин (в миру – Дьяков Константин Григорьевич) родился 21 мая 1871 года в селе Старая Водолага, Валковского уезда, Харьковской губернии. Окончив Харьковскую Духовную Семинарию, он принимает решение посвятить себя служению Православию.
23 октября 1891 года архиепископ Харьковский и Ахтырский Амвросий (Ключаревский) рукополагает Константина во диакона, затем во иерея. Свое пастырское служение он проходит в соборном Покровском храме города Чугуев Харьковской епархии. С 1897 года отец Константин служит клириком Христо-Рождественской церкви в городе Харьков. В 1919 года служит при церкви Коммерческого училища.
С 15 сентября по 21 декабря 1921 года был клириком Свято – Благовещенского кафедрального собора. С 23 декабря 1921 года вновь вернулся служить священником Христо-Рождественской церкви, где оставался до назначения епископом. В 1923 году отец Константин был арестован и без предъявления обвинения три месяца содержался в харьковской тюрьме. Но затем его освобождают.
8 сентября 1924 года он принимает постриг с именем Константин и возводится в сан архимандрита, а уже 21 сентября архимандрит Константин хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии, с временным управлением Харьковской епархией. Хиротонию возглавлял также будущий священномученик Святейший Патриарх Тихон.
В 1927 году 12 ноября Константин получил сан архиепископа и был назначен управляющим Харьковской епархией. В этот период с января 1932 года Старобельское викариатство управлялось владыкой Константином, который неоднократно посещал многие храмы, служил в них и рукополагал новых священнослужителей.
После смерти митрополита Киевского Михаила (Ермакова) митрополитом Сергием (Страгородским) 30 марта 1929 года Константин был назначен Экзархом Украины, 18 мая возведен в сан митрополита Киевского. 9 октября 1933 года митрополит Константин организовывает в Харькове экзаршее управление в Украине.
В 1935 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви он был назначен митрополитом Киевским и Экзархом Украины. До 1936 года Константин жил в Харькове, а затем переехал в Киев. 16 сентября 1937 года тяжело больной архипастырь был арестован и заключен в Киевско-Лукиановскую тюрьму. 29 октября 1937 года ему было предъявлено обвинение; был расстрелян и брошен в овраг.
Один из верующих извозчиков, знавших владыку Константина, подобрал его тело, окутал шинелью и вывез из оврага.
Духовные чада и почитатели владыки нашли архиерейские одежды, облачили в них тело священномученика и погребли святителя на Киево-Лукианском кладбище.
На следующий день после погребения священномученик Константин явился извозчику в светлом архиерейском облачении и, по рассказу извозчика, поблагодарил его за христианское погребение.
19 октября 1993 года УПЦ на заседании Священного Синода причислила к лику местночтимых новомучеников Слободского края митрополита Константина (Дьякова), прославление которого было совершено 22 июня 1993 года.
День памяти – 1 июня (н. ст.).
Источник: http://sed-eparhia.com/zhitie-svyashchennomuchenika-konstantina-mitropolita-kievskogo-ekzarkha-ukrainy.html
Константин I, митрополит Киевский
КОНСТАНТИН I († 1159), митрополит Киевский (1156—1158), грек.
Рукоположен в митрополиты киевские в Константинополе не позднее осени 1155 г. — скорее всего, по просьбе великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого. Сменил на кафедре непризнанного в Византии митрополита Климента Смолятича, который незадолго до вступления Юрия в Киев (20 марта 1155) бежал во Владимир-Волынский.
Еще до своего поставления на кафедру Константин получил известность как опытный и знающий богослов. 26 января 1156 г. он выступил на заседании патриаршего синода с речью о жертвоприношении нераздельной Троице во время евхаристии; эта речь была признана основополагающей по данному вопросу.
Вскоре после этого отправился к месту своего пастырского служения. Известие о том, что «уже пошел есть митрополит», на Руси получили еще в марте 1156 г.
, однако до Киева Константин добрался лишь к лету (или даже осенью) того же года.
Здесь его встречали «с честью» великий князь Юрий Владимирович и епископы Мануил Смоленский и Косьма Полоцкий (новгородский епископ Нифонт умер в Киеве 21 апреля того же года, так и не дождавшись приезда митрополита).
