Святитель лев, папа римский

Святитель Лев Великий, Папа Римский

Святитель Лев умел совмещать пастырскую мягкость и доброту с несокрушимой твердостью в вопросах вероисповедания. Именно он явился основным защитником Православия против ереси Евтихия и Диоскора, учивших об одном естестве в Господе Иисусе Христе, и ереси Нестория.

День памяти святого Папы Льва 3 марта.

Святитель Лев I Великий, папа Римский (440–461), родился в Итальянской Тоскане в 390 году, получил прекрасное и разностороннее образование, которое открывало перед ним блестящую светскую карьеру.

Однако, стремясь к духовной жизни, он избрал иной путь и стал архидиаконом при святом папе Сиксте III (432–440), а после его смерти в свои 50 лет был избран, в сентябре 440 года, папой Римской Церкви. Причём, Папой он был избран не присутствуя на соборе, но когда узнал о своём избрании, то принял этот сан с честью.

Обратите внимание

  Это было трудное для Церкви время, когда еретики осаждали твердыню Православия своими соблазнительными лжеучениями.

Святитель Лев явился также защитником своего отечества от натиска варваров.

В 452 году он силою своего слова удержал от разорения Италии грозного предводителя гуннов Аттилу, а в 455 году, когда предводитель вандалов Гензерих вторгся в Рим, он сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать крови. Святитель Лев дожил до глубокой старости. Он заранее знал о своей смерти и приготовил себя теплой молитвой и добрыми делами к переходу из этого мира в вечность.

Этот святой Римский Папа стал начинателем нескольких вещей, которые через историю дошли до наших дней.

Так ещё до раздела Церквей,

Лев I выдвинул идею о верховенстве римского епископа над другими христианскими патриархами,  и причина не в том, что в Риме жили императоры Римской Империи и не в том, что Рим умыт кровью христиан. Основным аргументом для признания примата Папы служило обещание Христа, данное им апостолу Петру:
«…

и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.» А как известно, Пётр апостол был первым епископом Рима.

Петр, будучи, таким образом, главою Церкви, поставленным самим Христом, и являясь вместе с тем первым епископом Рима, по мнению Льва I утвердил верховенство римского первосвященника над всеми остальными христианскими патриархами.

Западноевропейские христиане признали это право за Львом I, а христиане Восточной римской империи оспаривали данную идею.

При первом христианском императоре, Святом Константине Великом, столица европейской империи была перенесена из Рима в Константинополь, он же Царьград, ( а сейчас Стамбул) и с тех пор Константинополь назывался Второй Рим, а Патриарх Константинополя считался Вселенским Патриархом.

Вскоре между Папой Римским и Патриархом Константинопольским возникли споры за первенство и Церковь была разделена на Западную Католическую , которая признавала верховность Папы Римского и на Восточную Православную, которая признавала верховность Патриарха Вселенского.

В итоге Рим  для православных был потерян, а вскоре и Константинополь так же был потерян, так как он был захвачен мусульманами, появилось государство Турция,Софийский собор был передан под мечеть, а Константинополь назван Стамбулом.

Последующее падение Константинополя (1453 год), понятое как Божия кара за отпадение от веры, ещё более укрепило новый взгляд. Но если «Второй Рим» погиб, подобно первому, то с ним ещё не погибло православное царство, потому что оно никогда не может погибнуть. Из того, что сосуд разбит, ещё не следует, чтобы иссякло и его содержание: истина, хранимая в сосуде, бессмертна — если конечно в такую истину верить. Бог мог попустить неверным покорить греков, но Он никогда не допустит стереть с лица земли истинную веру и дать над ней торжествовать латинянам или израильтянам. Правая вера — вечная, неумирающая; иссякнет она — тогда и миру конец по христианскому мировоззрению. Но мир пока ещё существует, и потому разбитый сосуд должен быть заменён новым, чтобы воплотить вечную истину и снова дать ей внешние формы существования.

Таким новым сосудом, новым, Третьим Римом и является Москва.

— Освобождение от монгольского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба царя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание ханств Казанского и Астраханского) — всё это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества.

Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать.

Литературное выражение мысль эта нашла у старца псковского Елеазарова монастыря Филофея, в посланиях к вел. князю Василию III, дьяку Мисюрю Мунехину и Иоанну Грозному. Новое положение вызывало новые обязательства.

Важно

Самодержавно-царская, автокефально-православная Русь должна хранить правую веру и бороться с её врагами.

В этом направлении одно время её поддерживал и сам латинский Запад: римские папы старались поднять московских государей против турок, пропагандируя мысль, что русские цари — законные наследники Византии.

Однако, то, что именно Рим стал центром всемирного христианства и стал   городом с таким высоком духовным авторитетом, это заслуга святителя Льва .

Папа Лев умер 10 ноября 161 года и он стал первым Папой Римским, который удостоился быть похоронен  в базилике святого Петра (в Ватикане), рядом с местом погребения святого апостола Петра. С тех пор была введена традиция, хоронить Пап в базилике святого Петра, в современном Ватикане.

Святой Папа Лев, издревле почитался в православной церкви 18 февраля (3 марта). В 1754 папа Бенедикт XIV присвоил Льву I достоинство доктора Церкви (doctor ecclesiae). Католическая Римская Церковь, до 1971, почитала его 11 апреля. После день памяти отмечается 10 ноября.

После Льва осталось большое собрание его трудов (96 проповедей и 120 посланий.

)
В Москве (в Тёплом Стане) даже построен православный храм в честь святого Льва, Папы римского.

Тропарь Льву, папе Римскому

Православия наставниче, / благоче­стия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение, / Льве премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная. / Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/103126.html

Лев I Папа Римский

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь!

Дорогие отцы и братья, мои друзья-семинаристы, чего нам больше всего не хватает в нашей жизни? Что нам нужнее всего и чего вечно не достаёт? Отсутствие чего является той вечной и, казалось бы, непреодолимой преградой, стеной между нами и Богом, которую мы сами построили и которую никто, кроме нас не в силах разобрать? Ответ один: нам не хватает огня, того пламени без которого, людское сердце остывает и человек становится бесполезным. Господь говорит о таких: «О, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:15-16).

Мы все пришли учиться именно сюда, в семинарию, а это значит, что и главной целью в жизни мы избрали служение Богу и совершенствование своей души, однако практически никто из нас не может сказать, что живёт так, как это необходимо для достижения данной цели.

Мы постоянно отмахиваемся от проповедей наших братьев и от любых других нравоучений, мотивируя это тем, что и так всё знаем. Отчасти это так. Каждый из нас имеет достаточно теоретической информации для спасения.

Кто-то чуть больше, кто-то чуть меньше, но это не важно, важно то, что результат одинаков. Мы с Вами праведной жизни не ведём. Мы прекрасно знаем, что необходимо делать, но при этом не делаем ничего. А знаете почему? Да потому, что по-решительней надо быть! «Бог есть огнь, согревающий сердца.

Итак, если мы ощутим в сердцах своих холод, то призовем Господа, и Он согреет наше сердце любовию» — пишет прп. Серафим Саровский.

Сегодня Православная Церковь отмечает день памяти свт. Льва I Папы Римского, и это очень и очень кстати.

Об этом святом известно не так уж и много, и, на мой взгляд, основной чертой его личности является именно решительность и цельность натуры. Он был человеком, который смог.

Смог поставить перед собой цель и идти к ней, смог достичь подлинно духовной жизни, к которой и все мы, подобно ему стремимся.

Совет

Святитель Лев был итальянцем, он получил прекрасное образование, ведь его учителем был Целестин Папа Римский, который в свою очередь был учеником самого свт. Амвросия Медиоланского.

С таким покровителем разносторонне и широко образованный молодой человек мог рассчитывать на блестящую карьеру, однако его душа жаждала совсем не этого, и он без колебаний отринул всё мирское, отринул, не побоявшись ни возможного непонимания со стороны родных, ни насмешек сверстников. Он был гораздо, гораздо выше всего этого.

