Святитель мартин исповедник, папа римский

Святитель мартин исповедник, 74-й папа римский (649–654)

27/14 апреля – день памяти святителя Мартина Исповедника, 74-го папы Римского (649–654).

Предлагаем вниманию читателей сайта посвященную святителю главу из книги А. Трофимова «Икона Божией Матери Одигитрия Корсунская (Ефесская) в судьбах России».

«Украсив Петров божественный престол и на того камени Церковь неколеблему соблюд,

Мартине, с ним прославился еси»

Песнь 7-я канона песнопевца Иосифа († 883)

СВТ. МАРТИН ИСПОВЕДНИК

Св. Мартин родился в городе Тудертума Умбрийской области в Италии в начале VII века. Получив хорошее образование, он стал священнослужителем Римской Церкви.

После смерти папы Феодора I (642–649 гг.) священник Мартин был избран на Римскую кафедру. В это время на Востоке все более распространялась монофелитская ересь*, и св.

Мартин вместе с другими православными иерархами должен был вести борьбу с ней.

* Эта ересь была как бы продолжением прежде бывшей и более крайней ереси монофизитов, в которой утверждалось, что во Христе человеческая природа была полностью поглощена Божественной.

Обратите внимание

Когда империя уже вела тяжелейшие оборонительные войны против мусульман, император Ираклий I (575– 641) решил объединить всех христиан, придумав компромиссную формулу относительно природы Христа.

В 638 году он издал по этому поводу специальный указ, озаглавленный словом «Экфесис» (Изложение), в котором провозгласил, что Иисусу Христу присуща одна, Божественная воля, но у него два естества – Божественное и человеческое. Эта доктрина получила название «монофелитство» (единоволие).

ЦЕРКОВЬ СВ. МАРТИНА ИСПОВЕДНИКА. МОСКВА. ОБРАЗ СВЯТИТЕЛЯ МАРТИНА

Споры православных с монофелитами волновали очень многих, покой в империи был нарушен. Чтобы прекратить дальнейшие споры, император Констанс (641–668 гг.

) написал еретический «Образец веры» (Типос). Это было сделано по совету Константинопольского патриарха-еретика Павла II (641–654 гг.). Православные решили противостоять нечестивому повелению императора, вплоть до смерти.

В числе исповедников был и св. Мартин.

Получив Типос и ознакомившись с его содержанием, св. Мартин, папа Римский сказал: «Если бы и весь мир принял это несогласие с православным учением, то я все равно отверг бы его: я готов пострадать даже до смерти за Евангельское и апостольское учение, за предание святых отцов».

СВТ. МАРТИН ИСПОВЕДНИК СВТ. НИКОЛАЙ И СВТ. ИОАСАФ. ИКОНА ИЗ ХРАМА ВО ИМЯ СВТ. МАРТИНА ИСПОВЕДНИКА

Св.

Мартин обратился с письмом к патриарху Павлу, с любовью увещевая заблудшего иерарха покаяться и оставить еретические заблуждения: святой также просил патриарха повлиять на императора и убедить его в пагубности лжеучения монофелитов.

Однако патриарх не только не послушался увещеваний святителя Мартина, но предал бесчестию и побоям послов его, а затем отправил их в ссылку.

Св. Мартин по совету пребывавшего тогда в Риме Хрисаиолитанского аввы прп. Максима Исповедника, созвал в 649 году Поместный Собор Римской Церкви. Этот Собор, состоявший из 105 епископов, предал ересь монофелитов анафеме, а императорский Типос осудил. Собор разослал также послание ко всем православным христианам, в котором утверждал их в правой вере.

СВ. МАРТИН ИСПОВЕДНИК. МОЗАИКА

Весть о действиях св. Мартина дошла до императора. Разгневанный Констанс приказал военачальнику Олимпию привезти св. Мартина на суд в Константинополь. Но Олимпий не смог выполнить возложенную на него миссию.

В Риме он побоялся открыто схватить чтимого народом и клиром святителя, поэтому решил подослать к папе Мартину убийцу. Но едва убийца приблизился к святителю, как тотчас же ослеп.

Олимпий в ужасе оставил Рим и отправился на Сицилию, где вскоре погиб в сражении.

Важно

Другой посланный нечестивым императором военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

СВЯТОЙ МАРТИН ИСПОВЕДНИК. ИКОНА

17 Сентября 654 г. его перевезли в Константинополь, где толпа его встретила с насмешками и бранью. Он находился в тюрьме 93 дня, больной и умирающий с голода, прежде чем явиться перед судьями. Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя.

Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами.

Ни в чем неповинный святой Мартин начал оправдываться от возводимой на него клеветы: «Никогда я,– говорил он,– не имел никаких сношений с сарацинами кроме тех случаев, когда посылал жившим среди них бедным и убогим братьям по вере милостыню; кто же не почитает Пречистую Богородицу, не признает Ее за Матерь Божию и не поклоняется ей, тот да будет проклят в сей век и будущий; веру же святую,– заключил он свое оправдание,– не мы, но несправедливо разномыслящие с нами сохраняют неправо». Но пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: «Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти».

СВ. МАРТИН ИСПОВЕДНИК. ФРАГМЕНТ ИКОНЫ ИЗ ХРАМА ВО ИМЯ СВТ.

МАРТИНА ИСПОВЕДНИКА

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: «Анафема Папе Мартину!» Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец, посланец императора подошел к военачальнику и огласил приговор: лишить Папу сана и предать смертной казни.

Спекулаторы (палачи) заковали полунагого святителя в цепи и поволокли в темницу через весь город в преторию, неся впереди обнаженный меч, которым его намеревались убить.

Из народа некоторые поносили святого и, издеваясь над ним, кричали, качая головою: «Где Бог его? где содержимое им вероучение?» Другие же не могли удержаться от плача и рыданий при виде подобного бесчестия и мучения, причиняемого святителю Божию.

Придя в преторию, спекулаторы потащили связанного святого в темницу вверх по лестнице: спотыкаясь на ступенях святой Мартин падал и ушибался, так что тело его покрылось кровоподтёками и ссадинами; здесь бросили его вместе со злодеями и разбойниками. Все эти издевательства имели единственной целью заставить папу войти в общение с Константинопольской церковью.

СВ. МАРТИН ИСПОВЕДНИК ПАПА РИМСКИЙ. СОВРЕМЕННАЯ ИКОНА

Спустя некоторое время его отсюда перевели в другую темницу – Диомидову, где он от болезни и сильного холода (был январь месяц) чуть не умер.

Жена одного из темничных стражей сжалилась над святым Мартином: придя тайно к святому узнику, она взяла его к себе в дом и обвязав ему раны положила на своей постели, одев его теплым покрывалом; святой Мартин лежал до вечера, не издавая, подобно мертвецу, ни одного звука.

Поздно вечером начальник царских евнухов Григорий послал управляющего своим домом с небольшим количеством снедей, и велел ему передать их святому Мартину со словами: «Не изнемогай в скорби; мы надеемся, что Бог не попустит тебе умереть».

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: «Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению»,– и просил прекратить мучения святителя Мартина.

Читайте также:  О заключенных под стражу

Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса.

Совет

Святитель отвечал им: «Делайте со мной, что хотите, изрубите меня на куски, как вы приказали, но я не буду никогда в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии».

СВТ. МАРТИН ИСПОВЕДНИК. МИНИАТЮРА МИНОЛОГИЯ ВАСИЛИЯ II (979–989 гг.) 985 г.

Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический. Здесь святому пришлось до самой кончины переносить голод, нужду и болезни. В Таврику Мартин прибыл 15 мая 655 года, и здесь ему довелось прожить 124 дня.

В последние месяцы жизни, находясь в Крыму, Мартин постоянно болел (его мучила подагра, а возможно, и дизентерия, которой он заразился еще на корабле по пути из Италии в Грецию). Он был истощен и измучен полуторагодичным заключением.

Однако до самой своей смерти оставался врагом монофелитства и сохранял полную убежденность в истинности своей веры.

Незадолго до кончины, Мартин отправил из ссылки свое последнее письмо, которое закончил следующими словами: «О бренном же сем теле моем позаботится и сам Господь, как угодно будет ему распорядиться, и в непрестанных мучениях, и в незначительном утешении.

Ибо Господь близко, и чего же я беспокоюсь? Конечно, я уповаю на Его милосердие в том, что не замедлит завершить мой путь, коий он предначертал… Да предохранит вас Всевышний Бог мощной рукою ото всякого наказания и спасет во Царствии своем!».

ЦЕРКОВЬ СВ. МАРТИНА ИСПОВЕДНИКА. МОСКВА. ОБРАЗ СВЯТИТЕЛЯ МАРТИНА

Святой Мартин скончался 16 сентября 655 года.

Из текста «О страданиях иже во святых отца нашего Мартина Исповедника, папы Римского» узнаем, что «посажен был святой Мартин на корабль и в заточение, послан в Херсон, где гладом, теснотою и всяких потреб недостаточеством моримый, через два года ко Господу отошел. Святое же его тело погребено было вне града Херсона, в церкви Пречистой Богородицы, нарицаемой Влахернская. И гроб его славен есть».

СТАТУЯ СВ. ПАПЫ МАРТИНА ИСПОВЕДНИКА В ЦЕРКВИ СВ. МАРИИ-УТЕШИТЕЛЬНИЦЫ. ТОДИ, ИТАЛИЯ

Автор «Жития св. Элигия» Авден писал в VII веке, что описываемый им святой в 659 году видел усыпальницу Мартина.

Уже тогда, спустя 4 года после кончины папы, к месту его упокоения совершались массовые паломничества, причем, не только из близлежащих восточных провинций империи, но и из западных.

Об огромной популярности мавзолея Мартина среди христиан Таврики и прилегающих областей в начале VIII века императору Льву III Исавру (717–741) сообщал в письме римский папа Григорий II (669–731), отмечая, что к мавзолею блаженного Мартина «стекается Боспор и весь Север и обитатели Севера с тем, чтобы исцелиться от болезней».

Обратите внимание

Борьба между православием и ересью завершилась в 680 году, когда монофелитство было осуждено на Шестом Вселенском церковном соборе, собравшемся в столице Византийской империи. Тогда было провозглашено, что Христос – Богочеловек и имеет две воли, причем Его человеческая воля подчиняется Божественной. Но до победы православных догматов должна была пройти еще четверть века…

ЧАСТИЦА МОЩЕЙ СВ. МАРТИНА ИСПОВЕДНИКА

После того как ересь монофелитов осудил VI Вселенский Собор, мощи св. Мартина Исповедника* были торжественно перенесены сначала в Константинополь, во Влахернский храм? а затем – в Рим, где находятся и по сей день в церкви Святителя Мартина на Семи Холмах.

День памяти святого Мартина Исповедника отмечается 14/27 апреля.
* Его честные мощи были подняты cвв. Кириллом и Мефодием, славянскими учителями, одновременно с мощами Святителя Климента, папы Римского.

Святые тела Святителей Мартина и Климента были отправлены в Рим, а глава каждого и правая рука остались в Херсонесе.

РИМ. БАЗИЛИКА СВЯТЫХ СИЛЬВЕСТРА И МАРТИНА, ГДЕ НАХОДЯТСЯ МОЩИ СВ. МАРТИНА ИСПОВЕДНИКА

Даже в 1598 году, когда Херсонес уже больше века не существовал как город, известный церковный писатель, кардинал Бароний написал, что «…и до сего дня почитается память св. папы Мартина греками, и большие толпы народа собираются к его могиле, чтобы получить благодать излечения».

Популярность св. Мартина среди приверженцев православной и католической веры огромна. В его честь освящены сотни храмов по всему христианскому миру, а его Житие («Мартирий») – беспрецедентный случай – было написано еще при жизни святого! В Севастополе пещерный храм во имя св. Мартина освящен в Инкерманском православном монастыре.

СВЯТИТЕЛЮ МАРТИНУ ИСПОВЕДНИКУ, ПАПЕ РИМСКОМУ

Тропарь, глас 4:

Истинных повелений устне распространил еси, учении Божественными вся просветил еси, зловерие низложил еси, Богомудре Мартине, святителю всечестне, поминай нас, угодниче Христов, еже к Нему ходатайствы твоими, да в мире устроиши живот наш.

Кондак, глас 2:

Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю Мартине, со ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.

Величание

Величаем тя, святителю отче Мартине, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Источник: http://alexandrtrofimov.ru/?p=8140

Мартин Исповедник, Папа Римский

Мартин Исповедник родился в городе Тудертума Умбрийской области в Италии в начале VII века. Получив хорошее образование, он стал священнослужителем Римской Церкви. После смерти в 649 году папы Феодора I тогда священник Мартин был избран новым папой.

Церковь в те времена была раздираема ересью монофелитов, которая широко распространилась по империи. Монофелиты утверждали наличие у Иисуса Христа только одной – Божественной – воли. Горячие споры монофелитов с православными велись во всех слоях населения.

Даже император Констанс и Константинопольский патриарх Павел II были приверженцами этой ереси. Император выпустил еретический “Образец веры”, насильно распространявшийся и обязательный для всего населения. В нем, в частности, запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот “Образец веры” дошел до Рима в 649 году. Святой Мартин, твердый защитник православия, созвал Поместный Собор в Риме, который осудил монофелитскую ересь. Мартин призвал отправил патриарха Павла вернуться к православному исповеданию.

Важно

Разгневанный поступком папы Мартина император посылает военачальника, экзарха Равенны Олимпия привести Мартина на суд. Но тот, оказавшись в Риме, испугался количества духовенства и народа на Соборе, и подкупил воина, чтобы тот тайно убил папу-исповедника. Но убийца, приблизившись к Мартину, неожиданно потерял зрение.

Испуганный Олимпий спешно уехал в Сицилию, где вскоре и был убит в сражении.

В 654 году император Констанс отправил к Папе другого военачальника, экзарха Феодора I Каллиопу, с тяжелыми обвинениями в тайном общении святителя Мартина с врагами империи — арабами-сарацинами, в возведении хулы на Пресвятую Богородицу и в неканоническом вступлении на папскую кафедру.

Несмотря на существование явных доказательств полной невиновности Мартина, Феодор ночью с отрядом воинов захватил святителя и отправил его на один из Кикладских островов Наксос в Эгейском море. Около года содержался святитель Мартин на этом безлюдном отдаленном острове, претерпевая многочисленные лишения.

Уже совсем измученного исповедника отправили тогда, наконец, в Константинополь на суд.

На суде оправданий больного и престарелого Мартина никто не стал даже слушать.

Читайте также:  Святитель никита исповедник, ар­хи­епи­скоп апол­ло­ни­ад­ский

После вынесения обвинительного вердикта святителя в разодранной одежде выставили на осмеяние толпы, которую подначили кричать ему: “Анафема!” Наконец, церковный служащий по указанию императора, огласил приговор: лишить папу Мартина сана и предать смертной казни. Святителя заковали в цепи и посадили в темницу к приговоренным к смерти убийцам и разбойникам.

Между тем император Констанс узнал о просьбе умиравшего и раскаявшегося на смертном одре патриарха Павла прекратить мучения святителя Мартина. Император вернул заточенного Мартина для дополнительного допроса.

Однако папа Мартин всем своим дознавателям заявил: “Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии”.

Исповеднику все же заменили смертную казнь ссылкой в Крым, в Херсонес Таврический.

Совет

Там святитель и скончался в болезни 16 сентября 655 года. Мощи его после осуждения монофелитов были перенесены в Рим.

Источник: http://rublev.com/sviatye/martin-ispovednik–papa-rimskii

27 апреля. Святитель Мартин Исповедник, папа Римский – Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был уроженцем Тосканской области в Италии. Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора I (642–649) пресвитер Мартин был избран на престол.

В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.

Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констанс (641–668) и Константинопольский Патриарх Павел II (641–654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический «Образец веры» (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический «Образец веры» был получен в Риме в 649 году. Святой Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию.

Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину, то неожиданно ослеп.

Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении. В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи – сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол.

Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море.

Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя.

На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя.

В глубокой скорби он сказал: «Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти».

Обратите внимание

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: «Анафема Папе Мартину!» Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили.

Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор – лишить Папу сана и предать смертной казни. Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками.

Они были более милосердны к святителю, чем еретики.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: «Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению», – и просил прекратить мучения святителя Мартина.

Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии».

Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.

Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями († 16 сентября 655). Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

Просмотры (25)

Источник: http://zachatevmon.ru/?p=24879

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был уроженцем Тосканской области в Италии. Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора I (642 – 649) пресвитер Мартин был избран на престол.

В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.

Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констанс (641 – 668) и Константинопольский Патриарх Павел II (641 – 654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический “Образец веры” (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Важно

Этот еретический “Образец веры” был получен в Риме в 649 году. Святой Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию.

Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину то неожиданно ослеп.

Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении.

В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи – сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол.

Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море.

Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя.

На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя.

В глубокой скорби он сказал: “Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти”.

Совет

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: “Анафема Папе Мартину!” Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили.

Читайте также:  Преподобный александр свирский

Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор – лишить Папу сана и предать смертной казни. Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками.

Они были более милосердны к святителю, чем еретики.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: “Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению”, – и просил прекратить мучения святителя Мартина.

Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: “Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии”.

Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.

Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями (+ 16 сентября 655). Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

Источнк: pravoslavie.ru

Читать также: Страдание во святых отца нашего Мартина Исповедника, папы Римского

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Источник: http://hramvsvoinov.kiev.ua/propovedi-i-nastavleniya/svyatitel-martin-ispovednik-papa-rimskiie.html

Мартин Исповедник: когда папа Римский был прав

27 апреля православная церковь вспоминает Мартина Исповедника. Когда в седьмом веке Византия впала в ересь, Мартин, будучи папой римским, обличил греков в искажении веры и встал на защиту Церкви Христовой.

Ересь

К началу 7 века большая часть православного мира в Византии была заражена ересью монофелитства — лжеучения о том, что во Христе действует одна воля (божественная), а не две (божественная и человеческая), как позже закрепили в догматах.

Ересь насаждалась самим императором — точнее, чередой императоров, занимавших трон в седьмом веке, от Ираклия I до Константа II.

Обратите внимание

Целью этого насаждения было желание вернуть отколовшихся от церкви после Халкидонского собора (451 год) монофизитов — еретиков, которые признавали в Христе одну только божественную природу.

Восстановление церкви императоры связывали с укреплением единства империи, а потому было решено — с тем чтобы вернуть еретиков — пойти им на уступки: признать в Иисусе Христе при двух природах одну божественную волю.

К ереси примкнули практически все восточные иерархи во главе с патриархом Константинопольским Сергием.

Последний, желая подавить растущую смуту, написал и издал от имени императора указ, где ересь утверждалась как безусловная истина.

А позже император Констант II при поддержке нового константинопольского патриарха Павла II и вовсе запретил осуждать монофелитство — так гласил изданный им еретический документ под названием «Образец веры».

Оппозиция

На Востоке активными защитниками чистоты православия выступили монахи Максим Исповедник и Софроний.

На Западе против него поднялся папа римский Мартин, до своего избрания долгое время живший в столице Византии и бывший там папским нунцием (представителем папы).

Дело было за три века до разделения церквей, и хотя константинопольский патриархат и римский папский институт уже тогда имели друг к другу немало претензий, формально они все же оставались одной церковью.