По прибытии в Киев Константин принял самые жесткие меры против своего соперника Климента Смолятича. Вместе с названными епископами он «испровергъши Климову службу и ставления и створивше божественую службу и благословиша князя Дюргя (Юрия. — А. К.
) Володимирича, а потом и дьяконом ставление отда, иже бе Клим ставил митрополит, писаша бо к нему рукописание на Клима».
Иными словами, были дезавуированы все действия Климента Смолятича как митрополита, объявлены недействительными все посвящения им в священнический и диаконский сан, и только после письменного осуждения Климента («рукописания») диаконы и священники могли быть утверждены в своих должностях.
В течение нескольких ближайших лет были смещены со своих кафедр все епископы — сторонники прежнего митрополита. Церковному проклятию подвергся не только сам Климент Смолятич, но и его покойный покровитель, великий князь Киевский Изяслав Мстиславич († в ноябре 1154).
Последняя мера сыграла роковую роль в судьбе митрополита Константина и в конце концов стоила ему кафедры — сын покойного, энергичный владимиро-волынский князь Мстислав Изяславич, так и не простит проклятия своего отца и станет непримиримым врагом митрополита-грека.
Константину не удалось преодолеть раскол в Русской церкви.
Как и его соперник Климент, он мог опираться лишь на поддержку князей — прежде всего Юрия Долгорукого и черниговских князей Изяслава Давыдовича († 1161) и Святослава Ольговича († 1164).
В тех областях Руси, которые находились под властью Мстислава Изяславича (прежде всего на Волыни), митрополитом по-прежнему считали Климента Смолятича.
Зимой 1156/57 г. Константин вызывает в Киев ростовского епископа Нестора и лишает его кафедры. (Причины этого неизвестны; по свидетельству позднего летописца, Нестор был оклеветан «своими домашними».) В начале 1157 г.
вместе со «всеми игуменами» митрополит выступает ходатаем перед Юрием за находящегося в заточении князя-изгоя Ивана Ростиславича Берладника: Юрий повелел привести его в оковах из Суздаля и выдать его непримиримому врагу, своему зятю, галицкому князю Ярославу Владимирковичу Осмомыслу.
Летопись приводит слова митрополита, обращенные к Юрию: «Грех ти есть, целовавши к нему хрест держиши в толице нужи, а и еще хощеши выдати на убиство». Обращение иерархов возымело действие, и Юрий вернул Берладника «опять Суждалю окована».
Смерть Юрия Долгорукого (15 мая 1157) и переход великого княжения к Изяславу Давыдовичу (19 мая) не отразились на судьбе Константина. В том же году он ставит на переяславскую кафедру епископа Василия, а на галицкую — Косьму.
Последний, возможно, был первым галицким епископом; в таком случае открытие новой епархии в Галиче (ранее подчинявшемся в церковном отношении Владимиру-Волынскому) имело целью ослабление позиций находящегося во Владимире Климента Смолятича. В следующем, 1158 г.
Константин ставит на ростовскую кафедру епископа-грека Леона, а 10 августа того же года рукополагает в Киеве новгородского епископа Аркадия (избранного на кафедру в Новгороде еще в 1156 г.). По-видимому, в это же время или ранее им был поставлен новый черниговский епископ — грек Антоний.
По свидетельству поздней Никоновской летописи (XVI в.), в 1157 г. митрополит Константин оправдал ростовского епископа Нестора и возвратил его на ростовскую кафедру.
Согласно «Сказанию о праздновании Всемилостивому Спасу и Пречистой Его Матери» 1 августа, митрополит Константин вместе с великим князем Суздальским Андреем Юрьевичем Боголюбским (1157—1174) и епископом Нестором стал одним из учредителей этого нового для Руси празднества.
(Правда, здесь, кажется, какая-то ошибка, ибо само это празднование, по другим источникам, было установлено в 1164 г., т. е. уже после кончины Константина I; возможно, речь идет о митрополите Константине II.)
22 декабря 1158 г., после неудачи Изяслава Давыдовича у Белгорода, в Киев вступает князь Мстислав Изяславич, и Константину приходится, «Мстислава деля», бежать в Чернигов, к черниговскому князю Святославу Ольговичу.
Между тем, исполняя обещание, данное своему дяде, смоленскому князю Ростиславу Мстиславичу († 1167), Мстислав приглашает того занять киевский престол.
Начинаются долгие переговоры между князьями, причем главным камнем преткновения становится вопрос о том, кто займет митрополичью кафедру: Мстислав настаивает на кандидатуре Климента («не будет Костянтин в митропольи, зане клял ми отца»), а Ростислав, напротив, готов признать только Константина, «иже бяше священ патриархом и великим сбором». Наконец, после долгих препирательств, князья договариваются на том, что ни Клименту, ни Константину «не сести… на столе митрополитьстемь», но «иного митрополита привести им ис Царягорода», и 12 апреля 1159 г., на Пасху, Ростислав садится на княжение в Киев.
В том же году митрополит Константин умирает в Чернигове. Летопись рассказывает о необычной просьбе, высказанной им перед смертью: «яко умираючи ему, призва к собе епископа черниговьского Антонья, заклятъ и, глаголя сице: “Яко по умерьтвии моем не погребешь тела моего, но ужемь (веревкой. — А. К.
) поверзше за нозе мои, извлечете мя из града и поверзете мя псом на расхытанье”». Епископ Антоний исполнил данное митрополиту обещание, и тело митрополита было брошено на съедением псам; «народи же вси дивишася о смерти его».
На следующий день черниговский князь Святослав Ольгович, «здумав с мужи своими и с епископомь, вземше тело его и похорониша в церкви у Святаго Спаса Чернигове».
В летописях XV—XVI вв.
рассказывается о необычных знамениях, случившихся в Киеве в те четыре дня, когда тело митрополита пребывало в Чернигове в ожидании погребения: «…и в те во все четыре дни в Киеве возста знамениа страшна, яко не видети солнечных лучь, но бысть тма, точию молниам блистающим, и громная шибениа и тресканиа страшна зело, и ветри, и бури, и вихри силни зело, и многи храмины от основаниа преложи, и двор княжь разби, и многих человек изби… Во граде же Чрънигове бысть в те четыре дни ведро, и воздух благорастворен, и кротко, и тихо, и светлость велиа зело». Это было расценено всеми как явное свидетельство святости почившего иерарха.
Известна печать митрополита Константина I с изображением Божьей Матери и греческой надписью: «Печать проедра Росии Константина».
Митрополит Константин причтен Церковью к лику святых. В XVII в.
в Киеве было известно его Житие (на него есть ссылки в Густынской летописи). Память святителя Константина празднуется 5 июня.
Источники:
Летописи: Лаврентьевская, Ипатьевская, Новгородская Первая старшего извода, Воскресенская, Никоновская, Московский летописный свод конца XV века.
Литература:
Соколов Пл. Русский архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. Киев, 1913 С. 91—95; Толочко О. Смерть митрополита Константина // Medievalia Ucrainica. Т. 2. Киев, 1992; Толочко П. П.
Страсти по митрополитам киевским // ANTIDWPON. К 75-летию Г. Г. Литаврина. СПб., 2003; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Траектории традиции: Главы из истории династии и церкви на Руси конца XI — начала XIII в. М.
, 2010.
© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru
Источник: https://portal-slovo.ru/history/46114.php
Исторический словарь – значение слова Константин Святой (митрополит Киевский)
Константин святой (митрополит Киевский) – см. в статье Константин святой .
Смотреть значение Константин Святой (митрополит Киевский) в других словарях
Митрополит — митрополита, м. (греч. metropolites) (церк.). Высшее звание православных епископов.
Толковый словарь Ушакова
Святой — духовно и нравствено непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественый,……..
Толковый словарь Даля
Святой — (святый церк., устар.), святая, святое; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях – обладающий абсолютным совершенством и чистотой, божественный (религ.). дух. Святая……..
Толковый словарь Ушакова
Митрополит М. — 1. Высший почетный титул некоторых епископов в православной и католической церкви, управляющих крупными епархиями. 2. Духовное лицо, имеющее такой титул.
Толковый словарь Ефремовой
Аксаков Константин Сергеевич — (1817-1860) – русский публицист, историк, языковед и поэт. Брат И.С. Аксакова, сын Сергея Тимофеевича Аксакова, проникновенного поэта русской природы. Один из идеологов славянофильства………
Политический словарь
Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860) — – идеолог классического славянофильства. В славянофильстве как определенном идеологическом феномене отчетливо различимы три основных компонента. Первый из них……..
Политический словарь
Алеликов Константин Александрович — (1889 – ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Принадлежал к группе “Народ”. Арестован в апреле 1919 в Москве. В тюрьме болел туберкулезом. В апреле 1921 находился в Бутырской тюрьме………
Политический словарь
Андреев Константин — (? – ?). Анархист. Крестьянин. Арестован за хранение старой анархической литературы. Приговорен к 3 годам тюрьмы, к концу 1930 находился в Верхнеуральском политизоляторе………
Политический словарь
Антипин Константин Иванович — (ок. 1897 – ?). Социалист-революционер. Рабочий. Член ПСР с 1914. Грамотный. В конце 1921 жил в Воронежской губ. (Воронеже?), работал токарем на заводе. Местными чекистами характеризовался……..
Политический словарь
Артеменко Константин — (? – ?). Анархист. Рабочий. За участие в анархическом движении сослан на три года в Нарымский край, где в 1926-27 полулегально работал учителем, имея авторитет среди местных……..
Политический словарь
Арюсов Константин Владимир — (ок. 1900 – ?). Социалист-революционер. Член ПСР с дореволюционным стажем. По данным чекистов, социальное положение – “пролетарское”. Образование низшее. В конце 1921 жил в Тюменской……..
Политический словарь
Ахтырский Константин Иванович — (? – ?). Анархист. В 1923 содержался в Бутырской и Таганской тюрьмах (Москва). С июня 1923 в Архангельском концлагере. Дальнейшая судьба неизвестна. НИПЦ “Мемориал”.
Политический словарь
Белозерский Константин Иванович — (ок. 1882 – ?). Социал-демократ. Образование высшее. Член РСДРП. Служил в армии адмирала А. В. Колчака (дослужился до чина поручика). В конце 1921 жил в Иркутской губ., работал……..
Политический словарь
Брагин Константин Михайлович — (ок. 1884 – ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1912. Образование высшее. В конце 1921 жил в Алтайской губ., работал секретарем Губпродкома. Был членом Учредительного собрания………
Политический словарь
Браун Константин Петрович — (ок. 1882 – ?). Социалист-революционер. Из чиновников. Член ПСР с 1917. Образование высшее. В конце 1921 жил в Иркутской губ., работал в лесничестве “Тайгуй”. Местными чекистами……..
Политический словарь
Василенко Константин Прокофьевич — (? – ?). Социал-демократ. Во время 1-й мировой войны 1914-18 – оборонец. Член Военной комиссии Временного правительства. В сентябре 1928 был в заключении в Киевском ДОПРе, в июне……..
Политический словарь
Волевельский Петр (константин?) (кличка – Абраша Самарский) — (? – ?). Анархист. В начале 1919 в составе боевой организации анархистов-“безмотивников” Д. Бондаренко участвовал в экспроприациях советских учреждений в Харькове. С декабря……..
Политический словарь
Гноев Константин Сергеевич — (ок. 1886 – ?). Социал-демократ. Из крестьян. Член РСДРП. В конце 1921 жил в Иркутской губ., работал в ИРПО. Местными чекистами характеризовался как “хороший рабочий теоретик,……..
Политический словарь
Горелимов Константин Ильич — (ок. 1882 – ?). Социал-демократ. Рабочий. Образование низшее. Член РСДРП. В конце 1921 жил в Брянской губ., работал на электростанции. Дальнейшая судьба неизвестна.Т.С.
Политический словарь
Гулюк Константин Николаевич — (ок. 1888 – ?). Социал-демократ. Образование техническое. Член РСДРП с 1917. В конце 1921 работал в Управлении НКПС. Местными чекистами характеризовался как “активный” партийный……..
Политический словарь
Дегтярев Константин Михайлович — (ок. 1891 – ?). Член ПЛСР с 1917. Интеллигент. Студент. В конце 1921 жил в Царицынской губернии и работал в Губземотделе. Местными чекистами характеризовался как «пассивный» партийный……..
Политический словарь
Еловенков Константин — (? – ?). Член ПЛСР. Служащий. В конце 1921 жил в Псковской губернии и работал в мобилизационном отделе Торопецкого уездного военкомата. Местными чекистами характеризовался……..
Политический словарь
Еремеев Константин Степанович — (6 июня 1874, Минск, – 28 января 1931, Москва). Из семьи унтер-офицера. Окончил в 1885 трех классное начальное училище. В 1893-95 вольноопределяющийся в пехотном полку в Вильно; произведён……..
Политический словарь
Игнатьев Константин Прокофьевич — (ок. 1885 – ?). Социал-демократ. Член РСДРП с 1905. В конце 1921 жил в Московской губ., работал на Московских военных автотранспортных курсах. Дальнейшая судьба неизвестна. Т.С.
Политический словарь
Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885) — – видный юрист и философ, представитель русского либерализма. В своих работах К. подчеркивает, что основным признаком личности является свобода, которая определяется……..
Политический словарь
Константин I Великий — (272 – 337) – римский император с 306 г. Стал одним из тетрархов Римской империи, когда в 306 г. армия провозгласила его императором после смерти его отца Констанция I. А разгромив……..
Политический словарь
Константин Iv — (652 – 685) – Византийский император Ираклейской династии. Сын Константа II. Вёл войны с арабами и болгарами. Собрал в Константинополе Шестой Вселенский собор, который утвердил……..
Политический словарь
Леонтьев Константин Николаевич — (1831–1891) – русский консервативный философ, писатель, публицист и литературный критик, поздний славянофил. Отличался от славянофилов тем, что не верил в возможность объединения……..
Политический словарь
Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891) — – известный русский мыслитель консервативного направления. Оценки Леонтьева в литературе: “Кромвель без меча”, “диктатор без диктатуры”, “политический Торквемада”, “более……..
Политический словарь
Победоносцев Константин Петрович (1827-1907) — – религиозный мыслитель, правовед и крупный политический деятель пореформенной России. Победоносцев вышел из духовной семьи московского клира. Дед его был священником,……..
Политический словарь
Посмотреть в Wikipedia статью для Константин Святой (митрополит Киевский)
Источник: http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/21033
Блаженнейший Митрополит Владимир. Проповедь на Сретение Господне – Журнал ФОМА в Украине
Какой радостью и каким миром исполнены его слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» (Лк. 2:29). Всю свою долгую жизнь Богоприимец Симеон носил в сердце веру в грядущего Спасителя. И вот ныне он сподобился увидеть Его своими очами и держать Его на своих старческих руках.
Вникая в это евангельское событие, каждый христианин может подумать: о, какое бы счастье было, если бы Господь благоволил мне увидеть Его, услышать Его слова, прикоснуться хотя бы к краю одежды или оросить Его пречистые ноги слезами своей любви и раскаяния. Но на самом деле мы не лишены этой возможности.
Мы имеем ту же самую радость, которой достиг на склоне лет праведный Симеон Богоприимец. Среди нас и с нами всегда наш Христос Спаситель. Он перед вознесением сказал ученикам и всем Своим последователям: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Слово Спасителя неложное, и обещание Своё Он исполняет.
В течение всея своей земной жизни, сколькими бы годами она, по воле Божией, ни исчислялась, мы встречаемся со своим Господом и Спасителем, испытывая от этого чувство радости, мира и блаженства.
Встречается душа христианина с Богом в час молитвы, если эта молитва искренняя, если в ней христианин открывает свою душу для того, чтобы Господь вошёл в неё и был с ним навеки. Искренняя молитва даёт возможность ощутить присутствие Бога.
«Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» (Пс. 144:19). «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49:15).
Через молитву Господь обещает христианину послать просимое: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7). «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:11).
Настоящая молитва драгоценна для христианина ещё и тем, что помогает познавать Бога и Его Божественные свойства, особенно то, что Бог есть любовь (1 Ин.
4:8, 16), любовь, которая в силу своего свойства сама ищет встречи с нами, спешит к нам на помощь — именно потому, что она любовь. И оттого-то человек, который хотя бы изредка молится искренно и с доверием к Богу, ощущает неизъяснимую радость.
Эта Радость — свидетельство тому, что в молитве происходит встреча человека со Христом.
Мы встречаемся с Богом при совершении любого доброго дела. На Страшном суде стоящим одесную скажет Господь: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; наг был, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
И спросят Его стоящие по правую сторону: Господи, когда же мы видели Тебя алчущим и накормили или жаждущим и напоили? А Господь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:35-40). Вот почему при совершении всякого доброго дела душа человеческая исполняется радости и особого благодатного умиротворения.
Это и есть свидетельство тому, что произошла встреча Творца с тварью, Бога с человеком.
Кому из нас, людей, не известно особое, захватывающее чувство, когда мы любуемся красотой природы, когда мы созерцаем цветущие луга, зеленеющие поля или шумящие леса, когда мы любуемся безбрежной морской далью или снежными вершинами гор, или усеянным звездами небосводом? Душа наша не может не видеть во всём этом руку великого Творца и божественного верховного Архитектора. Тогда понятными становятся нам слова Псалмопевца: «Дивна дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103:24). Тогда встречается душа наша с Богом.
Больше всего благодатных и радостных встреч с Господом мы имеем в святых Божиих храмах.
Молитва святой Церкви, каждое действие, совершаемое во время богослужения: и благословения священнослужителя, и каждение благословенным фимиамом, и окропление святой водой, и помазание святым елеем, и вкушение благословенного хлеба за всенощной, и целование святого креста и святых икон — приближают нас к Богу, ибо все эти действия, освящённые Духом Святым, являются для нас проводниками божественной благодати, соединяющей нас тесными и сладкими узами общения с нашим Спасителем и Богом. Оттого-то верующие люди всегда любили и любят посещать святые храмы, поддерживают их своими пожертвованиями, в них обновляются и совершенствуются.
Храм есть место постоянного свидания с Богом, с небожителями, со святыми угодниками. В храме Божием совершается величайшее из всех чудес на земле — пресуществление хлеба и вина в спасительное Тело и животворящую Кровь Христовы.
Здесь телесными очами мы видим Христа в святом Теле и в святой Крови, можем не только поклоняться Ему, но и принимать Его в свою человеческую храмину.
Каждый, кто посещает храм, кто оставляет хотя бы на короткое время всякие житейские попечения и настраивает душу и сердце на волну божественного общения, знает, что такое молитва и что такое храм в жизни христианина.
Можно говорить до бесконечности о тех счастливых и радостных возможностях и случаях, которые даны нам, верующим людям, чтобы мы, встречаясь с Богом, познавали непостижимое, приобщались к необъятному и, будучи временными, привыкали к вечному.
Это всё земные наши встречи. Но будет ещё одна завершающая встреча с Богом — встреча на пороге жизни будущего века; независимо от того, желаем ли мы её или нет, готовимся к ней или нет, она неизбежна для всех и для каждого.
На земле дано нам время, силы, средства и возможности встречаться с Богом, чтобы эта последняя встреча была не страшной, а радостной и блаженной. Блаженны те, которые услышат в момент этой встречи глас Божий: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).
И горе тем, которые услышат другие слова: «Идите от Меня, проклятые…» (Мф. 25.41).
Святой праведный Симеон, взявший ныне на руки Владыку и Спасителя и потому названный Симеоном Богоприимцем, подвигнул нас к размышлению о наших встречах с Богом.
Он своей жизнью учит нас, что нужно для того, чтобы и наша встреча с Богом была радостной, мирной и благодатной. Всю свою долгую жизнь он был исполнен веры в грядущего Спасителя, ею жил и укреплялся.
Святое Евангелие о нём говорит: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святой почивал на нём» (Лк. 2:25).
Вера — наша путеводительница к Богу и вечному блаженству.
Пусть же верой и христианским упованием освещается путь каждого верующего человека, пусть это упование приведёт нас через все волны житейского моря к тихой пристани, к нашему сладчайшему Господь Иисусу Христу. Аминь.
По книге «Слово, растворенное любовью. Проповеди Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви» (Киев, 1997).
Источник: http://foma.in.ua/articles/faith/11627-blazhennejshij-mitropolit-vladimir-propoved-na-sretenie-gospodne