Так св. Лев становится архидиаконом. Господь Бог, подбирая делателей на ниву Свою ищет именно таких людей, как свт. Лев. Постоянных, цельных, знающих чего они хотят в жизни. Таких, чей корень веры не пересохнет на палящем солнце, оттого, что неглубок.

Таких, кто сам идёт ко спасению и способен других повести за собой. Вот и св. Льва Господь призвал к самому важному и высокому служению, архипастырскому. Свт.

Льва в его отсутствие избирают на папский престол, и, надо сказать, он стал одной из самых выдающихся личностей занимавших Римскую кафедру и одним из последних Пап, канонизированных православной церковью.

Во времена разгула ересей и варварских нашествий святителю пришлось сражаться на двух фронтах, как на духовном, так и на светском. Будучи известен, как один из наиболее непримиримых врагов манихейства и несторианства, настоящих бичей того времени, он по настоящему прославился благодаря столкновению с совсем иным Бичом.

Имя этого бича было Аттила, и он был вождём всех варварских племён от Рейна до Северного Причерноморья. Под началом Аттилы была одна из лучших на то время армий мира. Многочисленная, сильная, превосходно технически оснащённая, а так же дикая и переполненная жаждой крови и наживы.

Аттила, прозванный Львом «Бичом Божиим», уже не раз разбивал армии обеих Римских Империй и показал себя, как талантливого полководца, перед лицом которого в один прекрасный день оказался город Рим, открытый и беззащитный. Между варварской ордой и столицей в тот день стоял всего один человек.

Совершенно верно, это был 62-летний папа Римский Лев I.

Обратите внимание

Доподлинно неизвестно, что сказал тогда престарелый римский первосвященник амбициозному и голодному до славы гуннскому вождю, однако, несомненно в этих словах горел свет живой Веры и Истины, потому что Аттила ушёл.

Собрал всё своё войско и просто ушёл, отказавшись от грабежа, и даже не потребовав контрибуцию. По преданию за плечами святителя Льва Аттила увидел двух сияющих мужей, по описанию сильно напоминающих св.

первоверховных апостолов Петра и Павла.

Не менее поразительно и то событие, которое произошло на IV Вселенском Соборе, где как известно во время прения с еретиками многие православные иерархи поколебались. Точку в споре поставило послание папы Льва, который писал: «Божество восприяло нашу немощь, не нарушив свойств ни того, ни другого.

Истинный Бог явился в истинном и совершенном естестве истинного человека, весь с тем, что свойственно Ему, и весь в том, что свойственно нам. Человек не уничтожается величием Божества. Та и другая природа действует при взаимном общении свойственным себе образом».

Согласитесь, красиво? Даже через перевод слова святителя так и хочется слушать, а тогда на Соборе они покорили всех и отстояли Истину.

Святитель Лев оставил после себя около сотни проповедей и полутора сотен посланий, но, пожалуй, самым ярким подтверждением его красноречия и, самое главное глубокой веры, свидетельством которой является постоянная Божественная помощь, навсегда останется тот день, когда человек, всего один человек, был поворотным ключом истории.

Свою решительность и своё горение Папа Лев пронёс через всю свою жизнь, и умер так, как можно только мечтать. Предсказав заранее свою кончину, и должным образом приготовившись, святой мирно отошёл ко Господу, будучи уже в преклонных летах.

Его похоронили в Ватиканском соборе, в Риме, а его почитание распространено, как в православии, так и в католицизме.

Важно

Он был тем светильником, который Господь вынес из-под спуда, чтобы он освещал людям путь в Царство Небесное, блистая своим постоянством, своей решительностью и  ревностью о Боге, на служение которому Св. Лев и отдал всю свою жизнь.

Несомненно, нам всем есть чему поучиться у святителя, и прежде всего, его дерзновенному упованию на Бога и его непоколебимой твёрдости, его храбрости и решительности.

Святой Лев в течение всей жизни не знал, что значит отложить дело в «долгий ящик», не пасовал перед трудностями и не сбегал от тяжёлых жизненных выборов и проблем. Он знал, как нужно и должно поступить в той или иной ситуации, и принимал соответствующие решения.

Читайте также:  Положение честной ризы господа нашего иисуса христа в москве, малый/средний

Он просто делал, делал то, чего бы от него хотел Господь Иисус Христос, в служении которому и мы с вами можем обрести спасение и благодать, подобно святителю Льву.

воспитанник II курса КДС Плешаков Олег

Источник: http://kalugads.ru/lev-i-papa-rimskij

2 марта. Святитель Лев, папа Римский

Церковный календарь. 2 марта (18 февраля ст. стиль).

День постный.

Сегодня память: свт. Агапита, епископа Синадского (Фригийского) (IV). Свт. Флавиана патриарха Константинопольского и свт. Льва I, папы Римского V века. Прп. Космы Яхромского (XV).  Прп. Владимира (Терентьева), игумена убиенного в 1933 году.

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы поговорим о Западной Церкви, о тех временах, когда еще не было никакого разделения на Церковь Православную и Католическую, когда папа Римский мог стать святым, почитаемым как на Западе, так и на Востоке.

Будущий святитель Лев I Великий, папа римский родился около 390 года в северо-западной области древней Италии, что называлась Этурией. Он получил прекрасное и разностороннее образование, которое открывало перед ним блестящую светскую карьеру.

Однако стремясь к духовной жизни, он избрал иной путь и стал архидиаконом при папе Сиксте III, а после его смерти, в сентябре 440 года, был избран папой Римской Церкви. Это было трудное для Церкви время, когда еретики осаждали твердыню православия своими соблазнительными лжеучениями.

Потоки беженцев из Африки (Карфагена и Нумидии, захваченых вандалами) захлестнули Рим. Папа разрешил беженцам селиться в Риме при условии полного отречения от ереси.

Святитель Лев умел совмещать пастырскую мягкость и доброту с несокрушимой твердостью в вопросах вероисповедания. Именно он явился основным защитником православия против ереси Евтихия и Диоскора, неверно учивших о естествах в Господе Иисусе Христе, и ереси Нестория.

Он употребил все свое влияние для того, чтобы умирить смущаемую еретиками Церковь, и своими посланиями к святым Константинопольским императорам Феодосию II и Маркиану деятельно способствовал созыву IV Вселенского Халкидонского Собора в 451 году для осуждения ереси монофизитов.

Совет

На Соборе, где присутствовало 630 епископов, было оглашено послание святителя Льва к уже почившему тогда святителю Флавиану, патриарху Константинопольскому, пострадавшему за православную веру от разбойничьего Ефесского собора.

В послании святителя Льва было изложено православное учение о двух естествах в Господе Иисусе Христе. С учением этим согласились все присутствовавшие на Соборе епископы.

Святитель Лев явился также защитником своего отечества от натиска варваров. В 452 году он силою своего слова остановил Аттилу, грозного предводителя гуннов, и дал ему прозвище «бич Божий». Святитель уговорил его не разрушать Рим.

В честь этой победы святой Лев отдал распоряжение  перелить статую Юпитера Капитолийского в фигуру первоверховного апостола Петра, которая была установлена в базилике cвятого Петра в Ватикане.

Также рядом с базиликой святого Петра папа Лев открыл два монастыря – Св. Иоанна и Св. Павла.

В 455 году святитель встретился с другим захватчиком – вандалом Гейзерихом, однако не смог переменить намерение Гейзериха захватить город. Тот вторгся в Рим, но папа сумел убедить его не предавать город разрушению: не жечь зданий и не проливать невинной крови.

Святитель Лев дожил до глубокой старости. Он заранее знал о своей смерти и приготовил себя молитвой и добрыми делами к переходу из этого мира в вечность. Папа Лев умер в 461 году и был погребен в Риме, в Ватиканском соборе.

Его литературное и богословское наследие состоит из 96 проповедей и 143 посланий.

Братья и сестры, часто в православной среде возникают вопросы о православном отношения к западным христианам. Конечно, в первую очередь мы должны помнить о любви.

Обратите внимание

Апостол Павел пишет: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4–7).

А еще за каждой божественной службой мы молимся «о мире всего мира, и благостоянии святых Божиих церквей, и соединении всех». Для нас, простых православных христиан, самой главной задачей после соблюдения заповедей Господних, является послушание нашему священноначалию.

Разделение между Восточными и Западной Римской церковью, произошедшее из-за целого комплекса разногласий и противоречий привело к одному очень печальному последствию – мы не можем вместе причащаться Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

С первых веков, когда между христианами нарушалось единство по вероучительному признаку, отсутствие совместного Причастия становилось главным критерием этого разделения. Но мы молимся о единении всех Церквей, о том, чтобы между всеми христианами воцарилось вселенское, православное единомыслие.

А кто же должен заниматься установлением этого единомыслия? В первую очередь, наши православные иерархи. А наше дело по отношению к инославным христианам, как писал апостол Павел, ждать их обращения, проявлять милосердие, не завидовать, не превозноситься над ними, не раздражаться и не желать им зла, не радоваться их неудачам, а радоваться о тех частях истины, что они сохранили. Мы должны покрыть разногласия любовью, верить в их благие намерения, надеяться на покаяние и даже переносить от них притеснения.

Что же касается тех случаев, когда наши паломники пребывают в какой-либо западный город, в котором есть разного рода святыни, то поступать здесь нужно с рассуждением. Если речь идет о святых угодниках прославленных до XI века, то можно смело считать их православными и молиться им.

Если речь идет о католических храмах, то, что поделать, даже мощи святителя Николая Чудотворца хранятся в католическом соборе в городе Бари. И мы призваны быть приветливыми и вежливыми к окружающим, когда посещаем, к примеру, святого Николая, ведь мы должны являть пример любви, а не смотреть на окружающих католиков как на врагов и оккупантов.

А вот если мы говорим о разного рода ложных святынях, что хранятся в западном мире, таких, как: перо архангела Гавриила, или молоко Девы Марии, или ясли Христовы, то от таких реликвий, во избежание соблазна, лучше держаться подальше.

Важно

И когда мы будем, например в Риме, не забудем помолиться святителю Льву, чтобы он направил наши стопы по пути православного христианства, чтобы мы могли без соблазна чтить наших общих с Западом святых.

Святителю отче Льве, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-2-marta-2016g

Канон святителю Льву, папе Римскому

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Пои́м Го́сподеви, прове́дшему лю́ди Своя́ сквозе́ Чермно́е мо́ре, я́ко Еди́н сла́вно просла́вися.

Свяще́нства пома́занием, всеблаже́нне, удобре́н, украси́л еси́ сие́ доброде́тельными ви́ды, пребога́те.

Я́коже зре́л гро́зд, о́тче, изгне́л еси́ ра́зум, весе́лия крати́р, треблаже́нне, прему́дрости твоея́ все́м предложи́л еси́.

Петра́ верхо́внаго престо́ла насле́дник бы́л еси́, того́ име́я нра́в и ре́вность, богому́дре, ве́ры.

Богоро́дичен: Зако́на преступле́нием осужде́на первозда́ннаго, Спа́са ро́ждши, Богома́ти Чи́стая, свободи́ла еси́.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче, Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты́ мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, еди́не Человеколю́бче.

Сто́лп правосла́вия Христо́вы Це́ркве, всему́дре Льве́, усе́рдно нося́, возста́вил еси́, его́же держа́щи, еретико́в безбо́жныя разруша́ет полки́ и собо́рища.

Небе́сныя и Боже́ственныя насы́тився благода́ти, церко́вныя догма́ты, о́тче, предложи́л еси́, со все́ми бо́рствуя ерети́ческими языкобо́лии, благоче́стия побо́рниче, Льве́ пребога́те.

Све́том пресветле́йшим озари́вся, преподо́бне, неизглаго́ланнаго и Боже́ственнаго вочелове́чения, Сло́во уясни́л еси́, сугу́бо, ре́к, существо́ и сугу́бо де́йство вопло́щшагося Бо́га.

Богоро́дичен: Украси́лася еси́, я́ко неве́ста, де́вственными добро́тами, обра́дованная Де́во Ма́ти Неневе́стная, вся́кия бо тва́ри Ты́ превознесла́ся еси́ мно́жае, я́ко все́х вино́вное Сло́во ро́ждшая.

Седа́лен, гла́с 3.

Уста́вил еси́ дерзнове́ния, де́лы уве́рил еси́ правосла́вия, я́ко упова́, я́ко ле́в, пра́ведный; и́стины пропове́даеши уче́ния и облича́еши пре́лести сокрове́ния, о́тче преподо́бне, Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Совет

Боже́ственнаго естества́ не отлу́чься, пло́ть бы́в во чре́ве Твое́м, но Бо́г вочелове́чься, пребы́сть, И́же по рождестве́ Ма́терь Тя́ Де́ву, я́ко пре́жде рождества́, сохрани́в Всенепоро́чну, еди́н Госпо́дь: Того́ приле́жно моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Нескве́рная А́гница Сло́ва, нетле́нная Де́ва Ма́ти, на Кресте́ зря́щи пове́шена из Нея́ без боле́зни прозя́бшаго, ма́терски подо́бно рыда́ющи, вопия́ше: увы́ Мне́, Ча́до Мое́, ка́ко стра́ждеши во́лею, хотя́ изба́вити от страсте́й безче́стия челове́ка?

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Из горы́ приосене́нныя, Сло́ве, проро́к, еди́ныя Богоро́дицы, хотя́ща воплоти́тися богови́дно усмотри́ и со стра́хом славосло́вяше си́лу Твою́.

Ле́в ты́ я́ко и́стинно, преблаже́нне, яви́лся еси́, смуща́ющия ли́сы отгоня́, ца́рским рыка́нием ужаса́я нечести́вых умышле́ния.

Скры́л еси́ приложе́нием твои́х догма́тов богоме́рзких ересе́й следы́, сокрове́нную и́стину взыска́в, священнотаи́нниче всече́стне.

У́тро от за́пада возсия́л еси́, треблаже́нне, сви́ток благочести́вых догма́тов, я́ко лучи́, Це́ркве, богому́дре, испуща́я и озаря́я ду́ши на́ша.

Богоро́дичен: Умертви́ стремле́ния, Де́во, страсте́й мои́х, уста́ви, Блага́я, молву́ прегреше́ний, грехо́вную бу́рю Твое́ю тишино́ю, Богороди́тельнице, потребля́ющи.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тма́ окая́ннаго? Но обрати́ мя́, и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

Сугу́бому де́йству пропове́дник бы́л еси́ Спа́са Христа́: де́йствовати бо, ре́кл еси́, в ко́емждо естестве́, я́коже имя́ше, со обои́м слежа́щим обще́нием, святи́телю богому́дре блаже́нне.

Равномо́щно су́що Ро́ждшему Сло́во позна́л еси́, я́коже пло́ть Сего́ бы́вша, треблаже́нне, уве́рил еси́, прили́чно, ре́кл еси́, плотска́я сво́йства де́яти, несли́тно, непревра́тно обоя́.

Богоро́дичен: Е́же пре́жде все́х ве́к, Еди́ному ве́домо Бо́гу та́инство челове́ка бы́ти вся́ческих Влады́ку и Го́спода и с пло́тию смеси́тися кроме́ преложе́ния, из Тебе́, Де́во, яви́ся, прехожде́ние прие́м.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя́.

Петра́ честна́го прее́мник, и сего́ нача́льством обогати́вся, и теплу́ стяжа́в ре́вность, богодви́жимый сви́ток написа́л еси́, ерети́ческое веле́ние отмета́я смуще́нное, растворе́ние несме́сно соединя́я.

Обратите внимание

Сы́на Еди́наго, Христа́ и Го́спода, пре́жде ве́к от Отца́ рожде́нна, и на́с ра́ди от Де́вы ро́ждшагося, и я́вльшася на́м Единосу́щна, пропове́дал еси́ преесте́ственно, служи́телю неизглаго́ланных, богоприя́тне.

Богоро́дичен: Тя́, Всечи́стая, спасе́ния Хода́таицу, ве́рнии, испове́дающе, вопие́м: ра́дуйся, Чи́стая; ра́дуйся, Неве́сто Де́во; ра́дуйся, горо́ Бо́жия присе́нная, ми́ру бо Ты́ ра́дость присносу́щную источи́ла еси́.

Конда́к, гла́с 3.

На престо́ле, сла́вне, свяще́нства се́д и льво́в уста́ слове́сных загради́в, догма́ты богодухнове́нными Честны́я Тро́ицы озари́л еси́ све́т богоразу́мия твоему́ ста́ду. Сего́ ра́ди просла́вился еси́ я́ко боже́ственный таи́нник Бо́жия благода́ти.

И́кос:

Отца́, и Сы́на, и Ду́ха Свята́го, Трисо́лнечный Све́т, Трисвяту́ю Си́лу, Божество́ Еди́но и Еди́но Существо́, Сию́ пропове́дав, уста́ льсти́вая до конца́ загради́л еси́ ерети́чествующих, Льве́ богому́дре.

Те́мже Чи́стую Богороди́тельницу я́ко Богоро́дицу испове́дав, Несто́риево безу́мие и буесло́вие низложи́л еси́, сего́ ра́ди позна́лся еси́ в ми́ре и в Ри́ме я́ко боже́ственный таи́нник Бо́жия благода́ти.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: О́троцы евре́йстии в пещи́ попра́ша пла́мень дерзнове́нно и на ро́су о́гнь преложи́ша, вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Сна́ не да́л еси́ ве́ждома, до́ндеже из ко́рене исто́ргл еси́ ле́сть Евти́ха обезу́мившагося, зовы́й: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Еди́ну ипоста́сь во двою́ существу́, Христа́ испове́дав, де́йствующа сугу́бо и хотя́ща, ны́не пое́ши: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Богоро́дичен: Ны́не к Тебе́ прибега́ю, Богома́ти, прегреше́ний плени́цами стя́гнут, за милосе́рдие ми́лости изба́ви мя́, вопию́ща: благослове́н, Пречи́стая, Пло́д Твоего́ чре́ва.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Седмери́цею пе́щь халде́йский мучи́тель богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Всесве́тел, я́ко со́лнце, от за́пада возсия́л еси́, чу́до, богоглаго́ливе, я́ве пресла́вно, смеше́ние и слия́ние Евти́хиево изсуши́в я́ве и Несто́риево разделе́ние пресека́я, уча́ Еди́наго чествова́ти Христа́ во двою́ существу́ неразде́льно, непревра́тно, неслия́нно.

От Бо́га дви́жимь, благоче́стия уче́ния, я́ко на богоначерта́нных скрижа́лех вообрази́л еси́, я́коже Моисе́й вторы́й, яви́вся боже́ственным лю́дем и собо́ру честны́х учи́телей, зовы́й: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Важно

Воплоще́ннаго, преподо́бне, пре́жде безпло́тнаго, позна́л еси́, Сло́ва О́тча Единоро́днаго и Собезнача́льнаго, в ле́то безле́тнаго, опи́сана у́бо пло́тию, я́ко Творца́ же описа́ния не ве́дуща, учи́ши, взыва́я: свяще́ннии, воспо́йте, лю́дие, и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Богоро́дичен: Обложе́нием телесе́ обложи́ся, Пречи́стая, от Твои́х крове́й, свети́л добро́тами, со́лнцем и луно́ю не́бо просвети́вый Бо́г, одушевле́нное Тя́ друго́е Не́бо показа́в, Его́же о́троцы благословя́т, свяще́нницы воспева́ют, лю́дие превозно́сят во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Устраши́ся вся́к слу́х неизрече́нна Бо́жия снизхожде́ния, я́ко Вы́шний во́лею сни́де да́же и до пло́ти, от деви́ческаго чре́ва бы́в Челове́к. Те́мже Пречи́стую Богоро́дицу, ве́рнии, велича́ем.

Сия́еши ны́не, таи́нниче Христо́в, благоле́пия венце́м укра́шен и, я́ко ве́рен святи́тель, пра́вдою вои́стинну оде́ялся еси́ и, в раи́ сла́дости лику́я, чу́дне, о па́стве твое́й Влады́ку приле́жно умоли́.

Иде́же ны́не патриа́рхов председа́ния же, и престо́ли, и чи́ни, Льве́ всеблаже́нне, ты́ досто́йно, о́тче, всели́лся еси́, я́ко патриа́рх и́стинен, и ве́рою и благода́тию осия́емь. Те́мже вси́ тя́ при́сно блажи́м.

Читайте также:  Преподобномученица великая княгиня елисавета

От бу́ри жите́йския отступи́в, ко Христу́ прише́л еси́, Льве́ всеизря́днейше, на ме́сте зла́чнем почива́я, иде́же пото́к сла́дости, и Све́т Невече́рний, и несказа́нное весе́лие, и ра́дость пребыва́ющая.

Богоро́дичен: Зре́лу пожина́ю жи́знь, невреди́му дре́вом ра́зума: Ты́ бо, Всенепоро́чная, жи́зни Дре́во — Христа́ процвела́ еси́, вхо́ды жи́зни все́м сказа́вши. Те́м Тя́, Всечи́стая, Богоро́дицу, ве́рнии, велича́ем.

Свети́лен.

Святи́телей сла́ва и ве́рных защи́тник, ты́ яви́лся еси́, богому́дре о́тче, и сто́лп доброде́телей. Те́мже помина́й всегда́ воспева́ющия тя́ любо́вию.

Богоро́дичен: Тя́ Предста́тельницу вси́ иму́ще гре́шнии, о Пресвята́я Де́во! Ты́ благопремени́тельна на́м сотвори́ Сы́на Твоего́ Ма́терними Твои́ми моли́твами.

Источник: http://akafistnik.ru/kanony-svyatym/kanon-svyatitelyu-lvu-pape-rimskomu/

свт. Лев I, папа Римский

Ве­ли­кий свя­ти­тель и пас­тырь Бо­жи­ей Церк­ви — Лев, па­па рим­ский, ро­дом был из Ита­лии; отец его име­но­вал­ся Квин­ти­а­ном. С юных лет свя­той Лев был обу­чен вся­кой книж­ной пре­муд­ро­сти, по­зна­ко­мил­ся с внеш­ней фило­со­фи­ей[2] и был на­став­лен в доб­ро­де­те­лях хри­сти­ан­ских.

Воз­лю­бив ду­хов­ное жи­тие бо­лее мир­ско­го, он сна­ча­ла был ар­хи­ди­а­ко­ном[3] у па­пы Сикс­та III-го[4]. За свое вы­со­кое це­ло­муд­рие и чи­сто­ту он, по смер­ти Сикс­та, еди­но­глас­но был из­бран в пер­во­свя­ти­те­ля Рим­ской церк­ви.

Как доб­рый пас­тырь, свя­той Лев усерд­но пас сло­вес­ных овец Хри­сто­вых, по­ла­гая за них свою ду­шу.

Совет

В то вре­мя лю­той му­чи­тель Ат­ти­ла, пред­во­ди­тель гун­нов, на­зы­вав­ший­ся би­чом Бо­жи­им, за­во­е­вав мно­го стран, при­шел и в Ита­лию, на­ме­ре­ва­ясь и ее опу­сто­шить ог­нем и ме­чем.

Ви­дя, что ни­кто не мо­жет со­про­тив­лять­ся гроз­но­му за­во­е­ва­те­лю, па­па Лев об­ра­тил­ся с при­леж­ной мо­лит­вой к Бо­гу и, на­ло­жив на се­бя пост, при­зы­вая на по­мощь свя­тых пер­во­вер­хов­ных Апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, со сле­за­ми умо­лял Гос­по­да, чтобы Он за­щи­тил Сво­их ра­бов от сви­ре­по­го вра­га.

По­черп­нув­ши в мо­лит­ве му­же­ство и твер­дость, свя­той Лев ре­шил от­пра­вить­ся к му­чи­те­лю, чтобы ути­шить его гнев и пре­кра­тить его ярость, го­то­вый в слу­чае нуж­ды да­же по­ло­жить ду­шу за овец сво­их.

