Святитель нифонт печерский, архиепископ новгородский

Святитель Нифонт, архиепископ Новгородский | Вратарница

Святитель Нифонт, архиепископ Новгородский, уроженец Киева, принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре при игумене Тимофее. Своей подвижнической жизнью в посте и молитве Нифонт снискал себе великую славу богомудрого и преданного служителя Божия.

В 1113 году, когда епископ Новго­родский Стефан после 20-летних архипастырских трудов оставил кафедру и удалился на безмолвие в монастырь, по изволению Божию и единодушному решению новгородцев на эту кафедру был возведен прп.

Нифонт, епископская хиро­тония которого состоялась в Киеве.

Одной из первых забот святителя Нифонта стала забота о прекращении междоусобных браней и водворении мира между русскими князьями. В 1135 г. ему удалось прекратить казавшееся неминуемым столкновение между Киевом, Черни­говом и Новгородом. Его святительские слова, обращенные к соперничав­шим князьям, неоднократно способствовали утверждению мира и в дальнейшем.

Обратите внимание

Святитель Нифонт уделял большое внимание церковному строительству, содействовал украшению старых и возведению новых храмов.

Вскоре, после его возведения на епископскую кафедру, был заложен в центре Новгорода бело­каменный храм в честь Пресвятой Богородицы, а знаменитый новгородский храм Софии Премудрости Божией благоукрашен иконами, и крыша храма покрыта оловом.

В 1156 году святителем Нифонтом была основана Спасо-Ми­рож­ская обитель в пойме двух рек — Великой и Мирожи, с соборным храмом в честь Преображения Господня, сооруженным несколько ранее. По приглашению суздальского князя Юрия он освящал церковь Богоматери в Суздале.

Будучи строгим блюстителем церковных правил, святитель Нифонт не побоялся гнева новгородского князя Святослава Ольговича и отказался благословить его на противозаконный брак. Когда же князь был все-таки венчан неподвласт­ными Нов­городскому епископу иереями, святитель Нифонт публично осудил Святослава в законопреступлении.

Твердость и верность церковным канонам святитель проявил и в 1147 году, когда по кончине митрополита Киевского Ми­хаила на кафедру митрополита был возведен Климент, избранный без необхо­димого в то время благословения Константинопольского Патриарха, по своеволь­ному решению великого князя Киевского Изяслава Мстиславича.

На созванном великим князем архиерейском Соборе, в котором участвовали преосвященные иерархи Онуфрий Черниговский, Феодор Белгородский, Евфимий Переяславский, Дамиан Юрьевский, Феодор Владимирский, Мануил Смоленский, Иоаким Туров­ский и Косма Полоц­кий, святитель Нифонт решительно выступил против неза­кон­ного волеизъявления Изяслава Мстиславича и предупредил епископов о неот­вратимости Божией кары за отступление от церковных правил. Несмотря на то, что бесстрашному иерарху удалось склонить на свою сторону пятерых из участвовавших в Соборе епископов, Киевскую кафедру занял митрополит Климент. Ожесточившись на святителя Нифонта за отказ служить вместе с ним Божественную литургию, митрополит Киев­ский пожаловался на него великому князю Изяславу, который распорядился не отпускать святителя в Новго­род­скую епархию и заточить его в Киево-Печерский монастырь. Это решение святитель Нифонт принял со смирением, благодаря Гос­пода за воз­можность вернуться «к безмолвному своему житию со святыми». После того как великий князь Изяслав Мстиславич был низвержен с Киевского престола князем Георгием Мономаховичем, святитель Нифонт вновь получил в управление Новгородскую епархию. Действия епископа в защиту патриарших прав были вознаграждены: новый патриарх Константинопольский Николай IV направил святителю одобрительную патриаршую грамоту, в которой сравнивал его с первыми святыми отцами, твердо стоявшими на защите Православия. В 1156 году, узнав о прибытии в Киев нового митрополита Константина, получившего посвящение и назначение на Киевскую кафедру в Константинополе, епископ Нифонт принял решение отправиться в Киев, чтобы приветствовать законно избранного митро­по­­лита и одновременно поклониться чудотворной Киево-Печерской иконе Божией Матери и святым мощам преподобного Феодосия Печерского. В Киеве святитель оста­новился в Печерском монастыре, где за три дня до постигшей его болезни удос­тоился чудного видения; во сне ему явился преподобный Феодосий со свит­ком в руке, на котором было написано: «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог». Бла­го­даря этому явлению преподобного святитель Нифонт воспринял болезнь как милость Божию и, перенося ее со смирением и радостью, отошел с миром ко Господу в субботу Светлой седмицы, на тринадцатый день после начала болезни. Святитель Нифонт был погребен в Киево-Печерском монастыре, в пещере прп. Феодосия. Впоследствии его святые мощи были перенесены в Антониевы пещеры.

Святитель Нифонт является автором нескольких житий Киево-Печерских угод­ни­ков, ему приписывается продолжение Несторовой летописи после Силь­вестра, с 1116 по 1157 гг. В патриаршей библиотеке хранятся «Ответы» св.

Нифонта на казуистические вопросы клирика Кирика; из них некоторые напечатаны
в церковной истории преосвященного Макария; в этих ответах виден человек бывалый и знакомый с Палестиною.

Сему святителю есть особая служба со сла­вословием.

Тропарь святителя Нифонта, епископа Новгородского

Важно

Яко сый нравом православных/ Восточныя Церкве преданий истинный защитник,/ сподобился еси великаго во отцех Феодосия/ видети по смерти яко жива,/ возвещающа тебе Царствия Небеснаго наследие,/ егоже неизреченных доброт/ ныне с ним неразлучно наслаждаяся,/ моли и о нас, чадех своих, Нифонте прехвальне.

Источник: https://vratarnica.ru/o-hrame/svyatyni/moshhevik/nifont-novgorodskij/

Святитель Нифонт Новгородский

21 апреля — день памяти святителя Нифонта, первого архиепископа Новгородского († 1156).

Блаженный Нифонт был иноком святого Печерского монастыря в то время, когда над монастырем этим начальствовал игумен Тимофей [1]. Живя в монастыре, святой Нифонт преуспевал в молитве, посте и всех прочих добродетелях, стараясь подражать во всем жизни великих угодников Божиих.

Когда блаженный Иоанн, епископ новгородский, после двадцатилетних трудов своих по управлению паствою, ослабев в силах, оставил епископский престол и удалился в монастырь [2], — тогда сей блаженный Нифонт, уже просиявший лучами добродетелей своих по всем странам, по воле Божией был избран всеми на епископский престол новгородский и был рукоположен во епископы в Киеве [3] митрополитом Михаилом [4].

Взойдя на престол, быв поставлен как светильник на свещнике, святой Нифонт еще более просиял своими усердными заботами о благоустроении Церкви православной; он заботился об умножении славы Божией и ревновал о благополучной жизни своих словесных овец, как временной, так и вечной.

Заботясь об умножении славы Божией, преподобный своим усердием заложил посреди Новгорода каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы, которую, при помощи Божией, вскоре и создал; кроме того, он украсил иконописью престольную новгородскую церковь в честь святой Софии, а крышу ее покрыл оловом [5].

Заботясь же о благополучном земном жительстве своих словесных овец, этот архипастырь отличался, например, такими добродетелями: если среди православных начиналось какое-либо междоусобие, он всячески старался примирить их.

Так, когда однажды преподобный узнал, что киевляне и черниговцы, собрав много воинов и придя к Новгороду, хотели идти на него войною, то он тотчас, взяв с собою вельмож новгородских, пошел к ополчившимся на брань и при помощи Божией заставил их положить оружие [6]. Подобно этому и в других случаях преподобный заботился о мирном житии людей Божиих, ревнуя о благополучии временной жизни их.

Но еще больше заботился преподобный о вечной жизни своих словесных овец. Помня слова Господа, сказанные Им о Боге Отце, что заповедь Его есть «жизнь вечная» (Иоан.

17:2), преподобный Нифонт всегда поучал православных — не удаляться от закона Божия и церковного предания, чтобы не лишиться вечной жизни; тех же, кто удалялся от закона Божие и творил грехи, преподобный обличал, предсказывая таким людям погибель за их грехи, проповедуя «во время и не во время, обличая, запрещая, умоляя со всяким долготерпением и научением» (2Тим.4:2), по повелению Апостола.

Совет

Эта великая ревность архипастыря о спасении душ своих чад видна из следующего обстоятельства. — После того как новгородцы изгнали своего князя Всеволода Мстиславича [7], на княжение к ним пришел, призванный ими, Святослав Ольгович, женившийся противно церковным канонам.

Тогда блаженный сей архипастырь не только не венчал этого князя, но и всему клиру своему запретил видеть то беззаконное венчание (князь тот был повенчан священниками, пришедшими вместе с ним).

Преподобный Нифонт [8] дерзновенно обличал князя того за его преступление, ревнуя псалмопевцу, сказавшему: «буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь» (Пс. 118:46).

Велика также была ревность сего архипастыря, когда он старался предохранить от преступления самую Церковь русскую, что случилось при следующих обстоятельствах.

Когда скончался митрополит киевский Михаил 2-й, от которого принял рукоположение во епископа святой Нифонт, то великий князь киевский Изяслав Мстиславич [9] на его место избрал Климента философа, бывшего тогда черноризцем и принявшего схиму.

Не желая посылать за дальностью расстояние Климента для рукоположения во епископа в Константинополь, князь тот собрал для этой цели собор из русских епископов.

На этом соборе были: Онуфрий черниговский, Феодор белгородский, Евфимий переяславский, Дамиан Юрьевский, Феодор владимирский, святой Нифонт новгородский, Мануил смоленский, Иоаким туровский, Козьма полоцкий.

Читайте также:  Преподобный гавриил ургебадзе

Когда собор начал свои заседания, блаженный Нифонт много говорил о том, что сами русские епископы ни в каком случае не могут избирать себе митрополита без благословения константинопольского патриарха; он дерзновенно заявил во всеуслышание всего собора, что это противно преданию святой православной восточной Церкви, которая просвещена святым крещением от престола константинопольского, соделавшего нас таким образом, сынами Божиими, сынами Востока, посетившего нас свыше; и первый митрополит киевский, Михаил, был поставлен оттуда же (из Константинополя); с тех пор было постоянным правилом митрополиту киевскому принимать благословение на постановление от константинопольского патриарха.

Обратите внимание

Говоря это, преподобный Нифонт дерзновенно увещевал сынов российских не уклоняться своим противлением от усыновления Востоку и вместе с тем Богу, потому что, говорил он: «приходит гнев Божий на сынов противления» (Ефес.5:6).

Мнение преподобного Нифонта разделяли еще пять епископов: Козьма полоцкий, Иоаким туровский, Мануил смоленский, Евфимий переяславский, Феодор белгородский. Но князь, из гордости не желая отказаться от своего намерения, не послушал блаженного Нифонта, но, что задумал, то и исполнил, будучи поддержан остальными епископами.

Таким образом, по повелению князя и по совету Онуфрия, епископа черниговского, Климент вместо благословения константинопольского патриарха, был посвящен во епископы главою мощей святого Климента, папы Римского (эту главу принес из Херсона святой Владимир, получивший ее в дар от епископа херсонского после принятия святого крещения); вслед затем Климент воссел незаконно на архиерейском престоле митрополии киевской.

https://www.youtube.com/watch?v=e-KNGRLd_1A

Климент требовал, чтобы блаженный Нифонт служил вместе с ним божественную литургию, но сей ревнитель православия говорил ему:

— Так как ты не принял благословения от патриарха константинопольского, то я, как раньше, так и теперь, не одобряю твоего поставления и не могу по этой причине служить вместе с тобою.

Раэгневавшись за это на святого Нифонта, Климент подговаривал князя Изяслава и послушных себе епископов, сослать в заточение преподобного.

По этой причине князь Изяслав не допустил блаженного Нифонта на епископский престол в Новгород, но повелел ему пребывать всё время в Печерском монастыре, как бы в месте заточения.

Преподобный же пребывал здесь с радостью великою, хваля и благодаря Бога за то, что Он сподобил его возвратиться к прежнему его безмолвному житию вместе со святыми.

Когда же христолюбивый царь Георгий Мономахович [10] победил Изяслава Мстиславича и принял в свои руки княжение в Киеве, — тогда он с великою честью возвратил блаженному Нифонту новгородский епископский престол.

Новгородцы, бывшие доселе как бы смятенными и отверженными, как овцы, не имеющие пастыря, с великою радостью приняли блаженного Нифонта.

В то же время, константинопольский патриарх, услышав о том, сколь великое мужество показал преподобный, ратуя за предание отеческие, прислал к святому Нифонту послание, в котором восхвалял его за его разум и мужество и приравнивал его к древним святым отцам, твердо стоявшим за православие [11].

Важно

Преподобный же, прочтя патриаршую грамоту, воспламенился еще большею ревностью о православии. Помимо этого, не лишен был за свои труды достойного возмездие преподобный и от начальника пастырей — Иисуса Христа, как показывает это история его блаженной кончины, о которой и будет наше слово.

Спустя некоторое время после того как святой Нифонт возвратился на свой епископский престол, он услышал, что из Константинополя идет в Россию митрополит Константин [12], посланный патриархом константинопольским в Россию с тою целью, чтобы низложить митрополита киевского Климента и занять его место.

Узнав об этом, преподобный весьма возрадовался по двум причинам: во-первых, он надеялся принять благословение от святителя, а, во-вторых, надеялся поклониться в обители печерской Пресвятой Богородице и прочим святым.

Для этой цели он отправился в Киев и здесь ожидал прибытия митрополита Константина, уже вышедшего из Константинополя. Проживая в монастыре печерском, преподобный обнаруживал великую любовь к Пресвятой Богородице и к прочим святым.

Вскоре преподобный впал здесь в тяжелую болезнь, предварившую его честную кончину. За три дня до болезни, преподобный имел дивное видение, которое он и передал братии.

— Когда я пришел, — говорил он, — после утреннего пения в свою келлию, я почувствовал необходимость немного уснуть.

Вскоре я впал в тонкий сон: и вот, мне показалось, что я нахожусь в этой святой обители печерской, на месте Николы Святоши [13]; здесь я много и усердно молился Пресвятой Богородице, прося Ее показать мне преподобного Феодосия, строителя доброго, и по смерти имевшего попечение об умножении добродетелей во обители своей. Между тем, в церковь собирались братия; один из них, подойдя ко мне, сказал:

— Хочешь ли видеть преподобного отца нашего Феодосия?

Я же отвечал:

— Да, хочу, и, если можно, покажи мне его.

Тогда взяв меня за руку, он повел меня в алтарь и здесь показал мне святого Феодосия. Увидав святого, я с радостью подошел к нему, пал к ногам его и поклонился ему до земли. Он же, подняв меня, благословил и сказал:

— Хорошо сделал ты, брат и сын, Нифонт, что пришел сюда; отныне ты будешь неразлучно пребывать с нами.

Святой Феодосий держал в руке своей свиток, который я попросил у него; взяв свиток, я разогнул его и прочел. Начинался свиток тот такими словами: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» (Исаи.8:18). После того как видение окончилось, — повествовал блаженный Нифонт, — я пришел в себя и понял, что болезнь моя — есть посещение мне от Бога.

Совет

Проболев тринадцать дней, преподобный почил с миром о Господе, в 20-ый день месяца апреля, в субботу Светлой седмицы.

Тело его было положено с честью в пещере преподобного Феодосия, духом же он предстоит с этим достознаменитым преподобным престолу Владыки Христа, наслаждаясь неизреченных благ небесных. Да помолятся сии святые и о нас, чадах своих.

Богу же, в Троице нераздельной восхваляемому, Отцу вместе с Сыном и Святым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и всегда и в бесконечные веки. Аминь.

  1. Тимофей был игуменом Печерского монастыря с 1124 года; скончался в 1131 году.
  2. Иоанн правил Новгородскою епархиею с 1110 по 1180 год.
  3. Рукоположение Нифонта относится к тому же 1130 году.
  4. Митрополит Михаил, грек, правил Киевской митрополией с 1130 г. по 1145 г. 
  5. Новгородцы высоко ценили попечение епископа Нифонта о храмах Божиих. «Об этом знает каждый из нас», говорит новгородский летописец: «Кто из епископов так украсил святую Софию? Он расписал притворы, устроил иконостас, а снаружи обмазал известью и облил свинцом. Во Пскове создал церковь Святого Спаса каменную на Завеличьи, а в Ладоге святого Климента» IV новгор. лет.
  6. Сие событие произошло в 1135 году.
  7. В 1132 году.
  8. Святитель Нифонт был знатоком канонических или церковных правил и ревностным, самоотверженным их блюстителем. Эта ревность к соблюдению церковных правил видна не только из отношения св. Нифонта к неканоническому браку Святослава Ольговича, но и из дальнейшего повествования об отношении Нифонта к митрополиту киевскому Клименту Смолятичу, занявшему мирополичий престол без благословения константинопольского патриарха. К святителю Нифонту обращались другие епископы и разные лица за разрешением недоуменных канонических вопросов и разных случаев церковной жизни. Из «Вопрошения Кирикова», или собрания ответов, полученных иеромонахом и доместиком (начальником певчих) Новгородского Антониева монастыря Кириком от разных лиц, к которым он обращался со своими вопросами, преимущественно от трех епископов Новгородских: св. Нифонта и Илии (с 1165 г. по 1185 г.) и неизвестной епархии Саввы, узнаем, что к Нифонту обращался, некто Клим по поручению епископа Полоцкого. Вопросы Кирика главным образом обращены к епископу Новгородскому, Нифонту, который и давал здравые и практичные ответы для разрешение недоумений. «Вопрошение Кириково» напечатано в «Русской Исторической Библиотеке», изд. Археограф. Коммиссией, т. 6, ст. 21 и след. Павловым и ранее в «Памятниках Российской Словесности XII в»., стр. 173 и след. Калайдовичем.
  9. Изяслав Мстиславич великим князем Киевским был с 1146 г. по 1154 г. 
  10. Т.е. Юрий Владимирович Долгорукий, сын Владимира Мономаха. Это было в 1150 году.
  11. Одна из патриарших грамот к Нифонту напечатана в житии Нифонта в «Памятниках Русской Литературы» Кушелева-Безбородко, IV, 5 и в «Истории Русской Церкви» преосвящ. Макария, т. 3, изд. 2, стр. 297.
  12. Митрополит Константин, грек, прожил на Руси не долго, правил митрополией с 1156 г. по 1158 г., скончался в 1159 году в Чернигове.
  13. Никола Святоша (уменьшительное имя от мирского имени Святослав, как он назван был при рождении,) — сын Давида Святославича, князя Черниговского, внук Святослава Ярославича, при котором была основана в Киеве Великая Печерская Церковь; оставивши мирскую блестящую жизнь, сделался великим печерским подвижником к удивлению всех современников. Скончался около 1143 г. 
Читайте также:  Церковь димитрия царевича "на крови", россия, город углич, кремль

Источник: http://www.sedmitza.ru/text/1112211.html

свт. Нифонт

——————————————————————————————————-

В 1130 году в Великом Новгороде опустел владычный престол: епископ Новгородский Иоанн, после двадцатилетних трудов, оставил его и удалился на покой в монастырь.

На освободившееся место епископа новгородцы пожелали пригласить одного из Печерских подвижников. Выбор пал на Нифонта, инока (монаха) Киево-Печерского монастыря.

Многие годы провел Нифонт в этой обители, где прославился ревностным благочестием; известность ему принесло также длительное путешествие в Святые места.

Владыка Нифонт управлял Новгородской епархией с 1130/31 по 1156/57 гг. – 25 лет и 8 месяцев. Как говорится в его Житии, он «украсил престол Великого Новгорода и многие души привел ко спасению». На годы владычества Нифонта приходится образование и становление Новгородской республики. 

Особенно прославился Нифонт как знаток канонических или церковных правил и ревностный их блюститель. Так, в 1136 г. владыка отказался венчать в Софийском соборе князя Святослава ввиду незаконности его брака.

За разрешением недоуменных канонических вопросов и разных случаев церковной жизни к Нифонту обращались другие епископы и простые люди, и он давал здравые и практичные ответы (нет, не зря он носил свое имя: Нифонт по гречески – разумный, рассудитель). 

Новгородцы высоко ценили попечение Нифонта о храмах.

«Об этом знает каждый из нас, – говорит новгородский летописец, – кто из епископов так украсил святую Софию? Он расписал притворы, устроил иконостас, а снаружи обмазал известью и облил свинцом».

Владыка Нифонт заложил в Новгороде каменную церковь Успения на Торгу и церковь св. Саввы. Строил святитель храмы и за пределами Новгорода: поставил церковь Климента в Ладоге и церковь Спаса-Преображения в псковском Мирожском монастыре. 

Владыка Нифонт был другом и душевным собеседником святого Антония Римлянина, по легенде приплывшего в Новгород на камне и основавшего здесь монастырь на берегу Волхова. Нифонт поставил его игуменом Антониева Рождественского монастыря, а в 1147 г. сам лично совершил обряд погребения св. Антония в монастырской Рождественской церкви. 

Нифонта называли «поборником всей земли Русской»: он был первым из новгородских святителей, кто участвовал в политической жизни не только Новгорода, но и всей Руси, проявив при этом талант политика и миротворца.

В 1135 году Нифонт выступает посредником между враждующими киевлянами, черниговцами и новгородцами. Как говорится в его Житии, «взяв с собою вельмож новгородских, пошел к ополчившимся на брань и при помощи Божией заставил их положить оружие».

Обратите внимание

Его святительские слова, обращенные к соперничавшим князьям, неоднократно способствовали утверждению мира и в дальнейшем. Именно Нифонт положил конец вражде новгородцев и суздальцев (дошедшей до того, что самым страшным и оскорбительным ругательством в Новгороде было «суздальская собака»). В 1148 г.

Нифонт руководил посольством в Суздаль для подписания мирного договора.

Суздальский князь Юрий Долгорукий, исполненный уважения к новгородскому владыке, принял его с любовью, пригласил освятить церковь Пресвятой Богородицы, отпустил с ним всех новгородских пленников и проводил его с честью, хотя и не дал мира. Это случилось только в 1154 г., когда Нифонт снова поехал в Суздаль приглашать на новгородский стол Мстислава, сына Юрия Долгорукого. 

Нифонт возглавлял епископскую кафедру в Новгороде, но носил титул архиепископа. История пожалования новгородскому владыке этого высокого титула заслуживает особого внимания. 

Почетный титул архиепископа давался епископам, возглавлявшим наиболее крупные епархии, за безупречное служение и личные заслуги. Возвышение новгородской земли возвышало и ее епархию, и в 1165 году богатый Новгород выхлопотал у киевского митрополита для своего владыки Иоанна (Ильи) титул архиепископа – тогда еще первый и единственный на Руси. 

Но фактически первым, кто носил титул архиепископа, был новгородский владыка Нифонт – он получил его еще в 1140-е гг. непосредственно из Константинополя, минуя киевского митрополита, что переводило Нифонта в непосредственное подчинение константинопольскому патриарху. 

А случилось это так.

В 1147 г. новгородский владыка выступил против инициативы киевского князя Изяслава избрать киевского митрополита (главу Русской Церкви) без участия константинопольского патриарха, что на деле означало обособление киевской митрополии от константинопольского патриархата.

Нифонт дерзновенно заявил во всеуслышание всего Собора, что сами русские епископы ни в каком случае не могут избирать себе митрополита без благословения из Византии: ведь Русь «просвещена святым крещением от престола константинопольского».

Новгородский владыка не признал законности поставления нового митрополита киевского Климента (Смолятича) и не желал служить с ним: «Не достоин есть стал, оже не благословен от великого собора, ни ставлен».

Важно

Разгневанный Изяслав не допустил Нифонта на епископский престол в Новгород и повелел ему пребывать все время в Печерском монастыре, как бы в месте заточения.

И хотя Нифонт беспокоился об оставленной новгородской пастве, все же пребывал в родной обители «с радостью великою, хваля и благодаря Бога за то, что Он сподобил его возвратиться к прежнему его безмолвному житию вместе со святыми». Вызволил Нифонта из заточения Юрий Долгорукий, захвативший Киев в 1150 г. Он с великою честью возвратил Нифонту новгородский епископский престол. Новгородцы, долгое время бывшие «как бы смятенными и отверженными, как овцы, не имеющие пастыря», с радостью встретили своего владыку.

За разум и мужество в деле отстаивания на Руси идей Патриаршества Нифонт удостоился от константинопольского патриарха Николая IV грамоты, в которой новгородский владыка приравнивался к древним святым отцам, твердо стоявшим за православие, и пожалован титулом архиепископа. 

Пожалованный Нифонту из Константинополя титул архиепископа был личным, исключительным: после его смерти на новгородскую кафедру вновь был поставлен епископ. Но, несомненно, при Нифонте была подготовлена почва для «автокефального» (независимого) избрания новгородских владык. Его преемник Аркадий впервые в истории Новгорода был избран самими новгородцами. 

Оставил владыка Нифонт свой след и в древнерусской литературе. По мнению Д.С. Лихачева, он был инициатором создания Софийского временника 1136 г. – новгородской летописи с откровенно антикняжеской направленностью.

Владыка был «соавтором» Кирика Новгородца, одного из первых русских ученых – ответы Нифонта на вопросы пытливого монаха о церковном праве и обрядности, о противоречиях между требованиями веры и реалиями жизни составили замечательное сочинение «Вопрошание Кириково иже вопроси епископа Нифонта и инех».

Умер Нифонт в 1156/57 г. Киеве, куда отправился встречать митрополита Константина, посланного константинопольским патриархом низложить митрополита киевского Климента и занять его место.

Святитель поехал в Киев с удовольствием: во-первых, свершилась справедливость в отношении того самого Климента Смолятича, против которого Нифонт выступал на достопамятном Соборе 1147 года.

Но более всего Нифонт надеялся принять благословение от константинопольского митрополита и еще раз побывать в своей родной Печерской обители, поклониться Пресвятой Богородице и прочим святым.

Совет

Но судьба распорядилась по-иному – Нифонт тяжело заболел, и после тринадцати дней болезни почил с миром 21 апреля, в субботу Светлой седмицы…

Как повествуется в кассиановской редакции Киево-Печерского патерика, за три дня до болезни Нифонт имел дивное видение Феодосия Печерского, основателя и попечителя обители. Будто бы Феодосий обратился к нему со словами: «Хорошо сделал ты, брат и сын, Нифонт, что пришел сюда; отныне ты будешь неразлучно пребывать с нами». И развернул свиток, который начинался такими словами: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» – и среди них имя Нифонта. Это было видение о близкой кончине и о будущем пребывании его на небе с отцами Печерскими.

Тело Нифонта, согласно его воле, было с честью положено в пещере преподобного Феодосия в Киево-Печерском монастыре (позднее мощи были перенесены в ближние Антониевы пещеры). Зная завет святителя, новгородцы не смели настаивать на возвращении тела любимого владыки к храму Святой Софии.

В XV в. в Киево-Печерском монастыре сложилось почитание Нифонта – за верность и любовь к обители, в благодарность за создание, собирание и спасение произведений о печерских подвижниках. Здесь же, в 1462 г., Кассианом создается «Слово о Нифонте Новгородском». На его основе псковский агиограф Василий-Варлаам в 1558 г.

написал «Житие Нифонта епископа Новгородского». Но самая полная редакция Жития Нифонта была составлена в Старорусском Косинском монастыре в 1687 г. Неизвестный автор свел воедино самые разные произведения о Нифонте, устные предания Псковщины и Новгородской земли, летописные известия.

Впервые здесь предпринята попытка изложить биографию Нифонта в хронологической последовательности, привести точные даты.

Читайте также:  Святитель григорий двоеслов, папа римский

Завершается косинское Житие описанием двух посмертных чудес: о том, как, во время нашествия Стефана Батория на Псков, Нифонт явился с Пресвятой Богородицей, молясь о граде и опекаемой им Мирожской обители; и о том, как некий новгородский купец захотел снять с почившего Нифонта митру, чтобы благословить город – и не смог этого сделать…

Церковное предание рассказывает также, что через 300 лет после смерти Нифонта было явление его архиепископу Новгородскому Феофилу – последнему владыке вольного республиканского Новгорода.

Обратите внимание

Обвиненный в «измене новгородской» за попытки сохранить древний вечевой уклад, архиепископ Феофил в то время находился в заточении в московском Чудовом монастыре и лежал больной.

Святой Нифонт напомнил владыке Феофилу о данном им обещании поклониться Печерским чудотворцам, что в точности и было исполнено. 

Нифонт канонизирован на втором Макарьевском соборе 1549 г. в лике святителей. Церковь совершает его память 21 апреля по новому стилю.

А еще из «Житий» мы узнаем, что мальчика, после смерти родителей постриженного в Киево-Печерский монастырь под именем Нифонта и ставшего одним из прославленных новгородских владык, звали Никита…

Литература, использованная при подготовке статьи:

• Страхова Я. XII век. Св. Нифонт Новгородский // София. – 1992. – № 4. – С. 5.• Житие Новгородского епископа Нифонта Печерского // Святые Новгородской земли или история Святой Северной Руси в ликах X XVIII вв.: в 2 тт. – Т. 1. X XV вв. – Великий Новгород, 2006. – С. 81-98.• Хорошев А.С.

Нифонт // Великий Новгород: история и культура IX-XVII веков: энциклопедический словарь. – СПб.: Нестор-История, 2007. – С.352.• Охотникова В.И. Житие Нифонта епископа // Великий Новгород: история и культура IX-XVII веков: энциклопедический словарь. – СПб.: Нестор-История, 2007. – С. 179.

• Святой епископ Нифонт // Кафедра новгородских святителей (со времени введения христианства в Новгороде в 992 г. до настоящего времени): жития, сведения и биографические очерки: в 3 тт. / под ред. архиепископа Новгородского и Старорусского Льва. – Т. 1. 992-1575 гг. – Великий Новгород, 2011. – С. 87-107.

Источник: https://ant53.ru/article/28/

Житие святителя Нифонта, архиепископа Новгородского (память 8/21 апреля) | Апрель | Читать онлайн, без регистрации

Житие святителя Нифонта, архиепископа Новгородского (память 8/21 апреля)

Святитель Нифонт, архиепископ Новгородский, уроженец Киева, принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре при игумене Тимофее. Своей подвижнической жизнью в посте и молитве Нифонт снискал себе великую славу богомудрого и преданного служителя Божия.

В 1113 году, когда епископ Новгородский Стефан после 20-летних архипастырских трудов оставил кафедру и удалился на безмолвие в монастырь, по изволению Божию и единодушному решению новгородцев на эту кафедру был возведен преподобный Нифонт, епископская хиротония которого состоялась в Киеве.

Одной из первых забот святителя Нифонта стала забота о прекращении междоусобных браней и водворении мира между русскими князьями. В 1135 годуему удалось прекратить казавшееся неминуемым столкновение между Киевом, Черниговом и Новгородом. Его святительские слова, обращенные к соперничавшим князьям, неоднократно способствовали утверждению мира и в дальнейшем.

Обратите внимание

Святитель Нифонт уделял большое внимание церковному строительству, содействовал украшению старых и возведению новых храмов.

Вскоре, после его возведения на епископскую кафедру, был заложен в центре Новгорода белокаменный храм в честь Пресвятой Богородицы, а знаменитый новгородский храм Софии Премудрости Божией благоукрашен иконами, и крыша храма покрыта оловом.

В 1156 году святителем Нифонтом была основана Спасо-Мирожская обитель в пойме двух рек — Великой и Мирожи, с соборным храмом в честь Преображения Господня, сооруженным несколько ранее. По приглашению суздальского князя Юрия он освящал церковь Богоматери в Суздале.

Будучи строгим блюстителем церковных правил, святитель Нифонт не побоялся гнева новгородского князя Святослава Ольговича и отказался благословить его на противозаконный брак. Когда же князь был все-таки венчан неподвластными Новгородскому епископу иереями, святитель Нифонт публично осудил Святослава в законопреступлении.

Важно

Твердость и верность церковным канонам святитель проявил и в 1147 году, когда по кончине митрополита Киевского Михаила на кафедру митрополита был возведен Климент, избранный без необходимого в то время благословения Константинопольского Патриарха, по своевольному решению великого князя Киевского Изяслава Мстиславича.

На созванном великим князем архиерейском Соборе, в котором участвовали преосвященные иерархи Онуфрий Черниговский, Феодор Белгородский, Евфимий Переяславский, Дамиан Юрьевский, Феодор Владимирский, Мануил Смоленский, Иоаким Туровский и Косма Полоцкий, святитель Нифонт решительно выступил против незаконного волеизъявления Изяслава Мстиславича и предупредил епископов о неотвратимости Божией кары за отступление от церковных правил. Несмотря на то, что бесстрашному иерарху удалось склонить на свою сторону пятерых из участвовавших в Соборе епископов, Киевскую кафедру занял митрополит Климент. Ожесточившись на святителя Нифонта за отказ служить вместе с ним Божественную литургию, митрополит Киевский пожаловался на него великому князю Изяславу, который распорядился не отпускать святителя в Новгородскую епархию и заточить его в Киево-Печерский монастырь. Это решение святитель Нифонт принял со смирением, благодаря Господа за возможность вернуться «к безмолвному своему житию со святыми». После того как великий князь Изяслав Мстиславич был низвержен с Киевского престола князем Георгием Мономаховичем, святитель Нифонт вновь получил в управление Новгородскую епархию. Действия епископа в защиту патриарших прав были вознаграждены: новый патриарх Константинопольский Николай IV направил святителю одобрительную патриаршую грамоту, в которой сравнивал его с первыми святыми отцами, твердо стоявшими на защите Православия. В 1156 году, узнав о прибытии в Киев нового митрополита Константина, получившего посвящение и назначение на Киевскую кафедру в Константинополе, епископ Нифонт принял решение отправиться в Киев, чтобы приветствовать законно избранного митрополита и одновременно поклониться чудотворной Киево-Печерской иконе Божией Матери и святым мощам преподобного Феодосия Печерского. В Киеве святитель остановился в Печерском монастыре, где за три дня до постигшей его болезни удостоился чудного видения: во сне ему явился преподобный Феодосий со свитком в руке, на котором было написано: «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог». Благодаря этому явлению преподобного святитель Нифонт воспринял болезнь как милость Божию и, перенося ее со смирением и радостью, отошел с миром ко Господу в субботу Светлой седмицы, на тринадцатый день после начала болезни. Святитель Нифонт был погребен в Киево-Печерском монастыре, в пещере преподобного Феодосия. Впоследствии его святые мощи были перенесены в Антониевы пещеры.

Святитель Нифонт является автором нескольких житий Киево-Печерских угодников, ему приписывается продолжение Несторовой летописи после Сильвестра, с 1116 по 1157 год.

В патриаршей библиотеке хранятся «Ответы» святого Нифонта на казуистические вопросы клирика Кирика; из них некоторые напечатаны в церковной истории преосвященного Макария; в этих ответах виден человек бывалый и знакомый с Палестиною. Сему святителю есть особая служба со славословием.

Тропарь, глас 3

Яко сый нравом православных Восточной Церкви преданий истинный защитник, сподобился еси великаго во отцех Феодосия видети по смерти, яко жива, возвещающа тебе Царствия Небеснаго наследие, егоже неизреченных доброт ныне с ним неразлучно наслаждаяся, моли и о нас, чадех своих, Нифонте прехвальне.

Ин тропарь, глас 4

От мирскаго мятежа из младых ногтей исшед в тихое пристанище, честныя обители Печерския достигл еси и, тамо ярем Христов восприим на ся, равно Ангелом житие поживе, отнюду же пришед, святителю Христов Нифонте, в Великий Новгород, и архиерейский престол воспринял еси, и многи люди учением своим ко Христу привел еси, Егоже моли, святителю преподобне, спастися душам нашим.

Кондак, глас 5

Ревности древних отец в твердом истинных догмат хранителя подобися, крепкоумне Нифонте, не восхотел еси восхитившему самовольне престол митрополии Климу сослужитель быти, избранному же на се от всех покорся, священнолепне с ним служил еси и, жизнь свою скончав, обрел еси бесконечное Царство Христово.

Ин кондак, глас 8

Возложив себе от юности Богу, преподобне, мир тленных ни во чтоже вменив и паче всех Христа возлюбив, Тому от всея души любовию последовал еси, и, яко светозарное солнце, от Киева просия во вся концы Русския земли добродетелию, и бысть пастырь великому Нову граду, и добре упас стадо Христово словесных овец на пажитех духовных, к Богу отшел еси, и ныне со Ангелы Владычню Престолу предстоя, нас поминай, раб своих, да зовем ти: радуйся, отче Нифонте, святителем изрядная похвало.

Источник: http://velib.com/read_book/bez_avtora/zhitija_russkikh_svjatykh_v_2_tomakh_tom_1_mart_avgust/aprel/zhitie_svjatitelja_nifonta_arkhiepiskopa_novgorodskogo_pamjat_8_21_aprelja/

Ссылка на основную публикацию