Святитель митрофан воронежский

Святитель Митрофан Воронежский

Дни памяти: 7/20 августа (Обретение мощей), 4/17 сентября (Второе обретение мощей и Собор Воронежских святых), 23 ноября/6 декабря.

Будущий святитель Митрофан (в миру Михаил) родился 6 ноября 1623 года во Владимирской губернии (ныне Савинский район Ивановской области) в семье священника.

Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел сына Ивана. Известно, что некоторое время будущий епископ был приходским священником в селе Сидоровском Суздальской епархии недалеко от г.Шуи.


Монашество и игуменство

На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу.

Обратите внимание

В 1663 году он поступил в Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где был пострижен в монахи под именем Митрофана, а через 3 года рукоположен во священника и назначен игуменом в Яхромскую обитель (Яхромский Космин монастырь), которой управлял в течении 10 лет.

После Святитель Митрофан был переведен в Макарьевский Желтоводский монастырь на Унже, где пробыл 7 лет, будучи любим и почитаем не только братией, но и всеми окрестными жителями, ценившими его смирение, бескорыстие, трудолюбие и неусыпные заботы об устройстве обители и построении в ней нового храма.

Монастырь игумена Митрофана часто посещал царь Феодор Алексеевич Романов, который нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением.

Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра — Воронежская епархия, царь Феодор Алексеевич предложил назначить первым её епископом игумена Митрофана.

Епископ Воронежский

2 апреля 1682 года игумен Митрофан был хиротонисан во епископа Воронежского. Хиротонию совершил Патриарх Всея Руси Иоаким.

После хиротонии святитель несколько месяцев жил в Москве, устраивая дела новой епархии. За период жизни в Москве он участвовал в погребении скончавшегося царя Феодора Алексеевича и венчании на царство юных государей Иоанна и Петра.

Святителю Митрофану также пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле 1682 года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах.

В конце августа 1682 года святитель Митрофан прибыл в Воронеж. Население края было разнородным. Пользуясь тем, что край был удален от Москвы, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний.

Важно

Духовенство было почти сплошь неграмотным, но и такого духовенства все равно не хватало — некоторые церкви из-за отсутствия пастырей были закрыты (на территории епархии было лишь 182 храма, что не соответствовало её масштабам и постоянно увеличивавшемуся количеству населения).

Монастыри также находились в запущенном состоянии. Монахи больше подчинялись мирским лицам — благотворителям монастырей, чем духовной власти. Такая обстановка способствовала распространению и укреплению раскола в епархии.

Раскольники чувствовали себя вольготно в Воронежском крае, привлекая на свою сторону население, они или уводили его в раскол или отвлекали от хождения в церковь.

Прибыв в епархию, святитель Митрофан, в первую очередь, обратился к священникам своей епархии с архипастырским посланием, которое было проникнуто одной мыслью — о величии и святости пастырского служения.

В течение 20 лет трудился святитель на Воронежской кафедре. За это время святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Одной из первых забот св.

Митрофана было построение нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С благословения патриарха и на пожертвования государей и других лиц церковь была построена и освящена в 1692 году. Великих трудов стоило это строительство святителю.

Храм был замечателен как по архитектуре, так и по внутреннему благоукрашению, и святитель любил его как свое детище.

За 20 лет служения святителя Митрофана в Воронежской епархии число храмов возросло со 182 до 239.

Святитель Митрофан и царь Пётр I

Совет

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с царем Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Царь Петр, в свою очередь, уважал святителя и много способствовал укреплению вновь учрежденной бедной Воронежской епархии.

Святитель Митрофан одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским».

В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй.

Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы.

Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен.

«Духовное завещание»

В своей келейной жизни святитель Митрофан был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью. Пищу употреблял самую простую, одевался также просто.

Все свои доходы он употреблял на нужды своей епархии и главным образом на благодарения. После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Воронежского святителя были немалые. Он писал в своем завещании: «А келейных денег у меня нет…

Обратите внимание

не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».

Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой – молитва об умерших.

Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды.

За несколько лет до кончины он составил «Духовное завещание», в котором дал пастырские наставления для всех христиан: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность – богат будешь; воздержно пей, мало ешь – здрав будешь; твори благо, бегай злого – спасен будешь».

Кончина

Святитель Митрофан скончался 23 ноября 1703 года. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий в честь преподобного Макария Унженского, основателя монастыря.

Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже на 12-й день после кончины.

Похороны прощли с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».

Похороны свт. Митрофана Воронежского и обретение его святых мощей. Слева изображен Петр Великий. Религиозная картина ΧΙΧ века

Обретение мощей святителя Митрофана и канонизация

Спустя 14 лет после смерти святителя Митрофана, в 1717 году, Благовещенский собор начал рушиться от близости рвов из-за нетвердости фундамента и его разобрали, чтобы из этого же материала построить новый. Строительство началось в 1718 году и закончилось в 1735 году. Тело святителя Митрофана было перенесено «в правое крыло собора». Именно тогда было замечено, что тело Святителя нетленно.

Через 100 лет, весной 1831 года, был проведен ремонт собора. Необходимо было обследовать фундамент на прочность и перестелить пол. При ремонте разобрали церковный помост и обнаружили склеп святителя Митрофана с разломленным отверстием наверху. Через него и увидели раскрытый гроб (крышка стлела) и нетленное тело епископа Воронежского.

6 августа 1832 года в день Преображения Господня состоялось открытие мощей святителя Митрофана. На этом событии присутствовало около 50 тысяч человек.

Открытие мощей святителя Митрофана 6 августа 1832 года

Мощи торжественно были перенесены из Благовещенского (на время ремонта) в Архангельский собор. Благовещенский храм вновь открылся для верующих в 1833 году. Тогда же были перенесены мощи Святителя Митрофана. К этому событию воронежские купцы устроили серебряную вызолоченную раку весом семь пудов.

В 1832 году епископ Митрофан был причислен к лику святых. От его святых мощей по милости Божией начали происходить многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. При соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице.

История Благовещенского собора в советское время

Важно

В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.

С Благовещенским собором тесно связано имя священномученика Тихона (Никонорова), архиепископа Воронежского и Задонского. 13 мая 1913 года Тихона назначили на Воронежскую кафедру.

Архиепископ совершал богослужения в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря. 27 декабря 1919 года (9 января 1920 года) в третий день Рождества Христова Тихон был повешен на царских воротах алтаря Благовещенского собора.

Его сгубила Гражданская война, ярым противником которой он являлся.

3 февраля 1919 года большевики ворвались в собор во время богослужения и пытались опорочить святые мощи Митрофана, сдернув с них одеяния и подняв на штыки.

Тут же был проведен акт вскрытия мощей, по которому их признали поддельными. Митрофановский монастырь объявили оплотом контрреволюционных сил и по решению органов Советской власти закрыли.

В 1922 году большевиками был инициирован раскол Православной церкви, Благовещенский собор стал обновленческим.

20 августа 1929 года, в «Митрофанов день», органы советской власти запретили все богослужения.

Некто партийный Варейкис объявил присутствующим, что мощи святителя изымаются в связи с закрытием Благовещенского собора на нужды социалистического строительства. Мощи епископа Воронежского Митрофана были переданы в Воронежский Краеведческий музей.

Совет

В этот же день на площади у Благовещенского собора состоялись народные гулянья. В них участвовали все пять воронежских оркестров, исполнявших революционную музыку.

Во время Великой Отечественной войны собор был практически полностью уничтожен. Окончательно его снесли в 50-е годы XX века.

Возведение нового собора началось только в 1998 году. Вновь построенный собор не имеет внешнего сходства с утраченным. Он состоит из двух частей: верхнего и нижнего храмов, и способен вместить до 6 тысяч человек. Новый собор является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира — его высота 97 метров.

Благовещенский кафедральный собор Воронежа

Официальное открытие Благовещенского кафедрального собора состоялось 6 декабря 2009 года. 5 декабря 2009 года из Покровского собора, в котором в 30-е годы XX века размещался Краеведческий Антирелигиозный музей, в Благовещенский Собор торжественно были перенены святые мощи святителя Митрофана Воронежского и святителя Тихона Задонского.

Тропарь святителю Митрофану, епископу Воронежскому, глас 4
Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога // стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак святителю Митрофану, епископу Воронежскому, глас 8
Воздержанием тело духу поработив, / душу же равноангельну сотворив, / святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства, / и ныне, всех Владыце предстоя, // моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Молитва святителю Митрофану Воронежскому
О святителю, отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко да подаст нам согрешений наших прощение и избавит нас от бед, печалей, скорбей и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1225908883031329460/svyatitel-mitrofan-voronezhskij/

О чем просят митрофана воронежского?

Краткое содержание статьи:

Еще один святой, к которому люди часто обращаются за помощью – Митрофан Воронежский. О чем молятся ему христиане в церкви и дома, мы расскажем вам ниже. А также коротко опишем его жизнь и дела, благодаря которым он и был канонизирован.

Читайте также:  Церковь сошествия святого духа в шкини, россия, московская область, село шкинь

Митрофан Воронежский: житие

Митрофан Воронежский родился 6 ноября 1923 года в Московском уезде, селе Антиповка. При рождении имел имя Михаил. Рос и учился Михаил здесь же, в своем селе. Женился, имел сына.

Но жена его рано скончалась и в 40 лет Михаил овдовел. После этого он постригся в монашество и принял имя Митрофан – 1663 год.

Митрофан славился строгой монашеской жизнью, благодаря чему настоятель Яхромского монастыря назначил его игуменом.

Далее жизнь игумена Митрофана, как священнослужителя складывалась следующим образом:

  • В 1675 году становится игуменом Троицкого монастыря в городе Макарьев.
  • В 1680 там же, берет на себя обязанности управляющего десятиной, то есть покровительствует нескольким храмам. В данном случае их было 94.
  • В 1682 году Митрофана назначают епископом Воронежским.

Дела воронежской епархии были сильно запущены тогда: жители области не показывали никакого доверия к церкви, практически не посещали храмы. Образовательный уровень их был низок. Церковная жизнь состояла в жутком запустении: имеющихся храмов катастрофически не хватало для растущего населения.

Когда Митрофан являлся епископом Воронежским, число церквей значительно увеличилось. Были основаны несколько монастырей и каменный пятикупольный храм в самом Воронеже.

Епископ активно строил в селах школы, занимался благотворительностью. Был строгим, но честным и справедливым, благодаря чему смог завоевать доверие простых людей.

Почитание и канонизация

В 1703 году монах тяжело заболел и скончался в возрасте 80 лет. На его похоронах присутствовал сам царь Петр 1 и лично нес гроб до места погребения. И по сей день, его останки хранятся в Благовещенском соборе города Воронеж. В 1832 году монах был приставлен к лику святых.

По всей стране построено много храмов святителя Митрофана:

  1. В 1847 году в Санкт-Петербурге построена церковь его имени.
  2. В 1904 году на территории республики Карелии основан скит «Митрофаниевская пустынь».
  3. А в 2003 году создан храм святителя при институте МВД в городе Воронеж.

В 1919 году специальная комиссия вскрыла погребальную урну святителя Митрофана. На месте его мощей были обнаружены фрагменты черепа с приклеенными другими волосами. Основную же массу составляла тряпичная кукла и жженое покрывало. Куда делись другие останки – неизвестно до сих пор.

Молитва Митрофану Воронежскому

Просят верующие Митрофана о разном. Еще при жизни помогал он вылечиться от болезней, давал кров нуждающимся, помогал осиротевшим детям.

Вот несколько обращений о своем благополучии и благополучии детей:

  • О помощи в делах: «Святителю божественному Митрофану чудесными делами просветляющему припадаем ничком и просим: проси о нас (имена) Христа нашего. Да ниспошлет он, чтущим заповеди его верно, богатые милости своя. Даст жизненного утверждения и своего благословения на дела верные, чтоб сбылись они правильно и надежно, не было промаха и безуспешности в них. А мы, отче наш святитель Митрофан, прославлять молитвами будем и дальше тебя и Господа нашего Иисуса. Аминь».
  • О детях, их правильном воспитании и благополучии: «Отче святой вечный Митрофан наш покровитель, тебя просим, к тебе обращаемся о детях наших, жизнь которым Богом дана Иисусом. Сохрани их, как сможешь счастливыми. Содействуй нам родителям в правильном воспитании. Дай нам терпения необходимого: силы и воли просветить их и на дела благие, трудолюбие и терпеливость. Хранитель да прибудь с нами всегда в деле этом нелегком. Митрофан святитель и покровитель, тебе молимся: дай радости от детей и подвигни жизнь с ними рядом долгую прожить. Аминь».

О здоровье и избавлении от болезней

Многие едут в Воронеж к мощам святителя из других городов. Просят в основном о здоровье.  Но если это невозможно сейчас, помолиться можно и дома перед образом.

  • «Отче наш Митрофан молимся тебе благодетелю: проси о нас Христа Бога Великого, да ниспошлет он нам милости своя! Да подарит Господь попечение свое грешным сынам и дочерям его покаянным. Господи Христос, даруй исцеление от боли страшной нестерпимой, жутким мучениям меня (имя) подвергающей. Митрофан святой наш покровитель, да услышит Господь молитвы твои славные и поможет, не забудет. Аминь».
  • «О, благодушный угодник Христов святой Митрофан! Смилосердись надо мной, услышь страдания и плачи мои и умилостиви Небесного Владыку Христа нашего. Да даст он здравие и излечение от недуга всякого: духовного и телесного. Прими просьбу мою не отказывай, не погнушайся грехов моих тяжких, замолю я их стараючись, честно и откровенно исправляясь. Аминь».

Сила молитвы в вере молящегося и искренности. Верьте в то, о чем просите, но и не сидите, сложа руки. Молитва поможет настроиться, однако не решит проблемы за вас.

В данном видео будет рассказана стихира Митрофану Воронежскому, как правильно звучит песнопение:

Молитва Митрофану Воронежскому о работе

Великим тружеником был монах. Сколько дел благодатных и полезных было им совершено в помощь церкви и простым людям. Поэтому молятся ему и о работе, когда не могут ее найти или поменять.

  1. «О, архиерей святитель великий Митрофан! Услышь меня, сына Бога Христа (имя) о помощи и благосклонности прошу, о прощении грехов. Избави меня от бед, печали и скорби. Одари работой хорошей, чтоб детей было чем кормить. На благо их буду верно трудиться, семью свою содержать в доме своем. Я же в молитвах своих восхвалять память твою стану, святитель Митрофан милостивый, и детям своим накажу не забывать. Аминь».
  2. «Святой Митрофан заступник и покровитель всех! Обращается к тебе (имя) стоя перед образом твоим и просит. Покрестись за меня Богу нашему Христу, стань мне помощником и опорой, как и всегда. Пусть даст он мне радость и благословение свое на работу хорошую, дабы я трудился и потел во славу его и для блага детей моих родных. Благодарность ему моя великая и память в мыслях моих бесконечная. Аминь».

Всем помогал епископ при жизни, молятся ему о разном люди и сейчас.

В этой статье мы рассказали вам, кто такой Митрофан Воронежский, о чем молятся ему люди. Говорят, что когда он умер, не осталось даже завещания, так как беден был монах до самой старости.

Остались от него лишь духовные наставления: «Люби труд, храни меру – богат будешь. Мало пей, мало ешь – здоров будешь. Делай добро – спасен будешь».

Видео о святом Митрофане

В этом ролике отец Митяй расскажет о святом Митрофане Воронежском, о жизни святителя, его заповедях и правилах жизни:

Источник: http://1-kak.ru/397-mitrofan-voronezhskij-o-chem-molyatsya.html

Епископ Воронежской земли — Святитель Митрофан

В самом центре Воронежа, неподалеку от живописной набережной, возвышается Благовещенский кафедральный собор. Храм с первого взгляда поражает своей красотой и величественностью. Он является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов в мире.

Именно в нем находятся мощи святителя Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и священномученика Петра. Ежедневно сотни верующих приезжают сюда со всех уголков нашей необъятной Родины, чтобы поклониться мощам святых.

 Чем же удивительна и примечательна жизнь воронежских святых? Почему именно сюда вновь и вновь приезжают верующие?

Благовещенский кафедральный собор в г. Воронеж

Имя святителя Митрофана Воронежского золотыми буквами вписано в историю русской православной церкви, в историю государства Российского.

Но, к сожалению, не каждый знает, что святой наряду с апостолом Петром, св. князем Александром Невским, св. Ксенией блаженной, св.

праведным Иоанном Кронштадтским является небесным покровителем северной столицы – Санкт-Петербурга.

Святитель Митрофан, епископ Воронежский

Святитель Митрофан  жил во времена Петра I. При рождении он получил имя Михаил. Вероятно, он родился в семье священнослужителя, но доподлинно это не известно. Из жития святого мы знаем, что он был женат, служил приходским священником, воспитывал сына. В возрасте сорока лет он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу.

2 апреля 1682 года Святитель Митрофан был назначен епископом Воронежским.  Хиротонию совершил Патриарх всея Руси Иоаким. После хиротонии святитель несколько месяцев прожил в Москве, устраивая дела новой епархии.

За период жизни в Москве он участвовал в погребении скончавшегося царя Федора Алексеевича и венчании на царство юных государей Иоанна и Петра.

Обратите внимание

Святителю Митрофану также пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле 1862 года и присутствовать на «прениях о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это произвело сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах.

Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»

В конце августа 1862 года Святитель Митрофан прибыл в Воронеж.

Многие местные жители  новой епархии не были религиозны и даже уровень образования пастырей быль столь невысок, что в регионе было велико влияние старообрядчества.

На территории епархии было всего лишь 182 храма, что было крайне мало, относительно масштабов и постоянно увеличивавшегося количества населения.

Новый епископ ревностно занялся устройством своей епархии, был доступен для каждого, старался всем помочь, призывал местных священников служить для паствы не только проповедью и молитвою, но и собственной жизнью.

Особое место в жизни святителя Митрофана значили его отношения с Петром I. Святитель духовно наставлял и помогал молодому царю, старался содействовать его преобразованиям, которые были полезными для Отечества. Он одобрил постройку флота, предпринятую  императором.

С течением времени даже стал духовником Петра I. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел, как бы в награду за участие в этой победе, Святителю Митрофану именоваться епископом Воронежским и Азовским.

Святитель сколько мог, помогал  императору, разъяснял народу благие намерения царя, собирал деньги на постройку флота и жертвовал свои собственные скудные средства на необходимые работы по кораблестроению.

Но эта преданность епископа юному царю не мешала ему говорить Петру правду в глаза и обличать те действия государя, которые нарушали правила благочестия.

Петр I и святитель Митрофан Воронежский

Святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесное общение царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Он отказался посетить воронежский дворец царя из-за того, что там находились языческие статуи.

Важно

Когда разгневанный Петр I стал грозить ему смертью, Святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Разгневанный император велел передать епископу, что если он не явится во дворец, то он как ослушник царской воли будет казнен.

«Жизнь моя, во власти царя», отвечал епископ, «но для меня лучше умереть, чем нарушить долг святительского сана». На эти слова ответа не последовало, и святитель Митрофан, не зная окончательного решения грозного самодержца, стал готовиться к смерти, и распорядился звонить во все колокола, созывая народ к всенощной.

Петр I, услышав звон, поинтересовался какой завтра праздник, и узнав, что епископ таким образом решил совершить соборное моление о прощении грехов, приказал немедленно все убрать из дворца. Святитель Митрофан своим поступком заслужил еще большее уважение царя.

На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл двадцать лет, до самой смерти. Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году, будучи уже в возрасте. Незадолго до кончины, святитель принял схиму с именем Макарий.

Император, узнав о тяжелой болезни святого старца, незамедлительно поспешил к нему и приехал в Воронеж в день его кончины, но уже не застал в живых. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями.

Царь своими руками помогал нести гроб Святителя, почитаемого за святого старца.

За время пребывания Святителя Митрофана  на воронежской кафедре число храмов в епархии возросло со 182 до 239, было основано два монастыря – Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюгский. В существовавших монастырях он заботился об искоренении нестроений и беспорядков и утверждении строгой жизни по иноческому уставу.

Читайте также:  Храм николая чудотворца на земле франца-иосифа, россия, архангельская область, земля франца-иосифа, земля александры

Образ милосердного и справедливого епископа запомнился народу и много почитателей его памяти стекались к его могиле, чтобы отслужить панихиду.  Вскоре Господь, исполняя благочестивые чаяния почитателей святителя Митрофана, как угодника Божиего, положил начало его открытому прославлению.

Митрофановский монастырь был практически уничтожен в советское время

Соборная Благовещенская церковь, созданная трудами Святителя Митрофана, около 1717 года стала разрушаться.

Собор пришлось разломать, чтобы в дальнейшем воспользоваться его материалом для постройки нового, который был заложен на более прочном фундаменте.

По завершении постройки, в 1735 году, тело святого Митрофана перенесли в новый кафедральный собор (Благовещенский). При обоих перенесениях тело Святителя оказалось нетленным.

 С 1820 года число почитателей памяти Святителя Митрофана увеличилось, и Воронежский архиепископ Антоний II неоднократно сообщал в Синод о чудесах по молитвам святого. В 1831 году обретено нетленное тело Святителя Митрофана и совершено его прославление в лике святых.

Совет

В 1830 году была написала первая икона Святителя. Воронежский купец Гардненин, испытавший на себе благодатную помощь Святителя Митрофана и почитавшего его как великого угодника Божия, нашел старинный портрет воронежского епископа.

С просьбой сделать копию он обратился к художнику Шевцову, но тот боялся из-за ветхости полотна исказить лик. Тогда художник начал молиться Богу, чтобы тот сподобил его увидеть Святителя Митрофана. И вот, на следующую же ночь Шевцов увидел во сне старца.

Когда он проснулся, то образ Святителя так живо запечатлелся в его душе, что он без труда по памяти воспроизвел его на холсте. Затем он рассказал о чудесном явлении Святителя Митрофана преосвященному Антонию.

Владыка благословил Шевцова писать копии с этого изображения, имея в виду желание многих почитателей воронежского Святителя.

Первопрестольник Воронежский, святитель Митрофан, во святом крещении Михаил

Первым храмом во имя Святителя Митрофана была надвратная церковь в Хотьковском монастыре, которую в 1833 году освятил митрополит Филарет.

В Москве, при детском приюте великой княгини Елизветы Федоровны, в Петровском парке существует храм Митрофана Воронежского.

На Павелецком вокзале, с которого отправляются поезда в Воронеж, находится часовня во имя Святителя, освященная в 2001 году.

Память Святителя Митрофана

Память Святителя Митрофана совершается 6 декабря, 20 августа и 17 сентября. В настоящее время поклониться мощам Святителя можно в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа. Величественный Благовещенский собор Воронежской и Борисоглебской епархии – не только место молитвы и украшение центра Черноземья, но и символ народного покаяния и духовного единства и возрождения.

Источник: https://pdobro.ru/svyatitel-mitrofan-miloserdnyj-i-spravedlivyj-episkop-voronezhskoj-zemli/

Святитель Митрофан Воронежский — ОдигитриЯ

Святитель Митрофан как будто не оставил нам поучений, исполненных особых откровений. В своем «Духовном завещании» он пишет предельно просто: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь».

Такова заповедь святых отцов: живи так, как если бы тебе предстояло прожить на земле тысячу лет, подобно первым детям Адама, и в то же время так, как если бы завтра ты должен был умереть. Читая житие святителя Митрофана, мы обращаем прежде всего внимание на его непрестанное памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах.

Его любимыми молитвами были молитвы об умерших. И этому сопутствовала практическая основательность во всем и житейская трезвость. Половину своей жизни он прожил вмиру, не помышляя ни о каких особенных подвигах, был женат, имел детей. Дело ведь не в том, какое место мы занимаем в Церкви. Более существенно — являемся ли мы настоящими христианами или нет.

Обратите внимание

И впоследствии, достигнув высот святости, святитель Митрофан любил повторять, что самый великий подвиг для христианина — предание себя в волю Божию. В течение нескольких лет он служил простым сельским священником в Суздальской епархии. Господь посетил его скорбями, призывая к новому служению. На сороковом году жизни он овдовел и решил принять монашество.

Его постриг был совершен в Успенском монастыре, недалеко от Суздаля. В дни Успенского поста обратим внимание на его особенную любовь к Божией Матери, и на Ее неизменный покров над ним. Несомненно, это было связано с его глубоким стремлением постигнуть благодатную тайну Пречистой, о которой Она Сама говорит: «Яко призре Господь на смирение рабы Своея».

И хотя бы в какой-то степени приобщиться этой тайне.

«Кто умалит себя, тот вознесен будет», — говорит Христос. Нередко это исполняется и в земном плане. Очень скоро за благочестие и смирение отец Митрофан, вопреки своему желанию, был возведен в игумены Яхромской обители. Во время настоятельства в Унженском Костромском монастыре он построил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Через некоторое время, став первым епископом вновь учрежденной воронежской епархии, он прежде всего начал сооружать в Воронеже каменный храм вновь в честь Благовещения. Очевидно, с этим праздником, по дару благодати, у него была постоянная сокровенная связь.

На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл двадцать лет — до самой своей кончины. Замечательно, что, завершая свое смиренное восхождение к Богу, святитель принял схиму, как бы сложив с себя епископский сан. Ибо, согласно церковным правилам, принявший схиму не может начальствовать в Церкви. Он был погребен в Благовещенском соборе.

А после его прославления в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.

Пройдя по жизни царским смиренным путем, святитель Митрофан как бы зримо являет нам одну из основополагающих истин, заповеданных святыми отцами: «Самое главное в богословии и в духовной жизни — чувство равновесия».

Это есть дар рассудительности, обретаемый смирением. Известно, что святитель был свидетелем бунта старообрядцев, и явился строгим обличителем раскола и ревности не по разуму.

И во всей своей архипастырской деятельности он неизменно противостоял ложному благочестию, питаемому гордыней.

Важно

Особую страницу в жизни святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром Первым. Он решительно выступил за полезные для Отечества преобразования молодого царя — в частности, постройку флота в Воронеже, на которую многие тогда смотрели неодобрительно, почти с суеверным страхом.

Из церковной казны им даже были выделены средства в поддержку важного для России начинания. В то же время святитель Митрофан не одобрял бездумного подражания некоторым обычаям иноземных иноверцев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй.

Когда разгневанный государь стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели допустить хотя бы косвенное участие в языческом нечестии. Исповедничество святителя произвело сильное впечатление на Петра.

Он убрал статуи, помирился со святым старцем, и это было началом его нового, более благоговейного отношения к православной вере.

Небо и земля неразрывно связаны друг с другом для всех, кто неложно следует за Христом. Ибо Христос пришел на землю, чтобы соединить ее с небом. Отечество земное и Отечество небесное — то и другое дорого для христианина, но существует непреложный порядок: без верности небесному не может быть процветания земного. Более того, может быть потеряно и то, и другое.

Из года в год мы совершаем праздник обретения мощей святителя Митрофана Воронежского на второй день праздника Преображения Господня. Что такое святые мощи? Почему, спрашивает святой Иоанн Златоуст, они бесконечно драгоценнее всех драгоценностей земли? Потомучто, говорит он, через них действует благодать Воскресения Христова.

Существуют многочисленные свидетельства об исцелениях от святых мощей святителя Митрофана страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. Какой урок преподает нам Господь через жизнь и смерть этого святого? Свет Христов открывается нам необязательно сразу в Фаворской славе, но прежде всего в смиренном несении креста, данного Господом.

В пасхальном свете, сокровенно присутствующем среди наших каждодневных трудов и скорбей.

Совет

Всякая скорбь малая или великая, которую мы претерпеваем ради Христа — ничто в сравнении с тем, что ожидает нас. Господь благословляет Крестом, и особенно тогда, когда хочет дать нам Свои великие блага.

Если Он дает нам вкусить, что значит Его Крест, это знамение того, что Он относится к нам как к возлюбленным детям Божиим.

Физические страдания, унижения, поражения — все, что происходит лично с нами, с нашими близкими, с миллионами окружающих нас людей — это не просто повод для печали. Но это дается нам для того, чтобы мы могли обратиться ко Господу и узнать Его отеческую любовь и утешение.

Его помощь не замедлит придти, чтобы обратить все наши беды во благо для нашей души и для всей Церкви. Эти беды не просто наш крест, но Крест Христов, и Господь несет его вместе с нами. Без Христа тяжесть этого креста раздавила бы нас.

Если мы будем изо всех сил держаться Христа, ничто не повредит нам — ни голод, ни нагота, ни угрозы властителей, ни смертельная болезнь, ни гибель мира.

Ни, тем более, каждодневные малые скорби, из-за которых мы так часто теряем душевный мир.

Слово Божие возвещает христианам — и первым, и последним: «Кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны» (1 Петр. 3, 13—14).

Святитель Митрофан учит нас с упованием предавать Господу все скорби и труды нашей жизни, напоминая, что Господь всегда сопутствует нам и ждет нас в вечной славе в конце пути.

Обратите внимание

Молитвами Богородицы, когда придет наш последний час и закроются наши телесные очи, Господь откроет нам в полноте наше внутреннее зрение, и мы увидим Его лицом к лицу.

И смерть — тот исход, о котором Господь говорит в день Преображения — будет нашим новым великим рождением, началом жизни с Богом, не имеющей конца.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Источник: http://www.odigitria.by/2014/08/20/svyatitel-mitrofan-voronezhskij/

Святитель Митрофан Воронежский

празднование 7/20 августа, 4/17 сентября, 23 ноября/6 декабря

Родился святитель Митрофан (в миру Михаил) в ноябре 1623 года во Владимирском крае, в семье потомственного священника Василия и Марии (или Мавры). Из духовного завещания святителя известно, что он «родился от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере».

До сорокалетнего возраста святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском. Лишившись супруги, священник Михаил в 1663 году принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской Успенской пустыни, находившейся недалеко от Суздаля.

Через три года иеромонах Митрофан избран в настоятели Успенского Яхромского Космина монастыря. Этим монастырем он управлял 10 лет, проявив себя усердным игуменом. Его заботами воздвигнут храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя.

Патриарх Иоаким (1674— 1690), узнав о святой жизни игумена Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита знаменитого Мариево-Унженского монастыря во имя Живоначальной Троицы. Там попечением нового настоятеля был сооружен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

На Московском Соборе 1681 — 1682 годов в числе мер для борьбы с расколом и в целях улучшения просвещения среди православных было решено увеличить число епархий.

На новую Воронежскую кафедру 2 апреля 1682 г. был посвящен Патриархом Иоакимом и шестнадцатью архипастырями святой Митрофан. По прибытии в Воронеж Святитель, прежде всего, учитывая трудность времени и низкое нравственное состояние духовенства и паствы, разослал по епархии Окружное послание, в котором призывал к исправлению.

Читайте также:  Кириак палестинский

«Честные иереи Бога Вышнего! — писал Святитель.— Вожди стада Христова! Вы должны иметь светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы должны быть самим светом: «вы есте свет миру» (Мф. 5, 14)…

Христос Спаситель, вручая паству апостолу Своему, трижды сказал ему: паси, как бы внушая тем, что три есть различные образа пасения: слово учения, молитва при пособии Святых Таин и пример жизни.

Важно

Действуйте и вы всеми тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь о них, укрепляя их Святыми Тайнами; наипаче же неверных просвещайте святым Крещением, и согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к болящим, чтобы не отошли от сей жизни без причащения Святых Таин и помазания святым елеем».

За время 20-летнего епископства святителя Митрофана количество храмов в епархии возросло с 182 до 239 и основано 2 монастыря.

Известно о большой дружбе святителя Митрофана Воронежского со святителем Питиримом Тамбовским (память 28 июля).

Они поддерживали переписку и встречались для духовных бесед. История основания близ Тамбова Трегуляевского Предтеченского монастыря связана с дружбой святых архипастырей.

Первый Воронежский Святитель ревностно заботился о нуждах паствы: искоренял нестроения и беспорядки в обителях, утверждал в них жизнь по иноческому уставу, утешал всех без различия звания и состояния, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Молился он о живых и об усопших христианах, а особенно о воинах, павших за Отечество.

Святитель Митрофан, как человек высокого патриотизма, своим авторитетом, пожертвованиями и молитвами содействовал преобразованиям Петра I, необходимость и цель которых хорошо понимал.

При постройке флота в Воронеже Святитель убеждал народ всемерно помогать Петру, а сам отдавал все свои средства, сознавая, что они идут на благо Родины.

Это было очень важно, так как многие считали устройство флота делом бесполезным.

Высокий патриотизм святого епископа соединялся в его душе с твердой верой и строгостью православных убеждений, ради которых он не боялся навлечь на себя царский гнев.

Совет

Хотя за ослушание царской воли святителю грозила опала, но он отказался идти во дворец к Петру I, потому что там стояли статуи языческих богов. Царь приказал убрать статуи и с того времени проникся еще большим уважением к святому.

Е. Поселянин описывает случай, свидетельствующий о духовной связи между святителем Митрофаном и чтившим его Петром I уже после их кончины.

Однажды в Петропавловском соборе Петербурга увидели человека, усердно молившегося перед гробницей Петра I. На вопрос, почему он это делает, человек тот ответил, что ему повелел молиться святитель Митрофан.

Однажды во сне святой епископ явился ему и сказал: «Если хочешь быть мне угодным, молись о упокоении души императора Петра Великого».

Скончался святитель Митрофан 23 ноября 1703 года, в глубокой старости, приняв перед смертью схиму с именем Макарий, в честь преподобного Макария Унженского, с которым духовно сроднился во время настоятельства над Макариево-Унженской Троицкой обителью.

Гроб с телом великого святителя нес до усыпальницы сам Петр. Прощаясь, он сказал: «Не осталось у меня такого святого старца. Ему же буди вечная память».

Современники Святителя не оставили нам никаких памятников с описанием его христианских подвигов, и только Духовное завещание открывает нам те благодатные сокровища любви и смирения, которыми была преисполнена его душа.

В этом завещании, исполненном духом молитвы, он обнимает всех своей любовью, желая и по кончине своей всегда поучать паству свою.

Обратите внимание

Обращаясь к пастырям и пасомым, святитель говорит: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность— богат будеши; воздержно пий, мало яждь — здрав будеши; твори благо, бегай злаго — спасен будеши…

Да пребывают все православные христиане в прародительстве своем благочестиво и праведно, во всякой чистоте, в воздержании, святыне и покаянии.

Веру же Православную заповедую любить; и Церковь Святую едину во всей вселенной, как мать, чествовать и пребывать в ней неотступно, и предание и учение святых отцов содержать крепко и ни в чем не поругано и непоколебимо иметь. Как без веры правой угодить Богу невозможно, так и без Церкви Святой Восточной и светлого Богопреданного ее учения невозможно кому спастись».

С 1820 года число почитателей памяти святителя Митрофана чрезвычайно увеличилось, и Воронежский архиепископ Антоний II неоднократно доносил в Синод о чудесах по молитвам святого.

В 1831 году обретено нетленное тело святителя Митрофана и совершено прославление его в лике святых. С того времени Русская Церковь совершает память Святителя дважды в год: 23 ноября — день преставления и 7 августа (1832 г.) — день прославления.

Первая икона святителя Митрофана написана в 1830 г. художником Швецовым после явления ему святого архипастыря в видении, о котором предсказал Воронежский архиепископ Антоний.

Источник: https://akafist.ru/saints/mitrofan-voronezhskiy/

Святитель Митрофан Воронежский чудотворец

Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, выдающаяся личность России, он родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника, «от благочестивых родителей, — как впоследствии писал сам святитель, — и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере». Неслучайным было и имя, данное родителями младенцу: православная Церковь отмечает 8 ноября Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Небесным покровителем новорожденного, таким образом, стал предводитель воинства Небесного архангел Михаил.

Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана Воронежского по воспитанию своего сына Ивана.

Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу.

Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.

Деяния Святителя Митрофана Воронежского

Епископ Митрофан прожил долгую земную жизнь. На протяжении этой жизни он был священником, игуменом Яхромского Космина монастыря, затем Унженской обители во имя Святой Живоначальной Троицы и наконец главой епархии.

Митрофан возглавил вновь созданную Воронежскую епархию в зрелом возрасте – в 58 лет. Ему предстояло благоустраивать церковную жизнь на обширной территории, удалённой от Москвы и прежнего епархального центра в Рязани. В епархии было тогда лишь 182 храма.

Назначение святителя Митрофана на Воронежскую кафедру в 1682 году совпало с воцарением Петра Алексеевича. Жизнь Петра I и жизнь епископа Митрофана не раз пересекались потом, начиная с 1696 года, когда царь неоднократно приезжал в Воронеж. Усилиями епископа Митрофана Воронежская епархия значительно раздвинула свои пределы.

С именем преосвященного Митрофана связана перестройка Благовещенского кафедрального собора из деревянного в каменный и его благолепное украшение.

В лице святителя нашли себе мудрого руководителя придонские монастыри. Архиерей заботился о духовной и хозяйственной жизни насельников. Строго и справедливо и в то же время участливо и отзывчиво святитель Митрофан относился к белому духовенству, стремясь зажечь в его сердцах огонь веры.

С момента приезда Петра Алексеевича в Воронеж и начала кораблестроительных работ святитель Митрофан всеми доступными ему средствами поддерживал царя. В своих проповедях и поучениях архиерей объяснял всю государственную необходимость и пользу начатого царем дела, внося умиротворение во многие людские сердца.

Важно

Святитель влиял на работных людей, поневоле собранных в Воронеж, своим отеческим попечением о них и милосердной любовью. «Дом его архиерейский, — говорится в жизнеописании, — был домом прибежища всем скорбящим, странникам гостиница, болящим врачебница, убогим место упокоения».

Епископ Митрофан неоднократно жертвовал деньги из архиерейской казны на строительство флота. Во время частых личных встреч на протяжении 1696-1702 годов Петр I оказывал святителю Митрофану глубокое уважение и должные почести.

Смерть Митрофана

На погребении святителя Митрофана присутствовал сам царь, выехавший из Москвы в день кончины епископа, 23 ноября 1703 года. По преданию, после панихиды 4 декабря царь, обращаясь к своим приближенным, произнес:

Святитель Митрофан был погребен в склепе Благовещенского собора. Во время перестройки собора, с 1718 по 1735 год, гроб с телом святителя Митрофана был помещен в церковь Неопалимой Купины под деревянной соборной колокольней. В 1735 году тело святителя перенесли в новый кафедральный собор и погребли «в правом крыле собора, близ самой южной стены, в вышнем первом месте, в углу».

Чудеса у могилы Святого Митрофана

С 1830 года начинается паломничество верующих ко гробу святителя, и отмечаются чудесные явления помощи Божией у его могилы. Воронежскому епископу, святителю Антонию (Смирницкому) предписано было наблюдать за событиями и записывать сведения о чудесных явлениях.

Весной 1831 года при ремонте Благовещенского кафедрального собора был найден склеп, в котором находился истлевший гроб, а в нем тело святителя Митрофана «в нерушимой целости». Об обретении мощей было доложено императору Николаю I.

По решению Святейшего Синода, утвержденному царем, на 6 августа 1832 года было назначено открытие мощей святителя Митрофана в Воронеже.

После торжественного богослужения, при огромном стечении народа, архиепископом Григорием (Постниковым) и архиепископом Антонием (Смирницким) мощи святителя были возложены в кипарисовую раку и перенесены на время исправления кафедрального собора в Архангельский собор.

Год спустя они были возвращены в Благовещенский собор. В 1836 году Благовещенский собор и все архиерейское подворье вошли в состав вновь учрежденного Митрофановского Благовещенского первоклассного мужского монастыря. 23 ноября 1903 года Воронежская епархия торжественно праздновала двухсотлетие со времени преставления чудотворца Митрофана Воронежского.

Святитель Митрофан Воронежский и двадцатый век

Двадцатый век уготовил Православию суровые испытания. Мощам святителя Митрофана суждено было претерпеть глумление от безбожных властей.

3 февраля 1919 года мощи святителя Митрофана были вскрыты большевистской депутацией, но оставлены на прежнем месте. В 1920-е годы монастырь оказался в руках обновленцев, одновременно в 1919-1923 годах здесь находился концлагерь.

Но приток верующих к плененным мощам не ослабевал. 20 августа 1929 года власти приняли решение о закрытии собора и изъятии мощей.

Совет

Мощи из собора унесли в первую неделю января 1930 года, их передали в Областной краеведческий музей.

В 1940-1950-е годы ходатайства воронежского владыки Иосифа (Орехова) и Патриарха Алексия I (Симанского) о возвращении мощей святителя Митрофана Русской Православной Церкви были отклонены властями. Такое событие стало возможным только после празднования 1000-летия крещения Руси. Торжество возвращения мощей и их перенесение в Покровский кафедральный собор состоялось 16-17 сентября 1989 года.

Глубоко символично, что именно этому храму суждена была честь принять мощи воронежского первосвятителя: 5 сентября 1700 года епископ Митрофан дал прихожанам благословенную грамоту на строительство тогда еще деревянной Покровской церкви.

В празднике, который возглавил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) в сослужении со всеми городскими священниками, принимала участие вся епархия, все воронежские верующие.

Каждое воскресение перед мощами совершается водосвятный молебен с пением всеми верующими акафиста святителю Митрофану.

Решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в сентябре 2002 года определено празднование Собора Воронежских святых в день второго обретения мощей святителя Митрофана 4/17 сентября. В нынешнем году такое празднование состоялось в очередной раз и особо торжественно: крестный ход с частицей мощей святителя Митрофана проходит по всем приходам Воронежско-Борисоглебской епархии.

Священноначалием определено перенести мощи святителя Митрофана в новый кафедральный собор, заложенный в 1998 году. Это произойдет после окончания строительства и освящения собора, который будет носить привычное святителю имя — Благовещения Пресвятой Богородицы. Круг вечной жизни замкнется, и мощи святителя Митрофана вновь упокоятся в Благовещенском кафедральном соборе.

Своими трудами в миру Митрофан Воронежский стал Святым Русским после смерти.

Источник: http://posmotrim.by/article/svyatitel-mitrofan-voroneghskiy.html

Ссылка на основную публикацию