Муд­ры­ми слад­ко­гла­го­ли­вы­ми и бо­го­вдох­но­вен­ны­ми сло­ва­ми бе­се­до­вал он с Ат­ти­лою и пре­вра­тил его из лю­то­го вол­ка в крот­кую ов­цу; гроз­ный и неукро­ти­мый во­и­тель сми­рен­но и мяг­ко вни­мал сло­вам угод­ни­ка Бо­жия, удив­ля­ясь его ар­хи­ерей­ско­му ве­ли­чию и ужа­са­ясь пред свя­то­стью чест­но­го ли­ца его. Ис­пол­нив всё по же­ла­нию свя­то­го Льва, гроз­ный Ат­ти­ла ото­шел от пре­де­лов Ита­лии в свои зем­ли.

Во­е­во­ды Ат­ти­лы нема­ло удив­ля­лись, как Лев мог так ско­ро и так необыч­но сде­лать Ат­ти­лу из столь лю­то­го кня­зя столь крот­ким; они спра­ши­ва­ли Ат­ти­лу:

— По­че­му ты убо­ял­ся од­но­го толь­ко рим­ля­ни­на, при­шед­ше­го без ору­жия? по­че­му ты по­ви­но­вал­ся ему? по­че­му ты, слов­но по­беж­ден­ный, пре­дал­ся бег­ству, остав­ляя в Ита­лии та­кое мно­же­ство бо­гатств?

— Не ви­де­ли вы то­го, что я ви­дел, — от­ве­чал им Ат­ти­ла, — а ви­дел я двух ан­ге­ло­по­доб­ных му­жей, сто­яв­ших по обе­им сто­ро­нам па­пы (это бы­ли свя­тые пер­во­вер­хов­ные Апо­сто­лы Петр и Па­вел); в ру­ках они дер­жа­ли об­на­жен­ные ме­чи и гро­зи­ли мне смер­тью, ес­ли я не по­слу­ша­юсь Бо­жия ар­хи­ерея.

Та­ков был ве­ли­кий угод­ник Бо­жий Лев, на­во­дя­щий страх не толь­ко на неви­ди­мых вра­гов, но да­же и на ви­ди­мых, го­ря­чо лю­би­мый ов­ца­ми, так как ра­ди них он не убо­ял­ся ид­ти к страш­но­му за­во­е­ва­те­лю, го­то­вясь в слу­чае нуж­ды да­же по­стра­дать от него.

Во вре­мя его свя­ти­тель­ства по­сле ере­ти­ка Несто­рия[5] вы­сту­пи­ли: Ев­ти­хий, ар­хи­манд­рит Ца­ре­град­ский, и Ди­о­скор, пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский[6], бес­стыд­ные ху­ли­те­ли, ко­то­рые сли­ва­ли два есте­ства во Хри­сте Гос­по­де на­шем, Бо­же­ское и че­ло­ве­че­ское, в од­но. Сво­ею ере­сью они силь­но сму­ща­ли Цер­ковь Бо­жию.

Со­брав в Ефе­се[7] свое непра­вед­ное со­бо­ри­ще[8], они неспра­вед­ли­во осу­ди­ли и за­му­чи­ли свя­то­го Фла­ви­а­на, пат­ри­ар­ха Ца­ре­град­ско­го[9], за­щит­ни­ка пра­во­сла­вия, и мно­го зла при­чи­ня­ли пра­во­слав­ным.

То­гда свя­той па­па Лев упо­тре­бил всё свое ста­ра­ние к то­му, чтобы укре­пить и уми­ро­тво­рить Цер­ковь, сму­ща­е­мую ере­ти­ка­ми; он пи­сал к ца­рям, сна­ча­ла к Фе­о­до­сию[10], по­том к Мар­ки­а­ну[11], чтобы они со­зва­ли все­лен­ский со­бор.

Обратите внимание

На­ко­нец, в цар­ство­ва­ние Мар­ки­а­на и Пульхе­рии[12] со­зван был про­тив Ев­ти­хия и Ди­о­ско­ра, про­по­ве­ду­ю­щих во Хри­сте Гос­по­де еди­ное есте­ство, еди­ное дей­ство­ва­ние и во­лю, все­лен­ский со­бор в Хал­ки­доне[13], по сче­ту чет­вер­тый, — на ко­то­ром бы­ло 630 свя­тых от­цов[14].

На сем со­бо­ре свя­тей­ше­му па­пе Льву нель­зя бы­ло при­сут­ство­вать, — как по при­чине про­дол­жи­тель­но­сти пу­ти и пре­клон­но­го воз­рас­та, так и по­то­му, что невоз­мож­но бы­ло ему уда­лять­ся из Ита­лии вслед­ствие ча­сто слу­чав­ших­ся то­гда на­ше­ствий вра­гов на эту стра­ну; по­се­му он по­слал сво­их на­мест­ни­ков: епи­ско­пов Пас­ха­зия и Лу­кен­тия и пре­сви­те­ров Во­ни­фа­тия и Ва­си­лия. Во вре­мя пре­ний с ере­ти­ка­ми на том со­бо­ре, мно­ги­ми овла­де­ло силь­ное со­мне­ние; то­гда по по­ве­ле­нию свя­тых от­цов, по по­во­ду воз­ра­же­ний ере­ти­ков, бы­ло про­чте­но по­сла­ние свя­то­го Льва, па­пы рим­ско­го, пи­сан­ное к быв­ше­му пе­ред тем пат­ри­ар­ху Ца­ре­град­ско­му свя­то­му Фла­виа­ну, ко­то­рый со­звал про­тив Ев­ти­хия по­мест­ный со­бор в Кон­стан­ти­но­по­ле. О сем по­сла­нии рас­ска­зы­ва­ет­ся, что сам свя­той вер­хов­ный Апо­стол Петр сво­ей ру­кой апо­столь­ской ис­пра­вил его; сви­де­тель­ство об этом мы на­хо­дим в Ли­мо­на­ре свя­то­го Со­фро­ния Иеру­са­лим­ско­го[15]:

— По­ве­дал нам, — пи­шет свя­той Со­фро­ний, — ав­ва Ми­на, на­сто­я­тель ки­но­вии, име­ну­е­мой Са­ла­ма­но­вой, на­хо­див­шей­ся близ Алек­сан­дрии, что он слы­шал та­кой рас­сказ ав­вы Ев­ло­гия, Алек­сан­дрий­ско­го пат­ри­ар­ха[16].

Ко­гда при­шел я (рас­ска­зы­вал Ев­ло­гий) в Кон­стан­ти­но­поль, я жиль с гос­по­ди­ном Гри­го­ри­ем, ар­хи­ди­а­ко­ном рим­ской Церк­ви, му­жем по ис­тине от­мен­ным и доб­ро­де­тель­ным и ча­сто бе­се­до­вал с ним.

Он -то и рас­ска­зал мне о бла­жен­ней­шем и свя­тей­шим Льве, па­пе Рим­ском: имен­но о нем за­пи­са­но в церк­ви Рим­ской сле­ду­ю­щее: ко­гда свя­той Лев на­пи­сал по­сла­ние к свя­то­му Фла­виа­ну, епи­ско­пу Кон­стан­ти­но­поль­ско­му, про­тив зло­че­сти­во­го Ев­ти­хия и Несто­рия, он по­ло­жил сие по­сла­ние на гро­бе пер­во­вер­хов­но­го Апо­сто­ла Пет­ра, а сам с мо­лит­вой и по­стом про­сил се­го Апо­сто­ла:

— Ес­ли я, как че­ло­век, в чем-ли­бо ошиб­ся, или же че­го-ни­будь не по­яс­нил, то ты, ко­то­ро­му от Гос­по­да Бо­га и Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста по­ру­че­на Цер­ковь и сей пре­стол, ис­правь сие.

Спу­стя со­рок дней ему во вре­мя мо­лит­вы явил­ся Апо­стол и ска­зал:

— Про­чи­тал и ис­пра­вил.

Взяв свое по­сла­ние с гро­ба бла­жен­но­го Пет­ра, Лев рас­крыл его и на­шел его ис­прав­лен­ным ру­кою Апо­сто­ла. Сие со­об­ща­ет нам свя­той Со­фро­ний.

Ко­гда это по­сла­ние свя­то­го па­пы Льва бы­ло чи­та­но на все­лен­ском чет­вер­том со­бо­ре, то все свя­тые от­цы воз­зва­ли:

— Свя­той Апо­стол Петр гла­го­лет уста­ми Льва.

Та­ким об­ра­зом, от­цы со­бо­ра в сво­их суж­де­ни­ях ос­но­вы­ва­лись на по­сла­нии свя­то­го Льва и этим по­сла­ни­ем по­сра­ми­ли ере­ти­ков.

Не толь­ко то­гда, но и по­том, гра­мо­та сия, утвер­жда­ю­щая пра­во­сла­вие и за­граж­да­ю­щая уста ере­ти­кам, бы­ла в ве­ли­ком по­чи­та­нии у свя­тых от­цов, и меж­ду про­чим у вы­ше­упо­мя­ну­то­го бла­жен­но­го Ев­ло­гия, пат­ри­ар­ха Алек­сан­дрий­ско­го.

Важно

Сей Ев­ло­гий в то вре­мя, как ере­ти­ки силь­но ху­ли­ли по­сла­ние Льва и воз­ра­жа­ли на­пи­сан­но­му в нем, креп­ко за­щи­щал его, по­се­му он при­я­тен был свя­то­му Льву, уже от­шед­ше­му в то вре­мя из сей жиз­ни и пред­сто­я­ще­му вме­сте со свя­ты­ми пред Бо­гом.

Об этом тот же свя­той Со­фро­ний по­вест­ву­ет: свя­той Фе­о­дор, епи­скоп го­ро­да Дар­ны в Ли­вии[17] рас­ска­зал нам сле­ду­ю­щее: ко­гда я был ку­ви­ку­ла­ри­ем[18] свя­то­го пат­ри­ар­ха Алек­сан­дрий­ско­го Ев­ло­гия, я ви­дел во сне му­жа свя­щен­но­леп­но­го и свет­ло­го, ко­то­рый ска­зал мне: «Воз­ве­сти о мне пат­ри­ар­ху Ев­ло­гию».

Я спро­сил:

— Кто ты, вла­ды­ко, и как мне ска­зать о те­бе?

Он от­ве­тил мне:

— Я — Лев, па­па Рим­ский.

Вой­дя к пат­ри­ар­ху Ев­ло­гию, я ска­зал ему:

— Свя­тей­ший и бла­жен­ней­ший па­па Лев, пер­во­свя­ти­тель рим­ский, хо­чет вой­ти к те­бе.

Услы­шав это, пат­ри­арх Ев­ло­гий, быст­ро под­няв­шись, вы­шел ему на­встре­чу; со­вер­шив мо­лит­ву, они по­це­ло­ва­лись и се­ли. То­гда бла­жен­ный Лев ска­зал свя­то­му пат­ри­ар­ху Ев­ло­гию:

— Зна­ешь ли ты, за­чем я при­шел к те­бе?

Тот от­ве­чал:

— Нет.

Лев ска­зал ему:

— Я при­шел бла­го­да­рить вас за то, что вы хо­ро­шо и силь­но за­щи­ща­ли мою гра­мо­ту, изъ­яс­ни­ли мое ра­зу­ме­ние, за­гра­ди­ли ею уста ере­ти­ков и объ­яс­ни­ли, та­ким об­ра­зом, мою гра­мо­ту, ко­то­рую я пи­сал бра­ту мо­е­му Фла­виа­ну, пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­по­ля, на об­ли­че­ние зло­че­сти­вой ере­си Несто­рия и Ев­ти­хия: знай же, брат, что не толь­ко я ра­бо­тал и тру­дил­ся над сей гра­мо­той, но так­же и свя­той пер­во­вер­хов­ный Апо­стол Петр про­чи­тал и ис­пра­вил ее, а бо­лее всех ее освя­тил Сам Хри­стос Бог наш — про­по­ве­ду­е­мая на­ми Ис­ти­на.

Та­кое ви­де­ние (рас­ска­зы­ва­ет епи­скоп Фе­о­дор) ви­дел я не один раз, но два­жды и три­жды: бла­жен­ные от­цы — Лев и Ев­ло­гий пред мо­и­ми ду­хов­ны­ми оча­ми три­жды схо­ди­лись и бе­се­до­ва­ли друг с дру­гом; об этом, по­вто­рен­ном трое­крат­но, ви­де­нии я воз­ве­стил свя­то­му Ев­ло­гию. Услы­шав сие, свя­той Ев­ло­гий про­сле­зил­ся и, про­сте­рев ру­ки к небу, воз­дал бла­го­да­ре­ние Бо­гу, го­во­ря:

— Бла­го­да­рю ве­ли­кую и неиз­ре­чен­ную бла­гость Твою, Вла­ды­ка Хри­сте Бо­же наш, за то, что Ты спо­до­бил ме­ня недо­стой­но­го быть про­по­вед­ни­ком Тво­ей ис­ти­ны и, по мо­лит­вам ра­бов Тво­их, Пет­ра и Льва, бла­го­во­лил при­нять ма­лое дерз­но­ве­ние мое, по­доб­ное двум мед­ни­цам вдо­вы[19].

Та­ко­во из­ве­стие Со­фро­ния. Из­ло­жен­ное здесь ви­де­ние про­изо­шло спу­стя мно­го лет по­сле пре­став­ле­ние свя­то­го Льва, ибо свя­тый Ев­ло­гий жил го­раз­до позд­нее, а имен­но в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ров Мав­ри­кия и Фо­ки[20], меж­ду тем как свя­той Лев, па­па рим­ский, скон­чал­ся преж­де то­го, в цар­ство­ва­ние со­имен­но­го се­бе ца­ря Льва Ве­ли­ко­го[21].

Вот что из­вест­но о по­след­них днях жиз­ни св. па­пы Льва:

До­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, и при­бли­зив­шись к скон­ча­нию дней сво­ей зем­ной жиз­ни, свя­той Лев был из­ве­щен от Бо­га о про­ще­нии сво­их немо­щей че­ло­ве­че­ских.

Это про­изо­шло при та­ких об­сто­я­тель­ствах: па­па Лев про­был со­рок дней у гро­ба свя­то­го Апо­сто­ла Пет­ра в мо­лит­ве и по­сте, умо­ляя свя­то­го Апо­сто­ла, чтобы он про­сил у Гос­по­да, да от­пу­стит ему все­бла­гой Бог его пре­гре­ше­ния; по про­ше­ствии со­ро­ка дней ему явил­ся свя­той Апо­стол Петр и ска­зал:

— Я мо­лил­ся за те­бя, и от­пу­ще­ны те­бе все гре­хи твои, кро­ме гре­хов, ко­то­рые ты со­вер­шил при хи­ро­то­нии дру­гих на свя­щен­ные сте­пе­ни. Лишь о том ты дол­жен бу­дешь от­ве­чать: за­кон­но ли ты ру­ко­по­ло­жил ко­го или нет.

По­сле се­го из­ве­ще­ния свя­той Лев уси­лил свои мо­лит­вы, усу­гу­бил свой пост, умно­жил свои ми­ло­сты­ни, во­пия в со­кру­ше­нии серд­ца сво­е­го до тех пор, по­ка не по­лу­чил от­ра­ды со­вер­шен­но­го про­ще­ния.

По­том, при­го­то­вив­шись, как долж­но, к ис­хо­ду, он пре­дал свя­тую свою ду­шу в ру­ки Бо­жии и при­со­еди­нил­ся к ли­ку преж­де по­чив­ших свя­тых, ве­ли­ких иерар­хов и учи­те­лей[22]; с ни­ми он и пред­сто­ит ныне пред пре­сто­лом Хри­ста Бо­га на­ше­го, сла­ви­мо­го и по­кло­ня­е­мо­го со От­цем и Свя­тым Ду­хом во ве­ки. Аминь.

Источник: https://elitsy.ru/info/saint/1748/

Святитель Димитрий Ростовский — Жития святых

Память 18 февраля

Великий святитель и пастырь Божией Церкви — Лев, папа римский, родом был из Италии; отец его именовался Квинтианом. С юных лет святой Лев был обучен всякой книжной премудрости, познакомился с внешней философией1 и был наставлен в добродетелях христианских.

Возлюбив духовное житие более мирского, он сначала был архидиаконом2 у папы Сикста III-го3. За свое высокое целомудрие и чистоту он, по смерти Сикста, единогласно был избран в первосвятителя Римской церкви.

Как добрый пастырь, святой Лев усердно пас словесных овец Христовых, полагая за них свою душу.

В то время лютой мучитель Аттила, предводитель гуннов*, называвшийся бичем Божиим, завоевав много стран, пришел и в Италию, намереваясь и ее опустошить огнем и мечем.

Совет

Видя, что никто не может сопротивляться грозному завоевателю, папа Лев обратился с прилежной молитвой к Богу и, наложив на себя пост, призывая на помощь святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, со слезами умолял Господа, чтобы Он защитил Своих рабов от свирепого врага.

Почерпнувши в молитве мужество и твердость, святой Лев решил отправиться к мучителю, чтобы утишить его гнев и прекратить его ярость, готовый в случае нужды даже положить душу за овец своих.

Мудрыми сладкоглаголивыми и боговдохновенными словами беседовал он с Аттилою и превратил его из лютого волка в кроткую овцу; грозный и неукротимый воитель смиренно и мягко внимал словам угодника Божия, удивляясь его архиерейскому величию и ужасаясь пред святостью честного лица его. Исполнив всё по желанию святого Льва, грозный Аттила отошел от пределов Италии в свои земли.

Воеводы Аттилы немало удивлялись, как Лев мог так скоро и так необычно сделать Аттилу из столь лютого князя столь кротким; они спрашивали Аттилу:

— Почему ты убоялся одного только римлянина, пришедшего без оружия? почему ты повиновался ему? почему ты, словно побежденный, предался бегству, оставляя в Италии такое множество богатств?

— He видели вы того, что я видел, — отвечал им Аттила, — а видел я двух ангелоподобных мужей, стоявших по обеим сторонам папы (это были святые первоверховные Апостолы Петр и Павел); в руках они держали обнаженные мечи и грозили мне смертью, если я не послушаюсь Божия архиерея».

Таков был великий угодник Божий Лев, наводящий страх не только на невидимых врагов, но даже и на видимых, горячо любимый овцами, так как ради них он не убоялся идти к страшному завоевателю, готовясь в случае нужды даже пострадать от него.

Читайте также:  Преподобный афанасий афонский

Во время его святительства после еретика Нестория4 выступили: Евтихий, архимандрит Цареградский, и Диоскор, патриарх Александрийский5, бесстыдные хулители, которые сливали два естества во Христе Господе нашем, Божеское и человеческое, в одно. Своею ересью они сильно смущали Церковь Божию.

Собрав в Ефесе6 свое неправедное соборище7, они несправедливо осудили и замучили святого Флавиана, патриарха Цареградскаго8, защитника православия, и много зла причиняли православным.

Тогда святой папа Лев употребил всё свое старание к тому, чтобы укрепить и умиротворить Церковь, смущаемую еретиками; он писал к царям, сначала к Феодосию9, потом к Маркиану10, чтобы они созвали вселенский собор.

Обратите внимание

Наконец, в царствование Маркиана и Пульхерии11 созван был против Евтихия и Диоскора, проповедующих во Христе Господе единое естество, единое действование и волю, вселенский собор в Халкидоне12, по счету четвертый, — на котором было 630 святых отцов13.

На сем соборе святейшему папе Льву нельзя было присутствовать, — как по причине продолжительности пути и преклонного возраста, так и потому, что невозможно было ему удаляться из Италии вследствие часто случавшихся тогда нашествий врагов на эту страну; посему он послал своих наместников: епископов Пасхазия и Лукентия и пресвитеров Вонифатия и Василия.

Во время прений с еретиками на том соборе, многими овладело сильное сомнение; тогда по повелению святых отцов, по поводу возражений еретиков, было прочтено послание святого Льва, папы римского, писанное к бывшему перед тем патриарху Цареградскому святому Флавиану, который созвал против Евтихия поместный собор в Константинополе. О сем послании рассказывается, что сам святой верховный Апостол Петр своей рукой апостольской исправил его; свидетельство об этом мы находим в Лимонаре святого Софрония Иерусалимского14:

— Поведал нам, — пишет святой Софроний, — авва Мина, настоятель киновии, именуемой Саламановой, находившейся близ Александрии, что он слышал такой рассказ аввы Евлогия, Александрийского патриарха15.

Когда пришел я (рассказывал Евлогий) в Константинополь, я жиль с господином Григорием, архидиаконом римской Церкви, мужем по истине отменным и добродетельным и часто беседовал с ним.

Он-то и рассказал мне о блаженнейшем и святейшим Льве, папе Римском: именно о нем записано в церкви Римской следующее: когда святой Лев написал послание к святому Флавиану, епископу Константинопольскому, против злочестивого Евтихия и Нестория, он положил сие послание на гробе первоверховного Апостола Петра, а сам с молитвой и постом просил сего Апостола:

— Если я, как человек, в чем-либо ошибся, или же чего-нибудь не пояснил, то ты, которому от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа поручена Церковь и сей престол, исправь сие.

Спустя сорок дней ему во время молитвы явился Апостол и сказал:

— Прочитал и исправил». Взяв свое послание с гроба блаженного Петра, Лев раскрыл его и нашел его исправленным рукою Апостола. Сие сообщает нам святой Софроний.

Когда это послание святого папы Льва было читано на вселенском четвертом соборе, то все святые отцы воззвали:

— Святой Апостол Петр глаголет устами Льва.

Таким образом, отцы собора в своих суждениях основывались на послании святого Льва и этим посланием посрамили еретиков.

Не только тогда, но и потом, грамота сия, утверждающая православие и заграждающая уста еретикам, была в великом почитании у святых отцов, и между прочим у вышеупомянутого блаженного Евлогия, патриарха Александрийского.

Важно

Сей Евлогий в то время, как еретики сильно хулили послание Льва и возражали написанному в нем, крепко защищал его, посему он приятен был святому Льву, уже отшедшему в то время из сей жизни и предстоящему вместе со святыми пред Богом.

Об этом тот же святой Софроний повествует: святой Феодор, епископ города Дарны в Ливии16 рассказал нам следующее: когда я был кувикуларием17 святого патриарха Александрийского Евлогия, я видел во сне мужа священнолепного и светлого, который сказал мне: «Возвести о мне патриарху Евлогию».

Я спросил:

— Кто ты, владыко, и как мне сказать о тебе?

Он ответил мне:

— Я — Лев, папа Римский.

Войдя к патриарху Евлогию, я сказал ему:

— Святейший и блаженнейший папа Лев, первосвятитель римский, хочет войти к тебе».

Услышав это, патриарх Евлогий, быстро поднявшись, вышел ему навстречу; совершив молитву, они поцеловались и сели. Тогда блаженный Лев сказал святому патриарху Евлогию:

— Знаешь ли ты, зачем я пришел к тебе?

Тот отвечал:

— Нет.

Лев сказал ему:

— Я пришел благодарить вас за то, что вы хорошо и сильно защищали мою грамоту, изъяснили мое разумение, заградили ею уста еретиков и объяснили, таким образом, мою грамоту, которую я писал брату моему Флавиану, патриарху Константинополя, на обличение злочестивой ереси Нестория и Евтихия: знай же, брат, что не только я работал и трудился над сей грамотой, но также и святой первоверховный Апостол Петр прочитал и исправил ее, а более всех ее освятил Сам Христос Бог наш — проповедуемая нами Истина.

Такое видение (рассказывает епископ Феодор) видел я не один раз, но дважды и трижды: блаженные отцы — Лев и Евлогий пред моими духовными очами трижды сходились и беседовали друг с другом; об этом, повторенном троекратно, видении я возвестил святому Евлогию. Услышав сие, святой Евлогий прослезился и, простерев руки к небу, воздал благодарение Богу, говоря:

— Благодарю великую и неизреченную благость Твою, Владыка Христе Боже наш, за то, что Ты сподобил меня недостойного быть проповедником Твоей истины и, по молитвам рабов Твоих, Петра и Льва, благоволил принять малое дерзновение мое, подобное двум медницам вдовы18.

Таково известие Софрония. Изложенное здесь видение произошло спустя много лет после преставление святого Льва, ибо святы!

Евлогий жил гораздо позднее, а именно в царствование императоров Маврикия и Фоки19, между тем как святой Лев, папа римский, скончался прежде того, в царствование соименного себе царя Льва Великого20.

Вот что известно о последних днях жизни св. папы Льва:

Достигнув глубокой старости, и приблизившись к скончанию дней своей земной жизни, святой Лев был извещен от Бога о прощении своих немощей человеческих.

Это произошло при таких обстоятельствах: папа Лев пробыл сорок дней у гроба святого Апостола Петра в молитве и посте, умоляя святого Апостола, чтобы он просил у Господа, да отпустить ему всеблагой Бог его прегрешения; по прошествии сорока дней ему явился святой Апостол Петр и сказал:

— Я молился за тебя, и отпущены тебе все грехи твои, кроме грехов, которые ты совершил при хиротонии других на священные степени. Лишь о том ты должен будешь отвечать: законно ли ты рукоположил кого или нет».

После сего извещение святой Лев усилил свои молитвы, усугубил свой пост, умножил свои милостыни, вопия в сокрушении сердца своего до тех пор, пока не получил отрады совершенного прощения.

Потом, приготовившись, как должно, к исходу, он предал святую свою душу в руки Божии и присоединился к лику прежде почивших святых, великих иерархов и учителей21; с ними он и предстоит ныне пред престолом Христа Бога нашего, славимого и поклоняемого со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

Кондак, глас 3:

Совет

На престоле славне священства сед, и львов уста словесных заградив, догматы богодухновенными честныя Троицы озарил еси свет богоразумия твоему стаду: сего ради прославился еси, яко божественный таинник Божия благодати.

Примечания:

1 Внешней философией назывались произведения языческих философов -Платона, Аристотеля, Пифагора и других, т. е. тех писателей, которые, по вере, находились вне Церкви Христовой.

2 Архидиакон — старший или первый диакон. При каждой епископской кафедре было по одному архидиакону. В древней Церкви должность архидиакона почиталась очень почтенной, и архидиакон был одним из самых приближенных лиц к епископу.

Часто в епископы избирались архидиаконы, как это можно видеть на примере святого Афанасия Великого, Льва, папы римского, и многих других. Ныне архидиаконами называются первенствующие иеродиаконы, т. е. диаконы монашествующие в больших монастырях, особенно ставропигиальных, и кафедральных соборах.

Звание это дает только первенство чести, а не власти, потому что архидиакон не есть начальник диаконов, а только первый из них по месту в служении и собраниях.

3 Папа Сикст III-й занимал римскую кафедру с 432 по 440 г

4 Несторий, патриарх Константинопольский, занимавший кафедру с 428 по 431 г., проповедывал еретическое учение о том, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а — человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный, за.

святость жизни, особенной благодати Божией, и спасающей нас не искупительною смертью, а наставлениями и примером жизни. За эту ересь Несторий отлучен от Церкви на III Вселенском соборе и умер в ссылке 436 года.

5 Занимал александрийскую патриаршую кафедру с 444 по 451 г.

6 Ефес — город на западною, берегу Малой Азии, бывший первоначально центром малоазийских греческих колоний, а во времена императоров -один из главных городов Малой Азии. В Ефесе провел остаток жизни и скончался святой Апостол Иоанн Богослов. Здесь также имел заседание III Вселенский Собор.

7 Это было в 449 году.

8 Св. Флавиан занимал Константинопольскую патриаршую кафедру с 434-447 г.

9 Царствовал с 408 по 450 г.

10 Царствовал с 460 по 467 г.

Обратите внимание

11 Святая Пульхерия, сестра императора Феодосия, была супругою императора Маркиана. Память ее-10 сентября.

12 Халкидон — предместье Константинополя, находился против него, на азиатском берегу Босфора.

13 Заседание собора открылись 8-го октября 451 года.

14 Святой Софроний был иерусалимским патриархом с 684 по 644 год.

До своего избрание в патриарха, Софроний сначала подвизался в Палестинской обители преподобного Феодосия, под руководством известного подвижника Иоанна Мосха, а потом с ним же посещал Фиваидских (Египетских) пустынников.

Подвиги и чудеса последних он изобразит в одной книге, которая называется Лимонарь (от греч. — луг, пажить) и представляет собою как-бы собрание цветов добродетелей с луга духовного.

15 Святой Евлогий занимал патриаршую кафедру в Александрии с 579 по 607 г. Память его — 13 февраля.

16 Ливия — провинция в северной Африки, смежная о Египтом, тянущаяся на запад от него, по берегу Средиземного моря и в глубь Африки.

17 Кувикуларий — спальник, постельничий.

18 Ср. «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много» (Мрк 12:41-44).

19 Императора Маврикий занимал престол с 682 по 602 г. Император Фока — с 602 по 610 год.

20 Византийский император снятой Лев I царствовал с 457 по 474 год.

Важно

21 Кончина святого Льва, папы римского, последовала в 461 году. Мощи его почивают в пределе его имени в Ватиканском соборе святого Апостола Петра в Риме. После папы Льва осталось до ста слов и до 140 писем — догматического и нравственного содержания.

Все эти сочинение отмечены духом строго выдержанного православного учения. Так в известном послании к константинопольскому патриарху Флавиану, которое было читано на 4-м Вселенском соборе, святой Лев высказывает такие мысли о воплощении Бога: «Божество восприяло нашу немощь, не нарушив свойств ни того, ни другого.

Истинный Бог явился в истинном и совершенном естестве истинного человека, весь с тем, что свойственно Ему, и весь в том, что свойственно нам. Человек не уничтожается величием Божества. Та и другая природа действует при взаимном общении свойственным себе образом».

Нравственное учение папы Льва также заслуживаешь особенного внимания. Святой Лев часто убеждал паству свою творить дела милосердия. Долг милосердия, говорил он, определяется не по мере благ, а расположением сердца. Богатые сами должны отыскивать бедного и помогать ему.

Бог для того и дает богатство, чтобы оно текло к бедному. Говоря о молитве, святой Лев убеждает обращаться за помощью к ходатайству святых и заповедал чтить святые мощи.

* Гунны-азиатский народ, вторгшиеся в конце 4-го века в Европу и произведший в ней значительные опустошения, разрушая города и целые царства. В Европе свое местопребывание гунны утвердили в долине реки Тиссы, притока Дуная, в теперешней верхней Венгрии.

Время правления Аттилы (433-454) представляет собою блестящий период гуннского могущества. Аттила держал в постоянном страхе византийского императора, заставил его выплачивать огромную дань и предоставить гуннам все земли на юг от Дуная. В 440 г. Аттила во главе 500,000-ной рати двинулся на Запад.

Предавая всё огню и мечу, он прошел всю Германию до Рейна, потом переправился через эту реку и разрушил целый ряд городов. На юге Франции он получил однако отпор и принужден был возвратиться в Германию. В 452 г. он предпринял новый набег — на сей раз на Италию.

Риму и всей Италии грозила опасность сделаться жертвою врагов; но Аттила остановил свое победное шествие и, после переговоров с папою Львом Великим, возвратился назад. Вскоре же после этого похода Аттила умер.

Источник: http://www.orthodox-books.info/literature/dimitrij-rostovskij/zhitija-svjatyh-fevral/page-56.html

Ссылка на основную публикацию