Важно

В обход императорского указа Мартин продолжал открыто говорить о том, что монофелитство — суть ересь и искажение веры. В 649 году в Риме, в Латеранском дворце, резиденции пап, Мартин созвал Собор, который был призван осудить навязанные Константинополем нововведения.

По составу прибывших епископов Латеранский собор 649 года приближался своим авторитетом ко Вселенским Соборам, пишет историк церкви Антон Карташев. Приехали около 500 иерархов— из Италии, Сицилии, Сардинии, Африки. Восток был представлен в лице Палестинского епископа Стефана Дорийского.

Папа Мартин открыл собор речью, где изложил суть вопроса и зачитал документы, исходившие из-под пера восточных патриархов и императоров, уклонившихся в еретичество. Итогом пяти заседаний Собора стало оглашение двадцати канонов-анафематизмов, которые детально и по пунктам осуждали монофелитское учение.

Эти акты были разосланы по всем церквям и лично императору Константу II.

Ответный удар

Латеранский собор еще не разъехался, а в Рим из Константинополя прибыл посланник императора Олимпий, чтобы усмирить мятежного папу. По преданию, Олимпий опасался гнева толпы, а потому задумал убить Мартина тайно.

По его приказу, один из офицеров должен был заколоть папу во время богослужения, но неожиданно ослеп, когда с ножом приближался к Мартину. Происшедшее настолько впечатлило Олимпия, что он сам перешел на сторону Мартина, уверовав в его святость.

То же предание сообщает, что после этого чудесного случая Олимпий задумал восстание против Константинополя и повернул свое войско на этот город – но умер в этом походе, не доведя его до конца.

В Рим из Византии прислали нового человека — Феодора Каллиопу — с приказом арестовать Мартина. Сам Мартин был уже в преклонных годах, здоровье его слабело. Новую делегацию из Византии он встретил лежа, в Латеранской церкви — куда заранее, предчувствуя недобрый исход, попросил себя перенести.

Феодор Каллиопа прочитал Мартину указ, где император объявлял его низложенным. Сюда же добавили выдуманные обвинения в том, что папа якобы посылал деньги сирийским сарацинам, которые совершали набеги на границы Византии. «Явно было решение Константинополя оклеветать и загубить папу», — пишет Антон Карташев.

Совет

Народ сгрудился вокруг Мартина, не желая отдавать его прибывшим воинам. Тем пришлось соврать, что папу увозят в Константинополь для аудиенции с императором, и что те, кто захотят смогут отправиться в Византию с ним. Это успокоило защитников Мартина, но ночью его втайне от всех погрузили на корабль и вывезли в Константинополь.

Смерть и прославление

Папа предстал перед византийским судом в 645 году. Он прибыл туда истощенным (в пути его лишали пищи, заставляли обходиться без сна) и не мог стоять на суде — старца держали под руки двое воинов.

Суд признал его виновным в заговоре против императора: с Мартина сорвали одежды и выставили на потеху толпе. От смертной казни его спасло лишь заступничество константинопольского патриарха Павла II, который узнал о суде над Мартином, когда уже сам был на смертном одре.

«Увы мне! — вскричал, по преданию, патриарх, бывший противник папы. — Вот еще вина моя на грядущем суде!».

Папа римский Мартин скончался в 655 году в ссылке. В 680 году на шестом Вселенском соборе ересь монофелитства, с которой он боролся, была осуждена. Мартина чтят как святого и православные, и католики.

Удивительная судьба римского понтифика, который учил чистоте веры православных патриархов, закончилась в месте, не менее удивительном — им стал крымский Херсонес.

Отсюда, спустя три с небольшим века, православие придет на Русь — где еще через несколько столетий, подобно исповеднику Мартину, греков обличат в искажении веры и в делах Церкви обретут независимость от них.

Источник: https://zaweru.ru/2963-martin-ispovednik-kogda-papa-rimskiy-byl-prav.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector