Святитель николай сербский

Святитель Николай Сербский

Святитель Николай Сербский

Владыка Николай (Велимирович) – это имя значится на литературных творениях святого Николая Сербского, епископа Охридского и Жичского, богослова, философа, организатора народного так называемого «богомольческого» движения, почетного доктора нескольких мировых университетов, близкого нам, русским, уже тем, что он положил начало прославлению царя-мученика Николая II и его семьи.

Доселе неизвестный русскому читателю, Владыка Николай – самая крупная фигура в сербской духовной литературе XX столетия. Да и не только двадцатого. Со времен святого Саввы не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора.

Стоит вспомнить, что русская литература с самых первых шагов своих связана с литературой сербской: оттуда черпала она свои первые литературные приемы, каноны, метафоры.

Обратите внимание

Оттуда, из пределов, где вживе слышалась проповедь Кирилла и Мефодия и где оставили они свою книжную школу, приходили к нам первые списки богослужебных и богословских текстов, и до сих пор, разбираясь в древних рукописях наших библиотек, мы то и дело встречаем пометку: «сербскаго письма».

В сербской редакции к нам доходили не только собственно сербские, но и многие византийские литературные памятники. Позднее, в период павшего на Сербию турецкого ига, совершался обратный процесс: сербы ехали за книгами в Россию, просили прислать к ним наших учителей.

На то, что это факты немалозначительные, указывает старательность и кропотливость, с которой всякое упоминание о них вымарывалось из нашей истории в недавнее, безбожное время. Действительно ни одного слова о сербском литературном влиянии на юную русскую литературу ни в одном учебнике советского периода вы не найдете…

С битвы на Косовом поле в 1389 году, где под натиском турецкого войска, втрое превышавшего сербское, пали, не дрогнув, почти все сербские ратники, начинается закабаление Сербии. Турки не только вырезают и порабощают сербов, они также истребляют христианские книги, выскабливают глаза Богородице на фресках, «отуречивают» сербские православные храмы, превращая их в мечети.

Книжная культура в стране замирает, некогда высокоразвитая литературная традиция обрывается, уступая место устному народному творчеству, эпическим песням, исполняемым под гусли.

О том, сколь ненавидели «безбожные агаряне» запечатленное на страницах книг слово Божие, о том, сколь яростно пытались они искоренить его, говорит тот факт, что сербы в начале XVIII века вынуждены были обратиться уже к России за самими богослужебными текстами: и до сих пор Литургия в большинстве сербских храмов совершается на церковнославянском языке в русской редакции…

Николай Велимирович, родившийся в 1881 году, через пять столетий после Косовской битвы, словно был призван показать миру, что христианская литературная традиция в Сербии чудесным образом жива, воскресла, причем воскресла полнокровно и плодотворно: литературное наследие Владыки Николая, богослова с мировым именем, насчитывает 15 объемистых томов, содерожащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых – жемчужины мировой православной книжности. Появление затем на сербском небосклоне иной богословской звезды – архимандрита Иус-тина Поповича – лишь подтвердило столь знаменательное обновление традиции.Никола Велимирович был одним из девяти детей в семье сербского крестьянина из маленького горного села Лелич. Его отец, Драгомир, славился среди односельчан грамотностью; он привил любовь к письму и сыну. Мать Николы, Катерина (впоследствии монахиня Екатерина), с малолетства водила сына в ближний монастырь Челие (Келий) на службы, к Причастию. Когда мальчик подрос, родители отдали его в школу при этом монастыре, после окончания которой отцу посоветовали направить Николу на дальнейшее обучение, и он послал сына в гимназию в город Валево в Центральной Сербии. После гимназии юноша поступил в белградскую Богословию (то есть семинарию), где на него сразу же обратили внимание, как на одаренного ученика. Вскоре Никола уже хорошо знал произведения великого сербского духовного писателя Владыки Петра Негоша, был знаком с творчеством Достоевского, Пушкина, Шекспира, Данте и других европейских классиков, а также с философией Дальнего Востока.По окончании семинарии Никола был назначен сельским учителем. Одновременно он помогал местному священнику, обходя с ним окрестные села. К этому периоду относятся и первые публикации юного автора в «Христианском вестнике» и других церковных и светских изданиях. Вскоре он получил от министра Просвещения стипендию на продолжение учебы в Швейцарии, на Бернском старокатолическом факультете.Там Никола хорошо изучил немецкий язык и усердно занимался, слушая лекции по богословию и философии, помимо своего еще на нескольких факультетах в Швейцарии и Германии. Тема его доктората – «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви».Окончив Бернский факультет, он едет в Англию, быстро овладевает английским языком и заканчивает философский факультет в Оксфорде. Свой второй докторат – «Философия Беркли» – он защищает уже во Франции на французском языке.Вернувшись в Белград и начав преподавать иностранные языки в Белградской семинарии, Никола внезапно тяжело заболевает. В больнице он дает обет целиком посвятить себя служению Богу, Сербской Церкви и своему народу, если выздоровеет. Вскоре чудесным образом исцелившись, Никола немедленно отправляется в монастырь Раковица близ Белграда, где и принимает монашеский постриг с именем Николай.В 1910 году иеромонах Николай едет учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. При приеме в Академию он даже не упомянул законченные им западноевропейские факультеты, а поступил просто как вчерашний семинарист. Скромный студент регулярно посещал лекции и оставался незаметным для товарищей до одного академического духовно-литературного вечера, когда буквально поразил своими знаниями и проповедническим даром и студентов, и преподавателей, и в особенности Петербургского митрополита Антония (Вадковского), который выхлопотал для него у Российского Правительства бесплатное путешествие по всей России. Это паломничество по русским святыням глубоко вдохновило отца Николая и многое открыло ему. С тех пор ни одна страна мира не воспоминалась им с такой теплотой и сердечной любовью, как Россия.Возвратившись из России, отец Николай публикует свои литературные труды, первыми в ряду которых были: «Беседы под горой», «Над грехом и смертью», «Религия Негоша»… Начинается первая мировая война, и Сербское Правительство посылает отца Николая, к тому времени уже известного духовного автора и проповедника, в Англию и Америку разъяснять общественности этих стран, за что воюет православная Сербия. Целых четыре года, с 1915 по 1919, отец Николай выступал в церквах, университетах, колледжах, в самых различных залах и собраниях, рассказывая, почему расчлененный врагами на несколько частей сербский народ столь решительно бьется за единство своей некогда великой родины. Командующий английскими войсками впоследствии заявил, что «отец Николай был третьей армией», воевавшей за сербскую и юго-славянскую идею.Примечательно, что, прекрасно зная современную ему европейскую философию и науку, Владыка Николай уже в начале 1920 годов пророчески предсказал вторую мировую войну и в деталях описал оружие и методы, которые будут в ней применяться «цивилизованной Европой». Причиной войны он полагал удаление европейского человека от Бога. «Белой чумой» окрестил Владыка современную ему безбожную культуру… В 1920 году иеромонах Николай был рукоположен во епископа Охридского. В Охриде, древнем граде Македонии, расположенном близ Охридского озера, одного из красивейших в мире, им был создан целый цикл литературных произведений: «Молитвы на озере», «Слова о Всечеловеке», «Охридский пролог», «Омилии» и другие.Владыка ежедневно разъезжал по епархии, проповедовал и поучал народ, восстанавливал разрушенные войной церкви и монастыри, основывал дома для сирот. Предзрев опасность сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, Владыка организовал Православное народное движение (также называемое «богомольчес-ким»), которое составили люди, откликнувшиеся на зов своего Владыки и готовые ежедневно и твердо исповедовать своей благочестивой жизнью Христа Господа.Далеко не в каждом сербском и македонском селении была в то время церковь, что являлось последствием многовекового турецкого владычества. Из некоторых высокогорных сел крестьяне редко выкраивали время, чтобы добрести до ближайшего храма, зачастую находившегося за много верст от них. В таких селах Владыка Николай ставил крепких в вере народных старейшин, постоянно объединявших крестьян для совместных походов в церковь, а в пр межутках между такими походами собирав ших их в хатах на своеобразные христианские вечера, где читалось Священное Писание, пелись божественные песни. Множество таких песен, положенных на род- никово чистые народные мелодии, сочинив сам Владыка Николай. В бесхитростных текстах их – чуть ли не вся православная догматика.Православное народное движение, распространившееся усердием Владыки Николая по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением, обусловившим возрождение монашества, обновившим веру в простом, зачастую неграмотном народе, укрепившим Сербскую Православную Церковь.В 1934 году епископ Николай был переведен в Жичскую епархию. Древний монастырь Жича требовал реставрации и всестороннего обновления, как и многие другие монастыри в том крае, находящемся в самом сердце Сербии. На это и положил свои силы Владыка Николай, и вскоре жичские святыни заблистали своим прежним светом, тем, которым светились они, быть может, еще до турецкого нашествия.Началась вторая мировая война, когда Сербия – уже в который раз! – разделила одну судьбу с Россией, как страна славянская и православная. Гитлер, найдя себе надежных союзников в хорватах, небеспричинно полагал в сербах своих ярых противников. Он лично приказал своему командующему Южным фронтом обессилить сербский народ: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первую очередь – Патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича…»Так Владыка Николай вместе с Сербским Патриархом Гавриилом оказались в печально известном концлагере Дахау в Германии – единственные из всех европейских церковных лиц такого сана взятые под стражу!Их освободила 8 мая 1945 года союзническая 36 американская дивизия. Из лагеря Владыка Николай вышел с готовой книгой – «Сквозь тюремную решетку», в которой призывал православных людей к покаянию и размышлению о том, за что Господь попустил на них столь страшное бедствие.Узнав, что в Югославии насильственным путем пришел к власти атеистический, антиправославный режим Иосифа Броза (Тито), Владыка остался в эмиграции: немало поскитавшись по Европе, он жил сначала в Англии, затем в Америке. Там он продолжил свою миссионерскую и литературную деятельность и создал такие жемчужины, как «Жатвы Господни», «Страна Недоходимая», «Единственный Человеколюбец», оттуда направлял он в сербские церкви и монастыри щедрую материальную помощь.Последние дни Владыки Николая протекли в русском монастыре святителя Тихона в штате Пенсильвания. 18 марта 1956 года Владыка мирно отошел ко Господу. Смерть застала его за молитвой.Из русского монастыря тело Владыки было перенесено в сербский монастырь святителя Саввы в Либертвилле и похоронено с большими почестями на монастырском кладбище. О переносе мощей Владыки Николая на родину в то время не могло быть и речи: режим Тито объявил его предателем и врагом народа. Узника Дахау, Владыку Николая коммунисты публично называли «сотрудником оккупантов», всячески принижали и поносили его литературные труды, полностью запретив их печатание.

Читайте также:  Праздничные посты и крещенский сочельник

Лишь в 1991 году освободившаяся от диктатуры коммунизма Сербия вернула себе свою святыню – мощи святителя Николая Сербского. Перенос мощей Владыки вылился во всенародный праздник. Они покоятся теперь в его родном селе Лелич. Церковь, где хранятся они, с каждым годом становится местом все более и более многолюдного паломничества.

Святитeль HикoлaЙ  Сеpбский – вeликий святoй, мир и благодать, которые излучало его сердце, коснулись многих и многих сердец. Дыхание его святости согрело тысячи ищущих Бога душ. Рядом с ним выросла другая святость и богоугодная личность. Это преподобный Иустин Попович, почти наш современник, скончавшийся в 1979 году.

Прийма И.Ф (c)

Дни памяти:  Март 5,  Апрель 20

Текст жизнеописания по изданию: “Журнал Московской Патриархии”. 1999. №7.

ВИДЕО

КНИГИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

Библейские темы Верую. Вера образованных людей Десять Божиих заповедей
Скачать: .rtf .pdf Скачать: .rtf .pdf Скачать: .rtf .pdf
Индийские письма Миссионерские письма Молитвы на озере
Скачать: .rtf .pdf Скачать: .rtf .pdf Скачать: .rtf .pdf
Мысли о добре и зле О воровстве и неправедном Богатстве Объяснение молитвы Отче наш
Скачать: .rtf .pdf Скачать: .doc Скачать: .doc
Феодул, или Раб Божий Беседы под горой и новые беседы под горой
Скачать: .rtf .pdf Скачать: .doc

Источник: http://www.srbija.ru/mat/prav/136-nikolai

Молитва свт николай сербский

Полное собрание и описание: молитва свт николай сербский для духовной жизни верующего человека.

Святитель Николай Велимирович – был одним из самых образованных сербских и европейских богословов XX века, названным “новым Златоустом”. Патриот, деятельный миссионер и просветитель, церковный администратор, благотворитель, восстановивших немало запустевших монастырей.

При фашисткой оккупации пережил и ссылки в дальние монастыри под охраной, и в конце войны плен в концлагере. Он выполнил редактирование сербского перевода Нового Завета, сделанного в свое время Вуком Караджичем.

Важно

После освобождения из-за коммунистического режима Югославии перебрался в США, где продолжил свои богословские и пастырские труды до самой смерти.

Святитель Николай Велимирович – покровитель церковного клира, монашества, миссионеров и благотворителей. К нему обращаются за молитвенной помощью для укрепления веры в болезнях и скорби, гонениях, заточениях, для благословения учебы и преподавательской и просветительской деятельности, для вразумления маловеров и сектантов.

Тропарь святителю Николаю Сербскому Велимировичу, глас 8:

Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, славо и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.

Кондак святителю Николаю Сербскому Велимировичу, глас 3:

Сербскаго Лелича рождение, архипастырем во Охриде святаго Наума был еси, от престола святителя Саввы в Жичу предстал еси, научая и просвещая люди Божия Святым Евангелием. Многия к покаянию и любве ко Христу привел еси, Христа ради страсти в Дахау претерпел еси, и сего ради, святе, от Онего же прославлен еси, Николае, Божий новоявленный угодниче.

Молитва святителю Николаю Сербскому Велимировичу, епископу Охридскому и Жичскому:

  • Молитва святителю Николаю Сербскому Велимировичу. Святитель Николай Велимирович – был одним из самых образованных сербских и европейских богословов XX века. Патриот, деятельный миссионер и просветитель, церковный администратор, благотворитель, восстановивших немало запустевших монастырей. Святитель Николай Сербский – покровитель церковного клира, монашества, миссионеров и благотворителей. К нему обращаются за молитвенной помощью для укрепления веры в болезнях и скорби, гонениях, заточениях, для благословения учебы и преподавательской и просветительской деятельности, для вразумления маловеров и сектантов

Акафист святителю Николаю Сербскому Велимировичу:

Канон святителю Николаю Сербскому Велимировичу:

  • Канон святителю Николаю Сербскому

Житийная и научно-историческая литература о святителе Николае Сербском Велимировиче, епископе Охридском и Жичском:

  • Жизнеописание святителя Николая Сербского Велимировича, епископа Охридского и Жичского – иеромонах Игнатий Шестаков

Труды святителя Николая Сербского Велимировича:

  • Миссионерские письма – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Молитвы на озере – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • В чем причины экономических кризисов? – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Человеку, который верит в Бога, но не молится Ему – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Евангелие о Крещении Господа – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Христианское православное исповедание веры – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Святой князь Владимир – Креститель русских – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Вознесение Господне – святитель Николай Велимирович
  • Евангелие о Вознесении Господа – святитель Николай Велимирович

Читать другие молитвы раздела “Православный молитвослов”

Источник: https://xn—-8sbfxoeboc6b7i.xn--p1ai/molitva-svt-nikolaj-serbskij/

Святитель Николай Сербский, епископ Охридский и Жичский

 Дорогие братья и сестры!

20 апреля (3 мая) православный мир торжественно чтит память великого сербского подвижника святителя Николая, епископа Охридского и Жичского

Многих великих святых явила миру братская Сербская Православная Церковь! Ее небесным покровителем по-праву считается святой Савва Сербский (†1236), первый Архиепископ Сербской Автокефальной Церкви. Его почитание в сербском православии сравнимо с почитанием на Руси святого равноапостольного князя Владимира или прп. Сергия Радонежского.

В Сербской Церкви воссияли и другие великие подвижники: святой Симеон (отец святого Саввы), святой Стефан Дечанский (14 в.), святые сербские князья — мученик Лазарь (†1389) и Стефан Щилянович (†1515), святитель Василий Острожский (17 в.). Из современников упомянем причисленного в 2010 г.

к лику святых преподобного Иустина (в миру Благое Попович) (†1979).

В соборе сербских святых особое место занимает «сербский Златоуст» святитель Николай (в миру Никола Велимирович) (23 декабря 1880 — 18 марта 1956) — епископ Сербской православной церкви. Воистину верно слово о нем его ученика и преподобного отца Иустина Челийского (Поповича): «Владыка Николай — величайший сын сербского народа после святого Саввы Сербского! Аминь».

Из жития святителя известно, что после окончания богословско-педагогической школы он посвятил себя преподаванию. Затем в начале ХХ вв. уехал продолжать образование в Швейцарию и Англию. Защитил докторскую степень по философии и богословию в Берне. Темой его диссертации была «Вера в Воскресения Христово как основной догмат Святой Апостольской Церкви».

В 1909 г. принял монашеский постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. В течение нескольких лет преподавал в Белградской Духовной академии философию, психологию, логику, историю и иностранные языки. Во время Первой мировой войны читал лекции в Америке и Англии, сбор от которых пошел в помощь соотечественникам, чем оказал поддержку своей родине.

Божием Промыслом жизнь святителя была тесным образом связана с Россией. Он горячо любил нашу страну, переживал за нее и слезно молился о ее «духовном исцелении». Известно, что в 1910 г.

иеромонах Николай был направлен учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую духовную академию. Поступил на общих основаниях как обычный семинарист, не упомянув даже об уже полученном европейском образовании.

Совет

На одном из духовно-литературных вечеров он поразил своими знаниями и проповедническим даром преподавателей и студентов академии, в особенности митрополита Антония (Вадковского), который испросил у императора для талантливого академиста право на бесплатное путешествие по всей России. С тех пор ни одна страна не вспоминалась владыкой с такой любовью, как Россия, которую он носил в своем сердце до последнего вздоха.

В 1919 г. хиротонисан в епископа Жичского, а в 1920 — и в Охридского, где он и служил до 1934 г. Затем вернулся в Жичу, в которой находился до 1941 г.

Читайте также:  Мученица людмила чешская

Во время Второй Мировой Войны был помещен в концлагерь Дахау (приобрёл зловещую известность как один из самых ужасных концлагерей, в которых проводились медицинские эксперименты над заключенными), чудом остался жив и после освобождения, по причине невозможности вернуться в атеистическую Югославию, в которой Иосип Броз Тито объявил его врагом народа, продолжил свою миссионерскую деятельность в Европе и Америке, где много писал, выступал с лекциями, преподавал.

В эмиграции он тяготел к русской среде, преподавал в Академии святого Владимира в Нью-Йорке, Святой Троицы в Джорданвилле, святителя Тихона в Пенсильвании.

Последние дни святителя прошли в русском монастыре святого Тихона в штате Пенсильвания, где он и представился. Из монастыря тело владыки было перенесено на кладбище сербского монастыря Святого Саввы в Либертвилле (штат Иллинойс). В 1991 г. 12 мая его святые мощи были перенесены в родной сербский город Лелич, где и находятся по ныне.

В 2003 г. на Архиерейском соборе Сербской Православной Церкви святитель причислен к лику святых.

Особо отметим духовную связь святителя Николая с великим русским святым, также вынужденно проживавшим в эмиграции, широко почитаемым не только в России, но и в среде сербского православного народа, святителем Иоанном, Шанхайским и Сан-Францисским чудотворцем.

В период преподавания Иоанна Шанхайского в сербской семинарии, опытный епископ Николай давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну». Он также говорил: «Дети, внимайте отцу Иоанну! Он ангел Божий в человеческом обличье».

Обратите внимание

Известно, что оба святителя настаивали на скорейшем прославлении святого праведного Иоанна Кронштадтского и Царя-мученика Государя Императора Николая Александровича.

Так, именно святитель Николай своим обращением к Русской Православной Церкви заграницей с просьбой приступить к канонизации Иоанна Кронштадтского инициировал процесс прославления этого великого праведника.

После его официального обращения Архиерейский Синод поручил Иоанну Шанхайскому собрать все необходимые для канонизации документы, в результате чего в 1964 г. Иоанн Кронштадтский был прославен Русской Православной Церковью заграницей.

Основные труды

Перу святителя Николая принадлежат многочисленные работы, посвященные как исследованиям серьезных богословских тем, так и ответам на обычные духовно-житейские вопросы. Собрание сочинений святителя насчитывает тринадцать томов. В 2010 г.

в издательстве Сретенского монастыря вышло собрание его творений в трех книгах. Первые два тома — это беседы на воскресные и праздничные Евангелия В третью книгу вошли пользующиеся большой популярностью «Миссионерские письма» (Святитель Николай Сербский (Велимирович): Творения.

В 3 книгах Издательство: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2010 г.).

(цит. по «Николай Сербский (Велимирович), свт. Миссионерские письма / Пер. с серб. С. А. Луганской. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2011):

Письмо 6. Разорившемуся купцу, которого все покинули: «По Христовой мере, то, что составляет вечную ценность человека, не прибывает с богатством и не убывает с бедностью. Но приливы и отливы этой вечной ценности, которая не сходит с телом в могилу, зависят от силы любви человека к заповедям Божиим».

Письмо 8. Священнику К.

, о мировом кризисе: ««Кризис» — слово греческое, в переводе оно означает «суд»… Замени слово «суд» словом «кризис» и читай: «Милость и кризис воспою», «от Господа придет кризис всякому», «Отец весь кризис отдал Сыну», «Время начаться кризису с дома Божия… Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, — богоотступничество».

Письмо 15. Одному сербскому патриоту, утверждающему, что важнее быть честным сербом, а вера — дело второстепенное: «Никто не сможет быть хорошим сербом, если прежде всего не будет хорошим человеком. В мире не было и нет иной силы, которая могла бы сделать человека совершенным, кроме веры Христовой»;

Письмо 25. Русскому ветерану, оплакивающему свою распятую родину: «Но, когда ты говоришь о русской беде, не забывай, что угнетатели, а не угнетенные — сейчас самые несчастные существа на Русской земле. Жалей их, не осуждай.

Ибо иссохнут, яко трава, один за другим стираясь из памяти, уходя от власти. Они поденщики Божии, хотя сами того не ведают. Они льют воду на Христову мельницу: понося Его, они на Него работают.

Не дано им пока это видеть, но когда они исчезнут, как тени, тогда увидят и возрыдают горько, ибо ничего, кроме проклятия, им не останется. Получили они вознаграждение свое здесь, на земле, в виде преходящих власти и могущества.

А ты не плачь, радуйся! Настала в России великая жатва душ. В эти дни многострадальный русский народ наполняет рай больше, чем любой другой христианский народ на земле».

Письмо 50. Владельцу кофейни, которому пришлось выбирать между самоубийством и нищетой: «Что ты потерял? То, что не было твоим, когда ты родился, не твое и теперь. Был хозяином, а стал нищим. Это не потеря. Потеря, когда кто-то был человеком, а стал зверем. А ты был человеком и остался человеком»;
Письмо 59.

Американцу Джону Дэвису, которого пугает умножение рода человеческого: «Поэтому успокойтесь и не мучайте себя заботой о хлебе для тех, кто еще не родился. Если же Вы желаете беспокоиться о будущих судьбах людей, тогда побеспокойтесь о том, какими будут сами люди, а не о том, что они будут или не будут иметь.

Уверяю Вас, что, если потомки Ваши будут искать прежде Царства Божия и правды Его, ни дня без хлеба не останутся, даже если будет их как песка в море».

Письмо 60. Мелентию Д., на вопрос, что означают слова «вечная память»: «Кто желает бессмертного поминовения в вечности, тот евангельского духа ищет. Кто хочет своему имени бессмертия на земле, тот тщеславится.

Важно

Знай, что многие из тех, кто неслышно и незаметно прошел по этой жизни, обрели бессмертие именам своим в том мире, который выше смерти и перемен. Подумай об этом, брат Мелентий, и Господь еще многое откроет тебе.

А когда услышишь о моей смерти, тихо помолись: „Вечная ему память“».

Письмо 69. Неправославному священнику, на вопрос: «За что Бог наказывает православную Россию?»: «Во всяком случае сегодняшние крестные муки русского народа принесут миру непреходящую пользу. А сам русский народ выйдет из огня страданий более сильным, святым и славным, чем был прежде.

Даже обычный кузнец бросает в огонь железо не для того, чтобы наказать его, но чтобы сделать его чище.

Мы считаем и верим, что Творец попустил великому русскому народу огонь страданий не для того, чтобы наказать и истребить его, но чтобы этим страшным примером предостеречь и вразумить другие народы, а сам русский народ вовеки прославить пред землей и небом».

Письмо 74. Богомольцу, над которым насмехаются домашние: «Знай, покаются твои гонители, насмешники умолкнут, а ты возрадуешься. Сегодня ты последний в доме отца, но скоро первым станешь. А те, кто гонит тебя, будут служить тебе. Это пророчество тысячи раз исполнялось и на тебе исполнится».

Письмо 80. Одному рантье, который рассказывает, как он обеспечил себе безбедное существование: «Поспешите в Бога богатеть, по слову Спасителя.

А богатеть в Бога — значит богатеть тем богатством, которое Богу угодно и которое никогда не оставит человека. Это богатство веры и твердое упование на Бога, богатство милосердия и сострадания, истины и братолюбия.

Этим щитом защитите Вы свою жизнь и жизнь своих детей надежнее, чем всеми богатствами мира».

Письмо100. К.К.

, на вопрос, можно ли гадать на кресте: «Но какая же тогда сила в кресте! Сила, которая очищает, защищает и освящает! Крестом освящаются вода и елей, хлеб и первые плоды земные, дом и человек.

Эту силу наш народ знает опытно, потому он и освящает крестом Христовым посевы и дома, скот, одежду и пищу. А проклятое гадание несовместимо с крестом, как и крест с гаданием».

И в самое завершение:

«Известен такой случай  из жизни Владыки того периода. Однажды он обратился к готовящимся причаститься Св. Таин:
 — Пусть достойные Причастия станут справа, а неготовые — слева.

Вскоре множество народа оказалось на левой стороне. И лишь четверо встали справа.
 — Ну, что же, — произнёс Владыка, — сейчас грешники подойдут к чаше с Пречистым Телом и Кровью, а праведники могут не подходить.

Они ведь и так уже безгрешны. Зачем же им Причастие?» 

Трощинский Павел

Источник: http://tihvinskiy.ru/11220/

Святитель Николай Сербский: Изречения – Церковь Успения Богородицы

3 мая Церковь празднует память святителя Николая Сербского (1956).

Святитель Николай (серб. Епископ Николај, в миру Никола Велимирович, серб. Никола Велимировић; 23 декабря 1880 — 18 марта 1956) — епископ Сербской православной церкви, епископ Охридский и Жичский.

Родился святитель Николай 5 января (23 декабря по старому стилю) 1881 года в селе Лелич, недалеко от сербского городка Валево. Окончил местную богословскую школу, затем в 1904 году продолжил учиться в Швейцарии, где защитил докторскую диссертацию.

В 1909 году принял монашеский постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. Преподавал в Белградской Духовной Академии. Читал лекции в Америке и Англии во время Первой Мировой войны.

В 1919 году был поставлен во епископа Жичского, а через год принял Охридскую епархию, где служил до 1934 года, когда ему вновь удалось вернуться в Жичу.

В начале Второй мировой войны пребывал в заключении  в монастыре Раковица, затем в Войлицу, наконец оказался в концлагере Дахау. После освобождения перебрался в Америку, где занимался богословием и просветительством.

Скончался он 18 марта 1956 года в Пенсильвании.

В 2003 году на Архиерейском соборе Сербской Православной Церкви причислен к лику святых.

Бог и вера:

От Бога нас отделяет ложь, и только ложь… Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания – вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и отречению от Бога

По мере нравственного очищения человека истины веры открываются ему всё яснее.

Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце.

Люди не верят вере, проповедуемой маловерными.

Вера Христова — опыт, навык, а не теория и не людское мудрование.

Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить.

…не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире.

Из всех благ на земле люди больше всего любят жизнь. Любят они ее даже больше истины, хотя без истины и нет жизни. Следовательно, жизнь – это высшее благо, а истина – основание жизни.

Читайте также:  Молитвы об умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы - против искушений, нечистой силы и душевных болезней

Смерть не естественна, а противоестественна. И смерть идет не от природы, а против природы…

Совет

Протест природы против смерти превозмогает все надуманные оправдания смерти.

Даже наихудший человек трижды в жизни вспоминает о Боге: когда видит праведника, страдающего по его вине, когда он сам терпит скорби по чужой вине и когда наступает для него час смерти.

Истина открывается любви:

Искать истину – значит искать предмет любви. Искать же истину, чтобы сделать ее орудием, – значит искать истину ради прелюбодейства. Тем, кто ищет ее ради этого, истина бросает кость, но сама бежит от него за тридевять земель.

Откроет ли человек глаза и обратит взор на себя — увидит Бога, закроет ли их и всмотрится в себя — опять увидит Бога: и тело его, и дух носят в себе и являют собой два пути богопознания.

День и ночь:

Если ткать днем, а ночью распускать, никогда не соткать. Если строить днем, а ночью разрушать, никогда не построить.

Если молиться Богу, а делать пред Ним злое, никогда ни соткать, ни построить дом своей души.

Добро и зло:

Только сильный решается делать добро.

Испокон веков волки задирали овец, но никогда еще ни одна овца не задрала волка, однако же в мире всегда больше овец, чем волков.

Когда зло выбросит и последнюю карту, добро будет еще одну держать в руках.

Все зло, которое люди творят под Небом – это исповедь немощи и бессилия.

Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро — тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло — быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея.

Без стойкости в добре никто не может почувствовать подлинного удовлетворения жизнью. Ведь на пути к добру сначала вкушаешь горькое и лишь потом сладкое.

Если безбожник бросает тебе вызов, или поносят тебя безумцы, или гонят озлобленные люди – считай всё это делом дьявола, ибо человек по природе набожен, умен и добр.

Именно дьявол вызывает тебя на долгие споры и бесплодные разговоры. Сделай благое дело во имя Христово – и дьявол убежит от тебя. Тогда ты будешь иметь дело с настоящими людьми: благочестивыми, умными, добрыми.

Никто под солнцем не велик, кроме того, что верит в окончательную победу добра. Впрочем, без такой веры никто со всей серьезностью не верит и в Бога. Эти две веры соотносятся так же, как солнечный свет и солнце.

Там, где есть мужество, зло – покорный подданный; там, где его нет, зло – суверен.

Зло мы навлекаем на себя с помощью такого же зла, живущего в нас самих.

Грех:

В человеке только грех — подлинное зло, а вне греха зла не существует.

Следует опасаться не столько самого греха, сколько его власти над человеком.

Человеку трудно не грешить, но он должен прилагать всё старание к тому, чтобы избежать пленения грехом.

Над грехом способен возвысится только тот, кто стоит выше смерти.
Но чем больше кто-то боится смерти, тем меньше он боится греха.

…какой ужас, если твой день – то, что внешнее, твоя ночь – то, что внутри!

Желание — семя греха.

Сомнение и отчаяние суть два червя, развивающиеся из личинок греха.

Против трех нездоровых состояний души святой апостол выставляет три ее здоровых качества: против гордости — смирение, против гневливости — кротость, против малодушия — долготерпение.

Обратите внимание

Ненавидь зло, а не человека, делающего злое, потому что он болен. Если можешь, лечи этого больного, а не убивай его своим презрением.

Грешник легче понимает, терпит и переносит грешника, чем праведника.

Вражда и обида:

Человек ненавидит того, против кого согрешает. Когда человек догадается, что такой-то знает о его тайном грехе, то его поначалу охватывает страх перед этим сокровенным свидетелем. Страх быстро переходит в ненависть, а ненависть совсем ослепляет.

Никто так не боится мук, как мучающий других.

Слабость:

Преступление всегда слабость. Преступник – трус, а не герой.

Потому всегда смотри на своего обидчика как на более слабого; как не станешь мстить малому ребенку, так же не мсти никому ни за какую обиду. Ибо она рождается не от зла, но от слабости.

Так ты сохранишь свою силу и будешь подобен спокойному морю, которое никогда не выйдет из берегов, чтобы утопить безрассудного, бросающего в него камень.

Гордыня и смирение:

Гордость — поистине дочь глупости…

Гордость сродни надувшемуся пузырю, лопающемуся от слабейшего прикосновения иглы. Малейший укол судьбы превращает ее в отчаяние.

Грустно это — не сметь посмотреть в зеркало, но опасно не отводить от него глаз.

Зависть:

Первым грехом, проявившемся в мире духов, была зависть.

Зависть никогда не выступает под своим подлинным именем.

Богатство:

Богатство — благо, когда его можно обратить в доброе дело.

Богатство — зло, когда, вместо того чтобы наделить человека свободой, оно ставит своего собственника себе в услужение.

Те, кто не умел делиться богатством, пока им обладал, должен будет научиться просить, когда оно будет у него отнято.

Эгоизм и альтруизм, любовь и милосердие:

Научившийся быть благодарным научится быть и милостивым. А милостивый человек свободнее шагает по этому миру.

Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, а, наоборот, расширяем ее границы.

Героизм и эгоизм:

Не верь теориям и разговорам о законе эгоизма. Его не существует. Господь правит миром, а люди – род Божий.
Человек, прыгнувший в поток, чтобы спасти тонущего, в один миг уничтожает все эти теории и пресекает такие разговоры.

Когда угасает любовь, люди ищут справедливости.

Мир:

Люди, не видящие мир в себе, не увидят свое место в мире.

Мы не просто очевидцы этой жизни, мы все ее участники. А потому, что бы ни случилось в мире – это происходит и со мной.

Мала эта земля, но будьте вы великими, чтобы своим ростом восполнить ее незначительность.

Человек:

Невежды утверждают, что ноги носят голову, тогда как знатокам известно обратное: именно голова носит ноги.

Добрая воля в человеке — это сила созидающая, стихословящая и поющая.

Имеющий великое имеет и малое.

Никто не велик, если не держится кого-то величайшего.

Глазами каждого человека на тебя взирают миллионы его предков. — Смотри и виждь!
Они говорят и его устами. — Прислушайся!

Каждый дух раскрывает себя в своем творении, и каждая тварь выражает себя через присущее ей действие.

Важно

Ни офицерский мундир не сделает вас храбрым, ни священническая ряса – милосердным, ни судейская тога – справедливым, ни министерское кресло – сильным, если ваша душа не изобилует ни мужеством, ни состраданием, ни праведностью, ни крепостью.

Первый голод человека — алкание истины. Второй голод нашей души — алкание правды.

Третий ее голод — алкание чистоты.

Страх перед самим собой
Кто никогда не испугался самого себя, тот не знает страха. Ибо все чудовища внешние, которых человек страшится, находятся внутри него самого, причем в неразбавленной эссенции.

Женщина:

Если высказать всю истину, то мы должны будем признать, что всё зло в мир сей вошло через жену, но от Жены пришло и спасение мира.

Брак:

Бог благословил брак сначала в раю, а затем в Кане [Галилейской]. В браке две плоти становятся плотью единой, два храма Духа Святого обретают единый кров.

Воспитание:

Чем дольше мать лелеет и качает свое дитя на руках, тем позже оно начинает ходить.

Вы громко и злобно кричите, что нужно выбросить преподавание веры из школы. Пусть-де молодежи вдоволь рассказывают о кровавом Нероне и изувере Калигуле, только чтобы не упоминали о спасительном имени Иисуса Христа.

Жизнь:

Дни поражений тяжелее забыть, чем дни побед.

Христианство:

Главных евангельских идеи — три: идея братства, идея свободы и идея любви. Как три шелковых нити, проходят они через все четыре Евангелия.

Когда в душах людей угасают лампады и свечи, фимиам превращается в удушающий дым, а сердце, сделавшись холодным и твердым, как камень, перестаёт быть алтарем любви, – тогда и стены храма уже не радуют Бога.

Государство:

Власть — это великое искушение, и мало тех, кто способен ему противостоять.

Не бывает ни деспотов без людей трусливых, ни героев без милости.

Закон — паяц силы.

Борьба за власть и право — болезненное явление в человеческой истории.

Иллюстрация на анонсе: Татьяна Ушманова. святитель Николай Сербский

 www.foma.ru

Источник: http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/76846/svyatitel-nikolay-serbskiy-izrecheniya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector